<< Пред. стр. 2 (из 17) След. >>
Приведённые абстрактные истины трудны для постижения, но изложение их нужно здесь для того, чтобы сделать понятной нашу платформу и предупредить возможную критику в том, что мы пренебрегаем реальностью и считаем многообразие единственной истиной.А теперь мы ответим на пять вопросов, которые я сформулировал за читателя и ответил для него.
Вопрос 1. Что такое душа? Можно ли дать ей определение? Какова её природа?
Здесь я дам лишь четыре определения, которые заложат основание для всего дальнейшего изложения.
А. Душу можно назвать Сыном Отца и Матери (Духа-Материи) и, значит, воплощённой жизнью Бога, рождающейся вновь и вновь, чтобы раскрыть качество природы Бога, которое по сути своей есть любовь. Эта жизнь, принимая форму, питает любовь во всех формах и в конечном итоге открывает цель всякого творения. Таково простейшее определение для среднего человека, данное мистическим языком и выражающее истинную основу всех религий. В силу понятных причин оно не полно, ибо не может подчеркнуть следующую истину: то, что можно сказать о человеке, можно также сказать и о космической реальности, и как человеческое явление на Земле скрывает и качество, и цель (в различной степени), так и синтез всех форм или явлений в том единстве, которое мы называем Солнечной системой, скрывает качество и цель Божества. Только когда человек больше не будет обманываться явлением и освободится от покрова иллюзии, он познает качество сознания Бога и ту цель, которую оно раскрывает. Человек совершает это тройственным образом:
а. Он обнаруживает собственную душу, результат единения своего 37] Отца Небесного и Матери, или материальной природы. Эта душа обладает личностью. Обнаружив эту личность, он обнаружит и качество жизни собственной души, а также цель, ради которой он "явился".
б. Он видит, что это качество выражает себе через семь аспектов, или основных дифференциаций, и что семерка качеств эзотерически окрашивает все формы во всех царствах природы, образуя всю совокупность откровений о божественной цели. Он также видит, что по существу это конгломерат семи энергий, каждая из которых оказывает собственное действие и создаёт собственное явление. Этот вывод он делает, обнаружив, что его собственная душа окрашивается одним из семи лучевых качеств, а сам он отождествлен со своей лучевой целью - какой бы она ни была - и выражает особый тип божественной энергии.
в. Отсюда он движется к распознанию всей семерки и на Пути Посвящения получает мимолетное видение того Единства, которого раньше не осознавал и даже не ощущал.
Так от сознания самого себя человек переходит к осведомлённости о взаимодействии между семью основными энергиями, или Лучами. Далее он движется к осознанию тройственного Божества и, наконец, во время завершающего9 (пятого) посвящения он обнаруживает себя сознательно единым с целостным божественным намерением, лежащим за всеми явлениями и качествами. Можно добавить, что при посвящениях выше пятого открывается цель шире и глубже той, что достигается в нашей Солнечной системе. Цель же нашего проявленного Логоса является лишь частью ещё большего намерения. Можно также отметить, что в четвёртом царстве природы на пути эволюции и испытаний человек получает знание о собственной душе и какое-то представление о её качестве и цели. На пути ученичества и посвящения он получает некоторое представление о качестве и цели своей 38] планетарной Жизни и видит себя частью лучевой Жизни, Которая являет Себя через форму планеты и воплощает один из аспектов божественной цели и энергии. После третьего посвящения он улавливает мимолетное впечатление о качестве и цели Солнечной системы и видит свою лучевую жизнь и энергию частью большего целого. Все они представляют собой средства выражения выявляющихся качества и скрытой цели разноуровневых Жизней, одушевляющих все явления и наделяющих их качеством.
Б. Душу можно рассматривать как принцип интеллекта - интеллекта, который характеризуется умом и ментальной осведомлённостью, которые, в свою очередь, демонстрируют способность анализировать, распознавать, разделять, различать, выбирать или отвергать - со всем, что подразумевается под этими терминами. До тех пор, пока человек отождествляется с явлением, эти аспекты ментального принципа навязывают ему "великую ересь обособленности". Именно явление природы формы очаровывает его и полностью вводит в заблуждение. Он начинает считать себя формой и медленно продвигается от осознания себя материальной формой, будучи отождествлённым с внешним проявлением, к осознанию себя как ненасытного желания. Затем он отождествляется со своим телом желания, со своими аппетитами - и дурными и хорошими - и считает себя своими настроениями, чувствами и своими стремлениями, независимо от того, тянут ли они его к материальному миру или в мир мысли и царство души. Его разрывает чувство двойственности. Позднее он отождествляется ещё с одним явлением - с телом, или природой, ума. Мысли становятся для него столь материальными, что начинают влиять на него и управлять им. Тогда к миру материальных явлений и миру великой иллюзии он добавляет мир мыслеформ. И, подчиняясь тройной иллюзии, он, сознательная жизнь, стоящая за этой иллюзией, начинает объединять эти формы в одно координированное целое, чтобы лучше контролировать их.
39] Так Личность души формирует своё проявление. Затем человек подходит к пути испытаний. Он вступает в мир качества и смысла, начинает открывать природу души и переносить основное внимание с явления на качество Жизни, стоящей за этим явлением. Такое отождествление качества с явлением постоянно нарастает на пути, пока их слияние - слияние энергии с тем, что она собой насыщает - не станет столь полным, что явление больше не будет заслонять реальность и доминирующим фактором станет душа. Сознание теперь отождествляется с самим собой (или со своим Лучом), а не со своим феноменальным явлением. Позднее сама душа будет вытеснена Монадой, которая поистине станет воплощённой целью.
Этот процесс символически очень просто изобразить так: о.о.о. или о.о...о или о...о.о, что показывает обособленность трёх аспектов. Результатом же объединения аспектов явления-качества-цели или жизни становится абстрагирование от явления и, значит, завершение феноменального существования. Поразмыслите над простым расположением этих знаков, так как они отображают вашу жизнь и прогресс:
Неразвитый человек о о о явление, качество, жизнь.
Ученик о о..о явление-качество...........жизнь.
Посвящённый о..о о явление...........качество-жизнь.
Окончательно
в кругу беспредельности. Это относится к человеческому существу, воплощённому Христу. Это также относится к космическому Христу, к Богу, воплощённому в Солнечной системе. В Солнечной системе происходит подобное же объединение и слияние, и разделённые аспекты вступают в эволюционное взаимодействие, результатом которого становится окончательный синтез явления и качества, а затем качества и цели. Здесь можно указать, что Иерархию в целом отмечает знак о..оо; Новую Группу Мировых 40] Служителей - знак оо..о; а неразвитые массы - знак о о о. Не забывайте, что во всех трёх группах, как и в природе, имеются стадии промежуточных достижений.
Перед всеми, кто изучает "Трактат о Семи Лучах", стоит задача слияния качества с явлением, для чего им нужно изучить природу этого качества, чтобы сформировать правильное явление. В древнем правиле, данном мистикам Атлантиды, мы находим такие слова:
"Пусть ученик познает природу своего Владыки Любви. Аспектов любви Бога - семь; цветов этого проявленного Единого - семь; работа - семерична; энергий - семь, и Путь обратно к центру покоя - семеричен. Пусть ученик живет в любви и любит в жизни".
В те давние времена мысль о цели не приходила в умы людей, потому что человечество тогда не было и ещё не могло быть ментальным. Вся подготовка к посвящению акцентировала качество явления, и высший посвящённый пытался выразить лишь любовь Бога. План представлял собой великую тайну. Христос, космический и индивидуальный, ощущался и познавался, но цель ещё не раскрывалась. "Благородный восьмеричный путь" не был известен и были видны только семь ступеней, ведущих в Храм. И цель и план начали открываться с появлением арийской расы. Цель смутно ощущается лишь тогда, когда качество начинает преобладать над явлением, а сознание выражает себя через форму как направленная осведомлённость.
Я пытаюсь различными способами символически рассказать о том, что такое душа. Душа - это сын Божий, рожденный от брака духа и материи. Она является выражением ума Бога, ибо слова "ум" и "интеллект" обозначают космический принцип интеллектуальной 41] любви, любви, которая формирует явление через природу ума и, таким образом, становится строителем отдельных форм или явлений. Через качество любви душа также вызывает слияние явления и качества, осведомлённости и формы.
В. Душа (и здесь слова вносят ограничения и искажения) - это световая единица, вибрирующая на частоте конкретного Луча. Это вибрирующий энергетический центр, находящийся внутри явления, или формы, всей своей лучевой жизни. Она входит в одну из семи групп, состоящих из миллионов жизней, в своей полноте составляющих Единую Жизнь. По самой своей природе душа обладает сознанием, или осведомлённостью, в трёх направлениях. Ей присущи Божественное сознание, групповое сознание и самосознание. Аспект самосознания реализуется в феноменальном явлении человеческого существа. Групповой аспект сохраняет человеческое состояние сознания, но добавляет к нему прогрессивно разворачивающееся осознание своей лучевой жизни, которое становится осведомлённостью о любви, качестве и духе в их взаимодействии. Божественное сознание присуще душе лишь потенциально, и в его раскрытии заключается для души её собственный рост вверх и вовне после того, как её самосознание достигло совершенства, а групповое сознание распознаётся. Итак, душе присущи три уровня, или явления:
о Сознание Бога, Солнечной системы. Единство.
.
.
Душа ооо о. Сознание одного из семи Лучей, божественного качества. Групповое Сознание.
.
.
Стремящийся о Самосознание, осознание явления. Многообразие формальной жизни.
Стремящихся, которые учатся и готовят себя к жизни служения, можно считать достигшими уровня, отмеченного линией. Для правильного видения картины 42] этот знак следует представлять себе в быстром вращении, образующим вращающееся колесо - колесо жизни.
Позвольте мне повторить ещё раз:
1. Душа есть сын Божий, результат объединения духа и материи.
2. Душа - это воплощение сознательного ума, выражение (если можно так сформулировать) божественной интеллектуальной осведомлённости.
3. Душа - это энергетическая единица, вибрирующая в унисон с одной из семи лучевых Жизней и окрашенная светом конкретного луча.
Личности души предназначено быть воплощением любви, применяемым интеллектуально и создающим те "притягательные" формы, которые послужат выражением этого любящего интеллекта. Душа же, в свою очередь, должна быть воплощением божественной цели, или воли, интеллектуально применяемым в великой творческой работе, которая осуществляется могуществом творческой любви.
Каждый сын Божий может утверждать: "Я рожден любовью Отца к Матери, желанием жизни обрести форму. Поэтому я выражаю любовь и магнетическое притяжение природы Бога, демонстрирую отзывчивость природы формы и являюсь самим сознанием, осведомлённым о Божестве, или Жизни".
Каждая интеллектуальная точка жизни может утверждать:"Я - продукт интеллектуальной воли и работаю через интеллектуальную активность, создавая мир сотворённых форм, воплощающих или таящих в себе исполненную любви цель Божества".
Каждая вибрирующая энергетическая единица может утверждать: "Я - часть божественного целого, семеричная природа которого выражает любовь и жизнь Единой Реальности. Мне присуще одно из семи качеств любви Божества и способность реагировать на другие качества".
Данный трактат требует от нас понимания того факта, 43] что мир явлений насыщается энергией мира качеств и смыслов и вибрирует в согласии с ним. Мир качеств сам в свою очередь насыщается энергией и вибрирует в согласии с миром цели, или воли. Поэтому, как говорится в "Тайной Доктрине" и "Трактате о Космическом Огне", электрический огонь воли и солнечный огонь любви вместе с огнём трения создают мир творимых и творческих форм. Эти формы создаются по закону притягательной магнетической любви ради эволюционного достижения непостижимой в настоящее время цели. Цель эта остаётся неизвестной только из-за ограничений "явления", которое пока неспособно отзываться на качество. Когда иллюзорное явление и скрытое качество жизни станут известны и будут постигнуты, станет очевидной и стоящая за ними цель. Можно смутно ощутить признаки и заметить указания на растущее осознание этого в тенденции современной мысли оперировать образами и планами, схемами и синтетическими идеями, а также в прослеживании исторического развития - национального, расового, человеческого и психологического. Когда мы читаем, исследуем и размышляем, перед нами проступают смутные очертания Плана, но пока сознание не превзойдёт любые человеческие ограничения и не включит в диапазон своих контактов до- и сверхчеловеческие уровни, нельзя говорить о правильном постижении подлинного Плана. Невозможно понять волю, стоящую за целью, пока сознание не превзойдёт даже сознание сверхчеловека и не соединится с божественным.
Воля и энергия жизни суть синонимы, обозначающие ту абстракцию, которая существует независимо от всякого выражения в форме. Воля-быть не имеет никакого отношения к Солнечной системе. Эта всепроникающая энергия Бога насыщает Солнечную систему частицей себя и всё же остаётся вовне. План и цель включают в себя энергии, исходящие из этой центральной Жизни, и подразумевают двойственность - волю, или жизненное побуждение, и притягательную 44] магнетическую любовь, которая, в свою очередь, представляет собой отклик вибрирующей универсальной субстанции на воздействие энергии воли. Эта начальная активность предшествует творческому процессу построения формы. Действие божественной воли на океан пространства, материю, или эфирную субстанцию, вызвало первую дифференциацию на три главных Луча, в результате взаимодействия которых возникли четыре меньших Луча. Так началось проявление семи эманаций, семи потенциалов, семи Лучей. Это семь дыханий единой Жизни, семь основных энергий. Они исходят из центра, образованного воздействием воли Бога на божественную субстанцию, и делятся на семь силовых потоков. Радиус влияния этих семи потоков определил размах или масштабы активности Солнечной системы и "очертил" границы формы воплощённого космического Христа. Каждый из этих семи потоков, или эманаций, энергии характеризуется божественным качеством, аспектом любви, и все они нужны для совершенного исполнения латентной и неоткрытой цели.
Воля Божества дала окраску потоку энергетических единиц, который мы называем Лучом Воли или Могущества, Первым Лучом, и воздействие этого потока на пространственную материю гарантирует неизбежное выявление скрытой цели Божества. Этот Луч обладает такой динамической интенсивностью, что называется Лучом Разрушителя. Его активное действие ещё не началось. Полную силу он наберёт только тогда, когда станет возможным безопасное раскрытие цели. В человеческом царстве проявлено очень мало его энергетических единиц. Как я упоминал ранее, в воплощении нет чистого типа Первого Луча. Его главный потенциал заключён в минеральном царстве, и ключ к тайне этого Луча хранит в себе радий.
В растительном царстве особенно активен Второй Луч, вызывая среди прочего магнетическую привлекательность 45] цветов. Тайна Второго Луча заключена в значении цветочного аромата. Аромат и радий взаимосвязаны и являются эманационными выражениями лучевых влияний на различные сочетания материальной субстанции. В свою очередь Третий Луч находится в особой связи с животным царством и наделяет склонностью к интеллектуальной активности, которую мы наблюдаем у высших домашних животных. То, что соответствует радиоактивности и источению ароматов, которые мы находим в минеральном и растительном царствах, здесь мы называем "преданностью". Это характерная особенность притягательного взаимодействия между домашними животными и человеком. Те, кто предан личностям, гораздо быстрее обратили бы преданность в её высшее соответствие - любовь к принципам, - осознай они, что демонстрируют только разновидность животной эманации.
Желание Божества выражается через Второй Луч Любви-Мудрости. Слово "желание" проституируется в угоду человеческой жажде к материальному обладанию и тем удовольствиям, которые несут удовлетворение чувственной природе. Оно применяется к тем состояниям, которые направлены на удовлетворение личности, тогда как по сути своей желание есть любовь. Оно выражает себя влечением, своей способностью притягивать к себе и в сферу своего влияния то, что любимо. Это те узы связи, тот принцип магнетического сцепления, которые стоят за всякой творческой работой и выводят на свет проявления те формы или явления, через которые возможно удовлетворение желания. Второй Луч - это прежде всего Луч прикладного сознания, и задача его заключается в создании и развитии тех форм, что заполняют всю вселенную. По существу они представляют собой механизмы для развития отзывчивости или осведомлённости. Это сенситивные машины, чувствительные к своему окружению, 46] и такое утверждение справедливо по отношению ко всем формам, от кристалла до Солнечной системы. Они создаются в великом процессе удовлетворения желания и обеспечения средствами контакта, гарантирующими последовательное удовлетворение. В человеческой семье результатом этого двойственного взаимодействия Жизни (желающей удовлетворения) и формы (обеспечивающей поле опыта) становится сознание, жаждущее любви к бесформенному вместо любви к форме и стремящееся мудро адаптировать любой опыт к процессу претворения желания в любовь. Следовательно, Луч этот является по преимуществу двойственным Лучом Самого Солнечного Логоса и, значит, налагает свой отпечаток на все проявленные формы, направляя всё сознание во всех формах во всех царствах природы и во всех сферах развития. Этот Луч проводит жизнь через ряд форм, фундаментально побуждая её искать и достигать блаженства через удовлетворение желания. Это побуждение, а также взаимодействие пар противоположностей вырабатывают многообразные типы сознательной реакции на переживаемый опыт, различные уровни которых мы называем сознанием, животным сознанием и так далее.
Второй Луч - это Луч Самого Божества и несёт в себе характерные аспекты желания, или любви. Они порождают всю совокупность явлений, оживотворяемых Жизнью, Которая определяет качество. Воля Отца, Духа, или Жизни - стремиться к удовлетворению желания. Мать, или материя, удовлетворяет это желание и также притягивается Отцом. Их взаимный отклик инициирует творческую работу, и рождается Сын, наследующий от Отца импульс желания, или любви, а от Матери - тенденцию к активному созданию форм. Так язык символов повествует о появлении миров форм и поступательном процессе удовлетворения желания духа через эволюционную работу. Таким образом, два главных Луча Воли и Любви дают два основных свойства божественной природы, скрытые за всеми 47] мириадами форм. Требуются эоны, чтобы эти две энергии устойчиво доминировали во всём явлении, ведя созданные миры к полной демонстрации божественной природы. Это касается и богов, и людей.
Но точно так же, как Отец наделяет Сына божественными качествами воли и любви, так и Мать многим наделяет его, увеличивая изначальную двойственность и добавляя (к уже имеющимся качествам) качество, присущее самой материи, - качество, или Луч, Интеллектуальной Активности. Этот третий из божественных атрибутов и завершает, если можно так сказать, оснащение явленных форм, предрасполагая всё творение к интеллектуальному определению истинного назначения желания и осмысленному применению методов построения форм для открытия божественной цели. Познающий (человек) является хранителем той мудрости, которая позволит ему продвигать божественный план и привести волю Бога к исполнению. Поле познания устроено так, что его вибрацией становится осмысленная реакция на медленно открывающуюся волю. Само же знание - это то, что знает свои собственные цели и достигает их в процессе экспериментирования, ожидания, накопления опыта, проверки и достижения успеха, который приводит к финальному исходу. Подобные слова служат синтетическими символами, с оптимальной краткостью передающими космическую историю.
Итак три Луча Воли, Любви и Интеллекта формируют явление, наделяют его качеством и - благодаря жизненному принципу, который является фундаментальным аспектом единства - обеспечивают непрерывность роста до того времени, когда воля Бога проявит себя как могущество, привлечёт к себе желаемое, мудро переживёт постепенно растущее удовлетворение и разумно применит обретённый опыт для создания форм более восприимчивых, прекрасных и более полно выражающих качество жизни.
48] Во времени и пространстве каждый из этих Лучей двойственен, но только Второй остаётся таковым, если смотреть на них с точки зрения предельной абстракции. Во временной двойственности каждого из них можно увидеть то взаимодействие, которое мы называем причиной и следствием.
Луч I Воля, динамически прилагаемая, в проявлении становится могуществом.
Луч II Любовь, действующая магнетически, наделяет мудростью.
Луч III Интеллект, потенциально присущий субстанции, инициирует активность.
Результат взаимодействия трёх главных Лучей можно увидеть в активности четырех меньших. "Тайная Доктрина" говорит о Владыках Знания и Любви, а также о Владыках Бесконечной Преданности. Для лучшего понимания мистического смысла этих имен можно указать, что постоянная динамическая воля Логоса выражает себя через Владыку Бесконечной Преданности. Преданность в данном случае не то качество, о котором я уже говорил в этом трактате, но постоянная, целеустремлённая и непреклонная воля Бога, воплощённая в Жизни Владыки Первого Луча. Владыки Любви и Знания - это две великие Жизни, воплощающие, или одушевляющие, аспекты Любви-Мудрости и творческого Интеллекта двух главных Лучей. Эти трое и создают совокупность всех форм или явлений, наделяют их всеми качествами и представляют Жизнь, стоящую за материальными проявлениями. В человеческой семье они соответствуют Личности, Душе и Монаде. Монада - это динамическая воля, или цель, открывающаяся лишь после третьего посвящения. Это Жизнь, поддерживающая сила, Владыка твёрдой и бесконечной преданности делу исполнения поставленной задачи. Душа - это Владыка Любви и Мудрости, а личность - Владыка знания 49] и интеллектуальной активности. Применение такой терминологии подразумевает осознание конечной цели. Однако на нынешнем - промежуточном - этапе это осознание не выражено. Никто ещё не добился полноты интеллектуальной активности, хотя когда-нибудь её достигнет каждый. Никто ещё не является проявленным Владыкой любви, хотя люди ощущают её идеал и стремятся к его выражению. Никто ещё на стал Владыкой непреклонной воли и никто пока не понимает ни плана монады, ни истинной цели, к которой все устремлены. Когда-нибудь это осуществится для всех. Но потенциально каждая человеческая единица объединяет в себе все три аспекта, и однажды явления, называвшиеся личностями и скрывавшие под своими масками реальность, полностью раскроют качества Божества. Когда это случится, цель, к которой стремится всё живое, ярко вспыхнет перед пробуждённым взором, и мы узнаем истинное значение блаженства и причину ликования утренних звезд. Радость - это могучая базовая нота нашей Солнечной системы.
Один из Лучей основной семерки олицетворяет собой принцип гармонии. Это Четвёртый Луч - Луч Гармонии, дающий формам то, что рождает красоту и содействует гармонизации всех следствий, исходящих из мира причин, то есть из мира трёх главных Лучей. Луч красоты, искусства и гармонии даёт качество организации через форму. В конечном итоге это Луч математической точности, а не луч художника, как, похоже, думают многие. Художником может быть представитель любого Луча, как инженер или врач, домохозяин или музыкант. Я хочу прояснить это, так как данный вопрос связан с большими недоразумениями.
Каждый из великих Лучей по-своему открывает человечеству истину, развивая человека посредством собственной - и потому специфической и уникальной - системы, или техники. Позвольте мне классифицировать для вас эти системы группового обучения: 50]
Луч I Высшее выражение: Наука управления государством.
Низшее выражение: Современная дипломатия и политика.
Луч II Высшее выражение: Процесс посвящения согласно учению иерархии адептов.
Низшее выражение: Религия.
Луч III Высшее выражение: Средства сообщения или взаимодействия. Радио, телефон, телеграф и возможность путешествовать.
Низшее выражение: Использование и распространение денег и золота.
Луч IV Высшее выражение: Масонская деятельность, основанная на иерархической подчинённости и связанная со Вторым Лучом.
Низшее выражение: Архитектура. Современное градостроительство.
Луч V Высшее выражение: Наука о душе. Эзотерическая психология.
Низшее выражение: Современные системы образования и ментальная наука.
Луч VI Высшее выражение: Христианство и разнообразные религии (обратите внимание на связь с Лучом II).
Низшее выражение: Церкви и организованные религии.
Луч VII Высшее выражение: Все формы белой магии.
Низшее выражение: Спиритуализм "феноменов".
Главная задача Четвёртого Луча - облагородить, довести форму до совершенства и так распределить энергии Бога, чтобы действительно выявить истинную природу Храма Господня как "вместилища" Света. И тогда Шекина воссияет в святая святых Храма в полноте своей славы. Такова работа семи Строителей. Этот Луч выражается прежде всего на первом 51] - считая снизу вверх - из планов бесформенного, и его подлинная цель не раскроется до тех пор, пока душа не пробудится и сознание не будет адекватно отображать известное. Планы, или проявленные сферы выражения, подчиняются следующим лучевым влияниям в точной цифровой последовательности:
Луч I Воля или Могущество План божественности.
Луч II Любовь-Мудрость План монады.
Луч III Активный Интеллект План духа, атмы.
Луч IV Гармония План интуиции.
Луч V Конкретное Знание Ментальный план.
Луч VI Преданность, Идеализм Астральный план
Луч VII Церемониальный Порядок Физический план.
Отсюда видно, что Пятый Луч активно действует на плане, имеющем для человека величайшее значение, поскольку является для него планом души, планом высшего и низшего ума. Он воплощает принцип знания и благодаря специфике своей активности и тесной связи с Лучом Активного Интеллекта может считаться Лучом, имеющим самое непосредственное отношение к человеку, особенно в наше время. Будучи активным, как это было в лемурийскую эпоху, он инициирует индивидуализацию, то есть, буквально - переход эволюционирующей жизни Бога в новую сферу осведомлённости. Такой переход к высшим формам осведомлённости поначалу ведёт к обособлению.
Пятый Луч породил то, что мы именуем наукой, и в ней мы обнаруживаем ситуацию поистине удивительную. Рассматривая различные аспекты того божественного проявления, которое мы называем миром естественных явлений, наука действует методом разделения. Но в действительности она не разделяет, поскольку между отдельными науками мало противоречий, а между учёными столь же мало несогласия. В этом глубокое различие между работающими в области науки и теми, кто посвятил себя религии. Причина в том, что настоящий учёный имеет координированную личность и потому действует на ментальных уровнях, работая в непосредственной близости к душе. Развитая личность означает 52] чёткие разграничения господствующего низшего ума, однако (если позволительно такое символическое выражение) непосредственная близость души сводит на нет тенденцию к разделению. Религиозный же человек по преимуществу астрален, или эмоционален, и склонность к разделению у него более выражена, особенно в нынешнюю эпоху Рыб, которая уже на исходе. Говоря о религиозном человеке, я имею в виду мистика, того, кто воспринимает блаженное видение на уровне чувств. Речь здесь не идёт об учениках или о тех, кого называют посвящёнными, так как они уже добавили к мистическому видению тренированное ментальное восприятие.
Луч Преданности (Шестой Луч) воплощает принцип распознавания. Под этим я подразумеваю способность видеть стоящую за формой идеальную реальность. Это требует однонаправленности желания и ума, чтобы обеспечить выражение воспринятой идеи. Именно этот Луч позволил сформулировать многие идеи, которые вели человека вперед, и именно его влияние определило то большое значение, которое придается явлению, вуалирующему или скрывающему эти идеалы. В основном именно на этом Луче - циклическим образом приходящим в воплощение и выходящем из воплощения - происходит работа различения между явлением и качеством, которая имеет место на астральном плане. Отсюда становятся очевидными сложность предмета и острота задействованных в этой работе чувств.
Луч Церемониального Порядка или Магии (Седьмой) воплощает особенное качество, являющееся главной характерной чертой той конкретной Жизни, которая одушевляет этот Луч. Это качество, или принцип, представляет собой координирующий фактор, связывающий внутреннее качество с внешней материальной формой или явлением. Эта работа протекает главным образом на эфирных уровнях и задействует физическую энергию. Это настоящая магическая работа. Хочу заметить, что одновременное воплощение Четвёртого и Седьмого Лучей станет весьма необычным периодом откровения и притока света. Об этом времени говорится, что тогда "храм Господень возрастёт в славе, и Строители возрадуются вместе". В духовном понимании это кульминация 53] масонской работы. Будет вновь обретено Потерянное Слово и произнесено во всеуслышание, и воскресший Учитель будет ходить среди строителей Своих в льющемся с востока полном свете лучезарной славы.
Главной задачей Седьмого Луча можно считать одухотворение форм. Именно этот принцип слияния, координации и соединения активизируется на эфирных уровнях всякий раз, когда душа приходит в воплощение и на земле рождается ребенок.
Г. Душа - это принцип чувствительности, лежащий в основе любых внешних проявлений, проникающий во все формы и образующий сознание Самого Бога. Погрузившись в субстанцию как простая чувствительность, она в ходе эволюционного взаимодействия обогащает свой арсенал новым качеством и способностью реагировать на вибрацию и окружение. В этом состоит выражение души во всех дочеловеческих царствах природы.
Когда к выражению чувствительности и качества душа добавляет способность отстранённого само-осознания, появляется та самоотождествленная сущность, которую называют человеческим существом.
Когда же к чувствительности, качеству и самосознанию добавляется групповое сознание, то происходит отождествление с лучевой группой и мы видим ученика, посвящённого и учителя.
А когда к чувствительности, качеству, самосознанию и групповому сознанию душа добавляет сознание синтетической божественной цели (называемой Планом), мы видим то состояние бытия и знания, которое характерно для всех, кто стоит на Пути Посвящения, и в котором пребывают разноуровневые Жизни, от продвинутого ученика до Самого планетарного Логоса.
Но не забывайте, что несмотря на все эти различия мы говорим об одной и той же единой Душе, которая действует через проводники с различными способностями и разной степенью чистоты и ограниченности, так же как 54] человек представляет собой единое существо, которое действует то через физическое тело, то через астральное или ментальное тела, а иногда сознаёт себя высшим "Я" - весьма редкое и необычное для большинства явление.
Для каждой проявленной формы характерны два процесса:
1. Она вмещает мировую душу, или насыщается ей, в той степени, в какой позволяют её возможности. Атом субстанции, молекула или клетка - все они имеют душу, но не в том объёме, как животное; объём же души животного не сравнится с её объемом у Учителя, и так далее вверх или вниз по шкале.
2. Взаимодействие между обитающей внутри формы душой и самой формой приводит к двум следствиям:
а. Чувствительность и качество выражаются сообразно типу тела и его точке эволюции.
б. Насыщающая душа побуждает телесную природу к активности и толкает её вперед по пути развития, предоставляя, таким образом, душе поле опыта, а телу - возможность реагировать на высшие импульсы души. Так обогащается область выражения, а душа овладевает техникой контакта, что и является её задачей в любой конкретной форме.
Таким образом, с определённой точки зрения душа представляет собой некоторый аспект тела, поскольку душа есть в каждом атоме в составе всех тел во всех царствах природы. Тонкая связующая душа, являющаяся результатом соединения духа с материей, есть сущность, независимая от телесной природы и образующая (при отделении от физического) эфирное тело, двойник, как его иногда называют, или копию физического тела. Это совокупность душ атомов составляющих физическое тело. Это истинная форма; это принцип связности каждой формы.
Применительно к человеческому существу душа - это 55] принцип ума с двумя его возможностями, или ум, выражающий себя двояко. Оба вида возможностей вырабатываются и становятся органичной частью оснащённости человеческого тела, когда оно адекватно очищено и достаточно развито. Это:
1. Низший конкретный ум, ментальное тело, "читта", или умственное вещество.
2. Высший духовный, или абстрактный, ум.
Эти два аспекта души, два её фундаментальных качества создают человеческое царство и позволяют человеку соприкасаться как с низшими царствами природы, так и с высшими духовными реалиями. Первое качество, ум в его низшем проявлении, потенциально присуще каждому атому каждой формы в каждом царстве природы. Это часть телесной природы, неотъемлемая и потенциальная, основание братства, абсолютного единства, универсального синтеза и божественной связности в проявлении. Второй, высший аспект, есть принцип самоосведомлённости, и в сочетании с низшим аспектом он порождает самосознание человеческого существа. После того, как низший аспект проникает в формы дочеловеческих царств и насыщает их собой, он своим воздействием производит в них надлежащее утончение и активизирует их дремлющую чувствительность, отчего вибрация усиливается настолько, что притягивается высший аспект и происходит слияние, или единение. Это как бы более высокий вариант первоначального соединения духа с материей, в результате которого возник мир. Так начинается существование человеческой души и её долгий путь. Теперь она становится отдельной сущностью.
Словом "душа" обозначается также совокупная психическая природа - витальное тело, эмоциональная природа и умственное вещество. Однако на человеческой стадии душа представляет собой нечто большее. Это духовная сущность, сознательное психическое существо, сын Божий, обладающий жизнью, качеством и 56] явлением - уникальным проявлением во времени и пространстве трёх выражений души, которые мы только что описали:
1. Души всех атомов, образующих осязаемое явление.
2. Личной души, или той тонкой связной совокупности, которую мы называем Личностью, состоящей из эфирного (или жизненного) и астрального (или эмоционального) тел и низшего ментального аппарата. Эти три проводника у человечества те же, что и у животного царства, если иметь в виду жизненность, чувствительность и потенциальный ум животных; у растительного царства, если иметь в виду жизненность и чувствительность; и у минерального царства, если иметь в виду жизненность и потенциальную чувствительность.
3. Души как духовного существа, или объединения жизни и качества.
При объединении этих трёх выражений души создаётся человеческое существо.
Таким образом, человек представляет собой соединение или слияние жизни, качества и явления, или духа, души и тела посредством осязаемой формы.
В процессе дифференциации внимание привлекалось к этим аспектам, а лежащий в основе синтез не замечался или игнорировался. Однако все формы суть дифференциации души, которая с духовной точки зрения является единой Душой. С точки зрения формы нет ничего, кроме дифференциации и обособленности. Если же судить с позиции аспекта сознания, или чувствительности, то выявляется единство. Когда достигается человеческая стадия и самосознание соединяется с чувствительностью форм и с крошечным сознанием атома, в уме мыслителя начинает слабо брезжить идея возможного субъективного единства. На стадии ученичества человек начинает считать себя чувствительной частью чувствительного целого и постепенно реагировать на цель и намерение 57] целого. Мало-помалу он постигает эту цель, по мере того как сознательно входит в ритм той совокупности, частью которой является. На более продвинутых стадиях, когда возможно большее очищение и утончение форм, часть теряется в целом. Ритм целого вовлекает индивида в процесс достижения синтетической цели, но индивидуальное самосознание сохраняется и увеличивает индивидуальный вклад, который предлагается теперь сознательно и охотно. В результате не только форма составляет аспект совокупного целого (как неизбежно и бывает всегда, даже если не сознаётся), но и сознательная мыслящая сущность, которая фактически познаёт единство сознания и синтез жизни. Поэтому в дальнейшем необходимо помнить о трёх факторах. Это:
1. Синтез жизни дух.
2. Единство сознания душа.
3. Интеграция форм тело.
Эти три всегда пребывали в единстве, но человеческое сознание не ведало об этом. Осознание трёх этих факторов и интеграция их в способ жизни и является задачей всего эволюционного развития человека.
Пользуясь в силу необходимости символами, давайте поговорим об универсальной Душе, или сознании Логоса, создавшего нашу вселенную. Будем считать Божеством Того, Кто насыщает форму Своей Солнечной системы жизнью, сознавая Свою работу, Свой проект и Свою цель. Солнечная система - это явление, Бог же трансцендентален. Имманентно пребывая во всех формах, Он остаётся в то же время неизменным и отстранённым. Подобно тому как мыслящее, интеллектуальное человеческое существо действует через своё тело, но концентрируется главным образом в своем ментальном сознании или на своих эмоциональных процессах, так и Бог пребывает в Своей умственной природе. Мир, который Он создал и насытил Своей жизнью, развивается в направлении той цели, ради которой 58] этот мир и был создан. Однако в пределах явленной формы Бога осуществляется многообразная деятельность. Здесь можно встретить различные состояния сознания, стадии осведомлённости и степени развития чувствительности. Даже в символизме человеческой формы можно увидеть столь отличные друг от друга состояния чувствительности, как те, что демонстрируют волосы, внутренние органы тела, нервная система, мозг и та сущность, которую мы называем "я" (и которая олицетворяет эмоции и мышление). Так же и Божество в рамках Солнечной системы выражает Себя через широкий диапазон уровней сознания.
Есть телесное сознание; есть сенсорный аппарат, реагирующий на окружение; есть сознание настроений, качества, ментальных реакций на мир идей; есть высшее сознание плана и цели; и есть сознание жизни.
В связи с Божеством интересно заметить, что чувствительный отклик на окружение составляет всё основание астрологии и показывает влияние созвездий на солнечную систему и межпланетные силы.
В отношении человека всё сказанное можно свести к следующему.
Сознание природы формы человека реагирует на природу формы Божества. Внешнее одеяние души (физическое, витальное и психическое) есть часть внешнего одеяния Бога.
Самосознательная душа человека сопряжена с душой всего и является составной частью универсальной Души. Благодаря этому душа человека может познавать сознательную цель Божества и с пониманием содействовать исполнению воли Бога, тем самым участвуя в осуществлении плана Эволюции.
Дух человека един с жизнью Бога и пребывает глубоко укоренённым в человеческой душе, которая так же укоренена внутри тела.
Дух этот в отдалённом будущем установит сопряжённость человека с трансцендентным аспектом Бога. Так каждый сын Божий в конечном счёте проникнет в тот 59] неизменный и отстранённый центр вне солнечной системы, где пребывает Бог.
Этими словами я пытаюсь дать представление о порядке, плане, универсальном синтезе, интеграции и включении фрагмента в целое и части - во всё.
Теперь постараемся ответить на второй вопрос, помня, что о практических целях Божества мы можем говорить лишь символически. Поскольку я пишу для простых стремящихся, я не могу передать истину до тех пор, пока их сопряжённость с собственной душой не станет полной, во всяком случае более полной, чем сейчас. Попытки же уловить то, что невозможно выразить словами, способствуют потоку импульсов, исходящему от абстрактного ума или интуиции, что стимулирует и развивает мозговые клетки и упрочивает способность устойчиво пребывать в "духовном бытии." В результате становится возможным постигать невыразимое и жить его могуществом.
Вопрос 2. Каковы происхождение, назначение, цель и план души?
Семь Лучей представляют собой совокупность божественного Сознания, универсального Ума. Их можно считать семью интеллектуальными Сущностями, через Которых осуществляется план. Они воплощают божественную цель и выражают качества, необходимые для материализации этой цели. Они создают формы и Сами являются формами, благодаря которым божественная идея может быть реализована полностью. Символически Их можно считать мозгом божественного Небесного Человека. Они соответствуют желудочкам мозга, семи центрам мозга, семи силовым центрам и семи главным железам, определяющим качество физического тела. Они - сознательные исполнители 60] божественной цели. Они - семь Дыханий, оживотворяющих все формы, созданные Ими для исполнения плана.
Может быть, легче понять связь семи Лучей с Божеством, если вспомнить, что сам человек (созданный по образу Бога) являет собой семеричное существо, для которого возможны семь состояний сознания, выражающих семь принципов, или основных качеств, позволяющих ему познать семь планов, на которых он сознательно или бессознательно функционирует. Он семеричен во все времена, однако от него требуется достижение сознательной осведомлённости обо всех состояниях бытия, сознательного выражения всех качеств и свободного функционирования на всех планах.
В отличие от человека Семь лучевых Сущностей полностью сознательны и целиком осведомлены и о цели, и о Плане. Они "постоянно пребывают в глубокой медитации" и достигли такого состояния, когда в силу Своей продвинутой стадии развития Они "побуждаются к полному завершению"10. Они обладают полнотой как самосознания, так и группового сознания. Они представляют Собой совокупность универсального Ума. Они "пробуждены и активны". Бессмысленно говорить об Их назначении и цели, поскольку высочайший уровень достижения человека для Них - самый низший. Задача этих семи Лучей, Дыханий, или Небесных Людей заключается в борьбе с материей, чтобы подчинить её божественной цели, назначение же - насколько его можно постичь - в том, чтобы подчинить материальные формы влиянию жизненного аспекта, чтобы сформировать те качества, благодаря которым будет полностью исполнена воля Бога. Таким образом, семь лучевых Сущностей составляют совокупность всех душ Солнечной системы, и их активностью порождаются все формы; уровень сознания при этом соответствует природе формы. Через семь Лучам протекает жизненный, или духовный, аспект, циклически проходящий через каждое царство природы и формирующий все состояния сознания во всех областях осведомлённости.
Изучающим данный трактат придётся допустить 61] гипотезу о том, что каждое человеческое существо вовлекается в проявление под импульсом какого-либо Луча и характеризуется качеством этого Луча, определяющим аспект формы, указывающим путь и позволяющим ему (к третьему посвящению) понять свою лучевую цель и участвовать в её осуществлении. После третьего посвящения человек начинает ощущать синтетическую цель, в направлении которой работают все семь Лучей. Но так как трактат адресован стремящимся и ученикам, а не посвящённым третьей степени, бесполезно спекулировать об этом высоком назначении.
Человеческая душа - это синтез материальной энергии, несущей качество интеллектуального сознания, и энергии духовной, несущей, в свою очередь, качество одного из семи лучевых типов.
Так появляется человеческое существо, сын Божий, воплощённый в форме, одной рукой (как сформулировано в "Древнем Комментарии") крепко держащийся за скалу материи, а другую погрузивший в море любви. В древнем писании это изложено следующим образом:
"Когда правой рукой материальный человек берёт цветок жизни и срывает его для себя, левая рука остаётся пустой.
"Когда правой рукой материальный человек берёт золотой лотос души, левая опускается в поиске цветка жизни, но не ради эгоистических целей.
"Когда правая рука крепко сжимает золотой лотос, а левая берёт цветок жизни, человек видит себя растением с семью лепестками, которое цветёт на земле и цветёт перед Престолом Бога".
Цель Божества, как она известна Творцу, не ведома никому, кроме высших посвящённых. Но цель каждой лучевой Жизни можно ощутить и определить - насколько, конечно, позволяют ограничения человеческого ума и неадекватность слов. Планомерная активность каждого Луча наделяет качеством каждую форму, входящую в его тело проявления.
Следующее утверждение, имеющее технический характер, придётся принять на веру, поскольку нет возможности его доказать. 62] Все Владыки Лучей создают Себе тела выражения. Так появились семь планет, ставшие Их главными выражениями.
Солнце (скрывающее Вулкан)
Юпитер
Сатурн
Меркурий
Венера
Марс
Луна
Однако энергии этих семи Жизней не ограничены только их планетарными выражениями, но действуют по всей солнечной системе, так же как жизненные импульсы человека - витальные силы, импульсы желаний и ментальные энергии - действуют во всём его теле, активизируя различные органы и позволяя ему осуществлять свои намерения, жить своей жизнью и решать ту задачу, которая и обусловила создание им данного тела проявления.
Каждое из семи царств природы реагирует на энергию той или иной лучевой Жизни. Подобным же образом реагирует на неё каждый из семи планов. Любая семеричная комбинация в природе вибрирует, откликаясь на ту или иную из изначальных семёрок, так как процесс, устанавливающий границы влияния всех форм, инициируется семью Лучами. Они определяют всё, и под этим я подразумеваю необходимость Закона. Закон - это воля семи Божеств, воздействующая на субстанцию с тем, чтобы посредством метода эволюционного процесса выработать особое намерение.
А. Три Луча-Аспекта
Теперь покажем, как лучевые цели были сформулированы древним учением, сохраненном на листах, столь ветхих, что начертанное постепенно исчезает. К сожалению при переводе на современный язык многое теряется.
63]
Первая цель Божества
Луч I. Воля или Могущество.
Лучи центрального священного солнца укрывают форму, внутри которой пылает точка могущества, ещё не вибрирующая, но сияющая, подобно электрическому свету.
Своими жгучими лучами она сжигает все формы, но не затрагивает жизнь воплощённого Бога.
От семеричного Единого исходит слово. Оно прокатывается по линии огненных сущностей и, когда его звучание раздаётся в круге человеческих жизней, это слово принимает форму утверждения, изреченного веления или слова могущества. Так мысль о ... (сокровенном, невыразимом имени Луча) запечатлевается на живом основании.
Пусть динамическое могущество, электрический свет, откроет прошлое, разрушит существующую форму и распахнёт золотую дверь. За этой дверью пролегает путь, ведущий к центру, где обитает тот, чьё имя невозможно услышать в пределах нашей солнечной сферы.
Его синие одежды скрывают его извечную цель, и солнце, что восходит и заходит, обозначает его багряный путь.
Слово его исполнено могущества, свет его - само электричество, молния - его символ, воля его скрыта в намерении его мысли. Ничто не открыто.
Но могущество его ощущается. Откликаясь на него, сыны человеческие шлют вопрос во все концы света:
"Зачем эта слепая сила? Зачем смерть? Зачем разрушение форм? Зачем отвергать удерживающую силу? Зачем смерть, о Могущественный Сын Божий?"
Ответ едва слышен: "Я держу ключи жизни и смерти. Я связываю и снова отпускаю. Я, Разрушитель, есмь".
Этот лучевой Владыка ещё не достиг полного выражения и даёт о Себе знать лишь в моменты разрушения и завершения циклов. Количество Монад могущества гораздо меньше, чем у любого другого Владыки. Эго на Луче могущества относительно не так малочисленны. Они характеризуются динамической волей, а их могущество в человеческой семье выявляется как сила разрушения, однако в конечном итоге такое разрушение приводит к освобождению. Изучая Эго и личности Первого Луча мы увидим, 64] что их работа всегда сопровождается смертью и разрушением, что объясняет видимую жестокость и безличность их реакций. Форма ничего не значит для представителей Первого Луча. Их энергия несёт ей смерть, начиная большие периоды циклической пралайи. Первый Луч управляет драмой смерти во всех царствах - разрушением форм, высвобождающим силу и позволяющим "вступить в Свет через врата Смерти". Намерение Владыки Первого Луча заключается в том, чтобы, стоя позади Своих шести Братьев, после достижения Ими Своей цели разрушать выстроенные Ими формы. Он делает это, проводя Свою силу через Их тела. В результате совместного усилия Братьев происходит удаление и возвращение в центр, откуда пришёл начальный импульс. Итак, цель Первого Луча - нести смерть. Представление об этой цели может быть получено после изучения некоторых имен, данных Владыке этого Луча:
Владыка Смерти
Открывающий Дверь
Освободитель из Формы
Великий Инициатор Удаления
Разрушающая Огненная Стихия
Кристаллизатор Формы
Могущество, что касается и удаляет
Владыка Горящей Твёрди
Воля, врывающаяся в Сад
Похититель Душ
Перст Божий
Сокрушительное Дуновение
Поражающая Молния
Всевышний
Представление о качествах и характерных особенностях этого несущего освобождение Владыки можно получить из шести следующих афоризмов. С ними, согласно древней легенде, к Нему обратились шесть Его Братьев, моля Его удержать десницу Свою, дабы Они успели завершить осуществление Своих целей:
1. 65] Убей желание, когда оно сделало своё дело. Ты тот, кто указывает на исполнение.
Качество . . . ясное видение.
2. Смягчись, о Владыка Могущества. Жди брата твоего на пути Любви. Он выстраивает формы, способные устоять перед твоей мощью.
Качество . . . динамическое могущество.
3. Удержи десницу твою до времени. Затем даруй смерть, о Открывающий Дверь.
Качество . . . чувство времени.
4. Не стремись к одиночеству, но примкни ко множеству. Ты - Один, Обособленный. Выйди к тому, что твоё.
Качество . . .уединение.
5. Веди то, что твоё, но учись и познавать его. Не предавайся ненависти к привязанности, но разгляди её план и цель.
Качество . . .непривязанность.
6. Через тебя пульсирует жизнь, накладывается ритм. Жизнь - это всё. Люби жизнь во всех её формах.
Качество . . . единство цели.
Эти шесть качеств выражают силу этого Луча в том виде, как она проявляется в четвёртом царстве природы. В других царствах она действует по-другому, но нас интересует человечество. Цель Первого Луча, его главная задача -прекращение активности и смерть всех форм во всех царствах природы на всех планах. Энергия этого лучевого Владыки несёт смерть муравью и солнечной системе, организации, религии и правительству, расовому типу и планете. Его воля, или цель, работает по закону периодичности.
Вторая цель Божества
Луч II. Любовь-Мудрость
Из сердца Бога, из центральной точки любви исходит Слово. Это Слово - сама любовь. Вся жизнь любви отмечена божественным желанием. В человеческой иерархии утверждение заключает в себе мощь и звук.
В начале было Слово. Слово было и есть у Бога. В Боге был свет. В Нём была жизнь. В Его свете движемся мы.
66] Его символ - гром, Слово, что циклически звучит в веках.
Вот некоторые имена Владыки этого Луча, дающие представление о Его цели:
Являющий Славу
Владыка вечной Любви
Космический Магнит
Дарующий Мудрость
Сияние в Форме
Мастер-Строитель
Дающий Имена
Великий Геометр
Тот, Кто укрывает Жизнь
Космическая Мистерия
Несущий Свет
Сын Бога Воплощённого
Космический Христос
По легенде шесть Братьев раскрывают Его качества в следующих афоризмах:
1. Произнеси Слово и изрекай излучающую любовь Бога. Пусть слышат все люди.
Качество божественная любовь.
2. Пусть сияет слава Господня. Пусть излучаются свет и любовь.
Качество излучение.
3. Привлеки к себе объект своих поисков. Выведи на свет дня из тьмы времен того, кого ты любишь.
Качество притяжение.
4. Когда проявятся свет и любовь, пусть внутренняя сила создаст совершенный цветок. Пусть прозвучит слово, исцеляющее форму. Это то тайное слово, которое должно тогда открыться.
Качество способность спасать.
5. Спасение, свет и любовь, а также магнетическая сила Бога рождают слово мудрости. Произнеси его и выведи сынов человеческих с пути знания на путь понимания.
Качество мудрость.
6. 67] В пределах действия любви Бога, в кругу солнечной системы, вращаются все формы, все души, все жизни. Пусть каждый сын Божий проникнется этой мудростью. Открой каждому Единство множества жизней.
Качество расширение или вмещение.
Третий Луч, имеющий очень долгий цикл, будучи в проявлении с 1425 года, оказывает прямое воздействие на пятую, арийскую, коренную расу. Его цель сформулирована в следующих любопытных выражениях.
Третья цель Божества
Луч III. Активный Интеллект или Приспособляемость
Пусть Властитель Юга продолжает строительство. Пусть он приложит силу, которая создаст светящийся живой камень, точно соответствующий плану храма. Пусть приготовит краеугольный камень и мудро установит его на севере под оком Самого Бога, при этом не нарушая равновесия треугольника.
Пусть Исследователь прошлого откроет мысль Бога, скрытую глубоко в уме Кумар Любви, и так выведет Агнишватт, ожидающих в месте тьмы, в место света.
Пусть Хранитель искр своим божественным дыханием раздует точки огня. Пусть он воспламенит то, что скрыто, то, что незримо, и так озарит все сферы, где работает Бог.
Хочу обратить внимание на то, что здесь я могу лишь передать словами определённые древние символы и тем самым обозначить процесс (применявшийся ранними наставниками-посвящёнными) произнесения слова или звука, создающего символическую форму, которую в свою очередь можно перевести в слова. Последние требуют, опять-таки, интуитивного постижения и адаптации к индивидуальным потребностям для внедрения в практику жизни. В противном случае эти древние интересные идеи, эти имена-толкования, эти афоризмы, передающие "могущество качеств", более чем бесполезны и лишь усиливают ответственность. Способность выявить объективные значения и 68] использовать их в жизни является признаком истинного эзотерического чутья. Внимательное изучение приводимых таблиц и фраз позволит учащемуся получить указания на свой индивидуальный Луч, на собственные жизненные тенденции и цели. Если данная о конкретном Луче информация пробуждает интуитивное понимание учащегося, позволяя ему лучше познать себя, определить свою лучевую энергию и аспекты своей сокровенной духовной природы, которую он страстно желает выявить, то мои утверждения о Цели, Имени и Качестве действительно ценны и полезны.
Вот некоторые имена Владыки Третьего Луча, указывающие на используемую Им силу и Его реальную природу.
Хранитель Записей
Владыка Памяти
Объединитель низших Четырех
Толкователь Того, Что зримо
Владыка Равновесия
Божественный Разделитель
Различающая Сущностная Жизнь
Тот, Кто создает Союз
Трёхсторонний Треугольник
Просветитель Лотоса
Строитель Фундамента
Предвестник Света
Тот, Кто скрывает и всё же раскрывает
Управитель Времени
Владыка Пространства
Универсальный Ум
Троичный Фитиль
Великий Архитектор Вселенной
и многие другие, показывающие связь со светом, временем, пространством, проявленным Логосом, материей и "могуществом, что пробуждает форму".
Когда читаешь эти имена с позиций современных достижений, современных культуры и науки, становится ясно, сколь могущественна и влиятельна в наши дни 69] эта конкретная лучевая Жизнь и насколько непосредственно Её энергии (создавшие объективные материальные миры) обусловливают нашу современную цивилизацию с её материальным уклоном, изучением природы времени и пространства и тем умственным раскрытием, продемонстрировать которое определено нашей расе и составляет её славу.
Ниже приводятся фразы, которые описывают качества, характеризующие этого лучевого Владыку. Надо иметь в виду, что седьмая, или синтетическая, характеристика каждого Луча отражена в самом названии Луча и как таковая не приводится в числе остальных шести качеств. Шестеро Его Братьев, Сыновья одного Отца, пропели Ему эти предписания в день возобновления Им Своей деятельности (в так называемый день творения).
1. Создай двойственную форму и сокрой жизнь. Пусть форма явится и докажет свою божественность. Всё от Бога.
Качество способность к проявлению.
2. Заставь скорлупу соответствовать тому, что обитает внутри. Пусть появится мировое яйцо. Пускай пройдут века и пусть затем появится душа. И пусть в назначенное время проступит жизнь.
Качество способность к развитию.
3. Пусть управляет ум. Пусть яркое сияние солнца жизни откроет ум Бога и наставит сияющего на путь. И поведёт его к той центральной точке, где всё теряется в свете небесном.
Качество ментальное просветление.
4. Бог и форма Его едины. Открой этот факт, о верховный Владыка формы. Бог и форма Его едины. Отвергни мысль о двойственности. Надели форму цветом. Жизнь едина; гармония совершенна. Докажи, что оба суть одно.
Качество способность производить синтез на физическом плане.
5. Твори одеяние Господа; пусть будет многоцветным тот наряд. Затем отдели платье от Того, Кто таится под его многочисленными складками. Сбрось вуалирующие оболочки. Пусть будет виден Бог. Сними Христа с креста.
Качество научное исследование.
6. Пусть два пути сойдутся. Уравновесь пары противоположностей, 70] и пусть обозначится путь между обоими. Бог, Путь и человек - едины.
Качество равновесие.
Так, подчиняясь божественной воле три главных Луча совершают процесс творения и энергетизации. Работа четырех малых Лучей (такое название ни в коем случае не подразумевает превосходства одних Лучей над другими) заключается в развитии или дифференциации качеств жизни, для чего производится бесконечное множество форм, которые станут средоточиями жизни, выражающими - в ходе эволюционного проявления - её многочисленные свойства.
Б. Четыре Луча-Атрибута
Четвёртая цель Божества
Луч IV. Гармония, Красота, Искусство
Цвет есть, и всё же сейчас цвет не виден. В беспредельной точке покоя встречаются звук и Беззвучный. Время и Безвременный отвергают мысли людей. Но времени нет.
Форма есть, и всё же психическое чувство открывает то, что форма скрыть бессильна, - внутренний синтез, всеобъемлющую призму, точку единства, которая - при верном достижении - открывает следующую точку, где все три, а не только два, едины.
Форма сливается с душой. И за слиянием наблюдает внутреннее видение; оно знает божественную связь и видит двух как одно. Но в этой точке высокого достижения ещё более возвышенное видение вспыхивает перед открывшемся внутренним оком. Три, а не только два, едины. Ступай же дальше, о странник, по Пути.
Читая эти строки, учащийся должен иметь в виду, что портал уже позади и человек (если он позволил Четвёртому Лучу сделать своё дело и может, следовательно, функционировать на четвёртом, или буддхическом, плане) стоит в храме Господа. Он нашёл определённую степень света, но в этом свете видит теперь другой свет и прозревает более значительное откровение и великолепие. И теперь они становится объектом его исканий. 71] Он познал всё, что может дать двойственность, и сумел объединить душу и тело в единый инструмент духа. Дальше он движется своим путём к достижению большего синтеза.
У Владыки Четвёртого Луча много имен, требующих внимательного изучения и осмысления. Менее, чем через сто лет влияние этого Владыки гармонизирующего могущества возрастёт и нейтрализует некоторые разрушительные влияния Сатурна в первом деканате Водолея. А пока изучение Его имен позволит упростить Его усилия и выстроить тело конструктивной мысли, которое облегчит Ему работу, когда вновь начнётся Его активное проявление. Однако могущество Его всегда более или менее ощущается в человеческом семействе благодаря нумерологической связи между Четвёртым Лучом, Четвёртой Творческой Иерархией, или человеческими монадами, и четвёртым царством природы. Следовательно, Его влияние всегда присутствует.
Постигающий в Пути
Звено между Тремя и Тремя
Божественный Посредник
Десница Божья
Сокрытый
Семя, которое есть Цветок
Гора, на которой умирает Форма
Свет в Свете
Исправляющий Форму
Тот, Кто отмечает разветвление Пути
Мастер
Обитатель Святого Места
Тот, Кто ниже Трёх, но Высший из Четырех
Трубный глас Господа
Афоризмы, связанные с Четвёртым Лучом, не просты для понимания. Они требуют интуитивного усилия и переданы шестью краткими, весьма лаконичными командами, произнесёнными (что 72] достаточно любопытно) в конце творческого периода, в то время, когда началось воплощение Четвёртой Творческой Иерархии.
1. Произноси Слово на низкой ноте. Говори низко.
Качество способность проницать глубины материи.
2. Возвысь желание. Дай ищущему то, что нужно.
Качество двойственные аспекты желания.
3. Опусти нить. Открой Путь. Соедини человека с Богом. Поднимись.
Качество способность открывать путь.
4. Все цветы принадлежат тебе. Опусти корни в грязь, цветы обрати к солнцу. Докажи, что грязь и солнце, корни и цветы суть одно.
Качество ... способность выражать божественное. Рост.
5. Совершай круг, возвращайся и вновь совершай круг. Вращайся по сфере Небес. Докажи, что всё едино.
Качество ... гармония сфер.
6. Расцвети звуки. Озвучь цвета. Порождай ноты и следи за их вхождением в тени, которые в свою очередь издают звуки. Так всё видится как одно.
Качество ... синтез истинной красоты.
Всей глубины учения о Лучах пока постичь невозможно. Лучшим подходом к нему будут систематическое внимательное изучение и благоразумное воздержание от поспешных выводов. На этом начальном этапе невозможно сразу приступить к конкретным психологическим приложениям данного учения для людей. Сначала нужно дать общий набросок, обозначить идеи, ввести в сознание читателя несколько основных концепций и попытаться облечь этот глубочайший и труднейший предмет в такую форму, чтобы утвёрдить новый ритм мышления, помочь уловить ряд новых осознаний и закрепить их. Последние относятся на данном этапе изучения к прототипическому космическому процессу и в конечном итоге позволят понять роль индивида в гигантском космическом целом. 73] Мы всегда начинаем с универсального и приходим к частному; таков подлинно оккультный метод.
Однако всё, что сообщается мной о лучевой Жизни, вполне приложимо и к человеческой жизни. Но надо помнить, что чистого лучевого типа пока не существует, поскольку нет ни совершенной формы, механизма, или выражения лучевого качества, ни абсолютно чистого явления в человеческой семье, за исключением таких редких примеров, как Будда или Христос, или (в иной области выражения) Александр или Юлий Цезарь. То же можно сказать и о Леонардо да Винчи. Лучи связаны с энергией и сознанием и определяют выражение, но там, где используемая материя и насыщаемый проводник недостаточно развиты, возникают ограничения и происходит автоматическое "отключение" большого количества энергии. Действие лучевой силы через несовершенные формы обязательно будет искажено, неполноценно и неверно направлено. Позвольте мне пояснить. Как я говорил, энергия Первого Луча вызывает разрушение форм. Нужно помнить, что к счастью для человечества чистых разрушителей ещё не было. Очень хорошо, что перволучевое Эго ещё настолько ограничено природой формы и качеством этой природы формы, что не способно найти адекватного или разумного применения своей разрушительной силе. О том, что действие перволучевых личностей зачастую разрушительно, вам хорошо известно, но у них недостаточно энергии, чтобы причинить много вреда. Опять же, не может быть выражена сегодня чистая любовь, ибо её течение затрудняется природой формы. Рассмотрение обоих примеров поможет читателю оценить ситуацию. Однако близится время более полного выражения лучевых цели, типа или качества, а следовательно, и более истинного явления.
Произойдёт это благодаря скорому явлению, или проявлению, великих Жизней, Которые воплотят в Себе энергии Второго, Третьего, Пятого и Седьмого лучей. Они образуют фокусные 74] точки для притока этих четырех типов божественной энергии, что послужит важнейшим стимулирующим фактором для соответствующих им и отзывающихся на них единиц жизни. Этих четырех Сущностей, Которые явятся в современный мир как человеческие существа, можно ожидать к концу нынешнего столетия, и Их совместное усилие положит начало Новому Веку и возвестит период, который войдёт в историю, как время славы пятой коренной расы. Каждый из этих четырех Учителей - а это будут именно Учителя - субъективно является также фокусной точкой тройственного притока энергии из того центра в Теле Бога, который символически именуется "Сердцем Солнца". Ведь каждый Луч, в свою очередь, представляет собой проявление тройственной сущности, как и Само солнечное Божество. Их выдающейся характеристикой будет любовь, и благодаря этой притягательной магнетической силе возникнут новые формы, которые дадут возможность проявления более чистых лучевых типов, а следовательно, - и формирования более адекватных явлений. Наличие в современном мире огромного количества разрушительной энергии объясняется присутствием на астральном плане находящегося на Первом Луче ученика планетарного Логоса. Задача его заключается в том, чтобы расчистить дорогу для проявления четырех других главных Учеников, являющихся прежде всего Строителями. Они возьмутся за Своё дело после того, как будет завершена задача разрушителей форм.
Хочу сделать одно замечание, чтобы пояснить некоторые методы Иерархии. Работа того, что на Западе называется "Принципом Христа", состоит в построении форм для выражения качества и жизни. Это характерная задача второго аспекта божества. Работа Антихриста - уничтожать формы, что по сути своей составляет задачу первого выражения божества. Но действия разрушителя - это не чёрная магия, и если человечество по неведению своему считает, что Антихрист работает на тёмной стороне, то оно глубоко заблуждается. Его работа столь же благотворна, как и работа строительного аспекта, и только из-за ненависти 75] к смерти форм человек считает работу разрушителя "тёмной", направленной против божественной воли и подрывающей божественную программу. Работа представителей той таинственной силы, которую мы зовем космическим злом, и их исполнителей действительно заслуживает названия "тёмная", но она не имеет отношения к работе Антихриста. Следует также добавить, что работа тёмных сил управляется снизу, тогда как работа разрушителей инициируется сверху. Символы обоих путей - меч и крест.
После этих вводных замечаний, предназначенных показать значительность предмета, можно перейти к анализу трёх остальных Лучей.
Пятая цель Божества
Луч V. Конкретное Знание или Наука
Раскаты грома сотрясают горную вершину, и грозовые тучи прячут форму. Испарения водной сферы искажают чудесный... в тайном месте. Там находится форма, и нота её звучит.
Луч света освещает форму, и то, что было скрыто, становится явным. Знание о Боге, о том, как Он Себя скрывает, находит завершение в мысли человека. Энергии и силы получают свои тайные имена, открывают свою внутреннюю цель, и всё видится как ритм, как возвращение к себе. Теперь можно прочесть великий свиток. Цель Бога и Его планы утверждены, и человек может читать форму.