<< Пред. стр. 1 (из 8) След. >>
Стив Андреас, Коннира АндреасСердце разума
Практическое использование методов НЛП
Оглавление
Как преодолеть страх перед аудиторией
* Как размышления Джоан порождали страх перед аудиторией
* Создание комфорта
* Другие причины возникновения страха
* Страх перед аудиторией у Бетти
Как стать независимым
* Самосознание: понять себя
* Как поддерживать равновесие в работе с супружескими парами
* Как создать устойчивое ощущение собственной личности
* Как развить чувство собственной личности
* Собственное я: источник, на который вы всегда можете рассчитывать
* Альтернатива заброшенности
* Избавление от взаимозависимости: восстановление связи с собственной личностью
* Как исцелить психологические травмы
* Какими Сэлли видятся положительные переживания, оставившие свой след
* Как создать свой положительный образ
* Использование нового созданного воспоминания с целью внесения коренных изменений
* Сексуальная реакция
* Метод
* Как изменить травмирующее прошлое
* Восстановление слуха
* Как научиться извлекать пользу из критики
* Основные принципы реагирования на критику
o Этап первый: увидьте себя на расстоянии.
o Этап второй: увидьте, как вас критикуют.
o Этап третий: увидьте себя, представляющим значение критики.
o Этап четвертый: решите, что вы думаете.
o Этап пятый: примите решение о реакции.
o Этап шестой: повторите то, чему вы научились, с тем, чтобы в следующий раз вы смогли поступить уже иначе.
o Этап седьмой: соединитесь с вашим двойником, овладевшим этим процессом.
* Использование метода в работе с ветеранами
* Фобии, психологические травмы и жестокое обращение
* Когда следует пользоваться данным методом
* Посттравматические стрессовые расстройства
Сексуальное или физическое оскорбление
* Повторное кодирование прошлых неприятных воспоминаний
* Восстановление связи с прошлыми возможностями
* Перекодирование настоящего
* Как перенести знания в будущее
* Уважение к собственной экологии
* Воздействие
* Действие данного метода
* Следующие шаги в работе с оскорблениями
* Быстрый метод освобождения от страха: основные принципы
* Исцеление от нанесенных оскорблений и психологических травм: основные принципы
o Этап первый. Подготовка.
o Этап второй. Сортировка воспоминаний.
o Этап третий. Перекодирование ваших прошлых неприятных переживаний.
o Этап четвертый. Воссоединение со своими приятными прошлыми переживаниями.
o Этап пятый. Перенос знаний в настоящее.
o Этап шестой. Перекодирование будущего.
Позитивные намерения
* Кто такие солдаты?
* Рефрейминг и псевдо-эндометриоз
* Внутренние части
* Как преодолеть нерешительность
* Когда вы можете воспользоваться шестишаговым рефреймингом
o 1. Поступки в привычки.
o 2. Чувства и эмоции.
o 3. Физические симптомы.
* Как извлечь пользу из шестишагового рефрейминга
o Этап первый. Выберите поступок или ощущение, которые вам свойственны, но которые вам не нравятся.
o Этап второй. Установите связь с этой частью.
o Этап третий. Отделите поступок от позитивного намерения.
o Этап четвертый. Найдите новые поступки или реакции.
o Этап пятый. Достижение обязательств и проверка действенности процесса.
o Этап шестой. Проверка на экологичность.
* Как научиться любить и уважать себя в целом
* Как улучшить отношения в семье
* Как научиться отстаивать свои права
* Как получить повышение
* Результаты
* Чему мы можем научиться на этом примере
* Бывший муж и его жена
* Результаты
Как пережить горе
* Результаты для Эла
* Потери могут быть разные
* Потеря заветной мечты
* Использование метода при работе с людьми, имевшими трудное детство
* Сколько времени длится переживание
* Как люди думают о потерях
* Когда мы имеем дело одновременно и с психологической травмой, и с потерей
* Период, предшествующий горю: восстановление силы
Естественная стратегия рационального питания
* Факторы, играющие роль при потере веса
* Как я открыл для себя стратегию, помогающую стать стройным
* Естественная Стратегия Рационального Питания
* Как вы поступаете в случае переедания
* В чем секрет эффективности нашей стратегии
* Различие между чувством голода и другими ощущениями
* Что такое естественный вес?
* Приспособление к аллергии на определенную пищу
* Как восстановить ощущение собственного организма
* Этапы Стратегии Рационального Питания
* Дополнительное повторение
* Как узнать, когда следует прекращать есть
* Обратите внимание на результаты
Разрешение внутренних конфликтов
* Когда следует пользоваться данным методом
* Твердость и мягкость
* В тени или в центре внимания
* Напряженная работа и упадок сил
Как оправиться от стыда и избавиться от чувства вины
* Как человек переживает чувство стыда
* Как избавиться от чувства стыда
* Поведение в противопоставлении к собственной личности
* Как стыд воздействует на человека
* Процесс избавления от навязчивого стыда
o 1. Определите, о чем вы думаете, когда испытываете чувство стыда.
o 2. Вспомните о случае, когда вы нарушили какое-то правило, но не испытали чувство стыда.
o 3. Обратите внимание на разницу в кодировании случаев, когда вы испытали стыд и когда вы прореагировали как-то иначе.
o 4. Трансформируйте "стыд" в "ресурсное" ощущение.
o 5. Проверка.
o 6. Оцените жизненные принципы и нормы поведения.
o 7. Программирование своего будущего.
o 8. Обобщите приобретенные вами знания.
* Чувство вины
* Как рассортировать жизненные принципы
* Жизненные принципы и нормы
* Проблемы, связанные с одним жизненным принципом
o 1. Норма может быть слишком общей и универсальной.
o 2. Норма может быть устаревшей.
o 3. Норма слишком категорична - "либо все, либо ничего".
o 4. Норма жизни, которой следует человек, совершенно уместна, но человек не умеет правильно вести себя, или у него недостаточно мотивации для ее достижения.
o 5. Норма уместна, но человек не в состоянии предвидеть, что определенное поведение способно нарушить эту норму.
o 6. Хотя это встречается и не очень часто, у некоторых людей вызывает беспокойство сама мысль о возможности нарушения определенной нормы: "Мысль настолько же вредна, что и поступок".
* Две (или более) нормы
* Мета-нормы
Позитивная мотивация
* Обучение новой стратегии
* Новая мотивационная стратегия Брайана
* Дженнифер
* Четыре наиболее часто встречающихся стиля мотивации
o 1. Негативный мотиватор.
o 2. "Диктаторский" стиль мотивации
o 3. Стиль мотивации, предполагающий представление о выполнении дела.
o 4. Всеохватывающий стиль мотивации.
* Как овладеть новым стилем мотивации
* Как сделать так, чтобы новый стиль мотивации заработал
Как пережить катастрофу или несчастный случай
* Создание панического состояния
* Новый образ собственного я
* Изменение ее автоматической реакции
* Результаты
* Метод
* Когда следует пользоваться свистящей моделью
* Супружеские пары и семьи
* Близость, безопасность и насилие
* Ключ к проблеме: трехмерность
* Создание нового, гибкого "я"
* Как связать новый образ со старой проблемой
* Что произошло с Маком в дальнейшем
* Как склонить человека к насилию и как от этой склонности избавиться
Временные линии человека
* Обнаружение временных линий
* Как обнаружить вашу манеру кодирования времени
* Использование открытия: построение временной линии будущего
* Помещение прошлого в прошлое и развитие будущего
* Результаты приобретения новой временной линии для Кейти
* Перестановки во временной линии
* Принесет ли мне пользу изменение моей временной линии?
* Изменения в будущем
* Как изменить свое будущее
* Изменение прошлого
* Изменение прошлого
* Трудно ли вам вспоминать о прошлом?
* Построение более масштабного настоящего
* Смешивание прошлого и будущего
* Неспособность к усвоению знаний
* Ключ к собственной уникальности
* В чем состоит ценность нетрадиционных временных линий
Как подключить естественную способность организма к самоисцелению
* Новая стратегия
* Проверка способности организма. к самоисцелению
* Метод выздоровления
* Эрик и артрит
* Эйприл и хроническая боль в спине
* Питер и рак кожи
* Тед и СПИД
* Помоги себе сам
* Использование медицинских средств
* Схема самоисцеления
o Этап 1. Определите, что вы хотите автоматически излечить.
o Этап 2. Решите для себя, как вы поймете, что процесс исцеления идет или уже произошел.
o Этап 3. Подберите только вам присущее ощущение автоматического исцеления.
o Этап 4. Вспомните о случае, когда все прошло само собой, и представьте, что это происходит в НАСТОЯЩИЙ момент.
o Этап 5. Установите разницу в кодировании опыта автоматического самоисцеления (этап 4) и вашей болезни или травмы (этап 1).
o Этап 6. А сейчас превратите свое ощущение "неизлечимости" в ощущение самоисцеления.
o Этап 7. Проверьте, что ваша травма или болезнь действительно закодирована на самоисцеление.
o Этап 8. Локализуйте свою временную линию прошлого.
o Этап 9. Создайте внутреннюю экологию: проверьте, не сопротивляетесь ли вы внутренне выздоровлению.
o Этап 10. Войдите в контакт со своей внутренней мудростью, с тем, чтобы поддержать процесс выздоровления.
* Болезнь способна отражать ваши желания и потребности
* "Желание умереть"
* Болезнь с целью сохранения хороших отношений
* Возражения, проявляющиеся лишь позднее
* Дополнительные указатели
* Как пользоваться той информацией, которую вы получаете от своего врача
* Подтверждения
* Самоисцеление и хирургическая операция
* Что укажет вам путь к исцелению
* В настоящее время исследования доказали, что мозг влияет на тело
* Исследования подтверждают мысль о существовании внутреннего разума
Как понять, чего ты хочешь
* Этап 1. Выберите цель
* Этап 2. Критерии достижения цели
* Этап 3. Установите, где, когда и с кем вы хотите достичь своей цели
* Этап 4. Проверьте наличие препятствий
* Этап 5. Определите существующие возможности
* Этап 6. Дополнительные возможности
* Этап 7. Составьте план
* Чего вы действительно хотите?
Индивидуальные занятия и мастерские
* Работа клиента
* Семинары
Послесловие
Как преодолеть страх перед аудиторией
* Как размышления Джоан порождали страх перед аудиторией
* Создание комфорта
* Другие причины возникновения страха
* Страх перед аудиторией у Бетти
Джоан занималась организацией кампаний для местных конгрессменов. По роду своей деятельности ей часто приходилось устраивать публичные презентации в присутствии различного количества людей. И несмотря на то, что это ей всегда удавалось, она испытывала при этом значительный дискомфорт. Стоило ей только встать для произнесения речи, как все в ней напрягалось, горло сжималось, а голос становился высоким и пронзительным. По ее словам, у нее не было контакта с людьми, к которым она обращалась с речью. Однако она получала удовольствие от обращения с небольшими группами людей после презентации. В это время она чувствовала, что была связана с ними, как с личностями, и не ощущала сложности в общении. Джоан нравилась именно эта сторона ее работы.
Как размышления Джоан порождали страх перед аудиторией
Когда я поинтересовался у Джоан, имеет ли она представление о том, каким образом она создает у себя состояние напряженности и дискомфорта, Джоан ответила, что нет. Поскольку необходимая мне информация была "подсознательной", я попросил Джоан мысленно вернуться в проблемную ситуацию с тем, чтобы узнать, что она сможет при этом обнаружить.
- Представьте одну из тех ситуаций, когда это с вами происходит, и войдите в нее до момента, пока вы полностью не погрузитесь в ту атмосферу... (Три точки (...) будут использоваться в книге для обозначения паузы.)
Когда она кивнула, я продолжал:
- Теперь представьте, что Вы встаете и направляетесь к тому месту, где вам предстоит выступать. По мере того как Вы это делаете, отметьте, что из того, что Вы ощущаете, вызывает напряжение...
Джоан выполнила то, что я ее просил, и я увидел, как поднимаются ее плечи, как напрягается грудная клетка. А когда она заговорила, ее голос действительно стал более высоким и пронзительным. Таким образом я понял, что в тот момент она вновь переживает проблемную ситуацию. Когда Джоан делилась со мной своими ощущениями, она детально описала чувство напряженности и дискомфорта, но она по-прежнему не имела представления о том, что их порождало. Я должен был еще немного помочь ей.
- Закройте глаза и вновь представьте, что вы стоите перед аудиторией. Обратите внимание: может быть, вы что-то себе мысленно говорите, может быть, у вас возникают какие-либо внутренние образы... Постарайтесь присмотреться к аудитории, замечаете ли вы что-нибудь необычное в глазах людей?
Поскольку до этого я уже имел дело с людьми, боящимися аудитории, я знал, что подобный страх возникает из-за того, что человек представляет, как на него смотрят, как о нем судят, какими кажутся глаза и лица людей.
Через некоторое время Джоан слегка вздрогнула и. сказала: "О! Какие же у них картонные глаза! И все эти пустые глаза, глаза, лишенные всякого выражения, пристально смотрят на меня!"
Если вы представите себя на месте Джоан и увидите перед собой зал, полный пустых глаз, вам легко будет понять, почему она испытывала такое напряжение и не ощущала контакта с аудиторией! Теперь, когда я знал, каким образом Джоан создает проблему, следующим моим шагом было превратить данную проблему в что-либо более полезное.
Наверх
Создание комфорта
- Находясь перед аудиторией, постарайтесь увидеть за пустыми глазами истинные глаза людей. Начните с одного человека и, когда вы увидите его настоящие глаза, перейдите к следующему. Продолжайте входить в контакт с глазами людей, находящихся в зале, делайте это с необходимой для вас скоростью, а затем скажите мне, как это влияет на ваши ощущения...
В результате выполнения моих указаний, грудная клетка и плечи Джоан расслабились, а на губах появилась легкая улыбка. Через полминуты голос ее стал таким же низким, каким он был при нормальном общении.
- Сейчас мне гораздо легче. Я могу видеть людей, и я чувствую себя более расслабленной. Но я по-прежнему не ощущаю контакта с ними.
Когда я спросил у Джоан, в чем причина этого сохраняющегося чувства разобщенности, она задумчиво ответила:
- Мне кажется, это вызвано тем, что я нахожусь над ними. Даже тогда, когда я стою не на сцене, у меня такое чувство, что я стою где-то высоко, а они сидят внизу, то есть я по-прежнему выше, чем они. Я не люблю смотреть на людей свысока. Так мы не можем встретиться с глазу на глаз.
Поскольку в будущем ей предстояло находиться действительно над людьми, к которым она обращалась, моей задачей было дать ей почувствовать, что, несмотря на физическую разницу в высоте, она общается с людьми с глазу на глаз. И первым шагом к этой цели было убедить ее, что это возможно.
- Джоан, испытывали ли вы когда-нибудь чувство, что выступающий даже с высокой трибуны обращается непосредственно к вам?
Джоан подумала и ответила: "Да, такое случалось".
- Хорошо. Таким образом, вы знаете, что это возможно. Теперь я хочу, чтобы вы закрыли глаза и вновь вернулись на ту презентацию. Обратите внимание, каким образом выступающему удается установить такой личностный контакт, будучи чисто физически на другом уровне.
Через некоторое время Джоан открыла глаза, улыбнулась и сказала:
- Он смотрел на аудиторию и улыбался, и некоторые люди улыбались в ответ... А я, когда бы ни выступала, я всегда испугана, и мое лицо настолько напряжено, что я не в состоянии улыбаться.
- Хорошо. Теперь, когда вы чувствуете себя более уютно, находясь перед аудиторией, вам не составит труда улыбнуться, не так ли? Давайте попробуем! Закройте глаза и представьте, что вы встаете, чтобы начать презентацию. Прежде чем начать, постарайтесь улыбнуться людям и обратите внимание на то, кто улыбнется в ответ. Некоторые люди улыбнутся, а некоторые - нет, но в любом случае это послужит началом ваших личностных взаимоотношений с группой.
Через некоторое время Джоан широко улыбнулась и сказала: "Это действительно помогает. Некоторые из них улыбнулись мне, и у меня такое чувство, что я связана с ними. Как же это оказалось просто!"
Важно было не заставить Джоан улыбнуться, а найти что-то, что дало бы ей почувствовать ту связь с аудиторией, к которой она стремилась.
Занятие с Джоан заняло около пятнадцати минут. Спустя несколько недель Джоан сообщила мне, что во время последних презентацией она чувствовала себя раскрепощенной, она испытывала чувство комфорта и ощущала контакт с аудиторией.
Наверх
Другие причины возникновения страха
Далеко не у всех людей страх перед аудиторией будет возникать по тем же причинам, что и у Джоан. Но дискомфорт будет всегда, результатом какого-то внутреннего процесса. Некоторым людям кажется, что они вообще потеряли дар речи, других волнует, что вскоре вся аудитория начнет смеяться и встанет, чтобы покинуть зал. Кто-нибудь вспомнит свой прошлый опыт, оказавшийся неудачным из-за плохой подготовки, и то унижение, которое он при этом испытал.
Как только вы поймете, как данный человек создает себе проблему, вам сразу станет понятна его реакция. Наши реакции не являются чем-то случайным; это всего лишь следствие работы нашего мозга. Стоит вам понять, что с вами происходит, вы можете приступать к эксперименту - сделать из этого что-то более полезное.
В случае с Джоан мы непосредственно изменили элементы ее внутренних переживаний. Вы сможете достичь того же результата, если обратите внимание на то, что человек, используя чисто вербальное вмешательство, может изменить стиль мышления, что и будет продемонстрировано в следующем примере.
Наверх
Страх перед аудиторией у Бетти
Бетти также хотела преодолеть страх перед аудиторией. "Я хочу чувствовать себя спокойно во время ведения семинара или во время лекции". Такова была ее просьба.
- Но что мешает вам быть спокойной во время лекции? - спросил я.
- Дело в том, что они знают больше меня.
- Они знают больше вас? - переспросил я. - Как много вы должны знать, чтобы думать так, - улыбнулся я.
В данном случае я попытался использовать ее собственную цепь размышлений. Я попробовал заставить ее признать тот факт, что ее жалоба - это, в действительности, результат ее собственных знаний, а не знаний других. Но на Бетти это не подействовало.
- Я не знаю, - ответила она.
- Значит, вам кажется, что они знают больше вас, - сказал я. Итак Бетти оказалась перед интересной дилеммой. Либо она должна признать, что знает достаточно, чтобы судить о знаниях других, либо согласиться с тем, что она недостаточно осведомлена о знаниях других людей. При этом в обоих случаях ее утверждение о том, что другие знают больше, чем она, становится нереальным.
- Да, именно так. Все это было сказано еще до меня, - добавила Бетти.
- О! Значит вы из тех людей, которые считают, что если бы они были писателями, то не написали бы ни одной книги, так как все слова в языке были уже использованы? - Этот метафорический вопрос, преувеличив утверждение Бетти, показал всю его абсурдность,
- Да. - Бетти улыбнулась, вопрос показался ей достаточно забавным, и она не приняла его всерьез.
- Если это так, то что движет вами, когда вы все-таки хотите представить предмет на рассмотрение? Ведь если это уже давно было сказано и все знают больше вас, зачем тогда вообще утруждать себя?
Здесь я использую очевидное противоречие между ее стремлением прочесть лекцию и ее утверждением, что все это уже было сделано до нее и повторяться не имеет смысла.
- Это интересный вопрос, - сказала задумчиво Бетти. - Теперь мне кажется, что я могла бы представить материал по-своему. И несмотря на то, что все это уже было сказано раньше, люди смогли бы увидеть это в другом свете.
- Итак, вы уже осознали, что иногда собственный взгляд на вещи может вызвать положительную реакцию слушателей. Теперь вы это знаете. Но, может быть, существует еще что-то, что вызывает у вас желание представлять материал слушателям?
- Если я сумею полюбить то, о чем я говорю, то остальное уже не будет иметь значения. Имея внутреннее убеждение и любовь к предмету...
- Простите, а что остальное?
- То, что они знают больше, чем я. Ведь теперь это доставляло бы мне удовольствие, и я чувствовала бы себя спокойно.
На минуту Бетти представила, как бы все выглядело, преодолей она страх перед аудиторией. Но она еще не осознала этого. Она говорила мне о том, как бы все это могло быть, а не о том, как это есть в действительности. Я понял, что должен продолжать.
- Это приятно слышать. А теперь попробуйте представить любую аудиторию. О чем слушатели знают меньше, чем вы?
Обычно рассуждения Бетти сводились к тому, что другие знают нечто, ей неведомое. На этот раз ей предстоит подумать, что возможно и обратное - она знает больше, чем все слушатели.
Бетти задумалась на мгновение.
- Они во всем разбираются лучше меня.
Она засмеялась, сама, очевидно, не веря полностью тому, что только что сказала.
- ВО ВСЕМ? - передразнил я ее.
- Послушайте, если вам удается представить, что знания других людей настолько обширны, вы можете с таким же успехом представить сферы, в которых вы все-таки более осведомлены, нежели они.
- Хорошо, - Бетти сразу стала серьезной, - я постараюсь ответить на ваш вопрос... Я обнаружила, что многие люди знают гораздо меньше о собственном существовании с точки зрения их ценности, их самоуважения и представления об их собственном "я", - в голосе Бетти звучало сомнение, она не была полностью убеждена в том, что говорила.
- Итак, это как раз та область, где вы осведомлены больше, чем другие. Но мне показалось, что вы не совсем уверены в том, что только что сказали... Я не знаю, осознали ли вы уже, что у каждого человека есть такая область, в которой он осведомлен меньше, чем вы, как, впрочем, и наоборот...
Я медленно двигался по пути ослабления ее убеждения в том, что либо все, либо ничего. Мне пришло в голову попробовать другой подход.
- Теперь разрешите мне задать несколько иной вопрос. Неужели вы думаете, что люди, приходящие к вам в группу, будут настолько глупы, чтобы выбрать ваше занятие, заведомо зная, что они при этом ничему не научатся?
Вместо того, чтобы продолжать попытки избавить Бетти от ее представления о знаниях других людей, я использовал его в борьбе со страхом перед аудиторией.
Бетти засмеялась, и я увидел сильную физиологическую реакцию. Лицо ее порозовело, мышцы стали чуть менее напряженными. Физические изменения подобного рода являются хорошим свидетельством того, что человек не просто осознал умом, но в нем произошло глубокое изменение отношения к проблеме.
- Хороший вопрос! Спасибо! Большое спасибо! Все стало на свои места. - Бетти была удовлетворена.
Это короткое общение с Бетти, занявшее у меня десять минут, научило ее по-новому смотреть на то, что она делает. Необходимо отметить, что в ходе нашего общения я не убеждал ее в том, что она не права, и не советовал ей думать иначе. Я сумел войти во внутренний мир Бетти, чтобы указать ей путь, по которому ее собственная логика и ее собственные убеждения привели ее к решению проблемы.
Твердое убеждение Бетти в том, что другие чрезвычайно умны, послужило для меня основой изменения ее представления о презентации материала. Поскольку другие люди столь умны, они должны быть в состоянии решить, могут ли они научиться чему-нибудь у Бетти. Следовательно, Бетти может быть более уверенной во время выступления. Для Бетти существует лишь один выход: изменить свое представление о людях, об их умственных способностях, и это, в свою очередь, поможет ей чувствовать себя спокойно во время занятий!
Случай с Бетти - это пример использования альтернативной точки зрения таким образом, что человек получает возможность взглянуть на свою жизнь иначе, это позволяет ему автоматически почувствовать себя полным сил и энергии. После недолгой работы с Бетти она изменила отношение к занятиям, приобрела уверенность в себе и стремление работать. Неудобство и противоречивые чувства исчезли. Ее позитивные ощущения - это не результат каких-либо усилий, они возникли так же непроизвольно, как и предшествовавшее им чувство неуверенности.
Я также хотел бы отметить, что перспектива, которую я открыл перед Бетти, не является "ложной уверенностью", которая закрыла бы ей глаза на ее неадекватность. Если бы я научил Бетти чувствовать себя уверенной независимо от того, какие люди находятся в группе, ей нужно было бы научиться игнорировать подготовку аудитории и ее реакцию.
Напротив, перспектива, которую я ей предложил, всегда присутствует во время моих занятий. Я допускаю, что каждый в зале знает о чем-то больше, чем я. Некоторые люди через некоторое время возможно узнают больше о преподаваемом предмете, чем я о нем знаю сейчас. Это неизбежно, но это также является возможностью узнать от них что-то, чему я потом научу других. Одновременно я также достаточно доверяю человеческому разуму, способному выбирать хочет ли человек учиться у меня или нет. Я могу доверять мнению людей, решивших, что они хотят научиться у меня чему-нибудь и поэтому ходят на мои семинары.
<< Пред. стр. 1 (из 8) След. >>