<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 Долгань Е.К., Сытенкова В.Н. (КГУ, г. Калининград)
 E-mail: uni@kaicrut.koenig.su
 
 Поликультурное образование предполагает обогащение содержания курса химии за счет включения историко-научных материалов о жизни и деятельности выдающихся ученых, об истории важнейших научных открытий в области химии.
 Основными задачами преподавания курса химии в условиях поликультурного образования являются:
 воспитание у учащихся уважения к истории науки, к вкладу в развитие химической науки России и других стран;
 создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами культуры других стран путем обогащения содержания урока историко-научными материалами;
 воспитание уважения в истории и культуре Отечества и других народов;
 формирование представления о мире как совокупности сложных взаимосвязей, когда нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе.
 Основополагающими принципами поликультурного образования являются:
 принцип сохранения и развития традиций классического химического образования;
 принцип диалога и взаимодействия культур в сфере развития национальных интеллектуальных традиций и истории научных школ;
 принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей в сфере научного знания.
 Нам представляется важным показать вариант учебной программы и технологию её реализации на основе данной концепции с учетом историко-культурной и геополитической специфики Калининградской области: в содержании химии более широко освещается исторический аспект науки и жизнедеятельности ученых стран Балтийского региона.
 Через проектно-исследовательскую деятельность учащиеся составляют картотеку химических элементов, открытых учеными стран Балтии. При этом выявляются не только исторические факты открытий, но также делаются попытки повторить многие научные опыты ученых в школьных лабораторных практикумах. Данный подход позволяет учащимся осознать неразрывную связь естественных и гуманитарных наук и укрепиться в убеждении, что для успеха в творческой деятельности нужны разносторонние знания.
 
 Ч
 ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
 Ермилова А.П. (ЕГПИ, г. Елабуга)
 
 В какое время мы живем? В век вопросов и ответов, информации и компьютеризации, социальных преобразований. Формирование интеллектуального лидера нового поколения - проблема сегодняшнего дня. Кто управляет ходом событий? Кто организует коллектив? Кто, обладая высоким показателем когнитивных способностей, гибкостью и неординарностью мышления, сможет выстроить гармонию из хаоса мнений и идей? Безусловно, речь идет о лидере - ведущем человеке в группе. Только интеллектуальный лидер справится с безграничным потоком новостей, поступающих из средств массовой информации, переработает их и интерпретирует в экономических целях, только он для разрешения любой проблемной ситуации во время воспользуется многократно проверенной стратегией поведения, гарантирующей успех, быстрым взглядом охватит все трудности дела и одновременно все пути преодоления этих трудностей. Интеллектуального лидера отличают: острый ум, компетентность как глубокое знание своего дела, уверенность в себе, сильная воля.
 Качества лидера-интеллектуала необходимы сегодня каждому индивиду, их формирование у школьников - важная задача современной школы.
 Готовы ли школьники на данном этапе развития общества стать лидерами-интеллектуалами? Исследование, проведенное нами, показало, что ответ на данный вопрос однозначен: "да". Одинаково ли стремятся к интеллектуальному лидерству ученики разного пола? Бесспорно, этот вопрос требует рассуждений. Гендерный эффект находит свое место среди разных феноменов личности, и лидерство - не исключение. Исследуя гендерный фактор формирования лидерских качеств, мы пришли к выводу, что сегодня более активное участие в жизни коллектива и в работе над собой принимают девочки, оставаясь более ответственными и серьезными. О чем это говорит? О том, что развитие лидерских качеств у школьников не противоречит развитию личности в целом. Девочки всегда опережают мальчиков: раньше взрослеют, раньше умнеют, чаще становятся лидерами. Следовательно, мальчикам требуется особое внимание учителя, его специальный подход.
 В процессе формирования у школьников качеств интеллектуального лидера нужно, чтобы школа не просто снабжала учащихся новыми знаниями, делая из них интеллектуальных потребителей, а учила их работать с этими знаниями, формируя лидеров-интеллектуалов. При этом целесообразно изучить индивидуальные особенности каждого ученика, его талант, одаренность, учитывать их в учебном процессе, реализовывать принципы проблемного, развивающего обучения, стимулировать познавательную деятельность школьников. Многое зависит, конечно, от учителя. Он должен быть методически и психологически подготовлен к формированию у учащихся интеллектуального лидерства, а самое главное, должен сам быть интеллектуальным лидером: лидера сможет сформировать только лидер.
 
 Ч
 ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ
 
 Жужа Е.Н. (КубГУ, г. Краснодар)
 E-mail: zhuzha@phys.kubsu.ru
 
 Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров [1]. Очевидно, что проведение реформы образования отражается в структуре и содержании школьного учебника [2, 3]. Подчеркнем, что подменять традиционный "бумажный" учебник электронной копией не целесообразно. Это обусловлено как методико-дидактической точкой зрения, так и санитарно-гигиеническими требованиями. Разумеется, это не исключает создания электронных вариантов учебника, поскольку такая модификация будет востребована, например, при затруднении обучения по состоянию здоровья ребенка. Важным моментом при разработке современного учебника является правильное соотношение его компонент [4]. Компьютерная составляющая не должна играть решающую роль в учебном процессе: умелое её применение при решении конкретных целей и задач обучения - вот на что надо ориентироваться при создании современного учебника. Компьютер с Интернет-технологиями не может и не должен подменять учителя в учебно-воспитательном процессе. Существенным моментом является и то, что использование мультимедийных технологий при создании компьютерной составляющей учебника не должно подразумевать глубокого знания компьютерных технологий учителем и учащимся. Интерактивному приложению к учебнику следует обладать интуитивно понятным интерфейсом, встроенной системой помощи, содержать дидактические материалы и методику их применения, соответствовать возрастной группе учащихся, моральным нормам и эстетико-психологическим требованиям. Из этих требований видно, что создание современного учебника является результатом работы не только коллектива педагогов, но и их теснейшим сотрудничеством с программистами, WEB-дизайнерами, мастерами 2D- и 3D-графики, психологами. Обладая учебником с компьютерной составляющей, удовлетворяющим всем перечисленным условиям, учитель имеет возможность конструировать урок в соответствии с поставленными целями и задачами, обретает необходимую ему методическую помощь в проведении и организации учебного процесса.
 Федеральная программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)".
 
 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 1. Архипова А. И. Механика. Технологический учебник физики. Альманах "Школьные годы", № 7, Краснодар, 2000. 167 с.
 2. Жужа Е.Н., Архипова А.И., Чёрный В.Н. Структура современного школьного учебника и новые информационные технологии. VI Международная конференция "Физика в системе современного образования", Ярославль, 2001, С. 51 - 52.
 3. Жужа Е.Н. Тенденции развития школьного учебника. 2-ая Международная научная конференция студентов и молодых учёных "Актуальные проблемы современной науки" (Самара, 2001), С. 40.
 
 Ч 612.821
 
 ИЗУЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВЫХ
 СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ
 
 Загуменнова Н.Ю., Хабарова М.Ю. (ТГПУ, г. Тула)
 E-mail: phisiology@tspu.tula.ru
 
 Изучение стрессовых состояний, адаптационных способностей, их развитие и саморегуляция в студенческой среде является актуальной научной проблемой. В течение трех лет мы изучали основные факторы, способствующие развитию стресса при обучении в ВУЗе. Объективно доказано, что основным стрессовым фактором для студентов является экзаменационная сессия. 90 % студентов не знают способов выхода из стресса и 42 % нуждаются в помощи психолога. Объектом исследования стали студенты 1-го курса, специальности "Биология и география" в количестве 29 человек (17-19 лет). Цель работы: изучить влияние стрессовой ситуации (экзаменационной сессии) на психофизиологическое состояние студентов и разработать программу психопрофилактики стрессовых состояний.
 На предварительном этапе эксперимента мы выявили: 73 % студентов экспериментальной группы составили группу "риска" по психофизиологическим параметрам. Главными учитываемыми критериями стресса стали - уровень нейротизма, показатели здоровья, уровень тревожности. На основном этапе главными критериями стали уровень тревожности, уровень эмоционального напряжения, показатели артериального давления и пульса. Наибольшая по числу группа с высоким уровнем тревожности приходится на период сдачи экзаменов (86,4 % студентов). Показатели тревожности через 10 дней после сессии выше исходного уровня в межсессионный период. В момент сдачи экзаменов увеличивается группа с высоким артериальным давлением и пульсом за счет уменьшения групп с нормальными и низкими показателями. Группу риска составили 58 % студентов. На заключительном этапе мы создали и провели тренинговую программу для студентов, направленную на формирование навыков саморегуляции студентов в стрессовой ситуации, расширение репертуара форм поведения, снижение нервно-психического напряжения, мобилизацию резервных возможностей. Оценка эффективности проведенного тренинга проводилась по программе "STATISTICA". Достоверно снизился уровень тревожности у 71% студентов. По уровню артериального давления и характеристикам пульса вся тренинговая группа имела нормальные показатели.
 Выводы: 1) группу "риска" составляет большая часть экспериментальной группы; 2) анализ динамики изменения психофизиологического состояния показал, что больше половины студентов имеют низкие адаптационные возможности и нуждаются в их развитии; 3) проведение тренинговой программы позволило оптимизировать психофизиологическое состояние студентов. Данная тренинговая программа может быть использована для реабилитации стрессовых состояний у студентов.
 
 Ч
 ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
 
 Змиевская Е.В. (МПГУ, Москва)
 E-mail: ewa2001@pochtamt.ru
 
 В начале нового тысячелетия человеческая цивилизация подошла к новому технологическому рубежу своего развития - постиндустриальному. Вступив в эру информационного общества, мы испытываем резкое ускорение всех процесов, связанных с жизнью человека, в том числе и образовательных. В России и за рубежом идет широкий поиск путей и средств решения проблемы интенсификации процесса обучения, что обусловлено стремительным ростом объема информации, чрезмерной интеллектуализацией и высокими темпами развития информатизации.
 Выросший объем знаний, предлагаемых к усвоению, поставили перед высшей школой задачу развития в студентах самостоятельности, критичности мышления, творческого подхода к учению в оптимально короткие сроки. Повышение качества подготовки специалистов в короткий временной отрезок предполагает интенсификацию процесса обучения, то есть повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат. Интенсификация процесса обучения способствует активизации самостоятельной работы студентов, что, в свою очередь нужно для подготовки конкурентоспособного специалиста, не только репродуцирующего теоретические знания, но человека, творчески подходящего к своей профессии, готового к успешной карьере, к изменению профиля работы. Чтобы воспитать умение самостоятельно и творчески мыслить, следует интенсифицировать процесс обучения, применяя активные методы, благодаря чему студент вынужден будет стать активным, независимо от того, желает ли он этого сам.
 На современном этапе реформирования системы образования в условиях повышения емкости педагогического времени к числу наиболее приемлемых способов уплотнения последнего можно отнести активные методы обучения. Данные методы способствуют также расширению кругозора, формированию знаний и умений, необходимых в профессиональной карьере, активизации познавательной деятельности.
 Современная педагогика обладает широким спектром методов активного обучения, к их числу относятся деловые игры, имитационное моделирование, компьютерные обучающие программы и многие другие. Особой формой в обучении является деловая игра. Велика ее роль в развитии творческих способностей и самостоятельности мышления. Представляя собой модель реальной действительности, деловая игра позволяет одновременно и ускорить процесс обучения, и применить полученные теоретические знания в практической смоделированной ситуации будущей профессиональной деятельности, и преодолеть психологический барьер перед последней, и получить положительные эмоции, а следовательно стимул для самостоятельной творческой деятельности.
 Таким образом, повышение качества подготовки специалистов в короткие сроки предполагает интенсификацию процесса обучения, высшая школа решает эти проблемы путем внедрения активных форм обучения, формирующих профессионально важные качества личности, положительно сказывающихся на формировании познавательных интересов, способствующих осознанному усвоению знаний. При этом развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, учащиеся активно, увлеченно работают, а педагог управляет учебной деятельностью.
 
 Ч
 
 УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ В ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
 
 Ибрагимова Г.М. (ЕГПИ, г. Елабуга)
 
 Актуальность темы исследования определяется тем интересом, который вызывают проблемы личностно ориентированного образования. Сегодня изменились требования к выпускнику школы. Это обусловило поиск новой парадигмы научного педагогического сознания, которое предполагает крупные инновации в понимании личностного подхода к образованию. Меняется и сущность общения между учителем и учеником, которое приобретает характер диалога. Сегодня вопрос о диалоге заявлен как один из важнейших для концепции личностно ориентированного образования. Существует множество подходов к феномену диалога, который рассматривается учеными как метод построения новой культуры личности (Библер В.С., Курганов С.Ю.), как особая развивающая коммуникативная среда (Сериков В.В.), как речевое общение, основу которого составляет речевая деятельность (Выготский Л.С., Бахтин М.М.), как дискуссия, спор (Кларин А.В., Павлова Л.Г.).
 Конкретные субъекты образовательного процесса и педагогического общения - учитель и ученик, а их совместная деятельность - это проектирование обучения. Диалог выступает здесь не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании. Под диалогом понимается "определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления личности". Диалог - это момент самоактуализации, "прорыва личности".
 Хотя диалог протекает в пространстве личностного опыта, задача его состоит в том, чтобы отделить "личное" от объективных достоинств или недостатков обсуждаемого предмета, так сказать, значение от смысла. Эта дивергенция значений и смыслов придает особое качество диалогу: в нем "гуманитарное" - рефлексия позиции участников диалога, ее логико-вербальное изложение органически сочетается с когнитивным, исследовательским отношением к проблеме. Эта двудоминантность диалога делает его универсальной характеристикой личностно развивающих образовательных технологий.
 Личностно развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно. Главная характеристика участника диалога - готовность к поиску смысла ценностей и коллизий, с которыми он столкнется в диалогической ситуации. Диалог выполняет здесь важные функции: он мотивирует принятие и обоснование деятельности и какой-то линии поведения; создает эмоционально-энергетическое подкрепление активности и условия для самопрезентации; способствует открытию личностью собственных смыслов.
 
 Ч
 
 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
 ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ХОРА
 
 Идрисова Е.В., Саркисян К.Б. (СамГПУ, г. Самара)
 E-mail: rafferti@rambler.ru
 
  Воображение является важной составной частью всех видов творческой деятельности, оно - причина гениальных открытий, рождения оригинальных произведений искусства. Материалом для творчества становятся впечатления, личный опыт, знания. Творческое воображение в области музыки проявляется на всех этапах "жизни" музыкального произведения: в творчестве композитора, в интерпретации исполнителя, в восприятии слушателя.
  Воображение детей подлежит развитию, и младший школьный возраст - важный период для развития творческого воображения, т.к. имеются следующие возрастные предпосылки: художественный тип личности; синкретичность детского творчества; эмоциональная впечатлительность; чуственно-образное мышление; образность и целостность музыкального восприятия.
  Опытная работа проводилась на уроках хора в ШИ№6 Ленинского р-на г. Самара. Эффективными условиями развития творческого воображения первоклассников на уроках хора стали: создание и поддержка на уроке непринужденной, благоприятной для творчества, атмосферы; учет педагогом-хормейстером возрастных психологических и физических особенностей развития детей 1-го класса; использование на уроках различных видов деятельности, активизирующих сферу воображения учеников; подбор репертуара из произведений с художественным и доступным для данного возраста содержанием, поэтичным и музыкальным текстом, красочными гармониями и аккомпанементом, ярко передающих настроение и образы, стимулирующие детское воображение.
  Ведущими методами развития творческого воображения стали: художественное чтение стихов; моделирование эмоциональных состояний, образов, сюжетов в процессе психологического тренинга, в работе с вокально-хоровыми упражнениями, в интерпретации репертуара; использование вневокальных заданий художественно-образной направленности в качестве работы над репертуаром: создание детьми рисунков, картин, индивидуальных песенников.
  Человек, являющийся счастливым обладателем творческого воображения, будет успешен во всех видах деятельности. Каждый ребенок, пришедший в школу, имеет возможность стать творчески настроенным индивидом. Задача педагога - помочь ученику раскрыть творческий потенциал, реализовать свои потребности, расширить возможности. Первым этапом этого многогранного и сложного пути должно стать развитие воображения ребенка, активизации его творческой деятельности в процессе обучения.
 
 Ч 370
 
 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, СТРОЯЩЕГОСЯ
 НА СБАЛАНСИРОВАННОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
 
 Князева О.О. (ОмГПУ, г. Омск)
 E-mail: Oksana_Knyazeva@mail.ru
 
 Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. В практической же работе педагогов и психологов образовательных учреждений довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.
 Оба полушария выполняют равно важные функции. Левое полушарие упрощает мир, чтобы можно было его проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие охватывает мир таким, каков он есть, и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым. Ученые показали, что правое полушарие здоровых людей "схватывает" любую информацию чуть-чуть быстрее, чем левое. В целом мозге именно правое полушарие собирает информацию со всего пространства, и с левой, и с правой его половины. Правое полушарие быстрее и успешнее левого опознает, сложную, неоднозначную информацию. Правое полушарие способно быстро схватить всю информацию и оценивать ее значимость до ее полного осознания.
 Учитывая исследования многих психологов и физиологов в области деятельности мозговых полушарий можно говорить о наличии у людей различных типов мышления : словесно- логического и образного, на прямую связанных с работой того или иного полушария головного мозга. Каждый тип мышления может конечно использовать и слова, и образы, но совершенно по-разному. Словесно - логическое мышление выделяет из всего обилия реальных связей между предметами и явлениями лишь немногие определенные и тем самым обеспечивает восприятие этих связей как однозначных. Особенностью же образного мышления является "схватывание" всех возможных связей между предметами, явлениями.
 Но стараемся ли мы в своих методиках целенаправленно использовать резервы правого полушария? Анализ школьной и вузовской практики обучения показывает, что выбор технологий остается традиционным. Педагогическая наука и практика должны найти и внедрить новые методы обучения, основанные на использовании и активизации способностей к образным представлениям и активации многозначного контекста. Пока таких методов немного. Своевременное и целенаправленное развитие образных компонентов мышления по нашим исследованиям дает благоприятный эффект в виде гармонического развития всех способностей учащихся.
 
 Ч
 ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
 
 Ковалева З. С., Саксонова Л. П. (СФ СамГТУ, г. Сызрань)
 
 Актуальность темы. Тема образования вообще актуальна всегда , особенное значение она принимает сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы и во всем мире наблюдается кризис ее. И , поскольку образование неотделимо от своего носителя - педагога , вопрос о его личности как совокупности творческих , педагогических , психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.
 В первой части исследовательской работы рассматривается современная педагогическая ситуация как в России так и во всем мире и отмечается необходимость в новых педагогических кадрах , имеющих определенные личные качества .
 Высказывается мысль о том , что в связи с преобразованием классической системы "передатчик знаний - приемник знаний" в процесс активного познавательного сотрудничества между учителем и учеником как наиболее продуктивной формы обучения , особенно значимыми становятся такие качества педагога , как способность привить интерес и вовлечь обучаемого в творческий процесс познания.
 Современная образовательная система , соответствующая самому высокому уровню и прогрессивнейшим идеям , требует нового типа учителя , способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования , призванной сформировать уникальный опыт обучаемого на основе не чисто энциклопедических , а творчески осмысленных и целостно воспринятых через призму личностных ценностей знаний . Способы и возможность подготовки такого учителя , который может помочь обучаемому и своевременно направить его и является конечной целью исследования.
 Во второй части работы рассматриваются различные педагогические концепции , их достоинства и недостатки , а так же развитие этих концепций во времени . Здесь же предлагается примерный проект реформирования Российской образовательной системы с использованием новейших педагогических разработок и теорий .
 В педагогическом руководстве выделяют два полярных , диаметрально противоположных стиля работы учителей - авторитарный и демократический , сразу стоит оговориться , что традиционная модель преподавания предполагает абсолютную авторитарность учителя с безоговорочным подчинением учащегося.
 По мнению представителей новой педагогики главной проблемой дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный , естественный спонтанный характер. Для этого обучение должно строиться не как преподнесение , заучивание и воспроизведение готовых знаний , а как открытие. Получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности.
 Наблюдается постепенный переход от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельному построению обучения. Это и есть сущностная особенность современной системы, речь здесь идет о личностно ориентированном обучении. Ориентация на личность в практике означает прежде всего смену стиля педагогического общения , поощрение самостоятельности , формирование готовности к свободе выбора , развитие таких качеств личности , как уважение к себе и , как следствие , уважение к другим людям.
 Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально , формулируются психологией (дающей ответ , например , на вопрос о характеристиках творческой деятельности , к которой предстоит приобщить учащегося) и выполняются педагогикой , обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание образования и методы обучения.
 Система образования является неотъемлемой частью структуры современного общества и представляет собой своеобразную "лакмусовую бумажку" , показатель уровня развития общества. Каждый этап общественного развития предполагает свое видение проблемы организации воспитательно-образовательного процесса , которое поначалу кажется единственно верным а позднее полностью или частично опровергается. Одно бесспорно - развитие системы образования не останавливается как не может остановиться развитие всего человеческого общества в целом и процесс накопления знаний в частности. Переход от древнейших наглядно-подражательных методов обучения к современным методам , с использованием высоких технологий явление закономерное и неизбежное. Во все времена образование , знание , было основой , "костяком" общественной жизни и представить общество , даже самое маленькое и неразвитое , без образовательной системы или ее зачатков невозможно.
 В третьей части исследовательской работы подробно рассматривается влияние цели образования на его форму и способы преподавания . здесь же описывается специфика постановки педагогической цели , процесс целеполагания и необходимые личностные качества педагога в его рамках .
  Именно подвижность цели подталкивает педагога к постоянному совершенствованию своих методов , знаний и профессионализма , так как недовольство собой и стремление к высшему уровню является признаком истинного профессионала-педагога.
 Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание , методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроках. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся.
 В заключении делается вывод о необходимости модернизации процесса обучения и устранения основного недостатка ныне действующей системы. Здесь же говорится о связи этой необходимости с изменением социально - экономической направленности нашей страны.
 Главный недостаток современной школы , современных методик обучения и воспитания - это недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся. Природа щедро одарила каждого человека чем-то особенным , индивидуальным. Учителю следует постоянно изучать , а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника.
 Современная образовательная система стоит перед дилеммой - либо давать на высоком академическом уровне систематизированное фундаментальное образование (директивным методом обучения) с подавлением индивидуальности , потерей психологического своеобразия ее развития ; либо дать свободу и инициативу с утратой систематичности знаний и снижением общего уровня образования.
 Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество , с одной стороны, и на рыночные отношения , с другой , резко изменили цели и ценности как среднего , так и высшего образования , поэтому сегодня особенно необходимо реформировать и модернизировать его .
 
 Ч
 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ
 КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
 
 Ковалева З. С. , Саксонова Л. П. (СФ СамГТУ, г. Сызрань)
 
 Актуальность исследования. Тема образования актуальна всегда ,поскольку образование неотделимо от своего носителя - педагога , вопрос о его личности как совокупности творческих , педагогических , психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение. Обозначены проблемы , цель , объект , предмет , задачи , методологическая основа , условия опытно-экспериментальной работы и основные этапы исследования ; представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования . В работы рассматривается современная педагогическая ситуация в России и во всем мире , при этом отмечается , что гуманизация образования усиливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов , способных к повышению своей профессиональной компетентности и развитию современных определенных качеств личности . С преобразованием классической системы "передатчик знаний - приемник знаний" в процесс активного познавательного сотрудничества между учителем и учеником , особенно значимыми становятся такие качества педагога , как способность привить интерес и вовлечь обучаемого в творческий процесс познания. Во второй части работы рассматриваются различные педагогические концепции , их достоинства и недостатки , а так же развитие этих концепций во времени , предлагается примерный проект реформирования Российской образовательной системы с использованием новейших педагогических разработок и теорий . По мнению представителей новой педагогики главной проблемой дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный , естественный характер. Для этого обучение должно строиться не как преподнесение , заучивание и воспроизведение готовых истин , а как открытие. В третьей части исследовательской работы подробно рассматривается влияние цели образования на его форму и способы преподавания . здесь же описывается специфика постановки педагогической цели , процесс целеполагания и необходимые при этом личностные качества педагога . Именно подвижность цели подталкивает педагога к постоянному совершенствованию своих методов , знаний и профессионализма , так как недовольство собой и стремление к высшему уровню является признаком истинного профессионала-педагога . Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание , методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроках. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В заключении делается вывод о необходимости модернизации процесса обучения и устранения основного недостатка ныне действующей системы , подчеркивается связь этой необходимости с изменением социально - экономической направленности нашей страны. В приложение включен блок анкет , тестов , таблиц и библиографический список .
 
 Ч
 ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ ТОВАРОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
 ТАМОЖЕННИКОВ-ЭКОНОМИСТОВ
 
 Лагуткина Н.В. (КЭУК, Казахстан, г. Караганда)
 E-mail: n_lagutkina@mail.ru
 
 Принципиальной особенностью "таможенного товароведения" является новый подход к трактовке товара и его классификации. Классическое товароведение выносит за рамки политэкономическое понятие "товар" в своих исследованиях, тогда как в таможенном деле, это - любое движимое имущество. Эта особенность требует нового подхода, как к содержанию, так и к технологии преподавания товароведческих дисциплин.
 На кафедре товароведения и сертификации Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза практикуется использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. С помощью опорных сигналов (технология В.Ф. Шаталова), организуется проверка теоретических знаний студентов. Карты опорных сигналов разработаны преподавателями по отдельным товарным группам и включают вопросы классификации товаров, их упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, экспертизы, особенности классификации в ТН ВЭД, специфику таможенного оформления (при ее наличии). Студентам предлагаются две деловые игры - это "Разработка руководства по качеству для таможенной лаборатории" реализуемая в курсе "Метрология, стандартизация, сертификация" и "Сотрудничество", позволяющая завершить формирование ранее полученных товароведческих знаний. Пользуются определенным интересом в студенческой аудитории творческие проекты игрового характера "Таможенный досмотр драгоценностей, автотранспортных средств" и др. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей.
 Учитывая ограниченность учебного времени, объемный теоретический материал товароведческих дисциплин целесообразным представляется использование автоматизированных обучающих систем (АОС), учебно-методическая подсистема которых обеспечивает индивидуализацию обучения. При помощи АОС можно замерить некоторые показатели эффективности процесса обучения: объем полученных знаний, перечень умений и навыков, даваемый анализируемой системой, и уровень их сформированности, интенсивность обучения, интенсивность забывания, гистограмма оценок. Способности АОС к адаптации учебного процесса на основе постоянного накапливания информации о его поэлементных результатах дают возможность введения новых учебных целей в подготовку специалистов: расширение профиля подготовки, формирование умений и навыков в пользовании Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов.
 
 Ч
 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЛИЦЕЯ Г. СЫЗРАНИ
 С ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ УЧАЩИМИСЯ
 
 Пустобаева О.Н. (г. Сызрань)
 E-mail: lyceum@dtc.syzran.ru
 
 Лицей - учебное заведение особого типа, в котором обучаются дети с достаточно высокими уровнями интеллектуального развития и учебной мотивацией. Одной из задач образования является создание комфортных условий для развития познавательной активности учащихся. Сочетание программного материала с дополнительным образованием представляет собой оптимальный путь организации детской творческой деятельности.
 Цель работы: рассмотрение и анализ уровневого подхода к организации научно-познавательной деятельности учащихся. Наличие трех ступеней образования, особенности программного материала (начало углубленного изучения предметов естественно-математического цикла с 8 класса, обучение в профильных 10-11 классах) и возрастной интеллектуальный потенциал позволили смоделировать в Лицее г. Сызрани уровневый подход к развитию научно-познавательной деятельности, которая формируется в течение всей сознательной жизни человека. Первый, начальный уровень - "Общий": учащиеся 5-7 классов проходят через систему циклов предметных факультативов. Основная его задача - заинтересовать учащихся и сформировать у них мотивацию для выбора учебной дисциплины с целью дальнейшего ее углубленного изучения.Второй уровень - "Специализированный", для учащихся 8-9 классов - состоит из спецкурсов и факультативов. Его задача - разжечь у учащихся чувство неудовлетворенности имеющимися знаниями и с помощью руководителя найти пути удовлетворения возникших потребностей в познавательной активности. Третий уровень интеллектуально-творческого развития - "Профильный" - предлагает учащимся 10-11 классов кроме спецкурсов и факультативов, также и обучение в профильных классах. Задача, решаемая на профильном уровне, - побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи, выдвигать предположения и догадки, исследовать их.
 Научное общество учащихся (НОУ) - высший уровень в уровневом подходе к организации научно-познавательной деятельности.
 Анализ результатов работы на каждом уровне познавательной активности учащихся позволяет сделать следующий вывод: сформированная уровневая организация работы с творчески развивающимися учащимися дает позитивные результаты, о чем свидетельствуют итоги научных конференций и предметных олимпиад. Однако, для более четкой организации познавательной активности учащихся на каждой ступени обучения рекомендуется: выявлять способных ребят уже в пятом классе и подключать их к исследовательской деятельности; организовывать для 6-8 классов на базе Лицея открытые конференции и олимпиады по техническому профилю как для лицеистов так и для учащихся школ города; проводить тесты на: выявление заинтересованности учащихся тем или иным видом интеллектуальной деятельности, определение интересов и индивидуальных способностей учащихся для создания ситуации максимального успеха в научно-исследовательской работе, - что позволит систематизировать работу с одаренной молодежью, организовать целенаправленный процесс формирования научно-исследовательских навыков.
 
 Ч
 КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
 ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
 
 Рязяпова А. К. (ЕГПИ, г. Елабуга)
 
 Быстрые процессы социально-экономических и политических изменений, происходящие в нашем обществе, сказываются на моральном облике, поведении подростков, вследствие этого и на росте преступности среди несовершеннолетних, то есть существует взаимообусловленность деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе, и девиантного поведения подростков.
 Нельзя отрицать и ответственность школы, педагогов за рост числа трудных подростков, признавая, что их наличие определяется в основном более абстрактными факторами социально-экономической жизни общества. Школа является единственным профессиональным учреждением в области воспитания, кадры которого обладают системой необходимых знаний по предотвращению возникновения отклонений в развитии личности учащегося, в его поведении. Но в наше время преобладающим остается пренебрежительное отношение педагогов к трудным учащимся, отношение к ним как к неподдающимся перевоспитанию, вследствие чего, они выпадают из общего воспитательного воздействия. Это противоречит основной функции школы, а именно воспитанию всего подрастающего поколения.
 Учитывая масштабы рассматриваемой проблемы, надо менять отношение и подход учителей к ней. Хорошие результаты в ее разрешении могут дать целенаправленная профессиональная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и перевоспитанию трудных учащихся. Для данной работы необходима база специальных теоретических знаний, на основе которой она и будет проводиться. Данная база включает в себя специально разработанные приемы, методы воздействия на учащихся, отличающихся девиантным поведением. Причем повышению результативности в коррекции девиантного поведения подростков будет способствовать их целесообразное варьирование и сочетание.
 Необходимость актуализации проблемы коррекции поведения подростков в условиях школы в настоящее время также обусловлено политическими и социальными преобразованиями в стране. Насущной потребностью сегодняшнего дня становится формирование порядочных, инициативных, предприимчивых людей с высоким уровнем образованности, способных вникнуть в сущность социальных, экономических вопросов и самостоятельно решить их. Трудные же подростки отличаются пассивностью, безынициативностью, отсутствием ответственности за свои действия. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. В связи с этим современная школа призвана создать необходимые условия для преодоления, искоренения вышеназванных недостатков и развития способностей, склонностей и интересов учащихся.
 
 Ч
 
 ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
 ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАУКЕ КАК
 АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
 
 Савина Н.Н. (ЕГПИ, г. Елабуга)
 
 Наука и научная деятельность являются в настоящее время важнейшим фактором, определяющим место государства в международной системе, уровень жизни населения, успешность жизнедеятельности конкретного человека.
 Бытовавшее в России в первой половине 90- х годов негативное отношение учащейся молодежи и представителей более старшего поколения к образованию, можно сказать, на сегодняшний день преодолено. Но отношение к науке, научной деятельности и к ее представителям все еще оставляет желать лучшего
 Старшеклассникам и студентам младших курсов сложно самостоятельно определиться в своем отношении к научной деятельности и научных интересах. Сделать это на более старших курсах бывает поздно.
 Одной из актуальных задач деятельности и общеобразовательных, и высших учебных заведений является формирование у учащейся молодежи положительного отношения к науке и научной деятельности, приобщение к научному творчеству, раннее развитие креативности, подготовка к высокопродуктивному труду.
 Нельзя пассивно надеяться на то, что улучшение социального положения ученых когда-нибудь решит рассматриваемую проблему. Необходимо предпринимать энергичные и действенные шаги к популяризации науки и научной деятельности среди подрастающего поколения и формированию первичного опыта исследовательской деятельности у одаренных учащихся и студентов. Особое внимание при этом следует обратить на подготовку будущего учителя к этому направлению деятельности среди учащихся, так как именно от него зависит успешность первых шагов выпускников школы в любой отрасли науки. Учитель, также как и преподаватель вуза, подготовленный к выполнению исследовательской функции в предметной и профессионально-педагогической областях, систематически будет заниматься исследовательской деятельностью, обогащая ее результатами знания учащихся, убеждая их, в том числе личным примером, в необходимости и пользе этой работы. Нарабатывая опыт собственной исследовательской деятельности, учитель сможет формировать его и у учащихся.
 Подготовка будущего учителя к организации исследовательской деятельности учащихся в школе является на сегодняшний день достаточно серьезной проблемой. Она не является общепризнанной и имеет преимущественно "фольклорный" характер. Специальная подготовка будущего учителя к организации исследовательской деятельности учащихся в школе практически отсутствует. Нерешенность многих аспектов рассматриваемой проблемы будет иметь отдаленные последствия.
 
 Ч
 СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА И ЕГО
 ФОРМИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
 
 Сафина А.Р. (ЕГПИ, г. Елабуга)
 
 Современное общество требует от школы выпускника интеллектуально развитого, социально адаптированного, имеющего определенный жизненный опыт и обладающего определенными волевыми качествами, а также владеющего приемами интиллектуально-познавательного поиска, что крайне необходимо для его дальнейшего роста. Именно поэтому формирование субъектного опыта подростков в процессе учебной деятельности имеет важное значение.
 В широком смысле именно благодаря деятельности, в том числе и учебной, человек усваивает опыт, накопленный прошлыми поколениями, опыт труда, познания, общения.
 Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. У подростка формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Другими словами, в процессе развития подростка как субъекта деятельности формируются целенаправленность (целеполагание), произвольность, саморегулятивность, четкое разграничение способов, приемов действия для решения разных задач в разных жизненных ситуациях.
 Таким образом, развитие подростка происходит под воздействием социальной среды, общности, в определенной социальной ситуации развития и прежде всего в ситуации обучения и воспитания. В результате происходит формирование субъектного опыта подростка, что имеет непосредственное отношение к субъектной активности ученика.
 Наконец мы подошли к раскрытию понятия "субъектный опыт". Что же он собой представляет? По мнению Якиманской И. С., субъектный опыт означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
 Активность подростка ведет к познавательной деятельности, которая предполагает наличие познавательной самостоятельности.
 Под "познавательной самостоятельностью" мы понимаем наличие интеллектуальной способности ученика самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путем абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий.
 Формирование субъектного опыта подростков и активность научного познания связаны с творческой деятельностью человека. Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей на базе уже имеющегося субъектного опыта и к формированию опыта в процессе интеллектуально-познавательного поиска.
 
 Ч
 О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО
 СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МХК
 
 Селина Н.А., Буранок О.М., Мжельская М.В. (СамГПУ, г.Самара)
 E-mail: mjelskaia@mail.ru
 
 Современная историческая и социально-политическая ситуация в стране привела к появлению новых проблем в сфере образования, некоторые из которых связаны с пересмотром содержания школьных программ, особенно разделов, освещающих отечественную историю и искусство. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о возникновении культурного диалога между современными школьниками, для которых нередко характерно пренебрежительное отношение к собственной стране как к государству без будущего, и отечественным культурно-историческим наследием. Одной из причин возникновения подобного отношения к собственной истории и культуре нам представляется отсутствие или неразвитость у сегодняшних школьников исторического сознания. Под историческим сознанием старшеклассников понимается совокупность представлений школьников о прошлом всего человечества, в котором ими воспринимается и оценивается история своего отечества, рефлексируется движение во времени собственного поколения. Историческое сознание является составляющей мировоззрения и выполняет следующие функции: оказывает влияние на нравственно-эстетическую сферу личности, на выработку у нее эмоционально-ценностного отношения к прошлому и настоящему, и как следствие - определенного поведения. Наибольший потенциал в проблеме формирования исторического сознания подрастающего поколения имеют предметы эстетического цикла. Урок МХК, являясь по сути интегрированным, имеет неоспоримые преимущества в решении данной проблемы, особенно в процессе изучения произведений исторической тематики, которыми так богато отечественное искусство. Анализ произведений искусства и литературы открывает перед учителем возможность формировать историческое сознание учеников через, во-первых, знакомство с позицией авторов, имеющих обычно неординарный взгляд на существовавшую и существующую действительность, во-вторых, через изучение исторического сознания общества конкретной эпохи. Эффективность предложенного подхода в том, что произведения искусства влияют на эмоциональную сферу личности, которая возбуждает познавательный интерес, устойчивость какового, в свою очередь является катализатором формирования исторического сознания. В 10 классе благоприятную возможность для формирования исторического сознания создает знакомство с операми М.Мусоргского, историческими полотнами В.Сурикова и И.Репина, произведениями А.К.Толстого. На этом материале возможно обсуждение "вечных" проблем: отношение к власти в России, чистота совести правителя, историческая роль народа и отдельной личности. Чем больше будут высказываться школьники, пусть даже наивно и экстравагантно, тем лучше. Главным критерием продуктивности ответа должно стать умение учащегося аргументировать свою точку зрения примером аналогий между историческими событиями прошлого и настоящим.
 
 Ч 37.01
 СТРУКТУРА ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В
 НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
 
 Тарасова С.И. (БелГУ, г. Белгород)
 E-mail: Merzlikina@bsu.edu.ru;
 
 Развитие научного педагогического знания в современных условиях предполагает глубокое и всестороннее изучение исследуемого объекта - в нашем случае духовного воспитания. Опора на точку зрения Ю.К. Бабанского дала нам основание говорить о том, что духовное воспитание включает в себя целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.
 Цель духовного воспитания в народной педагогике - это воспитанный человек, обладающий добротолюбием, трудолюбием, честью, любовью к Родине, преданностью к семейному очагу, религиозностью. Эта цель декомпозируется в соответствующие задачи духовного воспитания ребенка.
 Содержание включает воспитательный опыт народных масс, взгляды, идеи, традиции в области воспитания. Оно носило характер эмпирических рекомендаций и на протяжение веков не получало научного обобщения, хотя и несло на себе вполне достоверную педагогическую информацию.
 Деятельностный компонент духовного воспитания включает в себя методы и средства взаимодействия педагогов и воспитанников. Методы духовного воспитания - это исторически сложившиеся способы воздействия народных воспитателей на воспитанников с целью выработки требуемых духовных качеств. Средства духовного воспитания - это каналы педагогического воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных знаний, формирования практических умений и навыков и в конечном счете выработки требуемых духовных качеств. Существующая между ними взаимосвязь позволяет объединить методы в следующие группы: методы духовного воспитания словом: свободное общение, рассказ, беседа, разъяснение, совет, намек, убеждение, внушение и т.д.; делом: показ, поручение, доверие, приучение, упражнение, испытание и т.д.; религией: поверье, благословение, проповедь, заклинание, исповедание и т.д.; общественным мнением: приказание, одобрение, похвала и т.д.
 Результативный компонент. В контексте нашего исследования в качестве критериев оценки развития, степени сформированности конкретных качеств личности выступает составляющая их совокупность признаков - отношений к Родине, труду, людям, самому себе, Богу. Эти отношения выражаются в действиях, в суждениях, оценках и самооценках. Вступая во взаимодействие, они рождают новое свойство личности, характеризующееся совокупностью социально значимых качеств, отражающих систему ценностных отношений человека к Родине, к труду, к людям, самому себе, Богу - воспитанность.
 Таким образом, исследование структуры духовного воспитания в народной педагогике позволяет сделать вывод о том, что духовное воспитание в народной педагогике есть процесс и результат формирования добротолюбия, трудолюбия, чести, любви к Родине, преданности домашнему очагу, религиозности.
 
 Ч
 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
 
 Татаринов Андрей (филиал ДВГТУ в г.Большой Камень)
 E-mail: , festubigstone@mail.ru;
 
  Необходимость серьезно заглянуть в будущее является неотъемлемой частью образования. Образование - это индустрия, направленная в будущее. Возникновение "информационного общества" требует значительных изменений в подготовке специалистов высокого класса. И зачастую преподавателю нужно донести до студентов очень большой объем информации. Вот здесь-то преподавателю может помочь новейшее аудиторное оборудование. Возможно кто-то посчитает, что видеокомпьютерная проекционная техника слишком дорогое удовольствие для вузов. Но думаю, и со мной могут согласиться многие будущие специалисты, что на данном этапе оно необходимо. Попробую доказать это.
  Жидкокристалические проекторы и ЖК-панели не только совмещают в себе как все достоинства традиционного оборудования (кино- и слайдопроекторов, телевизоров, видеомагнитофонов и т.д.), но и обладают рядом преимуществ: комкатность и небольшой вес, простота и доступность управления, большие размеры проецируемых экранов (от 0,5 до 11 м по диагонали), яркость и контрастность изображения, наличие дополнительных компьютерных эффектов и функций и т. д. Но одно из преимуществ, отличающее работу с такой техникой от работы, например, с компьютерным классом - возможность общения с обучаемой аудиторией лицом к лицу, наличие систем интерактивного управления компьютерными программами и видео, которые дают возможность не отходить от проекционного экрана, не требующие профессиональных навыков в области программирования.
  Кроме того, технологические особенности ЖК-панелей имеют еще ряд преимуществ. Например, сочетание ЖК-панель - кодоскоп легко превращается в сочетание кодоскоп - слайды, для этого нужно только снять панель и положить на кодоскоп любой прозрачный носитель. Или подключенная к ЖК-панели аудиосистема может служить не только усилителем для видеомагнитофона или звуковой карты компьютера, но и самостоятельным источником информации.
  В настоящее время все большую популярность приобретают мультимедиа ЖК-панели, имеющие встроенные видеоадаптеры, микрофонные входы и аудиоусилители для подключения аудиосистем. К некоторым можно подключать видеокамеры, проигрыватели лазерных дисков, принимать телевизионный сигнал.
  Современные модели мультимедиа панелей имеют ряд дополнительных функций, позволяющих расширить возможности преподавания. Это:
 указка - в виде стрелки, помогающая привлечь внимание аудитории к наиболее важным пунктам лекции;
 шторки - используются для постепенного открывания экрана в любом направлении;
 пауза - позволяет остановить изображение для перехода на другое программное обеспечение или более подробно остановиться на данном моменте;
 увеличение - увеличение необходимого фрагмента проецируемого изображения в несколько раз и отображение его в любой части экрана;
 таймер - указывает время, прошедшее с начала демонстрации.
 Некоторые из мультимедиа панелей, в частности, семейство Proxima Ovation, могут выводить сжатое SVGA изображение, кроме того на них можно выделять и подчеркивать информацию на экране, рисовать одним из восьми цветов поверх видео- или компьютерного изображения, вносить поправки и комментарии.
 А с 1996 г. на мировом рынке появились специально разработанные ЖК-панели, позволяющие демонстрировать сложные изображения, такие как трехмерные объекты, топографические карты, технические чертежи и т. д., которые существенно помогли бы в обучении студентов технических специальностей.
 Это далеко не полный перечень необходимого оборудования, необходимого для обучения специалистов высокого класса.
 
 Ч
 ОСОБЕННОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
 ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ
 
 Урядов А.В., Аристова Н.В., Урядова Л.Ф., Чичиров А.А. (КГЭУ, г.Казань)
 E-mail: ., luryadova@mail.ru;
 
 Среди многих диагностических методик оценки качества высшего образования тестовый контроль занимает в последнее время значительное место. Тестовый контроль служит не только объективным способом оценки знаний, но имеет и ряд других преимуществ. Однако грамотное составление тестовых заданий требует от преподавателя знание методики и принципов их построения, поскольку каждый тип тестовых заданий имеет свои особенности.
 Часто используемая задача при преподавании химических дисциплин - задание "осуществите цепочку химических превращений", элементами которой являются исходные, промежуточные и конечные вещества, а также условия всех представленных реакций. При этом частично эти элементы заданы, а частично неизвестны и их предстоит определить.
 На наш взгляд тестовая форма подобных задач имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при составлении и использовании тестов. Во-первых, необходимо четко и грамотно составлять цепочку превращений, так как некорректно поставленные условия задач могут привести к логическим недоразумениям и искажениям при написании последовательного ряда реакций. Во вторых, тестовые пункты необходимо составлять с обязательным учетом промежуточных ответов, иначе теряется объективность оценки качества знаний обучаемых из-за невозможности контроля поэтапного решения поставленной задачи.
 Следует отметить, что постановка задач вышеуказанных тестовых пунктов возможна: а) в словесной (номенклатурной) форме; б) в структурной форме; в) смешанная, когда в одной и той же цепочке химических превращений (ЦХП) какие-либо вещества названы по номенклатуре ИЮПАК, а другие соединения представлены в виде структурной формулы.
 Нами проведен анализ всех возможных вариаций двух-, трех- и четырехэтапных цепей превращений с выделением в каждом из этих типов подуровней сложности выполнения.
 В одноэтапной ЦХП выявлены три возможные вариации, все - первого подуровня сложности; в двухэтапной ЦХП - шесть вариаций, четыре из которых первого, а два - второго подуровня сложности, в трехэтапной ЦХП двенадцать различных вариаций (четыре - первого, шесть - второго и два - третьего подуровня сложности); в четырехэтапной ЦХП - двадцать четыре вариации, возможных для составления тестов (четыре - первого, десять - второго, восемь - третьего и два четвертого подуровней сложности). Поэтому для соблюдения объективности тестового контроля знаний необходимо обязательно учитывать подуровень сложности тестового задания осуществления цепочки химических превращений.
 
 Ч
 ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
 В КУРСЕ МХК КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ
 НА СТАНОВЛЕНИЕ ЧУВСТВ ПОДРОСТКОВ
 
 Устинова И.Г., Мжельская М.В., (СамГПУ, г. Самара)
 
 В программе по МХК Л.М.Предтеченской, рекомендованной министерством образования в качестве базовой, данная тема отсутствует. Между тем обращение к отечественному искусству последней трети XVIII - начала XIX века позволяет не только приобщить учащихся к интереснейшему культурному наследию, но и заострить их внимание на вопросах, актуальных в подростничестве, помочь разобраться в собственных мыслях и эмоциях. Таким образом учитель получает возможность найти подходы к решению проблемы воспитания духовной культуры школьников, важным компонентом которой являются чувства.
 Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие потребности и мотивы личности (П.М. Якобсон). В чувствах синтезируются эмоции к предмету и его осмысление.
 Лучшие образцы искусства русского сентиментализма, с его многообразием и богатством эмоционально-образного содержания, способны оказывать положительное воздействие на становление сферы высоких чувств подрастающего поколения. Изучение изобразительного искусства открывает возможность задуматься над дилеммой внешней и внутренней красоты человека, волновавшей художников В. Боровиковского ("Старик, греющий руки у огня", портреты торжковской крестьянки Христиньи, М.Лопухиной), Д.Левицкого (портреты П.А. Демидова, Е. Хрущовой и Е. Хованской), Ф.Рокотова (портрет В.Новосильцевой). В романах и повестях Н.Карамзина, А.Радищева затрагиваются такие важные для сегодняшних подростков темы, как внесословная ценность человека, уважение личности, гуманность, сострадание к ближнему. Знакомство с музыкальными сочинениями Д.Бортнянского (оперы "Сокол", "Сын-соперник"), песнями Ф. Дубянского, О.Козловского позволяет непосредственно воздействовать на эмоции школьников, а также подчеркнуть мысль о значимости "маленького человека", переживания которого созвучны нашим современникам.
 Следует помнить, что воспитание чувств будет происходить при единстве эмоционального и интеллектуального в постижении искусства учащимися. Для воздействия на подростков важно не только использовать яркий иллюстративный материал. Учителю необходимо быть артистичным, опираться на методы проблемного изложения тем, методы эмоционального разъяснения, этической беседы. Наш опыт показал, что хорошие результаты достигаются при следовании линейно-концентрическому принципу в построении содержания уроков, каждый из которых мы строили по избранной нами "сонатной" драматургии.
 
 
 Ч
 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ
 ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Ховрина А.С. (ТГТУ, Тамбов)
 E-mail: pall@pisem.net
 
 Профессионализм воспитателя сегодня определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, уровнем владения проектировочными умениями. Отечественная наука достигла определенных успехов в разработке теоретических основ педагогического проектирования. Однако, опыт практической работы демонстрирует значительные затруднения воспитателей в создании педагогических проектов разных уровней.
 Внедрение новых технологий создает предпосылки для повышения эффективности обучения проектной деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, в основу которого положена идея, составляющая суть понятия "проект", его направленность на результат который можно получить при решении той или иной практической или теоретической проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, а значит на самоорганизацию и саморазвитие. В основе технологии проектного метода лежат механизмы синергетики, обеспечивающие переход от внешнего управления профессиональной деятельностью специалиста к его самоорганизации и саморазвитию.
 В работе творческой лаборатории с проектом мы выделяем три этапа:
 Подготовительный: планирование руководителем лаборатории проекта; выдвижение идей; обсуждение идей с воспитателями; выдвижение ими своих идей.
 Организационный: формирование микрогрупп; распределение заданий в микрогруппах.
 Заключительный этап. Промежуточный контроль (при длительном проекте); обсуждение способа оформления проекта; презентация результатов проектов всей лаборатории; защита и подведение итогов.
 Одновременно, с освоением технологии проектной деятельности, на наш взгляд, целесообразно использовать ЛСМ (логико-смысловые модели). На первой ступени необходимо давать готовые ЛСМ, которые позволят активизировать внимание участников лаборатории к освоению новой (проектной) технологии. В дальнейшем, с целью развития логики проектирования, логико-эвристического мышления и творческого воображения воспитателя самостоятельное конструирование ЛСМ. Это в свою очередь обеспечит наиболее оптимальные механизмы развития профессионального творчества воспитателя.
 
 Ч
 ВВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭВРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
 
 Чистякова О. (ЕГПИ, г. Елабуга)
 
 Формы и методы эвристического обучения представляют собой группу дидактических средств, необходимых для создания учащимися образовательной продукции по предмету, а также для подготовительной и сопровождающей творчество работы. Эвристические уроки включают в себя создание учениками собственных образовательных продуктов оргдеятельностного, когнитивного и креативного типов. Творческие задания и различного рода игры всегда привлекают учащихся. Именно в старших классах, где обучение в большей степени приобретает "лекционно-семинарский" характер, учащимся будет приятно отвлечься от традиционных форм работы. В психологической концепции игровой деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе её осуществления. Учебная игра является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого - научить действовать. В старших классах игра должна представлять собой самостоятельную познавательную деятельность учащегося в рамках конкретных правил и условий. Являясь одним из способов организации учебно-познавательной деятельности, игровая задача требует от обучающихся интенсивной работы мысли, направленной на поиск путей и средств ее решения, которое может быть воспринято учащимися как своеобразное открытие, имеющее для него личностную ценность и значимость. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения. Применение игры способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, его интенсификации и развитию групповых форм работы. Будучи введенной в систему традиционного обучения, учебная игра осуществляет несколько функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную. Особенность игры состоит еще и в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания или проблемной ситуации. Таким образом, игра обеспечивает благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на уроках иностранного языка можно подразделить на языковые, речевые и обучающие общению. А.А. Деркач и С.Ф. Щербак справедливо выделяют оперативные, тактические и стратегические учебные игры. При обучении иностранному языку представляется целесообразным вводить задания игрового характера для достижения сверхзадачи - овладение учащимися иностранным языком.
 
 Ч
 ГИРЕВОЙ СПОРТ: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
 
 Шикунов А. Н., Пахомов А. Н., Кузьмин А. А.
  (ТГТУ, г. Тамбов, ВолГТУ, г. Волгоград)
 E-mail: KVIDEP@cen.tstu.ru, bars@reg.avtlg.ru;
 
 Силе и силовой выносливости уделялось большое внимание в разные времена и у разных народов. Для их тренировки использовались различные предметы (брёвна, камни, гири и др.) Так, в Средней Азии соревновались в перетаскивании огромных камней, а в Шотландии - в метании бревна. На Руси издревле устраивали состязания по поднятию тяжестей, в связи с чем огромную популярность в народе приобрёл такой спортивный снаряд как гиря. Со временем народная забава переродилась в гиревой спорт (в дальнейшем: г\с), который в данное время является одним из немногих видов спорта, развивающих целый комплекс физических качеств. С каждым годом г\с становится всё популярнее. Поэтому, для оценки дальнейшего развития г\с, следует проследить его историю. Можно выделить 15 основных этапов развития г\с: I) От Древней Греции до раннего средневековья. Уже в те времена разные народы использовали устройства, выполненные в виде массивного тела с рукояткой в форме замкнутой дуги. В Афинском Олимпийском музее хранится камень, напоминающий гирю, весом 143 кг. II) От раннего средневековья до 10 августа 1885 г. В эпоху раннего средневековья каменные гири применялись для развития физических качеств у тюркских и славянских народов. В русском языке появляется слово "гиря", заимствованное из персидского языка. III) От 10 августа 1885 года до 24 октября 1948 года. 10 августа 1885 года в Петербурге В. Ф. Краевский создаёт "Кружок любителей атлетики". В 1897 году открывается Петербургское атлетическое общество. Г\с развивается в цирке и в армии. IV) От 24 октября 1948 года до 1962 года. 24-25 октября 1948 года в Москве состоялся 1-ый Всесоюзный конкурс силачей, включающий в себя упражнения со штангой и с гирями. Г\с интенсивно развивается на селе. V) 1962/72 гг. Утверждаются правила соревнований по г\с. Его включают в состав национальных видов спорта. 4 мая 1972 года - первая официальная встреча команд союзных республик СССР. VI) 1973/76 гг. Г\с интенсивно развивается в ЛитССР, РСФСР, УССР. VII) 1977/78 гг. Учреждена комиссия г\с в составе Федерации национальных видов спорта. 1978 год - 1-ый чемпионат России (ЧР). VIII) 1979/82 гг. Турниры "Богатыри России". Отмена жима. IX) 1983/85 гг. 1983 год - создание комиссии г\с при Федерации тяжёлой атлетики СССР. 1984 год - Госкомспорт РСФСР утверждает единые всесоюзные правила соревнований. 1985 год - 1-ый чемпионат СССР. Включение г\с в ЕВСК. X) 1986/91 гг. Введение 10-минутного регламента. 1989 год - 1-ый Кубок СССР по длинному циклу. XI) 1992 г. Создание МФГС. XII) 1993 г. 1-ый чемпионат Мира (ЧМ) по г\с. XIII) 1994/00 гг. Кубки Мира по длинному циклу. Соревнования по жонглированию. 1999 год - ЧР среди юношей и юниоров; 1-ый ЧР в гиревой эстафете. XIV) 2001 г. 1-ый ЧР среди женщин. Утверждение женских нормативов. XV) 2002 г. Впервые ЧМ проходит в дальнем зарубежье (Греция, г. Афины).
 
 Ч

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу