<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Физические характеристики цвета.К физическим характеристикам цвета относят понятия: яркость, коэффициент яркости, коэффициент отражения, чистота цвета и доминирующая волна цвета.
 Яркость. Ощущение яркости, вызванное светящейся или рефлектирующей поверхностью, зависит от силы света и поверхности, от которой отражается свет.
 Чистота цвета. В составе цвета любой хроматической поверхности всегда имеется доля ахроматического цвета. Ахроматической составляющей нет только в тонах солнечного спектра, которые относят к чистым цветам и принимают их чистоту за 100%. Чистота всех других цветов поверхностей определяется процентным содержанием в них хроматической составляющей.
  Доминирующая длина волны. Доминирующая длина волны - длина волны спектрального излучения, определяющая оттенок цвета образца поверхности, обозначается буквой ? и выражается в нанометрах(нм). 1 нм - 10-9 м =1 миллимикрону (ммк).
  Пурпурные цвета определяются доминирующей длиной волны дополнительных зеленых и желто-зеленых цветов со знаком минус или штрих (493-567 нм).
  Психологическая категория понятий о цвете. К ней относятся все физические свойства цвета, которые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой фон, насыщенность и светлота.
  Цветовой тон - это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов или к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием цветовой волны. Психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты.
  Насыщенность. Физическая характеристика чистоты цвета соответствует психологическому понятию насыщенности цвета. Насыщенность - это степень отличия цвета той же светлости от ахроматического, т.е. степень цветности поверхности. Например, цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон.
  Светлота определяется коэффициентом отражения в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов, равных им по светлоте.
  Интенсивность цвета зависит от насыщенности и светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными всегда будут более светлые цвета, при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности.
  Психофизиологические особенности воздействия цвета на человека, гармоничные сочетания цветов, символика цвета. Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека (см. рис.27).
 
 
 
  Рис. 27 .Психофизиологическое воздействие цвета на человека
  Теплые и холодные цвета. Все цвета делятся на две противоположные группы (см. рис.27): теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) и холодные цвета (голубые, синие, фиолетовые). Теплые цвета помогают человеку переносить холодные температуры, холодные цвета - высокие температуры.
  Активные и пассивные цвета. Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают мышечную работоспособность (динамогенное действие цвета), влияя тем самым на трудовые процессы. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека. Известны методы лечения шизофрении с помощью синего цвета. Исследования последних лет доказали влияние голубого тона на снижение кровяного давления. Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное восприятие нескольких схожих по тону цветов приводит к цветовому утомлению (явлению "цветового голода"), к противоположному воздействию цвета. Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических. Будучи промежуточными в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.
  Тяжелые и легкие цвета. Все темные цвета относятся к тяжелым и действуют на психику человека угнетающе. Предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми, чем такие же предметы светлых тонов.
  Легкими называются цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.
  Отступающие и наступающие цвета. Цвет предмета на определенном фоне может приближать предмет или отдалять его. Теплые, активные цвета приближают, холодные отдаляют предмет от зрителя.
  Предупреждающие цвета. Существует группа цветов, на которые человек реагирует определенным образом: красный цвет означает опасность, желтый требует повышения внимания, предостерегает, зеленый обозначает безопасность, нормальную работу и т.п. Эти цвета использованы для определенных условий и условных знаков, кодов.
  Адаптация глаза - это приспособление глаза к свету, к темноте или к определенному цвету, в основе чего лежит изменение чувствительности глаза. При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Постоянная адаптация глаза (цветовая и световая) утомляет зрение, вызывает головные боли, нервозность, снижение внимания.
  Явление иррадиации. Сущность иррадиации состоит в том, что контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем светлый квадрат на темном фоне, хотя на самом деле их размеры одинаковы.
  Гармоничные сочетания цветов. Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на сочетании: отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона; трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением; двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма); трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге; теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.
  Психологическая оценка воздействия цвета в огромной степени зависит также от особенностей его восприятия при различном свете. Лучше всего цвета различаются при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному, желтый - к серому и гаснет, зеленый и голубой в сумерках кажутся еще более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат.
  Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой и фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными.
  Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные и особенно черный цвет соответственно уменьшают предметы из-за явления иррадиации.
  При оценке психофизического влияния цвета учитываются два психологических закона: явление синестезии и явление ассоциации. Явление синестезии - возникновение ощущений, одинаковых для всех людей, независимо от их опыта и привычек, например: впечатления от тепла или холода, вызываемых теплым или холодным цветом. Явление ассоциации состоит в том, что представление человека о цвете зависит от его индивидуального опыта.
  Символическое значение цвета. К психологическому действию цвета относится и его символика. Цвета оказывают различные эмоциональные воздействия на людей в зависимости от их возраста, вероисповедания, места проживания, национальности, социального положения и, выражают различные значения.
  Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый цвет - символ весны, плодородия, благополучия, радости у многих народов Востока, Индокитая и символ коварства, лжи, измены и лицемерия в Европе. Черный цвет - символ траура, печали в большинстве стран; фиолетовый вызывает тоску, меланхолию, нагнетает чувство драматических ситуаций, беспокойных предчувствий у большинства людей, тогда как светло-фиолетовый (сиреневый) - символ чистоты, свежести, невинности. Оранжевый цвет - цвет радости, бодрости - создает жизнерадостное настроение.
  Чехословацкий специалист Гизел Освальд, исследуя цветовую символику, заявил, что белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как там он означает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде. Голубой цвет по политическим мотивам не любят арабы, желтый цвет - цвет траура и болезней - неприемлем для стран Ближнего Востока.
  Все цвета можно расположить по определенным группам, каждая из которых характеризует смысл родственных явлений и вызывает близкие эмоциональные ассоциации. В результате суммирования и анализа различных эмоциональных свойств цветов исследователем Р.Р.Кликсом составлена таблица (см. рис.28).
  Человек, умеющий видеть, различать цвета, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на более высоком энергетическом уровне.
  Вот почему в уроке 6 мы достаточно подробно изложили механизмы психофизиологического, эмоционального воздействия цвета на человека. Мы хотим, чтобы вы включили этот мощный резерв воздействия на память, на свои состояния. Эти механизмы можно тренировать, для чего необходимо работать с цветом. В уроке 6 мы вводим ряд тренировочных упражнений с цветом.
  Рис.28 Эмоциональное воздействие цвета на человека
  6.2. Методические материалы к уроку 6
  Вы ознакомились с теоретической частью урока, осознали роль цвета в процессах памяти и не только памяти, а теперь, прежде чем приступить к упражнениям, вам придется немного потрудиться и изготовить тренажеры для работы с цветом.
  Напоминаем, что вы по-прежнему работаете с материалами урока! (см. п.1.2 урока 1).
  Рекомендуем изготовить круг цветов Гете (см. рис.26). Для наглядности раскрасьте его соответствующими цветами, которые указаны на рисунке. Круг цветов Гете поможет вам в
  активизации цветного зрения.
  На этом уроке вы приступаете к тренировкам с таблицами
  Шульте-Сатори (см. цветной вкладыш).
  Вырежьте яркие цветные квадраты размером 9 х 9 см из обложек каких-нибудь журналов. Используйте семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
  Таким же способом необходимо изготовить 7 полосок размером 2,5 х 5,5 см семи цветов спектра,
  С медитативным текстом № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" вы работаете с прошлого урока.
  Для выполнения тренировочных упражнений вам дополнительно необходимо изготовить шесть квадратов из белой плотной бумаги или ватмана размером 15 х 15 см (можно обойтись одним квадратом, но лучше иметь шесть штук).
  Нарежьте цветных квадратиков размером 5 х 5 см всех цветов любых оттенков, приятных или неприятных для вас цветов. Чем больше у вас будет цветных квадратиков, тем
 лучше.
  Рекомендуем вам также изготовить таблицу цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10 (см. рис.29).
  Первые буквы слов и цифры напишите цветом, указанным в таблице.
 
  Рис. 29. Таблица цветовой кодировки чисел от 1 до 10
  Итак, вы подготовили тренажеры, очень необычные, очень красочные. Теперь приступайте к тренировочным упражнениям урока 6. По окончании этих тренировок вы получите мощный импульс включения в работу резервов вашей памяти, интеллектуальной деятельности, а также активизации процессов мышления. Ради этого стоит потрудиться, тем более,что работа с цветом доставляет, кроме всего прочего, еще и удовольствие.
  6.3. Упражнения
  6.3.1. Работа с кругом цветов Гете.
  Подготовка. Возьмите изготовленный и раскрашенный вами круг цветов Гете. Поместите его на видном месте, удобном для вас.
  Порядок реализации. При всяком удобном случае обращайте свое внимание на круг цветов Гете.
  Запомните:
  1) Основные цвета:
  КРАСНЫЙ,
  ЖЕЛТЫЙ,
  СИНИЙ.
  2) Оппонентные (вспомогательные или дуплетные цвета):
  ЗЕЛЕНЫЙ,
  ФИОЛЕТОВЫЙ,
  ОРАНЖЕВЫЙ.
  3) Пары цветов-антагонистов:
  КРАСНЫЙ - ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ - ФИОЛЕТОВЫЙ, СИНИЙ - ОРАНЖЕВЫЙ.
  6.3.2. Работа с цветными квадратами размером 9 х 9 см.
  1-й вариант.
  Подготовка. Возьмите шесть цветных квадратов размером 9 х 9 см:
  КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ.
  Закрепите цветные квадраты на белых квадратах (подложках) размером 15 х 15см (рис.30).
  Порядок реализации. Подготовленные таким образом цветные квадраты с окантовкой поочередно по одному помещайте на место мандалы. Осветите квадрат подсветкой, как вы это делаете при медитации на мандале. Созерцайте освещенный квадрат 30-60 сек. Закройте глаза. Следите за своими цветоощущениями.
  Ожидаемый эффект. Перед своим внутренним взором вы увидите последовательный образ квадрата (галлюцинацию квадрата), который будет иметь противоположный (оппонен-тный) цвет по кругу цветов Гете, т.е. цвет-антагонист. На рис.31 мы предлагаем вашему вниманию таблицу визуализации цветов на подсветке, можете по ней проверить свои цветоощущения.
 
  Рис.30 Цветной квадрат
  Экспериментируйте, наблюдайте смену цветов, это очень интересное упражнение, оно дает вам наработку цветоощущений.
  Продолжительность. На созерцание шести квадратов у
  вас уйдет примерно 3-6 мин.
  Периодичность. В течение недели столько раз, сколько раз вы проводите медитацию на мандале. Поупражняться можно перед сеансом медитации, можно после него.
 
  Рис. 31. Таблица визуализации цветов при подсветке
  Особые замечания. Выполняя это упражнение, вы экспериментально убеждаетесь в том, что действительно существуют цвета-антагонисты и что великий Гете прав, хотя после его рождения прошло почти два с половиной века.
  2-й вариант.
 Подготовка. Возьмите все семь цветных квадратов, но уже без окантовки.
 Порядок реализации. При каждом удобном случае, когда у вас есть время, раскладывайте все-семь цветных квадратов перед собой. Наблюдайте квадраты, размышляя о цвете. Постарайтесь определить свое отношение к цветам спектра: какой вам нравится больше всех, какой - меньше всех, разложите квадраты от самого приятного вам до самого неприятного слева направо.
  6.3.3. Работа с цветными квадратиками размером 5х5 см. У вас имеется много нарезанных цветных квадратиков размером 5 х 5 см. Носите их с собой в конспектах, служебных бумагах, разложите их дома во всех удобных местах. В минуты отдыха смотрите на них. Помните, что цвет - хороший стимулятор работы мозга. Пусть это будут квадратики не только приятного, но и неприятного для вас цвета.
  Особые замечания. Не следует забывать, что за каждый цвет отвечает соответствующая структура сетчатки глаза и, естественно, соответствующий механизм в коре головного мозга. Наблюдая различные цвета, мы тем самым активизируем различные зоны мозга. Нужно избавляться от монотонности, от цветового голода.
  Еще раз обращаем ваше внимание на то, что многие процессы психофизической деятельности человека напрямую связаны с цветом. А раз это так, то, наблюдая цвета, мы можем решать и обратную задачу - активизировать те зоны головного мозга, на которые именно этот цвет и воздействует. Вот почему мы предлагаем вам включать в работу как можно больше оттенков цвета, независимо от того, нравятся они вам или не очень.
  6.3.4. Работа с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10.
  Вы изготовили для себя таблицу цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10 (см. рис. 29), в которой вы окрасили цифры и первые буквы слов в соответствующие цвета.
  Смотрите на таблицу, изучайте ее, запомните вначале кодировку цветов радуги (цветов спектра), используя мнемотехнический прием третьей колонки таблицы. Затем постарайтесь запомнить и воспроизвести цвета цифр в разбивку. Представляйте таблицу перед своим внутренним взором. Можете поработать с ней в матричных ячейках окна мнемониста. Время работы не ограничено, работайте с таблицей при всяком удобном случае.
  6.3.5. Тренировка с таблицами Шульте-Сатори. А сейчас вы приступаете к очень интересному и важному упражнению программы "Сатори" - тренировке с таблицами Шульте-Сатори.
  Достаньте из учебника цветной вкладыш,держите таблицы перед собой, наблюдайте их.
  На первой ступени Техники быстрого чтения - в программе "Доминанта 2000-го года" - вы работали с таблицами Шульте. Таблица представляет собой квадрат, разграфленный на 25 ячеек с вписанными в них цифрами черного цвета от 1 до 25 на белом поле. Таких таблиц было 8.
  На второй ступени Техники быстрого чтения - в программе "Сатори" - мы усложнили задачу: ввели в таблицы четыре цвета. Квадрат-матрица увеличился до 100 ячеек (правда, ряд цифр от 1 до 25 сохранился). Каждая цифра от 1 до 25 оказалась окрашенной уже не в черный цвет, а в четыре цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий (25 х 4 -100).
  Используя знания, почерпнутые вами в уроке 6, вы уже можете провести определенный анализ таблиц Шульте-Сатори и сделать из этого анализа выводы.
  Психофизиологическое воздействие цвета таблиц Шульте-Сатори :
  КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ - теплые цвета, они приближают цифры.
  ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ - холодные цвета, они отдаляют цифры.
  Эмоциональное воздействие таблиц Шульте-Сатори (см.рис.28):
  КРАСНЫЙ - возбуждение, активность.
  ЖЕЛТЫЙ - спокойствие. ЗЕЛЕНЫЙ - покой, свежесть, мир, уравновешенность.
  СИНИЙ - прохлада, равновесие, успокоение.
  Таково примерное воздействие таблиц Шульте-Сатори просто при рассматривании их в статике. Но мы еще включаем динамику и начинаем тренировку с таблицами Шульте-Сатори, приводим их в движение.
  Подготовка. Взять таблицы Шульте-Сатори (их четыре) и внимательно рассмотреть их. Вы увидите в правой верхней ячейке каждой таблицы синие цифры 1,2,3,4 - это порядковые номера таблиц.
  Положите четыре таблицы одна на другую так, чтобы таблица № 1 была наверху, а таблица № 4 - внизу.
  Таблицы можно расположить горизонтально или вертикально (положить на стол или закрепить на стене), как вам покажется удобным. Расстояние должно быть несколько больше, чем обычно, когда вы читаете книги: оно должно быть выбрано в соответствии с типом вашего зрения, чтобы цифры всех цветов были четко видны.
  Порядок реализации (1-й вариант).
  1-я неделя. Включить ту сторону кассеты (пластинки), где записан сеанс медитации с текстом. Работать с таблицами Шульте-Сатори под голос диктора.
  Продолжительность: запись звучит 10 мин. Периодичность: 1-2 раза каждый день в течение 1-й недели.
  2-я неделя. Включить ту сторону кассеты (пластинки), где записан сеанс медитации без текста (только медитативная музыка).
  Работать с таблицами Шульте-Сатори под голос диктора
  (по усложненной программе).
  Продолжительность: запись звучит 10 мин.
  Периодичность: 1-2 раза каждый день в течение 2-й недели.
  Ожидаемый эффект. Работа с таблицами Шульте-Сатори направлена на развитие и активизацию внимания, памяти, периферического зрения, цветового зрения.
  Особые замечания. Вы имели возможность убедиться в преимуществе периферического зрения перед обычным, занимаясь по программе "Доминанта 2000-го года". Таблицы Шульте-Сатори еще в большей степени способствуют расширению поля зрения, так как по сравнению с таблицами Шульте матрица увеличена в четыре раза.
  Если по какой-либо причине вы не можете работать с таблицами Шульте-Сатори под запись на кассете (нет кассеты, нет магнитофона и т.д.)"мы предлагаем вам запасной вариант.
  Порядок реализации (2-й вариант). Приготовились к работе с таблицами Шульте-Сатори. Взгляд фиксировать в центре таблицы на зеленой точке. Стремиться видеть всю таблицу целиком.
  ВНИМАНИЕ! НАЧАЛИ! Находим все цифры синего цвета от 1 до 25. Переходим к цифрам красного цвета. Затем переходим к цифрам зеленого цвета и, наконец, к цифрам желтого цвета. Поменяли таблицу и продолжаем работу в таком же темпе. На все три таблицы у вас должно уйти 15 мин.
  Периодичность: 1-2 раза каждый день.
  По мере тренировок с таблицами Шульте-Сатори время. на выполнение упражнения будет сокращаться само собой. Вы будете находить цифры четырехцветного ряда от 1 до 25 быстрее и быстрее.
  6.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы "Сатори"
  Напоминаем вам, что вы продолжаете выполнять ежедневный комплекс упражнений программы "Сатори" (см. п. 1.4 урока 1), подробное описание исполнения которого дано в п. 1.3 урока 1.
  Особые замечания по п. 1.4, порядковый номер 3 - практика медитации в программе "Сатори": в уроке 6 мы рекомендуем использовать сеанс медитации без текста (вторая сторона кассеты (пластинки).
  Теперь, когда у вас есть личный опыт работы с цветной медитативной диаграммой "Мандала", когда ознакомились с кругом цветов Гете, мы раскрываем вам механизм цветовосприятия, цветоощущения при медитации на этом инструменте, который вы имеете и с которым работаете уже пять уроков.
  "Чтобы что-то увидеть, нужно знать, что надо увидеть. Нужно знать, чего следует ожидать, тогда получишь то, чего ожидаешь. Получишь то, что хочешь, на что настроен", - таковы постулаты восточной психокультуры.
  В спонтанно возникающих цветоощущениях при медитации на цветной медитативной диаграмме "Мандала" вам поможет разобраться круг цветов Гете. Цветоощущения происходят по определенному закону цветовосприятия.
  Сначала визуализируются крупные элементы мандалы поэлементно, последовательно от большого наружного квадрата к центральной точке, но в дополнительных_цветах. Какое-то время мысленный образ (визуализированный) удерживается перед внутренним взором как целостная структура; затем картина начинает постепенно разрушаться от центра к периферии: исчезают сначала мелкие элементы, последовательно от центральной точки к периферии, затем крупные; какое-то время мандала удерживается перед внутренним взором как целостный сплошной квадрат, затем и он исчезает. После этого следует открыть глаза и продолжать медитацию.
  Последовательность визуализации и цвета элементов мандалы при закрытых глазах перед внутренним взором:
  1. Зеленый крест - визуализируется красным.
  2. Черные квадраты в углах - визуализируются белыми или желтыми.
  3. Большой фиолетовый круг - визуализируется желтым.
  4. Красный квадрат - визуализируется зеленым.
  5. Шестиконечная звезда, состоящая из желтого и белого треугольников - визуализируется фиолетовой.
  6. Синее кольцо - визуализируется оранжевым.
  7. Белая центральная точка - визуализируется темной. Визуализированяые цвета чистые, яркие, мягкие. Исчезновение галлюцинации мандалы при закрытых глазах перед внутренним взором (распад образа мандалы) происходит в такой последовательности:
  1. Центральная темная точка.
  2. Оранжевое кольцо.
  3. Фиолетовая шестиконечная звезда.
  4. Зеленый квадрат.
  5. Желтый большой круг.
  6. Желтые (белые) квадраты в углах.
  7. Красный крест.
  8. Оставшийся сплошной квадрат, который, приняв попеременно все цвета спектра, превращается, наконец, в черный квадрат и затем исчезает.
  Практика медитации на мандале ставит своей задачей высвобождение биоэнергетизма цветового зрения.
 
  Проверьте, каковы ваши цветоощущения, соответствуют ли они классическому варианту? Если нет, не огорчайтесь. У каждого человека свое цветовосприятие, и ваши ощущения тоже верны.
  В зависимости от тональности визуализированных цветов, а также от того, каким цветам человек отдает предпочтение, можно судить о его психическом и физическом здоровье (цвета как метод диагностики). Но идет и обратный процесс: воздействуя цветом, можно корректировать здоровье. Медитация на цветной мандале и тренировочные упражнения с цветом, которые мы предлагаем вам на уроке, несут в себе, помимо обучающего фактора, еще и исцеляющий. Всего этого достигаете вы сами своими тренировками, мы же даем вам только инструменты и приемы работы с ними.
  6.5. Выполнение контрольного задания по уроку 6
  Вы закончили работу над очень насыщенным, очень информативным уроком 6. По значимости этот урок можно сравнить с уроком-1, который является опорным для всей программы "Сатори". На уроке б, опорном для второй половины программы, вы прочувствовали эффективность тренировок с цветом. Продолжая тренировки в последующих уроках программы "Сатори", вы все больше будете убеждаться в полезности цветоощущений. А сейчас приступайте к выполнению контрольного задания по уроку 6..
  6.5.1. Чтение книги в режиме "Сатори". Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера, желательно о свете и цвете:
  Примерный объем книги 80-100 стр. или 200 000 зн. Ориентировочное время на чтение книги - 15 мин. Прочитайте книгу в режиме "Сатори". Напоминаем, если вы испытываете какие-либо сомнения, обращайтесь к п. 1.5 урока 1.
  Зафиксируйте результаты чтения книги в бланке отчета по уроку № 6 - аналогично тому, как вы делали это на уроке 1. Отметьте скорость чтения книги в режиме "Сатори" на своем "Графике изменения скорости чтения книг в режиме "Сатори" (см. рис.8), по которому вы следите за своими успехами, после чего приступайте к выполнению следующего пункта контрольного задания урока 6.
  6.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 2 для тренировки памяти. Переверните бланк отчета по уроку № 6, на обороте которого находится привычная вам шестнадцатиячеечная матрица.
  Рис. 32. Рабочая матрица № 5 для тренировки памяти
  Перед вами на рис.32 "Рабочая матрица N6 5 для тренировки памяти".
  Созерцайте матрицу не более 7 сек. Закройте исходный рисунок и зарисуйте по памяти символы, которые вы успели запомнить в семи клетках шестнадцатиячеечной матрицы на вашем бланке.
  Оцените свою работу, определив коэффициент запоминания аналогично тому, как вы делали это на уроке 2 (см. п.2.5.2).
  Проставьте свой коэффициент запоминания рядом с заполненной вами рабочей матрицей № 5 на обороте бланка отчета по уроку № 6.
  6.5.3. Схема расположения цветов спектра, отражающая ваше отношение к ним. Возьмите изготовленные вами ранее семь цветных полосок размером 2,5 х 5,5 см (см. п.6.2).
  На обороте бланка отчета по уроку № 6 под заполненной вами рабочей матрицей разложите цветные полоски по цветам от самого приятного вам до самого неприятного слева направо (по убывающей).
  Обозначьте их по памяти номерами в графе II в соответствии с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10, которую, мы надеемся, вы успешно запомнили.
  Проверьте себя (см. рис.29), но ничего не исправляйте. Если вы ошиблись в нумерации, поставьте правильный номер в графе III.
  Пример оформления контрольного задания по п.6.5.3 см.на рис.33.
 
  Рис. 33. Схема расположения цветов спектра (I - цвета спектра по убывающей от самого приятного к самому неприятному (слева направо); II - обозначенные по памяти номера цветов в соответствии с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10; П1 - правильные (фактические) номера цветов в соответствии с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10
  Оформленную таким образом схему расположения цветов спектра, отражающую ваше отношение к ним, приклейте внахлест (0,5 см) на обороте бланка отчета по уроку № б под рабочей матрицей, там, где вы их расположили.
  6.5.4. Ответы на вопросы по медитативному тексту №3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". На предыдущем уроке вы многократно читали медитативный текст № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", составили для себя представление об этом тексте, определили доминанту текста. Возьмите лист бумаги и ответьте на контрольные вопросы по медитативному тексту № 3. Пишите только ваши ответы под порядковыми номерами вопросов. Ответьте словами медитативного текста № 3.
 Вопросы по медитативному тексту № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
  1. Удалось ли вам найти в тексте слова, фразы, которые вы слышите во время сеанса медитации:"... все ваше тело... - это не что иное, как ваша мысль". Зафиксировали ли вы на них свое внимание?
  2. Что нужно для того, чтобы всегда все получалось?
  3. Чем нравились ученикам Джонатана практические занятия?
  4. Как вы определили доминанту медитативного текста № 3, в чем она заключается? (Ответ в тексте состоит из четырех слов.)
  5. Какими словами говорит Джонатан о возможности преодолеть пространство и время?
  Приведите высказывание другой чайки по имени Чианг об
  этой же проблеме.
  Теперь, когда вы выполнили контрольное задание по уроку 6, очень интересному, очень важному для дальнейшего вашего продвижения в Технике тренировки памяти, подготовьте отчет по уроку 6.
  6.6. Отчет по уроку 6
  1. Бланк отчета по уроку № 6, заполненный вами после прочтения шестой контрольной книги в режиме "Сатори".
  Не забудьте написать на этом бланке ваши фамилию, имя, отчество и учебный номер.
  2. На обороте бланка отчета по уроку № 6 выполненный вами тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 5 для тренировки памяти. Не забудьте проставить рядом с рабочей матрицей №5 подсчитанный вами коэффициент запоминания.
  3. Не забудьте приклеить на обороте бланка отчета по уроку № б под рабочей матрицей схему расположения цветов спектра, отражающую ваше отношение к ним (см. рис.33).
  4. Отдельный лист с ответами на вопросы по медитативному тексту № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" под порядковыми номерами вопросов к тексту.
  5. На отдельном листе (можно на обороте ответов по медитативному тексту № 3) кратко опишите в произвольной форме ваши успехи, ощущения, впечатления.
  - Соответствуют ли ваши ощущения при медитации на цветной мандале классическому описанию галлюцинации мандалы перед внутренним взором (см. п.6.4 урока 6). ("Да"
  или "Нет".)
  - Как отразились ваши тренировочные упражнения с цветом на трех ваших состояниях:
  1) физическом - удалось ли вам почувствовать улучшение цветового зрения? ("Да" или "Нет".)
  2) эмоциональном - доставляет ли вам радость, удовольствие работа с цветом? ("Да " или "Нет".)
  3) интеллектуальном - удалось ли вам почерпнуть из урока 6 новые для себя сведения о цвете? ("Да" или "Нет".)
  Все материалы по уроку б положите в конверт, но пока не отправляйте. Помните, что вы должны отправить в наш адрес отчеты сразу по четырем урокам: 4, 5, 6, 7.
 
  После подготовки отчета по уроку 6 переходите к уроку 7 в соответствии с вашим примерным личным планом освоения программы "Сатори".
  УРОК 7.
  ОБЪЕМНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ
  Содержание урока
  7.1. Теория: Объемное восприятие и его роль в развитии памяти.
  7.2. Методические материалы к уроку 7: Методические материалы урока 1 (см. п. 1.2 урока 1). Тоннель мнемониста. Объемное изображение мандалы из цветного пластилина. Таблицы Шульте-Сатори. Медитативный текст № 4 "Сон и бодрствование". Книга научно-популярного характера (объем книги - 130-150 стр. или 300 000 зн.).
  7.3. Упражнения.
  7.3.1. Работа с тоннелем мнемониста.
  7.3.2. Тренировка с таблицами Шульте-Сатори.
  7.3.3. Чтение и работа с медитативным текстом № 4 "Сон и бодрствование".
  7.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы "Сатори" (см. п.1.4 урока 1).
  7.5. Выполнение контрольного задания по уроку 7.
  7.5.1. Чтение книги в режиме "Сатори".
  7.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы б для тренировки памяти.
  7.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту №4 "Сон и бодрствование".
  7.6. Отчет по уроку 7.
  Мы приступаем к седьмому, последнему уроку части II Техники тренировки памяти. "Объемное восприятие и его роль в развитии памяти" - тема настоящего урока, имеющего своей целью дальнейший прогресс в развитии тренировки памяти.
  Обращаем ваше внимание, что каждый урок помогает организовать вашу интеллектуальную деятельность на более высоком качественном уровне.
  7.1. Теория
  Объемное восприятие и его роль в развитии памяти. Как вы уже знаете, зрение бывает трех видов: черно-белое; цветовое; объемное.
  Вы хорошо знаете, что такое черно-белое зрение, т.к. большинство текстов мы видим в черно-белом изображении. Цветному зрению был посвящен предыдущий урок 6.
  В уроке 7 мы переходим к объемному восприятию текста и решение этой задачи начинаем с объемного восприятия вашего инструмента для медитации - мандалы, реализовать эту задачу можно с помощью тоннеля мнемониста.
  В чем заключается идея объемного восприятия мандалы? Вы должны перейти к объемному восприятию читаемых текстов.
  Недавно лазерные системы дали возможность увидеть изображения объемно (голография). Лазерная наука сравнительно молодая, разработки лазерной техники начались с 1962 г. Успехи в этой области достигнуты колоссальные. По мере развития науки мы все более и более убеждаемся в том, что существующее в природе присуще и человеку. Вы должны "входить" в текст, как бы развернув лазерный луч вашего восприятия внутрь себя, нарисовать картину происходящего в тексте внутри себя и при этом видеть ее не только в цвете, но и в объеме. Нужно постараться слиться с объектом восприятия, добиваться эффекта присутствия в "кадре".
  Возможности мозга в смысле объемного видения безграничны, и о том, что "невозможное возможно" свидетельствует опыт отдельных художников, которым удается изображать "невообразимые фигуры". Вашему вниманию предлагается одна из "невозможных фигур" - "Треугольник Пенроуза" (рис. 34).
  При беглом взгляде вы не замечаете в нем ничего особенного. Три его угла настраивают на привычную картину: сколоченный из трех брусков объемный треугольник.
  Дело, однако, осложняется, как только вы пытаетесь представить его пространственную форму, т.е. занимаетесь реконструкцией трехмерности по плоскому изображению. Мозг отказывается принять реальность этой фигуры. Глаз блуждает по контуру от одной вершины к другой, вертится по кругу все быстрее, быстрее и ни на йоту не приближается к решению загадки. Треугольник остается странным, ирреальным. В чем причина? Как же выйти из противоречия? Очень просто: закрыть пальцем одну из вершин (излишнее знание только мешает), и произойдет мгновенная метаморфоза: стороны треугольника "выскочат" из плоскости листа, превратят псевдоплоскую фигуру в объемную; все три брусочка станут перпендикулярны друг другу,
  Трюки, подобные треугольнику Пенроуза, очень любил рисовать голландский художник Морис Эсхер. То и дело на его картинах встречаются "струящийся вверх" водопад, таинственной формы строения, направленная все время вниз по замкнутому кольцу лестница.
 
  Рис. 34 Треугольник Пенроуза
  Странность изображений разгадывается уже известным нам способом: нужно прикрыть часть картины, построить с треугольником и линейкой точки схода перспективы, и становятся видимыми изощренные приемы "игры" мастера.
  Было бы совсем неплохо, если бы вам удалось поработать с "невозможными фигурами", воспользуйтесь такой возможностью, когда она вам представится. В уроке 7 вы научитесь объемно видеть плоскостные фигуры и тексты с помощью тоннеля мнемониста, который вы изготовите для себя в соответствии с нашими рекомендациями.
  Итак, формируем цель - развивать свое зрительное восприятие с тем, чтобы от черно-белого и цветового зрения перейти к объемному восприятию, активизировать те нейронные сети нашего мозга, которые до сих пор не принимали большого участия в процессах запоминания воспринятой информации. Поставленная цель может быть достигнута только путем тренировочных упражнений, которые будут предложены вам в данном уроке. Мы заверяем вас, что наше обычное традиционное чтение даже не приближается к решению этой задачи, которую успешно осуществляет наша оригинальная Техника тренировки памяти, предполагающая реализацию ваших скрытых резервных возможностей.
  7.2. Методические материалы к уроку 7.
  Прежде чем приступить к упражнениям данного урока, приготовьте все необходимое. Рекомендации по изготовлению тренажеров для работы с объемами даются ниже.
  Методические материалы урока 1 (см. п. 1.2 у рока 1) находятся у вас на своем обычном месте, и вы постоянно пользуетесь ими.
  Изготовьте тоннель мнемониста для размещения в нем мандалы, а при необходимости и экрана мнемониста.
  Технология изготовления тоннеля мнемониста достаточно проста. Возьмите лист ватмана, расположите его длинной стороной горизонтально, разместите на нем мандалу так, чтобы горизонтальная ось кандалы прошла примерно на 1 /3 от верхнего края листа ватмана и, соответственно, - на 2/3 от нижнего края листа.
  Рис.35 Тоннель мнемониста с размещенной в нем мандалой
  Рис.36 Тоннель мнемониста с размещенным в нем экраном мнемониста
  Проведите из каждого угла листа ватмана толстые черные линии к соответствующему углу мандалы. Это дает возможность увидеть мандалу как бы в глубине. Если этого недостаточно, изобразите перспективу, проведя дополнительные линии (см. рис.35).
  В изготовленный таким образом тоннель мнемониста можно помещать для тренировочных упражнений экран мнемониста (см. рис.36) с размещенными на экране буквами, цифрами, словами, стихотворениями, текстами, алгоритмами.
  Рекомендуем вылепить объемное изображение маддалы из пластилина. Можно использовать любой другой материал, который у вас имеется под рукой, желательно разноцветный.. Технология изготовления объемного изображения мандалы также достаточно проста. Не случайно на уроке 1 был дан ряд геометрических фигур, составляющих структуру мандалы (см. рис.1).
  Теперь, введя третье измерение - высоту, из плоскостных (двухмерных) фигур, изображенных на рис.1, получим ряд объемных (трехмерных) фигур в соответствии с рис.37.
  Последовательное расположение объемных элементов мандалы один на другом и даст объемное изображение мандалы.
  Ряд геометрических фигур,составляющих структуру мандалы
  Плоскостные (двухмерные) фигуры
  Объемные (трехмерные) фигуры
  Круг
  Цилиндр
  Квадрат
  Куб (можно параллелепипед)
  Треугольник
  Призма
  Кольцо
  Тор (бублик)
  Маленький кружок
  Шар
 
  Рис37. Таблица соответствия плоскостных и объемных элементов, составляющих структуру мандалы
  Вам понадобятся таблицы Шульте-Сатори для тренировочных упражнений, они имеются у вас с предыдущего урока.
  Найдите медитативный текст № 4 "Сон и бодрствование", помещенный в конце книги в приложении 1.
  Итак, перед вами стоит нелегкая задача - добиться объемного зрения. Это трудно, но выполнимо. Мы часто даже объемное изображение видим, как плоскостное, а теперь требуется добиться видения объемного изображения плоскостных фигур. Однако использование тоннеля мнемониста позволяет решить эту задачу. Приступайте к работе с ним.
  7.3. Упражнения
  7.3.1. Работа с тоннелем мнемониста.
  1-й вариант.
  Подготовка. Поместите мандалу в тоннель мнемониста. Все остальные элементы подготовки аналогичны соответствующим элементам при выполнении "ТМ-Сатори":
  - мандала находится на привычном для нее месте, только она помещена в тоннель мнемониста;
  - центральное белое пятно мандалы расположено напротив глаз или чуть выше, напротив точки между бровями, когда вы находитесь в комфортной для медитации позе;
  - мандала освещена источником света, который помещен сзади, выше вашей головы, свет направлен перпендикулярно плоскости мандалы.
  Включите сеанс медитативной музыки без текстового сопровождения.
  Порядок реализации. Проведите сеанс медитации, как обычно, попеременно то открывая, то закрывая глаза. Следите за своими ощущениями. В тоннеле мнемониста постарайтесь увидеть в глубине мандалу в объемном изображении. Пронаблюдайте объемную мандалу. Вы уже знаете, что она из себя представляет, т.к. изготовили из пластилина ее объемное изображение, ощутили ее трехмерность.
  Продолжительность сеанса медитации определяется временем звучания музыки (примерно 20 мин).
  Выход из состояния медитации. После окончания сеанса медитации посидите спокойно с закрытыми глазами еще 30 сек. Затем на выходе медленно откройте глаза.
  Периодичность - 3-5 раз в неделю. Вы проводите медитацию на мандале, помещенной в тоннель мнемониста (вместо ставшего привычным вам сеанса медитации) в течение всего урока 7.
  Ожидаемый эффект. Вы увидите объемную мандалу и то, как она "уходит вдаль". После нескольких сеансов медитации (а может быть и сразу) на мандале, помещенной в тоннель мнемониста, вы научитесь объемно видеть плоскостные фигуры.
  Особые замечания. Идея объемного представления мандаты - это переход к объемному восприятию читаемого текста, к возможности научиться объемно видеть тексты. Объемное восприятие развивает память. Тоннель мнемониста обостряет восприятие.
  Если вы сумеете, образно выражаясь, открыть ворота объемного зрения и как бы выкатить оттуда энергетический паровоз, заставить эту энергетику работать с черно-белым и цветным текстами, то получите добавочную энергию. Читать можно будет значительно быстрее. Активизация объемного представления поможет не только быстрее читать, но и лучше усваивать текст.
  Представьте себе, вы оказались на улице без ручки, карандаша, бумаги, а вам нужно запомнить повстречавшееся на пути, значимое для вас объявление- Как быть? Вы читаете его и все запоминаете. Это результат мощной подсознательной деятельности мозга. Срабатывает механизм подсознательной памяти. Здесь к вам на помощь приходит объемное восприятие и объемное представление написанного. 2-й вариант.
  Подготовка. Поместите экран мнемониста в тоннель мнемониста. Вся остальная подготовка аналогична соответствующим элементам при работе с матричными ячейками окна мнемониста, в которых вы размещали экраны мнемониста с номерами телефонов, стихами, текстами (см. п.4.3.2 урока 4);
  - экран мнемониста размещен на привычном для вас расстоянии, только не в матричной ячейке окна мнемониста, а в тоннеле мнемониста;
  - тоннель мнемониста с размещенным в нем окном мнемониста освещен так же, как при медитации или работе с окном мнемониста;
  - расстояние от экрана мнемониста, размешенного в тоннеле мнемониста, выбрано вами в соответствии с типом вашего зрения так, чтобы вы могли отчетливо различать или номера телефонов, или стихи, или тексты, или алгоритмы, т.е. то, с чем вы собираетесь тренироваться.
  Порядок реализации. В тоннеле мнемониста постараться увидеть в глубине в объеме экран мнемониста. Проведите с экраном мнемониста, помещенным в тоннель мнемониста, ту работу, которую вы проводите с ним, когда он помещен в матричную ячейку окна мнемониста. Пронаблюдайте за своими ощущениями.
  Продолжительность - не более 3-5 попыток за один раз. Периодичность - 5 дней в неделю. Практиковать упражнение 2 раза в день.
  Ожидаемый эффект. Возможно объемное видение цифр, букв, слов, фрагментов текста.
  Возможен эффект присутствия в кадре, эффект слияния с объектом восприятия.
  7.3.2. Тренировка с таблицами Шульте-Сатори. Продолжайте тренировку с таблицами Шульте-Сатори по усложненной программе (см. порядок реализации в уроке 6).
  Продолжительность - 10-15 мин.
  Периодичность-2 раза в день, 5 дней в неделю в течение всего урока 7.
  7.3.3. Чтение и работа с медитативным текстом № 4 "Сон и бодрствование".
  Прежде чем вы приступите к чтению очередного медитативного текста 4 "Сон и бодрствование", давайте вспомним предыдущий медитативный текст № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", с которым вы работали на уроке 6.
  Вам были предложены вопросы по этому тексту, на которые вы успешно ответили в своем контрольном задании по уроку 6.
  Давайте вернемся к осмыслению ответов по медитативному тексту № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" применительно к программе "Сатори":
  1. Утверждение чайки по имени Джонатан Ливингстон, что тело - мысль, не противоречит, как мы надеемся, и вашему восприятию. Занимаясь по программе "Сатори", вы воздействуете на свой мозг, на свою память, на три своих состояния:физическое, эмоциональное, интеллектуальное.
  2. "Когда знаешь, что делаешь, всегда получается", - т.е. нужно знать, что делаешь, тогда получится. Мы стараемся так излагать теоретическую часть, чтобы у вас была как бы программа действия, чтобы вы заранее ожидали возможного эффекта от своих действий.
  3. "Им нравились практические занятия, потому что скорость пьянила и потому что тренировки помогали утолять жажду знания, которая становилась все сильнее после каждого занятия".3десь опять же присутствует воздействие на состояния: физическое, эмоциональное, интеллектуальное.
  4. Доминанта медитативного текста - "...совершенство не знает предела". Занятия по нашей комплексной программе интеллектуального развития человека, в которой "... мы пытаемся раздвигать границы наших возможностей постепенно, терпеливо", рассчитаны на семь ступеней, последняя из которых так и называется - "Нет предела...". Мы предлагаем вам после окончания II ступени нашей Комплексной программы не оставлять своих занятий, а продолжить их на последующих ступенях.
  5. "...сумеем преодолеть пространство и время. Но, преодолевая пространство, единственное, что мы покидаем, -это Здесь. А преодолевая время, мы покидаем только Сейчас", - утверждает чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  "Если хочешь, мы можем начать работать над временем",- заговорил Чианг, -и ты научишься летать в прошлое и будущее".
  Помним, что границы наших возможностей должны раздвигаться постепенно и терпеливо, поэтому после второй ступени "Сатори" вам предстоит третья ступень "Ультра-Рапид", только после этого мы приблизимся к возможности поработать с пространственно-временным континуумом (работа над пространством и временем) применительно к Технике быстрого чтения.
  Этому будет посвящена четвертая ступень нашей Комплексной программы интеллектуального развития человека, которая называется "Четвертое измерение".
  А сейчас мы предлагаем вашему вниманию новый медитативный текст № 4 "Сон и бодрствование", который может помочь приблизиться к пониманию этой проблемы.
  Подготовка. Откройте приложение 1 в конце книги, найдите медитативный текст № 4 "Сон и бодрствование".
  Порядок реализации. Читать ежедневно, многократно, в течение недели в любое время, свободное от основных занятий.

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу