<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Феномен проявления психической энергии обсуждается в эзотерической литературе всех восточных философских течений, правда, ее называют иногда по-разному: энергия "ци", энергия "пси" и т. п.
  Вот, например, как описывается это явление в китайской литературе:
  "Все живое - люди, животные, растения, вода, камни - излучает невидимую внутреннюю энергию. Называется она энергией "ци". В обычном состоянии ее трудно заметить, она циркулирует в нас, как кровь в жилах, и создает вокруг организма энергетическую оболочку - ауру. Размеры и форма ауры у каждого существа различны и зависят от психического, эмоционального и физического состояния. Аура защищает организм и вместе с тем является средством его контакта с другими энергосистемами".
  В энергетической системе "ци" есть важный закон энергетического резонанса. Суть его состоит в том, что различные энергетические системы могут войти в контакт друг с другом, если их энергетические вибрации будут построены в резонанс. Именно при этом условии можно войти в контакт с излучениями других объектов, как живых, так и неживых. Внутреннее пространство, где решаются задачи управления и настройки вибраций различных энергетических систем, лежит в деятельности подсознательной сферы человеческого мозга.
 
  Рис. 15. Биолокационный эффект "Ультра-рапид"
  Итак, энергоинформационные излучения, исходящие от живых и неживых объектов, передаются подсознанию, которое, автоматически обработав информацию, может выдавать определенные ответы на те или иные вопросы, например через движение руки, в которой находится рамка биолокации.
  Здесь необходимо вспомнить, что явление лозоходства известно очень давно и на самых разных континентах. В Европе об этом впервые стало известно в 1630 г., когда один французский дворянин обратил внимание на то, что ивовые и ольховые прутики могут служить инструментом для обнаружения водяных жил. Однако научный мир не придал этому, можно сказать, драгоценному, открытию никакого значения.
  В конце концов было установлено, что источником силы, заставляющей поворачиваться лозу (рамку) в руках человека, является сам человек. Первым, кто пришел к такому выводу, был известный в свое время ученый-иезуит Афанасий Кирхер. В середине XVII в. он заявил, что прутик никогда не наклоняется ни к воде, ни к металлическим предметам, если он не находится в руках человека. Человек наполнен вибрациями, он является колоссальным детектором, считывающим как элементарный жидкий кристалл всю голограмму пространственно-временных вибраций, содержащихся в энергоинформационном поле, в зависимости от уровня своего интеллекта и духовности и в соответствии со своей личной способностью настраиваться. Лоза (рамка) - никакой не локатор, а только индикатор считывания информации, на которую настроен индивидуум, использующий неосознанную идеомоторную реакцию рук.
 
 Биолокационный эффект (практика)
  Идеальным материалом для изготовления рамки (лозы) является обычная вязальная спица (стальная, алюминиевая и др.) диаметром 1,5 ... 2 мм, согнутая в форме буквы "Г" с соотношением сторон H:L= 1:2 или Н:L= 1:3, где H- ширина ладони индивидуума,
 L - горизонтальная часть рамки (лозы).
  При отсутствии подходящей спицы можно использовать обычную проволоку, короткий конец рамки желательно слегка заострить, как у спицы.
  Можно изготовить для себя рамки из различных материалов (сталь, алюминий, медь и др., с тем чтобы эмпирическим путем определить для себя наиболее подходящий материал).
  Если ширина ладони H =7,5 см, тогда длина горизонтальной части рамки будет L=7,5*2= 15 см, значит, для изготовления Г-образной рамки нужно взять спицу (или проволоку) длиной примерно 25 см (рис. 16).
  Изготовив рамку, приступим к ее освоению.
  Согните пальцы правой руки в кулак так, чтобы осталось отверстие, образованное пальцами и ладонью. Вставьте короткий конец Г-образной рамки вертикально в отверстие в кулаке, оперев нижний конец рамки на боковую поверхность мизинца. Отрегулируйте отверстие в кулаке таким образом, чтобы короткий конец рамки мог свободно вращаться вокруг своей оси, поворачивая горизонтальную часть рамки влево или вправо.
 Перед началом работы горизонтальный длинный конец рамки направьте вперед. Рамка начинает "работать", когда человек двигается вперед, держа рамку в руке, или когда человек стоит, но де лает поступательное движение вперед рукой, в которой находится
 рамка.
  Предмет (объект, субъект), излучение которого определяется, должен располагаться справа, если рамка находится в правой руке. Если предмет излучает +, рамка поворачивается вправо.
  Если предмет излучает -, рамка поворачивается влево.
  Предварительно следует сделать пробу на + и -
 
 
 Рис. 16. Г-образная рамка, согнутая из вязальной спицы
 
 
 
 
 
  Для этого следует проверить цветы: все виды герани, луковичные растения, папоротники и розы дают положительное излучение (+), т.е. рамка повернется вправо, как бы притягивается к предмету, находящемуся справа; соль и сахар дают отрицательное излучение (-), т. е. рамка повернется влево, как бы отталкивается от предмета.
  Но это верно в том случае, если сам индивидуум имеет положительный заряд. Исследования показывают, что встречаются индивидуумы, имеющие отрицательный заряд (приблизительно 3%). В этом случае рамка будет работать с точностью "до наоборот". Можно изолировать рамку от ладони индивидуума, имеющего отрицательный заряд, для чего на вертикальную часть рамки надевают свободную трубочку-изолятор (из диэлектрика).
  Прежде чем начать работать с Г-образной рамкой, необходимо "спросить" ее: можно или нельзя с ней работать-"да" (повернется вправо) или "нет" (повернется влево), т.е. рамка "даст" ответ о готовности или неготовности вашего организма к приему информации, так как рамка -это индикатор вашего состояния.
  Нельзя работать с рамкой при сильном утомлении, в состоянии алкогольного опьянения, в грозу, в новолуние, в полнолуние, около батарей отопления, с 11 до 13ч, так как это часы работы
 сердечного меридиана.
  Большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему в этот период времени приводит к искажению информации, неблагоприятен также период с 15 до 19 ч, так как это часы работы меридианов выделительной системы -человека. Организм занят собой - очищается (выделяет) и не способен к безошибочной обработке сигналов, поступающих извне.
  Биолокационный эффект Г-образной рамки может быть использован для самых различных целей: для поисков вещей, получения ответов на вопросы и пр. Естественно, подсознание может дать ответы, если вопросы четко сформулированы.
  Следует давать себе четкую установку при работе с рамкой в системе "вопрос-ответ", например:
  Вопрос. Следует мне ехать туда-то?
  Действие. Движение руки вперед к воображаемой цели.
  Ответ. Поворот рамки, означающий "да" или "нет".
  Биолокационный эффект рамки может быть использован при определении биопатогенных зон в квартире. Для этого нужно медленно пройтись по квартире, держа в правой руке рамку. На + рамка повернется вправо, на - рамка повернется влево. В резуль тате такого исследования кровать, на которой вы спите, лучше всего поместить в то место, где нет ни +, ни -. Там, где нет идеального выбора, следует избегать прежде всего + (исследования народного врачевателя из Болгарии Ивана Йотова показали, что все без исключения обследованные им онкологические больные спали над +. Не только человек, но и домашние животные (кроме кошек), растения плохо себя чувствуют и заболевают, находясь длительное время на узлах геобиологической сетки + или -.
  Поверхность Земли покрыта довольно густой геобиологической сеткой. С севера на юг расстояния между образующими ее силовыми линиями составляют 2 м, а с востока на запад -2,5 м. В узлах этой сетки Земля либо излучает, либо поглощает энергию. Эти разного качества узлы (условно их можно обозначить + или -) расположены в шахматном порядке. Следует учесть рекомендации индийских йогов, подтвержденные выводами француза Луи Тюрена: спать человек должен вдоль силовых линий Земли-головой на север или восток, ногами на юг.
 
 
 Рис. 17. Геопатогенная зона в квартире
  Биолокационный эффект рамки может быть использован для определения лучшего места для письменного стола, места для медитации, уголка для игр ребенка и т. д. (рис., 17). В настоящее время во многих странах (и особенно на Западе) влияние геопатогенных зон учитывается в сельском хозяйстве, при строительстве жилья и т. п.
  Мы считаем, что сведений, изложенных в данных разделах книги, вполне достаточно для успешной работы с Г-образной рамкой (лозой), хотя сама по себе тема лозоходства (биолокационного эффекта) неисчерпаема, применение его многопланово,например в диагностике заболеваний, в поисках воды, полезных ископаемых и т. д.- все зависит от сферы деятельности человека. Таким образом, мы надеемся, что навыки работы с Г-образной рамкой могут пригодиться вам и в повседневной вашей работе.
  В заключение предлагаем вам еще четыре упражнения для развития внимания.
  Упражнение 5-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 5 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).
  Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два-0,8, на один- 0,6
  Упражнение 5-2. Активизация деятельности третьего глаза. Ежедневно вечером в течение 20 мин первую неделю занятий и 10 мин вторую и последующие недели выполняйте упражнения, приведенные выше в разделе "Техника активизации работы третьего глаза".
  Упражнение 5-3. Освоение биолокации.
  Изготовьте рамку в соответствии с рисунком 16 и проведите тестирование своей полярности. Найдите биопатогенные зоны в своей квартире.
  Упражнение 5-4. Развитие внимания. На белом листе бумаги начертите три фигуры (рис. 18):
 зеленую точку, ярко-желтый круг диаметром 20-25 см, в центре которого наклейте темно-синий или черный круг диаметром 2- 2,5 см и правее - символ Инь-Ян диаметром 40 см.
  Примите удобную для вас позу, которую вы обычно используете при медитации. Расположите лист бумаги на уровне глаз на расстоянии 1,5-2 м. Освещение должно быть рассеянным и неярким, направленным из-за вашей спины. А лучше просто рассеянный полумрак. Начинайте пристально смотреть вначале на зеленую точку (до рези в глазах). Смотрите, не мигая, 20-30 с. Позже доведите этот прием до 3-5 мин.
 
 
 Рис. 18. Овладение приемами концентрации внимания
 
  Затем созерцайте бездумно желтый круг, а потом знак Инь-Ян. После того как вы сможете смотреть на любую из трех фигур, не мигая, по 50-60 с, нужно, закрыв глаза, представлять себе любую из этих фигур. Постепенно следует добиться такого положения, чтобы перед мысленным взором фигура виделась как наяву. Мыслей при этом не должно быть никаких!
  Далее воображайте, что вы входите в черный круг. Входите во тьму Вселенной через этот круг!
  Овладение приемом концентрации внимания необходимо проводить вначале в комфортном состоянии, когда голова, шея и спина находятся на одной вертикальной линии. Для этого сперва можно пользоваться стенкой, т. е. прислоняться к ней. Когда эта поза станет привычной, можно обходиться без стенки, но все-таки по лезно в начале тренинга мысленно представить, что вы ощущаете ее у себя за спиной. Голова - шея - спина - прямая линия. Внушайте себе: "Я несокрушим", "Я умею концентрировать свое внимание". Занятия проводятся сеансами по 10-15 мин ежедневно два раза (утром и вечером) в течение двух - четырех недель.
 
 Рис. 19. Практическое задание
 
 
 Рис. 20. Практическое задание
 
 Упражнение 5-5. Практические занятия. Замените буквы на цифры (рис. 19) так, чтобы получилось
 верное сложение чисел. При этом, разумеется, одинаковые буквы должны стать одинаковыми цифрами, а разные - разными.
 Какая коза отвязалась (рис. 20) ? Решения задач смотрите в приложении 5.
  Упражнение 5-6. Чтение в режиме "Ультра-рапид". Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 80-100 страниц, или 200000 знаков.
 Ориентировочное время на чтение книги 15 мин.
  Прочитайте книгу в режиме "Ультра-рапид". Напоминаем: если вы испытываете какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4 (беседа 1).
 
 БЕСЕДА ШЕСТАЯ.
 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
 В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ВНЕШНЕГО МИР
 Алгоритм познания внешнего мира
  В этой беседе мы изучим и добавим в арсенал наших знаний еще один прием, помогающий решать задачу тренировки сверхвнимания: алгоритм познания внешнего мира в режиме "Ультрарапид".
  Что такое режим "Ультра-рапид"? Мы читаем в режиме "Ультра-рапид", мы действуем в режиме "Ультра-рапид", мы думаем в режиме "Ультра-рапид", мы принимаем решения в режиме "Ультра-рапид". Это означает: в режиме сверхвнимания, в режиме сверхсосредоточенности. Алгоритм можно представить в виде схемы (см. с. 47).
  Давайте рассмотрим каждый из указанных в ней блоков.
  Первый блок алгоритма-объект внимания. Это может быть текст, может быть окружающая вас действительность.
  Второй блок алгоритма. Прежде всего мы должны сформировать режим сверхвнимания. Максимальное умственное сосредоточение. Каким способом, какими средствами? Для этого необходимо использовать все механизмы организации и концентрации внимания, которые нам известны: активизация зрительного сосредоточения, использование законов внимания, реализация процессов симультанного опознания, т. е. приемы, которые помогают нам реализовать умственное сосредоточение в режиме сверхвнимания.
  Третий блок алгоритма. Непосредственное восприятие в режиме "Ультра-рапид": процесс чтения, процесс изучения, процесс слушания, процесс решения какой-то творческой задачи.
  Четвертый блок алгоритма. Непосредственно реализация умственной деятельности с использованием двух уровней. Здесь необходимо вспомнить, что наше мышление всегда работает на сознательном уровне, но 90% всей информации перерабатывается и усваивается на уровне подсознательном, который до сих пор активного участия в этой работе не принимал. Мы ставим задачу: обеспечить реализацию умственной деятельности на сознательном и подсознательном уровнях.
 Пятый блок алгоритма. Одновременно работают два канала восприятия, решающие поставленную задачу. Первый канал - логическое мышление, за которое отвечает левая часть коры головного мозга. Второй канал-интуитивное, образное мышление, за которое отвечает правая часть коры головного мозга. Необходимо обеспечить одновременную параллельную работу этих каналов с использованием системы памяти. Наша память, которая до сих пор в основном замыкалась на логическую часть коры голов ного мозга, начинает пробуждаться. Начинает активизироваться та ее часть, которая несет в глубинах памяти различные образы. Происходит процесс слияния каналов, одновременного их использования. Ассоциативный, образный, логический - все вместе дают именно тот результат, который мы называем решением сверхзадачи.
 
 
 
  Седьмой блок алгоритма. Результаты умственной деятельности могут быть самые разные. Например, вы можете прийти к следующим заключениям: "Я это знаю, я это помню". "Все незнакомо". "Все перекопал в глубинах своей памяти. Образов подобного нет". "Я этого не знаю, но я это пойму на базе моей памяти". "Все непредвиденное и все новое". "Буду думать".- Это тоже результат. Бывает, что не возникает никаких решений, но рождается принципиально новая идея, она приходит неизвестно откуда. Такое бывает очень часто. Но это неизвестное подготовлено всей предшествующей техникой работы, всем нашим алгоритмом. Если хотите, это алгоритм творческого решения поставленной перед вами задачи. Он работает, он будет работать всегда.
  Надеемся, вы понимаете, что задача заключается не в том, чтобы просто внимательно идти по этому алгоритму. Надо изучить алгоритм, знать его, помнить, нужно многократно увидеть, многократно прочувствовать его, а потом как бы... забыть... Алгоритм будет работать. Вот именно в этом эффект механизма, который мы с вами изучаем и внедряем в наше сознание.
  Разобранный алгоритм представляет собой механизм использования памяти для реализации умственной деятельности в режиме сверхсосредоточения. Ваша работа по этому алгоритму заключается прежде всего в том, чтобы осознать, осмыслить его, а затем использовать его для решения каких-то умственных задач. Впоследствии он будет реализовываться непроизвольно, сам собой в тех случаях, когда у вас действительно возникает необходимость решения каких-то задач. Основная идея этого алгоритма заключается в том, что мы обеспечиваем гармонизацию деятельности левого и правого полушарий, используя их одновременно для решения творческих задач.
 Работа с таблицами Андреева-Шульте
  Напоминаем, что понятие "Ультра-рапид" означает "сверхбыстрое чтение". Обращаем ваше внимание на то, что мы ставим задачу не только и, может быть, не столько повышения скорости чтения. Главное - тренировка внимания. Каждое наше занятие приносит определенные наработки в совершенствовании механизмов управления своим вниманием.
  В шестой беседе мы приступаем к работе с таблицами Андреева - Шульте (к сожалению, таблицы идут в комплекте с книгой и представить их в электронном виде не представляется возможным). Правила работы с цветными и объемными цифрами таблиц Андреева - Шульте несложны. Находим в определенном темпе, сперва медленно, затем быстрее и быстрее по мере освоения упражнения, цифры с 1 по 25 последовательно красного, желтого, синего и зеленого цвета. После того как вы стали находить цифры определенного цвета за 10-15 с, упражнение усложняется. Находите 1-ю цифру красного цвета, 2-ю- желтого, 3-ю - синего, 4-ю - зеленого, 5-ю - красного и т. д. Освоив и это упражнение, можно эти упражнения видоизменить, т. е. начать искать цифры с 25 по 1.
  Работая с цветными цифрами, мы оказываем очень мощное воздействие на рецепторные зоны нашего мозга, активизируя те части коры, которые в обычных условиях никогда такого активного воздействия не испытывают.
  Это упражнение также способствует гармонизации работы левого и правого полушарий.
  А теперь переходим к тренировочным упражнениям.
  Упражнение 6-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 6 за 4 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).
  Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два-0,8, на один - 0,6.
  Упражнение 6-2. Освоение алгоритма познания внешнего мира.
  Изучите алгоритм, представленный на схеме (с. 73). Зарисуйте его на отдельном листочке в двух экземплярах. Один укрепите перед своим рабочим столом так, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Другой постоянно носите с собой в записной книжке или в справочнике. Фиксируйте свое внимание на фактах озарения, неожиданных творческих удачах.
  Упражнение 6-3. Тренировка с таблицами Андреева - Шульте. Ежедневно 20-25 мин работайте с таблицами в соответствии с правилами, изложенными выше.
  Упражнение 6-4. Развитие внимания путем заучивания стихотворений.
  Начните с заучивания наизусть какого-нибудь стиха из Библии, например, притчи Соломона или строфы из какого-нибудь стихотворения классика, содержащего не более 4-6 строчек. Заучите хорошенько эти стихи, пока не будете произносить их легко и понимать от начала до конца их образную ткань. Запомните не только то, как они звучат при громком чтении, но и как они выглядят напечатанными, распределение по тексту и значение по смыслу ключевых слов. Этого будет достаточно на первый день.
  На второй день повторите громко вчерашние стихи. Потом выучите таким же образом вторую строфу, связав ее с первой и повторив обе. Нанизывайте смыслы на канву текста.
  На третий день следует повторить обе заученные прежде строфы и основательно выучить третью, прибавить ее к предыдущим и затем повторить все сначала.
  Продолжайте это упражнение в течение месяца, ежедневно заучивая и прибавляя одну строфу и часто повторяя. Особенно настойчиво рекомендуем многократное повторение. Центр тяжести - в повторении. Постоянное прибавление выученных на память стихов развивает способность запоминания, тогда как постоянное повторение укрепляет способность припоминания на основе сосредоточения. Очень важно выработать привычку прицельно выбирать и воспроизводить предметы, отложенные уже в умственном хранилище. Процесс выборки должен стать рефлекторным.Сначала вам, наверное, будет казаться, что необходимо взять в руки книгу, чтобы дополнить недостающее слово или недостающую строку. Этот порыв не должен смущать вас, потому что с этим можно скоро справиться. Не утомляйте, однако, память чересчур насильственным напряжением, чтобы вспомнить недостающее слово или строку, лучше возьмите книгу и выучите еще раз этот стих. Но не допускайте небрежности, будьте внимательны. Если вы с самого начала не проявите в этом железной твердости, то ум быстро привыкнет к неряшливости.
  Не пропускайте ни одного дня без упражнения. Гораздо эффективнее учить на память несколько строк ежедневно, чем много строк через интервалы в несколько дней. Способность к сосредоточению и память укрепляются постоянными упражнениями и практикой. Это две сестры интеллекта.
  С начала второго месяца заучивайте ежедневно две строфы вместо одной. Держитесь этого правила в течение всего второго месяца, опять же повторяя постоянно как выученное прежде, так и новое. Вы убедитесь, что "удвоенная" работа не труднее, чем в первый месяц, и что вы легко могли бы учить три или даже четыре строфы ежедневно. Тем не менее удовлетворитесь двумя и не пытайтесь забегать дальше. Тренинг постепенно и естественно ведет к развитию интеллекта. Не забывайте также, что в повторении-тайна повышенной способности припоминания.
  В начале третьего месяца начните с трех строф и поступайте, как и прежде, увеличивая ежедневно ваш запас, повторяя то, что заучено раньше. Когда наступит четвертый месяц, заучивайте по четыре строфы и т. д. Понятно, что есть граница этому постоянному прибавлению, и об этом психологическом феномене пресыщения мы скажем.
  Если через несколько месяцев повторение будет требовать больше времени, чем вы можете на него потратить, то не беритесь за новые стихи, а посвятите все время лишь повторению. Разделите заученное на две части и повторяйте сегодня одну, а завтра другую часть текста.
  Если же задача заучивания наизусть новых стихов покажется вам утомительной, оставьте на время эту работу, не прекращая повторений. Работа эта, хоть и несколько скучна вначале, вскоре принесет вам удовлетворение от сознаваемого роста ваших возможностей.
  Если нет времени на полное проведение этой системы в жизнь, то можно изучать по этому методу короткие стихотворения. Но когда выучено второе стихотворение, возвратитесь к первому и повторите его. В свободное время повторяйте всегда то, что выучено. Полезно и напевать эти стихи.
  Если у вас пропал интерес к изучаемому наизусть тексту, оставьте его на время и возьмите вместо него другой, не забывая, однако, повторять при всяком удобном случае то, что пока отложено.
  Наступит время, когда вы поймете, что достигли предела. Тогда прекратите ежемесячное увеличение заучиваемых текстов и удовлетворитесь достигнутым. Работу заучивания и повторения продолжайте, но ограничьте число строк или стихов высшим, легко запоминаемым пределом. Лучше развиваться естественно, как растение, которое из семени дает росток, из ростка - стебель, из стебля-листья и, наконец, из бутона-прекрасное соцветие.
 Не надо заниматься этой работой, когда вы утомлены. В таком состоянии не удается ни воспринимать отчетливые впечатления, ни ясно и отчетливо воспроизводить их. Многие ученики находят, что наиболее удобное время для этих упражнений - утро.
 Упражнение 6-5. Практические занятия.
 Найдите на рисунке 21 трех бабочек с иными рисунками на крыльях, чем у тех, которые уже есть в коллекции Паганеля. Решение задачи смотрите в приложении 5.
  Упражнение 6-6. Чтение в режиме "Ультра-рапид". Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 80-100 страниц, или 200000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 15 мин. Прочитайте книгу в режиме "Ультра-рапид". Напоминаем: если вы испытываете какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4 беседы первой.
 
 
 Рис. 21. Практическое задание
 
 
 
 БЕСЕДА СЕДЬМАЯ.
 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
 Алгоритм активизации познавательной деятельности
  Когда мы говорим об интеллекутальном потенциале личности, мы имеем в виду, что эта величина не есть что-то постоянное, застывшее. Она все время меняется, и повышение интеллектуального потенциала происходит за счет активизации нашей познавательной деятельности. Вот почему в этой беседе мы рассмотрим алгоритм активизации познавательной деятельности.
 Алгоритм
 активизации познавательной деятельности
  при изучении нового объекта
 1
  Мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта
 
  2
  История происхождения и развития
 Нового объекта 3
  Качественные характеристики объекта
  4
  Взаимосвязи объекта с другими предметами и явлениями
  5
  Прогноз развития нового объекта
  6
  Результаты изучения объекта и использование (применение) его
  7
  Личное мнение об этом объекте
 
  Алгоритм показывает, как эффективно нужно подходить к изучению нового объекта. Представьте себе, что перед вами встала задача - изучить какой-то новый процесс, новое явление, новую тему. Это может быть тема вашего реферата в школе, диплома, тема курсовой работы, диссертации, тема любого интересного для вас занятия, если хотите, на уровне хобби, например, вдруг вам понравился какой-то предмет и вы начинаете его изучать. Мы предлагаем алгоритм, который поможет решить эту задачу более рационально, более эффективно, с меньшими затратами достичь большего.
  Алгоритм активизации познавательной деятельности при изучении нового объекта состоит из семи блоков.
  Первый блок алгоритма - мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта. Как возникает интерес к изучению нового объекта? Допустим, вы решили заняться разведением овощных культур. Здесь существует множество направлений, например гидропоника. Оказывается, можно выращивать овощные культуры без земли, просто на одной воде. Итак, есть мотив. Допустим, нас интересует разведение огурцов на садово-огородном участке с использованием этого метода. Как это сделать лучше? Переходим к следующему блоку алгоритма.
  Второй блок алгоритма - происхождение и развитие нового объекта. Всегда старайтесь докопаться до сути. Знание истории помогает избежать ошибок, найти верный путь, а иногда получить ценные сведения. Недаром говорят: что новое - это хорошо забытое старое.
  Третий блок алгоритма - качественные характеристики. Вы должны как бы сопоставить качество всех вариантов, которые у вас возникли. Наконец, сопоставить с тем, что вам нужно.
  Четвертый блок алгоритма - взаимосвязи предмета, объекта с другими предметами или явлениями. Всегда любое положение, любая идея обрастают какими-то смежными связями. И эти связи вы должны изучить. Итак, что нужно знать, чтобы заниматься гидропоникой? И биологию, и биохимию, физику и массу других вещей. Оказывается, нам может помочь даже знание электроники.
  Пятый блок алгоритма - прогноз развития объекта. Вы должны хотя бы для себя решить вопрос: а имеет ли будущее то, чем вы предполагаете заниматься? И естественно, это даст вам возможность оценить, в каком виде, в какой мере и какие силы вкладывать в это дело. Возможно, это будет ошибочное мнение, но оно должно у вас четко сформироваться. Прогноз развития нужно иметь всегда.
  Шестой блок алгоритма - результаты изучения объекта и их использование. Вы должны как бы подвести итог вашего исследования, зафиксировать его в виде самостоятельного отчета. Этот блок можно назвать доминантой всего происходящего.
  Седьмой блок алгоритма - ваше мнение о выбранном занятии.
  Если вы приложите этот алгоритм сегодня к тому виду деятельности, которым занимаетесь, то очень скоро увидите, что действительно он расширяет ваши возможности и, самое главное, качественно повышает результативность вашей деятельности.
 Интеллектуальный потенциал личности
  Что такое интеллект? Умственная способность, которая вообще присуща каждому человеку. Интеллект, как вам хорошо известно, у всех разный. Значит, правильнее сказать, что интеллект - это степень проявления умственной способности. Здесь нужно подчеркнуть одно очень важное обстоятельство. Достижения ума можно использовать и во зло людям, во зло человечеству. Поэтому только развитие духовности дает возможность человеку с интеллектом работать на благо людей, общества и Вселенной. Суммируя все предыдущее, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал личности складывается из семи основных факторов:
  1. Физическое и психическое здоровье, уверенность в своих силах, критическое отношение к себе.
  2. Здравый смысл и логическое мышление при наличии развитого воображения.
  3. Активное использование алгоритмов умственной деятельности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание, память.
  4. Желание и умение постоянно учиться, в том числе на подсознательном уровне.
  5. Профессионализм и компетентность в конкретной предметной области знаний.
  6. Высокий уровень обязательности.
  7. Развитая рефлексия - умение видеть события и себя со стороны, а также открытость в общении.
  Упражнение 7-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 7 за 1 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).
  Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два-0,8, на один - 0,6.
  Упражнение 7-2. Освоение алгоритма активизации познавательной деятельности.
  Изучите алгоритм (см. с. 78-79), зарисуйте его на отдельном листочке в двух экземплярах. Один экземпляр разместите перед своим рабочим столом так, чтобы он всегда был в поле зрения. Другой экземпляр постоянно носите с собой. Очередную стоящую перед вами задачу не спеша проработайте в соответствии с блоками алгоритма. Вы убедитесь в колоссальной эффективности этого метода.
  Упражнение 7-3. Развитие внимания.
  1. Если вам нужно быстро и качественно изучить новое явление, прежде всего разделите его на части, исследуйте каждую основательно и только потом составьте ясное представление о целом. Подобное умственное расчленение предмета помогает памяти воспринимать глубокие впечатления, которые при желании легко восстановить.
  Лучший способ уяснить себе какую-либо вещь - это сформулировать вопросы о ней. Лучший путь к пробуждению знаний о вещи - это задать себе вопросы о ней, так, как мы формулировали их в начале беседы. Лучшее средство запечатлеть вещь в уме - это поставить себе вопросы, которые могут обнаружить все ее значение.
  Для иллюстрации этой мысли возьмем известное стихотворение М. Ю. Лермонтова "Парус". Расчлените и проанализируйте любую фразу стихотворения. Если поставить вышеприведенные вопросы и вникнуть в них, вы никогда не забудете этого стихотворения. Образ паруса и мечты навсегда запечатлеется в вашем уме.
  В "Парусе" активными словами являются глаголы, а все остальное зависит от этой активной части. Обычно внимание легче привлекается активными словами. И если действие предложения запечатлелось в уме, остальные слова свяжутся с ним по закону ассоциации идей. Поэтому при заучивании наизусть любого текста установите аналитическим методом, что значит в этом тексте каждая ее часть.
  2. Если у вас слабо развито чувство географической местности, начните с того, что изучайте различные маршруты. Необходимо замечать границы пунктов, которые вы прошли, направление, в котором ехали, предметы и вывески, которые встречали на пути. Остановитесь на несколько минут на углу улицы и сориентируйтесь относительно места, где вы стоите. Прежняя ваша ошибка заключалась в том, что вы не замечали тех предметов, мимо которых проходили. Человек с большим чувством места воспринимает эти предметы почти инстинктивно, но вам надо сначала автоматизировать ваше восприятие, сознательно на все обращая внимание, пока это не войдет в привычку, не станет вашей второй натурой. Изучайте дорожные, туристские и обыкновенные карты и совершайте в уме путешествия по железной дороге, водя пальцем по карте.
  Если вы живете в большом городе, тщательно изучите его план. Начните с какой-нибудь точки на карте и идите к намеченному месту, запоминая названия улиц и переулков, по которым или мимо которых проходите. Но при этом не теряйте представления о направлении, в котором держитесь. Совершите тот же путь обратно, сворачивая там, где нужно.
  Совершите еще раз ту же прогулку (по карте), но другим путем. Удивительно, как подобное упражнение обостряет чувство местности и направления! Будьте внимательны ко всему!
  Хорошо бы даже выучить наизусть карту целиком или хотя бы часть ее. Постарайтесь нарисовать ее в общих чертах и указать на ней возможно больше интересных пунктов. Затем прибавьте постепенно частности. Цель этого рисования - тренировка внимания.
  3. Чтобы воспитать наблюдательность в отношении лиц и их черт, следует изучать встречающихся вам людей. Если они чем-то заинтересовали вас, отмечайте характерные детали в их внешности. В это время нужно постоянно думать: "Я узнаю вас в следующий раз, как только увижу". Эта мысль побудит волю приобрести ясное и отчетливое впечатление. Поупражняйтесь затем в запоминании лиц встречающихся людей, представляя себе умственно их образ.
 Упражнение 7-4. Практические занятия.
  1. Да, табуретка у нашего "умельца" не получилась. Впрочем, оглядев свое творение с разных сторон, он увидел пять букв, из которых сложилось его имя (рис. 22). Как же зовут этого горе-мастера?
  2. Летела стая гусей. Попадается ей навстречу гусь и говорит: "Здравствуйте, сто гусей!" Они ему отвечают: "Нас не сто гусей, а вот если бы еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты бы, гусь, с нами, то и было бы нас сто гусей" (рис. 23).
  Сколько их летело?
 Решение задач смотрите в приложении 5.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 22. Практическое задание
 
 
 Рис. 23. Практическое задание
 
 Упражнение 7-5. Чтение в режиме "Ультра-рапид". Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130-150 страниц, или 300000 знаков. Ориентировочное время на прочтение книги 20 мин.
  Прочитайте книгу в режиме "Ультра-рапид".
 
 БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. ПАРТИТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
 Гениальность и внимание
  Психологи определяют гениальность как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Гений в процессе своей деятельности создает качественно новые, уникальные творения, открывает ранее не изведанные пути творчества.
  История воззрения на природу гениальности связана с развитием понимания специфики творческого процесса как особого вида деятельности. Еще со времен античности гениальность рассматривается как иррациональный, т. е. не связанный с работой разума, вид деятельности. Действительно, такие явления, как вдохновение и озарение, составляют главную основу творческого процесса гениальной личности.
  Со времен эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма, и только в XIX-XX вв. получают развитие психологические и социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.
  Именно в результате этих исследований была установлена главная особенность деятельности гениальных людей - их умение быть всегда внимательными. Можно позавидовать гениальным людям, у которых внимание организовано, если так можно сказать, стихийно, на генетическом уровне. В них заложена такая программа: всегда быть внимательным. И они в течение всей своей жизни доказывают, что действительно умеют управлять своим вниманием. Почему гений успевает сделать очень много и все, что он делает, всегда гениально? Почему? Да потому, что в отличие от простых людей, обладающих средней возможностью внимания, гений всегда занимается в режиме непроизвольного внимания. В единицу времени он успевает сделать значительно больше, чем все остальные. За счет чего? Прежде всего за счет внимания.
  Значит, чем больше мы тренируем свое внимание, чем более внимательными мы становимся, тем более мы приближаемся к уровню гениальности.
  Считается, что на земном шаре гениев всего 1 %. Способных людей-90%. Большинство людей-это способные люди, которые могут работать над совершенствованием своего интеллекта. И главная задача в решении этой проблемы - научиться управлять своим вниманием. Весь комплекс наших упражнений рассчитан именно на это.
 Партитурное чтение
  Что такое партитурное чтение? Напомним: партитура - это нотная запись музыкального произведения. Как же происходит чтение партитуры? Нам знаком этот процесс, поскольку мы много работаем с композитором Михаилом Экимяном. Ему достаточно бросить взгляд на нотную тетрадь, где записано его произведение, чтобы через пять минут исполнить его. Вот так возникла идея партитурного чтения. Оно близко к нашей идее симультанного опознания. Практически то, что мы ранее тренировали,- это не что иное, как подходы к организации партитурного чтения.
 
 Алгоритм восприятия
  смысловой партитуры фрагмента текста
  Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста представлен на рисунке 24. Этот алгоритм предполагает осмысление процесса восприятия текста в виде его объемно-образного представления. Работать над развитием невербального, образного мышления мы начали еще в программе "Доминанта 2000 года", затем продолжали эту работу в программе "Сатори".
  Итак, в разбираемом алгоритме выделяется ряд аспектов. Мы уже говорили в наших прежних программах об идее многократного чтения текста, которая была предложена выдающимися библиографами в XIX в. Каждый текст читается трояким образом. Первый раз - читать и не понимать. Второй раз - читать и понимать, что написано. Третий раз - читать и понимать то, что не написано, т. е. как бы подтекст.
  Есть произведения, тексты которых целиком построены именно на выявлении подтекста или как бы второго слоя. Например, такое выражение: "Масло уже заготовлено. Скоро наступит конец". Что означает эта фраза? Ну, да совершенно верно "Мастер и Маргарита". Герой попал под трамвай и погиб. Почему он попал под трамвай? Аннушка разлила масло, он поскользнулся, попал под трамвай. Это хрестоматийный факт. Вот почему, когда говорят эту фразу, все смеются, понимая подспудный ее смысл, что, естественно, вызывает удивление у тех, кто не знаком со знаменитым произведением М. А. Булгакова.
  Наша русская классическая литература отличается богатством внутреннего содержания. Многоаспектность содержания может быть выявлена только в процессе сложного логико-семантического анализа. Предлагаемый алгоритм как раз и решает такую задачу.
  Первый аспект - референтно-коммуникативный. Что означает референтный? Реферат - это обзор, а коммуникация - это путь сообщения, т. е. речь идет о пути считывания, начале восприятия текста.
  Второй аспект - логико-семантический. Мы постоянно говорили вам о том, что развиваем невербальное мышление, т. е. образное. Но когда мы читаем научно-технические или научно-популярные тексты, нас, конечно, интересует содержание, смысл и логичность изложения. .
  Третий аспект - лексика и грамматика. Мы с вами уже много говорили о том, что живость языка определяется словарным запасом, которым располагает тот или иной писатель. Разнообразие лексического состава и является отличительной особенностью хороших текстов. Грамматика не имеет для нас столь существенного значения. Мы с вами знаем, что очень много текстов построено с нарушениями грамматики, что не мешает опознавать смысл.
  Четвертый аспект - эмоционально-экспрессивный, имеет чрезвычайно важное
 значение. Тексты, построенные однообразно, монотонно, нудно, не воспринимаются, читаются медленно. И это имеет отношение не только к текстам художественным. Любые тексты, и учебные прежде всего, должны читаться с интересом. Мы готовим сейчас новое, более занимательное издание учебника "Учитесь быстро читать", стараясь, чтобы его тексты не только были познавательными, но и способствовали эмоциональной разрядке.
  И наконец, последний, завершающий блок - смысл подтекста, т.е. то многообразие второго плана, которое всегда имеет хороший текст. Итак, мы выявили пять блоков алгоритма смысловой партитуры текста (см. рис. 24). Причем они распределены не только по вертикали, но и по горизонтали. Одновременно идет обработка текста и первого блока, и пятого, и четвертого, и третьего. В середине алгоритма - второй блок.
  Мы предлагаем вам сейчас просто зафиксировать названия его блоков и поразмышлять. Не утруждайте себя сейчас попыткой формального приложения алгоритма к чтению конкретных текстов. Читая тексты, постоянно представляйте себе, говорите себе: вот здесь есть каждый из этих аспектов. Придет время, и алгоритм "заработает". Так же как и многие другие алгоритмы программы "Ультра-рапид", он должен быть на сознательном уровне усвоен, а затем как бы отодвинут для применения впоследствии на подсознательном уровне.
 
 
 Рис. 24. Алгоритм смысловой партитуры фрагмента текста
  Упражнение 8-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте текст № 8 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4). Если вы правильно сможете ответить на все вопросы, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два-0,8, на один-0,6.
 Упражнение 8-2. Развитие внимания.
  Декомпозиция фрагмента текста по партитуре смысла. Дан исходный текст песни "Перекати-поле".
 По полю, по полю,
  по полю
 Цыганская бричка
  пылит.
 Цветастая юбка
  в оборках,
 И сердце в груди
  не болит.
 Припев:
  Перекати-поле,
  перекати-поле,
 Воля, вольная воля!..
 Под вечер кибитка
  спускалась
 К реке, что сверкала
  вдали.
  По полю, по полю,
  по полю
 Лошадки цыганские шли.
 Припев.
  Старинная звонкая песня
  Куда-то с собою зовет.
  По полю, по полю,
  по полю
 Цыганская бричка
  плывет.
 Припев.
 Запуталось в сумерках
  время,
 Что будет, что было
  вчера.
 На лицах усталых
  играет
 Веселое пламя костра.
 Припев.
  Необходимо, выбрав любой фрагмент песни, разложить его на партитурные элементы смыслов в соответствии с приведенными выше алгоритмами (алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста).
 Упражнение 8-3. Практические занятия.
  1. Разверните мысленно эту ленту, и на каждой ее стороне вы прочтете по одному афоризму знаменитого французского острослова Франсуа де Ларошфуко (рис. 25).
  2. Задание: заменяя каждый раз только одну из пяти букв,
 постройте цепочку слов, которая превратит "шпагу" в "спорт" (рис. 26).
 
 Рис. 25. Практическое задание Рис. 26. Практическое задание
 Решение задач смотрите в приложении 5
 
 Упражнение 8-4. Чтение в режиме "Ультра-рапид". Подберите книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130-150 страниц, или 300000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 20 мин. Прочитайте книгу в режиме "Ультра-рапид". Напоминаем, что, если у вас возникнут какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4.
 
 
 
 БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. ВИДЕОТРЕНИНГ РЕФЛЕКСА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ
 Что такое видеотренинг?
  Выполняя упражнения и задания программы "Ультра-рапид", вы не только тренируете внимание.
  Напоминаем вам, что мы решаем комплексную задачу воздействия на три фактора нашего организма: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Мы надеемся, что вы уже почувствовали те благоприятные изменения, которые произошли в вашем здоровье, в вашем самочувствии, в вашем интеллектуальном развитии и, конечно, в эмоциональном. Мы надеемся, что вы научились более качественно управлять своим вниманием. Вы почувствовали прирост биоэнергетики, возможность управлять своим биоэнергетическим потенциалом. Метод психической саморегуляции лежит в основе сеанса медитации программы "Ультра-рапид".
  Что же такое видеотренинг рефлекса сосредоточения? Окружающий нас мир огромен, но познаваем. И практически каждая минута нашей деятельности должна быть направлена на решение этой задачи. Нас окружает огромное количество текстов. Мы надеемся, вы понимаете, что текстом мы называем все. Не только книжные тексты, природа - это тоже текст, картина - это тоже текст. Вот почему мы обращаем ваше внимание только на три основных, по нашему мнению, текста, которые должны быть в поле вашего зрения, в поле вашего внимания постоянно, и именно эти три текста вы должны использовать для видеотренинга рефлекса сосредоточения.
 
 
  Три текста видеотренинга
  Текст звездного неба. Удивительная это вещь - карта звездного неба. Как удалось различным звездочетам древности прийти к единообразной трактовке контуров созвездий? Эта неразгаданная загадка ждет своего решения на протяжении многих веков.
  Суть нашей методики состоит в нахождении на ночном небе тех или иных созвездий и в запоминании их расположения. Для этого совершим несколько ночных прогулок по звездному небу, чтобы потренировать свою внимательность и изучить основные созвездия.
 Начнем с созвездий, которые в наших географических широтах видны в любое время года. Самое известное - Большая Медведица. Семь ее наиболее ярких звезд ("ковш с ручкой") легко находит на небе каждый. Это звезды второй величины (слабее только одна верхняя левая звезда "ковша"). Кроме них, в созвездии насчитывается еще 125 звезд ярче шестой величины. Границы созвездия выходят далеко за пределы "ковша с ручкой".
  Большая Медведица может служить своеобразным "учебным полигоном": во-первых, это ориентир, позволяющий отыскивать другие созвездия; во-вторых, она наглядно демонстрирует суточное вращение небосвода и изменение вида звездного неба в течение года (рис. 27, 28). Наши далекие предки видели семь звезд Большой Медведицы в ином расположении, чем видим их мы. Пройдет еще 100 тыс. лет, и перед взором наших потомков предстанет иная картина звездного неба.
  Около звезды Мицар (что в переводе с арабского означает "конь") люди с хорошим зрением видят более слабую звездочку Алькор ("наездник") примерно пятой величины. Когда-то по этим звездам проверяли остроту зрения у будущих воинов. В бинокль (или телескоп) Мицар и Алькор видны очень хорошо, причем можно заметить, что у Мицара есть звезда-спутник, т. е. это двойная звезда.
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу