<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 СЕКЦИЯ 2. КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ
 
 Андреева А.Ю.
 
 НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
  Туризм является одной из перспективных отраслей хозяйства страны. При удачно проработанной стратегии развития туризм может принести большой доход. Так в Финляндии в отрасли туризма трудится более 80 тысяч человек (при общей численности населения 5 миллионов) оборот в сфере туризма составляет свыше 32 млдр. FIM, а доля туризма в валовом доходе страны составляет 4% [1].
  Существуют страны практически полностью ориентированные на туризм, например Египет или страны, в которых доля прибыли от туризма весьма значительна в структуре национального бюджета -Турция, Кипр. Россия является страной, которая богата памятниками культуры и природы, которые привлекают туристов. Лидерами по посещаемости достопримечательностей в России являются города Москва и Санкт-Петербург. Вначале 90-х годов XX века, в результате становления новых капиталистических отношений единая государственная индустрия туризма была разрушена, но одновременно стала складываться негосударственная система контроля туристской отрасли. Данная система представлена многочисленными туристическими компаниями и агентствами, многие из которых являются крупными, а значительное количество небольшие. Российские турфирмы, чтобы не отстать от времени и получать прибыль обязаны активно внедрять новые прогрессивные технологии. Рассмотрим наиболее популярные и применимые в туризме.
  Одним из новшеств является система автоматизированных продаж "Авантикс". "Авантикс" - это система автоматизации цикла продаж авиа и железнодорожных билетов (или мест в отелях). Подобная система позволяет обрабатывать заявки как в "оффлайновском" (по телефону, электронной почте), так и в "онлайновом режиме" (через Web-системы). Автоматизированный процесс получения информации о наличии билетов, осуществления бронирования мест в гостиницах начинается уже с момента, когда заказчик получил информацию о наличии билетов или мест в гостиницах. Система "Авантикс" осуществляет автоматический контроль за ходом продаж и бронирования. Данная система позволяет исключить наложения штрафных санкций на агента [2].
  Активно используется в турбизнесе и Интернет. Многие гостиницы, например, "Жемчужина" в столице российских курортов в городе Сочи, создают свои сайты где описывают прелести гостиниц, помещают восторженные отзывы отдыхающих. Для экономического стимула повышения количества продаваемых путевок фирмы устанавливают различные границы вознаграждений особенно отличившимся агентам. За продажу 2000 путевок агент получает 20% комиссионных. Продав менее 4% путевок агент не получает ничего кроме своего гонорара. В 2004 году окончательно разработаны критерии качества турпродукта. Качество подразумевает следующие требования [3]:
 1) известная и не запятнанная репутация фирмы;
 2) страхование рисков потребителей;
 3) индекс удовлетворенности потребителей уже воспользовавшихся данной услугой (определяется при помощи анкетирования, опроса побывших в туре людей);
 4) награждение почетными наградами, дипломами наиболее отличившихся представителей туристской индустрии.
  Не мало важную роль играет и сплоченность коллектива турфирмы, специализированное образование и опыт работы персонала. Сочетание вышеперечисленных факторов является одним из главных побудительных мотивов развития туристской индустрии. Туризм при условии своего успешного развития приносит в казну многомиллионные доходы, не говоря уже о повышении морального и психологического климата людей, уже побывавших заграницей.
 
 Литература
 1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М-СПб: "Невский фонд", 2002. - С. 45
 2. Заржецкая О. Виртуальный помощник в реальном бизнесе. //Турист, 2004, №3. - С.48.
 3. Круглов М., Шишков Г. Новые тенденции контроля качества услуг //Турист, 2004, №3. - С. 32
 
 Денисов В.Н.
 
 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ
  Подготовка специалиста, осуществляемая в настоящее время в системе вузовского образования, различна, но в любом случае она должна быть ориентирована на формирование у него готовности осуществлять свою профессиональную деятельность на уровне творчества.
  Как известно, в традиционной системе профессионально-педагогической подготовки на основе деятельностного подхода в центре внимания находится учебно-воспитательный процесс, отношения между участниками построены как субъектно-объектные, где субъект - преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений. Объект - студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль - пассивное усвоение информации.
  Содержательно традиционное обучение выстраивалось как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов; обучающиеся выступают как объекты управления, как исполнители планов преподавателя. Целью обучения является усвоение предметных знаний, а ведущей и единственной форма учебного взаимодействия - подражание, имитация, следование образцу, однообразие социальных и межличностных взаимодействий, преобладает внешний контроль и оценка результата, все это сужает спектр познавательных мотивов, отсутствует широкая познавательная мотивация. Следствием этого стал дефицит специалистов, которые обладают организаторскими качествами, способными создавать инновационное пространство, творческой активностью, инициативностью. Одним из наиболее эффективных путей формирования столь значимых в современных условиях личностных качеств специалистов является использование элементов творчества. Необходимо формирование и стимулирование творческой активности и творческих потребностей, а также предоставление возможностей реализации творческого потенциала студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности. Творческая активность и творческая потребность - особые формы проявления человеческой личности, результатом которой являются новые идеи, изобретения, художественные творения. Эти качества позволяют человеку иметь свежий, нестандартный взгляд на окружающее, его адекватное отражение и наблюдательное восприятие, тонкий эстетический вкус; проявлять самостоятельность в принятии решений. Смысл творческой активности - в творческом отношении к различного рода задачам; в потребности обогащать свою жизнь и жизнь окружающих; в стремлении к постоянному познанию нового в профессиональной области, в открытии личных склонностей и возможностей, в стремлении совершенствовать окружающую среду.
  Таким образом, очевидна необходимость подготовки будущего специалиста нового типа - специалиста-исследователя, готового к инновационной деятельности, умеющего не только применять на практике уже известные способы решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности, но и способного к творческому подходу к их решению. Решение таких задач предполагает широкое использование инновационных технологий на основе творческого содружества преподавателя и студента.
  Среди форм обучения студентов особое место принадлежит дидактическим играм, которые наиболее адекватно отражают психологические особенности молодежи как объекта и субъекта обучения и воспитания. Игра - специфический способ самовыражения индивида, благодаря которому формируется определенный тип социального поведения, способность прогнозирования ситуаций, возникающих в разнообразных формах человеческой деятельности.
  Особый интерес со стороны студентов вызывают такие формы и методы, которые своеобразно интерпретируют версии популярных телепередач, таких как "Кто хочет стать миллионером?", "Что? Где? Когда?", "Своя игра" и др), но вносят вместе с тем в них новые моменты и, безусловно, учебное содержание, философский смысл и воспитательную направленность. Эти занятия проходят при очень высокой активности студентов, и позволяет фронтально проверить знания и степень подготовленности всех участников занятий.
  В подготовке и проведении таких занятий в той или иной мере активно участвуют сами студенты. Это позволяет повысить их ответственность за свою подготовку, развить заинтересованность в изучении философии, формировать их педагогические навыки, умение свободно излагать свои мысли, развить их аналитические способности, умение работать в составе группы, выявить и повысить авторитет наиболее сообразительных и способных к познавательной деятельности.
  Конечно, такие занятия требуют большой затраты сил и времени как при их предварительной подготовке, так и в ходе самого проведения. Причём это касается и содержательного, и методического моментов. Особо важное значение имеет психологический фактор, создание особого нравственного климата на занятиях, предполагающего взаимное уважение, доверие и понимание между преподавателем и студентами.
  Занятия с использованием рассматриваемой методики позволяют всем студентам, проверить свои силы и узнать что-то новое, а преподавателю организовать постоянный контроль над активностью и успеваемостью, как всей студенческой группы, так и каждого её участника в отдельности.
  При этом важно понимание того факта, что в вузе сфера науки является субстанцией образовательной деятельности, направленной, в свою очередь, на формирование своего субъекта. В абстрактном, теоретическом смысле продуктивным может быть назван процесс, в котором субъект и субстанция совпадают хотя бы в тенденции. В нашем случае это означает учет интересов науки (как субстанции) и студента (как субъекта) при организации процесса образовательной деятельности, отчасти опосредующей их отношения.
 
 Шварев Е.В.
 
 ОПЫТ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
 ДЛЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ
  Профессиональную подготовку кадров для культурно-досуговой сферы Белгородской области осуществляет с 1960 года Белгородское культурно-просветительное, а затем Белгородское училище культуры, с 1996 года - Белгородский государственный колледж культуры и искусства, с 2000 года - Белгородский государственный институт культуры. Существуют определенные традиции в подготовке специалистов, тем не менее произошедшие в течение последнего десятилетия существенные изменения реформировали существующую систему профессиональной подготовки кадров по разным направлениям и в различных аспектах деятельности средней и высшей профессиональных школ.
  Из числа внешних факторов следует отметить главный - переориентацию молодежи в выборе профессионального образования. Гуманитарная ориентация стимулировала развитие социокультурного образования, формирование в его рамках новых специальностей и специализаций, а, следовательно, приток молодежи в данную отрасль. Разнообразные перспективы открыла специальность "Социально-культурная деятельность" с присвоением квалификации "Менеджер социально-культурной деятельности", позволившая готовить специалистов для разных сфер социальной деятельности, смежных с институционально оформленной сферой культуры. Специалисты данного профиля стали остро востребованными на рынке труда также в связи с созданием негосударственных, коммерческих структур (частных теле- и радио-компаний, журналов и газет, издательств, акционерных обществ, туристских агентств, частных школ, развлекательных центров и т.д.). Этот процесс расширил социальную нишу, заполняемую выпускниками вуза культуры.
  Для того чтобы отследить профессиональные ориентации молодежи в культурно-досуговой сфере, студентам, в рамках комплексного социологического исследования "Досуговые интересы и потребности населения Белгородской области" (n=3000 чел.), проведенного учеными института в 2004 г., был задан вопрос "Считаете ли Вы, что организации досуга семьи, пенсионеров, женщин и т.д. в учреждениях культуры нужно обучать специально?" 54,1% опрошенных ответили утвердительно, 22,4% отрицательно, 23,5% затруднились с ответом. Индекс контрастности, рассчитанный по формуле
  (1)
  где Ik -индекс контрастности,
  a и b-веса полярных ответов в процентах,
  100 - постоянная величина, применяемая для удобства расчета,
  равен 0,81. Поскольку значение индекса изменяется в пределах от -1 до +1, можно сказать, что индекс контрастности по этому вопросу достаточно велик.
  Мнение студентов в основном совпадает с мнением ученых о необходимости введения дифференцированного обучения организаторов досуга. Именно этот подход заложен в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования нового поколения специальности 071401 Социально-культурная деятельность, где наряду с традиционной квалификацией "Менеджер социально-культурной деятельности", вводятся с 2003 года две новые квалификации "Постановщик культурно-досуговых программ", "Технолог социально-культурной сферы, преподаватель". Именно эти квалификации должны помочь в специализации выпускников с учетом реальных потребностей населения.
  Намерены ли вообще студенты института культуры работать в дальнейшем по специальности? 76% студентов ответили утвердительно на этот вопрос, 13% - отрицательно, 11% не задумывались над этим вопросом. Индекс контрастности ответов по данному вопросу, рассчитанный по формуле (1) равен 1,65, что подтверждает высокий уровень готовности работы по специальности.
  Кроме того, 40,8% студентов дополнительно хотели бы пройти курс обучения по специализациям "Организатор досуга семьи", "Организатор досуга молодежи и детей". Это говорит о достаточно высокой профессиональной ориентации студентов.
  Новое время предъявляет новые требования к профессиональным качествам специалиста. С целью выявления основных профессиональных качеств специалиста культурно-досуговой сферы студентам БелГИК был задан вопрос "Какими способностями должен обладать организатор досуга?".
  Обобщенный профиль способностей, которыми должен обладать организатор досуга показан на Рисунке 1. Студенты полагают, что главными качествами специалиста являются прежде всего хорошая профессиональная подготовка (21,7%), далее увлеченность делом (20,4%), коммуникабельность (19,8%), организаторские способности (19,3%). К дополнительным качества они относят оптимизм (8,6%), (черта не маловажная в современное время), психологическая подготовка (5,7%), деловые качества (4,5%). Именно наличие этих качеств, по мысли студентов, должно обеспечить успешную деятельность специалиста сферы досуга.
 
 Рисунок 1
 
 
 Курчашова Т.В., Вихляева Е.С.
 
 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
  Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен ХХ века, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением к открытию и познанию родного края, памятников природы, истории и культуры, обычаев и традиций разных народов. Рост уровня жизни, личного располагаемого дохода, образования повышает интерес человека к путешествиям и возможности его совершения как внутри своей страны, так и за её пределами.
  За последние 15 лет российская туристская отрасль прошла путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствующих в стране на протяжении многих лет ("Интурист", "Спутник" и Центральный совет по туризму и экскурсиям - ЦСТЭ профсоюзов), появилось большое множество частных децентрализованных частных фирм. С 1990 года происходит формирование туристского рынка на основе новых законов. Между тем данные факторы, как оказалось на практике, являются недостаточным основанием для развития внутреннего туризма в России.
  Некоторые зарубежные страны экономически развиваются и процветают за счет внутреннего туризма (например, Турция). В России туристская отрасль приносит немалые доходы. К сожалению, подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие из них работают на привлечение туристов в Российскую Федерацию. Между тем, наша страна располагает огромным потенциалом возможностей для приема иностранных туристов и привлечения своих граждан к путешествиям внутри страны. Во многих городах создаются современные высокоэффективные и конкурентоспособные туристские комплексы. Большое внимание уделяется повышению качества сервиса, а также подготовке высококлассных специалистов в области туризма и гостеприимства. При правильном эффективном управлении туристская отрасль может стать одной из ведущих отраслей российской экономики. Отметим, что в некоторых регионах России турфирмы развивают аграрный туризм - самостоятельное подразделение внутреннего туризма. В мировой практике он выделился в отдельную отрасль - аграрный туризм, который имеет свою специфику, заключающуюся в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживании, что, как минимум, вдвое снижает стоимость путевок.
  К сожалению, сегодня как в Тамбовском, так и в большинстве других регионах России, внутренний организованный туризм остается без должного внимания. Причин этого несколько. В первую очередь, внутренним организованным туризмом не занимаются сами фирмы, предоставляющие туристские услуги. Они предпочитают направлять своих клиентов за рубеж, в Крым, и, в крайнем случае, на Черноморское побережье. Лишь единицы из них уделяют некоторое внимание внутреннему региональному туризму. Во-вторых, отсутствие эффективного государственного регулирования этого вопроса на региональном уровне. В Тамбове очень красивые природные ресурсы, большое количество памятников культуры, искусства и истории, следовательно, большие возможности для развития внутреннего организованного туризма. Но, к сожалению, органы власти этим не занимаются. Малое количество обустроенных туристских регионов, отсутствие должной поддержки внутреннего туризма со стороны государства - вот ситуация сегодняшнего дня. И, последнее, в Тамбовской области низкие доходы большей части жителей не позволяют выделить деньги из своего бюджета на совершение путешествия. Соответственно, выезжают на отдых не так уж много жителей Тамбовской области. Причем, преимущественно, они предпочитают проводить отпуска в зарубежных странах, на российских морских побережьях или на своих дачах. Еще меньше въезжает туристов в наш регион, что связано с проблемой несовершенной налоговой политики. Туристам, желающим совершить путешествия по некоторым городам нашей страны, приходится платить несколько больше, если бы они решили отправиться на отдых за рубеж. Неплохо было бы, если тамбовские туристские фирмы последовали примеру коллег из других регионов и занялись развитием аграрного туризма. Это способствовало бы развитию внутреннего туризма в Тамбовском регионе.
  В рамках данной проблемы было проведено социологическое исследование с целью выявления потенциальных потребителей внутреннего туризма среди жителей города Тамбова. Большей частью респондентов являлись пенсионеры. Это связано с тем, что в Тамбовской области жителей пенсионного возраста в 2,5 раза больше, чем представителей молодежи и лиц, так называемого, экономически активного возраста. В ходе данного исследования выяснилось, что в настоящее время в городе Тамбове доля потенциальных потребителей организованного внутреннего туризма не велика. Интерес к путешествиям по городам Тамбовской области наблюдался, в основном, у представителей старшего поколения - пенсионеров. Все опрошенные представители этой возрастной категории указали, что Тамбовская область перспективна для развития в ней внутреннего туризма, и она располагает достаточным количеством туристских регионов, но большая часть которых не обустроена. Больше половины (60%) из всех опрошенных пенсионеров хотели бы ознакомиться с историческими и культурными памятниками Тамбовского края, но 48% не могут реализовать эти желания из-за завышенной стоимости турпродукта, низких доходов и состояния здоровья. Стоимость путевок по Тамбовской области для 66% всех опрошенных респондентов этого возраста, проживающих в городе Тамбове, практически не доступна. Между тем, при условии снижения стоимости путевок, пенсионеры в Тамбове представляют собой достаточно большую группу потенциальных потребителей внутреннего туризма.
  Недостаточная степень интереса к внутреннему туризму выявлена среди молодежи и лиц, так называемого, экономически активного возраста. Так, респонденты в возрасте от 30 до 50 лет предпочитают проводить свой отпуск за границей (72%), остальные (18%) для отдыха выбрали Черноморское побережье. Ни один респондент данной возрастной категории не выявил желание провести отпуск в Тамбовской области. Представители молодого поколения указали на то, что в нашем регионе не на что посмотреть, и никто из опрошенных среди молодежи не хотел бы заняться туризмом в Тамбовской области. Абсолютно все респонденты, участвующие в социологическом исследовании, высказали мнение, что внутренний туризм в регионе не развит, и государство не принимает надлежащих мер по решению этой проблемы. Почти все (90%) опрошенные указали на то, что туристские фирмы региона в недостаточной степени занимаются организацией внутреннего туризма, и низкое качество услуг, предлагаемых в этом направлении туризма. Все опрошенные отметили, что ни кто из них не получал информацию о деятельности турфирм по организации внутреннего туризма в Тамбове и Тамбовской области.
  В ходе исследования выяснилось, что потенциальными потребителями организованного внутреннего туризма являются представители старшего поколения - пенсионеры. Также, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что развитию внутреннего туризма в Тамбовском регионе не уделяется достаточного внимания как со стороны государства, так и со стороны фирм.
  Для развития внутреннего организованного туризма, в первую очередь, наш регион должен стать привлекательным, не только для лиц пенсионного возраста, но и для других категорий населения. Для этого необходима государственная поддержка, которая может проявляться в виде различных налоговых льгот организациям, задействованным в развитии внутреннего туризма; в направлении денежных средств на реконструкцию и обустройство туристских регионов, на охрану и ремонт памятников культуры и истории Тамбовского края; привлечении к этому финансовые средства коммерческих организаций и частников. Турфирмам, в свою очередь, необходимо разрабатывать интересные маршруты по городам не только Тамбовской области, но и соседних регионов.
 
 Шлыков И. И., Шлыкова Н.А.
 
 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ДОСУГА НА ЗАПАДЕ
  В современном мире досуг может представлять собой комплекс довольно разнообразных видов деятельности, которые нельзя рассматривать как семейную или социальную обязанность и которые являются так называемым "третьим видом деятельности" в противовес производительному труду и общественной деятельности. Этот третий вид деятельности коренным образом изменил культуру общества.
  При глубинном исследовании проблемы досуга можно столкнуться с неоднозначностью толкования данного феномена. К. Маркс рассматривал досуг как "пространство для человеческого развития"; Прудон - как "время для свободных сочинений"; Огюст Конт - как возможность развивать "популярную астрономию" и т.д. Ф. Энгельс в своих трудах выступал за сокращение рабочего дня, "чтобы было свободное время для участия во всеобщих делах"1.
  Значительная часть американских социологов рассматривают, прежде всего, различные формы отдыха. У большинства из них можно увидеть отождествление досуга с неоплачиваемой свободной деятельностью, которая дает людям удовлетворение.
  В трудах французских исследователей в основном встречается только одностороннее понятие данной проблематики. "Так, в Словаре Литтрэ (1869 г.) досуг определен как "свободное после работы время". В 1930 г. Oгe предложил новое понимание досуга: "добровольное занятие, развлечение в свободное от основной работы время" 2.
  В современной зарубежной литературе по проблемам социологии досуга используются два основных понятия, "досуг" и "рекреация". Гораздо чаще эти понятия встречаются как единое целое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие "досуг" вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие "рекреация" - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Достаточно подробно об этом говорится в главе "Организация досуга за рубежом", автором которой является Е.Г.Доронкина3.
  "Объекты туристического показа и развлечения" - важный элемент туризма и досуга в целом. К ним относят:
 a) естественные природные ресурсы (пляжи, водные пространства, горы, каньоны и т.п.);
 b) исторические места, крупные красивые города, музеи, театры;
 c) рекреационные пространства: национальные парки, заповедники, горнолыжные курорты морские побережья и т. п.;
 d) важнейшие культурные события, всемирно известные карнавалы в Латинской Америке, крупные спортивные мероприятия, например, автомобильные гонки "Формула-I", мировые первенства по футболу, теннису, фестивали искусств, крупные ежегодные выставки и т. п.;
 e) особые интересы: шоппинг, казино, скачки и т. п.;
 f) романтика, приключения и т. п.;
 g) тематические развлекательные парки"4.
  В западных странах на современном этапе развития досуг занимает важное место в жизни людей. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и релаксации, но и как средство духовного и физического развития. И поскольку уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения, то роль досуга с развитием человечества будет возрастать.
  В культурно-досуговых учреждениях стран запада отсутствует жесткая функциональная дифференциация, то есть "эти учреждения стремятся к многофункциональности"5. Например, музей и библиотека являются одновременно и клубом, т.е. досуговым центром. В некоторых культурно-досуговых учреждениях (которыми являются, прежде всего, музеи) много усилий затрачивается на создание специальных зон отдыха, в том числе и на открытом воздухе, детские игровые комнаты и т.п. Таким образом, культурно-досуговые учреждения совмещают в себе досуговые и рекреационные функции.
  При этом наличие рекреационной функции не отменяет основного назначения культурно-досуговых учреждений - предоставления досуговых услуг. Например, музеи в Англии уделяют немало внимания развитию интеллектуально-познавательных способностей молодежи. Библиотеки, которые активно предоставляют досугово-рекреационные услуги, ставят своей целью предоставление максимального доступа пользователей к информации основными носителями которой являются книги, аудио-, видео-, компьютерные средства. В начале века в некоторых странах, ярким представителем которых явилась Франция появился новый вид библиотек - медиатеки, цель которых предоставление информации о произведениях искусства.
  Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности и предоставления досуговых услуг населению ведется по всем направлениям: как в чисто рекреационном, так и в культурно-развлекательном.
  Необходимо отметить состояние парков. В некоторых странах, например в США, паркам уделяется огромное внимание. Здесь существуют самые разнообразные типы парков, среди которых национальные парки. Основная цель которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях естественной, "нетронутой" природы.
  Городские (пригородные) парки, цель которых - оказание отдыхающим различных видов досуговых услуг на открытом воздухе. Среди такого рода парков можно выделить две группы:
 - традиционные комплексные - подобные нашим паркам культуры и отдыха;
 - тематические парки - заслуживают особого внимания, поскольку придерживающиеся какого-либо одного "направления": ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.
  "Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации - тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников"6.
  В последнее время на Западе все чаще встречаются так называемые искусственные зоны отдыха, которые могут создаваться как под открытым, так и под крышей. Пример такой зоны можно рассмотреть на примере Голландии. Например, в Роттердаме - одном из крупнейших городов Голландии: "Стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей..."7.
  Одними из новых форм предоставления досуговых услуг в западных странах является то, что, например, в Британии в одном из лучших музеев организуется выставка художников-любителей. Кроме этого в некоторых зарубежных странах, например Германии, Австрии, Италии, США практикуется такая форма организации и предоставления досуговых услуг как, например то, что многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. Таким образом, банк является и картинной галереей, и спонсором новых видов искусства.
  Новый размах получает посещаемость кинотеатров в летнее время во Франции начиная с 1994 г. В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов8.
  Таким образом, поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности и предоставления досуговых услуг населению ведется по всем направлениям: как в чисто рекреационном, так и в культурно-развлекательном.
 
 Павленко А.В.
 
 ПРОГРАММНЫЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  Важным аспектом сущности программируемых процессов в туристическом деле являются некие последовательности действий по предоставлению различных форм туристического продукта клиентам. Основанием здесь, как правило, полагается физические и социально-психологические условия пребывания клиента в пространстве и времени тура. Этот пространственно-временной континуум отличается от реального пространства и времени, так как напрямую связан со смысловым полем, сюжетом тура. В нем непосредственно смешиваются реальные и семиотические константы. Иными словами, клиент имеет дело одновременно с двумя пространствами: реальным и семиотическим. Например, экскурсия по историко-культурным местам не разрушает реального пространства и времени, однако трансформирует их в зависимости от целей поставленных в экскурсии. Как правило, настоящая цель не ограничивается только информированием клиента о той или иной специфике местности и событий на ней происходивших (в случае если туристический акт связан с освоением культурно-исторического пласта). Туристический акт как бы "переносит" клиента в "иное" пространство и время с иными историко-культурными константами.
  Культурная (архитектура, интерьеры, живопись и музыка) среда пребывания клиента изменяет его восприятие, формирует у клиента новый тип субъект-объектных отношений, погружает его в иную культурно-историческую среду, систему ценностей и оценок. Подобные действия принято относить к анимационной деятельности, однако анимация здесь представляется лишь первым этапом приобщения клиента к "иной" среде. Анимация лишь предварительный этап осуществления туристического акта, направленного на создание для клиента некой "измененной", виртуальной среды, способной помочь клиенту "преодолеть" естественные "пороги" времени и пространства и оказаться в "иной" действительности. Для организаторов туристического акта, в данном случае, необходимо совершить правильный отбор факторов, сущностно необходимых доля создания "виртуальной реальности".
 
 Курчашова Т.В., Носова Н.А., Тарасов О.А.
 
 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ТУРИЗМА
  Семья - один из самых древних социальных институтов, возникших намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка, являющийся важнейшей формой организации, основанной на супружеском союзе и родственных связях. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Семья выполняет ряд специфических и общественных функций, и представляет собой фундамент, на котором строится вся жизнь общества и отдельного человека. От того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека и общества в целом.
  Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст, вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень репродуктивной функции в целом, повышение кривой бракоразводных процессов, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов - семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста ребенка и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.
  Определенную роль в решении этих проблем, по нашему мнению, играет семейный туризм, как форма отдыха, обладающая значительным организационным и социально педагогическим потенциалом. В семейном воспитании огромное значение играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту друг к другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.
  Организация семейного туризма должна строиться, исходя из основных сфер семейных отношений с учетом всех функции семьи. При этом семейный туризм рассматривается как форма организации поездок людей, связанных родственными узами.
  Как отдельный вид, семейный туризм, появился лишь в начале 20 века. Начиная с середины 20 века, многие туристские учреждения перестраивались и оборудовались специальными комнатами, в которых могли проводиться всевозможные вечера для детей и взрослых. Так, многие туристские организации были способны принять около 400 тысяч семейных туристов. В виде эксперимента ряд турбаз, гостиниц и кемпингов принимали родителей с детьми дошкольного возраста (с 5 лет).
  Начиная с 1975 года, стали организовываться приемы (по семейным путевкам) родителей с детьми в возрасте от 7 лет и старше на туристских маршрутах, проходящих через специально подготовленные для семейного отдыха туристские учреждения, а также на всех маршрутах выходного дня. С 1980 года проекты гостиниц и других туристских учреждений разрабатываются только с учетом обслуживания семейные пары и родителей с детьми.
  Развитию семейного туризма 20 в. способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы. Интенсивное развитие туризма отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и социальной поддержки граждан. Следует отметить, что существенное положительное влияние на рост семейных туристских поездок оказали развитие транспорта, повышение его комфортабельности при доступных ценах, повышение комфортабельности гостиниц, увеличение их возможностей для принятия семей с детьми, а также развитие средств информации и коммуникации.
  Таким образом, в 20 столетии сформировалась индустрия, которая выросла и приобрела в наши дни всемирную социально-экономическую значимость.
  С каждым годом семейный туризм набирает силу и по праву становится самым популярным видом отдыха. Он привлекателен своей познавательностью и развлекательностью, это прекрасная форма совместного времяпровождения, общения. Кроме того, подобное путешествие - отличный способ физического развития, закалки и оздоровления в любом возрасте.
  За последние годы туристско-экскурсионными организациями накоплен определенный опыт в проведении отдыха семейным парам и родителями с детьми. Для этого контингента туристов предоставляются места в наиболее благоустроенных туристских учреждениях. Важно, чтобы в них были благоприятные бытовые условия, а также проводились интересные содержательные мероприятия как для взрослых, так и для детей. Исходя из этого, постоянно осуществляются меры по расширению сети туристских учреждений, пригодных для обслуживания семейные пары и родителей с детьми.
  В туристских учреждениях, где организовано обслуживание родителей с детьми, разработаны специальные программы туристско-экскурсионных, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, рассчитанных как на совместный, так и на раздельный досуг взрослых и детей. Программы таких туров обязательно должны содержать мероприятия для детей, взрослых, а также совместные мероприятия.
  Для осуществления культурно-массовой работы туристские учреждения располагают, как правило, солидной материальной базой. К услугам туристов кинотеатры, библиотеки, танцевальные площадки, аттракционы, детские городки, игровые автоматы, туристские кабинеты, спортивные площадки.
  При организации досуговых программ необходимо также сочетать интересы детей и взрослых: организовывать специальные детские праздники (праздник кукол, праздник сказок), отмечать дни рождения гостящих в настоящий момент детей и т. п. Для этих целей часто нанимается специальный персонал, занимающийся организацией детских и совместных программ (аниматоры детского и семейного отдыха). Необходимо предусмотреть по возможности наличие игровых площадок и небольших аттракционов на территории, прилегающей к гостинице, а также игровых комнат на случай плохой погоды. В то же время не следует забывать об удовлетворении досуговых интересов взрослых членов семьи: организация вечеров знакомств, творческих программ, наличие вечерних баров, куда могут пойти родителей, уложив детей спать. Интересны также совместные программы: организация художественной самодеятельности, танцы для детей и взрослых, совместные близлежащие прогулки, однодневные туристские походы, в которые ребята идут вместе с родителями. Но если родители хотят отправиться на экскурсию, организованную только для взрослых, или пойти в поход, куда нельзя взять детей, они могут о них не беспокоиться. В большинстве туристских учреждениях, где хорошо организованна работа, переданный на попечение воспитателя ребенок не будет скучать, найдет массу интересных занятий, будет вовремя накормлен и уложен спать.
  Таким образом, все возможные проблемы, возникающие в связи со спецификой контингента отдыхающих, могут быть разрешены при определенных условиях:
 * при учете детской психологии и физиологии - умеренный график экскурсий, некоторая детская тематика, возможность отдыха после обеда, 4-разовое питание, возможность стирки и глажения детской одежды и т. д.;
 * при совмещении интересов родителей с проблемами организации отдыха для детей - организация детских комнат с услугами по присмотру за детьми, когда родители заняты своими делами, развлекательные мероприятия детского, общего и взрослого характера и др.
  Развитию новой и увлекательной форме отдыха, такой как семейный туризм, препятствует ряд причин, характерных для данной социально - экономической ситуации в России.
  Как показывают исследования, две трети современных семей в Российской Федерации не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют "неблагополучными", воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.
  Нами было проведено социологическое исследование по выявлению мотивов формирования традиций семейного туризма среди жителей города Тамбова, состоящих в браке.
  Результаты исследования показали, что подавляющее большинство респондентов - около 60% - не имеют традиций семейного отдыха, что ни как не связано, ни с уровнем образования, ни с возрастом респондентов, ни с их уровнем культуры. Предпочтение совместного отдыха, как основы формирования традиций семейного туризма, связано с влиянием следующих факторов: наличие хорошо оплачиваемой работы, стабильного заработка, доступность цен на предлагаемые семейные туры, - все это в той или иной мере влияет на формирование предпочтений. Так, семейные люди с низким заработком или безработные (36,8%) не имеют возможностей и условий для формирования традиций семейного отдыха. Как правило, совместным, традиционным семейным отдыхом для большинства респондентов (42,6%) является отдых на даче, на природе. Люди с высокооплачиваемой работой, стабильным заработком, как правило, имеют традицию один раз в год ездить с семей заграницу, на море (около 21,6%).
  Цены на семейный туризм тоже являются ограничителем для совместного отдыха. Как показало исследование, те цены, которые предлагают нам туристские агентства на семейный туризм являются доступными только для людей со стабильным ежемесячным доходом более 8 000 рублей (24% респондентов).
  Люди же с ограниченными денежными средствами могут позволить себе либо индивидуальную поездку, либо отдохнуть дома или выехать с семьей загород (около 14%). Данные потребители туристского продукта действуют в условиях ограниченности денежной массы и при составлении бюджета вынуждены, прежде всего, учитывать другие статьи расходов. Туризм в их представлении является слишком дорогим удовольствием и не столь важным занятием. Стоимость туристской поездки является объективной и принципиальной причиной данной позиции.
  Это говорит о том, что на формирование традиций семейного туризма большое влияние оказывают экономические факторы.
  Между тем, не у всех людей, имеющих высокий стабильный доход, высокооплачиваемую работу сформированы традиции семейного туризма, и не все обеспеченные люди хотя бы один раз в год ездят за границу или на море вместе с семьей. Что же является еще одним ограничителем для совместного отдыха семьи?
  Анализ результатов исследования показал, что, не смотря на то, что люди имеют экономические возможности для совершения поездки, недостаточным остается одно - наличие свободного времени. Многие люди не могут оставить свою работу, дела, ради путешествия. Об этом говорит тот факт, что маленькая доля респондентов с высоким доходом (11,8%) ответили положительно на вопрос, о наличии свободного времени. Ответы остальных не зафиксировали наличия у них свободного времени и возможности путешествовать.
  Из всего вышесказанного можно сделать еще один вывод, что наряду с экономическим фактором на развитие традиций семейного туризма оказывает влияние нехватка свободного времени.
  Таким образом, в настоящее время наблюдается противоречие, заключающееся в следующем. С одной стороны, такая форма отдыха, как семейный туризм, становится все более популярной, в чем большая заслуга качественной и содержательной рекламы. С другой - экономическое положение большинства российских семей находится на низком уровне, что не способствует реальному, массовому развитию семейного туризма.
 
 Хвостунов К.О.
 
 ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАНТНОСТИ
  Социально-экономическая нестабильность современного российского общества, кризис традиционных институтов социализации молодого поколения, деформация привычных способов творческой самореализации детей и подростков, стремительный рост в юношеской среде социально обусловленных болезней (алкоголизма, наркомании, правонарушений, бродяжничества, проституции и др.), коммерциализация учреждений досуга и спорта, резкое падение культурного уровня современной молодежи настоятельно требуют обновления сложившихся форм и методов воспитания подрастающего поколения. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость проведения планомерной и всесторонней воспитательной работы с подростками и молодежью, как на уровне общеобразовательных учреждений (школ, профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей и т.д.), так и в сфере социально-культурной деятельности. Причем главной целью такой работы должна стать профилактика подростковой девиантности, снижение криминогенности в подростковой среде.
  Среди множества социальных институтов, образовательных, культурно-досуговых, медицинских учреждений, психолого-консультационных служб, занимающихся решением проблемы профилактики девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, значительное место занимают подростковые клубы по месту жительства. Воспитательный потенциал клубов, безусловно, огромен, поскольку они, будучи неотъемлемыми субъектами социальной среды на локальном уровне, способны оказывать активное социально-педагогическое воздействие на "трудных" подростков на протяжении всего календарного года, в течение и учебного, и каникулярного периодов, что очень важно, так как профилактическая работа с подростками требует постоянства и непрерывности.
  Согласно определению А.И. Лучанкина и А.А. Сняцкого, "местожительство - это социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором осуществляется жизнедеятельность семьи, проводится время, реализуется быт, досуг и рекреация..." [Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. - Екатеринбург, 1997. - С.336.]. Иными словами, местожительство представляет собой ту базу, на которой формируется ранний социальный опыт несовершеннолетних, вырабатывается та или иная модель взаимоотношений с окружающими (сверстниками, друзьями, соседями, старшими и т.д.), складывается определенный тип поведения. По справедливому замечанию Р.В. Соколова, понятие "местожительство" неотделимо от понятия "досуг". В этой связи логично рассматривать сферу внешкольного воспитания как целенаправленную педагогическую работу с детьми по месту их проживания. Досуговая деятельность подростков, организуемая в клубных учреждениях, может смело называться культурно-образовательной и культурно-творческой, поскольку она служит целям духовного развития, личностного самоопределения и творческой самореализации подрастающего поколения. "Под культурно-досуговой деятельностью, - пишет В. Гончарова, - понимается многоуровневая и многоплановая совокупность досуговых занятий, с помощью которых развиваются и удовлетворяются культурно-образовательные, культурно-поведенческие и рекреативно-оздоровительные потребности и интересы, формируется социально-активная личность, способная к преобразованию окружающей действительности и самой себя".
  Следовательно, клубная деятельность оптимизирует процесс социализации личности, так как в сфере культурного досуга подросток быстрее и легче приобщается к выполнению многообразных социальных функций, приобретает важные социальные качества, осваивает культурные нормы, требуемые модели и образцы поведения, навыки эффективного межличностного взаимодействия и сотрудничества.
  Клуб, в отличие от школы, имеет огромные преимущества в организации педагогической работы с "трудными" подростками, потому что в нем имеет место совершенно иной эмоциональной фон - вместо "обязаловки", принуждения, постоянного контроля, выставления оценок здесь царит атмосфера игры, неформального общения и доброжелательности, в которой подросток гораздо меньше сопротивляется воспитательным воздействиям, становится активным субъектом собственного развития. Воспитание в клубе зачастую носит скрытый, завуалированный характер, что, разумеется, положительно сказывается на его эффективности. Клубная работа, в отличие от школьного обучения, менее формализована, менее регламентирована, более индивидуализирована. Поэтому именно клуб способен оказать действенную помощь тем детям и подросткам, проблемы которых не в состоянии решить обычная школа. Цель клубного воспитания - формирование жизнестойкой личности, гуманистически настроенной по отношению к другим людям и к самой себе. Поэтому главный смысл социально-воспитательной работы в клубе заключается в освоении детьми образцов цивилизованного общежития, навыков жизни и сотрудничества в коллективе. Следовательно, доминантой клубной воспитательной работы является нормализация отношений в системах "индивид-индивид", "индивид-группа", "группа-группа", "группа-клуб". Совместная, коллективная деятельность объединяет все прочие элементы клубной работы в единое целое. Она расширяет социальные навыки детей, мягко заставляя их приспосабливаться друг к другу в процессе совместного времяпрепровождения, активного отдыха, труда и развлечений.
  Кроме того, следует отметить, что клубы по месту жительства являются теми учреждениями, куда подростки обращаются за помощью с гораздо большей охотой, нежели в специализированные реабилитационные, лечебно-профилактические или психодиагностические центры. Клуб привлекает их отсутствием жестких нормативных ограничений, свободой выбора занятий по душе, возможностью в любой момент выйти из сферы воспитательного воздействия, прекратив участие в клубных мероприятиях. Добавим лишь, что большая часть детей, посещающих подростковые клубы по месту жительства - это ребята из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды, "трудные" подростки, в том числе и состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Многие из них входят в так называемую "группу риска". С ними требуется систематическая адресная работа, направленная на предупреждение правонарушений и профилактику девиантного поведения.
  Основными направлениями деятельности подростковых клубов являются:
  - художественно-эстетическое (театральные, музыкальные, хореографические кружки и студии, кино- и фотостудии, студии изобразительного искусства и т.д.);
  - декоративно-творческое (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, лепка);
  - научно-техническое (моделирование, конструирование, дизайн, техническое изобретательство, радиоэлектроника);
  - социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с детьми, имеющими проблемы в учебе или общении, трудности в школе или семье);
  - психолого-коммуникативное (группы поддержки, тренинговые программы, семейные клубы);
  - культурно-досуговое (совместное празднование дней рождения, именин, проведение праздников, конкурсов, викторин и других развлечений);
  - историко-патриотическое (изучение истории родного края, национальных традиций, обрядов, обычаев; достижений народной художественной культуры и народного творчества);
  - эколого-природоведческое (кинологические станции, кружки юных биологов, юных натуралистов, юных краеведов и др.);
  - оздоровительно-валеологическое (основы организации рационального труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни, медико-гигиеническое просвещение);
  - туристско-спортивное (физкультурно-спортивные мероприятия, различные спортивные соревнования, состязания, турниры, проведение Дней физкультурника, культурно-познавательный туризм, тематические экскурсии, походы выходного дня и т.д.).
  В туризме подростков привлекает возможность близкого непосредственного знакомства с удивительными природными уголками родного края, живописными парками и озёрами, памятниками истории и культуры, творениями местных зодчих, мастеров декоративно-прикладного искусства. Объекты гражданской и культовой архитектуры, величественные храмы, грандиозные архитектурно-ландшафтные ансамбли, мемориальные комплексы раскрывают историю развития культуры определенного региона или местности, способствуют возрастанию в человеке любви к стране и ее народу, создавшему эти рукотворные шедевры. Кроме того, туризм предоставляет молодым людям шанс познать неведомое, расширить свой кругозор, получить новые интересные сведения об окружающем мире.
  Говоря о воспитательной роли туризма, следует отметить, что в работе с девиантными подростками большое значение имеет сочетание туристско-экскурсионной деятельности и различных спортивно-развлекательных мероприятий, акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Так, большую популярность в подростковых клубах гг. Тамбова и Ахтубинска завоевало проведение спортивного марафона "Дорогой здоровья в третье тысячелетие". Данный марафон преследует три основные задачи: а) формирование у подростков навыков сознательного сопротивления негативным влияниям социальной среды; б) формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек; в) улучшение эмоционально-личностного состояния подростков путем их привлечения к активному участию в спортивных соревнованиях, турнирах, конкурсах, в командных спортивных играх на свежем воздухе (футбол, баскетбол, пляжный волейбол).
  Открытие марафона включало "Ярмарку здоровья", соревнования по армрестлингу, дискотеку. В ходе ярмарки каждый участник проходил "медицинское обследование" в игровой и развлекательной форме. Всем подросткам предлагался "лист здоровья", который они заполняли при обходе специалистов. В роли врачей выступали представители Тамбовской Детской Думы и участники студенческого волонтерского отряда ТГУ им. Г.Р. Державина. Наравне с развлечениями, конкурсами и шутками, подростки получали важную информацию о вреде наркотиков и необходимости здорового образа жизни. Одновременно с "Ярмаркой здоровья" в спортивных залах проводилось состязание по армрестлингу "От силы рук к силе разума", в котором принимали участие подростки от 10 до 14 лет. По завершении соревнования и "Ярмарки здоровья" подростков пригласили в Дом молодежи "Юность" на конкурсно-развлекательную программу "Соблазнов много, здоровье - одно". В программу были включены показательные поединки борцов по греко-римской борьбе, подведение итогов "Ярмарки здоровья", награждение победителей конкурса рисунков "Дети против наркотиков", финальное выступление победителей по армрестлингу. Так завершился первый день спортивного марафона "Дорогой здоровья в третье тысячелетие", который продолжался еще целую неделю. Всем подросткам очень понравилось участвовать в марафоне, многие из них высказали твердую решимость порвать со своими вредными привычками, приступить к систематическим занятиям спортом, начать регулярно посещать спортивные секции.
  Таким образом, осуществляемая на базе клубов по месту жительства туристско-спортивная деятельность подростков свободна от шаблонов и стереотипов, имеет самодеятельный, активный и развивающий характер. Культурно-познавательные экскурсии, туристические походы, физкультурно-массовые мероприятия, спортивные праздники, организуемые на базе клубов, стимулируют познавательные, творческие и эстетические интересы личности, пробуждают стремление к физическому и нравственному самосовершенствованию, ускоряют усвоение подростком социально одобряемых форм поведения, накопление положительного опыта межличностного общения, формируют чувство сплоченности и товарищества, готовность к взаимовыручке и взаимопомощи, способствуют преодолению инфантильности, безответственности и эгоцентризма. Следовательно, клубные учреждения должны более полно использовать имеющийся педагогический потенциал различных видов туристско-спортивной деятельности в решении проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.
 
 Н.Н Иванова
 
 ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
  Профессиональная подготовка специалистов в области туризма включает формирование специальной компетентности - профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих приобретению опыта решения различных профессиональных задач. Большое значение имеет знание проблем лиц с когнитивными нарушениями, так как их количество имеет тенденцию к увеличению, как во всем мире, так и в Российской Федерации.
  Для отграничения категорий детей, имеющих нарушения познавательной деятельности, мы воспользуемся современным термином - "дети с когнитивными нарушениями (особенностями)", пришедшим к нам с Запада.
  Введение данной терминологии ориентировано как на обогащение теоретического багажа педагогической деятельности, так и на задачу реконструкции педагогических практик работы с детьми различных категорий.
  В переводе на русский язык термин cognitive (англ.) - когнитивный, означает "познавательный", отсюда соответствующее определение - "дети с когнитивными нарушениями (особенностями)", т.е. с некоторыми особенностями или нарушениями познавательной деятельности.
  Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении лиц с когнитивными нарушениями, заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социальной адаптации и реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовке к полноценной жизни в обществе, в интеграции личности в социум.
  В последние годы в целях расширения доступности образования для детей с когнитивными нарушениями в системе специального (коррекционного) образования произошли позитивные изменения, прежде всего - начался процесс деинституализации специальных (коррекционных) школ-интернатов. В первую очередь, это выражается в увеличении количества разнообразных интегрированных форм обучения лиц с когнитивными нарушениями.
  Успешность интеграции детей с когнитивными нарушениями зависит не только от характера и степени, имеющихся у детей нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той среде, в которую интегрируется ребенок.
  В связи с этим, представляется необходимым:
  * во-первых, медико-психологическое, социально-психологическое и психолого-педагогическое просвещение всего населения;
  * во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей здоровых сверстников и специалистов, направленное на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с когнитивными нарушениями;
  * в третьих, обеспеченность всех лиц с когнитивными нарушениями систематической квалифицированной коррекционной помощью.
  Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с когнитивными нарушениями к общей системе социальных отношений и взаимодействий, принятых в обществе. Существование в данной сфере оптимальных педагогических технологий способствует как профилактике вторичных отклонений, так и коррекции нарушенных функций у детей данной категории, создает необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития воспитанника "ситуации успеха".
  Здесь необходимо решить следующие задачи:
  1. Создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
  2. Помочь окружающим принимать лиц, имеющих когнитивные нарушения, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.
  Эти основные задачи можно разделить на более частные:
  - помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация);
  - максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей с нарушениями в развитии с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общения детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе);
  - формирование и удовлетворение культурных запросов детей с когнитивными нарушениями, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов;
  - оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с нарушениями, активизация его жизненных сил;
  - помощь в определении возможностей и способностей ребенка;
  - информационная помощь;
  - изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с когнитивными нарушениями.
  Одним из необходимых условий интеграции детей с когнитивными нарушениями в общеобразовательную среду является кадровое обеспечение.
  Сегодня, на наш взгляд, в имеющихся программах для подготовки специалистов в области туризма не в полной мере отражены новые современные требования. Возникает противоречие: с одной стороны, необходимость работы с детьми, имеющими когнитивные нарушения, в аспекте их социальной адаптации, а с другой стороны - отсутствие в достаточной мере знаний по данной проблеме у специалистов.
  Очевидна необходимость сближения учебных программ с фактическими запросами общества с учетом социального заказа. Различные аспекты выделенной проблемы требуют развития междисциплинарного взаимодействия, поэтому наряду с учебными предметами, традиционно включенными в учебные планы, представляется целесообразным усиление блока специальной психолого-педагогической подготовки студентов, который позволит изучить особенности детей и подростков с когнитивными нарушениями и рассмотреть возможные пути коррекции и компенсации имеющихся проблем.
 
 Головлева Г.С.
 
 СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - НОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Потребности современного человека в социально-культурных, досуговых и туристических услугах стремительно растут. Удовлетворять их должны профессионалы, обладающие знаниями специфики социально-культурного сервиса и туризма.
  За последние 20 лет туризм, в том числе и международный, развивался высокими стабильными темпами. После отмены в 1988 году государственного регулирования и бюджетного финансирования туризма произошло двукратное увеличение туризма за границу.
  По прогнозам экспертов, развитие туризма будет продолжаться и в дальнейшее десятилетие, он станет ведущей экспортной отраслью в мире. На развитие спроса на туристические услуги существенное влияние оказывает научно-технический прогресс, повышение качества жизни, увеличение продолжительности свободного времени и другие факторы.
  Выход на пенсию, т.е. прекращение активной профессиональной деятельности, высвобождает много свободного времени у пожилых людей и инвалидов. Вместе с тем, растет число пенсионеров, получающих пенсию гораздо выше прожиточного минимума. Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено за россиянами материальное право на духовную жизнь при расчете потребительской корзины. Появляется новый класс пенсионеров, желающих и имеющих материальные возможности приятно проводить свободное время, удовлетворять разнообразные потребности и новые интересы. В связи с этим, в последнее время, в туризме появилось новое направление - социальный туризм (предоставление туристических услуг пенсионерам и инвалидам).
  Отдыхать за рубежом, а не только на приусадебном участке или у родственников, стали российские пенсионеры и инвалиды (об этом свидетельствуют данные туристических фирм).
  Но на развитие выездного социального туризма отрицательно сказываются следующие факторы:
  - отсутствие необходимых валютных и правовых условий;
  - отсутствие правового регулирования между клиентом и туристической фирмой;
  - несовершенство лицензирования деятельности в области социального туризма;
  - не сложившаяся на сегодня система управления туризмом.
  Но с учетом возраста и состояния здоровья пенсионеров и инвалидов наиболее востребованными остаются поездки внутри страны и в ближнее зарубежье. Статистика отмечает, что чаще пенсионеров и инвалидов интересуют посещения исторических памятников, военных кладбищ и поездки по святым местам. В дальнее зарубежье пожилые люди, в большинстве своем, выезжают с целью посещения родственников.
  Если данный вид услуг востребован, то необходимо готовить и специалистов для работы в этой отрасли. Социальный туризм - профессиональная компетенция работников социально-культурной сферы. Это новое перспективное направление работы.
  Специальности "Социально-культурная деятельность" позволяют получать знания в сфере экономики и предпринимательства, менеджмента, маркетинга, информационные технологии социально-культурного сервиса и туризма, стандартизацию и сертификацию социально-культурных услуг. Особое внимание необходимо обратить на правовое обеспечение, связь с общественностью, рекламу, документационное обеспечение сферы сервиса и туризма. Для специалистов международного туризма необходимо углубленное знание иностранных языков (европейских, восточных). Учитывая, что клиентами социального туризма являются пенсионеры и инвалиды, специалисты также должны быть компетентны в вопросах возрастной психологии, уметь, при необходимости, оказывать первую доврачебную помощь.
  Таким образом, социальный туризм это одно из направлений социокультурной реабилитации и адаптации пенсионеров и инвалидов и направлен на повышение качества их жизни. Социальный туризм создает условия для полноценного включения данной категории населения во все доступные формы культурной жизни.
 
  1 Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. Социально - политические исследования - 1993. - № 1. - С. 85
  2 Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. Социально - политические исследования - 1993. - № 1. - С. 86
  3 Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. - С.430-454.
 
  4 Бижаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: "издательский дом Герда", 2002. - 320 с.
  5 Н.Ф.Максютин. Культурно-досуговая деятельность. М.: 1998. - С. 113- 124.
 
  6 Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 41- 42.
  7 Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. - Вып.2. -С.30.
  8 Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. - Вып.З. -С.28-30.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу