<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Психодиагностика на этапе освобождения. Основной задачей психодиагностики является контроль за выполнением осужденным его личного плана ресоциализации и составление заключения о его потенциальной опасности для общества. К этому времени у психолога уже имеются в наличии несколько решений конференций, к которым он готовил материалы по осужденному. Диагностика на этом этапе осуществляется в основном в виде наблюдения за поведением осужденного, в виде сбора экспертных оценок (все сотрудники тюрьмы, находящиеся в контакте с осужденным), в виде личных бесед с осужденным. На основании письменного заключения психолога принимается решение об освобождении осужденного, в том числе и условно-досрочного освобождения.
 Окончательное решение принимается начальником тюрьмы с учетом мнения конференции. Оно может не совпадать с мнением психолога. В данном случае вся юридическая ответственность за решение ложится на начальника тюрьмы. Начальники в подавляющем большинстве случаев разделяют мнение психолога.
 Психологическая коррекция личности
 и поведения осужденного
 Одним из направлений деятельности психологов пенитенциарных учреждений Германии являются психотерапевтические мероприятия.
 Термин "психотерапия" в настоящее время не имеет однозначного понимания, ибо используется представителями различных отраслей знаний и практики (психологии, медицины, антропологии, философии). При всем многообразии подходов к данному понятию большинство специалистов сходятся во мнении, что психотерапия - "особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам (пациентам) оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера". (Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998. С. 446.)
 Уже в 80-е годы в отечественной научной литературе отмечалась необходимость различать клинически ориентированную психотерапию, направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики (неврозы, фобии, страхи и т.п.), и психологическую (коррекция и развитие личностных качеств психически здоровых людей). (Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 287). Психотерапией, ориентированной на клинику, занимается психотерапевт с базовым медицинским образованием. Второе направление психотерапии - область работы практического психолога. Однако в обыденном сознании термин "психотерапия" ассоциируется только с медицинской практикой, с лечением, а не с психологической помощью. В этой связи представляется целесообразным, чтобы психологи шире использовали термины "психологическая коррекция", "психологическая помощь", "психологическое консультирование", "групповая психокоррекция", "социально-психологический тренинг". Каждое из этих понятий имеет смысловые нюансы, но все они описывают деятельность, направленную на осознанное изменение личности и ее поведения.
 Все виды психотерапии, которые осуществляются в пенитенциарных учреждениях Германии, имеют психологическую направленность и осуществляются психологами. Врачи-психотерапевты привлекаются для работы с осужденными в сложных ситуациях, но в число штатных сотрудников учреждения не входят.
 В некоторых случаях психологическая коррекция предписывается законодательством земли Северный Рейн-Вестфалия. Это касается в первую очередь лиц, совершивших сексуальные преступления. Немецкое общество посчитало необходимым кроме отбывания срока организовать для этой категории преступников еще и мероприятия по психологической коррекции, которые проводятся психологами или психотерапевтами либо на базе небольших социально-тераппевтических отделений в тюрьмах, либо в отдельных учреждениях социальной терапии.
 В последнее время, в связи с необходимостью проведения подобной работы, сделан упор на создание именно социально-терапевтических отделений в тюрьмах. Это дешевле, чем строить новые тюрьмы или перепрофилировать старые.
 Основные цели и задачи
 Цели психотерапии формулируются на основе диагностического результата, который направлен через анализ "дефицитов" на общее описание и структурный анализ личности. Единый взгляд на личность является важным условием того, чтобы все сотрудники, участвующие в терапии, имели представление о психологических особенностях, мотивах, конфликтах и проблемах. С уверенностью можно говорить о том, что целостное восприятие личности является предпосылкой к тому, что сотрудники будут адекватно реагировать на проблемы и поведение осужденных, а также будет установлено постоянное внимание и соответствующее отношение к осужденному, что сохранит благоприятный климат в социально-терапевтическом учреждении в целом.
 Цели психологической коррекции определяются в соответствии с результатами психологической диагностики в индивидуальном порядке для каждого конкретного случая. По результатам диагностики, как правило, фиксируется большое число отклонений в социальном поведении и переживаниях осужденных. Соответственно и цели терапии должны быть комплексными и многослойными. Они могут одновременно включать различные направления терапии, требующие использования разнообразных форм и методов воздействия.
 В ходе терапевтических мероприятий решаются следующие задачи:
 - содействие осужденному в психологическом анализе его проблемы;
 - проработка иррациональных и антисоциальных установок;
 - проведение сексуально-педагогических мероприятий;
 - развитие коммуникативных способностей;
 - увеличение социальной компетентности и созданине предпосылок для самоутверждения;
 - развитие способности к установлению адекватных отношений с окружающими;
 - тренировка самоконтроля в отношении проблемных сексуальных реакций в поведении;
 - развитие обязательности и чувства ответственности;
 - тренировка самоконтроля в отношении агрессивного поведения;
 - развитие сочувствия к потерпевшему (жертве);
 - обучение методам саморегуляции (поведение в стрессе);
 - повышние самосознания и самооценки;
 - побуждение к адекватному поведению в свободное время;
 - терапия страхов и фиксирования на определенных ролях в поведении;
 - развитие понимания и учета интересов других людей;
 - поощрение и закрепление навыков успешного поведения;
 - расширение стратегий решения проблем;
 - разработка реальных жизненных планов;
 - анализ мотивов и причин совершения преступления;
 - улучшение ролевой подвижности.
 Решение о прекращении психотерапии и возврате осужденного в подходящую для него тюрьму или другое отделение тюрьмы принимается по предложению рабочей группы отделения на общей конференции.
 Причинами для этого могут быть:
 - осужденный сам прекращает посещение занятий по психотерапии;
 - осужденный грубо нарушил правила отбывания наказания (например, по причинам безопасности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и т.п.);
 - если нарушается договор по процессу терапии.
 Еженедельно проходят совещания сотрудников рабочей команды отделения, в которую входят психолог, руководитель жилой группы, сотрудник отделения общей службы исполнения наказаний, а также, при необходимости, сотрудники мастерских, спортивные работники, учителя. На них обсуждаются ход, цели и содержание терапии, производится диагностика, детально рассматривается преступление, планируется контроль и ход лечения, подготовка к предоставлению льгот.
 Еженедельно проходят заседания психокоррекционной комиссии, в которую включены все психологи, осуществляющие психотерапию.
 Каждое мероприятие по психотерапии в обязательном порядке документируется. Основными документами являются индикаторный лист и документальный лист для преступников, совершивших сексуальные преступления, протокол приемной комиссии, план лечения, протокол обсуждения преступления, мероприятия по психокоррекции и ее результаты, психологическая позиция по применению льгот и мероприятия по подготовке к освобождению.
 Ежемесячно проводятся собрания психологов, на которых осуществляется групповая супервизия. Регулярно организуются баллинтовские группы. На групповых занятиях обычно присутствуют несколько ведущих, что позволяет говорить о взаимной супервизии. Для психотерапевтов проводится индивидуальная супервизия. Это повышает уровень профессиональной компетентности психолога и предотвращает его эмоциональное выгорание.
 Психотерапевтическая работа психолога в жилой группе
 Каждое отделение осужденных делится на жилые группы, которые разделяются и пространственно: имеют свои помещения для занятий, кухни, помещения для досуга. Камеры в основном на одного-двух человек. В составе жилой группы от 8 до 12 человек. Двери камер имеют дополнительный замок для того, чтобы осужденные могли закрывать дверь, когда они хотят побыть в одиночестве. Один психолог приходится на 1 - 2 жилые группы.
 Жилая группа является для осужденного пространством, в котором организуется его жизнь, проводится часть терапии. С этой точки зрения жилая группа - это творческий, опытный полигон обыкновенных человеческих отношений, где осуществляется основная часть коммуникаций, возникают и проживаются конфликты.
 Психологи используют жилую группу как особую надежную и защищенную область для рефлексии, интерпретации и проработки поведенческих актов осужденных в групповых и индивидуальных беседах.
 Темами групповых и индивидуальных занятий в жилой группе являются ценности и чувства осужденных, которые они сознательно и неосознанно проявляют или инсценируют в повседневных контактах друг с другом.
 Среди характерных тем групповой психотерапевтической работы в жилой группе выделяются:
 - недоверие и подозрительность в отношениях;
 - сильная неловкость и неуверенность в отношениях;
 - проявление демонстративного поведения (потребность в восхищении);
 - боязнь неприятностей и наказаний;
 - отсутствие толерантности к фрустрации;
 - ограниченная способность к рефлексии;
 - дистанцированность в социальных отношениях;
 - неуважение прав других;
 - отсутствие самоконтроля.
 Психотерапевтические группы проводятся в среднем 1 раз в 2 недели, а при необходимости - чаще. Эти группы осуществляют также функцию контроля за активным ходом терапии.
 Главные цели работы психотерапевтических групп:
 - дать дополнительный импульс для процесса ресоциализации;
 - регулярно интерпретировать поведение осужденных;
 - выявлять и разбирать конфликты и нарушения правил;
 - формировать и учитывать общественное мнение по предоставлению льгот и т.п.
 На этапе становления жилых групп все вновь поступившие осужденные должны принимать участие в "ориентировочной группе". Участие в ней служит преимущественно диагностическим целям, но решаются и терапевтические задачи.
 Цели "ориентировочных групп": знакомство с составом группы, групповыми правилами и правилами беседы, повышение чувствительности к самовосприятию и восприятию других, познание взаимовлияния в социальном восприятии, прояснение точек зрения и собственных целей, повышение настойчивости, развитие умений разрешать межличностные конфликты, выяснение и усиление мотивации к исправлению.
 Методика проведения "ориентировочных групп": направленные на проблемы клиента и ориентированные на группу дискуссии, вариативно структурированное ведение бесед, упражнения по составлению диалога и осуществлению интеракций.
 Занятия "ориентировочных групп" проходят еженедельно по два часа. Всего планируется около 12 заседаний на три месяца. Руководство группой обязательно осуществляет психолог совместно с сотрудником, отвечающим за жилую группу.
 Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия
 В отличие от психотерапии в жилых группах, ориентированной на социально-психологические проблемы взаимоотношений непосредственно в тюрьме, с осужденными проводится и специализированная психотерапия, ориентированная на их личностные проблемы и коррекцию глубинных истоков криминального поведения правонарушителей.
 Данное направление психотерапии осуществляют специально подготовленные психологи.
 Психологи отделения специализированную психотерапию с осужденными своего отделения не проводят. Они берут на себя исключительно диагностические, консультационные функции, психотерапию в жилой группе и задачи по делопроизводству. Психотерапию и диагностику конкретного осужденного всегда проводят разные психологи. Это чрезвычайно важное и принципиальное положение, которое соблюдается в тюрьмах Германии.
 Индивидуальные психотерапевтические сессии проводятся, как правило, раз в неделю и длятся около часа (50 мин.). Групповая психотерапия осуществляется также раз в неделю в течение двух часов (120 мин.).
 В социально-терапевтических тюрьмах (отделениях) психотерапия с осужденными занимает центральное место.
 Основная задача психотерапии - способствовать процессу ресоциализации осужденных для того, чтобы улучшить официальный прогноз.
 Главным объектом воздействия становится криминальное поведение, которое является следствием психических отклонений. Речь идет о глубоко скрытых, уходящих в историю жизни (детство, юность) травмах и личностных отклонениях. Они проявляются как длительные отклоняющиеся образцы мышления, чувств, переживаний, организации поведения и контроля импульсов.
 Общими задачами психотерапевтической работы с осужденными являются:
 - развитие стабильного терапевтического альянса с осужденным;
 - развитие у них самопонимания;
 - познание и изменение неправильного стиля восприятия, конфликтного и других "вредных" образцов взаимодействия;
 - выяснение основных мотивов, страхов и их предотвращение;
 - раскрытие альтернативного способа поведения для регулирования импульсов, преодоления конфликтов и решения проблем.
 Психокоррекционный процесс при всем многообразии терапевтических методик осуществляется всегда в коммуникативной интеракции терапевта и клиента. Доверительные отношения между терапевтом и клиентом представляют собой основное условие содержательной работы. Оно является также необходимым условием для успешной терапии.
 Из-за личностно-специфических характеристик большинства осужденных (высокая степень недоверия, боязнь близости, исключительно эгоцентричное поведение, хронические проблемы в социальной области) особенно тяжело построить с ними терапевтические отношения. Образование и поддержание терапевтического альянса происходят поэтому не только в короткий период начальной фазы терапии, а постоянно находятся в зоне контроля психолога в течение всего процесса терапии в качестве главной цели. Особенно это актуально по отношению к осужденным, имеющими нарушения во взаимоотношениях.
 Как правило, каждый осужденный получает возможность пройти психотерапию у одного из штатных психологов. Если потребности превышают возможности учреждения, то для работы с преступниками, совершившими сексуальные преступления, привлекаются психотерапевты внешних учреждений.
 Перед началом психотерапии проводится выявление проблематики осужденного. После чего определяется, какая форма психотерапии будет использована лично для него (или комбинированная терапия, включающая и групповую и индивидуальную).
 В психотерапевтической практике используются следующие методологические подходы:
 - гуманистические;
 - глубинно-психологические (психоанализ);
 - когнитивно-поведенческие.
 Во многом выбор зависит от самого психолога, его профессиональной подготовки.
 Различные виды терапии (индивидуальная, групповая) не противостоят друг другу. Они применяются в комплексе, чтобы использовать сильные стороны и того, и другого вида.
 Почти у всех осужденных в ходе социальной терапии диагностируются личностные отклонения. У многих осужденных выявляются в процессе диагностики особые нарушения в контроле импульсивного поведения, которые сыграли решающую роль в совершении преступлений агрессивного или сексуального характера. Поэтому в психотерапии необходимо особое внимание обращать на интенсивную проработку преступлений и развитие у осужденных способностей к регулированию импульсивности и самоконтролю.
 Проработка преступлений включает в себя пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, а также реконструкцию поведения и переживаний. Цели данной работы направлены на то, чтобы осужденный:
 - сам взглянул на собственное поведение как на отклоняющееся от нормы;
 - принял на себя ответственность за совершенное, т.е. признал вину;
 - понял связь между преступлением и его фантазиями и импульсивностью;
 - научился контролировать себя в ситуациях повышенного риска;
 - развивал чувство эмпатии по отношению к ситуации, чувствам жертвы и последствиям для жертвы;
 - инициировал поиск альтернатив (сексуальным) фантазиям и их адекватной реализации;
 - мог выработать стратегии превенции рецидива.
 Групповая психотерапия является наиболее подходящей для лечения отклонений, особенности, причины и условия протекания которых указывают на комплексные отклонения в межчеловеческих отношениях. Обычно психотерапия проводится в течение 20 месяцев.
 Разновидностью психотерапевтической работы психолога является так называемая "кризисная интервенция".
 Речь идет об оперативном вмешательстве в ситуацию, когда осужденный переживает различные кризисы, в том числе связанные и с суицидальными мыслями и поведением. Ежедневно психолог получает своеобразный заказ на свою работу. В своем почтовом ящике он находит просьбы начальника отряда, социальных работников, других сотрудников тюрьмы обратить внимание то на одного, то на другого осужденного, провести определенную работу с ним. Многочисленны и просьбы самих осужденных о встрече с психологом, о проведении психологических кольсунтаций, о получении помощи.
 Психологическое обеспечение работы с персоналом
 Учитывая, что в Германии психологическая помощь является вполне доступной для всего населения, персонал исправительных учреждений испытывает в ней гораздо меньше потребностей, чем в России. Однако даже в большинстве тюрем земли Северный Рейн-Вестфалия организовано психологическое обеспечение и работы с персоналом. Оно предполагает:
 - отбор сотрудников на службу;
 - организационное консультирование;
 - обучение и повышение квалификации сотрудников;
 - супервизию деятельности сотрудников.
 Отбор персонала на службу осуществляется группой сотрудников, в которую входит в обязательном порядке психолог. Мероприятия по непосредственному отбору длятся в течение двух дней.
 Первым этапом отбора является собеседование с претендентом по выявлению когнитивных искажений, связанных с функционированием пенитенциарной системы Германии. Представления кандидатов, складывающиеся в основном при помощи средств массовой информации, могут сильно отличаться друг от друга: для одних тюрьма - это санаторий для осужденных, для других - стена, к которой приковывают узников. В процессе собеседования обговариваются и различные концепции исполнения наказания: покарать за преступления, спрятать от общества, заставить работать на общество, перевоспитать и т.п. В ходе беседы вводится идея ресоциализации и наблюдается реакция кандидатов.
 Второй этап отбора представляет собой тестовые испытания. Кандидатам на работу предлагают пройти следующие испытания:
 - диктант или сочинение с целью проверки общего уровня грамотности;
 - интеллектуальный тест (в качестве интеллектуального теста очень широко в пенитенциарной системе Германии используется тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра);
 - кандидатам предлагают написать сообщение или доклад по теме, связанной с проблемами ресоциализации;
 - исследование индивидуальных психологических особенностей личности. Широко используется шестнадцатифакторный опросник Кеттела.
 Психолог обрабатывает тесты, и по их результатам уже могут отказать кандидатам.
 Третьим этапом отбора (второй день) является ознакомительная экскурсия по учреждению. Кандидатам дается задание - быть готовыми к дискуссии по проблемам тюрьмы после экскурсии. После двух-трех часов подробной экскурсии проводится групповая дискуссия, в ходе которой психолог наблюдает за поведением кандидатов:
 - кто говорит мало или вообще не хочет говорить (негативный вариант);
 - кто очень оптимистичен (негативный вариант);
 - критичен, но высказывает мнение о желании работать (позитивный вариант);
 - может ли выражать себя, формулировать свои мысли;
 - задает ли вопросы, проявляет ли интерес;
 - слушает ли мнение других;
 - другие коммуникативные навыки.
 В итоге решение принимается коллегиально, мнение психолога учитывается в первую очередь.
 Под организационным консультированием понимается деятельность по формированию команды, консультированию руководства при принятии решений, оптимальному использованию рабочего времени и др. Фактически речь идет о помощи в организации работы других служб. В последнее время основными темами организационного консультирования становятся:
 - перспективы развития учреждения, составление перспективных планов, концепций, в первую очередь связанных с созданием социально-терапевтических отделений;
 - введение новой управленческой модели, ориентированной на децентрализацию, оптимальное формирование бюджета, привлечение персонала к принятию решений, ротацию кадров, изменение системы аттестации.
 Обучение и повышение квалификации сотрудников осуществляется как непосредственно в учреждении, так и на базе Академии Министерства юстиции. В первую очередь в поле зрения психологов попадают новички, которых знакомят с учреждением, его правилами, функциями и т.п. Их информируют об основных психологических особенностях осужденных, условиях отбывания наказания, методах кооперации с другими сотрудниками и т.п.
 К сфере повышения квалификации внутри учреждения относится и консультирование коллег и сотрудников. Темами подобных консультаций чаще всего становятся формы и методы работы с различными категориями осужденных (агрессивными, умственно отсталыми и т.п.).
 В сфере внешнего обучения (на базе Академии Министерства юстиции) психологи привлекаются к проведению семинаров и практических занятий со всеми категориями сотрудников по темам: "Отбор персонала", "Поведение персонала с посетителями (как найти контакт с публикой)", "Коммуникативные умения", "Преодоление стрессовых ситуаций", "Формы и методы саморегуляции", "Развитие коллектива и групповая динамика".
 Супервизия деятельности сотрудников предполагает наблудение за работой сотрудников других служб и коллег-психологов для оказания методической и иной помощи по повышению профессионального мастерства. Обычно проводится либо с начинающими службу сотрудниками, либо с теми, с кем возникают проблемы. Супервизия является обычной практикой в период прохождения сотрудниками аттестации.
 ЗаклюЧение
 На основании вышеизложенного социально-психологическую работу с осужденными можно представить как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания лишением свободы, и института условного осуждения и условно-досрочного освобождения, главной целью которых является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество.
 В настоящее время в некоторых областях России проводится эксперимент по внедрению в практику исполнения наказаний института социальной работы, активно развивается психологическая служба в территориальных органах и учреждениях УИС. На 1 января 2001 г. в уголовно-исполнительной системе России введено 1 607 единиц психологов. Только за последний год численность психологической службы выросла на 28%. Наблюдается процесс стабилизации профессионального ядра кадров. Если в предыдущие годы преобладали сотрудники с опытом менее 1 года, то в настоящее время со стажем 1-3 года - 30%, более 3 лет - 42%.
 Уже более 10 лет функционирует психологический факультет в Рязанской академии права и управления Минюста России. Состоялось два первых выпуска социальных работников в этом же образовательном учреждении. Создан психологический факультет на базе Вологодского института права и экономики. Психологи осуществляют психодиагностическую и психокоррекционную работу как с личным составом, так и с осужденными. Однако состояние социальной и психологической службы УИС еще не отвечает потребностям практики, уступает многим цивилизованным государствам. Необходимо разработать концепцию дальнейшего развития социально-психологической службы и в первую очередь обеспечить законодательную, научно-методическую, материально-техническую базы. Следует повысить статус социального работника и психолога УИС.
 И наконец, потребуется создание системы негосударственной благотворительной помощи осужденным. И церковь, и шефские, и благотворительные организации есть. Но их деятельность не согласована, ее следует направить на действенную помощь осужденным по их ресоциализации.
 Описание материалов,
 представленных в приложениЯх
 Приложение № 1 представляет собой "Соглашение (контракт) о терапии", которое заключается с каждым осужденным, проходящим психотерапевтические мероприятия. Интересна структура и содержание документа, а также сам факт его существования, который отражает гуманистический характер деятельности пенитенциарных учреждений ФРГ и добровольность участия осужденных в подобных мероприятиях.
 В приложениях № 2 - 4 предлагаются три варианта планов работы с осужденными (планы терапии, ресоциализации), составленные психологами социально-терапевтической тюрьмы. Однотипный характер преступлений, совершенных осужденными, связан в первую очередь с распространенностью данного вида преступлений и специализацией конкретного социально-терапевтического учреждения на работе с сексуальными преступниками.
 Материалы подготовлены тремя разными психологами. Вместе с тем отчетливо проявляется общий подход, предполагающий изучение личности осужденного, его биографии, социального окружения, условий и обстоятельств совершения преступления и т.п. В планах работы определяются задачи и цели терапии, анализируется прогресс в ресоциализации осужденного, даются конкретные рекомендации сотрудникам учреждения по работе с ним и осужденным по работе над собой.
 Этот план подробно обсуждается с осужденным: все дальнейшие изменения в его судьбе в ходе отбывания наказания будут теснейшим образом связаны с тем, насколько успешно он будет реализовывать данный план. Подобная открытость перед осужденным предполагает и глубокое уважение к его личности, и дополнительную стимуляцию к изменениям.
 В приложениях № 5, 6 представлены образцы документации психологов, осуществляющих психотерапевтические мероприятия, а именно: "Экспертная анкета по определению наличия у осужденного симптомов, предполагающих проведение социальной терапии, психотерапии" и "Экспертиза хода психотерапии".
 В приложении № 7 приводится текст опросника по выявлению у осужденных нарушений личности. Опросник представлен в пособии как образец тестового материала для лучшего понимания особенностей работы психологов пенитенциарных учреждений Германии. Использование теста в России потребует значительной работы по его адаптации и нормированию.
 В приложении № 8 дается примерная программа когнитивно-поведенческого тренинга с осужденными за сексуальные преступления, являющаяся одной из рабочих программ групповой психотерапии. Осужденные за сексуальные преступления в обязательном порядке должны пройти психотерапевтическое лечение. Поскольку программа составлена в соответствии с теорией когнитивно поведенческой терапии, мы предваряем ее основными положениями этой концепции. Представляется, что предложенная программа носит примерный характер и на ее основе могут быть разработаны другие программы работы с различными категориями преступников.
 В приложение № 9 включен Международный кодекс этики социального работника (социального педагога), действующий на территории ФРГ.
 В приложении № 10 приводятся "Учебный и тематический планы занятий по дисциплине "Обществознание", которые дают слушателям знания о роли социальной работы в борьбе с преступностью и путях достижения главной цели исполнения наказаний, а также знакомят с функциональными обязанностями сотрудника.
 ПриложениЯ
 Приложение № 1
 Соглашение о терапии
 Настоящее соглашение заключено между господином ____
 _______________, (дата рождения)_______________________
 и социально-терапевтическим учреждением (название учреждения или отделения) в лице руководителя социально-терапевтического учреждения (название учреждения или отделения) и рабочей реабилитационной группой в составе ________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 Господин _______________________заявляет:
 1. Я добровольно принял решение о лечении в социально-терапевтическом учреждении (название учреждения или отделения).
 2. Я хочу сам активно с помощью терапевтических методов социально-терапевтического учреждения что-то сделать, чтобы быть способным решать свои проблемы лучше, чем раньше. Этим я хочу достичь того, чтобы в дальнейшем не встать на путь преступления и быть более довольным организацией моей жизни.
 3. Поэтому я буду интенсивно сотрудничать с моей реабилитационной рабочей группой как при разработке и реализации плана терапии, так и в выяснении моих проблем.
 4. Я приму предложения по терапии, которые могут помочь мне самому и моему личностному развитию.
 5. Я беру на себя ответственность за взаимоотношения между осужденными и сотрудниками. К этому относится то, что в отношении других я буду предупредительным и буду с ними открыто общаться. Я буду брать на себя общественные обязанности и участвовать в решении совместных проблем в рамках своих возможностей. Я попытаюсь своим поведением не мешать другим осужденным в их терапии и готовности к изменению.
 6. К тому, что я конфиденциально узнаю от других осужденных, буду относиться с чувством ответственности. Я принимаю, что в ином случае я должен рассчитывать на расторжение соглашения о терапии со стороны социально-терапевтического учреждения.
 7. Я принимаю, что должен покинуть учреждение, если я применю физическую силу в отношении осужденных или сотрудников.
 8. Я не буду в учреждении употреблять алкоголь и никаких других наркотиков, не буду способствовать их проникновению в учреждение.
 9. Я могу это соглашение расторгнуть письменно, если я приду к заключению, что должен быть переведен в прежнее учреждение. После письменного расторжения я буду иметь время на обдумывание, в ходе которого я в любой момент смогу отозвать расторжение.
 Руководитель социально-терапевтического учреждения (название учреждения или отделения) и представитель рабочей группы заявляют об их особой ответственности за лечение:
 1. Учреждение согласилось с заявлением осужденного о приеме. Оно обязывается предложить ему особые терапевтические средства и социальную помощь в необходимом объеме.
 2. Учреждение обязывается (насколько возможно):
 - изучить личность осужденного, биографию и личностные проблемы;
 - на этой основе с момента принятия и до окончания действия этого договора поддерживать его усилия в работе над собой;
 - разрабатывать с ним планы лечения и помогать в их осуществлении.
 3. Результаты и содержание психотерапевтических индивидуальных и групповых сессий будут сохраняться в тайне.
 4. Учреждение может расторгнуть это соглашение о лечении, если после тщательной ответственной проверки и консультаций станет известно, что:
 - особые терапевтические средства учреждения не пригодны к тому, чтобы обеспечить успешное исправление осужденного;
 - осужденный не мотивирован на изменение и личностный рост, т.е. не использует терапевтические предложения;
 - осужденный своим поведением угрожает сотрудницам и сотрудникам, осужденным или самому себе.
 5. Причиной отказа от лечения могут быть иные юридические причины, предусмотренные законодательством.
 (Далее по тексту следуют подписи сторон.)
 Приложение № 2
 План работы с осужденным
 С., дата рождения
 Состояние исполнения наказания
 Господин С. отбывает наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет за совершение сексуального насилия над ребенком. Господин С. находится в заключении с 05.03.1997 г. Он впервые в исправительном учреждении. Переведен в социально-терапевтическое учреждение Гельзенкирхен 29.01.1999 г., до этого отбывал наказание в ИУ Ремшейд. Начало срока непрерывного исполнения наказания 15.03.1997 г. Две трети срока - 03.07.2000 г., срок исполнения наказания истекает 04.03.2002 г.
 Преступление
 В основе приговора лежат следующие обстоятельства: сексуальное насилие над опекаемым ребенком.
 С середины 1995 года насиловал свою приемную дочь. Во время совершения преступления жертве было 11-13 лет. Господин С. злоупотреблял доверительным отношением близкого человека. Имел место ряд случаев сексуальных злоупотреблений, что постепенно привело к половым отношениям.
 Господин С. в настоящее время отрицает половую связь со своей приемной дочерью и признает "только" три случая касания ее бедер.
 Биографические данные
 Господин С. родился в 1961 году в Айслебеле. Он рос вместе со своими сводными сестрами (+7, +4). До третьего года жизни его мать находилась дома, чтобы заботиться о сыне, по вечерам отец "таскал его в коляске по пивным" (согласно показаниям матери). В последующие годы матери приходилось много работать (экспедитор, портниха) и решать многие семейные вопросы.
 Его отец, работавший в медеплавильне, страдал алкоголизмом и жестоко обращался в женой и дочерьми (С. он не трогал). Это было причиной скандалов, и в 1996 году мать разошлась с отцом. Отец жил на той же улице и часто искал встреч с семьей.
 До школы С. посещал группу продленного дня (в детском саду). Обе сестры регулярно его забирали домой, так как мать была на работе. Отношения с сестрами С. оценивает как вполне нормальные, особенно со средней сестрой, старавшейся заменить ему мать.
 В 1967 году С. пошел в школу. Незадолго до этого семья переехала в Галле. В детстве у С. было много друзей, правда тесной дружбы не было, так как мать этого не позволяла: друзья были "не совсем хороши" для него. Поэтому и в юности он много времени проводил обычно дома у телевизора. Только когда мать работала в ночную смену и ничего заметить не могла, он ходил на дискотеку или встречался с друзьями.
 В возрасте 13 лет, а возможно, и раньше, С. стал заниматься домашней работой (готовка, уборка, стирка) для того, чтобы облегчить участь матери и доставить ей радость.
 Но то, что он сначала делал добровольно, постепенно стало делаться под принуждением. Бо2льшую часть своего свободного времени (он приходил из школы в 16.00) С. занимался ведением домашнего хозяйства.
 С. до третьего класса посещал начальную школу, затем из-за плохих результатов по чтению и письму был переведен в спецшколу, которую закончил на 8-й ступени обучения.
 С. получил специальность электромонтера, поступил на работу в одну из фирм и трудился там до 1989 года.
 Со своей будущей женой он познакомился на этой же фирме, только она работала в химотделе. Это произошло в 1982 году. Женился С. в 1985 году. Незадолго до женитьбы С. жил у матери, которая о его связи ничего не знала. У его жены уже была трехлетняя дочь (Аймин). Через год после свадьбы родилась совместная дочь Надин.
 Некоторое время спустя, после открытия границ, С. переехал в Буршайд. Там жили родители его жены с 1979 года. С. работал на фирме электриком, пока не потерял это место, так как фирма проиграла конкурс. До ареста он получал пособие по безработице.
 Его жена работала по вечерам уборщицей в бассейне. С. каждый вечер навещал ее вместе с детьми.
 С 1991 года она стала работать продавщицей и впоследствии заняла должность руководителя филиала, не без помощи мужа, потому что С. часто после своей работы помогал ей (это противоречит записи в протоколе, стр. 8: "С октября 1981 года она работала в фирме Шлеккер продавщицей на полставки...").
 Так как его жена мало времени уделяла ведению домашнего хозяйства, С. взял домашние хлопоты и воспитание детей на себя. В воспитании детей С. был то ласков, то непомерно строг. Например, он доставал из шкафа все платья и требовал, чтобы дети аккуратно их повесили обратно.
 В июле 1995 года его приемная дочь заявила об изнасиловании и была помещена в приют.
 (Далее по тексту дается детальный анализ психосексуального развития.)
 Насилие С. отрицает. Сексуальный анализ не дает указаний на педофилию, а рассматривает насилие как регрессивное поведение в конфликтной ситуации.
 В здешнем учреждении произошло два сексуальных контакта. С. не желал этих контактов, чувствовал себя ошеломленным и использованным, но был не в состоянии оказать сопротивление. Другой сокамерник, которому С. рассказал об этом, посоветовал ему сообщить администрации о случившемся. С помощью бесед со всеми участниками все возможные последующие сексуальные контакты были пресечены.
 Ход ресоциализации (прогресс) в учреждении
 С. написал отзыв о плане лечения и обратился за советом к сокамерникам. При рассмотрении его преступления в настоящее время он принял еще одну версию случившегося: до насилия дело бы не дошло, если бы его сексуальные отношения с женой "протекали нормально". Секс, любовь, желание быть любимым играют большую роль в его жизни.
 Целью социальной терапии он считает устранение своего страха, более достойное проявление себя.
 Товарищи по работе характеризуют его как спокойного, незаметного, в социальном отношении внушающего доверие, корректного человека. Он избегает разногласий, не обсуждает проблемы с сотрудниками.
 Сокамерники охарактеризовали его как человека, готового всегда прийти на помощь, симпатичного, человека с юмором, но мало себя проявляющего. В общество сокамерников он вошел достаточно хорошо.
 Персональная психотерапия
 С 16.08.1999 г. С. еженедельно посещает психотерапевта фрау Зоннабенд. На сегодняшний день состоялось 13 сессий.
 Групповая психотерапия
 С конца августа 1999 года дополнительно к персональной психотерапии С. посещал занятия деликт-группы (группа осужденных, совершивших одинаковые преступления). Здесь более заметно сопротивление. Уже много раз он хотел отказаться от посещения занятий в группе. Причины, по его мнению, в том, что к нему предъявляют слишком высокие требования и он чувствует страх перед откровением в большой группе (в беседах один на один у него не возникало таких трудностей).
 Внешние контакты
 Внешние контакты С. имеет с одной из своих сестер и ее мужем, которые живут в Зигбурге и регулярно его посещают.
 Психодиагностические выводы
 Для психодиагностики применялся невербальный интеллектуальный тест (по причине плохого чтения и письма), результаты которого выявили средний интеллектуальный уровень С.
 В отношении преступления: Насилие над ребенком расценивается как отклонение в поведении и следствие ощущения своей ненужности, никчемности. Оснований для вывода о сексуальных отклонениях нет. С. почувствовал в насилии над ребенком собственную значимость, удовлетворение своих потребностей, которые в силу неуверенности в себе иным путем он удовлетворить не мог или был не в состоянии. Особого потенциала насилия здесь нет.
 В отношении суицида: Как реакция на обвинение и помещение в приют дочери в середине 1995 года, имели место попытки суицида (передозировка успокоительных средств и попытка вскрытия вен). 08.04.1997 г., находясь в заключении, С. пытался также вскрыть себе вены. С. осознал свою беспомощность перед возможностью быть отвергнутым женой. С. надеется на дружбу. Большой угрозы суицида нет, хотя скрытая опасность членовредительства существует.
 В отношении алкоголизма: С. употреблял алкогольные напитки в значительном количестве на своем последнем рабочем месте только "за компанию". В последние годы, будучи безработным, он выпивал в семье. Нельзя говорить о злоупотреблении алкоголем.
 Диагноз
 Основания:
 - изучение личного дела, уголовного дела;
 - изучение документов по прохождению психотерапии;
 - беседы с членами жилой группы;
 - обследование (изучение) осужденного;
 - наблюдение за поведением в течение 3 месяцев.
 По существу:
 С. очень рано испытал значительное искажение, обусловленное ситуацией в семье, важных жизненных потребностей.
 Ежедневные издевательства его отца над сестрами привели к тому, что С. стал вести себя осторожнее и в угрожающей ситуации избегал общения с людьми. С. выбрал избегание как стратегию преодоления конфликта, так как альтернативных стратегий в его распоряжении не было. Какой-либо позитивной роли в становлении С. отец не играл, к отцу и тогда, и сегодня С. "относился равнодушно". При невозможности идентифицировать себя с отцом или другим мужчиной возросла привязанность к матери.
 Мать, взвалившая на себя заботу о детях, работу и семейные проблемы, развила с помощью своей доминирующей роли и стремления к контролю зависимость и заниженную самооценку в детях. С. (и его старшие сестры) проявлением покорности, хорошим ведением домашнего хозяйства пытались заслужить хотя бы ее признание, не говоря уже о любви.
 Из-за готовности приспосабливаться к потребностям матери С. не смог развить чувство собственного достоинства. Желания матери чувствовались им и соответственно выполнялись. С. почти не научился следовать своим чувствам и потребностям.
 На основании этих отношений "мать-ребенок" развился автономный конфликт зависимости, который до сих пор не решен и представляет собой основной психический конфликт. Он влияет на его поведение, его чувства и особенно на его отношения с другими людьми. При этом на отношения с другими людьми переносится структура отношений в его бывшей семье.
 Это повторилось и в его браке. С. уже в начале совместной жизни взял всю работу по дому на себя. Он избегал разногласий, обманывая себя: например, он считал, что жена мало времени уделяет дому и семье, однако не говорил ей об этом. Он навещал ежедневно родителей жены, которых терпеть не мог, так как не хотел расстраивать супругу. Ожидаемого признания его заслуг, по словам С., не произошло, и его работа по дому воспринималась как само собой разумеющееся.
 Существенный недостаток находится в социальной компетентности. Поведение С. ограничивается возникшим дефицитом контакта, повлекшим за собой социальную неуверенность и заниженную самооценку. Недоверительная социальная близость и ожидания переживались как угроза и сопровождались страхами. С. искал опоры, поддержки и в то же время был отягощен едва возникшими трудностями в отношениях с другими людьми.
 Факторы, послужившие причиной совершения преступления (рабочие гипотезы):
 Сексуальное развитие:
 - характеризуется табу и страхами;
 - первый сексуальный контакт в 24 года;
 - жена - первый и единственный сексуальный партнер;
 - большое значение супружеской сексуальности (секс= любовь);
 - снижение сексуальных отношений по причине отказа жены привело к расстройству.
 Как возможную функцию преступного поведения необходимо подробнее рассмотреть следующие аспекты:
 - подтверждение мужественности;
 - заполнение (устранение) пустоты;
 - переживание близости;
 - агрессия против супруги;
 - повышение самооценки;
 - внутренние конфликты, страхи и напряжение.
 Выводы:
 У С. на основе расстроенных личных отношений развилась личностная проблематика с ранее сформировавшимся стереотипом поведения. Таким образом, поставлен диагноз: нарушение личности на основе зависимости.
 Для С. характерно:
 - при принятии важных решений он апеллирует к помощи других;
 - он подчиняет собственные потребности желаниям других личностей, от которых он зависит;
 - он чувствует себя неуверенно, когда один;
 - он боится быть покинутым (отвергнутым);
 - он ограниченно проявляет себя (например, в высказываниях).
 Ресурсы С.:
 - в профессиональной деятельности он ответствен и работоспособен;
 - он предъявляет высокие требования к соблюдению чистоты и порядка.
 Цели психотерапии:
 1. Устранение чувства личной зависимости от окружающих посредством развития способностей устанавливать контакт и повышения социальной компетентности.
 2. Критическое рассмотрение собственной сексуальности.
 3. Проработка сексуального преступления: устранение тенденций оценки преступных деяний как незначительных, снижение ущерба, принесенного жертве, приписывание вины жертве и ситуации.
 4. Развитие реалистических жизненных перспектив.
 План психотерапии:
 При реализации 1-й цели терапии:
 - помогать вступить в социальные контакты и учить их поддерживать;
 - способствовать пониманию границы комформизма (учить говорить "нет");
 - содействовать развитию способности к конфликту для повышения самооценки и чувства собственного достоинства;
 - разъяснять прежде отрицавшиеся чувства: злобу, агрессию, ярость, враждебность;
 - тактично объяснять его зависимость, изменять зависимость в сторону автономии;
 - учить автономному поиску решений и выполнению заданий.
 При реализации 2-й цели терапии:
 - содействовать фантазиям о непреступном сексуальном поведении для развития сексуального сценария;
 - найти альтернативу сексуальному интересу;
 - разъяснять проблемы интимности, близости и сексуальности.
 При реализации 3-й цели терапии:
 - разъяснять криминальную сущность его поступка;
 - содействовать взятию ответственности за совершение преступления на себя без приписывания части вины приемной дочери;
 - содействовать осознанию мотивов преступления;
 - развивать видение альтернатив развития конфликтных ситуаций.
 При реализации 4-й цели терапии:
 - повышать личностные ресурсы и компетентность;
 - учить преодолевать одиночество;
 - содействовать развитию индивидуальных перспектив.
 Прогноз
 Предыдущее развитие характеризуется небольшими позитивными изменениями, особенно в сфере установления контактов, установления границ и самоутверждения.
 Ресурсы находятся во внешних контактах С. с его сестрой и зятем.
 Смягчение наказания
 На основании актуального состояния исполнения наказания предоставление смягчения согласно Закону об исполнении наказаний еще не предусматривается.
 (Далее по тексту следует число и подпись психолога.)
 Приложение № 3
 План работы с осужденным

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу