<< Пред. стр. 1 (из 10) След. >>
Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетовСОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел первый. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
§ 1. Теория государства и права - фундаментальная наука
§ 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
§ 3. Характеристика предмета теории государства и права
§ 4. Функции теории государства и права
Глава 2. МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
§ 1. Значение методологии в познании государства и права
§ 2. Общенаучные методы познания государства и права
§ 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
§ 4. Значение научных определений
Глава 3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
§ 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
§ 2. Теория государства и права в системе юридических наук
§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
Раздел второй. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 4. ОБЩЕСТВО, ЕГО СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И РЕГУЛЯТОРЫ
§ 1. Общество: его понятие и структура
§ 2. Общество и его социальные и политические институты
§3. Общество и власть
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
§ 5. Первобытное (догосударственное) общество
Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
§ 1. Причины и условия возникновения государства и права
§ 2. Особенности возникновения права
§ 3. Основные теории происхождения государства
§ 4. Основные теории возникновения права
§5. Соотношение общества и государства
§ 6. Общество и право
§ 7. Человек, государство и право
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ, ПОЛИТИКУ И КУЛЬТУРУ
§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
§ 2. Государственно-правовое воздействие на политику
§3. Государственно-правовое воздействие на культуру
Глава 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
§ 1. Общая характеристика политической системы общества
§ 2. Закономерности развития политической системы общества
§3. Государство в политической системе общества
§ 4. Право и политическая система общества
Глава 8. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
§ 1. Понятие гражданского общества
§2. Структура гражданского общества
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
§ 4. Основные принципы правового государства
§ 5. О формировании правового государства в России
Раздел третий. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Глава 9. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
§ 1. Государство - сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
§ 2. Плюрализм в понимании и определении государства
§ 3. Признаки государства
§ 4. Сущность государства
§ 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
§ 6. Закономерности развития государства
§ 7. Соотношение государства и права
Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
§ 1. Понятие и свойства государственной власти
§ 2. Методы осуществления государственной власти
§3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
§ 4. Государственная власть и идеология
§ 5. Легитимность и легальность государственной власти
§ 6. Властеотношения
§ 7. Соединение и разделение властей
§ 8. Государственная власть и государство
Глава 11. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
§ 2. Классификация и эволюция функций государства
§3. Формы и методы осуществления функций государства
Глава 12. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие и значение механизма государства
§2. Структура механизма государства
§ 3. Понятие и признаки государственного органа
§ 4. Виды органов государства
§ 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Глава 13. ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Типология государств
§ 2. Восточное государство
§ 3. Рабовладельческое государство
§ 4. Феодальное государство
§5. Буржуазное (капиталистическое) государство
§ 6. Социалистическое государство
Глава 14. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Понятие и значение формы государства
§ 2. Форма правления
§ 3. Форма государственного устройства
§ 4. Политический режим
Глава 15. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
§ 1. Традиции российской государственности
§ 2. Советское государство, его исторический путь и распад
§ 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
§4. Внутренние функции Российского государства
§ 5. Внешние функции Российского государства
§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства
§ 7. Федеральные органы Российского государства
§ 8. Форма правления в Российском государстве
§9. Форма государственного устройства Российской Федерации
§ 10. Политический режим Российского государства
§ 11. Перспективы развития Российского государства
Раздел четвертый. ТЕОРИЯ ПРАВА
Глава 16. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА
§ 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
§ 2. Понятие права
§ 3. Право и закон
§4. Сущность права
§ 5. Принципы права
§ 6. Социальная ценность и функции права
Глава 17. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§ 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
§ 2. Право в системе социальных норм
Глава 18. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ
§ 1. Понятие правового регулирования
§ 2. Предмет правового регулирования
§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
§ 4. Стадии правового регулирования
§ 5. Механизм правового регулирования
Глава 19. НОРМЫ ПРАВА
§ 1. Понятие правовой нормы, ее признаки
§ 2. Виды правовых норм
§ 3. Структура правовой нормы
§ 4. Внешнее выражение правовых норм
Глава 20. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
§ 1. Понятие и виды форм (источников права)
§ 2. Правотворчество
§ 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
§ 4. Принципы и виды правотворчества
§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
§ 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
§ 7. Пределы действия нормативных актов
§8. Систематизация нормативно-правовых актов
§9. Юридическая техника
Глава 21. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие системы права
§ 2. Система законодательства
§ 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
Глава 22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Понятие правосознания
§ 2. Структура правосознания
§ 3. Виды правосознания
§ 4. Правовая культура
§ 5. Правовой нигилизм
§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение
Глава 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. Понятие правоотношения
§ 2. Содержание правоотношения
§ 3. Субъекты права
§ 4. Объект правоотношения
§ 5. Юридические факты
§ 6. Виды правоотношений
Глава 24. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
§ 1. Понятие толкования
§2. Способы (приемы) толкования правовых норм
§ 3. Результаты толкования
§ 4. Субъекты толкования
§ 5. Функции толкования
Глава 25. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
§ 1. Реализация права
§ 2. Применение права
§ 3. Стадии применения права
§ 4. Акты применения права
§ 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
§ 6. Юридический процесс
Глава 26. ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ
§ 1. Поведение людей и право
§ 2. Правомерное поведение
§ 3. Правонарушение
§ 4. Злоупотребление правом
§5. Объективно противоправное деяние
Глава 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Понятие социальной ответственности
§ 2. Понятие юридической ответственности
§3. Цели и функции юридической ответственности
§ 4. Принципы юридической ответственности
§ 5. Основания юридической ответственности
§ 6. Порядок возложения юридической ответственности
§ 7. Виды юридической ответственности
§ 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение
§ 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
Глава 28. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
§ 1. Законность - важнейшая правовая категория
§ 2. Содержание законности
§ 3. Требования законности
§ 4. Основные принципы законности
§ 5. Законность и законодательство
§ 6. Гарантии законности
§ 7. Правопорядок
§ 8. Правопорядок и общественный порядок
§9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
Глава 29. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
§ 1. Понятие и структура правовой системы
§ 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
§ 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
Глава 30. РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
§ 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
§ 2. Особенности советской правовой системы
§ 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
Раздел пятый. ЧЕЛОВЕК, ПРАВО, МИРОВОЙ ПРАВОПОРЯДОК
Глава 31. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
§ 1. Человек и право
§ 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
§3. Основные права и свободы человека и их классификация
§ 4. Обязанности человека и гражданина
§5. Гарантии прав человека и гражданина
§ 6. Правовой статус личности
Глава 32. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МИРА
§ 1. Классификация правовых систем
§ 2. Англосаксонская правовая система
§3. Романо-германская правовая система
§4. Мусульманская правовая система
§5. Социалистическая правовая система
§ 6. Система обычного права
Глава 33. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО ПРАВОПОРЯДКА
§ 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
§2. Характеристика современного мирового правопорядка
Предисловие
В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко - на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные вопросы этой дисциплины, осмысливаются глубокие перемены, происходящие в мире, особенно на территории бывшего Советского Союза.
Тем не менее, при всем обилии и разнообразии литературы по теории государства и права, я бы порекомендовал Вам, читатель, обратить повышенное внимание именно на эту книгу. Почему?
Во-первых, потому, что перед Вами не сборник теоретических материалов по вопросам правовой теории (что иной раз случается с книгами, названными учебниками), а именно учебник, воплотивший многолетний опыт преподавания теории государства и права в одном из крупнейших юридических вузов страны. В нем восприняты и развиты многие методические приемы, способы изложения сложных проблем теории государства и права, проверенные опытом и временем, строгая логическая последовательность и ясность изложения, четкие и краткие научные определения, иллюстрации теоретических положений схемами и примерами из современного конституционного и отраслевого законодательства.
Во-вторых, предлагаемый Вашему вниманию учебник отличается современностью. Он отвечает на вопросы, выдвигаемые самой жизнью нашего российского общества: о развитии и укреплении российской государственности, о признании бесспорного приоритета прав, свобод человека и гражданина, о принципе разделения
властей и его последовательной реализации, о становлении современной рыночной экономики, гражданского общества и правового государства, об изменении общественного и индивидуального сознания в современных условиях, ряд других - столь же важных и актуальных для нашего Отечества, его настоящего и будущего.
Все эти проблемы рассматриваются низлагаются в учебнике на уровне современной науки, свободной от идеологической апологетики, предвзятости, конъюнктуры, закостенелых догм. Вместе с тем, сохраняя достижения нашего отечественного правоведения, авторы учебника не идут на облегченные решения - внешне привлекательные, но подчас состоящие лишь в громких словах или в перестановке слов.
Так, авторы учебника не поддались соблазну создать впечатление будто бы нового подхода в науке, состоящего в том, чтобы дисциплину "государство и право" именовать впередь "право и государство" (к сожалению, такое новаторство, не ставшее предметом обсуждения среди преподавателей и ученых, воспринято учебной программой). Между тем, если не сводить понятие государства к узкоклассовым догмам, видеть в нем не "классовую машину", а выражение политически организованного общества, то первоначально, до рассмотрения специальных юридических вопросов, необходимо уяснить более общие вопросы - об обществе, организованном в государство.
И наконец, в третьих, предлагаемый Вашему вниманию учебник нацелен не только на то, чтобы изложить основные проблемы государства и права в их современном понимании, но и подготовить студентов и всех изучающих правоведение к предстоящей им трудной работе - усвоению всей суммы сложных юридических знаний. Поэтому в соответствии с данными науки и многолетним опытом преподавания в учебнике подробно рассматриваются такие важные для изучения юридических дисциплин вопросы, как отрасли права, законодательство и его система, кодификация, юридическая техника и многие другие, без усвоения которых последующая работа над конституционным правом, гражданским правом, уголовным, трудовым и иными отраслями окажется тяжелой и малопродуктивной.
Так что перед Вами - добротный учебник. Он, вне сомнения, окажется надежным подспорьем при изучении одной из самых сложных политико-юридических дисциплин.
С. С. Алексеев,
профессор, доктор юридических наук,
член-корреспондент
Российской Академии наук
Глава 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
§ 1. Теория государства и права - фундаментальная наука
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление зтих проблем - объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культур-нб-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
На рубеже двух тысячелетий в мире происходят сложные, противоречивые и глубокие изменения и преобразования. Сказанное относится прежде всего к бывшим социалистическим странам, где идет переход от командно-административной к рыночной экономике, где постепенно формируются гражданское общество и правовое государство. Подобные преобразования требуют адекватных изменений в государственном управлении и правовом регулировании.
Вместе с тем наше реформируемое общество уже столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения перестройки и реформ. Широкое использование в проводимых преобразованиях метода "проб и ошибок", бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, обернулись глубокими и многосторонними негативными последствиями, поставившими под сомнение и перестройку, и реформы. Преодолеть нарастание деструктивных процессов можно путем соединения стратегии И тактики реформ с наукой, с научным и ответственным государственным управлением и правовым регулированием.
Под влиянием отмеченных противоречивых преобразований в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические установки и социальные ориентиры, с другой - разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и текущее законодательство. Все это ставит перед теорией государства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации.
В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новейших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.
Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность.
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.
§ 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
Государство и право, их многоплановое и активное функционирование суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причем это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, научно-технический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка - вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.
Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.
Теория государства и права изучает в обобщенном виде великое множество государств и систем права - от существовавших в далеком и не слишком далеком прошлом до существующих в настоящее время. И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, теория государства и права формулирует понятия и определения государственно-правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи, позволяющие не только понять сущность, содержание и формы государства и права, но и умело использовать их в целях прогрессивного развития общества.
В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется ее связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. "Нет ничего практичнее хорошей теории",- гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.
Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. "Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность... своего мышления"
Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.
§ 3. Характеристика предмета теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает прежде всего закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует не только социально-экономическая обусловленность государственных и правовых явлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную и духовную жизнь общества.
Предметом науки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.
Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).
Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право - в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и права друг другу.
В последние годы в нашей периодической печати и научной литературе под предлогом борьбы с тоталитаризмом предпринимались попытки принизить роль и значение государства в жизни современного общества, высказывались сомнительные идеи о "малопригоднос-ти" самого понятия государства. Однако мировой опыт показывает, что государство такой социально-политический институт, чье ослабление незамедлительно и негативно влияет на правопорядок, увеличивает разряжен-ность правового пространства.
Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, национально-культурных корнях и традициях, о настоящем и будущем российского государства и права.
§ 4. Функции теории государства и права
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.
Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.
Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.
Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет "заглянуть" в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.
Значительны достижения государствоведения и правоведения в прошлом, актуальны их проблемы сегодня, важны плодотворные направления дальнейшего развития.
Глава 2. МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
§ 1. Значение методологии в познании государства и права
Термин "метод" введена научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.
Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике.
Таким образом, методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения науч ных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.
Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический - марксистско-ленинский - подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.
Вместе с тем любая теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвергалась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших "горячих" сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока существуют человек и мир.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.
Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы - как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.
§ 2. Общенаучные методы познания государства и права
Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.
На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Философской основой теории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "историческое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции "форма государства" к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие "форма государства" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наша наука исследует государство и право не в статике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре - сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго - нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право - в нормативную систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и "возмущений" в правовой и государственной системах.
3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.- все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.
К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.
<< Пред. стр. 1 (из 10) След. >>