<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Содержание
 
 1. Новости отрасли 4
 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 4
 Председатель Комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников считает возможным перенос срока окончания приватизации жилья на 2 года 4
 Барнаул (АСДГ) 4
 В городе в ходе I этапа реализации Концепции реформирования ЖКХ в 2005 году прошло 500 собраний и встреч собственников помещений в многоквартирных домах, участники которых обсуждали особенности реформирования ЖКХ и варианты способа управления многоквартирными домами. 4
 Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города совместно с районными администрациями города повседневно проводит работу по выявлению и закреплению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры. 5
 Екатеринбург 5
 В городе изменится порядок создания муниципальных унитарных предприятий 5
 Красноярск (АСДГ) 6
 Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг горожанам пересчитают автоматически, без обращения граждан. 6
 В администрации города подвели первые итоги реализации в 2005 году городской целевой программы "Молодой красноярской семье - доступное жилье". 6
 Магадан 6
 Стоимость услуг по обслуживанию жилья в этом году осталась прежней. 6
 Новый Уренгой (АСДГ) 6
 С 1 февраля 2006 года весь жилищный фонд, объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры перешли в муниципальную собственность. 6
 Рубцовск (Алтайский край) 7
 Повышены тарифы на услуги "Водоканала". 7
 Томск (АСДГ) 8
 В течение 2005 года 1059 семей обратились в городскую комиссию с просьбами о назначении субсидий в исключительных случаях. 8
 За тюменскую "коммуналку" взялось УФАС 8
 Тюмень: новый порядок предоставления субсидий на "коммуналку" 8
 Администрацией города с 1 января 2006 установлены новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения (содержание жилого помещения, услуги водоснабжения и водоотведения). 9
 Глава города Сергей Сметанюк подписал программу "Подвалы". 10
 Глава города подписал распоряжение "О выделении средств" на стимулирование в первом квартале 2006 года качества уборки придомовой территории муниципального жилищного фонда. 10
 Глава города поставил задачу более эффективно управлять общежитиями и создать в них достойные условия для жизни. 11
 Хабаровск (АСДГ) 11
 Постановлением мэра города утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением и размеры платы за наем, содержание и ремонт жилых помещений. 11
 Мэр города Александр Соколов стал лауреатом одной из самых престижных отечественных премий - "Российский Национальный Олимп". 12
 В администрации города совершенствуется практика подготовки к землепользованию перспективных городских территорий. 12
 Декабрьская подготовка города к возможному химическому заражению Амура и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях масштабного отключения водопровода, стала хорошей проверкой действий служб МЧС и властных структур. 13
 В минувшем году завершена работа над реализацией программы улучшения экологического состояния города, рассчитанной на 2001-2005 годы. 13
 2. Актуальные статьи 14
 Реформа ЖКХ 14
 Участки, которые нам выбирают 14
 Государство определило, как оно будет стимулировать создание инженерной инфраструктуры в местах новых застроек 14
 Форму управления домом можно поменять в любое время 17
 Фактор собственности в проблеме реформирования ЖКХ России 20
 Реорганизация Водоканалов 24
 РКЦ в рыночных условиях 26
 При таких условиях расчетные центры смогут найти свое место в новых реалиях, закрепить свою инфраструктурную роль и снизить транзакционные издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве. 27
 Посчитаем по-новому 28
 Учет ЖКУ: внедрение новых технологий 30
 Способы управления многоквартирным домом 31
 Cвой дом: выбирай или проиграешь 31
 Где собственность, там и ответственность 33
 Собственнику жилого дома дана возможность выбора 37
 Тарифы по оплате ЖКУ 44
 Отчего растет квартплата 44
 Новые подходы к установлению размера платы за жилые помещения 55
 Оплата жилого помещения и коммунальных услуг в свете Жилищного кодекса РФ 61
 Загадки ЖКХ 67
 ТСЖ...............................................................................................................................69
 Устав товарищества: вчера, сегодня, завтра 69
 Подводные камни ТСЖ, или что даст собственникам создание товариществ. 76
 Экономическая целесообразность создания ТСЖ 78
 Приватизация 81
 Испытание банкротством 81
 Приватизация унитарных предприятий в условиях естественных монополий 84
 Надо ли приватизировать Водоканал? 88
 Прочее 91
 О правах собственности на помещения в новых многоквартирных домах 91
 Муниципальная энергетика 100
 
 1. Новости отрасли
  При подготовке новостей были использованы материалы следующих источников: Информационный бюллетень АСДГ, "Вслух о главном", Пресс-служба городской Думы г. Екатеринбурга.
 
  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  Председатель Комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников считает возможным перенос срока окончания приватизации жилья на 2 года
  09.02.06
  "Учитывая сложившуюся ситуацию, перенос срока окончания приватизации жилья на 1-2 года возможен, но только при выполнении ряда условий", - сказал он. По мнению председателя Комитета, "должно быть увеличено количество пунктов приема граждан и число сотрудников, отвечающих за процедуру приватизации". Необходимо также привлекать к ответственности лиц, "саботирующих приватизацию жилья гражданами, особенно общежитий". По данным депутата, Правительство пока не внесло в Госдуму законопроект об упрощенном оформлении так называемой "бытовой недвижимости" (земельных участков, дачных домиков, бань, гаражей и т.д.). "Может быть, для элитных поселков Подмосковья это не такая уж и значимая проблема, но для людей в регионах, где стоимость оформления такой собственности подчас сравнима с ценой самой недвижимости, это очень важно", - сказал Павел Крашенинников.
 
 
  Барнаул (АСДГ)
  В городе в ходе I этапа реализации Концепции реформирования ЖКХ в 2005 году прошло 500 собраний и встреч собственников помещений в многоквартирных домах, участники которых обсуждали особенности реформирования ЖКХ и варианты способа управления многоквартирными домами.
  09.02.2006
  Большая часть - более 300 - этих собраний завершилась тем, что его участники приняли информацию к сведению, решили выбрать инициативную группу и провести повторное собрание. Об этом сообщил заместитель главы города Юрий Петров. Он отметил также, что неготовность барнаульцев взять на себя всю полноту ответственности за собственное жилье - отнюдь не исключение, у ближайших соседей (за исключением Новосибирска) картина примерно такая же. "Преобразования в жилищном хозяйстве затрагивают все население страны. Главной причиной тяжелого состояния отрасли все-таки является ее многолетнее недостаточное финансирование. Перейти на новые рельсы не так-то просто. У нас очень много нестыковок в законодательстве. Я бы отметил также некоторое нежелание переходить на новые рельсы в отрасли. На мой взгляд, отсутствие системной работы на уровне государства приводит к тому, что мы из одной крайности бросаемся в другую, а результат реформирования отрасли не виден. Кроме того, население демонстрирует явную неготовность работать по тем законам, которые сегодня уже приняты. 70% собственников жилых помещений, которые стали ими в процессе приватизации, психологически не ощутили себя собственниками по-настоящему. А со стороны государства и муниципалитетов не созданы предпосылки для этого: инвентаризация, паспортизация, регистрация жилого фонда, формирование земельных участков под жилыми домами не дают возможности стать правообладателем этой собственности", - отметил Юрий Петров. Он подчеркнул также, что в ходе обсуждения прозвучало и немало конструктивных предложений, которые будут учтены в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города.
 
 
 
 
  Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города совместно с районными администрациями города повседневно проводит работу по выявлению и закреплению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.
  02.02.2006
  За 2005 год выявлено 132 бесхозяйных объекта. Закрепление бесхозяйных объектов в муниципальной собственности проводится в строгом соответствии с положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и реализуется в двух направлениях: а) передача объектов на обслуживание инженерным службам с целью обеспечить сохранность потенциально муниципального имущества; б) оформление технической документации с последующим узаконением объекта. На период узаконения, который в соответствии с действующим законодательством длится не менее года, обслуживанием бесхозяйных объектов электроснабжения занимается ОАО "Барнаульская горэлектросеть", объектов теплоснабжения ООО "Барнаулэнерго" и ОАО "Алтайские коммунальные системы", объектов водоснабжения и канализования ООО "Барнаульский Водоканал". С целью решения вопроса возмещения затрат на обслуживание и ремонт бесхозяйного имущества принято распоряжение главы города "О порядке предоставления отчетности по проведению ремонтных работ предприятиями, обслуживающими бесхозяйное имущество".
 
  Екатеринбург
  В городе изменится порядок создания муниципальных унитарных предприятий
 
  На заседании комиссии городской Думы по муниципальной собственности депутаты рассмотрели проект Положения "О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "город Екатеринбург". До этого в городе действовало положение, принятое в 1996 году. Порядок создания МУПов был прописан в Гражданском кодексе РФ, но этот закон оставлял пробелы, которые и были заполнены местным документом. Принятый в 2005 году федеральный закон о ГУПах и МУПах детально прописал порядок их создания, реорганизации и ликвидации, лишив субъекты Федерации и муниципалитеты права изменять этот порядок.
  Чтобы привести нормативную базу Екатеринбурга в соответствие с федеральным законодательством, разрабатывается новое положение.
  Комиссия городской Думы по муниципальной собственности отклонила проект Положения о порядке приватизации муниципального имущества, предложенный Олегом Хабибуллиным. Как заявили сотрудники юридического отдела Думы, документ фактически дублирует пункты федерального и областного законодательства, поэтому утверждать проект нецелесообразно.
  Депутаты городской Думы намерены внести изменения в условия аренды муниципального жилищного фонда. Этого требует новый Жилищный кодекс РФ. Соответствующий вопрос рассмотрен сегодня думской комиссией по муниципальной собственности.
  Основные изменения коснулись перечня помещений, которые не подлежат передаче в аренду. Так, не подлежат передаче помещения, признанные непригодными для постоянного проживания, а также помещения в освободившихся коммунальных квартирах и в специализированном жилищном фонде (служебные жилые помещения, помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания, жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев, а также лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан).
  Кроме того, документ говорит о том, что объектом договора аренды муниципального жилого помещения может быть не только квартира, дом или комната, но и часть квартиры, часть дома.
  Вопрос внесен комиссией в повестку заседания Думы, которое состоится 14 февраля.
 
 
  Красноярск (АСДГ)
  Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг горожанам пересчитают автоматически, без обращения граждан.
  09.02.2006
  Тресты передают начисления в районные отделы субсидий управления социальной защиты, субсидии пересчитываются и затем гражданам перечисляется новый размер назначенных на январь субсидий. Всего в городе 86000 семей получают субсидии, средний размер субсидий составляет около 700 рублей. В прошлом году было затрачено на субсидии 633,28 млн. рублей, в 2006 году заложены субвенции в размере 931,22 млн. рублей на субсидии. Величина субсидий определяется как разница между установленным размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов в совокупном доходе семьи.
 
  В администрации города подвели первые итоги реализации в 2005 году городской целевой программы "Молодой красноярской семье - доступное жилье".
  09.02.2006
  В программе предусмотрено выделение городским бюджетом в виде долгосрочных бюджетных кредитов в течение 6 лет 150 млн. руб. на снижение процентной ставки по жилищным кредитам, получаемыми молодыми семьями. Конкурсную основу на статус уполномоченной финансово-кредитной организации этой программы прошли 5 банков. Было создано СМП "Городское ипотечное агентство", в котором в течение года получили бесплатные жилищные консультации несколько сотен молодых семей. Для того чтобы попасть в реестр участников, по словам начальника управления муниципального жилья администрации города Людмилы Шатровой, необходимо, чтобы, во-первых, возраст обоих супругов не превышал 37 лет, во-вторых, они должны быть постоянными жителями города, в третьих, стаж работы на последнем месте не должен быть менее 3-х лет, и в четвертых, обеспеченность жилой площадью должна быть ниже нормы. В реестр участников городской целевой программы в 2005 году были включены 42 молодых семьи, но право на оформление в уполномоченных банках льготных жилищных кредитов получили только 13. "Критерии, по которым банки отбирают семьи для выдачи долгосрочного кредита, нам не известны. С каждой семьей работа ведется индивидуально", - отметил первый заместитель начальника главного управления экономики и планирования администрации города Вячеслав Полищук. В 2005 году на финансирование программы "Молодой красноярской семье - доступное жилье" было выделено 10 млн. рублей, в 2006 году планируется увеличение финансирования до 20 млн. рублей.
 
  Магадан
  Стоимость услуг по обслуживанию жилья в этом году осталась прежней.
  09.02.2006
  В соответствии с 210-ым и 41-м федеральными законами региональная энергетическая комиссия сделала расчеты 100% оплаты тепловой энергии. Для потребителей, обслуживающихся ОАО "Магаданэнерго", полная стоимость составляет 54 рубля за кв. м. Для тех, кого обслуживает муниципальное предприятие "Магадантеплосеть", она равна почти 90 руб. Поскольку такие тарифы северянам не по карману, областной бюджет предусмотрел целевые субвенции муниципальным образованиям для расчетов за потребленную тепловую энергию. Благодаря им, население на всей территории области будет платить за тепло и горячую воду 31 рубль за кв. м.
 
  Новый Уренгой (АСДГ)
  С 1 февраля 2006 года весь жилищный фонд, объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры перешли в муниципальную собственность.
  02.02.2006
  До этого момента основные ресурсоснабжающие предприятия, такие как "Уренгойгазводоканал" и "Уренгойгазэнерго", а также большая часть жилищного фонда города и Управление жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающего этот фонд, находились в собственности ООО "Уренгойгазпром". Согласно же требованиям законодательства все подобные объекты должны быть "в руках" города. Подготовительная работа к приему объектов в муниципальную казну велась более 3 лет, необходимо было решить вопросы правового, организационного, финансового, технического характера, и, наконец, снять все проблемы, связанные с коллективами реорганизуемых структур. Для урегулирования всех вопросов были созданы совместные рабочие группы из специалистов администрации города и ООО "Уренгойгазпром", согласования велись в администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО "Газпром". В конечном итоге появилось 4-х стороннее соглашение между администрацией города, ООО "Уренгойгазпром", администрацией ЯНАО и ОАО "Газпром", в котором закреплен перечень передаваемых объектов, сроки передачи, правовые и финансовые обязательства сторон, и многие другие моменты, связанные с данной процедурой. В результате с 1 февраля 2006 года более 3 тысяч объектов жилищного фонда, инженерной и коммунальной инфраструктуры от ООО "Уренгойгазпром" перешли в муниципальную собственность. Впереди еще работа по приему дошкольных учреждений и дорожного хозяйства, эти мероприятия пройдут поэтапно вплоть до 2009 года. Фактически такие предприятия как "Уренгойгазводоканал" и "Уренгойгазэнерго", а также Управление жилищно-коммунального хозяйства были ликвидированы, вместо них создано несколько новых городских структур: Управляющая коммунальная компания, ОАО "Уренгойжилсервис", ОАО "Уренгойгорэнерго", ОАО "Уренгойгорводоканал". Необходимо отметить, что частично УЖКХ ООО УГП сохранится, коллектив из 700 человек будет обслуживать объекты ООО "Уренгойгазпрома", как в городе, так и на газовых промыслах. Коллективы ликвидированных организаций были заранее предупреждены о предстоящих преобразованиях, у специалистов было время определиться: найти новое место работы или перейти во вновь созданные структуры, что в большинстве случаев и произошло. Кроме того, в течение месяца действует еще одна форма трудоустройства персонала, например часть работников Управления жилищно-коммунального хозяйства пока находится в аренде у городской структуры, затем специалистам будет также предложено либо постоянное трудоустройство в новых акционерных обществах, либо они могут найти другое место работы. Таким образом, все требования трудового законодательства в отношении работников ликвидируемых предприятий соблюдены. Что касается населения города как квартиросъемщиков и потребителей воды, тепла, электроэнергии и других жилищно-коммунальных услуг, то специалисты заверяют, что новоуренгойцы не должны почувствовать произошедших преобразований, смены собственника. Все вопросы, связанные с оформлением отношений между эксплуатирующими организациями и жильцами будут решаться в рабочем порядке, системы жизнеобеспечения города функционируют в обычном режиме, все коммунальные услуги горожане получают в полном объеме и в срок. Если же говорить о значении проведенных реформ, то, по оценке специалистов, они должны положительно повлиять на инвестиционный климат города. Процедура решения вопросов инженерного обеспечения строящихся объектов теперь должна упроститься, а это позитивный фактор для привлечения новых инвесторов в город.
 
  Рубцовск (Алтайский край)
  Повышены тарифы на услуги "Водоканала".
  02.02.2006
  Вопрос повышения тарифов городские депутаты рассматривают уже в четвертый раз. Как заявил депутат горсовета Александр Зануденко, тариф не менялся в городе уже 2 года. Это привело к тому, что у предприятия "Водоканал" нет средств на ремонт систем водоснабжения, "надежность водоснабжения в городе начинает резко падать". Практически половина депутатов выступила против повышения тарифов, мотивируя протест тем, что это в первую очередь будет обременительно для населения. Депутат городского совета Владимир Машуков напомнил, что при отрицательном решении вопроса возмещение убытков предприятия может лечь на плечи городского бюджета. С небольшим перевесом новые тарифы на услуги "Водоканала" все же были приняты. С 1 февраля услуги "Водоканала" в городе будут стоить практически на 1рубль больше - 5 рублей 83 копейки.
 
  Томск (АСДГ)
  В течение 2005 года 1059 семей обратились в городскую комиссию с просьбами о назначении субсидий в исключительных случаях.
  09.02.2006
  Назначена 981 субсидия, отказано 74 заявителям, 4 заявления проверяются. Несмотря на то, что в Томске действуют 6 пунктов по назначению жилищных субсидий, при городской администрации работает комиссия по назначению субсидий в исключительных случаях, которую возглавляет первый заместитель мэра Сергей Лазарев. В городскую комиссию томичи обращаются в том случае, если семья попадает в непростую жизненную ситуацию, когда материальная помощь нужна, но для выделения субсидий в обычном порядке не хватает ряда документов. Например, нет возможности предоставить справку о доходах в течение 6 месяцев (один из членов семьи искал работу после окончания учебного заведения либо после увольнения; кто-то тяжело болел); после смерти одного из супругов документы на право собственности на квартиру в процессе переоформления. Тогда заявления этих людей отправляют в городскую комиссию, которая и рассматривает нестандартные ситуации, непрописанные в законодательстве. Комиссия заседает 2 раза в месяц, заявления рассматриваются оперативно, и чаще всего решения положительные: в порядке исключения субсидия назначается.
 
  За тюменскую "коммуналку" взялось УФАС
  02.02.2006
  Тюменское УФАС в минувшем году провело 18 анализов конкурентной среды. Стоит отметить, что год был более продуктивным на подобные обследования - в 2004 их было проведено лишь шесть.
  В минувшем году "антимонопольщиками" были обследованы товарные и финансовые рынки, выявлены основные игроки, емкости рынков товаров и услуг, потребности тюменцев в конкретных услугах. В числе сфер, попавших под пристальное внимание тюменского УФАС, - пассажирские маршрутные внутригородские перевозки, фармацевтический рынок, поставки угля, цемента, газа, рынок электроэнергетики и услуг ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство и в этом году станет одним из первоочередных объектов внимания тюменского УФАС. Сбор информации "антимонопольщики" уже начали, в ближайшем времени проведут расчетные работы и подведут итоги.
  Всего на этот год уже запланировано проведение 11 комплексных анализов рынков товаров и услуг. Как отметила начальник отдела анализа конкурентной среды УФАС по Тюменской области Наталья Медведева, эта цифра, скорее всего, будет увеличена, поскольку Федеральная антимонопольная служба даст еще несколько поручений своим территориальным управлениям. Кроме того, "антимонопольщики" будут разбирать и обращения хозяйствующих субъектов - жалобы на злоупотребление доминирующим положением также являются побудительным мотивом для проведения полномасштабного обследования соответствующей сферы экономической или социальной жизни.
 
  Тюмень: новый порядок предоставления субсидий на "коммуналку"
  27.01.06
  С 19 декабря 2005 в г. Тюмени начал действовать новый порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Правительства РФ, сообщает пресс-служба главы города.
  Теперь расчет субсидии производится, исходя из региональных стандартов - нормативной площади жилого помещения и стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Для расчета субсидий постановлением Правительства Тюменской области утверждены региональные стандарты - так, максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22%; нормативная площадь жилого помещения составила 18 кв. м на 1 человека, 36 кв. м на 1 человека в отношении одиноко проживающих: нетрудоспособных инвалидов, граждан, достигших возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, независимо от вида получаемой ими пенсии.
  Право на субсидии имеют следующие категории граждан РФ, а также иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами РФ: пользователи жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
  Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей в случае, если расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из региональных стандартов, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
  Величина прожиточного минимума семьи определяется с учетом действующих в субъекте РФ прожиточных минимумов для пенсионеров, детей и трудоспособного населения.
  Для того, чтобы получить субсидию, нужно предоставить в абонентский пункт заявление и пакет документов. Если документы предоставлены с 1 по 15 число месяца, субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении пакета с 16-го числа и до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
  Для получения субсидии необходимо обратиться в любой из абонентских пунктов ОАО "ТРИЦ" (ул. Первомайская, 40; ул. Газовиков, 30; ул. Пышминская, 1-а; Котовского, 54; Пермякова, 37), заполнить форму заявления и приложить необходимые копии документов с оригиналами.
  Субсидии доставляются на дом вместе с пенсией через службу доставки (или кассу) ОАО "Тюменьэнергобанк" гражданам, получающим пенсии и другие социальные выплаты, а также получающим льготы на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законами РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", Законом Тюменской области "О социальной защите инвалидов в Тюменской области".
  Тем, кто не относится к перечисленным категориям, субсидии перечисляются на новые персонифицированные социальные счета в Сбербанке. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев (ранее одиноко проживающим пенсионерам по старости субсидии предоставлялись на 12 месяцев).
  Возмещение субсидий гражданам департаментом ЖКХ администрации г. Тюмени будет осуществляться ежемесячно до установленного в соответствии с Жилищным кодексом РФ срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
 
  Администрацией города с 1 января 2006 установлены новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения (содержание жилого помещения, услуги водоснабжения и водоотведения).
  26.01.2006
  С 01.01.2006 г. значительно увеличиваются ставки платы за наем. Прежде действовали ставки, установленные еще в 1998 году. В соответствии с Жилищным кодексом РФ плату за наем вносят только наниматели жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. В данном случае граждане, приватизировавшие жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, вместо платы за пользование жилым помещением оплачивают налог на имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Рост установленного с 01.01.2006 г. размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) в общей стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет в среднем 3%. Плата за наем для благоустроенной квартиры площадью 54 кв. м, расположенной в центре города, составит 84,24 руб. в месяц. Средства, полученные от населения в виде платы за наем, будут расходоваться собственником помещений - администрацией города строго на проведение капитального ремонта, модернизацию и реконструкцию муниципального жилищного фонда. В среднем тюменцы будут платить на 20% больше, чем в 2005 году. Данный рост соответствует индексу роста стоимости ЖКУ, установленному Федеральной службой по тарифам для Тюменской области на 2006 год. Состояние муниципального жилого фонда требует повышенного внимания со стороны обслуживающих организаций. Очень часто от населения поступают жалобы на отсутствие элементарных услуг по содержанию жилого фонда. При установлении новых цен и тарифов на ЖКУ особое внимание уделено повышению уровня заработной платы обслуживающего персонала. Учитывая то, что в городе за последние несколько лет тарифы не превышали ежегодного 5-10%ного роста, в то время как инфляция только по итогам 11 месяцев 2005 года в городе составила 11,65%, повышение тарифов в 2006 году является объективным и обоснованным. Для сравнения: в городах РФ отмечен следующий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2006: в Рязани - 35%, в Пскове - 22%, в Екатеринбурге - 20%, в Новосибирске - 25%, в Салехарде - 22%. Продолжается реализация программы поддержки малообеспеченных слоев населения. Работа социальных служб города и области направлена на максимальное упрощение процедуры получения субсидий. Как и в 2005 году, основным приоритетом местных властей является улучшение состояния муниципального жилищного фонда, создание максимально комфортных условий для проживания граждан. Так, в минувшем году начаты масштабные проекты по проведению капитального ремонта в жилых домах, обустройству дворовых площадок, уборке территории города и домовладений, вывозу бытовых отходов. В текущем году эти проекты будут продолжены.
 
  Глава города Сергей Сметанюк подписал программу "Подвалы".
  26.01.2006
  Она предусматривает выделение из бюджета на эти цели более 30 миллионов рублей. С помощью этих средств коммунальные службы планируют привести в порядок 346 подвалов. На тех объектах, где подвалы залиты грунтовыми водами, предлагается провести геологические исследования, разработать перечень необходимых мер для отведения воды и составить сметы на осуществление работ. Всего в городе 142 подвала, где стоит вода. "Затопленные подвалы - это потенциальная опасность для жилого фонда. Все понимают, что нет смысла красить подъезды и заниматься благоустройством, если в доме парит из подвала. Поэтому и стоит задача по максимуму привести в надлежащий вид все подвалы: полузатопленные и затопленные. По каждому из них мы определились - как действовать, чтобы форсировать проведение работ и закрыть вопрос. В дальнейшем если будут случаться разовые факты затопления, то это станет исключением", - подчеркнул С. Сметанюк.
 
  Глава города подписал распоряжение "О выделении средств" на стимулирование в первом квартале 2006 года качества уборки придомовой территории муниципального жилищного фонда.
  26.01.2006
  Подобная система поощрения дворников была опробована еще в сентябре-декабре 2005 года, когда в зависимости от качества работы конкретного дворника начислялась премия. Было отмечено, что качество труда работников, обеспечивающих чистоту дворов, заметно улучшилось. Подписанное распоряжение распространяется на дворников, числящихся в штате организаций и предприятий, занимающихся эксплуатацией муниципального жилищного фонда. Сейчас в городе работают 1240 дворников при потребности в 1855 (рассчитывается от общей площади дворовых территорий муниципального жилищного фонда). Специалисты отмечают, что благодаря дополнительному стимулированию этот вид деятельности дворника стал более привлекательным для горожан (уже появились желающие занять вакансии). Причем выделенные средства будут рассчитаны на 1855 трудовых мест, и любой вновь пришедший на работу дворником может претендовать на дополнительные (помимо заработной платы) финансовые средства.
 
  Глава города поставил задачу более эффективно управлять общежитиями и создать в них достойные условия для жизни.
  26.01.2006
  В настоящее время в городе насчитывается 130 объектов, имеющих статус "общежитие". Обследовано 93,8%. В базу данных внесена информация по 80% помещений, из них 10,4% сдаются внаем, 18,7% имеют перепланировки, в 60,9% выявлены нарушения в документах на право пользования. Подавляющему большинству общежитий необходим капитальный ремонт. В минувшем году на деньги из областного и городского бюджетов был сделан выборочный капитальный ремонт на 21 объекте. В планах 2006 года - провести работы на 46. "Для решения вопроса по наведению порядка в общежитиях в сентябре 2005 года главой города было принято решение о введении должности заведующих общежитий. 26 человек приступили к работе, в основном это специалисты, которые ранее работали в управляющих компаниях, в правоохранительных органах и системе ЖКХ", - сказала Светлана Кугатова, заместитель директора по экономике муниципального учреждения "Имущественное казначейство города Тюмени". Они начали проверки по законности проживания граждан в муниципальных общежитиях, обследуют состояние объектов, проводят работы по подготовке к зиме. Определены и новые полномочия заведующих - они должны подписывать акты приемки после проведенных капитальных ремонтов. Глава города Сергей Сметанюк дал поручение изыскать возможность выделения помещения в общежитиях для размещения в них как заведующих, так и участковых уполномоченных милиции. По его мнению, это не только снимет криминогенные моменты, но и в какой-то мере защитит самих заведующих. Кроме того, были даны поручения специалистам имущественного казначейства подготовить расчеты по проведению ремонта входных групп в общежитиях, рассмотреть возможность размещать в общежитиях коридорного типа вахтеров.
 
 
  Хабаровск (АСДГ)
  Постановлением мэра города утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением и размеры платы за наем, содержание и ремонт жилых помещений.
  09.02.2006
 
  С нынешнего года горожане должны платить 100% от экономически обоснованных затрат за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений в многоквартирных домах, а в оплате капитального ремонта общего имущества уровень платежей населения равен 80%. Также вырос по сравнению с 2005 годом в среднем на 13% тариф на жилищные услуги. Это обусловлено тем, что стоимость электроэнергии возросла на 13%; цена материалов увеличилась в среднем почти в 1,5 раза, на четверть повысились и затраты на услуги сторонних организаций - это касается вывоза мусора, техобслуживания и освидетельствования лифтов, обслуживания электроплит, проведения дератизации и дезинфекции. В расчетах размера платы за содержание и ремонт жилых помещений сохраняется дифференцированный подход, и плата зависит от этажности, благоустроенности и степени износа дома. Так, жители 1-2-этажных благоустроенных домов будут платить за услуги по содержанию и ремонту за квадратный метр общей площади 13,3 руб. (наниматели жилья) и 16,1 руб. (собственники). Для проживающих в домах высотой от 3 до 5 этажей плата за содержание и ремонт составит 15,65 руб. (для нанимателей) и 18,45 (для собственников квартир). Если дом 6-этажный и выше, то надо платить 19,97 руб. (для нанимателей) и 22,77 руб. (для собственников жилья). Ставки платы за содержание и ремонт в других домах, цифры даны в расчете на квадратный метр общей площади: 14,40 руб. - для нанимателей и 17,20 руб. - для собственников (ветхие благоустроенные жилые дома независимо от этажности, с износом более 65% для деревянных и 70% для каменных); 8,92 руб. - для нанимателей и 11,72 руб. - для собственников (1-2-этажные неблагоустроенные дома с износом до 65% для деревянных и 70% для каменных); 8,76 руб. - для нанимателей и 11,56 руб. - для собственников (ветхое неблагоустроенное жилье с износом свыше 65% для деревянных и более 70% для каменных домов). Для нанимателей жилых помещений предусмотрена плата за наем - она составит 3,50 руб. за квадратный метр общей площади. Изменился и размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях государственного и муниципального жилищного фонда. Это обусловлено повышением доли населения в оплате затрат на эти услуги до 75%. Здесь также плата зависит от этажности, благоустроенности и степени износа дома, в котором располагается общежитие. Так, в 1-2-этажных благоустроенных домах плата за содержание и ремонт составит 43,86 руб. за квадратный метр площади комнаты, в 3-5-этажных домах - 51,91 руб., а в домах выше 6 этажей - 60,11 руб. в расчете на квадратный метр комнаты. Плата за наем в общежитиях составит 5,86 руб. за квадратный метр площади комнаты. Для социальной защиты малообеспеченных слоев населения сохраняется предельная доля расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах 22% от совокупного семейного дохода. Тем, у кого расходы на оплату жилья превышают эту величину, предоставляются субсидии.
 
  Мэр города Александр Соколов стал лауреатом одной из самых престижных отечественных премий - "Российский Национальный Олимп".
  09.02.2006
  Премия ежегодно присуждается за выдающиеся успехи в различных сферах человеческой деятельности и, начиная с 1999 года, ее лауреатами стали известные государственные, общественные и политические деятели, руководители производства, деятели науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства - Михаил Горбачев, Жорес Алферов, Минтимер Шаймиев, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Тихон Хренников, Майя Плисецкая, Юрий Сенкевич и другие. Александр Соколов отмечен премией в персональной номинации "Социальный региональный лидер России" - за целенаправленную и плодотворную работу по социально-экономическому развитию города, создание более комфортных условий для жизни и трудовой деятельности населения, активное содействие формированию гражданского общества. Помимо этого титула глава города награжден статуэткой "Золотой Олимп" и личным орденом "За Честь и Доблесть".
 
  В администрации города совершенствуется практика подготовки к землепользованию перспективных городских территорий.
  09.02.2006
  Отныне, в соответствии с новым законодательством, все земельные участки, перспективные в застройке, предоставляются только через торги. В последнее время по этой схеме на торги были выставлены 138 земельных участков, на 37 из которых ведется реализация строительных проектов. При этом каждый из них предоставляется в землепользование уже сформированным, то есть с готовой градостроительной документацией и техническими условиями на подключение к коммуникациям. Сейчас в департаменте архитектуры и градостроительства администрации города подобным образом готовят около 50 городских кварталов, а всего предстоит проработать почти 2000. Вся разрабатываемая градостроительная документация теперь предварительно проходит процедуру публичных слушаний. В минувшем году в экспериментальном порядке с участием жителей и правообладателей земельных участков их было проведено 7. Возможности существующей инженерной инфраструктуры города не позволяют вести интенсивное землепользование, внедрять высокоплотную застройку. Это существенно снижает ценность и доходность земли, а в итоге, и недвижимости в городе, делает ее недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов. В связи с этим были разработаны и реализуются программы развития и модернизации инженерной инфраструктуры города и создания единой информационной системы коммуникаций. Самым оптимальным результатом, к которому стремятся сегодня в департаменте архитектуры и градостроительства, является предоставление в землепользование участков, предварительно освобожденных от ветхой застройки и с уже подведенными инженерными сетями. Экспериментально такая работа сейчас ведется по подготовке 3 земельных участков. Чтобы развивать на своей территории коммунальную инфраструктуру не только за счет собственных, но и федеральных источников финансирования, город намерен стать участником республиканской целевой программы "Жилище".
 
  Декабрьская подготовка города к возможному химическому заражению Амура и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях масштабного отключения водопровода, стала хорошей проверкой действий служб МЧС и властных структур.
  09.02.2006
  В связи с угрозой чрезвычайной ситуации были мобилизованы все имеющиеся в городе ресурсы, отработана схема действий оперативных служб, предприняты превентивные меры, что получило высокую оценку на федеральном уровне. На заседаниях оперативных штабов и на практике - в ходе проведенных учений, удалось выявить слабые места, как в техническом оснащении служб контроля и спасения, так и организации взаимодействия сил гражданской обороны и органов местного самоуправления. Урок, преподанный бензольным сунгарийским пятном, послужил основанием для выработки дополнительных мер, направленных на ликвидацию имеющихся недостатков. Мэром города Александром Соколовым, являющимся одновременно и начальником гражданской обороны Хабаровска, на 2006 год утверждены соответствующие организационно-методические мероприятия, которые позволят более полно реализовать функции муниципалитета в области гражданской обороны. Речь идет о совершенствовании уровня подготовки руководителей и специалистов, повышении их знаний и отработке навыков по предупреждению и ликвидации ЧС, смягчении их последствий, улучшении защищенности населения и потенциально опасных объектов городской инфраструктуры от угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также террористических актов. При этом особое внимание предстоит уделить лучшей подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований в муниципальных отраслях, обеспечить их тесное взаимодействие с профессиональными службами МЧС.
 
  В минувшем году завершена работа над реализацией программы улучшения экологического состояния города, рассчитанной на 2001-2005 годы.
  09.02.2006
  За 5 лет было освоено 1,6 млрд. рублей, в том числе около 300 млн. рублей в 2005 году. Из экологического фонда города на природоохранные мероприятия израсходовано 59,6 млн. рублей. Немало сделано для организации переработки отходов и вторичного сырья. В прошлом году объем утилизированных пластиковых отходов составил около 300 тонн. ЗАО "Востокметаллургремонт" при финансовой поддержке экологического фонда возобновило прием отработанных аккумуляторных батарей, что позволит решить проблему утилизации в городе этого вида отходов. В рамках городской экологической программы продолжены работы по паспортизации и инвентаризации зеленых насаждений города. Муниципальному питомнику декоративных культур оказано содействие в приобретении специализированной техники для ухода за деревьями и кустарниками. Из экофонда на строительство второй очереди городских очистных сооружений канализации было направлено 3,5 млн. рублей, а на ликвидацию и рекультивацию неорганизованных свалок, очистку береговых полос и водоохранных зон -1,4 млн. рублей. В частности, было сформировано 22 школьных экологических отряда "Защитники природы", которые во время каникул трудились на очистке русел малых городских рек, занимались благоустройством города.
 
 
 2. Актуальные статьи
  Реформа ЖКХ
 
  Участки, которые нам выбирают
  Государство определило, как оно будет стимулировать создание инженерной инфраструктуры в местах новых застроек
  С нынешнего года важнейший государственный инструмент реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Федеральная целевая программа "Жилище" получила подкрепление в виде нового раздела "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства". В рамках подпрограммы предпринимается попытка решить проблему недостатка собственных оборотных средств у застройщиков и отсутствия в большинстве случаев необходимого объема собственных активов для залогов при оформлении кредитов на строительство жилья.
  Михаил Махлин
  "Российская бизнес-газета", № 2 (539), 17.01.2006 г.
 
  По словам заместителя начальника управления Росстроя Сергея Агапитова, в отличие от других данная подпрограмма является абсолютно новой, с новыми рыночными механизмами, "не имеющими аналогов в новейшей истории России".
  Речь идет об обеспечении опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
  Задачами подпрограммы являются, во-первых, реализация проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в различных регионах, во-вторых, демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в-третьих, создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.
  Напомним, что отвечающий за реализацию национальных проектов в правительстве первый вице-премьер Дмитрий Медведев обратил внимание на монополизм и клановость в жилстроительстве. Действительно, с точки зрения бизнеса предлагается лакомый кусок.
  На реализацию подпрограммы в 2006-2010 годах будет направлено 285,6 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 22,5, из региональных и местных бюджетов - 29,5, плюс средства частных кредиторов - 240,6 миллиарда рублей.
  В федеральном бюджете в 2006 году на субсидирование процентных ставок по привлеченным российским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство учтены 1,7 миллиарда рублей вне ее рамок. Добавим, что Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации предоставляет государственные гарантии по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 88,5 миллиарда рублей. Объемы гарантий будут идти по нарастающей: в 2006 году - 12,5, в 2007-м - 17,5, в 2008-м - 18,6, в 2009-м - 19,5, в 2010 году - 20,4 миллиардов рублей. По прогнозам Росстроя, реализация подпрограммы позволит обеспечить дополнительный ввод более 60 миллионов квадратных метров жилья, в том числе в 2006 году - 4,3 миллиона квадратных метров (8,5 процента от общего ввода жилья); в 2007-м - 7,8 (13,9 процента); в 2008-м - 11,8 (18,7 процента), в 2009 г. - 16,4 (23,2 процента); в 2010-м - 21,3 миллиона квадратных метров (26,6 процента).
  Для активизации рыночных процессов с 2008 года упор будет сделан на хозяйствующие субъекты - застройщиков (девелоперов) или организации коммунального комплекса. В подпрограмму заложены две меры государственной поддержки: предоставление государственных гарантий Российской Федерации и субсидирование процентов по банковским кредитам.
  Как сообщили в Росстрое, объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации для реализации проектов не будет превышать сумму собственных средств регионального и местных бюджетов и размера государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий на оказание аналогичных мер поддержки. Подпрограммой предусматриваются различные сочетания мер поддержки обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой на региональном (местном) и федеральном уровнях. Например, федеральный центр, регионы или муниципальные образования могут предоставлять частичные гарантии и субсидировать процентные ставки как по одним и тем же, так и по разным кредитам.
  Особо подчеркивается, что использование гарантий служит не для полного, а только для частичного обеспечения каждого из кредитов. Это должно побуждать банки-кредиторы придирчивее отнестись к отбору проектов. По требованию банков заемщик может предоставить дополнительное обеспечение на часть кредита, не покрытую государственными или муниципальными гарантиями. Либо риски по возврату этой части кредита примет на себя сам банк-кредитор.
  Установлено, что общий объем гарантий по кредитам, предоставленным в 2006 году, не должен быть более 80 процентов основной суммы долга, в 2007 году - 65, в 2008-2010 годах - 50 процентов. Исходя из этого будут субсидироваться проценты по кредитам за счет федерального и региональных (местных) бюджетов.
  Расчет величины субсидирования в 2006 году исходит из 14-процентной ставки по кредитам. Таким образом, для заемщика она может быть снижена до 2,8 процента. В дальнейшем субсидированная процентная ставка будет также зависеть от рыночной. Кредиты, предоставляемые по процентной ставке выше рыночной, субсидироваться не будут.
  Что касается источников погашения кредита, то ими станут средства от продажи или переуступки права аренды земельного участка, обеспеченного коммунальной инфраструктурой, выручка за построенное в последующие периоды жилье, регулируемые органами местного самоуправления тарифы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
  Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации, а также субсидирования процентных ставок разрабатывается минфином и в январе будет рассмотрен правительством.
  Отбор участников подпрограммы производится на конкурсной основе при условии выполнения ключевых направлений государственной политики и позиций российского законодательства, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. На первом этапе, особенно в 2006 году, будут рассматриваться только те заявки, к которым приложены обязательства субъекта РФ либо муниципальных органов власти о реализации направлений в предстоящем периоде. По каждому инвестиционному проекту заключаются трехсторонние договоры между заемщиками, реализующими его уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ и банками-кредиторами.
  Проект должен предусматривать подведение к земельному участку всех систем жизнеобеспечения: тепло-, водо-, газо- и электроснабжение, водоотведение и связь. Смета на эти цели не может превышать 15 процентов всех затрат на жилищное строительство на данном участке. Причем органы власти вправе и даже обязаны предъявлять требования к застройщикам о возведении такого жилья, которое будет отвечать уровню платежеспособности населения, то есть быть доступным большинству, а не ограниченному кругу.
  По словам Сергея Агапитова, заемщиками могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщики. Каждый из них разрабатывает бизнес-план проекта, по форме и содержанию удовлетворяющий требования банка для принятия решения о кредитовании, в том числе по объему необходимых гарантий, срокам, дополнительным условиям.
  В подпрограмме смогут участвовать банки "не моложе" трех лет, у которых нет задолженности по уплате налогов перед бюджетами всех уровней. Следующее условие - выполнение нормативов, установленных инструкцией Центробанка "Об обязательных нормативах банков" от 17.01.2004 N 110-И и отсутствие убытков за последний отчетный год. Наконец, размер собственного капитала банка должен быть не менее миллиарда рублей, а уставный капитал - не менее 500 миллионов рублей.
  Муниципальным образованиям для участия в подпрограмме надо доказать свою способность демонополизации и конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексность развития систем коммунальной инфраструктуры. Для этого необходимо принять основные нормативные документы: правила землепользования и застройки, проекты планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, определение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа. Кроме того, при отборе проектов будет учитываться сложившаяся ситуация на территории муниципального образования с использованием мощностей коммунальной инфраструктуры, а также ликвидацией ветхого и аварийного жилфонда.
  В качестве условий участия в подпрограмме для субъекта Российской Федерации будут использоваться в первую очередь показатели бюджетной дисциплины, а также объемы ввода жилья в регионе на тысячи человек и индекс доступности приобретения жилья.
  В Росстрое отмечают, что заявки на участие в подпрограмме должны поступить к нему не позднее февраля, чтобы стать претендентами в 2006 году и не позднее марта - для включения в 2007 году. Участниками подпрограммы на текущий финансовый год станут регионы, имеющие лучшие значения критерия - максимальное отношение планируемого ввода квадратных метров жилья с использованием средств федеральной поддержки к размеру средств федеральной поддержки. В Росстрое считают, что наиболее серьезный подход к оценке предлагаемых проектов проявили в Татарстане и Башкортостане, Тамбовской, Томской, Курской и Челябинской областях. Эти регионы представили не только взвешенные предложения, но и предварительно проработали их с застройщиками и кредитным организациями.
  К сожалению, есть и другие примеры, когда на волне Национального проекта пытаются решить за счет средств федерального бюджета задачи по строительству инженерных сетей к коттеджным участкам с далеко не доступным жильем. Кое-где собирались в рамках подпрограммы решить годами копившиеся проблемы муниципальных образований в коммунальном хозяйстве, забывая о необходимости дополнительного ввода жилья как такового.
  Ожидаемые итоги реализации подпрограммы:
  * дополнительный объем ввода жилья в результате реализации подпрограммы составит (млн. кв.м):
  2006 2007 2008 2009 2010 4,3 7,8 11,8 16,4 21,3
  * формирование рыночных механизмов в развитии коммунальной инфраструктуры
  * увеличение частных инвестиций в сектор жилищного строительства
 
 
 
 Форму управления домом можно поменять в любое время
 
  Кампания по введению в Тюмени самоуправления в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда набирает обороты. Она продлится до первого марта 2006 года. Но даже при четкой и слаженной работе организаторов, ведомств и служб городской администрации, областного департамента жилищно-коммунальной политики есть вероятность того, что часть домов все-таки останется "неорганизованной". Что их ожидает после первого марта и смогут ли они создать в своем доме товарищество после наступления указанного срока?
 
  Людмила Васильева
  "Тюменская область сегодня", 11 ноября 2005 г.
 
  С этим и другими вопросами, касающимися создания и деятельности ТСЖ, в редакцию часто обращаются жители Тюмени. Разъяснение дает заместитель департамента жилищно-коммунальной политики Тюменской области, начальник управления реформирования и перспективного развития ЖКХ Евгений Васильевич Мискевич:
  - Если люди не определились с формой домоуправления до первого марта, никто у них этого права не отнимает. Пугаться не нужно. Муниципалитет будет работать с ними и дальше. Жители в любое время могут поменять форму управления домом. Законом это не возбраняется. Срок первое марта 2006 года установлен для того, чтобы муниципалитет имел законное право по истечении его назначить управляющую компанию для обслуживания этих домов.
  Перед тем, как развернуть в городе деятельность по созданию ТСЖ, была проведена большая подготовительная работа. Обследованы дома муниципального жилищного фонда, собрана база данных, определены приоритетные дома, на которых в первую очередь нужно провести собрания и разработать план работы. Безусловно, дело это новое. Никто еще никогда на муниципальном жилье не создавал товарищества собственников жилья. У населения нет четкого и ясного представления о том, что такое ТСЖ. Не каждый читал новый Жилищный кодекс.
  Мы не ставим задачу сразу все дома перевести в ТСЖ. Это просто нереально. Бюджет не резиновый, и одномоментно весь муниципальный жилищный фонд привести в нормальное состояние невозможно. Таких денег нет ни в областном, ни в городском бюджетах. Важно, чтобы люди поняли, что они теперь могут выбирать, контролировать, заказывать те или иные услуги.
  Сегодня процесс идет в домах, которые находятся в наиболее удовлетворительном состоянии, где сделан капитальный ремонт. Определяется по дефектной ведомости сумма средств, исходя из которой проводится финансирование работ вдоме. Остальные дома останутся в муниципальном жилищном фонде. Жильцам этих домов муниципалитет будет продолжать оказывать жилищные услуги.
  После первого марта администрация обязана провести конкурс и как собственник жилищного фонда определить управляющую компанию, обслуживающую организацию. Для нас главное, чтобы люди почувствовали разницу между самоуправлением (ТСЖ) и прежней формой домоуправления и отдали предпочтение самоуправлению.
  - На начальном этапе реформирования сложно сделать все юридически правильно. Что включает в себя этот процесс и кто оказывает помощь товариществу на первых порах?
  - Снять дом с баланса муниципалитета и передать его правлению товарищества просто, здесь проблем нет. Подписывается распоряжение, и дом передается ТСЖ. При этом у муниципалитета остаются только неприватизированные квартиры. Что касается дальнейшего сопровождения, и департамент, и муниципалитет готовы оказать помощь. Для этого и создана при участии областного департамента ассоциация товариществ собственников жилья. Есть правовой департамент, который окажет юридическую помощь. С действующими ТСЖ ведется постоянная работа, организуются обучающие семинары, формируются группы по муниципальным образованиям. Инициативные группы, которые хотят стать управленцами, проходят обучение на курсах.
  - Организаторам требуется затратить немало усилий, чтобы создать товарищество. Дело это непростое, хлопотное. Вознаграждается ли работа инициативной группы в организационный период из фонда администрации до утверждения ТСЖ или они проводят эту работу безвозмездно?
  - Инициаторами выступают менеджеры, которые работают по доверенностям городской администрации и получают зарплату. Я еще не видел ни одного жителя, который бы сам пришел и сказал: "хотим организовать ТСЖ, помогите". Есть, конечно, единичные случаи. В основном работают менеджеры. А председатели и бухгалтеры состоят в штате товарищества и, соответственно, получают заработную плату.
  Речь идет о том, что если мы переходим в ТСЖ, оптимизируется сама структура затрат на содержание дома. Нет тех больших расходов, которые идут сегодня на содержание управляющих компании, их управленческого аппарата, производственных баз, цехов. Все это заложено в тарифах коммунальных платежей. В ТСЖ не будет большого управленческого аппарата, только председатель, бухгалтер и часть обслуги. Сама система перехода на самоуправление приводит к тому, что население платит только за фактические услуги по содержанию дома.
  - Какова сегодня система обслуживания домов, не входящих в ТСЖ?
  - Муниципальным жилищным фондом города управляют четыре управляющие компании, среди которых ТМУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север", ТМУП "Управляющая компания по ЖКХ "Юг", ТМУП "Управляющая компания "Заря-95". За каждой закреплен муниципальный жилищный фонд. Они проводят конкурс между организациями и фирмами на обслуживание этого жилищного фонда. Сама управляющая компания не занимается обслуживанием жилья, она как некая надстройка, представитель муниципалитета. Услуги по обслуживанию оказывают различные ООО, ЖЭУ, РЭУ, другие частные подрядные организации на договорных условиях.
  Жильцы лишены возможности контролировать качество и количество предоставляемых ими услуг. Могут, конечно, пожаловаться в муниципалитет на некачественную работу, но повлиять на них не могут. Поэтому наша задача - донести до населения, что теперь есть возможность разорвать этот порочный круг, самостоятельно управлять своим домом.
  - Хорошо, кто смог, перешли на самоуправление, создали ТСЖ. Как дальше строится работа этих товариществ по обслуживанию их жилья?
  - Наряду с образованием ТСЖ в городе должен идти еще один процесс - привлечения к работе обслуживающих организаций. Об этом мы говорили за "круглым столом". ("ТОС" от 28.10.2005 г. - Л. Г.) Эти вопросы встают на собраниях жильцов. Сегодня нет выбора этих организаций. Пока не появится много предприятий, конкурирующих на рынке услуг, пока они не будут драться за каждый дом, уровень и качество их не возрастет. В муниципалитете сегодня примут всех, кто готов работать на жилье. Мы окажем им помощь по предоставлению информации.
  Сейчас наша задача, чтобы у каждого собственника квартиры был конкретный договор, на основании которого он будет строить свои взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией. Люди должны знать, за что они платят.
  - Одна из читательниц позвонила в редакцию и пожаловалась на недобропорядочность председателя ТСЖ. Случай этот частный, и все-таки как в таких случаях поступить жильцам?
  - Если председатель не устраивает жильцов, они собирают собрание и переизбирают его. Есть много способов воздействия на недобросовестного руководителя. Надо обратиться в администрацию или ассоциацию ТСЖ.
  - Есть вопросы читателей по такой категории жилья, как пансионаты. Их в городе много. Собственники пансионатов часто сами в них не проживают, а сдают внаем. При этом никто в них не прописан. У товарищества возникают трудности по сбору квартплаты.
  - Если мы говорим об оплате услуг, то делается элементарно просто: нужно обратиться в ТРИЦ, где есть информация о владельцах. Данные о собственниках имеются и в регистрационной палате. Необходимо обратиться в муниципалитет к менеджеру, управляющему проектом по ТСЖ, где обязательно окажут помощь. Можно прийти к нам в департамент жилищно-коммунальной политики. Мы направим соответствующие запросы. Представитель ТСЖ вместе с участковым имеет право посетить квартиру и проверить фактическое число проживающих в ней. Должен сказать, что часть жилищного фонда в любом случае будет муниципальной. Есть определенные слои населения с низким уровнем дохода, которые не смогут содержать комфортное жилье. Они будут проживать в социальном жилье, которое находится на содержании муниципалитета.
 
 
 
 Фактор собственности в проблеме реформирования ЖКХ России
  Российское ЖКХ находится в состоянии тяжелого системного кризиса, является тормозом экономического роста и ареалом высокой социальной напряженности. Начало реформ в этой области было провозглашено еще в 1992 году, с тех пор мы живем в состоянии перманентной жилищно-коммунальной реформы, окончания которой не видно, как не видно и реальных результатов. Все это свидетельствует об отсутствии понимания сущности кризиса и, следовательно, реальных направлений выхода из него. Не видно понимания проблем ЖКХ и в научной среде, в последнее время эта проблематика почти полностью исчезла со страниц научных изданий.
  С.Н.ГЛАЗУНОВ
  научный сотрудник Института Проблем Управления РАН.
  Ежемесячная газета для предпринимателей
  "Свое дело", № 6, 2004
 
  В общем спектре мнений по проблемам реформирования ЖКХ можно выделить три основных направления:
  1. Правительственная программа. Основная идея - уменьшение доли государства в оплате услуг ЖКХ и перекладывание этих платежей на население; адресная социальная поддержка малоимущих; введение так называемых "персональных жилищных счетов", средства с которых жильцы должны "эффективно" расходовать, привлекая лучших поставщиков коммунальных услуг; внедрение конкурентных методов в системе коммунального обслуживания. Эта программа не достигает поставленной цели. Населению предлагают оплачивать 100 процентов цены услуг, рассчитанной по затратному принципу безотносительно к их качеству, плюс издержки на низкую эффективность. Стимулов для повышения качества нет - множество индивидуальных разрозненных плательщиков квартплаты не в состоянии стать эффективными заказчиками ЖКХ-услуг, это продолжают делать все те же государственные организации - ДЕЗ, РЭУ и т.д. Идея собрать 100 процентов квартплаты невыполнима, потому что для этого нет эффективного механизма. Когда население оплачивало лишь 50 процентов ЖКХ-услуг, число неплательщиков достигало 20 процентов, при повышении квартплаты до 100 процентов их число может достичь 40-50 процентов, что вкупе с адресными социальными доплатами сведет на нет все усилия, доля государства в платежах не уменьшится.
  2. Либеральная концепция реформирования ЖКХ. Сущность ее заключается в применении идей приватизации и либерализации ко всем объектам ЖКХ без учета их специфики, с главным лозунгом - приватизировать как можно больше и как можно быстрее, дальше рынок сам расставит все по своим местам. В рамках этой концепции (первый крупный шаг реформирования ЖКХ) была проведена масштабная приватизация квартир в муниципальных домах, в результате чего в России сложился уродливый гибрид из различных форм собственности, не имеющий аналогов в мире - муниципальные дома с приватизированными квартирами. По количеству частных собственников жилья мы догнали и перегнали развитые страны, но реформа не решила ни одной проблемы ЖКХ, наоборот, породила массу новых. Это была тяжелая ошибка, которая привела к возникновению устойчивой неэффективной формы собственности, не поддающейся реформированию, институциональная ловушка.
  3. "Московская модель" реформирования ЖКХ. Московская модель в основных чертах совпадает с правительственной программой, но московские власти более отчетливо понимают, что в ЖКХ нужен эффективный собственник, хозяин, что добиваться эффективного управления ЖКХ чиновничьими структурами малоперспективно. В качестве такового в "московской модели" избраны товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие имущественным комплексом (кондоминиум). Московские власти прилагают много усилий, чтобы организовать из муниципальных домов с приватизированными квартирами ТСЖ, или сразу же передать вновь построенные дома в кондоминиум. Но процесс продвигается очень трудно. На конец 2001 года из 40 тыс. московских жилых домов зарегистрировано всего около 700 ТСЖ, а реально работают лишь порядка 50 (0,1 процента). Необходимо отметить, что кондоминиумы - достаточно распространенная в мире форма собственности: в развитых зарубежных странах на их долю приходится в среднем примерно 15-20 процентов всего жилья.
  Среди причин пробуксовки московской модели можно выделить: a) разобщенность людей в доме вследствие различного социального, финансового, культурного уровня, неспособность организоваться в коллектив, что необходимо для организации ТСЖ; б) проблема "локального социума": в одном доме проживают семьи различного денежного достатка, и состоятельные люди не хотят платить за бедных, пьяниц и опустившихся людей; в) нежелание людей брать на себя дополнительную нагрузку и расходы по управлению домом; г) наличие в доме неприватизированных, то есть муниципальных квартир, за которые должны нести расходы члены ТСЖ.
  Центральным звеном всей системы ЖКХ является жилой дом, предоставляющий людям услуги жилья и являющийся заказчиком коммунальных услуг. Необходимо подчеркнуть, что именно дом в целом является основным и единственным поставщиком жилищных услуг, а не отдельно взятая квартира (как это принято считать в России, что нашло отражение и в законодательстве), так как квартира может существовать только в составе дома и качество проживания в ней на 90 процентов зависит от свойств всего дома в целом. Жилой дом обеспечивает человеку: 1) жилищные услуги, и 2) заключает договоры (через управляющих) на коммунальное обслуживание жильцов (водопровод, канализация, отопление, электроэнергия, газ, уборка мусора и т.д). Таким образом, можно считать, что жилой дом является своеобразным предприятием, производящим жилищные услуги и обеспечивающим поставку коммунальных услуг от организаций коммунального обслуживания. Если это предприятие работает эффективно, то жильцам предоставляется весь комплекс ЖКХ-услуг высокого качества, и, наоборот, при низкоэффективной работе жильцы получают ЖКХ-услуги низкого качества. Известно, что эффективность работы любого предприятия зависит не в последнюю очередь от формы собственности. Также отметим, что только дом в целом может быть эффективным заказчиком коммунальных услуг (но никак не жильцы по отдельности), и от этого во многом зависит их качество.
  В современных развитых странах (как и в дореволюционной России) можно выделить несколько основных типов (форм) собственности на городские жилые дома:
  1. Частный односемейный дом. Это отдельно стоящий дом, коттедж, в котором проживает одна семья, являющийся частной собственностью кого-либо из членов семьи или общей долевой собственностью членов семьи. Это весьма распространенная форма городского жилья. В современных развитых странах достигает 20-30 процентов городского жилого фонда в крупных городах (в США - до 40 процентов), и до 50-70 процентов в небольших городах. Она также достаточно широко распространена в российских провинциальных городах.
  2. Частный многоквартирный арендный дом. Дом и придомовая территория принадлежат владельцу (частному лицу, фирме, АО) на правах частной собственности, квартиры (или комнаты) сдаются жильцам внаем по коммерческим ценам без права отчуждения. Эта форма широко распространена в мире, существовала и в императорской России в виде "доходных домов", в современной России отсутствует.
  3. Кондоминиум. Дом и придомовая территория находятся в совместной собственности всех жителей дома. Управляет имущественным комплексом товарищество собственников жилья (ТСЖ), куда входят все жильцы дома. Доля каждого жильца в общей собственности - его квартира, которая может отчуждаться путем купли-продажи другому владельцу. Новый владелец становится членом ТСЖ и обязан выполнять все правила, принятые для данного дома. Эта форма достаточно широко распространена в мире. В России существует лишь в зачаточном виде, к этой форме собственности с известными оговорками можно отнести также кооперативные дома советских времен.
  4. Муниципальные многоквартирные арендные дома. Дом является федеральной (или муниципальной) собственностью, квартиры сдаются жильцам внаем по социальным, регулируемым ценам без права отчуждения. В зарубежных странах доля муниципального жилья невелика, это жилье для малоимущих, дотируемое из местного бюджета; в СССР, а затем в России - основная форма обеспечения граждан жильем.
  5. Муниципальные многоквартирные дома с приватизированными квартирами. Дом является федеральной (или муниципальной) собственностью, часть квартир являются частной собственностью проживающих в них лиц, другая часть - муниципальные квартиры, сдающиеся жильцам внаем. И те, и другие оплачивают квартплату по социальным, регулируемым ценам. Эта структура является гибридом различных форм собственности, существует только в России и некоторых постсоциалистических странах. В зарубежных развитых странах аналогов не имеет.
  6. Ведомственное жилье. Дом является собственностью предприятия, организации, ведомства, для которых предоставление жилищных услуг не является основной, профильной деятельностью. Квартиры сдаются внаем работникам предприятия по регулируемым ценам без права отчуждения. Имеет распространение во многих странах, но доля его невелика. В России до сих пор существует, особенно в большом количестве в провинциальных промышленных городах.
  В Институте Проблем Управления РАН на основе математических моделей и экспертных оценок были проведены исследования эффективности всех перечисленных форм городского жилья. Оценки проводились по 20 параметрам, отражающим интересы всех участников жилищно-коммунального процесса: 1) жильцов дома, 2) домовладельца, 3) государства, 4) общества в целом. В результате исследования выяснилась следующая картина: наиболее эффективной формой собственности на жилье оказались частные арендные дома, затем частные односемейные дома и кондоминиумы, наименее эффективной - муниципальное жилье, и самое неэффективное - муниципальные дома с приватизированными квартирами. В цифровом выражении распределение эффективности всех форм городского жилья выглядит следующим образом: частные арендные дома - 8,5; частные односемейные дома - 2,43; кондоминиумы - 1,89; муниципальные арендные дома - 1,13; муниципальные дома с приватизированными квартирами - 1,0, то есть эффективность частных арендных домов превышает эффективность муниципальных домов с приватизированными квартирами в 6,5 раза.
  Главным направлением реформирования ЖКХ должно стать не повышение квартплаты и не перевод муниципального жилья на самоокупаемость, а изменение структуры собственности - сокращение доли неэффективных форм городского жилья и увеличение доли эффективных. Сегодня в России доминирующей является самая неэффективная форма - муниципальные дома с приватизированными квартирами. Муниципальное жилье есть во многих странах, но доля его невелика (не более 10-20 процентов), и везде - это жилье для бедных, которые не способны решить свои жилищные проблемы без помощи государства. Нигде в мире муниципальное жилье не оплачивается жильцами на 100 процентов, доля оплаты составляет 40-60 процентов, остальное дотируется из местного бюджета. Право на получение квартиры в муниципальном доме имеют только малообеспеченные, люди с низким доходом. Люди со средними и высокими доходами обеспечиваются жильем в частном секторе.
  Резюмируем вышесказанное. Для повышения эффективности функционирования ЖКХ необходимо изменение структуры форм собственности городского жилья:
  - прекращение приватизации квартир в муниципальных домах, поощрение деприватизации;
  - замораживание строительства низкоэффективного муниципального жилья (постепенно его доля начнет сокращаться, соответственно, будут уменьшаться и расходы бюджета), доведение доли МЖ до 30 процентов;
  - форсированное строительство негосударственного жилья (частных доходных домов, кондоминиумов, кооперативов, частных гостиниц, коттеджей и т.д.);
  - постепенный переход на финансирование муниципального сектора жилья за счет доходов от негосударственного сектора жилья;
  - установление федерального стандарта на оплату ЖКХ в муниципальном секторе - 50 процентов от себестоимости, в частном секторе - 100 процентов;
  - переход высокооплачиваемых жильцов на 100-процентную оплату ЖКХ-услуг путем их переселения (добровольного) из муниципального сектора в частный, высвобождающиеся квартиры - очередникам и малоимущим;
  - недопущение смешения различных форм собственности;
  - перевод ведомственного жилья не в муниципальный фонд, а в частный путем продажи инвестору или в кондоминиум.
  Переход к более рациональной структуре собственности на жилые дома позволит существенно продвинуться в направлении реформирования ЖКХ.
  Вестник Русского экономического общества № 78 от 15 марта 2003 г. (печатается в сокращении)
  РЭО выражает благодарность за предоставленные материалы С.Н.ГЛАЗУНОВУ, научному сотруднику Института Проблем Управления РАН.