<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Создание панического состояния
 Я попросил Кейт вернуться назад и вспомнить о несчастном случае, но до того, как ее охватила паника. Это мне нужно было для того, чтобы понять, что заставило ее прореагировать так сильно. Оказалось, что, когда Кейт увидела мужчину, лежащего на земле, все ее внимание сфокусировалось на его окровавленном лице, как бы приблизив его. И чем больше она его "приближала", тем больше ей казалось, что она теряет над собой контроль, как бы застывая на месте. Когда Кейт проигрывала все это в своем воображении, тело ее постепенно напрягалось и в конце концов стало неподвижным. Очевидно, панику у Кейт создавало именно это "приближение" лица. Когда я попросил ее отодвинуть лицо, удалить его от себя, она почувствовала себя лучше. Тело ее вновь расслабилось и пришло в движение.
 Наверх
 Новый образ собственного я
 Знание того, как Кейт сумела создать чувство беспомощности и потеряла контроль над собой, дали мне необходимую информацию для изменения данной ситуации. Моим первым шагом было помочь Кейт создать то, чему суждено было стать новым представлением о собственной личности, а именно Кейт, способную реагировать в подобной ситуации.
 - Представьте такую Кейт, которая легко справляется с подобной ситуацией. Возможно, что она вовсе не в восторге от подобных случаев, но, если они все-таки происходят, это для нее не представляет проблемы. У нее есть средства эффективно с ними справиться. Вам совсем необязательно знать, что это за средства, вы просто можете сказать, глядя на эту Кейт, что она обладает множеством способностей и альтернатив. Вы можете догадаться об этом по выражению ее лица, по тому, как она двигается, дышит, жестикулирует, по ее голосу и т.д.
 Кейт попыталась развить этот образ. Наблюдая за ней, я мог сказать, что она была очарована той Кейт, которую она представляла.
 - Удалось ли вам увидеть Кейт, способную справиться с подобной ситуацией?
 - Да, я ее вижу, но она не кажется мне реалистичной. Она - это не я.
 - А почему она не кажется вам реалистичной? Иногда у людей складывается подобное впечатление потому, что они видят себя в черно-белом изображении. Для того, чтобы образ стал для них реальным и убедительным, он должен быть цветным. У некоторых людей возникает некий прозрачный образ. Чтобы стать реальным, он должен быть непрозрачным и иметь четкие формы.
 Я ожидал получить от Кейт подобный ответ, но оказалось, что ее волнует совсем другое.
 - Эта Кейт способна справиться с подобной ситуацией, а я - нет. Я не знаю, как оказать первую медицинскую помощь, и вообще я в этом ничего не смыслю. Возможно, мне следует пройти какие-нибудь медицинские курсы, и тогда мне будет легче.
 На мой взгляд Кейт совсем не следовало паниковать и терять всякий контроль над собой только потому, что у нее нет медицинской подготовки. Я знаю многих людей, не имеющих дел с медициной, но способных без паники делать все, что в их силах во время несчастных случаев. Похоже, что Кейт рассматривала данную ситуацию как или-или: или она должна иметь медицинскую подготовку, и тогда она сможет держать себя в руках, или ей придется каждый раз впадать в панику. Итак, возражение Кейт подсказало мне мои следующие действия.
 - Вместо того, чтобы представлять Кейт, владеющую медицинскими навыками, представьте другую Кейт, разбирающуюся в медицине не более, чем вы в данный момент, но способную справиться с ситуацией, делая все, что в ее силах. Возможно, что эта Кейт может вмешаться в происходящее и решить на месте, чем она может быть полезна. Паника кажется ей совершенно неуместной, так как она знает, как быстро и спокойно оценить свои способности, и не пытается делать то, в чем она некомпетентна. Эта Кейт не разбирается в медицине, но она умеет воспользоваться имеющимися у нее навыками и знаниями. Как и все мы она иногда ошибается, но эти ошибки служат для нее уроком, и в следующий раз она обязательно их учитывает.
 Кейт слушала меня, и ее лицо постепенно расслаблялось. Кейт из будущего нравилась ей все больше и больше. Как раз эту невербальную реакцию я и ожидал увидеть.
 Наверх
 Изменение ее автоматической реакции
 Итак, в тот момент я знал, что именно вызвало у Кейт панический страх. Это было воспоминание о лице мужчины, которое как бы приближалось к ней. Я так же помог Кейт создать образ собственной активной личности. Однако мало быть способным представить себя находчивым. Этот образ должен вспыхивать в ее сознании в нужное время, а именно, когда она думает о несчастном случае или когда она сталкивается с ним в действительности.
 Следующим шагом было соединить эти два образа в ее сознании для того, чтобы каждый раз, когда Кейт будет видеть перед собой лицо этого мужчины, она автоматически будет превращаться в образ Кейт, способный справиться с подобной ситуацией. Именно это поможет ей почувствовать себя находчивой, когда это потребуется.
 НЛП предлагает множество способов соединения образов в нашем сознании. Но каждый из нас уникален, и лишь какой-то один способ может оказаться нам самым подходящим. Поскольку я уже знал, что на Кейт особое впечатление оказывает так называемое приближение образа, я решил воспользоваться именно этим для слияния двух образов.
 Сначала я решил убедиться в том, что мое предположение о большей привлекательности для Кейт созданного ею нового образа действительно верно. Для этого я попросил ее приблизить этот новый для нее образ как можно ближе, как бы сфокусироваться на нем. Кейт выполнила мою просьбу и улыбнулась: образ ей нравился. После этого я попросил ее освободить ее визуальный экран, приготовить его тем самым к слиянию двух образов.
 - Представьте сейчас человека, потерявшего сознание, приблизьте этот образ, увеличив его в размерах. Как только вы это сделаете, представьте вдалеке на горизонте маленькую фигурку находчивой Кейт... А сейчас очень быстро приблизьте к себе эту фигурку, одновременно увеличивая ее в размерах. В то же время фигурка человека, лежащего без сознания будет быстро уменьшаться в размерах и удаляться до тех пор, пока она совсем не скроется из вида.
 На этом этапе мы столкнулись с еще одним небольшим препятствием. Попытавшись сделать то, о чем я просил, Кейт слегка нахмурилась и сказала:
 - Я не уверена в том, что я действительно вижу эти образы. - Очевидно она была озабочена тем, что делает что-то неправильно.
 - Я хочу, чтобы вы только сделали вид, что видите их. Многие люди не способны создать в своем сознании реальные образы, но они поступают так, как если бы они в действительности существовали. Я не всегда осознаю все свои внутренние образы, но если я сделаю вид, что я их действительно вижу, я получу те же самые результаты, что и человек, способный увидеть возникающие в его мозгу образы.
 Мои слова успокоили Кейт, она закрыла глаза и быстро заменила возникшие образы, приблизив один из них и удалив другой. На этот раз ее невербальная реакция подтверждала, что она действительно делает это. В самом начале тело ее было неподвижно, оно как бы застыло. Спустя минуту или две она расслабилась и улыбнулась точно так же, как и в тот момент, когда она впервые представила себе находчивую Кейт.
 - А сейчас сотрите все с вашего внутреннего экрана и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз начинайте с лица мужчины, расположенного непосредственно перед вами и фигуры активной Кейт, находящейся где-то вдалеке. Вы можете заменять эти образы с каждым разом все быстрее...
 Наверх
 Результаты
 Когда Кейт выполнила то, о чем я ее просил, я решил проверить, стала ли ее реакция автоматической. Сначала я попросил Кейт представить лицо того мужчины, так как хотел понаблюдать ее реакцию. На этот раз ее не охватило чувство паники, она была способной и находчивой. Она также сказала, что чувствует себя такой же, если представляет другие моменты происшедшей аварии или видит себя за рулем.
 Несмотря на это, Кейт не верила, что в действительности все будет именно так. Мне так же трудно было поверить в эти быстрые изменения, если бы до этого я не применял успешно данный метод в работе с другими людьми. Я решил, что лучшей проверкой результатов будет сесть за руль и отправиться домой через то место, где случилась авария. Кейт согласилась со мной. Вся работа с Кейт заняла у меня один час.
 На следующий день Кейт пришла на работу в хорошем настроении. Она рассказала мне, что была совершенно спокойна, ведя машину и проезжая место аварии. В тот вечер ее не мучили никакие мысли о несчастных случаях или о вождении машины. Спустя месяц после нашего занятия Кейт стала свидетелем другого несчастного случая. Велосипедист, попав в аварию, порезал лицо ободом от солнцезащитных, очков и все лицо было у него в крови. Кейт тут же отреагировала на случившееся спокойно и гибко, оказав ему помощь. Спустя еще два месяца Кейт присутствовала еще при одной аварии, в которую попали машина и велосипед. И вновь Кейт спокойно помогла пожилому велосипедисту и водителю машины, успокоив их и взяв в свои руки ситуацию. С момента нашего занятия прошло уже три года, и Кейт по-прежнему остается спокойной и гибкой во всем, что касается вождения машины и несчастных случаев.
 Наверх
 Метод
 Метод, которым я воспользовался в работе с Кейт называется "свистящей" моделью, так как в момент, когда человек взаимозаменяет два образа, бывает полезно издать звук, напоминающий свист. Данная модель была разработана Ричардом Бендлером. Многие годы люди говорили о важности иметь хороший собственный образ. Он способствует хорошему умственному здоровью и повышает способность человека справляться с трудностями и изменяться. Но никто до Ричарда Бендлера не смог предложить конкретные пути изменения собственного образа, сделав его более гибким и использовать всю его мощь, с тем, чтобы изменить человека.
 Наверх
 Когда следует пользоваться свистящей моделью
 Мы применяли данный метод в работе с людьми, страдающими от нежелательного поведения или нежелательных реакций. Особенно полезным этот метод оказался в борьбе с дурными привычками: перееданием, курением, обгрызанием ногтей.
 Наверх
 Супружеские пары и семьи
 Хотя "свистящий" метод и является индивидуальным методом, мы часто прибегали к нему с тем, чтобы помочь супружеским парам построить такую семейную жизнь, к которой они стремятся. Все мы время от времени замечали, что реагируем друг на друга или на члена семьи не так, как это следовало бы делать. Даже если члены нашей семьи ведут себя неучтиво и неласково и даже если все неприятности идут от них самих, мы сможем реагировать на них более правильно, если станем сами более гибкими.
 Например, одна женщина приходила в гнев, когда ее дочь разговаривала с ней "противным" голосом. Вполне возможно, что девочка действительно была несносной, однако мать решила, что должна научиться чувствовать себя лучше и добиваться желаемого независимо от того, как ведет себя ее дочь. Воспользовавшись данным методом, мы смогли улучшить ее взаимоотношения с дочерью, не затрагивая при этом поведение девочки. Следует отметить, что в этом случае мы имели дело не с образами, а со звуками. Если наши чувства являются результатом того, что мы слышим или говорим себе, то в данном случае гораздо более эффективно использовать звуки, а не образы.
 Иногда несколько членов семьи обращаются к нам с желанием приобрести больший выбор в своих реакциях. Одна супружеская пара в основном не имела никаких проблем, но хотела улучшить взаимоотношения в области различных долговременных трудностей. Жена жаловалась на то, что ее муж часто "удалял себя" от нее, за что она его всегда критиковала. Мы обнаружили, что в тот момент, когда жена рассматривала подобную ситуацию, она буквально отдаляла мужа, хотя в действительности он находился в том же месте в "реальном мире". Муж воспринимал критические замечания своей жены, как "уколы". Он представлял ее критику в виде "лазерного луча", пронизывающего его грудь, и он терял всякую способность ответить жене хоть что-нибудь. Установив эти внутренние образы и слив их в один гибкий собственный образ, они приобрели способность реагировать друг на друга в подобных ситуациях с большей любовью.
 Раскрытие внутренних образов, создающих проблемы, по-прежнему завораживают нас. Несмотря на их кажущуюся странность и неясность, они проявляют себя в наших чувствах и поступках. Мы сами замечали в себе подобные образы (или звуки) в тот момент, когда мы действовали с меньшей гибкостью. Умение обнаружить эти образы и умение соединить их в один образ более гибкого себя, может значительно изменять нашу жизнь.
 Проблемы всегда будут с нами. Проблема сама по себе не представляет проблемы, проблема в том, как человек с ней справляется. Именно это и действует на людей разрушающе. Если мы научимся справляться с проблемами как-то иначе, то и сами проблемы станут иными.
 Наверх
 Близость, безопасность и насилие
 К моменту нашей встречи Маку было 30 лет, он уже десять лет как не пил, хотя до этого четыре года страдал алкоголизмом. Он носил черную кожаную куртку, ездил на мотоцикле Харли-Дэвидсон, был абсолютно невозмутим и имел над собой полный контроль. Его любимым выражением было: "Сдери с себя свое лицо". Мак жаловался на то, что он часто чувствовал себя плохо и хотел как-то избавиться от этого. Когда я поинтересовался, что являлось причиной его дурных чувств, он ответил:
 - Я как бы вижу лицо определенного человека, а затем мне вдруг становится не по себе.
 Я начал задавать ему вопросы, пытаясь понять, какие конкретные образы и звуки, возникающие в сознании Мака, влекут за собой эти чувства:
 - Так как же возникает у вас это неприятное чувство?
 - Все дело в том, что произошло в последний раз между мной и этим человеком.
 Мак рукой сделал жест вверх и влево, что означало, что отложившийся в памяти образ находится за рамками его сознания, а значит он не имеет над ним никакой власти. Он просто замечает, что внезапно ему становится плохо. Я продолжал задавать ему вопросы, стараясь, чтобы мучающий его образ стал более осознанным.
 - А оттуда вы знаете, что причина именно в этом?
 - Я пережил это. Я смотрю на лицо этого человека и ухожу прочь. О, черт! (Мак произносит это со смешанным чувством омерзения и гнева.)
 - Предположим, что этот человек только что вошел к нам в комнату и вы увидели его лицо. Что приводит вас к восклицанию: "О, черт!"?
 Мак вновь делает жест в направлении вверх и влево.
 - Я просто вспоминаю последний случай, который произошел с нами. Мне не понравилось, как он поступил. Впрочем, я также остался недоволен и собственным поведением.
 - Значит, именно это воспоминание является причиной ваших дурных чувств. Вы можете вспомнить, как вы представляете это?
 - Да, я вижу все случившееся.
 Итак, теперь у нас есть достаточно материала, и мы можем приступить к работе. Изменив его реакцию на это воспоминание, мы сможем изменить и его чувства.
 - Давайте, Мак, немного поэкспериментируем с этой картиной. Сначала удалите ее от себя. - (Мак расслабляется.) - Влияет ли это на вашу реакцию на случившееся?
 - Да, она стала менее интенсивной.
 - А теперь вновь приблизьте эту картину к себе. Мак пытается отпрянуть от наступившего образа, он
 вновь напряжен.
 - Теперь все стало гораздо хуже.
 - Сейчас попробуйте увеличить картину в размерах. - (Вновь Мак пытается удалиться от надвигающегося на него образа.) - Не правда ли, это лишь ухудшает дело?
 - Да, безусловно.
 Наверх
 Ключ к проблеме: трехмерность
 - В скольких измерениях находится данная картина: в двух или в трех?
 - Скорее всего в одном. Она плоская и напоминает слайд.
 - Давайте попытаемся сделать ее трехмерной.
 До настоящего времени все тело Мака как бы подтверждало его реакцию: "О, черт!" Теперь же реакция выглядит несколько иной. Его тело становится более пластичным, плечи опускаются, дыхание становится более мягким. "Что изменилось при этом?" Голос Мака становится очень мягким.
 - Она стала реальной. Она стала больше напоминать человека, а не просто образ.
 - Каким образом это влияет на вашу реакцию? Вы также выглядите намного мягче.
 - Картина стала намного мягче. Теперь мне хочется не рычать, а вздохнуть с облегчением. У меня больше нет такого чувства насилия.
 - Теперь представьте, что этот человек вошел в комнату, вы видите его, и вы вспоминаете, что произошло с вами ранее, но видите при этом все в трех измерениях. Проиграйте небольшой фильм. Как это будет выглядеть?
 Мак выглядит задумчивым и созерцательным. Вновь все его тело расслабляется.
 - Все совсем иначе. Все действительно совсем иначе, - говорит Мак мягким голосом. - Это не значит, что мне хочется подбежать к нему и сказать: "О! Все в порядке!" Но в то же время я не подойду к нему и не скажу ему: "Пошел вон, скотина!" Все гораздо мягче. Это уже не просто черно-белая реакция.
 - Совершенно верно. Сделав картину трехмерной, БЫ также стали трехмерным. Вы стали мягче и глубже. Теперь попробуйте то же самое в другой ситуации, где подобная трехмерность могла бы оказаться на ваш взгляд
 полезной.
 - Гм, - Мак задумывается секунд на пятнадцать, а
 затем улыбается и говорит мягким голосом, - я вспомнил, как раньше мы говорили с Эйми о том, что ей было нужно. Когда картина перестает быть плоской, гораздо легче увидеть другие вещи. В результате передо мной открывается множество новых возможностей.
 - Таким образом, вы согласны с тем, что подобное изменение будет для вас полезно?
 - Я не очень уверен в этом. Если я все время буду так поступать, я не смогу больше держать дистанцию между собой и окружающими меня людьми, - сказал Мак, сделав останавливающий жест левой рукой.
 - Если вы не умеете ладить с людьми, вам приходится держать их на расстоянии, так как с ними бывает очень нелегко. Но если мы создадим такие умения, вы сможете общаться с людьми, ладить с ними. Совсем не обязательно, чтобы вопрос стоял или-или. Вы по-прежнему сможете держать определенных людей на расстоянии, если считаете это необходимым. Мы никогда не избавляемся от возможностей, мы лишь добавляем к ним новые. К тому же мы не будем приступать ни к каким изменениям до тех пор, пока вы не решите, что вы действительно в них нуждаетесь.
 - Все это выглядит совсем неплохо. Я думаю, что мне это подходит.
 Наверх
 Создание нового, гибкого "я"
 Закройте глаза и не торопясь создайте такой образ собственной личности, каким бы вы хотели быть в отношениях с тем человеком из вашего прошлого. Я могу предложить вам некоторые возможности, и вы выберете то, что вам подходит. Возможно, вы захотите представить Мака, способного реагировать на окружающих как на людей трехмерных. А может быть, вы увидите Мака, способного одновременно реагировать на позитивное и негативное. Этот Мак не просто подразделяет людей на плохих и хороших. Он видит их положительные и отрицательные стороны.
 Мак кивает головой и делает несколько раз движение левой рукой слева направо.
 - Оттенки цветов.
 - Именно. В таком случае Маку будет гораздо легче иметь уравновешенную реакцию и в том случае, когда он знакомится с понравившимся ему человеком, и в том случае, когда человек оказывается излишне назойливым и его приходится держать на расстоянии... Это также поможет Маку лучше понимать людей, и ему будет легче с ними общаться... Возможно, вам захочется, чтобы Мак умел решать, когда он хочет быть с человеком в близких отношениях, а когда хочет держать дистанцию. Он способен стать близким другом, и он ценит это (Мак широко улыбается), но в то же время он знает, когда ему этого не хочется (Мак утвердительно кивает). К тому же ему известны все другие возможности общения, находящиеся внутри этих двух крайних точек. Мак открывает глаза.
 - Все хорошо, но мне не хватает во всем этом одного чувства - чувства безопасности. - Мак двумя рука ми как бы изображает щит, находящийся на уровне его груди.
 - Безопасность от чего? Может быть, вы имеете в виду физическую безопасность?
 - Нет, с этим у меня нет никаких проблем. Вы забираете у меня созданное мной чувство безопасности.
 - Но вы по-прежнему владеете тем поведением, которое было, присуще вам в течение многих лет. Мы не можем отнять это у вас, мы, впрочем, и не хотим этого делать. Я просто хочу, чтобы вы по-новому пользовались своими прежними умениями.
 - Но мое прежнее поведение не кажется мне больше приемлемым.
 - Понятно. Вы чувствуете, что означает для вас безопасность, но вы не можете объяснить это словами. - Мак соглашается со мной. - Снова закройте глаза и попытайтесь понять это чувство. Подсознательно вы хорошо знаете, что значит для вас безопасность. Сделайте так, чтобы это подсознательное знание трансформировалось в образ Мака, способного быть в безопасности, используя какие-либо другие способы. Вам совсем необязательно знать, как ему удается быть в безопасности или какой у него при этом есть выбор. Вам нужно лишь суметь признать в нем такую способность. Я предполагаю, что этот Мак будет находиться в гораздо большей безопасности, нежели прежний Мак, так как его безопасность будет основываться на более твердой, реальной почве... Итак, как же выглядит этот Мак?
 Мак открывает глаза, смотрит вверх, задумывается на некоторое время, затем улыбается.
 - Достаточно, - подтверждая сказанное, он слегка ударяет себя по бедрам.
 - Уверены ли вы, глядя на этого Мака, что он находится в безопасности?
 - Абсолютно уверен и не только в этом. - Мак улыбается и кивает головой.
 - Вам нравится этот Мак? - Мак быстро кивает головой. - Внимательно проверьте это. Устроит ли вас, если вы станете, как он? - Мак внимательно изучает созданный им образ, а я продолжаю говорить. - Если у вас вдруг возникнут какие-то возражения, мы модифицируем этот образ. Способен ли созданный вами Мак справиться с различными ситуациями, в которых вы можете оказаться, умеет ли он извлекать пользу из сделанных им ошибок, чтобы не повторить их в будущем?
 - Я все понял, я понял. Этот Мак способен на все это. - Он вновь бьет себя по бедрам, чтобы подтвердить сказанное.
 Наверх
 Как связать новый образ со старой проблемой
 Теперь, когда Мак имел перед собой свой собственный образ, владеющий желанными возможностями, необходимо было соединить это "решение" с его "проблемой". Поскольку я знал, что для Мака важны трехмерность и близость образа, я решил воспользоваться именно этим.
 - Я хочу, чтобы вы снова закрыли глаза и внимательно посмотрели на созданный вами образ, так чтобы ваше подсознание хорошо запомнило его... И после этого быстро поместите этот образ в свою память... Теперь вновь вернитесь к той картине, с которой мы начали. Вспомните человека, который вызвал у вас неприятное чувство. Представьте его очень близко и в двух измерениях... А сейчас представьте вдалеке, так же в двух измерениях свой собственный образ, который вы только что запомнили...
 Теперь быстро поменяйте местами эти два образа. По мере того как образ человека удаляется от вас, он становится трехмерным. В то же время ваш собственный образ, приближаясь к вам, так же приобретает трехмерные очертания. - Мак выполняет мои указания, и я вижу, как расправляются его плечи и он улыбается.
 - Хорошо. Теперь быстро сотрите все сделанное и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз не забывайте стирать полученные образы с вашего внутреннего экрана. Постарайтесь, чтобы смена образов с каждым разом ускорялась.
 - Итак, было время, когда определенный человек служил причиной вашего дурного настроения, не так ли?
 Мак вспоминает об этом человеке, улыбается и говорит:
 - Да, был такой человек.
 Мак только что гибко прореагировал на образ, заставлявший его прежде чувствовать себя плохо. Это служило подтверждением тому, что его новая реакция была доведена до автоматизма.
 - Теперь вспомните людей, с которыми у вас также были трудности в прошлом. Постарайтесь понять, произошло ли обобщение этой новой реакции:.
 После короткого раздумья Мак вновь улыбается:
 - Нет проблем!
 - А сейчас представьте, что один из этих людей поступил в будущем на ваш взгляд несносно. - Мак вновь широко улыбается и смеется. Это занятие заняло у меня приблизительно 20 минут.
 Наверх
 Что произошло с Маком в дальнейшем
 В следующие после занятия недели Мак заметил, что в нем происходят изменения, и это ему нравилось. Он даже продал свой мотоцикл, так долго являвшийся для него огромной ценностью, объяснив свои действия тем, что он больше в нем не нуждается. Он также почувствовал, что по-прежнему нуждается в большем ощущении собственной безопасности и безопасности своих эмоций. В детстве любые расхождения во мнениях при водили к физическим злоупотреблениям и разрыву отношений. У Мака не было личного опыта, когда интимные отношения способны были пережить серьезные расхождения. Поскольку на примере других людей Мак знал, что такое все-таки возможно, он намеренно создал; в своей супружеской жизни ряд нарушений, чтобы; проверить, сможет ли любовь пережить их. Именно это, дало Маку полное ощущение собственной безопасности, в котором он так нуждался. Позднее Мак говорил нам: "Теперь я спокойно продвигаюсь по жизни". Мы были рады, что он сам нашел путь к принятию следующего важного шага.
 Сейчас прошло уже полтора года с нашей встречи. Мак теперь оказывает помощь людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. В нашей последней беседе он рассказал нам о случае, продемонстрировавшем его новую способность.
 - Недавно произошел случай, давший мне понять, что я уже не тот, кем был прежде. Ко мне в офис пришел парень, он был взвинчен до предела. Он был на грани потери всякого контроля над собой. Суд приговорил его к двадцати шести часам терапии и ко второй ступени обучения, но он еще об этом не знал. Когда я зачитал ему приговор, он потерял всякое самообладание. Он сжал кулаки и направился ко мне.
 Первое, что я подумал, было: "Я пропал". Но затем я решил, что мне нужно лишь взять под контроль свое пространство. Все это уже не выглядело ситуацией, в которой речь шла о жизни и смерти. Я очень осторожно уложил парня на пол. Все это было сделано лишь с одной целью: защитить себя.
 - А как бы вы поступили в подобной ситуации раньше?
 - О! Раньше он бы вылетел у меня из окна. Конечно не в буквальном смысле, но смею вас заверить, он бы сильно ушибся, падая на пол. Несколько лет назад со мной произошел почти такой же случай. Парень вытащил нож и направился ко мне. Он очнулся на полу со значительными повреждениями.
 Наверх
 Как склонить человека к насилию и как от этой склонности избавиться
 Мы достаточно подробно .остановились на этом примере, так как он очень важен в понимании проблемы, возникающей перед людьми, когда речь идет о близости, безопасности и насилии. Правительства и лидеры признали много лет назад, что единственный способ заставить любящего, разумного человека идти и убивать других людей - это представить врага бесчеловечным. Национальная пропагандистская кампания во время войны всегда изображает врага в виде, плоской картонной фигурки или животного, но никак не нормальным человеком.
 То же самое происходит и на индивидуальном уровне. Когда Мак видел перед собой не человека, а плоскую картонную фигурку, ему было легче "расквасить ему физиономию", как он сам выражался. Когда же он начал видеть окружающих людей в трех измерениях, его собственная реакция стала гораздо глубже и человечнее. Насилие больше не привлекало его, так как он воспринимал все иначе. К тому же он обладал возможностью выбора.
 Некоторые люди проявляют жестокость, так как они были приучены к тому, что в определенных ситуациях уместно только насилие. В таком случае это заученное поведение. Однако большинство людей становятся жестокими, столкнувшись с отсутствием выбора. Вспомните моменты, когда вы были в ярости или на грани этого. Сделали ли вы свой выбор в пользу жестокости после того, как рассмотрели другие возможности? А может быть, у вас просто не было выбора, и вы решили, что это единственный эффективный способ?
 Люди впадают в ярость, если у них нет выбора, когда они чувствуют себя бессильными и беспомощными. Когда мы как общество не знаем, как нам бороться с насилием мы прибегаем к наказаниям, тюрьмам, усиливаем контроль. Это в свою очередь усиливает у правонарушителя чувство собственной значимости, что ведет к еще большей жестокости. Решение проблемы насилия - это не усиление насилия, а обучение новым альтернативным, позитивным способам мышления и поведения. На индивидуальном уровне нужно научить человека видеть окружающих в трех измерениях, изыскивать личные резервы, позволяющие чувствовать себя в безопасности, а так же приближать и отдалять от себя людей. Все это должно привести к значительным изменениям, как случилось с Маком.
 Временные линии человека (часть 1)
 Каждый язык имеет в своем арсенале средства передачи времени - прошлого, настоящего и будущего. У некоторых народов время рассматривается как серия замкнутых циклов: рождение, смерть, повторное рождение и т.д. В английском языке время часто представляется в виде "линии". Многие из нас учили историю но учебникам, где все исторические события были представлены в виде диаграмм: прямой линии, на которой были расположены события в порядке их следования. Не так давно было признано, что одни люди больше ориентированы на прошлое, другие - на настоящее, а третьи - на будущее. Подобная временная ориентация может стать основной для формирования каких-то особых навыков, а также явиться серьезной причиной многих проблем. Например, возможно вы знаете человека, который постоянно озабочен своим прошлым, или человека, не способного планировать будущее, или человека, который только и делает, что строит планы, не пользуясь тем, что он имеет в настоящий момент. Однажды мы подумали: "А что, если мы попробуем понять, каким образом внутренние карты человека ориентируют его во времени. Нельзя ли как-то изменить этот процесс?" В то время мы даже не могли представить себе, какое широкое применение найдет сделанное нами открытие.
 Наверх
 Обнаружение временных линий
 Одним из самых интересных открытий, сделанных нами, было обнаружение того, что каждый из. нас имеет свой собственный внутренний способ кодирования времени. Подсознательно каждый человек владеет способами определения того, что что-то является нашим личным прошлым, настоящим и будущим. Еще больше нас заинтриговал тот факт, что наша манера кодирования времени оказывает огромное воздействие на то, кем мы являемся, и на то, как мы реагируем, то есть на то, что часто называется нашей "личностью".
 Для Кейти, о которой пойдет речь в этой главе, осознание и изменение внутреннего кодирования привело ко многим другим изменениям, к которым она стремилась. Изменение временного измерения Джуди позволило ей пережить любовную связь ее мужа. Привнесение будущего в жизнь Руфи позволило ей найти привлекательные цели и испытать стремление к их достижению. Знакомясь с примерами, представленными в этой главе, вы начнете понимать, как вы сами кодируете время. Вы сможете понять, какую это вам приносит пользу, а может быть, захотите что-нибудь исправить. Вы почувствуете, что способ кодирования времени дает нам ключ к раскрытию многих секретов нашей индивидуальности.
 Наверх
 Как обнаружить вашу манеру кодирования времени
 Как вы объясните разницу между прошлым и будущим? Этот вопрос не из области философии, так как он имеет очень практическое значение. Когда я планирую свой день или следующую неделю, я должен каким-то образом знать, что я еще не сделал то, что задумал. Мой мозг должен понять, что это относится не к прошлому, а к будущему. Случается, что мы делаем ошибки в кодировании. Бывало ли у вас ощущение, когда при разговоре с человеком или во время написания письма, вам вдруг начинает казаться, что все это уже когда-то было? Позднее в этой главе мы постараемся вам объяснить, почему это происходит.
 Прежде чем продолжить чтение, я хотел бы предложить вам провести следующий небольшой эксперимент.
 Представьте, что вы проснулись вчера. А теперь представьте, что вы просыпаетесь завтра. А теперь подумайте об обоих этих случаях одновременно. Как вы можете объяснить разницу между ними? Что позволяет вам попять, что одно действие относится к прошлому, а другое - к будущему?
 Почти все люди видят или ощущают эти события в двух различных местах внутреннего пространства. Если вы мысленно рисуете эти картинки, то одна из них может располагаться слева, а другая - справа. Одна будет выше, а другая - ниже. Одна - ближе, а другая - дальше. Одна - перед вами, а другая - позади вас. Даже если в вашем сознании и не возникает подобных картин, вы можете это почувствовать.
 Теперь добавьте к полученным образам ваше пробуждение неделю назад и через неделю. Итак, вы представили четыре различных события, происходящих в различные отрезки времени. Возможно, что вы уже и не помните все детали вашего пробуждения неделю назад, но это не имеет никакого значения. Главное, что вы знаете, что это произошло, как впрочем и то, что вы, возможно, проснетесь через неделю. Вы можете просто ощутить, где вы видите эти события.
 Когда вы сможете понять, где вы видите эти события, вы начнете понимать, что мы подразумеваем под "кодированием времени". Установление местонахождения - это один из способов кодирования нашим мозгом событий. Представляя их Б разных местах, мозг тем самым определяет, к какому периоду времени они относятся. Вы можете продолжить эксперимент, представив, как вы проснулись пять лет назад и как это произойдет через пять лет. Таким образом вы обнаружите, где располагаются эти отрезки времени.
 Иногда бывает легче определить свое временное кодирование, если рядом человек, знакомый с этой методикой. Он может следить за вашей невербальной реакцией, позволяющей понять местонахождение образов, Однако вы можете научиться многому к самостоятельно. Теперь, когда вы знаете расположение этих отрезков времени: пять лет назад, год назад, вчера, сегодня, завтра, спустя неделю, спустя год, спустя пять лет, вы подготовлены к тому, чтобы заметить нечто важное, вы можете позволить всем событиям из вашего прошлого, а также тому, что вам только предстоит, занять свои места на вашем временном отрезке. И снова в этом случае бывает легче почувствовать, что вы думаете о вашем прошлом - о той серии событий, которая составляет ваш жизненный опыт, и совсем необязательно пытаться сознательно увидеть их. То лее самое касается и вашего будущего. Вы можете ощутить, что все ваше будущее уходит в определенном направлении, даже не зная при этом, что вас там ждет. Многие люди представляют свое прошлое в виде дороги, уходящей влево от них, настоящее в виде дороги, лежащей перед ними, и будущее в виде дороги, уходящей вправо. У некоторых людей прошлое и будущее меняются местами. Есть люди, видящие прошлое в виде "туннеля" или дороги, расположенных прямо позади них, в то время как будущее - это дорога, идущая вперед. Существует множество способов организации времени, но не один из них нельзя назвать правильным. В то время как большинство людей видят время в виде более или менее прямых линий, есть люди, представляющие нечто напоминающее туннель, арку или даже спираль. Хотя каждый способ организации времени имеет предсказуемые преимущества и недостатки, отдельные способы создают больше проблем, чем решений. Часто изменение в кодировании времени приводит к снятию многих трудностей, упрощает решение отдельных задач.
 Сейчас вы готовы к тому, чтобы обратить внимание на другие стороны вашего кодирования времени. Какого размера достигают события из вашего прошлого? Видите ли вы события из далекого прошлого в тех же размерах, что и недавно минувшие события? Если вы не уверены в ответе, попытайтесь понять это. Представляется ли вам ваше прошлое черно-белым или цветным? Напоминает ли оно вам серию слайдов или целый фильм? Видите ли вы себя в прошлом, или вы видите то, что вы видели в тот момент? Если вы способны сознательно создавать эти образы, тогда ответьте еще па один вопрос: насколько четко вы видите прошлое?
 А сейчас ответьте на те же самые вопросы, но относительно вашего будущего.
 Теперь сравните, какие между ними есть различия. Помимо того или иного месторасположения прошлого, вы можете заметить, что оно представляется вам более отчетливо. Многие люди представляют свое будущее достаточно расплывчатым, с множеством ответвлений. Это указывает на неуверенность человека в том, что его ждет,
 Теперь, когда вы имеете некоторое представление о своей собственной временной линии, вам будет легче воспринимать опыт других людей, сумевших изменить свое кодирование времени. Возможно, что некоторые нижеописанные изменения вам покажутся интересными и полезными.
 Наверх
 Использование открытия: построение временной линии будущего
 Руфь избегала всякого планирования. Она жила только лишь настоящим. Хотя в целом она была довольна своей жизнью, но случались моменты, когда Руфь охватывало чувство, что она знает, куда ведет ее жизнь. "У меня нет никаких целей, но порой мне кажется, что я жила бы лучше, если бы они у меня были. Обычно я наслаждаюсь жизнью, хотя потом и впадаю в депрессию. Я не знаю, что ждет меня завтра".
 Я достаточно быстро изучил временную линию Руфи. Как я и предполагал, у нее была длинная линия прошлого, уходящая влево от нее. Ее настоящее лежало прямо перед ней, но у нее практически не было будущего. Когда она попыталась описать мне свое будущее, она сказала: - Оно кажется мне маленьким и серым и прерывается в шести дюймах от меня. Оно не содержит в себе никаких, событий.
 Результатом отсутствия будущего было отсутствие какого-либо направления, планов и ожиданий. Пока она наслаждалась настоящим, будущее не имело для нее большого значения. Однако наступал момент, когда настоящее начинало ее угнетать, и тогда отсутствие будущего превращалось в серьезную проблему. Единственным решением сложившейся ситуации было помочь Руфи построить ее будущее.
 - Руфь, большинство людей имеют внутреннюю карту будущего, подобную той, которую ты имеешь для прошлого. Естественно, что карта будущего более гибкая и неясная, так как никто из нас точно не знает, что ждет его в будущем. Но эта карта дает нам то, в чем все мы нуждаемся - направление нашей жизни, стремление достичь чего-то. Вы хотите понять, что для вас важно и куда вы идете.
 Прежде чем продолжить, я решил проверить, не возражает ли Руфь против обладания будущим, особенно после того, как она сказала: "Я не могу ни на что надеяться". Оказалось, что Руфь действительно имеет возражения, сама того не сознавая. Когда ей было двенадцать лет, ее мать погибла в автомобильной катастрофе. Руфь испытала чувство пустоты, все ее будущее было разрушено. С тех пор она решила, что никогда не будет больше ни на что рассчитывать.
 - Оглядываясь назад, я вижу, как я просто стерла все свое внутреннее будущее, не желая больше его строить. С тех пор я живу только ради настоящего. Тогда я еще не понимала, что я делаю, я просто поступала так, как мне казалось лучше.
 - И это вполне естественно, особенно для двенадцатилетней девочки, ведь тогда вы понимали, что на настоящее можно рассчитывать, - согласился я, тем самым оценивая положительную сторону того, что неосознанно сделала Руфь.
 - Какое будущее вы можете построить сейчас, когда вы действительно можете на него рассчитывать? Какое будущее всегда останется с вами, независимо от того, что произойдет. Какое будущее способно указать вам в каком направлении вы хотите двигаться?
 Я предложил Руфи пути построения будущего, которые одновременно исключали возможность повторения случившегося.
 - Я думаю, что вам хотелось бы быть уверенной в том, что вы сможете жить и планировать будущее, не зная точно при этом, каким оно будет. Вам достаточно лишь увидеть дорогу, направление, позволяющее вам понять, что у вас есть будущее, при этом совсем необязательно знать, что именно вас там ждет. Вы не хотите представлять ничего конкретного на временной линии будущего, так как вы не уверены, что это случится. Однако вы можете заложить в будущее свои ценности, представление о том, чего вы хотите достичь в жизни. Вы можете поместить на временную линию будущего все, что вы хотите: установить более близкие отношения с окружающими, внести свой вклад в развитие мира и т.д. Вы можете включить здоровье и благосостояние, а также многое, многое другое. Вы должны почувствовать, что при любых обстоятельствах, Вы всегда сможете найти пути к осуществлению задуманного.
 Помимо того, что Руфь разместила свои ценности на своей временной линии, она также построила в будущем множество дополнительных дорожек и развилок. Это придало ей уверенность в том, что у нее всегда в запасе есть путь, если дорога окажется заблокированной.
 Спустя шесть месяцев Руфь сообщила мне, что довольна выбранным направлением и вообще чувствует себя намного лучше.
 - У меня по-прежнему бывают черные дни, но это уже совсем не та депрессия, что была раньше.
 Каждый из нас иногда переживает подобные "черные" дни, но если вы посмотрите на них через призму будущих событий, ведущих к чему-то позитивному, справиться с ними будет гораздо проще. Руфь также решила вновь вернуться в институт, чтобы получить техническое образование.
 - Теперь я работаю во имя будущего. Раньше со мной никогда не было ничего подобного.
 Наверх
 Помещение прошлого в прошлое и развитие будущего
 У некоторых людей наблюдается почти полное изменение временной линии. Изменение временной линии Кейти открыло путь ко многим другим изменениям.
 Кейти подошла ко мне во время семинара с просьбой поработать с ее временной линией. Поскольку к этому времени она уже прошла с нами базовое занятие, посвященное временной линии, Кейт знала, что ее временная линия абсолютно противоположна традиционной временной линии.
 Большинство людей смотрят влево, обращаясь к визуальной памяти, и вправо, строя внутренние образы того, что они прежде никогда не видели. Это непосредственно связано с организацией мозга. Обычно люди видят прошлое в той же самой стороне, в которой возникают знакомые зрительные образы. Поскольку будущее приходится представлять, его временная линия обычно находится в той же стороне, что и сконструированные образы.
 У Кейти все было наоборот. Свое прошлое она видела на той же стороне, что и созданные образы, а будущее - там, где находились знакомые картины, созданные визуальной памятью. Это означает, что для воображения будущего она подключала ту часть мозга, которая специализировалась на визуальной памяти, а для рассмотрения прошлого - часть мозга, создающую новые образы.
 Даже и не предполагая, какие последствия это может для нее иметь, Кейт захотела изменить свою временную линию, приведя ее в соответствие с временными линиями большинства людей.
 Для начала я решил убедиться в расположении ее временной линии. Действительно, она оказалась непохожей на временную линию большинства людей. Затем я изучил качество ее временной линии. Ее прошлое было сконцентрировано почти напротив нее, слегка вправо, в то время как будущее располагалось слева от нее. - У меня очень мало будущего, практически у меня его нет, - пожаловалась Кейти.
 Поскольку я и раньше сталкивался с подобными случаями, это меня не удивило. Люди, чье будущее расположено там же, где они видят образы, созданные визуальной памятью, либо действительно практически не имеют будущего, либо оно настолько фиксировано, что больше напоминает прошлое.
 Я всегда очень осторожно вношу изменения во временную линию моего клиента, так как наше ощущение реальности базируется именно на том, как мы отбираем прошлые воспоминания. Я непременно хотел сохранить все преимущества существующей у Кейти системы классификации времени, если таковые имелись.
 - Одной из моих задач является дать вам понять, что представляет ваша нынешняя временная линия. Если вы, попробовав новый способ организации времени, предпочтете тем не менее тот, что был у вас раньше, вы сможете без труда к нему вернуться. Но возможно, вы захотите выбрать определенные ситуации, в которых вам потребуется новый способ организации времени, ситуаций.
 В ходе многочисленных экспериментов мы обнаружили, что несмотря на то, что временная линия человека оказывает на него всеохватывающее воздействие, она удивительно легко поддается изменению.. Все, что вам нужно, - это попросить человека представить иную временную линию и внимательно посмотреть, как это изменит его состояние, особенно с учетом тех проблем, с которыми он ранее сталкивался. Поскольку навыки человека также являются результатом свойственной ему временной линии, чрезвычайно важно суметь сохранить эти навыки и преимущества, внося изменения во временную линию.
 На следующем этапе я попросил Кейти перенести временную линию справа налево и обратить внимание на то, что при этом произойдет. Сначала ей показалось странным представшее перед ней будущее.
 - Это выглядит очень забавно. Будущее больше не напоминает мне линию - оно растекается во всех направлениях.
 - Возможно, это неплохая альтернатива, - предположил я. Подсознание Кейти нашло прекрасное средство дать ей понять, что будущее не является чем-то фиксированным, оно имеет множество возможностей. Фактически, именно так большинство людей успешно организуют свое будущее.
 Услышав, что ее "растекающееся" будущее может оказаться полезным, Кейти успокоилась и еще раз посмотрела на него.
 - Как интересно! Мое будущее вдруг стало разноцветным! - воскликнула она.
 Я был рад этим словам, свидетельствовавшим об автоматических изменениях в ощущениях Кейти. Многоцветное, яркое представление о будущем выглядит гораздо привлекательнее и бывает гораздо действеннее, чем темное и туманное.
 Поскольку раньше временная линия будущего Кейти была достаточно короткой, я решил убедиться в том, что на этот раз она простиралась далеко в будущее.
 - Обратите взимание на то, как далеко уходит теперь ваше будущее...
 - Как только я перенесла его на другую сторону, оно сразу устремилось вдаль, становясь все шире, - прокомментировала Кейти.
 - Прекрасно. Позвольте ему продолжить расти так, как подсознательно вы считаете лучше и полезнее.
 Затем я попросил ее проверить временную линию прошлого.
 Кейти сказала мне:
 - У меня такое впечатление, что она экспериментирует сама с собой. Она делает волнообразные движения вращается вокруг себя, пытаясь найти подходящее место.
 В этот момент, когда Кейти была довольна своим будущим, прошлое казалось ей чем-то экспериментальным. Я предложил ей продолжать наблюдение за постоянно перемещающимся прошлым, с тем, чтобы собрать больше необходимой информации.
 Тогда Кейти еще не чувствовала никаких возражений против новой организации времени. Однако позднее, в тот же вечер, ее охватило странное чувство:
 - Я погрузилась в тошнотворное состояние, казалось, что с прошлым у меня не все в порядке. Оно стремилось вернуться туда, где оно было прежде. Я была вынуждена обратиться к себе с вопросом, какую позитивную цель преследовало мое прошлое.
 Определение позитивных подсознательных целей - это широко используемый в НЛП метод разрешения противоречий. Кейти познакомилась с этим методом на предыдущих занятиях НЛП.
 Внутренний вопрос, заданный Кейти, помог ей понять причину такой странной организации ее временной линии. С самого рождения Кейти перенесла множество серьезных болезней, некоторые врачи даже не могли определить. Часто ее болезни характеризовались как смертельные, включая рак.
 - Это продолжалось столько, сколько я себя помню, и я решила про себя, что я просто больной человек. Все перенесенные мной болезни и травмы находились на правой стороне моего тела, поэтому для меня было важно, чтобы и мое прошлое находилось там же, где и мои болезни, то есть справа. Мое подсознание подсказывало мне, что если я размещу будущее справа, то я буду болеть и дальше, а мне бы этого не хотелось. Прошлой ночью я вдруг почувствовала, что пришло время признать себя здоровым человекам, так как все мои болезни были в прошлом. Как только я поняла это, в меня вселилась новая временная линия и мне стало гораздо легче.
 Наверх
 Результаты приобретения новой временной линии для Кейти
 Спустя три месяца я позвонил Кейти, чтобы узнать о результатах нашей работы.
 - Я как раз собиралась написать вам письмо, - сказала мне Кейти. - Это самое невероятное, что мне случалось пережить. Изменения проникли во все сферы моей жизни, они стали действительно глобальными. Я рассказывала об этом многим людям, так как я не могла не поделиться происшедшими со мною изменениями.
 Позднее Кейти прислала мне подробное письмо.
 "С тех пор как я начала заниматься НЛП, я уделяла особое внимание проблеме здоровья. Это объясняется моим детскими болезнями и раком. То, что я проделала, помогло мне, но у меня постоянно было ощущение, что мне чего-то не хватает. В то время я так же пыталась разрешить проблемы своей карьеры, которая достигла своей критической точки, а так же некоторые проблемы взаимоотношений. Сейчас, оглядываясь на зад, я понимаю, что все это было вызвано тем, что у меня не было будущего. Теперь все прояснилось. Я вижу возможные пути, альтернативы и цели. Я способна уладить существующие проблемы. Прошлое сейчас достаточно удалено от меня и находится в нужном месте.
 Я хотела бы рассказать и еще об одном изменении, происшедшем со мной. Раньше я старалась избегать нежелательных вещей, поэтому мое отношение ко всему происходящему было, в основном, негативным. Например, я не любила свою работу и постоянно была озабочена тем, как мне ее оставить. Теперь я всегда думаю о том, что я хочу делать. Это гораздо более позитивно. То же самое касается моих взаимоотношений с людьми. Обычно я думала о том, чего мне нужно избежать, а теперь я устремлена к тому, что я хочу. Я бы сказала, что в тот момент, когда я заболела раком, какая-то часть во мне просто умерла. Мне кажется, что именно в этот момент прекратило существовать и мое будущее. Врач сообщил мне о диагнозе, бросив мне на колени заключение. Затем он стал говорить о предстоящем лечении, которое предполагало удаление правой половины лица.
 Я также осознаю, как это изменило мою систему кодирования. Раньше я во многом жила в прошлом. То, что произошло много лет назад, было для меня настолько же актуально, как если бы это было вчера. В то время мои позитивные и негативные переживания также не были еще рассортированы.
 Я долго пыталась сама рассортировать свою временную линию, но каждый раз я быстро возвращалась к старому. И вот я встретила вас. Теперь у меня есть будущее, уходящее в различных направлениях, и это здорово! Прошлое вновь оказалось там, где ему следовало быть - в прошлом. Я чувствую, что мой мозг организован теперь по-новому, и в этом есть смысл. Вся моя временная линия стала намного длиннее, и я способна различать прошлое, настоящее и будущее.
 Изменение временной линии оказалось ключом к решению всех проблем. До этого я уже провела фиксацию травмы, вызванную раком, и многое другое. Но для полного завершения мне не хватало именно этого."
 Я был очень доволен всеохватывающими изменениями, произошедшими с Кейти. Я хорошо понимал, что проделанная ранее работа, основанная на методах НЛП, подготовила ее к этим глубоким изменениям. Если бы у нее не было этого опыта, мне бы пришлось применить различные методы работы с травмирующим прошлым, а уже затем переходить к изменению ее временной линии.
 Если бы изменение временной линии Кейти произошло до того, как она осознала себя здоровым человеком, это, возможно, вновь вызвало бы у нее болезненное состояние, так как ее болезнь была бы перенесена в будущее. Этот пример служит объяснением тому, почему изменение временной линии должно осуществляться очень осторожно и очень внимательно. Подобные проблемы могут быть обнаружены и разрешены людьми, имеющими хорошую подготовку в НЛП.
 Наверх
 Перестановки во временной линии
 Обычно, если временная линия человека организована наоборот, как это было в случае с Кейти, это создает у такого человека определенные предсказуемые ограничения в его ощущениях. Например, его будущее обычно выглядит недоразвитым или фиксированным. Когда мы сталкиваемся с подобной проблемой, мы пытаемся осторожно переместить временную линию в другом направлении, уточняя при этом, насколько это нравится человеку, и не испытывает ли он каких-нибудь внутренних возражений. Перестановки во временной линии могут служить причиной неспособности человека научиться чему бы то ни было, о чем будет рассказано позже в этой главе. За время своей работы я встретился лишь с одним человеком, пожелавшим сохранить свою противоположную временную линию. Поскольку я тогда столкнулся с экологическим возражением, с которым не смог справиться, я оставил временную линию этого человека такой, какой она была.
 Наверх
 Принесет ли мне пользу изменение моей временной линии?
 Возможно, вам будет интересно узнать, сможете ли вы путем изменения временной линии получить от жизни все, чего вы хотите. Некоторые люди вполне удовлетворены существующей у них организацией времени. Многие же могут получить большую пользу от частичного или полного изменения временной линии. Единственный способ понять, будет ли вам полезно подобное изменение - это экспериментировать. Попробуйте различные способы кодирования по времени и определите, какой из них вам больше подходит.
 Наверх
 Изменения в будущем
 Если что-то из нижеследующего вам подходит, значит, вам будет полезно внести изменения в свое кодирование будущего.
 1. Трудности в планировании будущего. Эффективно ли ваше долгосрочное и краткосрочное планирование? Случается ли, что события сваливаются вам на голову, а вы оказываетесь абсолютно к ним не готовы?
 2. Отсутствие целей и направлений движения. Можете ли вы сказать о себе, что вы человек, живущий одним мгновением? Имеете ли вы представление о том, в каком направлении вы движетесь? Некоторые люди бывают довольны выбранным ими направлением, но есть и такие, которые хотели бы добавить своему будущему больше ответственности.
 3. Жалуются ли окружающие на отсутствие у вас планов, целей и направления движения. Некоторые люди, не имеющие будущего, не замечают, какие проблемы они создают другим, хотя есть и такие, кто хорошо чувствует это.
 4. Трудно ли вам мотивировать себя? Мы описали несколько способов самомотивации. Однако они будут гораздо более действенны, если перед вами будет привлекательная временная линия будущего.
 5. Впадали ли вы когда-нибудь в депрессию? Часто причиной депрессии является отсутствие будущего.
 6. Трудно ли вам придерживаться такого стиля жизни, который, вы это знаете, принесет вам в будущем пользу? Например, регулярные занятия спортом, отказ от сигарет, избавление от лишнего веса и т.д. Люди, страдающие от алкоголизма и наркомании, также могут извлечь пользу из более привлекательной временной линии будущего.
 Наверх
 Как изменить свое будущее
 Если вы хотите изменить свой способ кодирования будущего, вы можете сделать следующее.
 Прежде всего обратите внимание на то, как закодировано ваше будущее в данный момент. Где вы его видите? У большинства людей будущее представлено в виде линии или дороги, уходящей вдаль. Какое оно? Большое, яркое, многоцветное или туманное, сумрачное и маленькое, расположенное позади вас?
 Если ваше будущее маленькое, короткое или расположено так, что вы не можете его хорошо видеть, то вы будете недостаточно отзывчивы на ваши будущие желания и потребности. Люди с таким будущим часто испытывают трудности с потерей веса, с поддержанием здоровья, с планированием и достижением целей.
 Если вы хотите стать ориентированным на будущее, вам необходимо изменить свое представление о нем, как это сделала Руфь. Вот то, что вам предстоит проделать.
 1. Прежде всего осознайте, что это лишь эксперимент. Вы лишь пробуете новый способ представления будущего. Если вы или какая-то ваша часть будете иметь возражения против этого способа, вы вновь вернетесь к прежней временной линии.
 2. Теперь попробуйте различные способы представления будущего с тем, чтобы понять, какой вам подходит лучше всего. Если ваше будущее располагалось позади вас, дайте ему возможность обойти вас и расположиться перед вами. Не торопитесь, дайте ему возможность выбрать нужное положение так, чтобы оно оказалось на своем месте. Опыт показывает, что чем больше и ярче будет ваше представление о будущем, чем удачнее будет оно располагаться, тем больше вы будете ориентированы на будущее.
 Отнеситесь особенно внимательно к любым возражениям, которые могут возникнуть у вас или у любой вашей части при виде вашего будущего, расположенного в более заметном месте. Может быть, вы представляете возможные катастрофы, которых вам необходимо избежать в будущем? Если это так, то вам следует трансформировать это в нечто более позитивное. Таким образом, вы будете видеть перед собой не то, чего следует избежать, а то, к чему следует стремиться.
 Представляется ли вам будущее ярким и красочным, и предвкушаете ли вы его наступление? Люди, чье будущее выглядит туманным, как правило не стремятся к нему. Когда человек говорит: "Мое будущее кажется мне ярким", он тем самым основывается на своем внутреннем ощущении. Если вы осветите свое будущее изнутри, оно станет еще более привлекательным до тех пор, пока вы концентрируете внимание на том, чего вы хотите получить от будущего, в отличие от того, чего вы хотите избежать.
 Если линия вашего будущего была короткой, дайте ей возможность удлиниться так, чтобы вы могли ощутить длительность ожидающего вас будущего. Возможно, вы захотите увидеть сеть разветвлений, позволяющих вам почувствовать, что у вас есть возможности выбора. А может быть, вы представите лишь общее направление движения, разместив на линии будущего не конкретные события, а лишь ваши ценности.
 Ценности могут быть изображены символические или конкретно. Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были теплыми, тесными, дружескими, вы можете представить на линии будущего своих близких и друзей. Вы можете также увидеть теплое свечение, белый свет или любые другие абстрактные образы, связанные у вас с дружескими отношениями.
 Если ваша линия была узкой, она может расшириться. В таком случае воздействие будущего на вас будет гораздо сильнее. Такое изменение также усиливает стремление достичь цели.
 Возможно, вам захочется сделать будущее более красочным, трехмерным, добавив к нему мерцающие светящиеся точки. Не бойтесь экспериментировать, найдите то, что окажется вам по душе.
 3. Закончив эксперимент, решите, какая временная линия подходит вам больше всего. Теперь представьте, что вы прожили день с выбранной вами временной линией. Стали ли вы ближе к тому человеку, которым вы хотели бы быть? Если ваш ответ будет положительным, то представьте, что вы ложитесь в кровать и просыпаетесь на следующий день с той же временной линией, чье присутствие стало чисто автоматическим. Какое воздействие это на вас окажет?
 Если вы обнаружите, что прежняя временная линия вам нравилась больше, вернитесь к ней как ни в чем не бывало.
 Излагая все вышесказанное, мы сфокусировались на будущем, которое надо создать. Однако бывают случаи, когда люди наоборот бывают слишком ориентированы на будущее, они настолько заняты им, что теряют способность радоваться настоящему. Если вы не можете наслаждаться будущим, которое вы планировали и которое наконец наступило, тогда стоит ли вообще его планировать?!
 Если человек слишком ориентирован на будущее, ему важно научиться делать будущее менее значимым, хотя бы в каких-то ситуациях. С этой целью можно отодвинуть будущее немного в сторону, уменьшить его в размерах, сделать менее ярким. Бывает полезно отделить прошлое от будущего, тем самым освободив больше места для настоящего (см. "Создание настоящего").
 Наверх
 Изменение прошлого
 Многие люди извлекли большую пользу, изменив свое прошлое. Ответив на нижеприведенные вопросы, вы сможете понять, нужны ли вам такие изменения.
 1. Озабочены ли вы своим прошлым? Проводите ли вы время в размышлениях о прошлом вместо того, чтобы заняться чем-нибудь другим?
 2. Как часто вас одолевают неприятные воспоминания?
 3. Часто ли люди говорят вам: "Все это прошло и забыто. Давайте разберемся с настоящим"?
 4. Помните вы о прошедших событиях или нет? Если кто-то спрашивает вас о прошлом, трудно ли вам вернуться к тому, что когда-то произошло?
 5. Склонны ли вы к повторению того, что уже было сделано раньше? Может быть, вы хотите иметь больший выбор, ведь это сделает вашу жизнь более богатой и разнообразной?
 6. Повторяете ли вы свои старые ошибки вместо того, чтобы извлечь из них опыт?
 Если вы ответите положительно на любой из этих вопросов, изменение в кодировании вашего прошлого может оказаться вам очень полезным.
 Наверх
 Изменение прошлого
 Если вы находите, что слишком озабочены прошлым, проверьте, где и как вы представляете прошлое в данный момент. Может быть, оно располагается прямо перед вами? Может быть, оно ярче и красочней, чем будущее? Большинство людей, чьи мысли заняты прошлым, располагают его в таком месте, что способны видеть только его. Следующие этапы помогут вам понять, какие изменения временной линии могут оказаться вам полезными.
 1. Прежде всего дайте себе понять, что любые вносимые вами изменения временны. Это поможет вам свободно экспериментировать с различными способами организации времени. Вы всегда можете вернуться к прежней временной линии, если не найдете ей достойной замены.
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 2. Если прошлое располагается прямо перед вами, постарайтесь переместить его вправо или влево. Какая сторона вам кажется более удобной? Большинство людей предпочитает переместить прошлое влево, но отдельные люди чувствуют себя лучше с прошлым, находящимся справа от них. Это связано с организацией головного мозга.
 3. Обратите внимание, что изменится, если вы переместите прошлое в сторону. Если прошлое кажется вам широким, попробуйте сделать его уже. Представьте, что вы прожили целый день с прошлым, расположенным в новом месте. Может быть, теперь вам легче определить, что вам делать в настоящем, и проще увидеть будущие цели? Если вы сочтете это полезным, вы одновременно можете переместить свое будущее, поместив его перед собой.
 4. Возможно, вам захочется, чтобы ваша временная линия была гибкой. Представьте, что она расположена на шарнире и способна уходить в сторону или назад в тех случаях, когда прошлое не имеет для вас значения, и возвращаться, становясь перед вами, когда вам нужно что-то вспомнить.
 5. И, наконец, вам предстоит решить, подходит ли вам эта новая организация прошлого. Помните, что "правильной" организации не существует, каждая организация будет иметь свои преимущества и недостатки. Каждый из нас способен подобрать то, что подходит ему лучше всего и научиться адаптироваться в различных обстоятельствах.
 Если что-то вас удерживает от перехода на новую "ременную линию, вернитесь к той, которая была у вас прежде. Возможно, вы захотите обратиться к опытному человеку, который поможет вам разобраться в возражениях, а также изучить альтернативные временные линии, соответствующие вашим целям.
 Если вы решите принять новую организацию времени, дайте знать своему подсознанию, что временная линия может продолжать изменяться и совершенствоваться: "Если какая-то моя часть обнаружит какие-нибудь возражения против новой временной линии, пожалуйста, дай мне сильный сигнал, что я нуждаюсь в дальнейшем ее усовершенствовании".
 6. Спросите себя: "В каких случаях мне бы хотелось сохраните свою старую временную линию?" Может быть, вам иногда приятно вспомнить прошлое с вашими старыми институтскими приятелями? С помощью вопроса "Когда старая организация времени будет мне более полезной?" вы сможете сохранить ее в тех ситуациях, где она вам может оказаться нужна.
 Наверх
 Трудно ли вам вспоминать о прошлом?
 Некоторые люди вспоминают о прошлом с большим трудом, не видя в нем того позитивного источника, который может оказаться очень полезен. Чтобы понять, будут ли вам полезны изменения временной линии, вы можете пройти через шесть вышеперечисленных этапов, заменив при этом пункты 2 и 3.
 2. Возможно, ваше прошлое расположено в таком месте, где вы его совсем не видите или видите с трудом. Прошлое может быть расположено позади вас или слишком далеко. Оно может быть настолько обширным, что на нем просто трудно сосредоточиться. Например, вчерашний день может быть расположен от вас в 10 футах, а прошлая неделя на расстоянии квартала и т.д.
 3. Попробуйте перенести прошлое туда, где его легче видеть. Расположите его напротив себя, приблизьте его, увеличив в размерах. Если что-то мешает вам сделать это, отложите пока временную линию, найдите человека, способного вам помочь, знакомого с данной методикой. У некоторых людей прошлое располагается прямо за спиной. Это вызвано тем, что в прошлом они пережили неприятные моменты, и им гораздо легче не видеть их и не вспоминать о них. Если причина именно в этом, вам нужно найти способ борьбы с такими неприятными воспоминаниями, прежде чем вы перейдете к прошлому, в котором вы сможете вновь увидеть все пережитое.
 Если вы готовы к тому, чтобы переместить свою временную линию, перенесите ее туда, где вы сможете ее видеть. Если она находится позади вас, движением, напоминающим движение руки, переместите ее туда, где она будет заметна. Возможно, вам захочется поместить ее в стороне, за рамки вашего центрального зрения, но боковым зрением вы сможете следить за ней. Если ваше прошлое было настолько удалено, что вы не могли его видеть, приблизьте его. Сохраняя весь ход событий, вы тем самым приближаете свои ощущения. Если ваше прошлое, наоборот, как бы собрано в одну кучу, разведите события, удалив их друг от друга. Вы можете провести и другие эксперименты.
 Выполнив это, переходите к 4-му и 5-му этапам. Возможно, вам, тем не менее, захочется, чтобы в определенных жизненных ситуациях ваше прошлое сохранило прежние очертания. Опробуйте старую и новую временные линии в основных жизненных ситуациях: в работе, отдыхе, близких отношениях, спорте, и посмотрите, какая из них оказывается более действенной. Помните, что, если вы передумаете, вы всегда можете вернуться к старому.
 Временные линии человека (часть 2)
 Построение более масштабного настоящего
 Адам постоянно думал о прошлом и о будущем, не замечая, что происходит в данный момент. Он был очень умен и способен, и ему очень хотелось суметь сохранить свои способности. Однако Адаму казалось, что, если он начнет радоваться настоящему, его жизнь приобретет нечто очень важное.
 Изучив временную линию Адама, мы заметили, что, как и у большинства людей, его прошлое и будущее были устроены в виде буквы V. Однако, вместо того, чтобы расходиться влево и вправо, как это бывает у большинства людей, прошлое и будущее у него встречались в точке, расположенной прямо перед ним. Таким образом, для настоящего у него просто не было места.
 Я попросил Адама попробовать развести временные линии по сторонам так, чтобы прошлое и будущее были отделены друг от друга его телом, оставив, таким образом, пространство для настоящего. Когда Адам выполнил мою просьбу, он непроизвольно пошевелился, а кожа его покраснела.
 - Интересно, что теперь, когда временные линии отделены друг от друга, я больше ощущаю свое тело.
 - Несомненно, ведь теперь у вас есть место для настоящего, являющегося частью вашей временной линии.
 Адаму понравилось произошедшее изменение, и я решил проверить, по-прежнему ли он имеет хороший доступ к прошлому и будущему, ведь с прежней временной линией он мог легко обрабатывать всю получаемую информацию.
 До внесения этого изменения Адам не мог радоваться настоящему. Он всегда думал либо о том, что произошло, либо о том, что должно произойти. Разделение прошлого и будущего дает нам возможность почувствовать настоящее. Бывает полезно ощутить свою временную линию гибкой, дающей вам возможность полностью сфокусироваться на настоящем, когда это вам нужно, раздвинув прошлое и будущее.
 Позитивная мотивация имеет множество аспектов. Организация временной линии человека также оказывает на нее мощное воздействие.
 У некоторых людей временная линия построена таким образом, что их прошлое располагается непосредственно за ними, а будущее - перед ними. Если ваша временная линия устроена как-то иначе, вы, возможно, захотите, по крайней мере, попробовать эту новую для вас линию. Этот тип организации временной линии приводит к сильной мотивации стремления, так как человек сосредоточивается на ближайшем будущем, на которое держит курс. Вы как раз находитесь на временной линии, ведущей в будущее. Если же это непосредственно лежащее перед вами будущее к тому же будет большим, красочным и движущимся, это будет чрезвычайно мотивирующим. Такое устройство временной линии очень полезно в тех случаях, когда вы хотите сконцентрироваться на осуществлении чего-то насущного. Если такая временная линия кажется вам на первый взгляд необычной, мы советуем вам немного ее изучить. Есть ли такие ситуации, где подобная организация времени поможет вам приобрести дополнительную мотивацию, сконцентрироваться на задаче, игнорируя при этом любые соблазны.
 Не следует забывать, что у каждой временной линии есть свои недостатки. Люди с подобным ее устройством могут испытывать сильное желание съесть пирожное, выпить пиво или воспользоваться наркотиком для получения сиюминутного удовольствия. Если вы всегда видите будущее прямо перед собой, а прошлое - сзади, вам будет трудно избежать повторяющихся ошибок. Действительно, то, что вы делали, находится за вашей спиной, вне поля зрения. К тому же ваше далекое будущее находится так далеко, за ближайшим будущим, что вы его просто не видите. При таком устройстве временной линии игнорируются как прошлые ошибки, так и их возможные будущие последствия.
 Чтобы исправить сложившееся положение, необходимо сделать так, чтобы далекое будущее стало ярче, больше и красочнее, нежели ваше ближайшее будущее. Таким образом ваше внимание сконцентрируется на более далеких событиях, и вы, стоя в раздумье перед пирожным, пивом или наркотиками, осознаете, какие последствия ждут вас в будущем. И тогда, возможно, вы легко убедите себя отказаться от соблазнительной возможности, чтобы не осложнять свою жизнь. Вы будете больше склонны к таким действиям, которые сделают вашу жизнь лучше.
 Если обычно ваше будущее располагается прямо перед вами, а прошлое - позади вас, мы советуем вам попробовать одну из вариаций V-образной организации временной линии, которую мы описали выше. Сделайте так, чтобы ваше прошлое переместилось под углом влево, а будущее - под углом направо, таким образом вы сможете одновременно видеть и свое прошлое и свое будущее. Если вам трудно переместить свои временные линии, вы можете оставить их в том же положении. В данном случае вам нужно будет поворачивать свое тело до тех пор, пока временная линия не перейдет в положение слева направо. Такое расположение временных линий сразу дает вам обширную информацию. Это может оказаться очень полезным при планировании, принятии решений и для поддержания последовательности действий в течение определенного периода времени.
 В сущности, каждый из нас может почувствовать, где и когда могут быть полезны те или иные временные системы. Мы можем стать более гибкими, приспосабливая наше ощущение времени к каждой конкретной ситуации.
 Наверх
 Смешивание прошлого и будущего
 Рей, юрист, посещавший наши семинары, обратился к нам с просьбой изменить его временную линию: "Мое прошлое и будущее располагаются прямо передо мной, практически на одной линии, занимающей шесть недель как в прошлом, так и в будущем, затем она расходится на две, идущие в разные стороны, напоминая букву V. Я хотел бы, чтобы вы помогли мне лучше разграничить прошлое и будущее. Иногда я нахожусь в полном замешательстве, не зная, что произошло, а чего не происходило. Кроме того, я хотел бы иметь более совершенный механизм мотивации".
 Оказалось, что существующая у Рея организация временной линии имела для него большие преимущества, и нам необходимо было их сохранить.
 - Я хочу сохранить умение замечать свои ошибки, чтобы избежать их повторения, - сказал нам Рей.
 Поскольку ближайшее прошлое находилось непосредственно перед ним, Рей без труда замечал свои прошлые ошибки. Затем он кодировал этот опыт, делая его гораздо более темным, и после этого переносил его в будущее. Это не представляло для него никаких трудностей, так как временная линия ближайшего будущего находилась рядом с линией ближайшего прошлого.
 Работая с Реем, мы быстро нашли подходящий способ разграничения прошлого и будущего, сохраняя при этом его способность замечать ошибки и избегать их в будущем. Фактически, новая организация временной линии позволила ему делать это еще более эффективно.
 - Рей, сейчас ваша временная линия представлена в виде буквы V. Постарайтесь, чтобы вилка, образованная этой буквой, приблизилась к вам настолько, чтобы получилась буква V. При этом ваше прошлое будет выходить из вашего левого плеча, а будущее - из правого... - Рей кивнул. - А сейчас вы можете каким-то образом отметить свои прошлые ошибки, может быть, вы обведете их яркой линией, чтобы впоследствии вам было легче обратиться к ним за опытом.
 Затем я предложил ему трансформировать ошибку, повторения которой он хотел бы избежать, в фильм, изображавший, что он хочет сделать вместо этого, и поместить этот фильм на временную линию будущего.
 Рей задумался на некоторое время и сказал:

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу