<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  6) русская философия (В. Соловьев, Н. Бердяев), ее связь с христианством.
  Добродетель и порок. Нравственное совершенство.
 
  РАЗДЕЛ II. Критика традиционной этики и борьба идей в ХIХ и ХХ вв.
 
  Тема 2.1. Этика страдания (А Шопенгауэр и Ф. Ницше)
  Открытие А. Шопенгауэром сферы бессознательного и его роль в изменении представлений о человеке. Качественные особенности бессознательной воли к жизни. Противоположность бессознательной воли и морали. Концепция половой любви у А. Шопенгауэра и З. Фрейда. Негативный портрет женщины. Представления Шопенгауэра о человеке и его антиморальных импульсах. Основные типы характера (эгоист, злой, сострадательный). Половой инстинкт как проявление воли к жизни. Страдание и сострадание как единственная основа нравственности. Противоположность морали человеколюбия и воли к жизни. Основные открытия Шопенгауэра в области философии и этики.
  Развитие идей Шопенгауэра во взглядах Ф. Ницше, их отличия. Ранний Ницше о двойственном характере человеческой души (противоположность аполлоновского и дионисийского начал). Основные моменты критики Ницше христианской морали. Ницшеанский вопрос - является ли христианство религией биологически неполноценных людей? Концепция сверхчеловека Ницше. Основные пророчества Ницше
 
  Тема 2.2. Этика любви. Христианская концепция любви
  Этический смысл любви любовь как высшая ценность и смысл жизни человека, возвышающая и облагораживающая его сила. Концепция любви у Платона любовь как стремление к совершенству, полноте, целостности, бессмертию и красоте. Основное противоречие платоновской концепции любви - перенос противоречия мужского и женского в сферу противоположности духовного и материального.
  Отличия заповеди любви у Моисея от христианской концепции любви.
  Гимн любви у апостола Павла.
  Основные принципы христианской концепции любви, как они изложены К. Войтылой (Иоаном Павлом IV): персонализм, моногамия, благодать. Западно-европейская концепции любви как запретного и невозможного.
  Понятие любви в русской философии ( В. Соловьев, Н. Бердяев, Розанов).
  Любовь как проблема современного человека. Искусство любви Э. Фромма Психоанализ и выявление патологических форм любви: садизм, мазохизм, симбиотическая связь, нарциссизм, некрофилия.
 
  Тема 2. 3. Смысл жизни
  Религиозные концепции смысла жизни (индуизм, буддизм, конфуцианство, христианство, ислам). Смысл как преодоление времени и приобщение к вечности.
  Философские концепции смысла как погружения во время.
  Два противоположных образа смысла жизни точка зрения времени, то есть конечности и смертности человека как физического существа точка зрения вечности, или бессмертия человеческой души.
  Открытие психологического времени, совмещающего в себе настоящее мгновение (время) и вечность (вневременное).
  Христианские концепции смысла жизни и смысла истории (Аврелий Августин).Смысл жизни в русской философии (С.Л. Франк, Е.Н. Трубецкой). Поиски смысла в экзистенциализме. Крушение смысла и ситуация абсурда. Концепция человека В. Франкла.
 
  Тема 2..4. Теории справедливости
  Справедливость как понятие этики, права, экономики и политики. Справедливость как социальный принцип. Две концепции справедливости у Аристотеля: распределяющая и уравнительная.
  Справедливость и равенство. Справедливость и золотое правило нравственности. Христианская проповедь любви как попытка преодолеть обычаи кровной мести.
  Концепция справедливости в Римском праве.
  Понятие социальной справедливости в теории Д. Ролза. Два принципа справедливости Д. Ролза. Справедливость как равенство в распределении прав и обязанностей и как конструктивное неравенство в распределении благ.
  Справедливость и права человека. Измена как двойная несправедливость. Справедливость и обязанности человека.
 
  Тема 2.5. Этика милосердия
  Понятие милосердия. Милосердие и справедливость их сходство и различие. Милосердие как практическая задача.
  Понятие мнимого благодеяния, его основные значения. Патернализм как мнимое благодеяние. Трудности милосердия.
  Милосердие и насилие. Смертная казнь: этические аргументы за и против.
 
  РАЗДЕЛ III. Теоретические и прикладные проблемы современной этики
 
  Тема 3.1. Мораль как специфическое явление в жизни человека и общества
  Два измерения морали: отношение человека к самому себе и отношение человека к человеку.
  Понятие морального совершенства как правильного соотношения разума и чувств (Аристотель). Разумность и целесообразность. Понятие высшей цели как самодостаточной ценности не могущей выступать в качестве средства для достижения других целей. Различные концепции высшей цели в истории этики. Философское понимание человека как несовершенного, незавершенного, открытого существа, стремящегося к высшим целям.
  Социальное измерение морали. Фундаментальность морали. Две особенности морального требования: свобода воли и всеобщность.
  Золотое правило нравственности как правило взаимности.
  Семь основных элементов совокупного определения морали и их взаимосвязь.
  Моральные требования как запреты.
  Парадокс моральной оценки. Парадокс морального поведения.
 
  Тема 3. 2. Структура морального сознания
  Понятие морального сознания. Нравственные чувства и эмоции как первичные элементы нравственного сознания. Теория нравственных чувств. Иерархия нравственных чувств у В. Соловьева. Теория Н. Федорова о нравственных чувствах и их роли в становлении человеческого сознания.
  Потребности и установки.
  Проблема бессознательных желаний, чувств, импульсов. Различные оценки бессознательного начала и его роли в жизни человека. Понятие индивидуального и коллективного бессознательного. Первобытные табу и современный анализ их места в культуре. Ценности и культурные архетипы. Понятие нравственной нормы.
  Императивность морали. Понятие нравственного долга.
  Совесть как специфический феномен морального сознания. Различные концепции совести. Понятие авторитарной и гуманистической совести у Э. Фромма.
  Свобода и необходимость. Своеволие и автономия. Свобода выбора и ответственность.
 
  Тема 3.3. Нравственное измерение культуры
  Соотношение понятий культура и нравственность, их всеобщность и вездесущность. Соотношение материальной и духовной сторон в культуре. Духовность как интеллигентность. Проблема дефицита духовности в массовом обществе
  Понятие массового общества, массовой культуры, массового человека. Противоречие потребления и творчества культурный и нравственный тупик массового общества.
  Негативное определение культуры З. Фрейда. Позитивное определение культуры Э. Фромма. Различия деструктивной и продуктивной культуры. Функции культуры.
  Понятие личности как субъекта культуры. Типы личности по Э. Фромму.
 
  Тема 3. 4 Мораль и право.
  Понятие обычного права и традиционной нравственности. Отличия нравственности от морали. Мораль и этика как предпосылки западного права.
  Отличительные особенности права: конкретность, предметность, необходимость.
  Субъект права и субъект морали. Правовые санкции. Свобода воли и идеальный характер санкций в морали.
 
  Тема 3.5. Этика и экономика
  М. Вебер о взаимосвязи протестантской этики и капиталистической экономики.
  Понятие и элементы модернизации. Марксизм как извращенная форма модернизации. Тоталитаризм и бюрократия как проявления модернизации и рационализации.
  Цели социального развития и их соотношение с культурными ценностями. Конфликт традиционных культурных ценностей и ценностей модернизации. Архаичные представления о труде, накоплении, богатстве и предпринимательстве.
  М. Вебер о хозяйственной этике мировых религий. Традиционная этика труда и ее столкновение с требованиями индустриального производства.
  Устойчивость традиционных отношений и ценностей, выраженная в идеологии фундаментализма. Крушение либеральных концепции модернизации.
  Понятие постмодерна, его экономическое и этическое измерение.
 
  Тема 3. 6.Сущностные черты российского этоса
  Невозможность содержательного и позитивного определения русского характера. Парадоксальные и апофатические определения. Отличия России от Запада и от Востока.
  Безусловность морали и абсолютная свобода. Сердце как источник российской нравственности.
  Жертвенность, героизм и максимализм как нравственные нормы россиян.
  Идея долга и ее различное понимание на Востоке и на Западе.
  Отношение к времени в России и на западе.
  Социалистическая модернизация и ее влияние на характер русского народа.
 
  Тема 3.6. Прикладная этика. Медицинская этика. Биоэтика
  Причины бурного развития прикладной этики в ХХ веке. Прикладная этика как казуистика. Прикладная этика как новое направление в этике, имеющее философский смысл. Глобальный контекст прикладной этики.
  Возникновение медицинской этики и ее основные принципы (патернализм, профессиональная автономия, милосердие, социальная справедливость и доступность лечения). Международные принципы медицинской этики, защищающие от пыток ти других форм унижения человеческого достоинства. Содержание медицинской деонтологии.
  Причины возникновения биоэтики. Основные направления исследования биологической природы человека: шоковая терапия, генная инженерия, трансплантация органов, искусственное оплодотворение, эвтаназия. Современные концепции аборта.
  Современные концепции смерти.
  Отличия биоэтики от медицинской этики. Права пациентов, права смертельно больных людей. Основные принципы биоэтики. Этические опасности биологического манипулирования над людьми.
 
  Тема 3. 7. Этикет и ритуал
  Понятие ритуала и его роль в традиционной культуре. Различие престижного и непрестижного. Архетип высокой престижности. Виды ритуала.
  Связь и отличия ритуала и этикета. Виды этикета. Понятие этикетной струации. Виды этикетной ситуации. Понятие инвективы и эвфемизма.
 
  ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ
 
  Этические взгляды софистов и Сократа.
  Этика Эпикура.
  Этика эвдемонизма (Аристотель, стоики, христианство).
  Идея счастья и ее место в западной цивилизации.
  Христианская концепция добра и зла.
  Этика стоиков (Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий).
  Этические концепции Платона и Аристотеля, их социальное измерение.
  Христианские мотивы в этике стоиков.
  Современные концепции счастья.
  Концепция человека и смысла его жизни у Августина.
  Теория нравственных чувств (А.Смитт, Шефтсберри).
  Критика И. Кантом этического натурализма и эвдемонизма.
  Христианские мотивы в этике Канта.
  Этический абсолютизм Канта
  Понятие морали у Канта.
  Императивность морали.
  Понятия добра и зла в современной философской антропологии.
  Критика Ф Ницше христианской концепции добра и зла.
  З. Фрейд о происхождении нравственности и религии.
  Идея сверхчеловека у Ф. Ницше, ее современное прочтение и критика.
  Концепция любви Э. Фромма.
  Одиночество как экзистенциальная проблема.
  Любовь как экзистенциальная потребность.
  Концепции смысла жизни в разных религиях.
  Смысл жизни в русской философии.
  Концепция человека Н. Бердяева.
  Понятие добра у В. Соловьева.
  Смерть как экзистенциальная проблема
  Проблема бессознательного у Фрейда и Юнга.
  Учение Юнга об архетипах коллективного бессознательного
  Концепция человека А. Шопенгауэра (Свобода воли и нравственность).
  Шопенгауэр, Ницше, Фрейд о скрытых мотивах человеческого поведения
  Э. Фромм о типах характера (Психоанализ и этика)
  Агрессия как социально-психологический феномен (Э. Фромм Анатомия человеческой деструктивности).
  Критика Шопенгауэром этики Канта (Свобода воли и нравственность).
  Проблема свободы воли у Канта и Шопенгауэра.
  Понятие сверхчеловека Ницше и его соотношение с христианской концепцией богочеловека.
  Понятие совести у Ницше, Фрейда и Фромма.
  Смысл жизни перед лицом смерти.
  Актуальные проблемы биоэтики ( аборты, трансплантация органов, генная инженерия и т.д.)
  Эвтаназия: за и против.
  Концепция справедливости Д. Роулса.
  Социально-психологический портрет массового человека.
  Понятие морали.
  Структура морального сознания.
  Хозяйственная этика мировых религий (М. Вебер).
  Насилие по отношению к женщинам.
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу