<< Пред. стр. 6 (из 6) След. >>
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ
В.И. Фионин, В. В. Фионин, А. В. Богатов
Самарский государственный технический университет, г. Самара
Раскрытие и анализ потенциала предприятия в рыночных условиях является стратегической задачей управления его производственно-хозяйственной деятельности в направлении повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и создания конкурентоустойчивой, экономически безопасной деятельности.
Цель системного функционально-стоимостного анализа (ФСА) - совершенствование управления предприятием, заключающейся в строгом соблюдении требований потребителей на товарном рынке, путем объединения вокруг руководства аналитической структуры в виде центра для совершенствования его деятельности по обеспечению высокой рентабельности, самосохранения, безопасности.
Особая роль в этой области принадлежит НИР по анализу конструкции изделия на микроуровне с помощью структурно-функционального анализа (СФА) и ФСА, а на макроуровне путем анализа состояния выпуска ТС с помощью маркетингового анализа - ФСАМ, технологии ФСАТ изготовления продукции по определению издержек на всех стадиях производства продукции, включая сферу сбыта и реализации продукции.
Методология современного анализа развивается по следующим направлениям. 1) СФА и ФСА конструкции как объектов производства и потребления, по их результатам создается конкурентоспособная товарная продукция для внутренних и внешних рынков, более высокого качества с наименьшими затратами и эффективным использованием для потребителя товара; 2) анализ бизнес-процессов подготовки производства и изготовления ТС, по его результатам обеспечивается снижение материалоемкости, трудоемкости ТС, технологической себестоимости изделия, увеличение рентабельности ТС. Целью второго направления анализа является ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение использования материально-технических ресурсов, сокращения материалов и трудоемкости изготовления изделий, применения более совершенных методов контроля качества продукции на стадиях ПЖЦ; 3) проведение ФСА бизнес-процессов реализации продукции, включающего анализ спроса и предложения на товарном рынке с помощью маркетинговых исследований состояния рынка путем обоснования наилучших вариантов снижения издержек по сбыту и реализации продукции, обоснования цен по запасу конкурентоспособности. Целью третьего направления является обеспечение выпуска и реализации продукции, обладающей внутренней конкурентоспособностью на российских рынках и внешней в сфере внешней торговли.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Фирсов Ю.И.
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж, г. Тольятти
Цель работы : Показать на примере стран Юго-Восточной Азии, что не желательно применять экономический путь в государстве, ориентированный на добычу сырья и полезных ископаемых, так как это неминуемо приведёт к кризису.
Актуальной проблемой современной экономики является разработка тех путей рыночных отношений, которые с одной стороны влияют на развитие производительных сил и производственных отношений, а с другой повышают экономическую, политическую, экологическую обстановку в государстве.
Анализируя проблемы этого региона можно сделать вывод, что за экономическим кризисом могут последовать продовольственный, политический, экологический, энергетический и другие виды кризисов, так как из-за нехватки бюджетных средств некоторые отрасли промышленности недостаточно финансируются. Анализ ВНП на душу населения показывает, что в странах с преобладающим вторичным и третичным сектором экономики ВНП гораздо выше, чем в первичном секторе экономики. Для гармонического развития экономики нужно все три сектора в экономике.
Я предлагаю в своей работе две схемы, которые отражают взаимосвязь и взаимозависимость одного сектора от другого, а также зависимость секторов экономики друг от друга и зависимость человека от секторов экономики.
Рассматривая такую зависимость приходим к мысли ,что экономика не может быть полностью развита , если отсутствует хотя бы один сектор .Примером .того и является Юго-Восточная Азия, где не полностью развиты вторичный и третичный сектора. При такой экономической политике ЮВА не выплатит свой внешний долг. Поэтому нужно не сокращать посевные площади, а увеличивать, так как в ЮВА вкладываются инвестиции. В мире заметно сокращается количество посевных площадей, поэтому если страны ЮВА будут больше производить и выращивать риса и чая , то они войдут в десятку стран мира по уровню производства сельхозпродукции.
Вся экономика взаимосвязана, человек зависит от всех трёх секторов экономики, если даже товары одного сектора будут отсутствовать, то в современных условиях человек не выживет.
Я предлагаю иной путь развития стран Юго-Восточной Азии- экономика стран ЮВА должна быть ориентирована на сельское хозяйство, так как в мире существенно снижаются количество плантаций из-за городского взрыва и очень высокой урбанизации. Поэтому с помощью такого пути страны смогут войти в десятку стран мира по уровню выращивания чая, риса, лекарственных трав и т.д. Тем более у этого региона есть на это ресурсы, рабочая сила, наличие свободных площадей.
УДК 338.6
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А.Р.Хамитова, Дзинтер Н.В.
Лицей №107, г.Уфа
В данное время возрастает роль иностранных участников инвестиционного процесса. Это обусловлено неспособностью государства, а также частных отечественных инвесторов вложить достаточное количество средств в структурные и технологические преобразования.
Но иностранные инвесторы не спешат осуществлять инвестиции в большинстве регионов Российской Федерации. Несовершенство законодательной базы РФ и ее регионов остается серьезным препятствием на пути притока иностранных инвестиций. Из-за отсутствия единого инвестиционного законодательства возможно различное толкование законодательных актов, а в некоторых случаях и игнорирование.
Для решения этой проблемы в РБ был разработан ряд законов, гарантирующих инвесторам определенные льготы.
Нормативные акты направлены на создание в республике более привлекательного и благоприятного инвестиционного климата. Иностранные инвесторы самостоятельно определяют объем и сферу вложения капитала в экономику РБ, а также пользуются всеми гарантиями и льготами, предоставляемыми действующим законодательством республики. Сравнивая закон "Об иностранной инвестиционной деятельности в РБ" и аналогичный закон РФ, выявляется яркое отличие между ними. Данный закон в РБ предусматривает прямые льготы иностранным инвесторам. Иностранный инвестор освобождается от уплаты налогов на имущество, зачисляемого в республиканский бюджет, сроком на 3 года и в течение примерно такого же времени он не платит налог на прибыль в той части, которая зачисляется в бюджет.
Для экономики республики выделяются проекты, представляющие наибольший интерес. Они обеспечиваются правительственными гарантиями. Значительную роль в создании более привлекательного инвестиционного климата сыграли разработанные правительством зоны экономического благоприятствования. Главное их отличие заключается в том, что для предприятий, действующих в этих зонах, гарантируются определенные налоговые и таможенные льготы.
УДК 338.2
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ОТРАСЛЕВОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
М.В. Цапенко, mcap@mail.ru
Самарский государственный технический университет, г. Самара
Целью рассматриваемого подхода является определение состава и численных значений критериев оценки сравнительной эффективности в рамках анализа приоритетных отраслей экономики на региональном уровне. В качестве объекта анализа рассматриваются доминирующие отрасли Самарской области: машиностроение, нефтехимия, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, пищевая и легкая промышленность и ряд других отраслей, представленных в экономике нашего региона.
Сформирован состав агрегированных показателей для проведения сравнительного анализа отраслевой эффективности, в основе которого лежат параметры, определяющие оценку основных производственных фондов, трудовых ресурсов, задействованных в той или иной отрасли народного хозяйства и объемы производства отраслевого регионального продукта.
Задачей анализа является получение оценок сравнительной экономической эффективности по результатам функционирования соответствующих отраслей с последующим использованием полученных оценок для различных вариантов ранжирования и классификации.
Отрасли народного хозяйства представлены в виде сложной многомерной системы, входными параметрами которой являются основные производственные фонды и трудовые ресурсы, а выходным параметром - отраслевой региональный продукт.
Методологической базой для проведения анализа служит широко распространённая на Западе подход - Data Envelopment Analysis (DEA), название которой в переводе на русский язык можно рассматривать как анализ "упаковки" (охвата) данных. Метод имеет обширную библиографию, состоящую из более чем 1000 статей, монографий и диссертаций и применяется для анализа отраслей, организаций, процессов, производств и операций, оценки рыночной эффективности, исследования промышленных и сельскохозяйственных производств, транспортных перевозок, сферы здравоохранения, энергетики и др.
В основе данного подхода лежит метод свёртки обобщённых критериев эффективности сложных многомерных систем на основе соотношения взвешенных выходных параметров к соответствующим образом взвешенным входным параметрам системы.
Результатом проведённого анализа является получение численных значений критериев сравнительной отраслевой эффективности, отранжированных на интервале от 0 до 1, что позволяет проводить сопоставление и оценку различных отраслей в рамках единого регионального производственно-технологического комплекса.
К ВОПРОСУ О ДЕПРЕССИВНОМ РАЙОНЕ КАК ОСОБОМ ТИПЕ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
И.С.Цыганов
Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск
Депрессивными считаются районы, которые некогда процветали и укрепляли экономику своих стран, а потом стали кризисными, уступив лидерство другим районам. Получение статуса депрессивного региона позволяет органам управления территории получить дополнительные ресурсы. Однако, ресурсы государства всегда ограничены и для каждого этапа развития страны требуется очень тщательный отбор действительно проблемных регионов. Следует четко учитывать запросы и возможности государства, использовать различные подходы и механизмы принятия решений на основе законодательной и нормативной базы. Необходимо профессионально решать, кому именно нужна помощь, кто и почему не способен выйти из создавшейся ситуации собственными силами. Типологизация субъектов Федерации, выявление с ее помощью депрессивных регионов, определение путей их развития и экономических рычагов решения (или создания условий для решения) важнейших проблем- главные моменты в региональной политике государства. Такой отбор и , что особенно трудно, его обоснование требуют анализа проблем на всей территории России целенаправленной типизации всех субъектов Федерации. До настоящего времени в России нет официально принятого перечня проблемных регионов, их группировки и типологизации. Имеются лишь различные предложения. Интересен подход, при котором выделяют две основные группы депрессивных регионов - "дореформенные", упадок которых начался в дореформенный период, а реформы ухудшили их положение и "новые", которые в дореформенный период развивались, но в последние годы ( в основном, в связи с изменением рынка сбыта их продукции и условий выхода на рынок) оказались в состоянии стагнации и не имеют сил для самостоятельного выхода из этого состояния. Учитывая это можно предположить, что новый депрессивный район- это район, который перестал последовательно развиваться по экономическим, социальным и политическим стандартам и не может самостоятельно выйти из депрессивной ситуации без чрезвычайной, специальной поддержки государства. К числу "новых депрессивных" могут быть отнесены не только регионы, оказавшиеся в бедственном положении из-за распада Советского Союза, когда сразу "оборвались" не столько экономические, сколько технологические связи по поставкам сырья или сбыта готовой продукции, но и регионы, которые в силу развернувшихся в реформируемой России политических процессов стали субъектами Российской Федерации. Появление таких регионов, резко обостряют проблему взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации ( депрессивные районы - реципиенты федеральной финансовой помощи ), и в очередной раз свидетельствуют об ущербности государственной политике (экономической, социальной, политической, национальной) в отношении депрессивных автономных образований.
УДК:304.442
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
И.А. Чигарева
http://www.acis.vis.ru, e-mail: asis@mail.vis.ru
Исторически сложившееся деление предприятий социально-культурной сферы на коммерческие (казино, клубы, шоу-бизнес) и некоммерческие (образование, здравоохранение, культурные центры, библиотеки, музеи и т.д.) основано на диаметрально противоположном подходе к анализу результатов деятельности и экономических целей хозяйствования предприятий социально-культурной сферы. В современных рыночных условиях поиск дополнительных источников финансирования является основной экономической проблемой. На уровне нашей области, города необходимо найти оптимальный вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп и категорий населения. И все это является первоочередной задачей менеджеров СКС. Но социальная не ограничивается только социальной защитой населения. Сходные проблемы (недостаточное финансирование, текучесть кадров, недостаточно эффективное привлечение внебюджетного финансирования и т.д.) существуют во всём бюджетном секторе СКС. Причем в последнее время наметились серьезные предпосылки для ухудшения финансового положения бюджетных (некоммерческих) предприятий СКС. Не останавливаясь на причинах возникновения этих явлений, можно предположить, что в обозримом будущем тратить значительные финансовые ресурсы на поддержание культуры различных социальных слоев и национальных диаспор, соответствующих национальному составу нашей страны для решения возможных противоречий в обеспеченнии духовных запросов разных социальных и национальных слоев общества. Финансовое обеспечение этих задач, зачастую прямо противоположных, весьма сложно и в первоочередном порядке требует качественной подготовки менеджеров СКС, способных к выполнению этих задач. Значительно возрастают требования к качеству проектирования социально-культурных процессов, все проекты должны быть адресными, за счет чего возможно расширение базы социально-культурных услуг населению. Важное, если не главное место в деятельности менеджеров СКС должны занимать вопросы внебюджетного финансирования СКС. Опыт развитых стран показывает, что при уровне финансирования, например культуры 1-1,5% от ВВП общие запросы на эту отрасль составляют 5-5,2% за счет широкого привлечения внебюджетных средств и собственной коммерческой деятельности предприятий СКС, что для нашей страны является недостижимыми показателями.
УДК 330:002
ВЕКСЕЛЯ И НОРМАЛИЗАЦИЯ ИХ ОБРАЩЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
М.К. Шакиров, Г.А. Леухин, Г.К. Сагадуллина.
e-mail: mars_99@mailru.com
Марийский Государственный Университет, г. Йошкар-Ола
Для ликвидации взаимозадолженности широко используются векселя, сочетающие в себе черты инструмента доходности и функции средств расчета.
Для погашения задолженности перед государством в республике Марий Эл выпускались простые векселя Министерства Финансов. Указанные векселя принимаются государством в счет погашения задолженности перед республиканским бюджетом. Они являются государственными (муниципальными) ценными бумагами, доходы по которым не облагаются налогом на прибыль. Векселя принимаются к погашению МФ по номинальной стоимости в счет расчетов по налогам и сборам. По городским налогам выпускались векселя городского бюджета, которые имели хождение только через счета депо банка "Йошкар-Ола".
Кроме того на территории республики Марий Эл выпускаются и банковские векселя трех видов: процентные, кредитные, валютные - доходы по которым облагаются налогом на прибыль в особом порядке.
Простой процентный вексель - ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство. Выданный вексель может быть передан посредством индоссамента, удостоверяющего передачу прав по нему от ремитента - первого векселедержателя - к другому лицу. Оформление и выдача векселя производится на основании письменного распоряжения руководителя учреждения Сбербанка на экземпляре вышеуказанного договора с ремитентом.
Простой кредитный беспроцентный вексель используется в качестве расчетно-платежного средства юридическими лицами, а также предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. Данный вексель, выдаваемый за счет средств получаемого кредита, составляется и выдается банком на основании договора.
Простой валютный вексель может быть выписан на любой срок. Продажа этих векселей может производиться юридическими лицами только за доллары США, перечисляемые на счет учреждения банка безналично.
При выпуске и использовании векселей банки республики Марий Эл разрабатывают Положение о простом векселе, что утверждается Советом банка. Порядок разработки Положения, выпуска и использования векселей, их выдачи, учета движения, погашения в республике Марий Эл нами рассмотрены при исследовании данной темы.
Однако выпуск в обращение векселей носит стихийный характер, что приводит к негативным последствиям. Для повышения надежности и нормализации вексельного обращения необходимо четкое государственное регулирование вексельного рынка, передача функций контроля Центральному Банку РФ.
УДК 330:002
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
М.К. Шакиров, А.С. Шакирова. E-mail: mars_99@mailru.com
Марийский Государственный Университет, г. Йошкар-Ола
Для выхода из кризисной ситуации в отраслях АПК нами предлагается комплекс мер на уровне "предприятие - государство", который можно применять как руководством предприятия, так и государственными структурами. На предприятиях необходимо создание качественно новой службы управления финансами, целью которой должно стать построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия. Это порождает противоречия между интересами предприятия, государственными требованиями, ценой денег, конъюнктурой рынка. Разработанная система определяет круг основных задач, решение которых будет способствовать формированию адекватной рыночным условиям системы управления финансами. Система будет способствовать отреагировать на изменения внешней среды предприятия, максимизировать прибыль, оптимизировать структуру капитала, обеспечив финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность. Необходимо реформирование аграрной политики РМЭ, главной задачей которой должно стать достижение оптимальной структуры сельскохозяйственного производства, повышение его интенсивности, индустриализация сельскохозяйственных предприятий, разработка механизма формирования паритетных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, стимулирование спроса на продукцию аграрных предприятий. Предлагаемые основные направления аграрной реформы состоят из следующих: специализация хозяйств; расширение форм собственности, причем преобладание государственной с сохранением государственной поддержки, производством продукции в крупных масштабах и расширение частной путем перерастания подсобных хозяйств в фермерские, продажи части государственных предприятий, передачи хозяйств-банкротов в управление благополучным предприятиям и т. д.; разработка программы государственного регулирования; агропромышленная интеграция и кооперация; индустриализация сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК; социальное обустройство села. Со стороны государства необходимо принять ряд законов, устанавливающих правовые основы государственного регулирования агропромышленного производства, наладить деловые отношения между банковской системой и аграрными предприятиями республики. Необходимо создать на базе банков холдинги, которые возьмут на себя заботу о кредитовании, развитии лизинга, поддержке развития производства биржевых групп сельхозпродукции. Государство, в свою очередь, должно предоставить банкам, работающим с аграрными предприятиями, ряд льгот. В сфере налогообложения можно ввести в действие вместо многочисленных налогов всего один - продовольственный.
УДК 543.226
ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ПРЕДПРИЯТИЯ
Швид А.Ю., ФедотовН.Г.,
shvid_ru@mail.ru, ec@diamond.stup.ac.ru;
ПензГУ, г.Пенза
Появление и внедрение новых инноваций часто сопровождается значительными финансовыми вложениями. Более эффективным способом повысить технологический уровень предприятия может выступать лицензирование уже существующих патентов, создание пакетов лицензий. Среднему региональному предприятию значительную помощь в этом направлении могут оказать специализированные консалтинговые организации по поиску и сопровождению инноваций. При наличии хорошего пакета лицензий и достаточном уровне их внедрения предприятие получает значительные преимущества в конкурентной борьбе. Для мелких и средних фирм выгоднее всего перенимать опыт по внедрению и получению отдачи от патентов в соседних регионах. Поскольку значительная часть патентов лицензируется для неисключительного пользования и могут быть проданы повторно. Существует достаточно много таких лицензий, которые распространены по всей России.
Другой составляющей инновационного фактора могут служить методы монополизации технологических рынков крупными корпорациями. Основным рычагом здесь выступает патентование. Цель патентования захватить как можно больший объём новых технологических решений в короткие сроки. Как правило за счёт новых открытий и технологий, разработку которых ведут конкурирующие корпорации. Поскольку в РФ значительные финансовые потоки приходятся на такие холдинги как "Сибнефть", "ЮКОС" и др., то ожидать оживления в сфере высоких технологий в ближайшее время не придётся, когда как в США не самая большая фирма AMD по итогам ежегодных отчётов за 2000г. зарегистрировала 1055 патентов.
Применение инноваций невозможно без чёткого понимания патентного права. Поэтому руководителям предприятий значительную помощь могут оказать юридические консалтинговые фирмы или специализированные инновационные центры в оформлении заявки на патент или оформлении лицензирования. В значительной степени от этого может зависеть гарантия спокойствия и беспроигрышная ситуация в решении патентных и лицензионных конфликтов. Поскольку множество конфликтов возникают по поводу того, как оформлен патент, либо если он совсем не оформлен. Причём в последнем случае возможны самые негативные последствия, если сторонняя фирма или частное лицо получат патент раньше.
Инновационный фактор распространяется не только на отдельные предприятия и холдинги, особенную важность представляет его действие на региональном уровне, что приводит к появлению значительной дифференциации технологического уровня областей.
Работа выполняется в рамках гранта Министерства общего и профессионального образования РФ шифр Г00-3.4-439.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРИУСАДЕБНЫХ
ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ
Шепелева Е.А., E-mail: dc5250@dc5250.spb.edu
Северо-Западный научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства. г. Санкт-Петербург, Пушкин.
В связи с переходом страны к рыночной экономике изменилась роль приусадебных хозяйств населения. Если раньше они рассматривались как второстепенное место приложения труда, то теперь их роль значительно возросла. Из-за кризисного состояния в экономике и связанной с ним безработицей для многих сельских жителей деятельность в приусадебных хозяйствах становится основной. За 1990 - 1999 гг. посевная площадь, обрабатываемая хозяйствами населения, возросла с 2,4 млн. га до 4,7 млн. га, т.е. почти в 2 раза. Постоянно растёт удельный вес хозяйств населения в общем объёме производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Так, в 1999 г. 92 % картофеля, 77 % овощей, 59,4 % мяса и 49, 7 % молока производилось в хозяйствах населения. Но в связи с изменением роли хозяйств возникли и свои трудности.
До революции крестьяне любили землю, на которой работали, называли её землёй-матушкой и гордились своим социальным статусом крестьянства. Совсем по-другому дело обстоит сейчас, когда к сельскохозяйственному труду сформировалось пренебрежительное отношение, а понятия крестьянин в общем-то не существует.
В период плановой экономики были подавлены в русских людях энергия, инициатива, способность трудиться с удовольствием и старанием, реализовывать в полной мере талант. То есть всё, что нужно для ведения приусадебного хозяйства, где необходим труд очень тонкий, требующий постоянных размышлений, умных откликов на все нюансы "поведения" природы. Дореволюционные крестьяне обладали такими качествами в большей степени. Безусловно и в наше время есть люди, которые творчески ведут своё хозяйство, но большинством сельских жителей это делается по общепринятому шаблону, и не так как эффективно.
Основная причина этого, по нашему мнению, - деградация биологического и нравственного потенциала деревни. Следовательно, проблемы, перед лицом которых стоит сегодняшний сельский житель - это трудности не только экономического порядка, но в большей степени духовного. Исчез крестьянский дух, в основе которого лежал общинный уклад деревенской жизни с православным мировоззрением крестьянства.
Поэтому, на наш взгляд, для успешного развития приусадебных хозяйств необходимо возродить то трепетное отношение к земле, которое было основой существования крестьянского хозяйства, создать благоприятные условия для укрепления семьи и для того, чтобы молодёжь не уезжала из деревни. Для этого нужно развить социально-культурную сферу села. Пока же статистические показатели говорят об обратном: за 1990 - 1999 гг. строительство объектов данной сферы сократилось в 2-4 раза, что вызывает большие сожаления.
УДК 658.012.2
ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕННОЙ СТОИМОСТИ ДЕНЕГ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ
А.Г. Шурова, Г.И. Лупашина,
E-mail: Director@afngtu.nnov.ru
Нижегородский государственный технический университет
(Арзамасский филиал), г. Арзамас
Один из принципов проектного анализа состоит в том, что необходимо сопоставлять затраты и доходы (выгоды), возникающие в разное время. Так затраты на осуществление проекта растягиваются во времени, а доходы от проекта, помимо растягивания во времени, обычно возникают после осуществления затрат. Теория временной стоимости денег предполагает, что необходим анализ финансовых потоков вообще, т.е. как притоков денежных средств, так и инвестиций. Выбор времени осуществления инвестиций - важный момент в стратегии предприятия. При отборе инвестиционных проектов учет временной ценности денег может заключаться в том, что из двух проектов с одинаковыми первоначальными инвестициями и равными чистыми поступлениями более привлекательным будет считаться тот, который раньше начнет приносить доход. При принятии решений менеджеру нужно учитывать лаг времени, т.е. оценивать затраты, выручку, прибыль и экономическую рентабельность того или иного проекта с учетом временных изменений. Речь идет об операции дисконтирования, которая обычно проводится для нескольких альтернативных вариантов. Анализ приведенных денежных средств показывает, что при оценке проекта с помощью дисконтирующих критериев реальная прибыль от проекта меньше, чем по недисконтирующим критериям, т.к. расходы по проекту всегда предшествуют во времени получаемым доходам, последние дисконтируются сильнее, и следовательно меньше величина чистой прибыли. Использование дисконтирования в расчете проектной эффективности позволяет очистить прогнозные попериодные разностные потоки наличности (доходы минус расходы), генерируемые проектом, от напластований рыночности, искажающих реальность воздействием инфляции, неопределенности и т.д. Пользуясь разными критериями, комбинируя их, менеджер способен сделать правильный выбор в пользу того или иного проекта.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ВЕНЧУРНЫХ ПРОЕКТОВ
Л.Н.Шелковская,
E-mail: sh_lili@mail.ru
УГАТУ, г. Уфа
Процесс движения к цели базируется на основе реализации принимаемых решений и должен осуществляться по заранее намеченной "траектории". Однако объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность оказывает возмущающее воздействие на это движение, изменяя время наступления намеченных событий, их содержание или количественную оценку, что, безусловно, может привести к нежелательному развитию событий и повлиять на конечный результат. Ситуация инвестиционного проектирования не является исключением, ей тоже свойственны условия неопределенности. Поэтому индивидуальная оценка приемлемости каждого инвестиционного проекта должна осуществляться с учетом риска, связанного с реализацией проекта. Венчурные проекты реализуются в условиях повышенной неопределенности протекания реальных социально-экономических процессов, что усиливает необходимость учета рисков при их проектировании, так как в противном случае может оказаться, что результат реализации выбранного венчурного проекта не приводит к достижению поставленной цели. Возможность такого результата представляет собой риск инновационной деятельности, который в связи с тем, что каждый венчурный проект сопряжен с определенным (повышенным) риском , всегда больше нуля и существует объективно.
Оценка риска инновационной деятельности строится на научно-техническом, технологическом, маркетинговом и социологическом изучении объекта как источника риска, анализе внешних и внутренних факторов риска и определении показателей уровня риска. Инновационная деятельность как объект оценки риска обладает рядом особенностей. Главная из них обусловлена значительной отдаленностью результатов реализации, что крайне затрудняет их количественную оценку. Многообразие способов обеспечения экономической безопасности инновационной деятельности путем снижения и управления уровнем инновационного риска можно объединить в несколько основных групп: избежание (уклонение от риска); компенсация (резервирование) риска; страхование; хеджирование; локализация риска; распределение (диссипация) риска.
Практическое использование концепции приемлемого инновационного риска в процессе инновационной деятельности позволяет своевременно предвидеть возникающие изменения и осуществлять заблаговременно мероприятия по снижению и управлению инновационным риском до приемлемого уровня.
УДК 334.7.001.76:658
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
С.А. Щербаков, О.В. Петко, E-mail: sashe@mstu.edu.ru
Мурманский Государственный Технический Университет, г. Мурманск
В условиях начавшегося подъема экономики России для предприятия становится все более и более актуальной проблема развития деятельности предприятия, реализация новаторских предложений. С позиции экономической науки базовым показателем, характеризующим возможности предприятия в инновационной деятельности является инновационный потенциал (ИП) - совокупность основных ресурсов предприятия (финансовых, инфомационных, материальных и т.п.), которые могут быть направлены на реализацию инновационных проектов и мероприятий по управлению ими. Согласно основным видам ресурсов полезно выделить шесть субпотенциалов в составе ИП: финансовый, информационный, кадровый, производственный, материально-сырьевой, маркетинговый. Анализ каждого такого потенциала, таким образом, включает пять стадий: анализ ресурсов, анализ систем управления ресурсами, анализ взаимосвязей ресурсов и мероприятий по управлению ими. Анализ ресурсов включает определение объема данного ресурса (как в денежном, так и натуральном выражении) с учетом заранее определенных качественных характеристик. Как результат составляется баланс ресурсов предприятия с указанием степени использования. Целью этапа является определение наличия свободных ресурсов и необходимость проведения мероприятий по коррекции их баланса.
Анализ систем управления ресурсами включает анализ качественных характеристик ресурсов, анализ мероприятий по управлению ресурсами и анализ эффективности систем управления ресурсами. Составляется схема доступных мероприятий по управлению ресурсами с указанием эффекта их воздействия на различные группы ресурсов. Цель данного этапа - определить возможность и пути оптимизации менеджмента ресурсов для решения инновационых задач. Анализ взаимосвязей ресурсов предприятия является дополнением анализа ресурсов и представляет собой определение возможности компенсации дисбаланса ресурсов предприятия исходя из доступных мероприятий по управлению ресурсами. Особую роль играет исследование возможности частичной замены одних ресурсов другими в рамках используемых технологий. Цель данного этапа- разработка схемы мероприятий по совершенствованию структуры ресурсов предприятия с учетом максимизации инновационного потенциала. Графически структура матрицы ресурсов ИП представляется 6-и мерной диаграммой.
Кроме анализа субпотенциалов необходимо выполнить исследование факторов внешней среды, объединенных в четыре группы: законодательство, интересы социальных групп, уровень технологии, рыночные условия. Выводы и рекомендации по увеличению инновационного потенциала позволяют руководству предприятия сделать вывод о необходимости коррекции слабых мест инновационной деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Юдина И. В.
МОУ школа № 23, г. Самара, 10 класс
Накануне XXI столетия успех любой деловой организации все в большей степени стал зависить от ее сотрудников. Отражением этого в области науки и образования служит бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Проанализировав основные функции работы с кадрами, можно составить схему взаимосвязи основных видов деятельности в управлении персоналом из которой видно, что численность персонала, его квалификация, затраты на оплату труда определяются прежде всего проектом трудового процесса, который в свою очередь должен соответствовать технологии производства и требованиям общества к условиям труда. Рассмотрим определенный подход для определения численности административно-управленческого персонала с использованием формулы Розенкранца. Численность персонала, установленная по формуле корректируется исходя из ситуации на рынке труда. Рынок труда также влияет на величину заработной платы, чем больше спрос на работу, тем при прочих равных условиях выше ставки оплаты труда. Планирование заработной плата на основе рынка труда, является задачей менеджера по кадрам. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности, является одним из самых сложных и важных вопросов, решение которых позволит повысить эффективность управления персоналом. Одной из составляющих кадрового менеджмента является методология рационального подбора кадров. Рассмотрим методику подбора, основанную на оценке определенных личных качеств, характеризующих кандидата на рабочее место (таблица квалификационных требований). Конструирование рабочей группы и ее влияние на своих членов, зависят от ее сплоченности. Эффективная и слаженная деятельность коллектива, порой определяет ход работа всего предприятия в целом. Существуют определенные показатели, благодаря которым можно узнать рациональность и практичность управления персоналом. Для успешного решения задач, поставленных перед производственным коллективом, менеджеры на практике применяют основные виды и принципы мотивации (таблица сравнения теорий мотивации). Не смотря на то, что мы живем в век компьютеризации и высоких технологий, машина стала полноправным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, роль и значение человека в организации не только не упали, но он стал ключевым, ценным и дорогостоящим ресурсом, от которого очень многое зависит на любом предприятии.
УДК 351/354
ИССЛЕДОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Южакова Г.А., Черкасова Л.А.,
МарГТУ, Йошкар-Ола
Актуальность исследования проблем организации и функционирования государственной службы в развитых странах обусловлена возрастанием роли государственного управления в осуществлении идущих в России рыночных и демократических преобразований. Изменение места и роли страны на мировой арене, кризисная социально-экономическая и политическая ситуация в РФ ведут к усиления влияния государства. Теоретически и практически важным для становления новой государственности России является изучение опыта преодоления кризисов в развитии стран Запада. Современность характеризуется постоянным возникновением неуправляемых кризисных ситуаций, таящих в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. История американской госслужбы заметно отличается от развития этого института в странах Старого Света. Характерные черты: фундаментальное переосмысление самой природы политической власти, формирование устойчивого стереотипа недоверия к бюрократии, приоритет президентской власти, нормативно-правовая база госслужбы основывалась на Конституции. Специфике функционирования госслужбы на основе политического обычая способствовали особенности американского федерализма. Далее происходит усиление деполитизации госслужбы, возрастают требования к профессиональным качествам чиновников. Серьезный вклад в совершенствование американской административной системы внес В. Вильсон, выделивший в управлении две основные функции - политическую и управленческую. Теоретическим основанием разработки новой концепции гос. управления стали экономические воззрения Дж. Кейнса о необходимости гос. регулирования экономики, усиления роли административных мер и механизмов. Произошло создание сети новых правительственных органов. С 1940 года в США существуют так называемые "стандарты системы заслуг", которые служили основой кадровой политики, что способствовало унификации государственной службы в масштабах всей страны, укреплению государственной службы. Это объяснялось повышением значения государственной службы в период социального кризиса. При этом значительно повысилась роль президента страны, который формулирует цели политики и управляет всей организацией госслужбы. В целом отличительной чертой госслужбы США является ее постоянная подвижность, быстрое реагирование на кризисные ситуации. Гибкое применение методов прямого административного регулирования в период кризиса, уменьшение вмешательства в периоды стабильности является одним из факторов жизнестойкости американского государства.
ББК 65.9(2)28
ДИНАМИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ
В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
М.А.Юзбеков,
Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого,
Великий Новгород
Для анализа результатов природоохранной деятельности и эффективности связанных с ней затрат используется широкий круг показателей. Наиболее универсальными стоимостными показателями являются показатели затрат на охрану окружающей природной среды. Одним из критериев правильного сопоставления экологических затрат является элиминирование влияния цен. Эта проблема была актуальна и до начала 90-х годов, в условиях же инфляции задача значительно усложнилась. Одним из методов получения сопоставимых рядов является использование индексов цен (дефляторов) по группам и видам экологических затрат.
Базируясь на указанных теоретических предпосылках, в работе был осуществлен пересчет текущих и капитальных затрат на атмосфероохранную и водоохранную деятельность в 1995-1999 гг., учтенных в текущих ценах, в сопоставимые цены 1995 года. Объектом исследования выступает предприятие химической промышленности ОАО "Акрон", расположенное в Великом Новгороде В связи с тем, что затраты на строительно-монтажные работы в общем объеме капитальных вложений на природоохранные мероприятия в химической промышленности составляют не менее 70%, для пересчета капитальных вложений использованы индексы цен строительно-монтажных работ; для текущих экологических затрат использованы индексы цен в производстве минеральных удобрений ОАО "Акрон".
Размеры текущих затрат экологического назначения значительны. Текущие затраты относятся к годовым капитальным затратам, как 9:1 (среднее значение за 5 лет). Капитальные вложения на охрану окружающей природной среды увеличились в 1999 г. по сравнению с 1995 г. на 26% в текущих ценах и уменьшились на 37% - в сопоставимых ценах. Капитальные вложения на охрану водоемов имеют тенденцию к снижению в наблюдаемый период как в текущих, так и сопоставимых ценах (на 60% и 80% соответственно). Динамика капитальных вложений на охрану атмосферы имеет скачкообразный характер: рост вложений в 1996 году, их последующее падение и увеличение в 1999 году. При этом капитальные затраты в текущих ценах в 1999 году возросли по сравнению с 1995 годом на 10%, в сопоставимых ценах - уменьшились на 45%. Из анализа текущих затрат на природоохранную деятельность следует, что суммарные текущие затраты и текущие затраты на охрану водоемов в текущих ценах имеют тенденцию к увеличению в 1999 году по сравнению с 1995 годом на 54% и 15% соответственно. Текущие затраты на охрану атмосферы уменьшились за исследуемый период на 43%. Суммарные текущие затраты, затраты на охрану атмосферы и водоемов в сопоставимых ценах уменьшились за 1995-1999 гг. на 3%; 64 и 28% соответственно.
Приведенные результаты свидетельствуют о необходимости устранения ценового (инфляционного) фактора в процессе анализа динамики статистических данных.
УДК 658.012.2
УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИКОЙ
АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ
А.Н. Ямпурин, Г.И. Лупашина,
E-mail: Director@afngtu.nnov.ru
Нижегородский государственный технический университет
(Арзамасский филиал), г. Арзамас
В условиях рыночной экономики широкие полномочия предоставляются службам маркетинга, задачей которых является, в том числе, и разработка ценовой стратегии. Однако, одно дело правильно определить цену, по которой следует реализовать товар, а другое - изыскать возможности снижения себестоимости, которое позволит обеспечить заданный уровень цены, не сделав производство нерентабельным. Поэтому возникает необходимость проведения декалькуляции, т.е. определения размеров затрат по статьям калькуляции на основе уже заданной цены.
При работе в этом направлении одним из самых доступных средств является применение таких методов начисления амортизации, при которых динамика изменения нормы амортизации повторяла бы динамику планируемых изменений цен за соответствующие периоды.
В качестве решения поставленной задачи предлагается следующая формула для нормы амортизации:
где t1,t2 - соответственно начало и конец периода, за который производится начисление амортизации;
Т - нормативный срок службы оборудования, лет;
Ц(t) - функция, отражающая динамику изменения цены.
Использование этой формулы при расчетах обеспечивает следующие преимущества:
1. Динамика изменения нормы амортизации повторяет динамику изменения цены.
2. За период Т обеспечивается полная амортизация стоимости оборудования, независимо от вида функции Ц(t).
Кроме того, многие формулы для расчета норм амортизации выводятся из приведенной выше формулы, в частности: нормы для равномерного (линейного) метода начисления амортизации, нормы метода суммы чисел лет (кумулятивного метода) и др.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АПК И ТЕХНОЛОГИЯ
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Янданов Л.Ю.
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
В условиях "трансформационной" экономики, аграрный сектор страны находится в постоянном поиске новых более эффективных способов организации и управления сельскохозяйственным производством. Ныне имеется многоукладное сельское хозяйство. Большинству вновь созданных агроформирований не удалось адаптироваться к рынку и реализовать преимущества экономической свободы. Сегодняшняя, официальная политика правительства рф и рсха заключается в развитии крупнотоварных предприятий, горизонтальной и вертикальной интеграции. Из этого следует возникающий с новой силой интерес к реализации концепции активного использования хозрасчетных отношений внутри предприятия. Сельскохозяйственные предприятия, организующие или сохранившие хозрасчетные отношения, могут успешно и эффективно функционировать, примером могут служить: АОЗТ "Ручьи" Всеволжского района Ленинградской области, схпк им мичурина. Для организации хозрасчета созданы объективные предпосылки: глубокая специализация и концентрация производства в каждой бригаде, ферме и др Осуществлен переход на цеховую структуру управления; переход на полный хозрасчет и создание в подразделениях центров ответственности; созданы условия для использования информационных потоков управленческого учета. Развитие системы управленческого учета и выделение центров ответственности на крупных и средних предприятиях позволяет на практике применять технологию бюджетирования, широко распространенной на западе. Внедрение бюджетирования на предприятии предполагает: 1) планирование бюджетов структурных подразделений, что дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат; 2) утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов предоставляется структурным подразделениям, что дает большую самостоятельность в расходовании фонда оплаты труда, тем самым повышая материальную ответственность работников; 3) введения более строгого режима экономии затрат и финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из экономического кризиса. В нашей практике бухучета не используются возможности методов применяемых на Западе. Торможение этого процесса определяется рядом причин: ориентация отечественного бухгалтерского учета не на принятие оптимальных управленческих решений структурой управления, а на удовлетворение задач стоящими перед фискальными органами; технология бюджетирования более эффективна на крупных и средних предприятиях имеющих цеховую структуру, в аграрном секторе нашей страны таких предприятий немного. Процесс внедрение бюджетирования должен носить, продуманный, научно обоснованный характер.
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
2-ая Международная конференция молодых учёных и студентов
"Актуальные проблемы современной науки"
Гуманитарные науки, часть 6
ЭКОНОМИКА
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
Редактор: Трунин Александр Сергеевич
Компьютерная вёрстка
Трунин А.С., Лосева М.А., Рискин А.
Подп. в печать 2. 08. 2001 г.
Формат 60 х 84 1/16. Усл.п.л. 10,0 Усл. кр.- тт 10,0: Уч.-изд.л 9,6
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Тираж 190 экз. С-509
Государственное образовательное учреждение
Cамарский государственный технический университет
443100 Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Главный корпус
??
??
??
??
21
1
<< Пред. стр. 6 (из 6) След. >>