<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.
  Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8 сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810 г. и 25 июня1811 г.
  Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.
  Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к началу 1811 г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и Сенат судебный. Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.
  Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и государь проект утвердил.
  Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.
  По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены. Так цена пуда соли с 40 коп. была поднята до 1 рубля; подушная подать с 1 руб. - до 3 руб. Был введён небывалый прежде "подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.
  После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821 г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.
  Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная с уложения 1649 г.(1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833 г. в 15 томах. Кроме того, Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.
  Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.
  Умер в 1839г.
  Причины неудач Сперанского и Александра I.
  Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т. е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.
 
 Савина Н.С., группа № 123
 
 Президент - глава государства
 
  Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
  Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83, 84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства.
  Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.
  Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
  В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.
  Основные функции Президента РФ
  Основные функции Президента как главы государства определены Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:
  а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
  б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
  Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.
  Так же полно и широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.
  Ответственной и сложной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
  Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
  Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).
  Порядок избрания Президента РФ.
  Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ и Федерального закона от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации". Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов в России содержатся в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
  Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Результаты выборов Президента РФ определяются по мажоритарной системе.
  Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".
  Что же касается пассивного избирательного права - права быть избранным Президентом, то оно включает ряд дополнительных условий, вытекающих из особой роли и ответственности главы государства. Конституция РФ (ст. 81) устанавливает два дополнительных условия. Первое - более высокий возраст для Президента по сравнению с активными избирателями. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. И второе - так называемый "ценз оседлости" - постоянное проживание в России не менее десяти лет.
  Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: Первое - ценз гражданства. Кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации. Однако способ приобретения гражданства (по рождению, в результате признания, приема, восстановления и т. д.) по Конституции РФ не имеет юридического значения; Второе - ценз оседлости (то есть требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока) составляет не менее 10 лет; Третье - возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет. Верхнего возрастного предела настоящая Конституция не предусматривает.
  Президент РФ избирается сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
  Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися (при явке на выборы менее половины граждан, имеющих право голоса), недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
  Основания прекращения полномочий Президента РФ.
  Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.
  Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.
  Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.
  - Истечение срока;
  В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  - Отставка Президента;
  Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется.
  - Стойкая неспособность;
  Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
  - Отрешение Президента от должности.
  Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, Президент прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности.
  Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  Правотворческая деятельность Президента РФ.
  Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты, издаваемые им в соответствии со статьей 90 Конституции РФ.
  Президент Российской Федерации издает правовые акты (указы и распоряжения), которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К правовым актам относятся указы и распоряжения - содержащие правовые нормы, будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер, то есть становятся обязательными для исполнения либо всеми гражданами (нормативные акты) или должностными лицами, государственными органами (индивидуальные акты).
  Нормативные акты Президента РФ содержат нормы права, регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, индивидуальные (правоприменительные) - носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления. Они вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.
  К индивидуальным актам могут относиться указы и распоряжения Президента РФ, которые касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президента РФ о присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
  Таким образом, выделяются:
  1) акты Президента Российской Федерации, к которым относятся указы и распоряжения, а также концепции, программы, положения и доктрины, утверждаемые указами;
  2) официальные документы главы государства - запросы, заключения, письма, заявления.
  Особой разновидностью официального политико-правового документа является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию.
  Нормативный указ Президента РФ - это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов.
  Указы можно классифицировать на: постоянные и временные. Указы "постоянные" издаются Президентом РФ на всех этапах его деятельности, "временные" - для решения определенной задачи, имеющей, как правило, чрезвычайный характер. К последней разновидности можно отнести указы о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения в случаях агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания.
  Правовые акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в официальных источниках - "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны.
  Распоряжение - это акт индивидуального организационного характера. Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.
 
 Слукина Н.А., группа № 121
 
 Политические права и свободы граждан
 
  В Конституции РФ закреплены права и свободы человека и гражданина, такие как социально-экономические и политические. Социально-экономические права и свободы принадлежат как человеку, так и гражданину. Политические - принадлежат только гражданам РФ.
  В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти является в РФ ее многонациональный народ.
  Политические права и свободы принадлежат каждому человеку как члену политического сообщества тогда, когда он выступает, прежде всего, в качестве гражданина государства. Все политические права и свободы человека и гражданина пользуются равной судебной защитой.
  Свобода печати и информации - коренной вопрос демократии, поскольку без нее ни гражданского общества, ни правового государства. Первоосновой свободы печати является право каждого человека использовать и получать информацию (ст. 29 ч. 4). Государство в лице любых его органов и общественные организации обязаны предоставить интересующие сведения о своей деятельности, если это не государственная тайна. Распространение информации не должно быть монополией государства. Особое значение имеет массовая информация, которая реализуется через информационные агентства и различные средства массовой информации. Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом газет и других СМИ и распространение в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Согласно Конституции цензура запрещается. Проблема отношений СМИ с государством достаточно остра и требует постоянного совершенствования и умелого использования законодательства. Не вмешиваясь в деятельность независимых СМИ, государство регламентирует государственные средства массовой информации. Ограничительные акции Российского государства в отношении СМИ применяются ража, чем в зарубежных развитых странах. В России сравнительно безболезненно прошло разгосударствление прессы. Злоупотребление свободой печати наносят большой урон обществу и самой этой свободе. Поэтому предотвращение злоупотреблений является необходимым условием существования свободы печати. Закрепляя свободу получения и распространения информации любым законным способом, Конституция РФ указывает на определенное препятствие: необходимость соблюдать государственную тайну.
  Для осуществления жизненных целей и реализации прав необходимо объединение усилий, т. е. создание союзов и организаций. Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к самоорганизации. По своему содержанию право на объединение предусматривает создание общественных, т. е. негосударственных организаций. Каждый человек вправе создавать и вступать в уже созданные объединения. Конституция РФ устанавливает три положения, связанные с этим правом:
  1. право на объединение принадлежит каждому, следовательно, граждане и неграждане, законно находящееся на территории РФ, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и др.
  2. государство гарантирует свободу общественных объединений, объединения создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и регистрируются в Министерстве Юстиции и его органах. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда: а) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуемые деяния; б) повторное в течение года совершение действий, выходящих за пределы установленных целей и задач, или нарушение закона.
  3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для ограничения прав и свобод человека. Федеральный закон об общественных объединениях устанавливает общие условия для реализации гражданами права на объединение. Этим законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.
  Право на мирные собрания и публичные манифестации Российской Федерации принадлежат только ее гражданам. Конституции РФ (ст. 31) закрепляет право: а) собираться мирно без оружия; б) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование.
  Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющие общие интересы. Это право связано со свободой слова и выражения своих мнений. Главная трудность его реализации - в совместимости публичных мероприятий с общественным порядком. При проведении публичных манифестаций участники обязаны соблюдать общественный порядок. Им запрещено при себе иметь оружие и предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей. Мероприятие может быть запрещено, если оно противоречит Конституции. Лица, нарушившие порядок привлекаются к ответственности.
  Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные лица не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка.
  Право участвовать в управлении делами государства принадлежит гражданам РФ и реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32). Данное право развивает содержащиеся в ст. 3 Конституции положение, о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный характер. Конкретно устанавливается право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов, право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д.
  Право избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. Носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов. Право избирать и быть избранным дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.
  Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека.
  Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст.81) и Федерального Собрания.
  Равный доступ к государственной службе - это демократическое право, оно очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата. Равный доступ на государственную службу призван обеспечить нормальную сменяемость и обновление чиновничества. Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Вопросы на поступление на государственную службу регулируются Федеральным законом об основах государственной службы от 31 мая 1995 года. Право поступления на государственную службу имеют граждане не моложе 18 лет, а предельный возраст находящихся на государственной службе - 60 лет. Замещение должностей производиться по назначении или по конкурсу. Предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу. Закон устанавливает порядок обязательной аттестации государственных служащих, меры наказания за должностные проступки, условия труда и др.
  Право участвовать в отправлении правосудия призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
  Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст. 119 Конституции РФ, достижении 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
  Присяжные заседатели (ч. 4 ст. 123) важная черта судопроизводства. Они назначаются путем жеребия для рассмотрения конкретного уголовного дела, решении вопроса о виновности (или невиновности) обвиняемого. Народные заседатели участвуют в коллективном рассмотрении дел наравне с судьей в суде первой инстанции.
  Граждане России имеют право обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан является одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепление связей государственного аппарата с населением. Обращение недостаточно четко подразделены на виды: "заявления", "жалобы". Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпываются правом избирать органы государственной власти. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов.
  По своему юридическому содержанию социально-экономические права и свободы неодинаковы. Некоторые по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие представляют собой субъективные права, конкретное содержание, которых вытекает из действующего законодательства, третьи порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия их реализации. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что закрепляются за каждым человеком от гражданства их субъектов.
  Право на экономическую деятельность предусматривает использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ст. 34). Свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни.
  Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать вести предпринимательскую деятельность. Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии данного права. В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности или обуславливает такую деятельность специальным разрешением. Государство регулирует экспорт и импорт, государственные органы вправе требовать от предпринимателя государственной отчетности.
  Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица не ограниченные законом в своей правоспособности. Экономическая деятельность включает в себя внешнюю торговлю. Конституция РФ выделяет форму экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы нечестным и незаконным образом. В случае обнаружения факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.
  Право частной собственности принадлежит каждому человеку и является основой конституционного строя, это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ. Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право ан нее - естественное стремление большинства людей. Собственность основа подлинной независимости человека и его уверенность в завтрашнем дне. Право частной собственности требует детальной регламентации, его содержание постоянно развивается. Это право охраняется государством.
  Закрепленные права частной собственности в Конституции РФ является правовым переходом к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Согласно Конституции каждый имеет право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35).
  Конституция устанавливает важные юридические гарантии частной собственности. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная - в разряд частной, но только в соответствии с законом и с возмещением, определенным по договору или рыночным ценам. Гарантией права частной собственности является также право наследования.
  Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собственности на землю (ст. 35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство РФ, а также их объединениям
  Трудовые права и свободы (ст. 37) включают в себя: свободу труда, право на отдых и др. Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая его как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику. Право на отдых имеет каждый человек, но для тех кто работает по трудовому договору, Конституция гарантирует установление продолжительного рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Также закреплено право рабочих на забастовку. Забастовка - временный добровольный отказ от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения трудового спора.
  Конституция устанавливает, что защита материнства и детства, семья находится под защитой государства (ст. 38). Государство защищает эти права, развивая охрану матери и ребенка, социальное обеспечение и др. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак. Отношение государства к семье. К решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики. Она должна предусматривать меры по усилению социальной защиты семьи.
  Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить сове существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии это делать. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества.
  Право на жилище означает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто - то может лишить его этого помещения по каким - либо соображениям. Никто не может быть лишен жилища. Государство и муниципальные органы обладают жилищным фондом, из которого предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в порядке очереди, определяемой нормативными актами.
  Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, экономические и др. меры, которые должно проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета. Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рекламы.
  Образование - важный фактор социального, экономического и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Закрепляя право на образования, Конституция РФ (ст. 48) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное. Основное общее и среднее профессиональное в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.
  Ст. 44 Конституции РФ предусматривает свободу литературного, художественного, научного и иных видов творчества, преподавания. Это право распространяется и на неграждан. Свобода творчества предполагает соблюдение правопорядка, правил морали. Свобода преподавания относится к высшей школе. Излагая свои взгляды, преподаватель обязан сообщить студентам необходимый объем знаний, установленный государственными стандартами.
  Конституция РФ закрепляет право каждого на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
 
 Тарасова И.А., группа № 121
 
 Конституция - основной источник права в России
 
  Под Конституцией в юридической науке понимается Основной Закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.
  Конституция - это политический документ. Главные вопросы ее содержания - вопросы о власти, формах собственности. Положения личности, устройстве государства. Но в то же время Конституция - правовой акт, закон. Она принимается либо высшим представительным органом власти, либо специально учрежденным для ее принятия органом, либо референдумом. Конституция содержит исходные начала национальной системы права.
  Термин "конституция" был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни феодальное государство не имели Конституции как Основного Закона государства, в котором закреплялось бы его устройство.
  Конституция в государственно-правовом смысле, как Основные Законы государств, появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии.
  В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер, возникли только в начале XX в. Только революция 1905 г. привела к необходимости прекращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.
  Первым законодательным актом, имевшем значение, стал Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государственной Думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха.
  Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественно-экономической формации, приходу к власти новой политической силы. Это обусловило необходимость разработки и принятия Конституции социалистического типа. Первая Советская Конституция России была принята 10 июля 1918 г. Пятым Всенародным съездом Советов.
  После образования СССР в 1922 г. На основе Декларации и "Договора об образовании СССР" была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 г., а на ее основе - новая Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие Российской Конституции шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.
  В декабре 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была принята новая общесоюзная Конституция, на основе которой в 1937 г. Была принята новая Конституция РСФСР. Эта Конституция отразила факт победы социализма в стране.
  В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г.
  В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция РФ, которая стала началом нового этапа конституционного развития страны. В ней содержатся принципиально новые положения:
 * По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства;
 * Россия провозглашена демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления;
 * Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ;
 * Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью;
 * Последовательно проведен принцип разделения властей, установлен принцип идеологического и политического многообразия.
  Основные черты Конституции, как политического документа, характеризуют ее связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия на жизнь страны. Конституция РФ обладает следующими основными чертами:
  1) Основополагающий характер. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, а конституционное регулирование носит обобщенный характер. При этом Конституция должна решить следующие задачи:
  * Раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;
  * Использовать минимальное количество норм при этом;
  * В нормах четко и ясно отразить суть отношений, дать направление и определить принципиальное содержание их последующей регламентации.
  2) Народный характер. Конституция РФ - результат творческой деятельности народа, его непосредственного участия; служит интересам народа, отражает его задачи на будущее.
  3) Реальный характер. Конституция России соответствует фактически существующим общественным отношениям.
  4) Стабильный характер. Данное свойство предполагает длительное действие конституции без внесения существенных изменений.
  Конституция РФ обладает следующими юридическими свойствами:
 1. Это правовой акт, закон. Конституция РФ - это единый акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
 2. Юридическое верховенство. Верховенство Конституции означает утверждение конституционного строя, т.е. подчинение государства Конституции, праву. Конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам, которые не должны противоречить содержанию ее статей
 3. Прямое действие Конституции означает, что конституционные нормы для их реализации не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, что служит гарантией от их искажения.
 4. Является базой текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
 5. Особый порядок принятия и изменения. Для пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ установлен особый, усложненный порядок.
  В состав Российской Федерации входит 21 республика, каждая из которых имеет свою Конституцию. Это напрямую вытекает из статуса республики как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне Основного закона - Конституции.
  Положение республики как субъекта Федерации, принцип верховенства Конституции РФ на всей ее территории обуславливают определенный характер соотношения между федеральной и республиканскими Конституциями. Взаимосвязь Конституций выражена конституционной формулой о соответствии Конституций республик Конституции Российской Федерации.
  По форме Конституции бывают писаные и неписаные. Под писаной Конституцией понимают единый Основной Закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Конституция РФ и Конституции республик в ее составе являются писаными. Неписаная Конституция представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (пример: английская Конституция).
  Конституция - акт долговременного действия. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок.
  Конституция РФ предусматривает два способа ее изменения внесение поправок и пересмотр. Первое изменяет те или иные положения Конституции, второе - основы, что означает принятие новой Конституции.
  Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
  Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
  Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
  Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
  В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.
  Охрана конституции - это организация и деятельность специального органа, призванного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием конституции, прежде всего действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов, а также решать некоторые другие задачи, или же наделение общей судебной системы во главе с Верховным Судом соответствующими функциями. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции. В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ, также в этом процессе участвуют и другие органы законодательной власти - Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством.
 
 Фомина Ю.В., группа № 5
 
 Представительство в арбитражном процессе
 
  Арбитражный суд - единственный в Российской Федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.
  Представительство в арбитражном процессе - процессуальная деятельность, осуществляемая от имени и в интересах участвующих в деле лиц.
  Участвующие в деле юридические и физические лица могут сами осуществлять свои процессуальные права, а также поручить их совершение своим представителям (ст. 59 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ). Процессуально-правовой институт представительства в арбитражном суде является гарантией обеспечения защиты прав организаций и граждан.
  Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 60 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 60 АПК РФ лица, которые не могут участвовать в суде в качестве представителей, - это:
  - судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, если указанные лица выступают в арбитражном суде в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей;
  - лица, не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством.
  Полномочие на ведение дела в арбитражном суде дает представителю право на совершение от имени представляемых всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования судебного акта арбитражного суда, подписания заявления о принесении протеста, требования принудительного исполнения судебного акта, получения присужденного имущества или денег. Полномочия представителя на совершение каждого из указанных действий должно быть специально предусмотрено в доверенности (ст. 62 АПК).
  Граждане же могут вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по делу представителя (ст.59 АПК РФ). Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.
  В предыдущей редакции говорились, что не существует каких-либо требований и ограничений, связанных с разрешением вести дела в качестве представителя. В настоящее время представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
  Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты.
  Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами (ст. 61). Полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
  Полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.
  Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. В случае личного участия гражданина он представляет суду удостоверение личности16.
  АПК РФ не ограничивает число представителей физического лица, организации, которые вправе принимать участие в арбитражном процессе, и допускает возможность осуществления представительства физического лица (организации) на разных стадиях арбитражного процесса различными лицами. Представительство в арбитражном суде можно охарактеризовать как процессуальную деятельность по представлению интересов участвующих в деле лиц: сторон (истца, ответчика), третьих лиц, государственных органов, осуществляемую от их имени.
  Институт представительства в арбитражном процессе распространяется не только на истца и ответчика, но и на других лиц, участвующих в деле и осуществляющих процессуальные действия (третьи лица, заявители в делах об установлении фактов) и представительство в арбитражном процессе добровольное и может возникать только при наличии волеизъявления представляемого.
 
 Фролина С.Ю., группа № 5
 
 Обжалование решений суда
 
  Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел развивается в определенной последовательности по стадиям.
  Стадией гражданского процесса называется совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей цели: принятие заявлений, подготовка дела к судебному заседанию, судебное разбирательство, обжалование и опротестование решений и определений суда, не вступивших в законную силу (апелляция или кассация).
  Действующее законодательство предоставляет лицам, участвующим в рассмотрении дела, право обжалования, а прокурору - право опротестования постановленных судом решений и определений.
  Обязанность проверки судебных постановлений лежит на вышестоящем суде. В гражданском процессе существуют четыре вида проверки решений вышестоящим судом:
  - Обжалование определений и постановлений мировых судей в апелляционном порядке;
  - Проверка решений и определений в порядке кассационного обжалования (опротестования) судебных решений и определений, не вступивших в законную силу;
  - Пересмотр в порядке судебного надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений;
  - Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
  До вступления судебного акта в законную силу лица, участвующие в деле, имеют право на его обжалование в вышестоящую судебную инстанцию.
  Апелляционное производство - стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий судья районного суда единолично по жалобам участников процесса или представлению прокурора проверяет законность, обоснованность или справедливость не вступивших в законную силу приговора или постановления мирового судьи.
  Порядок рассмотрения апелляционных жалоб на решения и определения мировых судей определен Федеральным законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ".
  Апелляционное обжалование решений и определений мировых судей - самостоятельная стадия гражданского процесса. Ее задачей, в зависимости от содержания апелляционной жалобы, является повторное рассмотрение спора, подсудного мировому судье. Следовательно, стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе подать жалобу в апелляционном порядке на решение или определение мирового судьи, как в целом, так и в части, если они считают, что это решение или определение постановлены незаконно и необоснованно. Она подается в соответствующий районный суд через мирового судью. Однако ее подача возможна только на решение, не вступившее в законную силу.
  Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения решения мировым судьей. В случае, если она подана по истечении установленного срока, а от лица, подавшего ее, не поступило заявления о его восстановлении, то она подлежит возврату этому лицу. Она также подлежит возврату, если в восстановлении пропущенного срока мировым судьей отказано.
  Апелляционная жалоба подается в письменной форме и должна содержать сведения: наименование районного суда, которому она адресована; наименование лица, подавшего жалобу, его место жительства или место нахождения; указание на то, какое решение мирового судьи обжалуется; доводы жалобы; перечень прилагаемых к ней документов. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подавшим ее, либо ее представителем. Однако, если она подана представителем, то к ней должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, при условии, что в деле не имеется таких документов. Жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Если она не соответствует требованиям, либо она не оплачена государственной пошлиной, то мировой судья выносит определение об оставлении ее без движения и назначает жалобщику срок для исправления указанных недостатков.
  Если апелляционная жалоба подана с соблюдением всех требований, установленных законом, то мировой судья обязан направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов. По истечении 10-дневного срока обжалования мировой судья направляет дело с апелляционной жалобой и поступившими на нее возражениями в районный суд.
  Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции завершается вынесением составленного в письменной форме апелляционного решения, которое заменяет полностью или в части решение мирового судьи. Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Рассмотрев дело по существу, суд апелляционной инстанции вправе:
  - Оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  - Изменить решение мирового судьи или отменить его и вынести новое решение;
  - Отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить жалобу без рассмотрения.
  Решение мирового судьи может быть также отменено, по основаниям предусмотренным ст.362-364 ГПК РФ.
  Кассационное производство - стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам участников судопроизводства и (или) представлению прокурора проверяет законность, обоснованность и справедливость не вступивших в законную силу приговора или иного судебного решения, поставленных судами предыдущих инстанций.
  Сущность и значение кассационного производства.
  Основная функция суда кассационной инстанции состоит в проверке законности и обоснованности обжалованных (опротестованных) судебных решений, не вступивших в законную силу.
  Лица, участвующие в деле, считающие, что решение поставлено незаконно, вправе подать на него кассационную жалобу, а прокурор принести кассационный протест. Подача их в срок, установленный законом, влечет за собой возбуждение кассационного производства и обязывает суд рассмотреть дело в судебном заседании. В ст.347 ГПК РФ определены задачи суда кассационной инстанции, в соответствии с которыми он при рассмотрении кассационной жалобы проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы. Однако в интересах законности он вправе проверить решение в полном объеме. Суд оценивает имеющиеся в деле, дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанцией.
  Право кассационного обжалования и порядок его осуществления.
  Предметом кассационного обжалования и опротестования является решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, за исключением решений мировых судей. Оно может быть обжаловано как в полном объеме, так и частично. Если кассационная жалоба подана не на решение суда в целом, а только на его отдельную часть, то в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с ч.2 ст.347 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить дело в полном объеме.
  Право кассационного обжалования принадлежит лицам, участвующим в деле, их представителям при наличии у них доверенности, дающей им такие полномочия. Прокурор может принести кассационное представление на любое решение, в том числе и по делу, в рассмотрении которого он не участвовал. Кассационные протесты могут быть принесены помощниками прокуроров, прокурорами управлений и отделов, но только по делам, в которых они участвовали в судебном разбирательстве дела по первой инстанции.
  В соответствии со ст.338 ГПК РФ кассационная жалоба или представление могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба (представление), поданные по истечении указанного срока, остаются без рассмотрения и возвращаются подавшим их лицам. Однако лицу, пропустившему срок по причинам, признанным судом уважительными.
  Верховный суд республик, краев, городской суд и т. д. должны рассмотреть поступившие по кассационной жалобе дело не позднее одного месяца со времени его поступления. Для Верховного Суда РФ срок рассмотрения дела по кассационной жалобе составляет не более двух месяцев. Участвующие в деле лица извещаются о сроке рассмотрения дела в кассационной инстанции и назначении нового дня рассмотрения заблаговременно.
  Для того чтобы кассационная жалоба была рассмотрена, она должна отвечать требованиям, предусмотренным ст.339 ГПК РФ. Она составляется в письменной форме и в ней должно быть указано название суда, которому она адресуется; фамилия, имя и отчество лица, подавшего ее; а также названо обжалуемое решение и суд, постановивший решение. В кассационной жалобе необходимо изложить, в чем заключается неправильность обжалуемого решения, и просьбу лица ее подавшего. В жалобе должен содержатся перечень прилагаемых к ней документов. Кассационная жалоба подлежит оплате гос.пошлины.
  Кассационная жалоба (представление) предоставляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
  При обнаружении таких недостатков, как невыполнение требований закона в части содержания жалобы (представление) и порядка ее подачи; если жалоба не подписана подающим ее лицом, в ней не содержится указание на решение, которое обжалуется; не приложены необходимые копии; если она не оплачена гос.пошлиной, судья выносят определение, которое оставляет ее без движения и назначает подавшему ее лицу срок для исправления недостатков.
  Кассационные жалобы (представления) подаются в суд, вынесший решение, но могут быть поданы непосредственно в кассационную инстанцию, что не является препятствием для их рассмотрения. Судья, получив жалобу (представление), обязан не позднее следующего дня после получения направить лицам, участвующим в деле, ее копию с приложением к ней письменных материалов и известить их о времени и месте рассмотрения жалобы (представления), а также передать дело в суд второй инстанции по истечении кассационного срока. Получив копию жалобы лица, участвующие в деле, вправе предоставить по ней объяснения с приложением документов, их подтверждающих.
  Согласно ст.345 ГПК РФ лицо, подавшее кассационную жалобу, может от нее отказаться. Заявление об отказе должно быть составлено в письменной форме и подается в кассационный суд. В случае принятия отказа она остается без рассмотрения и кассационное производство прекращается. Однако суд вправе отклонить отказ, если эти действия противоречат закону или нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
  Пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
  Производство в надзорной инстанции является самостоятельной стадией процесса, существенно отличается от кассационной проверки законности. Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен лишь по протесту специально управомоченных на это должностных лиц суда и прокуратуры.
  Целью производства в надзорной инстанции, как и кассационного производства, является устранение судебных ошибок, необходимость единообразного понимания закона и правильного его применения.
  Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван также вышестоящим прокурором. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.
  Дело в порядке судебного надзора рассматривается коллегиально. При рассмотрении протеста в порядке надзора дело докладывается председателем или по его поручению членом президиума или членом суда, ранее не участвующим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства данного дела, содержание решения суда и определение кассационной инстанции, а также содержание принесенного по делу протеста. Судьи могут задавать вопросы докладчику.
  В рассмотрении дела в порядке судебного надзора принимает участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя, а также лица, участвующие в деле, их представители. В президиуме суда все вопросы решаются по большинству голосов.
  Основаниями к отмене решения, определения и постановления суда в надзорном порядке согласно ст.387 ГПК РФ являются:
  - неправильное применение или толкование норм материального права;
  - существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления суда.
  Не может быть отменено судебное постановление по формальным соображениям.
  Указание суда, рассматривающего дело в порядке надзора, изложенные в определение о направление на новое рассмотрение, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе предрешать, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении. Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения ст.391 ГПК РФ.
  Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам:
  - существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
  - установленные вступившем в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшее за собой постановление незаконного или необоснованного решения;
  - установленные вступившем в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;
  - отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановление иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
  Вступившее в законную силу решение пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам судом, вынесшим решение. Заявление о пересмотре решения подается лицами, участвующими в деле, или прокурором в суд, вынесший решение, определение или постановление. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств. Определение суда об удовлетворении заявления обжалованию не подлежит. В случае отмены решения, определение суда должно рассматриваться судом по правилам, установленными ГПК РФ.
 
 Цепцура Ю.Н., группа № 5
 
 Вопросы исполнения договора подряда
 
  Обязательства по производству работ имеют широкое распространение. На их основе осуществляется строительство новых и реконструкция действующих объектов производственной и социальной инфраструктуры, бытовое обслуживание населения, выполнения разного рода специализированных работ. Договор подряда также широко применяется в коммерческой деятельности.
  При исполнении договора подряда возникает ряд вопросов, требующих специального рассмотрения. Одним из таких вопросов является распределение риска. При характеристике подряда принято отмечать выполнение подрядчиком работы за свой риск, т. е. возникновение по общему правилу права подрядчика требовать оплаты работы только при достижении им оговоренного договором результата. В то же время глава 37 ГК позволяет моделировать ситуацию, в которой этот риск перемещен на заказчика. Имеются в виду нормы п. 2 и п. 3 ст. 713 ГК РФ. Они устанавливают условия, совокупное наличие которых дает подрядчику право требовать оплаты выполненной им работы в ситуации, когда результат не был достигнут.
  Данные условия подлежат доказыванию подрядчиком и сводятся к следующим положениям: результат не был достигнут по причине недостатка материала; материал был предоставлен заказчиком; недостатки материала не могли быть обнаружены при надлежащей приемке этого материала подрядчиком. Рассматриваемое правило имеет двоякое значение.
  Во-первых, допускается перемещение риска случайной невозможности достижения результата на заказчика. Представим, что некачественный материал приобретен заказчиком у третьего лица. При этом допустимо предположить как минимум две ситуации: 1) материал некачественный, заказчик об этом знает (должен знать), но рассчитывает на то, что все обойдется. 2) заказчик, даже проявив надлежащую степень заботливости и осмотрительности, не мог выявить недостатки материала по качеству. В последней ситуации для обеих сторон договора подряда недостатки материала являются случаем. Но претерпит негативные последствия заказчик, поскольку должен будет заплатить, не получив ожидаемого результата.
  Во-вторых, устанавливается дополнительное обстоятельство к непреодолимой силе, на которое вправе ссылаться подрядчик-предприниматель в целях освобождения от ответственности за неисполнение обязанности и предупредить заказчика о недостатках предоставленного подрядчиком материала и обязанности его передать заказчику готовый результат.
  Следующая проблема, требующая рассмотрения - осуществление оплаты за результат работы. Но нормы о возврате аванса, аналогичной п. 3 ст. 487, глава 37 ГК РФ не содержит. Однако гражданское законодательство позволяет найти решение для возврата суммы аванса при случайной гибели результата. Гибель создаваемого результата не прекращает сама по себе обязанности подрядчика достичь требуемого результата. В случае же прекращения в этой ситуации обязательственного правоотношения, в том числе по соглашению сторон, полученные подрядчиком в соответствии с договором денежные суммы должны быть возвращены им заказчику в соответствии с нормами главы 60 ГК РФ (разумеется, если риск случайной гибели результата не перенесен договором на заказчика).1
  В данном случае, во-первых, налицо неисполнение обязательства стороной, получившей предоставление от контрагента. Во-вторых, поскольку негативные последствия случайной гибели результата отнесены на подрядчика, их компенсация за счет заказчика приведет к неосновательному сбережению имущества подрядчика. Иной вариант: подрядчик передал результат подряда, но результат оказался с недостатками. В этой ситуации наблюдается ненадлежащее исполнение обязанностей, и применяются специальные способы защиты, например, такой как соразмерное уменьшение установленной за работу цены. Для использования заказчиком способов защиты, предусмотренных п. 1 ст. 723 ГК РФ, безразлично наличие или отсутствие оснований для применения к подрядчику мер ответственности.
  Ответственность заказчика за нарушение сроков оплаты результата работы подрядчика не установлена в главе 37 ГК РФ, поэтому применяется общее правило о нарушении денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ).
  Рассмотренные проблемы, возникающие при исполнении договора подряда, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствовании законодательства о подряде.
 
 Шахов Р.В., группа № 10
 
 Функциональное назначение и структура
 фондового рынка
 
  Фондовый рынок - это рынок, на котором торгуют специфическим товаром - ценными бумагами. Реально эти бумаги ничего не стоят, однако их ценность определяется активами, которые стоят за этими бумагами.
  Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, коносамент акция, приватизационные ценные бумаги, банковская сберегательная книжка на предъявителя и т.д.
  Фондовый рынок выполняет ряд задач:
  1. аккумулирование временно свободных денежных ресурсов и
 направление их на развитие перспективных отраслей экономики;
  2. обслуживание государственного долга;
  3. регулирование финансовых потоков;
  4. перераспределение права собственности;
  5. спекулятивные операции.
  В аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и направлении их на развитие перспективных отраслей экономики состоит основная задача и назначение фондового рынка в обществе с развитыми рыночными отношениями.
  Функция обслуживания государственного долга является одной из важнейших задач национального фондового рынка. Основная особенность рынка государственных долговых обязательств состоит в том, что обращающиеся на нем ценные бумаги имеют наиболее высокую степень надежности (к сожалению, к российскому фондовому рынку это не относится, что проявилось в августе 1998г.). Другие финансовые инструменты, обращающиеся на национальных фондовых, рынках, имеют меньшую надежность, а значит, операции с ними должны иметь большую доходность по сравнению с доходностью операций на рынке государственных ценных бумаг.
  Рынок государственных ценных бумаг кроме решения задачи обслуживания государственного долга позволяет решать задачу регулирования финансовых потоков. Выкупая (или предлагая к продаже на выгодных условиях) государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать (или связывать) дополнительные инвестиционные ресурсы. Тем самым создаются предпосылки для увеличения занятости (или снижения инфляционного давления денежной массы). Фондовый рынок, обслуживая рынок государственных заимствований, предоставляет государству мощный инструмент для перераспределения и изменения направления движения временно свободных денежных ресурсов.
  Перераспределение права собственности. Эта задача может быть решена и без фондового рынка, хотя при его наличии она решается наиболее легким и естественным путем, а именно покупкой долевых ценных бумаг (акций), удостоверяющих право их владельца на участие в управлении акционерным обществом.
  Спекулятивные операции являются побочным результатом функционирования рынка ценных бумаг. Без возможности совершения этих операций фондовый рынок функционировать не может.
  Структуру фондового рынка в общем виде можно представить как взаимодействие четырех больших групп: инвесторы, эмитенты, инфраструктура фондового рынка и институт, регулирующий функционирование рынка ценных бумаг.
  Лица и организации, имеющие временно свободные излишки денежных средств, заинтересованные в их приумножении и приобретающие с этой целью ценные бумаги, называются инвесторами. По своей стратегии на фондовом рынке инвесторы делятся на стратегических; институциональных; частных.
  Стратегические инвесторы ставят целью не получение дивидендов от владения акциями, а возможности воздействия на функционирование акционерного общества. Степень влияния на деятельность акционерного общества зависит от количества акций, принадлежащих инвестору. Согласно российскому законодательству обладание разными количествами акций в процентном отношении от величины оплаченного уставного капитала общества дает инвесторам различные права.
  Институциональные инвесторы - это портфельные инвесторы, т. е. не осуществляющие прямых инвестиций, а покупающие ценные бумаги компаний. В качестве институциональных инвесторов выступают: банки; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; страховые компании; пенсионные фонды.
  Институциональные инвесторы, формируя и управляя инвестиционным портфелем, получают доход от курсового роста стоимости ценных бумаг и процентный доход по выплатам от ценных бумаг.
  Частные инвесторы составляют одну из наиболее многочисленных групп инвесторов как по числу их, так и по инвестиционной мощности. Анализ инвестиционной мощности различных групп инвесторов показывает, что частные инвесторы сопоставимы по данному показателю с другими группами инвесторов.
  Организации, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, торговли, реализации каких-либо программ, требующих определенных денежных затрат, и привлекающие для этого инвестиции путем выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называют эмитентами.
  По направлениям профессиональной деятельности их можно разделить на следующие основные группы: акционерные коммерческие банки; акционерные промышленные и торговые компании; инвестиционные компании и инвестиционные фонды; страховые компании, пенсионные фонды и прочие акционерные общества.
  Коммерческие банки - наиболее авторитетные из эмитентов участники фондового рынка. Это объясняется: определенными успехами их деятельности в последние годы, что выразилось в стабильных и достаточно высоких дивидендных выплатах по акциям; достаточно жестким контролем со стороны Центрального Банка Россия за их деятельностью; более высоким профессиональным уровнем специалистов кредитных организаций по сравнению со специалистами других институтов, действующих на фондовом рынке.
  Акционерные промышленные и торговые компании - большая и достаточно разнородная группа эмитентов. Среди них выделяются предприятия, имеющие наибольшую инвестиционную привлекательность и относящиеся, как правило, к нефтегазовому и добывающему комплексам. Инвестиционную привлекательность они имеют для стратегических инвесторов, заинтересованных в контроле над данными предприятиями, и для институциональных инвесторов, рассматривающих их как объект спекуляций на фондовом рынке. Для частных инвесторов акции данных эмитентов из-за слабой развитости инфраструктуры российского фондового рынка представляют значительно меньший интерес.
  Что касается инвестиционных и страховых компаний, пенсионных фондов и прочих акционерных обществ, то их ценные бумаги весьма слабо представлены на фондовом рынке.
  Инфраструктура фондового рынка является связующим звеном между инвестором и эмитентом, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвесторов и направляя финансовые потоки на приобретение ценных бумаг эмитентов, дающих наибольшую доходность.
  Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми его участниками правил работы на рынке ценных бумаг. На контролирующие органы фондового рынка возложены обязанности по регулированию процесса взаимодействия между собой участников рынка ценных бумаг, выполнения взятых ими на себя обязательств, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке.
  На фондовом рынке работают профессиональные участники, которых по характеру выполняемых ими функций можно разделить на следующие большие группы:
  • основная группа - операторы, осуществляющие сделки купли-
 продажи ценных бумаг. Они совершают эти операции на фондовых торговых площадках;
  • организаторы работы торговых площадок;
  • клиринговые организации, банки и депозитарии, осуществляющие учет взаимных обязательств и движения права собственности на ценные бумаги между участниками сделки;
  • реестродержатели (регистраторы), осуществляющие соответствующие записи в реестре акционеров о новых владельцах ценных бумаг.
  Сделки купли-продажи ценных бумаг заключают операторы - брокеры, дилеры и компании, осуществляющие доверительное управление предоставленными им денежными средствами.
  1. Брокеры осуществляют сделки на рынке ценных бумаг в интересах другого лица в качестве посредника (поверенного) этого лица.
  2. Дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг на фондовом рынке от своего имени и за свой счет.
  3. Компании, осуществляющие доверительное управление предоставленными средствами, выполняют управление переданным им во владение имуществом. Этим имуществом могут быть ценные бумаги, денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства и ценные бумаги, получаемые в результате такого управления.
  Организаторы торговли обеспечивают функционирование торговых площадок, которые подразделяются на биржевые и внебиржевые.
  Биржевые торговые площадки обеспечивают концентрацию спроса и предложения. Это позволяет формировать реальные цены на продаваемые ценные бумаги.
  Внебиржевые торговые площадки обеспечивают: перемещение значительных объемов ценных бумаг между конкретными инвесторами; формирование крупных пакетов акций путем обеспечения взаимодействия рынка мелких продавцов (розничных инвесторов) и крупных покупателей (оптовых инвесторов); осуществление рискованных спекулятивных сделок
  Клиринговыми организациями осуществляется учет взаимных обязательств операторов на фондовом рынке. После определения взаимных обязательств банки обеспечивают движение денежных средств от покупателя к продавцу, а депозитарии - движение ценных бумаг от продавца к покупателю.
  Реестродержатели (регистраторы) осуществляют учет и фиксацию права собственности на ценные бумаги, и переход его от одного лица к другому. Регистрация права собственности обеспечивается внесением соответствующих записей в реестры акционеров. Деятельность по ведению реестра акционеров является исключительным видом деятельности на фондовом рынке.
 
 
 
 1 ВВС РФ. 1992. №7. Ст. 300

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу