<< Пред. стр. 10 (из 10) След. >>
Значит, мы должны сделать так, чтобы личные цели работника совпадали с целями предприятия. Что хочет предприятие? К примеру, занимающееся офшорным программированием.Предприятие хочет получить от каждого из своих проектов предельную выгоду. Выгода эта заключается в нескольких вещах. Во-первых, это предельная прибыль, деньги. Во-вторых, это хорошее имя. Иначе говоря, дело должно быть сделано не только быстро, но и предельно качественно, чтобы нас знали и давали нам следующие заказы, к тому же по более высокой цене. В-третьих, из каждого заказа надо извлечь урок: или освоить что-то совсем новое в нашем деле, или обучить кого-то, кто ещё этим не владел. В-четвёртых, надо суметь привлечь новых хороших работников, для чего надо сделать предприятие и каждый отдел в нём очень уютным и привлекательным для людей. Вот, наверное, и все основные пожелания предприятия. И это не просто пожелания. Это данность мира, которым является предприятие, и в силу этого неизбежность для входящего в него. А это означает, что четыре требования есть сито, сквозь которое не соответствующему этому ситу человеку не пройти. Иначе говоря, тот, кто не будет их исполнять, будет отчислен.
Значит, принимать на работу можно только тех, кто сразу приходит с таким же видением мира или кто в состоянии принять его. Как?
Тут мы подходим к понятию "способность достигать" поставленную цель. Если посчитать, что твоя цель, к примеру, стать управляющим, а для этого надо принять требования к управляющему как свои, то как достичь эту цель?
Любая цель достигается трудом, то есть действиями, направленными на ее достижение. Делами или деяниями. Отсюда - дееспособность. И мы в состоянии достичь любую цель, если хватит сил. Но сил чаще всего не хватает. Куда они деваются?
Рассеиваются на достижение других целей. Часто мелких и никчемных, к тому же не твоих. Вот ты собрался сдать экзамен, пошел в читальный зал, взял книги, но вместо того, чтобы понять их, все время был занят тем, что производил впечатление на окружающих девочек... или мальчиков. Думаю, многие замечали, что работать над книгой в читальном зале гораздо сложнее, чем дома. Что-то нас растаскивает и раздергивает. Как говорят, отвлекает. То есть влечёт откуда-то или к чему-то.
Всё это цели. И все их надо достичь. Но можно достичь, только посвятив себя целиком, хотя бы на время достижения. Когда ты одновременно гонишься за двумя целями, не достигается ни одна. Поэтому, работая с целями, всегда надо делать выбор.
Иногда этот выбор достигать, иногда - отказаться, то есть полностью убрать цель. Это надо делать с чужими целями, которые поселены в нашем сознании помимо нашей воли, как об этом говорит курс психотехники Училища народной культуры. Чаще же надо делать выбор, какую цель достигать в первую очередь, какую потом. Как сейчас говорится, расставлять приоритеты.
Для этого надо просто задаться вопросом: а зачем я хочу достигать эту цель? Несколько таких вопросов подряд - и ты вдруг обнаруживаешь большую цель, ради которой ты когда-то встал на путь, приведший тебя в сегодня. И если она всё ещё жива, она оправдает все твои действия.
Так, к примеру, для меня цель - сделать богатое предприятие, сделать предприятие прибыльное, сделать предприятие известное, то есть богатеющее за счёт известности, сделать его уютным и привлекательным для людей и сделать его таким, какое учит учиться, - оправдывается той мечтой, ради которой мы все когда-то собрались на Тропу - создать, однажды построить собственными руками Мир нашей Мечты. Лукоморье, как мы его назвали.
Для этой стройки мне потребуются средства, а также источники их возобновления, знания и люди, могущие и умеющие, Маги, как можно назвать таких людей. Мир мечты, Мир сказки, волшебный Мир и могут построить только маги и чародеи. Вот почему я так много пишу о магической подоплеке всего, что мы делаем.
А ради чего ты можешь принять требования своего предприятия? Если такого, что оправдывает все в твоей жизни, нет - ты в беде. Если же есть нечто, то его надо запомнить и осознанно делать своё дело ради этой цели, то есть работать управляющим или на любом другом месте надо ради себя, а не ради работодателя. Это главное.
Сказанное, конечно, не исчерпывает всех сложностей в понятии "способность достигать", но зато позволяет принять их как помехи твоей собственной цели. Тогда их можно убрать. Это опять же дело психотехники.
Главное в Науке дееспособности - высветить помехи твоей способности достигать поставленные цели с помощью Большой цели. Мечты.
Если этого не сделать, любые попытки начальства или психотехников устранить такие помехи в работе будут восприниматься только как личные обиды.
Обидчивость - это психическая болезнь. Стоит только отпустить ее с цепи, и мир сходит с ума. Все против тебя. Тебя постоянно хотят лишить самости, личность твою подвергают давлению, вторгаются в твою внутреннюю жизнь. Ты или будешь воевать, или затаишься и будешь вредить. И тебя в любом случае уберут, потому что ты враг и предатель.
Но если ты сумеешь видеть, что вся эта работа над помехами и слабостями нужна тебе и только тебе для достижения твоей личной большой цели, все помехи работе становятся помехами в твоей битве! Услышьте это: помехи работе, из-за которых тобой были недовольны на предприятии, - это твои помехи, помехи в твоей личной битве! И это так уж потому только, что нелюбовь начальства, наказания за тупость и плохую работу действительно мешают жить!
Увидь, что производственные помехи - это нечто психологическое и глубоко коренящееся в твоей личности, и всё, что будут делать другие, чтобы убрать их, будет восприниматься как помощь. Ты научишься быть благодарным и научишься учиться.
Если же ты предпочитаешь затаиваться или обижаться - насторожись, - значит, ты врёшь себе, ты не хочешь достигать те цели, которые заявил. Ты предал себя. Вместо тебя живут чьи-то чужие цели.
Обида невозможна, когда ты достигаешь свои цели. Не на кого обижаться. Если они совпадают с целями предприятия, где ты работаешь, или войска, в котором служишь, ты не обижаешься, когда тебе помогают убрать помехи, ты благодарен. Просто потому, что из-за помех враги убьют тебя. Но на войне это понятно. Как рассмотреть это в обычной жизни, где мы приучены скрывать и прятать свои слабости вместо того, чтобы убирать их?!
Обида невозможна и если твои цели тайные, скрытые, а на предприятии ты что-то вроде разведчика в стане врагов. На врагов не обижаются!
Мы обижаемся только на друзей и близких. К тому же обида - это лишь воплощение или внутреннее ощущение несправедливости, которую в отношении нас совершают. Несправедливость ощущается самой настоящей душевной болью. Но что такое боль?
У меня нет возможности рассказывать здесь об этом подробнее. На семинарах я время от времени показываю на примерах, что боль - понятие воображаемое. Это всего лишь знание о том, что тело разрушается, которое вызывает потребность избежать разрушения. Когда мы не знаем о разрушении, мы не чувствуем боли. Бессознательное тело, тело с перерезанными нервными путями боли не чувствует.
Но что за боль мы испытываем от несправедливости? Знание о разрушении какого тела? Ответ уже звучал: душевная боль - это знание о разрушении Души.
И опять же у меня нет здесь возможности подробно делать исследование понятия "душа", хотя я много уделял этому внимания в других местах. Но нам достаточно того, что есть. Ощущение несправедливости даёт душевную боль. Несправедливость - несоблюдение "ведливости прав", знания о правах и правилах поведения ведёт к душевной боли. Значит то, что мы понимаем здесь под "душой", как-то соответствует нашему знанию о наших правах и правилах поведения.
Это значит, что мы в состоянии менять свою душу, как некое тело, строить её. Выглядит странно. Но физическое тело, тель, как говорили мазыки, мы менять можем, хотя и ограниченно. Культуризм, бодибилдинг это показывает. Почему же нельзя менять и перестраивать и тело души?
Но оставим пока исследование и вернёмся к понятию "обида". Итак, обида - это ощущение несправедливости. А это значит, обида - это чувство боли, сообщающее о том, что разрушается часть тела твоей души. Причём та часть, которая построена тобой на знании о своих правах и о правилах поведения. А это значит, на договорах с людьми!
На договорах, которые бывают двух видов - такие, о которых люди знают, или такие, о которых не знают; те, о которых мы знаем, - это договоры, о которых мы договаривались. Договоры же, которые мы не знаем, - это договоры культуры. Это среда, в которой мы живём.
Что значит, что мы не знаем об этих договорах? Конечно, если мы люди определённой культуры, то мы знаем договоры, по которым люди в этой культуре, то есть в этом обществе, живут. Но мы их не принимали по собственной воле и никогда не подтверждали, что согласны их исполнять.
Пример. Ты сидишь в столовой или в классе. К тебе подходит твоя знакомая и начинает разговор. Ты отвечаешь на её вопросы и продолжаешь есть или читать. Через некоторое время вдруг выясняется, что она на тебя обижена и не хочет с тобой знаться. В чём дело?! Оказывается, в культуре существует договор, который называется правилом хорошего тона, - вставать в присутствии дамы...
Но ты же не знал! Не знал что? Не знал, что такой договор существует? В общем-то, знал, конечно. Ты не знал, что он действует в отношении этой знакомой. Вы его не заключали. Теперь ты оказался выкинут из числа допущенных в её мирок. В ответ ты плюнул и сказал с обидой: Да пусть катится, не больно-то и хотелось!
Но обида есть. И это значит, что она тоже нарушила какой-то договор. Скажем о том, что предупреждать надо! То есть договариваться заранее. Или не бить того, кто не знает. И т.д., и т.п., что означает, что и ты, как и она, попал на поле существующих, но не заключенных договоров, а значит в пространство нескончаемых обид.
И что это значит? А то, что в основе всех обид лежит предположение, что человек знает, где находится граница твоей души, и, не соблюдая договор (правило), осознанно наносит тебе удар. Оскорбляет - делает тебя скорбным, то есть скорбящим о потере чего-то, что составляло часть твоей души или часть представления о себе самом и твоём мире. Потеря части или разрушение образа себя тут же проявляются сообщением о потере или разрушении - душевной болью. А это всё, в свою очередь, означает, что если мы обижаемся, мы считаем, что человек, нас обидевший, делал это осознанно, зная то, что ты думаешь, зная твои представления о себе, о мире, о том, каким он должен быть.
Вот это и есть основная ловушка, которую выявляет точное целеустроение. Как только мы определяем ту Большую цель, ради которой делаем предприятие, и ради которой ты занимаешь в нём определённое место и точно исполняешь служебные обязанности, то есть договоры, высвечиваются все незаключённые договоры, которые живут в тебе сами по себе.
Есть основной договор о работе, состоящий из нескольких составляющих его договоров о том, как эта работа исполняется.
Вдруг обиделся! Что это значит? Нарушено одно из условий твоего трудового соглашения? Почему ты обижаешься вместо того, чтобы пойти и исправить нарушение? Обижаешься вместо того, чтобы сражаться за себя и свою жизнь?
Начальство заинтересовано в том, чтобы договоры исполнялись точно, и никогда такое предприятие, как наш Авалон, не будет их нарушать, потому что у нас есть такой инструмент: перезаключение, пересмотр договоров.
Если условия жизни изменятся и соблюдать прежние договоры станет невозможно, нужно просто собраться и передоговориться. Но не нарушать договоры тайком, по умолчанию. Таков исходный договор. Начало начал.
Если же условия твоего трудового договора не нарушены, тогда чего ты вообще обижаешься? Обрадуйся. Ты же нашел какую-то вещь, которая живёт вместо тебя, жрёт твою силу и за тебя обижается.
Если ты считаешь, что она правильная, - предложи её остальным и договорись об исполнении. Может, они её с радостью примут. Если же ты стесняешься, значит, она делает тебя уязвимым. Чистись! Убирай помеху. Убирай или то, что делает тебя стеснительным, то есть стеснённым душевно, заставляющим жить сжавшись, или же само "право", которое ты хочешь иметь, но не можешь себе позволить. Не внесено ли знание о нем в твое сознание помимо твоего разума?
В общем, вопрос о "способности достигать" - это вопрос об очищении себя от помех дееспособности. Нужно только хотеть учиться и хотеть менять себя.
Глава 3. Неопытность. Молодой работник
Один из самых страшных подводных камней, о которые разбиваются предприятия, - это молодость работников. Я налетел на это, как на рожон, когда пытался делать молодежные производственные объединения, где бы школьники могли сами зарабатывать свои карманные деньги.
Какая здравая мысль: надо дать возможность ребятам, которые нуждаются в деньгах, может быть, больше, чем взрослые, не клянчить и не воровать, а просто зарабатывать. И как ее поддерживали ребятишки, когда я обсуждал это с ними. Но, кроме желания, еще надо иметь и способность. Однажды слова превращаются в дело, и тогда все внутренние помехи вылезают наружу...
Как знающий человек с опытом работы с молодежью скажу то, что годами сдерживал и прятал в своем сердце: молодой человек, приходящий на предприятие, - это такая гадость!
Молодого работника не любят на производстве и, в общем-то, довольно заслуженно. В советское время его презрительно называли молодым специалистом и несколько лет жестоко унижали, словно испытывая на молодежных инициациях. Зачем? Чтобы он ушел. Гадость, гад - это сохранивший раннее детство козел.
Иначе говоря, молодой человек, приходящий на предприятие, - одновременно и маленький гаденыш, и поросенок, и козел. Он занят чем угодно, только не тем делом, которым живет предприятие. Да и на работу он устраивается не потому, что хочет. А потому что надо, чтобы освободиться от родителей.
Это значит, что цели предприятия его совершенно не интересуют. Но при этом он часто настолько умен, что этого не распознать. Но занят он лишь своей местью родителям, учителям и взрослым, и своей пиписькой, которая не дает ему покоя со времени полового созревания. Вот и все.
Естественно, я пишу не просто памфлет против молодежи, а психологический очерк, который будет полезен и им. Во всяком случае, тем, кто захочет понять, почему его не любят на предприятии и не хотят брать на работу. То есть тем, кто захотел поменять свою жизнь и стать ей хозяином. Конечно, сказанное мною - жестокие вещи. Но именно этим они и полезны. Остальным это просто можно не читать.
Итак, сначала опишу состояние руководителя, которому подсунули молодого работника.
Когда ты глядишь на молодого работника или работницу, знай, все это вокруг для него не нужно. Он лишь пускает пыль в глаза, напрягается, чтобы ты этого не заметил, да и то в любой миг может переутомиться от перенапряжения и грязно сбежит в другое место. Все, что он делает здесь - это ради возможности создать свой сулопник - подобно собственной поросячьей избушке из соломы, куда вход взрослым запрещен.
Избушки из соломы быстро рушатся, а молодых работников быстро выживают из предприятий, как вредоносное гадьё. Тогда они идут на новые предприятия и строят избушки из хвороста. Их опять бьют и гонят прочь, и так до тех пор, пока они не начинают строить добротные дома, как у всех вокруг.
А это значит, что молодого работника само общество естественно избивает и выкидывает на мороз до тех пор, пока он не сменит мировоззрение на соответствующее мировоззрению общества, в котором живет. Можно сказать, так общество ломает молодых и гнет в дугу их души.
Смена эта болезненна, хотя и не сложна. Понять надо всего лишь несколько самых простых и, в общем-то, естественных для этого мира вещей. Например, никто не обязан за тебя работать, и вовсе не надо переносить свое детское представление о том, как взрослые должны крутиться вокруг тебя и твоих какашек, с родителей на всех остальных людей. Холодильник бывает полным не сам по себе, его надо наполнять. И если ты хочешь быть независимым, наполняй его сам и своим трудом.
Еще одно: когда ты истекаешь ненавистью к человеку, который этого не заслужил, он ощущает потребность дать тебе в морду и так или иначе дает. Поэтому есть смысл задуматься: а чего это ты всех ненавидишь-то? И окажется, что это ты переносишь ненависть со своих родителей или учителей на всех взрослых.
Тогда появляется возможность увидеть еще одну важную вещь:
родителей ты ненавидишь за то, что они каким-то одному тебе ощущаемым способом обещали любить тебя больше, чем смогли.
К тому же они тебя предали многократно: обещали любить и заботиться, а сами послали в школу, институт, на работу. Ты, конечно, пошел, но сломаешь всю эту работу, чтобы родители увидели, что из их затеи все равно ничего не выйдет!
Я могу ошибаться в деталях, но молодому работнику предприятие, на котором он работает, не нужно для самого себя. Это точно. Он здесь ради кого-то или чего-то. Родители или общество требуют. Они не любят маленького мальчика или маленькую девочку, мучают, не хотят кормить просто так и заставляют отрабатывать. Хорошо, я пойду работать, но вы ещё пожалеете!
И вот у тебя на предприятии враг. Он может не осознавать этого сам, пока воспринимает это предприятие сулопником - местом, куда он сбежал от родителей к таким же, как он сам. Тусовкой. Но в этом случае он враг в том смысле, что дела не делает и проедает предприятие. Он здесь просто тусуется - хорошо и бесполезно проводит время, красуясь перед старшими. Предприятие гибнет в таком случае, изъеденное паразитами.
Если же хозяин захотел заставить молодых работников работать и разрушил "кайф", они мгновенно начинают его ненавидеть и искать другое место. Разрушать же то, что ненавидишь, ощущается для них естественным. Это даже не предательство. Предательство для такого козлогада - это когда предаешь то, что любишь. Какое же это предательство, если ненавидишь!?
Вот эта лёгкость в предательстве и поразительная способность скидываться, переметываться из любви в ненависть и есть основная мировоззренческая слабость молодых, а также признак отсутствия разума и жизненного опыта. Они все плоские, как фанера. На одной стороне написано любовь, а на другой - море ненависти. И нет пространства между.
Его-то, это внутреннее духовное пространство, и создают все общества своей молодежи, выбрасывая их в равнодушную и жестокую природу. Там рождается разум и там ты начинаешь задумываться о том, с кем же тебе действительно надо бороться в этой жизни, кто твой настоящий противник.
Поэтому - никаких молодых работников на наших предприятиях, пока они не начинают строить настоящий дом для самого себя, для собственной жизни. Пока они не приняли решение стать взрослыми и своими руками построить собственную жизнь.
А это значит, что тех симпатичных ребятишек, которые пытаются прийти на наши предприятия, нельзя брать сразу. Их нужно посылать на, назовем это, стажировки на других предприятиях, которые они должны найти сами. И стажировки эти - не менее, чем по году, и не менее трех раз. Пусть их бьют чужие, и пусть чужие покажут им, что такое люди и каковы их требования к любому из нас. И очень полезно будет нашим молодым попробовать, что такое голод и холод.
Вот тогда у них появляется способность любить и быть благодарными за тепло и дружбу. Тогда становится возможным и целеустроение. Все наши работники должны понимать, что наше предприятие - это их собственное предприятие. Он здесь хозяин и создавал это предприятие вместе с остальными, чтобы добиться общей цели - выжить, победить в битве с природой. Все остальные цели, какие бы они ни были, невозможны без этого основания.
Пока ты на предприятии - сначала производство и только производство. Все остальное предательство, все остальное - попытка использовать других людей. За это маленьким ангелочкам бьют по красивеньким, миленьким мордам так, что зубы летят на полку! Я имею в виду ту полку, на которую зубы кладут в голодные времена.
Какие плохие взрослые! Ведь обещали же не бить детей! Зачем же я тогда учился верещать и натравливать общественное мнение на собственных родителей? А затем, чтобы однажды отец отбросил свой ремень и сказал: Ты победил. Живи теперь, как знаешь! - И отвернулся от тебя.
- Ну и проживу! - заявил ты и во всеоружии своего детского незнания жизни пошел побеждать других людей. А там вдруг выяснилось, что все такие, как ты, ничто из детского старья не работает, и надо переучиваться, чтобы не проиграть и не помереть.
Можно, конечно, чтобы не показать родителям, что проиграл, предать себя в руки какой-нибудь банде или сбежать в мир наркоты. Но этих слабаков мы не рассматриваем как работников своих предприятий. Все равно они окажутся врагами.
Но можно ведь и признать, что в детстве ты был глупее, чем сейчас, а жизнь тебе многое показала. Тогда появляется возможность набрать силу и извлечь урок.
Сутью его в любом случае явится ответ на вопрос: кто же мой настоящий противник в этой жизни и зачем я пришел?
С ними исчезает молодой работник и рождается настоящий человек. И даже если ответа ещё долго не будет, его можно искать вместе.
Конечно, можно ещё ярче показать, как плохи молодые работники и как гадко их мышление. Однако это мышление - лишь продолжение общественного мышления в детских головах.
Вопрос может быть рассмотрен и с другой стороны - с детской, то есть со стороны молодого работника.
Был ли он действительно предан взрослыми и в том числе своими родителями? Конечно! Как и каждый из нас, родившихся в человеческом обществе.
Выжить в обществе гораздо сложнее, чем в природе. В сравнении с теми сложностями, которые противостоят взрослому, детские заботы кажутся такими мелкими, что все родители постоянно врут и врут детям. Это даже считается чем-то очень правильным и благородным - "оберегать детей" от лишних знаний о настоящей жизни. Ещё намучаются, когда повзрослеют! Пусть хоть сейчас поживут для себя, как мы не можем!
Ребенку создается мирок искусственной фальшивой сказочки, где он точно знает, что хорошо, что плохо. Например, иметь половые органы - плохо настолько, что даже слова "жопа" или "задница" неприлично произносить, потому что от них совсем недалеко... Хуже, чем почесать задницу, только ходить с расстегнутой ширинкой. Кстати, половые органы, которые так укутаны, что постоянно преют, совсем не должны чесаться. И если ещё грубые мужики могут позволить себе это, демонстративно бросая вызов обществу, то уж чешущую половые органы женщину я не видел ни разу.
Но есть и иная сторона хорошего и плохого, через которую идет управление ребенком. И она тоже ложь. Это понятие Вины.
Вина всеобща и вездесуща. Гений христианства заложил её в виде понятия греха в самое основание своей церкви, и человечество сломалось, потому что было готово. То же самое успешно проделали и остальные мировые религии.
При этом вина -- это всего лишь игра, ловушка для управления ребенком. И она - обман.
С самого раннего детства ребенок знает: нарушил договор - виноват. И тебя можно наказать. Но сначала надо доказать твою вину. Не виноват - наказывать нельзя. Соответственно, не доказал вину - не имеешь права наказывать. Это тоже договор, существующий в обществе.
Ребенок вырастает и обнаруживает себя все в том же мире доказанной или недоказанной вины. Не доказали - не имеете права наказать. Все ясно и понятно. Мир такой, как научили в детстве.
Но есть место, прямо соприкасающееся с силами и природой. Это производство, точнее, твоё собственное предприятие. То, что обеспечивает твое выживание. Природу такое дерьмо, как вина или невиновность, не интересует. Она признает только силу жизни! Тут нужно делать дело или сражаться.
К сожалению, заметно это становится только в собственном деле. Когда молодой работник приходит на чужое, да ещё и большое предприятие, ему кажется, что все по-прежнему, что все, как в мире людей. И он может бездельничать, а если его выгоняют, он идет в суд и восстанавливается или высуживает себе оплату в соответствии с договором. Он пытается не зарабатывать деньги, а доказывать, что не виноват.
Но вот ты попадаешь в собственное предприятие, и все меняется. Теперь никого не интересует, что ты не виноват. Ты можешь трижды не быть виноватым, но денег в фирме нет. И оттого, что ты честно делал свое дело, как договорились, зарплата у тебя не прибавится, и твой собственный ребенок накормлен не будет. Нужно было не только следить за виной, но и думать.
А думать - это и есть вести битву Разума за выживание на Земле.
Я вспоминаю, как делал один из своих первых кооперативов с несколькими близкими мне людьми. Как только я стал начальником, а кто-то всегда должен им стать, чтобы дело шло, один мой приятель тут же скинулся в ребенка. Он так шел по всей жизни, отказываясь быть хозяином, начальником, взрослым. Это казалось очень удобным. Ты ребенок, с тебя взятки малые, умей только быть ни в чем не виноватым.
И вот в кооперативе, который и за его подписью взял огромную по тем временам ссуду, он продолжал вести себя как на государственном предприятии. Я начал требовать взрослой работы, а потом браниться и свирепеть. Он, как полагается молодому, тут же из любви перескочил в ненависть. Не было больше ни одного дела, за которое я не измордовал бы его: он работал не на себя, лишь выполнял приказы. При этом всем окружающим было показано, какой я плохой, и как он не виноват!
В доме завелся вредитель. И довольно скоро я бил его уже смертным боем. Выгоднее было потерять его, чем позволить ему переводить средства во вред делу.
Облик малолетнего милого дурачка - это оружие потрясающей силы, непробиваемая броня. В нем так же надежно на государственном предприятии, как в патентованном сейфе. И так же страшно в частном, как в сейфе на дне реки.
Конечно, кончилось это тем, что он пришел и заявил об уходе. Я принял его уход. Тогда он сказал, что хотел бы получить свою долю станками...
Честно признаюсь, я пожалел его, просто сказал, что основные средства не выдаются и отпустил с небольшим пособием. Но я мог бы и повести себя так, как полагается безжалостной и равнодушной природе. То есть выдать ему его долю. Это было ещё до начала инфляции. Станков у нас было на 3-5 тысяч рублей, а долгу на 120 тысяч на троих!
Молодой видит свою часть и совершенно не хочет видеть сторону остальных, потому что не может поверить, что они могут позволить себе быть жестокими к нему. Это ещё одна ложь родителей: они много угрожают стать такими, каков мир, но все время обманывают. И когда мир показывает себя настоящим - это такая неожиданность, что дети вправе обижаться на родителей, которые не подготовили их к настоящей жизни.
При этом, когда я говорю, что таково наше мышление, я, говоря современно, имею в виду саму операционную среду, в которой работает наш ум. Это значит, что вопрос не в крупных предательствах, которые мы вынашиваем. Вопрос в том, что любая мелочь, любое движение совершается нами не ради дела, а ради того, чтобы быть не виноватым.
Пример. Я даю своему секретарю задание - написать в самокате Образ своего отдела. Самокат - это такой прием, который использовали мазыки для очищения сознания. Ты просто перестаешь сдерживаться и говоришь то, что само выскакивает на язык. Вначале это очень глупо и уязвимо. Но постепенно, добавляя к этому другие приемы, ты вычищаешь сознание от кучи чужеродного сора, от Мозохи, как говорил мой первый учитель Степаныч, и оказываешься способным делать многие дела в самокате лучше, чем если бы шел по образцам.
Мой секретарь говорит, что не может писать. Не идет у нее это дело. Как только берется за бумагу, так никаких мыслей нет, и думает она только о том, что нет никаких мыслей. Я отвечаю ей: "Так вот так самокат и работает - нужно писать то, что думаешь, раз есть мысль: "что-то я не могу писать", - её и надо записать первой. Если есть мысль, что нет никаких мыслей, пиши ее. Поняла? Запиши, а как запишешь, позовешь меня, и мы продолжим".
Какое-то время она пишет, и пауза затягивается. Мне начинает казаться, что она уже закончила, и я её спрашиваю: "Что же ты меня не зовешь?"
"Так я только что закончила, как раз когда ты спрашивал", - отвечает она и на этом удовлетворенно замолкает.
Я молчу, и она молчит. Все как будто очевидно. Я задал вопрос, почему она не зовет меня продолжать дело. Она объяснила, что не звала меня, потому что ещё не закончила, а теперь она закончила, и тем самым дает понять, что готова приступить к делу.
В общем, она ни в чем не виновата, а дело не идет. Просто потому, что предпочла ответить на вопрос, почему не зовет, вместо того, чтобы продолжить дело!
И то, что она не виновата, не прибавляет ей ни копейки, потому что до этого я ей объявил, что она уволена до тех пор, пока не создаст этот Образ своего дела.
Вот это и есть типичнейший пример гнилости самой операционной среды нашего мышления. Оно все соткано из полунамеков и бесконечных, теряющихся связей с какими-то не заключенными нами договорами культуры. И при этом оно ещё и постоянно изыскивает для нас возможность уклониться от нежеланных дел с помощью обид.
Обычный человек на месте моей секретарши предпочел бы изобразить дурака, который как бы не замечает, что не делает дело, и обвинить начальника в самодурстве. Даже голод кажется не такой уж страшной ценой за право обидеться. Так поступает большинство молодых. Обидчивость - это особый разговор.
Что же делать? Выбор, конечно. Нужно сделать выбор - работать или не работать вообще. Вот за этим я и заставляю молодых работников, заявивших, что хотят научиться работать, написать Образ своего дела или рабочего места.
В этом "Образе моего дела" надо сначала написать то, что хочется, а потом сделать поправку на разумность, то есть написать образ такого дела, которое будет жить и кормить тебя в условиях настоящего мира, а не в сулопнике.
Конечно, первым выскакивает: Не хочу работать вообще! И это надо учитывать, потому что обычно преодолеть это можно только старательностью. А это значит, напряжением. Напряженность все равно однажды взорвется и заставит тебя все испортить. Старательность - вредна, а старательные работники - это вредители. Поэтому, лучший случай, когда ты не стараешься, а естественно делаешь свое дело, как будто воплощая этим часть себя. Как это у тебя получается в играх. Или в быту.
Ты же не стараешься открывать кран, когда наливаешь воду в ванну, ты его просто открываешь. Точно так же ты не стараешься, когда затыкаешь ванну пробкой. Ты просто затыкаешь ее. Таковы условия нашей жизни. И точно так же ты не должен стараться работать, чтобы зарабатывать свои деньги. Это данность нашего мира, исходное условие задачи - хочешь выжить, зарабатывай себе на жизнь. Не старайся, а просто зарабатывай.
Но прежде все-таки выбор. Раз ты не хочешь работать вообще, то и поставь перед собой этот вопрос: так работать или не работать все-таки? Все остальное я пишу лишь для тех, кто говорит себе, вздохнув, конечно: работать придется.
Тогда можно задаться и следующим вопросом: А раз работать, то как?
Вот это и надо записать в образ своего дела: конечно, как можно легче, как можно интереснее, как можно богаче. Иначе говоря, как хочется. Могу, правда, из своего опыта сказать, что если начинаешь понемножку воплощать этот образ: "Работать только так, как хочется и доставляет радость", то однажды радостно замечаешь, что вообще... перестал не работать. Так что это ловушка, но... но чтобы в нее попасть надо ещё очень и очень постараться!
Если ты избираешь Работать и "Работать так, как хочу я", то это неизбежно приведет к вопросу: а как этого достичь?
И ты начинаешь расписывать шаги достижения этой цели или "Лествицу" твоей Победы. Лучший случай, когда ты можешь победить один. Но это почти невозможно. Поэтому пиши сразу о том, как полезно для твоего дела предприятие, на которое ты пришел. Оно - твой конь, который повезет к Победе. Значит, пиши о том, как о нем заботиться. Оно тебе нужно.
Глава 4. Родственники
Ты создал предприятие. Успешное предприятие. В глазах окружающих успешное предприятие - это где денег не меряно. Мало кто видит, что это предприятие, где принято работать. К тебе начинают приходить родственники и проситься на какую-нибудь работу. Брать или не брать? Не брать - плохо, они обидятся, и вся остальная родственная клика навалится со своим общим осуждающим мнением. Ты своего обидел! И от тебя все отвернутся.
Помню, мой двоюродный братишка, живший далеко на юге, что-то нахулиганил, кажется, крепко и нехорошо подрался. И чтобы спрятать его от суда, его отец привез его к нам, с просьбой дать пожить какое-то время тайком у моей мамы. А я как раз уходил в армию, освободилась комната. Казалось бы, все так удачно складывается.
Но в первые же дни они с отцом начали пить и гулять. Я представил себе, что будет без меня, и выгнал их. Мама дороже.
Брата посадили, и родичи, особенно его отец, долго обижались на нас за то, что в тяжелую минуту мы не помогли. Я даже допускаю, что они считали, что его посадили потому, что я не дал ему приюта. Вот такая причинно-следственная связь работает в головах у родственников. То, что брат совершил преступление, на фоне твоего не родственного поведения как-то забывается. Кто-то же должен быть виноват в наших несчастьях!
Когда к тебе придет родственник и попросится на работу, на самом деле он скажет не просто: возьми меня куда-нибудь! Он скажет: возьми меня куда-нибудь, но таким, каков я есть! Попросту говоря, прикрой меня от тех, кому я не нравлюсь такой, каков я есть! Я, конечно, дерьмо и вредитель, но ты же родственник, ты должен потерпеть, иначе я натравлю на тебя общественное мнение!
И приходят они совки совками, глядя на твое предприятие жадными глазами воров и пропойц, какими они привыкли смотреть на советское предприятие. Родственник не хочет работать на тебя и делать так, чтобы предприятие становилось лучше. Он хочет за твой счет жить так, как привык, как ему хорошо - денег ведь не меряно, а ты в обиду не дашь! Не чужой. На чужом предприятии устаешь, потому что постоянно приходиться напрягаться, сдерживаться и не выпускать свое нутро наружу.
Родственник во главе предприятия действует на бытовое сознание однозначно: здесь сдерживаться не надо, свой не выдаст! И родственники не сдерживаются!
При этом до них никак не доходят объяснения о том, что это не советское предприятие, что это твоя собственность, что все зависит от того, как мы все вместе будем вкалывать. И вкалывать здесь надо лучше, чем на других предприятиях, потому что работаем-то на себя.
Родственник на твоем предприятии всегда работает хуже, чем на дядю!
И даже когда путем колоссальных усилий тебе удается с лучшими понимающими из родственников договориться о том, что это ваше дело и работать нужно, как на себя, они все равно не удерживаются и по мелочам перескакивают в состояние наемного работника. Дуркуют, как это у нас говорится. Иначе говоря, когда им выгодно, они начинают видеть тебя эксплуататором и приворовывают, где лишнюю четверть часа, где оплату по шкале "не хуже, чем у других случается!"
Это не злой умысел, конечно, просто так уложено в нашем мышлении за многие годы, да ещё и в нескольких вежах - ушедших в подсознание слоях мышления.
Принять решение работать на себя - это большое решение. Но существует оно внутри огромной "операционной среды", состоящей из мелочей. И все эти мелочи кричат из твоего жизненного опыта: ненавидь, мсти, укради, справедливости нет и счастье невозможно!
И что с этим делать? Может, сдаться? Вот тебе и выбор.
Я догадываюсь, что вы выбрали. И это значит, что нет для нас другого пути, кроме как принять Большое решение работать на себя, совместно делать свое дело, а потом расширять его, как Свою землю, вычищая мелочи.
Следовательно, и родственников стоит брать на работу только тех, кто хочет стать своим, а не оставаться родственником. С остальными лучше жить по древнему правилу о том, как давать в долг: откажешь - один раз плох будешь, не откажешь - всю жизнь виноват.
Глава 5. Неистовость
Самый плохой Управляющий - это, конечно, тот, кто вообще не думает и не заботится о людях. И не понимает, что дело зависит от людей, а предприятие строится сначала из них и уж только после этого из камня и станков. Но это ясно. Есть и другая ошибка, которую очень трудно распознать.
Это относится к неистовым людям, к людям, горящим на работе, людям идеи.
Желание сделать большое или очень большое дело, которое принесет хорошую жизнь и Управляющему, и всем работникам, дает в руки Управляющего рычаг, позволяющий заставлять людей работать лучше. Более того, работать тоже неистово, потому что этот рычаг - рычаг мечты, а с мечтой люди работают на себя и неистово.
Какая здесь используется мечта? Мечта о сытой жизни, которая является Облачной маткой вежи взрослости.
Чтобы объяснить, что это такое, мне придется снова обратиться к теме Образа мира. Постараюсь не очень повторяться.
Облачными матками мазыки называли, говоря современно, скрытые в глубинах нашего мышления сверхцели, которые правят нашим поведением. Каждая такая матка создает вокруг себя целый узел промежуточных целей и лествиц своего достижения, и они постепенно увязываются в ту личность, в которой ты живешь целый возрастной период своей жизни. Облачная матка, которую мы за давностью лет уже и не осознаем, становится скрытым смыслом нашей жизни в этом возрасте.
Вступая в вежу взрослости после 21 года, человек, по сути, принимает решение: для того, чтобы достичь моей мечты о мире-сказке, о мире, в котором хорошо моей душе, сначала надо обезопасить тылы, надо создать себе Мамку, которая будет кормить и обеспечит сытость. Тогда, сняв эту заботу, можно будет и мечтой заняться. Вот эта цель - иметь сытость - и есть Облачная матка или смысл жизни в веже взрослости.
Многие взрослые, читая эти строки, возможно, почувствуют отсутствие узнавания: никакой мир-сказку они создавать не хотят и не хотели!
Это только потому, что вы уже забыли, где дверь в первый класс. Забыли те ощущения, которые в юности гнали вас из дома в поисках своей молодежной компании. И тогда вы внутренне не называли эту компанию миром-сказкой, миром мечты. Корни этих понятий прячутся еще глубже. Но то, что вы искали тогда душевное сообщество, место, где легко и приятно вашей душе, это вы ещё не забыли. Вот именно для сохранения возможности иметь душевное сообщество, попросту жить, как я хочу, а не как велят, вы и приняли однажды решение встать на собственные ноги и зарабатывать достаточно, чтобы ни от кого не зависеть. Именно это состояние я и описываю словами "мир-сказка", "мир-мечта".
Впрочем, я уже рассказывал об этом. Поэтому не буду повторяться, просто добавлю кое-что о психологической механике нашего мышления.
Желание, которое нельзя осуществить сразу, превращается нашим умом в мечту. Превращается как-то незаметно. Просто где-то в глубинах нашего ума тому, что вот только ещё было просто желанием, вдруг дается имя мечты. Это происходит после того, как ты долго хочешь, хочешь и вдруг понимаешь, что это желание для тебя пока невыполнимо. Все невыполнимые, но не ушедшие и не убранные желания становятся мечтами.
И вот однажды после 21 года ты решаешь, что если хочешь жить по-своему, в собственном душевном сообществе, и ни от кого не зависеть, надо встать на собственные ноги и обеспечить себе самое малое, чтобы не быть зависимым, - сытость. Это всего лишь желание.
Но "сытость" как понятие принимается тобою из воспитавшей тебя культуры готовым и никогда не определяется самостоятельно. Иными словами, ты попросту не знаешь, что это такое и что в это понятие входит.
А раз так, то по мере того, как у тебя появляются возможности самого себя кормить, выясняется, что эта "сытость" предполагает и самого себя одевать, и иметь собственное жилье, и иметь все то же самое для своих близких и ещё кое-что, чтобы "быть не хуже других".
Попросту говоря, твоя битва за сытость дала тебе чужую цель, цель, подсунутую тебе обществом, с которым ты и воевал за сохранение права на собственное видение жизни.
Быть не хуже других - это ловушка без дна, это предполагает возможность бесконечно улучшать свою жизнь и увеличивать свое благосостояние. В итоге, увязнув в этой гонке за благополучием, ты съедаешь все мозги, посвящая всего себя этому маленькому желанию сытости, которое по мере воплощения становится все более недостижимым. Сытость подобна яме, из которой чем больше берешь, тем больше она становится. Только наоборот, чем больше в нее кладешь, тем больше надо.
Где-то по ходу гонки за сытостью желание превращается в мечту, потому что ты теряешь надежду проглотить бесконечность. Затем, поскольку ты все равно не сдаешься, эта мечта поглощает все твои мозги. И теперь их хватает только на то, чтобы её воплощать, но не на то, чтобы о ней помнить!
Если, когда я говорил, что ты живешь ради создания "мира-мечты", "мира-сказки", твоя душа не отозвалась, значит, ты в беде. Ты забыл, ради чего делаешь то, что делаешь. Средство стало целью... Маленький мальчик, который хотел быть Аладином, маленькая девочка, которая видела себя Золушкой, завалены кучами скарба в отдаленном подвале твоей памяти так сильно, что ты даже не слышишь их плача.
В итоге неистовый Управляющий, вызвавший во внешнюю жизнь Облачную матку мечты о сытости, по сути, использует в людях силу всех веж, которые закрывают слой за слоем маленького ребенка, который мечтал о сказке. В то время ты очень естественно ощущал себя волшебником, а значит, считал, что тебе все по плечу и силу свою мерить не умел.
Значит, если тебя такого, но с твоими взрослыми возможностями, заставить что-то делать, ты спокойно возьмешься за любое дело, а если тебя при этом ещё и учить, то ты это дело, вероятней всего, сделаешь. Иначе говоря, человеку, ощущающему себя ребенком, то есть волшебником, по силам творить чудеса.
Это значит, что неистовые Управляющие - это великие Управляющие.
Неистовый Управляющий, разбудивший в людях мечту о сказке, свернет горы и может действительно достичь того, что пообещал людям.
Но вот тут-то и появляется подводный камень. Неистовый Управляющий, лучший из Управляющих, всегда замахивается на предельные дела, на самые большие образы. А это значит, что он всегда идет и ведет людей по пограничью их возможностей, то есть по краю пропасти или провала.
И стоит только одному-другому работнику подвести, дело не будет сделано и все будет проиграно. Неистовый Управляющий живет в постоянном страхе проигрыша. И он для него особенно страшен не какими-то наказаниями, которые последуют, а потерей той мечты, той красоты, которую он воплощал в этом деле. Потерей возможностей.
И вот, видя образ своего дела, он в своих требованиях к людям исходит из того, соответствуют ли они и их действия этому образу. Действия работников, их работа, а значит, и они сами, безусловно, должны соответствовать воплощаемому образу. Иначе он не воплотится, будет недовоплощен. Соответственно, неистовый Управляющий требует, чтобы люди в точности создавали задуманный образ, а значит, соответствовали сами или в своих действиях этому образу. На привычном нам языке это прозвучало бы так: соответствовать идеалу. Идеал - это всего лишь задуманный эйдос, то есть образ, если перевести на русский.
Итак, неистовый Управляющий исходит из того, дотягивают ли его работники до идеала, то есть продвигается ли вперед воплощение образа. И ясно, что если соответствия не будет, дело не будет сделано. Поэтому с какого-то мига неистовый Управляющий начинает исходить только из идеальных требований и наказывать своих работников за неидеальность, за любое несовершенство в исполнении ими их обязанностей.
И при всем том, что они ему даже благодарны за это, потому что ощущают, что это им очень выгодно и полезно, жизнь их становится невыносима, и однажды они сдаются и уходят. Что делать?
Очевидно, даже неистовому воплотителю образов надо понять, что если он действительно хочет воплотить свою мечту, он не должен идти по грани срыва. Победу надо готовить. Значит, надо уделить больше времени и сил тому, что можно (как кажется!) достичь одним рывком или прыжком.
Чтобы не прыгать через всю лужу, нужно кинуть в неё несколько камушков, на которые можно будет встать, спокойно шагая. Другими словами, кроме окончательного образа своей мечты, нужно создать несколько промежуточных образов попроще того же дела так, чтобы, воплощая их, постоянно приближаться к мечте. Так сказать, программу-минимум, программу-медиум, программу-максимум...
Это, правда, означает, что ты можешь положить всю свою жизнь на это дело. Но уж тут приходится выбирать: или победить хоть в одном деле, или всю жизнь посвятить проигрышам.
К тому же ты можешь сделать и ещё один выбор: избрать сразу делать то, что можешь посчитать делом твоей жизни. Тогда, на начальных этапах подготовки, оно может быть чем угодно внешне, и только ты знаешь, что, торгуя в магазине, ты на самом деле лишь временно здесь, а сам учишься, как создать "Лавку древностей", где дарят людям счастье... Я шучу. Для примера.
В любом случае цельность - обязательное условие для неистовости. Или наоборот, без неистовости своей утерянной цельности не вернуть. Так что видьте себя на любом рабочем месте, совмещая с далекой мечтой.
Итак, что же дают промежуточные образы дела? Они позволяют управляющему учить людей. И оценивать их не потому, насколько они не дотягивают до идеала, а потому, как они с каждым новым шажком прибавляют качество к тому, что они
есть.
Набор качества и с тем постоянное усиление! Это такая захватывающая игрушка. Создать свое дело - это здорово! Но создать дружину, способную обучаться, и постоянно набирать силу... За это можно отдать много разных очень больших дел.
Глава 6. Необучаемость и возвращение способности учиться
Это огромная тема, и ей надо посвящать отдельное исследование. Поэтому я лишь вкратце обозначу ее, чтобы однажды вернуться подробно.
Необучаемость работников, как и собственная неспособность хозяина легко обучаться новым делам, - одна из самых страшных помех делу. Похоже, что об этом даже особо и говорить не требуется. Какое же дело с дураками! И что может быть страшнее для предпринимателя, осваивающего рынок, чем неспособность обучаться новому!
Я уже писал немного о том, что такое дурак именно с этой точки зрения. Но необучаемость может корениться не только в отсутствии способности воспринимать новые и использовать имеющиеся образы. Очень часто причина необучаемости - отсутствие желания учиться. Откуда она берется? Причин может быть две.
Это или осознанное предательство, когда человек сразу пришел не за тем, о чем договаривались, и вынашивает тайный умысел.
Или же какие-то детские психические травмы, которые отбили желание учиться и поселили нежелание. Так сказать, отбитая охота.
Что делать с предателем, тайным врагом, прячущим умысел, наверное, ясно. Вопрос только в том, как его выявить. Конечно, хорошее владение целеустроением позволяет мгновенно видеть несоответствия дел тому, о чем договаривались. А дальше остается лишь предложить такому работнику соответствовать договорам. И если соответствие не приходит, а человек отказывается называть внутренние, психологические причины, мешающие ему, он предатель и от него надо избавляться.
Все просто. Вот только нужно иметь эти самые договоры, относительно которых выявляется несоответствие поступков, и уметь задавать нужные вопросы о корнях и причинах сбоев. Да и отличать сбои по умыслу от сбоев из-за травм... В общем, неплохо бы иметь божий дар или владеть прикладной психотехникой.
Что же касается второго случая, когда желание обучаться просто отбито или задавлено, то это проще. Тут могут за Управляющего поработать и психотехники, и психотерапевты. Лишь бы человек осознавал, что отбитая охота к учебе - его слабость и от нее надо избавляться.
У всего есть свои причины, и они очень точно связаны с какими-то жизненными событиями, когда либо в твое сознание входит запрет, либо тобой принимается решение о том, как жить дальше. И если эту причину найти и назвать вслух, для всех, то она перестает быть тайной. А тайное правление - это самое действенное правление, потому что его нельзя ни обсуждать, ни
улучшать.
Стоит вам обсудить эту причину с другими людьми, как ваш Разум начинает над ней работать и совершенствует вас, возвращая утерянную способность, потому что способность обучаться естественно присуща живому сознанию как часть способности
выживания.
Если же после такого поиска и обсуждения желание обучаться не возвращается, ищите следующую помеху. Их или несколько разных, или же у той, что вы уже нашли, были более ранние корешки. В общем, кто хочет вернуть свои способности, просто не должен сдаваться и уж особенно отчаиваться после первых неудач. И однажды все вернется.
Для нас же важно понять, что возвращение способностей - это одна из главнейших задач человека. Без этого тебе просто не стать самим собой, потому что ты и есть твои способности.
Соответственно, предприятие, в силу того, что оно в уменьшенном виде повторяет Образ мира, позволяет выявить все способности, которые мир погасил в тебе. А выявить неполноценность - это уже наполовину устранить ее.
Следовательно, возвращение способностей идет, как видите, через несколько ступеней от простого к сложному. И возвращение способности учиться, в частности, обучаться новым делам, может быть прекрасным способом исследования самого себя.
А что такое ты в данном случае? Для начала движения к себе вполне подойдет такое определение: ты - это то, что скрыто за слоями мышления и культуры и лежащим в их основании костяком Разума. И дорога к себе - это множественные ступени Веж и Образов мира, как говорили об этом мазыки. Проверяя себя через предприятие, через освоение всех дел, производящихся на нем, - а это можно, только если расти от простого работника до Управляющего, перемещаясь по местам, - постоянно будешь обнаруживать все новые участки своего сознания, которые перекрыты - выморожены, по-мазыкски говоря.
Мразь, выморозка куска сознания - это утраченная способность. Вот и все.
Хочешь вернуть себя, возвращай свои способности. Для этого постарайся стать Хозяином себе, что вполне можно сделать, становясь Хозяином собственного дела.
Хочешь стать Хозяином собственного дела - создавай предприятие или становись на нем Управляющим.
Как это сделать? Осваивай его, то есть делай своим. А для этого изучи его целиком и научись всему, что приведет тебя на место Управляющего, то есть изучи Должностные обязанности, Мастыры всех тех мест, которые складываются в лестницу-Дробину восхождения к вершине.
И это не сделать без возвращения способности учиться. Как ее вернуть?
Чистись, очищай сознание.
Конечно, если ограничиться только этим советом, то останется место недопониманию: что значит очищать сознание?
Это наука. Наука большая и древняя. Люди тысячелетиями думали об этом и экспериментировали над собой. Об этом, конечно, нужно писать отдельное этнографическое и КИ-психологическое исследование. Но если отрешиться пока от лишних сложностей и тонкостей, то можно дать сознанию такое рабочее определение, которое будет отождествлять сознание с его содержанием, с тем, что в нем хранится. Для прикладной работы это возможное допущение.
Тогда получается, что очищение сознания - это работа с образами, составляющими его содержание, поскольку ничего другого в сознании, кроме образов, не содержится. И очищение в таком случае есть не просто выкидывание всего содержания сознания, а убирание плохих образных инструментов и замена их на лучшие. В соответствии с целью, конечно. Вот и вся премудрость.
Как это делать? Ну, это разговор отдельный. Можно сказать, разговор для следующей книги.
Заключение
Подводных камней при создании собственного предприятия будет немало. Это ясно. Всего не предусмотришь и не опишешь в одной небольшой книге. Придётся думать самим.
Однако кое-что о неожиданных сложностях сказать можно. Во-первых, они могут быть двух видов. Можно сказать так: одни помехи будут корениться в обстоятельствах, связанных с делом, а другие - в людях.
Первые надо сразу отнести к числу производственных задач и просто решать, принимая как данность. Всегда в предпринимательстве будут неожиданности. Им можно позволить расстраивать себя. Но это значит, что расстройства и связанная с ними возможность "психануть" и есть твоя цель.
Это надо признать как образ отношения к делу. Расстроиться ты можешь, только если заранее создал окончательный образ победы, который не допускает изменений. Тогда любая помеха приводит к срыву: такой хороший образ был! Так обидно! Всё поломали, гады!
И тогда ты обязательно будешь искать виноватых, которых, к слову сказать, нет. Просто мир такой сложноуправляемый, и с ним надо быть живым и гибким, пока победа не легла в карман. Все остальные "такие красивые образки" - мертвечина. Ты же хочешь кого-то обмануть - возможно, себя.
Другой случай - когда помехи коренятся в людях. Их можно назвать психологическими. Но это только потому, что слово психология стало более или менее привычным.
На самом деле все разговоры о том, что на предприятии должен быть психолог, воспринимаются толковыми предпринимателями так же радостно, как легкая зубная боль: от этого дерьма ни тепло, ни холодно, но уж если вы так настаиваете...
И тем не менее, любой предприниматель при этом знает, что помехи, лежащие в людях, гораздо страшнее всех производственных сложностей. Главное всё-таки - это хорошая команда, толковые и преданные люди. С такими можно горы свернуть, если добавить мозги и опыт.
Самое поганое, когда в команду затесался скрытый враг, который ведет все дело к разрушению, а хозяина к тюрьме. Такое случается.
Но еще хуже то, что само устройство человеческого мышления таково, что все собранные тобою люди - скрытые враги и неукоснительно ведут тебя к разорению и поражению. И они невольны в этом, даже самые лучшие друзья. Так заложено в нас с самого рождения. Можно сказать: такова операционная среда нашего мышления. Вот это беда!
И тут, если не суметь работать именно с этим, ни один психолог действительно не поможет. Чаще всего, опытный предприниматель сам выполняет эту часть психологической работы по подборке надёжных людей лучше любого психолога. С одной стороны, это печально, потому что говорит о том, что психология ещё не стала прикладной наукой. С другой, это означает, что определённые способы работы всё-таки есть. И они совершенно ненаучны.
Если бы заняться и попытаться обобщить приёмы, которыми хорошие предприниматели настраивают мозги работающих на них людей, то мы обнаружили бы кучу "непсихологических" приёмов от запугивания смертью и до душевной беседы крутыми матюгами или же с расслаблением в баньке под водочку и девочек. Конечно, это недопустимо для психолога, да и невозможно чаще всего - просто денег нет на такие приёмы. Однако это работает... Это и есть настоящая прикладная психология.
Кстати, могло бы быть вполне полноценным культурно-историческим исследованием психологии современного человека.
Лично для меня наиболее интересным является в таком исследовании возможность через сравнение нашей производственной культуры с культурой наших предков выйти сначала на прикладную работу по возвращению способностей, описание Разума и самопознание. На сегодняшний день я вижу только один способ подойти к этой работе по-настоящему - дав описание тому, что есть наше мышление как хранилище образов культуры, выйти на описание языка Разума, то есть языка образов.
Именно Языком образов я и занимаюсь последние годы, в том числе и в нашем научно-исследовательском институте "Дорога Домой". Моя мечта - создать полноценную исследовательскую лабораторию этого явления. Кто в него должен входить? Те, кто профессионально занимается Языком образов. А кто это?
Это и прикладники, и теоретики. Теоретически образы исследуют философы, логики, культурологи, психологи, языковеды.
Практически с ними работают художники, писатели и поэты, музыканты, программисты и математики.
Все эти профессии взаимно дополняют друг друга и однозначно необходимы для задуманной работы.
К примеру, какие особенности в работе с образами имеют, на мой взгляд, прикладники.
Художники, как я это вижу, прямо и осознанно передают свои зрительные образы, но даже, по-моему, не подозревают, что полотно, кисть и краски есть составляющие их языка. Его материальная часть. Зато они очень точно могут рассказать все о том, как передавать образ. Понятие техники для них является одним из обязательных.
Писатели и поэты, напротив, вполне отдают себе отчет и в том, что передают образы, и в том, что делают это с помощью языка. Но вот о технике с ними говорить почти бесполезно. Они интуитивисты и сами не знают, как им удается делать поэзию.
Музыканты могут рассказать и об образах, и о технике, но их никто не понимает. Их образный язык, как считается, вещь, действующая на "подсознание".
Программисты предпочитают последнее время работать не с полноценным языком, а лишь с его идиоматической частью, как говорят лингвисты. Иначе говоря, программирование все больше из искусства становится ремеслом и в соответствии с этим переходит и на более действенные инструменты - модули, которые позволяют гнать поток, не задумываясь, зато на уровне требований современной промышленной технологии.
Математики же подчас даже не подозревают, что описывают на своем символическом языке какие-то образы. Сам язык, каковым является математика, так их захватывает, что становится самоценным, и они тонут в нем и его хитросплетениях, как в стихии.
В общем, как кажется, истина есть во всем, а понимание того, что такое Язык образов, где-то посередине. И достичь его можно только совместно усилиями всех этих профессионалов. Вот я и приглашаю всех интересующихся Языком образов к сотрудничеству в нашем НИИ.
Послесловие
Дух или нисходит в материю, или не нисходит. Но если он и нисходит, то это настолько обычное явление, что мы не замечаем это так же, как воздух.
Какие явления жизни могли бы свидетельствовать нам о том, что Дух есть, а нисхождение происходит? И не этот ли вопрос, однажды приходящий к любому думающему человеку, когда-то родил магию и сделал ее всеобщей для всех культур?
Нас влечет тайна, нас влечет то, что ждёт нас после жизни, нас влечет магия, как способ познать неведомое и самого себя. Можно закрывать на это глаза и делать вид, что только ты знаешь, как правильно жить и что в этой жизни настоящее. Можно презирать всех, кто увлечен поиском тайны с "высоты" своего директорского кресла или места чиновника. Даже бога можно в себя не впускать, если ты в силе и чувствуешь, что знаешь, как устроена жизнь, лучше других. Но однажды тебя уволят на пенсию, и ты станешь злобным, никому не нужным стариком Ли-ром. Мгновенно испарятся связи и власть, инфляция съест накопленные деньги, разорятся без твоего властного пригляда предприятия, когда-то созданные тобой. И ты останешься один на один со своим одиночеством перед лицом смерти. И самое страшное - без сил. Их ты сейчас с наслаждением вкладываешь в водочку, продажных девочек, право быть хамом и поплёвывать на всех свысока. Как мы так растеряли себя? Ни хитру, ни гораз-ду, ни птицею горазду суда божиего не минута...
Я начинаю задумываться о том, что ждет меня самого в конце моего бизнеса, и вижу эту картину. И если от неё не отмахиваться, она ставит перед выбором: либо предпринимательством заниматься, либо идти в монастырь или в какую-нибудь йогу. И я начинаю понимать всех тех людей духовного поиска, которые боялись предпринимательства, как грязи, от которой надо бежать. Но я не хочу в йогу! Я не хочу в монахи! И я не могу бросить всех тех, кого я должен кормить, потому что я их люблю и приручил. Да и нет у меня такой ненависти к жизни и людям, чтобы уйти в монахи. Я точно знаю, если все, такие как я, что-то ещё могущие делать уйдут в эзотерику, Россия падёт окончательно. Что-то неверно в общей теории тайноведения, пытающейся увести нас из мирской жизни: как будут жить монахи, если не будет мирян?
Но это не всё, что возмущается во мне, когда мне говорят, что предпринимательство - низкое занятие, закрепощающее человека в греховности. Греховным можно быть и на посту настоятеля монастыря. Мы знаем этому немало примеров. Можно оставаться духовно чистым человеком и на месте хозяина рынка. Индусы создали целую духовную школу с названием Карма-йога - йога бескорыстного служения, которая говорит о том, что ты можешь достигать Бога и внутреннего света, делая любое дело. Не важно, что ты делаешь, важно - как...
Но и этого мне не хватает, чтобы снять ощущение неверности всего человеческого подхода к предпринимательству. Разговор о том, что можно быть грязным попом и чистым, светлым человеком, работая ассенизатором, как-то не дает ответов на все вопросы.
Например, на такой: если мы живем в мире божьем, то в нем не должно быть случайных вещей. И высшее служение богу - приятие мира, полноценное проживание этого божьего творения. Откуда такая гордыня у человека, который говорит: "Боже! Я мал и глуп. Поэтому я отдаю себя в руки твои и отказываюсь жить в мире, созданным тобой и живущем по твоим законам. Я ухожу в искусственный мирок, придуманный людьми, где я буду служить тебе так, как это придумали такие же, как я!"
Я не буду говорить о том, что за такими движениями, с психологической точки зрения, чаще всего нет ничего, кроме мышления исключительности или гордыни, если использовать христианский термин. Не буду я говорить и о том, что иногда этот уход в монастырь оказывается вполне оправданным, потому что свершается в итоге некоего духовного развития, открывающего дальнейший путь именно таким. Всё есть и всё может быть.
Мне важно обратить ваше внимание на то, что осуждаемое предпринимательство, которое воспринимается людьми духовного поиска как синоним обогащения, скрывает за собой нечто такое, что мы можем назвать проявлением божественного закона, определяющего протекание жизни на земле. Да и обогащение происходит от корня Бог, как и богатый и богатырь.
Но это в традиционной народной культуре, которая была не религиозна, а магична. Суть же всей магии была - поиск и охота за силой. Да и само слово магия, пришедшее к нам из древнеиранского, очевидно, является однокоренным с русским понятием Мочь. "Магия - это могия. Кто могет, тот и Маг!"
Маг - это тот, кто имеет силу, чтобы мочь то, что задумал или что нужно. Маг традиционного общества ещё не был поражен гордыней мага последних веков, который все делает ради своей исключительности. Традиционный маг занят самыми бытовыми дивами - обеспечением благополучия своего общества и его сытости. Таковы корни всей магии, уходящие во времена первобытных охотничьих обществ.
И тут мы можем снова обернуться к предпринимательству. Оно, безусловно, магично в этом древнетрадиционном смысле. Оно обеспечивает выживание, сытость и благополучие. И при этом оно обладает потрясающей силой по сравнению со всеми современными магами. Производство заставляет перемещаться неисчислимые массы людей и меняет землю так, как это под силу только сказочным героям. Производство и предпринимательство явно связаны с какими-то силами, которые и являются основными силами, доступными человеку. И это настолько явно, что другие проявления магии затухают рядом с производством.
Более того, в каждом деле, которое требуется на производстве, можно найти и магическую подоснову и высокий смысл. Просто надо приглядеться. А ключом является такое простое рассуждение: ни одно дело, ни одна должность не выживет в мире сил, если само силой не обладает.
Любая должность является дверью в силу, а значит, и в сказку или мечту.
Вот это и кажется мне основной тайной, которую надо исследовать. Предпринимательство, бизнес так близки, так обыденны, что за этими деревьями современного мира мы перестали видеть силу, магию и божественные законы, заставившие нас уйти в производство всем человечеством. При этом любой по-настоящему мощный источник порождает муть и пену. Люди духовные ненавидят предпринимательство именно за это. Но что за этим? Что взбивает пену, застилающую наши глаза, что так клокочет и бьется живым ключом в глубине производственных отношений?..
Нет ли пути там, где написано: "Не входить! Прохода нет!"?
<< Пред. стр. 10 (из 10) След. >>