<< Пред.           стр. 64 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Согласно ч. 2 ст. 30.2 КоАП жалоба на постановление судьи о назначении административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы судьей, которым было вынесено постановление по делу, и подлежит рассмотрению в течение суток, если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отбывает административный арест.
 
  Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
  2. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
  1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
  2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
  3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
  5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
  6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
  7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
  8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
  9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
  3. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
 
  Комментарий к статье 30.6
 
  1. Жалоба (заявление) на постановление (решение) по делу, жалоба на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 30.1 КоАП), вынесенные судьей, направляются в коллегиальный орган - вышестоящий суд (см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1), но рассматриваются судьей единолично.
  Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей арбитражного суда в соответствии с подведомственностью, установленной абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1). Согласно ст. 210 АПК дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
  Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, установленных гл. 11 АПК.
  По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решений, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
  При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
  При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
  2. По смыслу п. 2 ч. 2 комментируемой статьи при обжаловании постановления о назначении административного наказания физическое лицо, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, в отношении которых оно вынесено, признаны виновными в совершении административного правонарушения при рассмотрении дела, но оспаривают указанное постановление (о статусе указанных лиц в производстве по делу см. соответственно комментарии к ст. 25.1, 25.3, 25.4).
  Свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик обязаны также явиться по вызову судьи, должностного лица при необходимости их участия в рассмотрении жалобы. КоАП не определены правовые последствия неявки данных участников производства по делу при рассмотрении жалобы, во всяком случае из указанных лиц привод может быть применен только к свидетелю. О приводе лица, участие которого признано обязательным при рассмотрении дела, см. комментарии к ст. 29.4, 29.7.
  3. Определение об отложении рассмотрения жалобы в отсутствие указанных лиц может быть вынесено, если их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению жалобы, в иных случаях жалоба рассматривается в отсутствие данных лиц.
  4. О самоотводе, отводе судьи, должностного лица, рассматривающих жалобу, см. комментарий к ст. 29.3.
  5. По смыслу п. 7 ч. 2 комментируемой статьи оглашаются жалоба на постановление по делу об административном правонарушении либо жалоба на определение об отказе в возбуждении дела, вынесенные в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 28.1 КоАП.
  6. О решении по жалобе и о правовых последствиях его вынесения судьей, должностным лицом см. комментарий к ст. 30.7.
 
  Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
  1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
 
  Комментарий к статье 30.7
 
  1. Согласно ч. 1 данной статьи по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение по конкретному постановлению о назначении административного наказания или по постановлению о прекращении производства по делу.
  Судья, должностное лицо при рассмотрении жалобы не вправе вынести новое постановление по делу. На стадии обжалования может быть принято одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи; об отмене постановления по делу согласно п. 3 - 5 ч. 1 комментируемой статьи.
  Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей арбитражного суда в соответствии с подведомственностью, установленной абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1).
  Согласно ст. 211 АПК решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным гл. 20 АПК.
  В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
  В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
  В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:
  1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
  2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
  Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
  В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
  Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
  В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
  В этом случае суду необходимо учитывать положения п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности (см. также п. 1 комментария к ст. 29.1).
  2. Решение об отмене постановления о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу выносится при возможности освобождения от административной ответственности вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.9), при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 24.5), а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление (об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу, см. комментарий к ст. 26.1). Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности совершенного административного правонарушения выносится в отношении лица, вина которого была установлена при рассмотрении дела и подтверждена при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Вынесение указанного решения означает освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
  3. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, может быть вынесено по результатам рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания и жалобы о прекращении производства по делу. Решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания, выносится только при обжаловании постановления о назначении административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. При этом по результатам нового рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, усиливающего меры административной ответственности, поскольку предписания п. 2 ч. 1 рассматриваемой статьи, не допускающие применение более сурового административного наказания, применяются только в случае обжалования постановления по делу.
  4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в соответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1 - 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения жалобы (заявления) будет установлен факт нарушения подведомственности, судьей, должностным лицом выносится решение об отмене постановления по делу и о направлении дела по подведомственности.
  В случае нарушения порядка обжалования, предусмотренного ст. 30.1 КоАП, по результатам рассмотрения жалобы выносится определение о передаче жалобы уполномоченному судье, должностному лицу (см. п. 3 - 6 комментария к ст. 30.1).
  5. По смыслу п. 3 ч. 1 комментируемой статьи в вынесенном решении о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).
  6. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором (см. комментарий к ст. 30.10). Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором в соответствии со ст. 30.11 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.
  2. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
  3. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.
 
  Комментарий к статье 30.8
 
  См. п. 1 комментария к ст. 30.7.
  Решение по жалобе на постановление (решение) о назначении административного наказания, решение по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении оглашаются вынесшими их судьей, должностным лицом немедленно после их вынесения.
  О лицах, которые вправе подавать жалобу (заявление) на постановление (решение) по делу, жалобу на определение об отказе в возбуждении дела, см. п. 1 комментария к ст. 30.1. Право обжалования потерпевшим постановления о назначении административного наказания предусмотрено также п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП (см. п. 3 комментария к указанной статье).
  Об исполнении постановления об административном аресте см. комментарий к ст. 32.8. Согласно ч. 2 ст. 30.2, ч. 3 ст. 30.5 КоАП жалоба на указанное постановление подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы судьей, которым вынесено постановление по делу, и подлежит рассмотрению в течение суток, если лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, отбывает административный арест.
 
  Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
 
  1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
  2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.
  3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
  4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.
 
  Комментарий к статье 30.9
 
  1. О статусе вышестоящей судебной инстанции по отношению к районному суду см. п. 3 комментария к ст. 30.1.
  Порядок обжалования (оспаривания) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей арбитражного суда в соответствии с подведомственностью, установленной абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП определен § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1).
  В соответствии с ч. 5 ст. 211 АПК решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  Согласно ст. 258 - 259 АПК апелляционные жалобы рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
  Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК.
  По ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.
  О принесении протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление см. комментарий к ст. 30.10.
  Вступившие в законную силу постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором в соответствии со ст. 30.11 КоАП.
  О статусе коллегиальных органов административной юрисдикции и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении на основе единоначалия, см. комментарий к ст. 29.8.
  2. О лицах, правомочных обжаловать постановление (решение) о назначении административного наказания, постановление (решение) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.1 КоАП, см. п. 1 комментария к ст. 30.1.
  Решение судьи, вынесенное по жалобе на постановление (решение) по делу, определение об отказе в возбуждении дела может быть обжаловано указанными лицами в вышестоящий суд. Решение вышестоящего должностного лица, вынесенное по жалобе на постановление по делу, определение об отказе в возбуждении дела может быть обжаловано указанными лицами в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
  3. Копии решения, принятого при пересмотре решения, вынесенного по жалобе, по смыслу ч. 4 комментируемой статьи направляются физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу либо определение об отказе в возбуждении дела в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП, защитнику и представителю, которые также вправе обжаловать постановление по делу, определение об отказе в его возбуждении, копии указанного решения не высылаются.
 
  Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
 
  1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса.
  2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
  3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.
 
  Комментарий к статье 30.10
 
  О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении см. п. 1 комментария к ст. 30.9.
  Прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания, постановление о прекращении производства по делу, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на указанные постановления в соответствии с данной статьей, а также вступившее в законную силу постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов - согласно ст. 30.11 КоАП.
  О правовых последствиях принесения протеста на вступившее в законную силу постановление о наложении административного взыскания см. комментарий к ст. 31.6.
  Копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю (о статусе указанных лиц в производстве по делу см. комментарии к ст. 25.1 - 25.5).
 
  Статья 30.11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
 
  1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.
  2. Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.
  3. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители.
  4. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
 
  Комментарий к статье 30.11
 
  1. О вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1.
  2. Применительно к ч. 3 комментируемой статьи имеется в виду пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении и решений по результатам рассмотрения жалоб, вынесенных судьями районных судов (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1).
  В соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи имеется в виду вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей арбитражного суда, и решение, вынесенное судом апелляционной инстанции в случае обжалования (оспаривания) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем решения, принятого в соответствии с АПК (см. п. 1 комментария к ст. 30.9). Согласно ст. 292 АПК вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам, установленным гл. 36 АПК, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных ст. 42 АПК лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК, - по представлению прокурора.
  Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.
  Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
  В соответствии со ст. 293 АПК надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора и в случаях, предусмотренных АПК, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.
  Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со ст. 295 АПК.
  Заявление или представление после его принятия к производству рассматривается в соответствии со ст. 299 АПК в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", пересматривает судебный акт в порядке надзора в соответствии со ст. 303 АПК.
  Статьей 308 АПК предусмотрена также возможность пересмотра в порядке надзора определений арбитражных судов в случаях, если согласно АПК допускается их обжалование отдельно от решений, постановлений или если они препятствуют дальнейшему движению дела.
  Согласно ст. 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации отнесено к ведению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
  3. Согласно ст. 31.6 КоАП судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение (см. также абз. 2 п. 1 комментария к ст. 30.2). В указанных случаях арбитражный суд вправе приостановить исполнение оспариваемого решения.
  Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.
 
 Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ
 ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
 Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
  Статья 31.1. Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу
 
  Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
  1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
 
  Комментарий к статье 31.1
 
  1. Данной статьей определены сроки вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  В соответствии с п. 4 ст. 206 АПК решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
  В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
  Согласно ч. 3 ст. 180 АПК решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях вступают в законную силу в сроки и в порядке, установленные АПК или иным федеральным законом, под которым применительно к данной статье АПК имеется в виду КоАП. Таким образом, в данном случае наряду с правилами, установленными п. 4 ст. 206 АПК, действует также общий порядок вступления в законную силу указанного решения, установленный комментируемой статьей КоАП применительно к постановлению по делу об административном правонарушении. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении см. п. 1 комментария к ст. 30.9.
  Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения указанного срока, если оно не было обжаловано или опротестовано. В соответствии с ч. 1 ст. 30.10 КоАП не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня получения прокурором копии постановления по делу.
  Порядок обжалования, опротестования решения, вынесенного вышестоящим должностным лицом, судьей по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определен соответственно ч. 1, 2 ст. 30.9, ч. 1 ст. 30.10 КоАП.
  2. По смыслу ч. 3 ст. 30.9, ч. 1 ст. 30.10 КоАП решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу, может быть обжаловано, опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии указанного решения. Если решением, вынесенным по жалобе, протесту, не было отменено вынесенное постановление по делу, данное постановление вступает в законную силу после истечения указанного срока.
  О пересмотре вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов см. ст. 30.11 КоАП.
 
  Статья 31.2. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении
 
  1. Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
  2. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
 
  Комментарий к статье 31.2
 
  О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  В соответствии с данной статьей постановление (решение) о назначении административного наказания и постановление (решение) о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежат исполнению с момента вступления в силу вынесенного постановления (решения) (см. комментарий к ст. 31.1).
  В случае вынесения постановления (решения) о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, подлежат обеспечению имущественные гарантии лица, в отношении которого вынесено указанное постановление; в частности, изъятые при применении мер обеспечения производства по делу вещи, документы подлежат возвращению их законному владельцу (за исключением вещей, изъятых из оборота).
  Постановление (решение) о назначении административного наказания обеспечивается методами принуждения, применяемыми государственными органами и их должностными лицами, участвующими в исполнительном производстве, к лицу, привлеченному к административной ответственности (см. комментарии к ст. 32.1 - 32.11 КоАП).
  Обязательно для исполнения не только постановление (решение), вынесенное при производстве по делу, но и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, принимаемое по результатам рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.13).
 
  Статья 31.3. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению
 
  1. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
  2. В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.
  3. В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
 
  Комментарий к статье 31.3
 
  1. Постановление (решение) о назначении административного наказания, постановление (решение) о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежат исполнению с момента их вступления в законную силу. О сроке вступления в силу постановления по делу см. комментарий к ст. 31.1.
  О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  О вступлении в законную силу решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности см. п. 1 комментария к ст. 31.1.
  О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении см. п. 1 комментария к ст. 30.9.
  Применительно к решению по делу об административном правонарушении, вынесенному судьей арбитражного суда, порядок исполнения судебных актов урегулирован разд. VII АПК (см. также п. 1 комментария к ст. 30.7). Согласно ст. 318 АПК судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
  Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
  В соответствии со ст. 319 АПК исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт. Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
  Инициировать процедуру исполнительного производства в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи должны судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление (решение) по делу об административном правонарушении. Судьи гарнизонных военных судов, судьи районных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со своей компетенцией, определенной ст. 23.1 КоАП. О коллегиальных органах административной юрисдикции и должностных лицах, рассматривающих дело об административном правонарушении на основе единоначалия, см. комментарий к ст. 29.8. Исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых рассматривают дела об административных правонарушениях, установлен ст. 23.2 - 23.63 КоАП.
  Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть вынесено до передачи дела на рассмотрение либо по результатам рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 28.9, 29.9).
  Постановление (решение) о назначении административного наказания выносится по результатам рассмотрения дела. О судьях, органах, должностных лицах, уполномоченных исполнять постановления (решения) о назначении административного наказания, см. комментарии к ст. 32.1 - 32.11.
  2. В случае исполнения постановления (решения) о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (решение) и к которому были применены меры обеспечения производства по делу в виде изъятия вещей и документов, ареста вещей в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП, должны быть возвращены изъятые вещи и документы.
  При вынесении постановления о прекращении производства по делу в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления, постановление со всеми материалами дела в течение трех суток со дня его вступления в законную силу передается прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.
  О сроках обжалования, опротестования постановления (решения) по делу см. комментарии соответственно к ст. 30.3, 30.10.
 
  Статья 31.4. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении
 
  1. Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
  2. В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.
 
  Комментарий к статье 31.4
 
  1. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  Исполнение постановления (решения) о назначении административного наказания осуществляется в порядке, установленном ст. 32.2 - 32.11 КоАП, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (см. также п. 1 комментария к ст. 31.3). Порядок исполнительного производства в указанных случаях обусловлен существом правоотношения: принудительное исполнение постановления (решения) о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом-исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов) в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ст. 32.4 КоАП в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
  2. Постановление (решение) о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП, за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (см. гл. 25 ГПК, а также ст. 255 ГПК).
  Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Споры о возмещении имущественного ущерба или (и) о компенсации морального вреда рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
  3. Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.
 
  Статья 31.5. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания
 
  1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
  2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
 
  Комментарий к статье 31.5
 
  1. Отсрочивание исполнения постановления не допускается в случае исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, в виде административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, при исполнении постановлений о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, а также при исполнении постановления о дисквалификации.
  Об административных правонарушениях, влекущих административное наказание в виде лишения специального права и в виде административного ареста, см. соответственно комментарии к ст. 32.5, 32.6. Об исполнении постановлений о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, а также об исполнении постановления о дисквалификации см. соответственно комментарии к ст. 32.3, 32.11.
  Применительно к судебному акту, вынесенному в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя в порядке, установленном АПК (см. п. 4 комментария к ст. 30.1, п. 1 комментария к ст. 30.9, п. 1 комментария к ст. 31.3), отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения установлены ст. 324 АПК. Согласно ч. 1, 2 ст. 324 АПК при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
  Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
  По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
  О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  2. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения. Принудительное исполнение постановления (решения) о наложении административного штрафа осуществляется в соответствии со ст. 32.2 КоАП судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
  3. Назначение административных наказаний в виде лишения специального права и в виде административного ареста согласно ст. 3.8, 3.9 КоАП отнесено к ведению судей, которые, по смыслу КоАП, выносят и соответствующие постановления о назначении административных наказаний, а также вправе отсрочить их исполнение.
  Отсрочка и рассрочка исполнения постановления (решения) по делу допускаются, в соответствии с комментируемой статьей, только при вынесении постановления о назначении административного наказания.
  Отсрочка исполнения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении КоАП не предусмотрена. Решение по вопросам отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения.
  4. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления (решения) по делу допускаются при совершении административных правонарушений физическим лицом, а применительно к административным правонарушениям, влекущим административное наказание в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, также и юридическим лицом.
  По смыслу ч. 2 комментируемой статьи судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление (решение) о назначении административного штрафа, при решении вопроса об отсрочке его исполнения должны учитывать материальное положение нарушителя - физического лица, юридического лица (см. ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП).
  5. В соответствии с комментируемой статьей имеются в виду отсрочка и рассрочка исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, см. п. 1 комментария к ст. 30.9.
 
  Статья 31.6. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания
 
  1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.
  2. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.
 
  Комментарий к статье 31.6
 
  1. Прокурор в соответствии со ст. 30.10 КоАП вправе принести протест на не вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на эти постановления.
  Право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу, на решение по результатам рассмотрения жалобы, решение по результатам рассмотрения протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
  Согласно ч. 4 ст. 30.11 КоАП вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным законодательством. Протесты в указанных случаях вправе приносить Генеральный прокурор РФ и его заместители в порядке, предусмотренном ст. 52 АПК (см. п. 2 комментария к ст. 30.11).
  2. По смыслу ч. 1 комментируемой статьи принесение протеста на вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу не влечет приостановление его исполнения. Опротестование прокурором постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, также не может повлечь приостановление его исполнения (см. комментарий к ст. 32.3).
  3. Решение по вопросу о приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения. Арбитражный суд также вправе приостановить исполнение решения по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (см. абз. 2 п. 1 комментария к ст. 30.2).
 
  Статья 31.7. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания
 
  Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:
  1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
  4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса;
  5) отмены постановления.
 
  Комментарий к статье 31.7
 
  1. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания в случаях, указанных в п. 1 - 3 комментируемой статьи, соответствует обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, определенным п. 4, 5, 8 ст. 24.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье). Наличие хотя бы одного из указанных обстоятельств в соответствии со ст. 24.5 КоАП влечет прекращение производства по делу.
  2. Отмена постановления о назначении административного наказания, а также постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотрена при вынесении решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу в случаях, предусмотренных п. 3 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП.
  Применительно к делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, арбитражный суд согласно ст. 327 АПК по заявлению судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
  Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
  Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном ст. 324 АПК.
  Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.
  Исполнительное производство возобновляется по заявлению судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.
  О возобновлении исполнительного производства выносится определение (см. также п. 1 комментария к ст. 31.5).
  Отмена вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу, вынесенных судьей арбитражного суда, возможна при пересмотре в порядке надзора указанных постановлений Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (см. п. 2 комментария к ст. 30.11).
  3. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.
 
  Статья 31.8. Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
 
  1. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
  2. Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.
  3. Решение по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. В случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.
  4. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.
 
  Комментарий к статье 31.8
 
  1. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  Об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания см. комментарии к ст. 31.5 - 31.7.
  О статусе родителей, иных законных представителей несовершеннолетнего см. комментарий к ст. 5.35. Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.
  2. В комментируемой статье подразумевается решение вопросов, связанных с отсрочкой, рассрочкой, приостановлением или прекращением исполнения вступившего в законную силу постановления (решения) о назначении административного наказания. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда, вынесенного по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, см. п. 1 комментария к ст. 30.9.
  К лицам, заинтересованным в разрешении указанных вопросов, относятся, в частности, лицо, в отношении которого вынесено указанное постановление, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель (см. соответственно комментарии к ст. 25.1 - 25.5).
  Указанные лица вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания в соответствии со ст. 30.1 КоАП, а также решение, вынесенное по жалобе на указанное постановление, - согласно ст. 30.9 КоАП.
 
  Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
 
  1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
  2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
  3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
  4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
 
  Комментарий к статье 31.9
 
  1. О сроках вступления постановления (решения) о назначении административного наказания в законную силу и о приведении в исполнение указанного постановления (решения) см. комментарии к ст. 31.1, 31.4 КоАП.
  Под уклонением лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевается неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных КоАП сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности. О сроках добровольного исполнения постановления (решения) о наложении административного штрафа см. ч. 1 ст. 32.2 КоАП. О правовых последствиях уклонения лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания см. ч. 2 ст. 32.7 КоАП.
  2. Исчисление сроков давности исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания и определение сроков ограничения прав и свобод лица, привлеченного к административной ответственности, определенных постановлением (решением), осуществляются на основе различных правовых критериев. Указанные сроки исчисляются в днях (административный арест) либо в месяцах или годах (лишение специального права и дисквалификация) в пределах, предусмотренных КоАП.
  Сроки давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует отличать от сроков давности привлечения лица к административной ответственности, по истечении которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (см. комментарий к ст. 4.5).
  Применительно к решению о назначении административного наказания, вынесенному судьей арбитражного суда, ст. 321 АПК установлены следующие сроки предъявления исполнительного листа к исполнению:
  1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
  2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК.
  В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.
  Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

<< Пред.           стр. 64 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу