<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Tacis Project SMERUS9501
 Техническое содействие в создании Ресурсного центра малого предпринимательства
 
 Анализ внешней среды развития предпринимательства
 
 август 1998
 
 
 Tacis Project SMERUS9501
 Техническое содействие в создании Ресурсного центра малого предпринимательства
 
 Анализ внешней среды развития предпринимательства
 
 август 1998
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Данное исследование выполнено Ресурсным
 центром малого предпринимательства совместно
 c Euroconsultants S.A. - European Profiles S.A. Consortium (Greece)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 август 1998 года
 ?1998 Служба Тасис Генерального Директората IA, Европейская Комиссия
 Все права защищены
 Репродуцирование (воспроизведение) любым способом, распространение или
 передача данного издания могут быть осуществлены только с предварительного
 письменного согласия Европейской Комиссии, Генеральный директорат IА Тасис.
 Заявки на репродуцирование данного издания направлять по адресу:
 
 Ресурсный центр малого предпринимательства,
 Москва 101000 Центральный почтамт, а/я 381
 
 Сведения, выводы и толкования, содержащиеся в настоящем издании, не могут рассматриваться как отражающие официальную позицию Европейской Комиссии
 
 
 
 
 
 
 
 Проект Tасис SMERUS 9501:
 "Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства"
 
 Основные направления деятельности Ресурсного центра малого предпринимательства
 
 Информация:
  Ресурсным центром разработаны и доступны через Интернет следующие базы данных:
 
 * Описание имеющейся информации по МП (базы данных, информация в Internet, проведенные исследования).
 * Лучшая практика структур поддержки малого предпринимательства в России.
 * Лучшая практика малых предприятий.
 * Лучшая практика Европейского Союза в области МП.
 * Адреса и функции структур поддержки малого предпринимательства в России, а также описание их информационных ресурсов.
 * Статистические показатели по МП, рассчитываемые Ресурсным центром. Исследования,
 рекомендации, консалтинг:
  Исследования проводятся в шести областях:
 
 1. Анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора экономики на основе существующих статистических показателей. Сравнение систем статистического учета малых предприятий России и промышленно развитых стран.
 2. Участие малых предприятий в системе государственных заказов
 3. Анализ внешней среды развития малого предпринимательства.
 4. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства
 5. Инновационные процессы в малом предпринимательстве
 6. Новые финансовые технологии в малом предпринимательстве
 На основе проведенных исследований вырабатываются рекомендации по совершенствованию политики в сфере малого предпринимательства. Обучение: Проведение конференций, семинаров и учебных программ по вопросам малого предпринимательства. Публикации: Разработка, печать и распространение материалов по различным тематикам в области малого предпринимательства. Координация
  проекта: Координация работы осуществляется Координационным Советом, в состав которого входят представители ЕС, федеральных структур поддержки малого предпринимательства России и иностранных фирм. Реализация
 проекта: EUROCONSULTANTS S.A. (Греция) - EUROPEAN PROFILES S.A Consortium (Греция) - техническое руководство и координация
 "Institut fur Gewerbe und Handwerksforschung" (Австрия)
 London Business School (Великобритания)
 
 
 
 Что такое Тасис
 Тасис - это программа, разработанная Европейским Союзом для Новых Независимых Государств и Монголии в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Цель Программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.
 Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
 В течении первых шести лет своей деятельности, т.е. с 1991 по 1997 гг., Тасис безвозмездно предоставил своим партнерам 3 млрд. 390 млн. ЭКЮ, что позволило приступить к осуществлению более 2 500 проектов.
 В тесном взаимодействии со странами-партнерами Тасис определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет Тасис осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий Тасис работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.
 Тасис передает ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать опыт рыночной экономики и демократии с профессиональными навыками и знаниями на местах. Ноу-хау передается в форме консультирования по вопросам политики, направления групп экспертов, проведения исследований и профессиональной подготовки, путем создания и реформирования правовой и нормативной базы, институтов и организаций, установления партнерских отношений, создания сетевых структур, породнения, реализации пилотных проектов. Тасис выполняет также роль катализатора, поскольку открывает доступ к средствам основных кредиторов благодаря проведению прединвестиционных исследований и подготовке технико-экономических обоснований.
 Тасис содействует пониманию и должной оценке демократии и социально-экономической системы, ориентированной на рынок, путем поощрения связей и прочных отношений между организациями в странах-партнерах и их коллегами Европейском Союзе.
 Основными приоритетными областями, финансируемыми Тасис являются: реформирование системы государственного управления, реструктуризация государственных предприятий и развитие частного сектора, развитие инфраструктур транспорта и связи, энергетика, ядерная безопасность и охрана окружающей среды, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования. Каждая страна выбирает приоритетные сектора, исходя из своих потребностей.
 
 
 Данное исследование проведено в рамках проекта технического содействия Европейского Союза экономическим преобразованиям в Российской Федерации (программа Тасис) - SMERUS9501 "Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства".
 
 Исследование проведено следующими специалистами:
 
 Харалампос Панориос - консультант - экономист;
 Димитрис Кардасис - Руководитель группы экспертов по проекту Тасис SMERUS9501 "Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства";
 к.э.н. Александр Виленский - директор Института проблем малого предпринимательства Высшей школы экономики;
 д.э.н. Евгений Бухвальд - заместитель директора Института проблем малого предпринимательства Высшей школы экономики;
 к.э.н. Татьяна Алимова - ведущий эксперт по исследованиям в области малого предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства;
 Галина Ермилова - эксперт по исследованиям в области малого предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства.
 
 В ходе работы над исследованием были проведены консультации с представителями следующих организаций, осуществляющих практическую и экспертную деятельность в области лизинговых, информационных, консалтинговых и обучающих услуг в сфере малого предпринимательства:
 
 1. Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП):
 Директор регистрационного центра - г-н Лабудько В.А.
 Менеджер по трейнингу - г-жа Бровко О.А.
 
 2. Московская лизинговая компания:
 Зам. Генерального директора - г-н Коломейцев В.А.
 
 3. ОАО "Национальный лизинговый центр":
 Начальник юридического отдела - г-жа Филатова Т.В.
 Специалист отдела активных операций и финансового лизинга - г-н Рагозин И.В.
 
 4. Московский центр деловой информации "БИНЕК":
 Генеральный директор - г-н Бондарев А.С.
 
 5. Российский независимый институт социальных и национальных проблем:
 Зам. директора Института, Директор Центра социально-экономических исследований - д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю.
 
 6. Институт экономики Российской Академии наук:
 Руководитель научного Центра экономической социологии - г-н Радаев В.В.
 
 7. "Морозовский проект"
 Руководитель обученческих программ - г-н Кушель А.А.
 г-н Еримихин Б.М. (лизинговые проблемы)
 
 8. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
 Президент - Ермаков В.П.
 
 9. Корпорация "Российская информационная сеть делового сотрудничества"
 Эксперт Дирекции информационных ресурсов - г-н Лиховайдо В.
 
 Благодарим Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства за любезно предоставленную информацию по теме исследования.
 РЕЗЮМЕ
 1. Российский опыт
 В порядке анализа и обобщения российского опыта в докладе рассмотрены нормативно-правовые материалы федерального и, частично, регионального уровня - как общего регулирующего плана для отдельных сфер деятельности, так и специально адресованные практике развития и государственной поддержки МП по таким направлениям, как лизинговые операции, информационное обеспечение деятельности МП, консалтинг МП и обучение предпринимательских кадров для МП.
 1.1 Общая оценка российской нормативно-правовой базы
 При всей своей неполноте федеральное законодательство и регулирование названных сфер деятельности находится на значительно более высоком уровне, чем региональное, что в известной мере противоречит специфике МП как регионально-специфического феномена, тенденции развития и задачи поддержки которого во многом определяются именно Региональными и местными условиями.
 Из всех рассматриваемых элементов внешней среды развития и поддержки российских МП отношения лизинга характеризуются наибольшей степенью правовой проработки (Международная конвенция УНИДРУА, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ, значительное число Постановлений Правительства РФ и т.д.). Лизинговые операции устойчиво вошли в российскую хозяйственную практику, в том числе, и с участием МП. Однако в сложившихся условиях лизинг все еще малодоступен для МП, особенно "стартовых" МП, если здесь прямо не задействованы инструменты государственной поддержки или кооперации МП с представителями крупного капитала. Возможности лизинга недостаточно увязаны с другими формами содействия МП, которые определяют степень его жизнеспособности и хозяйственного успеха (имущественная поддержка, информация, обучение, консалтинг и пр.).
 До сих пор не принят Федеральный закон "О лизинге", а его имеющийся проект не отражает в необходимой мере интересы МП как лизингополучателей и возможные/необходимые в этой сфере меры государственного содействия развитию МП и их инвестиционной деятельности. Необоснованно и оставлена под сомнение сама необходимость принятия закона "О лизинге", который при известной доработке необходим предпринимательской среде, в том числе, и малому бизнесу.
 В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг заметен разрыв между значительным объемов нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты информатизации российской экономики в целом, и слабой проработкой вопросов информационной поддержки предпринимательства, особенно МП. Концепция и конкретные планы создания СИОМП (системы информационного обеспечения малого предпринимательства) не увенчались успехом; эта система дезинтегрировалась по ведомственному и региональным признакам. Действующие системы информационно неполны и часто экономически недоступны представителям малого бизнеса и механизмов целевой государственной поддержки.
 Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг концентрируется в двух направлениях. Во-первых, это государственное регулирование процесса предоставления услуг в целом. Во-вторых, регулирование вопросов, касающихся лицензирования отдельных аспектов консалтинговой деятельности (отдельные виды консалтинговых услуг подлежат лицензированию, другие -нет). Анализ сложившейся ситуации показывает, что действующие институты консалтинга для МП не испытывают трудностей, связанных с проблемами неадекватного правового регулирования их деятельности и, напротив, откровенно боятся появления здесь признаков избыточной "зарегулированности", что говорит о необходимости разработки для этой сферы единого, сбалансированного нормативного регулирования.
 Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для МП формально относится к числу весьма объемных и разносторонних ввиду традиционно жесткого регулирования всякой образовательной деятельности со стороны государства. Однако поскольку основная масса систем обучения для МП не связана с выдачей дипломов государственного образца, значимость факторов государственного регулирования здесь менее заметна. Рассматриваемая сфера характеризуется наличием многих слоев обученческих систем для МП, разных по статусу, источникам финансирования и целям подготовки. Нет единого полномочного координирующего органа этой системы, который мог бы закрепить базовые стандарты бизнес-образования в России с целью повышения внутреннего и внешнего авторитета российского предпринимательства и его защиты от некачественных образовательных услуг. Система услуг в области бизнес-образования пока недостаточно откликается на наиболее актуальные запросы в области обученческих услуг, в частности, системы дистанционного обучения, открытого обучения с индивидуализированными модулями, тренинг-обучение в России и за рубежом и пр.
 Плата за обучение велика и МП часто не заинтересованы обучать своих сотрудников. В среднем по стране только одно из двадцати МП регулярно выделяет деньги на образование своих сотрудников. Отсутствие интереса объясняется и нежеланием большинства бизнес-школ следить за судьбой своих выпускников, содействовать их дальнейшему профессиональному росту.
 1.2 Анализ результатов опросов российских МП
 Опросы свидетельствует о том, что сфера лизинговых услуг для малого бизнеса, по мнению его представителей, все еще находится в начальной стадии своего становления, которая характеризуется отсутствием в среде предпринимателей должной информации о тех возможностях, которые они в принципе открывает. Наиболее распространенными типами оборудования для лизинга в сфере МП являются пищевое и упаковочное технологическое оборудование, а также деревообрабатывающее, торговое, полиграфическое оборудование, автомобили, оборудование для предприятий общественного питания.
 Лишь один из пяти респондентов опросов не видел особых препятствий к получению оборудования по лизингу. Это означает - основная масса малых предприятий пока рассматривает получение лизинговых услуг как малодоступный фактор (источник) развития их предприятий. Это говорит также о неразвитости структур поддержки малых предприятий в сфере лизинговых услуг.
 Опросы показывают лишь умеренную заинтересованность МП в информационных услугах. Опросы выявили рост потребностей МП лишь в отношении информации правового характера. По своей значимости она занимает в настоящее время первое место. Иные виды информации (о новых технологиях, источниках и условиях кредитования, методологии бизнес-планировании, партнерах для совместного производства, менеджменте и организации производства, обучении и переподготовке кадров) занимают более низкие места в рейтинге. При этом значимость каждого вида информации за прошедшие три-четыре года фактически не изменилась.
 Модифицируется характер потребностей МП в информации о поставщиках: складывается преобладание факторов надежности коммерческой деятельности, качества товаров работ и услуг по сравнению с доминировавшем ранее акцентом на наиболее выгодные цены. Трансформируется и структура источников информации: растущий спрос на нее все более покрывается, как ранее, преимущественно знакомыми предпринимателями, деловыми партнерами и чиновниками, но и все более - справочной, специализированной литературой, электронными базами данных. Значительно возрастает роль торговых ярмарок и выставок и, напротив, существенно снижается значение органов власти любого уровня как источника информации.
 Основным барьером, препятствующим доступу малого бизнеса к информации, в настоящее время, согласно опросам, являются финансовые ограничения на создание современных информационных систем и инструментов оперативного доступа всех категорий МП к этим системам по "разумным ценам".
 Отношение МП к консультированию также сдержанное. Этот факт подтверждается тем, что при ранговой оценке влияния на успех фирмы специальные профессиональные знания заняли нижнее место после таких факторов, как деловая активность, размеры накопленного капитала и связи в органах власти. Консультирование в сфере МП преобладающе концентрируется на различных аспектах управленческой деятельности.
 Опросы показали, что с 1995 по 1997 гг. произошло падение потребности МП в консультациях по инвестиционным проектам от коммерческих банков, зато почти удвоилась их потребность в финансовых консультациях. В инвестиционном консалтинге сегодня, согласно опросам, наиболее заинтересованы производители средств производства и фирмы, занимающиеся информатикой и интеллектуальными услугами.
 Пока невелика доля предпринимателей, пользующихся услугами специализированных консалтинговых фирм. Это связано, в первую очередь, с ограниченностью собственных финансовых средств МП и неразвитостью систем поддержки МП, обеспечивающих им льготные условия доступа к услугам профессиональных консультантов.
 По различным опросам, сегодня почти 70% предпринимателей в возрасте до З5 лет считают, что им необходимо обучение, дополнительные знания в области бизнеса. Так, в опросе, проведенном по заказу Национального Фонда подготовки кадров, от 40 до 52% руководителей МП считают необходимым повысить уровень профессионализма в таких областях, как управление финансами, сбыт продукции, маркетинг; от 23% до 29% - в управлении производственным процессом, стратегическом управлении, управлении кадрами, построении эффективной системы управления.
 Как показывают обследования, при выборе обучающего центра большинство слушателей ориентируются на имя бизнес-школы (по данным опросов, каждого второго слушателя привлек именно авторитет учебного заведения) и зарплату ее выпускников. Напротив, судя по опросам, представители МП пока не имеют возможности (источников информации) чтобы аргументировано судить о качестве образовательных услуг тех или иных обучающих центров.
 1.3 Общие выводы и рекомендации по российскому опыту
 В целом из оценок нормативно-правовой ситуации в сфере МП и из проведенных опросов, следует, что необходимо законодательное закрепление финансовых источников развития сети лизинга, общедоступных информационных, консультационных и обученческих услуг для МП. В интересах МП должны действовать федеральный и региональные Фонды содействия лизингу, системы льготного кредитования лизинговых операций, а также системы страхования объектов лизинга и своевременности/полноты лизинговых платежей. В дальнейшем развитии и нормативно-правовом закреплении нуждается практика передачи малых предприятий в лизинг "под ключ".
 Стоит вопрос о новом подходе к созданию целостной системы СИОМП и, соответственно, о новом нормативно-правовом обеспечении ее деятельности, включающем практическое решение комплексности этой системы и ее доступности для всех представителей российского малого бизнеса во всех регионах страны. В отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения МП в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на объединение на новой экономической и организационно-правовой базы независимых, в т.ч. и частных, информационных систем, что потребует четкого выделения и закрепления здесь компонента "государственной поддержки" в отношении малого бизнеса.
 Развитие правовой базы консалтинговых услуг должно идти в направлении создании единой системы лицензирования этих услуг, закрепления условий их доступности для всех МП, т.е. механизмов льготного финансирования, а также усиления взаимодействия консалтинга с другими компонентами "внешней среды" (финансовая и имущественная поддержка, лизинг, обучение и пр.).
 Целесообразна большая чем в настоящее время (сводящаяся лишь к одноразовому лицензированию), нормативная регламентация обученческих центров для МП, включающая в себя больший контроль за качеством обучения, а также стимулирующая обученческие центры участвовать в послеобученческой бизнес-карьере своих выпускников. Перечень форм контроля за бизнес-школами и формами их участия в послеобученческой бизнес-карьере своих выпускников следует закрепить законодательно на уровне субъектов Федерации.
 На федеральном и региональном уровне нормативным порядком должны быть закреплены права всех категорий населения на получение на льготных условиях одной из форм обучения основам предпринимательской деятельности.
 2. Опыт стран Европейского Союза (ЕС)
 2.1 Развитие лизинговых отношений
 Лизинг (включая венчурный или стартовый капитал и факторинг) является одним из продуктов, включенных в область современных финансовых технологий, доступных для МП1 в странах ЕС. Опыт стран ЕС показывает, что лизинг как способ получения производственных активов для МП является более предпочтительным традиционному средне- и долгосрочному банковскому финансированию по следующим причинам:
 * МП имеют более легкий доступ к лизингу чем к банковским займам;
 * простота процедуры лизинга приводит к понижению стоимости транзакции;
 * для МП нет необходимости замораживать капитал для со-финансирования такого же оборудования в полном объеме;
 * лизинговые контракты специально приспособлены, чтобы соответствовать потребностям МП;
 * обычно налогообложение позволяет МП возмещать их арендные платежи по лизингу за счет налогов.
 Однако на практике положительный эффект от лизинга понижается такими проблемами, свойственным МП, такими как:
 * нехватка подходящих помещений;
 * трудности в легализации прав на помещение и землю при установке и размещении оборудования;
 * недостаточные навыки персонала при работе с оборудованием, полученным по лизингу.
 Положительный эффект от включения МП в сферу лизинговых операций может быть получен при следующих условиях:
 * облегчении общих условий частных инвестиций в капитал (оборудование);
 * быстром развитии новых рынков или новых секторов инновационных продуктов;
 * при больших пропорциях ("квотах") доступа МП к финансированию лизинговых операций.
 2.2 Информационная поддержка МП
 Опыт стран ЕС показывает, что обеспечение МП информацией является необходимым условием для их развития и интеграции на европейском и международном уровнях. Доступ к информационному рынку, создание сетей делового сотрудничества, программ партнерства составляет главный инструмент для европейских МП по освоению ими широкого рынка как внутри ЕС, так и вне его. "Directorate General XXIII" как специализированное подразделение ЕС вело практические действия в направлении распространения информации для МП, занималось координированием этого направления политики в отношении МП в рамках ЕС.
 В информационной сфере практическую помощь европейским МП оказывают такие институты, как Евро-Инфо-Центры (EICs)(возможности европейского и мирового рынка), а также две сети для поиска партнерских связей (BC-NET) и Бюро обслуживания компаний (BRE). Членами этих сетей являются частные и общественные организации, работающие на местном уровне, такие как ТПП, профессиональные организации, агентства регионального развития, центры инноваций, консалтинговые фирмы, банки и т.д.
 Существуют два официальных мероприятия в области информационно-деловой поддержки МП, которые для расширения своих хозяйственных связей не ищут вмешательства особого посредника - это такие программы, как "Европартенариат" (Europartenariat) и "Интерприза" (Interprise).
 2.3 Консалтинг для МП
 Поддержка с помощью внешних экспертов является очень важной для развития европейских МП, т к. многим из них не хватает необходимых навыков для успешной конкуренции на рынке. Хотя существует несколько различных барьеров, которые ограничивают использование услуг по внешнему консалтингу для МП, наиболее существенным из них, как показывает опыт стран ЕС, является стоимость услуг. В этой связи проводимая в ЕС политика ориентируется на обеспечение МП экспертными советами и услугами консалтинга при пониженных гонорарах.
 Подразделение ЕК DG XVI по региональной политике разработало концепцию Центров Бизнеса и инноваций (Business and Innovation Centres (BIСs). BICs стали консультантом по бизнесу и инновациям для МП как для EC, так и для стран третьего мира. BICs являются местной или региональной партнерской структурой, которая обеспечивает МП всем диапазоном необходимых услуг, делая акцент на инновациях для индустрии или услугах для индустрии. BICs включают команду экспертов с высокими знаниями в области бизнеса, способных организовать персональный консалтинг для МП или направлять их в сети профессиональных консультантов, расположенных в данном регионе. Однако несколько таких центров в дальнейшем развились в систему бизнес-инкубаторов, а некоторые даже предоставляют МП необходимый им стартовый капитал.
 Действуют также программы, которые нацелены на обеспечение МП теми услугами по консалтингу, которые сделают более легкими международное сотрудничество МП и создание ими совместных предприятий.
 2.4 Обучение для МП
 В соответствии с исследованиями, поведенными в ЕС, главными проблемами развития систем обучения для МП является:
 * недостаточное внимание к обучению со стороны самих МП. Обучение чаще проводится в больших компаниях, частично потому что имеющиеся программы обучения не адаптированы под нужды МСП;
 * наличие препятствий в отношении занятости в секторе МП, поскольку количество создаваемых рабочих мест не всегда создает достаточно стимулов к масштабному обучению персонала.
 Деятельность по обучению, направленная на нужды МП, финансируется в рамках нескольких программ ЕС, а также специализированных фондов, включая Европейский Социальный фонд или Фонд Леонардо да Винчи.
 Европейский социальный фонд финансирует системы обучения для МП по развитию персонала. Фонд Леонардо да Винчи, используя европейский опыт, осуществляет обучение для МП, направленное на повышение профессионального уровня персонала, в т.ч. и с помощью финансирования пилотных проектов.
 2.5 Общие выводы и рекомендации по европейскому опыту
 Обобщение опыта стран ЕС показывает существование в РФ нескольких критических факторов для расширения участия МП в сфере лизинговых отношений.
 В контексте благоприятной макроэкономической среды предполагается бюджетная и ценовая стабильность, неизменные цены на капитал и обмен валюты (валютный курс), конкурентоспособный рынок и доступность долгосрочного и текущего финансирования на местном уровне. В числе специальных условий следует обратить внимание на следующее:
 * четкое определение в рамках лизинговой сделки прав и обязанностей арендующих сторон и арендодателя;
 * автоматическое право вступление в права собственника лизинговой компанией, если МП потерпело крах;
 * право МП эксплуатировать полученное по лизингу оборудование без ограничений.
 * возможность вычитать лизинговые платежи из налога, уплачиваемого МП.
 Совершенствование мер содействия МП через системы информации, консалтинга и обучения должно, как показывает опыт ЕС, ориентироваться на специфические нужды различных категорий МП.С этой целью эксперты ЕС предлагают провести дифференциацию по следующим группам МП:
 * стартовые и медленно растущие МП;
 * быстро растущие МП;
 * МП, ориентированные на субконтрактные отношения с крупными иностранными и отечественными компаниями, прежде всего, ориентированными на экспорт;
 * МП, занятые торговлей.
 Для каждой из этих групп МП в докладе предлагаются особые подходы и целевые установки в области информационного обеспечения, предоставления услуг консалтинга и обучения, что в целом позволяет добиться большей действенности мер поддержки всей среды малого предпринимательства в целом.
 
 Содержание
 
 ВВЕДЕНИЕ 4
 ЧАСТЬ 1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 6
 II. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ЛИЗИНГОВЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ И ВЕДУЩИХ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
 1. Оценка ситуации в области рынка услуг финансового лизинга 6
 1.1 Потребность в лизинге 6
 2. Оценка ситуации в области рынка информационных услуг 10
 2.1 Потребность в информационном обслуживании МП 10
 2.2 Проблемы информационного обеспечения. 11
 3. Оценка ситуации в области рынка консалтинговых услуг 13
 4. Оценка ситуации в области услуг по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства 15
 4.1 Потребность в кадрах 15
 4.2 Проблемы и трудности обучения кадров для малых предприятий 17
 III. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ "УЗКИХ МЕСТ", ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОЙ "ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ" РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 19
 1. Нормативно-правовое обеспечение рынка услуг в области финансового лизинга 19
 1.1 Лизинг: особенности лизинга как формы хозяйственных отношений и тенденции его развития в российских условиях 19
 1.2 Действующая нормативно-правовая база в области лизинговых услуг: формирование, состояние, недостатки 24
 1.3 Новый Федеральный закон "О лизинге" и проблемы учета интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг 29
 1.4 Формирование региональной нормативно-правовой базы по лизинговым отношениям 30
 2. Нормативно-правовое обеспечение в области информационных услуг 37
 2.1 Развитие систем информационного обеспечения российского малого предпринимательства 37
 2.2 Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения российского малого предпринимательства 41
 2.3 Формирование региональной нормативно-правовой базы по информационному обеспечению 43
 3. Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг 47
 3.1 Особенности консалтинговых услуг как элемента внешней среды малого предпринимательства 47
 3.2 Нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг для российского малого предпринимательства 49
 4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства 52
 4.1 Текущее состояние систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства 52
 4.2 Нормативно-правовое регулирование бизнес - обучения для российского малого предпринимательства 52
 5. Перечень использованных нормативных документов 59
 5.1 Базовые нормативно-правовые документы 59
 5.2 Федеральные законы 61
 5.3 Указы Президента Российской Федерации 61
 5.4 Постановления Правительства Российской Федерации 61
 5.5 Прочие нормативные акты федерального уровня 62
 5.6 Нормативные акты регионального уровня 63
 5.7 Прочие документы 64
 6. Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, регулирующего формирование и функционирование благоприятной "внешней среды" развития российского малого предпринимательства 64
 6.1 Общие рекомендации в области нормативно-правового обеспечения 65
 6.2 В области нормативно-правового обеспечения рынка услуг финансового лизинга 66
 6.3 В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг 70
 6.4 В области нормативно-правового обеспечения рынка консалтинговых услуг 71
 6.5 В области нормативно-правового обеспечения деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства 72
 ЧАСТЬ 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕС 75
 III. ЛИЗИНГ КАК МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ИНЖЕНЕРИИ 75
 III.1. Общая часть 75
 III.2. Роль ЕС в финансировании малых предприятий 75
 III.3. Политика ЕС по облегчению доступа МП к частным финансовым ресурсам 77
 III.4. Лизинг для малых предприятий 81
 IV. ИНФОРМАЦИЯ 84
 IV.1. Общая часть 84
 IV.2. Распространение информации посредством информационных центров 86
 IV.2.1. Евро-Инфо-Центры (EIC) 86
 IV.2.2. Бизнес - Поисковые Сети (BC-NET & BRE) 91
 IV.2.3. Содействие прямым контактам через программы партнерства 94
 IV.2.4. Развитие субподряда 96
 V. КОНСАЛТИНГ 97
 V.1. Общие положения 97
 V.2. Политика ЕС 98
 V.2.1. Бизнес- и Инновационные Центры (BIC) 98
 V.2.2. Консалтинговые услуги для содействия доступу МП на новые рынки 100
 VI. ОБУЧЕНИЕ 102
 VI.1. Общая часть 102
 VI.2. Политика ЕС 104
 VII. РЕКОМЕНДАЦИИ 106
 VII.1. Лизинг 106
 VII.2. Информация и консалтинг 107
 VII.3. Обучение 108
 VII.4. Общие рекомендации по видам МП 111
 VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ: ЛИЗИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 114
 IX. ЛИТЕРАТУРА 116
 Заключение 117
 
 Введение
 Современный этап государственной политики развития и поддержки российского малого предпринимательства отмечен понимаем комплексного характера названной задачи, успешно решаемой только на основе тесной взаимоувязки всех составляющих этой политики, т.е. практических мер, охватывающих вопросы финансовой и имущественной поддержки, формирования целевых институциональных и рыночных структур, ликвидации бюрократических препонов и обеспечения безопасности предпринимательства и пр. Органичным элементом названной политики выступают усилия по формированию целостной внешней среды развития российского малого бизнеса, важным элементом которой является нормативно-правовое обеспечение, составляющее юридическую основу или рамки как развития самого малого бизнеса, так и осуществления мер его государственной поддержки. Последнее охватывает как общие вопросы государственной политики в отношении малого предпринимательства в целом, так и более детально - отдельные сферы внешней среды развития малого предпринимательства и осуществления мер его государственной поддержки (финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационное обеспечение и пр.).
 Объектом данного исследования являются следующие составляющие внешней среды малого предпринимательства: сфера финансового лизинга, информационные услуги, консалтинговые услуги, услуги по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства. Цель данного исследования в том, чтобы на основе анализа и обобщения фактически сложившейся ситуации определить направления дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения как одной из ключевых составляющих внешней среды развития российского малого предпринимательства и осуществления мер его государственной поддержки. Сказанное касается как федерального, так и в еще большей мере - регионального уровня нормативно-правового регулирования сферы малого предпринимательства.
 В настоящем исследовании рассматриваются в основном нормативно-правовые материалы2 федерального уровня. В ряде случаев привлечены нормативно-правовые материалы регионального уровня (т.е. уровня субъектов Российской Федерации) с целью выявить наиболее позитивный опыт и показать существенные различия, имеющиеся в области нормативно-правовой базы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.
 Специфика рассматриваемой проблемы в том, что одни элементы внешней среды развития и поддержки малого предпринимательства имеют формально весьма объемное, хотя в действительности достаточно противоречивое нормативно-правовое регулирование (это касается, например, вопросов налогового режима для малых предприятий). Напротив, другие элементы внешней среды охвачены нормативно-правовым регулированием (особенно на региональном уровне) лишь частично, зачастую в минимальном объеме. Последнее в полной мере касается тех сфер, которые затронуты в данном исследовании (лизинговые отношения, информационное обеспечение, консалтинг и образовательные услуги для МП).

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу