<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Занятия 11-12 (2 ч)
 Цель. Развитие воображения, мышления, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого.
 Основные понятия: логика, мышление, чувство юмора.
 Методические рекомендации.
 Вербальные упражнения на развитие креативности.
 Упражнения:
 «Сочинить рассказ с конца»
 Первый участник говорит предложение, которое считается последним в рассказе. Например: «Жили они долго и счастливо».
 Второй участник составляет предложение, которое логически предшествует последнему предложению и т.д. т.о. составляется рассказ. По окончании работы анализируется ход выполнения задания: чья идея была развита, пытался изменить ход событий и насколько это удалось, кто сумел поддержать общую линию, кто внес особенно интересные предложения.
 «Рисуем слово»
 Предлагается слово, например, Квардок.
 Задание: нарисуй, каким тебе видится это слово.
 Можно задавать вопросы ведущему о размерах, форме.… Затем листок передается по кругу. Сравнивается своя фантазия с фантазиями другими.
 «Мои фантазии»
  Придумай слово, которого нет в языке. Опиши, что оно может обозначать, его функции. Это задание может быть дано группе из 3-4 человек. Можно предложить поработать подобным образом и дома.
 «По щучьему велению»
 Водящий говорит: «По щучьему велению, по моему хотению…» Обращается к кому-то конкретно и о чем-то его просит. Например, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.
 Игра развивает воображение, мышление, а также умение обратиться к другому с просьбой, умение понимать другого.
 
 «Угадай слово»
 Участвуют две команды. Ведущий шепотом говорит капитанам слово.
 Капитан следующему игроку говорит значение слова, не называя само слово, второй говорит третьему игроку, как он нашел сказанное, т.е. передает значение слова, но своими словами и т.д. Последний игрок пытается определить, какое слово сказал капитанам ведущий.
 Можно, анализируя ход игры, уточнить, кто изменил информацию, передал не точно, отметить интересные варианты передачи значений.
 «Отгадай»
 Один человек выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из присутствующих. Вошедший должен отгадать, кого загадали, задав группе только пять вопросов, на которые группа может отвечать только «да» или «нет», например: «Похож ли он на кошку?» или «Похож ли он на тополь?»
 Занятие 13 (1 ч)
 Цель. Отработка взаимодействия в группе.
 Основные понятия: воображение, общение, понимание, просьба.
 Методические рекомендации.
 Упражнения на развитие творчества.
 Упражнения:
 «Пирамида»
 Ведущий говорит фразу: «Собака лает». Следующий участник игры дополняет фразу одним словом. Например, «черная собака лает». Следующий участник повторяет предыдущую фразу, добавляя одно слово. Например: «черная собака лает на лугу» и т.д.
 «Закончи фразу»
 Один человек держит в руке мяч и говорит начало предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен закончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начнет новое предложение и т.д. Можно определить тему диалога.
 «Ассоциации»
 Ведущий говорит слово, например, «мебель». Первый участник повторяет его и говорит ассоциации, которые вызывает у него это слово. Второй участник говорит слово «мебель», повторяет ассоциации первого участника и приводит свои собственные. Третий участник говорит слово мебель, повторяет ассоциации первого и второго участников и добавляет свои. И так далее.
 «Что общего»
 Найти как можно больше признаков сходства между двумя различными предметами, например, между мелом и мороженым. Время работы можно ограничить.
 
 
 «Назови пять предметов»
 Первому участнику ведущий предлагает в течение 30 сек. назвать пять предметов красного цвета, затем второй участник называет пять предметов зеленого цвета, затем третий называет предметы синего цвета. При этом никто не должен повторить сказанное другими. Не сумевший справиться с заданием, выбывает.
 Занятие 14 (1 ч)
 Цель. Развитие внимания, образной памяти, лексического запаса, воображения.
 Основные понятия: взаимодействие в группе, творчество, ассоциации.
 Методические рекомендации.
 Упражнения, требующие проявлений наблюдательности, интеллектуальной гибкости.
 Упражнения:
 «Кто самый внимательный?»
 Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы А.
 «Угадай»
 Один из играющих стоит спиной к группе. Кто-то подходит к нему, прикасается, издает какой-нибудь звук и возвращается на место. Стоящий спиной поворачивается и пытается отгадать, кто подходил.
 «Зоркий глаз»
 Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет в своем внешнем виде, например, расстегивает пуговицу, снимает часы и т.п. Водящий, войдя в класс, пытается определить, у кого произошли изменения.
 Игра развивает внимание, образную память.
 «Вырази мысль другими словами»
 Написать фразу: «Школьники ждут летние каникулы». Найти варианты передачи этой мысли, заменяя каждое слово. Например: «Те, кто учатся в школе, хотят наступления июня, июля, августа».
 Эта работа может быть проведена в парах, в группах. Упражнение увеличивает лексический запас, развивает воображение.
 «Оратор»
 На листочках написать темы выступлений. Каждый участник берет листок с какой-либо темой и через 2-3 минуты он должен выступить с речью.
 «Разминка»
 Положите руки на колени, хлопните в ладони перед грудью, правой рукой
 возьмитесь за нос, левой – за правое ухо, опять хлопните в ладони, возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.
 
 
 «Слово на каждый шаг»
 Идя по классу, на каждый шаг называть, например, имена или оттенки цветов. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов. Соревнование может быть командным.
 Занятия не должны проходить исключительно как сложная серия игр. Необходим постоянный анализ, обсуждение действий детей и способов решения или возникших проблем. Важно, чтобы участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться.
 Правовой блок
 Занятия 15-16. Знакомство с декларацией прав ребенка.
 Права и обязанности детей.(2 ч)
 Цель. Познакомить школьников с нормативными документами, определяющими их права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан.
 Основные понятия: Ребенок как субъект права; права и обязанности детей; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Семейные кодекс РФ.
 Методические рекомендации.
 Занятие рекомендуется проводить в форме беседы. Перед началом занятий педагог раздает школьникам нормативные документы, предлагаемые к изучению: Конвенция ООН о правах ребенка; Декларация прав ребенка; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; извлечения из Семейного кодекса РФ. Педагог подробно разъясняет и комментирует статьи документов, вовлекая школьников в беседу. В ходе занятия школьники заполняют табличку-памятку:
 
 
 Я имею право Документ,
 определяющий мои права и обязанности Я обязан
 
 
 
 Особое внимание следует обратить на понятия: закон; права; обязанности.
 На втором занятии педагог предлагает школьникам проблемные ситуации для решения которых ребята используют нормативные документы и знания в области своих прав и обязанностей. На этом же занятии можно организовать «Турнир знатоков». В ходе которого школьники в игровой форме закрепляют знания основных нормативных документов, определяющих их права и обязанности.
 
 Занятия 17-18. Права ребенка в Российской Федерации. (2 ч)
 Цель: Сформировать способность школьников отстаивать свои права, защищать их, обращаясь в соответствующие инстанции.
 Основные понятия: защита, справедливость, правоспособность.
 Методические рекомендации.
 Педагог готовит, а затем представляет спектакль театра-экспромта «Мудрый Филин». Фабула предельно проста: Филин объясняет права и обязанности лесных зверят. (Для такого спектакля педагог заранее готовит элементы костюмов или маски, а также формулирует сюжет игры).
 Итогом такого спектакля может служить признание школьниками необходимости определения прав и обязанностей, мотивом - жажда справедливости в случае обиды тихого зайца.
 Занятия 19-20. Реализация прав в повседневной жизни.(2 ч)
 Цель: Познакомить школьников с государственными структурами и общественными организациями, призванными защищать их права; познакомить с механизмом реализации прав в повседневной жизни; сформировать потребность в защите своих прав; сформировать понимание необходимости в регламентации прав и обязанностей.
 Основные понятия темы: Социальные службы для детей, Социальная инфраструктура для детей, государственная политика в интересах детей, общественные организации в интересах детей.
 Методические рекомендации.
 Теоретическое занятие рекомендуется проводить в виде рассказа иллюстрируемого видеосюжетами, показывающими развитие социальной службы на территории области.
 Для проведения практического занятия необходимо подготовить игру «Путешествие на необитаемый остров». Сюжет игры таков: путешественники на воздушном шаре попадают в катастрофу и, чудом оставшись в живых, оказываются на необитаемом острове. Здесь им предстоит организовать колонию, определить права и обязанности жителей острова, выбрать органы самоуправления. В ходе игры школьники получают возможность практически применить полученные ранее знания, получают доказательства необходимости регламентации прав и обязанностей.
 Семьеведческий блок
 Занятия 21-26. Семья и ее функции.(2 ч)
 Цели: Познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков. Помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях.
 Помочь осознать функции семьи как важнейшего фактора формирования человека. Помочь усвоению содержания психологической функции семьи.
 Освоить техники психологической поддержки в семье. Проанализировать содержание и роль хозяйственной функции семьи.
 Методические подходы: первое теоретическое занятие рекомендуется проводить в виде беседы. Важно обсудить проблему значения семьи; особенности современной молодой семьи; трудности с которыми встречается молодая семья. Обсуждение этих вопросов может проводится в форме дискуссии «Зачем человеку семья? Мужской и женский взгляд на проблему». Преподователь, подводя итоги дискуссии, обозначает и раскрывает важнейшие функции семьи: психологическую, воспитательную, хозяйственную.
 Учащиеся заполняют анкету «Функции семьи»
 
 Анкета
 Вам предлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям.
 Соответственно поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)
 
 № п/п Название функции Вид функции
 1. Уборка квартиры
 2. Проверка домашнего задания у ребенка
 3. Мытье посуды
 4. Обсуждение с членами семьи событий дня
 5. Приготовление обеда
 6. Игры с ребенком
 7. Сочувствие тому, у кого неприятности
 8. Чтение книги (сыну, дочери)
 9. Доставка продуктов
 10. Разговор с сыном (дочерью) о взаимотношениях со сверстниками
 11. Уход за цветами
 12. Благодарность супруга за помощь
 13. Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма
 14. Уход за домашними животными
 15. Похвала за хорошо выполненное дело
 На следующем занятии педагог после подведения итогов анкетирования предлагает учащимся подробнее познакомится с функциями семьи.
  Психологическая функция, как реализация в семье комплекса потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Семья как «психологическое убежище» современного человека. Выполнение супругами психотерапевтических способов общения.
 Воспитательная функция: семья как соединение в одно целое, для появления новой жизни. Обоснование высказывания «Семья начинается с детей». Дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семьи, в воспитании детей. Различные факторы, воздействующие на личность ребенка: наследственность, среда, воспитание. Проблема «отцов и детей». Творческий подход к воспитанию. Игра и сотрудничество как средства воздействия на ребенка.
 Неоднозначная роль членов семьи в воспитании: роль мамы и женского влияния на ребенка; проблема дефицита мужского воспитания и роль отцовского воздействия. Бабушки и дедушки. Их роль в воспитании.
 Хозяйственная функция: быт как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Составные элементы быта: уклад жизни, обычаи, нравы, привычки и нормы общежития; различные формы и способы удовлетворения потребностей человека. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на нравственно-психологический климат семьи. Значение разумного распределения обязанностей, учета возможностей и потребностей каждого члена семьи. Оптимальное сочетание хозяйственных семейных обязанностей с обязанностями оп работе. Проблема сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей.
 На следующем занятии педагог предлагает школьникам определение семьи как малой социальной группы, выполняющей определенные функции.
 Проводит исторический обзор возникновения и развития семейных отношений мужчин и женщин в первобытном обществе. Знакомит с первой формой брачных отношений – групповой, затем родовым браком и возникновением парного брака. Вводит понятие патриархальной семьи – переход к моногамии. Характеризует понимание семейных отношений в различных религиозных учениях: буддизм, ислам, православие, протестантство. Дает определение семьи как ячейки общества. Объясняет влияние общественного строя на проявление семейных отношений.
 Далее характеризует черты современной семьи: биархатный характер отношений, двупоколенность и молодежность, усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни, повышение авторитета и влияния женщины – матери, ослабление авторитарных рычагов влияния; более симметричное распределение обязанностей мужа и жены; демократизация взаимоотношений; изменение взглядов на главенство в семье, усиление, эмоциональных мотивов вступления в брак (любовь, симпатия, уважение); повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; экологическая независимость супругов; свобода и самостоятельность в решении вопросов выбора брачного партнера, создания семьи, развития семейных взаимоотношений. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.
 На практических занятиях можно провести ролевые игры «Психологическая поддержка в семье», «Распределение домашних обязанностей», диспут «Женщина на работе и дома», проанализировать педагогические ситуации «Родители и дети».
 
 
 Медико-гигиенический блок
 Занятие 27. Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.(1ч)
 (Проводится раздельно для девушки и юношей)
 Цель: Дать представление о тех изменениях в организме, которые превращают девочку в женщину, мальчика в мужчину. Объяснить основные физиологические механизмы происходящих изменений в подростковом возрасте.
 Основные понятия: ребенок – подросток – взрослый; переходный возраст; железы внутренней секреции; гормоны; «гормональный оркестр»; половые железы; первичные и вторичные половые признаки. Менструальный цикл; поллюции, эрекция, онанизм.
 Оборудование: плакаты и схемы, иллюстрирующие строение мужской и женской репродуктивной системы, физиологию менструального цикла, динамику анатомических и половых изменений девочки – девушки – женщины, мальчика – юноши – мужчины. Видеофильм «Что со мной происходит?».
 Методические рекомендации.
 Занятие начинается с выяснения различий между ребенком, подростком и взрослым человеком. Выслушивая и комментируя ответы школьников, необходимо подвести их к пониманию, что взросление это не только физические изменения, но и формирование внутреннего мира, способности отвечать за свои поступки. Далее с помощью схем и плакатов дать информацию об изменениях анатомии и физиологии в подростковом возрасте, правилах личной гигиены. К концу занятия предложить ученикам подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
 Разобрать наиболее часто задаваемые вопросы по темам «Как изменяются девочки» и «Как изменяются мальчики».
 Продемонстрировать средства интимной гигиены, средства ухода за кожей (кремы, лосьоны, дезодоранты и др.).
 Посмотреть видеофильмы.
 Занятие 28. Перестройка деятельности различных органов и систем в подростковом возрасте (1 час).
 Цель: Сформировать у школьников представление о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отношения к выполнению рекомендаций врача, касающихся режима дня, питания, занятий физкультурой и спортом и т.д.
 Основные понятия: Единство организма и среды; динамика физического развития и умственной работоспособности; рост и развитие; закономерности физического развития; анатомо-физиологические особенности органов и систем возрастно-половой группы школьников.
 Методические рекомендации.
 В XVII веке основоположник чешской педагогики Ян Амос Каменский писал: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усвоить, а в какой только сам желает». Поэтому знания по теме детям 10-11 лет нужно донести в простой, доступной форме – беседе, используя наглядные пособия: таблицы, слайды, видеоматериалы.
 После объяснения материала педагог предлагает учащимся определить особенности кожи, костно-мышечной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крови и кровотворных органов, органов пищеварения, обмена веществ, органов чувств, высшей нервной деятельности у своих соседей по классу.
 Проделанная работа помогает выявить индивидуальные особенности роста и развития школьника, а также возможные отклонения с тем, чтобы своевременно их исправить. Затем педагог демонстрирует и предлагает выучить школьникам комплекс физических упражнений общеразвивающего характера для данной возрастной группы.
 Занятие 29.Гигиена тела и полости рта (1 ч.)
 Цель: Сформировать у школьника представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
 Основные понятия: личная гигиена; уход за кожей, волосами, ногтями, зубами; защита кожных покровов; профилактика болезней.
 Методические рекомендации
 Учитель предлагает ученикам вспомнить строение и функции кожи, ее возрастные особенности, рассмотренные на предыдущем занятии. Затем дополняет ответы учащихся. Рассказывает о заболеваниях кожи и их профилактике, уходе за кожей, волосами, ногтями, зубами, профилактике заболеваний зубов и полости рта. Желательно использовать наглядные материалы: таблицы, слайды, видеоматериалы. Рекомендуется провести практическую часть занятия «как правильно чистить зубы».
 Занятие 30. Гигиена жилья. Гигиена рабочего места школьника (1 ч.).
 Цель: Объяснить учащимся, какое влияние оказывают на здоровье жилье и условия работы школьника. Ознакомить школьников с гигиеническими принципами формирования окружающей среды в школах для более глубокого понимания профилактического направления проводимых мероприятий
 Основные понятия: внутрипланировочные, микроклиматические факторы жилья и школы; школьная мебель, гигиена планировки и благоустройства школы; гигиена воздушной среды, освещения, гигиенические требования к оборудованию
 Методические рекомендации
 Учитель, используя наглядные пособия (таблицы, видеоматериалы), рассказывает учащимся о гигиене жилища, гигиенических требованиях к школьной мебели, внутришкольной среде. Сравниваются существующие условия и санитарно-гигиенические требования. Занятие может проводить школьный врач, разбив класс на 2 группы – юношей и девушек. Материал следует преподносить с учетом возраста подростков.
 Занятие 31. Гигиена питания (1 ч.)
 Цель: Ознакомить школьника с основами рационального питания и принципами профилактики заболеваний алиментарного происхождения.
 Основные понятия: Рациональное питание, состав пищи, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; сбалансированное питание, санитарно-гигиенические требования к хранению пищевых продуктов.
 Методические рекомендации.
 Педагог знакомит детей с основными принципами рационального питания, продуктами-источниками белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Говорит о значении питания для детского организма, заболеваниях алиментарного характера, хранении пищевых продуктов, профилактики заболеваний.
 Далее проводится игра «ресторан», где учащиеся по очереди выступают в роли шеф-повара и посетителей ресторана. Посетители заказывают определенные блюда, а повара и официанты аргументируют меню . Дома ребята работают над составлением рационального меню на неделю .
 Занятие 32. Профилактика близорукости (1 ч)
 Цель: Определить факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на зрительный анализатор и профилактические мероприятия по борьбе за полноценное зрение школьника. Освоить программу улучшения зрения. Выучить упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы и снимающие утомление глаз.
 Основные понятия: орган зрения и его световоспринимающий аппарат; близорукость и необходимость борьбы с ней; охрана бинокулярного зрения (профилактика косоглазия); очки. Факторы приводящие к чрезмерной нагрузке на зрительную сенсорную систему. Снятие зрительного утомления.
 Методические рекомендации
 Теоретическая часть занятия проводится в виде изучения нового материала. Рекомендуется начать занятие с просмотра фильмов о значении зрения (зрительного анализатора) в жизни человека. После чего учитель подводит детей к самостоятельному определению факторов, влияющих на патологию зрения и формирует в их сознании понятие о необходимости проведения мероприятий по охране зрения школьников и соблюдении ими определенных правил в школе и дома. Факторы приводящие к чрезмерной нагрузке на зрительную сенсорную систему выписываются в виде памятки на каждый день. Особое внимание уделяется влиянию цветового решения интерьера дома и школы на зрительную функцию.
 Заканчивается занятие подведением итогов, суммируются знания о значении зрительного анализатора для здоровья в целом и его уникальности в восприятии жизни, о необходимости профилактики зрительной патологии. После чего проводится практическое обучение упражнениям, укрепляющим глазодвигательные мышцы и снимающим утомления глаз (рекомендуется использовать упражнения разработанные НИИ им. Гельмгольца).
 Занятие 33-34. Вредные привычки – алкоголь, курение, наркомания, токсикомания – их влияние на здоровье.(2 ч)
 Цель: Продолжить формирование саногенной установки, ответственного отношения к своему здоровью. Ознакомив школьников с влиянием вредных привычек на здоровье, выработать у них негативное отношение к курению, алкоголизму, наркомании, токсикомании. Дать понятие о последствиях употребления психоактивных веществ. Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.
 Основные понятия: Вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, отравление, привыкание, физическая и психологическая зависимость, социальный статус. самочувствие, самосознание, наркогенные вещества, их неблагоприятное влияние на органы и системы.
 Методические рекомендации
 Занятие рекомендуется проводить в виде лекции с элементами беседы, для закрепления материала использовать следующие вопросы: Что можно назвать вредной привычкой? Когда вредная привычка становится болезнью? Чем похожи табак, алкоголь и наркотики? Как влияют на организм человека психоактивные вещества?
 Как реагирует организм на отравление? Как зависят друг от друга состояние здоровья и самочувствие? Когда человек осознает алкоголизм и наркоманию? Как влияют психоактивные вещества на психику человека, его настроение, характер, мысли, чувства, умение контролировать себя? Как изменяются отношения с другими людьми у человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией? Как относятся другие люди к тем, кто находится в состоянии опьянения? Какие жизненные перспективы существуют у людей, употребляющих психоактивные вещества?
 Далее педагог организует работу в группах. Каждая группа получает для обсуждения ситуацию, связанную с вредными привычками. Выводы группы предлагаются для коллективной оценки.
 Дома школьникам необходимо сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».
  6 класс
 (1час в неделю, всего-34 часа)
 «Жизненный путь личности»
 Этический блок
 Занятия 1-2. Я и мир. Все связано со всем. (2 ч)
 Цель: Показать взаимообусловленность основных понятий темы, сформировать у школьников понимание причастности к процессам происходящим в мире.
 Основные понятия: Я – ребенок; Мир; Я – часть Мира; взаимосвязь элементов природы.
 Методические рекомендации.
 Занятие можно начать с пролога. В этой части происходит установление личного контакта педагога с каждым участником, дается установка на предмет обсуждения, собирается разброс мнений по данной теме и называется сама тема.
 Так в начале важно поприветствовать каждого. Этим, с одной стороны, устанавливается личный контакт, а с другой – подчеркивается признание индивидуальности каждой присутствующей личности, что необходимо подростку (потребность «быть»). Далее необходимо постепенно подвести школьников к теме занятия и назвать ее. С этой целью можно использовать следующие фразы: «…хотелось бы сегодня порассуждать вместе с вами …», «Эта тема кажется необходимой потому …».
 Для сбора мнений по обсуждаемой теме школьникам предлагается на выбор дать определение одному из основных понятий. Фраза должна нести момент рассуждений. Например: «Мне кажется, что Мир …», « На мой взгляд…».
 Следующим этапом занятия является этюд. Он иллюстрирует тему занятия и ставит вопросы. Педагог предлагает этюд как необходимый элемент для дальнейшей работы и просит помочь ему в этом (вызывается необходимое количество человек). Проигрываемая ситуация должна ярко иллюстрировать тему. Хорошо, если все написано на карточках и распределено по ролям. Тогда каждый из «актеров» получает такую инструкцию и проигрывает этюд.
 Следующий этап экспликация (теоретическое развертывание материала по обозначенной теме). Начать эту часть занятия можно с вопроса, например: «Что же такое «Мир»?». Далее школьникам предлагается множество определений. Обычно их выписывают на доску. После выслушивания, понравившихся определений, еще раз необходимо подчеркнуть, что каждый вправе выбрать свое, все правомерны.
 Следующая часть занятия – рефлексия. В этот период педагог просит ребят закончить фразу, которая несет в себе свернутую информацию о самопознании и самоотношении учащегося во время занятия. Фраза может быть такой: «Я считаю (не считаю) себя связанным с Миром, потому что …». Это важный момент занятия, так как он демонстрирует результат, качество внутренней работы каждого участника.
 В заключение демонстрируется под музыку слайд, символизирующий для подростка Мир, а затем следует вопрос: «Что бы вы с позиции своего «Я» сказали Миру?». Отвечающего необходимо пригласить к экрану с изображением и дать возможность поговорить с образом.
 После того, как сформировано понимание предыдущих понятий, необходимо перейти к определению их взаимосвязи. Такое занятие рекомендуется проводить в виде ролевой игры, в основу которой будет положен закон Бари Коммонера «Все связано со всем». Важно, чтобы в ходе занятия был сформирован личностный смысл понятия.
 Занятие 3-4. Экологический подход к миру. (2 ч)
 Цель: Сформировать личностную позицию школьников по вопросам отношения к окружающему миру, как ситуацию нравственно-этических норм взаимодействия с ним. Вооружить навыками безопасного взаимодействия с миром.
 Основные понятия: образ мира, потребительский подход к окружающему миру, экологический подход к миру.
 Методические рекомендации.
 Целесообразно провести занятие в форме диалога с Другим. Выступает ли этот Другой как учитель, товарищ, гость, либо этим Другим становится Пушкин, Шопен, Эйнштейн, предстающий перед школьниками как партнер диалога о Жизни, Осени, Цветке, Солнце, Мире.
 В этих диалогах нет правильного или неправильного суждения, а есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие мира, есть личностная позиция подростка.
 «Я думаю …», «Мне кажется …», «Я всегда …» – форма диалогической установки, выводящей на диалог с Другим. В конце занятия педагог обобщает высказывания школьников, и предлагает один из путей взаимодействия с миром – экологический подход. И как путь реализации этого подхода на современном этапе – теорию устойчивого развития.
 Занятие 5-6. Осознанность человеческой жизни. (2 ч)
 Цель: Сформировать представления об основных понятиях темы. Дать характеристику механизму их реализации – свободоспособности, как способности к автономному, нонконформистскому существованию, способность самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром, осуществлять собственный индивидуальный выбор.
 Основные понятия: самоценность жизни, осознанность жизни, свободоспособность.
 Методические рекомендации.
 Первое занятие рекомендуется провести в виде урока мини-сочинения. В начале занятия педагог раскрывает основные понятия темы, на исторических и литературных примерах актуализирует их значимость. Затем предлагает школьникам написать мини-сочинения на тему: «Сделать свою жизнь…», «Как я гармонично существую с самим собой и окружающим миром…», «Каким я вижу себя…», «Письмо себе, любимому и т.д.».
 На втором занятии сочинения выборочно (по желанию) зачитываются и обсуждаются. К обсуждению предлагаются цитаты из высказываний по данной проблеме известных людей.
 Психологический блок
 реализуется программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе. Занятия проводятся в группе, в которой не более 12-14 человек.
 Занятие 7.(1 ч)
 Цель: Сформировать представления об уверенном, неуверенном и грубом поведении.
 Содержание: Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях.
 Упражнение: Уверенные, неуверенные и грубые ответы.
 Инструкция для участников:
 «Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведём себя уверенно, когда – неуверенно и когда – грубо. Вот эта кукла, – учитель надевает на руку, – будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведёт себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек».
 Учитель от имени куклы предлагает определённую ситуацию. Вторую куклу надевает ученик, который должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причём ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.
 Примеры предлагаемых ситуаций:
 поставили незаслуженную двойку;
 хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;
 не принимают в игру;
 несколько человек играют, хочешь поиграть с ними, просишь;
 взрослые не разрешают тебе…
 просишь у взрослых разрешить тебе…
 просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;
 друг рассказывает тебе о чём-то, а тебе нужно идти;
 отказываешь кому-нибудь в просьбе;
 хочешь познакомиться со сверстником.
 На каждую сценку должно уходить не более 3-4 минут.
 В конце занятия проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное и грубое поведение.
 Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчёркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:
 добровольность участия при чётком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-либо задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака);
 не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение;
 анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору чьего-либо поведения;
 лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь или просто врать;
 нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит;
 нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаём друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Всё, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей общей тайной.
 После того, как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.
 Ритуал принятия правил: Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и закрывать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.
 Домашнее задание. Придумать свой «запрещающий знак», указывающий – «не хочу говорить», «не хочу участвовать».
 Занятие 8.(1 ч)
 Цель: Отработать невербальные формы уверенного, неуверенного и грубого поведения.
 Содержание: Ритуал начала занятий. Ведущий рассказывает о дневнике и правилах его ведения, раздаёт школьникам папки. Подчёркивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на суверенность внутреннего мира другого человека, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир. Рассказывает, что дневники будут запечатываться «личной печатью».
 Упражнения:
 «Футболка с надписью»
 Ведущий говорит о том, что всякий человек «подаёт» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры «говорящих» надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей «футболке». Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике – о его любимых занятиях, играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других, и т. п.
 После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях даёт эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение: о чём в основном говорят надписи на футболках; что мы хотим сообщить о себе другим людям.
 В заключение ведущий показывает (желательно, выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.
 «Сила слова»
 Составляются три списка слов, характерных для уверенных, неуверенных и грубых ответов. Ведущий записывает слова на доске, участники – на листке бумаги.
 «Зеркало»
 Участники образуют два круга – внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды: тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики – уверенного, неуверенного и грубого человека. Стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если угадано правильно, то оба участника поднимают руку. Затем, по сигналу ведущего, стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.
 После того, как будет пройден весь круг, участники игры меняются ролями. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определённые позы, а стоящие во внутреннем – разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.
 После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение: какие позы чаще загадывались, почему? Какие легче угадывались, почему?
 Домашнее задание. Понаблюдать за собой и окружающими: как проявляется уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить.
 Занятия 9-10.
 Цель: Выявить зависимость уверенности и неуверенности от других людей, определить что такое чувство собственного достоинства.
 Проводится ритуал начала занятия.
 Содержание: Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через следующее упражнение:
 Упражнения:
 «Хвалить или ругать?»
 Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то новое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.
 Вторая часть упражнения – перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила те же – каждый повторяет всё, что было сказано до него и предлагает своё. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.
 В обсуждении подчёркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.
 Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно.
 «Я не такой, как все, и все мы разные»
 Подростам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать, или описать, что такое «радость». Подчёркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Всё перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по разному люди понимают одни и те же вещи.
 Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно это было сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек –особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
 Обсуждение:
 Что важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.
 Домашнее задание. Выполнить упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Необходимо ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать своё имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, всё хорошее, что о себе знаешь. Постараться, чтобы было как больше лучей.
 Занятия 11-12. (2 ч)
 Цель: Овладеть вербальными и невербальными формами выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства.
 Ритуал начала занятия.
 Содержание. Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чём различны, что даёт нам возможность и что мешает понимать друг друга.
 Обсуждение:
 Что такое – уважение к чувствам другого человека?
 Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?
 Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце.
 Если в группе уже установились достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает своё самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с «Положением об обратной связи». Оно представлено на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идёт об обратных связях.
 Пример
 Положение об обратных связях
 Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нём думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его действия, поступки.
 ПОМНИ:
 Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
 Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова или поступки их вызвали.
 Не говори о человеке вцелом.
 Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
 Не давай оценок.
 Не давай советов. Выражения «Я бы на твоём месте…», «Ты должен…» – под запретом.
 ВНИМАНИЕ
 Обратная связь – не повод свести счёты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
 Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, то «обратная связь» может быть введена позже, или даже не проводиться совсем. Критерием здесь может служить представление ведущего о том, может ли он работать с отрицательной обратной связью, снять её возможные последствия. После того, как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит за тем, чтобы требования к обратной связи выполнялись, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:
 Трудно или легко было выполнять это задание?

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу