<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Понадобилось много лучей или мало?
 Много ли понадобилось времени?
 Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.
 «Скульптура»
 Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, показывают мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.
 Домашнее задание. Проанализировать реальные ситуации с точки зрения представлений о чувстве собственного достоинства.
 Занятие 13-14. (2 ч)
 Цель: Подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.
 Ритуал начала занятия.
 Обсуждение домашнего задания по вопросам:
 Каких событий было больше?
 Какого типа эти события?
 Упражнение
 «Мои права»
 Ведущий напоминает школьникам о разыгранных на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение. Задача этого разговора – подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.
 Затем школьникам предлагается, разделившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах пяти-(шести-)классника».
 На выполнение этого задания даётся 10-12 минут.
 После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основании которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может предложить эти критерии сам.
 К таким критериям относятся:
 Твои права не должны ущемлять прав других людей.
 Осуществление этих прав должно зависеть не от людей, а от тебя самого.
 Далее в театрализованной форме проводится принятие предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы играют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» даётся право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске. Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного председателя Конституционной комиссии.
 Ведущий говорит о том, что такие «списки прав» составляли многие люди, и знакомит подростков. Например, со списком, разработанным К.Д.Заслофф: «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не можем обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».
 Вы имеете право:
 иногда ставить себя на первое место;
 просить о помощи и эмоциональной поддержке;
 протестовать против несправедливого обращения или критики;
 на своё собственное мнение и убеждения;
 совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь;
 предоставлять людям возможность решать свои собственные проблемы;
 говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
 не обращать внимания на советы других и следовать своим собственным убеждениям;
 побыть одному(ой), даже, если другим хочется вашего общества;
 на свои собственные чувства – независимо от того, понимают ли их окружающие;
 менять свои решения или избрать другой образ действий;
 добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.
 Вы никогда не обязаны:
 быть безупречным(ой) на все 100%;
 следовать за толпой;
 любить людей, приносящих вам вред;
 делать приятное неприятным людям;
 просить прощения за то, что были самим(ой) собой;
 выбиваться из сил ради других;
 чувствовать себя виноватым за свои желания;
 мириться с неприятной ситуацией;
 жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
 сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
 делать больше, чем позволяет время;
 делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
 выполнять неразумные требования;
 отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
 нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
 отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.
 Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».
 Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.
 Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.
 Домашнее задание. Составить контракт с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать права других с указанием, какие именно.
 Занятие 15. (1 ч)
 Цель: Отработка умения высказать просьбу, принять согласие или отказ в её выполнении.
 Ритуал начала занятий.
 Содержание: Ведущий обращает внимание участников на то, какое большое место во всех «списках прав» занимает право высказать просьбу и отказаться от выполнения этой просьбы. Затем он предлагает участникам посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, и просит желающих объяснить, почему они включили или не включили эти права.
 Упражнение
 «Чемпионат»
 Для выполнения упражнения ведущий должен заранее заготовить описания ситуаций с просьбой и способом реагирования на неё по количеству пар участников, а также наборы цифр, как в фигурном катании, по числу участников. Описания ситуаций помещаются в «волшебный ящик». Участники делятся на пары. Пока одна пара выполняет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки:
 а) за точность выполнения задания;
 б) за использованные средства.
 Ведущий играет роль «главного судьи», подсчитывая очки.
 Инструкция для участников:
 Разделиться на пары. Каждая пара должна вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку даётся одна минута, на выполнение – не более трёх минут. Все остальные участники – судьи, они оценивают выступление.
 Ведущий рассказывает о критериях оценки, что позволяет школьникам осознать те умения, которые необходимы, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ от её выполнения или, услышав просьбу другого, отказаться от её выполнения.
 После каждого выступления ведущий просит «судей» обосновать свои отметки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?
 Домашнее задание. Оценить поведение в ситуации просьбы в реальной жизни.
 Занятие 16. (1 ч)
 Цель: Научить различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав.
 Содержание. Анализ успешных и неуспешных форм поведения. Подводятся итоги упражнения «Чемпионат». Награждаются чемпионы, а также занявшие второе и третье место.
 Обсуждение.
 Упражнение
 «Интервью»
 Сначала ведущий, а затем желающие из участников берут интервью у чемпионов и тех, кто занял второе и третье место, выясняя, что им помогло добиться успеха, как они представляют уверенное поведение, реализацию своих прав.
 Ведущий просит чемпионов и занявших вторые – третьи места поделиться опытом «домашних тренировок», т. е. прочитать домашнее задание.
 Проводится обсуждение успешных и неуспешных форм поведения.
 Упражнение: Ответь на вопрос «Кто Я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):
 Я словно птичка, потому, что…
 Я превращаюсь в тигра, когда…
 Я могу быть ветерком, потому что…
 Я словно муравей, когда…
 Я – стакан воды…
 Я чувствую, что я кусочек тающего льда…
 Я — прекрасный цветок…
 Я чувствую, что я – скала…
 Я – песенка…
 Я – мышь…
 Я – словно буква «О»…
 Я – интересная книжка…
 Я – песенка…
 Я – светлячок…
 Я чувствую, что я вкусный завтрак…
 Придумай своё начало аналогичных предложений, которые нужно закончить.
 Правовой блок
 Занятия 17-18. Понятие принуждения.(2 ч)
 Цель: Проинформировать школьников о способах и механизмах принуждения. Дать правовые знания по основным аспектам данного понятия. Познакомить с соответствующими статьями УК РФ.
 Основные понятия: «Уголовный кодекс»; принуждения, как действия, к которому могут принудить человека: к сексуальным отношениям, к употреблению наркотиков, к их приобретению, хранению, транспортировке наркотических средств, к совершению других противоправных деяний (из УК РФ). Способы принуждения: угрозы, шантаж, вымогательство, обман, психологическое давление, физическое давление и другие.
 Методические рекомендации.
 Занятие проводится в форме лекции. Педагог раскрывает содержание основных понятий темы, акцентируя внимание школьников на содержании статей УК. По ходу лекции школьники ведут конспект занятия, оформляя его в виде таблицы.
 
 №№
 пп. Способы принуждения Примеры
 
 
 
 На втором занятии педагог выносит на обсуждение школьников жизненные ситуации, в которых описываются различные формы принуждения. Организуется групповая, затем коллективная дискуссия.
 Занятия 19-20. Ответственность за принуждение.(2 ч)
 Цель: Познакомиться со статьями УК РФ, касающимися ответственности за принуждение к сексуальным отношениям и употреблению наркотических и психоактивных веществ, а также противоправным действиям.
 Основные понятия: Ответственность, принуждение, склонение, преступление, наказание; преступник, жертва, пострадавший, жертва. Защита прав человека (адвокат, судебно-медицинская экспертиза, правоохранительные органы). Отягчающие вину обстоятельства (групповое преступление, преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д.).
 Методические рекомендации.
 Педагог организует изучение нового материала, разъясняя содержание основных понятий темы. Школьникам предлагается самостоятельно сформулировать определение понятий: ответственность, принуждение, склонение, преступление, наказание, преступник, жертва, пострадавший. Формулировки определений выписываются на доске. Затем проводится сравнительный анализ определений, данных школьниками с определениями, сформулированными в нормативных документах. При необходимости проводится разъяснение. Затем ребятам предлагается поработать с источниками (юридическая литература) для уточнения значения понятий «защита прав человека», «отягчающие вину обстоятельства».
 На втором занятии организуется юридический КВН (по основным понятиям изученных тем).
 
 Занятие 21-22. Способы противостояния принуждению.(2 ч)
 Цель: Проинформировать школьников о различных видах принуждения. Сформировать умения и навыки противостояния в ситуации принуждения. Повысить личностную самоценность и развить навыки уверенного поведения.
 Основные понятия: провокация сексуальных посягательств; манипулирование в ситуациях, связанных с приобщением к наркотикам и алкоголю. Необдуманные поступки, безответственность, неосторожность, доверчивость. Личностная самоценность, уверенное поведение.
 
 Методические рекомендации.
 Занятия проводятся в форме тренинга «Как сказать нет» с использованием аудио-видеосюжетов или на примере конкретных ситуаций с последующим анализом поведения главного героя, оказавшегося «пострадавшим».
 Семьеведческий блок
 Занятия 23-28.
 Цель: Формирование знаний генеалогии своей семьи, формирование теплого отношения к родителям, бабушкам и дедушкам, и семейным реликвиям. Осознание школьниками себя как части своей семьи.
 Основные понятия: генеалогическое древо, родословная, семейная реликвия, семейные традиции.
 Методические рекомендации.
 Занятия рекомендуется проводить в форме творческих праздников с участием семей школьников.
 Занятие Генеалогия моей семьи. (2 ч.)
 Семейный праздник «Древо жизни».
 Занятие Семейные реликвии. (2 ч.)
 Праздник «Бабушкин сундук».
 Занятие Мои бабушка и дедушка. (1 ч.)
 Пресс-конференция «Когда мы были молодыми».
 Занятие На кого я похож? (1 ч.)
 Конкурс: «Автопортрет».
 Медико-гигиенический блок
 Занятия 29-30. Знание своего тела и уход. Личная гигиена мальчиков и девочек-подростков. Средства личной гигиены. (2 ч.)
 Цель: Закрепить и углубить знания личной гигиены, полученные ранее.
 Основные понятия: органы и системы органов человека; личная гигиена пассивная и активная; средства личной гигиены; личная чистоплотность в профилактике заболеваний.
 Методические рекомендации.
 Учитель, используя различные подходы, приемы и наглядные пособия знакомит детей с правилами личной гигиены, углубляя полученные ими знания по данной теме. Возможно проведение практических занятий (уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта и т.д.)
 Итогом проведенных занятий по теме должно быть глубокое понимание подростком необходимости личной чистоплотности в том числе и в отношении профилактики заболеваний, а также сохранении здоровья.
 Занятие 31-32. Таинство появления человеческой жизни.
 Процесс рождения ребенка. Уход за новорожденным. (2 ч)
 Цель. Сформировать у учащихся правильные представления о процессах, ведущих к зарождению новой жизни и рождению ребенка, процессах происходящих в организме женщины при беременности. Дать представление об основных этапах развития плода, рождения ребенка и периоде новорожденности.
 Оборудование. Наглядные пособия: куклы, плодный мешок, плацента, детские пеленки и средства ухода за новорожденным. Плакаты, иллюстрирующие стадии развития плода. Видеофильм «Откуда я взялся».
 Методические рекомендации.
 Оба занятия представляют собой лекции преподавателя, т.к. низкий уровень знаний по данному вопросу исключает возможность диалога. Чтобы урок не показался скучным, в ходе лекции следует использовать наглядные пособия и приводить интересные примеры (ребенок слышит отца и мать до появления на свет, улыбается, сосет палец и др.). Просмотр видеофильма «Откуда я взялся». Домашнее задание: подбор колыбельных.
 Мужчина и женщина как источники новой жизни. Общие представления о развитии плода в материнском организме. Условия для благополучного вынашивания ребенка. Процесс рождения. Участие всех членов семьи в подготовке к рождению и уходе за новорожденным.
 На практической части занятия обсуждается домашнее задания, заслушиваются колыбельные в стихах, песнях, аудиозаписях и др. Необходимо дать почувствовать в народных колыбельных песнях ритмику, близкую сердцебиению матери. Рассказать о роль няни, кормилицы в судьбе и творчестве великих русских поэтов. Показать учащимся, что женская красота и материнство неразделимы, подтверждая это демонстрацией репродукций картин с изображением мадонны с младенцем. Предоставить учащимся возможность научиться на куклах пеленать новорожденного ребенка.
 Домашнее задание: Подобрать колыбельные. .
  Занятие 33. Гигиена окружающей среды: воздух, почва, вода. (1 ч.)
 Цель: Сформировать у школьников научный подход к оценке качества окружающих факторов среды: воды, почвы, воздуха.
 Основные понятия: факторы окружающей среды; их санитарно-гигиеническое значение; санитарно-гигиеническое регламентирование (нормирование) качества.
 
 
 Методические рекомендации
 Педагог устанавливает исходный уровень знаний учеников по данной теме путем опроса, и с помощью наглядных материалов знакомит их с гигиеническими основами окружающей среды, основными факторами, антропогенной деятельностью, влиянием на здоровье, профилактическими мероприятиями.
 
 . Занятие 34. Гигиена физического воспитания. Закаливание. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. (2 ч.)
 Цель: Сформировать у детей отношение к физическим упражнениям и закаливанию как неотъемлемой части здорового образа жизни. Объяснить детям причины нарушения осанки и искривления позвоночника, рассказать о профилактических мероприятиях.
 Основные понятия: Физические упражнения, закаливание. осанка, формирование осанки, нарушения осанки; виды искривления позвоночника; профилактика нарушений.
 Методические рекомендации.
 Это занятие можно провести совместно с учителем физкультуры. Учитель разъясняет положительное значение занятий физическими упражнениями и закаливания. Рассказывает о различных видах физических упражнений и закаливания, о половозрастных особенностях занятий различными видами спорта. Может использовать наглядные пособия. Знакомит детей с комплексным применением закаливающих мероприятий и физическими упражнениями в режиме дня, с показаниями и противопоказаниями к физическим упражнениям и закаливанию, гигиеническим режимом двигательной активности. Беседуя дает индивидуальные рекомендации.
 Вторая часть занятия направлена на практическое изучение профилактических упражнений.
  7 класс
 (1час в неделю, всего-34 часа)
 «По законам Вселенной»
 Этический блок
 Занятие 1. Нравственные законы развития общества. (1 ч)
 Цель: Сформировать представления о нравственных законах развития общества, как об одном из основных способах нормативной регуляции действий человека в обществе, регуляции поведения и сознания человека во всех сферах общественной жизни.
 Основные понятия: общество, нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межчеловеческих взаимоотношений, этика, этикет.
 Методические рекомендации.
 Девиз занятия: «Циник знает всему цену, но не знает ценности» (О. Уайльд).
 В начале занятия педагог выносит на обсуждение основные понятия темы (по ходу обсуждения педагог дает точные и емкие определения понятий). Затем, апеллируя к разуму, творчеству, нравственности ребенка выводит школьников к личностному восприятию и отношению к нормам морали. Ключевыми в диалоге могут быть фразы «Если мы с вами сделаем так, то тогда …»; «Ведь в наших же силах …»; «Представим, каково человеку при таких обстоятельствах…».
 Далее рекомендуется организовать мозговой штурм с целью определения соотношения личностного и общественного в поведении и жизнедеятельности человека. Выводом может служить потребность в этикете, как регуляторе этого соотношения.
 Подчеркиваем: образование становится этическим только тогда, когда в сознании каждого участника процесса (школьника, педагога и т. д.) сложилось понятие «человек», отражающее обобщенное ценностное отношение вообще к человеку как таковому.
 Занятие 2. Последствия наших поступков для жизни общества (1 ч)
 Цель: Вывести школьников за пределы предметного взаимодействия с миром, актуализировать личностное отношение и ответственность перед обществом за последствия наших поступков.
 Основные понятия: поступки и их последствия; свободная воля человека; сознательность и ответственность за поступки.
 Методические рекомендации.
 В начале занятия педагог предлагает школьникам ознакомиться с рассказами «И грянул гром», «Каникулы» (рассказы могут быть прочитаны заранее, в качестве домашнего задания). Затем организуется обсуждение этих произведений. В ходе обсуждения педагог выводит школьников на осмысление жизни и собственных поступков с философских позиций, способствует развитию у школьников обобщенного отношения к жизни как к таковой, ценностному отношению к собственной жизни и жизни любого живого существа.
 В заключении педагог проводит исторические примеры, где прослеживаются последствия поступков людей для жизни общества (желательно использовать примеры из Российской истории).
 Занятие 3-4. Нравственные категории. Понятия чести, совести, порядочности. Понятия добра и зла. (2 ч)
 Цель: Упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру, красоте; формирование потребности в постоянном осмыслении своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
 Основные понятия: честь; совесть; порядочность; добро; зло.
 Методические рекомендации.
 Занятие рекомендуется провести в форме ролевой игры. Фабула игры такова. На плоту 5 мест для путешественников. Они плывут по реке, вокруг необитаемые берега. Вдруг что-то случилось: волной смыло съестные припасы; волной смыло маршрутную карту; загрустила Дама, единственная среди юношей на плоту; по берегу бежит какой-то человек, просит взять его на плот шестым; пошел сильный, холодный дождь и т.д. Что делает человек в подобной ситуации? Реакции участников находятся под наблюдением зрителей.
 По завершении ролевой ситуации зрители сообщают о своем мнении: было ли поведение достойным. Момент движения плота обозначается музыкой (например, Генделя, «Музыка на воде»). Участники игры не рассуждают о том, что следовало бы делать, а совершают действия, которые они считают необходимыми в создавшихся условиях.
 Ученики собираются в группы по 5-6 человек и определяют для себя смысл понятий «добро» и «зло». Далее представители от групп зачитывают формулировки и определения. Педагог организует обсуждение. В конце занятия формируется окончательное определение. Важно, чтобы прозвучал личностный смысл, вкладываемый каждым школьником в определение понятий «добро» и «зло». Актуальным будет обсуждение понятий «ложь во благо», «все средства хороши» и т.д.
 Занятие 5-6. Моральные нормы и критерии поведения. (2 ч)
 Цель: Определить критерии поведения, обозначить моральные нормы поведения.
 Основные понятия: моральные нормы; критерии поведения; культура поведения; научение; приучение.
 Методические рекомендации.
 Занятие начинается с повторения пройденного материала. Педагог акцентирует внимание на том, что, предоставив личности свободный выбор в организации собственной жизни, поставив ее в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, мы не можем оставить личность без опоры на человеческий опыт.
 Сконцентрированный в высших ценностях, жизненный опыт передается посредством этих ценностей: в категории Добра сфокусировалось отношение к людям; в категории Истины отразилось отношение к разуму, познающему закономерности мира; категория Красоты обозначилась в жажде гармонии мира; ценности – Свобода, Совесть и Счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни; ценности – Труд, Познание, Общение, и Игра указывают на открытые человечеством деятельностные способы созидания достойной жизни. Иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна.
 Педагог, как представитель человеческой культуры, направляет внимание детей на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя ребенок стоит перед сложным выбором так как существует огромное количество лжеценностей.
 Далее педагог выстраивает «мостик» от нравственных ценностей к моральным нормам и критериям поведения. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание описать поведение культурного человека: в общественных местах; с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами; на лоне природы; наедине с собой; в общении с книгой и т.п.
 После обсуждения материалов, представленных группами, делается общий вывод о культуре человека. В завершении второго занятия предлагается каждому участнику обсуждения продолжить фразу «Культурный человек……».
 Психологический блок
 Занятие 7. Способности человека.(1 ч)
 Цель: Дать представление о способностях, их составляющих и их развитии.
 Основные понятия: задатки, способности, одаренность, талант, творчество; структура способностей, составляющие элементы творческого процесса; основные функции одаренности в рамках обеспечения максимального приспособления к миру; специальная одаренность; личностные образования, составляющие основу творческой одаренности.
 Методические рекомендации
 В рамках лекции необходимо сформировать отношение к способностям, как к возможности наиболее эффективного приспособления к реальности. Анализ понятий: Способности, одаренность, талант, желательно рассмотреть с точки зрения особенностей творческой личности. Необходимо предложить направление развития собственных способностей учащихся в рамках самовоспитания.
 В психологическом блоке педагог проводит тренинг воображения. Комплекс игр оказывает положительное влияние не только на воображение и мышление школьников, но и в ряде случаев на их эмоциональное состояние, коммуникативные качества.
 
 Тренинг воображения.
 Занятие 8 (1 ч)
 Цель: Развить способности комбинирования. Обучить выделять наиболее характерные признаки предмета, сопоставлять их друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разрозненным характеристикам.
 Основные понятия: Характерные признаки предмета, целостные образы, комбинирование.
 Методические рекомендации
 Школьники обучаются выделять наиболее характерные признаки пред­мета, сопоставлять их друг с другом, образовывать всевозможные их со­четания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разроз­ненным характеристикам.
 Упражнения: «Загадывание предмета с помощью пары других предме­тов», «Отгадывание предмета по паре других предметов». « Перехват закодированных сообщений».
 «Загадывание предмета с помощью пары других предметов».
 Называется какой-либо хорошо известный всем предмет (явление, суще­ство), например, змея. Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание которых по возможности од­нозначно бы его определяло, т.е. как бы замаскировать, закодировать его другими предметами. В данном случае могут быть названы, например, горная дорога и кожаное портмоне (синтез некоторых их признаков: уд­линенности, узости и извилистости дороги и особенностей поверхности портмоне - являющиеся признаками змеи) или ручей и мышь (длинное извивающееся и подвижное, живое, с головой, глазами), или веревка и ветер (удлиненное и извивающееся) и т.д. В течение ограниченного вре­мени (5-7 мин) следует найти как можно больше вариантов такого зага­дывания и выбрать наилучший. Предложенные участниками игры отве­ты обязательно обсуждаются и обосновываются. По результатам обсуж­дения определяется победитель, а также формулируется наиболее точ­ный и оригинальный ответ, который может быть продуктом коллектив­ного творчества.
 Эта игра развивает способность быстро выделить в предмете наиболее характерные для него признаки и находить другие предметы, имеющие как сходные, так и не сходные с ними признаки. Указанные операции со­ставляют основу комбинирования, являющегося одним из приемов во­ображения.
 «Отгадывание предмета по паре других предметов»
 Описываемая игра противоположна предыдущей. Руководитель игры (а в дальнейшем и сами игроки) называют пары предметов, которые, по их мнению, однозначно кодируют некоторый третий задуманный ими предмет (например, задумав «фонтан», говорят: «дерево» и «ливень»), предлагая участникам игры отгадать задуманное. При этом задачей иг­роков является записывание как можно большего числа разнообразных предметов (так, в нашем примере это может быть дельта реки: вода «ветвится» подобно дереву, сыплющиеся опилки и т.д.). Побеждает тот, кто наряд}' с задуманным предметом назовет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов и четко обоснует свои ответы.
 «Перехват закодированных сообщений».
 Эта игра является синтезом двух предыдущих. В качестве основных иг­роков в ней участвуют четыре человека, играющие два на два. Первый передает своему партнеру закодированные с помощью пары предметов слово, и партнер должен в течение ограниченного времени (например, 30с. или 1 мин.) дать однозначную ее расшифровку. Два других игрока (два «противника»), услышав сказанное первым игроком, должны в те­чение этого же времени записать свой вариант расшифровки. Одна из сторон получает призовой балл только в том случае, если противная сторона не сумела отгадать задуманное. Если отгадали обе стороны, балл не засчитывается. Если первый игрок неудачно закодировал слово, его сторона получает штрафной балл.
 Игра организуется так, чтобы каждая сторона по очереди называла свои закодированные, а внутри каждой стороны эту функцию выполняли бы оба партнера попеременно. Остальные играющие обеспечивают состав­ление слов, подлежащих передаче в зашифрованном виде, и их распре­деление по жребию между четырьмя игроками, а также выполняют су­дейские функции во время игры.
 В этой игре развивается способность загадывать предмет так, чтобы при этом сочеталось одновременно хорошая его замаскированность (от про­тивников), и однозначная его расшифровываемость (для партнера), а также умение выделять индивидуальные особенности воображения и мышления других людей и учитывать их при построении собственных действий.
 Занятие 9 (1 ч)
 Цель: Развитие ассоциативного фундамента воображения. Формирование гибкости мышления.
 Основные понятия: Ассоциации, гибкость, мышление, воображение.
 Методические рекомендации
 Формирование гибкости мышления и развитие ассоциативного фунда­мента воображения проводится с помощью серии упражнений.
 Упражнения: «Передача закодированных слов по испорченному телефо­ну». «Передача ассоциаций по цепочке», самостоятельное составление ассоциативных цепочек.
 «Передача закодированных слов по испорченному телефону»
 Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Первый игрок получает от ве­дущего некоторое слово, например, «самолет». Его задача - быстро за­кодировать его с помощью пары других предметов (Например ...синица...- летает, с крыльями, хвостом, и ... напильник... - металли­ческий, тяжелый) и передать второму игроку эти два слова. Второй иг­рок по этим двум словам должен синтезировать некоторый целостный предмет, закодированный в них. Например, он может предположить, что это... граната... (шероховатая, металлическая, тяжелая - от напильни­ка... округлая, продолговатая, летает по воздуху - от ... синицы), и пе­редает это слово третьему игроку. Третий кодирует принятое сообщение по-своему (например, «метательный диск» - гранату метают, и «обвал в горах» - грохот и облако пыли) и в таком виде передает его четвертому. Четвертый раскодирует и т.д.
 Передача каждого сообщения осуществляется письменно, на узких по­лосках бумаги. Чтобы интенсифицировать игру и уменьшить простой игроков, уже передавших свои сообщения, ведущий, не дожидаясь про­хождения первого слова по всей цепочке, называет первому игроку но­вое слово, которое он должен закодировать для второго игрока, и т.д. Для подготовки сообщения вводится ограничение времени, не уложив­шийся в него штрафуется выходом из середины цепочки и занятием места в самом ее начале, перед первым игроком. В дальнейшем процесс игры, зафиксированный на бумажных полосках, подробно обсуждается. Играющие обосновывают, почему одни отгадывания и загадывания им кажутся удачными, а другие неудачными, и вместо последних предлагаю собственные, более удачные, по их мне­нию, варианты ответа.
 «Передачи ассоциаций по цепочке»
 Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанной на ней фразой, например «во время грозы следует закрывать окно». Первый игрок должен на другой полоске бы­стро записать одну из понравившихся ему ассоциаций и передать второ­му игроку, тот записывает на полоске свою ассоциацию и передает третьему и т.д. В результате может образоваться, например, такая ассо­циативная цепочка: «Шаровая молния, влетевшая в комнату; Сильный пожар в доме. - Ноль один (телефонный номер, который может быть воспринят как футбольный счет ) - Спартак (футбольная команда, но может быть воспринят и как руководитель восстания рабов) и т.д.»
 При обсуждении итогов игроки анализируют полученную ассоциатив­ную цепочку и предлагают в каждом случае другие, более оригинальные ассоциации
 Занятие 10 (1 ч)
 Цель: Формирование способности создавать образные обобщения. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других. Отрабатывается навык коллективного творчества.
 Основные понятия: Творчество, восприятие, образные обобщения, совместимые признаки и несовместимые признаки.
 Методические рекомендации
 Развитие способности видеть в одном предмете признаки других. Отра­батывается навык коллективного творчества. Упражнения «Перечень возможных ошибок в восприятии предметов», «Поиск сравнений», «Передача сравнений по цепочке».
 «Перечень возможных ошибок в восприятии предметов»
 Называется какой-либо предмет (иногда и некоторые черты окружаю­щей его обстановки), например «лежащая на столе меховая шапка» Нужно выписать как можно больше названий других предметов, за ко­торые может быть принят заданный предмет в условиях затрудненного видения (например, при вспышке света лишь на мгновение, в полумраке, в тумане и т.п.). В данном случае это могут быть, например, кошка, на­половину спущенный волейбольный мяч, чья-то макушка, высунувшая­ся из-под проломанной крышки стола, и т.д. Эта игра формирует способность видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но сходных по некото­рым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать об­разные (в отличие от понятных) обобщения.
 «Поиск сравнений»
 Описывается некоторый предмет или ситуация, например «зеркало сверкало в лунную ночь, как …» Нужно подобрать как можно больше сравнений ( другими словами, вариантов окончания этого предложения). Сравнения могут быть банальными («как поверхность озера») и доволь­но неожиданными ( «как экран телевизора во время показа рок-парада», «как белое платье девушки, идущей на первое свидание»). Побеждает автор наиболее оригинального сравнения.
 «Передача сравнений по цепочке»
 Первый игрок, получив от. ведущего полоску с описанием какого-либо явления например «рядом прогромыхал поезд», должен в течение ко­роткого времени подобрать к нему сравнение и, записав его на другой полоске (опустив слово «как», например, «барабанная дробь»), передать второму игроку который в свою очередь должен подобрать сравнение к этому явлению (например, «шум в ушах при головной боли») и т.д. При обсуждении результатов игрокам предлагается в каждом случае подби­рать альтернативные, более оригинальные сравнения, поощряется также и коллективное творчество.
 Занятие 11 (1 ч)
 Цель: Формирование одного из основных приёмов воображения – комбинирование признаков различных предметов, совмещение того, что несовместимо в обычных условиях. Развитие способности создания образов принципиально новых предметов. Развитие способности совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далёких по смыслу предметов. Развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную смесь. Развитие способности смотреть на мир непредвзято.
 Основные понятия: комбинирование, совместимые и несовместимые признаки.
 Методические рекомендации
 Развитие способности создания образов принципиально новых предметов, развитие способности совмещать признаки совершенно не похожих друг на друга и далеких по смыслу предметов, развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочито не­обычную смесь достигается через выполнение упражнения «Формулировка вопросов по двум задан­ным словам». Развитие способности смотреть на мир непредвзято формируется с помощью уп­ражнения «Формулировка необычных вопросов о предмете».
 «Формулировка вопросов по двум заданным словам»
 Называются любые два предмета например «газета» и «верблюд». Нуж­но составить как можно больше разнообразных вопросов, в которых обязательно использовались бы заданные слова, прочем вопросы должны быть по возможности необычными, иногда смешными. Так, в нашем случае могут быть записаны вопросы: «Сколько верблюдов можно за­вернуть в одну газету?», «Почему ты, читая газету, сутулишься, как верблюд?», «Почему ты, верблюд, грустишь так, как будто начитался га­зет про нашу теперешнюю жизнь?» Победителями оказываются авторы трех наиболее оригинальных вопросов, определяемых по итогам обсуж­дения.
 В этой игре развивается способность создавать при совмещении двух различных предметов нарочито необычную, странную, причудливую смесь, решительно преодолевая при этом все шаблоны здравого смысла, прошлого опыта и привычного словоупотребления.
 «Формулировка необычных вопросов о предмете».
 Называется какой-либо предмет, например «цветок». Нужно составить как можно больше различных вопросов о нем, причем чем необычнее вопросы, тем лучше. Например. «Правда ли, что при рождении каждого человека обязательно где-то распускается цветок?», «Почему цветок не может, подобно птице, взлететь на своих лепестках?». Если участники игры поначалу испытывают трудности, можно предложить им вжиться в образ маленького ребенка, который впервые встретился с этим предме­том и задает о нем нелепые или наивные вопросы. При обсуждении составленных вопросов можно попросить игроков по­пытаться сгруппировать их в несколько тематических блоков, например о происхождении предмета («На каком заводе собирают эти живые цве­ты?»), о новых возможностях его использования («Правда, что если дол­го смотреть на цветок, то станешь такой же красивой, как он?»), об из­менении его свойств («Если бы этот цветок был мальчиком, то он дру­жил бы со мной?») и т.д. Составленную классификацию вопросов можно в дальнейшем использовать как мощный инструмент для порождения целого спектра самых разнообразных вопросов о других предметах, ко­торые будет называть ведущий.
 В этой игре развивается способность смотреть на мир непредвзято, на­ивно, без всяких ограничений, накладываемых на нас рассудком, вос­принимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций, как реализованных, так и нереализованных.
 Тренинг самосознания.
 Занятие 12 (1 ч)
 Цель: Формирование самопринятия. Формирование навыков анализа представлений окружающих по заданной схеме.
 Основные понятия: Принятие, самопринятие.
 
 Методические рекомендации
 Ритуал начала занятия.
  Анализируются представления окружающих по заданной схеме.
 Упражнения:
 «Незаконченные предложения».
  Анализируются различия между тем, какими мы представляемся самим себе и какими - другим.
 «Ассоциация».
 Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, кого он должен угадать по ассоциациям. Водя­щий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож?», «На какой вкус?», «На ка­кую песню?», и т.д. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задаёт оговорённое заранее число вопросов, после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный ста­новится водящим, если нет — уходит вновь. Обсуждение. Когда легче было угадывать: когда говорил тот, кого зага­дали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?
 Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими — другим людям.
  Ритуал окончания занятий.
 Занятие 13 (1 ч)
 Цель: Формирование конструктивного реагирования в ситуации обиды.
 . Основные понятия: обида, преднамеренное нанесение обиды, непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выражение обиды и досады.
 Методические рекомендации
 Проводится групповая дискуссия, театрализованная игра (обсуждение темы: Преднамеренные и непреднамеренные обиды. Анализ переживания обиды).
 Обсуждение темы Преднамеренные и непреднамеренные обиды Анализ переживания обиды.
 Упражнения:
  «Детские обиды».
 Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду Вспомнить свои переживания и нарисовать, или описать их — в любой (конкретной или абстрактной) манере.
 Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши)
 Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».
 Обсуждение.
 Что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и неспра­ведливые обиды и т.п.
 Домашнее задание: Закончи предложение: «Я обижаюсь когда…», нари­суй выражение лица обиженного человека. Подумай и запиши, или нари­суй, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди. Упражнение «Как выразить обиду и досаду». Из «волшебного ящика» все по очереди вытаскивают половинки открыток. На этих половишь записаны а) роль «обидчика», в чем состоит обида, б) роль «обиженно­го», как он реагирует на обиду как ведет себя (уверенно неуверенно грубо). Задача -соединить открытку вместе (найти свою половинку) и разыграть сценку для всех. Ведущий подчеркивает, что сценка должна быть сыграна в утрированной форме, с подчеркнутым, акцентированным поведением. Предлагает школьникам самим решить, будут ли они разыгрывать сценки с куклами, или без них, указывая, что кукла — это в каком-то смысле способ уйти от себя, скрыться за маской. Сложность в том, что половинок с ролью «обидчика» в три раза меньше, чем с ролью обиженного». В результате должны получиться группки по 4 человека, в чем ре­бята убеждаются сами, как бы увидев воочию, что возможна разная реакция на одну и ту же ситуацию. В случае необходимости можно добавить «обиженного» например, людей с высоким и низким чувством собственного достоинства, наблюдателя и т.п. Дается 10-15 минут на подготовку выступления. Затем каждая группа проигрывает свою сценку. После каждого выступления проигрываются «удачные» и «неудачные» способы (т.е. дети в шаржированной форме изображают наиболее яркую черту своей роли – например, неуверенный начинает прожать или плакать, грубый - лаять). После того как все вые выступили, проводится обсуждение: о чем говорят те или иные формы поведения. Составляются и записываются на доске и в дневниках эффективные или неэффективные способы выражения обиды, досады.
 Домашнее задание: Последи за собой в перерыве между занятиями как я реагирую на обиду. Описать это или нарисовать (в конкретной или абст­рактной форме).
 Занятие 14 (1 ч)
 Цель: Развитие навыков регулирования эмоционального состояния. Развитие навыков снятия раздражения.
 Основные понятия: раздражение, самообладание.
 Методические рекомендации
 Развитие навыков снятия раздражения.
 Упражнения:
 «Чувствую себя хорошо».
 Назови 5 ситуаций вызывающих ощущение: «Чувствую себя хорошо». Воспроизведи их в своем воображении, запомни чувства которые при этом возникнут теперь представь, что ты кладешь эти ощущения в на­дежное место и можешь достать их оттуда, когда пожелаешь. Нарисуй это место и назови эти ощущения.
 «Аукцион».
 По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогаю­щих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукцио­нистом (ведущим), фиксируются на доске, а затем записываются в днев­ник.

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу