<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Эффективность работы ЛПУ района (города).
  Здравоохранение Ярославской области имеет единую унифицированную систему оценки деятельности медицинских учреждений и их отдельных структурных подразделений на основе интегрального коэффициента качества.
  В зависимости от целей и задач проведения анализа деятельности ЛПУ используются различные составляющие для выведения интегрального коэффициента (экспертные оценки лечебно-диагностического процесса, выполнение модели конечных результатов, оценка удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи, и др.)
  На основе анализа полученных данных, интегрального коэффициента и других параметров оцениваются эффективность работы ЛПУ, после чего принимается управленческое решение.
  Методика оценки ЛПУ (далее будем называть ее также "моделью эффективности") разработана информационно-аналитическим отделом Департамента. Комплексная оценка медицинских учреждений района проводится по следующим позициям:
 1? Медико-социальная характеристика района.
 2? Трудовые ресурсы.
 3? Экономический анализ.
 4? Материально-техническая база.
 5? Медицинская аппаратура и оборудование.
 6? Экспертиза качества медицинской помощи.
 7? Медицинская результативность.
 8? Удовлетворенность пациента медицинскими услугами стационара.
 9? Выполнение мероприятий санэпидрежима и профилактики внутрибольничных инфекций.
 10? Качество учета и отчетности.
 11? Совершенствование работы: внедрение новых технологий и методик лечения, улучшение условий труда, улучшение сервисного обслуживания больных, участие персонала в конференциях, съездах.
  В рассматриваемой модели учтены результаты экспертизы качества оказания медицинской помощи.
 Сильная сторона новой модели в том, что она позволяет дать всеобъемлющую, достаточно глубокую оценку ЛПУ, произвести своеобразную инвентаризацию всех сторон их деятельности.
 Слабая сторона методики является естественным продолжением ее достоинств. Глубокая и всесторонняя оценка требует значительного времени для ее проведения. На первичный сбор данных и анализ деятельности одного района в условиях отсутствия компьютерной системы связи уходит 1-2 месяца. Для некоторых руководителей ЛПУ модель представляется слишком громоздкой, трудной для заполнения. Отрицательное отношение к методике можно объяснить обычными "инновационными барьерами", объективными трудностями ее использования, а также тем, что пользователи недостаточно привлекались к ее разработке и совершенствованию. (Детальный анализ методики и рекомендации по ее усовершенствованию представлены в Докладе Дж.Глаксмана "Оценка методологии анализа эффективности работы ЛПУ")
  Анализ и сопоставление рассмотренных выше форм управленческого контроля позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга эффективности используемых методов с целью включения в анализ наиболее значимых показателей и преодоления сопротивления руководства ЛПУ внедрению новых показателей или форм работы.
 
 2) Подготовка и проведение организационных мероприятий
 
 К основным организационным мероприятиям относятся:
 * коллегии,
 * совещания при руководителе,
 * дни организатора.
 Коллегия.
  Коллегия является основным совещательным органом Департамента. Ее состав утверждается Губернатором области. На ежемесячных заседаниях Коллегии рассматриваются основные вопросы развития здравоохранения области, работы Департамента и организаций здравоохранения. Кроме того, один раз в квартал проходят коллегии по результатам комплексных проверок. На заседаниях заслушивают руководящих работников и специалистов Департамента, руководителей муниципальных органов управления здравоохранением. Коллегия завершается принятием решения, содержащего конкретные рекомендации.
  Коллегия является существенным фактором контроля, обмена информацией, передачи положительного опыта. Она играет роль механизма обратной связи Департамента с муниципальными органами управления здравоохранением и ЛПУ. Даже если не предполагается обсуждение работы конкретного ЛПУ, подготовка к Коллегии побуждает его еще раз провести внутренний анализ своей деятельности по направлениям, которые будут обсуждаться на очередном заседании.
  Отмечая важную роль коллегии ее работу можно усовершенствовать за счет предварительного согласования со всеми участниками заседаний (а не только с членами Коллегии) выносимых на обсуждение вопросов и проектов решений, создания действенного механизма за реализацией решений.
 
 Совещания при руководителе Департамента.
 Совещания при руководителе проводятся ежемесячно для руководителей организаций и учреждений здравоохранения и имеют, в основном, информационно-контрольный характер. Совещания полезны, но их эффективность можно повысить за счет усиления обратной связи с участниками.
 
 Дни организатора
 Дни организатора поводятся ежемесячно с целью информации и обучения руководителей ЛПУ.
 Приведем примеры вопросов для рассмотрения.
  Вопрос Ответственный 1? Современные подходы к организации выявления, лечения и профилактики наркомании. Главный врач Областного наркологического диспансера. 2? Перспективы улучшения лабораторной иммунодиагностики. Главный лаборант. 3? Экспертиза качества в терапевтической практике. Главный эксперт. 4? Система реформирования сестринского дела в РФ. Главный специалист по сестринскому делу.
 Эффективность дней организатора можно повысить за счет усиления обратной связи с участниками.
 
 3) Проведение и анализ результатов комплексных проверок.
 
  Один раз в четыре года Департамент проводит комплексную проверку работы ЛПУ каждого района, результаты которой заслушиваются на Коллегии. По мнению опрошенных работников органов управления здравоохранения, это наиболее эффективная форма контроля и помощи.
 
 4) Разовые тематические проверки.
 
  Проверки проводятся экспертно-экономическим отделом, отделом технического надзора, отделом медицины экстремальных ситуаций по вопросам, входящим в их компетенцию.
 Например, экспертно-экономическим отделом проведены следующие проверки:
 * правильности оплаты труда сотрудникам госпиталя ветеранов войн;
 * платных медицинских услуг в Гаврилов-Ямской ЦРБ;
 * финансового состояния здравоохранения Даниловского района;
 * эффективности экономической деятельности областного онкологического диспансера.
  Справки о результатах проверок содержат рекомендации по устранению выявленных недостатков. Существует практика предоставления ЛПУ отчетов о реализации рекомендаций.
  Проблема разовых проверок состоит в отсутствии базы данных, где по каждому ЛПУ накапливались бы как информация обо всех проводимых разными подразделениями Департамента проверках, так и об изменениях, последовавших в их результате.
 
 3.1.2. Структура Департамента здравоохранения и фармации администрации Ярославской области
 
 Структура Департамента представлена на схеме в Приложении 2.
 Штаты Департамента.
 * Руководство.
 - Директор департамента.
 - Первый заместитель директора.
 - Заместитель директора - 4 чел.
 - Главный бухгалтер.
 * Информационно-аналитический отдел.
 - Начальник отдела.
 - Главный специалист - 1 чел.
 * Экспертно-экономический отдел.
 - Начальник управления.
 - Ведущий специалист - 3 чел.
 * Отдел организации и контроля качества медицинской помощи.
 - Начальник отдела.
 - Главный специалист по терапевтической службе.
 - Главный специалист по хирургической службе.
 - Главный специалист по акушерско-гинекологической службе.
 - Главный специалист по педиатрической службе.
 - Ведущий специалист - 2 чел.
 * Отдел подготовки к лицензированию и аккредитации.
 - Начальник отдела.
 - Ведущий специалист - 1 чел.
 * Комитет по лекарственному обеспечению.
 - Председатель комитета.
 - Ведущий специалист - 3 чел.
 - Специалист I категории - 1 чел.
 * Отдел технического надзора (вне штата).
 - Начальник отдела.
 - Ведущий специалист -4 чел.
 * Отдел медицины экстремальных ситуаций.
 - Начальник отдела.
 - Главный специалист -1 чел.
 - Специалист I категории - 1 чел.
 - Эксперт - 1 чел.
 * Отдел кадров.
 - Начальник отдела.
 - Ведущий специалист - 1 чел.
 * Юридический отдел.
 - Начальник отдела.
 - Ведущий специалист - 1 чел.
 * Канцелярия.
 - Специалист II категории - 1 чел.
 - Машинистка - 1 чел.
 * Персонал вне отделов.
 - Эксперт (ревизор) - 1 чел.
 - Секретарь, специалист I категории - 1 чел.
 - Уборщица - 2 чел.
 - Дворник - 0.5 ставки.
 
 Задачи основных подразделений Департамента.
 
 Подразделение Задачи Информационно-аналитический отдел. * Разработка методик и программ для оценки эффективности работы ЛПУ района.
 * Анализ деятельности ЛПУ районов на основе годовых отчетов и результатов комплексных проверок.
 * Разработка и апробация и внедрение новых информационных технологий и систем управления для медицинских учреждений. Экспертно-экономический отдел.
  * Разработка текущих и перспективных планов для областных ЛПУ.
 * Экономическая экспертиза деятельности ЛПУ.
 * Контроль за эффективностью использования финансовых, материальных ресурсов. Отдел организации и контроля качества медицинской помощи.
  * Контроль качества медицинских услуг, предоставляемых ЛПУ, расположенными на территории области.
 * Совершенствование всех видов специализированной (терапевтической, хирургической, акушерско-гинекологической и педиатрической) медпомощи населению. Отдел подготовки к лицензированию и аккредитации.
  * Подготовка ЛПУ к лицензированию и аккредитации.
 * Участие в лицензировании и аккредитации ЛПУ.
 * Контроль за соблюдением лицензионных условий. Комитет по лекарственному обеспечению. * Руководство фармацевтической сетью и надзор за всеми видами фармацевтической деятельности в организациях, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности на территории области.
 
 Общая характеристика организационной структуры.
 Организационная структура находится в стадии реорганизации. В отчете анализируется ее состояние на 20 июня 1999г.
 
 Два уровня управления: директор - заместитель директора - начальник отдела. Отсутствуют отделы, имеющие в своем составе сектора или другие подразделения. Таким образом, оргструктура по типу приближается к плоской.
 
 Фактические максимальные диапазоны управляемости (количество подчиненных, приходящихся на одного руководителя) по уровням составляют:
 * у директора - 8 чел.
 * у заместителей (включая "первого")- 2 чел.
 * у начальника отдела - 4 чел.
 Эти диапазоны не превышают управленческих норм, составляющих 6-8 человек на руководителя.
 У трех заместителей директора в подчинении всего по одному отделу, что является определенным дублированием управленческих функций.
 Соблюдается баланс функций и ответственности при их распределении между структурными подразделениями.
 Полномочия соответствуют ответственности. Отсутствуют случаи двойного подчинения.
 В то же время можно отметить следующие проблемы структуры Департамента.
 
 Функционально-организационные проблемы.
 * Отсутствуют структурные единицы, необходимые для осуществления следующих функций:
 - стратегического планирования и мониторинга осуществления реформы здравоохранения;
 - охрана материнства и детства,
 - внедрение новых видов специализированной помощи,
 - помощь сельскому здравоохранению.
 * Функция внедрения новых информационных технологий и систем управления и оргтехники не полностью обеспечена специалистами соответствующего профиля. Как впрочем, отсутствует и должное обеспечение оргтехникой.
 * Три отдела: информационно-аналитический, организации и контроля качества медицинской помощи, подготовки к лицензированию и аккредитации, каждый по своим методикам, осуществляют контроль за деятельностью ЛПУ. Их подчиненность различным руководителям порождает
 - определенное дублирование,
 - горизонтальные барьеры при получении необходимой информации. В частности между информационно-аналитическим и "лицензионным" отделами.
 * Проведение сбора и анализа отчетных форм двумя подразделениями, имеющими различную подчиненность, приводит
 - к некоторому дублированию в работе информационно-аналитического отдела и отдела организации и контроля качества медицинской помощи,
 - к увеличению временных затрат сотрудников ЛПУ на составление отчетов.
 * Отсутствует единая база данных, где накапливалась бы информация по каждому ЛПУ
 * Ряд опрошенных сотрудников Департамента отметил излишнюю централизацию управления, которая проявляется в том, что основополагающие решениия принимаются директором и его первым заместителем без коллегиального обсуждения и не всегда доводятся до сведения других руководителей.
 
 Проблемы отдела организации и контроля качества медицинской помощи
  Отдел организации и контроля качества медицинской помощи окончательно не сформирован. Отсутствует начальник отдела, должность которого даже не предусмотрена в существующем штатном расписании. Работающие в отделе ведущие специалисты, а также главные терапевт и хирург непосредственно подчиняются заместителю директора. Два других главных специалиста - акушер-гинеколог и педиатр ему фактически не подчинены.
  В настоящее время на базе существующего отдела по организации и контроля качества медицинской помощи предполагается создать два новых - один для взрослого населения (условно говоря "лечебный"), другой - "детства и материнства".
 
 Проблема главных специалистов
 В настоящее время осуществляется перевод главных специалистов из штатов Департамента в штаты организационно-методического отдела областной клинической больницы либо других областных ЛПУ. По мнению руководства Департамента, это приведет не только к сокращению его штатов, но и к более точному соответствию целям, для которых он создан. "Департамент в первую очередь должен быть аналитическим центром, здесь должны работать в первую очередь чиновники, а не практикующие специалисты".
 Однако такой перевод, как показал опыт других регионов, может породить проблему главных специалистов.
 Основная задача главных специалистов (экспертов) - организация лечебно-профилактической помощи соответствующего (терапевтического, хирургического и т.п.) профиля населению области.
 Основные обязанности главных специалистов (экспертов):
 * Разработка и реализация перспективных и оперативных планов мероприятий по организации помощи соответствующего профиля;
 * Участие в плановых и внеплановых проверках организации медицинской помощи соответствующего профиля в городах и районах, а также качества оказания медицинской помощи соответствующего профиля в лечебно-профилактических учреждениях области;
 * Консультирование и принятие решения по ведению больных в трудных случаях.
 Отличие главных специалистов (экспертов) от "просто" главных или ведущих специалистов Департамента состоит в следующем.
 
 Главные специалисты (эксперты) Главные специалисты управлений Отвечают за состояние конкретной специализированной помощи. Отвечают за состояние всех видов помощи. В первую очередь являются практикующими врачами-специалистами. В первую очередь являются чиновниками, организаторами здравоохранения. Значительную часть времени проводят на местах, помогая и проверяя. Большую часть времени проводят в Департаменте, организуя, направляя и обобщая.
 Двойное подчинение главных специалистов - руководителям областной больницы и Департаменту может привести к тому, что они
 * не смогут полностью тратить рабочее время для выполнения своих основных функций, поскольку будут частично загружены новым руководством;
 * не смогут в полной мере контролировать те заведения, в которых они оформлены на работу, ("нелегко подчиненному проверять своего руководителя");
 * будут испытывать психологическую напряженность при взаимодействии со своим непосредственным руководством (как классические "слуги двух господ").
  В целом оргструктура не в полной мере соответствует стратегическим целям, поскольку один из ведущих отделов (организации и контроля качества медицинской помощи) окончательно не сформирован, а ряд стратегически важных функций (стратегического планирования, охрана материнства и детства, внедрение новых видов специализированной помощи, помощь сельскому здравоохранению) не закреплен за отдельными структурными единицами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Основные проблемы организации управления на уровне Департамента
 
 * Отсутствует система стратегического планирования.
 - Среди множества показателей развития здравоохранения не выделены конкретные стратегические показатели, одинаково понимаемые руководителями разных уровней управления здравоохранения.
 - ЛПУ не имеют заданных на год количественных показателей своей деятельности, которые соответствовали бы основным направлениям стратегии развития здравоохранения в области.
 - Руководители различных ЛПУ называют разные показатели в качестве основных для оценки их деятельности (хотя частично они пересекаются).
 * Отсутствует система управленческого учета, поставляющая Департаменту информацию, необходимую для принятия оперативных решений.
 Такая система обычно включает в себя набор показателей, характеризующих текущее положение дел на местах (финансы, расходы, обеспеченность лекарствами, персоналом и т.д.) и компьютерную сеть, по которой эта информация передается.
 * Отсутствует система мониторинга удовлетворенности пациентов объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг. Без обратной связи с реальным пользователем услуг трудно добиться существенного улучшения их качества.
 * Разнообразные формы контроля эффективности деятельностью ЛПУ не составляют единой системы.
 * Отсутствие механизма обратной связи(мониторинга) между Департаментом и муниципальными органами управления здравоохранением, который позволил бы не только оценивать эффективность применяемых Департаментом методов управления, но и совершенствовать их.
 
 
 3.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОМС
 
  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) создан Администрацией Ярославской области в 1993 году, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, как составной части государственного социального страхования.
  ТФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Территориальном фонде ОМС № 4543-1 принятым Постановлением Верховного Совета РФ 24.02.1993 г.
  ТФОМС подотчетен Администрации Ярославской области и Государственной Думе Ярославской области.
  Основными задачами ТТФОМСа являются:
  1) обеспечение реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
  2) обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  3) обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
  4) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  5) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
  Основными функциями ТФОМСа являются:
  1) аккумулирование финансовых средств ТФОМСа на обязательное медицинское страхование граждан;
  2) финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением ТФОМСа по представлению тарифной комиссии;
  3) осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  4) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
  5) накапливание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  7) разработка правил обязательного медицинского страхования граждан;
  8) контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
  10) организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ТФОМС;
  11) согласование с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями территориальной программы ОМС и внесение предложений о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;
  11) согласование с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифов на медицинские услуги по ОМС;
  12) проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции ТФОМСа.
  Руководство деятельностью ТФОМСа осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
  Состав правления ТФОМСа утверждается Государственной Думой Ярославской области, по решению которой создан этот фонд.
  Председатель избирается правлением. Исполнительный директор ТФОМСа назначается Правительством Ярославской области. На сегодняшний день председателем правления является директор Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области.
  Кандидатура исполнительного директора ТФОМСа, а также положение об исполнительной дирекции, правила обязательного медицинского страхования граждан Ярославской области и порядок определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование отдельных групп населения утверждаются Правительством Ярославской области.
  Отчет о доходах и использовании средств ТФОМСа, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается Государственной Думой Ярославской области и Правительством Ярославской области и публикуется в средствах массовой информации.
  ТФОМС заключает договора со страховыми медицинскими организациями, которые непосредственно осуществляют страхования жителей Ярославской области. Страховщики, работающие на сегодняшний момент в системе ОМС представлены в Ярославской области следующими компаниями:
  1. "Арсенал" страховое поле - 29% застрахованных
  2. "Экофонд" страховое поле - 46% застрахованных
  3. "Здоровье" страховое поле - 23% застрахованных
  4. "РОСНО - МС" страховое поле - 0,1% застрахованных
  5. "Волмед" страховое поле - 1% застрахованных.
  Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке органами Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью.
  Основными функциями страховых медицинских организаций являются:
  - заключение договоров с предприятиями на страхование работающего населения и с местными администрациями на страхование неработающего населения;
  - заключение договоров с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС;
  - оплата счетов ЛПУ за пролеченных застрахованных. Оплата медицинской помощи в системе ОМС Ярославской области основана на единой системе тарифов на медицинские услуги. Тарифы рассчитаны по профилю коек и категории ЛПУ, согласно выданной лицензии. Финансирование в системе ОМС осуществляется путем оплаты реестров пролеченных в ЛПУ пациентов в СМО. Реестры на иногородних предоставляются в ТФОМС;
  - контроль объемов и качества оказываемой застрахованным медицинской помощи;
  - защита интересы застрахованных;
  - участие в определении тарифов на медицинские услуги;
  - предъявление в судебном порядке исков медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
 
  Взаимодействие Территориального фонда ОМС с Федеральным фондом ОМС
 
  В своей работе ТФОМС тесно взаимодействует с ФФОМСом. Согласно "Временного порядка финансового взаимодействия и расходов средств обязательного медицинского страхования" ФФОМС с целью осуществления комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС, выравниванию условий деятельности ТФОМСов при финансировании программ ОМС:
  - выделяет дотации и субвенции территориальному фонду;
  - финансирует целевые программы развития ОМС, организацию подготовки специалистов и научно-исследовательских работ в области ОМС.
  Нормативные акты и указания ФФОМС доводятся до Правления и Исполнительной дирекции ТФОМСа, до Администрации Ярославской области и Государственной Думы Ярославской области.
  В случае невыполнения ТФОМСом нормативных актов и указаний ФФОМС Администрация Ярославской области принимает меры по обеспечению их выполнения ТФОМСом. Например: задолженность по уплате страховых взносов имеют многие крупные промышленные предприятия области (более 150 000 000 руб. без пени). После августовского кризиса 1998 года собираемость взносов резко сократилась, выросла задолженность СМО перед ЛПУ по оплате реестров. По инициативе Администрации Ярославской области были проведены совещания с директорским корпусом крупнейших неплательщиков, были предложены и обсуждены варианты решений по погашению задолженности. Результатом данных мероприятий стало повышение сборов в ТФОМС.
 
 Оценка выполнения ТФОМСом своих функций
 
  Одной из основных проблем в работе ТФОМСа является выполнение задачи по аккумулированию денежных средств системы ОМС. В условиях невыполнения страхователями своих договорных обязательств, т. е. неплатежей или недостаточных платежей в ТФОМС, нарушения законодательства допускают и страховые медицинские организации (задержка оплаты счетов за пролеченных больных медицинским учреждениям). У ТФОМСа отсутствуют реальные действенные рычаги воздействия на неплательщиков. Так, после решения Правительства РФ о первоочередной выплате работодателями заработной платы, налогов в бюджеты всех уровней, а уже потом оплаты исполнительных листов по исковым заявлениям, стало нецелесообразным выставлять иски в арбитражный суд на неуплату страховых платежей по договорам на ОМС работающих граждан.
  Размер взноса в ТФОМС на работающего застрахованного определяется по Законодательству РФ и составляет 3,4% фонда заработной платы. Размер взноса на неработающего застрахованного определяется "Законом Ярославской области о минимальном бюджетном обеспечении жителей Ярославской области". В 1999 году согласно заключенных договоров между страховыми медицинскими организациями и администрациями муниципальных образований размер взноса на неработающее население по различным территориям колеблется от 1,17 руб. до 5 руб. Колебания размера взносов на неработающее население зависит от возможностей бюджета каждого муниципального образования. По положению вышеназванного закона минимальный взнос на неработающее население должен составлять 4,3 руб. А для обеспечения реализации принятой Территориальной базовой программы ОМС, согласно "Методическим рекомендациям по расчету платежей на ОМС неработающих граждан субъектов РФ", должен составлять 26,9 руб.
  В результате несоответствия уровня тарифов в системе ОМС реальной стоимости медицинской услуги ЛПУ нарушают принцип бесплатности при оказании медицинской помощи в рамках Базовой программы ОМС. Имеет место практика приобретение лекарств, расходных материалов за счет личных средств граждан.
  Положительными сторонами работы ТФОМС является следующие:
  - разработаны системы взаиморасчетов ТФОМС и СМО, СМО и ЛПУ
  - создана информационная база застрахованных территории
  - разработано "Положение об электронном обмене в системе ОМС"
  - большая часть ЛПУ укомплектована вычислительной техникой
  - отработана система экспертизы качества оказанной помощи.
 
 
 
 3.3 ОРГАНЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
 
  Деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, их функции и структура регулируется федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12.03.99 г. и законом Ярославской области "Об охране здоровья жителей Ярославской области".
 
 Структура санитарно-эпидемиологической службы
 
  В структуру санэпидслужбы на региональном уровне входят: областной центр госсанэпиднадзора, центр госсанэпиднадзора г.Ярославля, центр госсанэпиднадзора г.Рыбинска, районные центры госсанэпиднадзора, дезинфикационные станции и учреждения ведомственной службы госсанэпиднадзора. На федеральном уровне возглавляет работу службы Государственный департамент РФ санитарно-эпидемиологического надзора, который входит в структуру Минздрава России.
  Наряду с этим, в систему учреждений службы федерального подчинения входят:
 - Научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для санитарно-эпидемиологической службы и повышение их квалификации;
 - Предприятия по производству медицинских иммунно-биологических препаратов;
 - Российский информационно - аналитический центр.
  Структура, численность, штатное расписание учреждений санитарно-эпидемиологической службы утверждаются руководителями этих учреждений в пределах установленного фонда оплаты труда работников.
  Санэпидслужба Ярославской области в 1998 г. была представлена 22 санитарно-эпидемиологическими учреждениями, в т.ч. 20 центрами госсанэпиднадзора, из них 1 областной, 2 городских и 17 районных, а также 2 дезостанциями.
  В 1998 г. в учреждениях госсанэпидслужбы имелось по всем группам персонала штатных должностей - 1675; занятых - 1582; физических лиц - 1181, что составило от численности предыдущего года: 102,2%, 98,9%, 98,2%.
  Обеспеченность физическими лицами всех групп персонала на 10 тыс. населения возросла с 8,1 (1997 г.) до 8,2 (1998 г.), в том числе врачами - 1,9 и средними работниками- 3,8. Тенденция к сокращению численности специалистов службы имеет место по всем категориям.
  Удельный вес врачей гигиенического и эпидемиологического профиля в 1998 г. составил 49,6% и 34,5% соответственно.
  При государственном департаменте РФ санитарно-эпидемиологического надзора существует совет главных государственных санитарных врачей, который имеет целью - коллегиальное рассмотрение и решение вопросов развития, управления, совершенствования деятельности государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ, а также ее материально-технического и финансового обеспечения.
  Таким образом "вертикальные" управленческие связи реализуются по схеме: Минздрав России (Департамент РФ санитарно-эпидемиологического надзора) - региональные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора; Минздрав России - ведомственные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  Задачи и функции территориальных и ведомственнах центров госсанэпиднадзора закреплены в уставах этих организаций, которые утверждаются Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.
  Наряду с этим, административно ведомственные учреждения госсанэпиднадзора подчиняются региональному руководству ведомственной службы (УВД, водного транспорта, северной железной дороги и пр.). Основными обязанностями ведомственной государственной санэпидслужбы является курация и контроль за санэпид-благополучием в учреждениях соответствующего ведомства (тюрьмы, вокзалы, поезда и т.д. и т.п.).
 
 Функции санитарно-эпидемиологической службы
 
  Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
 * профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
 * разработки и реализации региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
 "Вакцинопрофилактика";
 "Защита населения от парэнтеральных гепатитов";
 "Профилактика природно-очаговых инфекций";
 "Профилактика йод дефицитных состояний";
 "Охрана территорий области от завоза особо опасных инфекционных заболеваний";
 "Развитие Госсанэпидслужбы области";
 "Обеспечение санэпидблагополучия населения", и другие;