<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. Определение или корректировка функций органа управления образованием.
 4. Выбор типа и модели оргструктуры органа управления образованием, обеспечивающей лучшие возможности для реализации его статуса, целей, задач и функций.
 5. Определение должностей руководителей органа управления образованием, состав его структурных подразделений и должностей работников аппарата, являющихся отдельными структурными единицами.
 6. Распределение обязанностей между руководителями органа управления образованием, его подразделениями и сотрудниками аппарата.
 7. Установление связей подчинения, координации, способ кооперации и взаимозаменяемости между подразделениями и работниками аппарата.
 8. Разработка документов, фиксирующих построение оргструктуры органа управления образованием, основы содержания и организации его работы.
 9. Определение примерного состава типовых управленческих мероприятий и процедур, выполняемых регулярно органом управления образованием, перечня разрабатываемых им документов, оформление результатов этой работы в виде оперограммы и документограммы.
 10. Разработка распорядка и режима работы аппарата органа управления образованием, его подразделений и работников, закрепление их в виде регламента правил внутреннего распорядка и циклограмм.
 11. Определение комплекса мер по преобразованию отношений между органом управления образованием и его объектом управления (системой учреждений образования района) с целью приведения их в соответствие с новым стилем, оргструктурой и механизмом управления, формирование их в виде раздела программы развития образования района.
 12. Внесение корректив в состав аппарата органа управления образованием с учетом изменений в стиле руководства, оргструктуре аппарата, механизме его работы.
 13. Определение отношений и организация взаимодействия с социальными партнерами.
 14. Организация переподготовки работников аппарата, их самообразовательной работы с учетом необходимости ориентации на освоение скорректированного статуса, обновленных оргструктуры и механизма работы.
 
 Контрольные вопросы и задания
 1. Проанализируйте алгоритмические шаги построения системы управления образованием и определите основные этапы (содержательные направления) этой работы.
 2. Является ли представленный алгоритм универсальным для любого типа организационной структуры управления?
 3. Какие алгоритмические шаги наиболее актуальны для региональной, муниципальной, школьной системы управления?
 
 1.4. Представительство общественности
 в управлении образованием
 
  Авторы уже обращали внимание на то, что в сложившихся системах управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях общественная составляющая представлена слабо. Общественное управление образованием преимущественно заключается в работе родительских и попечительских советов и собраний, управленческие функции которых весьма ограничены и к тому же постоянно сокращаются из-за давления руководителей системы образования. В отдельно взятых учреждениях образования функционируют ученические советы, но возможности школьников в управлении школой неоправданно занижены. Пассивность общественности в управлении образованием объясняется рядом причин. Законодательно прописаны все возможные формы участия общества в управлении образованием, однако не сформированы механизмы формирования взаимодействия с государственной ветвью управления. Большинство руководителей системы образования не спешат "делиться" властью с представителями общественности, т.к. кроме некоторой помощи со стороны общественности, участие последней в управлении приведет и к дополнительному контролю за деятельностью системы образования. Кроме того, за многие годы советского периода цели, ценности контролировались и диктовались государством и партийными структурами, которые представляли единое целое по идеологии, родительское участие в образовании сводилось к минимуму. Поэтому в обществе сложился стереотипное мнение, что образование молодежи - дело исключительно государства, а вклад социума - второстепенный: материальная и физическая помощь в ремонте здания образовательного учредения, участие во внеклассных мероприятиях и т.п.
  На схеме 2 представлена одна из возможных форм взаимодействия государственных и общественных структур.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Схема 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  При установлении долгосрочного взаимодействия с общественным представительством в управлении образованием возможно и перераспределение функций, как например в представленной таблице 3.
  Таблица 3
  Формы общественной составляющей в управлении МОС Функции в управлении 1. Муниципальная ежегодная конференция представителей сферы образования, иных сфер, властными муниципальными структурами, общественными группами, СМИ и др. по анализу состояния и выработки рекомендаций по развитию образования в МО. Определение стратегической политики в МОС (ориентиров общественного развития).
  Выявление муниципальных потребностей в образовании на ближайшую и среднесрочную перспективу.
  Экспертная оценка эффективности текущих преобразований.
  Уточнение компетенции и разграничения полномочий органов государственных и общественных структур в управлении образованием.
  Утверждение механизмов общественного контроля в образовании. 2. Муниципальный координационный совет общественных организаций (связь между всеми другими общественными структурами). Консолидация усилий и организация взаимодействия между различными общественными организациями.
  Поиск социальных партнеров в реализации общественных инициатив.
  Определение сфер взаимовлияния между государственными и общественными структурными элементами в образовании.
  Координация межведомственных культурно-образовательных инициатив.
  Оказание правовой поддержки в регистрации общественных организаций. 3.. Муниципальный учебно-научный центр развития государственно-общественного управления образованием. Содействие становлению общественной направленности у администрации школ (на взаимодействие с социальным окружением).
  Содействие становлению управленческой направленности у активной общественности в образовании.
  Образовательные услуги (формирование финансовой, экономической, правовой и управленческой компетентности у представителей и общественных организаций, имеющих влияние на образование).
  Научная работа (проблемно-целевой анализ состояния МОС, разработка концепции и проекта стратегии изменений).
  Организация и проведение районных научно-практических конференций, связанных с реализацией идей государственно-общественного управления образованием.
  Консультационная поддержка общественных образовательных инициатив. 4. Муниципальный попечительский совет. Решение финансовых вопросов, главным образом касающихся части общественного контроля за расходованием средств бюджета на образование.
  Поиск партнеров среди государственных и коммерческих структур.
  Определение видов и уровней образовательных услуг учащимся.
  Проведение экспертизы качества подготовки выпускников.
  Оказание материальной, финансовой и иной благотворительной помощи социально необеспеченным учащимся и педагогам.
  Выделение средств на поощрение участников образовательных мероприятий (призы, стипендии, премии). 5. Муниципальный родительский комитет. Участие в разработке нормативных документов МОС в управлении образованием.
  Общественный аудит состояния школы.
  Реализация и защита прав родителей на участие в управлении образованием.
  Помощь и поддержка семей в создании условий для решения проблем семейного воспитания. 6. Муниципальный ученический комитет. Содействие организации и реализации моделей ученического самоуправления.
  Участие в решении вопросов защиты прав детей.
  Содействие в разрешении социальных конфликтов с учителями и администрацией школ.
  Организация досуга. 7. Ассоциация педагогов. Экспертиза направленности и содержания образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях.
  Организация педагогического просвещения по актуальным вопросам образования.
  Участие в разработке нормативно-правовой документации в сфере образования.
  Социальная и правовая защита работников образования.
  Участие в разрешении социальных конфликтов.
 Контрольные вопросы и задания
 1. Какой основной принцип управления образованием установлен законом "Об образовании"?
 2. В чем причины низкой активности общества в управлении образованием?
 3. Что вы понимаете под государственно-общественным управлением образованием?
 4. Какие формы общественного управления образованием вам известны?
 
 
 
 
 
 2. Направления модернизации
 системы управления образованием
 2.1. Изменение целевых установок управления образованием
 
  Главной целью большинства образовательных систем на сегодняшний день является поддержание функционирования образовательной системы, хотя развитие общества, политических, экономических и других условий давно уже привело к необходимости такой модернизации управления образованием, которое бы обеспечило его развитие.
  Под развитием образовательной системы понимается появление таких качественно новых элементов и свойств в системе, которые обеспечат:
 1. Приведение в соответствие функционирование образовательной системы с принципами Закона РФ "Об образовании" (особенно Ст. 2, п.3 и 6)6.
 2. Создание образовательной системы, отвечающей синергетическим принципам (принципам самоорганизации).
 3. Расширение инновационного поля, распространение культурно-образовательных инициатив.
 4. Вовлечение учителей, учащихся и всего сообщества в управление с целью формирования навыков коллективного принятия решений, разделения ответственности.
  Общая цель управления образовательными системами должна согласовываться с такими основными принципами открытого общества, как:
 * создание и поддержка более открытого управления образованием;
 * реструктуризация моделей управления и расширение их возможностей;
 * пропаганда демократических подходов, терпимости и уважения других точек зрения;
 * более глубокое вовлечение образовательного и местного сообщества в процесс принятия решений.
  Кроме того, общая цель управления должна соответствовать главной цели федеральной Программы развития образования, состоящей в развитии системы образования в интересах творческой личности и как одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования, соответствовать таким направлениям развития образования, определенными Программой, как:
 - развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования;
 - совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования.
  Цели управления должны быть направлены на выполнение стратегии развития региональной образовательной системы, определенной Программой развития образования Саратовской области на 2001-2005 гг., одобренной правительством Саратовской области и принятой областной Думой.
  Стратегическая цель Программы - создание правовых, организационных, экономических и учебно-методических условий для обеспечения функционирования и развития областной системы образования как решающего фактора формирования образовательного, культурного и духовного потенциалов жителей Саратовской области.
  Среди конкретных целей, направленных на достижение стратегической цели, Программа определяет формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием.
  Одной из главных задач, от решения которых зависит успешность реализации поставленных целей, Программа называет повышение эффективности управления образованием на основе использования принципов программно-целевого управления и стратегического планирования, привлечения родителей и местного сообщества к решению проблем образования. Поэтому одним из основных условий развития образовательных систем является модернизация управления. Модернизация управления образовательными системами предполагает изменение сущности управления, а именно: изменение командно-административной системы управления на демократическую систему, осуществляющую стратегическое управление образованием в муниципалитетах. Модернизация системы управления образованием должна привести к первостепенности таких функций, как:
 * изучение состояния, своевременная коррекция и прогнозирование развития образования;
 * разработка и осуществление стратегии развития МОС;
 * организация активного взаимодействия органов управления с родительскими и другими общественными организациями.
  Для обеспечения необратимости проектируемых изменений в системе управления, а также для ускорения процессов демократизации в управлении, необходимо создать такие механизмы, которые будут инициировать и поддерживать эти изменения. Подобным механизмом является государственно-общественное взаимодействие, т.е. такая совместная деятельность государственных структур и общественности в сфере образования, которая удовлетворяет потребностям общества и не противоречит интересам государства. Это взаимодействие будет вынуждать государственную составляющую управления образованием выходить за рамки корпоративного интереса и перестраивать свою деятельность таким образом, чтобы она отвечала требованиям развития образовательной системы. С учетом понимания сущности государственно-общественного взаимодействия и государственно-общественных отношений, изложенного в п. 2.2, для качественного изменения взаимодействия требуется изменить и отношения.
 
 Контрольные вопросы и задания
 1. Как вы понимаете процесс модернизации управления образованием? Какие аспекты управления должна затронуть модернизация?
 2. Какие изменения должны произойти в целевых установках управления образованием? Чем это обусловлено?
 3. Проанализируйте документацию своей образовательной системы. Ставит ли управление стратегические цели?
 4. Как описать изменение целевых установок с позиций проектного менеджмента?
 5. Какие целевые группы необходимо готовить к предполагаемым изменениям? Почему ?
 
 2.2. Становление государственно-общественных
  отношений и взаимодействия в образовательных системах
 
  К образованию имеет отношение достаточно широкий круг заинтересованных в результатах образовательной деятельности и ощущающих на себе ее последствия сторон. Именно между этими заинтересованными сторонами и складываются отношения и взаимодействия.
  Государственно-общественные образовательные отношения (ГООО) - отношения между группами людей и (или) государственными и общественными организациями, их представляющими и объединяющими, которые принимают участие в создании, распределении и потреблении образовательных услуг.
  Государственно-общественное образовательное взаимодействие - форма ГООО отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, смысла действий, солидарностью и согласием.
  Взаимодействия (как взаимная деятельность) возможны только при условии солидарности и согласия, за их отсутствием могут быть отношения, но они будут носить характер оппозиционных, антагонистических и не приведут к взаимодействию.
  В ходе реформирования образования представляют интерес все отношения, но особенно интересно увеличение доли тех отношений, которые приведут к взаимодействию, так как отношения могут существовать без каких-либо результатов (как сейчас), а взаимодействия обязательно приведут к результативной деятельности.
  Государственно-общественное управление образованием - это один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем. Всю широту и многообразие образовательных потребностей общества могут удовлетворить только взаимодействия государственных и общественных систем. Очевидно, что и управление таким взаимодействием должно носить государственно-общественный характер.
  Соподчиненность этих понятий можно представить схематически (схема 3).
  Схема 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  С учетом соподчиненности этих понятий (иерархии) изменения в ГООО неизбежно приведут к изменениям в ГООВ и далее - к модернизации ГО управлении. Поэтому так важно при реформировании системы образования затрагивать и эту сферу. Рассмотрим соотношение заинтересованных сторон, как потенциальных участников ГООО и ГООВ, подробнее7.
  Постепенный переход к государственно-общественным взаимодействиям возможен поэтапно. Например:
  На I этапе реализации проекта планируется постепенное введение, "вкрапление" общественной составляющей в управление образованием в государственную составляющую. Тем самым достигаются две цели: модернизируется государственная составляющая и формируется, нарабатывается опыт общественного управления образованием. Введение представителей общественности в традиционные и вновь создаваемые управленческие структуры строго и всесторонне анализируется, чтобы обеспечить соблюдение компетентности государственных служб управления образованием и достаточно грамотное участие представителей общественности в решении вопросов управления с учетом специфики образования.
  Главная цель "вкрапления" - открыть общественности ту часть деятельности управленцев, в которой принятие управленческих решений либо не всегда ясно общественности, либо порождает негативное его восприятие из-за недостаточной информации по обоснованию этого решения.
 
  Преимуществом такого подхода к модернизации управления МОС является и то, что принцип "вкрапления" общественности не потребует экстренных финансовых вложений, так как значительная часть управленческой деятельности в новых структурах будет на I этапе осуществляться штатными работниками муниципальных органов управления образованием. Представительство общественной составляющей не потребует больших временных затрат, так как при традиционном общественном участии причиной нежелания работать со школой являлось и большое количество необходимого времени.
 
 Планируемые действия
 
 I этап II этап 1. Создать в органах управления образованием структуры, отвечающие за стратегию развития образования в муниципалитетах.
 Функции: а) прогнозирование развития системы образования, планирование изменения сети образовательных учреждений;
 б)стимулирование инновационной деятельности;
 в) координация взаимодействия с соцпартнерами. 1. Создать мониторинговые службы для подготовки рекомендаций по принимаемым управленческим решениям.
 Функции: а) анализ деятельности руководителей образовательных учреждений;
 б) контроль за деятельностью вновь назначенных руководителей;
 в) планирование контроля за реализацией Программы развития.
  2. Создать Независимую комиссию при органе управления образованием по рассмотрению вопросов, предусматривающих возникновение конфликтных ситуаций.
 Функции: а) введение представителей родительского комитета школ, подавших на утверждение Медальной комиссии работы учащихся;
 б) рассмотрение жалоб родителей, учащихся, педагогических работников, поступивших из образовательных учреждений;
 в) участие представителей родительской общественности в работе комиссии по целевым направлениям выпускников школ в вузы. 2. Создать общественный Координационный Совет при администрациях муниципальных образований.
 Функции: а) координация системного взаимодействия всех существующих и вновь создаваемых структур, содействующих образованию;
 б) оказание практической помощи учреждениям образования в реализации муниципальной Программы развития.
  3. Создать общественный Совет содействия воспитанию молодежи при муниципальных органах управления образованием, в который войдут представители:
 управления культуры,
 управления по делам молодежи,
 Центра медицинской профилактики,
 органов внутренних дел,
 центра занятости населения.
 Функции: а) планирование работы по профилактике асоциальных явлений среди школьников;
 б) информирование общественности о направлениях молодежной политики;
 в) принятие решений по снижению остроты криминогенной ситуации в молодежной среде;
 г) организация работы с родителями, уклоняющимися от воспитания детей. 3. Создать систему мониторинга эффективного использования средств бюджетного и внебюджетного финансирования.
  4. Создать общественно-информационный комитет при муниципальном органе управления образованием из представителей:
 профессиональных педагогических объединений, муниципальной стратегической команды,
 муниципальной стратегической команды школьников,
 редакций местных СМИ,
 местного телевидения.
 Функции: а) информирование населения о направлениях развития системы образования;
 б) организация обсуждения широкой общественностью проблем воспитания. 4. Создать механизм влияния результатов мониторинга на принятие управленческих решений.
  5. Подготовить в каждом пилотном районе муниципальную стратегическую команду. Создать альтернативную систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. 6. Создать систему информирования педагогического сообщества об имеющихся программах и проектах развития образовательных систем 5. Наладить систему взаимодействия муниципальных органов управления образованием с педагогическими вузами и спузами. 6. Создать банк альтернативных программ и проектов развития МОС.
  7. Проводить экспертизу происходящих изменений в управлении МОС.
  Заинтересованные стороны представлены несколькими категориями: благополучатели (бенефициарии), стейкхолдеры8. Последние, в свою очередь, дифференцируются на создателей, и распространителей и потребителей образовательных услуг. Стейкхолдеры могут выступать и в роли благополучателей при определенных условиях.
  Все подобные группы интересуются процессом принятия решения в сфере образовательной политики, а также лицами и организациями, уполномоченными это делать.
  Создатели - это категория стейкхолдеров, заинтересованных в решениях о разработке и построении образовательного процесса, подготовке необходимого персонала и создании материально-технической базы.
  К ним относятся:
 * строительные компании, выполняющие заказы по ремонту и строительству учреждений образования;
 * компании, выпускающие учебные материалы, в том числе учебники;
 * производители и продавцы канцелярских принадлежностей, продуктов питания для школьных столовых и буфетов и других предметов потребления;
 * страховые компании;
 * составители учебных программ и авторы учебников;
 * учебные заведения, готовящие учителей;
 * университеты и консалтинговые фирмы, предоставляющие техническое обслуживание;
 * исследовательские лаборатории, занимающиеся вопросами педагогики, психологии, социологии и т.п.;
 * администрации муниципалитетов, местные советы, областная Дума (и Государственная), Правительство области (и Федерации).
  Распространители - эта группа, сосредоточенная на вопросе об уровне принятия решений о распространении образовательных услуг. Эти решения затрагивают вопросы доступности образования и сам учебный процесс (в том числе оценку успеваемости как его составную часть). Утверждаются решения о том, кого будут принимать и кого будут держать в школе. Учебный процесс сам по себе требует, чтобы решения принимались главным образом учителями при разной степени косвенного контроля со стороны администрации. В эту группу стейкхолдеров входят родительские советы, представители учителей (т.е. профсоюзы), администрации образовательных учреждений, другие руководители, компетенция которых ограничивается решениями о принятии официального курса обучения (начальники органов управления при администрациях муниципалитетов, работники министерства образования на областном и федеральном уровнях).
  Пользователи - эта группа заинтересованных сторон озабочена тем, какое практическое применение могут найти результаты учебы. Образование преобразует человека, дает ему новые знания, навыки и ценности. Эти преобразования могут принести пользу и самим преобразованным людям, и тем, кто получает выгоду от увеличения знаний, навыков и ценностей. Учащиеся и родители могут использовать полученные знания и аттестаты для того, чтобы расширить возможности учащегося в дальнейшей жизни (а также повысить качество его жизни). Работодатели надеются, что образованные работники будут более производительными, т.е. увеличат ему прибыль. Церковь рассчитывает на то, что образование поддерживает морально-этическую систему. Главный интерес потребителей - потребительская ценность образования. Они озабочены больше тем, насколько образование отвечает их целям, чем специальными аспектами самого образования. Обычно производители занимаются отбором литературы, опираясь, например, на такие критерии, как качество ее производства и доступность языка, в то время как пользователи более склонны к тому, чтобы опираться на критерии, касающиеся собственно содержания. Работодателям не столь важно, сколько часов тратится на данный предмет, - их больше интересует, обладают ли выпускники необходимыми трудовыми навыками.
  Очевидно, что отдельные лица могут одновременно выступать в нескольких группах стейкхолдеров (будучи одновременно родителем, учителем, предпринимателем). Большинство потребителей образовательных услуг входят одновременно и в число бенефициариев. Приведем примеры некоторых категории с описанием группы интересов.
 Саратовская областная Дума (создатели):
 * Демонстрация общественности результатов деятельности депутатского корпуса.
 * Дополнительная сфера влияния депутатов.
 * Увеличение электората.
 Администрации муниципалитетов (создатели):
 * Позитивные изменения в муниципальных образовательных системах являются показателем работы администрации муниципалитетов.
 * Снижение уровня конфликтности в педагогическом сообществе района.
 * Участие широкой общественности в осуществлении образовательной политики района.
 * Повышение рейтинга администрации муниципалитета среди жителей района в связи с предстоящими демократическими преобразованиями.
 Муниципальные органы управления образованием (создатели):
 * Инновационные изменения в муниципальных образовательных системах.
 * Повышение авторитетности управлений образованием в глазах МО области и педагогической общественности района и области.
 * Обретение нового управленческого опыта.
 * Реальная возможность разработки документов стратегического менеджмента (Программа развития, стратегический план и др.).
 * Активизация межведомственного взаимодействия.
 * Сокращение властной дистанции в управлении.
 * Создание форм ГОУ МОС9 на муниципальном уровне.
 * Привлечение СМИ к проблемам образования.
 * Обучение специалистов управления образованием.
 Руководители образовательных учреждений (распространители):
 * Объединение педагогического коллектива вокруг идеи.
 * Мотивация педагогов к инновационной и творческой деятельности.
 * Привлечение общественного внимания к проблемам школы.
 * Повышение рейтинга школы, участвующей в эксперименте.
 * Повышение квалификации руководителя.
 * Выявление учительских резервов в управлении.
 * Повышение профессиональной квалификации.
 Педагогические работники (распространители):
 * Информационная осведомленность.
 * Реализация творческого потенциала.
 * Повышение рейтинга педагогов среди родителей, учащихся, коллег.
 * Профессиональное общение.
 * Сбор и накопление исследовательских материалов к написанию аттестационной работы.
 Учащиеся (пользователи - благополучатели):
 * Повышение качества образования.
 * Социальная адаптация в мире взрослых.
 * Приобретение навыков социального партнерства.
 * Формирование активной гражданской позиции.
  Методика выявления заинтересованных сторон и установления взаимодействия представлена в материалах Приложения 2.
 
 Контрольные вопросы и задания
 1. Что понимается под государственно-общественными отношениями, взаимодействиями, управлением в образовании?
 2. Что является первичным: отношения или взаимодействия?
 3. По каким основаниям классифицируются группы заинтересованных лиц? Чем отличаются стейкхолдеры от бенефициариев?
 4. С какими заинтересованными сторонами традиционно устанавливаются взаимодействия в образовании?
 5. Кто определяет вектор развития образования? Как устанавливать отношения и взаимодействия с этими группами?
 
 2.3. Направления системных изменений
 в условиях модернизации управления образованием
 
  Предполагаемые стратегические изменения будут носить системный характер при выполнении ряда условий. Изменения должны касаться всех принципиально значимых областей, связанных с образованием, захватывать все уровни: школьный, муниципальный и региональный. Такими принципиально значимыми областями для реформирования образования являются повышение квалификации, управление, образовательная политика. Если изменения будут происходить только в одной из областей, не вынуждая измениться другие, то реформы заведомо обречены, положительный результат, достигнутый только в одной области, со временем утрачивается и эффект реформирования пропадает. Например, если в системе повышения квалификации произошли стратегические изменения, а образовательная политика и система управления образованием в регионе остались прежними, то новые образовательные услуги, предоставляемые системой повышения квалификации, оказываются невостребованными и нереализуемыми.
  Однако существенно изменить эти области, не выходя за рамки образовательной сферы, невозможно, требуется рассматривать пути этих изменений в более широком социальном контексте, т.е. необходимо предусмотреть изменения в социальных отношениях и взаимодействиях.
  Повышение квалификации и переподготовки работников, участвующих в преобразовании системы управления образованием, является важнейшим условием эффективности реализации нововведений. В регионе большой научный потенциал для проведения качественного повышения квалификации работников образования (в области 12 вузов). Однако традиционно сложилось, что повышением квалификации монопольно занимается Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, обучение в котором не удовлетворяет потребностям ни самих слушателей, ни заказчиков (органы управления). За последние пять лет неоднократно предпринимались попытки реорганизации института с целью обновления системы, но изменений в сущности процесса переподготовки не произошло. Это позволяет сделать вывод, что изменения внутри института не могут привести к положительному эффекту, требуется альтернативная, конкурентная структура, которая либо "вынудит" существующую систему перестроиться в соответствии с потребностями РОС10, либо существенно сократит ее полномочия.
  В период преобразования образовательных систем необходимо создать такую структуру, задачами которой будут являться:
 * создание конкурентной, дополняющей структуры для существующей системы повышения квалификации;
 * оказание юридической помощи в подготовке регистрации общественных организаций;
 * определение точек "наложения" общественных инициатив и региональных интересов;
 * поиск социальных партнеров в реализации культурно-образовательных инициатив;
 * повышение квалификации управленческого звена системы образования и лидеров общественных организаций.
  В основе новой системы повышения квалификации и переподготовки должны лежать такие ценности, как:
 * деятельностный характер переподготовки (в отличие от преобладающего сегодня предметно-знаниевого);
 * добровольность переподготовки;
 * командный способ работы (особое внимание будет уделено подготовке коллективов школ).
  Формирование программы переподготовки и повышения квалификации должно происходить на основе социального заказа педагогического сообщества (в отличие от существующей практики, когда программа формируется под имеющийся кадровый ресурс ИПК). Особое внимание должно уделяться разработке и апробации содержания и форм подготовки и переподготовки управленческих кадров с ориентацией на взаимодействие с негосударственными структурами, родительскими попечительскими советами, общественными организациями и др.
  В результате реформирования образования должны произойти изменения и в системе управления образованием на всех уровнях: региональном, муниципальном, школьном. В сложившихся системах управления главной задачей является поддержание функционирования подведомственных учреждений. Опасения возможных сбоев в работе сковывают инициативу, не позволяя развиваться образовательным системам. Характер проектируемых изменений в управлении образованием представлен в таблице 4.
  Таблица 4
 Уровни планируемых изменений: Региональная
 система
 управления
  образованием Муниципальная
 система управления
 образованием Система управления

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу