<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Удачная находка. Ранее вы обнаружили, что искорки усиливают состояние - и, вероятнее всего, яркие искры поднимут вас "вверх", а не опустят "вниз". Конечно, есть ещё много вариантов, которые вы можете испробовать; и некоторые из них могут сработать ещё лучше.
 Регулирование последовательности
  До сих пор мы изменяли или добавляли субмодальности, но оставляли без изменения последовательность. Чтобы изменить состояние, вы можете также изменить саму последовательность своего опыта. Например, Стэн, что произошло бы, если бы покалывание на верхней губе возникало сразу после того ощущения в позвоночнике?..
  Стэн: Это действительно кажется немного сильнее; меняется весь этот набор ощущений в позвоночнике, и опущение высоко в голове. Это поднимает интенсивность на новый уровень. Когда я это делал, вибрации восходили, поднимались.
  Это точно выглядит по-другому. Что, если бы сначала вы ощутили давящую маску вокруг глаз, а потом перешли к ощущениям в позвоночнике?..
  Стэн: Это не помогает.
  Это ослабляет реакцию; и вы можете удостовериться в этом наружно, наблюдая его несловесное поведение. С этим сдвигом он не входит в состояние столь же далеко. Что, если бы вы почувствовали сначала тепло, потом лёгкость, а потом вибрацию?..
  Стэн: Когда сначала вибрация - это работает лучше всего.
  О'кей, испробуйте вибрацию сначала... Это выглядит действительно здорово! Некоторые из пробуемых вами вариантов усилят состояние, а другие ослабят его. И опять же, это - лишь некоторые примеры того, как вы можете изменить опыт с помощью новой последовательности.
 Сжатие последовательности
  Когда вы изменяете последовательность шагов, часто происходит одна вещь, - а именно, весь процесс начинает происходить быстрее. Часто, когда он укладывается в более короткий промежуток времени, интенсивность нарастает. Чтобы усилить интенсивность, вы также можете просто быстрее пройти исходную последовательность. Когда мы предложим Стэну проходить через неё ещё и ещё, он обнаружит тенденцию делать это автоматически. Настоящий наркотик может подействовать через десять или пятнадцать минут; но после того, как мы выявили последовательность, Стэн может пройти через всю неё за несколько секунд. Когда он сделает это несколько раз, она выстроится в линию и станет бессознательной. Довольно скоро ему достаточно будет получить доступ к первоначальному ощущению, - и остальная часть последовательности произойдет автоматически; это будет похоже на скольжение по волне.
  Стэн, есть ли у вас какие-либо конкретные вопросы? Возможно, вы подумаете о случаях, когда вам хотелось бы достичь этого состояния. Есть ли у вас какие-либо вопросы о том, как это сделать?
  Стэн: Нет. Я думаю, вы уже показали мне, как.
  О'кей. Большое спасибо. Позвольте мне повторить шаги этого процесса.
 План: получение доступа к кинестетическим состояниям
  А. Извлечение данных
  1. Получите доступ к последовательности размельченных кинестетических ощущений.
  2. Определите, какие зрительные и слуховые субмодальные сдвиги происходят на каждой стадии этой кинестетической последовательности.
  Б. Перестраивание
  3. Измените, добавьте или исключите субмодальности в последовательности.
  4. Измените порядок в последовательности.
  5. Сожмите последовательность, чтобы она прокручивалась быстрее.
 Мозг - детектор совпадений
  Насколько нам известно, эта техника работает следующим образом. Мозг - детектор совпадений. Миллиарды крысо-, собако- и психолого-часов были истрачены на то, чтобы выяснить, что близость в пространстве и времени является самой существенной детерминантой обучения. Ваш мозг усвоит любую последовательность событий, происходящих близко в пространстве и времени.
  Многие ли из вас видели фильм "Весь я"? В нем есть гуру из Гималаев, который никогда не видел унитаза с водой. Когда он нажимает на ручку, вода булькает и случайно звонит телефон. Он спускает воду снова, и снова звонит телефон. Его чувство времени оказывается великолепным: каждый раз, когда он спускает воду в унитазе, звонит телефон, и он продолжает делать это. Конечно, в конце концов, телефон перестаёт звенеть, и он смотрит на унитаз, как если бы тот сломался! Это глупый пример, но это именно то, что мы делаем, когда соединяем два внешних события, которые происходят близко во времени.
  В одном эксперименте на голубях по оперантному обусловливанию Скиннер бросал пищевой шарик в клетку каждые несколько секунд, независимо от того, что делал голубь. Любое действие, которое случайно в это время делала птица, получало подкрепление. Так что, если она стояла на одной ноге или поднимала крыло, она потом старалась повторить это поведение. Через десять секунд, когда шарик падал снова, это поведение подкреплялось ещё сильнее. Он получил несколько чудесных, забавных, "суеверных" голубей, потому что мозг голубя, как и наш мозг, является детектором одновременности, - в этом случае соединяя внешнее событие с внутренней поведенческой реакцией.
  Недавно было открыто, что мозг может даже обусловливать иммунную реакцию. Экспериментаторы обусловливали у мышей иммунную реакцию на запах. Мыши имели имплантированную трубочку, через которую экспериментатор мог вводить им небольшую порцию бактерий, которые провоцировали иммунную систему, в то же самое время подавался запах. Иммунная система реагировала и подавляла бактерии. Экспериментаторы делали это пять или шесть раз, используя анализы крови, чтобы оценить, как реагировала иммунная система. Потом они подавали один только запах, и иммунная система реагировала точно так же, как когда она провоцировалась бактериями! Уже один этот эксперимент имеет колоссальные приложения для всех заболеваний, в которых, как известно, иммунная система подавлена либо гиперактивна - аллергии, рак, аутоиммунные заболевания типа ревматоидного артрита и т. д.
  Другим подтверждением этого является то, что аллергии часто можно излечить с помощью доступа к ресурсному состоянию, в котором человек не реагирует на аллерген, и его якорения. Множество совпадений, которые ваш мозг замечает и на которые реагирует, являются полностью бессознательными. Они являются реакциями, которые Милтон Эриксон часто называл "то, что вы знаете, но не знаете, что вы это знаете".
 Наркотики и якоря
  Поскольку ваш мозг является детектором совпадений, он замечает, что каждый раз, принимая определённый наркотик, вы получаете определенный набор кинестетических ощущений. Эти конкретные ощущения в этой конкретной последовательности возникают только тогда, когда вы испытываете эту физиологическую реакцию на наркотик. Поскольку наркотики прямо влияют на вашу физиологию, они являются якорями, которые срабатывают каждый раз. Одна из причин того, что наркотики столь популярны, состоит в том, что они надёжны. Независимо от того, что ещё происходит или продолжается вокруг вас, - когда вы принимаете данный наркотик, он дает эффект.
  Разумеется, это - сверхобобщение, поскольку ваша физиология в разные моменты прореагирует по-разному. Приняв успокаивающее после того, как выпили пятьдесят чашек кофе, вы получите другую реакцию, чем, приняв его после долгого трудного дня, в течение которого вы не принимали никаких стимуляторов. Если некто идет на операцию в очень взвинченном состоянии, то в его кровяном русле уже есть так много адреналина и других вещёств, что анестезиологу придется использовать гораздо большие дозы наркотиков, чтобы усыпить его - что может увеличить вероятность вредных побочных эффектов.
  Мы знаем нескольких анестезиологов, которые находят время поговорить с пациентами за день перед операцией. Они ставят якоря на расслабление и успокоение, а потом на следующий день используют эти якоря по пути в операционную. Когда они делают это, им часто требуется использовать лишь половину обычной дозировки анестетиков.
  Также существует много индивидуальных различий в реакции на наркотики. Одной нашей подруге требуется гораздо больше времени, чтобы отреагировать на наркотики, - но когда она реагирует, её реакция более интенсивна. Однажды она предупредила об этом врача: "Не делайте мне второй инъекции только из-за того, что я не отключилась в положенное время". Но когда она не потеряла сознание в положенное время, он всё же сделал ей вторую инъекцию. Через сорок восемь часов она пришла в себя - к счастью.
  Несмотря на эти различия в реагировании, наркотики являются очень сильными якорями состояний. Наркотик вводит вас в определённое состояние. Когда он это делает, вы получаете все те разнообразные переживания, являющиеся признаками, указывающими на физиологические сдвиги. Воссоздавая эти признаки, вы можете воссоздать сдвиг состояния, не прибегая к наркотику.
  Изменяя признаки или их последовательность, вы можете интенсифицировать это состояние или умерить его. Возможно, вы хотите получить кайф, но не такой сильный кайф. Иногда, принимая наркотик, люди "отключаются" полностью - они становятся шумными и дикими. Состояние Стэна было более спокойным, гораздо более внутренним.
  Когда вы хотите, вы можете также изменить характер наркотического состояния. Может быть, вы приняли наркотик, и он далеко увёл вас внутренне. Возможно, внутри у вас были очень интересные картины, - но вы хотели бы время от времени быть чуть-чуть более внешним, чтобы иметь возможность взаимодействовать с окружающими. Экспериментируя, вы можете найти субмодальные сдвиги, которые дадут вам этот эффект.
 Мельчение
  Этот процесс мельчит то, что люди делали в НЛП годами: получение доступа к ресурсным состояниям. "Кода вы были в этом блестящем состоянии? Где вы были? В какой находились комнате?" и так далее. Мельчение доводит до гораздо меньших частей, что делает процесс гораздо более простым и мощным. Вы все бывали в таких ситуациях, когда вы осознавали: "Да, я в плохом состоянии. Как мне вернуться в хорошее? Я вроде бы его и помню, но где оно и как я туда попаду?" Иногда трудно вновь получить к нему доступ; этот же процесс предоставляет вам "дорогу из желтого кирпича", которая приведет вас прямо туда.
  Мужчина: Сколько частей должно быть в последовательности?
  Мы пытаемся получить около пяти частей. Единственный смысл мельчения в том, чтобы сделать процесс проще. Ощущение часто начинается в одном месте и распространяется по всему телу. Одна ли это часть, или две, или двадцать? Думая в терминах заранее определенного числа частей, вы можете получить пять частей в самом начале, - а это будет лишь малая часть всего процесса. Держите в уме результат: определить, каким образом вы выполняете полный переход в наркотическое состояние, в терминах частей достаточно маленьких, чтобы вам было легко получить к нему полный доступ. Дальнейшее мельчение является пустой тратой времени.
 Возвращение обратно
  Женщина: Бывают ли у людей когда-либо проблемы с возвращением обратно из самонаведённого наркотического состояния?
  Много лет назад вы часто слышали о неожиданных "вспышках прошлого" после приёма ЛСД, в которых люди случайно входили в прежнее наркотическое состояние и потом не могли из него выбраться. Ближе к настоящему времени вы слышите о сходных с этим "Вьетнамских вспышках прошлого". Когда вы методично учите кого-то, как войти в состояние - это сильно отличается от случайного впадения в него безо всякого контроля. Насколько мне известно, поскольку в кровяном русле человека на самом деле нет наркотика, вы всегда можете разрушить его состояние, - даже если вам придется повести себя одиозно, заорать "Пожар!" или что-нибудь в этом роде. Один из наших учеников работает с алкоголиками и наркоманами; ему иногда приходилось в одной рубашке прогуливать их по улице в холодный зимний день, чтобы протрезвить, но он всегда выводил их из этого состояния.
  Работая с кем-либо, имеющим относительно слабую связь с реальностью, вы всегда можете сделать эту работу безопасной, если сначала выявите последовательность его переживаний при выходе из наркотического состояния - гарантировав себе наличие эффективной последовательности для выведения, ещё до выяснения того, как он в это состояние входит. Ещё вы можете вернуть его назад, взяв последовательность, которая реализуется, когда он входит в наркотическое состояние, и пройдя её в обратном порядке.
  Если вас беспокоит ваша собственная безопасность, то есть ещё одна вещь, о которой вы можете подумать. Прежде чем индуцировать наркотическое состояние самому себе, сделайте одну из своих частей "сторожевой собакой", которая насторожит вас и вернет обратно, если произойдет что-либо опасное или неожиданное. Вы можете сделать это с помощью рефрейминга: закройте глаза, уйдите в себя и скажите себе: "Я вот-вот войду в наркотическое состояние. Я делаю это здесь, в обстановке, которую считаю безопасной. Я хотел бы, чтобы некая часть или части меня остались бдительными к любой опасности, которая может возникнуть, или к любой ситуации, которая может иметь вероятные неприятные последствия. В тот момент, когда появится хотя бы намёк на опасность или вред, пожалуйста, верни меня обратно, чтобы я мог справиться с этим в моём нормальном ненаркотическом состоянии, со всеми доступными мне ресурсами. Есть ли некая часть или части, которые готовы выполнять для меня эту функцию?" Получив бессознательный подтверждающий сигнал, вы можете чувствовать себя в безопасности, входя в наркотическое состояние и, зная, что вы защищены. Большинство людей уже имеют защитные части, которые будут функционировать именно таким образом, но это способ позаботиться об этом явно.
 Применения в медицине
  Большинство наркотиков используются для контролирования боли и симптоматического облегчения, и обсуждаемый процесс имеет много прямых практических приложений в этой области. Стив использует его, когда ему шлифуют зубы, а также для пломбирования. Обычно он очень напрягался в кресле зубного врача: в течение последующих шести часов у него бывали спазмы в желудке, и весь оставшийся день он был просто как выжатый лимон. Теперь он почти что ждёт визита к дантисту, чтобы "отключиться" и расслабиться.
  У нашей подруги Бобби недавно была довольно серьезная почечная инфекция. Ей назначили антибиотики против инфекции и обезболивающие для симптоматического облегчения: тайленол-III, тайленол-IV или 1.000 мг дарвосета. Ей предложили принимать по четыре таблетки в день в течение месяца или около того. Одна таблетка вышибает вас на шесть или восемь часов. Она изучала процесс доступа к наркотическому состоянию, но этот конкретный наркотик раньше не принимала; поэтому она взяла одну из этих таблеток, села и записала на магнитофон описание изменений, происходивших с нею, когда она входила в это состояние. Позднее она прокрутила запись ещё несколько раз, пока не запомнила точно, что происходило, когда она на самом деле приняла наркотик. Это дало ей исчерпывающе детальную информацию для произвольного вхождения в это состояние. С помощью доступа к наркотическому состоянию Бобби была в состоянии почти полностью контролировать боль. Вместо четырех таблеток в день она принимала около двух в неделю. Те редкие случаи, когда она использовала таблетки, всегда бывали поздно вечером, когда она была очень утомлена и не могла достаточно сосредоточиться, чтобы воспользоваться доступом к наркотическому состоянию. Если бы этот метод был известен более широко, врачи могли бы назначать гораздо меньше лекарств - количество, достаточное для "учебной" дозы, и немного сверх этого - для крайних обстоятельств.
  Используя этот процесс, чтобы достигать наркотических состояний для контролирования боли или для другого симптоматического облегчения, вам обычно нужно сохранять последовательность, порождаемую этим наркотиком, потому что он был выбран для конкретного воздействия на ваше тело. Будем надеяться, что врач прав; иногда это не так.
  Предположим, что врач выбрал подходящий наркотик; существует два полезных способа поэкспериментировать. Один состоит в интенсифицикации желаемого эффекта наркотика; другой в устранении побочных эффектов, таких как тошнота и головокружение.
  Например, у Бобби после тайленола-III была небольшая тошнота. Поэтому она отметила, что происходило в последовательности непосредственно перед тем и непосредственно после того, как она начинала чувствовать тошноту. Потом она просто перескочила через этот шаг и отметила сдвиг в своем дыхании. Тошнота вызывалась одним-единственным шагом, и он оказался несущественным для анальгетического эффекта.
  Тошнота является реакцией на некое переживание; если отсутствует внешний реальный опыт, который бы её вызывал, то, вероятно, она является реакцией на внутренний опыт. Подумайте обо всех реальных переживаниях, которые вызывают у вас тошноту. Если вы внутренне воспроизведёте любое из них - это также может вызвать тошноту. Часто внутренние картины начинают наклоняться, или вращаться, или скользить вокруг. Если вы это измените, человек не будет испытывать тошноту.
  Мы хотим предупредить вас, чтобы вы были намного осторожнее с попытками использовать этот метод как заменитель других лекарств, таких как антибиотики, действие которых направлено непосредственно против бактерий и имеет минимальное влияние на физиологию или восприятие. Однако, если вы можете обусловить иммунную реакцию запахом - кто знает, что ещё возможно? Если бы я был удален от медицинских учреждений или имел аллергию на лекарство, я, безусловно, испробовал бы этот процесс.
  Этот метод хорошо работает с любым наркотиком, используемым для симптоматического облегчения, плюс имеющим отчетливое влияние на восприятие. Если лекарство оказывает минимальное воздействие на восприятие, - очевидно, будет гораздо труднее использовать сенсорные признаки для достижения нужного состояния.
 Кинестетическое ведение
  Женщина: Вы подчеркнули, что начинать нужно с кинестетической системы. С некоторыми психоделическими препаратами первый сдвиг, который я отмечаю - зрительный. Могу ли я начать с него?
  Принципиально цель состоит в том, чтобы быть в состоянии вызывать у себя это переживание без использования наркотика. Несмотря на то, что кинестетическая система кажется особенно мощной, вы могли бы начать со зрительной или слуховой, - а потом вернуться, чтобы получить сопровождающие кинестетические сдвиги. Есть несколько оснований начинать с кинестетической системы. Она гарантирует, что человек ассоциирован, а не диссоциирован; если вы начинаете со зрительной или слуховой, то есть вероятность, что вы будете диссоциированы, когда станете вспоминать состояние. К тому же использование кинестетического ведения необычно, поэтому, скорее всего оно будет субъективно впечатляющим и мощным. Мы много использовали для этой техники кинестетическое ведение, и мы знаем, что это эффективно; мы не слишком много экспериментировали с достижением в первую очередь зрительных или слуховых сдвигов.
 Индивидуальные различия
  Мужчина: Являются ли эти последовательности специфичными для индивидов, или имеются какие-то общие черты в переживаниях, которые испытывают разные люди, принимая определенный наркотик?
  Похоже, что это во многом зависит от наркотика. Мы видели очень широкие различия в реакции на один и тот же психоделический препарат. Больше общего в случае веществ, которые имеют конкретное влияние на физиологию: депрессанты, стимуляторы и т. п. Даже в этом случае существует достаточно широкий набор реакций.
 Использование наркотика для отдыха
  Выявив свою последовательность для конкретного наркотика, вы можете научить ей других, и попросить других научить вас той последовательности, которую используют они сами. Вы можете использовать последовательность друг друга как "рецепт" для входа в это состояние. Это прекрасный способ начать вечеринку; никому не надо ничего покупать, или беспокоиться о соблюдении закона, или испытывать трудности, когда позднее надо вести машину домой. То, что названо "контактным кайфом", является тому примером. Если вы действительно хорошо синхронизируетесь с кем-либо, то и вы будете переживать те же субмодальности, что и они.
  Однажды на вечеринке, когда Стив учился в колледже, большинство людей вокруг него были пьяны. Он ничего не пил, но тоже веселился. Другой студент приблизился к нему, с удивлением на него уставился и сказал: "Ты ничего не пил, а веселишься точно так же, как я. Как ты это делаешь?" Студент был очень озадачен, потому что не мог войти в это состояние без наркотиков.
 Злоупотребление наркотиками
  Человеческие существа начали искать и использовать наркотики тысячи лет тому назад. Наркотики действительно имеют ценность, но часто они также имеют серьезные побочные эффекты. Лично мы являемся в принципе не-наркоманами. Мы оба пробовали время от времени немногие из наркотиков, но нам не нравилась та дезорганизация, которую мы обычно ощущали в течение нескольких последующих дней. Наркотики имеют для нас очень малую привлекательность. Конечно, для других людей наркотики столь привлекательны, что всё остальное в их жизни разлетается на куски. Но наркотики всё же имеют полезные функции: расслабиться, получить удовольствие, забыть о проблемах и т. п. Где-нибудь все оказывается ценным; использование обсуждаемого процесса - способ, каким вы можете воспользоваться преимуществами наркотиков без сопутствующих проблем.
  Работая с наркоманами, вы можете сказать: "Как вам понравилось бы иметь способность достигать этого состояния всякий раз, когда вам захочется, без расходов и трудностей с приобретением наркотиков, без проблем, связанных с неспособностью выйти из состояния, когда вам это нужно, без осложнений с законом и проблем со здоровьем?" Обычно они говорят: "Конечно, какой разговор. Почему нет? Я могу отрубить своего поставщика". Это в полной мере согласуется с их реальностью; кроме того, это решение, против которого остальная часть общества не будет возражать. Потом вы можете использовать доступ к наркотическому состоянию, чтобы дать им произвольный контроль над их состояниями. Делая это, вы можете использовать другие методы НЛП, чтобы помочь им интегрировать и реорганизовать их личностные ресурсы так, чтобы они меньше нуждались в наркотическом состоянии (как описано в книге "Рефрейминг", глава 6).
 Другие кинестетические состояния
  Мы долго обсуждали наркотические состояния, потому что с ними вы обычно можете положиться на получение надёжной кинестетической последовательности. Кроме того, техника доступа к наркотическим состояниям имеет полезные применения в медицине, особенно с учетом побочных эффектов, которые имеют некоторые вещества. Наконец, эта техника имеет много приложений для работы с широко распространенными проблемами, вытекающими из злоупотребления наркотиками.
  Однако, тот же самый процесс может быть также использован для достижения любого ресурсного состояния, имеющего сильные кинестетические компоненты. Например, есть много применений для людей, которые хотят усилить свою сексуальную отзывчивость. Одна участница семинара, которая была очень зрительно ориентированной, получила доступ к расслабляющему наркотическому состоянию. Когда она принялась экспериментировать с изменением состояния, она спонтанно начала испытывать сильные оргазмы, один за другим. Вы можете добиться этого более непосредственно, получая доступ к особенно удовлетворяющему сексуальному переживанию, а потом, обучаясь достигать это состояние вновь, - когда вы "не в настроении", но хотели бы быть.
  Вы также можете использовать этот процесс, чтобы выявить неприятную реакцию, а потом перестроить последовательность так, чтобы изменить её полезным образом. Например, один человек часто приходил в гнев. Его последовательность для этого состояния гнева включала давление, которое изменялось и усиливалось, двигаясь и распространяясь от челюсти к желудку и лбу, а потом на всё тело. С каждым шагом последовательности он всё более разогревался. Когда мы сделали так, что по мере разворачивания последовательности он становился холоднее, его гнев стал значительно слабее. В конце последовательности у него было ощущение давления под кожей, как если бы кожа напоминала резиновый шарик, который надували до тех пор, пока он не "лопался" и не превращался в открытый гнев. Думая о своей коже, как о проницаемой - как будто бы она имела тысячи маленьких отверстий, позволяющих спускать давление - он сумел ещё больше ослабить состояние. Ослабив его, таким образом, он обнаружил, что гораздо лучше себя контролирует и имеет больше выборов в том, как справиться с проблемой, вызвавшей это его состояние гнева.
 Кинестетическая волна
  Ту же самую идею, - что кожа непроницаема - можно использовать, чтобы усилить приятное кинестетическое состояние. Сначала подумайте о приятном состоянии, которое вы испытывали, а потом отметьте кинестетическое ощущение в некоторых деталях... Теперь вообразите, что эти чувства подобны волне, которая быстро распространяется по вашему телу, и, достигая поверхности вашей кожи, всякий раз откатывается обратно с увеличенной интенсивностью, продолжая перекатываться по всему вашему телу и усиливаться...
  Другая участница семинара, молодая женщина, каталась на лошади в компании привлекательных молодых мужчин. Её лошадь споткнулась и сбросила её. Она приземлилась на спину и потеряла сознание. Когда она пришла в себя, все молодые мужчины стояли на коленях возле её головы, обращаясь к ней очень тревожно и ласково. Она была на "седьмом небе" и расхохоталась. Когда она вновь вошла в это состояние, взрывы её веселого смеха наполнили комнату. Экспериментируя, она обнаружила, что может контролировать интенсивность этого состояния, прикасаясь вытянутыми руками к полу. Если она полностью поднимала руки с пола, она могла полностью войти в это состояние, зная, что если оно станет чрезмерно сильным, она может "опуститься на землю", просто-напросто прикоснувшись к полу пальцем. Раньше она никогда не позволяла себе полностью входить в это состояние, так как боялась, что оно может завладеть ею, и она потеряет контроль. Чем более вы способны выяснить, как контролировать свою собственную систему, тем менее вы будете зависеть от наркотиков, других людей или событий для того, в смысле приведения себя в приятные и полезные состояния.
 Другие субмодальные вмешательства
  Есть ряд субмодальных вмешательств, которые столь специфичны и оказывают столь сильное воздействие, что, встречаясь с каким-либо из них, вы думаете про себя: "Уж это я обязательно запомню!" Ричард Бэндлер называет эти вмешательства "Кратчайшей терапией". Вот некоторые из них, которые мы неоднократно находили очень полезными.
 Перенесение характеристик
  В книге Ричарда Бэндлера "Используйте свой мозг для изменения" имеется ряд примеров определения субмодальных различий между проблемным и ресурсным состояниями и последующего "перенесения характеристик" с целью трансформировать проблемное состояние в ресурсное. Наиболее детализированный пример этого находится в главе 6, с трансформацией структуры недоумения в понимание. Это также тот метод, который мы использовали в этой книге, чтобы регулировать временные линии, создавать побуждающее будущее, строить навязчивости и сдвигать критерии и референтные системы. Несмотря на то, что это один из простейших субмодальных методов, его применения кажутся нескончаемыми - как для индивидуальных изменений, так и для моделирования структуры выдающегося мастерства.
  Например, участник одного из наших семинаров ведёт программу для правонарушителей. Он научил девочку, которая ненавидела своих родителей, как взять репрезентацию родителей и перенести на субмодальности подруги, которая ей нравилась. После этого она могла обращаться с родителями дружелюбно.
  Вы можете изменять таким образом характеристики любого проблемного состояния на подходящее ресурсное состояние - апатию на мотивацию или возбуждение, скуку на восторг, серьёзное на смешное, навязчивые воспоминания на нечто, что было значимо для вас, но теперь ничего не значит.
  Один мужчина, у которого была аллергия на красное вино и темное пиво, вылечил себя тем, что взял их репрезентации и изменил субмодальности на субмодальности белого вина и светлого пива, к которым у него не было аллергии. Есть сообщения, что у некоторых людей с расстройством в виде множественной личности одна личность может иметь аллергию на вещество, а другая личность в том же теле - нет. Это наводит на мысль, что субмодальности могут играть роль в том, как разные личности сохраняют себя различными и разделенными, и эта информация может быть также использована для их интеграции.
  Перенесение характеристик является также главным элементом в новой, рассчитанной на один сеанс технике, которую мы разработали для людей, переживающих потерю. В готовящейся книге с предварительным названием "От горя к благодарности" мы будем учить, как заместить пустоту печали чувством полноты, заместить поглощенность прошлыми потерями интересом к удовлетворяющему будущему.
 Буквальный рефрейминг
  Слово "рефрейминг" является визуальным словом, однако многие думают о нем как об аудиальном процессе - "словесном переформулировании". Хотя для выполнения рефрейминга вы используете слова, обычным эффектом является визуальное помещение проблемного события в какую-либо другую рамку или фон. Это может быть сделано метафорически, но это также может быть сделано очень просто и буквально.
  1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, или что-нибудь ещё...
  2. Хорошенько посмотрите на визуальную часть этого проблемного опыта... а потом шагайте из него обратно, так чтобы вы видели себя в этой ситуации. Если вы не создаёте зрительных образов осознанно - просто "почувствуйте", что проделываете эти визуальные изменения; или притворитесь, что делаете их.
  3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в шесть футов шириной и отметьте, как это изменяет ваше переживание этой ситуации...
  Для большинства людей это послужит якорем более легкого, светлого и юмористического набора ощущений, что гораздо полезнее для продвижения к созданию новых выборов в этой проблемной ситуации.
  Есть также много других, альтернативных, буквальных рамок, которые вы можете использовать. Вы можете использовать овальную раму, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов, зеркал и религиозных картин. Рама из нержавеющей стали с острыми краями, натуральная или потемневшая от непогоды деревянная рама или цветная пластиковая рамка могут оказаться более полезными для кого-то, кто не реагирует на золотую барочную раму.
  После того, как рама выбрана, вы можете добавить различные украшения. Направленное музейное освещение, приподнятое над картиной, "проливает иной свет на предмет", нежели церковная свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьём-то чужом доме или офисе, может добавить "другую перспективу".
  Вы даже можете пойти дальше и выбрать знаменитого - или менее знаменитого - художника и трансформировать свою картину в полотно, исполненное в стиле этого художника. Что происходит, если вы видите картину как произведение Рембрандта или Моне?
 Покатиться со смеху
  1. Подумайте о некой ситуации - или, если вы никогда её не испытывали, живо вообразите её, - в которой вы говорили с другом, предпочтительно с тем, кому вы доверяете, который обладает мудростью и богатым опытом. В какой-то момент он (или она) нашел то, что вы сказали, настолько забавным, что "покатился со смеху"; он смеялся так сильно, что с трудом переводил дыхание и вынужден был вытирать с глаз слёзы, в то время как смех продолжал вырываться, несмотря на все попытки сдержать его...
  2. Теперь подумайте о некой проблеме или ограничении, которое вы испытываете в своей жизни...
  3. Теперь ярко вообразите, что вы рассказываете своему другу об этой проблеме, которую переживаете. После того, как вы рассказываете ему суть вашей проблемы, он "покатывается со смеху" и не может остановиться, что бы вы ни делали...
  4. Подумайте о своей проблеме снова. Чувствуете ли вы себя по отношению к проблеме иначе? Приблизительно половина людей, с которыми вы это сделаете, уже никогда больше не смогут относиться к этой проблеме столь же серьёзно - в особенности, если друг, который покатывается со смеху, обладает мудростью и глубоким пониманием. Они могут по-прежнему хотеть изменить проблемную ситуацию, но они будут чувствовать себя обладающими гораздо большими ресурсами и способными сделать это.
  Юмор и смех - это два из величайших и наименее используемых ресурсов, доступных нам. Серьёзное отношение к чему-либо обычно означает, что вы столь погружены в ситуацию (ассоциированы), что привязаны к единственному способу её восприятия. Юмор - это способ вырваться из этого капкана с помощью диссоциации, глубоко вздохнув и взглянув на вещи по-другому.
  Другая половина людей, с которыми вы это проделаете, как правило, рассердится из-за того, что их не поняли или "не приняли всерьёз". Даже это может быть шагом в правильном направлении, поскольку злость - обычно более активное и ресурсное состояние, чем застревание в бесполезных чувствах тоски и неадекватности. Гнев может быть положительной силой, которая заставляет человека выразить свои потребности и бороться за то, что для него важно, "Чистый катарсис" полезен редко - за исключением случаев, когда его используют, чтобы помочь кому-либо почувствовать силу, определить свои цели, а затем разработать более эффективные способы их достижения. Мы проводим ясное различие между гневом, который может иногда увеличить силу и могущество человека, и неистовством, которое обычно является признаком бессилия и недостатка выборов.
 Техника шоколада Годива
  Ричард Бэндлер разработал эту технику для порождения мотивации. Может быть, вы замечали, что другие люди мотивированы делать много такого, что кажется вам забавным или нелепым. Это происходит потому, что большинство людей мотивируются на совершение поступков весьма случайным и несистематическим образом, таким, который вовсе не обязательно связан с внутренней ценностью и выгодами данной деятельности.
  Одно из очень ценных применений этой техники состоит в том, чтобы изменить ваши чувства по поводу задач, относительно которых вы конгруэнтно решили, что хотите/должны их решить - но сейчас вам не хочется этого делать. Если вы конгруэнтно решили, что сделать это важно, то вы можете также и получить от этого удовольствие! Выполняя эту технику, будьте очень осторожны с экологией: вы не заинтересованы в случайном внедрении интенсивной потребности делать нечто.
 План
  1. Мотивирующая картина. Создайте ассоциированную картину некой вещи или деятельности, которой вы испытываете дикое желание наслаждаться (шоколад, к примеру). Быстро отставьте её в сторону.
  2. Картина задачи. Создайте диссоциированную картину себя, делающего что-то, о чём вы конгруэнтно решили, что вам нужно/вы хотите это делать - так что вы могли бы заодно и получить от этого удовольствие.
  3. Экологическая проверка. Есть ли какая-либо часть вас, которая возражает против того, чтобы вы получали удовольствие, делая дело, относительно которого вы решили, что вам нужно его сделать.
  4. Техника зрачка
  А. Увидьте мысленным взором картину задачи 2, с мотивирующей картиной прямо позади неё. Быстро откройте маленькое отверстие в центре картины 2, так чтобы вы могли видеть картину 1 через это отверстие. Заставьте отверстие быстро открыться до такой величины, чтобы вы могли получить полную чувственную реакцию на картину 1.
  Б. Теперь быстро уменьшите отверстие, но лишь настолько быстро, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на картину 1.
  В. Повторите шаги 4А и 4Б ещё несколько раз, так быстро, как только можете. В результате надо соединить ощущения мотивирующей картины с картиной задачи.
  5. Проверка. Посмотрите на картину задачи (2). Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 4, или же вернитесь к предыдущим шагам, чтобы быть уверенным, что ваши элементы верны.
  Кроме очевидных терапевтических применений, эта техника имеет также много приложений в бизнесе - для работников, занимающихся полезной деятельностью, которая сама по себе не приятна. Она также может быть применена у торговцев с "телефонитом" или "дверно-звонкитом", чтобы они охотно предпринимали "безнадёжные попытки".
 Разрушение
  Часто очень полезно просто разрушить внутреннюю репрезентацию, которая стоит у кого-то на пути. Кто-то продолжает думать о фильме ужасов или картинке в газете, и вы не можете выявить никакой полезной цели, которой это могло бы служить.
  Прежде чем использовать этот метод, проведите очень тщательную экологическую проверку. Разрушение создаёт амнезию. Картина может быть каким-либо образом полезна для клиента: она может содержать информацию о том, что делать или чего избегать в будущем. Если это так, то очень важно сначала выделить полезную информацию и поместить её в новую картину прежде, чем разрушить старую, или использовать какое-либо другое вмешательство, не создающее амнезии.
  Растрескивание - вот что происходит с закалённым стеклом, как в лобовом или боковом окне машины, когда оно разбивается. Оно разбивается на тысячи мелких осколков и распадается. Вообразите, что зрительный образ, от которого вы желаете избавиться, подобен автомобильному окну или нарисован на нем. Стукните по нему хорошенько молотком и наблюдайте, как оно разбивается на тысячи крошечных осколков и распадается. Вам может понадобиться повторять это несколько раз, чтобы сделать это полностью и навсегда.
  Однажды поздно вечером позвонила женщина; она была в высшей степени встревожена и с трудом связывала слова. Мне удалось выяснить, что она только что посмотрела зрелищный фильм ужасов, в котором главные герои убивали своих родителей. Фильм "преследовал" её и чрезвычайно беспокоил. Поскольку эти чувства были внедрены фильмом, я не увидел никакой полезной информационной ценности в том, что она прокручивает фильм заново и пребывает в плохом состоянии. После того как она разрушила фильм, её голос мгновенно сделался спокойным; и я потратил немного времени на выяснение того, не было ли в её собственной жизни чего-то, с чем ей нужно было поработать.
  Другую женщину преследовал образ Майкла Джексона. После одного удара молотком осталась только белая перчатка. Ещё два удара молотком избавили и от перчатки. Некоторые люди сообщают, что образ не исчезает полностью, но одна или больше субмодальностей сдвигаются так, что он больше не беспокоит их: образ может стать меньше, дальше или чёрно-белым.
  Вы также можете предложить кому-либо просмотреть фильм "наизнанку". Мы не знаем, что это означает, но в ответ на эту инструкцию люди делают в своей голове интересные и полезные вещи. Один из способов представлять себе "наизнанку" состоит в том, что всё, находящееся в центре исходного фильма, перемещается на наружный край, а всё, что по краям, оказывается сплющенным в центре.
  Другой референтный опыт для разрушения заключается в том, чтобы смотреть фильм, когда он останавливается и проекционная лампа прожигает дырку в каждом кадре. Вы также можете просто сжечь образ дотла.
  Другим полезным референтным опытом для разрушения картины является поворачивание калейдоскопа, вид акварельного рисунка на тротуаре под дождем, видение образа в зеркале, которое разбивается, видение образа в водоёме, поверхность которого приходит в волнение и т. п.
  Вы также можете использовать этот процесс в обратной последовательности. Мне позвонила женщина, которая очень страдала от ощущения, что она фрагментирована, "как если бы жонглировала слишком большим количеством вещёй, за которыми невозможно уследить". Визуально у неё было много мимолётных движущихся образов. Я попросил её вообразить, что она видит всё это на поверхности пруда, который был взволнован штормовым ветром, и что когда ветер улёгся и поверхность постепенно выровнялась, фрагментарные образы начинают постепенно срастаться и собираться вместе в единую организованную картину. Через несколько минут картина собралась в одно целое; женщина была спокойна и расслаблена и знала, что делать дальше.
 Отделение себя от контекста
  Как обсуждалось в главе II, многим людям мешают неприятные чувства при реакциях на других людей или события. Часто бывает полезно разрушить эти неприятные причинно-следственные связи, чтобы освободить место для более приятных. Вот один из способов сделать это:
  1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Обратите внимание, как вы реагируете на это воспоминание сейчас...
  2. Увидьте на картине себя, в диссоциированном состоянии. Используйте для различения между собой и контекстом любые субмодальные различия, которыми вы можете легко воспользоваться - такие, как размер, цвет, дистанция, прозрачность и т. п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.
  3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости, и контекстом. движущимся на половинной скорости (не наоборот!) Вы увидите, как вы появляетесь в конце фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока контекст не догонит вас...
  4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!) На этот раз контекст достигнет конца фильма раньше, чем вы...
  5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.
  6. Если изменений нет, проделайте это ещё раз, на этот раз в ассоциированном состоянии; и используйте размер, чтобы сделать себя больше, чем контекст.
  Проделав это, люди обычно сообщают об ощущении, что "мозги перевернулись вверх дном". Эта техника очень полезна для разрушения заякоренных связей типа "причина-следствие" между контекстом и вами. Когда вы двигаетесь на удвоенной скорости, стимулы появляются после ваших реакций на них. Этот метод использует темп для разрушения причинно-следственной последовательности. Когда следствие происходит до причины, оно неожиданно оказывается лишённым смысла. Вы можете использовать эту технику в супружеской и семейной терапии, чтобы "стереть с доски" старые неприятные причинно-следственные связи, так чтобы вы могли вмонтировать какие-либо другие, более приятные.
 Отделение внутреннего состояния от внешнего поведения
  Иногда заякоренные причинно-следственные связи, которые надо разрушить - это связи не между чьим-то чужим поведением и вашим внутренним состоянием, а между вашим собственным поведением и вашим же внутренним состоянием. Это особенно вероятно, к примеру, если вы можете ввести себя в депрессию в контексте, в котором вокруг вас происходит не так много такого, что могло бы вас расстроить. Стив Лэнктон работал с пожилой клиенткой, которая поглаживала себя по бедру, бормоча, "Больно, больно". Когда Стив поднял её руку с бедра, рука продолжала гладить воздух, но потеряла контакт с бедром. Она казалась пораженной, и сказала: "Боль исчезла!"
  Используйте любую субмодальность, чтобы создать различие между вашим собственным внешним поведением и вашим внутренним состоянием. Сделайте это любым способом, какой покажется вам наиболее подходящим. Потом прокрутите фильм вперед, в ассоциированном состоянии, со своим внутренним состоянием на удвоенной скорости и внешним поведением на половинной. Потом прокрутите фильм обратно со своим внутренним состоянием на половинной скорости и внешним поведением на удвоенной.
 Отделение внутреннего состояния от внутренних расчетов (мышления)
  Если вы попадаете в плохое состояние с помощью своего собственного мышления, без особой помощи со стороны, то вы можете использовать ту же процедуру для разрушения этих причинно-следственных связей. На этот раз используйте любую субмодальность, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Потом прокрутите фильм вперед со своим внутренним состоянием на удвоенной скорости и своими расчётами на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с вашим внутренним состоянием на половинной скорости и вашими расчётами на удвоенной. Попробуйте это сделать как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, чтобы выяснить, что для вас наиболее эффективно.
 Моделирование выдающегося мастерства
  Наилучшим источником новых субмодальных техник является моделирование людей, которые делают что-либо хорошо, дабы узнать, как они это делают. Обычно мы предлагаем нашим развитым тренинговым группам искать умения, которые они могли промоделировать друг от друга, и нам нравится делать это самим всегда, когда есть возможность.
  Недавно мы ехали на машине по извилистой дороге в колорадских Скалистых Горах на наш летний тренинг с погружением. Мы обдумывали свою программу, и из-за сочетания умственного напряжения и извилистой дороги я (Коннира) начинала чувствовать тошноту. Стив сказал, "Хорошо, просто стань мной. Я чувствую себя хорошо". Стив просто шутил, но я подумала, что это неплохая идея. Поэтому я притворилась, что я Стив: я переняла тон и темп его голоса, позу, мышечное напряжение и т. п. Как только я это сделала, моя тошнота исчезла, и я почувствовала себя хорошо.
  Потом нам стало любопытно, что же определило эту разницу? Какие внутренние сдвиги я совершила, когда "стала Стивом", так что моя тошнота исчезла? Первоначально эта информация находилась вне моего сознания. Подумав об этом, я постепенно поняла, что в качестве "Стива" я приобрела панорамное осознание горизонта вокруг меня; мой фокус внимания был на дальнем кольце гор, соединяющихся с небом. Это было почти так, как если бы это дальнее кольцо было моей кожей - моей собственной границей. Даже когда мы проезжали узкой долиной, где я не могла видеть слишком далеко, внутренне я имела этот стабильный панорамный далёкий круг гор повсюду вокруг меня. В сравнении со всем этим в моей голове движение машины, в которой я сидела, казалось мне совершенно незначительным. Я в первую очередь реагировала на стабильность широкого внешнего окружения, а не на относительно незначительное движение машины.
  Раньше мне советовали смотреть на далекую точку, чтобы избежать тошноты во время автомобильной езды. Я пробовала, но это не срабатывало. Наличие целостной устойчивой панорамы окрестностей, а не простое смотрение в одну точку - вот что определило для меня разницу. С этого времени, если мы едем куда-то по извилистой дороге, я сначала внимательно рассматриваю географическую панораму вокруг себя и ставлю её на место, чтобы поддерживать себя в нужном состоянии. С тех пор меня больше не укачивало в машине.
  Это заворожило нас. Это соответствовало тому, что мы выяснили о внутреннем опыте друг друга ранее и помогло нам понять друг друга ещё лучше. Стив держит в своей голове панораму окружающего всегда, не только когда он едет через горы. Для него всегда имело значение, где мы живем. Поскольку мы проводим большую часть времени, работая внутри своего офиса, я часто спрашивала его: "Какая разница, находимся ли мы в городе или в горах?" Теперь мне понятно, что, поскольку он всё время сохраняет вокруг себя эту панораму, это для него действительно важно. Ему также труднее сконцентрироваться на задании, когда окружение хаотическое. Я обычно могу легче сосредоточиться, независимо от характера окружения. Вообще говоря, я лучше осознаю окружающих меня людей. Хотя я ценю географическую красоту, я весьма гибко отношусь к тому, где живу.
  В этом случае вместо того, чтобы задавать Стиву вопросы о субмодальностях, я идентифицировалась с ним путем синхронизации с его внешним поведением. Внешнее поведение является проявлением внутренних субмодальностей, поэтому если вы очень близко синхронизируетесь с кем-либо, вы также воспримете и его субмодальности.
  Этот процесс "влезания в чужую шкуру" называется ещё "глубоким трансовым отождествлением" и "переключением референтного индекса". Для того, чтобы сделать усвоенное с помощью этого процесса легко доступным в будущем, в том числе и другим людям, важно пойти дальше и определить конкретные внутренние субмодальности, характеризующие состояние.
  В некоторых отношениях это конкретное применение может показаться тривиальным. Однако этот метод является входной дверью ко многим других завораживающим открытиям касательно человеческих умений и способностей. Отождествляясь с кем-либо, имеющим некий навык, и кодируя в субмодальностях то, чему вы научились, вы можете понять его "природную" способность и легко обучить ей других.
  Мы изучили процесс глубокого трансового отождествления много лет назад. Несмотря на то, что мы нашли его полезным лично для себя, мы не могли определить основополагающую структуру того, чему мы научились, применяя его. Изучение тонких субмодальных различий позволяет тщательно определить состояние, которого вы достигаете, отождествляясь с кем-либо другим. Нам нравилось наблюдать за людьми в парке или местах для гулянья, или за знаменитостями по телевизору, перенимая их положение тела, манеру двигаться, интонации голоса и т. п., и, наблюдая, как сдвигаются наши внутренние субмодальности. Это хороший способ начать детально понимать, насколько сильно состояния других людей отличаются от ваших собственных. Отождествляясь со своими клиентами, вы можете получить ценную и детализированную информацию о том, в какого рода мире они живут. Поскольку всегда остается опасность, что вы можете галлюцинировать, мы предлагаем вам обращаться с информацией, которую вы получаете, как с подлежащей проверке гипотезой, а не как с истиной. Позволяет ли это более эффективно работать с вашим клиентом? Позволяет ли это вам преуспеть в умении, которое было раньше вне пределов вашей досягаемости?
  Субмодальное моделирование - необычайно мощный и полезный процесс. Хотя мы многое можем сделать с помощью существующей технологии, всё ещё есть вещи, которых мы пока делать не можем. Мы не начали исследовать границы существующих методов, а новые изобретения и открытия сделают их ещё более эффективными. Когда вы досконально овладеете техниками из этой книги, мы приглашаем вас продолжить моделирование других умений и способностей.
 Библиография
  Бэндлер Ричард. "Используйте свой мозг для изменения" 1985
  Бэндлер Ричард и Гриндер Джон. "Из лягушек - в принцы" 1979
  Бэндлер Ричард и Гриндер Джон. "Рефрейминг: Нейро-Лингвистическое Программирование и трансформация смысла" 1981
  Гриндер Джон и Бэндлер Ричард. "Транс-Формация: Нейро-Лингвистическое Программирование и структура гипноза" 1981
  Бэндлер Ричард. "Магия в действии". 1985
 Содержание
  Предисловие Ричарда Бэндлера
  Выражения признательности
  Введение
  1. Временные линии
  Способ, каким вы думаете о времени, оказывает удивительное влияние на ваш опыт. В этой главе показывается, как выявить у себя и других способы кодирования времени и как изменить их, приводятся интересные примеры того, как изменение временных линий позволило людям совершить значительные личностные трансформации.
  2. Использование времени
  Используемые вами временные формы глаголов могут либо помочь в вашей работе по изменению, либо помешать вам оказать желаемое воздействие.
  3. Техника взмаха.
  Описываются тонкие нюансы эффективности при выполнении "продвинутого" взмаха и способы выполнения взмаха в аудиальной и кинестетической системах; приведены примеры того, как добиться эффективности взмаха в "трудных" или "уникальных" ситуациях.
  4. Сдвиг важности критериев.
  Иногда критерии - такие, как "необходимость быть правильным", "ублажение окружающих", "власть" и т. п. - приобретают излишнюю значимость; или же другие критерии, типа "забота о здоровье", "учёт потребностей окружающих" значимы недостаточно. Субмодальности можно использовать для быстрого изменения важности чего-либо для вас.
  5. Устранение навязчивостей.
  Сильные реакции, такие как компульсивная еда, гнев, зависимости и т. д., не поддающиеся другим методам, часто могут быть быстро изменены с помощью "взрыва" компульсии с последующим взмахом.
  6. Техника порога "Последняя соломинка"
  Как "вытащить" кого-либо из разрушительного поведения или отношений.
  7. Внутренняя/внешняя референция
  Некоторые люди "от природы" принимают решения самостоятельно, в то время как на других легко произвести впечатление и подчинить мнению окружающих. Воспользуйтесь предлагаемой информацией, чтобы помочь людям принимать самостоятельные решения.
  8. Стратегия реагирования на критику.
  Пошаговая процедура, используемая теми, кто от природы хорошо реагирует на критику. Научитесь оставаться в ресурсном состоянии, оценивая критику и, решая, как вы можете использовать эту "обратную связь" для улучшения своего поведения.
  9. Доступ к кинестетическим состояниям...
  Вызывание наркотических состояний может быть больше, чем просто развлечением. Этот метод используют люди, нуждающиеся в анестетиках или обезболивающих, но желающие избежать отрицательных побочных эффектов действительного приема наркотиков. Метод может быть использован для получения любого состояния с сильным кинестетическим компонентом.
  10. Другие субмодальные вмешательства....
  Специфические вмешательства "Кратчайшей Терапии" для изменения вашего мышления. Моделирование мастерства.
 1 Репрезентация - представление, предъявленность
 2 Дискретное - прерывное, с чёткой границей
 3 Аналоговое - непрерывное, без чётких границ
 4 См. Р. Бэндлер, Д. Гриндер: "Из лягушек - в принцы"
 5 Континуум - непрерывная последовательность чего-либо.
 6 См. предыдущие книги серии.
 7 Генерализация -обобщение, распространение на новые контексты, ситуации, состояния
 8 ТА - Транзактный Анализ
 9 См. "Используйте свой мозг для изменения".
 10 См. С. и К. Андреас; "Сердце разума"
 11 Рефреймировать - визуально поместить проблемное событие в какую-либо рамку или фон
 12 описана в других книгах по НЛП
 13 Якорение - приведение в определенное состояние (например: расслабления, успокоения).
 14 означает, что действие совершается в данный момент - прим. перев.
 15 обозначают действия, завершившиеся к данному моменту - прим. перев.
 16 "having" в данном случае можно было бы перевести "после того, как"; на русский вся конструкция лучше переводится одним деепричастием совершенного вида - прим. перев.
 17 Больше об этом читайте в книге "Рефрейминг" Бэндлера и Гриндера
 18 на русский язык иногда лучше перевести деепричастием - прим. переводчика
 19 переведено деепричастием "обсуждая" - прим. переводичка
 20 в языках латинской группы; в русском нет точного эквивалента этой приставки, за исключением заимствованных слов - прим. переводчика
 21 См. другие книги по НЛП
 22 Компульсия - непреодолимое иррациональное побуждение, импульс. (Здесь и далее все примечания Л. Миникеса)
 23 Суицид - самоубийство, гомицид - убийство другого человека
 24 Генеративный - творческий, порождающий
 25 Булимия -навязчивое переедание, Анорексия -навязчивый отказ от пищи
 26 "reflect" означает одновременно "размышлять" и "отражать" - прим. переводчика
 27 Слово "break" может переводиться и как "нарушать (слово)", и как "ломать" - прим. переводчика
 28 foolproof - "дуракоустойчивых" (прим. переводчика)
 ??
 
 ??
 
 
 
  ??
 
  ??
 
  www.samorazvitie.ru www.soblaznenie.ru
  Практические тренинги общения в реальных условиях
  (095) 108-05-35, 108-03-73, 446-10-67, 195-22-42
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу