<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 4. Идентификация наиболее полезных реакций на отклонение
 Спросите группу:
 - Если мысли и чувства, которые Вы идентифицировали раньше, делают совершение преступления более вероятным, какие мысли Вы могли бы идентифицировать после "срыва", чтобы помочь себе удержаться от преступления?
 Запишите возможные ответы, но будьте уверены, что это ответы, уводящие человека от срыва. Например:
 - Я только что сорвался, но я могу остановиться прежде, чем совершу преступление.
 - Я всегда знал, что до конца не изменился. Это - напоминание мне, что я должен работать над контролем моего поведения.
 - Возможно, я что-то испортил, но, по крайней мере, я не совершил преступление. Это урок для меня.
 - Этот срыв - исключение. Я уже многого сумел достичь, и это не остановит меня на пути самосовершенствования.
 5. Ролевые игры
 Попросите каждого участника группы определить ситуации, в которых, по их мнению, они могут сорваться. Проведите небольшие ролевые игры по этим ситуациям. Задача участников практиковаться в формах поведения, способных удержать их от преступления. Используйте "рассуждения" как метод конструктивного разговора с самим собой о срыве. Поощряйте и реакции бегства из ситуаций срыва.
 Отведите не более 15 минут на одного участника.
 6. Обсуждение уверенности
 Спросите группу:
 - Почему существует проблема уверенности, что сможешь справиться со всем в будущем?
 Адресуйте этот вопрос самым самонадеянным участникам группы. Поддерживайте обсуждение с помощью вопросов:
 - Что Вы думаете о том, чтобы умышленно испытать себя на факторы риска? К примеру, умышленно войти в ситуацию высокого риска, чтобы доказать себе, что Вы справитесь с ней.
 Группа должна прийти к заключению, что умышленное испытание себя - это рискованная стратегия, поскольку расширяет возможность возникновения проблемы немедленного удовлетворения и осложняет жизнь участника.
 7. Домашнее задание
 Попросите каждого участника группы рассмотреть свой список факторов риска и решить по каждому из них, может ли он проявиться во время его тюремного заключения.
 Блок 19
 Факторы риска в тюрьме
 ЦЕЛИ
 1. Подвести участников группы к пониманию, что они могут встретиться с факторами риска в тюрьме, и что дает им возможность практиковаться и проверять свои помогающие стратегии.
 2. Объяснить идею и значимость ведения Дневника факторов риска.
 3. Подвести участников группы к тому, чтобы начать заполнять Дневники факторов риска.
 МЕТОД
 1. Разбор домашних заданий
 Вначале попросите участников представить их домашние задания группе. Затем составьте список факторов риска, объединяя однотипные.
 Большинство мыслей и чувств, ведущих к риску, можно испытывать и в тюрьме, как и большинство ситуаций и форм поведения. Объясните, что сексуальные мысли и чувства, включая отклоняющееся от нормы сексуальное фантазирование, - это факторы риска, которые можно испытать в тюрьме.
 2. Идентификация успешных помогающих стратегий
 Предложите участникам группы подумать, как они могли бы успешно справиться с факторами риска в тюрьме, и привести отдельные примеры. Попросите группу вспомнить случаи, когда они не справлялись с этими факторами риска в тюрьме, и привести отдельные примеры.
 3. Ведение Дневника
 Объявите: "В течение следующих двух недель я хочу, чтобы Вы все вели Дневник факторов риска, куда записывали бы все факторы риска, с которыми вы столкнулись, и то, как вы справились с ними. Мы встретимся снова через две недели, чтобы сравнить отчеты и посмотреть, может ли группа справляться с факторами риска во всех областях".
 Раздайте каждому участнику группы незаполненные Дневники факторов риска и объясните, как они должны быть заполнены. Выдайте также образец заполненного Дневника факторов риска.
 4. Приближение к завершению работы группы
 Это будет последняя сессия. Используйте эту возможность напомнить участникам группы понятия и концепции, которые они изучили в ходе работы. Можно провести викторину по следующим вопросам:
 - Что такое когнитивное искажение?
 - Какие когнитивные искажения были у Вас лично (у кого-то из членов группы)?
 - Что изменилось, как Вы теперь относитесь к этому?
 - Какую роль в преступлении играет сексуальное фантазирование?
 - Какую роль сыграло сексуальное фантазирование в Вашем преступлении (кого-то из участников группы)?
 - Что Вы узнали о краткосрочных последствиях для потерпевших сексуальных преступлений?
 - Что Вы узнали о долгосрочных последствиях для потерпевших сексуальных преступлений?
 - Какой опыт Вы приобрели во время ролевых игр?
 - Что больше всего запомнилось из приобретенного Вами в ролевых играх опыта жертвы преступления?
 - Что такое проблема немедленного удовлетворения желаний? Как Вы можете избежать ее?
 - Что такое "кажущиеся невзаимосвязанными решения"? Какие "кажущиеся невзаимосвязанными решения" Вы принимали перед совершением преступления?
 - Что такое цепь решений?
 - Что Вы будете делать с высокорискованными мыслями в будущем?
 - Какое Ваше поведение является высокорискованным?
 - Какие виды чувств являются высокорискованными?
 - В какой точке может быть создан план превенции рецидива?
 - Беспокоит ли Вас что-то, связанное с тем, как Вы будете справляться с рецидивным поведением после освобождения?
 - Что является для Вас самым главным мотивом, чтобы не совершать преступление снова?
 Добейтесь правильных ответов на каждый вопрос.
 Потратьте время на то, чтобы обсудить, как люди чувствуют себя по окончании работы.
 5. Домашнее задание
 Каждый участник группы заполняет Дневник факторов риска по форме:
 Дата и Фактор Опишите, Опишите, Насколько
 время риска как возник как Вы старались хорошо
 фактор риска защититься работает Ваша
 помогающая
 стратегия
 Блок 20
 Обзор по дневникам факторов риска
 ЦЕЛИ
 1. Формировать у участников группы навык описывать свой опыт, связанный с факторами риска.
 2. Поддерживать участников группы и нацеливать их на использование своих помогающих стратегий.
 3. Подвести участников группы к исправлению помогающих стратегий, которые не работают.
 МЕТОД
 1. Обзор Дневников
 Каждого участника просят рассказать о своем опыте работы с факторами риска, с которыми они столкнулись после последней встречи. Группа обсуждает их защитное поведение, предлагает более удачные помогающие стратегии, поздравляет, если помогающие стратегии сработали.
 Ведущие делают необходимые для отчета заметки и оказывают помощь участникам группы, когда выбранные ими стратегии оказались хуже, чем те, которым они обучались в ходе занятий.
 Ведущие просят участников группы продолжать заполнять Дневники факторов риска и встретиться вновь через две недели.
 Примечание: Занятия этого блока могут повторяться два или три раза по решению ведущих.
 2. Побуждение к продолжению занятий
 Участникам группы рекомендуется провести анализ существующих у них проблем, выделяя сферы затруднений. Ведущие предлагают каждому продолжить занятия в рамках поведенческой терапии, коммуникативного тренинга и т.п.
 Приложение № 9
 Международный кодекс этики социального работника
 (социального педагога)
 Профессиональная социальная работа основана на гуманитарных, религиозных и демократических идеалах; она ставит перед собой задачу - развивать человеческие способности. Социальные работники служат благу и самореализации человека, развивают и используют научные знания о социальных и человеческих отношениях, применяют различные источники помощи в целях удовлетворения индивидуальных и общих потребностей и устремлений на национальном и интернациональном уровнях, стремятся к социальной справедливости для каждого человека.
 Общие положения
 1. Каждый человек имеет достоинство, невзирая на его происхождение, пол, расу, возраст, вероисповедание, социальное или хозяйственное положение или общественные обязанности.
 2. Каждый человек имеет право на самосуществование в тех границах, при которых не нарушаются права других людей.
 3. Любое общество - независимо от его строя - должно дать каждому человеку наилучшие возможности для его развития.
 4. Социальный работник имеет право конструктивно использовать свои профессиональные знания и способности в процессе оказания помощи одному человеку или группе, общности и обществу в целях способствования их развитию и разрешению конфликтных ситуаций и их последствий.
 5. Социальный работник должен оказывать помощь объективно, отодвигая на второй план свои цели и представления.
 Основные положения этического поведения
 1. Уважать достоинство каждого человека, понимать мотивы его поведения и оказывать соответствующую помощь.
 2. Уважать профессиональные ценности, использовать методики, развивать их и не принимать во внимание все, что мешает профессиональному уровню и профессиональной деятельности.
 3. Проверять все публикации или действия, независимо от кого они исходят: от определенного лица, профессионального объединения или общественной организации.
 4. Признавать профессиональные и личные границы, рационально использовать все необходимые знания и умения и применять научные методы контроля.
 5. Оптимально внедрять специальные знания для дальнейшего развития реалистических стратегий в целях повышения качества жизни в различных общественных формациях.
 6. Понимать истоки и степень социальной неустроенности и корректировать ее с учетом особенностей личности, группы, общности, национальных и интернациональных потребностей, а также с учетом самой профессиональной социальной работы.
 Отношения с клиентами
 1. Отношения с клиентом в рамках службы должны быть построены на взаимном уважении индивидуальности и доверии к получаемой информации и данным. Эта информация может быть передана в компетентные органы без согласия клиента лишь в том случае, если он невменяем или представляет опасность для окружающих.
 2. Индивидуальные цели, ответственность и сознание клиента должны уважаться и быть понятыми. В рамках возможностей службы и социального окружения клиента ему должна быть оказана помощь и принята ответственность за его действия, причем всем клиентам предоставляются равные шансы. Если возможности социального работника будут ограничены определенными обстоятельствами, то об этом клиент должен быть поставлен в известность и сам отвечать за свое решение.
 3. Учитывая единство прав, человеку, группе, общности, обществу должна быть оказана помощь в самоосуществлении и развитии способностей. Основой ее должно стать понимание и использование профессионального отношения, стимулирование способностей и интересов клиента.
 Отношения с работодателями, организациями, учреждениями
 1. Сотрудничество следует осуществлять только с такими учреждениями и организациями, цели которых, стратегии и мероприятия направлены на содействие профессиональной практике и соответствуют "Кодексу этики".
 2. Цели и функции учреждений и организаций, которые вносят вклад в развитие и практическое выполнение концепций и техник, должны подкрепляться сотрудничеством.
 3. Желательные изменения в целеполагании, мероприятиях и практике должны проходить с учетом ответственности клиента. Если необходимая помощь не может быть оказана, так как иссякли источники, то следует инициировать на соответствующие мероприятия высшие инстанции.
 4. Действенность мероприятий и их эффективность должны постоянно контролироваться в интересах профессионального доверия к проблемам самореализации клиента.
 Отношения с коллегами
 1. Необходимо уважать и признавать образованность коллег и других специалистов и эффективность их работы в интересах сотрудничества и качества труда.
 2. Нужно уважать различные мнения и методы работы коллег и других специалистов, а критиковать следует в приемлемой форме и с чувством ответственности.
 3. Необходимо использовать любую возможность для обмена мнениями, идеями и знаниями с другими специалистами, добровольными помощниками, что позволит стимулировать деятельность и критически оценивать профессиональный вклад.
 4. Следует информировать соответствующие инстанции о действиях сотрудников, противоречащих интересам клиента и профессиональным требованиям; коллеги должны быть защищены от несправедливых действий.
 Отношение к профессиональному уровню
 1. Оценки, знания и методические основы профессионального уровня должны периодически подтверждаться.
 2. Профессиональный уровень должен поддерживаться в соответствии с требованиями или постоянно повышаться.
 3. Профессия должна быть защищена от несправедливой критики, уверенность в необходимости профессиональной практики укрепляться.
 4. В профессиональную деятельность должны постоянно внедряться новые методы социальной работы.
 Приложение № 10
 Учебный и тематический планы занятий
 по дисциплине "Обществознание"
 Цель обучения: в ходе занятий слушатели должны получить знания о роли социальной работы в борьбе с преступностью и путях достижения главной цели исполнения наказаний, а также познакомиться с функциональными обязанностями сотрудника.
 Это достигается путем получения знаний:
 - о задачах и обязанностях учреждений, исполняющих наказания, о планах оказания осужденным социальной помощи, а также формированием взглядов и методических способностей, подтверждающих правильность действий при выполнении этой задачи;
 - о методах работы социальных работников или социальных педагогов в тюрьмах с целью выработки у сотрудников тюрем понимания и готовности к сотрудничеству в выполнении поставленных задач;
 - о различных направлениях и мероприятиях социальной работы, проводимых учреждениями, институтами и общественностью, с которыми они должны сотрудничать.
 I. Вводный курс (1-7 недели) - 14 часов.
 1. Основы социальной работы.
 1.1. Учебные цели:
 Слушатель должен усвоить основы знаний о постановке задач и принципах социальной работы в целом и в частности с учетом особенностей исполнения наказаний.
 1.2. Содержание обучения.
 1.2.1. Социальная работа - работа в социуме, разграничение значения понятий.
 1.2.2. Определение понятия "социальная работа" (основы, цели, средства, методы).
 1.2.3. Социальное страхование в ФРГ:
 - принцип социального государства;
 - сущность и виды оказания социальных услуг в различных областях жизни ("сеть социальных учреждений");
 - формы социального обеспечения (социальное страхование, социальные выплаты за ущерб, обеспечение, социальная помощь);
 - социальная политика.
 1.2.4. Задачи и основы социальной помощи, представлявшейся раньше (уход за больными и бедными) и оказываемой сегодня с учетом изменившихся условий жизни всех нуждающихся в помощи (занятие проводится в музее ранней индустриализации г. Вупперталь).
 1.2.5. Пути оказания социальной помощи:
 - профессиональные, методические;
 - на общественных началах.
 1.2.6. Направления и формы социальной помощи.
 1.2.7. Носители социальной помощи и методы их работы:
 - общественно-правовые носители;
 - свободные носители.
 2. Социальная помощь в учреждениях, исполняющих наказания (8-15 недель) - 16 часов.
 2.1. Учебные цели:
 Слушатель должен ознакомиться с возможностями тюрем по оказанию социальной помощи и приобрести умения для содействия при выполнении поставленных задач.
 2.2. Содержание обучения.
 2.2.1. Основные положения § 71 Уголовно-исполнительного кодекса:
 - обязанности учреждения по разрешению личностных трудностей осужденных через оказание социальной помощи;
 - помощь для самопомощи как основной принцип.
 2.2.2. Помощь при поступлении в учреждение:
 - трудности осужденных в ситуациях при поступлении в учреждение (адаптация);
 - мероприятия по оказанию помощи родственникам (если она необходима) или по сохранению имущества осужденного;
 - особые трудности, связанные с содержанием женщин или матерей; консультирование по вопросам социального страхования;
 - значение ознакомительной беседы для организации мероприятий социальной помощи;
 - ознакомление с памяткой "Мероприятия социальной помощи";
 - возможности информирования осужденных через листовки и памятки.
 2.2.3. Содействие социальным работникам или социальным педагогам при обследовании: предложения по направлению или составлению плана отбывания наказания в области социальной помощи.
 2.2.4. Помощь в ходе отбывания наказания.
 2.2.5. Помощь осужденным при освобождении:
 - трудности осужденного при освобождении;
 - особая помощь при освобождении осужденных женщин;
 - социальная помощь через консультирование;
 - помощь путем предоставления работы, жилья и нахождения персонального опекуна;
 - сотрудничество с вышеуказанными инстанциями, особенно с биржей труда и отделами социальной помощи;
 - дополнительная помощь свободных носителей социальной помощи;
 - получение личных и рабочих документов;
 - помощь при освобождении в соответствии с § 75 УИК (особенно основания для определения размера денежного пособия).
 3. Социальный работник (социальный педагог) в учреждениях, исполняющих наказания (16-19 недели) - 7 часов.
 3.1. Учебные цели:
 Слушатели должны приобрести знания о профессиональных задачах социальных работников (социальных педагогов) и их специальных функциях в тюрьмах.
 3.2. Содержание обучения.
 3.2.1. Социальный работник, социальный педагог: процесс обучения, профессиограмма, статус.
 3.2.2. Социальный работник (социальный педагог) в УИН различного вида с учетом основных обязанностей социального работника или социального педагога в тюрьмах земли Северный Рейн-Вестфалия, изложенных в инструкциях, действующих на данный период времени.
 4. Написание письменной контрольной работы с последующим собеседованием.
 Время - 3 часа.
 Всего - 40 часов.
 II. Заключительный курс.
 5. Практика и теория социальной помощи, социальной работы.
 5.1. Учебные цели:
 Слушатель должен научиться устанавливать связи между полученными во время практического обучения знаниями и опытом и теоретическими концепциями современной социальной работы. Он должен приобрести основы знаний о методах социальной работы, чтобы понимать процессы в деятельности социального работника или социального педагога и быть в состоянии профессионально оценить их. Слушателя необходимо направлять на то, чтобы он ориентировал свою собственную профессиональную деятельность на цели и основы систематической социальной работы.
 5.2. Содержание обучения (1-5 недель) - 10 часов.
 5.2.1. Общение с социальными работниками (педагогами) в ходе практического обучения, рефлексия процесса работы в области социальной помощи в учреждениях различного типа.
 5.2.2. Методика социальной помощи (социальной работы):
 - определение понятий методических действий;
 - основы, цели и оценка.
 5.2.3. Методы (обзорно):
 - индивидуальная социальная помощь;
 - социальная работа в группах;
 - социальная работа, которая охватывает население города, района, общины;
 - практическое консультирование и руководство.
 5.2.4. Индивидуальная социальная помощь.
 5.2.4.1. Определение понятия:
 - предмет и исходное положение;
 - цели;
 - процесс помощи;
 - средства.
 5.2.4.2. Методы индивидуальной социальной помощи:
 - обследование;
 - оценка;
 - рассмотрение.
 5.2.4.3. Отношения помощи:
 - различие между профессиональным и личным отношением;
 - отношение как средство заботы (решение проблем);
 - основы поведения и действий во взаимоотношениях помощи.
 5.2.5. Условия, возможности и рамки (границы) методической работы в тюрьмах.
 6. Социальная помощь вне учреждений, исполняющих наказания (6-18 недель) - 27 часов.
 6.1. Учебные цели:
 Слушатель должен приобрести основы знаний о различных инстанциях, мероприятиях и возможностях социальной помощи осужденным и их родственникам вне стен учреждения. Он должен уяснить цели и взаимосвязи этой помощи как составной части единой системы помощи осужденным. Он должен научиться в ходе беседы давать осужденным целенаправленную информацию о том, как использовать эту помощь.
 6.2. Содержание обучения.
 6.2.1. Социальная помощь:
 - правовые основы;
 - задачи и основные положения (помощь для самопомощи, второстепенность, особенности помощи в случае действия при предпосылках для исполнения);
 - носители социальной помощи (местные и вышестоящие); местная и деловая компетентность носителей социальной помощи;
 - формы социальной помощи (персональная помощь, помощь деньгами и вещами);
 - виды социальной помощи (помощь для поддержания жизни, помощь при особых жизненных трудностях в соответствии с § 72 Закона о социальной помощи);
 - права и обязанности тех, кому оказывается помощь;
 - возмещение затрат.
 6.2.2. Обзор различных направлений помощи осужденным и инстанций общественной и свободной помощи при совместной работе в соответствии с нормативными документами.
 6.2.3. Судебная помощь, судебная помощь несовершеннолетним:
 - задачи и цели;
 - организация и методы работы;
 - совместная работа с УИН.
 6.2.4. Помощь условно освобожденным:
 - правовые основы;
 - задачи и цели;
 - организация и методы работы;
 - сотрудничество с УИН, особенно в части, касающейся помощи при освобождении;
 - организация надзора за досрочно освобожденными.
 6.2.5. Надзор:
 - правовые основы;
 - задачи и цели;
 - отличие от помощи условно осужденным и досрочно освобожденным;
 - организация и методы работы;
 - сотрудничество с учреждениями, исполняющими наказания.
 6.2.6. Подготовительные мероприятия учреждения, исполняющего наказания, к введению надзора за досрочно освобожденными в соответствии с поступившими административными предписаниями, действующими на данный период времени.
 6.2.7. Методические указания для выработки установок, основанных на законе, к вопросам помилования в целом и на конкретном примере (межпредметные связи с психологией и уголовным правом).
 6.2.8. Помощь осужденным свободными носителями:
 - амбулаторная и стационарная помощь союзов свободной благотворительной помощи;
 - местные союзы помощи и содействия, свободные инициативные контактные группы и группы самопомощи.
 6.2.9. Шефская работа в тюрьмах земли Северный Рейн-Вестфалия (в соответствии с действующими на данный момент предписаниями).
 6.2.10. Оказание помощи путем примирения жертвы с преступником.
 6.2.11. Консультирование по долгам, регулирование долгов.
 7. Написание письменной контрольной работы с последующим собеседованием.
 Время - 3 часа.
 Всего - 40 часов.
 библиографиЧеский список
 Алферов Ю.А. Социально-психологическое изучение особенностей личности осужденного. Домодедово, 1990.
 Алферов Ю.А., Пятков В.П., Соловьев В.Г. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы. Домодедово, 1992.
 Антонян Ю.М. Некоторые проблемы ресоциализации ранее судимых лиц // Проблемы борьбы с рецидивной преступностью. М., 1980.
 Антонян Ю.М.,Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.
 Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. М., 1996.
 Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов. М., 1996.
 Дебольский М.Г. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе // Преступление и наказание. 1995. № 4, 5.
 Дробышев В.И., Чернышева А.В. Теоретическая характеристика основных положений ресоциализации осужденных в ИТУ // правовая и организационная основы органов, исполняющих наказания. М., 1995.
 Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 250-256
 Мейхенбаум Д. Эволюция когнитивно-бихевиоральной терапии: ее истоки, принципы и примеры из клинической практики. //Эволюция психотерапии. Том 2. М.: Независимая фирма "Класс", 1988. С. 380-396
 Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Материалы психологической конференции (г. Томск) // Информационный бюллетень № 44. М., 1999.
 Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
 Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. М., 2000.
 Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1998.
 Стурова М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.... докт. пед. наук. М., 1991.
 Южанин В.Е. О понятии "процесс ресоциализации преступника" // Теоретические и организационно-правовые проблемы применения наказания. Уфа, 1990.
 Яковлев В.В. Психологическая характеристика смысловой сферы личности осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1998.
 Arbeitshilfe fьr die Rehabilitation von Suchtkranken Alkogol-Drogen-Medikamente. Frankfurt/Mein, 1996.
 Holler Gerhard. Aufsuchende Sozialarbeit fьr betдubungsmitte-labhдngige Straftдter. Stuttgart; Berlin; Kцln, 1998.
 Bewдhrungshilfe // Fachzeitschrift fьr Bewдhrungs-Gerichts-und Straffдlligenhilfe. 1998. № 2.
 Drogensuchtige im Strafvollzug. Kцln, 1997.
 Gemeinsamer Runderlass des Ministeriums fьr Inneres und Justiz /4550-1VB.65 / und des Ministeriums fьr Frauen, Jugend, Familie und Gesundheit /V A4-0392.3 / 1998. № 5.
 Fachstelle fьr Haftvermeidung und Haftverkьrzung Konzeption WABe. Aachen, 1999.
 Lehr-und Stoffverteilungsplan Justizvollzugsschule N/W, Wuppertal, 1995.
 LOTSE INFO fьr ehrenamtlich Tдtige in der Straffдlligenhilfe. 1999. № 8-13.
 Konzeption der stationaren Gefдhrdetenhilfe des Diakonisches Werk. Krefeld, 1997.
 Mitten im Leben Gefдhrdetenhilfe. Huckeswagen: Fa. LAYOUT, 1998.
 Zinser H. Цffentlich-rechtliche und freie Trдger der sozialen Hilfe. Recklinghausen, 1999.
 Richtlinien fur die Sozialarbeiter/Sozialpдdagogen bei Justizvollzugsanstalten des Landes Nordrhein-Westfalen. Dьsseldorf, 1993. № 2.
 Manfred Otto. Praxis des sozialen Trainings Curriculum fьr Anwendung im Strafvollzug. Hannover, 1987.
 Mьller-Dietz Callies. Strafvollzugsgesetz. Mьnchen, 1994.
 Balzer-Ickert Cordella. Villigster Eheseminare im 21. Jahr // StrVo. 1996. № 3.
 Checkheft: Vorbereitung auf die Entlassung. Geldern: Justizmi-nisterium N/W, 1997.
 F.Behrens. Strafvollzug in Nordrhein-Westfalen. Dьsseldorf, 1997.
 Annegret Eckhardt. Im Krieg mit dem Kцrper. Autoaggression als Krankheit. Rowohlt Taschenbuch Verlag, Reinbeck bei Hamburg, 1994.
 Joachim Gneist. Wenn HaЯ und Liebe sich umarmen. Das Borderline-Syndrom. Ein Psychosdrama unserer Zeit. Piper Verlag, Mьnchen, 1995.
 Jon Kabat-Zinn. Gesund durch Meditation. Das groЯe Buch der Selbstheilung. O.W. Barth, Bern, 1996.
 J.J. Kreismann & H. Straus. Ich hasse dich - verlaЯ mich nicht. Die schwarzweiЯe Welt der Borderline-Persцnlichkeit. Kцsel-Verlag, Mьnchen, 1992.
 M. Linehan. Dialektische-Behaviorale Therapie der Borderline-Persцnlichkeitsstцmng. CIP-Medien, Mьnchen, 1996.
 M. Linehan. Trainingsmanual zur Therapie der Borderiine-Stцrung. CIP-Medien, Mьnchen, 1996.
 Thich Nath Hanh: Das Wunder der Achtsamkeit. Einfьhrung in die Meditation. Theseus Verlag Zьrich, 1993.
 Konrad Stauss. Neue Konzepte zum Borderline-Syndrom, Stationдre Behandlung nach den Methoden der Transaktionsanalyse. Das Grцnenbacher Modell. Jungfernmann, Paderborn, 1994.
 Ulrich Sachsse. Selbstverletzendes Verhalten, Psychodynamik - Psychotherapie, Vandenho-eck & Ruprecht, Gцttingen, 1994.
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу