<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 Подобный подход оставил свои следы и в экономике. Планирование бюджета идет весьма приближенно, запасы не ценятся, меры по уменьшению затрат на единицу продукции считаются крохоборством, не присущим русскому характеру.
 Отношение к закону.
 Собрались несколько человек на мосту, чтобы выяснить, как
 можно заставить человека прыгнуть с моста.
 Идет мимо американец.
 Ему говорят: "Гражданин, вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста в реку". Американец требует подписания контракта и предоплаты, после чего спокойно прыгает в воду.
 Идет мимо немец.
 Ему говорят "Вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста". Немец не соглашается, говорит, что у него дела, семья, обязанности.
 Ему говорят: "Но есть строгий приказ Вашего руководителя прыгнуть с моста".
 Немец немедленно прыгает.
 Идет мимо русский. Ему говорят: "Вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста в реку". Русский в ответ: "Чихал я на ваши миллионы", и идет дальше. Ему говорят: "Ваш начальник приказал Вам прыгнуть с моста". Русский: "Чихал я на приказы" и идет дальше.
 Ему говорят: "Вы знаете, вообще-то с этого моста прыгать запрещено". Русский перелезает через перила и со словами "А чихал я на ваши запреты" - прыгает.
 Кристина Кович - американка, занимавшаяся в России много лет вопросами кадров, говорила, что этот анекдот как нельзя лучше характеризует русский характер.
 Иностранцы обычно удивляются той легкости, с которой русские могут нарушать собственные законы по необходимости или просто так.
 Джон Мэтток пишет, что русские легко обходят закон, если считают нужным12.
 Отношение к экологии.
 Пассажир поезда:
 - Проводник, у вас можно курить?
 - Нет!
 - Тогда откуда взялись эти окурки?
 - От тех, кто не задаёт вопросов.
 Одной из статей затрат на западе обязательно является забота об экологии - как возможность сохранить и приумножить те природные богатства, которые позволяют обществу выжить.
 Исторически сложилось так, что западные общества осознали проблему отходов гораздо раньше россиян.
 К сожалению, западное бережное отношение к природе, сортировка и предварительная переработка мусора - явления, относительно чуждые природе российского менеджера.
 Эта проблема пока еще не встала в полный рост перед россиянами, в связи с большим размером российских территорий. Однако, если такая проблема когда-нибудь возникнет в России, то ее размах будет значительно превышать размах проблем западных.
 Стремление к росту.
 - Позвольте мне сегодня уйти с работы пораньше, Семен Семенович.
 Жена хочет пойти со мной за покупками.
 - Hи в коем случае! Сидите и работайте!
 - Огромное спасибо, Семен Семенович!
 Ни что так не стимулирует человека, как возможность быстро подняться по служебной лестнице.
 И такая возможность в иностранных компаниях существует. О ней говорят и напоминают.
 Чтобы стимулировать энтузиазм и повышать зарплату наиболее достойным сотрудникам регулярно (как правило, один раз в год) в иностранных компаниях проводятся аттестации сотрудников по множеству параметров. Каждый из параметров (положительные и отрицательные стороны сотрудника) подробно обсуждается с сотрудником для того чтобы прийти к общему мнению.
 Особо ценятся такие свойства, как: организованность, целеустремленность, работоспособность, умение организовать работу подчиненных, стремление учиться, желание перейти на новый участок работы и получить новый опыт.
 Но личное стремление к росту не должно выливаться в неуважение к окружающим, конфликты и склоки.
 Поэтому очень важным условием для работы в иностранной компании является:
 Умение работать в команде.
 Спрашивают русского,
 - Вы какой секс больше любите групповой или индивидуальный.
 - Групповой, конечно!
 - А почему?
 - В коллективе и сачкануть можно!
 Иностранные компании уделяют огромное значение развитию командного духа, умению работать в коллективе, тому, что на западе называется "Team building" или "Team spirit".
 Проводятся коллективные игры с самыми разнообразными целями. Устраиваются совместные мероприятия (как спортивные, так и вечеринки).
 Но в этом русский менеджер может дать фору иностранному. Опыт пионерских лагерей, зарниц, субботников и совместных пьянок дает огромные преимущества в создании командного духа при наличии общей цели. Следует заметить, что иногда открытый и коллективистский характер русского менеджера может мешать. Это относится к тому случаю, когда русский менеджер в силу своего характера становится на позицию работников компании и пытается отстаивать те интересы работников, о которых еще не успели открыто заявить его подчиненные.
 Такое умение работать в коллективе западными менеджерами не приветствуется.
 В иностранных компаниях ценятся профессиональная совместимость, умение мыслить и действовать в одном русле с коллективом, умение не выходить из себя в напряженных условиях и умение взять на себя часть работы коллеги при необходимости.
 Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя коллективу, или выбиваться из общего ритма или настроя.
 Ни кто не требует, чтобы интересы коллектива были поставлены выше личных, но они обязательно должны приниматься во внимание. Без коллективного мышления, лояльности к руководству и принципам организации, уважения к достижениям компании в иностранной компании делать нечего.
 Российские компании ценят работоспособность, умение найти подход к различным людям и сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный дух только начинают внедряться в работу компаний. Пока, как правило, безуспешно.
 Что мы носим.
 Пришли в ресторан англичанин, француз и русский. Всем подали чай.
 Англичанин размешивает ложечкой сахар.
 - Дзынь! - ударилась нечаянно ложечка о стенку стакана.
 - Извините! - поспешил сказать англичанин.
 - Дзынь!! - ударилась ложечка у француза.
 - Извините, - сказал тот.
 Русский:
 - ТЫСЯЧА извинений!!! - дзынь, дзынь, дзынь...
 Считается, что в российской компании можно одеваться в то, что есть дома. Некоторые считают, что недорогой наряд может показать начальству, что вам пора повысить зарплату.
 Некоторые считают наоборот, что дорогая одежда, часы, обувь, машина могут показать начальству вашу независимость и заставить ваше руководство сильнее уважать Вас.
 Ни то ни другое не подходят для иностранной компании.
 Слишком дорого одетый сотрудник может сбыть с толку посетителей, а слишком дешево одетый сотрудник может вызвать недовольство руководства, как лицо, подрывающее имидж компании.
 Поэтому, как это ни странно, но в иностранной компании лучше одеваться не хуже и не лучше других. Всякие крайности (джинсы, свитера или вечерние платья и костюмы) полностью исключаются (кроме специально объявленных дней).
 Стиль руководства.
 Американский, немецкий и русский менеджеры спорят,
 кто сумеет научить кошку есть горчицу.
 Немец ловит кошку и заталкивает горчицу ей в пасть.
 - Это насилие! - протестуют русский и американец.
 Американец кладёт горчицу между двумя кусками колбасы, и кошка всё сьедает.
 - Это обман! - протестуют немец и русский.
 Русский хватает кошку и мажет горчицей у неё под хвостом. Кошка с воем начинает её слизывать.
 - Вот так, - говорит русский, - добровольно и с песней!
 В каждой компании стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании.
 Как уже говорилось, обязательными условиями являются желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей компании и умение работать в команде.
 Остальные требования могут зависеть от конкретного руководства компании.
 Кто-то может стремиться вовлечь коллектив в те или иные мероприятия. Кто-то отдает предпочтение равному представлению мужчин и женщин в руководстве подразделений компании. Здесь могут быть различные подходы.
 В российских компаниях стиль руководства, почти всегда жесткий и авторитарный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и кончая реализацией принятых руководством решений.
 Взаимоотношения полов.
 У американского мужчины во взаимоотношениях с женщиной есть три проблемы:
 - найти партнера стандартной ориентации,
 - избежать обвинения в сексуальном домогательстве,
 - разобраться с феминизмом.
 Любая западная компания строго соблюдает правила взаимоотношения полов, равноправие мужчин и женщин. И в руководящих документах компании обязательно присутствует запрет на сексуальное домогательство и строжайшее наказание за это вплоть до немедленного увольнения. При этом домогательством может считаться предложение подвести домой, услужливо открытая дверь, лежащий на столе мужской журнал, рассказанный анекдот, или простое насвистывание.
 Начиная работу в России, иностранные компании стараются и во внутренние документы российской компании внести соответствующие положения, а также ввести определенные квоты на участие женщин в руководстве компанией. Однако здесь все, как правило, остается только на бумаге. В лучшем случае все сводится к пожеланию иметь немного больше женщин во втором эшелоне руководства. Для того чтобы российская женщина подала руководству жалобу на сексуальное домогательство, необходимо полное отсутствие тормозов у домогающегося мужчины. В противном случае коллеги (как мужчины, так и женщины) просто покрутят пальцем у виска. Российская женщина может намекнуть мужчине, про возможность пожаловаться, но такой намек часто не является реальной угрозой. Российская женщина, скорее обрадуется поднесенным без повода букету или шоколадке, открытой двери, предложению подвезти до дома. Она не всегда обидится на анекдот, сама может сама подхватить случайную оговорку или тему, с любопытством возьмет полистать мужской журнал. И хотя ситуация в России все же меняется в сторону феминизации российского общества, до американских законов и правил нам еще очень далеко.
 Мораль компании.
 Фраза с производственного совещания:
 "...господина Петрова прошу обратить внимание на то, что
 формулировка "Всякая фигня" недостаточно полно отражает ассортимент
 предлагаемой нашей фирмой продукции"
 Вопрос с моралью очень сложен.
 Большинство иностранных компаний имеют собственные правила и принципы.
 С компанией, у которой нет благородных принципов, вряд ли кто-то захочет иметь дело.
 Не все соблюдают эти принципы, но практически все хотели бы их соблюдать, и соблюдают в стабильных и нормальных условиях, по крайней мере, формально. Гораздо сложнее соблюдать заявленные принципы в условиях кризиса или жесткой конкуренции. Все люди слабы, и поэтому в такие моменты требовать от иностранной компании соблюдения всех заявленных ею принципов, по крайней мере, наивно.
 В этом плане российские компании отличает, как правило, отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципа получения прибыли любой ценой. К сожалению, наличие каких-то принципов во внутренней политике или во взаимоотношениях с краткосрочными партнерами очень часто рассматривается в России как слабость или недостаток.
 Отношения к переменам.
 Летят над Россией российский и американский президенты.
 Российский президент показывает вниз: "Вы знаете какой у нас народ терпеливый!
 Мы наш народ три года по карточкам кормили, а они терпят!
 Мы им три года зарплату не платили - а они все терпят!
 Мы у них три раза с помощью инфляции вклады отбирали, а они все живут, как жили!
 Вот какой народ!"
 Американский президент затылок почесал, и говорит:
 "Слушайте, а вы их дустом не пробовали?"
 Иностранные компании вынуждены жить в весьма жестких условиях конкуренции.
 Поэтому одним из обязательных условий работы иностранной компании является способность быстро приспособиться к меняющимся внешним условиям или способность быстро захватить освободившуюся нишу.
 Поэтому мобильность сотрудников компании - обязательное условие как при приеме, так и при последующих аттестациях. Одним из способов стать более мобильным является способность компании быстро изменить внутреннюю структуру или штатное расписание.
 Довольно распространенным в иностранных компаниях является выражение: "Не в связи с личной неприязнью, а только в интересах бизнеса..."
 Российские компании, как правило, хорошо приспособлены к переменам внешним, но проигрывают иностранным компаниям в способности к внутренней реорганизации. Российские руководители труднее теряют налаженные неформальные связи и отношения. Это относится как к партнерам по бизнесу, так и к сотрудникам.
 В условиях однонаправленных изменений (а именно такие чаще всего происходят на западе) умение быстро измениться - неоспоримый плюс.
 Однако, в случае, когда в стране происходят изменения в ту или иную сторону, отсутствие внутренней гибкости может оказаться плюсом при откате внутренней политики в стране.
 Так, например, те организации военно-промышленного комплекса, которые не начали конверсии и были заморожены в ожидании появления нового государственного заказа, в условиях возврата к командно-административному управлению в стране оказываются намного более приспособленными к получению госзаказа, чем те, которые быстро перешли на рыночные курсы (продали и сдали в аренду не нужное оборудование и площади, провели конверсию производства, реформировали штаты, избавились от ненужных структур, архивов).
 Заключение.
 Перечисленные особенности русского менеджмента дают только несколько штрихов на общую картину. Но без знания этих мелочей российской компании сложно не только работать на международном рынке, но и правильно организовать работу на российском рынке.
 
 1 Дон Фуллер. Управляй или подчиняйся! -М.:Фонд "За экономическую грамотность", 1992, с.8.
 2 Там же, с 13.
 3 Там же, с.14.
 4 John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.54.
 5 John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.100.
 6 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1991, с. 217.
 7 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. с. 218.
 8 Хойер В. Как делать бизнес в Европе. с. 219.
 9 John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.99.
 10 John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.100.
 11 John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.100.
 12 John Mattock, Russia. The essential guide for the business traveller. London: Kogan page LTD, 1996, p.100.
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу