<< Пред.           стр. 63 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
 
  1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
  1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
  2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  3) об отложении рассмотрения дела;
  4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
  2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
 
  Комментарий к статье 29.4
 
  1. О месте рассмотрения дела об административном правонарушении см. комментарий к ст. 29.5. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае:
  а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу (см. комментарий к ст. 29.3);
  б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу (см. комментарий к ст. 25.12);
  в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы (см. соответственно комментарии к ст. 26.10, 26.4).
  2. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5), судьей, органом, должностным лицом выносится постановление о прекращении производства по делу. Указанное постановление при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, выносится также органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение (см. ст. 28.9 КоАП) либо по результатам его рассмотрения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП.
  3. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи определение о приводе может быть вынесено в отношении следующих лиц: физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Определение о приводе потерпевшего и понятого может быть вынесено при необходимости опроса указанных лиц в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении.
 
  Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
 
  1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
  2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
  3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  4. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
 
  Комментарий к статье 29.5
 
  1. По смыслу ч. 3, 4 ст. 25.1 КоАП под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подразумевается физическое лицо. В отличие от ч. 1 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 27.15 КоАП различает процессуальный статус физического лица и законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
  Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства данного лица. Согласно ч. 2 ст. 24.4 КоАП ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
  Согласно п. 1 ст. 20 ГК под местом жительства гражданина понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
  2. О случаях проведения административного расследования см. п. 1 комментария к ст. 28.7.
  Под местом нахождения органа, проводившего административное расследование, понимается место нахождения соответствующего юридического лица. Согласно п. 2 ст. 54 ГК (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
  3. О делах об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, см. комментарий к ст. 32.6.
 
  Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
 
  1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
  2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
 (часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
 
  Комментарий к статье 29.6
 
  1. О протоколе об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.2.
  Наличие материалов в деле об административном правонарушении обусловлено осуществлением различных процессуальных действий, предусмотренных КоАП. К таким материалам, в частности, могут быть отнесены: протокол о применении мер обеспечения производства по делу, составляемый независимо от протокола об административном правонарушении (см. п. 4 комментария к ст. 28.1); вещественные доказательства, приобщаемые к делу согласно ст. 26.6 КоАП; заключение эксперта; сведения, необходимые для разрешения дела, истребованные судьей, органом, должностным лицом в соответствии со ст. 26.10 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).
  2. Ходатайства вправе заявлять следующие участники производства по делу:
  - физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, или законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, - согласно ч. 1 ст. 25.1, ч. 1 ст. 25.4 КоАП;
  - потерпевший - в соответствии с ч. 2 ст. 25.2 КоАП;
  - законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего - согласно ч. 4 ст. 25.3 КоАП;
  - защитник и представитель - в соответствии с ч. 5 ст. 25.5 КоАП;
  - прокурор - в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП.
  Согласно п. 1 ч. 5 ст. 25.9 КоАП эксперт вправе заявлять ходатайства только о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Физические лица, привлекаемые к участию в производстве по делу в качестве свидетеля, понятого и специалиста, заявлять ходатайства не вправе.
  3. Об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, см. комментарий к ст. 32.8; о применении к физическому лицу меры обеспечения производства по делу в виде административного задержания и о должностных лицах, уполномоченных на применение данной меры, см. комментарий к ст. 27.3. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
 
  Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
 
  1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
  1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
  а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
  8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
  9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
  2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
  3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
 
  Комментарий к статье 29.7
 
  1. Обязательное участие лица, в отношении которого ведется производство делу, предусмотрено при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (об административных правонарушениях, влекущих назначение указанных административных наказаний, см. соответственно комментарии к ст. 32.8, 32.9). При рассмотрении дела обязательно также участие законных представителей физического лица в случаях, предусмотренных ч. 1, 5 ст. 25.3 КоАП. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются сведения о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  Участие других лиц в рассмотрении дела может зависеть от осуществляемых по делу процессуальных действий, предусмотренных КоАП, например экспертизы, либо обусловлено решением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, которые вправе признать обязательным их присутствие.
  2. О статусе законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в производстве по делу об административном правонарушении см. соответственно комментарии к ст. 25.3 - 25.5.
  В случаях отсутствия физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, в том числе и отсутствия, обусловленного неявкой без уважительной причины, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц в тех случаях, если их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. В иных случаях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП, выносят определение о приводе указанных лиц.
  3. О протоколе об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.2, об иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6. К иным доказательствам, которые исследуются при рассмотрении дела и не указаны в ч. 2 комментируемой статьи, относятся документы, в том числе и являющиеся вещественными доказательствами, а также показания специальных технических средств (см. комментарии к ст. 26.7, 26.8).
 
  Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
 
  1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
  2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
  1) дата и место рассмотрения дела;
  2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
  3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
  4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
  5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
  6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
  3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
 
  Комментарий к статье 29.8
 
  1. Рассмотрение дела коллегиальным органом по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, осуществляется только районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям, рассматриваются на основе единоначалия: судьей гарнизонного военного суда, судьей районного суда, судьей арбитражного суда, мировым судьей (см. ч. 3 ст. 23.1 КоАП). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в ст. 23.3 - 23.63 КоАП, от имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов. Составление протокола о рассмотрении дела в указанных случаях КоАП не предусмотрено: в соответствии со ст. 29.9 КоАП судья, должностное лицо по результатам рассмотрения дела выносят постановление или определение.
  2. О месте рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав см. ч. 3 ст. 29.5 КоАП. О документах, подлежащих исследованию при рассмотрении дела, см. п. 1 комментария к ст. 29.6.
 
  Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
 
  1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
  1) о назначении административного наказания;
  2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
  1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
  2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
  3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
  2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
  1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
 
  Комментарий к статье 29.9
 
  1. Частью 1 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5 КоАП), может быть вынесено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение - в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо по результатам рассмотрения дела - согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.
  2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
  3. За исключением административных наказаний в виде предупреждения, а также в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 28.6, ч. 2 ст. 3.10 КоАП, - административного штрафа и административного выдворения, назначение которых отнесено к ведению должностных лиц органов административной юрисдикции (см. п. 1 комментария к ст. 29.8), - все иные виды административных наказаний, указанные в ст. 3.6 - 3.9, 3.11 КоАП, могут быть назначены только судьей.
  О протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.
  4. По смыслу п. 1 ч. 2 комментируемой статьи орган, должностное лицо, не уполномоченные назначать административное наказание данного вида, должны передать дело судье, в орган, должностному лицу, к ведению которых отнесено назначение данного вида административного наказания.
  О правовых критериях исчисления размера административного штрафа см. комментарий к ст. 3.5.
  Административный штраф в случаях, определенных ч. 1 ст. 28.6 КоАП, может быть наложен уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к указанной статье).
  5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), органами, должностными лицами в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 - 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица, выносится определение о передаче дела по подведомственности - судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. Судья, орган, должностное лицо в соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела при подготовке к его рассмотрению, однако вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности возможно только после рассмотрения дела.
  Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 по результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда выносит решение, а не постановление, предусмотренное рассматриваемой статьей КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
 
  Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
  1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  2) дата и место рассмотрения дела;
  3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6) мотивированное решение по делу;
  7) срок и порядок обжалования постановления.
  2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.
  3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:
  1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
  3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
  4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.
  4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
  5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.
 
  Комментарий к статье 29.10
 
  1. См. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9.
  Реквизиты, определенные п. 1 - 7 ч. 1 комментируемой статьи, должны быть определены в постановлении о назначении административного наказания либо в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в ст. 24.5 КоАП, может быть вынесено до передачи дела на рассмотрение либо по результатам его рассмотрения; постановление о назначении административного наказания выносится только по результатам рассмотрения дела. Постановление о назначении административного наказания выносится в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения доказана при рассмотрении дела.
  2. О сроках и порядке обжалования постановления по делу об административном правонарушении см. комментарии к ст. 30.1 - 30.9.
  3. Согласно ч. 1 ст. 4.7 КоАП судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В постановлении о назначении административного наказания, вынесенном судьей в данном случае, указывается размер ущерба, подлежащего возмещению, определяются сроки и порядок его возмещения.
  Споры о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
  4. О применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей и документов, а также об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей см. соответственно комментарии к ст. 27.10, 27.14. При вынесении постановления о назначении административного наказания о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, вещь подлежит принудительному изъятию. О делах об административных правонарушениях, влекущих наложение указанных административных наказаний, см. комментарий к ст. 32.4.
  Согласно ч. 2 ст. 3.6, ч. 2 ст. 3.7 КоАП возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не могут быть применены к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.
  5. О статусе предметов, изъятых из оборота, а также ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав см. комментарий к ст. 14.2. По смыслу п. 1 ч. 3 комментируемой статьи под вещами, не изъятыми из оборота, подразумеваются также и ограниченно оборотоспособные вещи.
  О статусе документов, являющихся вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, см. комментарии к ст. 26.6, 26.7.
  6. Вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть решен в постановлении о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, вынесенном до передачи дела на рассмотрение в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо в указанном постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП.
  7. О статусе коллегиальных органов административной юрисдикции и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении на основе единоначалия, см. п. 1 комментария к ст. 29.8.
  В ч. 5 комментируемой статьи подразумеваются судья гарнизонного военного суда, судья районного суда, судья арбитражного суда, мировой судья; должностное лицо, председательствующее в заседании коллегиального органа; должностные лица, рассматривающие дело на основе единоначалия (см. также абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9).
 
  Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
 
  1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
  2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
  3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.
 
  Комментарий к статье 29.11
 
  1. В ч. 1, 2 данной статьи подразумевается постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. абз. 2 п. 5 комментария к ст. 29.9; п. 1 комментария к ст. 29.10). В ч. 3 данной статьи имеется в виду только постановление о назначении административного наказания.
  О статусе физического лица, законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, потерпевшего см. комментарии к ст. 25.1 - 25.4.
  2. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.8 (нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к ним), ч. 2 ст. 20.8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20.8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ст. 20.9 (установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения), ч. 1 ст. 20.12 (пересылка оружия), ч. 2 ст. 20.12 (нарушение правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20.12 (нарушение правил использования оружия и патронов в нему) КоАП, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.
 
  Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
 
  1. В определении по делу об административном правонарушении указываются:
  1) должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;
  2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
  3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
  4) содержание заявления, ходатайства;
  5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
  6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
  2. Определение по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
  3. Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.
 
  Комментарий к статье 29.12
 
  1. Частью 1 данной статьи определены реквизиты определения, выносимого судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29.9 КоАП. Определение, выносимое в указанных случаях, следует отличать от определения, выносимого при подготовке к рассмотрению дела: в случае назначения экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП), по результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (ч. 4 ст. 29.3 КоАП), а также в случаях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 29.4 КоАП.
  2. Определение по делу об административном правонарушении выносится органом административной юрисдикции по результатам коллегиального рассмотрения дела либо должностным лицом на основе его единоначального рассмотрения (о различиях в статусе указанного органа, должностного лица см. п. 1 комментария к ст. 29.8).
  О ходатайствах по делу см. комментарий к ст. 24.4. Об участниках производства по делу, которые вправе заявлять ходатайства, см. п. 2 комментария к ст. 29.6. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 25.8 КоАП специалист вправе делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол. Давать заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дела, вправе прокурор (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП).
 
  Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
 
  1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
  2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
 
  Комментарий к статье 29.13
 
  1. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть принято судьей, органом, должностным лицом после рассмотрения дела при установлении указанных причин и условий.
  Указанное представление может быть внесено судьей, органом, должностным лицом после вынесения постановления о назначении административного наказания, а также при вынесении постановления о прекращении производства по делу в случаях:
  - объявления устного замечания (см. ст. 2.9 КоАП);
  - прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления, - в соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП.
  2. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, квалифицируется в качестве административного правонарушения (см. комментарий к ст. 19.6).
 
 Глава 30. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ
 ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
  Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
 
  1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса:
  1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
  2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
  2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
  По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
  3. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
  4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
 
  Комментарий к статье 30.1
 
  1. Право граждан на судебное обжалование предусмотрено ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  Частями 1, 2 комментируемой статьи определен порядок обжалования постановления по делу, вынесенного в отношении физического, юридического лица, за исключением лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Порядок обжалования решения по делу в последнем случае определен ч. 3 комментируемой статьи (см. п. 4 данного комментария).
  Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено; потерпевшим (см. комментарий к ст. 25.2), законным представителем физического лица (см. комментарий к ст. 25.3), законным представителем юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4), защитником и представителем (см. комментарий к ст. 25.5) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3).
  2. В соответствии с ч. 1, 2 комментируемой статьи обжалованию подлежит постановление о назначении административного наказания. Постановление о прекращении производства по делу, вынесенное при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (п. 1 - 3 ст. 24.5 КоАП), может быть обжаловано потерпевшим, иным оспаривающим правомерность вынесенного постановления заинтересованным лицом, которое вправе подать жалобу.
  При обжаловании постановления по делу лицом, в отношении которого оно вынесено, необходимо учитывать, что постановление о назначении административного наказания обжалуется лицом, вина которого в совершении административного правонарушения доказана при рассмотрении дела.
  3. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей гарнизонного военного суда, обжалуется в окружной (флотский) военный суд. Постановление по делу, вынесенное судьей районного суда, обжалуется в вышестоящую судебную инстанцию, действующую на территории соответствующего субъекта Федерации. В зависимости от административно-территориального деления субъекта Федерации вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районному суду может быть суд автономного округа, суд автономной области, суд города федерального значения, краевой (областной) суд, верховный суд республики (см. также ч. 3 ст. 30.9). Решение по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, обжалуется в районный суд.
  4. Применительно к делам об административных правонарушениях, подведомственных судьям арбитражных судов, указанным в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
  При корреляции гл. 30 КоАП и § 2 гл. 25 АПК следует иметь в виду, что обжалуется решение, вынесенное судьей арбитражного суда по результатам рассмотрения дела, а не постановление по делу, как это предусмотрено ч. 3 комментируемой статьи (см. п. 1 комментария к ст. 29.1). По смыслу п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, в соответствии с подведомственностью рассмотрения указанных дел, установленной соответственно абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, определяется гл. 30 КоАП.
  В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" до назначения (избрания) мировых судей в субъектах Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются районными судами.
  5. О статусе коллегиальных органов административной юрисдикции и должностных лиц, рассматривающих дело на основе единоначалия, см. комментарий к ст. 29.8.
  По смыслу п. 2 ч. 1 комментируемой статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.
  6. Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.
  Определение об отказе в возбуждении дела выносится должностным лицом в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.1 КоАП.
  О решении, выносимом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, см. комментарий к ст. 30.7.
 
  Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
  2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
  3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
  4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
  5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
 
  Комментарий к статье 30.2
 
  1. Частью 1 данной статьи определен порядок подачи жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. 1 - 3 ст. 24.5 КоАП, а также на постановление о назначении административного наказания.
  Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1). В указанных случаях АПК предусмотрена подача заявления, согласно ст. 208 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
  Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
  По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.
  Требования к указанному заявлению установлены ст. 209 АПК.
  2. Жалоба на постановление об административном аресте, поданная судье, вынесшему указанное постановление, подлежит направлению в вышестоящий суд в день направления жалобы и в соответствии с ч. 3 ст. 30.5 КоАП подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, отбывает административный арест. О делах об административных правонарушениях, влекущих назначение административного наказания в виде административного ареста, см. комментарий к ст. 32.8.
  3. О статусе лица, уполномоченного обжаловать постановление по делу, см. п. 1 комментария к ст. 30.1. Указанное лицо вправе подать жалобу на постановление по делу судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1).
  4. В случае, если рассмотрение жалобы на постановление по делу не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым подана жалоба, она направляется на рассмотрение по подведомственности (см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1, а также п. 3 ст. 30.4 КоАП).
  5. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. п. 4, 5 ст. 28.1 КоАП) обжалуется в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 30 КоАП для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  6. Применительно к ч. 5 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
  Кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 АПК (ч. 5 ст. 30.2 КоАП) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине" (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
 
  Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
 
  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
  2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
  3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
 (часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
 
  Комментарий к статье 30.3
 
  О судьях, должностных лицах, правомочных рассматривать жалобу, см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1 (см. абз. 2 п. 1 комментария к ст. 30.2).
  Жалоба (заявление) на постановление (решение) о назначении административного наказания, жалоба (заявление) на постановление (решение) о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. 1 - 3 ст. 24.5 КоАП, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП, могут быть обжалованы лицами, наделенными правом подачи жалобы (см. п. 1 комментария к ст. 30.1), в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (решения) по делу об административном правонарушении или копии определения об отказе в возбуждении дела (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
  Определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу, определения об отказе в возбуждении дела выносится судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
 
  Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
 
  При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
  1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
 
  Комментарий к статье 30.4
 
  1. Обжалованию подлежит не только постановление (решение) по делу об административном правонарушении, но и определение об отказе в возбуждении дела (см. ч. 4 ст. 30.1 КоАП).
  О порядке судебного разбирательства по делам об оспаривании решений по делу об административном правонарушении, вынесенных судьей арбитражного суда, см. абз. 2 п. 1 комментария к ст. 30.6 КоАП.
  Об обстоятельствах, исключающих возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом, см. комментарий к ст. 29.2. Об обстоятельствах, наличие которых несовместимо с производством по делу об административном правонарушении, см. комментарий к ст. 24.5.
  2. О проведении экспертизы и истребовании дополнительных материалов см. соответственно комментарии к ст. 26.4, 26.10.
  В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, к которым она поступила, жалоба со всеми материалами дела направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ч. 4 ст. 30.2 КоАП). О компетенции судей, должностных лиц при рассмотрении жалобы (заявления) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, а также жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП, см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1.
 
  Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
  2. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
 (часть вторая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  3. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.
 
  Комментарий к статье 30.5
 
  1. Начало истечения срока рассмотрения жалобы, определенного ч. 1 комментируемой статьи, обусловлено поступлением жалобы со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение жалобы (см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1).
  Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, определенные ч. 1 комментируемой статьи, совпадают со сроками обжалования решения по указанному делу, установленными АПК (см. абз. 2 п. 1 комментария к ст. 30.2).
  Рассмотрению в сроки, установленные ч. 1 комментируемой статьи, подлежат жалобы (заявления) на постановления (решения) о назначении административного наказания, за исключением жалобы на постановление об административном аресте, рассматриваемой в сроки, определенные ч. 3 данной статьи, жалоба (заявление) на постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных п. 1 - 3 ст. 24.5 КоАП, а также жалоба на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенная в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП.
  2. Об исполнении постановления об административном аресте см. комментарий к ст. 32.8.

<< Пред.           стр. 63 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу