<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  5. Дышите спокойно, следите за тем, чтобы тело не наклонялось вперед.
  В асане не должно ощущаться никакого напряжения, это поза отдыха и размышлений. В основном эта асана предназначена для медитаций и дыхательных упражнений.
  Продолжительность - от I мин. в начале занятий и до 20 мин. после освоения этого упражнения. Начинающему бывает трудно сидеть в ВАДЖРАСАНЕ, но с практикой неудобство исчезает.
  Ожидаемый эффект. Поза усиливает циркуляцию крови в области таза и обеспечивает некоторое терапевтическое воздействие на многие внутренние органы, развивает эластичность коленных суставов и голеностопных связок, активизирует пищеварительные процессы. Первопричиной многих заболеваний (например, головные боли, заболевания нервной системы и др.) является неправильное пищеварение. Активизируя пищеварительные процессы, вы избавляетесь от ряда заболеваний.
  Особые замечания. Поза ВАДЖРАСАНА является базовой как в программе "Сатори", так и последующей программе "Ультра-Рапид", поэтому мы настоятельно рекомендуем вам уделить ей должное внимание, чтобы в дальнейшем пребывание в этой позе в течение 20 мин. не вызывало у вас никакого дискомфорта.
  После того как вы уверенно почувствуете себя в этой позе, вам следует использовать ее для выполнения дыхательных упражнений, медитации на мандале; произнесения медитативной фразы программы "Сатори", которую, надеемся, вы уже запомнили.
  Как только вам покажется, что пора заканчивать выполнение ВАДЖРАСАНЫ, то прежде чем это сделать, произнесите медитативную фразу программы "Сатори" три раза вслух, громко, отчетливо:
 ЗДОРОВЬЕ!
  РАДОСТЬ!
  ПАМЯТЬ!
  (Если по какой-либо причине вам неудобно это сделать вслух, произнесите медитативную фразу про себя, польза будет тоже, но эффективность снижается.)
  Поза ВАДЖРАСАНА - это исходное положение для выполнения второй асаны в программе "Сатори" - СУПТА-ВАДЖРАСАНЫ. Почувствовав себя уверенно в позе ВАДЖРАСАНА, приступайте к освоению следующего упражнения.
  СУПТА-ВАДЖРАСАНА. Твердая поза лежа (поза "Алмаз" )(рис. 4,5,6). Ваджра на санскрите означает "твердый" и одновременно "алмаз". По мнению йогов, эта асана придает силу и энергию, а в результате сильного вытягивания тела сообщает организму и чистоту алмаза.
  Исходное положение. Исходным положением, как мы отмечали выше, служит поза ВАДЖРАСАНА. Сядьте в ВАДЖРАСАНУ, сделайте два свободных вдоха и выдоха.
  Техника исполнения. Вариант № 1 (см.рис.4).
  1. Раздвиньте стопы и разверните их таким образом, чтобы подошвы были обращены к потолку. Пальцы ног и стопы должны находиться на одной линии. Вытягивайте стопы и пальцы ног назад.
 
 
  Рис. 4. СУПТА ВАДЖРАСАНА, вариант № 1. Ноги разведены в стороны. Руки на затылке
  2. Стопы находятся на расстоянии 30-40 сантиметров друг от друга. Опустите ягодицы на пол, они должны покоиться не на стопах, а на полу.
  3. Не отрывайте ягодицы от пола. Внутренняя поверхность голени должна касаться внешней поверхности бедра.
  4. Выдохните, отклонитесь назад и постепенно в расслабленном состоянии, с опорой на локти опускайтесь на спину, старайтесь выполнять упражнение как можно более медленно и плавно. Еще больше отклонитесь назад так, чтобы темя коснулось пола. Положите руки на затылок. Этот способ исполнения, хотя и облегченный, для некоторых может оказаться более трудным в зависимости от особенностей телосложения.
  Продолжительность. Вначале задерживайтесь в финальной фазе позы не более 10 сек. Удлиняйте задержку еженедельно на 5 сек. Постарайтесь со временем добиться удлинения финальной фазы от 30 до 60 сек., продолжительность задержки в финальной фазе позы до 2 мин. считается большим достижением.
  Дыхание. Находясь в позе, не забывайте о нормальном дыхания.
  Возможные варианты исполнения СУПТА ВАДЖРАСАНЫ.
  Вариант № 2 (см. рис.5). Предлагается вариант исполнения со сведенными вместе ногами (кому-то он, может быть, покажется легче).
  1. Сядьте на пятки (распрямите пальцы ног, перенеся на них всю тяжесть тела.
  2. Расслабьте руки и используйте их при наклоне туловища назад.
  3. Медленно наклоняйте голову при расслабленном состоянии назад.
  5. Совсем медленно опустите руки на пол и возьмите себя за щиколотки.
 
  Рис. 5. СУПТА ВАДЖРАСАНА, вариант № 2. Ноги сведены вместе. Руки на затылке
  6. Продолжайте медленный наклон туловища назад, пока не коснетесь теменем пола.
  7. Сделайте задержку на 10 сек. и наклонитесь еще, пока плечи также не коснутся пода.
  8. Положите руки на затылок. Продолжительность та же, что и в варианте № 1. Вариант № 3 (см.рис.б). Кому-то, возможно, понравится больше другой вариант положения рук при выполнении СУПТА ВАДЖРАСАНЫ.
  Когда темя коснулось пола (положение ног по варианту № 2), руки можно не класть на затылок, а вытянуть их ладонями по обе стороны вверх.
  Продолжительность та же, что и в варианте № 1. Выход из позы СУПТА ВАДЖРАСАНА. Для того чтобы выйти из позы, возьмитесь за лодыжки. Толкая пол локтями, медленно поднимите голову и корпус от пола. Вернитесь в позу ВАДЖРАСАНА.
  Находясь в позе ВАДЖРАСАНА, закройте глаза и, выдержав релаксационную паузу после выполнения СУПТА ВАДЖРАСАНЫ, медленно и спокойно вслух, громко, отчетливо произнесите медитативную фразу программы "Сатори":
 
  Рис. 6. СУПТА ВАДЖРАСАНА, вариант № 3. Положение ног по варианту № 1 или № 2. Руки вытянуты по обе стороны ног, ладонями вверх
  ЗДОРОВЬЕ! РАДОСТЬ! ПАМЯТЬ!
  Таковы правила программы "Сатори", но в каждых правилах есть исключения. Если в силу каких-либо не зависящих от вашей воли и сил обстоятельств вы не в состоянии выполнять предлагаемые асаны, не отчаивайтесь. Вам в порядке исключения разрешается произносить медитативную фразу программы "Сатори", сидя в удобной для вас медитативной позе (в кресле, например). Эффективность, конечно, снижается, но безусловную пользу это упражнение дает и в таком варианте.
  Ожидаемый эффект от позы СУПТА ВАДЖРАСАНА. Поза повышает гибкость тела, укрепляет спинные мышцы. Поза оказывает общее стимулирующее и восстанавливающее действие, благоприятно влияет на интеллектуальную деятельность, развитие и укрепление памяти.
  Особые замечания:
  Трудности. Даже при большой гибкости и сильных мышцах спины вначале бывает трудно (а для некоторых и невозможно) исполнить асану. Передняя группа мышц бедер не поддается сильному растягиванию. Избегайте применять силу. Наклоняйтесь до тех пор назад, пока не почувствуете значительное напряжение. Упражняться следует каждый день терпеливо, без спешки. В противном случае вы рискуете получить растяжение или даже разрыв мышечных волокон.
  Возможные ошибки. Практикующие допускают следующие ошибки: с усилием наклоняют туловище, не расслабляют бедер, не выполняют все последовательные этапы, служащие подготовкой финальной фазы.
  Цикличность выполнения упражнения. После того как вы из предложенных трех вариантов исполнения СУПТА ВАДЖРАСАНЫ выбрали для себя наиболее удобный вариант, начинайте выполнять это упражнение ежедневно, утром, до завтрака, после легкой разминки. Упражнение повторите 3 раза.
  Благоприятный прогноз. Йоговское упражнение СУПТА ВАДЖРАСАНА (поза "Алмаз") при аккуратном и постепенном его освоении должно получиться у вас максимально через месяц. У тех, кто занимается хатха-Йогой, не будет затруднений при выполнении этого упражнения.
  Исследования ученых доказали, что биологический возраст человека определяется эластичностью его мышц, и в частности мышц спины, а также гибкостью позвоночника, так как все болезни, образно выражаясь, виснут на позвоночнике. Раскрепостив свой позвоночник, вы обретаете молодость, раскрепощаете свой интеллект, высвобождаете резервы памяти. Ведь ни для кого не секрет, что бывают "молодые старики", т.е. люди довольно почтенного паспортного возраста, но имеющие гибкий позвоночник и соответственно хорошее здоровье, а бывают "старые юноши", которые испытывают трудности при завязывании шнурков на собственных ботинках и не могут похвастаться здоровьем.
  Слушатели программы "Сатори" - это всегда здоровые, энергичные, веселые, молодые, независимо от паспортных данных, люди.
  Помним, всегда помним:
 
  СОСТОЯНИЕ НАШЕЙ ПАМЯТИ НАХОДИТСЯ В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ НАШЕГО ПОЗВОНОЧНИКА.
 
  Желаем вам успеха в освоении асан: ВАДЖРАСАНЫ и СУПТА ВАДЖРАСАНЫ.
  1.3.2. Ритмическое дыхание йогов в программе "Сатори".
  В практике древней науки йоги существует множество видов дыхательных упражнений, но после проведения анализа статистики в программе "Сатори" предпочтение было отдано именно этому упражнению как наиболее отвечающему целям и задачам программы.
  Исходное положение. Сесть в позу ВАДЖРАСАНА, лицом на север или восток (в порядке исключения допускается выполнять упражнения, сидя в кресле или на стуле, но, как мы подчеркиваем все время, эффект снижается).
  Голова, шея и грудь должны находиться на прямой линии, а позвоночник сохранять прямое состояние, плечи слегка отодвинуты назад, а руки спокойно лежат на коленях ладонями вверх. Расслабиться. Глаза закрыты.
  Техника исполнения. Перед началом упражнения обязательно сделать возможно более полный выдох.
  1. Сделать через ноздри плавный медленный глубокий вдох, но без напряжения.
  2. Задержать дыхание на 2--3 сек.
  3. Выдохнуть плавно, медленно через ноздри, не напрягаясь. Это полный цикл вашего дыхания, состоящий из трех фаз:
  вдох - задержка дыхания - выдох.
  4. Сделать задержку (паузу) между дыханиями и снова повторить полный цикл дыхания, состоящий из трех фаз: вдох - задержка дыхания - выдох.
  Примечание: задержка дыхания в 2-3 сек. - это условное время. Считается, что время задержки дыхания обычно равно половине времени, которое затрачивается на вдох или выдох. Например, если вдох или выдох составляет 4-6 сек., то задержка, соответственно, 2-3 сек. У каждого человека свой, индивидуальный ритм дыхания. Вы ни а коем случае не должны себя переутомлять. Делайте упражнения в комфортном для вас режиме по схеме:
  вдох - задержка дыхания - выдох - задержка дыхания (пауза между дыханиями) - вдох - задержка дыхания - выдох.
  Для наглядности процесса дыхания приводим схему ритмического дыхания йогов в программе "Сатори" (рис.7).
 
  Рис. 7. Схема ритмического дыхания йогов в программе "Сатори"
  Продолжительность: 1-3 мин., но не.более 5 мин.
  Время. Выполняйте упражнения два раза в сутки: утром и вечером.
  Ожидаемый эффект. Регулярное выполнение дыхательных упражнений с задержкой дыхания укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и всего желудочно-кишечного тракта, т.к. между пищеварением и дыханием существует рефлекторная связь, успокаивает нервную систему.
  Ритмическое дыхание йогов позволяет избежать многих заболеваний, что подтверждается тысячелетним опытом йогов, а также современной медициной, которая все смелее начинает брать на вооружение мудрость древних.
  Задержка дыхания (контроль над дыханием) производит замечательный эффект:
  - устанавливает равновесие между эмоциональным и физическим состоянием, т.е. приводит человека в гармоничное состояние;
  - очищает все легочные пузырьки, что стимулирует их к повышению активности;
  - изгоняет продукты распада из крови, кровь очищается, обогащается кислородом, что способствует улучшению памяти
  Особые замечания. С помощью ритмического дыхания йогов можно научиться управлять своим пульсом, уменьшив его до 10 ударов за 10 сек., а значит, научиться управлять ритмом работы сердца, т.е. управлять своими эмоциями, своим самочувствием.
  Ни в коем случае не следует переутомлять себя в стремлении достичь большей длительности фаз дыхания. Нужно больше обращать внимание на установление ритма, чем на длительность фаз дыхания. Ритм дыхания должен доставлять удовольствие.
  Ритмическое дыхание позволит вам снять возбуждение и усталость. Его можно применять во время прогулки, при ходьбе, беге и т.д.
  Надеемся, вы успешно справились с этим упражнением и почувствовали его благоприятное воздействие на свое состояние.
  А теперь переходим к практике медитации в программе "Сатори".
  1.3.3. Практика медитации в программе "Сатори". Вы освоили удобную для медитации позу ВАДЖРАСАНА, можете находиться в ней довольно продолжительное время. Если вы занимаетесь хатха-Йогой, то можете принять комфортную для вас позу "Лотоса" (в порядке исключения разрешается медитировать в положении сидя - в кресле или на стуле).
  Предварительно вы ознакомились с разделом данного руководства "ТМ-Сатори", порядок реализации", выделили себе место для медитации, выбрали удобное для вас время, нашли оптимальную для себя позу для медитации, помните технику безопасности при медитации. Теперь можно приступить к практике "ТМ-Сатори".
  Подготовка.
  1. Возьмите имеющуюся у вас медитативную диаграмму "Мандала" - основной инструмент для медитации. Закрепите ее на расстоянии 1-1,5 метра так, чтобы центральное белое пятно мандалы находилось напротив глаз или чуть выше, напротив точки между бровями, когда вы находитесь в комфортной для Вас медитативной позе.
  2. Осветите мандалу ярким светом, который должен исходить из-за вашей головы, сзади, сверху, перпендикулярно плоскости мандалы (источник света для этой цели уже подготовлен вами заранее).
  3. Включите кассету или пластинку с сеансом медитации № 1 (с медитативной музыкой и текстом).
  4. Примите удобную для вас медитативную позу, проверьте, чтобы положение белого пятна соответствовало рекомендациям, изложенным в пункте 1.
  Порядок реализации.
  1. Пристально смотрите в центральное белое пятно мандалы в течение 2-3 мин. Закройте глаза. На экране вашего внутреннего взора (при закрытых глазах) появятся цветные зрительные галлюцинации, переживайте эти ощущения. Слушайте музыку и слова диктора.
  2. Когда игра цветов и света, происходящая перед вашим внутренним взором, прекратится, снова откройте глаза. Продолжайте смотреть в центральное белое пятно мандалы 2-3 мин. Снова закройте глаза.
  3. Продолжайте медитацию, попеременно то открывая, то закрывая глаза. Погружайтесь в новое для вас состояние медитации.
  4. Во время медитации не сопротивляйтесь мыслям, возникающим непроизвольно в состоянии измененного сознания.
  Продолжительность сеанса медитации определяется временем звучания музыки, это примерно 20 мин.
  Выход из состояния медитации. После окончания сеанса медитации посидите спокойно с закрытыми глазами еще 30 сек. Затем медленно откройте глаза.
  Проводя первый сеанс "ТМ-Сатори", вам, наверное, удалось осознать, что процесс медитации включает в себя четыре фазы:
  АЛГОРИТМ "ТМ-САТОРИ"
  Первая фаза
  ПОДГОТОВКА. КОНЦЕНТРАЦИЯ
  Вторая фаза
  РАССЛАБЛЕНИЕ. РАССРЕДОТОЧЕНИЕ
  Третья фаза
  СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. КОНЦЕНТРАЦИЯ
  Четвертая фаза
  СВЕРХРАБОТА. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. АКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  Рекомендуем вам изготовить такую схему и иметь ее всегда перед глазами.
  Рассмотрим подробно "Алгоритм "ТМ-Сатори".
  Первая фаза - подготовка, концентрация. Именно здесь дается психологическая установка, происходит процесс вхождения в состояние. В сеансе № 1 медитативной музыки, с которым вы сегодня работали и который вы будете слушать в дальнейшем, этот этап совершенно четко определен. Вы отключаетесь от воздействия внешнего мира, настраиваетесь на процесс вхождения в состояние медитации, успокаиваетесь, осознаете, что вы приступаете к занятиям.
  Вторая фаза - расслабление, рассредоточение. Вы все более погружаетесь в себя. В этой фазе наступает расслабление, происходит устранение нервно-мышечного напряжения. По нити своей памяти вы как бы возвращаетесь в детство, где есть все ощущения непосредственности. Вы расслабляетесь, рассредоточиваетесь, отключаетесь, и при наступлении максимального расслабления вдруг включается механизм положительной обратной связи, вы входите в третью фазу медитации.
  Третья фаза - сосредоточение, концентрация. Вновь наступает сосредоточение, концентрация. И вот здесь надо собраться и использовать это состояние для активной работы, для работы с высокой отдачей, с высокой производительностью, с высокой эффективностью.
  Четвертая фаза - сверхработа, самореализация, активная творческая деятельность. Аккумулируем всю свою силу, всю свою энергетику, чтобы продуктивно работать. Обращаем ваше внимание, что наша методика призвана обеспечить более активную творческую деятельность.
  Ожидаемый эффект от "ТМ-Сатори". "ТМ-Сатори" как процесс имеет определенную цель. Медитация ради медитации нас не устраивает. Удивительное состояние, которое вы формируете в процессе медитации, позволяет вам получать вдохновение как бы сознательно, по заказу, и использовать это состояние для решения ваших задач - чтения в режиме "Сатори", учебы или работы. Вы можете в нужный момент вызывать в себе состояние творческого подъема, одухотворенности. И все проблемы, которые вам необходимо решить, вдруг решаются как бы сами собой - легко, просто, спокойно, свободно, без всяких усилий. К вам сама собой поступает необходимая информация, приходят необходимые вам люди, появляются нужные вам книги, и т.д.
  Особые замечания. Появление отвлекающих мыслей во время медитации неизбежно. Оно ни в коем случае не должно раздражать. Не следует также задерживаться на приятных мыслях и образах. В медитации нет места оценкам и суждениям, медитирующий находится в некотором состоянии по ту сторону добра и зла. Внутренняя позиция "невовлеченности" необходима для борьбы с помехами, неизбежно возникающими во время сеанса медитации. На себя, на происходящие в собственном теле процессы следует смотреть как бы со стороны.
  Возможные реакции. Полезно ознакомиться возможными реакциями, последовательно возникающими во время сеанса медитации. Они могут быть отнесены к следующим типам. Оптимальным следует считать достижение состояния "тип б", что достигается всеми по истечении 3-6 месяцев занятий.
  Тип 0. Трудно концентрироваться.
  Тип 1. Головокружение, неприятные ощущения, напоминающие те, которые бывают при анестезии или под воздействием гипноза. Такого рода ощущения могут мешать медитирующему концентрироваться и способствуют появлению посторонних мыслей.
  Тип 2. Выраженное чувство покоя. Концентрация внимания может быть и не особенно устойчивой. Возможно появление в сознании сцен, относящихся к детству.
  Тип 3. Расслабление вызывает приятные ощущения в теле. Медитирующий испытывает "вибрацию" тела или прохождение через него "волн". В других случаях тело ощущается "легким" и "парящим". Если медитация проходит по такому типу, то концентрация внимания бывает более устойчивой.
  Тип 4. Дыхание воспринимается очень четко. В сеансах этого типа концентрация происходит как бы сама собой, без малейших усилий.
  Тип 5. Состояние, дающее большое удовлетворение. Наступает без каких-либо усилий. Очень яркие впечатления. Медитирующий способен как бы со стороны воспринимать любую мысль, любое чувство. Концентрация дается легко и бывает совершенно полной. Часто происходит потеря чувства тела.
  Тип 6. Состояние, обозначенное в дзене, как "сатори". Возникает совершенно новое понимание себя или своего окружения. Ваши попытки рассказать о таком состоянии неизбежно окажутся очень эмоциональными. .Полезно по окончании сеанса медитации делать записи, хотя порой выразить словами испытываемые состояния бывает непросто. Состояние расслабления, в котором находится медитирующий, способствует эвристическому мышлению - "сатори", и уже на начальной стадии медитации может прийти интересная мысль, неожиданное решение. На этот случай следует иметь с собой лист бумаги и ручку. Сделайте запись и продолжайте медитацию.
  После того как вы освоили сеанс медитации № 1 (с текстом) , используйте сеанс медитации № 2 с медитативной музыкой без текста.
  Комментарий. Если вы отдаете предпочтение одному из двух предлагаемых сеансов медитации, то можете пользоваться только им.
  Допускается также использование сеанса медитации № 1 (с текстом) без применения мандалы. В этом случае необходимо выключить свет. Закрыть глаза и слушать голос диктора. Возможно также чередовать сеансы медитации: сеанс № 1 (без мандалы), сеанс № 2 (с мандалой).
  Теперь, кота вы освоили практику "ТМ-Сатори", усвоили алгоритм "ТМ-Сатори", переходите к освоению следующего упражнения программы "Сатори".
  1.3.4. Точечный самомассаж биологически активных зон. Практически все органы и части тела имеют свое "представительство" на кистях рук, коже лица, ушных раковинах, наружной поверхности носа и т.д. Определенные воздействия на эти зоны оказывают лечебно-оздоровительный эффект.
  Исходное положение. Примите удобную для вас позу, расслабьтесь. Глаза закрыты. Внимание на ладони. Ладони потереть одна о другую до выделения тепла.
  Техника исполнения. Указательными пальцами обеих рук провести легкое поглаживание:
  крыльев носа сверху - вниз - 10-12 раз;
  надбровных дуг от переносицы к вискам - 10-12 раз;
  ушных раковин (за ушами) - 10-12 раз.
  Провести самомассаж головы, для этого согнуть пальцы обеих рук и провести по голове от начала волосяного покрова (ото лба) назад, как бы причесываясь, к затылку, до шеи, включая воротниковую зону, с выходом рук вперед, с обязательным потряхиванием рук. Мы как бы сбрасываем усталость.
  Продолжительность - примерно 1-2 мин.
  Периодичность выполнения - 2 раза в день - утром и вечером.
  Во время эпидемии гриппа для профилактики рекомендуется выполнять точечный самомассаж 4-5 раз в день.
  Ожидаемый эффект. Профилактика простудных заболеваний. Стимуляция умственной деятельности: внимания , сосредоточения, памяти. Повышение тонуса организма за короткий промежуток времени.
  Особые замечания. Необходимо сохранять указанную последовательность самомассажа.
  Рекомендуем вам использовать самомассаж ежедневно. Несмотря на свою простоту, он дает чрезвычайно большой эффект.
  Например, уже поздно, вам хочется спать, а нужно закончить работу. Самомассаж биологически активных зон обеспечит вам высокую производительность труда.
  Мы рекомендуем всегда выполнять это упражнение перед чтением книги в режиме "Сатори".
  Вы закончили изучение и освоение комплекса упражнений программы "Сатори", который позволит вам гармонизировать свое состояние на трех уровнях: физическом, эмоциональном,
 интеллектуальном. Надеемся, что вам все понятно и у вас все получается.
  Теперь, когда вы освоили комплекс упражнений программы "Сатори", он становится вашим ежедневным комплексом упражнений на весь период занятий (примерно 6 месяцев).
  1.4. Ежедневный комплекс упражнений в программе "Сатори"
  Принимая во внимание большую занятость современного человека. Центр быстрого чтения подобрал и отобрал действенный комплекс ежедневных упражнений, направленных на улучшение памяти.
 
  Ежедневный комплекс упражнений - это базовый комплекс программы "Сатори". В каждом из уроков мы будем добавлять упражнения, направленные на ваше движение вперед в технике тренировки памяти.
  Мы постарались сделать так, чтобы за минимально короткое время вы могли добиться максимально большего эффекта. Наша задача поставить вас как бы на путь, а пройти по этому пути сможете только вы сами. Существует древнее изречение мудрецов: "Научить нельзя - научиться можно". Мы даем вам технику, приемы; научиться входить в состояние "сатори", научиться быть в нем, использовать его в повседневной жизни - ваша задача. Вы и только вы сами способны сделать для себя такой подарок - овладеть своим подсознанием, научиться управлять своими эмоциями, укрепить свое здоровье, повысить свой интеллект, научившись быстрее читать, быстрее работать с текстом, с книгой, быстрее извлекать для себя необходимую информацию при чтении.
  Труд, труд и только труд по 30-60 мин. в день в течение примерно 6 месяцев позволит вам достичь цели, поставленной перед вами программой "Сатори". Ваши усилия окупятся сторицей: улучшится здоровье, изменится качество вашей жиз-ии, вы начнете действовать на более высоком уровне своего интеллекта, ваши знания станут более глубокими.
  А теперь, прежде чем приступить к следующему уроку, вам предстоит выполнить контрольное задание по уроку 1.
  1.5. Выполнение контрольного задания по уроку 1
  Для выполнения контрольного задания подберите книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги должен составлять 80-100 стр. или 200 000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 30 мин.
  Напоминаем, что урок 1 - это базовый урок всей программы "Сатори", поэтому вам необходимо освоить еще одну методику, которой вы будете пользоваться на протяжении всей программы "Сатори".
  Методика определения скорости чтения книги в программе "Сатори"
  1. Определить число знаков прочитанной книги.
  Объем книги (Q)-_______ знаков.
  Для этого 40 000 - число знаков в одном учетно-издательском листе - нужно умножить на количество учетно-издательских листов (уч.-изд. л.), указанных в конце книги-
  Пример: в книге 4,96 уч.-изд. л. Считаем:
  40 000 зн. х 4,96 уч.-изд-л. =198 400 зн.
  Принимаем объем книги равным 200 000 зн. Q=200 000 зн.
  2. Засечь время чтения, книги (1) в минутах.
  3. Определить коэффициент понимания.
  к понимания = __________
  Для определения коэффициента понимания необходимо ответить на 10 контрольных вопросов для проверки качества усвоения прочитанного.
 
  1 .Название. Автор. Издательство. Год.
  2.О чем эта книга, основная проблема, тема.
  3. Перечислить названия разделов книги.
  4. Указать названия географических мест, имена, фамилии и т.д., которые вам запомнились.
  5. Что произвело на вас большее впечатление?
  6. В чем вы согласны или не согласны с автором?
  7. Ваше личное отношение к изложенным в книге проблемам.
  8. Что нового для себя вы узнали из этой книги?
  9. Как вы думаете, сколько процентов избыточной информации в прочитанной вами книге?
  10. Ваша доминанта всей книги в целом.
  4. Определить скорость чтения (V) книги. V"________зн./мин.
  V = (Q (зн.)/t чтения (мин.)) х к понимания = ________ зн./мин.
  Пример:
  Q = 200 000 зн.
  t чтения = 30 мин.
  к понимания = 0,9.
  V - (200 000 / 30) х 0,9 = 6 000 зн./мин.
  Итак: скорость чтения книги равна 6 000 зн./мин.
  А теперь, когда вы научились определять объем книги и скорость чтения, подготовьте для контрольного чтения книгу научно-популярного характера и прочитайте ее в режиме "Сатори".
  Упражнение "Чтение в режиме "Сатори": что это такое?"
  Прежде чем приступить к чтению книги по-контрольному заданию, вы должны настроиться на чтение в режиме "Сатори". Вы приготовили все необходимое, у вас имеется: книга научно-популярного характера объемом примерно 200 000 зн.;
  бланк отчета по уроку для определения скорости чтения и ответов на вопросы; часы для фиксации времени чтения. Еще вам понадобятся: мандала, подсветка, запись медитации, коврик.
  Подготовка. Выполнить ритмическое дыхание йогов. Провести сеанс "ТМ-Сатори" под запись медитативной музыки. Сделать точечный самомассаж.
  Порядок реализации. Сесть за стол, сохраняя состояние, в котором вы находитесь после сеанса "ТМ-Сатори", прочитать книгу в режиме "Сатори".
  Фиксирование результатов чтения, В бланке отчета по уроку № 1 проставить объем книги (Q)= _________зн.
  Зафиксировать время (t) чтения"___________мин.
 
  Рис. 8. График изменения скорости чтения книг в режиме "Сатори"
  Записать в бланке отчета только ваши ответы на вопросы в том порядке, в котором они даны в "Методике определения скорости чтения".
  При затруднении ставить прочерк рядом с порядковым номером ответа.
  Определить коэффициент понимания (к) _______.
  Подсчитать скорость чтения книги в режиме "Сатори" и проставить в бланке.
  V = __________ зн./мин.
  Итак, первая книга в режиме "Сатори" вами прочитана, бланк отчета по уроку № 1 заполнен. Поскольку этот бланк вы отошлете нам, то зафиксируйте для себя скорость чтения вашей первой книги по программе "Сатори" в "Графике изменения скорости чтения книга режиме "Сатори" (рис. 8), который вы начертите для себя и по которому будете следить за своими успехами, аналогично тому, как вы делали это в "Доминанте 2000-го года" по "Графику изменения скорости чтения".
  Особые замечания. Успешное выполнение упражнений программы "Сатори" - залог совершенствования вашей памяти, увеличения скорости чтения. Заведите рабочую тетрадь, фиксируйте в ней свои впечатления от ежедневного комплекса выполняемых вами упражнений программы "Сатори". Ведите запись наблюдений, ощущений при работе с мандалой в процессе "ТМ-Сатори".
  Если в ходе освоения программы "Сатори" что-то показалось трудным, сразу фиксируйте, что вам неясно, непонятно и, накопив вопросы, письменно обращайтесь в наш адрес. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы.
  Теперь, когда вы выполнили контрольное задание по уроку 1, пришло время подготовить отчет по уроку 1.
 
  1.6. Отчет по уроку 1
  1. Примерный личный план освоения программы "Сатори", заполненный вами еще в самом начале урока 1.
  2. Бланк отчета по уроку № 1 , заполненный вами после прочтения первой книги в режиме "Сатори". Не забудьте написать на этом бланке ваши фамилию, имя, отчество и учебный номер.
  3. На отдельном листе кратко, в произвольной форме расскажите о своих успехах, опишите ваши ощущения, впечатления при выполнении:
  1) асан:
  - ВАДЖРАСАНЫ;
  - СУПТА ВАДЖРАСАНЫ;
  2) ритмического дыхания йогов;
  3) точечного самомассажа;
  4) "ТМ-Сатори".
  4. Испытывали ли вы какие-нибудь трудности при выполнении упражнений урока 1 и, если да, то какие?
  Все материалы отчета по уроку 1 положите в конверт, но пока не отправляйте. Помните, что вы должны отправить в наш адрес отчеты сразу по урокам 1,2,3.
  После завершения отчета по уроку 1 переходите к уроку 2 в соответствии с вашим примерным личным планом освоения программы "Сатори".
  УРОК 2 . МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ
  Содержание урока
  2.1. Теория. Анатомическая структура памяти. Физиология памяти. Алгоритм памяти (процессы памяти). Механизмы воздействия на память: черно-белые элементы, цвета, объемы.
  2.2. Методические материалы к уроку 2: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока I). Окно мнемониста. Иконические фигуры: крест, круг, квадрат, прописные буквы А, М, П и цифра 1. Алгоритм памяти, рабочая матрица №1 для тренировки памяти. Методический текст № 1 "Чайная церемония". Книга научно-популярного характера (Q-140 000 зн.).
  2.3. Упражнения.
  2.3.1. Работа с окном мнемониста.
  2.3.2. Чтение и работа с медитативным текстом №1 "Чайная церемония".
  2.4.Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы "Сатори" (см. п. 1.4 урока I).
  2.5. Выполнение контрольного задания по уроку 2.
  2.5.1. Чтение книги в режиме "Сатори".
  2.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 1 для тренировки памяти.
  2.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту № 1 "Чайная церемония".
  2.6. Отчет по уроку 2.
 
 
 
  2.1. Теория
  В головном мозге человека существует мощный аппарат, называемый системой памяти. На памяти, как на одном из факторов, базируется процесс обучения и происходит психическое развитие личности.
  Анатомическая структура памяти. Древние восточные учения установили, что всех людей по творческим способностям можно подразделить на два типа, .По терминологии русского физиолога И.П.Павлова, занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип художников. Мыслители хорошо запоминают логическую информацию, а художники - зрительную.
  Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их.
 Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В видении левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его "ведет" левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, "целостному" восприятию действительности, без ее дробления. Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его "ведет" правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.
  Комплекс упражнений программы "Сатори" обеспечивает гармонизацию работы левого и правого полушарий, поскольку слушатель программы должен быть и мыслителем, и художником одновременно.
  Для лучшего зрительного восприятия и запоминания представим анатомическую структуру памяти в виде таблицы (рис.9).
 Левое полушарие Правое полушарие Логика Интуиция Вербальное мышление (логическое) Речь
 Чтение
 Письмо Невербальное мышление
 (пространственно - образное) Сознательная деятельность мозга - 10 % Подсознательная деятельность мозга - 90%
  Рис.9. Анатомическая структура памяти
  В обыденной жизни каждое из двух полушарий дополняет одно другое. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи.
  Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути преимущественного развития левого логического полушария, в результате чего большая часть человечества утратила способность использовать свое подсознание, отказавшись тем самым от важных источников информации. На уровне сознательной деятельности функционирует только 10% нашего мозга, подсознательная деятельность - это 90% (см.рис.9).
  Из этого можно сделать вывод, который лежит в основе программы "Сатори": без воздействия на механизмы подсознательных процессов, без управления подсознательной сферой невозможно решить задачу дальнейшей активизации творческой деятельности и развития механизмов памяти.Чтобы успешнее воздействовать на механизм, нужно уяснить себе особенности его функционирования. Рассмотрим схему поступления информации в мозг (рис.10).
 
  Рис. 10. Схема поступления информации в мозг
  Информация от левого и правого глаза поступает в мозг двумя путями - напрямую и перекрестно (см.рис.10). Полушария мозга соединяются мозолистым телом - пластом нервных волокон, что делает возможным коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов в минуту.
  Слушатель программы "Сатори" должен научиться включать то одно, то другое полушарие, а также знать, как давать отдых то одному, то другому полушарию мозга во время самой напряженной работы. Предлагаемая нами "Техника тренировки памяти", включающая в себя целый комплекс упражнений (таких, как "ТМ-Сатори", упражнение с окном мнемониста, работа с медитативными текстами и ряд других упражнений), позволяет достичь выравнивания активности полушарий. При доминантности левого полушария гармонизация работы полушарий произойдет за счет снижения активности левого полушария и повышения активности правого. При доминантности правого полушария гармонизация работы полушарий произойдет за счет снижения активности правого полушария и повышения активности левого полушария. "Техника тренировки памяти" уникальна своей универсальностью, так как она позволяет уравновесить деятельность полушарий мозга, оказывает воздействие на механизмы сознания и подсознания, является эффективным методом саморегуляции. Занимаясь по нашей программе, вы активизируете свою память. Когда включается механизм подсознательной деятельности, легко читается и запоминается в состоянии "сатори". Со временем вы можете вызывать его произвольно, следуя нашим рекомендациям.
  Как вы, наверное, уже заметили, а в дальнейшем будете все больше убеждаться в этом, наши занятия построены так, что происходит воздействие на оба полушария мозга сразу, одномоментно.
  Девиз программы "Сатори":
  РАБОТАТЬ И ОТДЫХАТЬ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ!
  Физиология памяти. По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов - слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков, дипломатов - словесно-логическая.
  Зрительная память (а для слушателя программы "Сатори" она наиболее важная) бывает трех типов: иконическая - сенсорный (чувствующий) регистр; кратковременная и долговременная.
  Продолжительность хранения данных в сенсорном регистре всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени вы не сумели использовать полученную информацию, т.е. не передали ее дальше, она теряется безвозвратно.
  Сигналы, поступившие в кратковременную память, удерживаются более длительное время - примерно 15-30 сек. Это время определяется типом информации на входе. Содержимое в кратковременной памяти также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок функционирует уже долговременная память, в которой данные могут храниться фактически без потерь.
 
  Рис. 11. Физиология памяти
  Все вышеизложенное изображено в виде схемы на рис. 11.
  Алгоритм памяти (процессы памяти). Память - это способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать, записывать, фиксировать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить или называть нужное.
  Для лучшего зрительного восприятия и запоминания эту текстовую запись представим в виде четырех блоков "Алгоритма памяти" (см.рис.12).
  Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для того чтобы обеспечить дальнейший качественное воспроизведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи, хранения информации. В чем же сложность этой задачи? Сложность состоит в том, что некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению.
  В программе "Доминанта 2000-го года" мы организуем восприятие по интегральному алгоритму чтения. Процессы же записи и хранения такому прямому, непосредственному воз действию не подлежат.
 
  Рис. 12. Алгоритм памяти
 
  Но мы можем найти средства воздействия на механизмы этих процессов. Дело в том, что процессы записи и хранения в значительной степени происходят на подсознательном уровне, отсюда задача - воздействовать на наше подсознание и, следовательно, активизировать деятельность правого полушария.
  Механизмы воздействия на память. Рассмотрим, как происходит процесс закрепления поступающей информации (см.рис. 11). Мы воспринимаем что-то, мгновенно срабатывает механизм иконической памяти - это мгновенный последовательный образ-икона, то, что мгновенно запечатлевается. Затем происходит обработка в кратковременной памяти, именно на данном этапе идет эффективный обмен информацией с рабочим буфером: известно - неизвестно, знаю эту тему - не знаю, читал - не читал, слышал где-то что-то... И, наконец, только то, что попадает в долговременную память, подлежит дальнейшему эффективному четкому воспроизведению. Механизм воздействия на рабочий буфер - как бы промежуточный элемент памяти - также чрезвычайно важен, и мы ставим задачу активизации именно этой сферы деятельности нашего мозга.
  В программе "Сатори" используется ряд механизмов воздействия на память: вначале мы будем работать с черно-белыми элементами - это "окно мнемониста" с сопутствующими ему элементами и текстами; затем перейдем на активизацию цветом. Цвет имеет исключительно важное значение. В уроке 1 вы уже поработали с мандалой, ощутили воздействие цветом - никогда раньше ваш мозг не работал в таких условиях, чтобы цветовая гамма такой насыщенности и такой контрастности оказывала воздействие на рефлекторные функции вашего зрения, сетчатки глаза и соответствующих отделов коры головного мозга. Затем мы перейдем к активизации восприятия объемов. Объемное восприятие имеет чрезвычайно важное значение для процессов памяти.
  Таковы основные направления и принципы работы механизмов, обеспечивающих более эффективную деятельность нашей памяти.
  В уроке 2 вам предстоит освоить один из таких механизмов воздействия на вашу память - это упражнение "Работа с окном мнемониста", представляющее собой один из приемов мнемотехники.
  Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Что такое "окно"? Это иконичсская фигура, поскольку данный символ сопровождает нас постоянно с самого рождения. День начинается с окна
  (первое,что мы делаем, просыпаясь, - это смотрим в окно:
  какая на улице погода, как одеты люди и т.д.) и заканчивается им же. Окно - образ, состоящий из простых иконических фигур: квадрата и креста (переплета). Эти фигуры и еще круг также сопровождают нас всю жизнь и запечатлены у нас в подсознании в иконической (сенсорной) памяти. Вот почему работа с ними очень эффективна, в чем вы убедитесь, приступив к выполнению упражнений урока 2.
  2.2. Методические материалы к уроку 2
  Все, что вы приготовили себе для работы по уроку I (см. с. 21-22), потребуется и для урока 2, так как теперь в течение 6 месяцев вы выполняете ежедневный комплекс упражнений в программе "Сатори" (см.с. 35-36).
  Кроме того, приступая к упражнениям урока 2, вам необходимо изготовить для себя основной инструмент, на котором будет проходить отработка и тренировка памяти - окно мнемониста (рис. И), а также сопутствующие окну мнемониста элементы (рис.14, 15,16).
  Возьмите, пожалуйста, лист ватмана и начертите на нем окно мнемониста в четыре матричные ячейки (окно-матрица 2х2) по размерам, указанным на рис.13. Все размеры на рис.13, 14,15 даны в м.м.
 
  Рис. 13. Окно мнемониста - основной инструмент для тренировки памяти
 
  Рис.14 Иконические геометрические фигуры: крест, круг, квадрат
 
  Рис. 15. Буквы и цифра 1 для работы с окном мнемониста (высота букв и цифры 1 равна 50 мм; ширина букв А, М - 35 мм, буквы П - 30 мм; толщина букв и цифры 1 равна 5-7 мм; расстояние между буквами в словах равно 5-7 мм)
  Теперь возьмите плотную черную бумагу (например, упаковку из-под фотобумаги) и вырежьте из нее:
  - иконические геометрические фигуры: крест, круг, квадрат по размерам, указанным на рис.14;
  - прописные буквы А, М, П и цифру 1 (размеры и количество указаны на рис.15).
  Мы рекомендуем также изготовить на отдельном листе белой бумаги удобного для вас формата "Алгоритм памяти" (см.рис.12) с тем, чтобы он всегда был перед вашими глазами, поскольку работа с окном мнемониста ставит своей задачей повышение эффективности памяти, т.е. воспроизведение увиденного необычным для вас способом.
  Для работы в этом уроке вам понадобится медитативный текст № 1 "Чайная церемония" (см.приложение № 1).
  Итак, после того как вы подготовили все необходимое, приступайте к выполнению упражнений урока 2.
 
 
 
  2.3. Упражнения
  2.3.1. Работа с окном мнемониста.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу