<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПОВОЛЖСКАЯ МОЛОДЁЖНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
 
 
 
 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
 
 
 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
 
 Часть 30
 
 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
 
 ТРУДЫ
 3-й Международной конференции
 молодых учёных и студентов
 
 30 сентября - 2 октября 2002 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самара 2002
 
 Министерство образования Российской Федерации
 Департамент по науке и образованию администрации области
 Ассоциация вузов Самарской области
 Департамент по делам молодёжи администрации Самарской области
 Поволжская молодёжная академия наук
 Самарский научный центр Российской академии наук
 Поволжское отделение Российской инженерной академии
 Самарский институт повышения квалификации работников образования
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 Самарский государственный технический университет
 Самарский государственный медицинский университет
 Самарский государственный университет
 Самарская государственная архитектурно-строительная академия
 Самарский государственный аэрокосмический университет
 Самарская государственная экономическая академия
 Самарская государственная академия искусств и культуры
 Самарский государственный педагогический университет
 Самарская государственная академия путей сообщения
 Самарский филиал Университета Российской академии образования
 Самарский муниципальный университет Наяновой
 Самарский институт управления
 Самарская государственная сельскохозяйственная академия
 Тольяттинский политехнический институт
 Самарский областной многопрофильный лицей (СОМЛИ)
 Балтийская система распространения экологической информации (BEIDS)
 
 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
 
 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
 
 Часть 30
 
 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
 
 Специальность 22.00.00
 
 Труды
 3-й Международной конференции
 молодых ученых и студентов
 
 30 сентября - 2 октября 2002 г.
 
 
 
 
 
 Самара 2002
 
 С
 
 Труды 3-й Международной конференции молодых учёных и студентов "Актуальные проблемы современной науки". Гуманитарные науки. Часть 30. Секция: социологические науки. Самара. 2002. 20с.
 
 
 
  3-ая Международная конференция молодых учёных и студентов "Актуальные проблемы современной науки" проводится по инициативе Поволжской молодёжной академия наук, главная цель которой заключается в консолидации сил молодого поколения для решения актуальных проблем современной науки, культуры, техники, промышленности и сельского хозяйства.
  В заголовках работ приводится е-mail, по которому заинтересованные организации и лица могут устанавливать оперативную связь с авторами.
  В брошюре представлены материалы исследований по социологическим наукам
 
 
 
  РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
 
 
 Редактор:
  Трунин Александр Сергеевич, проф. E-mail
 tasman@sama.ru Тел.раб.
  336827 Тел.дом.
 421079
 Специалисты по направлениям: Социология Малаканова Ольга Александровна, к.с.н, доцент кафедры социологии и политологии СамГУ malakanova@mail.ru 34-54-53, 34-23-68 Рахимова Расима Минахметовна, социология, АльметНИ, доцент alni99@mailru.com 31-00-05 22-83-24 Олисова Ольга Владимировна, асп., асс. кафедры социологии и политологии СамГУ olisova@yandex.ru 34-54-53, 34-23-68 Суворов Евгений Александрович, студ. СФ Университета РАО, г. Самара sfurao@samaramail.ru;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 SBN 5-7964-0348-6 (c) Государственное образовательное учреждение
  высшего профессионального образования
  "Cамарский государственный технический
  университет", 2002
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 Секция СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, специальность 22.00.00 Стр Белов Е.А. Самоорганизующиеся группы, elias-t@mail.ru; КГТУ, г. Казань ..............................................................................
 5 Дунаев Р.Б. Подразделения по связям с общественностью в системе органов государственной власти, КГТУ, г. Казань .......................
 6 Илатовская Т.Ю. Проблема наркомании в нашем университете (социологическое исследование), ity@rol.ru; УГТУ, г. Ухта ...............
 7 Исаков А.А. Приватизация в республике Татарстан как инструмент формирования среднего класса, Isakov_alex@km.ru, gkiinf2@bancorp.ru , КГТУ, г. Казань ........................................
 
 8 Коннов А.Ю., Салагаев А.Л. Уровень коррупционности в региональных органах власти и управления (анализ экспертных интервью и СМИ), alexkonnov@mail.ru, КГТУ г. Казань ............................
 
 9 Курзоватова Л.А., Салагаев А.Л. Гендерный подход к изучению профессиональной карьеры в органах государственного управления, salagaev@mail.ru, kurzovatova@mail.ru, Казанский государственный технологический университет, г. Казань ....................................
 
 
 10 Ломова О.А., Горбачева О.М. Современные гендерные аспекты социализации учащейся молодежи, филиал КГУ, г. Кировск, Мурманской области .....................................................................
 
 11 Михайлова Е.В. Земельная реформа как основа изменений социальных отношений в обществе, gkiinf2@bancorp.ru; КГТУ, г. Казань ...
 12 Моржаков В.С. Нормативно-правовое регулирование государственной кадровой политики на промышленных предприятиях республики Татарстан, vmalrus@mail.ru, КГТУ, г. Казань ..................
 
 13 Рахимгараева Р. М. Социальные функции муниципальной службы и местного самоуправления, Республика Татарстан, г. Альметьевск, Альметьевский муниципальный институт, damir@alkom.ru ...........
 
 14 Сердалиева Д.М., Подвойская Н.В. Перспективы карьерного роста молодежи в современной России, АГПУ, г. Астрахань, logos@astranet.ru; khomutovaa@mail.ru .....................................
 
 15 Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Социальная виртуалистика, badik@loi.hcei.tsc.ru, Томский государственный университет, г. Томск ...............................................................................
 
 16 Сосновская Е.А. Поиск эффективных методов профилактики наркомании на основе анализа международного опыта антинаркотической работы в США и Польше, КГТУ, г. Казань .........................
 
 17 Туриянский И.Е. Изменение модальностей контроля: переход от стратегии нормализации к актуарному режиму, elias-t@mail.ru; КГТУ, г. Казань ..................................................................
 
 18 Фёдоров А.А. Управленческие кадры в промышленности региона (на материале Республики Татарстан), andfed@nm.ru; КГТУ, г. Казань .................................................................................
 
 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Секция СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, специальность 22.00.00
 
 УДК 063.37
 САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ ГРУППЫ
 Белов Е.А., КГТУ, г. Казань
 E-mail: elias-t@mail.ru
 Переход к новым формам организации трудового процесса (самозанятость, коммерческая деятельность и т.п.) приводят к возникновению качественно нового подхода к организации и управленческой деятельности. Если в советский период имелись только иерархические системы, т.е. присутствовал управляющий (директор предприятия) у него были подчиненные, а у них в свою очередь другие подчиненные. То сейчас все большее значение стали играть самоорганизующиеся группы, в которых отсутствует постоянный руководитель. Они состоят из высококлассных специалистов в различных сферах жизнедеятельности, которые становятся организаторами на момент решения задачи в зависимости от ее специфики.
 Самоорганизующиеся группы могут быть востребованы практически в любой отрасли народного хозяйства. Если небольшая фирма вся может быть построена по принципу самоорганизации, то крупными предприятиями данная форма может использоваться на некоторых, наиболее приемлемых участках. Помимо этого самоорганизующиеся группы могут быть наняты для решения конкретных, постоянных или единовременных задач.
 С развитием глобальной сети Интернет самоорганизующимся группам даже не нужен офис. Отсутствие потребности в наличии конкретного места работы (страна, город, район) дает возможность, не меняя места жительства работать в данной группе. Рабочий день занятых в этих группах не нормирован, что многие люди ставят в разряд первостепенных признаков работы. Работая в самоорганизующихся группах можно совмещать несколько рабочих мест, что в последнее время стало одной из тенденций трудовых отношений. Перечисленные и ряд других критериев формируют заинтересованность в формировании и работе в этих группах.
 Одним из наиболее важных вопросов, на наш взгляд, является вопрос кадровой политики. Он может решаться изнутри, т.е. группа сама формируется и определяет порядок работы. В этом случае нет необходимости проведения, какой либо политики. При формировании этих групп следует выделить следующие особенности. Во-первых, функциональность данной группы проявится гораздо позже, нежели в обычных случаях, т.к. огромную роль играет сработанность команды. Во-вторых, необходимо четко определить спектр задач, которые могут быть решены подобными группами. В третьих - это вопрос стимулирования работников. Создание самоорганизующихся групп позволяет решить вопрос сближения работодателя и работника, что в свою очередь проявляется в вопросах занятости, социально-психологического положения работника, материального достатка, стабильности и т.п.
 Таким образом, на наш взгляд, вопрос формирования самоорганизующихся групп необходимо поставить в число первостепенных при определении приоритетов государственной политики в сфере занятости населения, т.к. он обоюдовыгоден, как для работодателя, так и для работника.
 С
 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮВ СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
 Дунаев Р.Б., КГТУ, г. Казань
 Бурное развитие средств массовой коммуникации, изменило как обыденную, так и политическую жизнь современного человека. В современных условиях институты государственной власти оказались зависимыми от граждан и их объединений. Это потребовало создания в государственных органах специальных подразделений по связям с общественностью, отвечающих за постоянный диалог с населением и гражданскими объединениями.
 В связи с этим интересным представляется анализ практического опыта работы отдела по связям с общественными организациями и средствами массовой информации Московского района города Казани. Обращение к опыту Московского района не случайно. Дел в том, что Московский район - это единственный район в городе, в котором создан специальный отдел по связям с общественными организациями и средствами массовой информации (далее отдел). В других районах функции связей с общественностью возложены на организационный отдел.
 Отдел является структурным подразделением аппарата администрации района. Он осуществляет свою работу под руководством начальника отдела и подчиняется Главе администрации и первому заместителю по социально - культурным вопросам.
 Основными задачами отдела являются: изучение, анализ и прогнозирование деятельности общественных организаций и средств массовой информации, подготовка аудио, видео и текстовых информационных сообщений и других материалов о районе, иллюстрирующих деятельность администрации района, информационное сопровождение мероприятий, проводимых службами администрации, организация и обеспечение проведения пресс конференций по вопросам деятельности Главы администрации, структурных подразделений администрации и районных служб.
 Для реализации своих функций отдел осуществляет постоянный контакт с редакциями городских и республиканских изданий. Одной из форм успешной совместной работы с журналистами является проведение тематических пресс-конференций, круглых столов с участием Главы администрации района, руководителей структурных подразделений.
 Работа по информированию населения о деятельности администрации ведется и на приеме населения, который наряду с другими подразделениями ведет и отдел по связям с общественными организациями и СМИ.
 Отделом проводится работа по подготовке докладов и выступлений, осуществляется информационное сопровождение практически всех мероприятий. Отдел также самостоятельно готовит материалы в СМИ.
 
 С
 ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ В НАШЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
 Илатовская Т.Ю., УГТУ, г. Ухта
 E-mail: ity@rol.ru
 К одной из проблем, приобретших большую актуальность в жизни общества многих стран мира, следует отнести проблему наркомании.
 Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.
 Рост наркотизации среди подростков и студентов является серьезной экономической и социально-культурной проблемой.
 Подростки и студенчество являются теми социальными группами населения, которые в большей степени подвергаются давлению со стороны наркокультуры и наркобизнеса.
 Особенность российской ситуации, непосредственно влияющей на положение подростков, студентов, является постоянное ухудшающее положение большей части населения страны. По данным Госкомстата за гранью прожиточного минимума сегодня пребывает более 32 миллионов человек.
 Вот о чем говорят данные МВД, органов здравоохранения РФ, других министерств и ведомств: за последние 5 лет количество потребителей наркотиков в России возросло в 3,5 раза и к концу 2000 г. достигло 3 млн. человек. По существу под угрозой оказывается все подрастающее поколение страны (13-25 лет).
 Не менее остро проблема наркомании стоит и в городе Ухта. Поэтому мы полагаем, что распространение наркомании в нашем городе, прежде среди студентов, требует своего изучения.
 В настоящее время как никогда ясно, что настала пора разобраться с наркоманией на основе глубоких, продуманных подходов и выработать адекватную государственную политику профилактики и борьбы с наркоманией на разных уровнях: медицинском, социальном, образовательном, правовом. Все должны понять, что нам брошен вызов - нас хотят лишить будущего, отнять у нас нашу молодежь.
 Целью нашего исследования является выявление состояния проблемы наркомании на данный момент в УГТУ, определение отношения студентов к проблеме наркомании и формулировка рекомендаций и предложений по оптимизации этой проблемы.
 Планируется так же провести исследование по изучению социального портрета студента УГТУ для того, чтобы лучше понять цели, интересы и проблемы студентов и определить, в каком направлении совершенствовать социальную, учебную и воспитательную работу.
 
 С
 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА
 Исаков А.А., КГТУ, г. Казань
 E-mail: Isakov_alex@km.ru, gkiinf2@bancorp.ru
  Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, идет интенсивное движение социальных групп, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Сегодня серьезной проблемой в развитии регионального общества является замедление процесса формирования среднего класса.
  Государственное регулирование экономики, осуществляемое различными институтами, призвано, прежде всего, сгладить возникающие противоречия в обществе, сформировать такую его структуру, которая обеспечивала бы стабильное развитие республики в целом. Сегодня существует множество программ социально-экономического развития России и ее регионов. Одним из важнейших средств государственного регулирования изменений социальной структуры является приватизация государственной собственности. Приватизация в Татарстане с 1992 году протекала в рамках общероссийской программы. Более 90% населения воспользовались своим правом и получили часть государственной собственности в виде приватизационных чеков, которые были вложены в какое либо предприятие, чековый фонд, либо проданы. Однако из-за несовершенства законодательства, основная цель приватизации достигнута не была. Люди, которые должны были стать собственниками, в подавляющем большинстве, фактически, ими не стали.
  Сегодня приоритеты государственной политики в области приватизации направлены на формирование в Республике Татарстан среднего класса. В апреле 2002 года принята Концепция управления недвижимостью Республики Татарстан. Для управления объектами недвижимости предполагается привлечение профессиональных управляющих, в качестве которых могут выступать как специализированные структурные подразделения в хозяйствующих субъектах, так и независимые сервейинговые компании. Данная практика уже давно внедрена в Москве и Санкт-Петербурге и, дает свои положительные результаты. При успешной реализации концепции в Татарстане ожидается создание более благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности государственной недвижимости.
  Большая доля полномочий по управлению государственным жилым фондом, сегодня передается советам местного самоуправления и товариществам собственников жилья. Это позволит данным организация извлекать прибыль за счет сдачи в аренду торговых и административных помещений в жилых домах и направлять средства на реконструкцию и текущее содержание жилья. Таким образом, жилые помещения в собственности граждан не потеряют со временем своей ликвидности, а предприниматели работающие на рынке коммунальных услуг составят реальную конкуренцию государственным структурам. Внедрение системы ипотечного кредитования, позволит резко повысить доступность жилья для значительной части населения и увеличить объемы жилищного строительства. Все эти действия призваны дать новый толчок становлению среднего класса в Республике Татарстан и стабилизировать социальные процессы в обществе.
 
 С
 УРОВЕНЬ КОРРУПЦИОННОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ (АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ И СМИ)
 Коннов А.Ю., Салагаев А.Л, КГТУ г. Казань
 E-mail: alexkonnov@mail.ru
 При анализе экспертных оценок по данной проблеме необходимо разделить их на следующие группы: бизнесмены, журналисты, госчиновники. Оценки бизнесменов при ответе на вопросы о коррумпированности и взяточничестве в основном можно охарактеризовать свести к несколькими выводам:
  - наибольший процент взяток приходится на мелких проверяющих, от которых напрямую зависит деятельность вашей фирмы (санэпидемнадзор, пожарный надзор, налоговая инспекция и пр.), причем не важно мелкий это бизнес (ЧП), или средний (ООО, либо группа торговых или производственных компаний). От масштаба бизнеса зависит только уровень взятки, которую хочет получить "проверяющий";
  - чем выше уровень чиновника, тем меньше он в количественном отношении берет взяток, но тем они крупнее. По мнению экспертов, это происходит по той простой причине, что чиновник боится потерять место "из-за" пустяков. Зачастую такой уровень чиновников действует не напрямую, а через посредников, и взяткодатель не знает в лицо конкретного взяткополучателя;
  - основной вывод из интервью с бизнесменами о причинах данной ситуации заключается в том, что, к сожалению, их (бизнесменов) уже приучили давать взятки для продвижения своего бизнеса, и даже некоторые чиновники, по их мнению, бывают удивлены тому, что бизнесмен приходит на прием "не с пустыми руками", в данных случаях, по свидетельствам предпринимателей чиновники иногда берут "подарки", а иногда отказываются, решая вопрос без этого.
 По общему мнению журналистов, причиной коррумпированности служат наличие возможностей для коррупции, безнаказанность и отсутствие у чиновников морального стержня противостояния взяткам.
 Одним из источников информации в наших интервью стали эксперты из органов государственной власти. Они фактически затруднились ответить на многие вопросы, однако основной вывод, который можно сделать из их интервью таков, что взятки берут лишь низшие и средние чины чиновничьей лестницы, что происходит из-за того, что именно они решают тактические задачи развития той или иной структуры находящейся на их подведомственной территории. Более крупные чиновники не берут взяток, так как высшие эшелоны власти и крупный бизнес связаны между собой экономическими и другими связями.
 После проведенного анализа прессы РТ можно сделать удручающий вывод, что в настоящее время в РТ намечаются предпосылки формирования т.н. "государства рантье", когда правящие структуры намеренно пытаются "обложить" экономической данью, либо войти в долю в любой финансовый проект. Таким образом, происходит сращивание государственно-административного аппарата и крупных экономических проектов.
 
 С
 ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
 Курзоватова Л.А., Салагаев А.Л.
 Казанский государственный технологический университет, г. Казань
 E-mail: salagaev@mail.ru, kurzovatova@mail.ru
 
 В современных условиях становится очевидной необходимость научного осмысления карьеры как сложившегося феномена в жизнедеятельности человека и организации и особенно профессиональной карьеры государственных служащих.
 Среди многообразия методологических подходов к изучению профессиональной карьеры в органах государственного управления наиболее перспективным является гендерный подход, позволяющий всесторонне изучить данную проблему. Его особенность в том, что в понятие карьеры вносится понятие "гендера", определяемого как совокупность норм поведения и позиций, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе. Д.Скотт считает, что гендер, т.е. социальный пол, является основной областью, в которой или при помощи которой выражается власть. Существуют различные способы выражения социального понимания половых различий: 1) через культурные символы; 2) через нормативные понятия; 3) принятое разделение социальных сфер деятельности по признаку пола со всеми вытекающими последствиями; 4) субъективное восприятие индивидом себя как женщины или мужчины.
 Одним из аспектов нашего социального образа является то, как женщины и мужчины обучаются, "конструируются", "строятся" в течение жизни в определенных обществах с различными культурами в разные моменты времени. Другими словами, какие они приобретают гендерные роли, отражающие черты характера и поведение того или иного пола, которые в процессе социализации еще сильнее подкрепляются. При этом гендерные роли полов не являются врожденными или неизбежными, их можно изменить. Отсюда различается не только поведение мужчин и женщин, но и их мотивация к профессиональной деятельности.
 В целом, гендерный подход делает акцент на самоценности личности женщины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя, в том числе и в сфере профессиональной карьеры.
 При определении профессиональной карьеры в органах государственного управления следует также учитывать и гендерный аспект, т.к. гендерный подход расширяет понятие профессиональной карьеры в органах государственного управления, и рассматривает карьеру не с позиции индивида, а с позиций мужчин и женщин. Отсюда, профессиональная карьера в органах государственного управления в рамках гендерного подхода определяется как равноценное продвижение мужчин и женщин по службе, сопровождающееся изменениями их навыков, способностей, квалификационных возможностей, и учитывающий гендерные различия и усвоенные гендерные роли.
 
 С
 СОВРЕМЕННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
 УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
 О.А. Ломова, О.М. Горбачева, филиал КГУ, г. Кировск, Мурманской области
 Актуальность нашего исследования обусловлена рядом факторов, которые влияют на социализацию студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях. Меняются ценностные ориентации, первостепенное значение приобретают материальные ценности, карьера, положение в обществе. Начиная с раннего детства, на протяжении всех этапов развития семья, школа, средства массовой информации, общество дают разные жизненные ориентиры разным полам, формируют доминирующие взгляды на образ юноши и девушки, мужчины и женщины (В.И. Гарбузов, Л.В. Попова, С.О. Филиппова, Э.К. Суслова и др.). Все выше сказанное определило тему нашего исследования "Современные гендерные аспекты социализации учащейся молодежи". С помощью гендерных исследований изучаются, как тот, или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также какие последствия этого распределения имеет для них. Социологический аспект отношения учащейся молодежи к самоактуализации и определения качеств "мужественности" и "женственности" отражен в результатах анкетирования студентов филиала Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова. Анализ анкетных данных показывает, что студенты, как юноши, так и девушки заинтересованы получить образование с целью приобретения самостоятельности и высокооплачиваемой работы в перспективе. Девушки хотят реализовать себя не только в создании семьи, но и в профессиональной сфере. Иерархия истинно женских качеств, выявленных в результате опроса девушек, состоит в основном из качеств, подчеркивающих внешность и эмоциональность девушек. Юноши определяют истинно женское качество покорность, современные девушки так не считаю. Таким образом, на основании мнений респондентов определили иерархию понятий "мужественности" и "женственности", а также, что вызывает у юношей и девушек непонимание противоположного пола.
 Существует необходимость обратить внимание на проблему, требующую обширных и комплексных исследований, связанных с самореализацией, самоактуализацией молодежи.
 Следовательно, образование студентов должно строиться на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь и в совместном преодолении этих стереотипов. Взаимоотношения между мужчинами и женщинами должны стоиться не на господстве и подчинении, а на личной взаимодополняемости в обществе и семье. Перспектива гендерных исследований связана с задачами гуманистического общества, обеспечивающими эффективную реализацию способностей людей разного пола.
 
 С
 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА КАК ОСНОВА ИЗМЕНЕНИЙ
 СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
 Михайлова Е.В., КГТУ, г. Казань
 E-mail: gkiinf2@bancorp.ru
 В Росси идет очередная земельная реформа. Россия вступила в период создания рынка земли, одним из субъектов которого являются крестьянские (фермерские) хозяйства. Основным направлений этой реформы является изменение права собственности на землю. Основная цель реформы - земля найдет своего хозяина и начнет приносить немалую прибыль. Попытки провести земельную реформу идут в России с XVIII века. Но Екатерине Великой, Александру I, Александру II, и Николаю II осуществить ее в завершенном виде не удалось. Если после революции говорили: на своем клочке земли крестьянину не выбраться к благополучной жизни, то теперь заверяют, что только на своем клочке земли это можно сделать.
 Имеются определенные объективные причины, свидетельствующие о том, проведение земельной реформы, связано в первую очередь с сельским хозяйством. Важность реформирования земельных отношений состоит не только в развитии экономики страны, за счет получения дополнительных средств от рынка земли, а в формировании устойчивого среднего класса, который явится основой улучшения экономики. В связи с введением в хозяйственный оборот земельных участков, в ближайшие три-пять лет в России должен сформироваться класс землевладельцев - малочисленный, но властью и экономическими рычагами обладающий.
 Главной отличительной чертой земельных отношений в России на протяжении большого исторического отрезка времени было то, что частное землевладение определялось по сословному признаку. Эта особенность так и остается неизменной. В соответствии с проектом закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" один хозяин может иметь сотни тысяч, миллионы и даже десятки миллионов гектаров земли в собственности. Три аграрных олигарха теоретически могут разделить страну между собой. Поэтому вопрос размеров владений землей не столько экономический, сколько политический.
 Вопрос любых государственных преобразований, прежде всего, вопрос политики и только потом экономики. Концентрация земли в руках отдельных лиц повлечет возникновение негативных социальных последствий: значительная часть сельского населения может остаться без земли, ярко выразится в расслоении общества и т.п.
 Успешное проведение земельной реформы во многом зависит от позиции государства. Учитывая социально-экономическое и политическое значение проводимых земельных преобразований, существует необходимость оценки возможных социальных последствий принимаемых решений, учитывающих в максимальной мере интересы всех слоев населения.
 
 УДК 35.07 (075.8)
 
 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
 ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА
 ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
 Моржаков В.С., КГТУ, г. Казань
 E-mail: vmalrus@mail.ru
 В России продолжается формирование рыночной системы хозяйствования. Этот процесс невозможен без перехода на принципиально иные формы и методы деятельности. На предприятиях эти изменения связаны с переориентированием и модернизацией производства, поиском иных форм работы с потребителями, реализацией грамотной кадровой политики. Лишь немногие предприятия имеют финансовую возможность уделять необходимое внимание последнему аспекту, в связи с чем ряд функций по обеспечению работы с кадрами промышленных предприятий берет на себя государство. Имеет смысл говорить о государственной кадровой политике. Деятельность государства по реализации государственной кадровой политике на промышленных предприятиях выражается прежде всего в нормативном регулировании подобных процессов.Так, в Республике Татарстан основным нормативно-правовым актом, отражающим деятельность государственных органов в этой сфере является Программа "Развитие государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан на 1999-2000 годы и на период до 2005 года", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 марта 1999 г. Согласно основным положениям этой программы, на сегодняшний день в Республике Татарстан, для преодоления ряда негативных факторов (в их числе значительных отраслевых различий в уровне оплаты труда, хронической задолженности по заработной плате, кризиса неплатежей, значительной по масштабам неполной занятости) предполагается принять ряд важнейших мер, которые, по мнению составителей, позволят нормализовать ситуацию. Вызывает сомнения тот факт, что задачи, поставленные в Программе будут достигнуты. Это связано с рядом причин. Во-первых, Программа охватывает проблему лишь фрагментарно, а дополняющие ее нормативно-правовые акты не создают четкой системы нормативно-правового регулирования государственной кадровой политики в Республике Татарстан. Во-вторых, по многим пунктам Программы назначено слишком большое количество исполнителей, что ставит под сомнение возможность реализации этих пунктов. В-третьих, некоторые разделы Программы составлены некорректно, что позволяет усомниться в компетентности как составителей, так и возможных исполнителей данной Программы. На наш взгляд, для полноценной реализации государственной кадровой политики необходим специальный закон Республики Татарстан, который будет регулировать вопросы взаимодействия предприятий, государственных органов в этой сфере, будет доступен всем субъектам хозяйствования, создаст базу для целостного нормативно-правового регулирования государственной кадровой политики.
 
 С
 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
 И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 
 Рахимгараева Р. М. Республика Татарстан, г.Альметьевск,
 Альметьевский муниципальный институт
 E-mail: damir@alkom.ru
 
 Конституция Российской Федерации провозгласила местное самоуправления второй, после государственной власти, формой осуществления публичной власти. Первого сентября 1995 г в России вступил в силу Федеральный закон. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций". В соответствии с этим законом Муниципальное образование выполняет следующие социальные функции (ст.6.):
 - комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
 - содержание и использование муниципального жилищного фонда и не жилых помещении;
 - организация, содержание и развитие муниципальных учреждении дошкольного, основного общего и профессионального образования;
 - организация, содержание и развитие муниципальных учреждении здравоохранении, обеспечение санитарного благополучия населения;
 - охрана общественного порядка, организации и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельность;
 - создание условии для жилищного и социального - культурного строительства;
 - благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу