<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  5.Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки", усложнив задачу: расширять поле зрения, пытаясь увидеть одновременно с точкой 1-2 строки вверх и вниз по всей ширине страницы, затем 4-6 строк и т.д. Напоминаем: видеть - значит различать контуры строк.
  6. В процессе чтения небольших газетных текстов производить их разметку, обводя карандашом или ручкой блоки текста, Соответствующие блокам интегрального алгоритма чтения.
  Продолжительность выполнения этого упражнения можно увеличить до 2-3 недель.
  (Образец разметки текста по блокам интегрального алгоритма чтения был приведен выше).
  7. В заключение прочитать контрольный текст 2, определить скорость чтения по известной вам формуле и занести результаты в план занятий (см. приложение 1).
 "Комсомольская правда" Текст 2, 30 августа 1990 г. Объем - 780 знаков
 
 Секрет "молодой воды"
 Толочь воду - не такое уж бесперспективное занятие, как выяснили эстонские ученые. Правда, вместо допотопной ступы они использовали дезинтегратор - своеобразную мельницу со стремительно вращающимися роторами.
 Оказалось, что в активированной таким образом воде форель, например, растет в полтора раза быстрее. Из каждой сотни икринок форели обычно появляются лишь 50 мальков, а в активированной воде - 90. Повышает она и урожаи различных культур.
 Ученые пока не могут вполне научно объяснить это явление. Предполагают, что молекулы воды объединяются в некие цепочки, которые с течением тысячелетий удлиняются. Вода как бы стареет, медленнее протекает в ткани растений и животных. А вот сотни миллионов лет назад, когда на земле бушевали смерчи и ураганы, вода была богаче энергией, моложе. Рыбы в ней лучше развивались, поэтому и достигали огромных размеров. Дезинтегратор, по-видимому, проделывает ту же работу - разрушает цепочки молекул.
 И. Савельев
  Итак, вы изучили интегральный алгоритм. Он обеспечивает новую программу чтения, программу последовательных мыслительных операций. Для формирования новой техники чтения в соответствии с блоками интегрального алгоритма чтения нужны многократные тренировки, с тем чтобы закрепить в процессе вашего чтения движение всегда по блокам интегрального алгоритма.
  Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше, и наконец они исчезают. В этот период надо изучить и запомнить второе правило быстрого чтения: читать по интегральному алгоритму.
 
  Урок 3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ
 Патент России №2113731
  Цель урока - формирование повой программы умственных действий, обеспечивающей качественное понимание текста.
 Что значит понять текст?
  Проблема "понимание - непонимание" является, пожалуй, одной из центральных во многих философских течениях. Естественно, что каждое учение, излагая свои постулаты, стремится сделать их доступными широким читательским массам. Видимо, этим и можно объяснить то большое значение, которое придается в документах древности пониманию текстов. Стремление выделить эту проблему в отдельное направление привело к возникновению нового толкования науки герменевтики. Согласно античным мифам, одним из "прислужников богов" и вестником их воли в отношении людей был легендарный Гермес. От имени этого мифологического "переводчика" и происходит наименование герменевтики как искусства толковать непонятное и даже искаженное, объяснять смысл чужого языка или знака.
  Вот как определяет современная герменевтика процесс понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны для понимания. С информационной точки зрения они представляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием его смысла или значения. Чтобы раскрыть этот смысл и, следовательно, понять текст, необходимо выполнить определенные действия.
 Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием - мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.
 Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы. Чаще всего читатели используют два основных приема:
 выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию.
  Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы то, что запоминается или что само "всплывает" как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.п. Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы. С помощью этого приема нами разработан дифференциальный алгоритм чтения, который будет подробно рассмотрен ниже.
  Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т.е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.
  Как показали исследования, в результате специальной тренировки можно развить у читателя способность мгновенно предугадывать по неопределенным косвенным смысловым признакам текста "наступающие события". Неопределенный сам по себе сигнал благодаря реакции антиципации превращается в субъективно определенный, значащий признак вполне конкретной ситуации развития сюжета (темы) повествования. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам - фразу, по нескольким фразам - смысл целого абзаца или даже страницы. Игорь Северянин в стихотворении "Отличная от других" так определил способности своей героини:
 Ты способна и в сахаре выискать "соль", Фразу - в только намекнутом слове.
  Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
  Явление антиципации закономерно и в значительной степени объясняется избыточностью текста, составляющей, как мы уже знаем, 75%.
  Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов - одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.
 Фильтрующая способность мозга
 Рассмотренные приемы понимания текста интуитивно использует большинство читателей. Целенаправленное же обучение им значительно повышает продуктивность осмысления различных текстов. При быстром чтении понимание текста носит активный и свернутый характер и использование данных приемов осмысления, безусловно, полезно. Остановимся более подробно на некоторых процессах понимания. При этом, как и ранее, будем опираться на известные науке закономерности работы мозга.
 Понимание - один из результатов умственной деятельности. Если человеческое мышление - переработка полученной информации, то понимание определяет полноту и эффективность этой переработки. Мало только увидеть какой-либо предмет. Осмыслить его содержание и осознать назначение - конечная задача
 человека. Эта особенность работы мозга при чтении известна уже давно.
 Это означает, что если вначале читатель не понял текста, те текст не несет для него никакой информации. Если затем, спустя даже длительное время, получив новые знания, читатель вторично обращается к этому же тексту, то он уже извлекает из него нужную информацию. Что же происходит с ней дальше? В результате изучения текста читатель выделяет смысл, который затем преобразуется в значение. Прежде чем разбирать сущность происходящего далее процесса, необходимо дать объяснение: что же такое смысл и что такое значение?
  Впервые изучение понятий "смысл" и "значение" предпринял немецкий математик и логик Готлоб Фреге. В 1892 г. вышла его работа "О смысле и значении", которая до настоящего времени не потеряла своей актуальности. Г. Фреге определяет смысл как содержание языкового выражения, т.е. это мысль, содержащаяся в словах. Значением языкового выражения является тот предмет, который словесно зафиксирован в сознании человека. Например, слово Луна, по существу, означает небесное тело или естественный спутник Земли.
  Таким образом, значение - это свойство имени, которое реализуется путем многообразного называния вещей. Смыслом Г. Фреге называет различные способы формального обозначения предметов именами. Сочетания слов типа Александр Пушкин;
 великий русский поэт; поэт, убитый Дантесом различны по смыслу, но одинаковы по значению. В языке вообще и в текстах в частности можно найти разные способы использования имен: педагог - преподаватель; врач - доктор; бегемот - гиппопотам и т.д. Эти примеры сообщают разные сведения об одном и том же. Смысл есть то, что передается и понимается в сообщении как социально значимая информация и что при приеме сообщения должно быть понято однозначно. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл, если эти выражения различаются по структуре реализации текста. Рассмотрим выражения "5" и "3+2". Смысл в каждом из них различный, а значение - одинаковое.
  Обратимся вновь к рис. 9. Заключительные этапы преобразования фрагмента текста включают в себя выделение значения из полученного смысла. Означает ли это, что всегда, в любом тексте есть все компоненты этой схемы? Совсем нет. Однако содержание каждого ее элемента идет по убывающей. В самом деле, тексты всегда содержат информацию. Немного можно найти бессмысленных текстов. Но очень многие осмысленные "тексты не содержат значения. В литературе по логике обычно Приводят пример такого пустого выражения: понятие, выраженное словами король Франции, имеет смысл, но применительно к XX в. значения не имеет.
  Возможны ли научные тексты подобного содержания? Для ответа достаточно узнать, есть ли значение в цитируемом тексте.
 
 Рассмотрим некоторый тотальный и, следовательно, уникальный экземпляр "А". Установление тождества экземпляра с самим собой можно рассматривать как отображение, приводящее образы "А" в соответствие с прообразом "А". Экземпляр "А" по определению может быть сопоставлен только с самим собой. Поэтому отображение является внутренним и, согласно теореме Стилова, может быть представлено в виде суперпозиции топологического и последующего аналитического отображения. Совокупность образов "А" составляет точечную систему, элементы которой являются эквивалентными точками...
 Как показал анализ, проведенный лингвистом И.П. Севбо, формальная связанность и наукообразное звучание не уменьшают пустоты этого текста.
 Очевидно, теперь мы можем ответить на вопрос о том, что же следует читать в текстах: нужно уметь находить значение.
 Как же практически научиться выделять значение? Рассмотрим еще одно интересное явление. Как показал Н.И. Жинкин, мозг Каждого человека уже обладает этой способностью, так как .^держит программу выделения значения в любом читаемом тексте, имеющем смысл. Эксперименты психологов подтвердили, что при обработке текста человеческий мозг всегда выделяет
 
 "ядерное" значение независимо от способа его формального выражения или смысла. Так, в одном из опытов группе испытуемых предлагалось нажимать специальную кнопку каждый раз, как только на экране появлялось слово доктор, и не реагировать на сигнал, если появлялись другие слова, даже сходные по начертанию, например диктор. Большинство испытуемых справились с этим заданием. Затем без предупреждения на экране была показана надпись врач. Практически все нажали кнопку, хотя по начертанию это слово никак не походило на слово доктор. Восприятие мозгом различных словосочетаний показано на рис. 10. Благодаря наличию алгоритмического фильтра мозг не пропускает (выдает на выходе 0) фразу "Зеленые идеи яростно спят". Для фразы "Моя твоя не понимай" формируется соответствующее выражение. И наконец, мозг реагирует одинаково на слова врач и доктор, тогда как для слова диктор на выходе также 0.
  Этот пример - доказательство того, что при восприятии текстовой информации мозг реагирует не на языковую структуру слова, а на его содержательную часть.
 Содержание дифференциального алгоритма чтения
 Патент России Na 2113731
  При чтении текста мозг формирует свою трактовку содержания того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет "ядерное", сущностное значение из текста. Однако не всегда эта программа используется эффективно. Вместе с тем только при осмысленном, внимательном чтении текст понимается глубоко и полно. Из этого следует, что при освоении техники быстрого чтения нужно научиться произвольно использовать эту принципиально важную программу работы мозга.
  Как показали наши многолетние эксперименты, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать "ядерное" значение в тексте быстро и надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения. Он показан на рис. 11.
 
 
  Итак, сделаем наше первое "открытие": оказывается, хорошие читатели читают текст ради понимания его смысла и
  поэтому охватывают с одного взгляда много слов сразу, в то время как плохие читатели читают текст маленькими кусками, охватывая всего одно, два или три слова за одну остановку (фиксацию) глаз. До тех пор пока вы читаете вот этим последним, дробным способом, вы не повысите скорость своего чтения. Это объясняется тем, что более "длинные", чем, скажем, в одно предложение, мысли оказываются рассеченными на большое количество маленьких кусков, что затрудняет формирование единого точного понимания смысла фрагмента текста. Образно говоря, такой читатель за деревьями .не видит леса.
  . Как мы уже знаем, интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Итак, для активации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого нами и разработан дифференциальный алгоритм чтения. С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Под отдельным логическим отрезком текста в данном случае мы понимаем каждый смысловой его абзац. Следует помнить, что печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения последующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно (см. рис. 11). . Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
  Смысловые ряды состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой "золотого ядра" содержания текста.
  Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, "золотое ядро", на уровне непрерывных цепочек пар слов.
  Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразования - сжимается, прессуется. Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма - выявлению доминанты.
  .Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической зубрежки.
  На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования -выявление "ядерного" значения содержания текста. Решить эту задачу - значит сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке. Выявление истинного значения - доминанты, таким образом, и является основной задачей чтения.
 Что же такое доминанта?
  Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления основного замысла автора. Таким образом, в тексте встречаются слова, которые как бы "подталкивают" вас читать дальше, дальше, предупреждают, что изменений смысла не предвидится. Бывают другие слова, которые "предупреждают" об изменении, <повороте" смысла, "говорят" вам, чтобы вы замедлили скорость чтения, что впереди "крутой поворот". Очень важно знать, как пользоваться такими словами-сигналами.
 Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического диализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения : в значительной степени подсознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у большинства читателей не всегда высока. В самом деле, знание определенной программы еще не означает умение ею пользоваться. Умение пользоваться определенной программой еще не означает возможность ее применения на уровне автоматизированного, неосознаваемого действия-навыка. Задача заключается в том, чтобы образовать именно навык, т.е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст в режиме быстрого чтения. Поэтапное формирование навыка и предполагает детальный разбор каждого уровня мыслительных операций при чтении текста с целью выявления его основного смыслового значения - доминанты. Эту задачу и решает дифференциальный алгоритм чтения. Он предлагает в процессе чтения в соответствии с j блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста: вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения - показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так, и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей, явлений, излагаемых автором. Многократное повторение упражнения формирует новый способ кодирования, обеспечивающий затем высококачественное понимание текста в режиме быстрого чтения. Теперь потренируемся: проведем медленное чтение текста, размечая его в соответствии с блоками ^дифференциального алгоритма чтения. Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм.
 Наш век не без основания называют веком статистики. Статистика- слово многозначное. Это и набор цифр. полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.
 В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов.
 Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов "средняя продолжительность жизни"? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная.
  В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 4.
 Таблица 4
 Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения № абзаца Ключевые слова Смысловые ряды Доминанта 1
 
 
 2
 
 3 Статистика, набор цифр, наука, метод
 
 Статистическая малограмотность
 Средняя продолжительность жизни - величина расчетная и условная Статистика - это набор цифр Статистика - это наука Статистика - это метод
 Многие журналисты статистически малограмотны
 Средняя продолжительность жизни - это интервал жизни группы людей одного года рождения Журналисты должны изучать статистику для повышения качества своей работы
  Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе - быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.
  Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенного выше примера, не вес слова текста являются ключевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых рядов: формируем письменно главную мысль каждого смыслового абзаца (удобно записать их на отдельном листочке). И наконец, читая текст, а точнее смысловые ряды, в третий раз, формируем доминанту. Здесь любопытно провести некоторую аналогию с рекомендациями, которые давали просветители прошлого века для чтения. Так, русский поэт XVIII в. Я. Княжнин советовал:
 "Читается трояким образом: первое - читать и не понимать;
 второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано".
  Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именно того, что, как говорят, содержится между строк. Иногда говорят: "приценись", прежде чем читать все подряд. Да, именно так! Ведь вы присматриваетесь, прицениваетесь, прежде чем купить что-то. Другими словами, предварительно знакомитесь, составляете себе предварительное представление. Тот же самый прием вы применяете к статье или книге, когда ее ^покупаете", т.е. собираетесь прочитать. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь также, что избыточность текста -вполне реальное, осязаемое явление. Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть - "сухой остаток", который и составляет основное -содержание. Будучи осмыслен читателем, этот "остаток" преобразуется и принимает вид лаконичного выражения - доминанты.
  При разработке дифференциального алгоритма мы не Предполагали, что может быть дано его зрительное описание. Однако слушатели курсов предложили оригинальное решение Зрительного образа алгоритма, что, несомненно, способствует , лучшему его пониманию и облегчает его практическое освоение. На рис. 12 алгоритм показан в виде системы облаков. Первые облачка - ключевые слова - разряжаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов, что выражено в крупных каплях, и, наконец, третий образ -туча, которая вмещает в себя все предыдущие облака. Туча проливается еще более крупными каплями, а возможно, и градом. Концентрируется смысловая энергия - доминанта текста. На рис. 13 показан еще один пример зрительного представления алгоритма, который не требует пояснения. Мы рекомендуем вам придумать и изготовить подобные рисунки самостоятельно.
 
 
  Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т.е. действие не осознается, осмысление текста происходит как бы само собой Вот впечатление одного из слушателей курсов быстрого чтения "Слова бегут, словно титры в кино, и понять суть удается иногда как-то вдруг, зацепившись за какое-то ключевое слово. Потом еще такое же слово, и наконец чувствую, что понимаю главное, и, значит, многие пустые слова, которые вижу, можно без потерь пропустить... Когда текст бывает очень интересным, чувствую, что отключаюсь от внешнего мира, и тут поразительно быстро читаю, все понимаю, запоминаю, и все это сопровождается
 
 яркими зрительными образами, картинами. Сущность содержания текста, его смысл и значение выступают тогда ярко и выпукло. Как бы говоришь себе: вот в чем тут дело, это главное, ради чего читал, трудился, тратил время".
 дифференциальный алгоритм чтения, определяющий процессы понимания текста, является важнейшим среди приемов
 техники быстрого чтения. Понять текст - значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.
  Как же практически работать с дифференциальным алгоритмом1 чтения? Давайте вместе с вами прочитаем размещенный ниже текст и проведем его разметку по блокам алгоритма.
 Упражнение. Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения
 "Комсомольская правда" 12 ноября1989 г.
 Дрожите!
  - Снимите, пожалуйста, рубашку, - сказал Савельев.
  Я пожаловался на боль в позвоночнике. Года три-четыре назад бросил занятия спортом, начал курить, и результат не замедлил Сказаться - растет брюшко, появилась сонливость, снизилась работоспособность ...
  Борис приставил к моему позвоночнику нечто вроде присоски, включил прибор. "Присоска" завибрировала.
  Начинал как чистый "технарь" - окончил СПТУ, затем - Куйбышевский авиационный институт. Но инженером Савельев не стал - "нашел себя" в тренерской работе, защитил диссертацию (кандидат педагогических наук). Сейчас основное занятие Савельева - разработка и создание биомеханических тренажеров.
  Группой исследователей, в которую входит Савельев, был создан целый ряд уникальных тренажеров. Так, например, тренажеры с пневматическим покрытием более 10 лет используются в Сборной команде по спортивной гимнастике при изучении элементов ультракласса.
  Пришли к Савельеву известность и признание. Но вот стало ли легче работать?
  Фирма "Савельев и КО" ютится в крошечной комнатушке и, похоже, еще не скоро переедет в более подходящее помещение. Детали для изготовления тренажеров приходится разыскивать на помойках, в грудах металлолома, выпрашивать на заводах, Переделывать из какого-нибудь старья.
  В планах - создание биомеханического центра, в котором при помощи пневматической биомеханической стимуляции можно было бы заниматься профилактикой и лечением различных заболеваний, преодолевать последствия тяжелых травм. Савельеву требуется помещение площадью 250-300 квадратных метров. В горисполкоме пока ничем помочь не могут.
  Борис опробовал тренажеры в медсанчасти металлургического комбината. У одного из больных после обморожения сила кисти составляла только 18 килограммов. После трех сеансов по три минуты она увеличилась почти вдвое! И таких примеров немало.
  Заинтересованность в тренажерах Савельева проявили лишь на заводе "Ремстроймаш". Здесь оборудована комната, где с помощью вибрации снимаются нагрузки с рабочих механического цеха.
 С.Смирнов.
  Общее количество слов в тексте - 258.
 Ключевые слова
  Боль, позвоночник, занятия спортом, начал курить, растет брюшко, появилась сонливость, снизилась работоспособность, приставил присоску, включил прибор, технарь, СПТУ, авиационный институт, инженером Савельев не стал, защитил диссертацию, биомеханический тренажер, уникальные тренажеры с пневматическим покрытием, по спортивной гимнастике, известность и признание, крошечная комнатушка. подходящее помещение, детали, разыскивать, выпрашивать, переделывать, биомеханический центр биомеханической стимуляции, профилактикой и лечением заболеваний, тяжелых травм, помещения, в горисполкоме, помогать, заинтересованность, завод, комната, вибрация, нагрузки.
  Количество слов - б8.
 Смысловые ряды
  1. Основное занятие Савельева - разработка и создание механических тренажеров, с помощью которых можно было бы заниматься профилактикой и лечением заболеваний.
  2. Савельеву требуется помещение и оборудование. Тренажеров на всех не хватает.
  3. В горисполкоме пока ничем помочь не могут.
  4. Заинтересованность в тренажерах Савельева проявили лишь на заводе.
 Количество слов - 44.
 
 - Доминанта
  Энтузиаст Савельев разработал биомеханические тренажеры высокой эффективности. Местные власти не помогают изобретателю.
  Количество слов - 12.
  Эту работу достаточно проделать только с двумя-тремя небольшими текстами. И цель ее состоит в том, чтобы осознать, как происходит процесс понимания смысла текста. В дальнейшем перед вами стоит задача - только формирование доминанты.
  Помните, какой бы текст вы ни читали: маленький или большой, простой или сложный, - закончив чтение, посидите, поразмышляйте, в чем суть его. Как бы вы сформировали доминанту прочитанного? Пусть вас не смущает то обстоятельство, что в некоторых текстах, которые вы будете читать, доминанта отсутствует.
 Упражнения
  Тренировочный комплекс этого урока включает в себя три упражнения: первое развивает зрительный образ алгоритма, второе - смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение), третье - предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.
  1. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения. Изготовить рисунок алгоритма по образцам (см. рис. 12,13,14) в двух экземплярах. Один из них укрепить на экране мысленного взора, другой постоянно носить с собой или укрепить перед рабочим столом. Осознать смысл и содержание каждого блока алгоритма. Хорошо представлять себе, что такое ключевое слово, смысловой ряд, доминанта.
  2. Развитие смысловой догадки (антиципации).
  А. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
  Б. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строк и, наконец, первые и последние пять букв строк текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.
  3.Дифференциальный алгоритм чтения.
  А. В тексте объемом не более б тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом.
  Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
  Б. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить и записать только доминанту.
 Домашнее задание
  1. Изучить дифференциальный алгоритм чтения. Представлять смысл и содержание каждого блока.
  2. Нарисовать зрительный образ дифференциального алгоритма в двух экземплярах. Один экземпляр укрепить на экране мысленного взора, второй постоянно носить с собой.
  3. Читать ежедневно две небольшие статьи. Первую статью читать очень медленно, размечая текст в соответствии с изложенными правилами. Вторую статью читать как можно быстрее. По окончании чтения ставить только одну задачу - сформировать доминанту (записать ее на полях статьи).
  4. На тексте газетной статьи, выбранной по вашему усмотрению (объемом 5000-6000 знаков), произвести разметку по блокам дифференциального алгоритма чтения по приведенному выше образцу.
  5. Дать письменные ответы на следующие вопросы и задания. (Ответы следует излагать кратко и только своими словами, без текстовых совпадений с учебным пособием).
  А. Как вы представляете себе процесс понимания текста?
  Б. Что такое антиципация?
  В. Дайте краткое определение понятий: ключевое слово, смысловой ряд, доминанта.
  6. Все остальные тексты читать по интегральному алгоритму и без регрессии.
  7. Прочитать контрольный текст 3 и определить скорость чтения. При подсчете коэффициента понимания помнить, что доминанта сугубо индивидуальна, занести результаты на бланк ( см. приложение 1).
 "Труд" Текст 3
 12 июля 1988 г. Объем - 1230 знаков
 Как погасить молнию?
 У многих всплеск молний и раскаты грома вызывают неприятные ощущения. Но гораздо серьезнее тот факт, что эти мощные разряды порой выводят из строя высоковольтные линии электропередачи, поражают другие объекты. Отсюда и возникла задача: молнии надо научиться укрощать. И лучше всего это делать непосредственно в облаке - еще до того, как они вспыхивают.
 Процесс возникновения молнии сегодня уже хорошо известен. Когда капли воды в облаке начинают замерзать, то сначала превращается в лед их поверхность, и при этом заряжается положительно. А в центре капли остается вода, заряженная отрицательно. Потом и она начинает превращаться в лед, но, замерзая, часто разрывает "шарик". Осколки его оболочки, несущие положительный заряд, взмывают в верхнюю часть облака. А центральное ядро капель устремляется вниз, передавая земле отрицательный Заряд. В итоге система "облако - земля" превращается в своего рода гигантский конденсатор, между обкладками которого проскакивает мощная искра - молния.
 Как бороться с этим явлением? Известно, что, чем чище вода в облаке, тем интенсивнее "делятся" в нем заряды. Значит, чтобы остановить процесс, надо добавить в облако определенное количество примесей. Ученые Ленинградского гидрометеорологического института установили, что эффективнее всего в роли примесей выступают соляная и плавиковая кислоты, которые можно доставлять в облака с помощью пиротехнических ракет. Достаточно шести тысячную долю грамма таких примесей на тонну воды -молния не вспыхнет.
 С. Мелихов
 Вы закончили изучение уроков первой части курса и усвоили три "золотых правила" быстрого чтения. От того, в какой степени" вы овладеете интегральным и дифференциальным алгоритмом чтения, в значительной мере будет зависеть ваш успех в технике быстрого чтения.
 Сформированная новая программа умственных действий не только ускоряет сам процесс чтения, но и, что самое главное, Обеспечивает более эффективное и качественное усвоение прочитанного.
 
  Урок 4. АРТИКУЛЯЦИЯ И ЧТЕНИЕ
  Цель урока - использование метода аритмического постукивания для сокращения артикуляции и формирования нового нейродинамического кода восприятия и обработки информации.
 Что такое артикуляция?
  Исследования Н.И. Жинкина показали, что чтение, по существу, - два одновременных процесса: приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь (текст) человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном: как бы выдает результат обработки текста, в которой непременно принимают участие речевые процессы. Именно от того, как они организованы, зависит скорость чтения.
  Возможны три основных способа чтения. Первый способ -артикуляция или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ -чтение про себя, при котором речевой процесс проявлен в форме внутренней речи, т.е. без открытой артикуляции. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чтение. И наиболее совершенный способ чтения - тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявлена в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.
  Итак, артикуляция замедляет процесс чтения, и от нее необходимо избавиться. Однако не приведет ли сокращение артикуляции при повышении скорости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации? ' Как показали исследования психологов, иногда при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами, целые группы слов - одним словом.
  Быстро читающие люди обладают способностью не проговаривая читаемый текст сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а затем усваивать его на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного, так как основная идея понятна с самого начала. Задачу научиться такому чтению можно решить в два этапа. Первый предполагает сокращение артикуляции, если она ярко выражена, второй - овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информативными блоками.
  Как известно, людей по способу восприятия и переработки информации делят на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производительный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, показывают, что они, как правило, относятся к зрительному типу. Вот, например, как описывает О. Бальзак процесс быстрого чтения: "Впитывание мысли в процессе чтения достигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы".
  Направленным обучением можно практически любого здорового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при соответствующем сокращении артикуляции.
 Речь внешняя и внутренняя
  Из различных методов сокращения артикуляции наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан Н.И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Понятие внутренней речи для нас очень важно, поэтому давайте разберемся более подробно с тем, что же такое внутренняя речь. АА Леонтьев считает, что "внутренняя речь - это речь, которая обслуживает только мышление и не служит, как другие виды речи, целям общения. Классический пример внутренней речи можно встретить в любом классе любой школы в тот момент, когда учитель открывает журнал, чтобы начать опрос. Он говорит в раздумье (обычно про себя, по иногда вслух): "Александрова я уже спрашивал вчера... Белова только что пришла после болезни... Васильева спрошу в следующий раз..."
 "Обычно про себя, а иногда и вслух", - сказали мы. Вы, вероятно, тоже припомните случаи, когда, решая сложную мыслительную задачу, и вы начинали рассуждать ВСЛУХ. Кстати (в подтверждение теории умственных действий), маленький ребенок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается производить во всеуслышание, чем иногда крайне смущает взрослых. Внутренняя речь всегда развивается из речи внешней. Многие психологи думают даже, что внутренняя речь - это скрытая форма внешней речи, т.е. что мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова. НИ.Жинкин доказал, что чаще всего внутренняя речь вообще перестает быть речью:
 мы начинаем оперировать не речевыми единицами - звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, обобщенными схемами и т.д. Доказывается это очень простым способом, с помощью ритмическою постукивания. Суть в том, что внешняя речь развертывается во времени: слова произносятся последовательно, одно за другим, на каждое тратится доля секунды, различная доля, в зависимости от длины слова. Так вот, когда человек говорит вслух, ему трудно монотонно постукивать, он сбивается с ритма. Когда человек читает, он тоже мысленно произносит слова и тоже сбивается. Но в большинстве случаев постукивание не мешает и само тоже не нарушается: значит, внутренняя речь не развертывается во времени, как внешняя. Иначе говоря, речь как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нем, правда, то, чего раньше не было, - образы и схемы. Происходит процесс формирования новой системы перекодирования. Эта система обеспечивает при чтении текста его полноценное понимание уже не за счет проговаривания и внутреннего прослушивания каждого слова, а принципиально иным способом, основанным на использовании ярких наглядных образов.
 Как научиться читать молча
  Итак, только сокращение артикуляции обеспечивает настоящее быстрое чтение. Как же освоить, сформировать новый способ чтения? Мы предлагаем вам изучить и затем многократно выполнить упражнение, которое мы назвали "выстукивание ритма". Суть его в следующем. Читая про себя, вы выстукиваете кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.
 Постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т.е. становится помехой для любой артикуляции - и внешней, и внутренней. Помеха возникает оттого, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают разноместным "ударением.
 Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается, все механизмы речеобразования остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.
 В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин .(рис. 14) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать , то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.
  Слуховая область
 
 
  В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь учитываются логические связи слов с предметами и действиями, которые слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Такую зону мозга назвали зоной Вернике.
  В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. Для нормальной работы мозга большое значение имеют мышечные ощущения, возникающие при артикуляции. Для быстрого же чтения сокращение артикуляции - обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в процессе чтения, с тем чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции.
  Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человека оказались тесно связанными с речью. Исследования ленинградского профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.
  Известно, что речь-вторая сигнальная система и она нам от рождения не дана. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей б-7-месячного возраста. В результате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.
 Приведем примеры трех различных способов коммуникации:
 зрительного, слухового, двигательного.
  Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?
  Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик:
 "Вернись, пожалуйста!", вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощание помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.
  Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто кричите: "Вернись, пожалуйста!"
  Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.
  Итак, три разных способа коммуникации, а результат один -сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные примеры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения, безусловно, возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 15. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.
  Обратите внимание, какая большая часть коры головного 'мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритмы. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится 'вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.
 
 
  Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал, и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без проговаривания.
  Главное в освоении метода - правильно разучить и выстукивать ритм, для чего необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того,
 как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 16).
 Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в лечение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы .и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.
 
 Правила выстукивания ритма для подавления артикуляции
  Патент России № 2109347
  А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.
  Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.
  Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.
  В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное - обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.
  Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2-3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм - невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.
  С. какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения "стук-ритм" - об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.
  Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.
  А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.
  Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.
  Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.
  Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.
 
 
 Быстрое чтение и артикуляция несовместимы
  Один из известных исследователей психологии творчества ЖакАдамар написал как-то письмо знаменитому А. Эйнштейну и попросил его рассказать о том, как он читает и понимает тексты. Вот что написал ему А. Эйнштейн: "Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, - это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть по желанию" воспроизведены и комбинированы". Мы с вами можем сказать, что это яркий пример чтения при отсутствии артикуляции.
  Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа упражнения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глубинные преобразования в структуре умственных действий. .В мозге происходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и запоминание прочитанного.
  Давайте попробуем разобраться в этих явлениях. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реализации внутриречевых процессов зависят скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т.Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой "некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком".
  Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т.Н. Ушакова, термином "внутренняя речь" обозначается психофизиологический процесс, который характеризуется активизацией речевых механизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют се необходимую основу. Наиболее веским основанием для этой точки зрения служит тот факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответствии со смыслом, который человек хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на нынешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит посредством механизмов, сложившихся в мозге человека при усвоении языка и речевого опыта, и опережает произносимую речь, по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный процесс - прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.
  Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т.е. быть "проекцией внешней речи"), потому что они "порождают" произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек про себя произносит внутренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу мало отличающийся от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающий названия внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.
  Если говорить о специфике процессов, происходящих при выполнении упражнения "выстукивание ритма", то очевидно, что их следует искать в перекодирующих механизмах или в реализации различных способов кодирования сигналов, при обработке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реализации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил академик А.А. Леонтьев, в этом случае "формируется какой-то другой код", основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.
  Наши многолетние наблюдения процессов сокращения артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучающийся, правильно выполняющий упражнение "выстукивание ритма", последовательно проходит определенные этапы - фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуляции. При этом будем опираться на рассмотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное представление о действительной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошибки и недостатки.
 Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма
  На рис. 17 показана условная модель преобразований, происходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма. Обработка информации Ври чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока канала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром). Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала речеслухового - анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из "комнаты" оперативной памяти через "дверь", на которой написано "речеслуховой код".
  Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно, в соответствии с правилами выстукиваете ритм. Такой
 
 РИС. 17. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма
 режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора - зона Брока закрыта. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слуховой, направляется на дальнейшую обработку, которая на рисунке обозначена сплошной линией. И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки информации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.
 Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает "метаться" по "комнате" оперативной памяти. Он пытается пробиться через "дверь" речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для прохода нужно предъявить своеобразный "пароль", соответствующий этому способу обработки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от "двери" и продолжает поиски выхода.
  Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одновременное выстукивание ритма невозможно. Получается что-либо одно:
 или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновременным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновременным выстукиванием ритма благополучно преодолевают первую фазу освоения упражнения.
  Вернемся вновь к рис. 17. Итак, поступающая информация накапливается в "комнате" оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так "Чувствую, что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от желания понять что-либо". Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное нельзя.
 Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый способ кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 17, сигнал, который метался по "комнате" оперативной памяти, вдруг наталкивается на "дверь" с надписью "код зрительных образов". Оказывается, эта "дверь" была здесь давно и вовсе не закрыта на "замок". Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный "пароль" для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и поступает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1-5 часов чтения с одновременным выстукиванием ритма. Однако вас ожидает новая трудность. Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспомнить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое психологи называют "амнезия" - мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на рис. 17, сигналы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привычным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо формировать иные пути, строить новые "нейронные сети" для обработки информации (на рисунке они показаны сплошной линией), которые вначале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.
 Что же делать? Только одно - продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении - от поступления в мозг и до закрепления '.в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15-20 часов чтения с одновременным выстукиванием ритма. Наконец наступает момент, когда вы почувствуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. . Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно -вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.
 Три случая освоения упражнения "стук-ритм"
  Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным выстукиванием ритма не менее 15-20 часов, почувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения.
  Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст 4 с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы приглашаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстукиванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особенностей возможны три случая:
 1. Vв = Vб
 где Vв - скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении текста 4;
  Vб - скорость чтения без выстукивания ритма после чтения текста.
  Равенство скоростей чтения с выстукиванием ритма и без него свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выражена слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили "время. У вас сформировался и закрепился новый способ кодирования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.
 2. Vв > Vб.
  Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает значительную артикуляцию.
  Необходимы усилия при продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукиванием ритма 50-100 часов. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и "работает" уже при чтении без выстукивания ритма.
  Как же проверить решение этой задачи? Подберите текст, аналогичный по характеру и объему тому, который вы прочли с выстукиванием ритма. Прочтите его без выстукивания ритма. Если скорости чтения обоих текстов будут примерно одинаковыми, значит, у вас прочно сформировался новый нейродинамический код - код зрительных образов, сформировалось образное восприятие, а на этой основе - образное мышление.
  В процессе сокращения артикуляции главное - не столько сокращение самой артикуляции, сколько решение задачи формирования нового нейродинамического кода, формирование невербального, бессловесного, образного мышления. Отныне старайтесь читать образами, развивайте свое воображение, используйте самый экономичный способ восприятия текста.
 3. Vв< Vб.
  Несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упражнения. Еще раз внимательно проверьте правильность выстукивания ритма. Ваша задача в конечном итоге - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритм а.
  Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения в выстукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения.
  Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.
 Упражнение. Чтение с одновременным выстукиванием ритма
  1. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. В течение недели читать с выстукиванием ритма 2-3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого "пения (третья фаза освоения упражнения).
  2. В течение недели читать с выстукиванием ритма различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).
  3. Прочитать с выстукиванием ритма статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.
 Домашнее задание
 Первая неделя работы
  1. Изучить и запомнить ритм. Добиться правильного выстукивания ритма в течение 2-4 мин непрерывно. Только потом Продолжать упражнения.
  2. Читать ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа простые тексты. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - постоянный контроль правильности выполнения упражнения. В течение дня выбирайте время для чтения по 10-15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. К концу недели необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 4-5 часов.
  3. Продолжать выполнять упражнение "Созерцание зеленой точки". При этом стараться видеть вверх и вниз по 3-4 строки текста по всей ширине страницы (напоминаем, видеть-это значить различать контуры слов).
  4. Чтение всех текстов, кроме художественной литературы, осуществлять по блокам интегрального и дифференциального алгоритма. Читать без регрессий!
  5. Дать письменные ответы на следующие контрольные вопросы:
  О каких трех основных способах чтения говорится в учебнике? По какому признаку произведено это разделение способов чтения? Каким из этих способов читаете вы сейчас?
  Почему сокращение (подавление) артикуляции не приводит к снижению качества восприятия и осмысления содержания читаемого текста?
  К какому типу людей по способу восприятия и переработки информации (зрительному или слуховому) вы отнесли бы себя?
  Ответы на эти вопросы запишите в своем дневнике освоения быстрого чтения.
 Вторая неделя работы
  1. Продолжать чтение текста с одновременным выстукиванием ритма. Контролировать фазы освоения упражнения. После 10 часов перейти на чтение с выстукиванием ритма двумя руками.
  Как мы уже отмечали ранее, для успешного подавления артикуляции необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 20 часов. Может оказаться, что этого времени вам будет недостаточно. Продолжайте упражнение до 40 часов. Случай не редкий в нашей практике. У вас обязательно получится. Главное -безусловное соблюдение правил выстукивания ритма.
  2. Все тексты читать, используя первое правило быстрого чтения, помнить о блоках интегрального алгоритма чтения, выделяя доминанту.
  3. Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки". Мы ставим задачу па этом этапе видеть одновременно с зеленой точкой 4-6 строк текста вверх и вниз по всей ширине текста независимо от того, предполагаете ли вы постепенное расширение от центра или идете от краев страницы к центру.
  4. Прочитайте контрольный текст 4 с одновременным выстукиванием ритма. Подсчитайте скорость чтения и занесите ее на график изменения скорости чтения. Она получится значительно меньше предыдущей: все правильно, это закономерное явление, Его причины мы рассмотрели с вами выше.
 Текст 4 "Мир человека и мир языка",
 1984г. Объем -1800 знаков
 Что такое интеллект?!
  Интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей.
  Вот простейший пример: вам нужно попасть на другой конец города. Это можно сделать с помощью разных видов транспорта, но можно идти и пешком. Прежде чем отправиться в путь, мы оценим ситуацию, взвесим возможности, имеющиеся в нашем распоряжении, и, выбрав какую-то из них, наметим план действий. Иначе говоря, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически удовлетворяем свою потребность (не интересуясь механизмом этого удовлетворения), а сознательно перебираем и сопоставляем друг с другом разные способы достижения цели. ' Интеллектуальная деятельность в высшей степени типична для человека. Профессор Московского университета известный психолог А.Р. Лурия однажды подсчитал, что не менее семи восьмью человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая - "чистые" условные и безусловные рефлексы.
  Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза - ориентировка в условиях задачи и выработки плана действий. Вторая - фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И, наконец, третья - сличение получившегося результата с поставленной целью. В нашем примере первая фаза -это размышление о том, какой транспорт для нас выгоднее, сравнение разных вариантов и выбор лучшего;
  вторая - осуществление того или иного варианта и, наконец, третья - удовлетворение от того, что мы попали на работу вовремя. Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта - не говоря уже о третьей - очень четко отделены Друг от друга. Человек сначала рассматривает наличные возможности, составляет план действий, а уже затем этот план осуществляет. В этом его основное отличие (в том, что касается интеллектуального поведения) от животных, например человекообразных обезьян.
 А.А. Леонтьева
 
  При подсчете скорости чтения вы обнаружили, что она к середине курса обучения (урок 4) снижается. Чем это вызвано? Урок 4, как мы выяснили, посвящен задаче подавления артикуляции. Снижение скорости чтения на этапе подавления артикуляции - явление закономерное. Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Быстрое чтение и артикуляция несовместимы.
  Подавление артикуляции означает переход на новую систему кодирования - код зрительных образов. Естественно, что одновременно перестроить кодирование и повысить скорость чтения невозможно. Самый эффективный путь сокращения артикуляции - чтение с выстукиванием ритма. Главная задача, стоящая перед вами, - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстукивания ритма. Запомните! Упражнение с выстукиванием ритма при всей своей простоте означает глубинные преобразования в структуре мыслительных процессов. Именно в ходе выполнения этого упражнения вы закладываете основы нового вида мышления - невербального, т.е. образного, мышления.
 
  Урок 5. ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ
 Цель урока - расширение поля зрения.
 Зрительное восприятие текста
  Известный турецкий поэт Назым Хикмет в одном из своих произведений писал: "Чтение - это нечто, объединяющее зрение, слух, чутье и мышление". Еще одно определение процесса чтения предложил в одном из своих выступлений на научной конференции академик В.П. Зинченко. Он сказал: "Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивное чтение. Большинство людей читают глазами и ограничивают этим возможности своего восприятия. Настоящее искусство предполагает чтение "носом". Это вовсе не означает в буквальном смысле водить носом по строчкам. Такое чтение представляет собой использование своеобразного "чутья", при котором в тексте симультанно, т.е. практически мгновенно, опознаются и обрабатываются информативные блоки. Турецкий поэт, строки которого приведены в начале этого раздела, и известный ученый по-разному выразили мысли, доминантой которых может служить следующее утверждение:
 освоение техники быстрого чтения предполагает нечто большее, чем тренировку отдельных анализаторов, психических и нейрофизиологических функций человека. Очевидно, главное здесь - формирование интегративной деятельности всего организма, обеспечивающего на качественно новом уровне осуществление всего комплекса задач, связанных с чтением.
  Несмотря на большую историю изучения процессов зрительного восприятия, наука еще и сегодня не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире. Однако, как считают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Мнения специалистов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что глаза - это вынесенный вперед мозг. Как же происходит восприятие текста и передача его в мозг? Здесь можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.
  Как показали исследования, при чтении глаза человека находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения).
  Восприятие текста происходит только в момент остановки или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т.е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений, его известности и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 мин находятся в относительном покое: они зафиксированы на тексте.
  Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок.
  Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого - отсутствие так называемой осознаваемой, произвольно управляемой обратной связи, посредством которой в мозг передавались бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направлении своего взгляда лишь по положению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других факторов, например поворота или наклона головы. Тем не менее непроизвольные движения глаз играют большую роль в зрительном восприятии. Не случайно исследователи, оценивая комплекс процессов, происходящих в зрительной системе человека, отмечают: "Мы часто не знаем, что видим, пока не узнаем, на что смотрим".
 На рис. 18 показаны микродвижения глаз. Существуют три вида микродвижений: дрейф (волнистые линии) - от центра; быстрые скачки (прямые отрезки) - обратно к центру; высокочастотный
 
 
 перебор, накладывающийся на основной дрейф. Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изображённого на рисунке участка центральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный вывод, имеющий существенное значение для совершенствования техники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент фиксации.
  Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждый строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т.е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.
  Зрительный нерв имеет более 1 млн. изолированных волокон, поэтому и глаз, как сложный прибор, работает избирательно. Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и связанные с ней генетически заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вычислительными системами. В количественном смысле это сравнение показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим параллельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквивалентную современной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 м и использующей 4 т сложнейшего электронного оборудования, физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12 см х 0,01 см и весит примерно 100 MI:
 Эти цифры характеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обработке информации, достигаемой в зрительной системе.
 Параметры движения глаз

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу