<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  4. Наглядно-образная память
  Нарисуйте четыре квадрата по форме, указанной на рис. 37. Это будет наша рабочая матрица 4Х4. Обозначьте их соответственно "А", "Б", "В", "Г". Далее вы найдете такие же квадраты с вписанными фигурами. Посмотрите внимательно в течение 30 сек. на фигуры квадрата "А" (рис. 38), постарайтесь запомнить сами фигуры и их расположение. После этого воспроизведите фигуры квадрата "А" на подготовленном вами бланке. Точно так же поступайте с квадратами "Б", "В", "Г".
  Оценка ставится следующим образом. По каждому квадрату подсчитывается число зарисованных (включая ошибочные) знаков и записывается в числитель дроби. В знаменатель подписывается количество ошибок (по форме и месту расположения). Для выведения оценки все цифры (отдельно для числителя и отдельно для знаменателя) суммируются и полученный балл определяется по табл. 10 (с. 120) .в десятибалльной системе. При переводе в пятибалльную систему следует при 8-9 баллах поставить себе "отлично"; при 6-7 - "хорошо"; при 5 - "удовлетворительно"; ниже - "плохо".
 
 
 
 Рис. 37. Рабочая матрица для проверки наглядно-образной памяти
 
 Рис. 38. Тестовые таблицы для проверки наглядно-образной памяти
  Общая оценка памяти производится путем вычисления средней арифметической на основе пяти показателей (1-текст непосредственного восприятия; 2-текст отставленного восприятия; 3-воспроизведение чисел; 4-воспроизведение слов; 5- воспроизведение фигур).
 Для определения итогов вашего личного эксперимента используется табл. 10.
 
 Пример: результаты выполнения отдельных заданий были:
 А-6/1; Б-7/2; В-5/0; Г-7/0. Результат после суммирования (6+7+5+7)/(1+1+0+0) =25/3.
 Таблица 10
 Оценка наглядно-образной памяти Количество ошибок
 
  По таблице на пересечении строки с количеством зарисованных знаков и столбца с количеством ошибок находим оценку. Она равна 6 баллам ("хорошо").
  Вывод по тестированию четырех параметров вашей памяти
  Если ваша память по названным показателям оценивается на "отлично" (5) или на "хорошо" (4), не успокаивайтесь на достигнутом. Путем целенаправленных тренировок вы можете добиться многого. Если вы оценили себя на "удовлетворительно" (3) или на "плохо" (2) - не огорчайтесь. Специальными интенсивными тренировками вы можете поправить дело.
  Итак, вы немного узнали особенности своей памяти. Давайте продолжим рассмотрение особенностей памяти.
 Параметры памяти
  Тип памяти. Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный.
  Как установить свой тип памяти? Допустим, работая с книгой по специальности, вы замечаете, что лучше всего запоминаете прочитанное, когда читаете молча, про себя. Стремясь вспомнить какую-либо мысль, формулу или цифру из только что прочитанного, вы предварительно должны представить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом эта формула отпечатана. Побывав один раз в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробности обстановки, и если потом, закрыв глаза, вы ясно представляете то или иное место - надо полагать, что у вас лучше всего развита зрительная память. Ярким примером людей со зрительным типом памяти служат те шахматисты, которые, не глядя на доску, одновременно играют с несколькими партнерами. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т. п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом.
  Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), когда читаете вслух, значит, у вас развита слуховая память.
  Если же ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, читаете,-то у вас моторный тип памяти. Этот тип памяти довольно распространен.
  У большинства же людей развита смешанная память, т. е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.
  По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного, доминирующего (скажем, зрительного).
  Емкость памяти. Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8Х 1020 бит информации. Как известно, бит- двоичная единица информации, используемая в вычислительной технике. Ясно, что при таких возможностях повышение скорости чтения в 2-3 раза, т. е. соответствующее повышение оперативной способности принимать и перерабатывать текстовую информацию, не приводит к информационным перегрузкам мозга, поскольку здесь есть резервы.
  Количество информации, фиксируемой в системе памяти человека при одномоментном ее предъявлении. Впервые экспериментальный количественный тест для оценки человеческой способности к одномоментному восприятию предметов внешнего мира предложил Уильям Гамильтон, шотландский философ XIX в. Он писал: "Если вы бросите на пол горсть шариков то обнаружите, что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без ошибки". В 1871 г. английский экономист и логик Уильям Стэнли Джевонс сообщил, что, бросая бобы в ящик, он никогда не ошибался в счете, когда бобов было три или четыре, редко ошибался, когда их было пять верно определял их число только в половине случаев, когда их было десять и почти всегда ошибался, если их число достигало пятнадцати. В дальнейшем эксперимент Гамильтона психофизики повторяли много раз с помощью совершенной аппаратуры и тонких методов контроля, которые подтвердили предположения Гамильтона; человек одновременно способен, не считая, воспринять взором без ошибки до семи предметов, при повышении этого числа ошибки становятся регулярными.
  Таким образом, к концу XIX в. возникли интуитивные догадки об ограниченных способностях объема человеческого восприятия. Научное обоснование этому явлению дал американский психолог Дж. Миллер в статье "Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию" (1945). Статья начинается так:
 "Повсюду меня преследует один знак. В течение семи лет это число буквально следует за мной по пятам, я непременно сталкиваюсь с ним в своих частных делах, оно встает передо мной на страницах самых распространенных наших журналов. Это число принимает множество обличий, иногда оно несколько больше, а иногда несколько меньше, чем бывает обычно, но никогда не изменяется настолько, чтобы его нельзя было узнать. Та настойчивость, с которой это число преследует меня, объясняется чем-то большим, нежели простым совпадением. Здесь чувствуется какая-то преднамеренность, все это подчинено какой-то определенной закономерности".
  Логика психофизических исследований привела к материалистическому объяснению "магии" числа семь. И недаром это число часто встречается в народных пословицах и поговорках: Один с сошкой, семеро с ложкой; Семь раз примерь, один раз отрежь и т. д., в русских народных сказках и сказках народов мира. В сказке "Репка" семь персонажей: репка, бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
  Исследования советского ученого В. Я. Проппа, изучившего 100 русских сказок, показали, что, различаясь по сюжету, все они однотипны по количественному и качественному составу участников: их всегда не более семи: вредитель, даритель, помощник, царевна (или ее отец), отравитель, герой, ложный герой. Видимо, фольклорное искусство также подчинялось общим законам человеческого восприятия.
  Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира. "По-видимому,-пишет Дж. Миллер,- наш организм имеет какой-то предел, ограничивающий наши способности воспринимать информацию и обусловленный, в свою очередь, либо процессом научения, либо самим строением нашей нервной системы".
  Как было установлено Дж. Миллером в последующих экспериментах, при восприятии имеет значение именно общее число элементарных блоков информации, а не их содержание. Иначе говоря, объем оперативного восприятия зависит по существу не от количества суммарной информации, а от числа группировок блоков символов, или "кусков" информации. Это число постоянно и равно 7 ±2. Данное правило имеет большое значение и для быстрого чтения. В самом деле, если число одномоментно воспринимаемых "кусков" информации структурно постоянно, то для повышения эффективности чтения нужно сделать их содержание более емким.
  Кодировать информацию можно цифрами, словами, предложениями и даже текстами и идеями. Очевидно, наибольшее количество информации передается кодом идей, который является самым емким и экономичным.
  Следовательно, для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения). Значит, быстрое чтение, повышая скорость, вместе с тем обеспечивает и высокое качество ее усвоения при правильной организации этого процесса.
  Изложенное позволяет предложить методические приемы для обучения быстрому чтению. Суть их в том, чтобы выработать рациональные способы перекодирования исходного текста с учетом указанной закономерности Миллера. Здесь нужно вспомнить, что уже одно из первых упражнений методики быстрого чтения помогает решить эту задачу. В самом деле: семь блоков интегрального алгоритма чтения есть не что иное, как надежное средство укрупнения считываемой информации, основанное на рассмотренной закономерности 7+2.
  Перейдем теперь непосредственно к характеристике запоминания - процессу памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным. Запоминание-активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, "укладывающаяся" в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.
  Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.
  Произвольное запоминание-особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т. д.
  Непроизвольное запоминание - вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: "Запомнилось само собой".
  Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности.
  Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый, творческий характер. Для чтения это означает, что, если, например,специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.
  Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании материала.
  Отсюда следует, что при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.
  Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.
  Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н. А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.
  Изложенное позволяет в значительной степени идентифицировать процессы понимания и запоминания. Можно считать, что материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. Вместе с тем это свидетельствует о том, что оптимальное перекодирование играет ведущую роль в чтении. При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл сохраняется. При чтении текста запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они только обозначаются.
  Из этого следует четвертый вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т. е. на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание.
  Какие же процессы сопутствуют хранению информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться. Хранение информации, кроме того, связано и с некоторой ее потерей.
  Забывание-довольно сложный и неравномерный процесс. Немецкий психолог Г. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания, которая показана на рис. 39.
  В первые же часы после запоминания свежего материала кривая стремительно падает вниз. Оказывается, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых 10 часов со 100 до 35%. Таким образом, повторять значимый материал наиболее полезно сразу же после его прочтения. По этому поводу К. Д. Ушинский писал, что надо укреплять здание, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.
 
 
 Рис. 39. Кривая забывания
  Как же предотвратить резкое снижение эффекта памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Для лучшего сохранения прочитанного в памяти необходимо повторить изученный материал сразу же после окончания чтения. При этом, пересказывая содержание в соответствии с блоками интегрального алгоритма, дать свое толкование прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.
  Итак, мы разобрали основные особенности механизма памяти. Встает вопрос: как же развить и улучшить природную память?
  Советы и практические упражнения по воспитанию памяти, которые приводятся в книгах о памяти, безусловно, полезны, но при четырех непременных условиях: постоянной заинтересованности в этом; вере в успешность тренировок; убежденности в необходимости улучшения памяти и умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности памяти.
 Упражнение 8.1. Тренировка памяти при чтении
  8.1.1. Провести анализ и установить свой тип памяти в соответствии с рекомендациями, изложенными на с. 121.
  8.1.2. Провести тренировку повторения прочитанного для режима "Запомнить на несколько дней" в соответствии с табл. 11. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращения к прочитанному допустимы только после невозможности вспомнить необходимое в течение 2-3 мин. напряжения памяти. В приведенных упражнениях мы даем рекомендации, взятые из книги Ф. Лезера "Тренировка памяти". Они касаются правил повторения прочитанного для двух режимов: запомнить на несколько дней и запомнить надолго.
  Первый режим характерен для учащихся и студентов в период подготовки к экзаменам. Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация из трех дней, отведенных для подготовки: два с половиной дня вы отдыхаете, а оставшуюся половину дня и ночь готовитесь к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой. Предлагаемый в табл. 11 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.
 
 Таблица 11
  Режим повторения учебного материала перед экзаменами
 Повторения Время Первое Сразу по окончании чтения Второе Через 20 мин. от окончания предыдущего повторения Третье Через 8 часов Четвертое Через сутки (лучше перед сном) Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенным выше определением. Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено 4 дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники при начальном изучении предмета нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды "непослушные" школьники, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проведенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате гам, где обычно школьник ограничивается одним учебником, наши ребята прочитывали еще несколько книг, затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным. Многие неясные и непонятные в основном учебнике определения приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали: нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.
  Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.
  Повторение - это практически ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2-3 мин.
  Закончив первое повторение, отдохните 20 мин. и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили в 15 часов. Отдыхайте до 15 часов следующего дня. На четвертый день в 15 часов приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 часам и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритма. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
  Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т. п.
  8.1.3. Провести тренировку повторения прочитанного для режима "Запомнить надолго" в соответствии с табл. 12. Объем запоминаемого материала не более 30 тыс. знаков. Определение вида повторения то же, что и в предыдущем упражнении.
  В заключение урока прочитайте контрольный текст № 8, используя все приемы техники быстрого чтения.
  Особое внимание обратите на фиксацию и запоминание фактографической информации. Подсчитайте и запишите результаты измерения скорости чтения.
 Таблица 12
 Методика повторения для режима "Запомнить надолго"
 
 Дни недели
  1
  2
  3
  4
  5
  6
  7
  Первое повторение сразу по окончании чтения.
 Второе - через 20 мин. после первого повторения
  Повторение через 24 ч. после преды-
 дущего
  Отдых
  Повторение
  Отдых
  Отдых
  Повторение
 
 Контрольный текст № 8 Объем 5300 знаков
 РАСТЕНИЯ ИЩУТ ВОДУ
  Отправляясь в путь, туристы, как правило, берут с собой незначительное количество воды, рассчитывая на пополнение ее запасов во время остановок. В таких случаях приходится надеяться на близость родника, ручья, реки, озера или другого водоема. А что делать, если их не окажется на маршруте? Как тогда утолить жажду, приготовить пищу, умыться, постирать одежду?
  В такую ситуацию в 1906 г. попали участники экспедиции В. К. Арсеньева по Сихотэ-Алиню. Вот как он рассказал об этом в своей книге "В дебрях Уссурийского края":
  "Опасение, что к сумеркам мы не найдем воды, придало всем энергию. За горой была глубокая седловина и около нее выемка, покрытая низкорослой древесной растительностью. Мы стали спускаться в эту ложбину. Чем скорее мы найдем воду, тем меньше завтра будем тратить усилий на обратное восхождение на хребет. Поэтому, опускаясь вниз, все внимательно прислушивались. Вскоре наша ложбина приняла вид оврага. На дне его густо росли трава и кустарники, любящие влагу. От седловины мы уже спустились метров на двести, а воды все еще не было видно. Вдруг ухо мое уловило глухой шум под землею. Стрелки сбросили котомки и стали разбирать камни, но вода оказалась далеко. Тогда мы перешли ниже и принялись опять копаться в земле. На этот раз труды наши увенчались успехом: вода была найдена. Первым делом все бросились утолять жажду..."
  Как видно из этого описания, путешественники искали воду не наугад, а руководствуясь определенными приметами. И главным указателем для них были "трава и кустарники, любящие влагу". Какие же растения помогают искать воду?
  Люди давно заметили, что растения по-разному относятся к влаге. Для одних растений вода составляет среду их обитания, другие не переносят избытка влаги. Некоторые и в засушливых районах чувствуют себя превосходно. Причем растения всегда остаются верными своим привычкам и, попадая в чуждую для них среду, плохо развиваются или даже гибнут.
  Первыми, кто обратили внимание на эти особенности, были, вероятнее всего, колодезных дел мастера. По известным им приметам они умели находить воду в местах, где, казалось бы, ее не должно быть. Они рыли колодцы там, где росли определенные виды трав, кустарников, деревьев, принимали во внимание обилие и "самочувствие" влаголюбивых растений. Еще античный писатель Витрувий Поллион, живший в I веке до нашей эры, указывал на важное значение растительности в поисках подземных вод: "Признаки воды в описанных выше земных породах следующие: там произрастают тонкий камыш, тростник, тальник, ольха, витекс (прутняк), плющ и другие, обладающие тем свойством, что не могут зародиться без воды".
  Этот автор совершенно справедливо отметил, что вода является для растений одним из важнейших условий жизни. Они не могут существовать без воды, так как без нее не может быть фотосинтеза. Вода составляет от 40 до 90 процентов массы каждого растения. Конечно же, обводненность их в разных климатических и почвенных условиях далеко не одинакова. Больше всего обводнены растения влажных местообитаний (например, ранневесенние эфемероиды, обитатели болот, виды высокотравья Дальнего Востока) -от 78 до 91 процента, а меньше всего-растения пустынь и сухих степей- от 35 до 65 процентов.
  По отношению к влаге все растения делятся на три основные экологические группы: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты.
  К гигрофитам относятся многие растения болот, берегов рек и озер, влажных лугов и лесов. Вода - главное условие их благоденствия.
  Среди безбрежных песков встречаются неказистые на вид кустарники, деревца. Жара невероятная, а они цветут и плодоносят. Как растения ухитряются выжить в таком аду?
  Помогает необыкновенно мощная корневая система. Иногда корни обитателей пустынь уходят вглубь на 20-30 м. Такие растения засушливых местообитаний, которые способны переживать продолжительную атмосферную и почвенную засуху, оставаясь физиологически активными, называются ксерофитами. Листья у них обычно твердые, жесткие, с плотной кожицей, большим количеством механических тканей, поэтому даже при большой потере воды они не теряют упругости. Листья часто свертываются вдоль так, что устьичная сторона оказывается внутри трубки, края листовой пластинки даже соприкасаются друг с другом.
  У многих ксерофитов вместо листьев развиты колючки или чешуйки - это не что иное, как редуцированные листья. Такие приспособления сокращают испаряющую поверхность листа. У некоторых растений стебли, листья и даже цветки сильно опушены и кажутся серовойлочными. Эти растения отражают прямые солнечные лучи и уменьшают интенсивность испарения влаги. У многих видов поверхность листа покрыта восковым налетом, поэтому она приобретает сизый оттенок.
  К растениям, приспособившимся к засушливым условиям обитания, принадлежат верблюжья колючка, саксаул, тамариск, солодка, сарсазан,
 чий и др.
  Растения, встречающиеся в умеренных условиях увлажнения, называются мезофитами. К ним относится большинство растений наших лесов и
 лугов.
  Если же попытки найти спасительную влагу при помощи растений оказались напрасными, можно получить ее из самих растений. Мы уже говорили о том, что ткани растительных организмов испаряют большое количество влаги. Вот этим свойством растений и необходимо воспользоваться. На густо олиственную ветвь дерева или сочный стебель травянистого растения надевают полиэтиленовый мешочек, плотно завязывают его, чтобы туда не проникал воздух, и наклоняют таким образом, чтобы дно мешочка находилось внизу. Вода, испаряясь из листьев, будет конденсироваться на стенках такого резервуара и скапливаться на его дне. Таким способом, особенно если применить несколько мешочков, можно собрать довольно значительное количество воды, достаточное для того, чтобы утолить жажду.
  Мацюцкий С. П. Туристу о растениях.-. 1988.-С. 50-55.
 
 
 
 БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ.
 ЧТО ЧИТАТЬ? КАК ЧИТАТЬ?
 Как читать газеты
  Газеты занимают важное место в современном мире. По нашему мнению, каждый школьник ежедневно должен читать две-три газеты. "Где взять столько времени",- скажете вы. Конечно, если читать каждую газету час-полтора - времени не хватит. Газеты надо уметь читать быстро и даже очень быстро.
  Известный советский исследователь в области психолингвистики И. Н. Горелов дает такие рекомендации.
  Тот, кто регулярно читает газеты, может легко обучиться рациональной методике скорочтения, и на просмотр полосы у него уйдет в 8-10 раз меньше времени, чем у другого, с этой методикой не знакомого. Будучи в курсе событий, постоянный читатель, во-первых, не расшифровывает имен, географических названий и многих других газетных терминов. Во-вторых, он уже имеет свой организованный "банк данных", опираясь на который он может развертывать свою антиципационную программу о возможном развитии событий. Напомним вам, что явление антиципации мы подробно разбирали в четвертой беседе (с. 46). В-третьих, он может сосредоточиться именно на том материале, который его более других интересует. Но и здесь все понимается (каким бы новым оно ни было) потому, что есть уже готовая типология ситуаций, событий, есть знания сути дела.
  Опытные публицисты, фельетонисты, авторы репортажей стремятся подать свой текст таким образом, чтобы он производил впечатление свежего и интересного. Конечно, интересен и свеж может быть сам факт, о котором сообщается. Но подать его можно по-разному, начиная с заголовка. Советский ученый Н. Г. Елина исследовала типологию заголовков и нашла, что они могут быть ориентирующими (что? где? когда?), поясняюще-уточняющими (для чего? с какой целью или по какой причине?), констатирующими (что вообще случилось?) и т. д. В числе других групп интересны заголовки дезориентирующие или неопределенно-ориентирующие. Например, сборник рассказов О. Генри "Короли и капуста"-типичный дезориентирующий заголовок, так как под обложкой читатель не найдет никаких королей и никакой капусты.
  Заголовок типа "5000 лет" способен заинтересовать, но текст сообщает, что некие развалины древнего города, по мнению специалистов и археологов, не могут быть датированы указанным в заголовке сроком возникновения. Выясняется, что первоначальная гипотеза была необоснованной, а реально раскопали заброшенное строение прошлого века, не имеющее никакой ценности. Информация представляла бы интерес для тех, кто раньше знал о гипотезе и о раскопках. Но журналист, не успевший своевременно подать соответствующий материал, не захотел, чтоб он, опровергнутый, пропал. Так и был изобретен интригующий заголовок. А кто бы стал читать информацию под названием "Обнаружен амбар прошлого столетия, не представляющий интереса"? По мнению журналистов, лучше было назвать информацию "Грубая ошибка археологов", так как про чужие ошибки любят читать больше всего.Текст интересен тем, что может иметь так называемый подтекст. Но верно ли это утверждение? Чтение "между строк"-это, конечно, метафора. Но, в таком случае, где же подтекст? Можно согласиться с Н. Г. Единой, считающей что подтекст-в читателе, в его психике, и только там. Кажется, что есть тексты без подтекста: что написано, то и надо понимать, не больше.
  Однако и для понимания краткой информации нужны обязательные предварительные знания, которые автор информации имплицирует (не выражает, но имеет в виду) и которые должны быть "оживлены" в читателе, если он их имел.
  Опорные знания, позволяющие как-то понимать текст, называют затекстом.
  Что касается подтекста, то он отличен от затекста тем, что не просто помогает понять сам текст, но еще и намекает на то, что следует отойти от содержания текста в какую-то другую сторону, что-то вспомнить параллельное, аналогичное.
  Таким образом, при чтении газет главное внимание следует уделять поиску информативных, т. е. содержательных для вас, текстов.
  Ежедневно тренируйтесь. Результат тренировки будет достигнут, когда на чтение, например, газеты "Комсомольская правда" у вас будет уходить не более 15 мин.
 Как читать научные и научно-популярные книги и журналы
  В наш век информационного взрыва, век космоса и электроники очень важно быть в курсе последних достижений науки и техники.
  Трудно представить себе специалиста в любой отрасли знаний, который не читал бы литературу по своей специальности. А нужна ли научная и популярная литература школьнику? Конечно, нужна. Для того чтобы определить свое место в современном обществе, найти занятие, отвечающее внутренней потребности души, нужно многое знать, читать разнообразную литературу.
  Как часто бывший школьник поступает в институт, не имея ни желания, ни интереса к избираемой профессии. Безусловно, это сложная проблема и здесь не может быть каких-то рецептов. Но наш опыт показывает: школьник, который много и быстро читает, рано или поздно найдет свое дело, которое станет целью его жизни. Разностороннее чтение повышает эрудицию человека, такой собеседник чувствует себя своим в любой компании: и среди учащихся музыкальных училищ, и в кругу художников, и в стенах станции юных техников.
  Мы не призываем вас к всезнайству. Есть пределы возможностей человека в восприятии и переработке информации.
  Один видный советский ученый так определил позицию эрудированного человека: нужно знать обо всем понемногу и все о немногом. В работе с научной и популярной книгой большое значение имеет определенная система, иначе вас настигнет незавидная судьба одного из героев А. Франса, который писал: "Я часто читал быстро, без счету и разбору, и был чрезвычайно удивлен, когда вскоре обнаружилось, что ничего не знаю".
  Как же читать научные и научно-популярные книги и журналы? Как лучше и глубже познакомиться с их содержанием?Чтение такого рода книг может быть разным. Это может быть просмотр, выборочное чтение, полное чтение и, наконец, изучение.
  Способ чтения зависит от цели.
  Предположим, вы решили составить о книге общее представление, определить ее характер: степень научности, манеру изложения, стиль и т. п. Это можно сделать путем беглого просмотра.
  Например, вас заинтересовала книга по такой отрасли науки, как электроника. Познакомившись с соответствующим разделом библиотеки, вы обнаружите, что книг по этой тематике много. Предстоит сделать выбор. По какому принципу выбирать? Какая книга потолще? Или, наоборот, потоньше? По названию - какое привлекательнее?
  Здесь нужно руководствоваться другими критериями. Существует система первоначальной оценки книги в целом.
  Просмотр книги - распространенный метод, требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесообразного порядка в их применении.
  Опытному читателю беглый просмотр может дать очень много. Знакомиться с книгой нужно в такой последовательности:
  а) внимательно изучить титульный лист, где указаны основные данные о книге: название, автор, место и год издания, наименование издательства;
  б) познакомиться с оглавлением книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал; обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков, дополняющих и поясняющих текст;
  в) прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что поможет лучше представить содержание, понять назначение и цель книги, получить совет, как следует ее читать;
  г) ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего прочитать некоторые страницы, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности или доступности книги.
  Поиск нужных книг, отбор справочной литературы имеют большое значение для эффективной работы.
  Здесь могут быть очень полезны некоторые простые методы и приемы. Вот их краткое изложение.
  В первую очередь необходимо изучать справочную литературу и составить свою библиографию по данной теме. Для этого следует просматривать периодические справочные издания, каталоги библиотек, прикнижные списки, примечания.
  По периодической печати необходимо знакомиться с рецензиями и объявлениями о новых книгах, делать вырезки из газет и журналов. Здесь вам можно рекомендовать газету "Книжное обозрение". Если вы будете выписывать и просматривать ее, вы всегда будете знать о всех новинках книжной литературы.
  Приведенную выше программу с полным основанием можно назвать алгоритмом поиска и чтения научной и научно-популярной литературы. К чтению этих текстов можно отнести высказывание выдающегося русского деятеля книги П. А. Рубакина, который писал, что чтение есть создание собственных мыслей путем использования мыслей других людей. Запомните это. И если после чтения научной или популярной книги у вас появились какие-то свои идеи, мысли, размышления-вы читали правильно.
 Как читать учебники
  "Мы знаем,- скажете вы,- мы занимаемся этим каждый день, вряд ли здесь может быть что-то новое". И все же некоторые советы мы хотели бы вам дать.
  Как вы знаете, в одной из наших первых бесед мы относили чтение учебника к виду чтения, которое мы называем углубленным. Такое чтение предполагает глубокое усвоение прочитанного и, естественно, может быть только медленным. Однако медленное чтение еще не означает "внимательное чтение" и не всегда оно оказывается эффективным. Вот почему мы хотели бы дать здесь рекомендации не столько о том, как читать учебники, а главным образом о том, как конспектировать прочитанное.
  Умение делать записи при чтении дисциплинирует читателя. Пометки при изучении какого-либо материала облегчают умственный труд, служат своеобразным контролем воспринятого. Записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если, например, прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного.
  Важно еще и то, что при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. А это в наше время приобретает все большее значение.
  Чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и в целом производительность умственного труда.
  Как же работать с книгой, учебником и проводить конспектирование?
  Конспекты можно разделить на две группы:
 1) конспекты изучаемой литературы;
 2) конспекты будущих выступлений. Рассмотрим каждый из них отдельно. 1. Конспекты изучаемой литературы:
  а) весь накопленный материал систематизируется таким образом, чтобы в нем можно было быстро и безошибочно ориентироваться. Все конспекты нужно нумеровать и снабжать постраничным перечнем законспектированных источников;
  б) прежде чем начать конспектирование литературы, нужно точно указать в тетради все выходные данные: имя автора, заглавие, год и место издания книги. Если издание периодическое, то название газеты или журнала, год, месяц, номер, число, место издания;
  в) все конспекты должны иметь поля. Для удобства они могут быть двойные-справа и слева. На полях слева отмечаются страницы и кратко формулируются основные вопросы, даются подзаголовки.
  На полях справа записывайте свои выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки данного вопроса;
  г) конспект в целом представляет собой краткое изложение содержания источника. Оно обязательно чередуется с выписками и цитатами;д) конспектируя большую работу, обязательно сохраняйте ее структуру (заголовки разделы). Если замечания не помещаются на полях, пишите их в тексте конспекта, заключая в квадратные скобки или рамки, отмечая знаками "итог" или оговаривая "мой итог", "мое добавление" и т. д.
  2 Конспекты будущих выступлений.
  Вам предстоит выступить с докладом, сообщением на сборе отряда, на собрании, на семинаре. Как это сделать проще и эффективнее? В этом вам поможет конспект. Как готовить его:
  а) разработайте план. Он должен содержать перечень вопросов сообщения или доклада, а также прямые ссылки на фактический материал, который привлекался для доказательств. В первых вариантах работы главное-поиски
 плана;
  б) пользуясь тезисным приемом, определите основные проблемы темы и
 вопросы, к ним относящиеся, группируйте их, добиваясь логической соподчиненности и четкости формулировок: о чем сообщение, что вам известно, что
 говорят другие, ваше мнение, выводы;
  в) в окончательном варианте конспекта главный упор сделайте на краткое (конспективное) изложение всей проблемы с опорой на использованные источники. Учитесь говорить грамотно, кратко, конкретно.
 Можно ли научиться быстро писать?
  Вы не ошиблись, прочитав название этого раздела. Быстро писать, а точнее, конспектировать можно. Учеными разработана специальная система, которая получила название скоростное конспектирование.
  Автор методики Л. Ф. Штернберг утверждает, что можно сравнительно просто научиться конспектировать в два-три раза быстрее, причем эта система значительно проще стенографии. Давайте разберемся в элементах разработанной методики. Прежде всего выполним простой эксперимент, демонстрирующий суть методики. Для этого необходимо подготовить небольшое пособие. Возьмите 3 стандартные библиографические карточки (125Х75 мм) или 3 листа бумаги в половину тетрадной страницы. На первой карточке нарисуйте то что изображено на рис. 40 а, на вторую перепишите текст, приведенный на рис. 40 б, а на третьей карточке то, что изображено на рис. 40 в (вы можете наложить кальку, чтобы перерисовать это, а потом кальку наклеить на карточку). Теперь покажите первую карточку вашему товарищу и спросите:
 что на ней написано? Ответ будет почти мгновенным: "Теорема Пифагора". Теперь возьмите вторую карточку и покажите ее другому вашему другу. Ответ вы получите тот же самый, но вам придется подождать 21-25 сек., пока он будет читать и осознавать текст. Третью карточку нужно показать человеку, знающему стенографию. В этом случае ответ вы получите через 30-40 сек. Записанное на ней надо не просто прочитать, но и расшифровать.
  Теперь давайте поразмышляем: почему же такая разница во времени восприятия и обработки одного и того же сообщения? Все дело в том, как оно записано.
 Исходным вариантом сообщения является текст 40 б, но, согласитесь, так писать его довольно долго. Текст 40 в пишется значительно быстрее, но читается хуже. А вот вариант 40а - это уже обработанный для наилучшей восприятия текст, который читается моментально да и пишется быстро. Давайте понаблюдаем за авторами этих текстов - школьниками А, Б и В - 1 классе (т. е. при записи текста) и при подготовке к экзамену (т. е. при чтения своего конспекта).
 
 Рис. 40. Три способа конспектирования текста
 
 В классе. Почти не поднимая головы, с максимально возможной скоростью пишет Б, выбрасывая окончания, иногда целые слова, теряя смысл:
 осознать некогда - все время поглощает запись. Несколько лучше обстоя! дела у школьника В: запись отнимает меньше времени, есть время осознать смысл записываемого. И только у школьника А проблемы нет: если текст "дав треугольник прямоугольный" звучит 3 сек., то на рисование треугольника уходит секунда, еще одна - на обдумывание, как записать эту фразу, и еще секунде остается в резерве.
  Экзамены. В это время все школьники проводят тот самый эксперимент, с которого начали и мы: они читают свои конспекты, осмысливают и запоминают прочитанное. У школьника А двойное преимущество: во-первых ему легче читать, так как перевод слов в их смысл уже частично выполнен и В конспекте он видит не слова, а уже готовые образы; -во-вторых, ему легче запоминать, так как этот материал уже один раз был осмыслен на уроке в процессе обдумывания, как лучше записать эту фразу. Кроме того, зрительные образы (типа рисунка треугольника) запоминаются лучше, чем описательный текст Школьник Б скорее всего читает свой конспект как впервые увиденный текст на лекции все прошло мимо сознания. Кстати, школьнику В, который благодаря умению стенографировать не очень утомлялся на лекции, сейчас приходится трудновато, так как расшифровка стенографической записи требует дополнительных умственных усилий (в стенограмме хуже распознаются отдельные буквы).
  Может быть, авторами этих записей являются не ученики и сделаны они не на уроке. Но и тогда ясно, что быстрее всех справился с записью автор А, а дольше всех писал Б; и когда надо будет прочесть записанное, то легче всех придется автору А, а труднее всех - автору В.
  Как видим, у автора А (независимо от того, писал он в условиях дефицита времени или нет) одни преимущества: ему легче и писать, и читать, и запоминать.
  В отличие от авторов Б и В, которые записывают текст, А записывает в своеобразной форме смысл этого текста - за счет этого и экономится время. Для того чтобы писать быстро и запись получалась легко воспринимаемой, нужно немного потренироваться. Во-первых, надо освоить ряд технических приемов, а во-вторых, прежде чем писать, надо подумать, как записать. Если вы конспектируете в библиотеке, то это сделать несложно, а затраты умственной энергии затем окупятся удобством чтения конспекта. Но и на уроке можно успеть подумать: это только кажется, что на уроке думать некогда, на самом деле человек думает примерно в 10 раз быстрее, чем пишет, поэтому затраченное на обдумывание время с лихвой окупается при письме.
  Опыт показывает, что научиться быстрому конспектированию можно довольно просто.
 А все-таки, можно ли быстро читать учебники?
  Да, можно. Но, разумеется, этот способ можно использовать не как способ чтения для углубленного изучения предмета, а как дополнительное, весьма эффективное средство. Мы настоятельно рекомендуем вам использовать метод сверхбыстрого чтения - "метод штурма" на всех этапах процесса обучения:
 для начального изучения нового предмета, в течение учебного года, а также в период подготовки к экзаменам. Предлагаемые нами рекомендации дают очень большой эффект, но только в том случае, если применяются в строгом соответствии с изложенными ниже правилами..
  1. В начале учебного года. Позади каникулы, впереди новый учебный год. Вы принесли из школы учебники. Вы знаете предметы, которые будете изучать. У каждого в школе есть любимые и не очень любимые предметы. Разложите все учебники на столе в порядке нарастания степени интереса к предмету.
  Что же дальше? Посмотрите на лежащие перед вами учебники. Каждая книга представляет собой сокровищницу знаний, изучать которую вам предстоит в течение всего учебного года. Мы предлагаем вам "прочитать" каждую книгу в течение одного дня в режиме "метод штурма". Зачем это нужно? Прежде чем изучать что-либо глубоко и основательно, необходимо иметь общее представление о предмете, знать его основные составные части, особенности, специфику. Все эти данные вы получите, читая учебник в режиме "метод штурма". После окончания чтения необходимо составить краткий конспект прочитанного. В процессе написания конспекта допустимо повторное чтение отдельных глав или разделов учебника в случае возникшей необходимости.
  Как работать? Мы советуем каждый учебник прорабатывать в течение одного дня. Лучше, если это будет свободный от учебы день.
  Если ваше чтение было по-настоящему быстрым, активным, творческим, вас ожидают удивительные открытия. В чем они состоят?
  Первое-перед вашим мысленным взором выстраивается образная, зрительная панорама всего предмета, всего учебного курса и составляющих его частей.
  Второе - последующее изучение этого предмета в течение учебного года представляет собой процесс припоминания уже известного, четкой и определенной связи отдельных конкретных частей изучаемого с известной вам картиной целого.
  2. В течение учебного года. Наш лозунг: быстрое чтение-для ленивых учащихся. Ленивых в том смысле, что они немного времени уделяют выполнению домашних заданий. Действительно, в мире так много интересного:
 спорт, музыка, туристические походы. Но где взять время, когда все оно уходит на учебу. Вы хотите успешно учиться с минимальными затратами времени? Вот некоторые рекомендации.
  Первое - максимально эффективно используйте время на уроке в школе. Следуйте нашим рекомендациям по скоростному конспектированию, выясняйте все, что вам непонятно, в классе, ничего не оставляйте на потом. Записывая домашнее задание, одновременно конструируйте модель его выполнения.
  Второе-все-таки у вас появились проблемы с некоторыми разделами изучаемой программы. Найдите дополнительную литературу по теме и прочитайте ее. Эту литературу вы сможете найти сами, или вам поможет учитель. Помните: чем больше разнообразной литературы вы прочитаете по определенной теме, тем легче и точнее вы разберетесь в ней.
  По каждому предмету непременно читайте дополнительную литературу, рекомендуемую учителем, а также ту, что вы разыскали самостоятельно. Не забывайте письменно фиксировать результаты прочитанного.
  3. Перед экзаменом. Экзамены-решающий этап учебы. Для вас этот этап представляет особый интерес: вы должны показать учителям не только то, что вы знаете по программе изучаемого предмета, но и многое из того, что попало в поле вашего зрения из дополнительной литературы. Основа успешного экзамена - это твердые знания разделов программы. Надо спокойно все повторить, вспомнить, уложить в систему. Еще раз напоминаем вам об эффективной системе повторения, изложенной подробно в беседе о памяти (см. с. 126). Что может дать на этом этапе быстрое чтение? После глубокой и основательной проработки учебника с экзаменационными билетами очень полезно прочитать "методом штурма" несколько дополнительных книг по этой теме, фиксируя свое внимание на наиболее сложных и неясных для вас проблемах.
  Очень скоро вы почувствуете: экзамен для вас радость, способ демонстрации своих знаний, выходящих за рамки школьной программы.
  Обычно наши ученики, освоившие метод быстрого чтения и использовавшие его при подготовке к экзаменам, так входили во вкус, что потом говорили нам, что сожалеют о конце экзаменов.
  Как читать художественную литературу
  Можно совершенно определенно сказать, что однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Здесь возможно несколько разных подходов.
  Художественную литературу нужно читать медленно, очень медленно. "Это неверно",- скажете вы после чтения всех наших предыдущих бесед. И будете безусловно правы.
  Художественную литературу нужно читать быстро. "И это неверно",- скажете вы. И опять будете безусловно правы.
  Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы.-М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.
 Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов
 
  Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:
  Мир каждый видит в облике ином,
 И каждый прав -
 Так много смысла в нем.
  Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: "В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна" (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.
  И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?
  Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. "Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге" - так писал один из наших слушателей.
  М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.
  Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.
  Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать "событийной" или "фабульной". Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма "Ко мне, Мухтар!" из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80% юных зрителей.
  Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.
  Искусство писателя "рассказывать" - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.
  Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще "смысловой". Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро- фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).
  Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.
  Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.
  Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.
  Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как "малый" мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать "средним" миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него -путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию "тайны единения автора с его героями", тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.
  В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.
  По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.
 
 Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков
 
 ПРИНЦИПЫ "ВЫЗОВА"
 (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества товаров)
  Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: "Пусть поднимут руки те, кто покупает товары с клеймом "сделано в США"! Никто в зале не пошевелился. "А кто пользуется только японской продукцией?" Тут же взметнулся лес рук.
  "Вы знаете,- растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,-дело тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных". Впрочем, так считают отнюдь не только жители Японских островов. "Пора понять,- пишет "Нью-Йорк тайме",- что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется отнюдь не в коварстве, не в нарушении "джентльменских правил торговли", а' в умении производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования". Каким же путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих злейших конкурентов? Один из ответов - в деятельности кружков качества, ставших важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.
  .. .За заваленным диаграммами металлическим столом - восемь молодых рабочих, членов группы "Вызов". Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского автомобильного завода корпорации "Тойота" в центральной части острова Хонсю. Ребята в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества. Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства цеха - минимальное, хотя мастер участка - непременный участник всех дебатов и зачастую сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок "Вызов" бьется над уменьшением шума мотора, из-за которого новая модель "Тойоты" не слишком хорошо встречена потенциальными покупателями. "Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя",- говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой. (
  - Иногда не слишком хочется оставаться после работы,- рассказывает симпатичный парень с усиками.- Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы. Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..
  Группа "Вызов" - лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности - сфера материального производства.
  Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.
  Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.
  Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост: заметил неполадку - немедленно исправь ее своими силами. Не можешь - зови на помощь. Если времени не хватает - останавливай конвейер. Главный лозунг: "Делай что хочешь, но дефект не должен пройти!" Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических изделий компании "Нихон мусэн" в городе Нагано решила добиться резкого снижения уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок, и прежде всего в начале и в конце каждой смены.
  Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные летучки для "концентрации внимания" и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев напряженной деятельности кружку удалось
 снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется, достигаются не часто.
 Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия! Скажете, мелочь? Но из таких "мелочей" на японских предприятиях складывается высокое качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.
  В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того, что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.
 В. Головнин // Советская Россия.- 1987.- 26 декабря.
 
 БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ.
 ЧИТАЕМ БЫСТРО,БЫСТРЕЕ,ЕЩЕ БЫСТРЕЕ
 Что дает быстрое чтение
  "Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие" - так писал в дневнике Виктор Панкратов, техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.
  Проведенные социологические исследования среди обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Особенно много дает быстрое чтение учащейся молодежи.
  Лаборант одного из предприятий г. Молодечно Минской области В. Причина писал нам: "Техника быстрого чтения дала очень много. Скорость чтения возросла в несколько раз. Я успеваю за 1,5-2 часа в сутки прочитать 2-3 газеты, иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках. Часто читаю такое солидное издание, как "Юманите". Смысл прочитанного понимаю гораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотра телевизионных программ многие публикации в га зетах пробегаю мгновенно, поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Стал замечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова, события всплывают в памяти как бы сами собой. Иногда вспоминаю точные цитаты, казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание стало более стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре". I
  Приведенное высказывание достаточно полно отвечает на поставленный вопрос.
  Мы уже знаем, что быстрое чтение используется не только для чтения научных и учебных текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли чтение художественной литературы? Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и классическую художественную литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? 1
  Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек, читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения. А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. "Быстрое чтение приблизило нас к искусству,- писали освоившие этот метод,- так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте..."
  Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.
  Наша заключительная, десятая беседа посвящена подведению итогов освоения техники быстрого чтения.
  Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаем золотые правила быстрого чтения, которые могут служить и дальнейшим руководством в совершенствовании техники чтения.
 Семь золотых правил быстрого чтения
 Первое - читать без регрессий.
 Второе-читать по интегральному алгоритму чтения.
  Третье-всегда выделять доминанту-основное смысловое значение
 текста.
 Четвертое-читать без артикуляции.
 Пятое-читать вертикальным движением глаз.
 Шестое-постоянно развивать свое внимание и память.
  Седьмое-выполнять ежедневно обязательную норму: читать две
 газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100
 страниц любой книги.
 Итоги обучения
  Прочитайте заключительный текст № 10. Старайтесь читать внимательно. Мобилизуйте все свои силы, все умения, которыми вы владеете. По его окончании определите скорость чтения по известной вам формуле и общий прирост скорости чтения за время обучения. Внесите эти данные в план занятий и на график.
  Далее рекомендуем оценить особенности своего чтения в соответствии с тестом и подсчитать количество баллов. Сравните эти результаты с тем, что было в начале ваших занятий.
  Для того чтобы провести детальный анализ отдельных этапов обучения, мы настоятельно рекомендуем вам ответить на вопросы анкеты-отзыва, приведенной в конце книги. Выполнив эту работу, вы отчетливо будете представлять себе свои достижения и неудачи. Например, как это часто бывает, вас огорчают трудности, связанные с вертикальным движением глаз. Ответив на все вопросы анкеты, вы наверняка найдете их причину. Так, на вопрос, сколько часов начитали с одновременным выстукиванием ритма, вы записали - 8. Как известно, подавление артикуляции требует 15-20 часов чтения с одновременным выстукиванием ритма. Видимо, именно в этом кроется причина ваших трудностей. Подробный анализ анкеты поможет вам в дальнейшей работе над совершенствованием техники чтения. Будем признательны, если вы направите эту анкету в адрес издательства.
  Итак, вы подвели итоги своей работы. Позади недели напряженной творческой деятельности по совершенствованию механизмов своего мышления, всего аппарата умственной деятельности. Но вы не должны ограничивать этим свое обучение. Что делать дальше? В конце этого раздела вы найдете упражнения для дальнейшего совершенствования техники чтения, а пока мы познакомим вас с нашими перспективными разработками, цель которых-освоение новых навыков интеллектуальной деятельности.
 Программы "Сатори" и "Ультра-рапид"
  Дальнейшее совершенствование методики обучения технике быстрого чтения привело нас к созданию еще двух ступеней программы: "Сатори" и "Ультрарапид". Сатори - означает "озарение". Ультра-рапид - сверхбыстрое чтение. Нашей научной группой разработана программа, которую мы назвали "Комплексная программа интеллектуального развития человека". Программа предусматривает три уровня обучения:
  1-й уровень - начальное обучение технике быстрого чтения, скорость чтения 3000 знаков в минуту;
  2-й уровень-программа "Сатори", освоение скорости чтения 10000 знаков в минуту;
  3-й уровень - программа "Ультра-рапид", 20 000 знаков в минуту. Во всех указанных выше программах скорость чтения не является самоцелью и выполняет только роль контрольного показателя, фиксирующего результативность обучения. Допустимым остается разброс показателя скорости чтения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых в пределах ±30% от указанных базовых значений. Теоретические основы разработанной концепции обучения базируются на следующих ключевых позициях:
  - использование резервных возможностей человеческого организма на ней-рофизическом и биоэнергетическом уровнях; I
  - активизация зрительного анализатора;
  - возможность формирования новых, более эффективных программ умственной деятельности на основе теории установки;
  - формирование нового кода, основанного на зрительных или каких-то иных представлениях;
  - организация невербального, т. е. бессловесного, образного мышления;
  - использование и развитие универсального предметного кода, а также промежуточного языка - языка мысли;
  - воспитание и развитие сверхвнимания и сверхпамяти;
  - воздействие в процессе обучения на уровне сознания, подсознания и сверхсознания обучаемых;
  - поэтапное формирование нового комплексного навыка умственной деятельности.
  Разработанная концепция, предусматривающая три уровня обучения, рассчитана на три года. Методика обучения носит универсальный характер и охватывает все возрастные группы и представителей всех профессиональных объединений.
  Что же такое программа "Сатори"? Как установили ученые, успешность умственной деятельности в значительной степени зависит от психофизического состояния человека.
  Пожалуй, каждый наверняка испытал в своей жизни состояние внутреннего подъема, когда все получается очень удачно" Изучаемый предмет становится вдруг понятным и интересным, невозможно оторваться от учебника. Или изучаемая проблема вдруг вырисовывается четко и ясно и намечается путь ее решения.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу