<< Пред.           стр. 62 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  - заместитель начальника Управления регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг;
  - начальник Управления регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  - заместитель начальника Управления регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  - начальник Управления регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
  - заместитель начальника Управления регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг;
  - начальник Управления регулирования инфраструктуры фондового рынка;
  - заместитель начальника Управления регулирования инфраструктуры фондового рынка;
  - начальник Отдела административного производства;
  - советник Отдела административного производства;
  - руководитель группы инспекторов.
  Должностные лица региональных отделений ФКЦБ России, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, установлены приложениями 2 - 16, утвержденными вышеуказанным Постановлением ФКЦБ России.
  Применительно к п. 62 ч. 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что Приказом МАП России от 18 ноября 2002 г. N 763 (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2003 г. N 4127) утвержден перечень должностных лиц территориальных органов МАП России, управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
  К указанным должностным лицам относятся:
  - руководители территориальных управлений МАП России;
  - заместители руководителей территориальных управлений МАП России;
  - начальники отделов территориальных управлений МАП России;
  - заместители начальников отделов территориальных управлений МАП России;
  - иные должностные лица территориальных управлений МАП России, специально уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.
  Согласно п. 1 рассматриваемого Приказа указанные должностные лица составляют и подписывают протокол об административном правонарушении на бланке территориального управления МАП России.
  В части п. 63 ч. 2 рассматриваемой статьи перечень должностных лиц органов госторгинспекции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16 июля 2002 г. N 202 (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2002 г. N 3714).
  Согласно п. 1 данного Приказа протоколы об административных правонарушениях составляют следующие должностные лица:
  - в Департаменте госторгинспекции, внутренней торговли и общественного питания Минэкономразвития России:
  руководитель, его заместители;
  начальник отдела контроля за качеством и безопасностью товаров и услуг торговли Госторгинспекции, его заместители;
  начальник отдела контроля правил торговли, цен и услуг Госторгинспекции, его заместители;
  начальник отдела по работе с территориальными органами Госторгинспекции, его заместители;
  - в территориальном управлении Госторгинспекции Минэкономразвития России в субъектах Российской Федерации:
  руководитель, его заместители;
  начальники структурных подразделений, их заместители;
  государственные инспектора.
  Указанные должностные лица составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 14.1, 14.3, 14.10, ч. 1, 2 ст. 14.16, ст. 15.13, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП.
  Применительно к п. 66 ч. 2 комментируемой статьи Перечень должностных лиц Госстандарта России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Госстандарта России от 26 сентября 2002 г. N 213 (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2002 г. N 3836).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - председатель Госстандарта России - главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений;
  - заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения центрального аппарата Госстандарта России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного контроля и надзора, - заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений;
  - работники структурного подразделения центрального аппарата Госстандарта России, ведающие вопросами организации и осуществления государственного контроля и надзора, - государственные инспектора Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и (или) обеспечением единства измерений;
  - руководители федеральных государственных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации в субъектах (регионах) Российской Федерации - главные государственные инспектора субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений;
  - заместители руководителей федеральных государственных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации в субъектах (регионах) и руководители федеральных государственных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации в городах Российской Федерации - заместители главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений;
  - руководители и специалисты структурных подразделений федеральных государственных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации в субъектах (регионах) и городах Российской Федерации - государственные инспектора по надзору за государственными стандартами и (или) обеспечением единства измерений.
  Применительно к п. 67 ч. 2 комментируемой статьи должностные лица территориальных органов Госкомстата России, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, определены Постановлением Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. N 36 (зарегистрировано в Минюсте России 24 марта 2003 г. N 4310). Согласно п. 1 данного Постановления к должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся государственные служащие, замещающие должности начальника отдела и заместителя начальника отдела в территориальных органах Госкомстата России и непосредственно выполняющие возложенные на них функции сбора статистической информации, включая бухгалтерскую отчетность.
  В части п. 68 ч. 2 рассматриваемой статьи Перечень должностных лиц органов, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, утвержден Приказом Минфина России от 22 октября 2002 г. N 103Н (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2002 г. N 4006).
  Согласно приложению к названному Приказу к указанным должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП, относятся:
  - должностные лица Российской государственной пробирной палаты: начальники отделов, их заместители, главные контролеры, ведущие инженеры-контролеры, инженеры-контролеры, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
  - должностные лица государственных инспекций пробирного надзора: начальники госинспекций, их заместители, начальники отделов, их заместители, главные контролеры, ведущие инженеры-контролеры, инженеры-контролеры I категории, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, а также главные контролеры, ведущие контролеры, инженеры-контролеры I категории групп, постоянного государственного контроля в организациях, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 18 января 1999 г. N 64 "Об организациях, в которых осуществляется постоянный контроль за добычей, производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней".
  Применительно к п. 69 ч. 2 комментируемой статьи Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в жилищной сфере, утвержден Приказом Госстроя России от 18 июля 2002 г. N 149 (зарегистрирован в Минюсте России 29 октября 2002 г. N 3888).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - начальник управления Главной государственной жилищной инспекции - главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации и его заместители;
  - начальник, его заместитель, должностные лица отдела управления Главной государственной жилищной инспекции, уполномоченные проводить мероприятия по контролю;
  - руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и их заместители;
  - должностные лица государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
  Указанные должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21, 7.22, 7.23, 9.4, 9.5, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП.
  В части п. 70 ч. 2 рассматриваемой статьи Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства, утвержден Приказом Госстроя России от 18 июля 2002 г. N 149 (ср. комментарий к п. 69 рассматриваемой статьи).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - заместитель начальника Управления - начальник Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Госстроя России и его заместители;
  - должностные лица Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Госстроя России, уполномоченные проводить мероприятия по надзору;
  - начальники инспекций государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации и их заместители;
  - должностные лица инспекций государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации, уполномоченные проводить мероприятия по надзору.
  Об административных правонарушениях, применительно к которым указанные должностные лица составляют протоколы, см. комментарий к п. 69 ч. 2 рассматриваемой статьи.
  Применительно к п. 71 ч. 2 комментируемой статьи Перечень должностных лиц Минимущества России и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Минимущества России от 13 марта 2003 г. N 79.
  К указанным должностным лицам относятся:
  - министр имущественных отношений РФ;
  - заместители министра имущественных отношений РФ;
  - руководители структурных подразделений центрального аппарата Минимущества России, их заместители;
  - руководители межрегиональных территориальных органов Минимущества России, их заместители;
  - руководители структурных подразделений межрегиональных территориальных органов и территориальных органов Минимущества России, их заместители.
  Согласно п. 1 вышеуказанного Приказа Минимущества России к ведению названных должностных лиц отнесено составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.1, ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20 КоАП (ср. с перечнем статей КоАП, указанным в п. 71 ч. 2 комментируемой статьи).
  Руководители межрегиональных территориальных органов и территориальных органов Минимущества России одновременно с направлением в суды протоколов об административных правонарушениях направляют копии протоколов в Минимущество России (см. п. 3 Приказа Минимущества России от 13 марта 2003 г. N 79).
  Применительно к п. 73 ч. 2 комментируемой статьи Перечень должностных лиц Федеральной службы геодезии и картографии России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Роскартографии от 19 марта 2003 г. N 47-пр (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2003 г. N 4386).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - заместитель руководителя Федеральной службы геодезии и картографии России - главный государственный инспектор Российской Федерации по геодезическому надзору;
  - руководитель структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы геодезии и картографии России, на которое возложено выполнение функций государственного геодезического надзора, - заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по геодезическому надзору;
  - специалисты структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы геодезии и картографии России, на которое возложено выполнение функций государственного геодезического надзора, - государственные инспектора Российской Федерации по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью;
  - руководители территориальных органов (инспекций государственного геодезического надзора) Федеральной службы геодезии и картографии России - главные государственные инспектора территориальных зон по геодезическому надзору;
  - заместители руководителей территориальных органов (инспекций государственного геодезического надзора) Федеральной службы геодезии и картографии России - заместители главных государственных инспекторов территориальных зон по геодезическому надзору;
  - должностные лица и специалисты территориальных органов (инспекций государственного геодезического надзора) Федеральной службы геодезии и картографии России, на которых возложено выполнение функций государственного геодезического надзора, - государственные инспектора по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на соответствующей территории.
  Применительно к п. 74 ч. 2 комментируемой статьи должностные лица органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, установлены Перечнем должностных лиц Минюста России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Минюста России от 28 июня 2002 г. N 182 (зарегистрирован в Минюсте России 28 июня 2002 г. N 3542; в ред. Приказа Минюста России от 28 февраля 2003 г. N 48).
  К указанным должностным лицам относятся: генеральный директор Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФАПРИД), его заместители.
  Применительно к п. 75 ч. 2 комментируемой статьи Перечень должностных лиц Российского агентства по патентам и товарным знакам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Роспатента от 3 марта 2003 г. N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 24 марта 2003 г. N 4308).
  К данным должностным лицам относятся:
  - заместители начальника Правового управления Роспатента;
  - начальник отдела правового регулирования промышленной собственности Роспатента.
  Должностные лица, указанные в комментарии к п. 74, уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.20, ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП. Перечнем, рассматриваемым в п. 74 ч. 2, установлены также и должностные лица службы судебных приставов, уполномоченных в соответствии с п. 77 ч. 2 комментируемой статьи составлять протоколы об административных правонарушениях.
  К указанным должностным лицам относятся:
  - заместитель министра юстиции Российской Федерации - главный судебный пристав Российской Федерации;
  - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации - руководитель Департамента судебных приставов;
  - заместители руководителя Департамента судебных приставов;
  - главный военный судебный пристав, его заместители;
  - старший военный судебный пристав;
  - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители;
  - старшие судебные приставы;
  - судебные приставы.
  Вышеуказанные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.3 - 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП.
  Применительно к п. 76 ч. 2 комментируемой статьи перечень должностных лиц Минтранса России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного хозяйства, установлен Приказом Минтранса России от 21 октября 2002 г. N 134 (в ред. Приказа Минтранса России от 23 июля 2003 г. N 167, зарегистрированного в Минюсте России 1 августа 2003 г. N 4943).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - первый заместитель министра транспорта Российской Федерации, руководитель государственной службы дорожного хозяйства;
  - заместитель министра транспорта Российской Федерации, непосредственно координирующий и контролирующий деятельность структурных подразделений Минтранса России, входящих в государственную службу дорожного хозяйства;
  - руководитель Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог, его заместители;
  - руководитель Департамента государственного регулирования дорожного хозяйства, его заместители;
  - руководители федеральных управлений автомобильных дорог, управлений автомобильных магистралей, их заместители.
  Указанные должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.22, 12.33, 12.34, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП.
  В части п. 78 ч. 2 рассматриваемой статьи см. комментарий к п. 1 ч. 2 данной статьи.
  Применительно к п. 79 ч. 2 комментируемой статьи должностные лица органов ФСБ, осуществляющие контртеррористическую операцию, определены разд. V Перечня должностных лиц органов ФСБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом ФСБ от 27 июля 2002 г. N 455 (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2002 г. N 3752).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - руководитель Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;
  - заместитель директора ФСБ - руководитель Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ - руководитель Регионального оперативного штаба;
  - заместитель руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом - начальник ОКУ по Северному Кавказу ФСБ;
  - первый заместитель начальника ОКУ по Северному Кавказу ФСБ;
  - заместитель начальника ОКУ по Северному Кавказу ФСБ;
  - заместитель начальника ОКУ по Северному Кавказу ФСБ - начальник 1-го отдела;
  - заместитель начальника ОКУ по Северному Кавказу ФСБ - начальник Службы специального назначения;
  - заместитель начальника Управления - начальник Временной оперативной группы УВКР ФСБ в Северо-Кавказском регионе;
  - заместитель начальника Временной оперативной группы УВКР ФСБ в Северо-Кавказском регионе.
  Указанные должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.27 КоАП.
  Применительно к административно-юрисдикционным полномочиям должностных лиц Банка России, установленным п. 81 ч. 2 рассматриваемой статьи, см. п. 5 комментария к ст. 2.4.
  Применительно к ч. 3 комментируемой статьи о должностных лицах органов ФСБ, осуществляющих лицензирование и лицензионный контроль, к ведению которых отнесено составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП, см. разд. IV Перечня должностных лиц органов ФСБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (о перечне указанных должностных лиц см. также комментарий к п. 56 и п. 79 ч. 2 рассматриваемой статьи).
  О перечне должностных лиц Минсвязи России, осуществляющих лицензирование и лицензионный контроль, к ведению которых в соответствии с Приказом Минсвязи России от 26 июля 2002 г. N 95 отнесено составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 14.1 и ст. 19.20 КоАП, см. п. 2 данного комментария в части комментария к п. 57 ч. 2 рассматриваемой статьи.
  О должностных лицах МПТР России, к ведению которых в соответствии с Приказом МПТР России от 22 августа 2002 г. N 159 отнесено составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 14.1 КоАП, см. п. 2 данного комментария в части комментария к п. 58 ч. 2 рассматриваемой статьи.
  О корреляции административных санкций, применяемых к лицензиату в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", с административными наказаниями, установленными КоАП, см. п. 6 комментария к ст. 14.1.
  Абзац 4 ч. 5 комментируемой статьи предусматривает составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3, 15.4, ч. 1 ст. 15.6, ч. 1 ст. 15.7, ст. 15.8, должностными лицами соответствующих государственных внебюджетных фондов (см. абз. 2 п. 1 комментария к ст.15.3). Применительно к юрисдикционной деятельности Пенсионного фонда РФ (ПФР), Перечень должностных лиц ПФР, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Постановлением ПФР от 28 октября 2002 г. N 126п (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2002 г. N 3961).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - заместители председателя Правления ПФР;
  - должностные лица Исполнительной дирекции ПФР: начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий, его заместители; начальник Управления организации персонифицированного учета, его заместители; начальники управлений ПФР в федеральных округах, их заместители;
  - председатель Ревизионной комиссии - руководитель аппарата Ревизионной комиссии, его заместитель и заместители руководителя аппарата Ревизионной комиссии;
  - должностные лица территориальных органов ПФР: управляющие отделениями ПФР, их заместители; начальники управлений ПФР в городах (районах), их заместители; начальники отделов ПФР в городах (районах), их заместители.
  Перечень должностных лиц Фонда социального страхования Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Фонда социального страхования от 31 декабря 2002 г. N 240 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2003 г. N 4175).
  К указанным должностным лицам относятся:
  - управляющие региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, их заместители;
  - директора филиалов региональных отделений Фонда социального страхования РФ и их заместители;
  - начальники отделов региональных отделений Фонда социального страхования РФ и их заместители;
  - начальники отделов филиалов региональных отделений Фонда социального страхования РФ и их заместители.
  3. При истолковании ч. 2 комментируемой статьи следует учитывать многочисленные случаи совпадения административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц, указанных в п. 1 - 84 ч. 2; в частности, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 - 19.7, 19.12 КоАП, отнесено к ведению должностных лиц органов внутренних дел (милиции) согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи; в соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи должностные лица органов и учреждений УИС также составляют протоколы по делам об указанных административных правонарушениях.
  Наиболее многочисленны случаи совпадения административно-юрисдикционных полномочий при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей), ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), 19.6 (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения) и 19.7 (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.8, 19.19 КоАП) КоАП.
  Должностные лица государственных органов, указанные в п. 1, 4, 5, 7, 10 - 16, 19 - 77, 80 - 84 ч. 2 комментируемой статьи, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.5 - 19.7 КоАП.
  4. Помимо должностных лиц органов исполнительной власти, указанных в ст. 23.3 - 23.63, п. 1 - 84 ч. 2, п. 3 комментируемой статьи КоАП, протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи составляются членами избирательных комиссий, комиссий референдума, членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторами Счетной палаты РФ, а также должностными лицами государственных внебюджетных фондов.
 
  Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
 
  1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
  (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 28.4
 
  1. О процессуальных действиях, осуществляемых прокурором в соответствии с КоАП, см. комментарий к ст. 25.11.
  2. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. По смыслу ч. 2 данной статьи сведения, которые должны быть указаны в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, идентичны сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении (см. п. 2 комментария к ст. 28.2).
  3. Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
  При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
  В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК.
  При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК.
  О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
 
  Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
 
  1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
  2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
  3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 28.5
 
  1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения.
  Под дополнительными обстоятельствами дела по смыслу ч. 2 данной статьи подразумеваются сведения, которые необходимо выяснить для составления протокола об административном правонарушении. К ним относятся данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, и иные сведения, указанные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП (см. п. 2 комментария к указанной статье). О статусе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, см. комментарий к ст. 25.1.
  2. Отсрочка в составлении протокола об административном правонарушении возможна только для выявления информации, отсутствие которой несовместимо с составлением протокола: в частности, отсутствие свидетелей и потерпевших не является препятствием для составления протокола немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
  3. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. Указанный срок может быть продлен только в исключительных случаях в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП.
  4. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи в соответствии с п. 1 письма ГТК России от 17 мая 2002 г. N 01-06/19136 к сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:
  - сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));
  - данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);
  - сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).
  Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.
 
  Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
 
  1. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 настоящего Кодекса, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 настоящего Кодекса.
  2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.
 
  Комментарий к статье 28.6
 
  1. Частью 1 комментируемой статьи определены случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении.
  Необходимой правовой предпосылкой для назначения административного наказания без составления протокола является совершение административного правонарушения, не представляющего значительной общественной опасности, за которое санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, исчисляемого в сумме, кратной МРОТ, и налагаемого в размерах, указанных в ч. 1 комментируемой статьи (все случаи назначения административного наказания без составления протокола рассмотрены в комментарии к статьям Особенной части КоАП). При совершении физическим лицом административных правонарушений в области дорожного движения указанному лицу выдается постановление - квитанция, реквизиты которой установлены ч. 1 ст. 32.3 КоАП.
  Исчисление размера административного штрафа на основе иных правовых критериев, установленных п. 2, 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП, заведомо исключает осуществление процессуальных действий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Так, применительно к нарушениям таможенных правил, упомянутых в ч. 1 рассматриваемой статьи, исчисление административного штрафа в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (см. ст. 16.1, 16.2, ч. 1 ст. 16.9, 16.16, ч. 1 ст. 16.17, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1 ст. 16.19, ст. 16.20, 16.21), или в размере, кратном сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения (см. ст. 16.22), несовместимо с назначением административного наказания без составления протокола.
  Административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа применяются в отношении физических и юридических лиц, однако исчисление административного штрафа в размерах, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи, фактически свидетельствует о том, что предусмотренные ею процессуальные действия осуществляются применительно к физическому лицу, поскольку сумма административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, превышает его предельные размеры, установленные ч. 1 комментируемой статьи (см. ст. 16.3 - 16.8, ч. 2 ст. 16.9, ст. 16.10 - 16.15, ч. 2 ст. 16.17, ч. 2 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.19). Административное наказание в виде административного штрафа без составления протокола в случае нарушения правил дорожного движения назначается только в отношении физического лица (см. ст. 32.3).
  2. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в тех случаях, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) считает назначенное ему административное наказание несоразмерным совершенному проступку либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составляется в соответствии со ст. 28.2 КоАП в сроки, определенные ст. 28.5 КоАП.
 
  Статья 28.7. Административное расследование
 
  1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
 (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
  3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
  4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
  5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
  6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
 
  Комментарий к статье 28.7
 
  1. Административное расследование проводится после выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе), 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах), ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства), 15.3 - 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов), 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства), 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей), 16.1 - 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела), 8.1 - 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды), 14.16 - 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 12.1 - 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения), 11.1 - 11.29 (административные правонарушения на транспорте), 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.
  Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарии к ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарии соответственно к ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).
  2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении; указанное дело считается возбужденным с момента вынесения определения (см. п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП).
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.3, см. п. 2 комментария к указанной статье.
  3. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором см. комментарий к ст. 28.4. По смыслу ч. 1 ст. 28.4 КоАП прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.35 (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию), 12.36 (воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств) и 15.10 (неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда) КоАП. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.
  4. Под местом совершения административного правонарушения по смыслу ч. 4 комментируемой статьи подразумевается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения (в том числе и вина лица) должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных КоАП, процессуальных действий по делу.
  5. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 КоАП указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП.
 
  Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
 
  1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
  2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
  3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
 
  Комментарий к статье 28.8
 
  1. О сроках составления протокола об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.5. Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП в указанные сроки должно быть вынесено и постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. также п. 3 комментария к ст. 28.4 КоАП).
  2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным в соответствии со ст. 23.1 - 23.63 КоАП рассматривать дело об административном правонарушении.
  Об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, см. комментарий к ст. 32.8. В указанных случаях протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении передается судье немедленно после его составления (вынесения).
  Протоколы (постановления прокурора) по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
  Применительно к ч. 3 комментируемой статьи под неправомочным лицом понимается должностное лицо органа административной юрисдикции, указанное в ч. 1 - 3, 5 - 6 ст. 28.3, которое не вправе составлять протокол о данном административном правонарушении. (О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3.) Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, орган, должностное лицо, в производстве которых оно находится, выносят определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
  Под другими материалами дела об административном правонарушении понимаются вещественные доказательства, приобщаемые к делу, протоколы о применении к лицу мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в случае их применения), заключение эксперта, которое также должно быть приобщено к делу при назначении экспертизы, и другие материалы.
 
  Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
 
  При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 28.9
 
  Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, исчерпывающий перечень которых определен ст. 24.5 КоАП, может быть выявлено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, при осуществлении процессуальных действий, предшествующих рассмотрению дела: согласно п. 4 ст. 29.1 КоАП судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
  Наличие или отсутствие указанных обстоятельств и прежде всего состава административного правонарушения может быть выявлено и при рассмотрении дела. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, судья, орган, должностное лицо по результатам рассмотрения выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.10 КоАП.
 
 Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА
 ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
 
  Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
 
  Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
  1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6) имеются ли ходатайства и отводы.
 
  Комментарий к статье 29.1
 
  1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП.
  Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП.
  А. При рассмотрении дел об административных правонарушениях возможны коллизии, обусловленные применением различного процессуального законодательства.
  Поскольку порядок производства по делам об административных правонарушениях судьями районных судов и мировыми судьями (в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановление по делу) ГПК не определен, данные процессуальные действия устанавливаются разд. IV - V КоАП (см. п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
  Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл. 14 - 21 АПК, с особенностями, установленными гл. 25 АПК и разд. IV - V КоАП (см. ч. 1 ст. 202 АПК и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"). Согласно п. 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл. 25 АПК установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП).
  Процессуальные коллизии предписаний АПК и КоАП возможны при рассмотрении дела об административном правонарушении и на стадии исполнительного производства - во всяком случае, они исключены при обжаловании (оспаривании) решений по делам о привлечении к административной ответственности, вынесенных судьей арбитражного суда: по смыслу ч. 3 ст. 30.1 КоАП обжалование осуществляется в соответствии с § 2 гл. 25 АПК (см. также комментарий к ст. 30.1 - 30.11 КоАП).
  АПК и КоАП различно определяют подведомственность арбитражному суду дел об административных правонарушениях.
  Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, рассматриваются судьями арбитражных судов только в случаях, не требующих проведения административного расследования; если же оно было назначено, дела об указанных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов.
  Судьям арбитражных судов подведомственны лишь отдельные дела о правонарушениях, указанных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; во всех остальных случаях дела об административных правонарушениях в зависимости от того, назначено административное расследование или нет, рассматриваются судьями районных судов или мировыми судьями.
  Частями 1, 2 ст. 205 АПК и ч. 1, 2 ст. 29.6 КоАП установлены идентичные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (до 15 дней) и сроки его продления (не более чем на один месяц).
  Статус лиц, участвующих в судебном разбирательстве, определяется КоАП и АПК различно: согласно ч. 4 ст. 205 АПК участником производства по делу является также должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях; КоАП рассматривает указанных должностных лиц в качестве участников производства по делу (см. гл. 25 КоАП). Таким образом, по смыслу п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 подлежит применению ч. 4 ст. 205 АПК, устанавливающая конкретное, не предусмотренное КоАП, процессуальное действие: в данном случае должностное лицо органа административной юрисдикции обязано присутствовать при разбирательстве дела, если оно будет уведомлено об этом арбитражным судом соответствующим судебным извещением (ст. 121 АПК).
  Судебное разбирательство в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным гл. 19 АПК; по результатам его рассмотрения, в соответствии с ч. 2 ст. 206 АПК судьей арбитражного суда выносится решение о привлечении к административной ответственности или решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Несмотря на очевидные различия в процессуальных действиях (п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП в случае отказа от привлечения к административной ответственности предусматривает вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении), в данном случае в соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 подлежит применению указанная процессуальная норма АПК. При этом содержание решения о привлечении лица к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 206 АПК, поскольку в данном случае АПК не установлены реквизиты решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. По смыслу ч. 1 ст. 206 АПК указанное решение должно соответствовать требованиям, установленным ст. 170 АПК.
  По смыслу ч. 4 ст. 206 АПК решение о привлечении к административной ответственности, вынесенное судьей арбитражного суда, вступает в законную силу по истечении 10 дней после его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Таким образом, оспаривание решения, вынесенного по результатам арбитражного производства, так же как и обжалование постановления по делу об административном правонарушении, приостанавливает исполнение решения (постановления) на срок рассмотрения заявления (жалобы), причем АПК и КоАП устанавливают идентичные временные параметры рассмотрения (ср. ч. 4 ст. 206 АПК и ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП).
  Подведомственность дел об административных правонарушениях районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав определена ст. 23.2 КоАП. Дела об административных правонарушениях, подведомственные органам исполнительной власти, иным государственным органам (учреждениям), указаны в ст. 23.3 - 23.63 КоАП.
  Если рассмотрение дела об административном правонарушении не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым поступили протокол и другие материалы дела, судья, орган, должностное лицо выносят определение о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности (см. п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП).
  Нарушения в подведомственности могут быть установлены при рассмотрении дела. В этом случае согласно п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
  Б. Постановлением Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 проблема соотношения норм процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях была рассмотрена лишь фрагментарно, в общем контексте вопросов, связанных с введением в действие АПК. Обстоятельному исследованию данной проблемы посвящено Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно п. 9 указанного Постановления, дело об административном правонарушении, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование. При применении данного предписания ВАС следует иметь в виду возможность его неоднозначного истолкования. По смыслу ч. 3 ст. 23.1 КоАП подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях судьям судов общей юрисдикции или арбитражным судьям устанавливается на основе следующих правовых критериев:
  - статуса субъекта административного правонарушения. При этом принимаются во внимание принадлежность физического лица к лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов согласно ст. 2.5 КоАП, наделение лица правомочиями индивидуального предпринимателя, а также правовое положение лица - индивидуального субъекта (физического лица) или коллективного субъекта (юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы и содержания осуществляемой юридическим лицом коммерческой или некоммерческой деятельности). В соответствии с абз. 1, 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, а дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов;
  - процессуальных особенностей рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подведомственны судьям районных судов;
  - вида административного наказания. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение, рассматриваются судьями районных судов.
  Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, в обобщающем виде определены ч. 1 ст. 23.1 КоАП, при этом ч. 3 указанной статьи устанавливает, какой судья уполномочен рассматривать дело в зависимости от правовых критериев разграничения подведомственности. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 23.1 и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов независимо от принадлежности правонарушителей к субъектам предпринимательства; при этом учитывается только возможность проведения указанных процессуальных действий. Таким образом, подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражному суду в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, во всяком случае оспорима.
  В. Возможность корреляции процессуального законодательства, предусмотренного КоАП и АПК, определена п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, при этом установлены конкретные случаи, когда должны применяться предписания АПК. Это касается наименования категорий дел § 1 и 2 гл. 25 АПК, оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и 211 АПК), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК).
  По смыслу указанного предписания ВАС РФ по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности выносится решение о привлечении к административной ответственности или решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, однако § 2 гл. 25 АПК предусмотрена возможность оспаривания только решения органа, должностного лица, уполномоченных в соответствии с гл. 23 КоАП рассматривать дела об административном правонарушении. В указанных случаях оспаривание, а применительно к терминологии КоАП - обжалование соответствующего решения осуществляется в соответствии с § 2 гл. 25 АПК, что подтверждено также и п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с КоАП не исключена возможность обжалования, наряду с постановлением о назначении административного наказания, постановлением о прекращении производства по делу, также и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  Таким образом, в отличие от обжалования постановлений (определения), выносимого в соответствии с КоАП, § 2 гл. 25 АПК существенно ограничивает процессуальные гарантии оспаривания решений.
  По смыслу абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 обжалованию (оспариванию) в соответствии с АПК не подлежат постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные судами общей юрисдикции по делам, подведомственным им в соответствии с абз. 1, 3 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.
  Оспаривание по правилам, установленным § 2 гл. 25 АПК, решений органа, должностного лица, уполномоченных согласно гл. 23 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляется независимо от обжалования мер административного пресечения, применяемых в отношении физического или юридического лица, при проведении установленных КоАП процессуальных действий на стадиях производства по делу об административном правонарушении, предшествующих рассмотрению дела: корреляция процессуальных норм КоАП и АПК возможна только при рассмотрении дел об административных правонарушениях (см. также абз. 3 п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2).
  2. Об обстоятельствах, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, см. комментарий к ст. 29.2.
  3. По смыслу п. 3 комментируемой статьи судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела должны выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, а также, при применении к лицу мер обеспечения производства по делу, протокол об их применении, составляемый независимо от протокола об административном правонарушении (см. п. 4 комментария к ст. 28.1). Об иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.
  4. Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5), может быть выявлено при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении либо при его рассмотрении судьей, органом, должностным лицом. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, органом, должностным лицом, в производстве которых оно находится, либо судьей, органом, должностным лицом при его рассмотрении выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарии к ст. 28.9, 29.9).
  5. О ходатайствах лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и об отводах лиц, участие которых в производстве по указанному делу не допускается, см. соответственно комментарии к ст. 24.4, 25.13.
 
  Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
 
  Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
  1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
  2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
 
  Комментарий к статье 29.2
 
  1. Согласно данной статье под судьей подразумеваются судья гарнизонного военного суда, судья районного суда, судья арбитражного суда и мировой судья. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению, определены ст. 23.1 КоАП.
  Под членом коллегиального органа понимается член районной (городской), районной в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность указанным комиссиям дел об административных правонарушениях определена ст. 23.2 КоАП.
  Дела об административных правонарушениях, подведомственные органам исполнительной власти, рассматриваются от имени данных органов их соответствующими должностными лицами, указанными в ст. 23.3 - 23.63 КоАП.
  2. Наличие родственных отношений эксперта, переводчика, специалиста с лицом, привлекаемым к административной ответственности, относится к обстоятельствам, исключающим возможность участия эксперта, переводчика, специалиста в производстве по делу об административном правонарушении (о статусе родственных отношений см. комментарий к ст. 25.12).
  3. О статусе лица, в отношении которого ведется производство, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя см. соответственно комментарии к ст. 25.1 - 25.5.
  По смыслу п. 1 комментируемой статьи под потерпевшим подразумевается физическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный ущерб или физический (телесный), моральный вред, находящееся в родственных отношениях с лицом, уполномоченным рассматривать дело.
  4. О правовых последствиях выявления обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, см. комментарий к ст. 29.3.
 
  Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
 
  1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
  2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
  3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
  4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
 
  Комментарий к статье 29.3
 
  В соответствии с данной статьей лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу независимо от того, заявлен ли самоотвод или нет.
  Отводы должны быть рассмотрены при рассмотрении дела. В случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу, выносится определение об отложении рассмотрения дела (см. п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП).
 

<< Пред.           стр. 62 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу