<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 "АКТИВНОСТЬ ВЕРБАЛЬНОГО И
 НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ" МЕТОДИКА
  Методика предназначена для экспресс оценки отдельных компонентов мышления. Структурно представлена 4 мини-заданиями, выполняемыми на время.
  Активность мышления является одним из самых важных показателей, свидетельствующих о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа "не могу сосредоточиться", "голова другим занята", "чувствую себя утомленным".
  Экспресс-метод оценки активности мышления с помощью регистрации продуктивности его в заданиях различного типа позволяет иметь не только количественные показатели, удобные для последующего сравнения и интерпретации, но и оценить такие разные показатели активности, как показатели его беглости (конвергентное мышление по Гилфорду, 1980) и гибкости (дивергентное мышление, там же).
  Беглое мышление оценивается по количеству выполненных однотипных задач, в пределах одного способа решения. Иногда эти показатели можно сопоставить с имеющимися у субъекта предварительными знаниями и скоростью извлечения их из памяти.
  Гибкое мышление предполагает регистрацию его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой. Кроме того, отдельно оцениваются показатели вербального и наглядно-образного мышления.
  Порядок работы.
  Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует выполнение заданий по следующим инструкциям.
  1. Первая инструкция:
  "В течении минуты запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву "Р"". Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа "Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы". Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.
  2. Вторая инструкция:
  "Нарисуйте в течение минуты в этих кружочках те объекты, которые относятся к классу "Флора"".
  В данном случае оценивается активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6-8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.
  3. Третья инструкция:
  "В течение минуты составьте и запишите в тетрадях осмысленные предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л".
  Задание направлено на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в варианте вербального вида. Можно привести пример выполнения задания, в данном случае - написать предложение "Постепенно Исчезли Опавшие Листья" или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.
  4. Четвертая инструкция.
  Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т. д. Инструкция для испытуемых: "В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков". Вид задания направлен на определение особенностей образной гибкости испытуемых.
  Обработка и интерпретация результатов.
  Показатели активности вербального и образного мышления по параметрам беглости и гибкости заносятся в таблицу, с учетом повторяемости заданий.
 Дата Беглость Гибкость Вербальная Образная Вербальная Образная Средние Имеющиеся экспериментальные данные позволяют предполагать, что для возрастной выборки 18-25 лет и уровня образования, не менее, среднего достаточно стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости, равные 5 именам, образной беглости - 5 рисункам, вербальной гибкости - 4 предложениям, образной гибкости - 5 рисункам. Естественно, при учитывании показателей среднеквадратичного отклонения и других возрастных и образовательных особенностей эти групповые нормы могут немного измениться в ту или иную сторону.
  Интерес приобретают собственные изменения показателей испытуемых в разные периоды времени - утром, днем, вечером, а также при разных эмоциональных и психофизиологических состояниях субъектов. В таком случае можно, пользуясь экспресс-диагностикой, оценить собственные средние показатели активности мышления, полученные путем проведения эксперимента в разное время, а также найти свои лучшие биоритмические зоны.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу