<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПОВОЛЖСКАЯ МОЛОДЁЖНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
 
 
 
 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
 
 
 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
 
 
 Часть 29
 
 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
 
 
 ТРУДЫ
 3-й Международной конференции
 молодых учёных и студентов
 
 30 сентября - 2 октября 2002 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самара 2002
 
 Министерство образования Российской Федерации
 Департамент по науке и образованию администрации области
 Ассоциация вузов Самарской области
 Департамент по делам молодёжи администрации Самарской области
 Поволжская молодёжная академия наук
 Самарский научный центр Российской академии наук
 Поволжское отделение Российской инженерной академии
 Самарский институт повышения квалификации работников образования
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 Самарский государственный технический университет
 Самарский государственный университет
 Самарский государственный медицинский университет
 Самарская государственная архитектурно-строительная академия
 Самарский государственный аэрокосмический университет
 Самарская государственная экономическая академия
 Самарская государственная академия искусств и культуры
 Самарский государственный педагогический университет
 Самарская государственная академия путей сообщения
 Самарский филиал Университета Российской академии образования
 Самарский муниципальный университет Наяновой
 Самарский институт управления
 Самарская государственная сельскохозяйственная академия
 Тольяттинский политехнический институт
 Самарский областной многопрофильный лицей (СОМЛИ)
 Балтийская система распространения экологической информации (BEIDS)
 
 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
 
 
 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
 
 Часть 29
 
 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
 специальность 13.00.00
 
 Труды
 3-й Международной конференции
 молодых ученых и студентов
 
 30 сентября - 2 октября 2002 г.
 
 
 
 
 
 
 
 Самара 2002
 
 УДК Ч
 
 Труды 3-й Международной конференции молодых учёных и студентов "Актуальные проблемы современной науки". Гуманитарные науки. Часть 29 Секция: педагогические науки. Самара. 2002. 48с.
 
  3-ая Международная конференция молодых учёных и студентов "Актуальные проблемы современной науки" проводится по инициативе Поволжской молодёжной академия наук, главная цель которой заключается в консолидации сил молодого поколения для решения актуальных проблем современной науки, культуры, техники, промышленности и сельского хозяйства.
  В заголовках работ приводится е-mail, по которому заинтересованные организации и лица могут устанавливать оперативную связь с авторами.
  В брошюре представлены материалы исследований по педагогическим наукам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
 
 Редакторы:
 Трунин Александр Сергеевич, проф. E-mail
 tasman@sama.ru Тел.раб.
  336827 Тел.дом.
 421079 Специалисты по направлению: Михелькевич Владимир Николаевич, проф. СамГТУ fkp@sstu.edu 370575 324641 Велиева Наталья Николаевна, директор СОМЛИ. somli@mail.ru 631613 Кириченко Тамара Васильевна зам.дир. somli@mail.ru 635522 Бельчикова Елена Павловна, проректор по НР, СИПКРО belch@sipkro.samara.ru 516675 Осетрова Ольга Вениаминовна, зав. асп. СамГМУ root@samaramail.ru; root@samsmu.samara.ru 330546 358595 Данилова Людмила Анатольевна, зам. директора МОУ-Центра образования lad2000@mail.samtel.ru
 
 
 
 ISBN 5-7964-0348-6 (c) Государственное образовательное учреждение
  высшего профессионального образования
  Cамарский государственный технический
  университет, 2002
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
  Стр Секция Педагогические науки, специальность 13.00.00 Ананьева Л.А., Вохрышева М.Г. (СГАКИ;г. Самара) Организационные факторы проектной деятельности библиотек..............................................
 5 Аринушкина А.А. (БГА РФ, г. Калининград) Особенности педагогической системы постмагистерского образования профессионалов........................
 6 Буркеева Л. М. (ЕГПИ, г.Елабуга) Методические основы проектирования места и роли национально-регионального компонента в системе общеобразовательных школ............................................................................
 
 7 Вечканова Е.В., Чепелева Л.Е. Социологические исследования чтения студентов: анализ и специфика.acis@mail.vis.ru; г. Самара............................
 
 8 Винокуров Е.Б. (ГОУ ПУ №17 при ТГТУ, г. Тамбов) Предпосылки создания дидактического комплекса по радиоэлектронике для системы начального профессионального образования.........................................................
 
 9 Галактионова Л.А.,. Дыченко Л.Ф, Повышение квалификации библиотекарей как фактор развития инновационных процессов в образовании. galaktionova_l@mail.ru; СГАКИ, г. Самара ..........................................
 
 10 Данилова Л.А. (МОУ-Центр образования города Чапаевска Самарской области) Обратная связь в управлении комплексным образовательным учреждением........................................................................................
 
 11 Данилова Л.А. (МОУ-Центр образования города Чапаевска Самарской области) Модель управления комплексным образовательным учреждением...
 12 Диковская Е.А., Мотова Л.Л., Персоналии в интернет: проблемы справочно-информационного обслуживания. СГАКИ, г. Самара..........................
 13 Долгань Е.К., Сытенкова В.Н. (КГУ, г. Калининград) Технология проектирования уроков химии на основе концепции поликультурного образования....
 14 Ермилова А.П. (ЕГПИ, г. Елабуга) Феномен лидерства: вопросы и ответы.... 15 Жужа Е.Н. (КубГУ, г. Краснодар) Школьный учебник и компьютеризация.. 16 Загуменнова Н.Ю., Хабарова М.Ю. (ТГПУ, г. Тула) Изучение и профилактика стрессовых состояний у студентов.....................................................
 17 Змиевская Е.В. (МПГУ, Москва) Интенсификация процесса обучения......... 18 Ибрагимова Г.М. (ЕГПИ, г. Елабуга) Учебный диалог в личностно развивающем обучении..........................................................................
 19 Идрисова Е.В., Саркисян К.Б. (СамГПУ, г. Самара) Развитие творческого воображения первоклассников на уроках хора......................................
 20 Князева О.О. (ОмГПУ, г. Омск) Особенности процесса обучения, строящегося на сбалансированном функционирование работы правого и левого полушарий головного мозга...................................................................
 
 22 Ковалева З. С., Саксонова Л. П. (СФ СамГТУ, г. Сызрань) Личность учителя...............................................................................................
 23 Ковалева З. С. , Саксонова Л. П. (СФ СамГТУ, г. Сызрань) Современные профессионально значимые качества личности будущих педагогов............
 25 Лагуткина Н.В. (КЭУК, Казахстан, г. Караганда) Возможности и перспективы использования современных технологий обучения в ходе товароведческой подготовки таможенников-экономистов........................................
 
 26 Пустобаева О.Н. (г. Сызрань) Некоторые аспекты работы лицея г. Сызрани с творчески развивающимися учащимися.............................................
 27 Рязяпова А. К. (ЕГПИ, г. Елабуга) Коррекция девиантного поведения подростков в условиях школы..................................................................
 28 Савина Н.Н. (ЕГПИ, г. Елабуга) Формирование у учащейся молодежи положительного отношения к науке как актуальная проблема современности....
 30 Сафина А.Р. (ЕГПИ, г. Елабуга) Субъектный опыт подростка и его формирование в учебном процессе................................................................
 31 Селина Н.А., Буранок О.М., Мжельская М.В. (СамГПУ, г.Самара) О возможности формирования исторического сознания старшеклассников на уроках МХК..........................................................................................
 
 32 Тарасова С.И. (БелГУ, г. Белгород) Структура духовного воспитания в народной педагогике.........................................................................
 33 Татаринов А. (филиал ДВГТУ в г.Большой Камень) Современные технологии обучения.....................................................................................
 34 Урядов А.В., Аристова Н.В., Урядова Л.Ф., Чичиров А.А. (КГЭУ, г.Казань) Особенности тестовых задач осуществления цепочки химических превращений ............................................................................................
 
 36 Устинова И.Г., Мжельская М.В., (СамГПУ, г. Самара) изучение искусства русского сентиментализма в курсе МХК как способ воздействия на становление чувств подростков....................................................................
 
 37 Ховрина А.С. (ТГТУ, Тамбов) проектная деятельность в формировании готовности специалистов ДОУ к творческой деятельности..............................
 38 Чистякова О. (ЕГПИ, г. Елабуга) Введение учебной игры на уроках иностранного языка при формировании интеллектуально-эвристических способностей у старшеклассников..............................................................
 
 39 Шикунов А. Н., Пахомов А. Н., Кузьмин А. А. (ТГТУ, г. Тамбов, ВолГТУ, г. Волгоград) Гиревой спорт: зарождение и развитие.................................
 40 Шмонина Н.В., (ЕГПИ, г. Елабуга) Методическая вариативность в деятельности учителя и ее влияние на формирование интереса учащихся к иностранному языку..................................................................................
 
 41 Шульга Е.В. (ОГПУ, г. Омск) Использование ППС при изучении дробей в 5-6 классах.....................................................................................
 42 Яшина Е. А. (ТГТУ, г. Тамбов) Особенности усмотрения смыслов в тексте литературной пародии....................................................................
 43
 Велиева Н.Н., к.п.н., СОМЛИ, г.. Самара Рефлексивные образовательные технологии в педагогическом лицее. ..................................................................
 
 
 44
 СЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, специальность 13.00.00
 
 Ч
 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТНОЙ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
 
 Ананьева Л.А., Вохрышева М.Г (СГАКИ;г.Самара
 E-mail: acis@mail.vis.ru
 
 При переходе библиотек к новым информационным технологиям, руководители испытывают трудности в подборе специалистов в области маркетинговой и информационной деятельности. Реальной становится проблема текучести кадров, особенно при переходе к автоматизированным технологиям. Квалифицированных специалистов приглашают на работу в коммерческие службы, а библиотеки, тем временем, тратят средства на обучение персонала. Сказывается и нестабильная ситуация в стране, из-за чего библиотеки находятся в ситуации недостаточного бюджетного финансирования.
 Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрайзинг) становится аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня. Составление заявок на гранты - это основной и более доступный источник для поиска внебюджетных средств, где с необходимостью реализуется технология деловых контактов с маркетинговыми аудиториями специалистами по инновационной деятельности.
 Финансирование проекта как элемент фандрайзинга определяется уровнем готовности групп участников в определении и решении конкретных задач. Это означает, что группа участников проекта руководствуется следующими организационными факторами:
 1. Способность разрабатывать стратегический план по учету интересов целевых групп.
 2. Способность формировать профессиональный штат, настроенный на результат.
 3. Волонтерская основа.
 Отсутствие гарантированного финансового результата, его гипотетичность - это надежда на получение гранта. Особенность результата характеризуется принципом 90 -10, то есть на 90% усилий приходится 10% средств. Со временем и накоплением профессионального опыта творческие коллективы добиваются результатов, когда на 100% усилий приходится 100% средств.
 4. Способности к привлечению ресурсов.
 При реализации проектов предпринимаются поиски поддержки в общественных организациях и органах государственного управления.
 5. Имидж в обществе, как пятая характеристика фандрайзинговых кампаний, предполагает произведение впечатления на общество через уникальность своей позиции на рынке услуг.
 6. Эффективный фандрайзинг предполагает наличие координатора, который является главным искателем средств (материальных и технических), отслеживает сведения обо всех проектах и кампаниях по фандрайзингу и создает соответствующие базы данных патронирующих фондов.
 
 Ч
 ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
 ПОСТМАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
 
 Аринушкина А.А. (к.п.н., БГА РФ, г. Калининград)
 E-mail: arinushkina@ldf.ru
 
 Актуальность исследования обусловлена объективной ситуацией, сложившейся на российском рынке труда, когда динамика структурных сдвигов экономики требует более совершенных профессиональных навыков, знаний и умений специалистов - выпускников негосударственных и государственных высших учебных заведений, а также руководителей высшего и среднего звена в области экономики крупных корпораций. В этой связи установлено противоречие: с одной стороны реинжениринг бизнес-процессов производственной деятельности в новых экономических условиях требует повышения интеллектуального потенциала руководителей-экономистов, формирования аналитического мышления, владения синтезированными знаниями и обобщенными методами решения социально-профессиональных, общечеловеческих проблем, с другой стороны, в педагогической науке недостаточно разработаны научные основы и апробированы комплексные инновационные педагогические технологии управления процессом профессионального развития руководителей-экономистов в системе постмагистерского непрерывного экономического образования.
 Исходя из общей цели исследования поставлены следующие задачи:
 определить сущность понятия "интеллектуально-корпоративной компетентности" обучаемого профессионала как цель и компонента управления процессом ее развития; разработать принципы отбора информационно-профессионального содержания как фактора управления процессом развития интеллектуально-корпоративной компетентности руководителей экономических направлений; описать динамику поэтапного управления обучением руководителей экономических направлений, адекватную уровням развития "интеллектуально-корпоративной компетентности"; выявить наиболее эффективные закономерности, обеспечивающие управление процессом развития интеллектуально-корпоративной компетентности в системе продолженного магистерского образования, структурируемые фундаментальными и прикладными аспектами в единстве с уникальными стратегическими задачами профессиональной деятельности; разработать концепцию информационно-тренажерной среды как интегрирующего элемента педагогической системы управления процессом развития "интеллектуально-корпоративной компетентности" руководителей структурных подразделений и направлений и провести проверку групповой формы обучения.
 
 Ч
 
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕСТА И РОЛИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
 
 Буркеева Л. М. (ЕГПИ, г.Елабуга)
 
 Национально-региональный компонент (НРК), как составная часть учебного материала - это естественное начало образования, ориентированное на духовную культуру личности учащихся, студентов, педагогов; содержание духовной культуры в ее национальном выражении. НРК - это механизм повышения интереса учащихся к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам, установка на выработку масштаба их мышления, их личности как будущего высокого уровня национального достоинства. Национально-региональная система образования с учетом отраслевого и культурно-национального аспекта своего развития требует: определения концепции развития региона, которая должна охватить все сферы деятельности; создания структуры целостной образовательной системы региона с соблюдением принципа непрерывности ее функционирования; формирования номенклатуры специальностей в срезах функционирования региональной системы образования с учетом национально-культурного компонента; разработки идеологии и стратегии развития региона совместно с государственными и общественными организациями для перспективного развития системы образования; определения конкретных целей, задач, содержания образования региональных учебных заведений, включая все их виды и типы; разработки перечня дисциплин, способствующих сохранению и развитию многокультурности региона; создания соответствующих учебников и учебных пособий; открытию новых кафедр, соответствующих профилю региона; создания координационного совета по развитию и управлению региональной системы образования; обеспечения финансирования системы. Основное направление деятельности коллектива по программе развития школы и внедрению воспитательной системы должно быть ориентировано на формирование социально - компетентной креативной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; развитие самосознания личности; помощь личности в самоопределении, самореализации и самоутверждении в жизни. Выделяют способы усиления НРК в современной общеобразовательной школе: количественное наполнение фактами; одушевление образами национального искусства; соавторская гибкость структурирования и возможность переструктурирования учебного материала; продуктивное побуждение учащихся к поиску аргументов; вариативность учебных предметов. Существует противоречие между универсальной общечеловеческой миссией образования и его столь же неотъемлемой функцией механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности. Методология проектирования содержания образования в системе общеобразовательных школ с НРК остается важной проблемой в системе образования.
 
 
 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ: АНАЛИЗ И СПЕЦИФИКА
 
 Вечканова Е.В., Чепелева Л.Е. acis@mail.vis.ru; г. Самара.
 
  В нашей стране социологические исследования чтения студентов советского периода проводились ещё в 20-х годах. Чтение студентов изучалось в комплексе с различными группами молодёжи, причём не были чётко очерчены возрастные границы, и возраст молодёжи значительно варьировался: от 14 до 20 лет, и от 15 до 30 лет. 20-е годы характеризуются ростом числа исследований по социологии чтения молодёжи. Особое внимание уделялось социально- классовой дифференциации читателей: исследовался круг чтения комсомольцев ("Комсомолец и книга".1924 г.), рабочей молодёжи ("Рабочая молодёжь и книга. Опыт обследования Выборгского района".1929г), сельской молодёжи (Банк Б. и Виленкин А. "Крестьянская молодёжь и книга".1929 г.). Первое место в чтении занимала беллетристика, второе - политическая литература, третье - литература по другим отраслям знаний. Исследования, строившиеся на партийных позициях, проводились с целью изучения чтения для дальнейшего руководства им.
  Централизованное изучение чтения студенчества осуществили исследования "Советский читатель"(1965-1967 гг.) и "Чтение ленинградской молодёжи"(1967 г.). Исследования выявили интерес студентов к чтению, стремление познавать новое через книги. Было отмечено, что чтение занимает важное место как в процессе учёбы, так и в организации свободного времени студенчества. Обнаруженная тенденция - у студентов гуманитарных вузов все показатели оказались выше, чем у других - связана с тем, что основным предметом их изучения является литература и книга.
  Исследования "Читательские интересы рабочей молодёжи"(1963-1966 гг.), "Книга в жизни молодёжи современного советского села"(1973-1974 гг.), "Книга и чтение в жизни небольших городов"(1973 г.) лишь частично затронули эту категорию читателей.
  В дальнейшем исследования носили локальный характер, которыми занимались отдельные высшие учебные заведения и библиотекари массовых и вузовских библиотек. Изучались глубина, особенности читательских интересов и потребностей студентов. С 1992 г. проводятся социологические исследования в научной библиотеке Тверского государственного университета; в 1993 г. Областная юношеская библиотека г. Воронежа провела социологическое исследование "Роль книги в жизни молодёжи", в котором изучались и читательские потребности студенчества. В результате исследований был сделан вывод: книги играют далеко не главную роль в трансляции культуры.
  Необходимость исследования чтения студентов в настоящее время связана с двумя тенденциями: возрастанием роли некнижных каналов передачи информации и социокультурным кризисом, приведшим к упадку духовности в среде современной молодёжи.
 
 
 
 Ч 377
 
 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  ПО РАДИОЭЛЕКТРОНИКЕ ДЛЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 Винокуров Е.Б. (ГОУ Профессиональное училище №17 (при ТГТУ), г. Тамбов)
 E-mail: marnikmakeeva@mail.ru
 
 При современной наполняемости групп педагог практически лишен возможности осуществлять дидактический принцип индивидуального подхода к обучающимся для управления их познавательной деятельностью.
 Рост научно-технической информации в настоящее время приобрел лавинообразный характер; традиционные методы ее организации и подачи ведут к чрезмерной перегрузке обучающихся сведениями, к поверхностному усвоению знаний и, как следствие, к снижению качества обучения. Изменяется также структура и качество самой информации. Большой удельный вес приобретают аналитические описания и выводы достаточно высокой абстрагирующей общности.
 Все перечисленное выше вызывает большие трудности на пути развития и совершенствования процесса подготовки квалифицированных специалистов.
 Эффективным средством разрешения существующих проблем нам представляется создание дидактического комплекса (в нашем случае по радиоэлектронике), который включает в себя следующие компоненты:
 Учебное пособие по полупроводниковым приборам, представляющее собой учебник для обучающихся;
 демонстрационный эксперимент, обеспечивающий наглядность теоретически описанных процессов и явлений;
 компьютерное моделирование как дополнение к демонстрационному эксперименту, дающее выход в современные методы представления знаний и направленное на повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету;
 лабораторный практикум, проведение которого обеспечивается наличием необходимого оборудования и описания лабораторных работ на данном оборудовании;
 пакет контролирующих заданий, предназначенных для проверки уровня усвоения обучающимися полученных знаний, умений и навыков.
 Применение в практике преподавания предлагаемого комплекса позволяет обеспечить решение задач индивидуализации обучения, повысить уровень мотивации обучающихся, обеспечить формирование необходимых умений и навыков при подготовке квалифицированных монтажников РЭА и приборов и радиомехаников в системе начального профессионального образования.
 
 УДК 023:37
 
 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ
 
 Л.А. Галактионова, Л.Ф. Дыченко, galaktionova_l@mail.ru;
  СГАКИ, г. Самара
 
 Увеличение объёма и значения информации в мире, создание новых информационных технологий ставят библиотеки, как учреждения, предназначенные для сбора, накопления и распространения информации, на особое место. В этих условиях возрастает роль школьной библиотеки как посредника между гигантским потоком информации и коллективом школы. Новая педагогическая парадигма ориентирована на максимальное саморазвитие личности в процессе непрерывного образования. Школьный библиотекарь, будучи посредником в предоставлении информации, одновременно является и педагогом, который призван обучать пользователей её поиску, выбору и критической обработке. Для успешного функционирования школьной библиотеки её работники должны быть в курсе достижений в области новейших библиотечных и педагогических теорий и технологий, владеть навыками использования новых информационных технологий. Повышение квалификации школьных библиотекарей имеет огромное значение.
 Библиотеки занимают важное место в непрерывном образовании учителей. Для разработки и реализации инновационных образовательных программ необходима эффективная система информационного и методического обеспечения. Библиотеки образовательных учреждений являются основной информационной базой для педагогов-новаторов. Информационно-библиотечное обеспечение инновационных процессов в образовании предполагает создание условий для повышения эффективности инновационной педагогической деятельности средствами информационно-библиотечного обслуживания. Библиотекарям средних общеобразовательных учреждений необходимо повышение образовательного уровня в области педагогики, психологии и современных информационных технологий, приобретение навыков методической помощи педагогам при реализации инновационных программ.
 Учебный курс "Информационно-библиотечное обеспечение инновационных процессов в образовании", предлагаемый в рамках системы повышения квалификации школьных библиотекарей (Центр развития образования г. Самары), знакомит со спецификой педагогического творчества, новыми информационными ресурсами в системе образования, формами и методами библиотечного обслуживания педагогов-новаторов, методической помощи при составлении и реализации авторских образовательных программ.
 
 
 Ч
 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В УПРАВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
 
 Данилова Л.А. (МОУ-Центр образования города Чапаевска Самарской области)
 E-mail: lad2000@mail.samtel.ru
 
 Управление комплексным образовательным учреждением невозможно без правильно организованной обратной связи - получения управляющим органом соответствующей информации. В комплексном образовательном учреждении эта информация может иметь огромный объем, быть весьма разнообразной по содержанию, исходить из весьма отличающихся друг от друга источников (что подчас делает ее объективно противоречивой), иметь различных пользователей. При этом руководитель получает и обрабатывает огромный поток информации педагогического и организационного характера, требующий своего анализа и принятия на этой основе управленческих решений.
 Само по себе получение полной информации о личности ребенка в образовательном процессе еще не является гарантией эффективного управления комплексным образовательным учреждением. Получаемая информация должна интегрироваться в целостный информационный комплекс представлений о личности в образовательном процессе. Способом интеграции является соединение разнородной психо-, социо-, педагогической информации в систему, компоненты которой соединены между собой взаимообогащающими и взаимоуточняющими связями. При этом недостаточно генерировать информацию, способствующей развитию индивидуальности; необходимо добиться, чтобы она была принята всеми субъектами и объектами управления: администрацией, воспитателями, учителями, педагогами дополнительного образования, обучающимися, родителями. Главным критерием качества получаемой информации будет не ее абстрактная объективность, а соответствие поставленной цели содержания управленческой информации, ее источников и измерительных инструментов, а также влияния, производимого самим измерением.
 При организации обратных связей руководитель комплексного образовательного учреждения должен учитывать естественную рассогласованность целей различных субъектов педагогической системы, выявлять все точки зрения и осуществлять их интеграцию с учетом того, что результаты такой интеграции могут существенно отличаться в своем содержании от информации, исходящей от каждого из ее источников.
 Один из возможных путей организации обратной связи - введение в организационную структуру управления дифференцированной управленческой подсистемы, осуществляющей аналитическую переработку с помощью современных информационных технологий информации. Введение данной подсистемы в комплексном образовательном учреждении позволит создать единые системы сбора, обработки и анализа информации о состоянии образовательного процесса, воспитательного процесса и информации о физическом и психическом состоянии личности каждого ребенка.
 
 Ч
 МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫМ
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
 
 Данилова Л.А. (МОУ-Центр образования города Чапаевска Самарской области)
 E-mail: lad2000@mail.samtel.ru
 
 Существующие в современном обществе требования к образованию приводят к необходимости создания особого типа образовательного учреждения - комплексного или интегрированного, который сочетает в себе (интегрирует) деятельность сразу нескольких звеньев непрерывного образования.
 Основной целью создания комплексного образовательного учреждения является попытка изменения привычной парадигмы образовательного процесса, заключающейся в переходе к предоставлению возможности выбора самим обучающимся траектории получения образования с целью развития своих способностей и склонностей, а также подготовки к осознанному выбору жизненного пути. Создание комплексного образовательного учреждения предполагает предоставление качественно новых условий для становления личности ребенка, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и самореализации, готового к максимально эффективному умственному труду, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром.
 Условием достижения основной цели управления является соответствующая организационная структура управления системой в целом (и педагогическим коллективом, коллективом воспитанников и обучаемых, а также непосредственно образовательным процессом) - целесообразно организованная управленческая деятельность.
 В образовательную модель комплексной системы входят такие ступени непрерывного образования: дошкольная, основного общего, а также система дополнительного образования детей.
 Анализ современной литературы по проблемам управления позволил сделать вывод, что сложную по содержанию структуру управления комплексным образовательным учреждением необходимо выстраивать, исходя из органистического понимания организации. Поэтому для построения модели управления комплексным образовательным учреждением, на наш взгляд, необходимо пройти следующие этапы:
 стратегический этап;
 построение образовательной модели;
 построение и реализация функции обратной связи;
 функциональный этап.
 Именно при соблюдении данных этапов построения модели управления можно детально спрогнозировать постоянное взаимодействие, установить взаимозависимость и предусмотреть интеграцию различных направлений деятельности комплексного образовательного учреждения, что будет свидетельствовать об эффективности комплексной системы.
 
 Ч
 
 ПЕРСОНАЛИИ В ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 
 Диковская Е.А., Мотова Л.Л., СГАКИ, г. Самара
 
  В настоящее время существует два основных вида электронных изданий, содержащих информацию о персонах, которые можно использовать в справочно-информационном обслуживании библиотек, - издания на CD-ROM и публикации в сети Интернет. По некоторым оценкам общее число ресурсов Интернет превысило 65 млн. и продолжает стремительно расти. По мере увеличения объема информационных потоков в сети все острее стоит вопрос об эффективных способах поиска необходимых пользователю сведений. Интернет сегодня представляет собой менее доступный большому кругу пользователей источник информации персонального характера, нежели издания на CD-ROM. Это недостаточно исследованный библиотечными специалистами и слабо представленный в библиографии и медиаграфии ресурс.
  Результатом проведенного нами поиска по ключевым словам "персона", "персоналия", "биография", "автобиография", "биобиблиография" с использованием поисковых систем и справочников Интернет явились указатели ссылок на энциклопедические, справочные, библиографические, полнотекстовые ресурсы, которые могут быть источниками информации о персоналиях, а также на сайты отдельных персон. Однако обилие получаемых ссылок и нерелевантность многих из них запросу значительно затрудняют работу пользователей с ресурсами Интернет.
  Решением данной проблемы может стать создание аннотированного путеводителя по наиболее значимым ресурсам Интернет персонального содержания. Его использование в справочно-информационном обслуживании библиотек, несомненно, облегчит выполнение запросов, связанных с получением разнообразных сведений о персонах.
  Наиболее эффективным способом организации подобного путеводителя является его размещение в сети в качестве самостоятельного web-сайта. Его функциональная направленность заключается в сборе, накоплении, систематизации и обработке (описание и аннотирование) информации о персонах. Основной информационный вход сайта - HTML-страница "Главная", включающая иерархически организованный указатель, обеспечивающий посредством гипертекстовых ссылок переход к соответствующим ресурсам, и алфавитный указатель ресурсов персонального характера.
  На наш взгляд, именно таким образом могут быть решены актуальные задачи справочно-информационного обслуживания в персональном аспекте - навигация и поиск в информационном пространстве, ликвидация информационного шума и достоверность полученных данных.
 
 
 Ч 54:371.315(075)
 
 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ХИМИИ

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу