<< Пред. стр. 4 (из 5) След. >>
n - количество должностей, необходимых для содержания и обслуживания жилого фонда.Доля собственника в общей долевой собственности жилого дома определяется пропорционально отношению площади занимаемого собственником помещения к общей площади жилого дома.
Вышеприведенная формула носит универсальный характер и может быть использована для вынесения собственниками жилья заключения о целесообразности создания ТСЖ в зависимости от площади общей долевой собственности, количества работников, занятых обслуживанием и содержанием жилого дома и т.д.
На практике может возникнуть ситуация, когда потребуется произвести более детальный расчет показателя БСО. Например, в случае возникновения спорной ситуации вокруг "субъективного" определения необходимого количества должностей дворников, техничек, слесарей, управленцев и т.д., а также количества расходуемых ими материалов, инвентаря, представляется возможным "развернуть" по составляющим приведенную ранее формулу для расчета показателя БСО.
Под трудовыми затратами понимаются расходы связанные с оплатой труда работников одной должности, профессии (дворники, рабочие по комплексной уборке и содержанию домовладений, и т.д.) включая налоги. Размер трудовых затрат определяется следующим образом:
Трудовые затраты = Пл х НВ х П х ЗПср х КН , где РВ
Пл - площадь общей долевой собственности;
НВ - нормы времени на работы по содержанию и обслуживанию в соответствии с "Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда" (утв. Приказом Госстроя России от 09.12.1999 № 139);
П - повторяемость работ в течение периода в соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатацией жилищного фонда" (утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170);
РВ - общий фонд рабочего времени в период;
ЗПср - средняя величина должностного оклада за период, сложившаяся на местном рынке труда;
КН - коэффициент невыходов работников. В соответствии с "Рекомендациями по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда" (утв. Приказом Госстроя России от 09.12.1999 № 139) предлагается использовать нормативное значение 1,12.
Затраты на материально-техническое оснащение (МТО) представляют собой расходы, связанные с приобретением необходимых для содержания и обслуживания жилого дома материалов и инвентаря.
Затраты на МТО = Пл х НРМИ х Цср , где
Пл - площадь общей долевой собственности;
НРМИ - нормы расхода материальных ресурсов, обеспеченности инвентарем на работы по содержанию и обслуживанию в соответствии с "Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда" (утв. Приказом Госстроя России от 22.08.2000 № 191);
Цср - средняя рыночная цена приобретения материалов и инвентаря.
Согласно выявленной функциональной зависимости за счет распределения суммарных затрат на содержание и обслуживание многоквартирного дома большее количество собственников жилья обеспечивает снижение абсолютной величины БСО, что подтверждает действенность эффекта "экономии на масштабе".
В заключение следует отметить, что представленный метод не претендует на исключительное превосходство над возможными, однако, является одним из необходимых инструментов, позволяющим сформировать собственникам жилья мнение об экономической целесообразности создания ТСЖ как способе управления их (собственников жилья) многоквартирным домом.
Приватизация
Испытание банкротством
Одной из целей Подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" (далее - Подпрограмма) является привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. Приватизация муниципальных унитарных предприятий согласно Подпрограмме способствует созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу. До 2005 года Подпрограммой предлагается завершить акционирование и приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда.
Наталья Сандалова,
Консалтинговая группа "Лекс"
УРФО № 5(11), 2005
Несмотря на настойчивые рекомендации федеральных властей приватизировать унитарные предприятия муниципальные власти не спешат с выполнением данных требований. Основная причина - кризисное состояние предприятий. Единственный выход для таких предприятий это банкротство. Но, учитывая социальную значимость многопрофильных предприятий в небольших поселениях, местные власти пытаются максимально долгое время поддерживать "на плаву" свои МУПы, считая, что ситуацию никак не изменить (особенно если создать ОАО вместо МУП). Конечно, важную роль здесь играет недостаток информации о работе в форме ОАО (считается, что эта форма не имеет возможностей для получения бюджетных субсидий на возмещение разницы в цене при обслуживании муниципального жилищного фонда - хотя это заблуждение и, кстати, не единственное!). Кроме того, существует панический страх перед банкротством. Однако, имея больший объем информации, можно перестать бояться и начать использовать существующие возможности.
В чем основная разница между приватизацией и банкротством
При банкротстве круг объектов, переходящих в частную собственность, не контролируется собственником имущества. Продажа имущества предприятий - банкротов в рамках конкурсного производства не имеет тех ограничений по отчуждению муниципального имущества, которые есть в процессе приватизации. В частности, если в рамках приватизации не включаются в приватизируемую массу жилищный фонд и объекты энергетики, а по желанию органа местного самоуправления - и иные объекты, то в рамках процедуры банкротства исключаются только объекты, изъятые из оборота.
Чего действительно стоит избегать при банкротстве предприятия
Признания недействительными сделок по отчуждению имущества предприятия, совершенных после возбуждения дела о банкротстве и (или) в течение 6 месяцев, предшествовавших подачи заявления о признании банкротом (ст. 103 федерального закона от 26.10.2002 № 127-фз "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 18 федерального закона от 24.06.1999 № 122-фз "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса")
Необходимо знать, что сделки, совершенные в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом (должником или иными заинтересованными лицами!), могут быть признаны недействительными по решению суда, если:
А) сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами;
Б) сделка связана с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с его выходом из состава учредителей (участников) должника;
В) это сделка по отчуждению имущества (части имущества), входящего в единый производственно-технологический комплекс организации-должника (в сфере ТЭК).
Для предотвращения таких последствий необходимо с осторожностью планировать совершение таких сделок при неустойчивом финансовом состоянии предприятия.
Субсидиарной ответственности руководителя и собственника имущества предприятия (ст. 56 ГК РФ "Ответственность юридического лица", ст.ст. 9, 10 федерального закона от 26.10.2002 № 127-фз "О несостоятельности (банкротстве)")
Неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены законом (30 дней с момента возникновения обстоятельств, указанных в ст. 9 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) "), а также банкротство должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, влечет за собой субсидиарную ответственность этих лиц. Субсидиарная ответственность предполагает погашение задолженности предприятия-банкрота при недостаточности его средств за счет имущества вышеназванных лиц.
Поэтому собственнику имущества и руководителю предприятия следует просчитывать все возможные финансовые последствия своих обязательных указаний, касающихся деятельности предприятия и могущих повлечь за собой его финансовую несостоятельность.
Административной ответственности руководителя и собственника имущества предприятия (ст. 14.13 "Неправомерные действия при банкротстве")
Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства, влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
Единственная рекомендация - не совершать данные неправомерные действия, а искать иные способы минимизации имущественных и финансовых потерь, которыми обычно сопровождается банкротство.
Уголовной ответственности руководителя и собственника имущества предприятия (ст. 195 УК РФ "Неправомерные действия при банкротстве")
Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.
Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Таким образом, кроме того, что сделки, направленные на предпочтительное удовлетворение требований кредиторов, будут признаны недействительными, при причинении крупного ущерба другим кредиторам возникнут основания еще и для уголовной ответственности.
Отстранения от должности руководителя предприятия на этапах процедуры банкротства (ст. 69 федерального закона от 26.10.2002 № 127-фз "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 278 Трудового кодекса РФ)
В случае нарушений руководителем предприятия - должника требований федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд отстраняет его от должности по ходатайству временного управляющего.
Чего не следует бояться при банкротстве
Самого банкротства
Если предприятие дошло до той стадии, что в наличии имеются все признаки банкротства, то бояться уже нечего. Поэтому следует вооружиться всеми необходимыми знаниями об этой процедуре и использовать все свои права и возможности (которые тоже, оказывается, есть у банкрота!), а при наличии и финансовые возможности собственника.
Какие возможности следует использовать
Работа с собранием кредиторов
В компетенции общего собрания кредиторов находятся все наиболее судьбоносные для предприятия вопросы. Если есть возможность достигнуть подписания мирового соглашения, ее необходимо использовать.
Погашение задолженности третьим лицом
Как уже упоминалось выше, очень могут помочь финансовые средства собственника имущества предприятия (или иного третьего лица).
Своевременное выявление признаков надвигающегося банкротства
Чем раньше руководитель предприятия опознает надвигающиеся признаки финансовой несостоятельности, тем больше вероятность благоприятного выхода из этого состояния.
Таким образом, главная задача как руководителя, так и собственника унитарного предприятия - умение вовремя различить признаки надвигающегося кризиса. Для этого необходимо первое - информация (о состоянии финансов на предприятии и причинах убыточности производства, о внешней среде предприятия и т.п.). Второе - знания (бизнес-образование будет отнюдь не лишним, но в отсутствии такового можно постоянно заниматься самообразованием, а также использовать людей, имеющие знания об управлении предприятием, правовые, финансовые и прочие необходимые знания). Третье - внутреннее понимание объема своей ответственности и принятие необходимости постоянно развиваться как на личностном уровне, так и на уровне всего предприятия.
Приватизация унитарных предприятий в условиях естественных монополий
Актуальность приватизации предприятий ЖКХ сейчас обусловлена рядом объективных факторов. В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") начаты процессы разграничения государственного и муниципального имущества. Подготовлен федеральный законопроект "О государственном и муниципальном имуществе", согласно которому в публичной собственности должно находиться только то имущество, которое "по своему функциональному назначению необходимо для осуществления соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями возложенных на них федеральными законами исключительных публичных полномочий". При этом федеральные и региональные власти будут отстранены от владения коммерческими предприятиями. Законопроект содержит четкое указание на то, что публичная собственность может находиться либо непосредственно в казне, либо должна быть закреплена на праве оперативного управления. Все предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, будут либо акционированы, либо преобразованы в казенные предприятия, либо ликвидированы.
Габрусь Н.В., Сандалова Н.В.
Консалтинговая группа "ЛЕКС"
"Коммунальный комплекс России" № 2, февраль, 2005
Учитывая то, что большинство предприятий жилищно-коммунального комплекса осуществляют свою деятельность в условиях естественных монополий, в процессе их приватизации необходимо учитывать ряд особенностей.
Что можно приватизировать, а что нельзя?
Согласно ч.1 ст. 30 (Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") не могут быть приватизированы используемые по назначению:
- жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;
- объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Закон о приватизации запрещает отчуждение указанных объектов только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. В то же время не исключена возможность последующей приватизации данного имущества, например, путем его внесения в качестве вклада в уставный капитал какого-либо юридического лица.
Наиболее важным вопросом применительно к приватизации объектов коммунально-бытовой сферы является, безусловно, определение конкретного имущества, приватизация которого запрещена.
Жилищный фонд и объекты его инфраструктуры
Если идентификация жилищного фонда не вызывает вопросов, то понятие "объектов его инфраструктуры" требует конкретизации. Объектами инфраструктуры жилищного фонда принято считать внутридомовые инженерные сети. Граница внутридомовых сетей определяется в актах разграничения балансовой принадлежности с эксплуатирующими организациями. Если все сети жилого дома и эксплуатирующей организации принадлежат муниципалитету, то граница сетей определяется, как правило, по границе эксплуатационной ответственности.
Объекты энергетики
В действующем законодательстве отсутствует понятие "энергетика", однако Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" содержит определение "объекты электроэнергетики". Ими являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное оборудование, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии).
В соответствии с различными формами движения материи, существуют различные формы энергии, в том числе тепловая, электрическая и атомная. Таким образом, применяя принцип аналогии и учитывая различные виды энергии, используемые в ЖКХ, к объектам энергетики следует относить имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи и сбыта соответствующего вида энергии, оперативно-диспетчерского управления в электро- и теплоэнергетике, в том числе объекты сетевого хозяйства, предназначенные для обеспечения связей и осуществления передачи энергии. В состав названных имущественных комплексов могут входить разнородные объекты, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению и рассматриваемые как одна вещь (ст. 134 ГК РФ - сложная вещь).
Следует отметить, что в законодательстве не упомянуты объекты водопроводно-канализационного хозяйства. При системном анализе нормативно-правовых актов следует вывод об ограничении приватизации данных объектов. В частности, Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. К таким сведениям относятся сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 000 человек и (или) расположение головных сооружений водопровода их питающих. Однако прямой запрет на приватизацию не установлен. Таким образом, данный вопрос оставлен на усмотрение собственника - органа местного самоуправления.
Приватизация предприятий - монополистов
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий в том числе относит:
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии.
К субъектам естественных монополий следует относить предприятия - монополисты, включенные в реестр субъектов естественных монополий, а также иные организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в вышеназванных сферах.
Особенности приватизации данных предприятий связаны с наличием в составе их имущественных комплексов объектов, не подлежащих приватизации. Таким образом, в результате приватизации претерпевает изменения лишь организационно-правовая форма, а форма собственности на имущественный комплекс не меняется.
Исключение составляют предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, которые к объектам естественных монополий не отнесены. Однако по внешним признакам состояние рынка водно-канализационного хозяйства имеет сходство с монопольным, при котором рынок эффективнее работает в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства.
При приватизации конкретного предприятия, в том числе и предприятия жилищно-коммунальной отрасли, являющегося локальной монополией, учитываются особенности его нынешнего состояния, финансовое положение, наличие задолженностей и т. п. Необходимо решить, какая из целей приватизации для него наиболее актуальна в данный момент:
привлечение инвестиций,
реконструкция,
новые методы управления,
освоение нового оборудования и технологий для выпуска более качественной продукции,
выход на новые рынки.
Подготовка имущества к приватизации
До подачи заявки на приватизацию предприятия или до утверждения ежегодной программы приватизации муниципального имущества объект возможной приватизации следует подвергнуть всестороннему анализу. Это касается не только технической стороны дела, но и юридической. Практика показывает, что зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты ЖКХ, либо на рассмотрении суда находятся дела об оспаривании прав на данное имущество.
Для этого, в первую очередь необходимо:
- провести инвентаризацию всего имущества предприятия, в том числе сетевого хозяйства;
- зарегистрировать право собственности /хозяйственного ведения/ иные права на объекты, в отношении которых указанная регистрация не была осуществлена;
- определить, какое имущество сможет в последующем войти в состав приватизируемого, а какое не будет приватизировано и перейдет собственнику.
Особенностью организаций жилищно-коммунального комплекса является наличие в составе имущества основных фондов, которые можно разделить на три основные группы:
- Инженерная инфраструктура (сети, головные сооружения, оборудование, используемое в процессе производства услуг). Указанные объекты, как правило, остаются у собственника и не подлежат приватизации. Данное имущество может быть передано собственником другим лицам по гражданско-правовым договорам в пользование.
- Фонды, обеспечивающие обслуживание инженерной инфраструктуры (производственные базы, ремонтные мастерские, склады, машины, гаражи, оборудование и др.). Указанные объекты могут быть переданы собственником в уставные капиталы вновь создаваемых акционерных обществ.
- Вспомогательные фонды (оборудование для прочистки трубопроводов, ремонта сетей, антикоррозионной защиты, участки телемеханизации и т.д. для локальных работ и услуг). Имущество может быть приватизировано любым способом.
В соответствующие разделы плана приватизации, а в последующем и передаточного акта вносятся обременения, связанные с использованием объектов коммунально-бытового назначения с предоставлением прав пользования приватизированным имуществом третьим лицам (публичные сервитуты: проходы, проезды, лестницы, инженерные коммуникации).
Техническая необходимость приватизации
При определении целей приватизации необходимо проанализировать техническое состояние инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса России, конкретного региона и конкретного предприятия. По данным Департамента ЖКХ Администрации Тюменской области (Информационный бюллетень по итогам социально-экономического развития жилищно-коммунального комплекса Тюменской области (без округов) за 2003 год) состояние инженерной инфраструктуры по югу области выглядит следующим образом:
№
п/п Наименование Ед. изм. Кол-во % износа 1 Котельные Шт. 1355 51,8 2 Коммунальные сети:
- водопроводные
- канализационные
- тепловые (в 2-х трубном исполнении)
- электрические Км.
4305
1097
2143
4344,5
60
60
41,6
42,5 3 Насосные станции:
- водопроводные
- канализационные
- тепловые Ед.
1198
112
150
55
65
43,6 4 Очистные сооружения:
- водопровода
- канализации Ед.
26
19
71
60 5 Центральные тепловые пункты Ед. 902 41,6 6 Трансформаторные подстанции Ед. 2148 56,4 Таким образом, вложение инвестиций в основной капитал, строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря более чем необходимо в настоящее время.
Приватизация предприятия-монополиста, оказывающего жилищно-коммунальные услуги, не приведет к демонополизации рынка услуг, поскольку сам по себе переход от муниципальной формы предприятия к частной не ликвидирует особенностей технологического производства услуг (условий естественной монополии). Однако данный переход способен повысить заинтересованность руководителей организаций в положительном финансовом результате своей деятельности, что повлечет за собой цепочку положительных изменений как для монополиста, так и, возможно, для потребителей.
Надо ли приватизировать Водоканал?
Действующие нормативно-правовые акты о приватизации государственного и муниципального имущества не предусматривают запрета на приватизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Как к этому следует относиться в нынешних условиях роста числа приватизируемых государственных и муниципальных объектов?
Наталья Сандалова,
Консалтинговая группа "Лекс"
УРФО, 2005
Действительно, статья 30 федерального закона № 178-фз от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" к объектам коммунально-бытового назначения, используемых по назначению и запрещенных к приватизации, относит только жилищный фонд и объекты его инфраструктуры, а также объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Под объектами энергетики, применяемыми в ЖКХ, принято понимать объекты тепло- и электроэнергетики, непосредственно производящие и передающие энергию, а также соответствующее сетевое хозяйство. Следовательно, объекты водопроводно-канализационного хозяйства в данном списке не обозначены.
Еще хуже обстоят дела с отчуждением имущества водопроводно-канализационного хозяйства при процедуре банкротства. Среди сфер деятельности, регулируемых федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-фз "О естественных монополиях", не обозначены услуги водоснабжения и водоотведения. По закону к естественным монополиям относятся только РАО "ЕЭС России", "Газпром", ОАО "Российские железные дороги", предприятия трубопроводного транспорта и связи. Следовательно, применение федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части главы "Банкротство субъектов естественных монополий"1, а тем более, федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" к предприятиям ВКХ не является обоснованным.
Почему это является принципиальным? Потому что для имущества субъектов естественных монополий предусмотрен ряд защитных механизмов при реализации на конкурсе в результате банкротства. Например, обязательными условиями участия в конкурсе являются согласие покупателя принять на себя обязательства организации - должника по договору энергоснабжения и др., а также обеспечение сохранения единого производственно - технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением. Кроме того, на этапе подачи в суд заявления о банкротстве для естественных монополистов предусмотрен больший размер накопившихся обязательств перед кредиторами (500, а не 100 тыс. рублей) и больший период неисполнения обязательств (шесть, а не три месяца).
Единственным способом защиты имущественных комплексов ВКХ является отнесение их к системам жизнеобеспечения. В этом случае согласно статьям 110, 132 закона "О несостоятельности (банкротстве)" объекты ВКХ не включаются в общую конкурсную массу, а продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 названного федерального закона. Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Цена продажи определяется независимым оценщиком. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем объектов ВКХ соглашение об исполнении условий конкурса. Не проданные в таком порядке объекты ВКХ подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования.
Теперь давайте разберемся, действительно ли необходимо избегать приватизации (или иного перехода в частную собственность) водопроводно-канализационного хозяйства или при определенных условиях это допустимо и даже эффективно.
Для начала выделим аргументы, говорящие в пользу приватизации объектов ВКХ:
1. Отсутствие прямого запрета на приватизацию данных объектов в действующем федеральном законодательстве
2. Историческое толкование ранее действующих нормативно-правовых актов2 говорит о том, что приватизация объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, могла осуществляться и ранее по решению соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с местными программами приватизации.
3. Мировой и российский практический опыт приватизации объектов ВКХ говорит о такой возможности.
В частности, выделяют английскую и французскую модели передачи водоканалов частным компаниям. Во французском варианте муниципалитет оставляет за собой право собственности на весь имущественно-хозяйственный комплекс водоснабжения и допускает частных операторов в этот сектор либо на условиях совместного владения, либо через контракты. В английской модели частный оператор полностью или частично выкупает в собственность инфраструктурные активы и финансирует их развитие за счет собственных средств. В течение последних 10 лет в России нашли применение как английская, так и французская модели.
Английская модель в российской практике заключается в акционировании и приватизации предприятий ВКХ. Целью акционирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства является привлечение частных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры города. На сегодняшний день акционированы предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Новокузнецка, Кемерово, Анджеро-Суджинска, Волхова, Барнаула, Ишима и др. В большинстве случаев контрольный пакет акций пока остался у местных властей, а в Новокузнецке Водоканал является частным уже более 10 лет. Положительный пример акционирования предприятий ВКХ имеется и в г. Нижнекамске.
Аргументами против приватизации объектов ВКХ являются:
1. Вновь мировой и российский опыт
В большинстве развитых стран частные компании в секторе ВКХ представлены не слишком широко, в основном, это муниципальные структуры. По мнению финских специалистов, в России часто путают два разных понятия - акционирование и приватизация. Акционирование подразумевает разделение деятельности Водоканала и муниципалитета, а приватизация - продажу основных фондов предприятия в частные руки. Предприятия ВКХ, по мнению финской стороны, должны быть собственностью муниципалитетов.
С учетом того, что водоснабжение в мире является коммерчески выгодным делом, полная приватизация водоснабжающих предприятий России, на их взгляд, представляется ошибочной.
2. Нормативно-правовые акты, устанавливающие полномочия государственных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, оставляют в их ведении и/или финансировании системы жизнеобеспечения соответствующих территорий. Таким образом, есть основания для формирования государственной или муниципальной собственности или смешанной (частно-государственной / частно-муниципальной) собственности на объекты водоснабжения и водоотведения. В то же время здесь идет речь скорее о централизованных системах, а не вообще обо всех системах ВКХ.
3. Согласно Указу Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 03.03.2005) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тыс. человек, и (или) расположение головных сооружений водопровода и водовода, их питающих.
Таким образом, не являются сведениями, отнесенными к государственной тайне, городские водопроводные и канализационные сети, схемы водоснабжения населенных пунктов с населением 300 тыс. чел. и менее, а также альтернативные (в т.ч. автономные) системы водоснабжения.
Ситуация, складывающаяся вокруг объектов ВКХ, конечно, объясняется большей степенью монополизации услуг по водоснабжению и водоотведению в сравнении с другими локальными монополиями. Например, практически можно отказаться от централизованного теплоснабжения в пользу автономных источников тепловой энергии, работающих на газе, а в случае значительных затрат по газификации при строительстве жилых домов можно перейти на использование электрической энергии. В то же время децентрализованные (автономные) системы водоснабжения слабо развиты, а альтернативы водоотведению практически нет. Сети водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой стоимостью, быстрым износом в процессе эксплуатации, а следовательно, строительство автономных систем водоснабжения и, главное, водоотведения в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Это дает монополистам в сфере водоснабжения и водоотведения возможность диктовать свои условия и делает рынок услуг не конкурентоспособным.
Для построения схем управления системами водоснабжения и водоотведения для различных категорий городов могут быть проанализированы различные варианты, в том числе:
- модель централизованного управления;
- модель акционерного управления;
- концессионные, лизинговые, трастовые и другие модели управления.
Однако, очевидно одно: собственник объектов ВКХ должен осознавать всю полноту своей ответственности за качественное управление этими объектами и поддержание их в надлежащем состоянии, поскольку они являются одной из подсистем жизнеобеспечения населения.
Прочее
О правах собственности на помещения в новых многоквартирных домах
Дмитрий Гордеев
Журнал "Имущественные отношения в РФ"
15.11.2005
Когда застройщик возводит многоквартирный дом, то как объект строительства он принадлежит застройщику, поскольку он или строит его самостоятельно, или принимает его по окончании строительства от привлеченного подрядчика. Далее в результате работы по договору (долевого участия либо строительного подряда) застройщик передает квартиры в построенном доме потребителю, и первичное право собственности возникает у того, кто заказывал строительство конкретной квартиры. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон о долевом строительстве), застройщик по заданию участника долевого строительства на основании договора за плату строит объект недвижимости и передает результат работы (в виде конкретного помещения) участнику долевого строительства. Затем участник долевого строительства представляет в подразделение Федеральной регистрационной службы необходимые документы: передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства, а застройщик - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Право собственности на конкретное жилое (или нежилое, так как дольщики могут быть разными) помещение возникает у дольщика только после получения свидетельства о праве собственности. Таким образом, неправильным было бы говорить о передаче права собственности застройщиком дольщику.
В этой ситуации также невозможно говорить о приватизации. Приватизация имеет место только в том случае, когда нечто находится в государственной собственности, а потом становится частной (приватной) собственностью. С целью прояснения этих вопросов одновременно с принятием закона о долевом строительстве были внесены поправки и в статью 122 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации прав). Как в законе о долевом строительстве, так и в законе о регистрации прав содержатся перечни документов, которые застройщики должны представлять на начальном этапе строительства, а дольщики - при регистрации прав. Единообразный подход территориальных органов Федеральной регистрационной службы при проведении государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве, прав собственности и уступки прав, залога объектов недвижимого имущества в связи с долевым строительством обеспечит Инструкция, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 9 июня 2005 года № 82, в основном предназначенная для работников регистрирующих органов. Многие положения этого документа не представляют интереса для широких слоев застройщиков и заказчиков, однако важно то, что в Инструкции четко определены перечни документов (не так общо как в законах) и указаны конкретные требования к ним.
Возможность регистрации жилого дома как объекта недвижимости в случае, если застройщик (подрядчик) не передал по окончании строительства все квартиры дольщикам (заказчикам)
Представляется не совсем правильным ставить вопрос о регистрации права собственности на весь дом. Конечно, теоретически возможна ситуация, когда многоквартирный дом строит и приобретает в этом доме абсолютно все помещения (и жилые, и нежилые) одно физическое лицо или одна организация. Тогда в регистрационной палате права собственности на все индивидуально определенные помещения должны быть зарегистрированы только на этого человека или организацию. В доме есть помещения, которые предназначены для индивидуального использования: жилые (квартиры) и нежилые (например магазин), а есть помещения общего пользования - лестничные клетки, колясочные, технические подвалы, чердаки. Именно индивидуально определенные помещения будут зарегистрированы на одно лицо, и на них же будет оформлено право собственности этого лица, а вот право собственности на весь дом регистрироваться не будет, потому что объектами индивидуальных прав (объектами отчуждения) являются только индивидуально определенные помещения. Например, если собственник всех помещений в доме решит продать часть квартир, тогда в государственный реестр не надо будет вносить какие-либо учетные изменения, касающиеся объектов недвижимого имущества как предметов сделок, а надо будет в отношении каких-то определенных квартир изменить лишь сведения о титульном владельце. Иными словами, если до момента сделки владельцем всех помещений в доме был, условно говоря, Иванов, то после совершения купли-продажи у Иванова останется 90 процентов квартир, а у 10 процентов квартир появятся новые собственники (Петров, Сидоров, Васильев и т. д.). Регистрационный учет будет вестись в отношении индивидуально определенных объектов недвижимости, которыми являются жилые помещения.
Непростая юридическая ситуация может сложиться, если некоторые собственники зарегистрируют свои права на какую-то часть жилых или нежилых помещений и получат свидетельства о праве собственности, а застройщик не передаст оставшиеся помещения и не оформит право собственности на себя. Это может произойти в том случае, если застройщик выполнил свое обязательство и построил объект недвижимости, а отдельные дольщики не выполнили свои обязательства по полной оплате объекта. Естественно, таким дольщикам застройщик не будет передавать построенные для них объекты. С юридической точки зрения такие помещения не могут считаться индивидуально определенными объектами недвижимости и будут иметь неопределенный юридически статус, и застройщик как владелец объектов строительства не может осуществлять с ними какие-либо операции, пока они не приобретут статус объекта недвижимости. Когда у застройщика возникнет необходимость совершить какую-либо сделку, он будет вынужден или зарегистрировать свое право собственности, или передать объект долевого строительства дольщику. Таким образом, на последнем этапе, когда дом уже фактически построен, и часть собственников уже зарегистрировала свои права, придет некий дольщик, на начальной стадии не участвовавший в финансировании строительства, внесет необходимые средства, и застройщик передаст ему построенный объект. Причем помещения в построенном доме еще не считаются квартирами, так как квартирой помещение называется только после его регистрации и появления соответствующей учетной записи, то есть после того, как новый дольщик зарегистрирует свои права собственности на эти еще не имеющие хозяев жилые помещения. До наступления этого момента дом в какой-то мере можно назвать незавершенным строительным или строящимся объектом.
Законодательное определение термина "возводимый или строящийся (создаваемый) объект"
Иногда по каким-то причинам строительство прекращается, договор подряда расторгается, то есть тот субъект, который оплачивал стоимость работ, строительных материалов и т. п. решает это имущество кому-то продать. В этом случае осуществляется описание незавершенного строительного объекта. В реестре прав появляется запись о том, на каком этапе остановлено строительство (сколько этажей построено и т. д.). Согласно статье 25 закона о регистрации прав такой объект будет называться незавершенным строительным объектом. Объект, строительство которого закончено, будет называться построенным многоквартирным домом после его государственного технического учета и государственной регистрации прав собственности на две и более квартиры. Многоквартирный дом юридически "возникает" именно в момент государственной регистрации права дольщика собственности на вторую квартиру в этом доме. Хотя в настоящее время не существует такого легитимного определения как "многоквартирный дом", исходя из смысла этого термина принято считать, что это дом, в котором находятся две или более квартир. В статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) дается определение жилого помещения. В статье 16 ЖК РФ под понятием "жилой дом" понимается индивидуально определенный дом, где нет квартир, а есть комнаты и подсобные помещения. В этой же статье определено и понятие "квартира" - жилое помещение, состоящее из комнат и подсобных помещений, которые имеют выходы в места общего пользования (например на лестницу). Таким образом, в статье 16 ЖК РФ через понятие "квартира" определяется понятие "многоквартирный дом".
Управление многоквартирным домом, право собственности на часть помещений в котором зарегистрировано, а на оставшуюся часть нет
Многоквартирный дом, право собственности, например, на 90 процентов квартир которого уже зарегистрировано, а на 10 процентов квартир нет, безусловно, должен управляться и обслуживаться, то есть должны заключаться договоры на его содержание и предоставление коммунальных услуг. Законодательством предусмотрены положения об управлении только полностью сформированным объектом, в котором 100 процентов помещений имеют своих собственников. Специального регулирования процесса управления многоквартирным домом, в котором не оформлены права собственности на часть квартир (на время переходного этапа, пока не оформлены права собственности на часть квартир), законодательством не предусмотрено. Но если 90 процентов квартир уже имеют своих собственников, то они сами могут принимать решения. Статьей 161 ЖК РФ предусмотрена возможность управления многоквартирными домами тремя способами:
1) непосредственное управление самими собственниками, когда не создается товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищный кооператив и не привлекается управляющая организация;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Для принятия общим собранием собственников помещений решения о выборе способа управления многоквартирным домом необходимо простое большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома имеет кворум, если в нем участвуют собственники помещений, обладающие более чем 50 процентами голосов от их общего числа (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). При отсутствии кворума для того, чтобы годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме состоялось, должно быть проведено повторное общее собрание собственников. На общем собрании каждый собственник помещения обладает количеством голосов, пропорциональным его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ), поэтому в идеальном случае решение о выборе способа управления домом при единогласном голосовании могут принимать собственники помещений, обладающие более чем 51 процентом долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для сравнения: принятие решения о проведении ремонта многоквартирного дома принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом (п. 1 ч. 2 ст. 161, ст. 164 ЖК РФ) общим собранием собственников жилья решаются такие вопросы, как: с какими организациями заключать договоры на содержание и ремонт дома, предоставление коммунальных услуг, кого нанимать для вывоза мусора и т. д. Затем заключаются договоры с организациями (может быть, одной организацией), одна из которых будет, например, обслуживать инженерные сети, другая - заниматься ремонтом крыш, третья - вывозом мусора и т. п. Подобные договоры имеют двусторонний характер: с одной стороны, они подписываются всеми или большинством собственников (на данный момент) помещений, а с другой - представителями соответствующих организаций (ст. 164 ЖК РФ). При этом каждый из подписавшихся собственников квартир должен иметь свой экземпляр договора.
Что касается коммунальных услуг, то ЖК РФ предусматривает для этого способа управления несколько иную схему отношений. Договор на предоставление коммунальных услуг заключает каждый собственник в отдельности. В этом случае так же заключается 2-сторонний договор, но он будет подписываться, с одной стороны, например представителем водоканала, а с другой - одним из собственников помещения жилого или нежилого фонда. Если это муниципальное помещение, то как собственник и сторона договора выступит муниципалитет, если помещение находится в частной собственности физического лица, то - физическое лицо, если организации, то - организация.
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет процедуру отношений и для других способов управления. При выборе способа управления управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ) все услуги по содержанию, работы по ремонту и коммунальные услуги выполняются и предоставляются только одной управляющей организацией (ст. 162 ЖК РФ). При выборе способа управления уже существующим многоквартирным домом товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ) за содержание и ремонт многоквартирного дома отвечает ТСЖ (кооператив), причем как перед членами ТСЖ (кооператива), так и перед лицами, не являющимися их членами (части 5 и 6 статьи 155ЖКРФ).
Бремя же содержания помещений, которые еще не переданы дольщикам (в нашем примере - 10 процентов), остается лежать на застройщике, несмотря на то, что его права как владельца помещений не зафиксированы. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и законом о долевом строительстве установлено, кто и в какой момент несет риски. После подписания акта передачи все риски содержания переходят к дольщику. Согласно части 6 статьи 4 закона о долевом строительстве риск случайной гибели или случайного повреждения объекта долевого строительства до его передачи участнику долевого строительства несет застройщик. При отношениях строительного подряда риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик (п. 1 ст. 741 ГК РФ).
Помимо этого, для управления вновь построенным домом ЖК РФ также допускает возможность создания товариществ собственников жилья еще до фактического появления самих собственников. В этом случае ТСЖ создают будущие собственники помещений, то есть именно те дольщики, которые финансируют строительство (ст. 139 ЖК РФ). Решение о создании ТСЖ в строящемся многоквартирном доме должно приниматься на общем собрании будущих собственников, которое проводится в общем порядке, установленном для собрания собственников помещений. Это очень перспективный вариант управления, так как дает возможность создать организацию, имеющую правление и председателя, который будет выражать интересы собственников. Самое важное то, что такая организация будет участвовать в приемке дома, фиксировать недостатки, вести работу по их устранению и т. д. По мере регистрации прав собственности на жилые помещения члены товарищества будут приобретать статус собственников помещений, и все вопросы, связанные с управлением дома, организацией его содержания, коммунального обслуживания, будет решать товарищество собственников жилья. В перспективе ТСЖ будет заключать договоры с выбранными им организациями относительно содержания, ремонта дома и коммунального обслуживания, в число которых теоретически может войти и застройщик, если для товарищества предложенные им условия окажутся выгодными. Товарищество может заключить договор управления с управляющей организацией. В этом случае обязательственные отношения возникнут между управляющей организацией и ТСЖ, а собственники, независимо от членства в товариществе, будут иметь отношения с ТСЖ (соответственно членские или договорные).
Надо учитывать важное новое положение ЖК РФ, устанавливающее момент возникновения обязанности собственника жилого помещения в многоквартирном доме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со статьей 153 ЖК РФ такая обязанность возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Причем у любого собственника: гражданина, организации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации. До заселения жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расходы на их содержание и коммунальные услуги несут ее ответствующие органы государственно власти и органы местного самоуправления или лица, которым указанные органы пере дали на это право. Для собственников речь идет об оплате содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома. Такое имущество возникает только после появления нескольких собственников помещений в многоквартирном доме.
Из этого положения следует, что сложившаяся практика вменения приобретателям квартиры обязанности оплачивать содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или с момента передачи квартиры по акту, или вручения ключей не соответствует положению статьи 153 ЖК РФ. В общем случае все подобные расходы должны нести застройщики за счет средств, выделенных на строительство объекта недвижимости.
Если после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию управление его содержанием осуществляет ТСЖ, то его взаимоотношения застройщиком могут складываться непросто. Возможно, застройщик откажется заключить договор с ТСЖ в качестве заказчика (потребителя) и не будет оплачивать расходы на содержание многоквартирного дома (обслуживание лифта, вывоз бытовых отходов и т. п.). Поскольку главное для застройщика - построить квартиры, передать их и приступать к строительству нового объекта, скорее всего, он не будет вступать в товарищество, хотя такой вариант не исключен в случае, если он хочет влиять на принятие решений или намеревается приобрести право собственности на часть квартир. Если застройщик не стал членом товарищества, то по возмездному договору он должен будет вносить средства на отопление и освещение своих (не переданных) общих помещений, а члены товариществ будут платить взносы. В любом случае застройщик вправе предложить дольщика урегулировать в договоре вопросы распре деления расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Расходов на ремонт дома в принципе быть не должно, разве что застройщик построит некачественный объект, а при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию этот факт по каким-то причинам не будет выявлен.
Налогообложение предприятия и физических лиц при переходе имущества по договорам дарения и продажи по льготной цене
В настоящее время продажа квартир не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). Такая норма содержится в пакете законодательных актов, призванных содействовать созданию рынка доступного жилья. Согласно новым подпунктам 22 и 23 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года № 109-ФЗ с 1 января 2005 года не подлежат обложению НДС операции по реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Эти нормы распространяются как на граждан, так и на организации.
Что касается дарения, то 1 июля 2005 года принят Федеральный закон № 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", который с 1 января 2006 года предусматривает освобождение от налогообложения объектов дарения близким родственникам. В соответствии с этим законом в пункт 181 статьи 217 НК РФ вносятся изменения, согласно которым освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами). Этим же законом признаны утратившими силу Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 года № 2020-I "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" и другие законодательные акты.
На наш взгляд, это очень разумные шаги, так как ранее люди были вынуждены придумывать разнообразные схемы ухода от налогов, чтобы вступить в права наследования или стать собственником квартиры, передаваемой им по договору дарения. Во многих случаях суммы налогов становились непреодолимым препятствием к приобретению прав собственности. Благодаря изменениям в законодательстве родственники сами смогут выбирать, какой вариант решения жилищной проблемы их устраивает больше: через наследование или дарение недвижимого имущества. Например, родители, имеющие двух взрослых детей, хотят, чтобы принадлежащая им квартира отошла одному из детей. Если квартира будет подарена ему при жизни родителей, то она выбывает из наследуемой массы, и второй ребенок уже не сможет претендовать на эту квартиру. Если же будет написано завещание, и в нем будет указано, что наследует квартиру именно первый ребенок, то второй ребенок может оспорить завещание, поставив вопрос о дееспособности родителей на момент составления завещания или заявить права на обязательную долю наследства, например, как инвалид. Таким образом, истинная воля родителей будет искажена. Имея возможность выбора, люди смогут свободнее принимать выгодное для них решение.
Надо иметь в виду, что новые собственники жилых домов и квартир после перехода к ним права собственности станут плательщиками налога на имущество физических лиц. Кроме того, при наличии задолженности по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, она погашается в пределах стоимости наследственного имущества (пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ), то есть наследником.
Передача дома и регистрация права собственности
В буквальном смысле слова "передача" дома не осуществляется. Большим заблуждением является то, что после завершения строительства дом надо обязательно "передавать на баланс". Это последствия порочной практики социалистического порядка управления "жилищным фондом". Как известно, ранее все многоквартирные дома, за исключением домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов, являлись государственной собственностью и составляли "государственный жилищный фонд". В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РСФСР "находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера". Позднее "государственный жилищный фонд" был передан в муниципальную собственность и стал "муниципальным жилищным фондом". При этом многоквартирные дома "числились на балансе" государственных и муниципальных предприятий и учреждений как переданные им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. После начала приватизации и "выбытия" квартир из публичной собственности соответствующие бухгалтерские проводки, за редким исключением, не делались. И многоквартирные дома продолжали "висеть" на балансе государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как ни странно, такая ситуация существует в отдельных муниципалитетах по сей день. Новые дома по договоренности застройщиков с органами местного самоуправления передаются "на баланс" муниципальных управляющих организаций, а последние привлекают в качестве подрядчиков аффилированные с застройщиком организации. Для управления многоквартирным домом "передачи на баланс" не требуется. Речь должна идти о предоставлении услуг по управлению и содержанию, а также о выполнении работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании возмездного договора управления (ст. 162 ЖК РФ). При этом допустимо понимание "передачи" многоквартирного дома как описания состава общего имущества (для установления взаимных обязательств) и фиксации его технического состояния (для определения результатов деятельности по управлению).
На самом деле от застройщика дольщику передается право на конкретный объект, конкретное построенное помещение, в результате которого у собственника помещения возникает право на долю в общем имуществе в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ). Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 289 ГК РФ право на долю в общем имуществе в многоквартирном доме возникает только у собственника жилого помещения, а собственники нежилых помещений таким правом формально не обладали. Другими словами, принимая квартиру, любой участник долевого строительства должен принимать не только помещение, в котором он будет проживать или использовать для иных допускаемых законодательством целей (например для сдачи внаем гражданам, торговли, бытового обслуживания потребителей), но фактически и весь дом. Он имеет право обследовать состояние всех подъездов, крыши, фундамента, лифтов, потому что в каждой составной части дома он имеет свою долю, которая легко вычисляется путем деления площади конкретного принадлежащего ему помещения на площадь всех индивидуальных помещений. Если, например, площадь квартиры владельца составляет, условно говоря, 1 процент от общей площади всех индивидуально определенных помещений многоквартирного дома (то есть за исключением помещений общего пользования, относящихся к общему имуществу), то это значит, что в каждом элементе общего пользования дома 1 процент принадлежит владельцу конкретной квартиры. Таким образом, даже стена квартиры, находящейся в другом подъезде, на 1 процент также находится в общей долевой собственности владельца конкретной квартиры. Поэтому владельцу следует проверять состояние ("принимать") всех элементов дома. Однако многие люди не понимают, насколько это важно, и заботятся только о том, чтобы именно их квартира была хорошо отделана и лишь впоследствии, когда начинается период эксплуатации, а застройщик уходит, начинают замечать существенные недоделки. Какой бы добросовестной и профессиональной ни была комиссия, она не будет осматривать каждый элемент здания так дотошно, как собственники помещения, поэтому есть смысл создавать ТСЖ, привлекать добросовестных и грамотных экспертов для определения качества строительства. Чем больше требований к застройщику сформулируют эксперты, чем больше шансов, что эти требования будут выполнены застройщиком, тем лучше будет качество дома и тем надежнее и дешевле он будет в эксплуатации.
Регистрация права собственности осуществляется добровольно каждым дольщиком. К сожалению, российским законодательством не установлена обязанность регистрировать право собственности. Например, если человек по акту приема-передачи получил построенное помещение, то он имеет право зарегистрировать свои права в едином государственном реестре прав (ЕГРП), но в принципе он может и не делать этого. В таком случае гражданин ограничит свои возможности распоряжения принадлежащим ему имуществом, но заставить его зарегистрировать права фактически невозможно, хотя это может привести ко многим негативным последствиям для других собственников и управляющей организации. В частности, в соответствии со статьей 153 ЖК РФ владелец, не оформивший права собственности из-за нежелания или по причине постоянного проживания в другом населенном пункте, не обязан оплачивать содержание и ремонт жилья. Мы уже говорили, что эта обязанность возникает лишь с момента возникновения права собственности. Может возникнуть и следующая коллизия - в распоряжении гражданина имеется квартира, он ее отремонтировал, живет в ней, ходит по лестнице, пользуется лифтом, мусоропроводом, но обязанности оплачивать содержание дома не возникло, поскольку им не произведена регистрация права собственности. Конечно, добросовестные граждане осуществляют такую регистрацию, поскольку они заинтересованы в закреплении своих прав.
Если лицо, не оформив права и не став собственником, не будет вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, но будет пользоваться жилой площадью, энерго-, водоснабжением и остальными элементами дома, то это фактически будет неосновательным обогащением за счет других лиц, потому что, если, например, 70 процентов жильцов дома платят за обслуживание лифтов, то, значит, 30 процентов жильцов пользуются им бесплатно. Обязательства вследствие неосновательного обогащения урегулированы главой 60 ГК РФ. Потерпевшими от таких действий могут быть и добросовестные собственники помещений в доме (если управляющая организация будет вынуждена снизить перечни, объемы и качество своих услуг и работ из-за недостаточного финансирования), и управляющая организация (если она будет полностью выполнять свои обязательства перед добросовестными собственниками помещений при недофинансировании). Приобретатель - лицо, которое без законных оснований сберегло имущество (денежные средства) за счет других лиц (потерпевших), обязан возвратить последним неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При этом ГК РФ не связывает отнесение лица к категории "приобретателя" с наличием у него права собственности на помещение в многоквартирном доме. В случае невыполнения этой обязанности потерпевшим надо обращаться в суд с требованием о взыскании с приобретателя необходимых средств.
Когда застройщик возводит многоквартирный дом, то как объект строительства он принадлежит застройщику, поскольку он или строит его самостоятельно, или принимает его по окончании строительства от привлеченного подрядчика. Далее в результате работы по договору (долевого участия либо строительного подряда) застройщик передает квартиры в построенном доме потребителю, и первичное право собственности возникает у того, кто заказывал строительство конкретной квартиры. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон о долевом строительстве), застройщик по заданию участника долевого строительства на основании договора за плату строит объект недвижимости и передает результат работы (в виде конкретного помещения) участнику долевого строительства. Затем участник долевого строительства представляет в подразделение Федеральной регистрационной службы необходимые документы: передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства, а застройщик - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Право собственности на конкретное жилое (или нежилое, так как дольщики могут быть разными) помещение возникает у дольщика только после получения свидетельства о праве собственности. Таким образом, неправильным было бы говорить о передаче права собственности застройщиком дольщику.
В этой ситуации также невозможно говорить о приватизации. Приватизация имеет место только в том случае, когда нечто находится в государственной собственности, а потом становится частной (приватной) собственностью. С целью прояснения этих вопросов одновременно с принятием закона о долевом строительстве были внесены поправки и в статью 122 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о регистрации прав). Как в законе о долевом строительстве, так и в законе о регистрации прав содержатся перечни документов, которые застройщики должны представлять на начальном этапе строительства, а дольщики - при регистрации прав. Единообразный подход территориальных органов Федеральной регистрационной службы при проведении государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве, прав собственности и уступки прав, залога объектов недвижимого имущества в связи с долевым строительством обеспечит Инструкция, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 9 июня 2005 года № 82, в основном предназначенная для работников регистрирующих органов. Многие положения этого документа не представляют интереса для широких слоев застройщиков и заказчиков, однако важно то, что в Инструкции четко определены перечни документов (не так общо как в законах) и указаны конкретные требования к ним.
Возможность регистрации жилого дома как объекта недвижимости в случае, если застройщик (подрядчик) не передал по окончании строительства все квартиры дольщикам (заказчикам)
Представляется не совсем правильным ставить вопрос о регистрации права собственности на весь дом. Конечно, теоретически возможна ситуация, когда многоквартирный дом строит и приобретает в этом доме абсолютно все помещения (и жилые, и нежилые) одно физическое лицо или одна организация. Тогда в регистрационной палате права собственности на все индивидуально определенные помещения должны быть зарегистрированы только на этого человека или организацию. В доме есть помещения, которые предназначены для индивидуального использования: жилые (квартиры) и нежилые (например магазин), а есть помещения общего пользования - лестничные клетки, колясочные, технические подвалы, чердаки. Именно индивидуально определенные помещения будут зарегистрированы на одно лицо, и на них же будет оформлено право собственности этого лица, а вот право собственности на весь дом регистрироваться не будет, потому что объектами индивидуальных прав (объектами отчуждения) являются только индивидуально определенные помещения. Например, если собственник всех помещений в доме решит продать часть квартир, тогда в государственный реестр не надо будет вносить какие-либо учетные изменения, касающиеся объектов недвижимого имущества как предметов сделок, а надо будет в отношении каких-то определенных квартир изменить лишь сведения о титульном владельце. Иными словами, если до момента сделки владельцем всех помещений в доме пыл, условно говоря, Иванов, то после совершения купли-продажи у Иванова останется 90 процентов квартир, а у 10 процентов квартир появятся новые собственники (Петров, Сидоров, Васильев и т. д.). Регистрационный учет будет вестись в отношении индивидуально определенных объектов недвижимости, которыми являются жилые помещения.
Непростая юридическая ситуация может сложиться, если некоторые собственники зарегистрируют свои права на какую-то часть жилых или нежилых помещений и получат свидетельства о праве собственности, а застройщик не передаст оставшиеся помещения и не оформит право собственности на себя. Это может произойти в том случае, если застройщик выполнил свое обязательство и построил объект недвижимости, а отдельные дольщики не выполнили свои обязательства по полной оплате объекта. Естественно, таким дольщикам застройщик не будет передавать построенные для них объекты. С юридической точки зрения такие помещения не могут считаться индивидуально определенными объектами недвижимости и будут иметь неопределенный юридически статус, и застройщик как владелец объектов строительства не может осуществлять с ними какие-либо операции, пока они не приобретут статус объекта недвижимости. Когда у застройщика возникнет необходимость совершить какую-либо сделку, он будет вынужден или зарегистрировать свое право собственности, или передать объект долевого строительства дольщику. Таким образом, на последнем этапе, когда дом уже фактически построен, и часть собственников уже зарегистрировала свои права, придет некий дольщик, на начальной стадии не участвовавший в финансировании строительства, внесет необходимые средства, и застройщик передаст ему построенный объект. Причем помещения в построенном доме еще не считаются квартирами, так как квартирой помещение называется только после его регистрации и появления соответствующей учетной записи, то есть после того, как новый дольщик зарегистрирует свои права собственности на эти еще не имеющие хозяев жилые помещения. До наступления этого момента дом в какой-то мере можно назвать незавершенным строительным или строящимся объектом.
Муниципальная энергетика
Виктор Козлов,
префект Северо-Западного административного округа г. Москвы, канд. экон. наук
Виктор Кривоклякин,
начальник развития окружной инфраструктуры префектуры Северо-Западного административного округа г Москвы, канд. техн. наук
Валерий Шучев,
советник префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, исполнительный директор Ассоциации предприятий ЖКХ СЗАО
Журнал "Коммунальный комплекс России", № 1, 2006
Теплоснабжение (ТС) России обеспечивают 485 ТЭЦ, более 180 000 котельных (из них около 6500 мощностью 20 Гкал/ч и выше) и около 600 000 автономных индивидуальных теплогенераторов.
На ТЭЦ в экономичном теплофикационном режиме производится 71 % общей выработки тепла. Только использование преимуществ комбинированной выработки тепловой и электрической энергии позволяет получить относительно благоприятный средний показатель удельных расходов топлива на реализацию тепловой энергии - 200 кг у. т./Гкал (у. т. - условного топлива).
Суммарная реализация тепла в стране составляет 2060 млн Гкал/год, жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 1086 млн Гкал, промышленность и прочие потребители - 974 млн Гкал. На ТС расходуется более 400 млн т у.т./год.
В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой, контролем систем теплоснабжения и теплопотребления (ТП) работает около 3 млн человек.
Теплоснабжение от ТЭЦ
Технический уровень персонала и эксплуатации оборудования ТЭЦ достаточно высок.
Основная проблема сегодня - массовый переход на пониженный температурный график теплоносителя, вызванный массовыми неплатежами. Вместо расчетной температуры теплоносителя в зимний, холодный период - 150 °С фактическая температура сетевой воды, отпускаемой ТЭЦ во многих городах, не превышает 70-80 °С.
При этом страдают все потребители. Многие отключаются от централизованного теплоснабжения, создавая собственные теплоисточники. При низких ценах на газ и высоких тарифах на тепло, отпускаемое ТЭЦ, это предприятиям выгодно.
Отрицательное воздействие на ситуацию оказало практиковавшееся ранее перекрестное субсидирование жилого сектора за счет более высоких тарифов для остальных потребителей.
Уменьшение подключенной нагрузки негативно отразилось на общих экономических показателях ТЭЦ и снизило их конкурентоспособность. При прежних диаметрах трубопроводов заметно увеличились удельные тепловые потери и удельные затраты на амортизацию. Это привело к повышению общих удельных затрат в руб./Гкал.
В свою очередь, пониженный температурный график привел к разрегулировке тепловых сетей и недостаточным перепадам давлений на "концевых" участках. Это вынудило муниципалитеты строить собственные индивидуальные котельные, что еще усугубило положение в системе централизованного теплоснабжения.
Таким образом, неразумная тарифная политика и как следствие массовые неплатежи и отключения потребителей, привели к тому, что прежняя система начала разваливаться.
Муниципальная теплоэнергетика
Из 190 000 котельных около 30 % находятся в муниципальной собственности. Реализация тепловой энергии от муниципальных котельных составляет 372 млн Гкал/год: 44 % этого тепла вырабатывается на газе, 11 % - на жидком топливе, остальное - большей частью на угле.
Массовые проверки Главгосэнергонадзором объектов теплоснабжения, работающих на газе, показали, что котельные с котлами единичной мощностью более 4 Гкал/ч имеют достаточно высокий КПД. Значительно хуже показатели энергопредприятий, оборудованных котлами малой мощности "HP-18", "ЗИО-60", "Универсал", "Энергия", "Стрела" и т. д., что обусловлено как крайне низкими техническими характеристиками самого водогрейного оборудования, так и повсеместным отсутствием либо низким качеством химводоподготовки, ведущим к образованию накипи на тепловоспринимающих поверхностях и заносу котлов продуктами коррозии.
Еще хуже ситуация в котельных, работающих на угле: их КПД обычно не превышает 60 %, а в ряде случаев составляет лишь 20 %. Это объясняется низкими техническими характеристиками котлов, нарушением режима водоподготовки, плохим качеством угля и отсутствием его предварительной обработки. Кроме того, профессиональный уровень эксплуатационного персонала, как правило, невысок, заработная плата, выплачивается с большими задержками.
Ведомственное теплоснабжение
Почти в каждом городе есть районы, отапливаемые от ведомственных источников тепла. Огромное количество небольших поселков при шахтах, фабриках, заводах, воинских частях, колониях отапливаются от единственной котельной, находящейся в этих организациях.
Все предприятия ведомственного теплоснабжения можно разделить на две группы.
- К первой относятся котельные бюджетных организаций и разорившихся, но еще не ликвидированных предприятий. Состояние их в подавляющем большинстве случаев неудовлетворительно. Только по объектам, подведомственным Госгортехнадзору, в 2000 г. выявлено 5700 организаций, в которых практически не проводилась подготовка оборудования к отопительному сезону. Большинство котлов находится в аварийном состоянии, и владельцы включают их в работу только в сильные холода либо в недолгие периоды производственной активности.
- Ко второй группе относятся источники тепла "благополучных" предприятий, не испытывающих серьезных технических трудностей. У них другая проблема - долги потребителей, которые не оплачивают предоставляемые им услуги по теплоснабжению. Это в основном муниципальные органы управления с небольшим бюджетом, стремящиеся сэкономить на всем, что возможно. Очень часто власти находят выход из кризиса в строительстве отдельной муниципальной котельной.
Состояние тепловых сетей
Инженерные коммуникации России - самые дорогие в мире. Теплопотери в них составляют 20-50 % выработки тепла зимой и 30-70 % летом. При переходе на индивидуальные источники тепловыработка резко уменьшается, такие утечки теплоносителя превышают нормы, принятые в развитых странах, в десятки раз. Трубопроводы часто заменяются из-за коррозии (в четыре-пять раз чаще, чем принято в других странах).
Общая ситуация с коммуникациями в последние несколько лет резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Руководство предприятий теплоснабжения, стремясь не допустить увеличения аварийности, пыталось сохранить объемы перекладок, снижая требования к качеству и всячески удешевляя строительные работы. Переложенные сети имели слишком низкий ресурс и через пять-семь лет требовали новой перекладки. В итоге количество аварий на них к 2000 г. начало расти в геометрической прогрессии, увеличившись в среднем за последние шесть лет в 10 раз. Как следствие выросла и мощность аварийных служб.
Даже применение труб в ППУ-изоляции, при мизерных объемах их внедрения, не принесло желаемого эффекта, поскольку столкнулось с желанием производителей сэкономить. Качество пенополиуретановых труб большинства предприятий крайне низко, а качество реконструкции трубопроводов еще ниже. При этом система контроля влажности изоляции (единственный источник правдивой информации о качестве строительства и эксплуатации) почти не применяется.
В итоге трубопроводы в ППУ-изоляции, которые в других странах служат по 30-50 лет, у нас выходят из строя на второй-четвертый год эксплуатации.
Нельзя умолчать и о коррупционерах, которые, испытывая очевидные трудности с припиской лишних объемов перекладки в погонных метрах, "зарабатывают" на качестве. В результате требования и без того не очень высокие понизились до уровня минимальной внешней благопристойности. Даже простейшее мероприятие (определяющее ресурс трубопровода) по нанесению на трубу нормативного антикоррозийного покрытия проводится либо на неподготовленную поверхность, либо заменяется покраской запрещенным к применению в тепловых сетях кузбас-лаком. Выявлять подобные технологические нарушения некому, поскольку практически на всех предприятиях ЖКХ отсутствуют службы контроля качества покрытий и коррозии трубопроводов. В итоге безаварийный период жизни тепловых сетей редко превышает 10 лет.
Системы теплопотребления
Частные предприятия, получающие тепло от централизованной системы теплоснабжения, первыми прореагировали на изменение экономических условий, отгородившись от монополистов и неразумных тарифов счетчиками и собственными котельными.
К сожалению, при существующей структуре одноставочных тарифов (руб./Гкал) теплосчетчик не стимулирует потребителя к более полному использованию энергетического потенциала теплоносителя. Одно и то же тепло можно снять с 10 м3 носителя, охладив его на 80 °С, и с 80 м3, охладив всего на 10 °С. Причем во втором случае можно не устанавливать дорогостоящие водоподогреватели с большой поверхностью теплообмена, уменьшать размеры отопительных радиаторов и т. д. - за тепло все равно нужно платить столько же.
Раньше при превышении нормируемого расхода и соответствующем завышении температуры обратной сетевой воды теплоснабжающая организация могла налагать штраф. Теперь, когда в арбитраже признается только гражданский кодекс, такие штрафы являются неправомерными.
Системы отопления жилых домов у нас создавались как "коммунистические", т. е. для коммуны жильцов, каждый из которых в отдельности не может влиять на процесс теплопотребления. Теперь квартиросъемщики могут влиять на температурный режим квартир добавлением секций радиаторов, сжиганием неучтенного газа в плитах (для прохождения минимума температур) и открыванием форточки (для компенсации "перетопов" осенью и весной). Внедрение нормальных стимулов по экономии тепла для жителей упирается в большие затраты на индивидуальные приборы учета тепла, а также в неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к поквартирному регулированию.
Сегодня жильцы платят за отопление 40-90 % фактических затрат муниципалитета. Государство дотирует не жильцов, а предприятия ЖКХ и то не в полном объеме. Величина дотации на конкретного жителя пропорциональна занимаемой площади: чем больше он имеет квадратных метров, тем больше на него выплачивается дотация, т. е. самые большие дотации выделяются на богатых.
Сумма дотаций не предусматривает компенсацию затрат жилищных организаций на обслуживание внутридомовых систем отопления. В тариф на отопление эти цифры тоже не включаются. Считается, что эти расходы входят в общую сумму платежей за содержание зданий. В результате финансово не продуманного обслуживания и полного отсутствия контроля над переоборудованием в квартирах систем отопления дома оказались полностью разрегулированы в плане теплообеспечения и стали энергорасточительными. В элитных домах-новостройках при заселении квартирные регуляторы тепла у батарей часто выбрасываются, а площадь нагревательных приборов значительно увеличивается.
Из-за отсутствия квартирных водосчетчиков количество водопотребления оценивается в среднем 300 л горячей и холодной воды на человека в сутки, что в три раза больше по сравнению с другими странами и в два раза выше нормативных значений. Это приводит к утечке воды, потере тепла и электроэнергии на перекачку, затратам на содержание излишних мощностей насосов, водоподогревателей, оборудования для водоподготовки и водозаборов, очистных сооружений и др.
Системы теплопотребления в зданиях бюджетных организаций также находятся не в лучшем состоянии. Хотя такого количества хаотических переделок, как в жилых домах, в них нет, грамотная эксплуатация здесь также практически повсеместно отсутствует. Установки приточной вентиляции и кондиционирования обычно не поддерживаются в рабочем состоянии, что изменяет режим воздухообмена и приводит к нарушению санитарных норм.
Для снижения платежей за теплоснабжение на объектах бюджетной сферы началось массовое установление теплосчетчиков. К сожалению, этим часто все и ограничивается, и никакой работы по действительной экономии энергии не производится. Расходы компенсируются неработающими вентиляционными системами. Однако ввиду того, что затраты теплоснабжающей организации остаются неизменными (не меняются потребление топлива, диаметры теплотрасс, теплопотери и т. д.), при очередном пересмотре тарифов ранее утвержденные величины делятся на меньшее количество реализованного тепла, и тарифы повышаются. Так что экономить можно лишь с помощью действительного ресурсосбережения.
Состояние систем теплоснабжения и теплопотребления пока еще далеко не везде дошло до полного упадка, но общие тенденции не радуют. Растет аварийность, пуск отопления осенью в некоторых регионах России растягивается на месяцы, недогревы в морозы стали не исключением, а нормой. Темпы замены оборудования снижаются, и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии. Все это требует безотлагательного проведения целого комплекса мероприятий по преодолению кризисной ситуации, сложившейся в российских инженерных коммуникациях и системах теплоснабжения в целом.
1 Начнет действовать с 01.07.2009 года
2 В том числе п. 2.4.8 Письма Госкомимущества РФ от 22.07.1994 № АЧ-6535 "О методических рекомендациях по применению Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535" (вместе с "Межреспубликанской программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях")
??
??
??
??
2