<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ СРЕДСТВАМИ ТЕОРИИ АКТИВНЫХ СИСТЕМ
 Баландин К.А., bal@rs34.ssau.ru
 СГАУ, г. Самара
 
 На сегодняшний день совершенствование управления различного рода системами (промышленное предприятие, объединение, организация, регион) является важной и актуальной задачей. Такие системы называют организационными, так как управление этими системами заключается в организации деятельности некоторого коллектива людей для достижения определенных целей. Главное отличие задачи управления организационной системой от задачи управления любой сложной технической системой заключается в наличие у элементов организационной системы активного целенаправленного поведения. Под "активностью" в данном случае понимается способность человека предвидеть управляющие воздействия со стороны вышестоящего органа, а также влияние других элементов системы и с учетом этого выбирать из имеющихся альтернатив действия и стратегию поведения, направленные на достижение определенных целей. Учет и формализация отмеченных свойств организационных систем привели к становлению теории активных систем. Теория активных систем - раздел теории управления организационными системами, изучающий свойства механизмов функционирования этих систем, связанные с проявлениями активности участников системы. Основным методом исследования является теоретико-игровое и имитационное моделирование. В большинстве работ по теории активных систем такие системы (и их модели) задаются перечислением следующих параметров:
 1. Структура активной системы (АС). Часто рассматривается АС состоящая из центра (руководство) и подчиненных ему активных элементов.
 2. Допустимые множества состояний (стратегий) участников АС.
 3. Целевые функции участников системы, отражающие их интересы и предпочтения.
 4. Информированность участников АС.
 5. Порядок функционирования.
 6. Число периодов функционирования.
 Структура, целевые функции, допустимые множества, число периодов функционирования, порядок функционирования и информированность участников определяют механизм функционирования активной системы - совокупность законов, правил и процедур взаимодействия участников системы. Одной из важных задач, решаемых в теории активных систем, является синтез такого организационного механизма (механизма функционирования) в котором активным элементам выгодно точно выполнять управляющие воздействия центра, т.е. достигать заданного центром состояния.
 
 УДК 339.9 (075.8)
 
 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
 РЫНКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
 А.С.Белорусов, В.В.Вовченко
 E-mail: vvsev@yandex.ru
 Всероссийская Академия внешней торговли, г. Москва
 
 Разработка новых технологий определит прогресс экономики в будущем. Именно инновации являются главной составляющей роста эффективности производства, а следовательно они способны породить новую эпоху в экономическом развитии любой страны. Анализ литературы показал, что, несмотря на актуальность, данная проблема в настоящее время изучена недостаточно. В связи с этим целью нашей работы было исследование основных тенденций развития мирового рынка высоких технологий.
 Говоря об основных современных тенденциях развития мирового рынка высоких технологий, следует отметить ряд важных аспектов.
 В высоких технологиях ведущую роль играют информационные технологии. Прогресс в этой области создает такие продукты, которые позволяют получить наиболее оперативную и полную информацию по любому вопросу. Современный человек должен уметь ориентироваться в поступающей информации, выделять наиболее важную из всего ее потока для поддержания своей профессиональной конкурентоспособности.
 Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих научно - технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование баз данных по новым проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
 Базой для развития инновационной сферы служит дальнейшее совершенствование системы образования во всем мире. В настоящее время популярна концепция непрерывного повышения квалификации работников.
 В настоящее время в мировом хозяйстве и, в частности, в сфере высоких технологий возникли три крупнейших экономических центра - триада - США, Япония, Западная Европа, между которыми и ведется основная конкурентная борьба, стимулирующая прогресс в экономике.
 
 
 УДК
 ПРОЗРАЧНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭЛЕМЕНТ
 СИСТЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
 Бескровная В.А., к.э.н.,
 e-mail: vera@strateg.spb.su
 Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр "Стратегия"
 
 Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов, формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий и неформальной автономией региональных и местных властей усугубляются слабостью демократических институтов и гражданского общества, неразвитостью рынков капиталов и низкой мобильностью факторов производства, традициями государственного патернализма, завышенными социальными ожиданиями. Региональные и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления общественными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти и управления разных уровней, но и населению, институтам гражданского общества, инвесторам и кредиторам.
 Необходим механизм, способствующий бюджетной ответственности - управлению общественными финансами от имени и в интересах населения, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий для производства общественных услуг, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики.
 В таком контексте наряду с разработкой нормативных требований к системе бюджетного менеджмента считаем целесообразным исследование в направлении изучения и применения опыта наиболее эффективных регионов и муниципальных образований. Началом такого исследования послужила разработка и пилотажная апробация (в рамках центра "Стратегия") критериев и методики оценки прозрачности бюджетного процесса и общественного участия в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
 В понятие прозрачности при названном исследовании мы включали его характеристики (открытость, доступность, понятность информации и возможность общественного участия), а также структурные элементы, по которым и оценивалась прозрачность. К ним относятся: юридические аспекты прозрачности, ответственность при расходовании средств, бюджетная информация и бюджетная документация, анализ исполнения бюджета, участие общественности в бюджетном процессе.
 Применение такой методики при разработке критериев оценки эффективности управления территориальными финансами с одной стороны позволит предъявлять и формализовать требования к сокращению "неформальной" деятельности, обеспечению прозрачности принимаемых решений, а с другой стороны будет способствовать повышению эффективности бюджетного менеджмента.
 
 
 ББК У9(2)-86 + Б 721
 ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
 Е.С.Бобин, e-mail: twolf2000@mirecon.susu.ac.ru
 Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск
 
 В условиях существующей в России экономической модели сложилась ситуация, когда многие организации и физические лица вынуждены бороться за свое выживание. Это неизбежно сказывается на уровне спроса на продукцию и услуги и увеличению влияния ценового фактора при покупке товара. Труд в человеческом и временном выражении по поиску более низкой цены часто оказывается дешевле возможной выгоды от нахождения более низкой цены на тот же товар. Это стимулирует покупателей проводить больше времени в поиске самой низкой цены, осуществлять глубокий и полный сбор информации о предложении товара. В результате зависимость объема продаж от месторасположения продавца снижается, и, одновременно, вырастает зависимость объема продаж от цены товара. По классической теории снижение цены на эластичный товар приводит к увеличению выручки (за счет более быстрого роста спроса, чем падение цены); снижение цены на неэластичный товар приводит к уменьшению выручки (спрос растет медленнее падения цены). Однако такая ситуация верна не всегда. В реальной конъюнктурной ситуации возможно получение огромного экономического эффекта от минимального колебания цены. Реальным становится увеличение выручки в несколько раз при небольшом снижении цены.
 Попробуем смоделировать такую ситуацию. Условно рынок покупателей можно разделить на 2 категории (по влиянию факторов на выбор товара) - покупатели, для которых важны ценовые факторы (цена, скидка, и т.п.), и покупатели, которые руководствуются неценовыми факторами (качество, услуги, сопровождение, внешний вид и т.п.).
 Вторая группа покупателей часто по каким-либо причинам выбирает определенного продавца и слабо реагирует на изменение ценовых факторов.
 Первая группа, наоборот, стремится максимизировать свою выгоду нахождением минимальной цены на рынке (при соответствующем качестве, разумеется).
 Развитие российской экономики привело к тому, что большинство потребителей ориентируется именно по ценовому фактору (пример - бурное развитие мелкооптовых рынков). Из-за подобного соотношения потребительских групп продавец получает возможность в краткосрочном периоде значительно увеличить свою выручку небольшим снижением цены и привлечь значительную часть покупателей.
 Однако, подобная политика в долгосрочном периоде должна учитывать реакцию конкурентов, которые потеряют часть своего рынка. Поэтому данное предложение можно рассматривать либо как разовую акцию, либо как часть тщательно спланированной стратегии развития фирмы.
 
 
 ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
 Н.С. Букреева, О.Н. Ткачева, И.В. Филимоненко
 Красноярский Государственный Технический Университет, г. Красноярск
 
 Деятельность российских предприятий в условиях экономической и политической нестабильности требует особых подходов к поиску эффективных механизмов управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Характерной чертой российских предприятий является отсутствие комплексной системы обмена информацией. В настоящее время на предприятиях широко используются различные программные продукты, которые выполняют зачастую лишь отдельные функции управления предприятием. Руководители предприятий не видят особых преимуществ комплексной автоматизации деятельности предприятия. Кроме того, для эффективного развития большинству предприятий не хватает финансовых ресурсов, управленческих навыков, а также квалифицированных кадров.
 Даже в случае осознания необходимости внедрения комплексной информационной системы управления предприятием перед руководством встает нелегкая задача: на какой системе остановиться - отечественной или импортной? Действительно, на российском рынке представлено большое количество информационных систем управления. В пользу зарубежных продуктов говорит мировой опыт внедрения, а также широкий спектр их функциональных возможностей. С другой стороны, в России на сегодняшний день есть вполне успешные внедрения отечественных разработок в самых различных секторах экономики. К сожалению, пока далеко не каждый российский руководитель осознает необходимость четко структурированного управления и принятия решений. В отличие от западных аналогов, отечественные системы претерпевали последовательное развитие, которое шло одновременно с трансформацией российской экономики, отечественного рынка и законодательства. Поэтому в каждый момент времени российские разработки более полно отвечали отечественным запросам, чем западные. Это, наряду с более низкой стоимостью внедрения, дает им некоторые преимущества перед иностранными конкурентами. Все же в настоящий момент выбор остается за руководителем. Однако следует помнить, что внедрение комплексной информационной системы способствует достижению информационной "прозрачности" для руководства предприятия, охватывающей все подразделения компании, в режиме реального времени. Именно достоверная информация о положении дел на предприятии в текущий момент помогает руководству принимать эффективные управленческие решения. А значит, внедрение системы способствует построению рациональной схемы управления предприятием.
 В докладе будет проведен сравнительный анализ существующих на российском рынке комплексных информационных систем, и представлены рекомендации руководителям по выбору той или иной системы в зависимости от направления деятельности, масштаба и потребностей предприятия.
 
 УДК 330.101.54
 ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
 Бутова Ю.Г., Великанов В.В., Косенков Р.А.
 ВолгГТУ, г. Волгоград
 
 Проблема оценки инновационных проектов заключается в том, что в экономической литературе отсутствуют четкие определения понятий: "инновационный" и "инвестиционный" проекты. Поэтому, для расчета экономической эффективности инновационных проектов применяются те же методы, что и для оценки инвестиционных проектов, например: методы дисконтирования денежных потоков (в условиях определенности или неопределенности); экономико-математические модели и методы оптимизации и др. Однако инновационные проекты требуют специальных методов оценки. И при разработке таких проектов следует различать понятия "новшество" и "нововведение".
 Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности предприятия. Любое новшество можно рассматривать как новацию в виде открытий, предложений, изобретений. При определении сущности нововведений (инноваций) мы предлагаем две точки зрения: в одном случае инновация представляется как результат творческого процесса в виде новшества - новой продукции, техники, технологии, метода и т.п.; а в другом - как процесс освоения (восприятия) новшеств в виде введения новых изделий, элементов, подходов и т.д. Эти две точки зрения можно объединить в одну, при которой инновации (нововведения) в производственной деятельности предприятия - это взаимодействующее единство инновационной способности создавать новшества и инновационной восприимчивости предприятия к ним. При этом, если в данном взаимодействии в большей степени доминирует инновационная способность, то проект можно отнести к инвестиционному; если же преобладает инновационная восприимчивость, то проект можно считать инновационным. В случае сбалансированности инновационной способности и инновационной восприимчивости предприятия (идеальный случай), нами вводится понятие совершенного инновационного проекта. В связи с этим, нами рекомендуется при оценке инновационных проектов использовать метод фазового анализа инновационных факторов экономического развития предприятия, позволяющий анализировать инновационные проекты и прогнозировать структуру инновационных источников развития предприятия /1/.
 
 Литература
 1. Косенков Р.А. Инновационные модели экономики (теория, методы и сфера применения): Монография / ВолгГТУ. Волгоград, 2000. - 352 с.
 
 
 УДК
 
 БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
 
 Е.С. Быкова
 E-mail: eup-kaf@pstu.ac.ru
 Пермский государственный технический университет
 г.Пермь
 
 Сегодня в вопросах управления большой интерес вызывают возможности применения компьютерных технологий. Основа их создания - концепции в информационных корпоративных системах. Каждая из которых соответствует определенной модели организации производства. Первая модель известна под названием "механистической или модели рациональной бюрократии". Где эффективность работы рассматривалась как соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов. Под эту модель была разработана концепция управления производством Manufacturing Resources Planning (MRP), позволяющая планировать материальные ресурсы. Развитие информационных технологий и новые взгляды на управленческий процесс стали предпосылкой для новой концепции управления MRP II позволила учитывать все производственные затраты, компьютеризировать календарное планирование и связать его и с инжинирингом и САПР. Вторая модель организации была построена на определении организации как коллектива людей. Параметр эффективности - использование человеческих ресурсов, что привело к появлению концепции Just - IN - Time Manufacturing.
 Третья модель организации - Системная - представляет предприятие как сложную систему в её деловой среде. Изменение требований времени позволяет реализовать концепция ERP (Enterprise resources planning) - планирование ресурсов предприятия. Она уже в 80-х годах добавила к MRP и MRP-II такие технологические требования как возможностями работы в Интернете.
 Модель организации как общественного института объединила производственный процесс с целями разных экономических групп. Данное направление легло в основу концепции "World Class Manufacturing" ("глобального производства"). Ещё одной новой концепцией в информационных корпоративных системах стала система SMC (Supply Chain Management)- "виртуальный производитель". Что позволяет планировать работу внутри предприятия с учетом теснейшей связи между предприятиями производителями, поставщиками, потребителями муниципальными организациями в реальном времени.
 
 
 МЕСТО НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА В ПРИВОЛЖСКОМ
 ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
 Васина Е.С., Новокшонова Н.В.
 Нижегородский Государственный университет им. Н.И. Лобачевского
 
 На современном этапе мирового развития формируется многоуровневая высокоподвижная международная и межгосударственная система, успешность в которой определяется, в первую очередь, способностью быстро адаптироваться к ее требованиям и интегрироваться в нее. Складывается новое направление прямого сотрудничества между народами - прямые межрегиональные связи, по сложности проблем и важности задач сопоставимые с межгосударственными отношениями.
 Приволжский федеральный округ, обладая передовыми интеллектуальными, информационными и коммуникационными возможностями, занял прочные позиции в этой системе. Ведущее место в Приволжском Федеральном округе занимает Нижегородская область, являющаяся его столицей. Основной целью стратегии Нижегородской области является совершенствование структуры областного экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм торгово-экономического сотрудничества.
 Особенности структуры экономики области определяют структуру и динамику ее межрегиональных и внешнеэкономических связей. С целью восстановления и развития горизонтальных хозяйственных связей с регионами Российской Федерации в первом полугодии 2001года продолжалась активная работа по заключению и пролонгации срока действий Соглашений о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами РФ. Администрация Нижегородской области занимает активную позицию в части проведения разнообразных выставок-ярмарок, конференций, межрегиональных совещаний со всеми субъектами Приволжского Федерального округа.
 По данным управления межрегиональных связей и ресурсов департамента ВЭС Нижегородской области товарооборот Нижегородской области с регионами Приволжского федерального округа в 2000году составил 10.686 млн.руб. ( что составляет около 24% всего товарооборота с регионами РФ), что на 15% выше уровня 1999года и на 59% выше 1998года. Основными торгово-экономическими партнерами среди регионов ПФО являются Республика Татарстан (4,15%), Самарская (4,09%), Кировская (2,73%), Пензенская область(1,8%), Республика Башкортостан (1,9%).
 Нижегородская область экспортирует в основном легковые автомобили, автобусы, стальные трубы, бумагу, продукты питания, прокат черных металлов, нефтепродукты.
 
 УДК 339.9 (075.8)
 
 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
 РЫНКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
 В.В.Вовченко, А.С.Белорусов,
 E-mail: vvsev@yandex.ru
 Всероссийская Академия внешней торговли, г. Москва
 
 Разработка новых технологий определит прогресс экономики в будущем. Именно инновации являются главной составляющей роста эффективности производства, а следовательно они способны породить новую эпоху в экономическом развитии любой страны. Анализ литературы показал, что, несмотря на актуальность, данная проблема в настоящее время изучена недостаточно. В связи с этим целью нашей работы было исследование основных тенденций развития мирового рынка высоких технологий.
 Говоря об основных современных тенденциях развития мирового рынка высоких технологий, следует отметить ряд важных аспектов. В высоких технологиях ведущую роль играют информационные технологии. Прогресс в этой области создает такие продукты, которые позволяют получить наиболее оперативную и полную информацию по любому вопросу. Современный человек должен уметь ориентироваться в поступающей информации, выделять наиболее важную из всего ее потока для поддержания своей профессиональной конкурентоспособности.
 Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих научно - технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование баз данных по новым проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.
 Базой для развития инновационной сферы служит дальнейшее совершенствование системы образования во всем мире. В настоящее время популярна концепция непрерывного повышения квалификации работников.
 В настоящее время в мировом хозяйстве и, в частности, в сфере высоких технологий возникли три крупнейших экономических центра - триада - США, Япония, Западная Европа, между которыми и ведется основная конкурентная борьба, стимулирующая прогресс в экономике.
 
 
 УДК 658.16 + В 676
 
 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
 Волковинский К.В.
 mike@minecon.susu.as.ru
 Южно-Уральский государственный Университет, г.Челябинск.
 
 После того как 1 марта 1998 г. вступил в силу обновленный закон "О несостоятельности (банкротстве)", появилась надежда, что банкротство станет одним из основных рычагов промышленной политики, поможет восстанавливать платежеспособность предприятий, менять неэффективных собственников и плохих управленцев, а распродаваться в ходе банкротства будут лишь те материальные ресурсы предприятия, которые в принципе не могут эффективно использоваться (приносить прибыль). В таком случае бояться банкротства должны нерадивые руководители предприятия, а не рабочие.
 Однако те, кто участвует в процедурах банкротства конкретного предприятия, чаще оперируют словом "ликвидация", чем "финансовое оздоровление". Общественное сознание упорно продолжает воспринимать банкротство как способ закрыть предприятие, когда оно уже неспособно выкарабкаться, или способ распродать его имущество, когда необходимо срочно выбить завязшие долги (в том числе бюджету), или как возможность заменить неугодного местным властям директора на "своего" человека. И такое отношение небезосновательно.
 Действительно, если по старому закону в 60% случаев признания предприятия неплатежеспособным начиналась процедура его финансового оздоровления, то новый закон в 80% случаев провоцирует ликвидацию должника без особых церемоний. За пять лет старый закон применялся 4035 раз, новый значительно активнее - только за 7 месяцев своего действия 3831 раз и в основном с подачи коммерческих кредиторов. Госчиновники инициировали лишь 6% подобных дел, тогда как раньше они были главными борцами с неплатежеспособными предприятиями. Новый закон позволяет довольно легко обанкротить предприятие: достаточно показать, что оно в течение трех месяцев не рассчитывается с кредиторами, и можно начинать процедуру банкротства.
 
 
 УДК 339.137.2:621 (574)
 
 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
 Габдуллина Б.Т.
 E-mail: iro@sys-pro.com
 Институт рыночных отношений при КарГУ им. Е.А.Букетова, г. Караганда
 
 Нарушение хозяйственных связей и увеличение кризиса приостановили развитие машиностроения Республики Казахстан в последние годы. Так, доля машиностроительной продукции в общем объеме промышленности с 15,9% в 1990 г. снизилась до 2,2 - 2,4% в 1999 - 2000г. Выпуск машиностроительной продукции осуществляется во всех регионах РК, но в основном машиностроение сосредоточено в семи регионах республики: г. Алматы (30,8%), Павлодарская область (12,0%), Акмолинская (10,8%), Восточно-Казахстанская (8,4%), Костанайская (8,0%), Северо-Казахстанская (6,3%), Карагандинская (6,0%), Алматинская область (5,1%). Доля продукции отрасли в общем объеме экспорта составила 2,6%, доля стран СНГ - 1,4%. Основным покупателем отечественной продукции из стран СНГ является Российская Федерация (39% от объема экспорта машиностроения), а также из стран дальнего зарубежья - Великобритания, Китай, Финляндия, Германия, Франция и др. Из-за низкого обновления ОПФ, отсутствия инвестиционных объемов для их обновления в республику увеличивается импортирование машиностроительной продукции аналогичной выпускаемой предприятиями отрасли. Несмотря на то, что цены на ряд импортной продукции значительно выше чем отечественные, рынок машиностроительной продукции до 80% насыщается продукцией ближнего и дальнего зарубежья. Главные импортеры - Германия, Великобритания, США, Япония, Нидерланды. В этой связи актуальны проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Понятие конкурентоспособности продукции включает не только цену и основные технические характеристики, но многие другие параметры. Оценка конкурентоспособности предполагает учет: показателей качества продукции (технический уровень по ведущему параметру); ценовых показателей; показателей сбыта; продвижения продукции.
 
 УДК 331.6
 РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
  УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
 ПОДГОТОВЛЕНННОЙ МОЛОДЕЖИ
 Галеев Э. Х.,
 eldar@mail.rb.ru; admin@ugatu.rb.ru
 УГАТУ, г. Уфа
 
 В настоящий момент одной из важнейших проблем всей системы профессионального образования региона является отсутствие эффективного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг с потребностями развития хозяйственного комплекса региона. Это приводит к невостребованности части выпускников вузов на рынке труда, возникновению деформаций в структуре выпускаемых вузами специалистов, усилению социальной напряженности в сфере занятости молодых специалистов. Эта серьезная проблема сильно затронула технические вузы, в особенности вузы, подготавливающие специалистов для таких отраслей хозяйственного комплекса региона как машиностроение, приборостроение и др.
 В связи с этим поддержка и создание условий для занятости молодежи остаются приоритетными направлениями политики занятости населения и образования в области профессиональной подготовки специалистов. Решение этой задачи требует внедрения ряда комплексных мер направленных как на совершенствование качества образования, так и на улучшение взаимодействия вузов с предприятиями региона. В системе высшего и среднего профессионального образования должен быть выработан механизм определения качества и результативности обучения в учебном заведении, учитывающий процент трудоустройства его выпускников. Реализовывается этот механизм должен через жесткое лицензирование, аттестацию, аккредитацию. Учебным заведениям профессионального образования всех уровней необходимо активно переходить к территориальному принципу комплектования по заявкам местных администраций, широкого круга работодателей. Значительно повысит конкурентоспособность выпускников учебных заведений на рынке труда расширение их трудовых функций, умение владеть несколькими профессиями, овладение навыками и знаниями, позволяющими заняться предпринимательской деятельностью.
 В течение ряда лет Уфимский государственный авиационный технический университет проводит научные исследования в области содействия занятости профессионально подготовленной молодежи. Целью научно-исследовательских работ является создание республиканской системы управления занятостью и содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений в условиях существующей конъюнктуры рынка труда. Результаты проводимых исследований стали основой при разработке республиканских программ в сферах содействия занятости населения и развития высшего и среднего профессионального образования в республике Башкортостан.
 
 
 СТРУКТУРА РЕНТЫ
 С. Р. Гафуров
 Казань, Казанский Государственный университет
 
 Рента - доход от использования в процессе производства ограниченных факторов производства. Рассмотрим природные факторы производства.
 Особенности, в силу которых, мы обособляем "землю" от "труда" и "капитала" следующие. Во-первых, количество земли ограничено, и нельзя увеличить предложение земли в ответ на повышение спроса. Во-вторых, земля дифференцирована по качеству, месту и т. д. В структуре дифференциальных земельных рент наиболее важной является рента по местоположению, которая характеризует качество доступа к трудовым, сырьевым, финансовым, культурным и другим ресурсам, предоставляемыми индивиду обществом. В-третьих, природа "создает" стоимость, не имеющую издержек для человека. Например, с помощью процесса фотосинтеза. Поэтому, доход, связанный с первой и второй особенностью, по справедливости должен принадлежать обществу, каждому гражданину в равной степени.
 Доход, связанный с третьей особенностью "земли", мы относим к среднему доходу, точно так же, как процент с капитала или прибавочную стоимость с трудовых ресурсов, потому что каждый фактор производства создает добавочную стоимость (классическая теория производительности трех факторов производства). К тому же, природа имеет свойство "трудиться" независимо от условий. У К. Маркса абсолютная рента выступает арендной платой капиталиста собственнику земли. Остаются еще 2 формы дифференциальной (I и II) и монопольная ренты, но они являются, по сути, экономической прибылью. Выходит, что средней прибыли "земля" не приносит, что входит в противоречие с А. Смитом. Поэтому, теория К. Маркса была пересмотрена и были выделены из абсолютной ренты "рента "труда природы" и "рента по ограниченности". Это служило бы выходом из противоречия А. Смита и Д. Рикардо самим себе и К. Марксу.
 Поэтому, структура ренты включает "среднюю" ренту, т.к. "земля" обладает абсолютной ценностью, и экономическую. Средняя рента представляет собой абсолютную ренту "труда природы", а экономическая включает абсолютную ренту "по ограниченности", дифференциальную ренту I (с монопольной) и дифференциальную ренту II (с квазирентой). Целесообразно не согласиться с К. Марксом и отказаться от изъятия дифференциальной ренты II в доход общества, потому что это подорвет частную инициативу и еще более увеличит эксплуатацию "труда".
 Изучение структуры ренты - первый этап осознания фундаментальности рентных отношений, которые будут способствовать справедливому распределению природных богатств и устойчивости экономического роста.
 
 
 УДК 338.2
 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ
 В ИННОВАЦИЯХ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
 А.В. Гололобов, В.М. Шепелёв, e-mail: econ@sstu.samara.ru
 Самарский государственный технический университет, г. Самара
 
 Активизация инновационной деятельности в переходной экономике России обусловлена ростом потребности хозяйствующих субъектов в инновациях, которые являются средством решения многих производственных и коммерческих задач. Потребность в нововведениях выступает в виде платёжеспособного спроса потребителей. Он обусловлен экономической ситуацией, степенью удовлетворения потребностей, возможностями потребителя. Признание нововведений потребителем обеспечит их использование наиболее эффективным образом. Общественное признание нововведений способствует формированию общественного спроса, размер которого предопределяется требовательностью покупателей к качеству товаров, уровнем дохода, национальными традициями и обычаями населения. Заинтересованность предпринимателей в инновациях обусловлена долей распределения будущих прибылей от реализации новшеств.
 Сфера возможного распространения нововведений зависит от способностей потенциальных инвесторов концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях развития реального сектора национальной экономики.
 Одним из барьеров на пути насыщения производства инновациями является кризисная ситуация в производственной сфере России. Она ставит препятствия хозяйствующим субъектам к расходованию средств на промышленные нужды. Поэтому новые производства имеют практически мало шансов получить инвестиции. Как показывает опыт, распространению нововведения предшествует длительный период его совершенствования. Накопление знаний, предшествующее разработке нововведения и его использованию, включающее данные об опыте применения более ранних промышленных образцов, позволяет избежать разработки бесперспективных вариантов, улучшить характеристики новшества в процессе промышленного освоения, приспособить его изготовление к технологическим особенностям, методам организации и управления конкретным производством. В процессе освоения новшества в производстве приобретается собственный опыт его участников, повышается мотивация их труда, что в свою очередь может расширять и технологические возможности самих нововведений. Направленность исследований при разработке и освоении нововведений на технологические возможности конкретного производства сокращает расходы в сфере производства.
 На скорость распространения новшеств влияет эффективность нововведения, степень его прогрессивности по сравнению со старым продуктом или методом, позволяющие улучшить параметры хозяйствования предприятия, а также сроки окупаемости привлекаемых для освоения нововведений инвестиций. Таким образом, для развития российской экономики определяющим является спрос на новшества, а не предложение со стороны науки.
 
 ЛОГИСТИКА В ОТРАСЛЯХ АПК: КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
 Горбадей Н.С., Попова О.В.
 E-mail: natalyna2001@mail.ru
 Санкт-Петербургский Аграрный Университет
 
 В условиях рыночных отношений внутри и между предприятиями особо важное значение имеет достижение оптимального развития и повышение эффективности как всей экономики страны, так и каждой отрасли, предприятия в отдельности. Ибо только на этой основе могут быть достигнуты повышение благосостояния народа и экономического могущества государства.
 Успешному достижению этих целей может и должна способствовать разработка и внедрение методов логистического анализа, рассмотрение народнохозяйственного комплекса РФ как совокупности логистических систем разного уровня. Это целесообразно, так как логистика является наукой об оптимизации и рационализации материальных, финансовых и связанных с ними информационных потоков, и преследует цель минимизации затрачиваемых в производстве средств (финансовых, материальных, трудовых и т.п.) с максимизацией прибыли, показателей рентабельности.
 Особенно необходимо широкое применение и использование логистического анализа и методологии в отраслях АПК, которые оказались, в ходе реформ, в крайне трудном положении, с низкой рентабельностью, а порой и абсолютно нерентабельными. Поэтому, главная задача для отраслей АПК - повышение эффективности производства продукции может быть решена на основе использования логистических методов, которые должны осуществляться по следующей схеме:
 Разработка схем движения материальных, финансовых, информационных потоков между предприятиями АПК и перерабатывающей промышленности.
 Организация и применение прогрессивных технологических процессов производства в отраслях АПК, ресурсообеспечения и т.п. Организация оптимальных транспортных связей внутри и между сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями перерабатывающей промышленности.
 Всестороннее применение ЭВМ и новейших программных разработок в отношении системного анализа (например, применение CASE-технологий).
 Разработка схем информационных потоков внутри и между предприятиями АПК. Обеспечение экономического обоснования и разработка логистических цепей взаимодействия между предприятиями.
 Подготовка высококвалифицированных специалистов в области логистики.
 Все эти разработки по применению логистических методов, при условии оснащения предприятий АПК современными ЭВМ и максимальным их использованием для решения организационных, управленческих и других основных вопросов функционирования организаций, могут сделать сельское хозяйство нашей страны наиболее эффективной и прогрессивной отраслью.
 
 
 УДК 339.13(075.8)
 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
 Горшенина Е.Ю., Зырянов В.В.,direktor@sstu.syzran.ru
 Филиал СамГТУ в г. Сызрани
 
  Основной целью работы является исследование возможностей использования пословиц и поговорок в брендинге, рекламе в преподавании маркетинга. Для этого проведена работа по выбору пословиц и поговорок наиболее ярко отражающих принципы маркетинга, проанализированы многочисленные рекламные ролики и буклеты, а также были использованы бизнес афоризмы. Актуальность темы заключается в необходимости определения наиболее эффективных способов маркетингового воздействия на российский рынок. В качестве такового целесообразно рассматривать использование в маркетинге, рекламе, брендинге народных традиций и фольклора. В процессе работы были использованы общенаучные методы, такие как классификация, сравнение, аналогия. Пословицы и поговорки достаточно широко используются в рекламе, для составления торговых слоганов. Рекламная практика выработала некоторые правила эффективного воздействия на покупателя. Например, простота текста, выразительность, соответствие менталитету. Этим требованиям вполне отвечают пословицы и поговорки("Лучше пиво в руке, чем девица вдалеке"). Создание долгосрочного покупательского предпочтения рассматривается как деятельность покупателя, который формирует свои ассоциации, связанные с товаром. Эти ассоциации называют "брендом". Бренд представляется как образ марки данного товара выделенной покупателем среди конкурирующих изделий. Дополнительными средствами в формировании бренда российских товаров могут быть пословицы и поговорки("Дешевле, чем у всех, дешевле, чем всегда", девиз фирмы "Россельмаш") Много людей пытаются раскрыть сложный мир экономики простыми словами. Они хотят помочь людям проникнуть в этот мир, хотя бы на уровне здравого смысла. В связи с этим появляются так называемые бизнес - афоризмы
 Результаты исследований:
 1. Подтверждена адекватность отражения в пословицах и поговорках специфического рыночного опыта народов.
 2. Сформулированы принципы использования пословиц и поговорок в рекламе, брендинге.
 3. Показана целесообразность использования пословиц и поговорок в качестве примеров на занятиях по маркетингу.
 4. Пословицы, поговорки или их части можно использовать как товарный слоган в рекламе предприятий и их товаров.
 Таким образом работа показывает возможности использования пословиц и поговорок в изучении основ экономики и маркетинга, в этике предпринимательства и рыночной деятельности.
 
 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
 МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 Гришин В.А. заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Мурманской области, к.э.н., доцент МГТУ
 
 Основой для обеспечения конституционного права органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, являются финансовые ресурсы муниципального образования. Полноценное формирование и использование местных финансовых ресурсов невозможно без четкой регламентации механизма межбюджетных отношений. Вступивший в действие с 1 января 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил правовые основы функционирования бюджетной системы РФ и порядок регулирования межбюджетных отношений. Но на сегодняшний день межбюджетные отношения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления продолжают оставаться достаточно сложными и противоречивыми. Бюджетный кодекс не в полной мере регламентировал межбюджетные отношения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, некоторые положения кодекса носят декларативный характер и по ряду причин не находят своего применения на практике. Так, статьей 65 Кодекса установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности. Данное требование направлено на обеспечение механизма реализации социальных гарантий населения, но выполнение его в настоящее время невозможно так как, законодательно не утверждены ни государственные минимальные социальные стандарты, ни нормативы финансирования на единицу контингента. Другим продекламированным положением является принцип сбалансированности бюджетов, закрепленный в статье 33 Кодекса и предполагающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом дефицит местного бюджета не может превышать 10 процентов без учета финансовой помощи.Эти ограничения очень жесткие, и подавляющее большинство органов местного самоуправления смогут их обеспечить только единственным способом - сокращением расходов. Сокращение данных расходов может повлечет за собой нарушение конституционных прав и гарантий граждан. Концентрация наиболее собираемых налогов в вышестоящих бюджетах, отсутствие последовательной региональной политики в области межбюджетного регулирования не способствует соблюдению принципа самостоятельности бюджетов.
 
 
 УДК 336.2 (430.343)
 
 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
 
 И.Ю. Грязина, Л.И. Мишина, Л.А. Черкасова
 Марийский государственный технический университет,
 г. Йошкар-Ола
 
 В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство, которое представляет собой сотрудничество и взаимопонимание профсоюзов и работодателей в сфере труда, отражающиеся в коллективных договорах и соглашениях.
 Социальное партнерство в России, будучи одним из направлений усилий правительства по формированию рыночной экономики западного образца, насаждалось сверху. Правовая база и некоторые структуры социального диалога были созданы еще до того, как появились социальные партнеры, которые были и во многом остаются формальными. Именно поэтому в сфере социально-трудовых отношений существует много проблем.
 Основными причинами неэффективного социального партнерства в России являются: низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительной вертикали государственных структур, нарушение правительством провозглашенных им принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений, ненадлежащее внимание со стороны работодателей к проблемам в данной сфере. В связи с этими актуальными задачами по совершенствованию системы социального партнерства являются: улучшение прозрачности работы Российской Трехсторонней комиссии и ориентация ее на зримые результаты; отказ от практики необоснованных обещаний со стороны правительства; усиление активности профсоюзов; стимулирование объединения работодателей в самостоятельные организации; повышение компетентности представителей трудящихся на всех уровнях переговоров.
 Качественное улучшение системы регулирования социально-трудовых отношений будет содействовать успешному развитию экономики Российской Федерации, что является надежной предпосылкой роста материального благосостояния населения.
 
 
 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ
 
 Дарибеков С. С.
 Карагандинский госуниверситет им. Е.А. Букетова
 
 Проблема теневой экономики актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, и это не преувеличение. Процессы интеграции и глобализации мировой экономики, затрагивают все ее сферы, в том числе и теневую, то есть в данных условиях наравне с интеграцией легальной экономики подвергается же этим процессам и теневая экономика. Это проявляется в свободном движении теневого капитала, который сам становится интернациональным. Экономическая, правовая, социальная, а в некоторых случаях и политическая нестабильность на территории государств СНГ повлекла за собой активный отток капитала за рубеж. В последнее обсуждается проблема возврата капитала, его амнистии и легализации, возможность инвестирования его в отечественную экономику. Эффективность решения проблем зависит от представления гносеологических корней, условий и перспектив развития этого явления. Ж. Кулекеев под теневой экономикой понимает "любые виды экономических деятельности, статистическая информация по которым заведомо укрывается или искажается от официального учета субъектами хозяйствования по разным причинам". Так, Г. Карагусова определяет как незаявленные и скрытые виды экономической деятельности (подпольные предприятия, а также зарегистрированные, но частично занятые скрытым производством). К теневой экономике относятся вся экономическая деятельность, не учитываемая налоговыми, регистрационными, финансовыми органами. К ней относится как легальное производство товаров и услуг, так и нелегальное. И та, и другая деятельность выведена, из официального учета, т.е. является скрытой, теневой. Теневую экономику можно разделить на следующие виды: скрытая, неформальная и нелегальная деятельность. Скрытая деятельность в принципе является законной, но объемы ее скрываются от государственных органов в силу: избежания уплаты налогов; во избежание уплаты взносов на социальное страхование; в сокрытии нарушений некоторых узаконенных стандартов.. Неформальная имеет отношение к институциональным единицам, деятельность которых отличается низким уровнем организации производства труда и капитала. К таковым относятся незарегистрированное производство в секторе домашних хозяйств. Производство институциональной единицы, принадлежащих к сектору домашних хозяйств, имеют право на осуществление активной экономической деятельности без регистрации в налоговых и других органах официальной власти. Нелегальная деятельность включает производство, продажу и распространение запрещенных законом товаров и услуг. Есть два вида незаконного производства: производство товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещается законом; производственная деятельность, обычно относящаяся к законной, но в случаях, когда ею занимаются производители, не имеющие на то разрешения, приобретают незаконный характер. Таким образом, развитие или не развитие теневой экономики в нашей стране будет зависеть от правильности проводимых экономических реформ Правительством Республики Казахстан.
 
 УДК 658.152.5
 АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
 А.В.Двоеглазов, В.А.Кудрявцев
 Марийский государственный технический университет.
 
 Экономический рост в России невозможно обеспечить без повышения эффективности производства на предприятиях и обновления их технико-технологической базы. Одним из важнейших элементов этого процесса является рациональная амортизационная политика, которая требует соответствующего государственного регулирования. По оценкам ряда экономистов и руководителей крупных предприятий уровень использования производственных мощностей составляет 40-43%. Основные фонды изнашиваются и представляют серьезную угрозу безопасности их эксплуатации. В последние годы доля вводимых новых мощностей, обусловленных достижениями НТП, резко снижается и не обеспечивает качественного улучшения производственного потенциала предприятий. Следовательно, необходимы действенные меры по изменению государственной политики, направленные на восстановление производства и выхода из экономического кризиса. Эффективным инструментом для решения вышеперечисленных проблем является концепция новой амортизационной политики. Реализация ее опирается на систему использования более эффективных, совершенных методов начисления амортизации, учитывающих реальные условия. Применительно для предприятий, берущих на вооружение высокие технологии, заинтересованных в ускоренном списании своих высокотехнологичных активов, автором предложена модель амортизационных отчислений, которая основывается на методе начисления кумулятивной дигрессивной амортизации. Использование данной модели в практике позволит с одной стороны расширить производственные мощности, а с другой - каждый год обеспечивать предприятия новым современным оборудованием. Такой подход эффективен в условиях значительной инфляции, характерной для экономики в России в настоящее время. В результате работы сделаны следующие выводы. Государство должно отказаться от всеобъемлющего вмешательства в процессе возмещения средств труда на предприятии, должно предоставить им самостоятельность в выборе методов начисления амортизации и поощрять их к инвестированию путем предоставления льгот в форме ускоренной амортизации. Для решения проблемы централизации и распределения временно не используемой по назначению амортизации целесообразно резервировать амортизационные средства на специализированных инвестиционных субсчетах в банках. Необходимо произвести всеобщую переоценку восстановительной стоимости действующих средств труда и привести ее в соответствие с уровнем инфляции. Все перечисленные меры позволят оживить интерес предприятий к проблеме амортизации и позволит повысить эффективность использования их производственных фондов.
 
 
 ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)
 
 Дуделева М.В.,
 Петрозаводский Государственный Университет
 
 Удовлетворение потребности населения в молоке в основном определяется уровнем его производства в стране, которое в настоящее время зависит от рыночных факторов. Анализ рынка молочной продукции в России и, в частности, в Республике Карелии (РК) свидетельствует о его сокращении. Резко снижено производство и потребление молока. За последние 10 лет в РК производство молока сократилось в 3.4 раза в результате уменьшения численности коров (в 2.2 раза) и снижением их удоев (с 3 895 до 2 970 кг). В расчете на душу населения в РК производство молока уменьшилось с 221 до 101 кг, а потребление молока сократилось с 373 до 163.5 кг на душу населения в год. Возросла доля импорта. Самообеспеченность региона можно определить по соотношению поголовья коров и численности населения. В РК на 100 человек населения приходится 3.5 коровы, тогда как в Центральной России 7.5-15 коров. Сдерживающим фактором улучшения ситуации в животноводстве остаются неравнозначные для животноводства межотраслевые отношения, диспаритет цен. Формирование рыночных отношений и приватизация молочных комбинатов, комбикормовых заводов создали ряд серьезных проблем в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности и торговле. Низкие цены на сельскохозяйственное сырье делают производство молока нерентабельным. Производственные мощности молочных заводов используются лишь на 60-70 %. Положение усугубляется неплатежами перерабатывающих предприятий сельхозпроизводителям за поставленную продукцию. Для решения указанных проблем, увеличения инвестиционной привлекательности отрасли, необходима интеграция произодственных и перерабатывающих предприятий, образование кооперативных агропромышленных союзов по производству, переработке и сбыту продукции, развитие льготного налогообложения и кредитования сельхозпроизводителей, а также государственная поддержка в создании рынка сельскохозяйственного труда, в подготовке кадров животноводства, государственное регулирование путем введения гарантированных цен, обеспечение гарантированного федерального заказа на поставки молочной продукции.
 
 УДК 676.338.512
 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
 Е.Ю. Дыбцына, А.В. Пластинин, E-mail: ed@agtu.ru
 Архангельский государственный технический университет, г. Архангельск
 Управленческий учет - подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Содержание управленческого учета определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений. Основная цель управленческого учета - обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Сущность управленческого учета можно определить как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия. Сейчас особенно важно совершенствовать систему управленческого учета и калькулирование себестоимости. Необходимость составления точных, достоверных калькуляций была обусловлена в советском бухгалтерском учете системой государственного централизованного ценообразования. С развитием рыночных отношений постепенно расширяется самостоятельность предприятий, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед управленческим учетом и его системой, - калькулированием. В этих условиях задача калькулирования заключается в том, чтобы рассчитать такую себестоимость, которая в условиях работы на рынке могла бы обеспечить предприятию определенную прибыль, а также возможность постоянного снижения себестоимости. Неотъемлемой частью совершенствования системы управленческого учета является внедрение автоматизированной системы управления (АСУ). Осуществляют информационную поддержку принятия управленческих решений специальные программные комплексы - корпоративные информационные системы. Одним из пионеров внедрения управленческого учета и использования АСУ для целей управления предприятия в Архангельской области является Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат (СЦБК), который внедрил систему, автоматизирующую сбор, подготовку и обработку информации, что является одной из необходимых составных частей, определяющих конечный успех предприятия. Преуспевающими являются те предприятия, которые могут быстрее всех собрать информацию, обработать и проанализировать её и принять управленческое решение.
 
 КЛАНОВО-КОРПОРАТИВНЫЕ ГРУППЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВНОВЕСИЕ В РОССИИ
 Р.А.Елизаров
 Казанский государственный университет, г. Казань
 
 В современной России (как и 300 лет назад) основная экономическая власть принадлежит иерархическим кланово-корпоративным структурам. Одним из главных факторов, определявших все типы экономического неравновесия в России XIX-XX веков, является доминирование институтов власти над институтами собственности, формирование кланово-корпоративных групп в российской экономике. Первые "зачатки" того класса людей, который позже получил название "номенклатура" и из которого выросли кланово-корпоративные структуры современной России, мы находим в России времен Петра I. С первых дней существования советского государства провозглашалось, что главной гарантией от "реставрации капитализма" было постоянное усиление власти главного "гаранта" - коммунистической элиты. Но при формировании класса управленцев невозможно было учесть интересы всех слоев общества. Уже в 1930-х годах государственная собственность постепенно превратилась в коллективную собственность бюрократов, а затем и в частную собственность отдельных бюрократов и бюрократических кланов. Отдельные звенья иерархической системы почувствовали себя действительными собственниками, тогда как простые работники предприятий, не имеющие выходы к власти, испытывали отчуждение от общественного богатства. В российской экономике сегодня существует несогласованность в распределении функций владения, пользования и распоряжения по горизонтали и по вертикали, что снижает потенциал эффективности экономического развития. Растет число так называемых "распорядителей" на уровне предприятий и ассоциаций, которые превращаются во вполне обособленную социальную группу управляющих, имеющих свои собственные "клановые" интересы и реально обладающих экономической властью в стране. Одновременно государственное вмешательство чаще всего принимает форму вмешательства конкретных чиновников, которые преследуют личные выгоды от принятия решений в области перераспределения прав собственности. В экономике доминируют "вертикальные" отношения распределения в соответствии с определенной сложившейся в обществе иерархией статусов, допусков, необоснованных льгот и сопровождающих их дефицитов. Формирование активных рыночных структур в этих условиях наталкивается на барьеры, установленные властными иерархическими структурами, вступает в конфликт с интересами последних. Для преодоления сформировавшегося типа экономического неравновесия необходимо, прежде всего, разрушить старую систему государственно-властных институтов, разрушить сложившуюся в российской экономике централизацию денежных средств и монополизм государственной собственности.
 
 УДК 338.2
 ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
 НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
 О.Ю. Ерёмичева, Н.Е. Тейтельман, e-mail: econ@sstu.samara.ru
 Самарский государственный технический университет, г.Самара
 
 Привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом РФ. Это право осуществляется на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы".
 С началом рыночных преобразований в России и странах СНГ сложились разнополярные ситуации в отношении предложения труда и его оплатой. Оказалось, что российская экономика находится в значительно лучшем положении.
 В условиях демографического кризиса, политической и экономической нестабильности российский рынок труда столкнулся с проблемой нехватки рабочей силы, как квалифицированной, так и неквалифицированной. Россия стала лакомым куском для трудовых граждан бывшего союза.
 По последним статистическим данным в СНГ проживает более 20 млн. русских, незначительная часть из которых уже вернулась и порядка 6 млн. ещё желают получить постоянное место работы. Конкуренцию им составляют граждане союзных республик: грузины, таджики, украинцы, азербайджанцы и др. Прибываемая рабочая сила из союзных республик имеет свою специфику. Они хорошо знакомы с условиями российского рынка труда, их труд более продолжителен и интенсивен, они пренебрегают выходными, с целью увеличения заработка, знают русский язык, мобильны и коммуникабельны, неприхотливы в выборе работы и условий труда. Тем не менее, Россия не гостеприимна в отношении этих лиц и зачастую их не ждет. Это объясняется превышением предложения над спросом и увеличением безработицы в России. В этой ситуации приток иностранной рабочей силы в интересах российских граждан должен быть ограничен.
  В связи с этим, целесообразно провести ряд мер. Во-первых, необходимо установить порядок привлечения иностранной рабочей силы в противовес ее стихийному притоку. Следует в этой области установить порядок ввоза иностранной рабочей силы государством или коммерческими структурами для выполнения их заказов. Во-вторых, организации, привлекающие рабочую силу должны нести ответственность как в отношении государства, так и рабочей силы этого государства. В-третьих, необходимо определить правовое положение приезжих во время пребывания в стране, их права и обязанности, порядок въезда и выезда, условия существования. В-четвертых, необходимо решить проблему с потоком лиц, потребности в которых не возникает, а главное с теми, кто приезжает в Россию, преследуя криминальные цели. Естественно, с учетом возникших проблем, это далеко не все меры по урегулированию положения на российском рынке труда.
 
 УДК 334.722.8.003.1 (574)
 
 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КАЗЦИНК"
 
 Р.А. Жасарова e-mail:iro@sys-pro.com
 Институт рыночных отношений при КарГУ
 им. Е.А. Букетова, г. Караганда
 
 Восточно-казахстанская область является одним из промышленно-развитых регионов республики казахстан, располагает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов, развитой инфраструктурой. Базовой отраслью экономики региона является цветная металлургия, удельный вес которой в общем объеме промышленного производства составляет не менее 60%. "казцинк"- крупнейшее предприятие свинцово-цинковой промышленности мирового уровня, объединившее ряд горно-обогатительных комбинатов и металлургических заводов, оснащенных современным оборудованием, укомплектованных инженерами и рабочим. Мировой опыт показывает, что ни одна страна даже в условиях развитой и стабильной экономики, не может жить в самоизоляции. Проблемы стабилизации экономики и выхода из кризиса при привлечении на равных правах иностранного капитала могут решаться и за счет внутренних ресурсов. Тем более нельзя преодолеть кризисную ситуацию не привлекая средства и капиталы мирового сообщества. Принимая во внимание нынешнее условие хозяйствования, состояние законодательной базы по вопросам налогообложения, собственности и.т.д. Предлагают более совершенных организационных форм с четким распределением функций, ответственности, частного интереса реальными рычагами управления. В качестве такой организационной формы предлагается объединение всех производителей -участников совместной деятельности в акционерное общество, поскольку в этом случае наилучшим образом могут сочетаться личные и государственные интересы держателей акций с единой системой управления. Одним из важных достоинств является отсутствие необходимости финансовой поддержке со стороны государства. При этом обеспечивается строгий контроль за использованием средств, повышение эффективности средств, повышение эффективности финансирования, повышение заинтересованности в конечном продукте всех участников различных этапов процесса производства и реализации.
 
 УДК 658.012.2
 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
 
 И.М. Затравкина, О.В. Глебова E-mail: Director@afngtu.nnov.ru
 Нижегородский государственный технический университет
 (Арзамасский филиал), г. Арзамас
 
 Проблема привлечения инвестиций в экологию остается достаточно острой. Хотя в последнее время и появились достаточно эффективные проекты по созданию новых экологически чистых технологий, проекты, направленные на разрешение экологических конфликтов, обычно являются бесприбыльными. В экологических конфликтах последствия часто носят неопределенный характер, достаточно трудно поддаются исчислению, часто растянуты во времени и не являются непосредственными. Поэтому достаточно сложно дать оценку целесообразности осуществления того или иного экологического проекта и его экономической эффективности. Как правило, такие проекты реализуются за счет средств экологических фондов: местных, общероссийских, международных. Отличительной особенностью проектов, направленных на разрешение экологических конфликтов является то, что они осуществляются совместными усилиями, как правило, достаточно большого количества участников, отношения которых к разрешаемой проблеме не всегда однозначно. Возникновение конфликтных отношений между участниками проектов обусловлено различиями в выгоде и убытках сторон, интерпретации собственных прав внутри проектной организации, культурными ценностями сторон, восприятии справедливого распределения риска между участниками. Большое количество экологических конфликтов относят к категории "трудноразрешимых" конфликтов. Среди источников трудноразрешимости экологических конфликтов выделяют следующие наиболее важные:
 1) Конфликтующие стороны считают свои интересы взаимоисключающими, поэтому ни одна сторона не может принудить другую к согласию.
 2) Большое количество экологических конфликтов имеет циклический характер, возникая всякий раз, когда равновесие сил сторон смещается (например, из-за политических или юридических изменений).
 3) Различное восприятие сути конфликта сторонами.
 Поэтому перед участниками проектов экологической направленности стоят проблемы по снятию в определенной степени неопределенности трудноразрешимого конфликта, разработать приемлемые условия сотрудничества. В докладе предлагается процедура разработки механизмов управления конфликтными ситуациями при разработке соглашения между участниками инвестиционного проекта по внедрению новых технологий утилизации бытовых отходов в г. Арзамасе, Нижегородской области.
 
 УДК 658.012.2
 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
 
 И.М. Затравкина, О.В. Глебова, E-mail: Director@afngtu.nnov.ru

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу