<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  XXI век - век потребительского общества. Управленческие кадры своей деятельностью устанавливают что потреблять престижно, что потреблять нужно. Потреблять не только материальные продукты производства (товары), но и плоды, результаты духовного производства (произведения искусства). Во все времена управленцы, делая выбор, определяли лучшее; что потребляла власть, то становилось элитарным.
  XXI век - век информационного общества. Информационное общество характеризуется следующими качествами: люди получают доступ к информации; автоматизация всех рутинных работ; автоматизация каких-то сложных процессов (интеллектуальные средства); движущая сила информационного общества - производство не материального продукта, а информационного; материальный продукт становится более информационно-емким, отсюда рост его стоимости (повышается доля инновации, дизайна, маркетинга).
  Информационное общество - общество, в котором большинство работников заняты производством, хранением, переработкой, реализацией информации, особенно ее высшей формы - знания. Перечислим некоторые характерные черты информационного общества: отсутствие проблемы информационного кризиса (нет противопоставления информационной лавины и информационного голода). Приоритет информации по сравнению с другими ресурсами. Основная форма развития - информационная экономика (электронный бизнес). Глобальный характер информационных технологий. Свободный доступ каждого к информационным ресурсам всей цивилизации. Гуманистические принципы управления обществом (открытость информации, свобода слова), бережное отношение к окружающей среде.
  Негативные тенденции в развитии информационного общества: все большее влияние на общество СМИ (вторжение, нарушение частной жизни людей, организаций). Сложность отбора качественной и полезной информации. Некоторые люди не тяготеют к ИО, разрыв между информационной элитой (разработчики) и простыми людьми. Образование больших потоков информации (с 90-х годов знания удваиваются 2 раза в год).
  Информатизация общества - организованный социально-экономический, научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию, внедрению технической базы (компьютеров).
  Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее на основе компьютерных информационных технологий, современных технических средств и методов.
  Проявление информационной культуры: конкретные навыки по использованию технических устройств; способность использовать в профессиональной деятельности компьютерные информационные технологии; условие извлекать информацию из разных источников, представить ее в удобном виде, уметь эффективно ее использовать; владение основами аналитической обработки информации; знание особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
 управляющая система - информация - управляемая система
  В мире существует множество различных по характеру систем, которые состоят из многих связанных между собой компонентов. Органическая их связь позволяет системе во взаимодействии со средой выступать как целостное, единое. Каждая целостная система имеет определенный диапазон функционирования и развития.
  Система распадается на подсистемы и подструктуры, вплоть до элементарных. Системы могут быть механические, химические, биологические, социальные и т.д. Их можно разделить на системы самоуправляемые, которым свойственны процессы управления, и системы несамоуправляемые. Самоуправляемая система имеет в себе две подсистемы: управляемую и управляющую.
  Управляемая система (или применительно к обществу объект управления) может иметь много частей, подсистем; она осуществляет весь процесс производства, здравоохранения и образования и т.д. во всем его многообразии. Объектом может выступать хозяйство, отдельная отрасль, фирма, комбинат, предприятие, организация и т.д.
  Если рассматривать управляемую систему с позиции организационной структуры, то тогда это ряд взаимосвязанных производственных комплексов, отделов, служб и т.д.
  Управляющая система (или субъект управления) - это совокупность органов управления, например: министерство, комитет профессионально-технического образования и другие органы управления и звенья управления, находящиеся на разных уровнях.
  Объект (управляемая система) и субъект (управляющая система) выступают в неразрывном единстве. Нельзя предполагать развитие социального объекта без управления и наличие управления без объекта. В этой связи определяющую роль играет объект, а управление призвано обслуживать потребности этого объекта, глубже познавать законы развития объекта, глубже познавать законы развития объекта и наиболее рационально использовать их для достижения цели. Таким образом, принципы, цели и механизмы управления определяются объектом. Вместе с развитием объекта изменяется и управление.
  Управление - творческий процесс, и здесь важны не только знание общих основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации, сложившиеся на данном участке производства, и делать из их анализа правильные выводы.
  Эффективность управляющей системы зависит не только оттого, как она организована, но и оттого, насколько умело и четко она пользуется различными методами управления. И, наконец, насколько оптимально организована управляемая система.
  Управляемая и управляющая системы связаны между собой посредством информации. Из объектов управления информация поступает в управляющую систему, где анализируется и где на основе этого вырабатываются определенные команды воздействия, управления и т.д., которые поступают для исполнения в управляемую систему, то есть объект управления. Конечно, управляющая система пользуется и внешней информацией, так как любая система не может быть замкнутой, построенной лишь на самоуправлении. Она всегда подвергается внешнему воздействию других систем.
  Управление информацией требует четких познаний и практических навыков в области информационных технологий. Поэтому сегодня при подготовке и воспитании руководящих кадров особое внимание уделяется повышению их информационной культуры.
  Мотивация научного труда - это целенаправленная деятельность по распространению, популяризации и внедрению в сознание людей значимости научных знаний (научно обоснованных советов, рекомендаций, методических концепций), побуждения к научной деятельности с помощью средств массовой информации (печати, телевидения, радио, кино и т.д.) в целях внедрения результатов научного труда в повседневную жизнь, чтобы улучшить ее качество и повысить ее продолжительность. Мотивация научного труда является функцией управления образовательным процессом.
  Формы мотивации могут быть различны. Форма мотивации - это организационная схема использования тех или иных средств мотивации - печати, радио, телевидения, кино и т.д. в определенных условиях и для конкретной группы людей. Использование книг, поход в библиотеку, встреча и знакомство с авторами научных трудов, с крупными учеными современности, с теми, кто достиг многого благодаря высокому уровню образования и применению результатов научных разработок в своей деятельности. Посещение читательской конференции или книжной выставки. Просмотр научно-популярного кино. Устная мотивация научного труда ведется в форме лекций, докладов, лекториев... Способы мотивации научного труда студентов могут не подойти для мотивации научного труда управленческих кадров. Внешняя мотивация и внутренняя мотивация.
  На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложить некоторые рекомендации: в целях рационального использования ресурсов, человеческого как основного, необходимо мотивировать руководителей предприятий государственного и частного секторов к научной деятельности; привлекать к участию в научных мероприятиях, к финансовым вложениям в науку; решать проблему непрерывного совершенствования управленческого мастерства, повышения уровня их интеллектуальной культуры и повышения их научной квалификации. Делать это посредством убеждения, личного примера, авторитета, уважительного отношения к ученым, к деятелям интеллектуальной культуры. Подбор и отбор кадров на руководящие должности проводить на конкурсной основе, учитывая профессиональные и человеческие качества. Необходимо уделять внимание вопросам реализации уже имеющегося знания, его воплощения, осуществления планов и проектов. Преобразование за счет повышения образования. Самореализация, удовлетворение высших потребностей через занятия наукой, интеллектуальным трудом благодаря мотивации и самомотивации.
 
 
 
  ФАЙЗУЛЛИНА А. Р.,
  МОУ Ембаевская средняя школа,
  с. Ембаево, Тюменская область
 
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
 
  Быстро меняющаяся социальная действительность: убыстрение темпов познавательного и физического развития подрастающего поколения и его гетерохронность; развитие информационных технологий и появление с этим новых форм, методов и средств профессиональной деятельности; появление новых средств взаимодействия и коммуникации (Интернет, мобильная связь, электронная почта) и другие изменения предъявляет в настоящее время высокие требования к уровню мастерства управленческих кадров в образовательных учреждениях.
  В связи с этим актуализировались проблемы, связанные с поиском возможных путей развития профессионального мастерства управленческих кадров, способы создания образовательных программ школ, направленных на формирование информационной культуры личности.
  Достичь эффективного решения поставленной задачи, с нашей точки зрения, возможно разработав сам процесс формирования образовательной программы школы
  Причем, под образовательной программой мы понимаем краткое изложение многокомпонентного содержания образования учебного заведения в течение определенного временного пространства. Это документ, объединяющий ресурсы, сроки, исполнителей и цели определенных направлений деятельности, приводящих в совокупности к достижению общей цели учреждения - к получению качественного образования каждым учащимся.
  Системность образовательной программы определяется взаимосвязанными модулями, характеризующими приоритетные направления деятельности образовательного учреждения. Отбор компонентов (модулей) образовательной программы не может носить случайный характер и должен быть ориентирован на цель её создания. Именно поэтому первоочередными задачами построения образовательной программы является определение целей образовательного учреждения, в нашем случае целью является формирование информационной культуры учителей и учащихся.
  Этапы написания и выполнения образовательной программы (сбор информации - обработка информации - анализ - прогноз - задачи - планы - реализация - контроль) можно определить посредством простых вопросов:
 1. Где мы находимся сейчас? (Анализ)
 2. Где мы будем, если используем тот или иной вариант действий, и способны ли мы на лидерство? (Прогноз)
 3. Где нам следует быть? (Задачи)
 4. Как нам добиться этого? (Планы)
 5. Как мы узнаем, достигнуты ли цели? (Контроль)
 6. По каким направлениям мы способны быть первыми? (Сильные стороны ОУ)
 7. По каким направлениям мы отстаем? (Слабые стороны ОУ)
  На основании всестороннего анализа деятельности образовательного учреждения мы можем выстроить процесс создания его образовательной программы. При этом необходимо строить образовательную программу на следующих принципах, как конкретность и измеримость, ориентированность во времени, реалистичность, гибкость, комплексность, согласованность и обязательность выполнения.
  Процесс составления образовательной программы определяется следующими этапами:
 1) анализ ситуации в образовании;
 2) анализ текущей и перспективной роли образовательного учреждения в формировании образовательной политики микрорайона, округа, города, села;
 3) собственно процесс создания образовательной программы, направленной на формирование информационной культуры учителей и учащихся;
 4) контроль за реализацией образовательной программы.
  Рассмотрим каждый этап составления образовательной программы в отдельности.
  Анализ ситуации в образовании должен учитывать тенденции "большой" образовательной политики государства, региона, города, села. Например, основные направления образования сегодняшнего дня - это модернизация образования, информатизация образовательной среды, разработка стандартов. Данный анализ проводится на основе экспертизы нормативных документов образования и подтверждается кратким статистическим анализом, цель которого - выявить основные тенденции в образовании за время, предшествующее формированию образовательной программы школы, направленной на развитие информационной культуры учителей и учащихся.
  Анализ текущей и перспективной роли образовательного учреждения в формировании образовательной политики микрорайона, города, села предусматривает составление прогнозов, определяющие место образовательного учреждения в образовательном пространстве города, района, села, социума, а именно:
  *Экономические (материально-технические) прогнозы носят преимущественно общий характер. Они необходимы для представления материально-технических возможностей образовательного учреждения в условиях реализации составленной образовательной программы;
  *Прогнозы функционирования и развития образовательных учреждений, связанных с вашим учреждением территориально. При определении перспектив развития учреждения важно учитывать, что данные образовательные учреждения могут стать вашими конкурентами.
  *Прогнозы развития учитывают степень педагогического процесса прогрессивными педагогическими технологиями (например, метод проектов, портфель ученика и др.), уровень владения педагогическим коллективом информационными технологиями, квалификацию педагогов-предметников и административного школьного аппарата;
  *Социальные прогнозы - исследование запросов социума школы не только в данный момент времени, но и с учетом потребностей завтрашнего дня.
  Анализ текущей и перспективной роли образовательного учреждения в формировании образовательной политики микрорайона, округа, города, села опирается на изучение внутренней среды школы и его непосредственного окружения - социума микрорайона, выступающего заказчиком образовательных услуг. В этом случае необходимо помнить, что ребенок не может быть самостоятельным заказчиком своего образования. Именно поэтому на образовательное учреждение и родителей ложится большая ответственность, тем более сегодня , когда мы живем в информационном обществе - дать ребенку качественное образование, способное удовлетворить его потребности в дальнейшей профессиональной деятельности.
  Ещё одна немаловажная деталь в анализе перспективной образовательной политики школы - четкая информация о демографической ситуации в районе, которая самым непосредственным образом будет оказывать влияние на развитие образовательного учреждения.
  Таким образом, в анализе учитываются:
 -структура школьного управления;
 -материально-техническая база;
 -кадровые ресурсы;
 -стабильность детского контингента;
 -культура и традиции школы.
  Весь процесс создания образовательной программы включает четыре этапа:
  1 этап. Формулирование предпосылок (т.е. оценка текущих итогов; анализ; выявление проблем; прогнозирование внешней среды; разработка образовательной программы учреждения).
  2 этап. Постановка проблем (т.е. определение целей и образовательной стратегии учреждения; прогнозирование достижений).
  3 этап. Подготовка к формированию долгосрочной образовательной программы (т.е. определение приоритетов образовательной программы; детализация программы; расширение сферы образовательных услуг; политика учета потребностей социума).
  4 этап. Формирование образовательной программы школы (т.е. коррекция целей и направлений образовательного учреждения; создание оперативных и текущих комплексных программ; формирование новых модулей; оценка исполнения образовательной программы).
  Современные требования к составлению образовательной программы школы рекомендуют модульную основу данного документа. В этом случае генеральные направления деятельности школы, её образовательная политика формируют основной модуль. Все основные направления деятельности выделяются в отдельные модули, что очень удобно при внесении корректировок и дополнений в какое-либо направление школы.
  В нашем случае одним из основных направлений модуля "Информатизация образовательной среды школы" является формирование информационной культуры учителей и учащихся, которое ставит перед собой следующие задачи:
  1.компьютеризация классов;
  2.автоматизация рабочего места учителя;
  3. медиатизация учебных ресурсов.
  Для решения вышеперечисленных задач необходимо повысить уровень материально-технического обеспечения школы. Однако всегда возникает вопрос: откуда взять средства? В первую очередь, бюджетные и спонсорские средства. Обеспечение автоматизированного место учителя можно за счет участия в учительских конкурсах и получение грантов.
  Также немаловажную роль при создании образовательной программы школы играет этап прогнозирования, т.е. важно определить ожидаемые результаты деятельности.
  Наша образовательная программа, направленная на формирование информационной культуры учителей и учащихся предполагает следующие результаты: повышение качества знаний; получение гарантий дальнейшего обучения (в вузе); расширение выбора профессий; формирование информационной культуры личности.
  Систематизируя перечисленные выше рекомендации к составлению образовательной программы школы, направленной на формирование информационной культуры учителей и учащихся, хотелось бы отметить, что какой бы всеобъемлющей ни была наша образовательная программа, она должна быть реально выполнимой и соответствовать требованиям подготовки сегодняшнего выпускника.
 
 
 
 
 
 
 
 1 Конина О. В. К вопросу о проблеме бизнес-образования в России.// Новое образование для новой экономики России: Сборник статей Международного симпозиума. - М.: МФЮА, 2004.С. 66-68.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу