<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 В.А. Машарский, И.Н. Тарасова
 Сибирский государственный технологический университет
 repyakh@sibstu.kts.ru
 
 Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
 Создание стабильной налоговой системы - испытанный фактор роста экономического потенциала страны. Для достижения эффективной работы отечественных налоговых органов необходимо совершенствование законодательной базы и организационных аспектов функционирования налоговой системы, в том числе на межрайонном уровне. Проблемы работы налоговых органов рассмотрены на примере инспекции МНС России по Свердловскому району г. Красноярска. По данным 2000 г. на учете в инспекции состоит 2189 юридических лиц, 3402 физических лица, занимающихся предпринимательской деятельностью и 4142 прочих физических лица. Число зарегистрированных юридических лиц увеличилось по сравнению с 1999 г. на 11%, физических лиц на 9%. Налоговые поступления составили 850,4 млн. руб., что выше уровня прошлого года на 284,1 млн. руб. Из общей суммы налоговых поступлений 37% составляют поступления в федеральный бюджет, оставшуюся часть - в территориальные бюджеты. Налоговые платежи от юридических лиц составили 721 млн. руб., что на 50,4% выше уровня предыдущего года. Размер недоимки по налогам и сборам сократился на 27,5% и составил 222,8 млн. руб. Процент взыскаемости налогов возрос с 22,1% до 33,6%. В инспекции работает 119 человек, из них 85% имеют высшее образование. Проведено 1726 проверок, из них в 42% выявлены нарушения. По результатам проверок доначислено 160,3 млн. руб., в среднем на одну проверку 93 тыс. руб. Эти показатели возросли соответственно на 38% и 18%. В условиях изменения налогового законодательства существенно возросла информационная нагрузка на налоговых инспекторов. Низкая техническая оснащенность рабочих мест приводит к значительным потерям времени на поиски, уточнение и отслеживание информации, длительной процедуре согласования документации. Установленная в инспекции локальная вычислительная сеть используется примерно на 30%.В целях снижения потерь времени налоговых инспекторов, предложено повысить оснащенность рабочих мест современной компьютерной техникой; организовать проведение специальных занятий по обучению персонала работе с новыми программами.
 
 УДК 330.117
 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ И ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИЙ
 В.В. Мельников Г.П. Литвинцева, , E-mail: econteor@fb.nstu.ru
 Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
 
 После длительного периода господства политического и идеологического монополизма СССР можно утверждать, что Россия перешла к свободному политическому рынку, представляющему собой совокупность субъектов и процедур, обусловливающих формирование и изменение общественной институциональной среды. Это место встречи лидеров и граждан, на котором по аналогии с традиционным рынком формируется спрос и предложение общественных товаров, функционируют политические предприятия, бушует инфляция, происходят банкротства и решается проблема эффективности. Основными субъектами политического рынка являются избиратели, выборные лица и бюрократы. При этом все они могут организовывать группы особых интересов для воздействия на политический процесс. Для этого рынка характерно доминирование самовыполняющихся соглашений, как результат рационального выбора агентов, основанный на инвестициях в репутацию. Его несовершенство делает функционирование государственной бюрократии и представительные органы власти непрозрачными для общества.
 Политический рынок - это та сфера, в которой особо остро стоит вопрос о компенсациях проигравшей стороне в связи с созданием или отменой тех или иных правил. Прямые компенсации в денежной или квази-денежной форме одни из самых распространенных. Имеют место также косвенные компенсации в виде корректировки экономической политики в пользу заинтересованных групп. Блокирование активности сильных лобби, а также назначение влиятельных лидеров этих групп на высокие должности - аналогичные примеры. В парламенте имеет место практика логроллинга - взаимной поддержки путем торговли голосами. Иногда, чтобы получить поддержку общенационального закона к нему добавляется целый пакет разнообразных, иногда слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов.
 Политический рынок России интересен тем, что наряду с экономической нестабильностью последних лет мы имеем кризис политических ценностей, что вызывает чрезвычайный динамизм при смене симпатий, установок и партийных позиций. Большую популярность на выборах из-за роста государственных настроений всегда имеют партии власти, возникающие непосредственно в предвыборный период. Российский политический рынок как монополизированный рынок продавцов имеет аппаратное происхождение, замкнут и самодостаточен. В последнее время проявляет себя феномен "не голосующего демократа", выбирающего рациональное неведение, а также тенденции просвещенного регулирования многопартийной системы сверху с формированием нескольких политических партий.
 
 УДК 543.226
  ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ
 Милованова Н.В., ФедотовН.Г., ec@diamond.stup.ac.ru;
 ПензГУ, Пенза
 Термин "инновация" подразумевает различные виды деятельности, существующие и развивающиеся благодаря технологии. По определению инновация- это нечто новое, то, чего еще не было на рынке. Она может выражаться в новых продуктах, процессах производства или управленческих системах, ииспользующих новые технологии. Такое развитие может быть связано с новыми рынками, диверсификацией производства и новыми организационными структурами.
 Эта деятельность подразумевает риск, однако, сам риск-это следствие неосведомленности и неопределенности. Главной причиной этого является неопределенное направление факторов среды- технологических, экономических, социальных, политических. Риск- результата решений, принятых в условиях неопределенности.риск бывает активным и пассивным.
 Пассивный риск возникает в результате принятия решения о том, чтобы ничего не принимать. Неизменные цепочки действий могут значительно разойтись с реальной обстановкой по мере ее развития. Причинами пассивного риска являются неосведомленность о среде и нежелание принять изменяющиеся тенденции в обществе. Психологически приятно сохранять статус кво. Зачастую такие решения считают отсутствием риска, однако, не учитывается тот факт, что отказ от инноваций и "риска" сам по себе может стать политикой риска и представлять самую значительную угрозу компании.
 Активный риск- это то, что обычно и понимают под словом "риск". Он включает в себя принятие решения о внедрении инноваций или изменений результат, которых не определен. Рискующих людей часто считают игроками, которые внедряют инновации лишь потому, что верят в ее успех. Возможность учитывается, и предпренимаются действия по ее использованию. Можно учесть и неопределенности, но их значимость, как правило определяется редко.
 Некоторые люди и даже народы не терпят неопределенности и двусмысленности. Социологические ииследования показывают, что это является характеристикой японской культуры. Однако этот фактор связан с другой характеристикой. Желание внедрять инновации и принимать такие изменения, а не жить в стабильном мире- естественное состояние общества. Может показаться, что эти два фактора создают трудно разрешимое противоречие. На самом деле, они приводят к пониманию важности активного внедрения инноваций. Японская культура стремится снизить неопределенность за счет инвестиций в прогнозирование и проведение более тщательного, чем на Западе планирования. Хотя слишком просто объяснить успех Японии в области технологий лишь этим, нельзя игнорировать связь между желанием избежать неопределенности и желанием избежать ее за счет прогнозирования как важного фактора технологического потенциала.
 
 УДК 330
 
 ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ
 
 Е.Г. Моисеева, М.Ф. Балакин,
 E-mail: Director@afngtu.nnov.ru
 Нижегородский государственный технический университет
 (Арзамасский филиал), г. Арзамас
 
 Экономико-правовой механизм демонополизации представляет собой систему организации антимонопольного вмешательства в экономику, обеспечивающую ей функционирование в оптимальном конкурентном режиме. Ключевыми элементами данного механизма являются: цель - создание институциональной структуры, позволяющей обеспечить экономические условия для роста благосостояния общества и предотвратить перераспределение национального хозяйства в пользу монополистов; субъект - государство; объект - хозяйственно-правовые структуры, занимающие монопольное положение, монопольные сектора экономики; функция - развитие конкурентных начал в монополизированных секторах экономики, поддержка конкурентно-рыночного механизма; метод - административное (непосредственное) воздействие на отрасли и предприятия, определение условий доступа частного капитала, географических, экономических, административных границ рынков сбыта, введение требований к объему и качеству товаров и услуг, механизм ценообразования; экономическое (опосредованное) воздействие на институциональную структуру, поддержка малого и среднего бизнеса, диверсификация производства; средства - законодательная деятельность; продукт - конкурентная среда, изменение мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма, закрепление правовых основ, исключающих монополистические действия государственных органов и участников хозяйственного оборота. Внедрение экономико-правового механизма демонополизации в условиях отсутствия сбалансированного рынка представляется процессом, рассчитанным на длительную перспективу. Поэтому он должен иметь свою долговременную программу. Таким образом, механизм демонополизации в переходной экономике - это целостная система взаимосвязанных элементов, требующих внешнего силового воздействия. Его создание и реализацию необходимо рассматривать не изолированно, а в рамках общей экономической политики государства.
 
 
 АНАЛИЗ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК
 ОБЪЕКТА ПРИБЫЛЬНОГО ВЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА
 
 Моргунова О.Е., Моргунов А.А.
 
 tasman@sama.ru
 
 СамГТУ, г.Самара
 
 
 С возникновением рыночных отношений в России начал формироваться рынок услуг в сфере образования. Наряду с традиционными государственными вузами, обладающими солидной материальной базой, подготовленными научными и педагогическими кадрами. Стали возникать учебные заведения различной формы собственности. С развитием рыночных отношений и возникновением безработицы рынок труда реструктуризировался. Не смотря на общее снижение спроса на рабочую силу, доля спроса на специалистов, имеющих высшее образование, возросла. Изменения на рынке труда повлекли за собой изменения структуры рынка образовательных услуг. Высшее образование становится престижным. Нарушение равновесия привело к расширению ниши высших образовательных услуг, которую стремятся заполнить негосударственные вузы. Точка равновесия на кривой спроса-предложения смещена. Об этом говорит тот факт, что при значительно возросшем числе вузов недостатка в желающих получить высшее образование нет. Значит, рынок образовательных услуг находится в стадии роста и является привлекательным объектом для вложения капитала.
 
 УДК 339.9 (075.8)
 
 ЛИЧНЫЕ ПРОДАЖИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
 
 А.Л. Морева
 Всероссийская Академия внешней торговля, Москва
 
 Во всем мире идет борьба за покупателя. Поэтому фирмам-производителям необходимо искать наиболее действенные способы продвижения на рынке своей продукции. Таким способом является личная продажа, которая представляет собой одну из форм сбытовой и торговой политики фирмы. Эта форма предполагает продажу через обученных торговых агентов, которые помогают покупателям принимать разумные решения, удовлетворяющие их потребности. Личная продажа - это мощное и действенное средство коммуникации, но это и дорогостоящий метод.
 Личные продажи основываются на детальном знании потребителей, их особенностей, учете их интересов и поведения на рынке. Задача предприятия-поставщика состоит в том, чтобы из большого числа потенциальных покупателей выбрать тех, которые быстрее отреагируют на его предложение. Эту проблему помогает решить сегментация рынка. Она позволяет товаропроизводителю сконцентрировать деятельность на наиболее перспективных направлениях.
 Собрав и проанализировав информацию о своих покупателях, сгруппировав их и выделив наиболее перспективные сегменты, фирма должна определить реальные потребности этих клиентов и их мотивацию.
 Торговый агент должен выяснить обстановку в компании потенциального клиента на данный момент: будет ли она благоприятна для получения положительного ответа, сможет ли предлагаемый товар повысить эффективность фирмы и решить ее проблемы.
 Каждую компанию характеризует собственный организационный стиль, который определяет образ жизни организации, отражающий и формирующий ее потребности и отношения, влияющие на принятие решения о покупке. Мотивы спроса и поведения организаций-потребителей как покупателей зависят от ряда факторов. Важнейшими являются вид организации, а также цели ее деятельности.
 Т.о, нужно обратить внимание на то, что личная продажа позволяет наилучшим образом учесть потребности каждого конкретного покупателя и, на основе проведенного анализа его мотивов и интересов, выработать индивидуальный подход.
 
 УДК 626.82
 О МЕТОДИКЕ РАСЧЁТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ГИДРОЛЕСОМЕЛИОРАЦИЮ
 Е.В. Моспанова, А.Г. Поздеев, Д.А. Корепанов, Е-mail: lenna_m@mail.ru
 Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола.
 Важной задачей лесного хозяйства РФ является повышение производительности заболоченных земель. Её решение требует разработки методологических вопросов по определению экономической эффективности капитальных вложений, что и было произведено на базе Быстрицкого лесоболотного массива Кировской области.
 Уравнение коэффициента экономической эффективности имеет вид:
  Э = Ен+[?П ? (Ен+Ам)] / К,
  где - дополнительная прибыль (р/га);
  - коэффициент отчислений на амортизацию, ;
  -нормативный коэффициент сравнительной эффективности капиталовложений, Ен=0,2 (для лесной промышленности).
  К - удельные капиталовложения на строительство осушительной системы (р/га).
 Дополнительная прибыль определяется из выражения:
 
  где и - запас до и после осушения соответственно;
  - таксовая стоимость древесины;
  - общие эксплуатационные расходы,
  = ;
  - приведенные эксплуатационные расходы;
  - коэффициент инфляции за период с 1991 по рассматриваемый год;
  - начальные эксплуатационные расходы;
  - норматив для приведения разновременных затрат, =0,08;
  - коэффициент приведения, =;
  t-цикл осушения; - цикл осушения до 1990 года.
 После подстановки значений по Быстрицкому массиву найдем
 Э=0,2+[(132?168-33?645)?(0,2+1/33)]/2000=0,3
 Таким образом, каждый рубль капиталовложений в гидролесомелиорацию принес 30 копеек дополнительной прибыли. Учитывая, что мелиоративная площадь 3200 га, то общая дополнительная прибыль составит
 0,3 ? 2000 ? 3200=1920000 рублей.
 ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ
 Мулухов М.И. E-mail: murka_m@mail.ru
 СКГТУ, г.Владикавказ
 Основной среднесрочной проблемой Российской экономики является кризис 2003-2005гг., когда будут выработаны ресурсы большей части основных средств страны. Основной причиной торможения указанных обновлений является отсутствие долгосрочных кредитов. На ипотечном рынке почти всегда действуют четыре главных субъекта: Заемщик; Инвестор, Кредитор, с которым Инвестор заключает договор на организацию работ. Правительство - обеспечивает нормативно-правовую, законодательную базу и создает условия, которые позволили бы инвесторам и банкам заниматься ипотечным кредитованием без неоправданного риска. В мировой практике отмечается, что для обеспечения интенсивного развитии экономики как страны в целом, так и отдельных ее регионов, ипотечная система должна охватывать 5-8% всех финансовых ресурсов страны, а этого в Российской Федерации пока не происходит. В данной работе основной уклон делается на решение проблемы обеспечения населения жильем на примере Республике Северная Осетия - Алания. Ипотека востребована и населением - как реальный финансовый инструмент, позволяющий удовлетворить текущую потребность в жилье за счет доходов будущих периодов. Как вытекает из многочисленных исследований зарубежных и отечественных исследователей каждый рубль, вложенный в строительство, создает эффект домино в сопредельных отраслях, вызывая многократное увеличение налоговых и других отчислений, которые в свою очередь позволяют увеличить отчисления на новое строительство. Только решение всех этих вопросов в комплексе позволит такому, безусловно необходимому инструменту, как ипотечное кредитование, заработать. Все эти вопросы в свою очередь подразделяются на ряд подвопросов. Если брать строительную составляющую, то основными моментами, входящими в системный комплекс мер, позволяющий кардинально улучшить качество и увеличить количество предоставляемых строительными организациями услуг являются: 1) Радикальное изменение технологии строительства жилья. При разработке планов развития систем финансирования строительства нужно учитывать возможность снижения в несколько раз как строительной, так и эксплуатационной стоимости жилья. 2) Увеличение долговечности построенного жилья. Если срок службы жилища возрастает вдвое, то, при прочих равных условиях, вдвое снижаются расходы на его восстановление. 3) Развитие технологий ремонта и восстановления зданий, а также эффективных технологий утилизации домов и элементов их реконструкции, отработавших свой срок. 4) Комплексное проектирование развития территорий, предусматривающее повышение удобства жизни и эффективности использования средств, затраченных на приобретение построенных объектов. Все вышеперечисленное является обязательным условием обеспечения роста масштабов ипотечного кредитования.
 УДК 336.6
 
 ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 
 О.В. Назарова, Н.В.Дзинтер, E-mail:admin@ugatu.rb.ru
 Уфимский государственный авиационный технический университет
 
 В настоящее время венчурный бизнес является одним из наиболее приемлемых способов поддержки и развития малых и средних предприятий.
 Название ''венчурный'' происходит от английского ''venture'' - ''рискованное предприятие или начинание''.
 Венчурный капитал, как альтернативный источник финансирования частного бизнеса, зародился в США в середине 50-х годов. В Европе он только появился в конце 70-х годов. Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития.
 Венчурный бизнес является наиболее высокотехнологичным видом современного финансового менеджмента. Это характеристика органически вытекает как из его целевой функции - содействие динамическому развитию наиболее перспективных идей и технологий путем целевых инвестиций, так и из методики инвестирования, предполагающей обязательную поддержку предприятия - реципиента топ - менеджментом управляющей компании венчурного фонда.
 Рисковое (венчурное) инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние частные или приватизированные предприятия без предоставления ими какого - либо залога или заклада, в отличии, например, от банковского кредитования. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами - физическими или юридическими лицами. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры. Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по происшествии 3-7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.
  Венчурный бизнес зарекомендовал себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики. Объектами венчурных инвестиций становятся в первую очередь компании и технологии, обеспечивающие не только динамичное развитие существующих производств, но и появление качественно новых товаров и услуг
 
 УДК658.152
  АМОРТИЗАЦИЯ И СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ
 ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ
 А.А. Наумов, E-mail: alexnau@rambler.ru, Кудрявцев В.А.
 Марийский государственный технический университет
 
 В последние годы в нашей стране активно обсуждается вопрос состояния основных производственных фондов (ОПФ). В России большую часть вложений в ОПФ составляет амортизация. При этом выявляется две негативные тенденции. Во-первых, амортизационные отчисления (АО) подчас используются не по назначению, во-вторых, и начисленная амортизация полностью не покрывают выбытия ОПФ. Добиться положительных тенденций в обновлении ОПФ за счет АО можно, если одновременно выполнить два условия:1)увеличить размеры фонда АО, 2)использовать средства этого фонда по назначению. Первое условие выявляет количественный фактор, определяющий состояние ОПФ, второе условие -качественный фактор. Широкое распространение методов ускоренной амортизации позволит выполнить первое условие. При выборе метода ускоренной амортизации (УА) предприятие руководствуется:1)показателями финансово-хозяйственной деятельности, 2)долей стоимости, списанной в первые годы службы основных фондов. В настоящее время в России разрешены различные способы ускоренного списания стоимости основного капитала. У каждого из них есть отдельные преимущества и недостатки. Расширить размеры фонда АО в России можно благодаря разработке альтернативного метода УА. Возможной основой для этого является применяемая в США система MACRS. Введение элементов MACRS в России позволит: 1)государству увеличить фонд АО,2)хозяйствующим субъектам получить большие налоговые отсрочки при использовании УА.
  Однако не имеет смысла расширять фонд АО без организации контроля за целевым использованием его средств. Здесь существует два подхода. Первый основан на жестком директивном вмешательстве государства, например, за счет создания единого фонда АО. Второй подход основан на косвенном воздействии государства, например, посредством фискальной системы. В российских условиях, вероятно, целесообразно использовать элементы косвенного воздействия, так как механизмы УА особенно эффективны, когда позволяют на уровне предприятия гибко формировать источники финансирования оборота основного капитала. Думается, что жесткая позиция государства должна проявляться в разработке ряда четких согласованных методик и в формировании ясной, "прозрачной", системы отчетности. Так, возможна некоторая модернизация занесения в отчетность сведений об АО.
  Резюмируя изложенное, следует отметить, что грамотная политика государства в области состояния ОПФ является предпосылкой роста товаропроизводства. При этом АО, в определенных условиях, могут стать важным фактором улучшения состояния ОПФ.
 
 УДК 657.1
 
 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
 НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ФРАНЦИИ.
 
 Ю.А. Незнакина
 МарГТУ, г. Йошкар-Ола
 
 
 Практика организации бухгалтерского учёта во Франции предполагает широкий ряд служащих, занимающихся бухгалтерским учётом. Можно выделить 11 различных должностей в иерархии управления предприятием, которые непосредственно связаны с этой деятельностью.1
 Широкий перечень служащих, занимающихся ведением бухгалтерского учёта, объясняется тем, что система организации бухгалтерского учёта Франции предусматривает более узкую специализацию бухгалтеров.
 Организация бухгалтерского учёта в России предусматривает совмещение многих функций, что ведёт к явной перегрузке главных бухгалтеров предприятий. Например, на предприятиях Франции предусмотрены служащие, ответственные только за аналитический учёт или внутренний аудит. Отечественная практика закрепляет обе функции за главным бухгалтером организации.
 Сопоставление функций служащих, занимающихся бухгалтерским учётом во Франции и России, выявило различия в организации бухгалтерского учёта двух стран.
 Сравнительный анализ функций бухгалтерских работников показывает, что реорганизация отечественной системы бухгалтерского учёта обязательно должна включать и вопросы формирования бухгалтерской профессии.
 
 1 Claveranne J.-P., Darne J. Comptabilite et entreprise. Comptabilite generale.- Troisieme edition.- Paris, Economica, 1990.-630 p.
 
 Удк: 338.436.33
 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
 КОНЦЕПЦИИ АГРОМАРКЕТИНГА
 Некрасова Н.В., Порядина О.В., e-mail: s_v_p@chat.ru
 Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
 
 Процесс реформ российской экономики происходит на фоне глубокого кризиса большинства отраслей народного хозяйства, включая и сельское хозяйство. В данной ситуации важно использовать не только собственный опыт, а также мировую теорию и практику. Маркетинг как теоретическая концепция появился сравнительно давно (вторая половина xix века), однако, понятие агромаркетинга было введено в российскую экономическую науку только в последние двадцать лет (за рубежом термин "маркетинг агробизнеса" был сформулирован в 1997 году дж. Н . Девисом и роем а. Голдбергом). В сельскохозяйственных предприятиях только начинают создаваться службы маркетинга, которые вынуждены работать больше по инерции и на интуитивно-эмпирической основе. До настоящего времени еще не сформировалась наука об агромаркетинге, поэтому отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Маркетинг, связанный с продуктами агропромышленного комплекса сложнее промышленного и других видов маркетинговой деятельности, так как он определяется спецификой сельского хозяйства, многообразием методов, приемов и способов его осуществления, значимостью для населения производимых продуктов, необходимостью обеспечения в быстрой доставки готового продукта до места переработки, хранения, либо потребления. При формировании современной концепции агромаркетинга нельзя отбрасывать положительные моменты, которые существовали в плановой экономике: составление производственных программ, планов, ориентация не только на рынок, но и учет возможностей производственно-сбытовой деятельности, эффективное использование труда технологов, агрономов, зоотехников во взаимосвязи с маркетологами и менеджерами. Экономисты различают концепцию маркетинга и концепцию сбыта. Первая исходит от платежеспособных требований покупателей и ориентируется на получение прибыли за счет удовлетворения этих потребностей; вторая - в основе располагает товарами, и цель ее - получение прибыли за счет увеличения объемов продаж. Концепция агромаркетинга также располагает товарами (продукты сельского хозяйства), однако, получение прибыли невозможно без наличия платежеспособных потребностей, а повышение эффективности функционирования предприятия возможно как за счет увеличения объемов продаж, так и за счет совершенствования технологического процесса производства. Таким образом, агромаркетинг как рыночная концепция управления должен превратиться в теоретическую основу предпринимательства в области производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
 
 РЫНОК FOREX - ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 Немтенков В.В.
 Мурманский Государственный Технический Университет
 E-mail: Vladimir.Nemtenkov@mstu.edu.ru
 
 Forex - конверсионный валютный рынок. Возник после перехода от режима фиксированных валютных курсов к режиму плавающих валютных курсов. Котировки валют при этом определяются на основе действия рыночных механизмов и, прежде всего, закона спроса и предложения.
 Этот рынок по объему торгов занимает лидирующее положение и достигает 3 трлн. долл. в день. Доля доходов, получаемых от спекуляций на валютном рынке, имеет весьма существенный вес в доходах таких крупных банков как Credit Swiss, United Bank of Switzerland (80% в 1994 г.), Bank of America и других. Опыт многих стран показал, что операции на рынке forex обеспечивают сравнительно высокий доход при относительно малом риске независимо от состояния финансового рынка внутри страны. Этот рынок активно используется для хеджирования валютных рисков и реального обмена валют. Данный рынок представлен множеством дилеров, рассредоточенных по всему миру и связанных современными средствами коммуникации (телефона, интернета, через компьютерные терминалы).
 Forex обладает рядом особенностей:
 * абсолютная ликвидность;
 * круглосуточный режим работы;
 * интернациональный характер;
 * гибкое регулирование;
 * относительно низкие издержки проводимых операций (нет комиссионных);
 * возможность получения большого кредитного плеча (от 1:10 до 1:100, а на рынке акций - 1:2);
 * децентрализация рынка.
 Основными участниками валютного рынка являются: коммерческие банки; фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции; компании, осуществляющие зарубежные вложения активов; центральные банки; частные лица; валютные биржи; валютные брокерские фирмы (Lasser Marshall, Bierbaum, Harlow Butler, Tullet and Tokyo, Coutts, Tradition и другие). С 1971 г. до недавнего времени активно работали на этом рынке исключительно банки, многонациональные корпорации и большие брокерские фирмы. Для вхождения в рынок рядового инвестора требовались баснословные суммы (от 1 млн. долл.). Брокерские фирмы предоставляли более реальные условия для работы, но все же минимальный депозит продолжал оставаться большим (в среднем до 25 тыс. долл.). Сегодня благодаря развитию средств коммуникаций и значительному понижению маржевого депозита этот рынок стал доступен практически любому инвестору. Однако следует быть предельно прежде, чем приступить к реальным инвестициям. По статистике большая часть трейдеров, приходящих на рынок, теряет свои капиталы.
 Успешность работы на рынке форексных операций зависит от степени мастерства владения методиками анализа и прогнозирования этого рынка.
 
 УДК 339.13(075.8)
 
 УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЕМ ИМИДЖА Г. СЫЗРАНИ
 Николаева К.А., Зырянов В. В., direktor@sstu.syzran.ru
 Филиал СамГТУ в г. Сызрани
 
 Объектом исследования является имидж города как составная часть культуры организации. По статистическим данным в 2001 г. Самарская область занимает лишь 5 место в рейтинговым ряду инвестиционно привлекательных территорий Поволжского района. Налицо разрыв между необходимостью внешних инвестиций и отсутствием целенаправленной работы по их привлечению. Таким образом, целенаправленное управление внешним имиджем сделает город более привлекательным. Основой управления изменением имиджа является достоверное знание руководством того, что могут подчинённые, и чего хотят жители. Инициатором изменений выступит руководство города, поэтому для проведения изменений используется подход "сверху - вниз", что обеспечит высокую скорость, четкое планирование, ясные цели. Источниками изменений являются факторы внешнего окружения, на которые город может оказывать влияние - это конкуренция и рынок. Сама программа изменений состоит из четырех этапов: 1) размораживание; 2) изменение; 3) замораживание; 4) оценка.
 1 этап. Характеризуется установлением сопричастности жителей города к изменениям; горожане должны быть убеждены, что это выгодно как городу, так и им лично. 2 этап. Он предполагает проведение мероприятий по трём направлениям: троллейбусные линии, речной порт и местные СМИ. Троллейбусные линии. Издание и распространение брошюр информационно-разъяснительного характера, организация работы с читательской почтой в СМИ, организация "горячих линий" на ТВ, проведение опросов населения, конкурсов на лучшее оформление троллейбуса, конкурсов детских рисунков, организация молодежного экологического движения в поддержку троллейбусного сообщения, торжеств в честь первого пуска троллейбусной линии, приуроченных ко дню города. Время изменения-сентябрь 2001 г. Речной порт. Разработка экскурсионных маршрутов, подготовка экскурсоводов, эстетическое оформление припортовой территории, дебаркадера, установка фирменных киосков, открытие кафе и др. Проведение фотовыставок с видами Сызрани и выставок местных художников, распространение брошюр о Сызрани среди туристов. Время изменения - середина июня, когда Сызрань будут посещать 2-3 теплохода в неделю. Желательно организовать городские праздники с участием местных творческих коллективов. Местные СМИ. Установление сотрудничества между телекомпанией "КТВ-ЛУЧ" и предприятиями для создания репортажей об их достижениях вне Сызрани. По мере возможности предоставлять информацию центральным СМИ о событиях всероссийского значения. 3 этап. Так как конечной целью проводимой программы является появление веры горожан в эти проекты, их участие в них и поддержка, то этого этапа практически не будет. 4 этап. С точностью оценить результаты достаточно сложно, но можно предположить, что цель будет достигнута, если в Сызрань будет поступать больше инвестиций.
 
 УДК 338.5.01.
 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
  В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
  Н.А.Носова, В.М.Кусков.
  Самарская государственная архитектурно-строительная академия, г. Самара
 Российская экономика переживает трудный период становления рыночных отношений. Остаются невыясненными принципиальные методологические вопросы ценности, стоимости, ценообразования, формирования спроса.
 Категория ценности имеет общефилософское значение. В основном это связано с волюнтаристическим направлением, которое рассматривает категорию ценности как одну из форм категории воли. Вне воли нет ценности, а вне ценности нет воли. Применительно же к экономике, ценность - это значение, придаваемое потребителем предмету, обладание которым приносит ему большую или меньшую степень благополучия. Существуют две основные теории ценности: трудовая теория и теория предельной полезности. Обе они противоположны, но не имеют абсолютного различия. Попытки синтеза предпринимались многими исследователями. Но наиболее обоснованной представляется точка зрения русского экономиста М.И.Туган-Барановского, который считал, что Рикардо и Менгер сосредоточивают свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса. Теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, теория Менгера - субъективные моменты оценки. При составлении хозяйственного плана предельная полезность должна быть функцией трудовой стоимости. Другая основная логическая категория хозяйства - стоимость. Стоимость хозяйственного предмета есть хозяйственная затрата, совершаемая для его приобретения. Таким образом, стоимость и ценность различаются как затрата и результат, средство и цель. Стоимость и ценность проявляются в цене товара. Отношение, в котором один товар обменивается на другой, есть меновая стоимость. Денежным выражением меновой стоимости является цена товара. В командно-административной экономике цена определялась только на основе затрат, без учета спроса на данный товар. В результате: дефицит при кризисе перепроизводства. Следовательно, при переходе к рыночной экономике необходимо учитывать уровень и колебания спроса покупателей. По мере насыщения потребности полезность продукта убывает и необходимо уменьшать производство и цены, реагируя на запросы рынка. Рыночная цена определяется полезностью товара и издержками на его производство. Однако не любыми, а только теми издержками, посредством которых он может быть произведен в количестве, требуемом рынком. То есть при наличии общественно-нормальных условий производства и потребления. На практике в настоящее время такими условиями являются общественный стандарт технологии (ГОСТ, СНиП и т.п.) и общественный стандарт качества продукции. Таким образом, цена есть синтез и теории ценности и теории стоимости, и субъективной (полезность) и объективной (затраты ресурсов) оценки, если рассматривать ее с позиции воспроизводства.
 
 УДК 334.012.23:338.467.6
 
 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА
 
 М.Л. Нюшенкова
 http:.//www.acis.vis.ru
 Секция "Экономика"-e-mail:acis@mail.vis.ru
 Самарская государственная академия культуры и искусств, г.Самара
 
 Целенаправленная государственная политика в социально - культурной сфере в период социально - экономических реформ способствовала развитию предпринимательской деятельности культурно - досуговых учреждений любых форм собственности. Появились самостоятельные культурно - досуговые организации, функционирующие на условиях полного или частичного хозрасчета. В начале 90- х годов возникло большое количество самофинансируемых театров, рок - клубов, художественных салонов, продюсерских фирм, ночных клубов, театрально - концертных агенств, специализированных магазинов. Как показывает практика, профессионалы в сфере культурно - досуговой деятельности населения имеют много разнообразных идей в областях прикладного творчества, культурно - досуговых развлечений, организации экскурсионно - туристической, физкультурно - оздоровительной и информационно - консультативной деятельности. Однако, если обоснованные идеи имеются в достаточном количестве, то существуют трудности их реализации. Разнообразие финансовых возможностей, сфера деятельности, особенности производимых услуг, наличие ресурсов, состояние конкуренции, рыночная конъюнктура, традиции и другие факторы влияют на выбор возможного для организации пути. В настоящих условиях им необходимо выйти на новые концептуальные позиции, новую организацию управлением производством услуг и их сбытом - концепцию социально - этичного маркетинга, освоить многоканальную систему финансирования, создать маркетинговые службы. С другой стороны, организациям социально - культурной сферы необходим патронаж государственных, муниципальных органов управления, создание социально - экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития их предпринимательской деятельности. Очевидно, что нерешенных проблем в организации предпринимательской деятельности субъектов социально - культурной сферы много. Вместе с тем они приобретают реальный опыт подобной деятельности, который явится основанием ее конструктивного развития.
 
 
 УДК 330:002
 
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
 
  Г.В.Паймакова, Е.И. Царегородцев.
 
 E-mail: galchushka@aport2000.ru
 
 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
 
 Ценность информации определяется через ее воздействие на эффективность производства, она позволяет пот- ребителю расширить набор возможных альтернатив и пра вильно смоделировать их последствия. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран в настоящем составляет 10-25 %. Сами по себе информационные технологии не способны решать сложные задачи оперативности, адресности информирования. Человек-исследователь формирует систему информационных потребностей.
 Ученые-обществоведы выявили новое противоречие, фор- мирующееся в постиндустриальной экономике. С одной стороны, часть граждан, имеющая хорошее образование, получает высокооплачиваемую работу в высокотехнологичных отраслях и сосредоточивается на потребностях собственного интеллектуального роста. Другая часть населения, не имеющая соответствующего образования и занятая в отраслях массового производства, не рассматривает образование как ценность. Противоречие между ними проявляется в том, что вторая группа в силу недостаточности образования не в состоянии воспользоваться созданным представителями первой группы информационным продуктом. Носители знаний постепенно будут перераспределять в свою пользу, увеличивающуюся долю общественного богатства. Эта тенденция уже закрепилась в настоящее время.
 Рассматриваемое противоречие свойственно и мировому сообществу. Чем ниже уровень образования в стране, чем ниже индекс развития человека в целом, тем меньше возможностей использования всех достижений информационной экономики. Разрыв между странами будет углубляться. Признание информации как фактора экономического и социального развития продвинет нашу страну к информационной экономике, эффективному, прибыльному производству.
 
 УДК 657.471:65.018.2
 ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ПРИ
 ОПТИМИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА ПРЕДПРИЯТИЯ
 Пакутина Н.А., УГАТУ, г.Уфа
 При оптимизации движения материального потока необходимо учитывать сложную гамму противоречий во внутрипроизводственных подразделениях предприятия, возникающих при прохождении материального потока от закупок исходных ресурсов до продаж готовой продукции. Для того, чтобы выявить оптимальные затраты в звеньях логистической цепи необходимо вести специальный учет затрат. Принципиальное отличие управленческого учета от традиционного бухгалтерского заключается в большем объеме информации, так как для целей управленческого учета при вводе первичной информации необходима регистрация всех дополнительных показателей, чего никогда не делала бухгалтерия. Кроме того для управления используется небольшой учетный период. Таким образом должна быть построена система сбора и регистрации всех событий, значимых для бизнеса, т.е. оперативный управленческий учет. При планировании производственой деятельности часто используют анализ "затраты-объем-прибыль", сделанный по данным управленческого учета. Этот анализ позволяет определить структуру издержек системы и выявить основные резервы их экономии, дает возможность высшему звену управления предприятием сделать выбор между альтернативными проектами логистических систем. Необходимо отметить, что, наибольшую сложность в рамках анализа логистических издержек представляет четкое выявление их структуры. Это связано с тем, что в традиционной практике учета затрат предприятия используются агрегированные показатели, не дающие возможности установить связь издержек логистической системы с выполнением конкретных задач. Таким образом требуется разработка принципиально новой концепции учета затрат - "логистической калькуляции издержек", ориентированной на конечный результат. Первым шагом при выполнении логистической калькуляции издержек является распределение издержек по функциональным сферам, называемым "центрами издержек". Основные из них: обработка заказов; перемещение продукции в пределах предприятия; упаковка; складирование; поддержание запасов; перевозки; управление. Распределение издержек по "центрам" обеспечивает их увязку с прохождением материальных и информационных потоков через логистическую систему. Одновременно издержки разбиваются по видам продукции, местам их возникновения, производственным процессам предприятия. В докладе приводится пример "логистической калькуляции издержек" предприятия. Расчитываются оптимальные логистические издержки и общие издержки предприятия, оптимальный объем производства. Находится экономический эффект от предложенных мероприятий.
 
 УДК 339.727
 
 ПОПОЛНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
 В.И. Патрин, Ю.Л. Ратис,
 E-mail: ratis@rs324.ssau.ru
 Целью настоящей работы является анализ взаимосвязи проблемы пополнения оборотных средств предприятия с особенностями рынка ценных бумаг и рынка сельхозпродуктов в РФ. Один из наиболее распространенных способов пополнения оборотных средств предприятия - привлечение заемных средств за счет работы на рынке ценных бумаг, включая займы под залог собственных векселей. При этом возникает проблема эффективного учета ценных бумаг. К настоящему моменту сложилась целая система учета прав на ценные бумаги как на имущество и прав кредиторов к должникам, закрепленных ценными бумагами. Многие классические ценные бумаги сложены в хранилища. Они продолжают свое обращение наравне с "безбумажными". Для обобщения всех подобных институтов (и их функций) будем использовать понятие "Учетная система". Задача Учетной системы на рынке ценных бумаг - выступать "свидетелем", подтверждающим наличие и характер правоотношений, в которые вступают субъекты гражданского оборота по поводу ценных бумаг (речь идет об отношениях, связанным с правами, закрепленными ценными бумагами, и с правами на ценные бумаги как имущество). Причем подтверждение, осуществляемое учетной системой, является определяющим в системе доказательств по отношению ко всем другим способам подтверждения. Эта задача выражена в следующих двух основных ("квалифицирующих") функциях: 1)подтверждение прав кредиторов, закрепленных в ценных бумагах, и 2)подтверждение прав собственности на ценные бумаги как на имущество. Эти функции состоят в том, что учетная система оказывает услуги клиентам, свидетельствуя о наличии и характере правоотношений по поводу ценных бумаг. Любое лицо, выполняющее эти функции, осуществляет депозитарную деятельность, фактически является депозитарием. При наличии четко функционирующей учетной системы пополнение оборотных средств осуществляется за счет эмиссии обеспеченных собственностью ценных бумаг и размещении их на соответствующих рынках. В РФ наиболее отлажены механизмы работы с корпоративными ценными бумагами топливно-энергетического и добывающего комплексов. Актуальной представляется проблема внедрения культуры работы с корпоративными ценными бумагами в агропромышленном комплексе, поскольку сельскохозяйственная продукция, как и продукция ТЭК, является ликвидной. В этом смысле культура работы с ценными бумагами АПК представляется едва ли определяющим фактором перевода сельской экономики в РФ в режим рентабельного производства. При наличии оборотных средств предприятие АПК может позволить себе создание собственной инфраструктуры, позволяющей реализовывать товарную продукцию минуя бесчисленную армию посредников, которая в течение последнего десятилетия буквально разоряла аграрный сектор РФ. Подобная работа в настоящее время интенсивно проводится в Кинель-Черкасском районе Самарской области.
 
 УДК 001.89
 ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ГУДВИНА
 А.И. Пахомов, Ю.Л. Ратис, E-mail: ratis@rs34.ssau.ru
 Самарский институт управления, г. Самара
 Рассмотрим модель Гудвина - Калецкого применительно к рынку сельскохозяйственной продукции. Динамика потока продукции с учетом запаздывания описывается уравнением:
 . (1)
 Параметр имеет смысл времени запаздывания предложения от спроса, - коэффициент диссипации капитала, а независимые расходы, вообще говоря, являющиеся функцией времени. Как правило, при экономических расчетах используют приближение . В этом приближении задача идентификации исследуемой модели Гудвина - Калецкого сводится к отысканию параметров . Эти параметры ищутся путем минимизации функционала невязки :
 , (2)
 причем - фактические значения количества производимой в единицу времени продукции . Отыскание минимума функционала производится следующим образом. Теоретический вид для исследуемого случая хорошо известен:
 , (3)
 причем
 . (4)
 Соответствующее выражение дифференцируется по входящим в него параметрам и превращается в систему нелинейных алгебраических уравнений, подлежащих численному решению. Искомое решение находилось при помощи стандартного пакета программ MATLAB. Нами были обработаны экономические данные по рынку сельскохозяйственной продукции в соответствии с изложенным выше алгоритмом. В результате было найдено, что корни характеристического уравнения равны , . Этим значениям , соответствует коэффициенты , и параметры модели:, , , , . Идентифицированная модель весьма успешно описывает динамику рынка сельскохозяйственной продукции в Самарской области на интервалах времени порядка 2-3 лет.
 
 
 ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СПАТК.
 
 Петров Д.В, Иванова Т.А.,
 
 lyceum@dtc.syzran.ru
 
 Лицей, г.Сызрань
 
 Цель данной научной работы показать состояние пассажирского транспорта г. Сызрани на данный момент, его роль в жизни горожан, влияние на все сферы жизни общества и самое главное: найти ответ на вопрос, который волнует всех горожан:" Нужен ли Сызрани троллейбус?"
 Методами научного исследования явились:
 1.Сбор первичного теоретического материала, работа в библиотеках.
 2.Встреча с работниками СПАТК, генеральным директором Свидницким Р.П.
 3.Анкетирование, проведение социологического опроса среди горожан и учащихся лицея.
  4.Исследование на улицах города, для выяснения загруженности автодорог, по которой движется автобус №28 (именно по этим дорогам, пойдет или нет первый троллейбус?).
  5.Изучение местной прессы о нужности троллейбуса городу.
  6.Составление необходимых рабочих таблиц, диаграмм, графиков.
 Большой интерес вызывает материал по истории становления, производственной и организационной структуре СПАТК (стр.14). Современное состояние предприятия плачевно. На графиках 1 и 2 (стр.17) показано количество подвижного состава и его износ (79%), что еще раз говорит о необходимости срочной модернизации предприятия.
 В настоящее время делаются попытки в этом направлении, что и отражено в разделе "Предмет деятельности предприятия в новых экономических условиях".
 В научной работе показано значение введения в эксплуатацию троллейбусных линий (стр.25),сделана картосхема первых троллейбусных линий (стр.29). Большую ценность представляют социологический опрос о введении в городе троллейбуса, а также исследования о работе автобуса №28. Результаты данных исследований можно рекомендовать руководству СПАТК, а также созданному вновь муниципальному предприятию "Сызранские троллейбусные линии".
 
 ББК У9(2)210.3 + П 449
 
  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
 Д. В. Подшивалов,
 Южно-уральский государственный университет, г. Челябинск
 
 Высокая концентрация инвестиционных связей и их развитие становится ориентиром в направлении формирования системы корпоративного управления. Поэтому в качестве условия успешного развития модели корпоративного управления в России выделяется совершенствование управления ФПГ. До настоящего времени ни одна другая российская структура ни обладала такой насыщенностью институциональных инвесторов среди своих заемщиков и партнеров. Поэтому, учитывая роль финансово-промышленных групп в формировании новой модели взаимоотношений промышленного и финансового комплексов, ряд ученых выдвинул тенденцию становления германо-японской модели корпоративного управления в России в условиях переходной экономики. Исходя из результатов, анализа системы корпоративного управления в России можно сделать вывод, что направленность развития российской системы корпоративного управления однозначно не склонилась ни в сторону японо-германской, ни в сторону англо-американской модели корпоративного управления. Также следует отметить тот факт, что не произошло и формирование отличительной российской модели корпоративного управления, с соответствующим набором специфических свойств. Прежде всего, это объясняется чрезвычайно высокой степенью неопределенности как внешних, так и внутренних факторов ее развития. Поэтому необходимо оценить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на процесс формирования системы корпоративного управления и на базе этого провести сравнительный анализ возможных вариантов развития этой системы, с целью формирования адекватной современному состоянию российской экономики модели корпоративного управления. Первоначальное реформирование экономики с ориентацией на англо-американскую модель корпоративного управления не оправдало себя. Предполагалось, что итогом акционирования государственной собственности будет создание механизма контроля и регулирования со стороны фондового рынка, структурирование экономики через переливы капиталов в акционерной форме. Но время показало несостоятельность таких ожиданий. Перспективы внедрения германо-японского опыта в условиях российской экономики основаны на определенной близости переходных экономик экономикам других стран. Уровень корпоративной культуры, причем не только отдельно взятой компании, но и всех секторов хозяйства страны оказывает серьезное воздействие на успех применения германо-японской модели. Говорить о сильном корпоративизме, которого требует данная модель, в России сегодня не приходится.
 
 УДК: 338.436.33
 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
 СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ АГРОМАРКЕТИНГА
 Порядина О.В., Некрасова Н.В., E-mail: s_v_p@chat.ru
 Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
 
 Процесс реформ российской экономики происходит на фоне глубокого кризиса большинства отраслей народного хозяйства, включая и сельское хозяйство. В данной ситуации важно использовать не только собственный опыт, а также мировую теорию и практику. Маркетинг как теоретическая концепция появился сравнительно давно (вторая половина xix века), однако, понятие агромаркетинга было введено в российскую экономическую науку только в последние двадцать лет (за рубежом термин "маркетинг агробизнеса" был сформулирован в 1997 году дж. Н . Девисом и роем а. Голдбергом). В сельскохозяйственных предприятиях только начинают создаваться службы маркетинга, которые вынуждены работать больше по инерции и на интуитивно-эмпирической основе. До настоящего времени еще не сформировалась наука об агромаркетинге, поэтому отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Маркетинг, связанный с продуктами агропромышленного комплекса сложнее промышленного и других видов маркетинговой деятельности, так как он определяется спецификой сельского хозяйства, многообразием методов, приемов и способов его осуществления, значимостью для населения производимых продуктов, необходимостью обеспечения в быстрой доставки готового продукта до места переработки, хранения, либо потребления. При формировании современной концепции агромаркетинга нельзя отбрасывать положительные моменты, которые существовали в плановой экономике: составление производственных программ, планов, ориентация не только на рынок, но и учет возможностей производственно-сбытовой деятельности, эффективное использование труда технологов, агрономов, зоотехников во взаимосвязи с маркетологами и менеджерами. Экономисты различают концепцию маркетинга и концепцию сбыта. Первая исходит от платежеспособных требований покупателей и ориентируется на получение прибыли за счет удовлетворения этих потребностей; вторая - в основе располагает товарами, и цель ее - получение прибыли за счет увеличения объемов продаж. Концепция агромаркетинга также располагает товарами (продукты сельского хозяйства), однако, получение прибыли невозможно без наличия платежеспособных потребностей, а повышение эффективности функционирования предприятия возможно как за счет увеличения объемов продаж, так и за счет совершенствования технологического процесса производства. Таким образом, агромаркетинг как рыночная концепция управления должен превратиться в теоретическую основу предпринимательства в области производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.
 
 УДК 339.18
 
 РОЛЬ БАНКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
 
 А.Ф. Рахимкулов, E-mail: admin@ugatu.rb.ru
  УГАТУ, г.Уфа
 
  В качестве объектов приложения принципов логистики сегодня рассматриваются производственные и торгово-посреднические компании, финансовые институты, государственные предприятия и т.д.; А в будущем - все субъекты народного хозяйства. Это подразумевает проведение процессов логистической интеграции. Ее сущность заключается в объединении деятельности предприятий. Формы такого объединения зависят от целей, финансовых, технических и другого рода возможностей предприятий. Одной из форм логистической интеграции может выступать создание трейдинговой системы, которая основана на интеграции "под эгидой" координирующей организации. Образованная на рынке, она, независимо от формы собственности, осуществляет регулирование деятельности, при этом представляя расчет эффективности какого бы то ни было нововведения в отношении предмета регулирования всем участникам системы. Подробное рассмотрение системы на основе реального примера на рынке молочной продукции республики башкортостан позволяет выделить два подхода к роли банковских структур в построении трейдинговых систем: инвестиционно-кредитный подход; координационный подход.
 Обеспечение кредита в первом случае, кроме материальных его видов, выступает и информация, что в полной мере отвечает принципам и методам логистики. Подобное обеспечение снижает инвестиционный риск банка, что повышает вероятность предоставления им кредита. Второй подход отличен от первого тем, что банк уже не выступает в качестве пассивного финансового звена цепи, а сам осуществляет управление всей системой. Полнота, достоверность и оперативность информационных потоков в данном случае максимальна. Данный подход более всего интересен в теоретическом плане, так как полностью реализовать его на практике в современных условиях не удастся. Но существует множество примеров реализации самой идеи, хотя и в несколько иных формах. Для более эффективного внедрения вышеуказанных подходов требуется некоторое изменение системы государственного регулирования банковских инвестиций в реальный сектор экономики. Ее несовершенство сегодня ведет к использованию неэффективных условий расчетов, что в свою очередь приводит к непривлекательности инвестирования производства.
 
 УДК 001.89
 
 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ
 КОММУНИКАЦИИ - СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД
 ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА НА РЫНКЕ
 
 Родина Н.В.,
 E-mail: siu@samaramail.ru
 Самарский институт управления, г. Самара
 
 Подавляющее большинство специалистов из разных сфер коммуникаций говорит об интегрированных маркетинговых коммуникациях (Integrated
 Marketing Communications) как о наиболее эффективном способе решения маркетинговых задач, предрекая ему доминирующую роль в ближайшую четверть века.
 В 1999-2000 годах большинство лидеров рынка в различных отраслях произвело объединение отделов, отвечающих за рекламу, PR, прямые продажи, продвижение и внутрифирменные отношения в объединенные Департаменты коммуникаций. Они подчиняются, как правило, ведущему исполнительному директору, который отвечает за управление и интегрирование всех связей компании. Сюда включаются не только стандартные средства массовой информации, но и стиль одежды для служащих компании, внешний вид транспорта и помещений компании. Конечно, можно не тратить деньги на все эти "излишества", ведь покупателя, в конце концов, интересует результат - хороший товар. Однако представление о компании и ее товарах потенциальный потребитель составляет на основании широкого спектра внешних воздействий.
 Принципиальное отличие IMC-программ в том, что они являются не сложением различных традиционных дисциплин, а единой многоканальной синхронизированной коммуникацией, ориентированной на установление двухсторонних отношений с целевой аудиторией. Корень IMC - убеждение, что потребители все равно интегрируют информацию. Они аккумулируют все сведения и опыт и в конечном итоге благожелательно или неблагожелательно относятся к компании и ее брэнду.
 Таким образом, IMC это новый взгляд на весь комплекс продвижения товара. Естественно, что к агентству, способному предложить и реализовать интегрированную программу, компании предъявляют принципиально новые требования и по качеству менеджмента, и по разнообразию типологий имеющихся специалистов (от маркетологов до PR-консультантов), и по способности реализовать индивидуальный подход в сочетании с углубленным видением бизнеса клиента.
 
 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
 ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
 Д. В. Рылов, e-mail: rylov@pi.ccl.ru
 Пермский государственный технический университет, г. Пермь

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу