<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 2,2
 2,0
 1,8
 1,5
 1,3
 1,2
 0,9 чая, кофе, безал-когольных напитков
 3,1
 3,4
 3,4
 3,3
 3,4
 3,3
 3,0
 3,0
 3,1
 2,7 расходы на питание вне дома (общественное питание)
 0,6
 0,8
 1,0
 1,3
 1,4
 1,8
 1,9
 2,1
 1,9
 2,3 расходы на покупку алкогольных напитков
 1,2
 1,4
 1,8
 2,0
 2,0
 2,5
 2,4
 2,9
 2,7
 2,9 расходы на покупку непродовольственных товаров
 19,5
 21,6
 23,1
 25,1
 26,6
 29,8
 34,2
 35,1
 37,1
 44,5 из них на покупку: одежды, обуви, белья, тканей
 9,5
 11,1
 12,1
 13,4
 13,9
 15,8
 16,8
 17,4
 17,5
 15,6 Телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений
 
 1,7
 
 1,8
 
 1,8
 
 1,9
 
 2,1
 
 2,2
 
 3,0
 
 3,3
 
 3,5
 
 4,6 транспортных средств 0,1 0,1 0,2 0,2 0,4 0,6 0,8 1,3 1,5 8,9 стройматериалов 0,3 0,4 0,5 0,6 0,8 0,7 1,0 1,2 1,5 1,0 топлива 0,5 0,7 0,8 1,0 1,2 1,5 1,6 1,8 1,9 1,7 товаров и принад-лежностей по ведению хозяйства,мебели
 
 0,8
 
 0,9
 
 1,3
 
 1,7
 
 2,0
 
 2,8
 
 4,8
 
 4,3
 
 5,4
 
 7,8 предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров
 
 4,9
 
 4,7
 
 4,6
 
 4,5
 
 4,3
 
 4,2
 
 4,0
 
 3,9
 
 3,8
 
 3,3 табачных изделий 1,3 1,4 1,3 1,3 1,3 1,3 1,5 1,3 1,3 0,9 галантереи и других товаров
 0,4
 0,5
 0,5
 0,5
 0,6
 0,7
 0,7
 0,6
 0,7
 0,7 Первая) Вторая Третья Чет-вертая Пятая Шестая Седь-мая Вось-мая Девятая Десятая
  расходы на оплату услуг 15,9 14,9 14,4 13,9 14,1 12,8 12,7 13,8 13,4 14,0 в том числе: жилищно-коммунальных услуг
 9,4
 8,1
 7,4
 6,8
 5,9
 5,3
 4,5
 4,1
 3,8
 3,0 из них оплата: жилья 2,2 1,9 1,7 1,6 1,3 1,3 1,1 1,0 1,0 0,9 электроэнергии 1,8 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9 0,8 0,7 0,7 0,5 газа 1,3 1,1 1,1 0,9 0,8 0,8 0,6 0,5 0,5 0,4 центрального отопления 1,4 1,2 1,2 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,6 0,5 воды и других коммунальных услуг
 2,7
 2,4
 2,1
 2,1
 1,9
 1,5
 1,3
 1,3
 1,0
 0,7 услуг по ремонту (изготовлению)
 0,4
 0,5
 0,5
 0,5
 0,8
 0,7
 1,1
 1,1
 1,5
 1,5 из них: одежды и обуви 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 мебели, предметов домашнего обихода, электротоваров и др.
 
 0,1
 
 0,1
 
 0,1
 
 0,1
 
 0,2
 
 0,1
 
 0,1
 
 0,1
 
 0,1
 
 0,1 транспортных средств 0,0 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,5 0,3 0,4 0,5 квартир, домов и других построек
 0,1
 0,1
 0,1
 0,1
 0,2
 0,2
 0,3
 0,5
 0,7
 0,7 прочих бытовых услуг 0,3 0,4 0,5 0,6 0,5 0,7 0,7 0,8 0,7 0,7 услуг учреждений культуры 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 услуг в системе образования
 0,6
 0,7
 0,8
 0,8
 1,0
 1,0
 1,1
 1,3
 1,5
 1,3 из них дошкольного 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 медицинских услуг 0,3 0,3 0,3 0,4 1,2 0,5 0,6 0,6 1,2 2,0 услуг отдыха 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,3 1,5 0,5 1,1 услуг правового характера 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1 0,0 0,1 услуг пассажирского транспорта
 3,2
 3,1
 3,0
 3,1
 2,6
 2,6
 2,5
 2,6
 2,5
 2,3 услуг связи 1,4 1,3 1,3 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1 1,3 1,2 прочих услуг 0,0 0,0 0,1 0,0 0,4 0,2 0,3 0,2 0,0 0,4 Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. Сборник./ Госкомстат России. - М., 2001.
 
 Таблица 3. Распределение общих объемов расходов на питание,
 непродовольственные товары и услуги по 20 %-ным группам населения в 2000 г.
 
 
  Все домашние
 хозяйства в том числе по 20-процентным группам обследуемого населения первая вторая третья четвертая пятая
  Расходы на покупку продуктов
 для домашнего питания:
 100
 8,9
 14,1
 18,7
 24,1
 34,2 хлеба и хлебных продуктов 100 13,4 17,2 19,8 22,2 27,4 картофеля 100 13,1 16,9 19,2 22,1 28,7 овощей и бахчевых 100 8,4 13,6 18,3 23,9 35,8 фруктов и ягод 100 5,9 11,1 17,0 24,9 41,1 мяса и мясных продуктов 100 7,2 12,9 18,7 25,4 35,8 рыбы и рыбопродуктов 100 7,8 13,4 18,5 23,9 36,4 молока и молочных продуктов 100 9,1 14,8 19,1 24,1 32,9 сахара и кондитерских изделий 100 6,6 11,6 17,6 24,9 39,3 Расходы на питание вне дома 100 2,7 7,5 14,5 26,7 48,6 Расходы на непродовольственные товары:
 100
 4,2
 8,1
 13,5
 24,4
 49,8 одежды, обуви, белья и тканей 100 4,6 9,4 15,8 26,7 43,5 телерадиоаппаратуры, предметов для отдыха, увлечений
 100
 3,8
 6,9
 11,2
 24,2
 53,9 транспортных средств 100 0,3 0,8 2,9 9,2 86,8 мебели, домашнего оборудования, предметов для ухода за домом
 100
 1,4
 3,8
 8,9
 24,0
 61,9 строительных материалов 100 2,6 6,3 12,0 27,4 51,7 топлива 100 2,8 6,7 14,8 27,2 48,5 табачных изделий 100 7,3 11,9 17,0 27,3 36,5 медицинских товаров, предметов гигиены
 100
 8,3
 13,2
 17,6
 24,1
 36,8 Расходы на оплату услуг: 100 7,6 11,7 16,0 23,5 41,2 жилищно-коммунальных услуг 100 12,5 17,1 19,4 21,9 29,1 бытовых услуг 100 3,1 6,7 12,7 25,7 51,8 услуг учреждений культуры 100 6,1 11,1 17,3 24,7 40,8 услуг в системе образования 100 3,7 7,6 14,5 25,7 48,5 медицинских услуг 100 1,8 3,7 13,3 14,7 66,5 услуг отдыха 100 0,5 1,2 4,1 36,4 57,8 услуг пассажирского транспорта 100 8,4 13,5 16,5 23,8 37,8 услуг связи 100 7,5 12,0 16,1 22,5 41,9
 Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. Сборник./ Госкомстат России. - М., 2001.
 
 <1> Объем просроченной задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий составил: в 1994 г. - 3,22 млрд р.; 1995 г. - 7,8 млрд р.; 1996 г. - 45,5 млрд р.; 1997 г. - 69,4 млрд р.;1998 г. - 123,2 млрд р.; 1999 г. - 99,5 млрд р.; 2000 г. - 66,3 и в 2001г. - 54,9 млрд р.
 <2 >За 1996-1999 гг. данные уточнены в 2000 г. в связи с изменениями в методологии расчета.
 <3> 20 %-ные группы выделены по располагаемым ресурсам.
 <4> Данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (1998 г.).
 <5 >В данном исследовании учитываются только регулярная основная и регулярная дополнительная занятость. Если принимать во внимание нерегулярную дополнительную занятость, то число совмещающих основную и дополнительную занятость становится больше.
 <6> Один респондент мог реализовывать несколько стратегий, поэтому в данном случае сумма всех стратегий экономического поведения не равна 100 %. Некоторые стратегии поведения остались за рамками нашего анализа.
 <7> Помимо пособия по безработице, средние выплаты включают: доплаты на иждивенцев; оплату временной нетрудоспособности; оплату районных коэффициентов регионов, приравненных по условиям проживания к северным территориям (таких регионов 30); выплаты задолженности по пособиям.
 <8> Доклад Правительства Российской Федерации "О поэтапном повышении минимального уровня оплаты труда".
 <9> Графа 7 табл. 10.25 Статистического справочника "Труд и занятость в Росси" Москва, 1999 г. С. 324.
 <10> В данном случае речь идет об официальной заработной плате по основному месту работы.
 <11> Расчеты выполнены Яковлевым Р.А. в рамках проекта МОТ "Стратегия содействия сокращения бедности в России", ноябрь 2001 г.
 <12> Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. Сб./ Госкомстат России. - М., 2000. С.227
 <13> В данном случае речь идет не о показателе минимальной заработной платы, а о реальной минимальной оплате труда, которая выше минимальной заработной платы. Так, в марте 2001 г. минимальная заработная плата составила 100 рублей, а реальная минимальная оплата труда - 199 рублей.
 <14> Повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда. Аналитический доклад. М.: ИЭ РАН, 2000 г. С.124
 <15> Л. Косалс. Между хаосом и социальным порядком. Теневая экономика. Журнал Pro et Contra. Том 4. №1. С.41
 <16> Л. Косалс. Между хаосом и социальным порядком. Теневая экономика. Журнал Pro et Contra. Том 4. №1. С.41.
 <17> Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. Сб./ Госкомстат России. - М., 2000. С.125
 <18> Увеличение числа имеющих вторичную занятость в 1999 г. во многом обусловлено изменением формулировки вопроса анкеты. Если ранее респондента спрашивали, имел ли он дополнительную работу в обследуемую неделю, то теперь вопрос ставится не только в отношении обследуемой недели, но и месяца, предшествующего обследуемой неделе.
 <19> В данном исследовании учитываются только регулярная основная и регулярная дополнительная занятость. Если принимать во внимание нерегулярную дополнительную занятость, то число совмещающих основную и дополнительную занятость становится больше.
 <20> Один респондент мог реализовывать несколько стратегий, поэтому в данном случае сумма всех стратегий экономического поведения не равна 100 %. Некоторые стратегии поведения остались за рамками нашего анализа.
 <21> Респонденты могли отмечать несколько ответов, поэтому сумма больше 100 %.
 <22> Отрасли экономики приводятся в соответствии с ОКОНХ.
 <23> Занятия приводятся в соответствии с ОКЗ.
 <24> Следует иметь в виду, что в данном случае мы оцениваем дифференциацию по месячным данным. Дифференциация, рассчитанная по среднегодовым данным, как правило, ниже, но не в 2 раза, как в нашем случае.
 <25> К сожалению, в публикуемых Госкомстатом РФ данных о внутриотраслевой дифференциации не выделена отдельно газовая отрасль. Вероятно, в этой отрасли мы также можем наблюдать высокий уровень внутриотраслевой дифференциации.
 <26> 28,3 млн работников в 1999 г. по сравнению с 9,4 млн в 1990 г. Социальное положение и уровень жизни населения России, М., 2000. С. 67. Различия между частными предприятиями и предприятиями смешанной формы собственности связаны с участием в собственности государства и иностранных держателей. Так, например, кооператив, члены которого являются гражданами России, должен быть отнесен к частной форме собственности, а ОАО с долей частных держателей в размере 99 % и долей государства в 1 % должно быть отнесено к смешенной форме собственности без иностранного участия.
 <27> Социальное положение и уровень жизни населения России, М., 2000. С.163.
 <28> По данным ИСИТО, например, заработки в новом частном секторе на 35 % выше, чем в традиционном. S. Clarke, New forms of Employment and Household Survival Strategies in Russia, UK, 1999. P. 41. По данным исследования ЦИРТ ИЭ РАН в 1999 г. заработная плата в частном секторе была выше, чем в государственном более чем вдвое, и в 1,5 раза превышала заработки на приватизированных предприятиях.
 <29> Предприятия были разделены на три группы: государственные, приватизированные (т.е. сменившие форму собственности в течение переходного периода), и новые частные (т.е. образованные "с нуля").
 <30> Нельзя с полной уверенностью отождествлять выбор этого ответа работником с наличием абсолютного произвола в оплате труда со стороны руководства, однако существует большая вероятность подобной ситуации, поскольку работники выбирали именно этот ответ, несмотря на предлагаемые варианты, подразумевающие большую определенность: от условий контракта, личного вклада, от результатов работы предприятия.
 31 К семейным и материнским пособиям в данном случае относятся пособия: по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до 1,5 лет; по уходу за детьми-инвалидами; ежемесячное пособие на каждого ребенка.
 <32> В данном случае не учитываются дотации на оплату жилищно-коммунального хозяйства, предоставляемые не населению, а муниципальным бюджетам с целью дотирования всего населения, путем установления цен на оплату жилья и коммунальных услуг ниже себестоимости.
 <33> Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России. - М. С. 168.
 
 <34> Согласно экспертным оценкам (см. Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации. Москва., 2002. Издание бюро МОТ в Москве. С.65) для финансирования всех денежных и неденежных социальных трансфертов необходимо 15 % ВВП. Если учесть, что финансирование денежных трансфертов составляет около 10 % ВВП, то на неденежные трансферты приходится порядка 5 % ВВП.
 <35> Вопросы, связанные с деятельностью Федерального фонда обязательного медицинского страхования будут рассмотрены в главе, посвященной доступности медицинских услуг.
 <36> Здесь и далее данные за 2000 г. по ГВФ соответствуют данным по их бюджетам, если не оговорено иное.
 <37> 28 % от фонда оплаты труда (с 2001 г. - часть социального налога, индивидуальные взносы рассчитываются для каждого работника. С первых 100 000 рублей накопленной с начала года зарплаты взимается 28 %, с суммы в промежутке между 100 000 рублей и 300 000 рублей - в Пенсионный фонд взимается 15,8 %, с суммы в промежутке между 300 000 рублей и 600 000 рублей - 7,9 %, с накопленной зарплаты превышающей 600 000 рублей - ставка снижается до 5 %. Эта регрессивная шкала используется только для работодателей, удовлетворяющих определенным критериям, все остальные платят по единой ставке, не зависящей от суммы зарплаты, равной 28 %.
 <38> Это направление в настоящее время носит превентивный, профилактический характер, так как предназначается для снижения заболеваемости. Но определенная часть данной группы расходов приходится на возмещение затрат, связанных с реабилитацией граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям после перенесенного заболевания, а также пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
 <39> Обзор экономической политики в России за 1999 г./ С. В. Алексашенко,
 А. З. Астапович, С. А. Афонцев и др.; Бюро экономического анализа. - М.:
 ТЕИС, 2000. С. 800.
 <40> Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 ‹ 81-ФЗ с дополнениями и изменениями от 30.12.96 г, 29.07.98, 17.07.99, постановления Правительства РФ ‹1096 от 29.09.9941 и
 ‹ 1245 от 12.11.99.
 41 Льготы по оплате жилищной площади и коммунальных услуг, устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"; Закона РФ от 26.06.92 № 3132-1 "О статусе судей в РФ" и Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ" от 10.01.96 ‹6-ФЗ; Закона РФ от 18.04.91 ‹ 1026-1 "О милиции"; Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ"; Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.98 ‹ 5238-1; Указа Президента РФ от 04.04.92 ‹ 362 "О воинах-интернационалистах", Таможенного кодекса РФ от 10.06.93; Федерального закона №5-ФЗ "О ветеранах"; действующего законодательства об инвалидах и других законодательных и нормативных актов.
 <42> Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002. С. 184.
 <43> Жилищные субсидии на основе проверки нуждаемости (Закон "Об основах федеральной жилищной политики" 1992 г., ряд постановлений Правительства РФ).
 
 
 <44> В данном случае под региональными бюджетами мы подразумеваем не только бюджеты субъектов федерации, но и муниципальные бюджеты.
 <45> Подробное описание разницы между субвенциями и субсидиями приведено в разделе 6 нашего отчета.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу