<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Алкоголик, который поклялся никогда не пить, идет домой через город вечером пешком. Он лезет в карман за сигаретами и обнаруживает, что они закончились. Он с волнением смотрит вокруг в поисках магазина и замечает какую-то вывеску впереди. Подойдя ближе, он понимает, что это вывеска бара. Он на секунду останавливается, а потом решает, что действительно нуждается в сигаретах, а здесь он их может купить. Войдя в бар, он идет прямиком к автомату по продаже сигарет. Здесь он обнаруживает, что у него нет мелочи. Он просит окружающих людей разменять деньги, но те только качают головами. Он все ближе подходит к бармену, чтобы попросить его разменять деньги. Его кто-то окликает, он поворачивается и видит коллегу по работе, который сразу заказывает две кружки пива, по одной на каждого из них. Секунду или две он еще думал, а затем начал пить. Этой ночью это была не последняя его выпивка.
 Анализ ситуации
 Слушая эту историю, Вы могли заметить, что алкоголик принимал решения, которые в конечном счете все глубже и глубже вовлекали его в ситуацию высокого риска, и это привело к срыву.
 В каждом случае он мог принять другое решение, которое позволило бы ему отодвинуться дальше от опасной черты.
 Ответьте на вопросы :
 - Он действительно нуждался в сигаретах?
 - Была ли у него другая альтернатива, кроме как входить в бар?
 - Мог ли он отказаться от спиртного?
 Он принял ряд решений, которые для него были, по-видимому, не связаны с идеей употребления алкоголя, но каждое из них приближало его к кружке пива.
 Заметки для ведущего
 Алкоголик, который поклялся никогда не пить, идет домой через город вечером пешком. Он лезет в карман за сигаретами и обнаруживает, что они закончились. (1) Он с волнением смотрит вокруг в поисках магазина и замечает какую-то вывеску впереди. Подойдя ближе (2), он понимает, что это вывеска бара. Он на секунду останавливается, а потом решает, что действительно нуждается (3) в сигаретах, а здесь он их может купить. Войдя в бар, он идет прямиком к автомату по продаже сигарет. Здесь он обнаруживает (4), что у него нет мелочи. Он просит окружающих людей разменять деньги, но те только качают головами. (5) Он все ближе подходит к бармену, чтобы попросить его разменять деньги. Его кто-то окликает, он поворачивается и видит коллегу по работе, который сразу заказывает две кружки пива, по одной на каждого из них. Секунду или две он еще думал, а затем начал пить. Этой ночью это была не последняя (6) его выпивка.
 Выделенные цифрами ситуации помогут ведущим обратить внимание участников группы на следующее :
 1. Курильщики заранее запасаются сигаретами и поэтому редко оказываются без них.
 2. Зачем подходить ближе, если на всех барах очень яркие вывески, которые видно издалека?
 3. Нуждается? Так ли велика эта нужда, чтобы попадать в ситуацию высокого риска сорваться?
 4. Обнаружил? Что, только сейчас он это обнаружил, а до этого он не знал, что у него нет мелочи?
 5. Почему бы на этом отрезке событий не пойти в какое-либо другое место?
 6. В данной ситуации было возможно сообщить коллеге, что у него есть время только на одну кружку пива, и уйти после этого из бара.
 Блок 5
 Активные сообщениЯ о преступлениЯх
 ЦЕЛИ
 1. Подвести участников группы к активному изложению своего преступления.
 2. Установить факторы, вызвавшие преступление, последствия этого преступления для каждого участника группы.
 3. Выделить и обозначить все когнитивные искажения, которые использует каждый осужденный, чтобы минимизировать тяжесть своего преступления и ответственность за него.
 МЕТОД
 1. Объяснение различий пассивных и активных сообщений
 Ведущие должны начинать занятия с раздачи подготовленных заранее карточек и зачитывания примеров пассивных и активных сообщений о преступлениях. Используйте один или два примера в зависимости от ситуации в группе.
 Определите сообщения как "пассивные" и "активные" и просите группу объяснять различие между двумя сообщениями. Ведите обсуждение так, чтобы участники группы смогли выделить когнитивные искажения в пассивном сообщении, которое минимизирует ответственность преступника и психологические последствия для жертвы. Они должны понять, что в активном сообщении преступник берет ответственность за преступление на себя и признает причинение боли жертве.
 Затем сообщите группе:
 - В течение следующих сессий каждому участнику группы по очереди будут задаваться вопросы по деталям совершенного им преступления.
 - От каждого участника, которого будут расспрашивать ("участник на горячем стуле"), ожидают активного сообщения о своем преступлении.
 - Оставшиеся участники группы должны помочь ему, указывая на когнитивные искажения или пассивные утверждения в его сообщении.
 - Для большинства людей вначале это очень трудно сделать. Требуется много мужества для того, чтобы быть искренним при рассказывании о совершенном. Однако обучение активному сообщению - это первый шаг к тому, чтобы избежать в дальнейшем преступлений.
 - Оставшиеся участники группы должны быть максимально активны и задавать конструктивные вопросы (здесь можно сослаться на контракт).
 2. Объяснение, что такое "BAREPCS*-система"
 Начните с объяснения, что в течение следующих сессий каждому участнику группы по очереди будут заданы вопросы по деталям совершенного им преступления. Обратите внимание группы, что другие участники, по указаниям ведущего, должны опознавать когнитивные искажения или пассивные утверждения и задавать конструктивные вопросы.
 Покажите группе карту участников (раздаточный материал), подготовленную для BAREPCS-анализа, и объясните участникам, что означает каждая из категорий и как группа будет их рассматривать:
 Образ жизни: детали жизни преступника, его взаимоотношений, ориентации (отношения к чему-либо), размышлений, которые привели его к преступлению. Распределите их по двум временным зонам:
 - отдаленный - в течение 6 месяцев перед преступлением;
 - непосредственный - в день преступления.
 Поведение: что он делал, о чем думал и что чувствовал до и во время совершения преступления.
 Следствия: что он делал, о чем думал и что чувствовал, когда преступление уже свершилось. Следствия должны быть распределены в двух временных зонах:
 - непосредственные - в течение часа или двух после преступления (большинство этих последствий описываются как положительные в терминах эмоционального облегчения);
 - отдаленные - более широкие последствия для преступника в продолжительный период времени (большинство этих последствий описываются как негативные и могут быть обсуждены позже во время работы в блоке 10)
 В случае необходимости поясняйте "BAREPCS-систему", описывая вымышленное преступление или используя двух помощников для ролевых игр.
 3. "Горячий стул"
 Пригласите первым на "горячий стул" такого участника группы, который будет служить хорошим примером для других.
 Чтобы стимулировать активное сообщение о преступлении, нужно задавать вопросы для расширения его краткого сообщения. Один ведущий делает записи в карте участника, используя формат "BAREPCS", в то время как другой задает вопросы, чтобы вскрыть все попытки минимизации и когнитивные искажения участника в высказываниях "на горячем стуле" (см. заметки для ведущего). К концу этого процесса, по крайней мере, непосредственные детали образа жизни, поведения и непосредственные следствия должны быть полностью описаны, и осужденный должен говорить более "активным" способом о каждой из этих сфер. Этот процесс обычно занимает два сеанса на каждого участника группы.
 Если в уголовном деле участника группы несколько преступлений (серия преступлений), то необходимо обсуждать больше, чем один случай. Иногда речь идет о серии преступлений против одного и того же потерпевшего. Это обычное явление, когда мы имеем дело с инцестом. В этих случаях важно проанализировать первое преступление, типичное преступление и наиболее серьезное преступление, если они существенно отличаются от других.
 Если преступники совершили несколько преступлений против различных потерпевших (например, серийный насильник), тогда нужно разбирать по меньшей мере два преступления (первое - из серии изнасилований, типичное преступление или, возможно, наиболее серьезное преступление). По некоторым преступлениям может быть собрано больше документов, чем по другим. В этих случаях лучше остановиться на тех преступлениях, которые лучше документированы.
 Не следует анализировать больше чем три преступления.
 В конце каждой сессии обратите внимание на состояние участника "на горячем стуле". Ведущие и другие участники группы должны обращаться с ним благосклонно, замечать и поощрять прогресс, который он сделал.
 Ведущие каждый раз по окончании сессии напоминают о правиле "сплетен", предусмотренном в контракте.
 После завершения каждым участником активного сообщения ему вручается копия его "BAREPCS". Ему также рекомендуется доработать этот текст в период обсуждения преступлений других участников. Во время итоговой сессии они опять смогут оказаться на "горячем стуле" и добавить любую информацию к своему активному сообщению.
 Заметки после сессии
 После каждого сеанса отмечайте, какие когнитивные искажения успешно оспаривались самим преступником, а какие остались в системе его убеждений. Определяйте области, где информация отсутствовала, и планируйте, как вернуться к ним на следующей сессии.
 После того как каждый преступник заканчивает сессию на "горячем стуле", его "BAREPCS" должен быть напечатан и ему нужно вручить копию.
 Блок 5
 ИтоговаЯ сессиЯ
 1. Добавление к сообщениям о преступлениях
 Предложите каждому осужденному по очереди добавить что-либо к своему сообщению о собственном преступлении. Воспользуйтесь этой ситуацией, чтобы вернуться к когнитивным искажениям, которые продолжают оставаться в системе убеждений преступника.
 Попросите каждого преступника рассказать группе, как его сообщение о преступлении изменилось, начиная с блока 4. Это даст им возможность повторно пережить свою работу и продемонстрировать изменение своего взгляда на вещи.
 Ведущие должны использовать эту сессию для того, чтобы дать обратную связь каждому участнику группы о том, как они видят его прогресс и в каких областях он должен продолжать работу.
 Домашнее задание
 Все участники пишут письмо своей жертве. (Если жертв несколько, выберите самый серьезный случай. А если жертва убита, то следует писать письмо родителям или семье жертвы.)
 Письмо должно быть запечатано и принесено на сессию блока 6. Изначально нужно предупредить участников группы, что это упражнение и что письма отправляться не будут.
 Раздаточный материал: пассивное сообщение об изнасиловании
 1. Жена снова начала доставать меня, поэтому я пошел в бар.
 2. Мои знакомые, которых я встретил в баре, что-то отмечали, употребляя при этом много алкоголя.
 3. Там было несколько девочек, очевидно, чтобы было веселее.
 4. Когда бар закрылся, я захотел где-нибудь купить чипсы. Одна из девочек пошла в том же направлении, что и я.
 5. Я начал с ней говорить: она была очень дружелюбно настроена.
 6. Она сама попросила, чтобы мы вошли в ближайшую аллею.
 7. Я стал снимать с нее одежду, она ничего не сказала на это.
 8. Я занимался с ней сексом, она наслаждалась этим, даже хотела встретиться снова.
 9. Случилось так, что следующей ночью я опять пошел в бар. Прибыла милиция. Она кричала, что я изнасиловал ее. Я не мог поверить в это.
 Раздаточный материал: активное сообщение об изнасиловании
 1. Моя жена не хотела, чтобы я снова шел в бар. Мы поссорились, и я взорвался. Я знал, что в любом случае пойду в бар, то есть буду делать то, что я хочу.
 2. Я захотел отыграться и подумал: "Я тебе покажу".
 3. В баре было несколько студентов, которые праздновали чей-то день рождения. Я глядел на двух девушек из этой компании, и у меня появились сексуальные фантазии.
 4. После закрытия бара я решил последовать за одной из них, которая пошла через центр города.
 5. Я спросил у нее время или еще что-нибудь, но она оставалась сдержанно серьезной, что раздражало меня.
 6. Я знал, что поблизости есть несколько аллей, и около одной из них я схватил девушку за талию и толкнул вглубь.
 7. Она испугалась, а я начал снимать с нее одежду.
 8. Затем я занимался с ней сексом. Она продолжала просить меня не причинять ей вред. Я чувствовал себя от этого хорошо. Я разрешил ей уйти после того, когда она пообещала, что не будет предъявлять ко мне претензий.
 9. Следующей ночью я снова пошел в бар, чтобы рассказать своим знакомым, как легко я снял девочку. Когда прибыла милиция, я понял, что это она обвинила меня. Мне оставалось только отрицать факт изнасилования.
 Заметки для ведущего: система BAREPCS
 BAREPCS - это аббревиатура, образованная соединением начальных букв нескольких английских слов: BEHAVIOUR (поведение), ATTITUDES (ценностные ориентации), RELATIONSHIPS (взаимоотношения, связи), EMOTIONS (эмоции), PHYSICAL STATE (физический статус), COGNITIONS/ THOUGHTS (познание, мысли), SEXUAL INTERESTS (сексуальные интересы).
 BAREPCS - лучший способ, гарантирующий получение всей необходимой Вам информации. BAREPCS также обеспечивает Вас формой, в рамках которой Вы можете задавать такие сложные вопросы, как: "У нас нет какого-то особого интереса именно к сексу. Не могли бы Вы сообщить нам, какие сексуальные мысли приходили Вам в голову в период, предшествовавший преступлению?"
 Компоненты BAREPCS-системы:
 1. Поведение: Его действия, описание его образа жизни и продвижения к преступлению. Что он делал в ходе преступления и сразу после него.
 2. Ценностные ориентации: Его мировоззрение, то есть в целом взгляд на мир. Его мысли о жизни, любви, сексе, женщинах, детях, взаимоотношениях с людьми и т.д. Речь идет, скорее, о глобальных идеях, чем об отдельных мыслях. Его убеждения относительно того, как все должно быть. Что является значимым, важным для него, а что для него не имеет никакого смысла.
 3. Взаимоотношения, связи: С кем у него были отношения. Как он оценивал отношения, какие мысли здесь потеряны. Какими он видел свои отношения с жертвой.
 4. Эмоции: Как он себя чувствовал во время преступления. Его настроение и чувства, их интенсивность.
 5. Физический статус: Какие-либо замечания относительно его физического состояния. Он находился в алкогольном или наркотическом опьянении? В какое время он почувствовал возбуждение?
 6. Познание, мысли: Его мысли о своем преступлении. Слова или фразы, которые крутились в его голове.
 7. Сексуальные интересы: Какие сексуаьные действия он предпочитает: что он любил делать с партнерами, о каких действиях он мечтал в своих фантазиях. Сексуальные фетиши и навязчивые идеи. На этом этапе можно объяснить значение фантазирования при планировании преступления.
 Каждая из этих областей должна быть исследована в трех временных интервалах: перед преступлением, во время него, сразу после него. Вы можете обратиться и к другим сторонам жизни преступника (например, установление его длительных по времени представлений, взглядов на отношения, сексуальные интересы в целом), но вначале убедитесь, что это уместно и необходимо в вашей общей работе.
 Заметки для ведущего: разрушение способа размышления
 Сессии этого блока чрезвычайно напряжены и предъявляют высокие требования к участникам группы. То, о чем их будут спрашивать, очень тяжело для большинства из них. В ходе занятий у участников группы появится множество минимизаций и когнитивных искажений, чтобы оправдать свое преступление. Ведущим не нужно вступать в конфронтацию с преступниками. Они должны избегать обвинений участников группы, одновременно фрустрируя и расстраивая то, что те говорят. Ведущие всегда должны помнить, что их цель состоит в том, чтобы изменить способ мышления участников группы, а не заставить просто говорить об этом по-другому.
 Техника задавания вопросов
 Вместо того чтобы вступать в конфронтацию по поводу искажений, ведущий должен использовать технику задавания вопросов, которая помогает раскрывать детали события, позволяет преступнику самому видеть менее искаженную панораму событий. Будьте внимательны, чтобы не вложить свои собственные слова в уста участника группы. Избегайте фраз типа: "Не думаете ли Вы, что..." Используйте открытые вопросы вместо закрытых. Задавайте вопросы по деталям преступления, которые вскрывают общий контекст преступления и побуждают участника к размышлениям. Например: "Какие еще могут быть причины того, что она все время молчала?"
 Помните принцип Сократа: личность с большей степенью вероятности интегрирует и принимает ту позицию, которую она выработала в процессе собственных рассуждений.
 Если участник группы "замыкается", а Вы не способны изменить его искажение, переходите к другой области, но предупредите, что Вы вернетесь к этой проблеме позже. Предоставьте участнику группы свободу, чтобы он мог подумать о своей проблемной зоне и отрегулировать собственную позицию, возможно, в период между двумя сессиями. Избегайте аргументов, конфронтации и чего-нибудь еще, что может заставить преступника защищаться. Это только укрепляет его в своей позиции.
 Поддержка
 Поддерживайте устремленность участника группы в сторону активного сообщения. Даже когда прогресс очень незначительный, найдите что-нибудь в его поведении, что достойно похвалы. Скажите: "Все мы знаем, что это очень трудно для Вас, но хорошо, что Вы..." Вовремя оказанная поддержка - ваш наиболее мощный инструмент изменения поведения преступника.
 Блок 6
 СоЧувствие жертве - использование
 письменных сообщений
 ЦЕЛИ
 1. Подвести преступников к положению, когда они начали бы думать о преступлении с точки зрения жертвы.
 2. Выделить когнитивные искажения, которые они используют, чтобы защитить себя от мыслей о причинении вреда жертвам.
 3. Привести преступников к пониманию важности в предотвращении рецидива, их способности видеть ситуацию глазами жертвы и чувствовать то, что может чувствовать жертва.
 МЕТОД
 1. Сбор выполненных домашних заданий
 Письма к жертвам, подготовленные заранее (домашняя работа), должны быть собраны в начале сессии.
 2. Вводная беседа
 Ведущий объясняет, что эти сессии очень важны для осужденных в плане развития навыков контроля над своим поведением.
 Ведущий подчеркивает, что цель этих сессий состоит в том, чтобы помочь участникам осознать, как их поведение видится потерпевшим, и прочувствовать, почему они должны вести себя по-другому. Это чувство, что именно плохо в их поведении, и эмпатия (сочувствие другим, в том числе их жертвам) помогут им контролировать свои побуждения и избегать преступного поведения.
 Многие побуждения могут быть уменьшены через сопереживание с потерпевшим. А это, в свою очередь, помогает противостоять искушению.
 3. Сообщения
 Группе выдаются письменные сообщения для чтения во время сессии. Выберите письменные сообщения из предложенных или которые вы сами сможете найти, наилучшим образом отвечающие потребностям Вашей группы. Представляйте сообщения по одному и выделяйте время для участников группы, чтобы прочитать их, или попросите одного участника читать вслух.
 Для каждого сообщения:
 Заполнить таблицу: Направления психологического и иного вреда как на небольшом периоде, так и продолжительном, с точки зрения жертвы преступления (попросите группу выделить для каждого эффекта краткосрочные и долгосрочные последствия)
 Варианты ответов:
 - чувство бессилия;
 - долгое время преследующие страхи;
 - потеря самоуважения;
 - негативные проявления в отношениях с другими людьми - гнев и т.п.;
 - воздействие на сексуальную сферу;
 - депрессии, причинение ущерба самому себе (суицид);
 - для детей - раннее сексуальное развитие, промискуитет;
 - разрыв отношений со взрослыми.
 Дискуссия: Как могут участники группы увидеть связь между каждым сообщением и их собственным преступлением? (Вам нужно быть уверенными, что каждый участник группы принимает участие в обсуждении.)
 Если во время обсуждения опять проявляются когнитивные искажения, предлагайте группе их выделить и раскрыть, как это делалось на сессиях пятого блока.
 Заметки после сессии
 Ведущие должны прочитать письмо каждого участника группы к потерпевшему и отметить все случаи дефицита сочувствия, которые стали очевидными для них. Эту информацию можно использовать для направления обсуждения в течение сессий на сочувствие потерпевшим и для планирования ролевых игр.
 Блок 7
 СоЧувствие жертве - использование
 видеоматериалов
 ЦЕЛИ
 1. Углубить понимание участниками группы переживаний потерпевшего (жертвы).
 2. Развивать понимание роли страха, бессилия и беспомощности в переживаниях жертвы.
 3. Развивать понимание того, почему потерпевшие иногда не сообщают о преступлении против них, объяснить последствия для потерпевшего сообщения о преступлении или сохранения тайны.
 4. Исследовать переживания потерпевшего.
 МЕТОД
 1. Использование видеоматериалов
 Участникам группы показывают два видеосюжета (по одному во время каждой сессии).
 После просмотра видеосюжета участников группы просят осветить весь диапазон переживаний, которые испытывали потерпевшие. Для каждого из этих переживаний осветить краткосрочные и долгосрочные последствия для жертвы. (Он насилует ее, он угрожает ей, она просит остановиться, а он игнорирует ее просьбу, никто не верит ей, а верят ему и т.п.)
 Ведущие просят дополнить список переживаний и единиц опыта жертвы.
 Этот процесс должен затем быть повторен для второго видеосюжета на следующей сессии.
 2. Домашнее задание
 Каждый участник группы должен приготовить письменное сообщение о своем самом тяжком преступлении с точки зрения потерпевшего. Это не должно быть письмо-обличение или заявление от имени потерпевшего. Это должно быть повествование о том, что случилось и что потерпевший думал и чувствовал, написанное от первого лица, как будто потерпевший писал это в ходе преступления.
 Заметки после сессии
 Ведущие должны прочитать сообщение каждого участника группы и отметить все случаи дефицита сочувствия, которые стали очевидными для них. Эту информацию можно использовать для направления обсуждения в течение сессий на сочувствие потерпевшим и для планирования ролевых игр.
 Блок 8
 Рассказы жертв
 ЦЕЛИ
 1. Побуждать участников группы проявлять сочувствие по отношению к своим жертвам.
 2. Помогать участникам группы продвигаться от общего понимания реакций потерпевшего к тому, чтобы видеть происходящее глазами жертвы.
 3. Учить выделять детали преступления, которые будут использованы в ролевых играх.
 МЕТОД
 1. Вернуть домашнее задание
 Домашнее задание должно быть возвращено в начале сеанса.
 2. Интервью от имени жертвы
 Каждый участник группы по очереди описывает свое самое тяжкое преступление с точки зрения потерпевшего. Они должны не читать, а рассказывать от первого лица ("Меня зовут Лена. Я ...). Чтобы помочь им, ведущие и другие участники группы задают вопросы, как будто они интервьюируют жертву.
 Интервью должно охватывать следующие моменты:
 - Как все начиналось, развивалось?
 - Как преступник манипулировал Вами в ходе преступления?
 - Что с Вами происходит теперь?
 Примерные вопросы:
 - Как Вы познакомились или встретились с преступником?
 - Что он говорил Вам, когда ...?
 - Что Вы говорили (делали) ...?
 - Как Вы себя чувствовали, когда он ...?
 - Что бы Вы хотели сказать ему теперь?
 - О чем бы Вы хотели спросить его?
 3. Опрос участника после интервью
 Попросите участника описать, как он чувствовал себя в роли потерпевшего? Есть ли что-нибудь, на что он теперь смотрит другими глазами? Есть ли что-нибудь в его новом опыте, что удивило его? Чему он научился?
 Заметки после сессии
 Опишите, как каждый участник показал себя в этом упражнении. Были ли дефициты сочувствия (он искажал сообщения или оправдывал преступника). Если так, то это необходимо запланировать для включения в следующий блок. Были ли какие-нибудь примеры растущего сочувствия (например, он говорил о том, о чем не говорил в своем описании своего преступления со стороны преступника)? Объяснил ли он что-нибудь, что не смог объяснить перед этим (например, поведение жертвы)?
 Что преступник говорил в сообщении после упражнения? Чему он научился в упражнении (с его слов)?
 Демонстрировал ли он какие-либо признаки эмоций в течение упражнения? Если да, то в каком месте? Как Вы думаете, что это были за чувства (эмпатия или жалость к себе)?
 Блок 9
 Проигрывание роли потерпевшего
 ЦЕЛИ
 1. Побуждать участников группы к развитию понимания эмоциональных переживаний потерпевших в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
 2. Добавлять к этому опыт физических переживаний жертвы.
 3. Закрепить у каждого участника группы воспоминания об опыте их потерпевшего, которые должны сдерживать отклонения в сексуальном фантазировании и предупреждать дальнейший рецидив.
 МЕТОД
 Планируйте на каждого участника группы по одной сессии, чтобы он имел возможность проиграть и осознать опыт потерпевшего в различных ситуациях. Предлагайте другим участникам группы и ведущим, если потребуется, выступить в других ролях.
 1. Упражнение "Ледокол"
 Разделите участников группы на пары (один - игрок А, другой - игрок В).
 Попросите игрока А рассказать игроку В о своих опасениях, неприятных и отрицательных чувствах относительно участия в ролевой игре по собственным преступлениям. Дайте две минуты на выполнение этого упражнения, потом предложите поменяться ролями. Теперь В пусть расскажет А.
 Затем повторите упражнение, но попросите их говорить о позитивных причинах участия в ролевых играх. Объясните, как данное упражнение поможет участникам группы.
 Верните группу в круг и выслушайте все положительные и отрицательные мнения.
 2. Ролевые игры на краткосрочные и долгосрочные последствия
 Для каждого преступника ведущие разрабатывают два или три сценария ролевых игр, в которых он может выступать в роли потерпевшего или его близких в разных ситуациях, при этом любая ролевая игра должна достигать определенной цели (при планировании игры просмотреть записки ведущих по поводу дефицита сочувствия каждого участника). Используйте для каждого участника различные методы: пребывание на "горячем стуле", исполнение роли и размышление о роли.
 3. Введение участника в роль
 Очень важно работать с каждым участником группы, чтобы ввести его в роль, расспросив детально о жертве: одежда, волосы, распорядок дня, семья, друзья, интересы и т.д. Только когда преступник начнет отвечать спонтанно от первого лица (как потерпевший или тот, чью роль он играет), Вы можете начинать игру.
 Вот некоторые вопросы, которые целесообразно задавать на этом этапе:
 - Как Вас зовут?
 - Сколько Вам лет?
 - Какого цвета Ваши волосы (глаза)?
 - Пользуетесь ли Вы косметикой? Носите ли Вы драгоценности? Если да, опишите.
 - Курите ли Вы?
 - Что на Вас сейчас надето?
 - Где Вы работаете (учитесь)?
 - Как долго Вы работаете (учитесь) там? Что Вам нравится или не нравится там? Кто Вам нравится или не нравится там? Почему?
 - Что Вы собираетесь или хотите достичь в своей жизни?
 - Как долго Вы знали преступника?
 - Какие отношения были между Вами?
 - Есть ли у Вас хобби? Опишите подробно. Что Вам нравится в нем?
 4. Введение в действие
 Каждый участник группы должен проиграть свое самое тяжкое преступление. Вначале ведущие вводят в действие ролевой игры и предлагают одному участнику сыграть самого себя (т.е. преступника), а на роль жертвы и другие роли назначаются остальные участники группы. Затем игра повторяется, только теперь он выступает в роли жертвы, а кто-то играет роль преступника. Лучше, если роли преступников во втором случае будут играть ведущие.
 Размышление как метод, использующийся в процессе введения в игру, позволяет преступнику вербализовать свои мысли и чувства и, следовательно, помогает ведущим определить степень развития эмпатии.
 5. Выход из роли
 После того как сценарий проигран, ведущие должны вернуть "актеров" назад в состояние "здесь и сейчас", спрашивая их, где они находятся, какие планы у них на этот день и т.п. Если преступник глубоко вошел в роль или играл несколько ролей, ведущий может использовать более сильные процедуры вывода из роли. Например:
 - Закройте Ваши глаза и представьте, что каждый человек, которого Вы играли сегодня, уходит от Вас. Вы можете видеть, как уходят (далее следует список имен людей, которых он играл). Теперь Вы видите, как они сворачивают за угол и Вы остаетесь один. Теперь откройте Ваши глаза и сообщите мне, кто Вы в реальности...
 6. Обсуждение
 По окончании каждой ролевой игры ведущие задают вопросы участнику, чтобы помочь ему интегрировать опыт участия в игре и подчеркнуть его новое понимание ситуации.
 Примерные вопросы:
 - Какие чувства Вы испытывали в ходе ролевой игры?
 - В какой части тела сконцентрированы эти чувства? Как Вы их ощущали?
 - С какими неожиданными для Вас чувствами Вы столкнулись?
 - Что Вы поняли о поведении жертвы и почему?
 - Какая часть ролевой игры повлияла на Вас больше всего? Почему?
 - Что изменилось в Вашем представлении о Вашем преступлении сейчас?
 Записки для ведущего: руководство по проведению ролевых игр
 1. Цель ролевой игры состоит в том, чтобы развить у преступника сочувствие к потерпевшему.
 Перед планированием или проведением игры убедитесь, что эта цель достаточно четко определена. Не следует использовать ролевые игры в блоке 9 для достижения каких-либо иных целей.
 2. Никакого физического контакта. Исключение: если режиссер говорит, что он нужен, или если этот вопрос согласован заранее.
 Ролевой игрой легче управлять, если участники не имеют физического контакта друг с другом. Если Вы чувствуете, что физический контакт значительно расширил бы ценность ролевой игры, получите на это согласие всех участников.
 3. Никакого физического насилия.
 Любые формы физического насилия в ролевых играх запрещены.
 4. Если режиссер говорит "СТОП", действие прекращается.
 Это должно быть известно всем участникам заранее. Режиссер может остановить ролевую игру в следующих случаях:
 - для "размышлений" о том, что чувствует участник в этой точке развития событий;
 - когда участники теряются и не могут найти способ развития сочувствия;
 - когда ролевая игра выходит из под контроля (управления);
 - если участники или зрители смеются;
 - когда цель ролевой игры достигнута;
 - если цель ролевой игры не достигается;
 - если развитие событий в игре несовместимо с развитием сочувствия.
 Режиссер должен использовать прием "СТОП" регулярно, чтобы показать осужденным, что он контролирует ситуацию, и чтобы самому убедиться в этом.
 5. "Вне игры": право каждого участника остановить игру.
 Данное право является средством, при помощи которого любой участник может останавливать ролевую игру на время. Это не прекращение действия, а лишь остановка на минуту или две, которую ведущие могут использовать для постановки вопросов или для разъяснений.
 6. Использование декораций.
 Декорации помогают воссоздать реалистическую картину события. Однако необходимо тщательно отбирать их, использовать вместо оружия резиновые копии.
 7. Вовлекайте в действие по возможности всю группу.
 Проигрывание своего преступления требует много мужества, и преступник может сделать это только при поддержке группы. Даже если участники группы не задействованы в сцене, они должны проявлять активность, наблюдая и задавая вопросы. Например, в момент остановки игры группа может расспрашивать участников об их опыте. Точно так же целая группа должна принимать участие в расспросе после завершения каждой игры.
 8. Всегда выводите из роли.
 По окончании каждой ролевой игры участники должны быть выведены из роли.
 9. Всегда обсуждайте итоги игры.
 Опрос мнений и обсуждение итогов игры позволяет участнику лучше запомнить и осознать свой опыт. Следующие вопросы помогут преступнику интегрировать свой опыт:
 - Расскажите, как Вы себя чувствовали в ходе ролевой игры.
 - (После ответа) Расскажите, а что это значит?
 - Какой новый взгляд на свое преступление появился у Вас в ходе игры?
 - Что удивило Вас, когда Вы входили в роль ...?
 - Заметили ли Вы, что Вы говорите или думаете так, как не ожидали от себя?
 - Не могли бы Вы описать как Вы себя чувствовали? Как Вы чувствуете себя сейчас?
 Не затягивая опрос, старайтесь уложиться в отведенное для него время. Вовлекайте в обсуждение всех участников.
 10. Использование ведущих в качестве актеров.
 Ведущий, который непосредственно участвует в действии, приобретает богатый опыт. Однако он должен выбирать лишь те роли, которые не повредят его положению в группе. Участие в ролевой игре помогает ведущим лучше осуществлять контроль за ходом игры.
 11. "Контроль смеха" в группе.
 Участники обычно опасаются, что ролевая игра вызовет смех в группе. Следовательно, особенно важно, чтобы ведущие определили свое отношение к смеху в группе. Это лучше всего сделать перед первой ролевой игрой. Объясните участникам группы что, почувствовав желание засмеяться, он должен вспомнить, насколько это будет болезненно для главного участника, и постараться сдержать смех.
 12. Наблюдение за групповыми процессами.
 Строго рекомендуется, чтобы в каждой ролевой игре присутствовали трое ведущих, один из которых руководит игрой, другой - принимает в ней участие, третий - наблюдает за реакцией всех участников группы. Один из ведущих одновременно отвечает за процесс задавания вопросов.
 13. Подготовка, подготовка, подготовка.
 Чрезвычайно важна подготовка каждой ролевой игры. Вы не сможете управлять ролевой игрой, если она не будет тщательно подготовлена. Точно так же любой "актер" не может отклоняться от своей роли. Если режиссер внезапно придумал что-либо новое, он должен остановить игру и обсудить это с другими ведущими. Планирование должно охватывать:
 - цель ролевой игры;
 - сценарий;
 - техники, которые нужно использовать;
 - потенциальные ловушки и как их можно будет избежать;
 - роли каждого ведущего;
 - "введение" участников в роль;
 - "вывод" участников из роли;
 - порядок обсуждения.
 Записки для ведущего: методика проведения ролевых игр
 Игра "В роли другого"
 "Главному актеру" задаются вопросы, на которые он отвечает от имени другого лица (жертвы). Например, если бы правонарушитель играл роль матери своего потерпевшего, можно было бы спросить: "Как Вы одеты? Сколько Вам лет? Сколько у Вас детей?"
 Он должен отвечать от первого лица: "Мне 60 лет. У меня трое детей. Я одета в..."
 Не допускайте ответов в третьем лице: "Его матери 60 лет. У нее трое детей. Она одета в ..."
 Саморефлексия
 Ведущие должны периодически "замораживать" действие, чтобы совместно с группой обсудить мысли и чувства участника. Воспользуйтесь правом "СТОП", чтобы остановить игру и спросить участника: "О чем Вы сейчас думаете? Что Вы чувствуете сейчас?"
 Это помогает ему понять опыт потерпевшего и вербализовать свой опыт.
 "Дублеры"
 Эта техника предполагает участие ведущих в игре. Выберите одного или двух человек (участников группы или ведущих), которые будут в ролевой игре помогать актерам, стоять за их спинами, выступая как дополнительные голоса. В любой момент они могут положить руки на плечи актера и добавить свои собственные слова. Затем основные актеры продолжат игру.
 Записки для ведущего: основные этапы подготовки к проведению ролевых игр
 Первый этап
 Накапливайте информацию о дефицитах сочувствия у каждого осужденного. Обратитесь к комментариям, которые он, возможно, сделал относительно своего потерпевшего в блоке 5 и других блоках, поскольку они указывают на недостаток эмпатии. Также используйте его письмо к потерпевшему и интервью от лица потерпевшего. Анализируя эту информацию, составьте список областей, где правонарушитель не представляет возможных психологических последствий для потерпевшего или минимизирует причиненный ему вред.
 Например:
 - Он думает, что, если бы были последствия, они проявились бы у нее уже до суда.
 - Он говорит, что в суде она не выглядела травмированной.
 Второй этап
 Определите в каждой из этих областей цели ролевой игры для участника.
 Например:
 - Он должен понять вероятные отсроченные психологические последствия.
 - Он должен поставить себя на место жертвы в суде и понять, как ей было трудно прийти туда, как тяжело было справиться с ситуацией.
 - Он должен понять, почему ребенок молчал и не оказывал активного сопротивления, когда он предпринимал сексуальные домогательства.

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу