<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>
Народная Ассамблея
Независимый институт социальной политики
Фонд "Институт экономики города"
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ДОСТУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Авторы:
А. Л. Александрова
Л. Н. Овчарова
С. В. Шишкин
Данная брошюра представляет собой результат исследования, проведенного в рамках проекта "Расширение доступа малообеспеченных слоев населения к гарантированным государством социальным услугам и социальным выплатам". Средства на осуществление этого проекта, включая поддержку исследования и публикации брошюры, предоставлены Фондом имени Г. Бёлля.
В книге приведен подробный анализ структуры доходов населения, который затем используется для выявления экономических и иных факторов, затрудняющих доступ к основным социальным услугам (на рынок занятости, к льготам и выплатам, медицине и образованию).
Содержание
Введение
1. Динамика уровня и структуры доходов и расходов населения
2. Барьеры в доступе к доходам, возникающие на рынке труда
3. Барьеры в доступе к системе социальных льгот и выплат
4. Доступность медицинской помощи
5. Доступность образования
Приложения
Введение
Становление рыночных отношений в России привело к существенным изменениям в уровне жизни российских граждан и выдвинуло новые задачи перед государственными институтами в области экономического благосостояния. Несмотря на то, что для населения проводимые рыночные реформы открыли некоторые новые возможности, рост масштабов и глубины бедности за счет увеличения риска бедности как для традиционно уязвимых категорий граждан, так и работающего населения, свидетельствует о том, что возникшие проблемы в значительной степени перевешивают возможности роста благосостояния.
Если коротко остановиться на особенностях российской бедности, то на текущий момент согласно официальным статистическим данным вырисовывается следующая картина:
- Примерно треть населения имеет располагаемые ресурсы ниже прожиточного минимума, т.е. являются бедными в соответствии с российскими стандартами определения и измерения бедности.
- При этом порядка 10 % населения не могут себе позволить в достаточном количестве покупку даже самых дешевых продуктов питания, что свидетельствует о проявлении форм крайней бедности.
- Анализ профиля бедности позволяет сделать вывод о том, что половина бедных - это семьи работающих бедных.
Затяжной экономический кризис 90-х годов, сопровождающий институциональную трансформацию российской экономики, обусловил значительное сокращение расходов государства на деятельность созданных в советское время разветвленных медицинских, образовательных, культурных учреждений. При этом государственные гарантии бесплатного доступа к медицинской помощи, образованию, ценностям культуры остались неизменными. Недостаток бюджетных средств привел к некоторому сокращению сетей социально-культурных учреждений, но масштабы сокращения были несоразмерно меньше, чем снижение финансирования. Системы здравоохранения, образования, культуры в целом сохранились в 90-е годы и продолжали предоставлять социальные услуги населению в сопоставимых объемах с предыдущим периодом. Но экономические условия получения этих услуг существенно изменились для основной части населения. Недостаток государственного финансирования стал компенсироваться ростом расходов населения в легальных и теневых формах. Усилилось неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи и образования.
Разрыв между, с одной стороны, декларированными гарантиями и организацией сети социально-культурных учреждений, ориентированной на их реализацию, и, с другой стороны, реальными экономическими условиями социального обслуживания населения представляет собой ключевую проблему социально-культурных отраслей в переходный период. Этот разрыв, возникший на начальном этапе экономических реформ, сохранялся все последующие годы.
В сложившейся ситуации в стратегии содействия сокращению бедности просматриваются следующие приоритеты:
- расширение доступа к доходам трудоспособных групп населения через программы занятости, индексацию заработной платы, легализацию неформальных доходов и переведение неденежных форм оплаты труда в денежные;
- обеспечение недискриминационного доступа бедных к социальным услугам (прежде всего в сфере образования и здравоохранения) и социальным программам (пособиям, льготам и пр.).
Решение проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий медицинского обслуживания населения требует уточнения существующей программы ОМС. Нужно четко определить состав медицинской помощи, который государство может действительно бесплатно предоставить сейчас всему населению в рамках системы ОМС. Этот пакет услуг должен быть сбалансирован с выделяемыми государством на его выполнение средствами. При этом условии и при усилении контроля за оказанием бесплатных и платных медицинских услуг может быть обеспечена доступность гарантируемого в системе ОМС пакета медицинских услуг и лекарственной помощи для всех граждан.
Гарантии бесплатного получения медицинской помощи сверх того, что будет установлено в программе ОМС, в обозримой перспективе неизбежно будут оставаться несбалансированными с размерами их государственного финансирования. Получение соответствующих видов медицинских услуг должно предоставляться в порядке очереди, либо оплачиваться самими гражданами.
Ресурсные ограничения развития образования в современном российском обществе обусловливают необходимость руководствоваться следующей логикой: четкое определение государственных обязательств по предоставлению бесплатного образования - структуры, стандартов качества, объемов образовательных услуг, уровня их финансового обеспечения за счет государственного бюджета. Все, что превышает эти обязательства, может осуществляться при наличии у субъектов РФ дополнительных финансовых возможностей, либо покрываться за счет внебюджетных средств - заказов предприятий, платы учащихся. При этом необходима трансформация механизмов государственного финансирования образовательных учреждений на основе последовательной реализации принципа: деньги следуют за учащимся.
1. Динамика уровня и структуры доходов и расходов населения
Падение реальных доходов и рост их дифференциации - две основные тенденции в изменении благосостояния граждан России за последние десять лет (табл.1). Именно эти причины спровоцировали рост численности бедного населения. Следует отметить, что реальное снижение доходов началось значительно раньше, еще в советский период, и в условиях подавленной инфляции проявилось в росте дефицитности товаров первой необходимости и увеличении доли покупок их на свободном рынке. Однако более масштабное снижение реальных доходов началось в 1991 г., после апрельского повышения цен. Либерализация цен на товары и услуги в январе 1992 г. привела к еще более резкому падению реальной заработной платы и реальных доходов населения.
Приведенные в табл.1.1 данные о динамике изменения средних показателей оплаты труда и доходов населения показывают, что опережающий рост цен по сравнению с ростом номинальной оплаты труда и доходов снизил за анализируемый период реальные заработки почти в три раза, а денежные доходы - более чем в два раза. Причем процессы перманентного снижения средней реальной заработной платы и доходов продолжались вплоть до 1996 г., сопровождаясь небывалым ростом неплатежей по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям<1>. Но, если в 1996-1997 гг. наметилась некоторая тенденция к росту доходов, связанная с появившимися признаками оживления и выхода из депрессии, то финансово-экономический кризис 1998 г., вызвавший стремительный рост цен на потребительские товары, прервал эту тенденцию. При сложившейся за период реформ высокой зависимости потребительского рынка от импорта, а также значительной импортной составляющей в производстве потребительских благ, изменение валютного курса рубля в сторону трехкратного удешевления не могло не привести к росту цен. "Скачок" индекса потребительских цен (138,4 % с августа по сентябрь 1998 г. и 184 % за весь 1998 г. по отношению к декабрю 1997 г.) привел к тому, что в результате реальная заработная плата в декабре 1998 г. упала ниже соответствующего уровня 1997 г. еще на одну треть.
Таблица 1.1. Динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 1992-2001 гг.*
1991 XII 1992 XII 1993
XII 1994
XII 1995 XII 1996 XII 1997 XII 1998 XII 1999
X11 2000
X11 2001
1Х 1.Средняя заработная плата в ценах соответствующих лет, в руб.
1200
16070
141200
355000
735,5
960
1215
1468
2272
3135
3511 Темпы роста, раз 1 13,39 117,67 295,8 6,13 8,00 10,1 12,2 18,9 26,1 29,2 2.Реальная заработная плата (без учета скрытой оплаты труда)
в ценах 1991г. руб.
1200
617
577
453
409
436
486
326
366
424
417 в % к 1991г. 100 51,4 48 37,7 34 36,4 40,5 30 30,5 35,3 34,8 3.Среднедушевой денежный доход в ценах соответствующих лет, руб.
870
9870
91000
378000
782
970
1030
1493
2437
3112
2999 Темпы роста, раз 1 11,3 104,6 434,5 898,9 1115 1184 1716 2801 3577 3447 4.Реальный денежный доход,
в ценах 1991 года,
в руб.
870
380
370
482
433
442
419
354
395
421
356,8 В % к 1991г. 100 43,7 42,5 55,4 49,7 50,8 48,2 40,7 45,4 48,3 41,0 5.Индекс изменения потребительских цен
( ИПЦ) к 1991г.
1,0
26,05
244,9
784
1803
2196
2459
4525
6177
7425
8429 5.1.ИПЦ с учетом деноминации 1995 г.
1,0
1,8
2,2
2,5
4,5
6,2
7,4
8,4 5.2.ИПЦ в %
к предыдущему периоду
100
2604
941
320
230
122
112
184
136
120
113,9 * Рассчитано по : Статистические сборники: Социально-экономическое положение России за декабрь 1991 -2000 г. и за ноябрь 2001 г. Разделы : Цены и Уровень Жизни
Кризис августа 1998 г. и обусловленная им девальвация рубля имели как отрицательные, так и положительные последствия, в результате которых в российской экономике все послекризисные годы наблюдается экономический рост, составивший за период с 1999-2001 гг. - 118 % (в 1999 г. - 3,5 %, 2000 г. - 7,7 % и в 2001 г. - 5,8 %). Но об устойчивости темпа роста ВВП говорить еще рано, поскольку экономический рост наблюдается главным образом в нефтяной, химической и нефтехимической промышленности, в машиностроении и пищевой промышленности. Кроме того, если главным стимулом роста экономики в 1999 г. был эффект от девальвации рубля, инициировавший процессы импортозамещения в отечественной промышленности, то в 2000-
2002 гг. - экономический рост в значительной части покрывался за счет существенного роста цен на экспортируемую нефть и электроэнергию.
Таблица 1.2. Динамика основных видов денежных доходов населения, % к 1991 г.
1991 1996 1997 1998 1999 2000 Оплата труда, включая скрытую (официально не учтенную)
заработную плату
100
61,1
64,8
53,0
46,7
48,4 Доходы от предпринимательской деятельности
100
182,9
184,7
179,1
135,3
188,3 Социальные трансферты 100 49,1 55,4 42,0 36,3 43,4 Доходы от собственности 100 23,9 27,3 22,0 25,2 27,3
Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. Сборник./ Госкомстат России. - М., 2001. С.105
Становление рыночных отношений в России сопровождалось существенными изменениями в структуре формирования доходов. Данные табл. 1.2 позволяют нам сделать вывод о том, что, наряду со снижением уровня доходов и оплаты труда, появились новые источники доходов, к числу которых в первую очередь следует отнести предпринимательский доход и доходы от собственности.
Таблица 1.3. Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (в процентах)
1990 1996 1997 1998 1999 2000 Денежные доходы - всего 100 100 100 100 100 100 в том числе: оплата труда 1) 76,4 66,5 66,4 64,8 65,8 61,4 доходы от предпринимательской
деятельности
3,7
13,1
12,5
14,5
12,6
15,9 социальные трансферты 14,7 14,0 14,8 13,4 13,4 14,4 из них: Пенсии 10,1 9,9 11,1 10,1 9,8 9,4 пособия и социальная помощь 2,5 3,1 3,1 2,3 1,9 2,0 Стипендии 0,4 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 доходы от собственности 2,5 5,3 5,7 5,5 7,3 7,1 другие доходы 2,7 1,1 0,6 1,8 0,9 1,2 Денежные расходы и
сбережения - всего, % от доходов
95,0
98,6
98,3
98,3
98,1
97,1 в том числе: покупка товаров и оплата услуг 75,3 69,2 68,6 77,6 79,1 77,8 обязательные платежи и
разнообразные взносы
12,2
5,8
6,3
6,1
6,8
8,1 сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости
7,5
<< Пред. стр. 1 (из 7) След. >>