<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Откинуться на спинку парты, прикрыть веки. крепко, как только можете. зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
  3. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, Вернуться в исходное положение. Повторить 5-б раз.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовен стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
  5. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.
  6. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек. (дома на ваш экран мысленного взора); затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
  7. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.
 Как научиться читать вертикальными движениями глаз
  Разбирая элементы методики быстрого чтения, мы оказались почти на половине пути освоения новой техники чтения. Мы все больше и глубже узнаем особенности самого процесса чтения.
  Но прежде чем продолжить упражнения, давайте вспомним, что мы умеем сегодня, освоив шесть бесед техники быстрого чтения.
  Первое - вы хорошо усвоили первое правило техники быстрого чтения - читать без регрессий. При. чтении любых текстов ваши глаза бегут только
 вперед.
  Второе-вы всегда читаете по интегральному алгоритму чтения. Закончив читать текст, вы видите, представляете себе семь блоков алгоритма и
 проверяете их заполнение.
 Третье-по окончании чтения у вас формируется доминанта-основная смысловая часть текста. Сжато и точно вы можете выразить основные мысли, идеи автора.
  Четвертое-вы читаете без артикуляции. Информация обрабатывается только зрительным путем без проговаривания.
  Пятое-у вас широкое поле зрения. Вы видите почти всю страницу в упражнении "Созерцание зеленой точки". Узкие газетные колонки вы читаете только вертикальным движением глаз.
  Перечисленные приемы техники быстрого чтения, которыми вы уже владеете, составляют основу методики. Они входят главными составляющими в семь золотых правил быстрого чтения, которые будут рассмотрены в заключительной беседе. Итак, вы умеете уже многое. Что же дальше? Наверное, вы уже пробовали читать вертикальным движением глаз не только газетные статьи, но и книги, и потерпели неудачу. Если вы еще этого не сделали, попробуйте перевернуть две страницы книги назад и читать, стараясь удерживать глаза строго вертикально. Несмотря на то что текст вам уже знаком, чтения как такового все же не было. В чем причина? Хотя вы располагаете всеми возможностями для вертикального чтения, психологически вы к нему еще не готовы. Эту задачу и выполняет новое упражнение, которое мы назвали "метод штурма".
  Штурм-это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек. В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убедили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии АН СССР. Изучалось движение глаз испытуемых, предварительно обученных быстрому чтению.
  Испытуемый, сидя в кресле, читал текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешнюю поверхность глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала.
 
 Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения.
 Тексты после одного прочтения менялись.
  Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз. На рис. 30 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты "Правда" испытуемой С.. прошедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она прочла статью в пять абзацев за 20 сек., показав при этом скорость чтения 4800 знаков в минуту.
  Как следует из этого рисунка, фиксации глаз и трасса взора располагаются
 в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле. где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение последнего абзаца заметки:
 траектория взора проходит по первой половине абзаца посередине и ключевые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется асимметричным переносом траектории движения глаз
 слева направо-посередине смысловых рядов.
  На рис. 31 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст, состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 сек. Ключевые слова расположены равномерно относительно условной вертикали, проведенной через середину колонок. Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготение к смысловым рядам как ядерной основе. Мы видим, что М. использует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных движений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыдущей, можно судить о конечных успехах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи теперь ИСПОЛЬЗУЮТСЯ как подкрепляющая обратная связь.
  Из приведенных записей видно, что фиксация взора располагается именно
 на ключевых словах и смысловых рядах, т. е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте-"золотое ядро". Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.
  Упражнение "Метод штурма" помогает освоить такую технику движения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель. Основная задача упражнения состоит в изменении программы восприятия текста, с тем чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное остается "на потом" или не берется вовсе.
  Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигураций слов, не реагируя на те участки текста которые передают малозначащую информацию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношении, смыслов, которые конструирует сам читающий. Люди занимаются постоянно таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода "ключами", помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.
  На рис. 24 мы уже видели в сопоставлении схемы движения взора при медленном и быстром чтении. Движение взора по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если внимательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали-то вправо, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.
 Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы идет
 восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами.
  Но вдруг взгляд отклонился от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко Но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос, как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения
  Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина-избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста - вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз-один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.
  В основе упражнения "Метод штурма" лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводится только 15 сек И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать
  Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 сек которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и запомнить инструкцию От этого зависит ваша жизнь. Максимальная мобилизация всех сил внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали чтение
  Приведенная выше ситуация и представляет собой упражнение "Метод штурма", с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10-12 книг объемом 50-100 страниц каждая Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.
 
 Правила выполнения упражнения "Метод штурма"
  1. Необходимо подготовить 10-12 книг научно-популярного характера объемом 50-100 страниц каждая. Желательный формат книги-такой же, как у этой.
  2. Первые две-три книги необходимо предварительно подготовить-сделать разметку: провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.
  3. Читать книгу, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 сек.
  4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно записать на магнитофоне отметки времени. Можно, что более предпочтительно, взять интегральное время на чтение всей книги. Например, 100 страниц прочитать за 25 мин.
  5. Главное при таком чтении-строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз-их остановка и частично горизонтальные движения-допустимы, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.
  6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что "метод штурма"-это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы.
  7. Каждая книга читается вами от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выходные данные, о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились?
 Упражнение 6.3. Вертикальные движения глаз
  6.3.1. Ежедневно читать одну книгу объемом 50-100 страниц "методом штурма", развивая вертикальное движение глаз. Понимать прочитанное пока не нужно.
  6.3.2. Ежедневно читать одну-две книги объемом 100-150 страниц "методом штурма", используя только вертикальное движение глаз. Постараться усвоить основной смысл прочитанного.
 Определение скорости чтения
  Как обычно, приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать текст, приведенный ниже. Этот текст набран узкими колонками, что поможет вам организовать при его чтении строго вертикальное движение глаз с полным охватом всей колонки. Читайте смелее. Помните: ваша задача- найти в тексте ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма чтения.
 Время начала чтения____________________
 Время окончания чтения ________________
 Время чтения текста ____________________
 
 Теперь запишите в тетрадь ответы на приведенные в приложении 5 десять вопросов и подсчитайте скорость чтения по известной вам формуле. Внесите результаты в свой план и график роста скорости чтения.
 Контрольный текст № 6 Объем 2700 знаков
 ДВА СЛОВА О "МОДНОМ" ФРЕЙДЕ
  Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как бы трехслойна. "Оно" - комплекс инстинктивных желаний, рвущихся наружу. "Эго", то есть "я",- сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. И "супер-Эго", сверх-я - то, что сознательно усваивается человеком от других людей,- требования общества, социальные нормы и т. д.
  В жизни человека действует "принцип реальности", говорит Фрейд. Нельзя жить по законам "Оно": тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования "Супер-Эго" - мы же люди, а не автоматы!
  Однако "Супер-Эго" давит на нас: "Делай, как надо!" Мы не можем на практике не нарушать его требований-но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации. Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть.
  "Эго" вынуждено действовать на два фронта: сдерживать рвущееся вперед "Оно" и в то же время примирять максимализм "Супер-Эго" с "естественным" стремлением сохранить индивидуальность. Но "Супер-Эго" не сдержишь - вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! "Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад,а Щука тянет в воду..."
  Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. "Оно", то есть желания, переживания - все, что лежит за пределами разума,-объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания ("Эго"), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке.
  Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных "Оно" никак не сводимо к одним только биологическим потребностям, врожденным инстинктам.
  Но эта картина реалистична и еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. И если "Супер-Эго" отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом.
 "Эго", а проще - личность - может их не принимать, отталкивать,хотя и вынуждено к ним приспосабливаться. Но такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечеловеческими законами психики: она исторически и социально обусловлена, она - отражение в психике человека неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд.
 И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к "слою", лежащему между сознанием и автоматическими, полностью бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между "душой" и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, •подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.
 Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка.-М., 1984.-С. 118-119.
 
 
 БЕСЕДА СЕДЬМАЯ.
 ВНИМАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ
 Внимание - катализатор чтения
  Роль внимания при чтении исключительно велика. Внимание определяет также в значительной степени эффективность многих других видов человеческой деятельности. Внимание-один из признаков воли. Степень сосредоточения или организации внимания есть показатель скорости чтения.
  По образному выражению К- Д. Ушинского, "внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира".
  Итак, внимание играет огромное значение в жизни человека. Именно с его помощью другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает.
  Что же такое внимание? Его нельзя считать самостоятельным психическим процессом подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их. Мы можем внимательно воспринимать, думать, запоминать, но быть просто внимательным, независимо от восприятия, мышления, запоминания, невозможно.
  Психологи называют вниманием избирательную направленность создания при выполнении определенной работы. Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико. В самом деле, можно изучить метод быстрого чтения как теорию, но без умения сосредоточиться, организовать внимание вряд ли удастся этот метод применить. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. А для этого в первую очередь необходимо знать причины, вызывающие образование устойчивого внимания, его поддержание и исчезновение.
  С точки зрения физиологии, согласно учению И. П. Павлова, внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях (отрицательная индукция).И наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой возбуждение в других частях коры (положительная индукция). Явление индукции возникает тотчас же, как только в том или ином пункте коры появляется достаточно концентрированный очаг возбуждения или торможения.
  Таким образом, в каждый момент времени в коре головного мозга думающего человека имеется определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными энергетическими условиями для возбуждения. "Если бы можно было,- говорил И. П. Павлов,-видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью' светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью".
  Именно этому "светлому пятну", которое может охватывать одновременно различные области коры, и соответствует более ясное осознание того, что воздействует на нас извне и вызывает это повышенное возбуждение, т. е. эффект сосредоточения.
  Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый А. А. Ухтомским. Согласно этому принципу в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Он как бы привлекает к себе все побочные возбуждения, поступающие в мозг, благодаря чему в еще большей степени доминирует над ними. Основой возникновения такого очага является не только сила первичного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы. С психологической стороны это выражается во внимании к одним раздражителям и отвлечении от других, действующих в данный момент. Есть люди, от рождения обладающие усидчивостью. Как установил А. А. Ухтомский, очаг оптимальной доминантной возбудимости не только не ослабляется, но даже усиливается возбуждением, вызываемым действием несильных побочных раздражителей.
  Как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной работе. Отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете. Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (например, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вялости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражители в течение продолжительного времени).
  Правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Какую роль она играет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внимания при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на занятиях.
  На рис. 32 показаны три способа организации внимания на занятиях. Восприятие можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта.
 
 
 Рис. 32. Три способа организации внимания
 В основном тут действует оперативная память, и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что школьник многое не понял. Усвоить материал можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50%-прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма. И, наконец, третий вариант. Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Москве. Запись прослушанного не велась. Стопроцентное внимание было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают обращение к педагогу), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать. Через некоторое время опять задают вопросы, и, наконец, усвоение. Итог такой работы-запись усвоенного на
 "языке собственных мыслей".
 Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно,
 что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно ее придерживаться.
 Три вида внимания
 Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
 Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленное и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер т. е. не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда действующие раздражители ярко отличаются от общего монотонного "серого" фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, красочная реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример: за бортом корабля в открытом море появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
  Произвольное внимание мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно-результат нашего намерения, целевого усилия воли. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. Это интерес цели, интерес последующего затем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной.
  Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для нас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас. Внимание из произвольного стало по-слепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора, его мастерства, а произвольное-от самого читателя. Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя - его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания. При чтении очень важно не только направлять внимание, но и поддерживать его длительное время.
  Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью: если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание падает.
  Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.Исследования, проведенные психологами, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально
 учить.
  Особое место при чтении принадлежит так называемому зрительному вниманию. В его основе лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Характерная особенность оперативного поля зрения - чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда луч прожектора как бы шарит по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего текст.
  Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. А различная ясность или различная степень осознания того содержания, на которое в данный момент направлен взор, выражается интенсивностью зрительного внимания. Если продолжить аналогию с прожектором, то это 'свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняя свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. Тогда наступает состояние психической слепоты, или невидящего взора, при котором внимание как бы гаснет.
  Отсюда следует, что при чтении нужно уметь произвольно управлять вниманием с помощью специальных приемов и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания - важнейшего параметра психической деятельности. Внимание - своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения: как очень высокий, так и замедленный темп чтения утомляет, способствует снижению внимания.
  Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь научиться управлять произвольным вниманием, а затем формировать послепроизвольное из устойчивого произвольного.
 Основные причины невнимательности
  Многие школьники часто жалуются на рассеянность: "Не обратил внимания", "Отключился и не слышал". Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения.
  Но в школе вам бывает известна высокая "цена" такой рассеянности. "Пробежал глазами" - и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или опоздал на занятия, пропустил объяснения учителем сложной теоремы, например, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания - объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.
  Мнимую рассеянность иногда называют "профессорской". Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает "мимо ушей", не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность - это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.
  Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.
  Иногда бывает трудно определить, за счет какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельное свойство, а целостную характеристику его личности.
 Что такое наблюдательность
  Порой встречаются люди, просто не привыкшие быть внимательными с детства. Они смотрят вокруг, но мало что видят. Здесь мы сталкиваемся со второй причиной рассеянности - отсутствием привычки наблюдать. Если ваших товарищей в классе попросить подробно, в деталях вспомнить и описать что-то по памяти (например, посещение актового зала, где обычно проводятся собрания), то выяснится, что на некоторые детали они просто не обращали внимания. Вспомним, как Шерлок Холмс "экзаменовал" своего друга доктора Ватсона:
  - Вы смотрите, но не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
  - Часто.
  - Как часто?
  - Ну, несколько сот раз.
  - Отлично, сколько же там ступенек?
  - Сколько? Не обратил внимания.
  - Вот-вот. Не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.
  Можно возразить, что на уроке это не нужно и на занятиях в классе никто не ставит подобной задачи. И что не следует перегружать свою память и внимание массой несущественных деталей. Все это так. Однако для успешной учебы, для сокращения времени, которое вы тратите при выполнении домашних заданий, внимательность и наблюдательность в любых, в том числе и в самых неблагоприятных обстоятельствах, особенно нужны и должны стать привычкой, чертами вашего характера, свойствами личности.
  Внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это выражается не только в способности замечать, но активно реагировать на психическое состояние окружающих вас людей, быть чутким к ним. Внимательность накладывает отпечаток на протекание всех познавательных процессов и умственную деятельность в целом, положительно сказывается на ее результатах.
 Психогигиена внимания
  Способность к поддержанию активного внимания связана и с состоянием нервной системы человека. Поэтому третью причину невнимательности мы обозначим как нарушение психогигиены внимания. Здесь речь пойдет о его психофизиологических основах.
  Как мы уже отмечали ранее, физиологической основой внимания является повышение уровня возбуждения в определенных участках головного мозга - возникновение так называемой доминанты. Как утверждают специалисты, наличие очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная роль внимания в познавательных процессах.
  Изменение уровня возбуждения зависит от действия двух законов индукции и доминанты. Согласно первому из них возбуждение в одном участке коры головного мозга приводит к торможению других. Так, если на уроке все свое внимание вы сосредоточили на слушании учителя (т. е. повышено возбуждение в слуховой зоне коры головного мозга), то до определенного предела понижается его "зрительное" внимание (т. е. понижается возбуждение в зрительной зоне коры головного мозга). По закону доминанты слабые возбуждения в других участках мозга подкрепляют ведущий доминантный очаг, усиливая внимание и сосредоточенность. В этом плане велика роль тренировки человека.
  Человек, с детства привыкший работать в идеальных "тепличных" звуковых условиях, не сможет некоторое время полноценно заниматься в зале публичной библиотеки: его постоянно будут отвлекать проходящие мимо люди, их тихий шепот и т. п. И напротив, после большой комнаты, где находилось в группе продленного дня еще много других ребят, заниматься в "тепличных" условиях вам будет мешать тишина.
  А если в комнате, где вы занимаетесь, звучит тихая музыка, то работается лучше или труднее? Большинству людей тихая музыка помогает сосредоточить внимание.
  Интересно отметить, что эта закономерность широко использовалась в Древней Греции, в философской школе Аристотеля, получившей название "перипатетиков" или "прогуливающихся", поскольку обучение там происходило во время прогулок. Основатели этой школы полагали, что физическая активность отражается на сосредоточенности внимания, на интеллектуальной деятельности. Когда "тело разогрето прогулкой", то и "мысль становится живее".Сопутствующие привычные движения, не требующие к себе пристального внимания и большого напряжения сил, положительно влияют на работоспособность, на сосредоточенность внимания. И. П. Павлов писал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима минимальная сумма раздражений. Вот почему трудно длительно сохранять сосредоточенность внимания в полной тишине, в пассивном, бездеятельном положении тела. Вниманию не хватает "подкрепляющих" впечатлений.
  Еще раз подчеркнем, что сопутствующие, параллельные движения должны быть автоматическими, а звуковые впечатления не должны привлекать внимания своим содержанием.
 Как управлять своим вниманием
  Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.
  Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимообусловленности овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л. С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более высокую ступень личностного развития.
  Прежде чем перейти к рассмотрению упражнений по тренировке внимания и заданий для определения степени вашего внимания, нам хотелось бы подчеркнуть одно важное обстоятельство. Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.
  Помните, 3 месяца-это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, вы заметите некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.
  А теперь давайте проведем анализ вашего внимания по четырем наиболее важным показателям:
 - концентрация внимания;
 - устойчивость внимания;
 - переключение внимания;
 - объем внимания.
 
 Концентрация внимания
  Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.
  Из курса физики вам знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева. Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.
  Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум- 90 сек. После этого срока внимание рассредоточивается и "собрать" его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно опеределить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.
 Таблица 5
 Тест для определения концентрации внимания
 
  Задание. Определение концентрации вашего внимания и возможности развития этой способности. Вам предлагается бланк таблицы с 25 строками цифр (табл. 5). За 7 мин. необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма которых равна 10. Например:
 А. 2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 83 12 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7
  Затем производится подсчет пропусков или неверно отмеченных пар цифр.За каждую ошибку присваивается один балл. Ваш результат по сериям занесите в табл. 6.
 Таблица 6
  Результаты выполнения теста "Концентрация внимания"
 № серии 1 2 3 Число штрафных баллов
  Задание выполняется в три серии, с тремя бланками. Для этого на трех листочках бумаги перепишите все цифры и буквы из табл. 5 (будьте внимательны при выполнении работы). Между сериями перерыв в 3-5 мин. После окончания каждой серии нужно записать число штрафных баллов в табл. 6. Просматривая таблицу, следует концентрировать внимание на расположении цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Работайте как можно скорее. Не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на ваших результатах. Через 7 мин. после начала работу прекращайте и начинайте подсчет пропусков.
  Внимание! При незавершенной работе результаты не учитываются.
  Ключ для подсчета и анализа результатов.
  Всего в бланке 149 пар цифр, сумма которых равна 10. За каждую ошибку-пропуск или неверно отмеченную пару цифр - присваивается один штрафной балл.
 Таблица 7
 Анализ результатов теста "Концентрация внимания"
 Характеристика внимания % ошибок Число штрафных баллов Высокая концентрация 10% от 0 до 26 Хорошая концентрация 20% от 27 до 37 Удовлетворительные данные 30% от 38 до 48 Плохая концентрация 40% от 49 до 149 Анализ ваших успехов проведите по результатам теста по табл. 7. Это задание можно выполнять и для проверки успешности развития своей способности к концентрации внимания. Первые полгода рекомендуется выполнять его раз в месяц, затем повторить проверку через полгода, а результаты следует хранить для сравнительного анализа.
 Устойчивость внимания
  Особое значение для достижения успеха в быстром чтении, помимо концентрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
 
 Рис. 33. Двойное изображение: ваза или профиль?
 
 Рис. 34. Двойное изображение усеченной пирамиды
 В одной из индийских сказок, рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объявил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали молоко. "Это не министры",-говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. "Это министр",- сказал магараджа.
  Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате периодически "слышатся" то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук. Это пример естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследования показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с периодом в среднем около 10-12 сек. Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и относятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами). Колебания внимания легко наблюдать с помощью так называемых двойственных изображений. Посмотрите на рис. 33. Что изображено здесь-ваза на черном фоне или два профиля на белом фоне? Как только человек увидит два изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение начинает как бы пульсировать-то профили, то ваза.
  Двойственным является и изображение усеченной пирамиды (рис. 34). Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к нам, то углубленной, с уходящей вдаль задней стенкой. Здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется. Но эти колебания можно снять, если поставить перед собой новую, более сложную задачу.
  Задание. Проверка устойчивости внимания. Представьте себе, что перед вами изображение вашей комнаты, где вы сидите сейчас и которую необходимо обставить: расставить стол, стулья, повесить на потолок люстру, на пол постелить палас и т. п. Пока вы будете этим заняты, колебаний внимания не будет. Из этого простого упражнения следует важный вывод: для сохранения устойчивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи.
  Задание. Тренировка в управлении колебаниями внимания, в повышении его устойчивости. Наблюдайте рис. 33 "ваза" из двух "лиц" и стуком карандаша отмечайте моменты, когда видите "лицо", и соблюдайте тишину, когда воспринимаете рисунок как "вазу". Количество ударов фиксирует ваш помощник в течение 1 мин.
  Затем с помощью волевого усилия постарайтесь удерживать в центре своего внимания то или иное изображение, задерживать его смену и снова стучать карандашом при смене изображения. Сравните количество ударов с первым вариантом выполнения упражнения.
  Предложенное задание можно использовать и как тренировочное для самостоятельной и проверочно-диагностической работы (первые полгода - 1-3 раза в месяц, а затем примерно 1 раз в год).
 Распределение внимания
  Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.
  Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: "Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:
 нередко он писал статью для "Современника", одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого "Всемирной истории" Шлоссера".
  Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.
  Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий.
 Таблица 8
 Тест - "корректурная проба"
 
  Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком, например:
 
  По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы.
 Показатель точности работы вычисляется по формуле:
 А=Е/(Е+О)
 где А-точность работы; Е-число правильно зачеркнутых знаков; О- число ошибок.
  При О == 0 А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель производительности вычисляется по формуле П=С*А, где П-производительность;
 С-число просмотренных знаков.
  Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реальной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.
 Переключение внимания
  В числе важнейших для чтения свойств внимания также следует выделить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств ситуации на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.
  Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для другого необходимо время и затрата определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. К ним относятся, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности, а также отношение к ним: чем более значима и интересна для вас была предыдущая деятельность и менее значима л менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.
  В психологии существуют несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методы Шульте и всевозможные его модификации.
  Задание. Изучить способность выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой. Возьмите две таблицы Шульте, с которыми вы уже работали при развитии периферического поля зрения (см. вкладыш). Перед вами ставится задача последовательно осуществлять поиск цифр то из таблицы А, то из таблицы Б. Причем если из таблицы А поиск цифр идет "по восходящей" - от 1 до 25, то из таблицы Б-"по нисходящей"-от 25 до 1. Например: "I, 25; 2, 24..." При этом вы должны в отличие от прежних правил показывать называемые цифры в таблицах ручкой или указкой, а также засекать время, затрачиваемое на работу. Следите за динамикой упражнения. Время его выполнения должно все время снижаться.
  Объем внимания
  На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, "схватить" при быстром предъявлении. В психологических лабораториях для этой цели используется специальный прибор - тахистоскоп (название произошло от древнегреческих слов тахис-"быстро", скопео-"смотрю"). На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых элементов. Иными-, словами, объем внимания - это широта той области, на которую оно может быть распространено.
  Задание. Определить объем внимания. Необходимо на листе бумаги предварительно заготовить 6 квадратов 4Х4 (табл. 9). Затем внимательно рассмотреть первую фигуру на табл. 9 в течение 2-3 сек., не более, и по памяти постараться как можно точнее ее воспроизвести. Так последовательно проверить себя на всех шести фигурах.
  За каждый правильно помещенный кружок (или квадратик) в соответствующую клетку таблицы начисляется одно очко. При получении 49 очков можно заключить, что объем внимания хороший, Если получено менее 35 очков, необходимо еще потренироваться 1-2 раза в месяц на протяжении первого полугодия, а затем возвращаться к этому упражнению по мере необходимости для самооценки и тренировки.
 Упражнения для тренировки внимания
  Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить вам, что внимание является общим свойством психики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической деятельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания оказывается невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его внимание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а именно на объекте деятельности.
  Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психических процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражений, не связанных с объектом внимания.
  Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности индивида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудовой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость.
 
  Таблица 9
  Тест для определения объема внимания
 
  Для получения длительного устойчивого внимания необходимо, как минимум, учесть два условия. Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет ваше общее самочувствие. Так, при значительном перенапряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, понижение так называемой помехоустойчивости, вы чаще отвлекаетесь на побочные впечатления, становится труднее длительно удерживать свое внимание на определенном занятии.
  Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмысления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсутствие новизны в получаемых сведениях способно притупить внимание воспринимающего информацию.
  Предлагая упражнения, выбранные нами из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца - это минимальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты. Вот что писала одна из участниц экспериментальных курсов быстрого чтения: "Никогда не думала, что тренировки внимания так много дадут мне, и не только для чтения. Раньше очень трудно было заставить себя читать нужную мне книгу в течение часа. Постоянно что-нибудь отвлекало. И я сама с удовольствием на эти "отвлечения" откликалась. Теперь же очень просто, как бы внутренне приказываю себе "работать, это очень мне нужно". И незаметно для себя увлекаюсь самой работой. Чтение даже неинтересной книги становится вдруг захватывающе интересным. Заметила также, что на службе в конструкторском бюро мне очень просто отключиться от внешнего мира и целиком уйти в выполняемую работу".
 Упражнение 7.1. "Пальцы"
  Сядьте удобно в кресле или на стуле. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания "в чистом виде" благодаря бессмысленности вращения пальцев.
  Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, а мысли заняты совершенно другим.
 Упражнение 7.2. "Муха"
  Упражнение выполняется вдвоем с товарищем по обучению. Для упражнения потребуется доска (30Х30 см) с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально. Суть упражнения заключается в том, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд: вверх, вниз, вправо, влево - "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Ее исходное положение-центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по очереди.
  Играющие должны, постоянно следя за перемещением "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После предварительной тренировки на доске игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет на своем экране мысленного взора. Если вы или ваш товарищ теряете нить игры- или видите, что "муха" покинула поле, дается команда "Стоп!". Вернув "муху" на центральную клетку, начинаете игру сначала.
  Упражнение "Муха" требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-либо из участников хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, как он тут же потеряет нить игры и вынужден будет остановиться.
 Упражнение 7.3. "Стрелка"
  Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.
 Упражнение 7.4. "Созерцание зеленой точки"
  Вы уже длительное время выполняете это упражнение и убедились в его эффективности . Здесь нам хотелось бы напомнить, что главная задача упражнения-достижение "ясного сознания"-решается тем проще и скорее, чем более внимательно и сосредоточенно выполняется предшествующий ему этап.
  Постоянный контроль своего состояния как раз и является тем мощным обучающим фактором, который поможет решению задачи.
 Упражнение 7.5. Читать неинтересную книгу
  Что мы обычно читаем? То, что нам нужно, интересно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас неинтересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение "втягиваться" в любую работу, сделать ее любимой - огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.
  Примечание. Как мы уже отмечали ранее, упражнения для тренировки внимания нужно выполнять в течение 3 месяцев. Мы рекомендуем в этот период ежедневно выполнять упражнения 7.3. "Стрелка" и 7.4. "Созерцание зеленой точки". Кроме того, попеременно через день следует выполнять упражнения 7.1. "Пальцы" и 7.2. "Муха"; упражнение 7.4. выполнять 1-2 раза в неделю.
 Определение скорости чтения
  Прочитайте контрольный текст № 7. Постарайтесь читать .его очень быстро и внимательно. Подсчитайте скорость чтения по известной формуле и внесите результаты в свой график роста скорости чтения.
 
 Контрольный текст № 7 Объем 4600 знаков
 "ТРОЙКА"
  Современники называли его "Некрасовым живописи". Подобно некрасовской, муза художника Василия Григорьевича Перова всегда была "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданья и оков...". На его картинах с невиданной дотоле силой находила отражение горькая жизнь простых русских людей, обреченных на нищету, бесправие, непосильную работу. Произведения, вышедшие из-под кисти Перова, не предназначались для умиротворенного созерцания и любования-они нарушали покой, будили гражданскую совесть, вызывали стремление бороться за лучшую Долю.
  Особенно болело сердце художника за судьбы детей, вынужденных сызмальства идти "в люди", за грошовые заработки надрываться на заводах
 и фабриках.
 Каждый раз, встречая несчастных, голодных ребятишек, Василий Григорьевич долго не мог успокоиться. Ему казалось, что в его произведениях нет той силы, которая заставила бы людей плакать злыми слезами, гневно сжимать кулаки. Все больше и больше им овладевала мечта написать картину посвященную только детям, все яснее начинал он ее видеть. В бессонные ночи ему мерещилась зимняя, вьюжная улица, как бы отгороженная от людей, от городской суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, вверх по улице дети везут на салазках огромную бочку с водой. Они выбились из сил, ледяной ветер проникает сквозь их ветхую, дырявую одежду, но они все идут, тянут тяжеленную поклажу. Бочка едва не соскользнула с обледенелых саней - хорошо, что случайный прохожий удержал ее сзади.
  По утрам Перов выходил из дома и подолгу бродил по московским улицам, наблюдал, делал наброски, мучительно размышлял, нащупывая композицию, которая никогда не давалась ему легко. Он уже знал: детей будет трое. Картину так и назовет: "Тройка". Ученики-мастеровые везут воду". Но пока Василий Григорьевич написал только двух ребятишек, а вот образ третьего никак не мог найти.
  "Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался,- писал позднее Перов в рассказе "Тетушка Марья" (он был и талантливым писателем).-Однако раз весной, это было в конце апреля, в великолепный солнечный день я как-то бродил близ Тверской заставы... В опустелом сторожевом доме с заколоченными окнами, на полуразвалившемся крыльце я увидел большую толпу усталых пешеходов. Иные из них сидели и пережевывали какое-то подобие хлеба, другие, сладко заснув, разметались под теплыми лучами блестящего солнышка. Картина была привлекательная! Я стал вглядываться в ее подробности и в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика. Подойдя ближе 'к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал".
 Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать мальчика:
 она боялась, что это великий грех. И только за хорошую плату она, наконец, согласилась прийти в мастерскую.
  Двенадцатилетний паренек позировал спокойно. Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая на самом деле оказалась гораздо моложе, чем предполагал поначалу художник, тихо рассказывала, что похоронила мужа, детей и что у нее остался только Васенька - единственная ее радость.
  Вскоре после этой встречи картина была окончена и предстала перед зрителями на одной из выставок. Перенесенная на полотно такая обычная для московских улиц той поры сценка, по отзывам современников, "разрывала сердца". "Кто из нас,- писал критик В. Стасов,- не знает "Тройку" Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице, на салазках, громадный чан с водой?.. Выражение безысходных страданий, следы вечных побоев нарисовались на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжком повороте их голов, в измученных глазах..." Художник намеренно приглушил колорит картины, использовал в основном темные тона, вызывающие тревожное настроение, боль.
  "Тройку" купил Павел Михайлович Третьяков. А через несколько лет на квартиру Перова пришла однажды какая-то старушка. Художник сначала не узнал ее: так она изменилась! Гостья долго не могла произнести ни слова:
 не переставая, плакала. Потом рассказала, что сын ее умер от оспы, а она,
 
 схоронив его, распродала свое нехитрое имущество, проработала зиму у барина, скопила немного деньжонок и вот теперь пришла, чтобы купить картину, "где был списан ее сынок". Перов ответил, что картина ему уже не принадлежит, но посмотреть ее можно, и повел старушку в галерею Третьякова.
  "Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину,- вспоминал Перов.- Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее, всплеснула руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!"-и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол..."
 Василий Григорьевич пообещал тетушке Марье написать портрет ее сына и прислать ей в деревню, записал адрес. Через год свое слово он сдержал. В ответ получил благодарное письмо, в котором сообщалось, что она "лик Васеньки повесила к образам и молит бога о его успокоении". "Вот прошло добрых пять или шесть лет, а и доныне нередко передо мной проносится образ маленькой старушки с ее маленьким личиком, изрезанным морщинками, с тряпицей на голове и с заскорузлыми руками, но великой душой". Так Перов заканчивает историю, связанную с его бессмертной "Тройкой".
 Т. Иванова // Агропромышленный комплекс России.-1988.-№ 2.
 
 БЕСЕДА ВОСЬМАЯ.
 ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ
 Что такое память?
  Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации.
  Уже в древнейшие времена делались попытки объяснить механизм запоминания. Древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) предполагал, что при восприятии испускаемые изучаемым объектом материальные частицы проникают в голову и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
  Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти - важнейшей функции головного мозга - получены лишь в последние десятилетия. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Некоторые из них получили экспериментальное подтверждение.
  Одна из гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии - выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой гипотезе, тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т. е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул "кирпичиков" - нуклеотидов.
  Другая гипотеза связывает запоминание с возрастным разрастанием нервной ткани-отростков нервных клеток (нейронов) -и образованием в мозге многонейронных сетей памяти. Эта гипотеза также придает исключительное значение процессам синтеза РНК и белка в нервных клетках, но не потому что в них кодируются следы памяти. По мнению ученых, дело в том, что интенсивная деятельность нервных клеток, как и других клеток организма сопровождается энергетическим расходованием белков и их восполнением в процессе биосинтеза. При определенных условиях синтез белков начинает преобладать над их распадом, клетка начинает расти. Подобная для всех живых клеток закономерность в нервных клетках проявляется в виде роста отростков нейронов и их тончайших разветвлений, вступающих в связь с отростками других нервных клеток.
  Этот процесс и лежит в основе образования следов памяти в только что образовавшейся молодой нервной сети. Понятно, что подавление или усиление синтеза РНК и белка должно ухудшать или улучшать возрастную память в той мере, в какой эти воздействия замедляют или ускоряют рост отростков нейронов.
  Успехи биологической кибернетики в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет. В книге профессора А. Р. Лурии "Нейропсихология памяти", вышедшей в 1974 г. и обобщающей основные современные взгляды на природу памяти, говорится, что "память человека надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней".
  Если память-процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге "Живой мозг" дал такое определение памяти: "Память-это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча". Если говорить еще более кратко, можно сказать: "Память-это процесс". Процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.
  Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит. чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о Таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.Несмотря на большое количество разработанных упражнений по тренировке памяти, по мнению психологов, все эти упражнения неэффективны, так как до сих пор неясна сама природа процессов запоминания. И все же нам удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Вот оно: запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять: "Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее".
 Механизмы памяти
  Обучение человека, да и любого другого существа, осуществляется благодаря памяти, которая, по словам "отца русской физиологии" И. М. Сеченова, является "краеугольным камнем психического развития". И. М. Сеченову принадлежит и другое крылатое выражение, имеющее прямое отношение к мнемотехнике, т. е. к технике запоминания: "Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы".
  На рис. 35 показана морфологическая структура памяти. Практически все части коры больших полушарий мозга принимают участие в процессах памяти. Обращаем ваше внимание на значительную роль в процессах памяти подсознательной деятельности мозга. На рис. 36 показан условный алгоритм памяти, т. е. последовательность процессов, обеспечивающих процедуру запоминания.
  Как следует из алгоритма, память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.
  Получилась, как видим, довольно сложная система. Однако без всех четырех указанных блоков алгоритма памяти как таковой быть не может.
  По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, сло-весно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов - слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у философов, политиков, дипломатов-словесно-логи-ческая. Общепринятым в психологии и физиологии считается выделение видов памяти на основе длительности хранения информации. В зрительной памяти (а для нас она наиболее важная) различают три типа: иконическую, кратковременную и долговременную. В целом мы и будем работать с этой сложной системой. По норме продолжительность времени хранения данных в иконической памяти всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени мы не сумели использовать полученную информацию, т. е. не передали ее дальше, то она теряется безвозвратно. Удержание сигналов, поступивших в кратковременную память, осуществляется в более длительном интервале времени-около 15-30 сек. Время здесь определяется типом входной информации. Содержимое этой памяти вне интервала времени хранения также необратимо исчезает, при необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок уже функционирует долговременная память, данные в которой могут храниться фактически без потерь.
 
 
  Рис. 35. Морфологическая структура памяти
 
 Рис. 36. Алгоритм памяти
 
 Вероятно, сказанного выше достаточно, чтобы понять, как в общих чертах работает механизм памяти, и теперь можно сделать первый шаг к улучшению работы памяти. Начнем с проверки вашей памяти и для этого выполним очередное задание. Задание. Проверка памяти по четырем параметрам:
 1. Объем смысловой памяти:
 а) внимательно прочтите один раз приведенный ниже текст:
 
 ГИПОТЕЗА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД
  Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства.
  Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км.
  Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н. э., делать искусственные камни.
  Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его (допускается изложение своими словами). В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Так, вот, если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то по первому параметру - по объему смысловой памяти-поставьте себе отметку "отлично"; если 5-7 смысловых единиц - оцените себя на "хорошо"; если 3 - "удовлетворительно"; ниже - "плохо". Оценку же качественных результатов проводите по количеству правильно воспроизведенных смысловых единиц: более 3 смысловых единиц - "отлично", 3- "хорошо", 2- "удовлетворительно", ниже - "плохо";
 б) прочитайте внимательно еще один текст:
 СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ И ВИТАМИН D
  Солнечные лучи опасны для кожи, так как могут вызывать развитие рака кожи, но, отмечают исследователи Иллинойского университета, чрезмерная защита от солнца тоже вредит здоровью.
  Дело в том, что витамин D организм может вырабатывать только под воздействием солнечных лучей, а противосолнечная защита, например кремы, поглощают УФ-лучи, необходимые для синтеза витамина D.
  Поскольку солнце является почти единственным источником образования витамина О у пожилых людей (у молодых таким источником является также пища), то им излишнее употребление солнцезащитных средств противопоказано.
  А этот текст постарайтесь воспроизвести через час-полтора. Оценку объема и качества смысловой памяти проведите так же, как и в первом случае.
  2. Память на числа
 Прочтите внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить:
 21 37 44 75 89 34 27 14 93.
  Закройте числа. Теперь запишите те из них, которые запомнили. Количество запомненных чисел характеризует объем, а количество чисел, которые вы запомнили в нужном порядке, характеризует качество вашей памяти на цифры. По объему памяти за 8-10 чисел ставьте себе "отлично"; за 5-7- "хорошо"; за 4-"удовлетворительно"; ниже 4-"плохо". По качеству- за 5-7 чисел, названных по порядку, ставьте "отлично"; за 4-"хорошо";
 за 3- "удовлетворительно"; ниже 3- "плохо". Общая оценка находится путем вычисления средней арифметической.
  3. Память на слова
  Прочтите один раз:
  сад, река, город, лес, сарай, мед, клуб, голос, пожар, танк,.
  Закройте слова. Запишите, что запомнили. Количество запомненных слов будет характеризовать объем вашей памяти на слова, а количество слов, запомненных по порядку,- качество вашей памяти на слова. Оценка производится так же, как и в предыдущем случае.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу