<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Социальную помощь оплачивает и местное учреждение социальной помощи. Отдельной статьей оплачиваются расходы, связанные с уходом за клиентами. Кроме того, лицам, у которых есть свои источники доходов, размер квартплаты снижается до уровня остальных.
 "Макс - Плентер Хаус" - трехэтажное здание гостиничного типа. На 1-м этаже возле бюро размещены помещения для групповых занятий и двухместный спальный номер. Здесь же находятся кухня и санблок. На 2-м этаже, кроме гостиной, двухспального номера, находятся два одноместных номера, а также кухня и санблок. На 3-м этаже расположены 4 одноместных номера и соответственно гостиная и кухня с санблоком.
 Нанимаемое жилье представляет собой квартиры коммунального типа, за жильцами которых ухаживают работники переходного дома.
 Подбор клиентов для переходного дома осуществляет социальный работник во время посещения определенной тюрьмы. Бывают случаи, когда сами осужденные во время отпуска изъявляют желание и доказывают необходимость получения ими такого рода помощи после освобождения. Окончательно решают вопрос о приеме педагоги этого дома.
 Алкоголики и наркозависимые не принимаются.
 С каждым клиентом заключается договор, в котором, среди прочего, оговариваются объем и сроки оказания помощи, обязанности сторон, условия расторжения договора, виды и размеры платежей и т.д.
 В период преодоления возникающих жизненных трудностей клиенты обязаны сами себя обслуживать, не исключая участия сотрудников дома. В данном случае речь идет о поддержании порядка, чистоты, ведении хозяйства, распределении денег, погашении долгов, помощи при получении средств, положенных по Закону о социальной помощи, планировании и проведении досуга, медицинском обеспечении.
 Пока клиент переходного дома не найдет работу, ему предоставляется возможность работать в столярной мастерской, выполняющей роль тренажера, на котором отрабатываются необходимые трудовые навыки.
 В целях рациональной организации свободного времени дом, учитывая индивидуальные наклонности клиентов, предлагает различные групповые мероприятия как внутри, так и вне стен учреждения. Желающие могут использовать для проведения досуга даже лодку.
 В некоторых случаях для лиц с индивидуальными проблемами, наркотической и иной зависимостью организуются консультации, самопомощь в группах и при необходимости они помещаются в специальные учреждения.
 Особое внимание уделяется оказанию помощи в поисках жилья и организации мероприятий, способствующих интеграции личности в ближайшее социальное окружение. Всю эту работу осуществляют 5-6 сотрудников, из которых 3 - социальные работники (в том числе и руководитель) и 1 мастер по производству.
 Консультационные пункты. В 1981 г. на средства Министерства юстиции были созданы четыре свободных (негосударственных) консультационных пункта для освободившихся осужденных. В 1994 г. был открыт еще один. Эти пункты предназначены для осужденных, которые не входят в число лиц, попадающих после освобождения под административный надзор.
 Благодаря сотрудничеству с основными комитетами благотворительных союзов, количество консультационных пунктов выросло до 8. В 1998 г. на организацию их работы было выделено около 2,5 млн немецких марок.
 С 1998 г. в сферу деятельности консультативных пунктов все чаще входит оказание помощи лицам, находящимся под арестом (в дополнение к помощи, гарантированной учреждением, исполняющим наказания), а также условно осужденным лицам, которые находятся под административным надзором после освобождения. Данные пункты ходатайствуют также и за сокращение сроков содержания под арестом подследственных и за замену ареста любым альтернативным наказанием.
 Консультационные пункты ведут работу по следующим направлениям:
 а) Гарантия основ существования:
 - консультирование и оказание помощи в решении материальных и социально-правовых проблем;
 - замена ареста, например, общественно полезным трудом или договоренность об оплате долга в рассрочку;
 - сохранение жилья и рабочего места на время ареста (или его подготовки);
 - помощь в приобретении жилья;
 - консультирование по реализации социально-правовых притязаний;
 - помощь в поиске работы, места обучения на свободе;
 - консультирование по вопросам долгов и их урегулирование.
 б) Консультирование в учреждениях, исполняющих наказания:
 - определение перспектив жизни на свободе;
 - разработка новых предложений по организации исполнения наказаний. Например, смягчение условий содержания, регулярное проведение консультаций во многих тюрьмах, условное освобождение, размещение, обслуживание во время отпуска.
 в) Психологическое консультирование (сопровождение, терапия, развитие), способствование прививанию новых форм реагирования в проблемных и конфликтных ситуациях, например:
 - социальные отношения;
 - коммуникабельность;
 - контроль агрессивности;
 - зависимость (от алкоголя, или нелегальных наркотиков, или азартных игр);
 - наказуемое сексуальное поведение;
 - кризисные ситуации.
 г) Включение социального окружения в консультирование:
 - предложение консультативной помощи родственникам и специальное посредничество с целю стабилизации жизненных условий.
 (Хотя работа с родственниками осужденных не входит в компетенцию социальных служб юстиции, потребность как в материальной, так и в психологической помощи очевидна. Этот дефицит восполняют организации свободной помощи осужденным.)
 Они предлагают следующие виды помощи:
 - предоставление социально-правовых гарантий родственникам осужденного на время его тюремного заключения;
 - консультирование (или терапию) по вопросам семьи и брака;
 - проведение семинаров для семейных пар;
 - педагогические предложения по организации досуга.
 д) Выработка мотивации к лечению и содействие в переводе в стационарные учреждения для оказания помощи:
 - клиники по лечению зависимости;
 - общежития, обслуживаемые социально-педагогически.
 Работа с общественностью. Чтобы осужденные могли понимать и осознать необходимость своей социализации, используются следующие методы:
 - влияние на общественное мнение через средства массовой информации;
 - проведение криминально-политических мероприятий, например работа с насильственными преступниками;
 - привлечение лиц, работающих на общественных началах.
 ФРГ, как социально ориентированное и демократическое государство, следует принципу общественного содействия и ответственности. Это выражается в том, что все возрастающее количество социально ориентированных граждан, осознавая взаимосвязь между недостатками социализации и криминальным поведением, понимает, что их личное отношение к помощи осужденному в его ресоциализации играет решающую роль.
 У многих осужденных преобладает желание после освобождения жить в дружбе с обществом и по его законам. Некоторые из них боятся дня освобождения и начинающихся после этого испытаний доверием. Их угнетает, прежде всего, неопределенность в отношении реакции общества, в которое они возвращаются: "даст шанс встать в строй или отклонит как ненужный балласт?". Эта проблема касается прежде всего осужденных, не имеющих семьи или иных устойчивых "социальных якорей". Такие осужденные могут надеяться только на самих себя, так как помощь в личностном плане со стороны государственных и коммунальных инстанций ограничена. Тогда на помощь приходят благотворительные организации, тесно сотрудничающие с тюрьмами. В ходе отбывания наказаний осужденным предоставляется возможность вступления в контакт с благотворительными организациями, которые часто берут на себя заботу о семьях осужденных: организуют, например, отдых для детей и членов семей осужденных. В таких случаях они получают финансовую поддержку земельного правительства. Кроме того, благотворительные союзы проводят семинары для осужденных и их родственников. Лицам, отбывшим срок наказаний, они дают консультации, помогают деньгами для преодоления хозяйственных затруднений. тюремная администрация опирается на помощь благотворительных союзов при решении вопросов об обеспечении жильем освобождающихся осужденных, она гарантирует им финансовую поддержку за оказанную помощь.
 Шефская работа стала неотъемлемой частью работы с осужденными в тюрьмах. Она помогает осужденным восполнить дефицит социальной зрелости, уменьшить или устранить отдельные проблемы, способствует обучению или развитию профессиональных навыков, подготавливает к жизни на свободе, оказывает помощь в первое время после освобождения.
 В тюрьмах земли Северный Рейн-Вестфалия из 1 700 шефов 1 300 работают очень активно. К шефской работе допускаются лица, которые имеют возможности и способны помочь осужденным вести жизнь после освобождения без правонарушений, с социальной ответственностью. Они должны быть не моложе 21 года. Предпочтение отдается тем претендентам, у которых есть опыт социальной работы и готовность помогать осужденным лично не только до, но и после их освобождения. Шефами могут стать и бывшие осужденные, если с момента их освобождения прошло не менее двух лет и они не состоят на учете как поднадзорные или условно-досрочно освобожденные. В отличие от государственной помощи, шефы руководствуются в работе другими принципами. Их работа строится на принципе добровольности по отношению к осужденным, дистанционности по отношению к государственным институтам и личной заинтересованности. Они не обладают распорядительными полномочиями и не осуществляют контрольных функций. Эти факторы снимают или, по крайней мере, снижают недоверие осужденных.
 В организации шефской работы должны учитываться требования Закона об исполнении наказаний. Она не выполняет административных функций. Ее задача - оказать помощь осужденным совместно с сотрудниками учреждения.
 Привлечение шефов рассматривается как дополнительная помощь в работе уголовно-исполнительной системы по ресоциализации осужденных, а также как реальная возможность для устранения предвзятого общественного мнения об осужденных и формирования установки на совместную ответственность по включению преступников в жизнь общества.
 Государство оказывает шефской работе финансовую поддержку. С разрешения Управления юстиции шефам для их работы выдаются согласно бюджету определенные суммы денег.
 Для информирования лиц, интересующихся шефской работой, в уголовно-исполнительной системе издается специальный буклет, который можно получить в любом учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы. Из числа сотрудников учреждения назначается ответственный за работу с шефами. С целью обмена опытом по данной работе для шефов и сотрудников учреждений организуются (кроме бесед в учреждениях) семинары и иные мероприятия, ежегодно проводимые евангелистской академией в г. Мюльхайме.
 Руководствуясь политико-правовой рабочей программой, осенью 1996 г. Министерство юстиции привлекло к этой работе основные комитеты свободной благотворительной помощи земли Северный Рейн-Вестфалия и Федеральное рабочее объединение помощи лицам, совершившим условно наказуемые деяния.
 Цель привлечения: увеличение доли шефской работы в общей помощи осужденным через агитацию, мотивацию; профессиональное сопровождение и поддержка, а также практическое руководство шефскими организациями и финансирование их расходов. В 1998 г. на эти мероприятия было выделено 1,2 млн немецких марок.
 Вместе с тем сферы деятельности между ними строго разграничены. В то время как Германский союз помощи условно осужденным сотрудничает с Министерством юстиции только в отношении части осужденных, то Общегерманский союз помощи осужденным тесно работает с союзами свободной благотворительной помощи земли Северный Рейн-Вестфалия и поддерживает все местные проекты и инициативы. Кроме благотворительных проектов помощи осужденным, вот уже 20 лет существует как самостоятельная организация, не присоединившаяся ни к какому другому союзу, Объединение благотворительных организаций земли Северный Рейн-Вестфалия. Это Объединение поддерживает работу в контактных группах в тюрьмах, способствует обмену опытом работы среди шефов и защищает интересы всех в шефской работе.
 Причиной для координации федерального рабочего объединения помощи осужденным послужили значительные различия в возможностях и направлениях благотворительной помощи в отдельно взятых союзах и обществах. Одни из них уже имели определенную инфраструктуру для оказания практической помощи осужденным, в других этого не было.
 В оказании помощи осужденным были поставлены следующие задачи:
 - улучшение агитационной работы;
 - сопровождение и предложения по повышению квалификации;
 - увеличение численности женщин для оказания помощи освободившимся из заключения осужденным женского пола.
 Возникла также проблема признания общественностью необходимости шефской работы, издания для шефов различных инструкций и руководств как для агитации, так и для сопровождения.
 Шефская работа как часть свободной благотворительной помощи осуществляется поэтапно:
 - целенаправленная работа с общественностью по стимулированию интереса и принятию идеи помощи осужденным;
 - агитация и вербовка лиц, заинтересованных в шефском сотрудничестве с организациями свободной благотворительной помощи осужденным;
 - обучение заинтересованных граждан;
 - сопровождение, поддержка и консультирование шефов посредством личного привлечения их к работе в союзах свободной благотворительной помощи осужденным.
 Эти задачи решаются при проведении следующих мероприятий:
 - подбора квалифицированных штатных работников, создания проектов, обществ, союзов свободной благотворительной помощи осужденным;
 - образования рабочей группы по обучению этих людей;
 - сопровождения, поддержки, информирования и обучения этих лиц в рамках рабочих заседаний штатными и благотворительными органами;
 - подготовки информационно-агитационных материалов для привлечения шефов;
 - составления наставлений и пособий по шефской работе с осужденными.
 Федеральные рабочие группы по оказанию помощи осужденным поддерживают и координируют работу путем повышения квалификации штатных сотрудников и шефов, информирования и, прежде всего, тесной кооперации с объединениями шефских организаций в системе исполнения уголовных наказаний земли Северный Рейн-Вестфалия. Свободная благотворительная помощь действует в данном случае по принципу равномерности распределения по всей территории земли.
 Работа по примирению преступника с жертвой уже давно инициируется Министерством юстиции земли Северный Рейн-Вестфалия. С 1982 г. этой теме были посвящены специальные заседания амбулаторных социальных служб юстиции. В 1987 г. в четырех прокуратурах земли была введена судебная помощь для проведения мероприятий по примирению преступника с жертвой. Речь идет только о взрослых правонарушителях. После успешного завершения эксперимента, длившегося ровно год, судебная помощь была введена соответственно и в других прокуратурах.
 В 1988 г. был предложен в качестве эксперимента проект в отношении несовершеннолетних, который, в конечном итоге, в 1990 г., благодаря положительным результатам, был законодательно закреплен в Законе о судах несовершеннолетних. В настоящее время насчитывается около 100 учреждений, осуществляющих этот вид помощи несовершеннолетним, процедура и детали которой описаны в совместном постановлении Министерств юстиции, труда, здравоохранения и социального обеспечения, МВД от 14.03.95 г. Этот вид помощи законодательно закреплен в Уголовном кодексе для взрослых правонарушителей, но с оговоркой, что соответствующие задачи выполняются сначала органами помощи условно осужденным или органами судебной помощи. Местом оказания данного вида помощи могут быть социальные службы тюрем, посредники и пункты примирения свободных носителей помощи осужденным. Это постановление включает также подробные инструкции для органов юстиции и внутренних дел.
 В 1988 г. только по работе с несовершеннолетними было реализовано 12 проектов свободной (негосударственной) помощи. Средства для финансирования помощи в 1998 г. составили 2,4 млн немецких марок. Процедура примирения требует согласованных действий прокуратуры, полиции, соответствующей инстанции примирения. При этом также должны учитываться как положения уголовного процесса, так и договоренности, достигнутые при обсуждении. А это предполагает слаженную работу на местах.
 Общественно полезный труд давно используется в качестве замены наказания лишением свободы при условном осуждении или при невнесенном денежном штрафе. В рамках исполнения наказания выполнение свободных работ может быть предложено как альтернатива. Если это происходит параллельно с условным осуждением, то, как правило, сотрудники надзорных инстанций по оказанию помощи осужденным рекомендуют замену наказания. В данном случае надзор за осужденными не ведется. А при возникновении каких-либо трудностей или проблем подключаются соответствующие органы судебной помощи.
 Судебная помощь в большей мере используется для определения мест применения труда осужденных.
 Если общественная работа осуществляется в рамках условного осуждения, то сотрудники данных служб и отвечают за ее организацию. Благодаря применению в качестве альтернативы наказанию лишением свободы общественно полезных работ, в 1996 г. 4 165 преступников избежали тюремного заключения, что составляет 107 265 дней ареста. Для их содержания понадобилось бы 300 тюремных мест в течение года. По предложению рабочей группы основных комитетов свободной благотворительной помощи осужденным были реализованы 5 проектов, на реализацию которых в 1998 г. было выделено 500 тыс. марок.
 Согласно этим проектам, предлагалась помощь по организации общественно полезного труда как альтернативы наказанию лишением свободы.
 Помощь в отмене (или сокращении сроков) ареста осуществляется по инициативе системы исполнения наказаний и носителей свободной помощи осужденным. В последние годы разрабатываются особые проекты, направленные на отмену (сокращение сроков) ареста на период следствия и замену наказания лишением свободы. Составной частью данных проектов является проверка сотрудниками тюрьмы и членами благотворительных организаций наличия у арестованных юридической возможности для сокращения срока сразу же после начала ареста. Эта информация поступает в следственные и судебные органы, которые и принимают окончательное решение о сроках ареста на период следствия.
 Примером может служить действующее в тюрьме Дюссельдорф объединение "Помощь осужденным", осуществляющее свою деятельность по нескольким направлениям:
 - помощь в принятии решения об аресте в соответствии со ст. 116 УПК с целью применения ареста или его отмены;
 - поиск и привлечение альтернатив аресту;
 - воздействие сокращению основного срока следствия, связанного частично со смягчением наказания.
 Закономерен вопрос: "Зачем это нужно?" Ответ прост и заключается в следующем.
 Растет страх граждан перед все возрастающей преступностью. Общественность требует более строгого наказания преступников. Они наказываются судами. Тюрьмы переполнены. Наказание лишением свободы касается в первую очередь людей, находящихся в тяжелых жизненных условиях и бедности. Все больше проблем с правосудием появляется у молодежи, которая, не имея возможности трудоустроиться, получить образование, жилье, встает на путь совершения преступлений.
 Растет и количество осужденных, к которым была применена мера наказания в форме денежного штрафа и которые не способны его оплатить.
 Среди осужденных, находящихся под опекой социальных работников, особенно много неграмотных, безработных, нуждающихся в жилье людей.
 В общей массе арестованных значительную долю составляют подследственные и лица, к которым применен арест как мера наказания. Это люди, как правило, с низкой правовой компетентностью, самосознанием, толерантностью к обманутым ожиданиям и т.д., что затрудняет их общение с различными инстанциями.
 Поэтому социально обделенные люди как бы вдвойне наказаны: они чаще других слоев населения подвергаются опасности стать на преступный путь и они же не имеют материальной возможности и социальной компетентности (например, возможности неформального разрешения конфликта или переговоров с правоохранительными учреждениями; возможности внести залог, чтобы на период следствия не подвергаться аресту, указать точное место жительства и т.д.). И это приводит к тому, что именно они раньше других категорий населения могут быть арестованы.
 Большое количество арестованных непременно приведет к тому, что значительная часть освобожденных снова попадет в ситуацию чрезвычайной нестабильности и дезинтеграции, так как за их плечами долги, отсутствие жилья, работы, перспектив, а также трудности с различного рода зависимостью (алкоголь, табак, наркотики).
 Рецидив преступлений во многих случаях уже запрограммирован заранее и является чаще следствием существующих социальных и экономических проблем.
 Учитывая данную ситуацию, возникает необходимость развития предложений помощи, нацеленной на личностные жизненные условия существования, психосоциального обеспечения и урегулирования конфликтов. Поэтому должна быть создана и стимулироваться социальная помощь, являющаяся альтернативой аресту, которая заключается в расширении возможностей предложения жилья, работы и заботы. Не случайно во многих местах возникают специальные пункты помощи по сокращению сроков ареста или его отмене.
 Задачи этих пунктов помощи:
 - сокращение срока или отмена ареста на период следствия;
 - содействие социализации и ресоциализации;
 - сокращение рецидивной преступности и устранение причин криминального поведения путем предложения целенаправленной помощи;
 - создание общественных условий, которые бы давали людям возможность жить без преступлений.
 Этот вид помощи касается прежде всего лиц мужского пола, арестованных за незначительные преступления или неуплату денежного штрафа.
 К этой категории арестованных относятся также люди, которые:
 а) не смогли полностью интегрироваться в общество;
 б) отягощены значительным количеством социальных проблем;
 в) ведут себя таким образом, что невольно привлекают общественное внимание.
 Многих из них арестовывают лишь по той причине, что, не имея постоянного места жительства, работы и "социальных якорей", они могут уйти от правосудия.
 Цель же отмены ареста состоит в том, чтобы дать людям возможность стабилизировать социальные связи или воссоздать их и в рамках судебного разбирательства предотвратить возможность побега.
 У арестованных мужского пола следующие проблемы.
 Работа и профессия. Многие не получили законченного образования или вообще неграмотны, часто меняют место работы. Кроме того, они длительное время будут безработными и, получая социальные пособия или пособия по безработице, не имеют определенных перспектив в отношении профессии.
 Жилье. Долги за наем жилья, незнание законов о защите прав квартиросъемщиков, необустроенность нанимаемых комнат ведут к потере жилья.
 Финансы. Для финансового положения таких мужчин характерны низкий доход, неплановое расходование денег, а также долги за правонарушения.
 Социальные связи. Отношения с сожительницей или семьей из-за арестов, зависимости от алкоголя или злоупотребления наркотиками, безработицы и личностных недостатков нарушены либо утрачены.
 Организация досуга. Мужчины с социальными затруднениями из-за наличия вышеизложенных проблем проявляют очень мало активности в организации своего досуга. Для них досуг означает многочисленные мелкие проступки и преступления, злоупотребление легальными или нелегальными наркотиками.
 Основой для создания союза WABe (название образовано соединением начальных букв слов программы проекта: жилье, работа, консультирование) (см. таблицу) послужила мысль о том, что сложные проблемы обделенных людей могут быть решены лишь тогда, когда будет разработана общая концепция, представляющая целостную картину жизни людей. Деятельность этого союза вот уже более 11 лет направлена на оказание помощи освободившимся осужденным, которые не имеют жилья, больны психически и физически или же длительное время являются безработными.
 Союз WABe осуществляет свои цели через следующие виды деятельности:
 - содержание пункта по оказанию помощи в соответствии с § 72 Федерального закона о социальной помощи людям, испытывающим особые социальные трудности;
 - содержание стационарного учреждения для мужчин, имеющих особые социальные трудности;
 - предоставление приспособленных жилых помещений, а также необходимый уход (жилой проект для мужчин и женщин);
 - реализация проекта примирения жертвы и преступника;
 - содержание полустационарного учреждения для мужчин и женщин;
 - содержание специализированной амбулатории для реабилитации в рамках рабочего проекта;
 - предложение места работы и профессионального стимулирования в сочетании с психосоциальным обслуживанием.
 В качестве помощи для предотвращения ареста участники проекта WABe предоставляют соответствующие предложения жилья, работы, консультирования и ухода.
 Расчеты показывают, что социальная работа по сокращению или отмене ареста значительно экономит денежные средства и помогает ресоциализации осужденных.
 Глава 3
 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКой СЛУЖБы
 История деятельности психологов в пенитенциарных учреждениях земли Северный Рейн-Вестфалия началась в 60-х годах, когда по инициативе Министерства юстиции в нескольких тюрьмах были введены должности психологов, в задачу которых в основном входили диагностические функции. К 1970-му году на службе состояло 20 психологов на 40 учреждений с многочисленными филиалами.
 В связи с принятием в 70-е годы нового Уголовно-исполнительного законодательства, ориентированного на ресоциализацию осужденных, резко увеличивается число дипломированных психологов в пенитенциарных учреждениях. С 1973 по 1978 год количество психологов возрастает до 110 человек. В настоящее время психологическая служба в пенитенциарных учреждениях земли Северный Рейн-Вестфалия насчитывает 150 дипломированных психологов, включенных в штат учреждений. Одновременно существуют программы дополнительного привлечения психологов и психотерапевтов для выполнения определенных работ за счет Министерства юстиции. Необходимость подобных работ определяется психологом учреждения.
 В настоящий момент психологи не только заняли свою нишу в пенитенциарной системе, но и становятся руководителями тюрем.
 В каждом из Управлений исполнения наказания (в Северном Рейне и в Вестфалии) есть специалист-психолог, который функционально курирует психологическую службу. При этом его деятельность сводится не столько к контролю, а скорее к экспертной оценке работы пенитенциарных психологов.
 Психологи работают в тюрьме в тесном сотрудничестве с социальными работниками, педагогами, сотрудниками общей службы.
 Они находятся в оперативном подчинении либо руководителя пенитенциарного учреждения, либо начальника отряда, в зависимости от типа и размера учреждения.
 По социальному статусу психологи являются государственными служащими. С финансовой точки зрения это наиболее высокооплачиваемые сотрудники пенитенциарных учреждений. Среди квалификационных требований - обязательное полное высшее психологическое образование, защита диплома, прохождение стажировки в период обучения в пенитенциарных учреждениях.
 Главное направление деятельности психологической службы пенитенциарной системы Германии - психологическая работа с осужденными. Но на отдельных психологов не редко возлагают обязанности и по психологическому обеспечению работы с персоналом. Поэтому данное направление деятельности также будет кратко нами рассмотрено, учитывая его актуальность для пенитенциарной системы России.
 Психологическая работа с осужденными
 При всем многообразии работы психолога с осужденными ее можно свести к двум основным функциям: психологическая диагностика и психологическая коррекция (или психотерапия).
 Психологическая диагностика
 Ресоциализация осужденных требует глубокого изучения личности и составления программы работы с каждым осужденным в течение всего срока пребывания в пенитенциарных учреждениях. Программы эти носят индивидуальный характер, основываются на заключении специалистов-психологов, социальных работников, педагогов, специалистов по профессиональной подготовке.
 Поэтому психодиагностика личности осужденного и изменений, происходящих с ним в ходе отбывания наказания является одной из центральных в деятельности пенитенциарных психологов. Характер решаемых задач определяют выбор методов изучения личности, продолжительность процедуры обследования и форму предоставления выявленных личностных особенностей.
 К основным психодиагностическим задачам относятся:
 - первичное изучение личности осужденных с целью разработки программы их ресоциализации;
 - уточнение диагноза и ориентирование осужденных на исправление;
 - изучение осужденных в процессе отбывания наказания и проведения терапевтических мероприятий;
 - обследовние осужденных в связи с измененим условий содержания или предстоящим освобождением.
 В процессе психодиагностической деятельности психолога используются различные методы, среди которых:
 - изучение личного дела, материалов уголовного дела;
 - проведение психологического тестирования;
 - интервьюирование;
 - наблюдение за поведением в "жилой группе" и др.
 Тестовый инструментарий в целом схож с тем, который используют психологи России.
 Среди интеллектуальных тестов:
 - тест структуры интеллекта Амтхауэра;
 - тест невербального интеллекта "Матрицы Равена";
 - тест невербального интеллекта Кэттелла и др.
 Среди личностных опросников:
 - миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI);
 - шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла (16-PF);
 - личностный опросник Айзенка (EPI) и др.
 Среди специализированных тестов:
 - Хайнский тест (на прогноз опасности сексуального поведения);
 - MSI - на отрицание преступления и мотивации к изменениям;
 - SRID-2 - клинический опросник, построенный по терминам международной классификации болезней и др.
 Как видно, большинство тестов не являются специализированными. Они широко используются и в практике отечественных пенитенциарных психологов. Один из специализированных тестов дан в приложении № 7.
 Психодиагностическая работа с осужденным направлена на решение ряда задач:
 1. Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Первичная диагностика очень ответственная, кропотливая и длительная по времени (до шести недель) процедура. Она требует высокой квалификации психологов. Не случайно в Земле Северный Рейн-Вестфалия в полном объеме она проводится лишь с осужденными, которые являются гражданами Германии, и только в одной, специализирующейся на этом тюрьме в г. Хаген. Она рассчитана на 1 100 человек.
 Психолог проводит углубленную диагностику личности осужденного с целью определить характер расстройства и наметить план работы с осужденным в ходе отбывания им наказания. На этом этапе психолог осуществляет анализ жизненного пути осужденного, материалов личного дела, проводит необходимое психологическое тестирование, наблюдает за поведением осужденного, беседует с ним и с другими сотрудниками учреждения. Современный уровень компьютеризации учреждений исполнения наказаний позволяет психологам получить быстрый доступ ко всем интересующим их докумментам, используя возможности локальных сетей учреждения. В работе по обследованию осужденных психологам помогают специально подготовленные ассистенты (при проведении тестирования) и сотрудники общей службы исполнения наказаний.
 Психолог предоставляет свои выводы в письменном виде в форме развернутой характеристики на осужденного и предложений в план его ресоциализации. Обычно документ имеет следующую структуру:
 1) анкетные данные оссужденного;
 2) за что отбывает наказание;
 3) подробный анализ совершенного им преступления;
 4) анализ жизненного пути (биографические данные, данные об отношениях в семье, школе, получении образования, работе и т.п.);
 5) анализ психосексуального развития;
 6) отношение осужденного к преступлению;
 7) ход ресоциализации (прогресс) в учреждении;
 8) проведение и результаты индивидуальных консультаций;
 9) проведение и результаты групповых психокоррекционных мероприятий;
 10) алкогольный и наркотический анамнез;
 11) суицидальный анемнез;
 12) состояние социального окружения на момент обследования;
 13) психодиагностические выводы;
 14) цели психологической коррекции и ресоциализации в целом;
 15) план ресоциализации и психологической коррекции личности осужденного;
 16) прогноз успешности ресоциализации и предложения по изменению условий отбывания наказания.
 Рабочая комиссия (конференция), которой предстоит решать судьбу осужденного в ходе отбывания наказания, обычно состоит из юриста, психолога, социального работника, специалиста по профессиональному обучению, педагога. Эта группа принимает решение, в какой именно тюрьме (открытой, закрытой, где именно) будет находиться осужденный, какие мероприятия необходимо провести для его ресоциализации. На заседании конференции осужденному подробно объясняется решение рабочей группы. К этому времени он обычно уже готов его выслушать, так как каждый из участников группы (конференции) не раз беседовал с осужденным.
 Таким образом, осужденные поступают из тюрьмы-распределителя в другие учреждения, имея в личном деле подробную характеристику на себя и план работы с ними.
 Рекомендации для составления плана исполнения наказания
 Шифр Вид рекомендации Количество
 группы рекомен-
 даций
 данной
 группы
 за 1999 год
 100 Терапевтические и диагностические мероприятия 669
 110 Перевод в социально-терапевтическое учреждение 24
 120 Перевод в медицинское отделение или медицинскую группу 43
 121 Перевод в медицинское отделение для наркозависимых 5
 заключенных при учреждении исполнения наказания
 в Мюнстере (название учреждения)
 130 Психологические консультации, обслуживание и 138
 обследование
 140 Психотерапия 29
 150 Терапевтические мероприятия у хронических больных 57
 151 Группа по оказанию самостоятельной помощи алкоголикам 41
 152 Группа самостоятельной помощи зависимым от азартных игр 7
 153 Обслуживание наркозависимых 190
 160 Единичные и групповые мероприятия, направленные на 52
 решение отдельных проблем
 161 Терапия занятости 0
 162 Социальный тренинг 34
 163 Консультирование по семейным проблемам 20
 164 Индивидуальная психологическая помощь 14
 165 Социальная групповая работа 2
 170 Дополнительные диагностические обследования 10
 190 Прочие терапевтические мероприятия 3
 200 Мероприятия по социальной помощи 848
 210 Установление и поощрение контактов с близкими людьми 244
 внутри и за пределами учреждения
 220 Сотрудничество с экстренными консультационными пунктами, 90
 властями и прочими учреждениями
 230 Консультация по задолженностям и помощь при 288
 урегулировании задолженностей
 240 Поддержка при подготовке к освобождению 178
 250 Оказание специальной помощи больным и увечным 2
 осужденным
 260 Помощь в правовых вопросах 21
 290 Прочие мероприятия по социальной помощи 25
 300 Педагогические мероприятия 362
 310 Элементарные начальные курсы 39
 320 Индивидуальная педагогическая помощь 19
 330 Общеобразовательные курсы 192
 340 Курсы по получению законченного школьного образования 2
 341 Курсы по получению законченного школьного образования 63
 в педагогическом центре в Мюнстере
 342 Курсы по получению законченного школьного образования 1
 в учреждении исполнения наказания в Ремшейде
 343 Курсы по получению законченного школьного образования 6
 в учреждениях, не относящихся к системе УИС
 350 Учеба в вузах или аналогичных заведениях 1
 351 Заочное обучение в учебном центре учреждения исполнения 1
 наказания Гельдерн
 352 Учеба-экстернат 3
 360 Заочные курсы 4
 370 Курсы по изучению немецкого языка 16
 390 Прочие педагогические мероприятия 15
 400 Мероприятия по спасению души или духовные 7
 мероприятия
 500 Мероприятия по работе и профессиональному 972
 образованию
 510 Назначение на работу 260
 511 Назначение на работу по профессии 101
 512 Назначение на работу для исполнения принудительных работ 13
 513 Назначение на работу по свободному режиму 137
 514 Самостоятельные занятия 2
 515 Трудотерапия 11
 520 Курсы профессиональной подготовки и ориентирования 13
 530 Образование 55
 540 Усовершенствование 29
 550 Переучивание 235
 560 Мероприятия управления по труду 2
 561 Повторное совещание по труду 75
 562 Повторное совещание по профессии 6
 563 Совещание по реабилитации 11
 570 Мероприятия по поддержке 12
 571 Помощь при получении документа о занятости 1
 590 Прочие мероприятия по труду и профессиональному 9
 образованию
 600 Медицинские мероприятия 49
 610 Особая медицинская помощь 24
 620 Размещение в отделении для нуждающихся в уходе 8
 690 Прочие медицинские мероприятия 17
 700 Мероприятия по исполнению наказания 268
 710 Размещение в тюрьме 20
 711 Размещение в жилой группе 9
 712 Отделение сообщников 6
 713 Отделение пострадавших свидетелей 1
 714 Прочее размещение 4
 720 Занятия в свободное время 4
 730 Мероприятия по надзору и безопасности 11
 731 Надзор в случае возникновения опасности побега 2
 732 Надзор по устранению опасности в связи с повышенной агрессивностью 1
 733 Надзор в связи с принадлежностью к организованной
 преступной группе 3
 734 Надзор за субкультурной деятельностью 23
 735 Надзор в связи со склонностью к суициду и необычному поведению 11
 736 Надзор с целью профилактики потребления наркотиков, алкоголя,
 злоупотребления медикаментов 76
 737 Надзор с целью профилактики прочих зависимостей
 (азартные игры и др.) 1
 738 Предписание особых мероприятий 2
 740 Смягчение условий содержания и отпуск 21
 750 Перевод в тюрьму открытого типа 46
 760 Исполнение наказания в учреждении переходного типа 3
 790 Прочие мероприятия по исполнению наказания 24
 2. Психодиагностика на фазе ориентирования. Осуществляется непосредственно в учреждении исполнения наказания, куда распределен осужденный, и проводится психологом отделения. В ходе фазы ориентирования он производит сбор всех диагностических данных, которые требуются для оценки личности осужденного, с целью уточнения диагноза, поставленного в тюрьме-распределителе, и плана работы с ним. К этому относятся анализ предварительных данных (биографические данные), сбор материала о характере преступления (материалы уголовного дела) и оценка индивидуальных личностных особенностей (по материалам дела и результатам психологических тестов). На этом этапе психолог проводит беседы с осужденным, с другими сотрудниками тюрьмы (общей службы исполнения наказания, социальными работниками, спортивными работниками, педагогами и т.п.). Работа по психодиагностике осужденного длится два-три месяца. На конференции, которая проходит под руководством начальника тюрьмы или отделения, будут присутствовать все сотрудники, имеющие отношение к этому осужденному, но только психолог должен предоставить свой отчет в письменной форме, что значительно повышает его ответственность за принятие решения. Фактически он сводит воедино все мнения и предложения. В итоге участники конференции знакомят осужденного с его планом (планом ресоциализации, исправления, терапии). Ему объясняется, что дальнейший прогресс его исправления будет измеряться тем, как успешно он выполняет этот план, участвует в предписанных планом мероприятиях. От этого будут зависеть и вопросы смягчения режима, предоставления отпусков, условно-досрочного освобождения и т.п.
 3. Психодиагностика на этапе ресоциализации.
 В ходе отбывания наказания. Основной задачей психодиагностики является контроль и уточнение плана ресоциализации осужденного. Осуществляется в основном в виде наблюдения за поведением осужденного в жилой группе, на производстве, в школе и в других видах деятельности. Психолог ведет свои наблюдения в период бесед, психологических консультаций осужденного, при проведении с ним мероприятий "кризисной интервенции". По распоряжению начальника отделения при решении вопросов смягчения режима, предоставления льгот, переводе в другое учреждение исполнения наказания (например, для проведения с ним психотерапевтических мероприятий - обычно это определено в заключении конференции в тюрьме-распределителе) назначается время проведения конференции, для которой психолог очередной раз проводит углубленную диагностику личности осужденного. В среднем (обычно в закрытой тюрьме, где на одного психолога приходится от 100 до 300 осужденных) это происходит один раз в год или два года, в зависимости от срока исполнения осужденным наказания.
 В ходе терапевтических мероприятий. Осуществляется, как правило, в виде наблюдения за поведением осужденного в терапевтической группе, в жилой группе, на производстве, в школе и в других видах деятельности. На еженедельных, а при необходимости и более частых заседаниях сотрудников рабочей команды отделения происходит обмен информацией об изменении осужденных. Обмен информацией о наблюдении за поведением и содержанием бесед является обязательным условием для текущего контроля исходной диагностики и обсуждения хода психотерапии. Эти регулярные сопоставления исходной диагностики и прогресса в терапии являются основой для выработки и применения дальнейших психотерапевтических мероприятий. В ходе фазы лечения с целью контроля и изменения плана терапии для заключительного обсуждения и решения о предоставлении возможных льгот систематически проводятся конференции (самое малое каждые 6 месяцев), на которых подробно излагается случай (преступление), определяется состояние течения терапии.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу