<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 95. Вы пытались нанести себе телесные повреждения или покончить жизнь самоубийством?
 96. Вы когда-нибудь сознательно наносили себе ножевые ранения, ожоги и прочие раны?
 97. Вы человек настроения?
 98. Вы часто чувствуете себя внутренне опустошенным?
 99. У Вас часто случаются приступы бешенства или Вы так сильно сердитесь, что теряете контроль?
 100. Вы деретесь или кидаетесь различными предметами, когда сердитесь?
 101. Даже мелкие неприятности выводят Вас из себя?
 102. Вы становитесь подозрительным по отношению к другим людям или чувствуете себя не в своей тарелке, если находитесь под большим давлением?
 Нижеприведенные вопросы относятся к чертам Вашего поведения, которые могли бы проявиться до:
 Вашего 15-летия:
 103. Вы часто шокировали или угрожали другим детям?
 104. Вы были зачинщиком драк?
 105. В драках Вы использовали оружие (например, палку, камень, разбитую бутылку, нож или пистолет)?
 106. Вы пытались сознательно нанести боль и страдание другим?
 107. Вы сознательно мучили зверей?
 108. Вы насильно отбирали у других детей вещи, используя угрозу, нападение или ограбление?
 109. Вы принуждали других людей к сексуальным контактам?
 110. Вы поджигали когда-нибудь что-нибудь сознательно?
 111. Вы умышленно повреждали вещи, которые Вам не принадлежат?
 112. Вы взламывали когда-нибудь чужую квартиру, дом или автомобиль?
 113. Вы часто врали или обманывали других?
 114. Вы воровали когда-нибудь в магазинах?
 115. Вы часто убегали из дома и проводили ночи вне дома?
 Вашего 13-летия:
 116. Вы возвращались домой намного позднее, чем это Вам было разрешено?
 117. Вы часто прогуливали школу?
 Обработка материала тестирования:
 Для дальнейшего анализа полученных утвердительных ответов в рамках беседы предусмотрены проверочные вопросы типа: "В анкете Вы утверждаете, что Вы ранили других людей... Расскажите об этом подробнее", "Можете ли Вы привести характерный пример, подтверждающий это утверждение" или "Как часто это случается с Вами?"
 Приведенные опрашиваемыми примеры должны быть зафиксированы для дальнейшей проверки. Результаты анкетирования и беседы записываются в протокол или в таблицу результатов.
 Для цифрового подведения итогов опросного листа записывается число положительных ответов в каждой группе вопросов. После проведения анкетирования и бесед в протокол вносится диагноз, соответствующий данным признакам.
 Соответствие вопросов анкеты и беседы различным
 нарушениям личности
 Нарушение личности Число вопросов № вопросов
 Неуверенность в себе 7 1-7
 Зависимость от других 8 8-15
 Склонность к насилию 9 16-24
 Отрицательные черты характера 8 25-32
 Склонность к депрессии 8 33-40
 Склонность к паранойе 9 41-48
 Склонность к психозам 8 49-59
 Шизофрения 8 60-65
 Склонность к истерии 7 66-72
 Склонность к нарциссизму 16 73-88
 Линия владения собой 14 89-102
 Антисоциальное поведение 15 103-117
 Приложение № 8
 Программа
 когнитивно-поведенческого тренинга
 с осужденными за сексуальные преступления
 Когнитивно-поведенческая терапия (концептуальный подход)
 Программа психологической коррекции сексуальных преступников основывается на методологии когнитивно-поведенческого подхода в психологии. Поэтому прежде чем приступить к содержательной характеристике данной программы важно рассмотреть основные концептуальные положения когнитивно-поведенческой психотерапии.
 За время, прошедшее с момента основания, когнитивно-поведенческая терапия превратилась в одну из самых распространенных форм психотерапии. По оценкам специалистов, на сегодняшний день она относится к числу наиболее эффективных.
 В "Психотерапевтической энциклопедии" Корвасарский Б.Д. ссылается на исследования К. Граве, Р. Донатти и Ф. Бернауэра, которые посвящены сравнительному анализу эффективности различных направлений психотерапии (Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 250-256).
 Анализ проводился по таким параметрам, как:
 1) глобальная оценка успеха;
 2) индивидуально-дифференцированная проблематика или симптоматика;
 3) общие формулировки проблематики или симптоматики членов групп;
 4) остальные параметры самочувствия;
 5) изменения в личности и способностях;
 6) изменения в межличностных отношениях;
 7) изменения в использовании свободного времени;
 8) изменения в работе или профессии;
 9) изменения в сексуальной сфере;
 10) изменения психофизиологических параметров.
 Проанализировав 452 исследования когнитивно-поведенческих методов, авторы признали их наиболее эффективными.
 Рассмотрим основные положения когнитивно-поведенческого подхода (Мейхенбаум Д. Эволюция когнитивно-бихевиоральной терапии: ее истоки, принципы и примеры из клинической практики //Эволюция психотерапии. Том 2. - М.: Независимая фирма "Класс", 1988. С. 380-396).
 1. Поведение клиента, с одной стороны, и его мысли, чувства, психологические процессы и их следствия, с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние. Поведение "двусторонне детерминировано". Согласно теории когнитивно-поведенческого подхода, когнитивное не является первоисточником или причиной неадаптированного поведения. Мысли клиента в такой же степени влияют на его чувства, как чувства - на мысли. Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает мыслительные процессы и эмоции как две стороны одной медали. Мыслительные процессы лишь звено, часто даже не основное, в цепи причин.
 2. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур. Термином "когнитивные события" принято обозначать автоматические мысли, внутренний диалог и образы, возникающие в сознании человека. Можно сказать, что поведение человека в большинстве случаев неосмысленно, автоматично. Оно как бы идет "по сценарию". Но бывают случаи, когда автоматизм прерывается. Например, часто у человека, принимающего решение в условиях неопределенности, "включается" внутренняя речь, содержание которой, по когнитивно-поведенческой теории, способно оказывать влияние на чувства и поведение человека. А также то, как человек чувствует, ведет себя и взаимодействует с окружающими, может существенно влиять на его мысли.
 В соответствии с теорией когнитивно-поведенческой терапии, когнитивные причины (так называемые "иррациональные" убеждения, когнитивные искажения или особые мысли) не вызывают эмоциональных расстройств или неадаптивного поведения. Такой взгляд, скорее, считается упрощением, не соответствующим научным данным. Когнитивное - лишь часть сложной системы взаимодействующих процессов.
 Существуют еще и когнитивные процессы. Социальная, когнитивная и возрастная психология многое сделали для описания когнитивных процессов, в частности ошибок подтверждений, эвристического мышления и метакогниций.
 Если говорить кратко, ошибка подтверждения имеет место в тех случаях, когда человек строго придерживается определенных взглядов на самого себя и на окружающий его мир, редко обращая внимание на факты, опровергающие правильность этих взглядов. Эвристическое мышление - это использование "привычного мышления" для принятия решения в условиях неопределенности. Более того, эмоциональное состояние человека (например, депрессия, тревожность и т.д.) может повлиять на конкретные эвристические примеры из прошлого и по-своему их окрасить. Человек не просто реагирует на события, он опирается на разные готовые примеры из прошлого в зависимости от своего настроения в данный момент. Таким образом, эмоции клиента влияют на то, какую информацию он выберет в качестве руководства к действию, какие сделает выводы и какие объяснения своему поведению предложит.
 Метакогниции - это процессы саморегуляции и их обдумывание. Психотерапевт помогает клиенту развить в себе способность "замечать", "схватывать", "прерывать" и "отслеживать" свои мысли, чувства и поведение. Кроме того, психотерапевт должен убедиться в том, что клиент при положительных изменениях в своем поведении осознает самостоятельность их осуществления.
 И наконец, когнитивно-поведенческая терапия подчеркивает ведущую роль когнитивных структур или схем. Схемы - это когнитивная репрезентация прошлого опыта, оказывающая влияние на восприятие опыта сегодняшнего и помогающая систематизировать новую информацию. Эти схемы более всего похожи на негласные правила, организующие и направляющие информацию, касающиеся личности самого человека. Схемы влияют на процессы оценки событий и процессы приспособления.
 3. Учитывая особую важность схем, основной задачей когнитивно-поведенческого психотерапевта является помощь клиентам в понимании того, как они строят и истолковывают реальность. Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия работает в конструктивистском ключе.
 Психотерапевт также помогает клиентам увидеть, как они непреднамеренно отбирают из информационного потока только то, что подтверждает уже существующие у них представления о самих себе и об окружающем мире. Задача психотерапевта на данном этапе - помочь клиенту разорвать порочный круг.
 Поскольку когнитивно-поведенческая терапия стоит на конструктивистских позициях, она не считает, что существует "единственная реальность" или что задачей психотерапевта является обучить клиента или исправить его неправильные представления (такие, как ошибки мышления или иррациональные мысли). Скорее, когнитивно-поведенческая терапия признает существование "множественных реальностей". Общая задача клиента и психотерапевта состоит в том, чтобы понять, как клиент создает эти реальности и какой ценой он за это расплачивается. Более того, необходимо ответить на вопросы: "Хочет ли он платить своими эмоциями и отношениями с другими людьми? Что он теряет, продолжая придерживаться своих взглядов на самого себя и на мир?" Ответы на них даются не абстрактно, при эксперименте с эмоциями во время психотерапевтических сессий.
 Вместе с клиентом рассматриваются возможности изменения личностных построений и поведения. Кроме того, во время сессий большое внимание уделяется рассмотрению препятствий, которые могут встать на пути изменений.
 4. Психотерапевт призван отслеживать и корректировать "неправильные" или "иррациональные" убеждения клиента. Психотерапевт помогает ему выработать более правильный и объективный взгляд на реальность при помощи логического оспаривания, инструкций и сбора эмпирических доказательств, подвергающих неверные убеждения клиента проверке реальностью. Психотерапевт также может использовать полученную от клиента информацию о его прошлом и поведение во время психотерапевтических сессий для того, чтобы помочь клиенту разобраться в своих чувствах.
 5. Когнитивно-поведенческая терапия придает большое значение процессам сотрудничества и открытия. Показателем хорошей работы психотерапевта является ситуация, когда клиент раньше него успевает предложить вариант ответа на какой-либо вопрос. Психотерапевт помогает клиенту собрать информацию (например, об изменениях проблемы в зависимости от ситуации), а затем спрашивает, что можно было сделать по-другому. Цель когнитивно-поведенческой терапии - помочь клиенту самому стать своим собственным психотерапевтом. Для того чтобы достичь этой цели, психотерапевт не должен быть дидактичным. Такая позиция психотерапевта дает возможность клиенту начать экспериментировать со своими убеждениями, мнениями и предположениями, проверяя их правильность, постепенно переходя к экспериментам с новыми видами поведения. Некоторым пациентам нужен развернутый поведенческий тренинг (например, моделирование, репетиции, ролевые игры), прежде чем они смогут перейти к таким экспериментам.
 6. Чрезвычайно важным для когнитивно-поведенческой терапии является предотвращение рецидивов. Психотерапевты вместе с клиентами рассматривают ситуации повышенной степени риска, в которых может произойти рецидив, а также разбирают мысли и чувства клиента, могущие привести к срыву. С ними также производится работа во время психотерапевтических сеансов. Когнитивно-поведенческие терапевты считают, что клиенты, как ученые, учатся на ошибках и неудачах. Без неудач не было бы движения вперед. Иными словами, психотерапевты помогают клиентам посмотреть на неудачи и разочарования как на уроки и испытания, а не как на катастрофы. Психотерапевт является проводником надежды, борется с упадническим настроением и безнадежностью, беспомощностью и уязвимостью, с которыми клиенты к нему приходят. В когнитивно-поведенческой терапии используется весь спектр приемов когнитивного реструктурирования: социальное сравнение, парадоксальные техники, рефрейминг и т.д.
 7. Все эти техники эффективны только в контексте отношений сотрудничества. Отношения, сложившиеся между клиентом и психотерапевтом, особенно важны для достижения положительных результатов. Для психотерапевтов также очень важно, чтобы во время сессий существовала атмосфера теплоты, эмпатии, эмоционального "созвучия", принятия и доверительности. Психотерапевтические отношения в идеале - образец для построения отношений вне кабинета психотерапевта. Отношения с психотерапевтом дают клиенту мужество меняться. Более того, как отмечают, такие отношения становятся решающим фактором, помогающим преодолеть сопротивление клиента. Это особенно необходимо, поскольку, в соответствии с имеющимися данными, 70% пациентов отказываются от психотерапии после четвертой сессии.
 8. Все это связано с большим эмоциональным напряжением. Эмоции играют в когнитивно-поведенческой терапии значительную роль. Эмоции чрезвычайно важны для понимания когнитивных структур и схем клиентов. Так же, как Фрейд считал эмоции "королевской дорогой к бессознательному", в когнитивно-поведенческой терапии считается, что эмоции - "королевская дорога" к личностным схемам.
 Существует множество способов "достучаться" до эмоций клиента; здесь мы коснемся лишь использования переноса. В общении с психотерапевтом клиенты часто используют эмоциональные образцы, сформировавшиеся в общении со значимыми людьми в прошлом. Психотерапевт как участник-наблюдатель этих отношений обсуждает их с клиентом. Здесь единицей анализа становятся не автоматические мысли или способ мышления, а манера поведения клиента во взаимодействии с психотерапевтом. Психотерапевт вместе с клиентом исследует как возникающие в процессе психотерапии эмоции, так и разнообразные факторы, вызвавшие сегодняшние эмоциональные проблемы. Коротко говоря: когнитивно-поведенческая терапия помогает клиенту осмыслить свое поведение.
 В когнитивно-поведенческой терапии осмысление происходящего клиентом оценивается не с точки зрения его правильности, а с точки зрения его пригодности в определенных обстоятельствах.
 Подводя итоги, можно сказать, что когнитивно-поведенческая терапия за время, прошедшее с ее основания, превратилась во влиятельную психотерапевтическую модель. Основным в когнитивно-поведенческой терапии является следующее:
 - конструктивистская и интерактивная точки зрения;
 - важность схем;
 - ведущая роль эмоций;
 - значение психотерапевтических отношений, в особенности отношений сотрудничества;
 - роль прошлого, семейное и социокультурное влияние;
 - необходимость учета фактора переноса;
 - обучение клиентов навыкам предупреждения рецидивов.
 Содержание программы психологической
 коррекции сексуальных преступников
 Введение
 Это методическое пособие содержит описание психологических тренингов с осужденными за сексуальные преступления.
 Данная программа должна осуществляться только персоналом, который прошел подготовку для ведения подобного курса и который работает под наблюдением супервизора. Слово "ведущий" в пособии имеет значение "специально подготовленный психолог".
 № блока Содержание Расчет
 времени
 (группа
 8 чел.)
 Блок 1 Становление группы 1 сеанс
 Блок 2 Усвоение теории когнитивных
 искажений 1 сеанс
 Блок 3 Представление модели совершения_ преступления 1 сеанс
 Блок 4 Пассивные сообщения о преступлениях 4 сеанса
 Блок 5 Активные сообщения о преступлениях 24 сеанса
 Блок 5 Итоговая сессия 1 сеанс
 Блок 6 Сочувствие жертве -
 использование письменных сообщений 1 сеанс
 Блок 7 Сочувствие жертве -
 использование видеоматериалов 2 сеанса.
 Блок 8 Рассказы жертв 4 сеанса
 Блок 9 Проигрывание роли потерпевшего 8 сеансов
 Блок 6-9 Итоговая сессия 1 сеанс
 Блок 10 Последствия преступления 1 сеанс
 Блок 11 Цепи решений (последовательность
 решений)) 2 сеанса
 Блок 12 Индивидуальные цепи решений 8 сеансов
 Блок 13 Индивидуальные альтернативы 8 сеансов
 Блок 14 Факторы риска 1 сеанс
 Блок 15 Распознавание общих факторов риска 1 сеанс
 Блок 16 Распознавание индивидуальных
 факторов риска 4 сеанса
 Блок 17 Планирование стратегии
 предотвращения рецидива 9 сеансов
 Блок 18 Эффект "срыва" и формирование_ помогающих стратегий 1 сеанс
 Блок 19 Факторы риска в тюрьме 1 сеанс
 Блок 20 Обзор по дневникам факторов риска 2 сеанса
 Общее количество сессий 86
 Блок 1
 Становление группы
 ЦЕЛИ
 1. Дать общее представление о программе и ее целях
 2. Получить согласие группы по контракту
 3. Установить психологический контакт с группой
 4._Оспорить любые нарушения иерархии, существовавшие ранее
 МЕТОД
 1. Знакомство членов группы
 Ведущие и члены группы, чтобы представить себя и провести групповую дискуссию, отвечают на вопрос: "Почему мы участвуем в группе?" Каждый член группы индивидуально должен указать три наиболее важные для него причины.
 Ведущий обучает, как делать запись предложений в карточке участников. В ходе работы ведущий поддерживает обсуждение и выделяет общие мотивы участия в тренинге.
 Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выявить утверждения, которые впоследствии могут быть укреплены в группе, если кто-либо из членов группы будет пессимистически настроен.
 2. Контракт (правила групповой работы)
 Заключите контракт с группой, согласуя с ее членами необходимые правила, смягчая при этом опасения относительно недостатка целостности группы и несоответствующего использования личной информации. Включите контракт в карточки участников.
 См. рекомендации ведущему по составлению контракта с группой и приложение 1.
 3. Оспаривание нарушений иерархии
 Разделите членов группы на две подгруппы, обеспечив в каждой подгруппе наличие лидерства.
 Каждая подгруппа участвует в "мозговом штурме" по темам:
 1) "Возражения против изнасилования" (10 минут).
 2) "Возражения против развратных действий с детьми" (10 минут).
 Предложите группам выделить по одному участнику для того, чтобы представить разъяснения их вариантов.
 Ведущий, поощряя обсуждение, помещает заключения на карточке участников и подводит итоги.
 Опрос после сессии
 Ведущие должны сделать запись:
 - мотивация членов группы на участие в терапии;
 - любые искажения или лидерство, которые наблюдались у членов группы.
 Рекомендации ведущему по составлению
 "контракта с группой"
 Согласие с контрактом необходимо для каждой группы. Это помогает продемонстрировать группе, что она является объединением, существующим для их пользы, а также дает ей возможность установить персональный контакт с лидерами, четко определить ожидания и создать механизм решения проблем, которые будут возникать в ходе работы.
 Контракт составляется лидерами совместно с группой: все имеют право вносить изменения и принимать заключительную версию. Санкции за нарушения контракта должны быть также согласованы.
 Ряд обязательных положений в контракте:
 Общие положения. Запланированное число сеансов, даты, когда они реально могут быть проведены, время и место сеансов, механизм внесения изменений по общим положениям.
 Пунктуальность. Группа договаривается начать работу в установленное время.
 Гибкие, ограниченные по времени перерывы. Ограниченные перерывы на чай необходимы, если группа должна поддерживать концентрацию в течение длительной сессии. Выбор времени перерыва на чай должен быть гибким, чтобы не прервать перекрестное обсуждение. Перерыв должен быть определен по времени и быть непродолжительным (10 минут), иначе будет теряться время сессии.
 Сплетни. Ведущие и участники должны согласиться не сплетничать относительно того, кого они видели или о чем говорилось в группе.
 Уместность. Обсуждение должно соответствовать целям группы. В подобных группах очень просто "дегенерировать" на уровень рассказывания анекдотов, обсуждения порядков тюрьмы, полиции, суда и т.п.
 Откровенность. Быть откровенным внутри группы.
 Конструктивность. Избегать враждебной критики и оскорбительных выпадов. Вся критика, комментарии или предложения должны быть полезными и конструктивными. Друг к другу необходимо относится с уважением, независимо от различий (например, национальных, возрастных, по типу правонарушений и преступлений).
 Толерантность. Быть терпимым друг к другу, не выражать недовольство друг другу.
 Обмен информацией. Участники группы предупреждаются о том, что информация, которая будет появляться в работе группы, может стать известной другим должностным лицам, связанным с их исправлением. Она также будет использована для оценки успешности программы и ее совершенствования. Члены группы должны быть заверены, что отказ от конфиденциальности в их интересах. Ведущему рекомендуется избегать использования слова "конфиденциальность". Если этот вопрос (о необходимости конфиденциальности) будет поднят членами группы, рекомендуется ответить, что "мы не используем слово конфиденциальный", а затем объяснить, что фактически будет происходить с информацией.
 Клиническая супервизия. Группа должна принять к сведению, что супервизор может присутствовать на некоторых сессиях. Нужно объяснить, что цель этих посещений в том, чтобы помочь ведущим. При обсуждении этого пункта контракта рекомендуется присутствие супервизора.
 Видеозапись сессий. Поскольку сессии будут записываться на видео, члены группы должны быть предупреждены об этом до начала работы. Им необходимо сообщить, что камера будет направлена на ведущего, а не на членов группы, и что запись будет использоваться для сохранения целостности программы.
 Блок 2
 УСВОЕНИЕ ТЕОРИИ КОГНИТИВНЫХ
 ИСКАЖЕНИЙ
 ЦЕЛИ
 1. Дать членам группы определение концепции и цели когнитивных искажений
 2. Показать членам группы характерные для них когнитивные искажения на данной стадии.
 3. Дать возможность членам группы начать распознавать отрицание и минимизацию (преуменьшение) в отношении сексуальных преступлений и определять как искаженный вариант размышления.
 МЕТОД
 l. Введение карточек утверждений
 Ведущий выбирает карточки с утверждениями из подготовленного набора (см. заметки для ведущего: карточки утверждений в конце этого блока). Отбираются карточки, которые, с Вашей точки зрения, наиболее близки или наиболее уместны для правонарушений, совершенных участниками группы. Попросите участников озвучивать каждое утверждение, а группу - выражать согласие или несогласие с этим утверждением. Задача группы состоит в том, чтобы достигать согласованного решения по утверждению и затем раскладывать карточки по двум стопам (первая: согласны, вторая: не согласны) в зависимости от решения группы.
 Побуждайте участников группы к обсуждению с помощью вопросов:
 - Почему, как Вы думаете, могло быть сказано (далее текст утверждения)?
 - Какие есть причины, чтобы не согласиться с (далее текст утверждения)?
 - Что Вы думаете по поводу утверждения (далее текст утверждения)?
 Цель данного упражнения - выявить когнитивные искажения участников группы. В ходе упражнения, чтобы сохранить желание участников группы участвовать в обсуждении, ведущий не должен оспаривать те или иные искажения. Ведущие, поощряя участников группы к высказыванию свого отношения, должны просить разъяснений:
 - Почему Вы говорите именно так?
 - Не могли бы Вы подробнее объяснить, что Вы имеете в виду?
 Ведущие могут добавлять свои утверждения к предложенному списку, если чувствуют, что они будут полезными для данной группы.
 2. Упражнение "Превышение скорости"
 Предложите группе следующую ситуацию: "Вы двигаетесь по дороге, которая находится в хорошем состоянии. Дорога свободна для движения, Вы - хороший водитель, но Вы постоянно должны ориентироваться на дорожные знаки, ограничивающие скорость".
 Ведущий просит участников группы поделиться, что они говорят сами себе, когда управляют машиной и нарушают правила ограничения скорости. Подобное задание позволяет продуцировать у участников группы когнитивные искажения. Например:
 - Я - хороший водитель.
 - Дорога свободная.
 - Все нарушают на этом участке дороги.
 - Да разве это быстро?
 - Сама машина просится ехать быстрее.
 3. Зондирование цели отрицания и преуменьшения
 Используя карточки участника, проведите "мозговой штурм" или дискуссию для ответа на вопрос: "Почему мы говорим эти слова себе?"
 Заметьте ответы типа:
 - Я не хочу чувствовать себя плохо.
 - Я хочу ехать быстрее.
 Ведите обсуждение к выводу: когда мы хотим что-либо сделать, то находим такие оправдания, которые помогают нам осознать, что мы все делаем правильно. Сообщите группе, что эти оправдания мы и называем "когнитивными искажениями".
 Ведущие могут привести и другие примеры:
 - Употребление шоколада: мы находим оправдание для употребления шоколада в период, когда пытаемся придерживаться диеты.
 - Курение: мы находим оправдание тому, что у нас есть пачка сигарет, в то время, когда пытаемся бросить курить.
 4. Отношение к сексуальным преступлениям
 Попросите группу отнестись к концепции "когнитивных искажений" (оправдания себя) в отношении сексуальных преступлений. Группа должна опознавать как вид искажений, используемых относительно сексуальных преступлений, так и цели, которые они преследуют. Впишите и сами искажения, и их цели в карточку участника.
 Заметки после сессии
 Выделите самые большие искажения, заявленные участниками группы.
 Заметки для ведущего: карточки утверждений
 - Приблизительно 80% женщин лгут, что были изнасилованы.
 - Женщины, которые ездят автостопом и вследствие этого были изнасилованы, не имеют никаких причин для жалоб и обвинений кого-то.
 - Если женщина не хочет быть изнасилованной, то не будет.
 - Некоторые женщины провоцируют изнасилование своей манерой одеваться.
 - Только некоторые типы женщин подвергаются изнасилованию.
 - Изнасилование - это угроза жизни.
 - Наказание за изнасилование недостаточно серьезно.
 - Изнасилование ухудшает состояние женщин и оскорбляет их.
 - Большинство женщин мечтают быть изнасилованными.
 - Это преступление - изнасиловать свою жену.
 - Женщины часто придумывают историю об изнасиловании, чтобы остановить попытки мужа выяснить ее сексуальную предысторию.
 - Любая женщина может быть изнасилована.
 - Занятия сексом с ребенком - это только способ демонстрации любви к нему.
 - Возраст вступления в брак должен быть снижен.
 - Дети, которые ходят по дому голыми, таким образом просят о сексе с ними.
 - Дети часто лгут по поводу сексуального насилия над ними.
 - Наказание за сексуальное насилие над детьми недостаточно серьезно.
 - Изнасилование менее серьезно, если женщина - проститутка.
 - Психологический ущерб от изнасилования тем, кого Вы знаете, меньше, чем от изнасилования посторонним человеком.
 - Не всегда, когда женщина говорит "нет", это значит нет.
 - В приговоре относительно инцеста должен быть принят во внимание предыдущий сексуальный опыт девочки.
 - Обычный случай инцеста заключается в том, что сексуальные отношения между мужем и женой расстроены и дочь становится объектом неудовлетворенных сексуальных потребностей отца.
 - Для мужчины более приемлемо использовать грубую силу, чем постоянно убеждать свою жену заняться с ним сексом.
 Блок 3
 Представление модели совершениЯ
 преступлениЯ
 ЦЕЛИ
 1. Дать участникам группы общее понимание модели совершения преступления.
 2. Подвести участников группы к тому, чтобы они начали обсуждение своего собственного опыта в категориях модели совершения преступления.
 МЕТОД
 1. Введение модели совершения преступления
 Объясните, что процесс совершения преступления состоит из четырех этапов:
 - желание совершить преступление: стремление к сексуальному насилию из-за желания удовлетворить эмоциональные или половые потребности;
 - разрешение самому себе это сделать: создание системы оправданий для себя, что совершить такое преступление нормально;
 - создание предпосылок для преступления: представить себе ситуацию, в которой преступление может совершиться и осуществлять их поиск;
 - преодоление сопротивления жертвы: заставить жертву согласиться выполнить Ваши желания (например, угрожая, вынуждая или подкупая).
 Объясните модель, используя несексуальный пример, связанный или с курением, или с кражей со взломом. Ваша цель состоит в том, чтобы донести до участников группы идею, что все человеческие действия имеют мотивацию и планирование. Распределите раздаточный материал, который помогает участникам группы понять идею и поощряет их участие. Побуждайте преступников приводить примеры, предполагающие различные шаги, и обсуждать различные способы, которыми они могли бы быть выполнены. Они будут неизбежно привлекать свой собственный преступный опыт. Но нельзя в ходе этой сессии оказывать давление на них, используя их же примеры.
 2. Домашнее задание
 Все участники группы должны рассмотреть модель совершения преступления и соотнести ее со своим собственным преступлением. По возможности, они должны взять раздаточный материал и материал по домашней работе с собой, чтобы подготовить письменные заметки к следующей сессии. Всем участникам группы необходимо начать размышлять о себе и своем преступлении в рамках модели совершения преступления и приготовиться к сообщению о своем преступлении в группе. Сообщите участникам группы, что на следующих сессиях они будут говорить о своем преступлении. Выберите добровольцев на следующую сессию.
 Заметки для ведущего: фантазирование
 Сексуальное фантазирование часто расценивается преступниками как предохранительный клапан, который может отвести желания и потребности от потенциальных жертв. В то же самое время многие преступники будут отрицать наличие интенсивных фантазий в их собственном преступном поведении.
 Имея дело с сексуальными преступниками, важно первоначально признать фантазирование на темы сексуального или несексуального поведения, не нарушающего закон, как допустимую, нормальную часть жизни. Это позволяет преступнику чувствовать себя легче в разговоре о фантазиях на темы сексуального насильственного поведения.
 Фантазия развивает потребность в пробуждении сексуальности в жизни. Фантазирование на темы сексуального насильственного поведения формирует искаженное сексуальное мышление. Этот шаг, в соответствии с моделью преступного поведения, способствует принятию преступником решения о возможности совершить преступление. Следовательно, значение фантазии как части преступного паттерна нельзя игнорировать или недооценивать.
 В разговоре о фантазиях избегайте слово "фантазия", используйте "мечты", "мысли".
 Раздаточный материал: четыре этапа преступления
 Этап 1: Появление желания совершить преступление.
 - Желание удовлетворять эмоциональные потребности во власти или проявлении гнева.
 - Предпочтение насильственного секса или сексуальной активности с детьми другим формам сексуального поведения.
 - Наличие мыслей или фантазий о совершении преступления.
 Этап 2: Разрешение самому себе это сделать
 Вы что-то говорите себе так, как будто разрешаете себе совершить преступление. У Вас появляются оправдания для своего преступного поведения.
 Это усиливает Вашу уверенность в себе, что само по себе неплохо, если не приведет к причинению вреда и Вы не будете полностью захвачены этой идеей. Однако Вы можете интерпретировать невербальное поведение жертвы (улыбка или жест) как готовность и согласие. Вы говорите сами себе, что жертва извлечет выгоду из того, что Вы хотите сделать, или заслуживает того, чтобы ей причинили вред, или хочет заниматься сексом с Вами.
 Этап 3: Создание условий
 Определение или поиск ситуации, в которой возможно осуществление преступления. Например:
 - Застать жертву одну или в ситуации, где ей не смогут оказать помощь или когда она не сможет убежать. (Например, идти за кем-то, пока не возникнет такая ситуация.)
 - Поиск жертвы в незащищенной ситуации (Например, ездить на машине в округе в поисках одинокой женщины.)
 Этап 4: Преодоление сопротивления жертвы
 В некоторых случаях жертву можно подавить с помощью физической силы, в других - они просто боятся, что, если они не согласятся выполнить Ваши желания, это приведет к еще более худшим последствиям для них или для других людей.
 Не забудьте, что Вы не всегда должны фактически угрожать кому-то для того, чтобы они чувствовали себя испуганными.
 Домашняя работа: четыре этапа моего преступления.
 Письменно ответьте на четыре поставленных вопроса.
 1. Желание совершить преступление
 Почему я хотел совершить преступление?
 2. Разрешение самому себе это сделать
 Что я говорил сам себе, оправдывая свое желание совершить преступление?
 3. Создание условий
 Что я делал, чтобы создать ситуацию, в которой я мог совершить преступление?
 4. Преодоление сопротивления жертвы
 Что я предпринимал, чтобы заставить жертву делать то, что я хотел?
 Блок 4
 Пассивные сообщениЯ о преступлениЯх
 ЦЕЛИ
 1. Подвести участников группы к тому, чтобы они сделали краткие сообщения о своих преступлениях по предложенной модели.
 2. Подвести участников группы к пониманию концепции "кажущихся невзаимосвязанными решений" и объяснить, как она может описывать сексуальные преступления.
 МЕТОД
 1. Краткие сообщения о совершении преступления
 Ведущий группы напоминает модель совершения преступления и побуждает каждого участника группы сделать краткое сообщение о его преступлении в терминах этой модели.
 Один из ведущих кратко записывает детали преступлений в рабочую карту. Другой ведущий делает заметки о когнитивных искажениях каждого участника группы.
 Необходимо избегать конфронтации на данном этапе, вместе с тем допускаются комментарии, поощрение обсуждения и поддержка группы. В каждом случае подтверждайте, что все этапы модели совершения преступления присутствуют, покажите участникам группы, что это утверждение истинно для всех участников группы.
 Обратите внимание: сообщения о преступлениях на этом этапе обычно очень поверхностны. Их цель - сформировать базу для анализа преступлений, который непосредственно начнется в следующем блоке. Представлять сообщения о своих преступлениях участники группы должны достаточно динамично. Планируйте одно или два сообщения о преступлении за сеанс, так чтобы за четыре сессии завершить этот блок.
 В конце каждой сессии подчеркивайте значение установки "не сплетничать" относительно того, что было раскрыто в течение сессий (возврат к контракту).
 2. Введение концепции "кажущихся невзаимосвязанными решений"
 После того как все участники группы сделают краткие сообщения о своих преступлениях, ведущий представляет идею "кажущихся невзаимосвязанными решений" на примере о хроническом алкоголике (см. заметки для ведущего). Использование этого не болезненного для членов группы примера позволяет им увидеть, как "кажущиеся невзаимосвязанными решения" в действительности взаимосвязаны и влияют на поведение. Ведущий переносит эти идеи на сексуальные преступления, иллюстрируя, как "кажущиеся невзаимосвязанными решения" вовлекают преступника в ситуации с высокой степенью риска совершения преступления.
 Распознавание "кажущихся невзаимосвязанными решений" в контексте преступлений будет происходить в течение всей программы тренинга для того, чтобы закрепить понимание этих идей участниками группы.
 Предложите группе придумать другой пример "кажущихся невзаимосвязанными решений" об играх на деньги или привыкания к наркотикам, чтобы подтвердить, что участники восприняли концепцию.
 Заметки после сессии
 Отметьте для себя когнитивные искажения у каждого участника группы, проявившиеся в ходе пассивного сообщения о своем преступлении.
 Пример "кажущихся невзаимосвязанными решений"

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу