<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Я думаю, что вы на правильном пути. Одна возможная опасность состоит в том, что он может закончить "знанием", что он прав, и не будет открыт для внешней обратной связи, когда в действительности ошибается.
  Женщина: Как насчёт замены "быть правым" на "иметь сбалансированные отношения"?
  Так что вместо потребности контролировать ситуацию, всегда, будучи правым, для него было бы более важно сотрудничать с другими людьми - иметь симметричные отношения.
  Мужчина: Как насчёт "быть любимым" вместо "быть правым"?
  Это вариант, хотя "быть любимым" тоже подчеркивает потребность получать реакции от других людей. Это может удерживать клиента в очень уязвимом положении. Что ещё вы могли бы сделать? Большинство из вас интуитивно занимаются тем, что думают о другом результате, который мог бы быть для него полезным. Один из способов определить такой результат - спросить его: "Что вам это дает - быть правым?" Это может дать критерий, который можно использовать вместо "быть правым". Или мы можем спросить его, что он хочет иметь как более важное.
  Женщина: А если заменить "быть правым" на "быть близким по духу"?
  Да, или, может быть, "воспринимать реакции других" или "производить изящное впечатление". Или же он может сделать потребность доказывать, что он прав, менее важной. Когда некто тратит время на доказывание того, что он прав, у него меньше шансов быть правым, - поскольку он тратит столько времени, пытаясь, это доказать.
  Мужчина: "Быть правым" воспринимается, как состояние, а "доказывать, что вы правы" - как процесс. Поэтому как насчет замены его другим процессом?
  Таким образом, вместо того, чтобы доказывать, что он прав, он мог бы сосредоточиться на важности обучения - или даже обучения с радостью. Иногда вы можете добавить критерии типа "интерес", "удовольствие" и "удивление" к главному критерию, который вы регулируете.
  Есть множество вещёй, которые могут встать на место "быть правым". Когда вы помогаете другим людям уточнять критерии, будьте осторожны, чтобы не наложить то, что вы считаете самым важным на свете. Иногда человек приходит к вам с каким-то результатом, а вы думаете: "Ну, это не очень стоящая вещь!" Когда это случается, не забывайте, что сдвиг критериев делается для того, чтобы помочь людям отрегулировать их собственные критерия - чтобы получить больше того, чего они хотят в жизни. Они могут желать быть совсем не такими, какими желаете быть вы. До тех пор, пока изменение не нарушает ваших этических принципов и является конгруэнтным другим их целям и критериям, помогите им совершить его.
  Когда я работаю с кем-то, я не пытаюсь предписывать, что он должен подставить на место конкретного критерия. Я делаю предложения и комментарии, чтобы помочь ему выяснить, что для него экологично, и я обсуждаю экологические проблемы. Например, если он выбирает "быть любимым", я скажу: "Хорошо, действительно ли вы хотите быть до такой степени во власти поведения других людей?" Он может тогда поискать что-либо ещё. Не существует единственного правильного ответа, поскольку правильность ответа будет определяться человеком, который хочет измениться. Если вы предлагаете множество вариантов, то можете заметить, на что человек реагирует. Элементы, которые мы обсудили, дают вам некоторые способы помочь клиенту совершить действительно подходящее изменение.
 Демонстрация сдвига критерия
  (Следующий транскрипт взят из тренинга, проведенного Коннирой в Далласе, Техас, в январе 1986 года. Транскрипт был незначительно отредактирован для облегчения чтения.)
  Хотите посмотреть, как я быстро продемонстрирую пример изменения? О'кей. Кто уже рассортировал свою иерархию, во-первых? И, во-вторых, вы знаете нечто, что хотите сделать либо более, либо менее важным. Думая об этом, подумайте обо всей информации, которую имеете лично вы, и подумайте о том, что говорили вам другие люди. Есть ли нечто, что, по мнению других людей, вы могли бы сделать более или менее важным? Это не значит, что вы обязаны, но это - источник информации. Вы можете рассмотреть её и решить, считаете ли вы это хорошей мыслью или нет.
  Дэвид (быстро): О'кей. Что вам требуется?
  Этот человек эффективен, когда надо переходить к делу! О'кей, какова ваша иерархия? Как вы кодируете её с точки зрения субмодальностей?
  Дэвид: Что до субмодальностей, у меня есть "удовольствие" (делает жест левой рукой далеко вперёд и чуть-чуть влево). Потом "личное совершенствование" (показывает на расстояние около 2 футов прямо впереди), а потом "семья" (показывает обеими руками около груди), и я нахожусь в ней.
  А что более важно?
  Дэвид: Семья.
  О'кей, я это подозревала. Таким образом, он имеет "близкие ему" критерии. Я всегда говорю о "высокоценных" критериях, и это действительно обычный способ говорить о них. Некоторые люди имеют "близкие" критерии, а другие - "базовые" ценности, О'кей, таким образом, его критерии находятся на линии, чуть-чуть уходящей влево с одним критерием вдалеке и более важными критериями ближе. Теперь, есть ли у вас в уме нечто, что вы хотите сделать более важным или менее важным?
  Дэвид: Угу.
  Хотите ли вы сказать нам об этом или нет? Вы не обязаны. Это не имеет значения.
  Дэвид: Ну, у меня тут проблема. Когда вы недавно говорили, это связывалось с тем, что во мне уже некоторое время переваривается. Я позволяю себе доходить до точки, - когда я становлюсь больным, урабатываясь до смерти - и только потом я забочусь о личных нуждах. Мне нужно приблизить это (показывая обеими руками по направлению к груди) по важности.
  "Заботиться о личных нуждах". (Верно.) О'кей. Теперь вам нужно как-то понять, в каком месте человек хочет, чтобы его критерий, в конечном счете, оказался; иначе вы можете сделать его более важным, чем сама жизнь, не успев опомниться: "Подожди-ка минутку, это не столь важно". Итак, вы хотите, чтобы он был "столь же важным, как" или "более важным, чем"?
  Дэвид: Более важным, чем урабатываться до смерти.
  Хороший выбор. (Смех) Ничего не могу возразить.
  Дэвид: Мне бывает очень трудно в рабочей обстановке сказать "Нет". Я могу быть таким больным, что впору укладываться в постель, но буду продолжать без остановки.
  О'кей. Теперь мы проведем экологическую проверку. В общем, это звучит хорошо. Я хочу убедиться, что тот способ, которым он сам это интерпретирует, будет для него эффективным. Поэтому, если вы представите себе, что станете реагировать на личные потребности как на более важные, нежели работа, завершение дел и тому подобное... Представьте себе, как измениться ваша жизнь. И просто проверьте, имеются ли в такой жизни какие-либо проблемы?
  Дэвид: Гмм. Это будет очень отличаться. Это что-то вроде как будто есть какая-то часть, которая спрашивает "Как это будет?"
  "Хотелось бы знать". Да, то есть вы можете не знать до конца - и это может означать, что позднее, после того как мы проделаем это изменение, вы захотите немного адаптировать его; вам может понадобиться что-нибудь добавить или убавить, или передвинуть.
  Дэвид: Ну, и в голову постоянно приходит мысль об общей природе эффективности. Если я буду больше заботиться о себе, я обязательно буду эффективнее и в рабочей обстановке.
  Это верно. Так что эти вещи в действительности не конфликтуют друг с другом. (Верно.) А теперь, когда вы думаете о том, чтобы заботиться о личных потребностях, - где вы это сейчас видите?
  Дэвид: Вон там. (Он показывает правой рукой прямо вперед и вверх). Далеко в том направлении (обе руки).
  Далеко в том направлении, О'кей. Это ключ. Находится ли это на одной линии с остальными вашими критериями, или выходит за линию?
  Дэвид: Хм, это довольно-таки по центру, и выше, и...
  Я спрашиваю, лежит ли это на линии
  Дэвид: - Это приблизительно на таком же расстоянии, как Аллен (Аллен сидит в конце комнаты), но выше, примерно на линии потолка.
  Я вижу, что вы имеете в виду, говоря о том, чтобы это приблизить! (Аллен поднимает обе руки).
  Дэвид: Спасибо! (Он машет Аллену, и подает ему знак "О'кей").
  Аллен, вы не могли бы пересесть вперед, когда я подам вам знак? (шутя)
  Дэвид: Вытяни руки и принеси это мне (смех).
  О'кей. Ну, а где находится "реагирование на работу"?
  Дэвид: О'кей. Работа. Что-то вроде как там, внизу. (Он показывает прямо перед собой и вниз, слегка направо.)
  А как далеко от вас?
  Дэвид: Как раз по эту сторону от телевизора. Прямо там внизу.
  Внизу около телевизора, О'кей, теперь давайте проведем небольшую проверку. Эти два критерия находятся в другом месте, чем первые три; это не просто прямая линия. Я хочу проверить и выяснить, имеет ли значение верх или низ. Поэтому возьмите критерий, связанный с работой, (О'кей.)
  Если вы его приподнимете, - мы его вернем на место, - но если вы его поднимете (Дэвид качает головой) на время, он выглядит более или менее важным?
  Дэвид: (Его рука движется влево-вправо в направлении критерия, связанного с работой.) Там очень - это получается... (Он смеётся и машет правой рукой от себя и вверх) он отодвигается, когда этот поднимается (делает жест в сторону критерия "личных потребностей"). О просто вроде как там.
  О! То есть он на одной траектории с тем, другим критерием. О'кей. Верните его обратно, (О'кей.) Теперь я бы хотела, чтобы вы взяли тот, что отвечает за личные потребности. (Аллен поднимает руки, а Дэвид смеётся и показывает на Аллена) Это ваш сигнал. Аллен!.. А теперь я хочу, чтобы вы передвинули этот критерий ближе. Эту технику вы выполняете медленно - вы не делаете этого быстро - так, чтобы вы могли заметить эффект по мере придвижения его поближе. Вы можете провести нечто вроде внутренней проверки. Обычно люди как-то ощущают, когда критерий находится на нужном месте. У вас есть также конечная цель. Вы знаете, что хотели бы, чтобы это было более важным, чем работа. Так что позвольте картине постепенно приближаться, и вы можете заметить, какое она оказывает воздействие, становясь более важной, и просто поймайте ощущение, когда она окажется на нужном месте... (Дэвид издает вопросительный звук.) Во-во. (Он машет левой рукой, показывая неопределенность или неуверенность).
  Подвигайте его немного взад-вперед, если не вполне уверены. Проверьте.
  Дэвид: О, если я подвину его ещё ближе, О'кей.
  Хорошо. И когда вы делаете это с людьми, похоже, происходит один интересный феномен, заключающийся в том, что, когда критерий попадает на нужное место, происходит что-то вроде хлопка. (Дэвид кивает головой, "Да", и обеими руками жестикулирует: "Конечно") В особенности, если вы говорите людям, что это произойдёт (смех). (Руки Дэвида движутся, как будто устанавливают что-то на место.) Он просто как бы обосновывается там... попадает на нужное место. Техника "хлопка", О'кей, и дайте мне знать, когда вам покажется, что он встал на нужное место.
  Дэвид: О'кей. Что-то вроде того. (Что-то вроде?) Ну, вы знаете, я не привык (Он отодвигается назад), чтобы это было так близко. Это что-то вроде словно "Ух"... (рука касается подбородка в положении "задумчивости") Я замечаю также некоторые другие вещи, связанные с этим.
  Замечаете ли вы что-то, что вы могли бы захотеть подрегулировать? Здесь, вверху, вы можете увидеть это более ясно. Возможно, вы не были уверены в том, что находилось на этой картине, когда она была далеко.
  Давид: Именно это я сейчас и замечаю.
  Возможно, вы захотите немного изменить содержание сейчас, когда она приблизилась, и вы в состоянии разглядеть всё, что там есть...
  Дэвид: Гммм... Да, она крайне сложная.
  Это хорошо или?..
  Дэвид: Удивительно.
  О'кей. Сложная в каком отношении?
  Дэвид: Ну, когда я думал обо всех этих "личных потребностях", я думал о физической болезни, однако это кажется лишь незначительной частью целого. (Большой и указательный палец его левой руки делают маленький указующий жест.) Вы знаете, это... (Его левая рука очерчивает в пространстве большой круг вокруг предыдущего жеста.)
  Некая часть вашего мозга соединила там кучу разных вещёй
  Дэвид: Да, потому что содержание, вы знаете, типа физического здоровья (Это одна часть, О'кей) просто в этом маленьком (оба указательных пальца очерчивают маленький прямоугольник в центре круга.)
  Теперь я хочу, чтобы вы проверили остальные части, о существовании которых раньше не подозревали, и удостоверились, что вы вполне довольны, имея их на соответствующем по важности месте.
  Дэвид: О'кей, когда вы сказали это, материал вокруг начал перемещаться.
  Хорошо. Могут существовать части этой картины, которые вы хотите отодвинуть подальше; или же могут быть части, которые вы захотите подвинуть ещё ближе...
  Дэвид (кивая): Они придвинулись, О'кей. Теперь всё здорово, О'кей.
  Хорошо. Теперь, когда вы глядите на конфигурацию, кажется ли вам, что она будет на вас работать? Или же есть дополнительные уточнения?
  Дэвид: Такое впечатление, будто что-то не совсем правильно - это вроде бы действительно близко, но не совсем там.
  О'кей, поэтому потратьте время на то, чтобы это стало чётко видимым. Просто просмотрите всю эту штуку.
  Дэвид (смеётся): Привет, Аллен! Ты не совсем там, но... Я буду использовать твое правое плечо в качестве её угла... О'кей (закрывает глаза)
  А пока вы это делаете, я расскажу группе некоторые вещи, которые вы уже знаете... Вот о чем я хотела бы сказать: когда вы выполняете подобный процесс, то включение паттернов гипнотического языка в значительной степени облегчает человеку задачу. Вы говорите что-то вроде. "Вы можете позволить этому образу приблизиться, и заметить, когда он найдет нужное положение", (Дэвид кивает), так что вы предварительно предполагаете определённые вещи, которые не хотите ставить под сомнение - это сделало бы процедуру для человека труднее, чем необходимо. Это много легче, чем спрашивать: "Он в нужном месте?", потому что тогда они начнут сомневаться...
  Дэвид: О'кей. Когда я позволил этому работать, экран вон там расширился (он рисует перед собой обеими руками большой прямоугольник) в большой прямоугольник, разделённый на части. (Он делает резкие вертикальные движения рукой, перемещая её слева направо)... Так что это словно - (Его правая рука делает широкое движение слева направо перед ним, в то время как он тихонько свистит).
  То есть, он расширился.
  Дэвид: Да. Это довольно здорово.
  Походило ли это?..
  Дэвид: Да, после того, как я позволил этому... (широко разводит руки в стороны)...
  Увеличиться. (У-гу.) И это имеет смысл, потому что вы можете действительно полностью его рассмотреть и узнать, что там есть.
  Дэвид (кивая): У-гу. И у меня появляется теперь всевозможная странная кинестетика, (Обе руки вращаются чередующимися кругами в районе живота.) что-то вроде словно "Ух ты!" (Его голова и грудь подаются назад.)
  И единственная вещь, которую надо проверить - это является ли "странная кинестетика" странной в том смысле, что "Она отличается, у меня никогда так раньше не было". (Дэвид кивает: "У-гу") Потому что если это кинестетика, говорящая "Что-то не в порядке", тогда вы захотите внести дополнительные уточнения. И Дэвид конгруэнтно реагирует на сообщение: "Это просто что-то незнакомое". О'кей. Это часть, посвященная изменению.
  А теперь мы хотим провести проверку. (О'кей.) Это конкретное изменение немного труднее проверить, чем другие. Если вы можете тут же придумать что-нибудь реальное, - проверьте таким образом. Например, один человек понизил важность мнений окружающих и повысил важность исполнения того, что сам считал верным. Сразу после этого кто-то из его группы сказал ему, чтобы он что-то сделал: "Сделай это со своими субмодальностями", и его немедленной реакцией было: "Нет, я не думаю, что это правильно. Мне нужно сделать что-то другое". Это был незапланированный ход, но потом они осознали, что это оказалось прекрасной проверкой. То есть это один из способов, каким вы можете иногда проверить. С этим конкретным изменением мы так поступить не можем, но мы всегда можем проверить в воображении. Вообразите себя в ситуации, где могла бы проявиться эта разница. (Он закрывает глаза.) Это самая общая проверка, какую вы можете сделать. Пусть они отыщут контекст, в котором эта новая конфигурация вызовет изменение...
  Дэвид (кивает и улыбается, очень расслабленно): О'кей, есть.
  Что вы думаете? По-моему, выглядит неплохо.
  Дэвид: "Нет" выскочило действительно легко. Это был типичный телефонный звонок: "Ты мне сейчас нужен", и действительно быстрая проверка: "Нет, ты можешь позвонить тому-то и тому-то". (Он щелкает пальцами.)
  Великолепно. Да, и это тот тип автоматического сдвига, который вы получаете, когда критерии человека располагаются в новом порядке. Вам не требуется заставлять себя действовать по-другому, просто вы такой на самом деле. О'кей, попробуйте другой контекст, - я хочу провести тщательную проверку. (Он закрывает глаза, "О'кей, другой контекст") Другой контекст, в котором наличие этой новой конфигурации приведет к изменению... (О'кей)
  А как здесь?
  Дэвид: Удивительно, (смех)
  Это удивительно и восхитительно или?..
  Дэвид: Да. Я взял альтернативу, где кто-то дал мне возможность пойти и сделать что-то для самого себя. Обычно я отказываюсь и говорю, "Нет, у меня нет времени". А тут я делал это и думал: "Что я делаю?" (Поворачивает голову и смотрит вокруг) "Это не нормально". Так что это довольно приятно.
  О'кей, хорошо. А если вы можете подумать ещё и о третьем контексте... Три - это магическое число в НЛП...
  Дэвид (приподнимает голову и склоняет её вправо): Ну, это нечто, чего я уже давным-давно не видел, (смех) Я имею в виду, не видел лично, последний отпуск у меня был семь лет назад.
  Вы ещё хуже, чем мы!..
  Дэвид: Это здорово. Он только что вписался в мой календарь.
  О'кей, это мне нравится, и число три удовлетворяет моему критерию хорошей проверки. Поэтому спасибо.
  Дэвид. Спасибо вам.
  Теперь, ещё одна вещь, о которой я бы позаботилась, выполняя маневр такого рода - это убедиться, что он не уйдет слишком далеко в направлении "Теперь он собирается быть в отпуске 300 дней в году, а работать 65" (смех). Я не получила от него никаких признаков того, что он пойдет столь далеко. Он решил: "Я записываю дни отпуска в свой календарь, я ведь семь лет не имел отпуска". Это не похоже на "Я собираюсь пять лет не работать". Тогда бы я стала размышлять: "Что же я здесь наделала?" Так что, проделав с кем-то сдвиг, вы можете слегка проверить границы, чтобы убедиться, что он не зашел чересчур далеко. Если он перестанет работать, и перестанут поступать деньги, то у него возникнут трудности с проведением отпуска.
 Упражнение на сдвиг критерия
  Давайте вкратце повторим все шаги сдвига критерия, а потом вы сможете его проделать.
  1. Сначала возьмите уже выявленные вами субмодальные кодировки и определите, как они создают континуум. У Дэвида наиболее важной субмодальностью было расстояние: чем важнее критерий, тем ближе к нему он находился.
  2. Помогите вашему партнёру определить критерий, который он хочет сделать более или менее важным, и выясните, где он находится на его иерархии критериев. Не забудьте проверить экологию.
  3. Определив критерий, который ваш партнёр собирается сдвинуть, определите, где он хотел бы остановиться. Хочет ли он сделать его более важным, столь же важным или менее важным, чем некий другой критерий? Выясните, где на иерархии находится этот второй критерий.
  4. Потом медленно измените критерий соответствующим образом (близость, размер, яркость, цвет и т. п.). Отрегулируйте субмодальности так, чтобы критерий был закодирован на ту степень важности, которую человек хочет иметь. Например, если передвижение вверх делает нечто более важным, и ваш партнёр хочет сделать нечто более важным, пусть он возьмет репрезентацию критерия и позволит ей медленно подниматься до тех пор, пока она не займет нужное положение. Если он сортирует по размеру, он может позволить картине медленно увеличиваться до тех пор, пока она не станет в точности нужного размера, что позволит ему понять, что этот критерий так важен, как ему хотелось бы. Если он сортирует по аудиальной громкости, он может позволить звуку становиться громче до тех пор, пока тот не достигнет нужного уровня.
  Даже если человек не определил, по сравнению с чем он хочет сделать новый критерий более или менее важным, когда вы просите его передвинуть критерий на "нужное место" - обычно он интуитивно хорошо чувствует, где это место. Люди также сообщали, что если они передвигают новый критерий слишком быстро, то тут же знают, что дело заходит слишком далеко и отодвигают его назад, туда, где они ощущают больший комфорт. Они могут чувствовать, когда он не на месте, и это ощущение обычно является сигналом озабоченности экологией.
  Помните, что это изменение нужно делать медленно. Вы можете использовать жесты рук, чтобы помочь клиенту, но не идите дальше или быстрее, чем это делает он. Если он поднимает критерий, не позволяйте критерию взлететь быстро - чтобы он не стал важнее самой жизни. Если вы делаете это чересчур быстро, то "быть аккуратным" может, в конце концов, оказаться важнее, чем "оставаться в живых"! (смех) Это не экологично!
  Когда вы просите человека "приблизить критерий", то этот критерий приближается относительно других элементов на его иерархии критериев. Благодаря этому метод срабатывает. Иногда я добавляю к своим предварительным инструкциям, "О'кей, теперь у вас может быть ощущение, что все остальные ваши критерии тоже находятся там и являются частью континуума". Вы больше узнаете о том, как всё это работает, когда проделаете это упражнение.
 Тестирование
  У вас есть несколько возможных способов проверки своей работы. Первый - прерваться и на некоторое время заняться чем-то другим. Потом попросите клиента подумать о критерии, который он сдвинул. Как он ощущает его сейчас? Естественно ли его положение? Достаточно ли он высоко, или достаточно ли близко, или достаточен ли он по любому другому признаку, по которому клиент изменил его?
  Второй способ тестирования особенно важен, потому что он является одновременно и синхронизацией с будущим. Попросите клиента подумать о ситуации, которую изменит для него новый критерий, а затем поместите его в этот контекст и выясните, каковы его переживания. То ли это, чего он хочет? Это способ тестирования, который я проделала с Дэвидом. При любом способе тестирования вы, конечно, наблюдаете за несловесным подтверждением того, что вмешательство привело к изменению. Если у вас есть сомнения, или же вы хотите быть очень тщательным - проведите проверку в нескольких контекстах.
  Третья возможность - это организовать поведенческую проверку. Создайте ситуацию, в которой вы ожидаете изменения, вызванного сдвигом критерия и заметьте, что происходит.
  Хорошо, начинайте работать. Мы обсудим всё по окончании.
 Общий план упражнения
  1. Определите главную субмодальность, которая создаст континуум для иерархии критериев.
  2. Определите критерий, который собираетесь регулировать, и его нынешнее положение на континууме.
  3. Определите общее желаемое положение критерия на континууме.
  4. Медленно регулируйте критерий в направлении желаемого положения, пока не почувствуете, что это то, что нужно.
 Обсуждение
  Поздравляю! Я заметила, что многие из вас делали с этим очень симпатичные вещи. Давайте послушаем несколько благодарственных речей (смех). Как сказал мне Дэвид, он осознал, что его мозг продолжал делать новые перестановки и уточнения, чтобы выстроить проделанное нами изменение в линию более целесообразным, сознательным образом.
  Дэвид: Я всё ещё продолжаю проверять. Вещи тут и там меняются местами. И это изменение продолжает оставаться конгруэнтным моей временной линии в обоих направлениях. У меня есть пояс времени, который идет в прошлое (показывает налево) и в будущее (показывает направо). А потом мой день проходит от вершины до основания, и на континууме всё становится на место.
  Хорошо. Приятно осознавать продолжающуюся перестановку такого рода. Проводя этот сдвиг с самим собой или с кем-то ещё, в любом случае выделите время для дальнейших уточнений - не переходите немедленно к другой деятельности, которая была бы неконгруэнтной - либо сделайте приготовления, которые позволят им произойти на бессознательном уровне, как это делает Дэвид. Убедитесь, что может быть включено сознательное мышление и что оно готово ко всему, что вы собираетесь предпринять.
  Леа: Определив континуум у каждого члена группы, мы все решили, какой критерий мы хотим изменить и в каком направлении. Потом каждый дал инструкции своему бессознательному мышлению проделать соответствующие изменения. Позже мы проверили, и это сработало великолепно.
  Это прекрасная адаптация.
  Бен: Мой наименее важный критерий находился близко и спереди от меня, а самый важный был далеко! Я реагировал на то, что близко, даже если это было тривиально, и не реагировал на то, что было по-настоящему важно для меня, но находилось далеко! Когда я это понял, то сказал себе:
  "Что за бред", и развернул всё на 180 градусов.
  И это действительно изменило его состояние. Я побывала в группе Бена. Вы все понимаете, что он сделал? Вместо того чтобы просто изменять положение критерия среди кучи других, он развернул всю эту кучу вокруг оси - так, чтобы она была конгруэнтна тому, что он хочет, чтобы его мозг признавал важным. То, что важно, теперь близко, а тривиальные критерии находятся на большем расстоянии. Это здорово!
  Бен: Ещё я думаю, что знаю, как всё сложилось таким образом. Много лет назад у меня было переживание, которое мне не правилось, и это заставило меня перевернуть все свои критерии.
  Когда Бен рассказал мне это ранее, я попросила его проверить экологию прежде, чем сдвигать свои критерии. Я хотела, чтобы он проверил, не было ли в его прошлой организации чего-то такого, что породило это неприятное переживание, так как в этом случае было бы неэкологично вновь возвращаться к этой организации.
  Бен: Но это совсем не так. То, что есть сейчас, будет очень хорошо.
  Позвольте мне привести один интересный пример. Крис сделал "необходимость быть правым" менее важной - и, без какого-либо предварительного планирования, выскочил "юмор" и занял её место. Я подумала, что это очень хорошо. Юмор - это великолепно, и многие из нас могли бы совершить полезные изменения, увеличив его значимость в своей жизни.
  Фред: Я сдвигал важность "гибкости". Когда я начал делать её более важной, "гибкость" начала распространяться по всей системе вплоть до нижнего основания моей иерархии. Внезапно я получил гибкость во всех этих разнообразных участках.
  Таким образом, вы встроили гибкость во многие различные критерии. Очень хорошо. Это схоже с тем, что вон та группа сделала с "весельем". Это интересная вариация: не просто изменить критерий, но позволить ему пройти насквозь и подействовать на всю иерархию.
  Дэвид: В нашей группе мы использовали корреляцию между критериями и временной линией. Если Тим хотел, чтобы нечто стало более важным, он передвигал это сюда, в будущее, и оно автоматически вписывалось в щель. Если он хотел, чтобы нечто было менее важным, он передвигал это в прошлое.
  Билл: Занимаясь этим, я сделал поедание моркови более важным - и получил "должен". Я чувствовал, что я "должен" есть морковь, и что это действительно важно, - но мне это не нравилось.
  Поедание моркови - это поведение, а не критерий. Что важного для вас в том, чтобы есть морковь? Это что-нибудь вроде здоровья или хорошей физической формы? (Да.) Так что вы могли думать о том, чтобы сделать более важным ваше здоровье в целом. Это критерий. Когда вы это проверите, мне кажется, вы не получите "должен".
  Я заметила, что некоторые из нас пробовали сделать более важным конкретное поведение - вместо того, чтобы определить общий критерий, которому оно удовлетворяет, и сделать его более важным. Поведение конкретно и вплетено в контекст, например поедание моркови или выполнение большего количества домашней работы. Ценность определения и изменения критерия состоит в том, что вы получаете сдвиг, который будет влиять на человека в разных контекстах, и у вас появляется больше свободы выбирать, конкретное поведение, удовлетворяющее этому критерию.
  Вы можете подумать о том, над каким уровнем обобщения вы хотите работать. Если вы хотите изменить лишь конкретное поведение, то сохранить экологию сравнительно просто. Критерии, однако, находятся на следующем, более высоком уровне обобщения. Поскольку они проходят через контексты, то внесение изменения на уровне критерия будет иметь более сильное и устойчивое воздействие. Вследствие этого, вам нужно более тщательно проверять экологичность сдвига критерия.
  Вы можете также привнести сдвиг критерия только в определённые контексты будущего. Если я, например, хочу сдвинуть критерий только когда я работаю с клиентами, то я могу вообразить, что нахожусь в этом контексте, и осуществить сдвиг критерия на его фоне. Тогда, чтобы убедиться, что сдвиг критерия не претерпел чрезмерной генерализации, я могу вообразить, что нахожусь в другом контексте, и проверить мои критерии, чтобы убедиться, что они расположены в том порядке, в каком я хочу их там иметь. Вы генерализуете новый критерий точно так же, как любое другое изменение: вообразите использование нового критерия во всех различных контекстах, где он будет полезен - но не в других.
  Мэри: А как я узнаю, когда использовать этот метод?
  С вашей стороны требуется больше чувствительности, чтобы определить, когда делать сдвиг критерия. Входя с жалобой, клиент обычно не говорит: "У меня есть вот этот критерий, который мне нужно сделать менее важным". Он обычно жалуется на то, что чувствует себя плохо в каком-либо отношении. Собирая информацию, вы можете заметить определенную тему. Вы можете заметить, что во многом проявляется его недостаточно серьезное отношение к своему здоровью, или что для него чересчур важно быть правым, или сохранять контроль. Если вы видите один стереотип в разных контекстах, то это показатель того, что изменение критерия может принести пользу.
  Один из вариантов отношения к этому - собрать информацию и спросить себя: "Каковы здесь значимые критерии?" "Что произошло бы, если бы некоторые из них были более важными или менее важными?" Было бы это полезно для данного человека в отношении его проблемы?
  Мы бываем очень придирчивы к деталям во всех упражнениях этого тренинга, побуждая вас получать точную информацию о множестве субмодальностей, тщательно проверять их и так далее. Мы полагаем, что это ценный фоновый опыт, поскольку он позволяет вам получить полную мысленную репрезентацию того, как работают эти техники. После того как вы приобрели некоторый опыт собирания глубинной информации, вам часто не понадобится добиваться такой же детальности с клиентами, чтобы помочь им измениться.
  Более простой (но менее надёжный) способ проделать это с клиентом заключается в том, чтобы спросить: "Что является тривиальным? Что является средним по важности? Что имеет для вас огромную важность?" Потом получите критерии и выясните, как он эти критерии репрезентирует.
  Часто я просто прошу человека подумать о чем-то очень важном, и когда он получает к этому доступ, я наблюдаю за его несловесными знаками. Потом я прошу его подумать о чем-то тривиальном и наблюдаю снова. Человек почти всегда будет смотреть в два разных места - и это всё, что мне нужно. Поскольку большая часть людей сортирует иерархию критериев в пространстве, я могу быстро проверить это и не тратить полчаса на собирание детальной информации.
 
  [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
  Вы можете проделывать все эти техники "быстро и грязно" в реальном мире после того, как вы близко познакомитесь с ними. Сталкиваясь с трудностью, вы всегда можете вернуться и собрать более детальную информацию. Однако если вы начнёте изучать эти техники, выполняя их "быстро и грязно", дело кончится тем, что ваша работа будет неряшливой и неэффективной, вместо того чтобы быть точной и быстрой. Проходя технику очень медленно, по меньшей мере, несколько раз, вы получаете чрезвычайно ценный опыт, который сохранит вашу работу чистой и систематической.
 Позитивные versus негативные критерии
  Нашлось ли у кого-нибудь из вас время для исследования разницы между тем, чему человек идет навстречу, и тем, от чего он удаляется? Давайте быстро поиграем с этим всей группой. Подумайте о некоторых ваших позитивных критериях, о вещах, к которым вы тянетесь - таких, как "познание", "счастье", "личная безопасность" или "сохранение жизни". Заметьте субмодальности этих репрезентаций... Теперь сопоставьте это с репрезентациями тех же критериев, сформулированных негативно - как нечто, чего надо избегать: "невежество", "страдание", "опасность", "смерть". Каковы субмодальные различия между этими двумя сериями картин? На что веселее смотреть. На первый набор, верно?
  Джо: Вещи, к которым я тянусь, ярче, более цветные, трёхмерные. И это скорее фильмы, а не слайды.
  Так ли обычно обстоит дело и у всех остальных? Многие из вас кивают. Все эти отличительные признаки имеют тенденцию сочетаться с репрезентациями того, к чему вы стремитесь приблизиться. Позитивные - цветные, трехмерные и более подвижные. С другой стороны, критерии, сформулированные негативно - то, чего вы избегаете или от чего удаляетесь, - склонны быть туманными, неподвижными, менее цветными и т. п. Часто это исключительно черно-белые картины, без каких-либо аналоговых градаций. Ощущая угрозу, люди прибегают к ригидным, буквально "чёрно-белым" способам мышления, и теряют способность думать о чем-либо в терминах континуума. Большая часть их мыслительных ресурсов - таких как рассмотрение других альтернатив, или внимание к вариациям на континууме - попросту недоступна им, пока они не почувствуют себя в большей безопасности.
  Когда вы действительно в смертельной опасности и должны действовать быстро, будет полезно, чтобы ваш мозг выдавал вам очень простые чёрно-белые выборы. Однако, когда вы вне опасности, этот способ мышления оказывается жёстко ограничивающим.
  Это одна из причин, почему есть смысл формулировать хорошо оформленные цели позитивно. Подумайте, насколько глубоко вы меняете внутренний опыт человека, не делая ничего другого, а лишь используя такую рамку результата, которая фокусирует его внимание на том, чего он хочет, к чему стремится, а не на том, от чего он удаляется и чего не хочет.
  Нам было интересно обнаружить эти отношения между позитивно и негативно сформулированными критериями и субмодальными различиями между ними. Мы надеемся, что когда вы будете применять сдвиг критериев в вашей собственной и чужой жизни, то откроете другие полезные различия, и таким образом ещё лучше оцените эту полезную технику.
 Устранение навязчивостей
  У большинства людей есть какое-либо поведение или чувство, которое они обязаны иметь в определённом контексте. Например, некоторые люди обязаны поправить картину, криво висящую на стене. Они не могут хорошо чувствовать себя, оставив её висящей криво, даже если это чья-то чужая картина в чьем-то чужом доме. Некоторые люди чувствуют себя вынужденными есть шоколад; они не могут не есть его, если он оказывается поблизости. А если его нет рядом, они могут быть вынуждены пойти и купить его! Другим людям необходимо есть мороженое или хрустящие картофельные хлопья. Некоторым необходимо обязательно подобрать монетку, если они видят её на тротуаре, или проверять каждый телефон-автомат - нет ли там мелочи. Некоторые люди вынуждены читать газету от первой до последней страницы, даже вопреки своему желанию.
  Большинство таких навязчивостей довольно тривиальны, хотя любая навязчивость, связанная с едой, может иметь значительные последствия. То, что мы называем "взрывом навязчивости", позволяет уничтожать даже очень интенсивные, сильные навязчивости, часто за несколько минут, - поэтому это очень мощная техника. Мы хотим, чтобы вы сначала испробовали её на какой-нибудь тривиальной навязчивости. Потом, после того как вы изучите этот метод, вы сможете применить его к более существенным формам поведения и гораздо более значимым для вас реакциям. Взрыв навязчивости великолепно подходит для тех форм поведения или реакций, которые слишком интенсивны, чтобы их можно было легко убрать с помощью других техник, таких как метод взмаха.
  Разрушив навязчивость, вы по-прежнему будете способны совершать это действие; вы просто не будете принуждены к нему. Разрушив навязчивое желание есть шоколадные конфеты, вы по-прежнему будете способны их есть - вы просто не будете чувствовать тягу к этому. Однажды мы демонстрировали этот метод в работе с человеком, который хотел устранить навязчивую потребность немедленно отвечать на все записи на своем автоответчике. Впоследствии он по-прежнему быстро реагировал на большинство телефонных звонков. У него просто перестало подскакивать кровяное давление, если он откладывал ответ на звонок, который был менее важным.
  Вы можете использовать эту технику и для того, чтобы избавиться от навязчивой потребности чувствовать гнев или прибегать к насилию. Однако, обучаясь ей впервые, не выбирайте реакцию, связанную с насилием. Важно хорошо знать, что вы делаете, прежде чем использовать её для чего-либо подобного.
 Демонстрация: выявление субмодальных магнитов
  Мы собираемся сначала продемонстрировать, а потом обсудить, как и когда использовать этот метод экологичным путем. Для демонстрации, а также для последующего упражнения нам понадобится вполне тривиальная навязчивость; нечто, что вас действительно притягивает - но если бы вы избавились от этого поведения, то не пожалели об этом.
  Сначала мы быстро продемонстрируем, как выявить субмодальности, которые вызывают навязчивость. После того, как все вы проделаете это в упражнении, мы продемонстрируем, как использовать субмодальности для устранения навязчивости. Кто хотел бы узнать, как работает его навязчивость?
  О'кей, Рэчел, что вы вынуждены делать?
  Рэчел: Я вынуждена есть шоколадные сердечки. Меня к ним так и тянет.
  Есть что-то похожее, к чему вы относитесь нейтрально?
  Рэчел: Меня не особо привлекает печенье. Я могу как есть его, так и не трогать.
  Прекрасно. И вы не возражали бы, если бы эта навязчивость была разрушена, верно?
  Рэчел: Вовсе нет.
  Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы подумали о шоколадных сердечках и заметили, как они выглядят, когда вы думаете о них... А потом подумайте о печенье; заметьте, как оно выглядит в вашем воображении...
  Теперь проверьте субмодальные отличия. Что отличает то, как вы видите шоколадные сердечки, от того, как вы видите печенье?
  Рэчел: Шоколадные сердечки кажутся немного ближе. Они почти что выпрыгивают из тарелки. Мне кажется, что не вся картина ближе, а только сердечки. С печеньем такого нет.
  Хорошо. Какие ещё отличия вы замечаете?
  Рэчел: Шоколадные сердечки ярче, вокруг них почти что сияние. Это всё, что я замечаю.
  Есть ли какая-либо разница в том, как эти вещи звучат для вас?
  Рэчел: Нет. Нет, я не слышу ничего ни там, ни там.
  Есть ли какие-либо различия в кинестетической системе, кроме ощущения принуждения?
  Рэчел: Ну да, я чувствую, что меня тянет к ним.
  Это часть вашей реакции: чувство принуждения. Мы заинтересованы только в том, чтобы обнаружить любые кинестетические ощущения, которые, возможно помогают создать эту реакцию.
  Теперь у нас есть несколько отличий в субмодальностях, поэтому мы имеем некоторое представление о том, как мозг Рэчел кодирует "я вынуждена иметь нечто". В данном случае все субмодальности зрительные. Кодируя свои образы определенным образом, мозг Рэчел мгновенно знает, - просто глядя на образ - что она должна иметь, подобно сердечкам, а относительно чего у неё есть выбор, подобно печенью.
  Следующий шаг - это проверка, выяснение того, какое из этих субмодальных различий является наиболее важным "магнитом", создающим её компульсивную22 реакцию.
  Рэчел, посмотрите на образ шоколадных сердечек. Попробуйте сделать сердечки немного ближе. Заставьте их выпрыгивать из тарелки немножко больше. Это усиливает или ослабляет ваше принуждение есть сердечки?
  Рэчел (Её лицо розовеет, и она делает движения ртом): Да, мне сразу же больше хочется их.
  О'кей. Теперь отодвиньте сердечки назад в тарелку. Изменяет ли это вашу реакцию?
  Рэчел: Это позволяет мне не хотеть их так сильно.
  Теперь давайте попробуем изменить яркость. Сделайте шоколадные сердечки немного ярче. Изменяет ли это вашу реакцию?
  Рэчел: Изменяет, но не так сильно. По-моему, когда я заставила сердечки больше выпрыгивать из тарелки, они одновременно сделались и немного ярче. Если я просто делаю их ярче, то не чувствую большого изменения.
  То есть это показывает, что близость является ведущей субмодальностью; она направляет реакцию Рэчел, а также изменяет яркость. Давайте ещё кое-что проверим. Попробуйте усилить ореол...
  Рэчел: Это заставляет меня хотеть их больше, - но не так сильно, как тогда, когда я заставляла сердечки сильнее выпрыгивать.
  Попробуйте ослабить ореол...
  Рэчел: Это заставляет меня реагировать на сердечки немного меньше, но я всё равно их хочу.
  Теперь мы знаем, что ключевая субмодальность, которая "ведет" реакцию Рэчел, заключается в том, чтобы образ выпрыгивал ближе к ней и дальше от фона.
 Упражнение
  А теперь мы хотим, чтобы вы все проделали эту часть друг с другом. На этом этапе мы хотим, чтобы вы дошли досюда. Удостоверьтесь, что выбираете навязчивость, которую вы не прочь потерять - потому что после упражнения у вас её, возможно, уже не будет. Вы можете спросить себя: "Будет ли без этой навязчивости чего-нибудь не хватать в моей жизни?" Поскольку вы собираетесь от неё избавиться, мы хотим быть уверены, что вам без неё будет лучше.
  После того, как вы подумаете о своей навязчивости, подумайте о сходном поведении, которое вы не вынуждены выполнять. Если вы обязаны читать все комиксы, может быть, вы не должны читать все спортивные страницы. Если вы принуждены пить кофе, может быть, вы не обязаны пить чай - вы можете пить или не пить его. Если вы чувствуете чрезмерное принуждение мыть каждую тарелку на вашей кухне, может быть, вы не вынуждены подметать пол. Чем более схожи две формы поведения, тем лучше.
  Для некомпульсивного поведения обязательно выберите что-нибудь нейтральное. Не выбирайте чего-то такого, что вас отталкивает, потому что отвращение и привлекательность на самом деле очень схожи. И то, и другое - формы навязчивости; отличается только направление навязчивости: отталкивание вместо притяжения. Если вы принуждены есть шоколад, выберите какую-либо пищу, которую вы можете есть, но не чувствуете, что обязаны её есть. Не выбирайте пишу, которая вызывает у вас отвращение.
  Когда у вас будут эти два переживания - компульсивное и нейтральное - проделайте сравнительный анализ. Каковы отличия в субмодальностях, и какая субмодальность влечет навязчивость? Обязательно проверьте все системы восприятия. Обнаружьте отличие, которое меняет дело.
  Есть несколько способов проверить, какие субмодальности являются ведущими. Мы могли бы попросить Рэчел посмотреть на печенье - нейтральное переживание - и заставить печенье выпрыгивать из тарелки. Мы могли бы выяснить, вызывает ли это ощущение принуждения есть печенье. Если вы проверяете таким образом, то проследите, чтобы человек изменял каждую субмодальность понемножку и весьма медленно. Если он делает это чересчур быстро, вы можете внедрить новую навязчивость! Немного менее опасно проводить проверку, изменяя саму компульсивную реакцию, как это демонстрировали мы. Проверьте каждое субмодальное различие между нейтральным опытом и опытом навязчивости. Хорошо проверить это обоими путями - попросить человека сделать картину ярче... а потом тусклее.
  Хелен: Мы ищем единственную субмодальность?
  При навязчивостях одна субмодальность обычно ведёт другие. Если вы найдете две ведущие субмодальности - хорошо.
  Обязательно отыщите аналоговую субмодальность, которая вызывает навязчивость и которую вы можете непрерывно варьировать вдоль некой шкалы. Дискретная субмодальность не будет работать в этой технике. Позднее мы обсудим это детально.
  После того как вы определите субмодальные различия и выполните проверку, чтобы найти ведущую(-ие) субмодальность(-и), мы хотим, чтобы вы сделали ещё одну вещь, которую мы не демонстрировали. Выясните, можете ли вы устранить навязчивость простым ослаблением ведущей субмодальности. Предположим, вы находите, что ведущей субмодальностью для вашего партнёра является размер; когда мороженое становится больше, он хочет его сильнее. Я хочу, чтобы вы выяснили, не могли ли бы вы избавиться от этой навязчивости, просто делая мороженое меньше на вид. Вы уже знаете, что это временно ослабляло переживание вашим партнёром навязчивости, когда вы проводили проверку. Вопрос в том, можете ли вы устранить таким путем навязчивость навсегда. Попросите вашего партнёра увидеть, как мороженое становится меньше, до тех пор, пока он не сможет посмотреть на мороженое и сказать: "Нет, теперь меня к нему не тянет", или "Я могу съесть его, но не обязан". Потом, после того как в течение нескольких минут вы поговорите о чем-нибудь постороннем, проведите повторную проверку. Попросите его подумать о мороженом и выясните, чувствует ли он принуждение съесть его или же продолжает чувствовать себя нейтрально. Мы хотим, чтобы вы выяснили, устранит ли навязчивость одно лишь ослабление ведущей субмодальности.
  Поработайте над этим упражнением в течение десяти минут, а потом возвращайтесь для следующего шага.
 План упражнения
  1. Подумайте о какой-нибудь второстепенной навязчивости.
  2. Подумайте о чём-нибудь сходном, на что вы реагируете нейтрально.
  3. Определите субмодальные различия.
  4. Проведите проверку и найдите наиболее мощную "ведущую" субмодальность.
 Обсуждение
  Том: Я работал с Бобом, и когда я спросил его о субмодальных различиях, он сказал, что никаких различий не заметил.
  Если ваш партнёр не замечает различий - есть несколько других способов обнаружить важные субмодальности. Вы можете спросить: "Что вам нужно сделать с картиной навязчивости, чтобы это заставило вас хотеть её больше?" Часто человек просто скажет вам: "Если я делаю её больше - я хочу её сильнее".
  Другой способ - сделать так, чтобы он попробовал сопротивляться навязчивости. Сначала подготовьте сцену. Если это шоколадные конфеты, вы можете сказать: "Вообразите тарелку шоколадных конфет прямо перед собой. Теперь повернитесь и отойдите от неё... Что происходит?
  Хотите ли вы шоколадные конфеты сильнее? Как вы узнаете, что хотите их сильнее?" Обычно, уходя, он почувствует усилившееся желание, и вы можете попросить его заметить, что происходит с образом, когда желание усиливается. Обычно помещёние человека в сценарии, который преувеличивает желание, делает магнит более очевидным. Некоторые люди уступают своим навязчивостям настолько быстро, что у них нет времени осознать, что их к этому побуждает.
  Один из ключей для того, чтобы помочь кому-либо получить доступ к навязчивости, - что дало бы вам нужную информацию - заключается в том, чтобы самому войти в состояние, подобное навязчивости именно этого типа. Если вы испытываете отношение типа "гм-гм", и действуете холодно и отстранение, как если бы вас не волновал объект навязчивости вашего партнёра - ваше несловесное поведение будет подталкивать его к диссоциированию от опыта и ослабит его реакцию. Это затруднит достижение им компульсивной реакции. Если вы передаете "состояние навязчивости" через все ваше несловесное поведение, он с большей вероятностью войдет в это состояние вместе с вами. "Что вы должны сделать с этим образом, чтобы это заставило вас хотеть его больше, так чтобы у вас слюнки потекли из-за этого страшно вкусного куска шоколада?"
  Часто ведущим в результате окажется субмодальное различие "фигура/фон". В случае с Рэчел шоколадки становились ближе, в то время как тарелка оставалась на прежнем месте. Шоколадки были также окружены ореолом, который отделял их от фона.
  Если человек не находит ничего такого, что принуждало бы его визуально, проверьте другие системы восприятия. Есть ли что-нибудь аудиальное или кинестетическое? Во время упражнения Чарльз говорил: "Я не вижу. Я не замечаю каких-либо отличий. Я не могу обнаружить, как изменить способ, которым это на меня воздействует". Я создала для него несколько сценариев, но мы не могли ничего найти. Я проверила несколько стандартных субмодальностей: "Сделайте это больше, пододвиньте ближе", но ни одна из них не оказала никакого влияния. Потом я спросила: "Ну ладно, а слышите ли вы что-нибудь?", и он мгновенно осознал голос. "Сделайте его громче". "О, да, это действует!" Таким образом, если человек не замечает никаких визуальных отличий, попросите его проверить другие системы восприятия.
  Рут: Я вынуждена пить кофе, и мне кажется, что это чисто кинестетическое. Такое возможно?
  Такое возможно, но не очень вероятно. Обычно, когда люди говорят вам "Это чисто кинестетическое" - они говорят о самом ощущении желания. Мы знаем, что это является ощущением. Мы же хотим знать, "Как ваш мозг порождает это ощущение желания? Вы, вероятно, не испытываете этого ощущения, думая о том, чтобы хлебнуть моторного масла. В чем отличие?" Обычно отличается сам образ кофе.
  Если кинестетическое чувство является магнитом для вашей навязчивости пить кофе, то ощущением, которое вам нужно будет определить, должно быть тактильное или проприоцептивное чувство - ощущение кофе у вас на языке или во рту, - а не результирующее мета-ощущение желания.
  У одного курильщика было странное тактильное ощущение, которое начиналось у него в шее, ползло вверх, ударяло в голову и начинало его накрывать. Критической субмодальностью была распространённость ощущения: когда оно распространялось шире, навязчивое желание курить становилось сильнее. Когда я попробовала это на себе, мне это тоже не понравилось! Если бы я испытывала это ощущение, я могла бы даже закурить! (смех) Это тактильное ощущение отличалось от чувства желания. Если вы получаете телесное ощущение, проведите проверку, чтобы удостовериться в том, что ощущение может быть использовано для создания желания, а не просто является ещё одним описанием самой этой реакции.
  Что происходило, когда вы пробовали просто ослабить ведущую субмодальность для устранения навязчивости? Удалось ли кому-нибудь из вас сделать это?
  Мужчина: Я мог ослабить её ненадолго. Но всегда казалось, что чувство навязчивости наползает обратно.
  Это то, что обычно происходит. Если вы в состоянии навсегда устранить её простым ослаблением ведущей субмодальности, то это, возможно, было вовсе не то, что мы называем навязчивостью. Возможно, это было что-то более слабое, ближе к желанию. Если кому-то из вас удалось навсегда устранить "навязчивость" простым ослаблением ведущей субмодальности, возьмите какую-либо другую навязчивость и продолжите упражнение.
  Большинство из вас точно определили, что управляет вашими навязчивостями, и вы сделали это очень тщательно. Это необходимо, когда вы впервые учитесь технике. Исследование её требует времени. Проделав это несколько раз, вы научитесь быстро определять ведущую субмодальность, наблюдая за клиентом, и вам не понадобятся проверять такой большой ряд субмодальностей.
  Спрашивая о субмодальностях, следите за точностью языка. Спрашивайте в точности о том, что вы хотите узнать. Если вы скажете: "Сделайте это больше. Теперь что вы думаете?" - это будет недостаточно конкретно. "О, теперь мне это действительно нравится". Это не то, что вы хотите узнать. Вы хотите узнать, "Когда вы делаете это больше, вынуждены ли вы хотеть этого больше; в большей ли степени вы чувствуете принуждение?" Следите за тем, чтобы точно спрашивать о той реакции, которая вас интересует. Вас не интересует, вызывает ли изменение какую-нибудь другую реакцию. Анне больше нравился образ мороженого, когда она делала его больше, но она не чувствовала усиления принуждения съесть его. Иногда человек изменяет картину и внезапно огорчается или чувствует какую-либо другую эмоцию. Это может быть более интенсивная реакция, но это не та реакция, о которой вы должны узнать.
 Навязчивости
  Навязчивости обычно имеют следующую последовательность из четырех элементов:
  1. Репрезентация объекта навязчивости. Обычно она бывает зрительной, реже слуховой или кинестетической. Она позволяет человеку знать, что пришла пора ощутить навязчивость.
  2. Субмодальное искажение репрезентации. Человек изменяет свою внутреннюю репрезентацию определенным образом. Несмотря на то, что в изменение может быть вовлечено более одной субмодальности, и оно может происходить в любой или во всех системах восприятия, обычно существует единственная аналоговая субмодальность - часто зрительная - которая запускает навязчивость и делает её принуждающей.
  3. Ощущение навязчивости. Это кинестетическое мета-ощущение вынужденности делать что-то при отсутствии какого бы то ни было выбора.
  4. Компульсивное поведение. Чувство навязчивости часто ведет к поведению, которое человек вынужден выполнять, - например, грызть ногти, есть конфеты и т. п. Если вы имеете дело с более обобщенной эмоциональной реакцией типа гнева, не исключено, что у человека отсутствует какая-либо конкретная поведенческая реакция.
 Демонстрация: устранение навязчивости
  Теперь давайте продолжим и продемонстрируем Взрыв Навязчивости. Для устранения навязчивости мы воспользуемся уже собранной вами ранее информацией. У кого есть навязчивость, от которой он хотел бы избавиться?
  Фред: У меня.
  Ваши ведущие субмодальности уже определены? (Да.) Идите сюда. Мы можем узнать содержание?
  Фред: Конечно. Я люблю фисташки. Я даже не могу говорить о них без того, чтобы у меня не текли слюнки.
  Хорошо. Что вы должны сделать, чтобы заставить себя хотеть их сильнее? Вы ведь уже хорошо это умеете, верно? (Фред вздыхает, и глядит вверх.) Вы что-то видите, верно? Что вы делаете с образом, чтобы заставить себя хотеть его больше?
  Фред: Я добивался всё более и более резкой фокусировки.
  И это действует? Похоже, да! Проверял ли ваш партнёр какие-либо другие субмодальности?
  Женщина: Да. Когда мы попросили его взять одну фисташку крупным планом и сделать её очень большой - это изменило ситуацию.
  Хорошо. Были упомянуты три субмодальности: фокус, крупный план и размер. Я должна сделать следующее: либо найти ту единственную, которая заставляет остальные включаться автоматически, либо найти наиболее значимую. Фред, что вы видите в самом начале - картину с целой кучей фисташек, или одну фисташку, или что?
  Фред: Это полная тарелка.
  О'кей, тарелка, полная фисташек. Я хочу, чтобы вы взяли одну фисташку крупным планом... Да, наблюдая за ним, мы видим, что крупный план вызывает сильную реакцию.
  Теперь верните её обычный вид, а затем увеличьте весь образ. Обратите внимание на свою реакцию.
  Фред (низким, задыхающимся голосом): Вы имеете в виду... увидеть больше фисташек?
  Это не то, что я имела в виду, но вы можете попробовать и это. Что происходит, когда вы это делаете?..
  Фред: К моему удивлению, это не очень существенно меняет дело.
  Мы не получаем того же несловесного ответа, не так ли? Он не выглядит принужденным в той же степени. Теперь, Фред, попробуйте взять эту тарелку фисташек и сделать каждую из них больше... Это тоже не заставляет его реагировать столь же сильно, как крупный план. Теперь верните фисташкам обычный размер, и сделайте тарелку фисташек очень отчетливой...
  Нет, это тоже не действует. Давайте проверим другую субмодальность. Возьмите тарелку фисташек и подвиньте её ближе, вместо того чтобы брать крупный план.
  Фред: Я даже чувствую их запах, когда делаю это!
  Но заставляет ли это вас хотеть их сильнее? Нас не интересует, можете ли вы чувствовать запах...
  Фред: Нет, я не хочу их сильнее.
  Именно крупный план достает вас, не так ли? У всех слюнки текут! Нам следовало делать это перед обедом.
  Фред: Я съел сэндвич с фисташками (смех)
  Прежде чем мы взорвем вашу навязчивость, я хочу, чтобы вы знали, что у вас по-прежнему будет возможность есть и получать удовольствие от фисташек, когда вы этого захотите. Просто вы не будете вынуждены делать это. При этом условии, уверены ли вы, что хотите устранить свою навязчивость, или же она столь приятна, что вы хотели бы сохранить её навсегда?
  Фред: Нет, нет, нет. Я не могу иметь фисташки поблизости от себя, потому что обязательно съем их все за один присест. Я бы хотел иметь способность хранить их в доме.
  О'кей. Теперь, Фред, у вас есть образ тарелки с фисташками, верно? Вот что я хочу от вас. Возьмите образ тарелки и очень быстро возьмите одну из фисташек максимально крупным планом, чтобы заставить себя действительно хотеть её. Потом начинайте снова с картины целой тарелки фисташек, и снова быстро возьмите крупный план.
  Я хочу предупредить вас, что когда вы станете делать это, то это усилит ваше чувство навязчивости. Если в какой-то момент вы почувствуете, что оно становится таким интенсивным, что вы не можете его выдерживать - это означает, что вы всё делаете правильно, и вам осталось ещё совсем немного.
  Продолжайте брать одну из фисташек крупным планом до тех пор, пока вы не захотите её сильнее, чем когда-либо раньше. Повторяйте это до тех пор, пока вы не заметите качественный сдвиг в вашей реакции... Быстрее, быстрее...
  Правильно, ещё быстрее, до тех пор, пока вы уже не сможете делать этого ещё быстрее - Правильно. Прекрасно! Мгновение назад что-то немного сдвинулось, верно?
  Фред: Чересчур большая. Она становится чересчур большой и уходит. И взять больше нечего.
  Можно описать это и так. Теперь давайте поговорим немного, а потом проведём проверку.
  Фред: А может, кто-нибудь сходит за фисташками? (смех)
  Хорошая мысль: мы устроим настоящую проверку! Когда вы думаете о фисташках сейчас, вы их хотите?..
  Фред: Нет. Я не могу получить крупный план. Я просто вижу теперь полную тарелку. Обычно я вижу тарелку, а затем беру одну из фисташек крупным планом и хватаю её. Но сейчас я просто вижу тарелку.
  Вы уверены? Постарайтесь вернуть крупный план.
  Фред: Может быть, я мог бы над этим поработать, (смех)
  Сэлли: Что, если бы тарелка фисташек была вверху и сбоку от вас?..
  Фред: Что-то стало другим.
  Сэлли: Изменилась локализация образа. Она была другой до того, как он взял крупный план.
  Хорошее наблюдение. Когда он визуализирует фисташки сейчас, он смотрит в другое место, чем прежде. Это дополнительное подтверждение. Фисташки сейчас находятся там, где был образ, не вызывающий навязчивости. Кто-нибудь знает, где достать немного фисташек?
  Фред: Их можно купить внизу, на первом этаже отеля.
  Хорошо. Мы купим их и попробуем сегодня после обеда! Есть ли у кого-либо вопросы к Фреду?
  Билл: Фред, какими были ваши внутренние ощущения, когда вы делали взрыв?
  Фред: Я видел тарелку и брал крупным планом какую-нибудь одну, особенно отчётливую фисташку. И чем больше я делал это, тем больше чувствовал, будто что-то как бы удерживает меня.
  А потом что случилось?
  Фред: Ну, Это не было приятным ощущением. Та фисташка становилась всё больше и больше, и каким-то образом достигла такого размера, что не выглядела больше естественной.
  Это типичное описание перехода порога. У вашего мозга есть порог с обоих концов спектра. Давайте возьмем пример кого-нибудь, кто вынужден есть шоколад, и ведущую субмодальность - размер. Если его картина шоколада очень маленькая, она выглядит просто как чёрное пятнышко и не будет оказывать воздействия. Небольшое увеличение картины позволяет человеку переступить нижний порог, когда мозг узнает её как нечто, к чему есть принуждение. Увеличивая размер, он чувствует всё большее и большее принуждение до тех пор, пока шоколад не выглядит слишком большим и его реакция переходит верхний порог. Когда шоколад слишком большой, его мозг больше не опознает его как нечто, что он принужден иметь. Теперь его мозг смотрит на картину и помещает её в другую категорию, вроде "нелепый" или "огромный". Если вы делаете это достаточно быстро, сдвиг становится необратимым.
  Когда мы впервые познакомились с этим методом, Стив использовал его, чтобы взорвать свою навязчивость читать комиксы. Он вынужден был читать комиксы от корки до корки, даже те, которые ему не нравились. Если он пробовал отложить тот, который ему особенно не нравился, обычно вокруг этого комикса как бы вырастала серая, похожая на плесень субстанция. Чем дальше он удалялся от этого комикса, тем больше было плесени, и тем больше Стива тянуло обратно к комиксу. Поэтому он заставил её расти больше и больше, очень быстро, до тех пор, пока она полностью не перестала его принуждать. Потом он вернулся обратно и произвел проверку; когда он пропускал какой-нибудь комикс, который его не интересовал, то над комиксом как бы появлялся маленький черный контур сгнившей плесени. Его переживания изменились раз и навсегда.
  Взрыв Навязчивости - это пример техники порога, в котором вы берете очень сильную реакцию и усиливаете её, вместо того чтобы пытаться её ослабить или устранить Вы усиливаете её так значительно и так быстро, что в определенной точке она переходит порог и "лопается". Это очень похоже на надувание воздушного шара. До некоторого момента каждый ваш вдох делает шар больше. Однако если вы продолжите вдувать воздух в шар, он, в конце концов, лопнет. После того как он лопнул, вы не можете вернуть шар, забрав назад последнюю порцию воздуха. В действительности вы вообще не сможете восстановить его без очень больших трудностей! Другим примером является перегибание куска металла или проволоки до тех пор, пока они не переламываются. После того как они сломались, вы не можете вернуть этот кусок проволоки простым её разгибанием.
  Есть два способа произвести взрыв:
  1. Одноразовое усиление субмодальности
  2. Многократный метод храповика.
  Первый способ заключается в том, чтобы быстро усилить ведущую субмодальность до такой крайней степени, что кинестетическая реакция пересекает верхний порог и лопается - как это сделал Стив. Если бы ведущей субмодальностью Фреда был размер, он мог бы взять ту тарелку фисташек и очень быстро сделать картину больше и больше, до тех пор, пока реакция не лопнула бы.
  Метод храповика, который я использовала с Фредом, на самом деле является многократным быстрым последовательным повторением первого метода. В этом случае вы берете ведущую субмодальность и усиливаете её очень быстро. Потом снова начинаете с картины в первоначальном состоянии и снова быстро усиливаете субмодальность. Вы делаете это снова и снова быстро и последовательно, чтобы усилить кинестетическую реакцию принуждения. В качестве примера давайте предположим, что магнитом навязчивости является яркость. Я начинаю с того, что заставляю человека увидеть образ, а потом быстро увеличить яркость. Потом я хочу, чтобы человек мгновенно увидел образ с первоначальной яркостью и постепенно опять сделал его ярче. Вы быстро повторяете это раз за разом очень быстро, до тех пор, пока что-то не лопается. После взрыва его реакция изменяется, и он больше не испытывает принуждения.
  Это очень похоже на использование автомобильного домкрата. Вы нажимаете на рычаг домкрата, и машина немножко приподнимается. Вы снова жмете на рычаг домкрата, и машина приподнимается ещё немножко. С каждым нажатием рычага машина поднимается выше и выше. Рычаг домкрата подобен субмодальности, с которой вы работаете с помощью метода храповика: размеру, яркости и т. п. Поднимающаяся вверх машина соответствует усилению вашего кинестетического ощущения принуждения. В обоих методах мы очень быстро усиливаем реакцию хотения чего-либо до тех пор, пока человек не переступает через порог и его реакция не разрушается. Когда навязчивость человека лопается, сдвиг обычно можно заметить и снаружи. Вы можете увидеть, как его несловесная реакция всё более усиливается, а потом внезапно перестает усиливаться и начинает ослабевать.
  В обоих методах вы варьируете субмодальность вдоль шкалы, чтобы усилить кинестетическую реакцию. Вот почему вам необходима аналоговая, а не дискретная субмодальность.
  Инерция, или длительность, в кинестетической системе - вот что заставляет работать метод храповика. Вы можете изменять внутренние образы или звуки очень быстро, без того чтобы рядом продолжал болтаться старый образ. Однако если вы испытываете действительно сильное ощущение, требуется гораздо больше времени, чтобы совершить сдвиг к какому-либо другому ощущению. Интенсивные эмоциональные состояния сопровождаются большим количеством гормональных и химических изменений, и вашему телу требуется некоторое время, чтобы вернуться к нейтральному состоянию. Предположим, к примеру, вы убеждены, что находитесь в смертельной опасности, и ваше тело начинает вырабатывать адреналин. Если потом вы понимаете, что на самом деле никакой опасности нет, всё равно вам требуется какое-то время, чтобы успокоиться кинестетически.
  Поскольку ощущения имеют тенденцию к продолжительности, у вас есть время на то, чтобы очень быстро возвращаться к маленькой картинке и вновь, вновь и вновь делать её больше. Каждый раз, когда вы увеличиваете размер картины, ваши ощущения стартуют на том самом месте, где вы остановились перед этим, и становятся всё сильнее.
  Сэм: Поэтому медленно ничего не получится?
  Верно. Вы увеличиваете интенсивность навязчивости и можете только ухудшить её!
  Фред: Если бы вы сделали это медленно, то я думаю, это заставило бы меня хотеть фисташек сильнее, потому что каждый раз, когда мы экспериментировали с моими субмодальностями - уф! у меня слюнки текли, и я хотел, чтобы картинка продолжала приближаться.
  Люди часто совершают ошибку, продвигаясь слишком медленно. Делая это чересчур медленно, вы можете кончить тем, что усилите навязчивость человека и оставите его с этим: "О-о! Теперь я действительно хочу фисташек!"
  Фред: И вы тоже, а? (смех)
  Таким образом, если взрыв не работает, - вероятно, вы не побуждаете человека действовать достаточно быстро. Ну, а как вы можете сделать так, чтобы человек действовал быстро?
  Деннис: Говоря быстрее и быстрее.
  Верно. Если вы говорите о-оч-че-ен-нь ме-ед-дл-ле-ен-но, человек, возможно, не переступит порог. Вы можете также обозначить скорость с помощью быстрого жеста рукой или звука. Вы можете щелкнуть пальцами, или сказать: "Очень быстро - пффф!", или сделать что-нибудь другое, что позволит ему узнать, что "быстро" означает долю секунды! "Быстро" не означает пять секунд в сравнении с пятью годами. Несловесный сигнал может передать особое субмодальное изменение так же, как и скорость. Если вы хотите, чтобы он придвинул картинку поближе, можете поместить свою руку туда, где картина должна быть вначале, повернуть к нему ладонь, чтобы репрезентировать картину, а затем быстро приблизить к нему свою руку. Вы можете сказать:
  "Позвольте вашей картинке быстро приблизиться к вам, вот так". Если вы хотите, чтобы он сделал картину больше, вы можете с помощью обеих рук изобразить рамку маленькой картинки, а потом быстро раздвинуть руки в стороны, расширяя рамку. Затем вы можете использовать эти жесты и звуки как якоря, чтобы помочь вашему партнёру сделать это быстро. Полезно также использовать структуры гипнотического языка, чтобы дать понять, что процесс начнет всё больше ускоряться сам по себе.
  Демонстрируя этот процесс, вы можете быть не очень серьёзным - это даст вашему партнёру разрешение тоже вести себя не очень серьёзно. Возможно, чтобы перейти порог, ему понадобится вести себя не вполне обычно.
  Билл: Как вы решаете, какую технику взрыва использовать: однократное наращивание или метод храповика?
  Некоторые субмодальности могут увеличиваться без ограничений. Одна из них - это размер; теоретически вы можете увеличивать и увеличивать размер, не останавливаясь. Обычно вы можете взорвать этот тип навязчивости простым увеличением соответствующей субмодальности до тех пор, пока реакция не лопнет.
  Однако другие субмодальности можно изменять в определенном направлении только до некоторой границы. Крупный план, например, можно брать лишь до определенного предела. С подобной субмодальностью вам, вероятней всего, понадобится метод храповика. Вы всегда можете испробовать однократное наращивание, а потом подождать немного и сделать проверку. Если навязчивость ещё не разрушена, вы можете продолжить и воспользоваться методом храповика.

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу