<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Во-вторых, нельзя спихнуть дело на другого, если другой с ним не справится, потому что такое дело обязательно вернется к тебе еще большей головной болью. Значит, Управляющий должен видеть людей, а точнее, их способности, их предрасположенность к тем или иным делам.
  Это сложно, потому что означает, что ты должен видеть устройство мышления работающих у тебя людей. Вернее даже сказать, соответствие устройства их мышления тем или иным образцам делопроизводства. Это уже что-то из ясновидения.
  И в-третьих, нельзя на предприятии ничего спихнуть на кого-то, не оплатив ему эту работу. Просто потому нельзя, что все равно он будет делать это в рабочее, значит, оплаченное время. Конечно, если такие поручения разовые, то они отвлекают работников от основной работы. Но с этим приходится мириться, иначе развалится предприятие и не будет никакой работы. Но если непредвиденные поручения повторяются постоянно, то однажды хорошо справляющегося с ними работника закрепляют за этим участком работ.
  И так, спихивая с себя помехи, Управляющий творит рабочие места, а значит растит тело Предприятия.
  Чуять блаженство и выращивать тело предприятия с помощью своих основных помощников- Заведующих Производствами- вот это и есть основная задача Матки.
  Глава 8. Храм, или Научно-исследовательский институт
  Для того, чтобы понять, что такое Храм в жизни человечества и что такое Храм в предприятии, придется вернуться к понятию Источника жизненной силы.
  Казалось бы, на Земле не может быть иных источников силы, кроме земных. Но мы уже говорили о том, что человек стал человеком, совершив чудо. Он отказался от Земных просторов и перенес основную часть своей жизни в пространства сознания. Вещь эта невозможная для материального существа, но человек свершил это. И свершил настолько полно, что даже перенес в эти пространства основные Источники силы!
  Источники жизненной силы бывают разными. Таким источником может быть и то, что непосредственно можно есть. Поле картошки, отара овец или рыба в реке. Но даже в этом случае, как мы уже поняли, изрядную часть добытого или произведенного придется продавать или менять, чтобы выжить. В этом смысле такой Источник силы ничем не отличается от мест, где можно добывать несъедобные, но нужные вещи. Например, дрова, руду, растительное волокно, электроэнергию. Сила, добытая из Земли, еще несъедобна, поэтому ее надо продать, а на вырученные
  деньги купить "съедобную", то есть такие вещи, которые сможешь использовать.
  И тем не менее, лишь эти, как говорили мазыки, Земные Источники силы обеспечивают выживание человечества. И другой жизненной силы на этой планете нет.
  Однако, как это ни странно, основные деньги достаются не тем, кто непосредственно добывает "несъедобную силу", а тем, кто ее перераспределяет. Иначе говоря, основные источники земной жизненной силы скрыты для нас с вами не в земле, а в недрах Общества. Вероятно, это произошло потому, что способы переработки силы так сложны, что добыть ее много можно только
  сообща. А это значит, что и распределяться она будет сообща, то есть как решит общество.
  Этот разговор о совместном распределении прямо и непосредственно подводит нас к еще нескольким мифологическим или магическим понятиям. К Счастью и Судьбе.
  Как кажется поначалу, понятие "счастье" трудноопределимо. Самое лучшее определение, которое родилось за двадцатое столетие: Счастье - это когда тебя понимают.
  Тем не менее, у этого понятия есть вполне определенная история возникновения. Если приглядеться к самому слову, то в нем определенно звучит: "с частью".
  Русский язык содержит целый набор слов, несущих те же значения. Например, Доля, Удел, Участь и даже Честь. Как видите, в них во всех просматривается одновременно и понятие Рока, Судьбы и понятие Счастья. Это значит, что изначально счастливым считался тот, кто имел право на долю в общей добыче, а может, и проще - просто имел свою долю безо всякого права. И это точнее, потому что когда мы говорим: Таков мой удел, - мы как бы смиряемся с некой неведомой нам необоримой силой, которая решает, выделять нам долю или не выделять. А если мы при этом поймем, что Удел - это впоследствии вотчина князя или боярина, с которой он "кормится", как говорилось, а Доля вообще - это тот запас жизненной силы, который тебе выделен для выживания, то станет ясно, что Доля, Удел, Счастье - это то, что определяет, будешь ты жив или помрешь. И нет никаких прав или правил, определяющих, кому какая Доля достанется.
  Отсюда, из такого понимания Счастья, и рождается понятие Судьбы как Суда Божия, творимого неведомо где и неведомо по каким законам. Но Бог-ач, Бог-атый - это избранник Богов, тот, кому Судом Божиим определено много Богатства. У него Судьба такая...
  Вообще-то правила выделения доли, то есть распределения счастья, существовали и существуют. Именно они отразились в слове Честь. Вероятно, это слово одного происхождения со словом Часть. Во всяком случае народная психология считает, что по Чести и Достоинство, по Достоинству - Место в обществе, а по Месту - Доля, Удел.
  Однако общество могло себе позволить определять счастье, то есть часть или долю, или участь своих членов, только пока само было мало. Растет общество - растут сложности управления. Ты просто не можешь больше знать всех лично, а значит, и сравнить их достоинства. Нужно, чтобы память хранил некий посредник, например, родословная книга. Уж родословцы-то вполне можно сравнить между собой.
  Но договоры, хранящиеся в записях о местах, в родословцах оказались не очень надежными вещами. Они давали возможность обманывать и приписывать себе более высокое достоинство. К тому же они были далеко не всем доступны. Это была яркая, показательная, но боковая ветвь магии распределения жизненной силы, к тому же тупиковая. Поэтому она умерла.
  Гораздо раньше и незаметнее человеческое общество создает духовное пространство, пространство сознания, которое хранит договоры о том, как должна распределяться сила жизни. Именно оно и получило имя Судьбы. А материальным носителем записей Судьбы оказались Деньги.
  Деньги - это тоже не сама судьба. Это, как и родословные книги, всего лишь одна из попыток записать судьбу, потому что они помнят лучше, чем люди. Они материальны.
  Однажды Судьба получила место прописки или приписки - деньги. Теперь, глядя на эти бумажки и монетки, мы одновременно видим вещи и духовные пространства, хранящие предписания о том, как и сколько в этом мире можно получить дополнительных жизненных сил.
  У богини по имени Судьба до сих пор полно жрецов, и храмы ее переполнены. Многие религии и их творцы говорили своим последователям: отрекитесь от этого мира, войдите своим сознанием в меня и видьте мир только таким, каков он во мне и за мной.
  Это происходит, когда кришнаиты вслед за индуизмом говорят о том, что наши такие осязаемые и материальные тела брен-ны и иллюзорны, а душа, которая не видна, не осязаема и кажется выдумкой, переходит из одного в другое и остается единственной действительностью. Это же происходит, когда в русских житиях святых уверовавшая в Христа женщина говорит домогающемуся ее влюбленному: "Испей воду за правым бортом лодки, а потом испей за левым. Есть ли разница? Нет? Так вот так же и женские тела. По прошествии времени ты не вспомнишь разницы между женщинами, которыми обладал. Все вожделение к телу - обман..."
  Богине Судьбе не приходилось никого из своих слуг убеждать в том, чтобы они научились видеть не вещи, не материальные проявления, а самую суть, духовное наполнение и внутреннюю силу вещей. Ее служители - это люди, которые делают деньги из денег, даже не вспоминая, что жизненная сила при этом хранится в вещах и пище, то есть в Земле. Человек, делающий деньги в банке или на бирже, подобен математику или музыканту, который глядит в выдуманный мир каких-то несуществующих взаимодействий и, как ни странно, при этом предсказывает соответствия с действительностью. Можем ли мы не считать такого человека магом?
  Управление гораздо более магично, чем производство, потому что оно гораздо более действенно. Но нет никакой иной магии, кроме той, что производит производство. И это древний спор, завершавшийся во многих странах революциями рабочих против эксплуататоров. Где же действительность, где же настоящее?
  Очевидно, нам пора отказаться от материалистического взгляда на мир. Духовный мир, мир человеческого сознания - такая же действительность, как природа и материя. И в нем производится что-то такое, без чего ни одно производство невозможно, а значит, невозможно и извлечение жизненной силы. Духовный мир человека производит образы.
  К примеру, образы того, как добывать и распределять жизненную силу. И они стоят так много, что люди платят и платили всегда творцам образов больше, чем производителям жизненной силы. Платили как раз те, кто ее производил. Попросту отдавали большую часть произведенного за эти образы. Значит, мы вполне можем перевернуть все взгляды на взаимоотношения между рабочими и управляющими: совершенно неосязаемые, как бы невидимые, почти несуществующие образы так ценны и так ценятся в этом мире, что человечество считает возможным вкалывать в поте лица своего и отдавать все добытое, чтобы только приобрести хоть какое-то количество этих образов.
  Иначе говоря, жизненная сила, которую мы добываем, возможно, нужна вовсе не для выживания. И она, и само выживание нужны только затем, чтобы успеть приобрести за свою жизнь как можно больше образов сознания. По крайней мере, так это ощущают все "простые люди", не являющиеся творцами образов. Как называл их один из обучавших меня стариков - охотники за образами. Земля - это лучшие охотничьи угодья в ближайших окрестностях вселенной, почему мы все сюда и слетелись. В образный заповедник.
  Эта мысль, возможно, не будет принята сразу, и ей стоило бы посвятить отдельное исследование. Но приглядитесь сами и вы увидите, как жадно нахватываете различные образы всю свою жизнь, как готовы платить за них деньги, будь они в виде книг, видеофильмов или бесед с умными людьми... Образы - это инструменты выживания, но выживание - это возможность для охоты за образами... Зачем это, какова цель этой дикой охоты? Это тоже отдельный разговор. Возможно, это одно из условий перехода в мир иной. Но чтобы это рассмотреть, нужно очень глубоко забраться в свое сознание, преодолев множество отвлекающих помех. Например, производство.
  Почему Храм или НИИ занимает такое важное место в Устроении предприятия и Общества?
  Только потому, что он призван открывать будущее людей. Раньше это называлось прозревать. Иначе говоря, читать судьбу или книгу судьбы. Это означает, что люди эпох прозрения признавали наличие рока и всеобщей предопределенности. Когда все в руках Божьих, можно лишь подсматривать его намерения, но ничего нельзя изменить. Тогда ценятся те, кто может подсмотреть - провидцы или продолжатели их дела - религии, церкви.
  В материалистическую эпоху провидение было отменено. Конечно, есть в человеческой жизни вещи, которых нельзя избежать:
  жизнь, взросление, старение, смерть, пребывание в обществе и т. п. Но в остальном человек сам творец своей судьбы и своего будущего. Будущее можно просто создать таким, как мы хотим. Конечно, для этого придется увязать те имеющиеся неизбежности, которые все-таки остаются. Увязать их непросто, особенно такие, как проявления природы и общества. Поэтому нужно что-то, что может это сделать, - Наука. Пожалуй, только она одна.
  И вот по всей земле стоят двойные храмы - религиозные и научные. Одни предсказывают будущее, исходя из озарения и провидения, другие его рассчитывают и делают, исходя из человеческих желаний.
  Почему же будущее так ценно? Неизвестность пугает. Будущее несет страх и надо сделать все, чтобы его избежать. Страх смерти, в конечном счете, какой же ещё! Значит, преклонение перед будущим - это суть борьбы за выживание.
  Будущего не боится только тот, кто уже принял идею смерти при жизни и живет как бы умершим. Для всех остальных будущее - постоянная угроза разрушения всего, что сделано или начало делаться, то есть задумано. Будущее - это то, что рождает слова: все напрасно! Иначе говоря, ты предполагаешь, ты строишь образы, ты создаешь, ты бьешься за что-то, а будущее располагает. Именно из него, как из некоего тумана, появляются разрушители намеченного, разрушители мечты.
  Просчитать будущее настолько сложно, что остается только смириться. Даже если ты продолжаешь биться и готовишься к возможным невзгодам (из будущего), ты должен иметь заготовленный образ отступления, вроде закопанного под деревом котелка с деньгами.
  В этом смысле будущее - главный разрушитель надежды. И мы, начиная новую жизнь, всегда готовы к поражению, оставляя себе лишь одну уверенность: может быть по-разному!
  Повезет - не повезет, но жить надо и пытаться сделать то, зачем пришел, тоже. И как бы там ни было, в целом жизнь очень справедливая штука. По большому счету, каждый имеет даже не то, что заслужил, а то, что создал.
  Следовательно, допуская возможность любых неожиданностей, нужно исходить из тех условий, что есть, и извлекать из них все, что можно, что они позволяют. По сути - это всего лишь верность глубинной природе человека как живого существа: стекание с плотного, твердого, убивающего жизнь, в мягкое, ласковое, уютное. У мазыков это называлось лучом райского возвращения.
  При этом можно быть и не согласным ни с религиозным, ни с научным подходами к понятию "будущего" в каких-то их частях. Но будущее, в общем, все-таки предсказуемо, и человек всегда в состоянии создать образ будущего и воплотить его настолько, насколько удастся.
  Иными словами, мы можем жить в том мире, в котором хотим жить, несмотря на все сложности и противодействие. Это не просто, но наука Творения миров и не предполагает быть простой. Вот для чего нужен свой НИИ или Храм Будущего.
  Матка Предприятия - это место, где перераспределяются образы и деньги.
  Храм предприятия - место, где эти образы творятся, когда отсутствуют образцы.
  Заключение
  Когда мы заглядываем в самые начала человеческого мышления, то обнаруживаем, что в наших представлениях устройство общества соответствует устройству мира. Дюркгейм и Мосс, виднейшие европейские исследователи первой половины XX века, показали это на множестве этнологических примеровэ6.
  Суть их исследования сводится к тому, чтобы показать, что между миром и устройством поселения первобытных народов, таких, как зуньи, к примеру, имеется прямая связь. Стороны света, зенит и надир, середина мира, все это воплощается в поселении. Но это не главное, потому что при этом сам образ мира хранится не в хижинах и геометрии, а во взаимоотношениях фратрий и кланов, то есть тех групп, на которые делится общество.
  И все-таки уподобление поселения миру стоит отметить.
  Точно так же существует немало исследований, которые показывают, как устройство мира воплощается в наш дом. Особенно ярко это видно на примере шаманского чума с его центральным шестом - прообразом Мирового древа, по которому шаман отправляется в путешествие на Небо.
  Со своей стороны, мифология однозначно показывает нам, что дом, поселение и общество в их уподоблении миру есть лишь расширения, разворачивания образа первочеловека, из которого и был сделан мир. Это Пуруша индоевропейцев, Паньгу китайцев, Имир германской мифологии и Древний Адам русской голубиной книги. Скорее всего, его дохристианское имя было просто Мир. Из него и были сделаны все явления мира. И означает это, что в самом начале нашего освоения Мира-природы мы имеем только те образы, которые нам доступны. А это, прежде всего, образы собственного тела и его частей. Вот с их помощью мы и пытаемся описать и запомнить все, с чем сталкиваемся во внешнем мире.
  26 Дюркгейм Э. Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // М. Мосс. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: Изд. фирма "Восточная литература" РАН, 1966.
  Можно сказать, Образ мира выполнен языком наших тел. Но
  если приглядеться, то мир окажется описанным кистями домов, дворов, улиц, предприятий...
  Можем ли мы так же определенно говорить о том, что и в русской деревне или в русском доме сохранились те же черты воплощенного первобытного мышления? Конечно, нет. Исследователи застают русскую деревню на совсем другом этапе развития культуры. И тем не менее, какие-то пережитки того времени сохраняются в русском языке, а значит, и в плохо осознаваемых частях мышления.
  Если мы вспомним русскую деревню, ее дома, стоящие в два порядка, то обнаружим множество сравнений с человеческим телом. К примеру, у деревни есть "зады", что, безусловно, означает зады ее домов. У деревни есть лицо, и дорога, пролегающая перед ним, называется У лицевой дорогой - улицей.
  Она пролегает одновременно и у лица всей деревни, и у лица каждого дома. И у дома обязательно есть лицевая часть. Крестьянский дом безусловно уподоблялся человеческому телу, но и не только ему.
  Самое яркое из подобных отождествлений - это Храм. Отсюда русское наименование дома - хоромы. Хотя трудно сказать, что от чего позаимствовало свое имя. Очень вероятно, что это Храмы вначале были всего лишь особыми домами для отправления культа. Но это никак не отбирает у деревенского дома права считаться храмом.
  Дом - всегда семейный храм. Его крыша должна увенчиваться коньком или петушком, в знак служения солнцу. А внутри обязательно имеется алтарь - красный угол со столом и семейное хранилище ритуальных вещей - иконостас. Также обязательно есть домашний или семейный жрец или жрица...
  Этим темам было посвящено множество общедоступных исследований. Я бы хотел показать связь русского дома с производством, точнее, с производственным предприятием. То есть еще раз подчеркнуть мысль, высказанную мною ранее: русская деревня была производственным сельскохозяйственным предприятием. И это видение мира сквозь производство заложилось в глубинную часть нашего мышления.
  С развитием городов и созданием отдельных от жилья предприятий роль деревни-улицы меняется. Она, конечно, остается тем, с помощью чего мы познаем мир и запоминаем его образы, но она перестает быть совместным предприятием. Перестает им быть и двор городского дома. Тем не менее, дом до сих пор есть то, что должно иметь все необходимые составные части предприятия, чтобы живущие в нем люди не вымерли.
  Дом есть Мир. Мир - это место жизни. Если ты хочешь жить в доме, ты обязан иметь в нем все необходимое, чтобы выжить в этом мире, а значит, ты должен вписать в свой дом все те черты, с помощью которых мир пытается на нас воздействовать. Это значит, как говорили древние, что мудрец может познать мир, не выходя из своего дома.
  Однако сопоставление Дома и Мира - это слишком глубокая и широкая тема. Я намерен взять из нее лишь одну часть. Тут начинается прикладная психология.
  Условия задачи таковы: мы - народ и наша задача - создать собственную жизнеспособную экономику. Начинаем мы с одного предприятия, как и должно быть в самом начале. Возможно ли создать или найти у всех работающих такой образ этого предприятия, который объединил бы людей, позволил бы им работать с предельной отдачей, с взаимопониманием, не нуждающимся даже в словах? Ну, примерно, как в дружной и слаженной семье?
  Что я на самом деле ищу? Я хочу избежать долгого обучения и попытаться сразу, изначально опереться на самые работающие образы культуры, уже имеющиеся в нашем мышлении и понимаемые более или менее одинаково как можно большим числом людей. Конечно, при этом не избежать тех трудностей с пониманием образов, которые я показывал раньше. Но их уже можно будет обсуждать и тем достраивать образы и дотачивать взаимопонимание.
  Какой же образ видится мне как основа построения предприятия? Ответ, я думаю, уже читается. Конечно, Дом. Этот образ лежит в такой глубине мышления, в таком раннем детстве входит в нас, что от него лишь один шаг до истот, до простейших образов, на которых заканчиваются сложности мышления и начинается разум и взаимопонимание. Предприятие - это твой дом! Дом, который построил ты! Значит, дом - детище, которому ты - Хозяин. Дом, в котором ты живешь! Значит, дом - село, дом - мир. Дом, который надо защищать, значит, дом - крепость! Дом, где стены помогают.
  Вот исходя из какого образа может быть понято истинное устройство предприятия, если мы хотим, чтобы оно стало основой экономики или жизнеобеспечения народа. Для того, чтобы прочувствовать этот образ, нужно сесть посреди своего родного дома и ощутить, что он греет, кормит, защищает и даже зарабатывает для тебя деньги. Словно бы в его стенах спрятаны какие-то приспособления, которые общаются с внешним миром вместо тебя, делая все вышеописанное.
  Когда я пишу это про дом, то не совсем ясно, как стены могут зарабатывать деньги. Но если с тем же ощущением дома вы представите себя внутри своего предприятия, которое действительно зарабатывает деньги, то станет ясно, что его стены - это не только кирпич и бетон, но и те люди, которые защищают, обогревают, кормят и обеспечивают тебя.
  Иначе говоря, устройство предприятия тоже магично, хотя бы потому, что невидимо и живет в людях. Стены и орудия, которые живут в нашем сознании, гораздо сильнее и важнее камня, стекла и железа.
  Как все это описать? Это работа! Большая работа. Этому описанию придется посвятить не одну книгу, но при чтении моих последующих рассуждений, держите в уме именно этот образ. Какую-то часть этого описания истинного устройства мира мы обязательно проделаем.
 
 
 
  Глава 1. Хозяин
  Глава 2. Скрытая магия Хозяина
  Глава 3. Начальник
  Глава 4. Руководитель
  Глава 5. Управляющий
  Заключение
  Глава 1. Хозяин
  Этот небольшой раздел получается мостиком между Устроением и следующими разделами. Но он чрезвычайно важен, потому что без подсказки наш глаз редко может видеть то, что скрыто в самом человеке. То, что я скажу ниже, должен усвоить любой работник предприятия, если он не хочет, чтобы его предприятие превратилось в место взаимной ненависти и ненависти к начальству, как это происходит со всеми обычными предприятиями. В общем, суть этого раздела работы над созданием собственной экономики - это выбор, который необходимо сделать.
  Хочешь ли ты жить, наслаждаясь жизнью, или же ты хочешь чего-то другого, например, мстить или ненавидеть, или иметь оправданную возможность не быть художником своего дела и бездельничать или пьянствовать? Всего не перечислишь, но выбор прост: жить и наслаждаться той жизнью, какую определила тебе судьба или что угодно другое.
  И это не решение, к которому вас вынуждают, - я намерен говорить о психологической механике того, как этот выбор обеспечить. Если, конечно, выбор - жить в наслаждении.
  Тут, конечно, не лишним было бы определить, что такое наслаждение жизнью. Но это так сложно!..
  Наслаждение явно происходит от слова "сладость", но означает, скорее, получение удовольствия. Совмещая, получаем что-то вроде "сладкой жизни". Что такое "сладкая жизнь"? Вот еще вопрос из тех!
  Лучший способ - это ответить от обратного. Сладкая жизнь - это жизнь без горечи. А горечь уже явно подводит нас к горю. Сладкая жизнь - это жизнь радостная, без горечи и огорчений. То есть хорошая и по питанию, и по взаимоотношениям с людьми.
  Я вполне серьезно отношусь к тому, что разговор пошел о питании. Слова о наслаждении рождались в русском языке в ту пору, когда питание было вопросом насущным. Современному человеку трудно представить себе, как жил человек времени рождения языка и магии. И в первую очередь, как он жил в отношении питания.
  Я уж и не говорю о том, сколько голодали, и как важно было найти пищу, чтобы выжить. Но во всех исконных словах, то есть словах, пришедших в язык во времена начальные, присутствует составляющая голода. С языковедческой точки зрения это не объяснимо. Но психологу будет понятно, что я вижу.
  Когда голодный человек говорит слово или предложение, то, прямо или скрыто, он имеет целью насытиться. И этот оттенок, эта скрытая целенаправленность передается слову. И если это слово постоянно употребляется голодными людьми, оно становится направленным на два смысла - внешний, который оно обозначает, и скрытый- поиск пищи.
  Соответственно, и когда мы восстанавливаем в нашей экспериментальной работе какие-то этнопсихологические состояния, описанные в старинных или этнографических текстах, мы должны учитывать и те телесные состояния, в которых эти описания делались. И тогда старые тексты начинают жить совсем не так, как мы их обычно воспринимаем, читая книжку.
  Вопрос о наслаждении лежит за чертой голода. Это состояние - следующая ступень к раю после сытости. Но что такое рай? Рай, в который мы не можем попасть телесно, а приходим лишь после смерти в своих духовных телах?
  Если мы подойдем к этому научно, то вынуждены будем идти от вопроса о том, есть ли жизнь после смерти. Этот вопрос на сегодняшнем уровне научных возможностей непроверяемый и потому оставляется на веру. Иначе говоря, это вопрос выбора:
  как ты предпочтешь считать - умерев, ты разложишься и растворишься в биомассе планеты, или же будешь жить духовно в некоем ином месте или пространстве.
  Наука тут права слова не имеет, и все сводится к простому предпочтению. Лично я предпочитаю считать, что после смерти
  будет иная жизнь. И этот выбор мгновенно меняет всю мою жизнь. Почему?
  Да потому, что, если после смерти ничего - то не к чему и стремиться, надо просто рвать от жизни все, что удается, а если это кому-то не понравилось, пусть он за мной побегает. Попрячусь немного, а там смерть все покроет!
  Но это не мое. Я намерен еще много-много жить и много-много всего познать и смочь. Поэтому мне некогда заниматься ничем другим, кроме подготовки к посмертному переходу. Причем среди тех, кто верит в посмертную жизнь, тоже есть деление, одни верят, что посмертная жизнь конечна, а другие, что бесконечна.
  Это деление похитрее, чем жизнь-смерть. Тут конечность - не временная, не разложение и исчезновение. Тут конечность - это ограниченность чем-то. Например, раем. Это конечность в возможности расширения, познания и самопознания.
  Рай создавала мысль очень и очень изголодавшегося, измерзшегося и истосковавшегося по ласке человека. Он был буквально помешан на своем страдании и больше ни о чем не мог думать, кроме источников, сладостей и райских гурий. Поэтому его мысль дальше страданий и их противоположности не идет. Вот это и надо учитывать при попытке понять, что такое наслаждение
  жизнью.
  По сути наслаждение это оказывается перенесением духовного состояния, в котором ты пребываешь в раю, на то тело, в котором ты находишься сейчас. И это очень важно понять верно. Получается, что наслаждение жизнью - это измененное состояние сознания, а способность наслаждаться жизнью - это способность управлять собственным" сознанием, меняя его в соответствии с какими-то представлениями.
  И приглядитесь с этой точки зрения к таким бытовым вещам, как сахар, например. Некоторые исследователи психоделиков - веществ, оказывающих воздействие на сознание - вообще считают его дающим привыкание наркотиком. Наркотики - это естественные средства воздействия на сознание, причем, как мы это обговаривали раньше, на сознание как тонкоматериальную среду. Приглядитесь с этой точки зрения к сахару.
  Сегодня мы можем считать его предельным выражением понятия "сладость". Я имею в виду для бытовой психологии. Почему сахар нам так нравится? Нужен ли он для чего-нибудь в организме в такой мере, в какой мы его потребляем? Уверенно можно сказать, что нет. Почему так уверенно?
  Да потому, что сахар появляется в широком бытовом употреблении только в прошлом веке. До раннего средневековья сахара на Руси не знали вообще и использовали вместо него мед и, в какой-то мере, сушеные ягоды и фрукты. Вот и все сладости, что были доступны и русскому человеку, и человеку первобытному. Значит, то, что называют человеческим организмом, рождалось и росло приспособленным к очень малому употреблению сладостей. И такого количества вполне хватало.
  Следовательно, сахар, как и алкоголь - это не то, что нужно для человеческого тела, это то, что нужно для современного человека. Но поскольку тела за человеческую историю не изменились, а если и изменились, то не сами, а под воздействием сознания, следовательно, сахар, в первую очередь, нужен сознанию. Я предполагаю, что как один из его расширителей, но точнее будет сказать, как то, что меняет состояние сознания. А как меняет?
  Сахар создает ощущение сладкой жизни, как будто что-то в нас может это ощущение узнать и подтвердить, что это действительно, как в раю! А что еще дает сходное узнавание? Любовь и ласка!
  Вспомните, и в современной бытовой культуре и в этнографии телесная любовь постоянно сопоставляется с наслаждением и со сладостью. Все эти: "сладкий мой", "honney", то есть тот самый "мед" по-английски, и тому подобные выражения, сопутствующие любовным ласкам, дают одну линию связи с раем, Другая линия - это сопоставление любви с теплом. Недоласканный человек - это человек, страдающий от холода, замерзший. Поэтому любимая или любимый - это "зазноба", который "застудил мое сердечко", и тому подобное.
  С точки зрения народной психологии, ласка убирает из наших тел боль, накопившуюся от недолюбленности, но боль эта вызвана тем, что наш Материк, то есть то основание, которое позволяет нам жить на Земле, как бы промерзает от одиночества. Любовь же, страсть - это огонь, а точнее тепло, возникающее, когда двое замерших сбиваются в кучу. Не забывайте, что "кучное тепло" - это самый первый вид тепла, который доступен живым существам. Так греются все животные. Пищей же для огня, дающего это тепло, является еда.
  Когда мы говорили, что сладкая жизнь - это жизнь без горечи и огорчений, мы как бы обозначили две составные части понятия "сладкой жизни" - телесное наслаждение и наслаждение духовное, наслаждение сознания, взаимоотношениями, к примеру. Когда двое находят друг друга в ласке, они имеют и то, и другое. Но второе может и отсутствовать. Когда мы говорим, что люди сбиваются в кучу, скажем, вокруг любимого дела, то мы имеем пример только второго, то есть наслаждения взаимоотношениями. И такие взаимоотношения тоже могут быть наслаждением. Это каждый знает по себе.
  Вот этот пример очень хорошо показывает, что сладости - это орудия управления сознанием, это с одной стороны, а с другой, что того же самого можно достигать и прямым воздействием на сознание, если знаешь, чего хочешь и как управлять своим сознанием.
  Если мы хотим на своем предприятии жить и наслаждаться жизнью, мы должны понять, что наше сознание воспринимает определенные взаимоотношения наслаждением. Иначе говоря, есть взаимоотношения, которые изменяют состояние нашего сознания так, что оно начинает ощущать наслаждение.
  Это большое поле для утонченных и приятных исследований. Но один пример, он же и обязательное требование к работникам предприятия, я приведу. Называется он - Хозяин.
  Если мы хотим вернуть тепло в наши взаимоотношения, надо сбиться в кучу. Но как? Не сидеть же на работе прижавшись друг к другу. И просто о взаимовыручке говорить не хочется.
  В народе способов существовало множество, хотя бы те же работные песни, но я хочу рассказать о том, что считаю основой всех этих способов. Тут нужно понять то, как наши старики видели Хозяина дела, Хозяина предприятия. Не забывайте, вся крупная промышленность выросла через ремесленные цеха из простейшей ремесленной мастерской, работавшей на дому, где был всего один работник - Хозяин всего дела. Где он и был всем и всеми.
  Учитесь видеть, что и всё наше предприятие и любое другое настоящее дело - это не только твой Дом, но и по-прежнему дело одного человека. И он по-прежнему всё и все! Иначе говоря, Хозяин - это воплощенное в одного человека Предприятие, и устройство его "мозгов" полностью соответствует Устроению его Предприятия.
  Но поскольку дело выросло, он раздал части себя своим работникам. Свои умения - умельцам, свои знания - знатокам. Свою жадность и бережливость- жадинам и бережливцам. Свою заботу - тем, кто больше способен заботиться. Свое творчество - художникам... Назвал это все соответствующими именами и сделал должностями. А себе оставил способность наслаждаться жизнью!..
  Перескажу одну сказочку о подобном наслаждении, чтобы лишней зависти и ненависти к "эксплуататорам" не возникало. Поймите, безделье хозяина - это такая иллюзия, которой обмануться может только тот, кто очень хочет, да и то при этом будет знать, что подло врет, как тот поп, что девку в работницы нанимал. Чтение ее будет своего рода прикладной задачей на раскрытие Видения и способности прозревать скрытое за высказанным.
  Как поп девку в работницы нанимал
  "Тебе, девка, житье у меня будет лехкое,- не столько работать, сколько отдыхать будешь!
  Утром станешь, как подобат,- до свету. Избу вымоешь,двор уберешь, коров подоишь, на поскотину выпустишь, в хлеву приберешься и-
  спи-отдыхай!
  Завтрак состряпать, самовар согрешь, нас с матушкой завтраком накормишь-
  спи-отдыхай!
  В поле поработишь али в огороде пополешь, коли зимой - за дровами али за сеном съездишь и-
  спи-отдыхай!
  Обед сваришь, пирогов напечешь- мы с матушкой обедать сядем, а ты-
  спи-отдыхай!
  После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и-
  спи-отдыхай!
  Коли время подходяче- в лес по ягоду, по грибы сходишь али матушка в город спосылат, дак сбегаешь. До городу рукой подать, и восьми верст не будет, а потом-
  спи-отдыхай!
  Из городу прибежишь, самовар поставишь. Мы с матушкой чай станем пить, а ты-
  спи-отдыхай!
  Вечером коров встретишь, подоишь, попоишь, корм задашь и-
  спи-отдыхай!
  Ужну сваришь, мы с матушкой съедим, а ты-
  спи-отдыхай!
  Воды наносишь,дров наколешь- ето к завтрему.и-
  спи-отдыхай!
  Постели наладишь, нас с матушкой спать повалишь. А ты, девка, день-деньской проспишь-проотдыхашъ - во што ночь-то будешь спать?
  Ночью попрядешь, поткешь, повышивашь, пошьешь и опять-
  спи-отдыхай!
  Ну, под утро белье постирать, которо надо - поштопашь да зашьешь и-
  спи-отдыхай!
  Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Кажной год по рублю! Сама подумай. Сто годов - сто рублев. Богатейкой станешь!" v
  Вот таким жадным и ленивым попом и воспринимается в нашей культуре тот, кто позволяет себе отрыто наслаждаться жизнью за счет труда других. Но это в культуре, то есть в готовых представлениях, принятых нами от общества. А если задуматься? Если отбросить уже готовое отношение к этой сказочке и попробовать поглядеть как бы сквозь нее на окружающую жизнь. Просто попробуйте подыскать в настоящем кого-то, кто подходил бы под эти образы, кого-то, на кого они оденутся как одежка.
  Что получается? Есть ли среди нас такие работяги, которые вот так бы вкалывали на хозяина, как это здесь описано? Вряд ли... Может, во времена создания сказки и были, но сейчас таких дураков нет! Это определенно.
  Хорошо. А есть ли вообще такие люди, которые способны так трудиться? Первое ощущение, что нет. Но это только потому, что вы все еще удерживаете заданный сказкой образ - трудиться на другого. А посмотрите вокруг, и вы увидите или вспомните по
  27 Как поп работницу нанимал // Русские народные сказки. -- М.: Дет. Лит.,
  1976.
  своему опыту, что время от времени многие из нас начинают вламывать без сна и отдыха сутками напролет. Когда это приходит?
  Во времена творческих взлетов. Чаще всего, когда мы создаем собственное дело. К примеру, делаем научное открытие, творим произведение искусства или создаем свое предприятие. Иначе говоря, когда мы всецело захвачены какой-то идеей или образом.
  Так вот, значит, о ком этот рассказ. О Хозяине собственного дела, в начале его творения. А кто такой этот поп, если исходить из того, что это ты вкалываешь, создавая себе предприятие, которое тебя будет кормить, поить и лелеять в старости?
  Да он просто воплощение твоей мечты о наслаждении! Он - тот образ, который тебя ведет. Придет время, и я получу по справедливости! Придет время, и я не буду работать и страдать. И уж я постараюсь, чтобы ни дуновения работы, ни касания страдания ко мне не проникало. Уж я это отслежу! Почему? Да потому, что я это очень хорошо изучил, я это прошел и прострадал. И теперь я точно знаю, в каком направлении наслаждения нет. И даже если я плохо знаю, что такое наслаждение, и где оно лежит, я не ошибусь в своем стремлении к нему, потому что я знаю, куда больше ходить не надо!
  Что же делать: идти вслед за культурой и осуждать бездельников и эксплуататоров или выйти на битву с миром за наслаждение и возвращение утраченного рая? Опять выбор. Жить ради общественных норм поведения, жить ради других или жить ради себя?..
  Страх перед другими заставляет нас быть неуязвимыми и управляемыми. По сути, избирая следовать общественным требованиям, мы избираем не жить. И не быть собой. Мы так забиты, что готовы служить хоть цирковой собачкой, только бы не били больше! В общем, чего тут говорить - выбирайте сами.
  Но если мы избираем в конце концов перестать всю жизнь озираться и сжиматься и решаем построить свой мир, где можно будет раскрыться и творить, придется сделать следующий выбор:
  в чужом мире ты еще можешь быть униженным и опущенным холуем, но свой мир может иметь только Хозяин.
  Как идти по миру - слугой или Хозяином? Дрожать или наслаждаться? Пережидать эту жизнь или жить? Если мы выбираем быть Хозяином собственной жизни, то встает множество вопросов о том, как это сделать. И пока я могу сказать только одно: учиться и учиться. Но с чего начать?
  Как и с образом самого действенного устроения предприятия - с образом Дома, - придется опереться на те образы, которые для нас более всего работают и наиболее приемлемы. Например, образ Деда.
  Попробуйте принять для себя, что хозяин предприятия, на котором ты работаешь, это твой любимый и любящий дед. Даже если это не так, и ты работаешь на какого-нибудь хама и гада, ты все равно можешь у него многому научиться. Но очень трудно учиться у того, кого не принимаешь. И очень просто учиться у любящего тебя мудрого дедушки.
  Увидь, что в твоем Хозяине определенно есть и то, что можно назвать чертами деда. И бери именно их. Как исчерпаешь, пойдешь дальше.
  Но тут подстерегает нас следующий вопрос: а как учиться? И вообще, что это такое - учиться?
  И если мы приглядимся, то увидим, что учиться значит приобретать или принимать определенные образы действий. Куда принимать? Ясно, что в свое сознание. Это поверхностный способ объяснить, что есть обучение. Заглядывая глубже, можно сказать, что оно, то есть обучение, должно войти как перестройка в сам Образ мира, который через Мировоззрение предписывает, как и когда использовать наши образы действий. Но пока мы и говорим о самых начальных шагах в обучении.
  Так как же приобрести эти образы действий, соответствующие Хозяину?
  Вас когда-нибудь обучали каким-нибудь сложным движениям? Что делает учитель? Он буквально заставляет ученика с собой слиться и даже не повторять за ним, а вторить ему, быть с ним единым. Это, пожалуй, единственный способ обучения, который доступен нам на этом этапе.
  Вот то же самое придется проделать и с хозяином. Увидьте в хозяине своего предприятия любимого Деда, выделите в нем наблюдением мудрую часть и слейтесь с ним. Живите им, видьте как он, действуйте как он.
  Все это еще долго и долго расписывать, но начав, вы хотя бы наделаете ошибок от непонимания, которые уже можно будет обсуждать и править. Иначе нам просто не о чем говорить.
  Принять решение слиться в единое в образе Хозяина, конечно, можно. Но наш свободолюбивый дух сопротивляется этому. Для нас это означает самое малое- унижение ,то есть умаление себя, а то и разрушение чего-то великого. Поэтому надо подробно рассказать, что такое Хозяин и с чем тебе придется сливаться. И когда станет ясно, что именем Хозяин обозначается не человек, не собственник и не владелец, а то великое, что идет через него, что воплощается с его помощью на Земле, станет понятно, что сливаемся мы с божественным. Вглядитесь хотя бы в слова: Хозяин, Господин, Господь.
  И если и происходит при этом какая-то потеря себя, то как обретение себя Хозяином. Попробуйте увидеть это простейшее волшебство - если ты становишься частью Хозяина, то ты становишься Хозяином. Не Хозяином всего, но Хозяином своего места. А значит, Хозяином внутренне. Хозяином по подходу к жизни!
  И еще несколько слов о Видении, которое позволяет стать Хозяином.
  Все так или иначе знают, что для того, чтобы выжить, надо быть сильными. А для этого надо быть едиными. В единстве сила. Но что значит быть едиными? Как кажется, это действовать вместе и одинаково. Однако если мы задумаемся, то поймем, что действовать одинаково можно, только если одинаково видишь. Одинаково видишь что?
  Мир, конечно, и себя в нем.
  Если же мы говорим о мире как о Предприятии, то это означает, что все его работники должны одинаково видеть то, как должно работать предприятие, тогда оно будет успешным и сильным.
  Но как достичь одинаковости видения? Ведь у каждого своё видение! Чье-то видение придется принять за основу, с которой согласовываются видения всех остальных. Чье? Ответ, как мне кажется, очевиден. Если уж и выбирать кого-то, чье видение должны принять все, так это Хозяина. По крайней мере, пока мы работаем на его предприятии.
  Вот и получается: хотите жить богато, работать радостно и хорошо зарабатывать - старайтесь видеть дело, предприятие глазами своего Хозяина. Если его принимаете. Не согласны с ним - уходите туда, где видение Предприятия соответствует вашему. Но вносить разлад в видение дела на своем Предприятии - это рубить сук, на котором сидишь. Дела все равно не будет!
  Я, конечно, понимаю, что ставлю вас перед почти невыполнимой задачей - видеть любимым дедушкой директора какой-нибудь корпорации, у которого вы работаете. Я прямо чувствую, как нечто сопротивляется в вас тому, чтобы видеть мир, слившись с ним. Ну что ж, нет худа без добра. По крайней мере, это позволяет задать вопрос о том, а что сопротивляется? И если вы будете искренни, то увидите, что ненависть. Как я могу с ним слиться, когда я его ненавижу! И даже если вы не скажете об этом прямо - из людей очень трудно вытянуть признание, что они наполнены ненавистью, - пусть это внутреннее сопротивление единению с другим человеком покажет вам какова среда, в которой мы живем.
  Наши предприятия переполнены ненавистью, как переполнены ею и мы. И пока не признаешься себе в этом, от этого яда невозможно избавиться. Как избавляться от ненависти - это другой разговор. А пока мне достаточно того, что вы увидели, я предлагаю стать едиными со своим Хозяином не на прежнем предприятии, а на том, что мы создаем экспериментально, как основу мира, где нам приятно жить.
  Теперь, для сравнения, представьте себе, что вы работаете на предприятии, где все заполнено любовью. А здесь можно быть единым с Хозяином? И хотеть у него учиться, чтобы стать таким же?
  Время от времени видьте себя тем самым мудрым дедом или мудрой бабкой, которыми хотели бы завершить свою жизнь. Залезайте на "печь" повыше и обозревайте оттуда все ваше дело: где -какой непорядок, где кто лодырничает, где может быть опасность... И не важно, какое место вы пока занимаете в своем предприятии, как только вы начнете упражняться в хозяйском видении, мир отзовется. Наш жестокий мир все-таки очень справедливая штука! Какой мир себе построишь, в таком и проживешь.
  Глава 2. Скрытая магия Хозяина
  Быть Хозяином - это так просто! Лежи себе на печи, как дурачок в сказках, плюй в потолок и ничего не делай. Надо только умудриться стать Хозяином дела, а потом раздать себя людям, чтобы они за тебя боролись с тем, что тебя отвлекает от блаженства. И спи-отдыхай!
  Все, конечно, и так и не так. Можно сказать, что Хозяин, в отличие от всех остальных, работает все двадцать пять часов в сутки. А можно сказать, что настоящее Управление - действительно чудо, волшебство, и у настоящего Хозяина все делается само собой. И это тоже возможно.
  Просто для этого в каждом деле, которое требуется на производстве, нужно найти и магическую основу, и высокий смысл. Самое малое, что для этого надо - приглядеться. А ключом к открытию видения является простое рассуждение: ни одно дело, ни одна должность не выживет в мире сил, если само силой не обладает. Предприятия, выстроенные не по законам протекания силы жизни, умирают. Советская эпоха с ее многочисленными экономическими необоснованными экспериментами показала нам это.
  Любая должность, которая действительно нужна на предприятии, является дверью в силу, а значит, и в сказку или мечту. Для человека, занимающего ее, она может быть как источником жизненной силы, так и источником глубинного самопознания, потому что существует одновременно и в предприятии, и где-то в основе твоей личности, где хранятся простейшие знания о подобных взаимодействиях с миром сил. Ты можешь занимать свою должность ради зарплаты, или чтобы родители не ругались, а можешь через нее понять себя, понять, как течет в тебе сила, и что ей мешает.
  Хозяин, у которого все идет само собой, делает то же самое. Вот только созерцает он не отдельные участки своего "я", а всего себя целиком. По крайней мере, весь свой Образ мира, которому и соответствует предприятие со всеми отделами, цехами, службами, рабочими местами, должностными обязанностями и людьми.
  Не надо думать, что работникам на таком предприятии работается хуже. Один из обучавших меня дедов по прозвищу Дядька говорил, что если работа поставлена хорошо и Хозяин чует блаженство и правильно раздает себя, то работникам приходится совершать лишь простые, чуть ли не простейшие взаимодействия, чтобы выполнить свои задания. Это воспринимается людьми как наслаждение, и они вкалывают целыми днями и словно не замечают этого. Более того, они сами ищут и просят работы. А Дядьку уважали в округе даже спустя много лет после выхода на пенсию. Причем, он и был-то кем-то вроде бригадира, не более, а я слышал, как вздыхали: Вот был Дядька, при нем жилось!..
  Общепонятным примером такой работы являются женские рукоделия, которые независимо от цели, ради которой начаты, сами по себе обладают успокаивающим обаянием. Собственно говоря, так же и с мужскими ремеслами, в которых много привычных, хорошо известных мелких движений рук или ума. Например, рыбалка, карты или гитара...
  Очень часто мы не видим чудесного только потому, что привыкли вместо явлений видеть их имена, да и вместо имен воспринимаем лишь знаки имен. Нам достаточно этих знаков, чтобы узнать то, о чем идет речь, достаточно, чтобы действовать в соответствии с какими-то образцами, достаточно, чтобы не думать, а делать. Так легче выживать. До понимания, до того, чтобы разобраться, дело почти никогда не доходит. К примеру, для многих упоминание рыбалки и гитары среди ремесел будет неожиданным, потому что принято называть эти мужские забавы совсем другим именем. А уж карты просто предмет осуждения, а не ремесло. А призадуматься?.. Будем считать, что эта книга для тех, кто не спешит.
  Я посвящу три раздела книги, не главы - раздела! - разнице между тремя словами, которыми в русском языке называют главного человека на предприятии, его Хозяина - Управляющий, Руководитель, Начальник. И если призадуматься над ними, то станет видно, что это не разные названия одного и того же, а имена разных состояний одного и того же Хозяина. Тем Хозяином, который может себе позволить спать-отдыхать, нельзя стать, не пройдя все три. Правда, некоторые умудряются стать Управляющим или Руководителем помимо остальных состояний. Так они и не становятся Хозяином. Так всю жизнь и исполняют свою роль руководящего работника.
  Тема "Хозяин" чисто психологическая и относится к устройству нашего Ума. Мне кажется, понять себя без понимания устройства Ума невозможно. А он, как считали старики, состоит из трех частей: Стиха, Разума и Мышления, которым, как я уже
  говорил, соответствуют состояния Начальника, Руководителя и Управляющего.
  Говорить о Стихе в этой книге для меня просто невозможно. К тому же это, скорее, предмет показа, а не рассказа. Начинать придется с Разума. А это значит, что нам снова придется заглянуть в основу разума - Образ мира, который, как вы помните, хранит народные представления об Устройстве Мира. А такие понятия, как Устройство Мира, обязательно осмыслялись народной культурой через представления о действиях Богов, творящих, устрояющих и управляющих. И тогда составляющие понятия "Хозяин" становятся составляющими понятия "Господин" или "Господь".
  Иными словами, народная мысль вполне определенно и естественно уподобляла создание Предприятия созданию Мира, а действия Хозяина предприятия описывала теми же именами и
  понятиями, что и действия Господина Вселенной - Вседержителя.
  Поэтому рассказ об устройстве Ума пойдет дальше как рассказ о его проявлениях, описанных мифологическим мышлением как творение Начал, воплощение первообразов и поддержание найденного миропорядка с помощью правил, обрядов и обычаев, то есть Управления. Сначала вкратце, а потом еще pas подробнее.
 
  Глава 3. Начальник
  Как же идет разворачивание воплощаемого Образа Мира? Тут нам без мифологии не обойтись. Все начинается с Начал или Первоначал. Создание их приписывается всеми мифологиями первотворцам или Богам-демиургам. Следовательно, человек ты или нет, но творя Мир, даже такой маленький, как предприятие, ты уподобляешься Богу-творцу и должен это осознавать. Тогда понятнее будет, как делать свое дело. В это начальное время Хозяин есть Начальник. То есть творец Начал.
  На самом деле. Творец, из доступного людям никогда не творит ничего, кроме образов. Воплощение их - это уже не творение. Образы - чистое сознание, и значит, прав был Платон, создавая идеализм. Они не относятся к нашему материальному миру. Они из того мира, куда мы уйдем, или они станут тем миром, который мы создаем, чтобы было куда уйти.
  Это означает, что образы Начал по своей природе имеют как бы неземную или внеземную составляющую. Мы ничего не можем уверенно знать о "внеземном". Даже называя что-то "внеземным", мы говорим лишь о своих человеческих представлениях, а они земные. Правильнее было бы говорить об особой части нашего сознания, где хранятся представления о внеземном или божественном. Сейчас ее принято называть Мифологическим мышлением. Но народная культура знала и другой подход - магический, который не был, в отличие от мышления, лишь представлениями. Живучесть магии в тысячелетиях объясняется именно тем, что она была действенна, то есть кое-что у нее все-таки получалось и тем поддерживало веру и в магию, и в возможности человека.
  Эту действенную часть народной магии мы и пытаемся понять через народную психологию. С точки зрения этой магической психологии. Начальник имеет дело со стихиальной частью ума. Стихом. Стих очень и очень действенен.
  Уже из своего опыта прикладного психолога и исследователя могу сказать, что он, очевидно, является той средой, где хранится действенная часть наших решений, образы которых создаются в Разуме, а хранятся большей частью в Мышлении. Действенная часть и есть Начала, Основы образов. Но разбирать такие тонкости, как, где заканчивается Начало образа и начинается то, что, собственно говоря, и считается нами образом, я сейчас не буду. Для этого в нашем Училище есть особый курс, называемый по-стариковски Наука думать.
  Получается некоторое противоречие: в одном месте я говорю, что творец никогда ничего не творит, кроме образов, а в другом я говорю о том, что Начала, которые создает творец - это даже не образы. С точки зрения мазыкской психологии, я прав и там, и там. Просто для нужд этой книги я выпускаю многие переходные ступени в объяснениях. Примите пока, что задача Творца предприятия - довести дело до вполне определенных образов, которые можно взять и воплощать. А вот это уже будет делать другой человек, а точнее, тот же человек, но уже в другом состоянии.
  Образы Начал, созданные Первотворцами, присутствуют всегда и никогда не пропадают, хотя их и не видно, как кажется. При этом они правят всем Миром, всем предприятием, устанавливая невидимые, но ощущаемые людьми границы и токи. Иными словами, мы обладаем этим видением, но не осознаем его.
  Приглядитесь, в первую очередь, к восприятию границ мест с их должностными обязанностями. Люди прекрасно видят, докуда доходят и их обязанности, и их права. И когда человек отвечает: Это не мои обязанности! - это так привычно, что присутствие у него стихиального видения мы не замечаем. Но вот когда вам нужно сделать что-то, что подлежит обязанностям другого, вы начинаете ощущать телесный неуют, неудобство от того, что вторгаетесь. Вторгаетесь куда? В чужие должностные обязанности? Но это лишь образ. На чужую территорию? Но это совсем условность, потому что это "нетерриториальная территория".
  Мы всегда что-то ощущаем, когда делаем дело, которое должен делать другой - или неудобство, или раздражение на него. Конечно, тут присутствует и наше мышление, в части договоров. Но если приглядеться, то за ним есть и наша способность ощущать границы своего и чужого миров, границы образов вообще и особенно границы начальных образов.
  На самом деле мы всегда и очень отчетливо видим границы образов и сами образы висящими в пространстве и занимающими его. Это как видение очень тонких и очень прозрачных туманностей. Но поскольку они взаимно проникают друг в друга и заполняют весь окружающий нас мир, мы привыкаем к ним, как к воздуху и перестаем видеть.
  Примером может быть плавание под водой с открытыми глазами. Вначале вы видите воду, ее движение и ее составляющие. Затем, познав это, вы начинаете обращать внимание лишь на то, что в воде, и вода вдруг пропадает. И вы видите теперь не воду, а изменения в ее прозрачности: Какая сегодня вода мутная! - говорите вы, нырнув, и тут же снова забываете о воде:
  НИЧЕГО не видно! - при этом вода вроде бы не видна, и это ощущается как то, что ты тратишь или не тратишь силы на то, чтобы ее видеть. На самом деле ты перестаешь замечать и воду, и те усилия, которые тратишь на ее восприятие. Они незаметны после привыкания, но они сохраняются, иначе ты бы не замечал изменений прозрачности. Заметить изменения можно только сравнив с основой, на которую постоянно настроено твое восприятие.
  Вот так же мы видим и образы. Они основа видения той среды, в которой мы существуем. То есть сознания. Поэтому мы привыкаем к ним и замечаем лишь их изменения или же изменения в среде при переходе из одного образа в другой.
  Но для этого среда должна быть очень однородна. Иначе говоря, человек, занимающий одну должность, то есть находящийся в образе этого места, а вместе с ним в образе Предприятия, которое охватывает все свои места, очень хорошо видит границы соседних образов мест и телесно ощущает их нарушения. Посторонний человек чувствует эти границы гораздо хуже, потому что он находится в образах, принесенных с собой.
  Конечно, все это можно было бы расписать гораздо проще, как это обычно и делается, когда описывается предприятие.
  Но если мы хотим обучить наших людей тому, как творить предприятия, то надо обучать их тому, как видеть и творить образы. Для нас это означает умение творить образы и умение создавать образы.
  Творение, как понятие, относится к созданию отдельного образа из чистого сознания, как своего рода материи. Здесь удачно ложится слово "отдельный", потому что творить образ -ч это отделять его, как кусок сознания, от всего остального сознания обрезом, то есть границей.
  Суть этого действия скрыта в самом происхождении слова Образ, где скрывается и некое значение 0-хвата-границы и резания, ражения - поражения - как выделения из всей остальной однородной материи изменением состояния одного ее участка. Поражение, ражение образа - это впечатывание, запечатление чего-то в сознании.
  Привнести впечатление, впечатать что-то в однородную живую среду - это всегда нанести этой среде некоторое поражение. Придать впечатлению определенность и с тем узнаваемость - выделить его из остальной среды - это вырезание куска, обрезание его со всех сторон. Это должно быть больно, хотя мы этого и не замечаем. Но если вы приглядитесь к себе повнимательнее, а на прикладных занятиях по Науке думать мы даем почувствовать, то вы заметите, что думать не хочется. И именно потому, что это больно.
  Таким образом, творение образов - это способность сохранения впечатлений в сознании, способность создавать отпечатки. Ясно, что это невозможно без среды и без воздействия на нее. Но вот что не так явно бросается в глаза, так это как раз Начала - некая нить или основа, которая после выделения образа сохраняет его живую связь с остальным сознанием, а через него и о силами этой Вселенной.
  Начальник - это, конечно, человек, который творит образы, но главная его работа начинается после того, как он их создал и передал для воплощения. Боги-творцы, как рассказывают мифы, после этого уходят на покой, удаляются куда-то из внимания людей на границы расширяющейся вселенной. Их словно бы перестают замечать. На самом деле они остаются именно там, где и должны быть - с Началами, которые хранят. Без них разрушается связь времен, связь между образами и силой, которая эти образы оживляет. Тогда умирают и дела и Миры...
  Без Начал отпечатки-впечатления - это вещь в каком-то смысле случайная, потому что они есть всего лишь перенос того, что ты видишь, слышишь, осязаешь, то есть воспринимаешь, в память, что значит в сознание как среду. По крайней мере, так это видит академическая психофизиология. Получается, что если ты захочешь создать нечто новое, ты вынужден будешь обходиться только тем, что есть в окружающем тебя мире, откуда берешь впечатления. А оно может совсем не подходить к твоим замыслам. Правда, этот окружающий нас мир оказывается продленным в
  нашу память.
  И творим впечатления мы не с помощью вещей и явлений внешнего мира, а с помощью их восприятий, иначе говоря, с помощью самого же сознания, в котором эти внешние вещи отразились.
  А раз впечатываются в образ явления сознания, и это естественно, потому что воздействовать на среду определенной плотности можно только тем, что ей однородно и обладает сходной плотностью, то у нас появляется возможность брать для творения образов как отражения внешних явлений, так и уже имеющиеся впечатления из памяти.
  Вот это позволяет от творения образов переходить к их созданию, то есть к добавлению к вырезанному из сознания куску дополнительных черт, которые позволяют делать образ совершенным, по нашим понятиям или по понятиям культуры.
  Как пример: образ рабочего места может включать в себя образ комнаты, в которой будет сидеть должностное лицо, и будет сотворен на основе восприятия этой комнаты, а вот образ предприятия будет составлен внутри себя из множества подогнанных друг к другу образов мест. Сами образы мест тоже сложные и составные, созданные из множества простых тварных образов вроде образа комнаты плюс образ телефона, плюс образ сейфа и
  тому подобного.
  Разницу между творением образов и их созданием нужно чувствовать для того, чтобы не делать лишнего, когда ты работаешь Начальником. Лишнее тут - увлечение творением образов. Их должно быть не больше, чем нужно. А сколько нужно, определяет цель, которую ты себе поставил.
  Я не хочу даже описывать способность создавать образы, потому что она присуща всем людям. Однако степень увлеченности этим делает из многих людей художников, для кого образ важнее
  жизни.
  Начальник должен просто принять как данность, что он творить образы умеет и исходить из этого. Его задача - научиться создавать из тварных образов образы определенного вида. И объяснить, что это за образы, можно только говоря о творении миров. Вот почему работа начальника мифологична.
  Какое бы место для жизни ты не создавал - дом, предприятие, страну, - ты создаешь Образ мира.
  И хотя есть совершенно определенные признаки того, что мы считаем Миром, перечислить их все было бы для меня сейчас трудно.
  Тем не менее, поскольку мы постоянно живем в Образах миров, мы их видим так же хорошо, как и воздух. Это значит, что когда Образ мира создан кем-то совершенно, мы его просто не заметим, хотя будем с наслаждением там находиться или ходить к этому человеку в гости.
  Но стоит творцу хоть в чем-то наврать, как мы заметим отличие от истинного мира и или скажем об этом, то есть испытаем желание довести образ до совершенства, или сбежим.
  Вот эта способность достраивать миры или сбегать из них и есть основной инструмент исследования творений начальства, то есть проверки образов предприятий на жизнеспособность, которым мы все изначально обладаем.
  Жизнеспособность предприятия или образа, как кажется, означает вопрос: достаточно ли жизненной силы у предприятия, чтобы выжить. Но если вы приглядитесь к тому, как вы сами воспринимаете подобные предприятия, то поймете, что речь о чем-то ином. Жизнеспособность образа имеет отношение не" столько к образу или предприятию, сколько к людям, которые в него войдут или нет.
  Жизнеспособность образа - это не обладание жизненными силами, а способность давать жизнь, иначе говоря, это не обладание жизненными силами для себя, а обладание жизненными силами для людей.
  Образ предприятия оценивается людьми как жизнеспособный или нет, так же и предприятие. Но при этом, когда мы говорим об образе предприятия, мы оцениваем этот образ с прикидкой на себя: хотел бы я там жить? Каково бы мне жилось в таком мире? И это сразу же позволяет указать Начальнику места, которые вызывают неуют и отторгают тебя. Дорабатывая их, он и занимается созданием совершенного Образа мира. Когда речь идет о жизнеспособности предприятия, то речь идет не о том, что будет этот мир давать для жизни, а о том, сколько жизненных сил он имеет. Где эти силы? В людях, которые пришли. В образах нет жизненной силы, она есть только в живых существах - людях, животных и растениях. Она зовется Жива.
  И получается, что, создавая образ мира, мы всегда создаем ловушку, в которую заманиваем Живу. И видеть это надо именно так. Не людей мы заманиваем, а именно Живу. Если Живе нравится в доме, который ты для нее построил, люди, звери, растения - все придут сюда, их будет тянуть помимо их воли просто потому, что остальной холодный и омертвелый мир будет их выдавливать в это пространство сознания. И они отдадут все свои силы для того, чтобы этот дом Живы стоял.
  Вот это искусство - видеть себя небесным женихом для извечной невесты этой Вселенной, для богини жизни и плодородия Живы и есть суть мифологии начальника. Как научиться видеть себя божественным женихом и как научиться видеть, что такое жизнь, - это вопрос, на который я отвечать не берусь, хотя бы потому, что вы сами знаете это еще лучше, чем видите воздух. Вы сдали экзамен на владение этим знанием, обретя жизнь.
  Для того, чтобы его вспомнить, наверное, нужно всего лишь захотеть и немножко понаблюдать, посмотреть вокруг себя. Она повсюду, эта загадочная жизнь. И ты ее вечный жених.
  А как только глаза немного очистятся, то останется только перенести увиденное в образ твоего предприятия и спросить людей - воплощение Живы - хотите ко мне? Нет? А что не так?
  И так дотачивая и доводя, однажды ты создашь и свой Мир, и обретешь свою утраченную цельность. Извечная невеста, твоя давно утерянная половинка, которую многие ищут всю жизнь - это не мужчина и не женщина - это сама Жива, воплощенная в них.
  Именно этот миф, миф об извечных вселенских любовниках, и скрывается за образом Начальника.
  Можете считать, что работа начальника - это поход Рамы за похищенной ракшасами Ситой, это поход младшей дочери Машеньки за Финистом Ясным Соколом, это битва за возрождение и воссоздание порубанного на множество кусков и раскиданного по свету Осириса.
  Для того, чтобы возродить жизнь и жизненное начало, нужно вначале иметь цельный и совершенный образ Дома, в который жизнь может войти, заполнить и слиться так, что будет казаться, что это не Дом и жизнь, а просто одно живое тело.
  Живое единое тело - это и есть то настоящее предприятие, которое есть смысл создавать.
  Как бы ни казался странным такой подход, но он позволяет говорить о всех частях и шагах в творении, устройстве и работе предприятия на едином языке, а также одухотворяет труд любого работника видением того, ради чего все делается и ради чего он живет.
  И последнее, что можно сказать о Хозяине, когда он выступает в роли Начальника. Раз воплощение образов происходит в сознании, то правомерно спросить - в чьем? Конечно, в сознании людей. Значит, образ предприятия прежде всего творится в людском сознании, и лишь потом воплощается ими в материю.
  Следовательно, в этом состоянии Хозяин ведет творение предприятия в роли Начальника Отдела кадров.
  Потом он, конечно, передаст эту должность особому человеку, но сначала он должен сам подобрать всех необходимых людей. А кто эти люди, если задача - воспринять и затем воплотить образы Начал?
  Это люди, способные подобные образы воспринимать. Не всякий человек в состоянии вместить в себя такие образы. Этим и определяется разделение людей в нашем мире на начальство и работников. Когда мы подыскиваем человека на должность начальника какого-либо из отделов нашего предприятия, мы делаем это всегда с помощью как бы какого-то чутья: потянет - не потянет?
  На самом же деле просто отсутствие у нас должной культуры самоосознавания не позволяет нам увидеть, что при этом мы проверяем - в состоянии ли сознание человека вместить в себя одно из Начал. При этом мы как бы всовываем в него этот огромный образ и наблюдаем, как он с ним управляется. И мы это видим! Мы видим и сам образ, и то пространство, в которое его впускает человек. Видим, но не отдаем себе отчета. Присмотритесь при случае.
  Итак если ты захотел стать Хозяином собственного дела, сначала ты его придумаешь, то есть создашь образы Начал, а потом передашь каждый из этих образов соответствующему работнику. А это значит, что ты начнешь творение предприятия в должности Начальника Отдела кадров.
  Глава 4. Руководитель
  Рассказывать про Руководство - рассказывать о том, как Начала воплощаются в жизнь.
  Руководитель - это среднее звено в творении Предприятия или Мира между Начальником и Управляющим. Именно ему Хозяин и передает образы Начал для воплощения их в сознании работников. Если перейти на язык мифологического мышления, в котором коренятся многие из подобных понятий, то Начальник соответствует Богу-отцу-творцу, Управляющий - Богу-отцу-управителю, а Руководитель - Богу-отцу-устроителю.
  Это значит, что суть работы Руководителя - это устроение. Устроить так, чтобы предприятие работало - это значит, что его надо построить в соответствии с проектом или образами Начал, сотворенными архитектором - творцом.
  Следовательно, задача Руководителя - это строительство, как материальное, так и в людях. А поскольку строить материально можно тоже только с помощью людей, то получается, что руководитель строит людьми и из людей.
  Естественно, для того, чтобы так строить, ему нужно обладать определенными способностями.
  Поскольку он строит, воплощая образы Начал, он должен уметь видеть и хорошо понимать такие образы. Это целое искусство.
  Кроме того, он должен видеть, как люди вписываются в образы. А это нечто подобное сращению люден с образами, хотя на самом деле - это приращивание образов-начал к образам, составляющим разум людей.
  Для того, чтобы это понять, представьте себе один из образов-начал, к примеру, рабочее место Управляющего каким-то отделом программистской фирмы...
  Что должен делать Управляющий?
  Я всего лишь произнес слова, а у вас уже есть некие представления, которые зашевелились в ваших головах.
  Каковы должны быть его взаимоотношения с Начальником?
  Как должны относиться к нему подчиненные?
  И на все подобные вопросы у вас появляются какие-то образы-ответы хотя бы из предыдущих глав этой книги.
  Но эти ответы - это и есть сам образ-начало, только отраженный вашими умами. Значит, с большими или меньшими искажениями. Точнее, какие-то из отраженных граней образа-начала.
  Он не имеет отношения ни к чему в вас, кроме памяти о
  том, как устроен мир, то есть к Образу мира как одной из частей
  Разума.
  Как привить его к той части, которую вы считаете собой,
  значит, к Образу себя - вот главный вопрос Руководства.
  По сути, он выражается в переносе всех этих понятий о том, что такое работа Управляющих, на себя с помощью вопросов вроде: А как бы я это сделал? А каково мне было бы принять такое отношение? А что бы я смог из этого извлечь? Какова моя
  выгода? И каковы помехи?
  Но это вопросы для Разума. А ведь люди, приходящие на эту должность, будут в Мышлении и сумасшествии. Для них возникает куча дополнительных вопросов вроде: А мне не будет больно? А меня не будут обижать? А что скажет мама? А моя первая учительница скажет, что я хороший мальчик?
  Или же это будут определенные "знания", неизвестно откуда взявшиеся, потому что человек еще не начинал работу. Например, еще до зачисления на должность будущий Управляющий знает, что подчиненных надо держать в узде или что все у нас воры и за ними глаз да глаз нужен.
  Ясно, что это сумасшествие, и для того, чтобы человек смог воспринять образ-начало, сначала ему нужно очиститься от сумасшествия, которое стоит перед глазами и мешает видеть. Нужно владеть очищением.
  Например, кресением, как это называлось у мазыков. То есть очищением через огонь. Крес - это живой огонь, который вытирали вручную, чтобы, к примеру, прогнать через него скотину, когда начиналась моровая язва или эпидемия чумы. Кресение вместо живого огня, правда, использует всего лишь душевную беседу, но природа у этой беседы яростная, значит, огненная, и вызывает испарину.
  После этого, когда у человека раскрываются глаза и уши и он начинает слышать и видеть, надо создать условия, чтобы он мог взять образ разумно. Тут мы приходим к вопросам о выгоде и помехах, потому что Разум будет работать именно через них.
  Это значит, что привитие образа идет через целеустроение, как говорили те же мазыки. Взять образ - значит увидеть, что он соответствует каким-то из твоих целей и, значит, является промежуточной целью на пути к твоей мечте. Вот это и есть выгода, которую ты видишь и извлекаешь из своей работы. А значит, то, что будет давать тебе силу для обучения и работы.
  Но раз этот образ определяет тебе какую-то цель, то, значит, он переводит тебя в состояние решения задачи, которая всегда есть преодоление помех к достижению цели.
  И получается, что сутью работы Устроителя или Руководителя всегда является обращение к Разуму приходящих к нему людей, разыскивание в нем некой большой цели, для которой предлагаемая должность оказывается составляющей или ступенью, и вписывание образа должности и должностных обязанностей с помощью "простого" душевного разговора с работником, а на самом деле с помощью проводимого во время этого разговора целеустроения и заключаемых тогда же договоров, в его собственную лествицу достижения своей большой цели- например, выживания или богатства.
  Таким образом, привитие образа-начала к разуму работника, которого ты берешь на определенное место, есть нечто сходное с узнаванием почтальона в кустах, как это делается на детских рисунках-загадках.
  Мышление человека - это дикое и буйное переплетение какой-то растительности. И где-то в этом переплетении среди собственных целей человека обязательно есть те шаги, которые он хочет совершить для достижения той цели, которая правит и должностными обязанностями места, на которое его взяли. Нужно всего лишь однажды прочертить этот образ в общей куче переплетений. И вы помните, если "почтальон" однажды узнан, его уже невозможно больше не видеть.
  Так и с должностью. Если ты однажды увидел, как должностные обязанности ведут тебя к твоей цели, ты начинаешь видеть достижение ее через них, и разум твой начинает самопроизвольно в этом совершенствоваться.
  Вот это и есть суть работы руководителя по привитию образов-начал и строительству Мира предприятия из людей.
  Итак, Руководитель - это человек, который включает разум и с его помощью строит мир. Можно сказать, что он - Жрец Храма Разума, можно, что он - воплощение божественного Разума, а можно, что он - сама неизбежность соответствия образов-начал земным условиям существования человечества.
  Однако гораздо важнее увидеть, что, переходя из состояния Начальника в состояние Руководителя, ты уходишь с должности Начальника Отдела кадров на должность Руководителя Училища. Теперь твоя задача - обучать людей тому, что есть их должностные обязанности.
  А что такое обучать, мы уже кратко разбирали. Обучать - это
  прививать образы определенных действий. Если человек усвоит их, то, как помните, нужно, чтобы Образ мира включал и выключал их в правильное время. И если привить образы действий еще возможно во время производственного обучения, то переделать Образ мира можно только огромными усилиями, да и то лишь изнутри, то есть по страстному желанию самого ученика.
  Как быть?
  А тут старики говорили об очень важной хитрости. Так вот в
  Предприятии, когда оно сделано как Мир, где мы живем, в семейном предприятии, сам образ Предприятия, то есть Образ нашего Дома, будет служить Образом мира для нового работника. Если он готов смотреть на работу как на свой дом, Дом ему все подскажет. Дома обучение пойдет гораздо легче и быстрее. И это надо помнить и тем, кто учит, и тем, кто пришел учиться.
 
  Глава 5. Управляющий
  Об Управляющем в общих чертах я рассказал в Устроении. Подробнее же о нем надо рассказывать как и о Хозяине, рассказывая о составляющих его рабочих местах и должностных обязанностях. Это будет сделано в разделе "Управление".

<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу