<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. История Министерства юстиции
  8 сентября 1802 г. в России был установлен новый вид учреждений - министерства, в том числе Министерство юстиции. Министр юстиции, являясь одновременно и генерал-прокурором, возглавлял систему органов прокуратуры. Он обладал существенными полномочиями в области осуществления надзора за деятельностью судей (в частности, вправе был привлекать судей к дисциплинарной ответственности), назначал мировых судей в губерниях и областях Сибири, выполнял ряд других властных функций в отношениях с судами. Первым министром юстиции Российской империи стал Гавриил Романович Державин (08.09.1802 г. - 07.10.1803 г.). Всего возглавляло данное министерство за более чем 200 лет истории его существования 46 человек.
  В дореволюционной России взаимоотношения Министерства юстиции с прокуратурой и судебными органами существенно отличались от ныне существующих. Так было до 1917 г.
  После Великой Октябрьской социалистической революции, 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял Постановление "Об образовании рабочего и крестьянского правительства". Для управления страной впредь до созыва Учредительного Собрания учреждалось временное рабоче-крестьянское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручалось Комиссиям. Одним из первых народных комиссариатов стал Народный комиссариат юстиции (НКЮ) РСФСР. Постановлением СНК от 9 декабря 1917 г. комиссариатом предписывалось в своей деятельности проводить общую политику СНК.
  Первоначальная задача НКЮ определялась Декретом о суде № 1, провозгласившим ликвидацию старого судебного аппарата и создание советских судебных органов, построенных на принципе участия трудящихся в осуществлении правосудия. Осуществляя судебное управление и руководство всеми органами юстиции, НКЮ сыграл решающую роль в их создании и в направлении их деятельности.
  В марте 1918 г. на территории РСФСР предусматривалось создание следующих органов юстиции: местных народных судов, окружных народных судов, областных народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий, комиссий правозаступников. Организация этих органов возлагалась на НКЮ. Согласно ст. 37 Декрета о суде № 2, НКЮ принадлежало право первоначального определения границ областных народных судов, определения числа их членов, а также числа членов верховного судебного контроля и созыв их первых сессий.
  Деятельность НКЮ не исчерпывалась организационными вопросами: через свои местные органы НКЮ осуществлял надзор за соблюдением законности в деятельности советских учреждений; надзирал за проведением расследований по уголовным делам органами дознания; осуществлял контроль за соблюдением законности в деятельности ВЧК и революционных трибуналов. НКЮ проводил в жизнь начала, положенные в основу карательной политики социалистического государства, в его ведении находились все места лишения свободы. На Наркомюст возлагалась систематизация и кодификация законодательства.
  НКЮ того времени не только осуществлял организационный контроль за деятельностью судов, но фактически взял на себя надзор за соблюдением судами законности при осуществлении правосудия.
  Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., определила правовое положение народных комиссаров. На НКЮ возлагалось выполнение новых функций, впервые он был официально наделен функцией судебного надзора. В дальнейшем Положение о Народном комиссариате юстиции 1921 г. исчерпывающе определило задачи, компетенцию и внутреннюю структуру НКЮ.
  С 1922 г. НКЮ перестал осуществлять руководство всеми карательными учреждениями республики. Места заключения, находившиеся ранее в ведении НКЮ, были переданы Народному комиссариату внутренних дел.
  В 1923 г. принимается новое Положение о Народном комиссариате юстиции, необходимость перестройки которого была вызвана изменением законодательства по реорганизации судебной системы. Задачи, определяющие деятельность НКЮ как высшего административно-политического центра, концентрировались в трех направлениях: судебное управление; надзор за законностью; разработка законов и их кодификация.
  Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. был образован союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР. Этим же постановлением органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и подчинены непосредственно Прокурору СССР.
  Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 8 декабря 1936 г. утвердил Положение о Народном комиссариате юстиции СССР, которым на Наркомюст СССР возлагались организация и руководство деятельностью судебных учреждений.
  После принятия этого Положения на Наркомюст СССР были возложены организация и руководство военными трибуналами и транспортными судами.
  В 50-х годах Министерство юстиции СССР и его органы были ликвидированы как "излишний бюрократический нарост", а функции по организации и контролю за качеством судебной работы перешли к вышестоящим судам. В 1970 г. Министерство юстиции СССР было воссоздано и получило полномочия по "организационному руководству" судами. Осуществляя эту задачу, Минюст подбирал кадры судей, проводил проверки деятельности судов, изучая для этого гражданские и уголовные дела, рассмотренные судами, производя обобщения судебной практики. Минюст вправе был привлечь судью к дисциплинарной ответственности, поставить вопрос о досрочном отзыве судьи. При осуществлении своих полномочий Министерство юстиции вмешивалось в деятельность судов по отправлению правосудия, попирало независимость судей. Поэтому в период, когда, наконец, была официально признана необходимость более последовательного обеспечения независимости судебной власти от исполнительной, одной из мер для реализации этого положения стала корректировка задач и функций Министерства юстиции (сначала - СССР, а затем - РФ). Так, с принятием в 1989 г. "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве" задачей Министерства юстиции стало осуществление не "организационного руководства" судами, а "организационное обеспечение деятельности судов". Закон "О статусе судей в РФ", принятый в 1992 г., исключил возможность Министерства юстиции привлекать судей к дисциплинарной ответственности, передал многие вопросы обеспечения деятельности судов (отбор кандидатов на должность судьи, приостановление и прекращение полномочий судьи и т.д.) в ведение органов судейского сообщества. Логическим завершением этого процесса стали нормы Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и Закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ", принятого в 1998 г. В соответствии с этими нормативными актами организационное обеспечение деятельности судов возлагается ныне на аппараты судов либо на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы. Такое положение привело к существенному изменению задач Министерства юстиции РФ, изменению его взаимоотношений с судебными органами. Министерство юстиции лишилось руководящих полномочий в отношении судов. Оно осуществляет лишь вспомогательные функции, такие, как: обеспечение исполнения судебных решений, обеспечение установленного порядка деятельности судов (соблюдение общественного порядка в зданиях судов, обеспечение безопасности судей и участников процесса и т.д.), разработка и внедрение в судах программно-аппаратных средств и технологий обработки, сбора и анализа правовой информации.
  Однако объем задач Министерства юстиции в настоящее время меняется не только в сторону его сужения. В ходе правовой и судебной реформы, в связи с изменением обстановки в стране перед Минюстом ставятся новые задачи, ранее ему несвойственные. Так, в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний Российской Федерации и в соответствии с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел РФ была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Соответственно у Минюста появились новые задачи. Воздействуют на задачи и функции Министерства юстиции и законодательные изменения, касающиеся порядка исполнения судебных решений и организации системы судебных приставов, трансформирующие порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, окажет свое влияние и принятие закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и т.д.81
 2. Задачи Министерства юстиции РФ и его положение
 в системе органов исполнительной власти
  Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
  В условиях, когда человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признаются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ), основной целью государственной политики в области юстиции является охрана прав и законных интересов людей. Поэтому и цель деятельности Минюста РФ в самой общей форме можно сформулировать как цель охраны прав и законных интересов человека и гражданина. Однако эта цель сформулирована слишком широко, характерна не только для Минюста, но и для всех других правоохранительных органов. Задачи, свойственные именно Минюсту РФ в настоящий период, позволяют конкретизировать цель деятельности.
  Основными задачами Минюста России являются:
  1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
  2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
  3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
  4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
  6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
  Такие задачи Министерства юстиции не являются чем-то вечным и неизменным. Задачи и конкретные функции Министерства юстиции меняются с изменением государственной политики, преобладающих воззрений на роль Минюста, место других правоохранительных органов и организаций в обществе. Перечень задач Минюста изменяется, совершенствуется с ходом судебной и правовой реформы в России.
  Минюст РФ - одно из министерств, входящих в состав Правительства РФ. По действующей ныне структуре федеральных органов исполнительной власти Министерство юстиции является федеральным министерством, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России. Порядок взаимодействия Минюста с иными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок его взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливается Президентом Российской Федерации.
  Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г.
  Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.
  Минюст РФ имеет официальный сайт в Интернете.
 3. Функции Министерства юстиции РФ и его органов
  В целях обеспечения исполнения перечисленных выше задач, стоящих перед Минюстом РФ, оно самостоятельно осуществляет правовое регулирование в сфере юстиции, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными актами Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
  Минюст РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Минюст РФ может осуществлять координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
  Минюст РФ в своей сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.
  Министерство юстиции наделено целым рядом функций, перечень которых содержится в Положении о Министерстве юстиции РФ от
 2 августа 1999 г. К таким функциям относятся:
  1. Деятельность в сфере нормотворчества (например, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации).
  2. Деятельность в сфере правовой информации (например, участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации; организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации).
  3. Деятельность по государственной регистрации общественных объединений, иностранных юридических лиц (например, принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц; осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности, и ведет реестр национально-культурных автономий).
  4. Деятельность в сфере государственной регистрации прав на недвижимость (например, осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
  5. Деятельность в сфере обеспечения исполнения уголовных наказаний и функционирования уголовно-исполнительной системы (например, обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом).
  6. Деятельность в сфере нотариата (например, наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства).
  7. Деятельность в сфере адвокатуры (например, ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации).
  8. Деятельность в области государственной регистрации актов гражданского состояния (например, осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния).
  9. Деятельность в области международного права (например, представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; исполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным
 делам).
  10. Деятельность по организации работы Министерства юстиции и его подразделений (например, осуществляет финансирование органов и учреждений юстиции; организует рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений
 юстиции).
  11. Деятельность в области использования и защиты интеллектуальной собственности (например, осуществляет правовую защиту интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструктор-
 ских и технологических работ военного, специального и двойного назначения).
  12. Деятельность в сфере регулирования деятельности арбитражных управляющих (например, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве регулирующего органа осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих).
  13. Иные направления деятельности (например, обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации; обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России).
  Для осуществления своих функций Минюст РФ наделен целым рядом полномочий. Так, в рамках организации работы министерства Минюст РФ вправе создавать свои территориальные органы, утверждать положения о них, утверждать штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников, также создавать учреждения юстиции и иные организации, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы. Минюст РФ может вносить предложения об улучшении условий труда, материального обеспечения и социально-бытового обслуживания работников органов и учреждений юстиции.
  В рамках осуществления своих функций Минюст РФ имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц, а также привлекать в необходимых случаях для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  Проводя работу по контролю за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций, Минюст РФ может направлять в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов; направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями.
  Для реализации своих функций в области нормотворческой деятельности Минюст РФ вправе привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе; направлять в орган, издавший нормативный правовой акт, обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию; представлять в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
  Минюст РФ имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники и государственных посредников - федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно-технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследова-
 тельских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
  Минюст РФ имеет право заключать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера, например, Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Итальянской Республики от 18 сентября 2000 г.
  В полномочия Минюста РФ входит подготовка ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны, этапирования, конвоирования.
  Министерство юстиции РФ самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов РФ в установленном законодательством РФ порядке. Например, назначение на должность регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно быть согласовано с органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, в некоторых случаях, предусмотренных законом, Министерство юстиции и его органы принимают решения совместно с другими органами. Так, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате (ст. 12) орган юстиции совместно с нотариальной палатой учреждает и ликвидирует должности нотариуса, определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе. Наделение нотариуса полномочиями производится органами юстиции на основании рекомендации нотариальной палаты и т.д.
  Минюст России вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
 4. Система органов и структура Министерства юстиции РФ. Учреждения и организации Министерства юстиции РФ
  Министерство юстиции возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр юстиции Российской Федерации.
  Министр имеет десять заместителей, в том числе двух первых заместителей, статс-секретаря - первого заместителя министра и заместителя министра - главного судебного пристава РФ. Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр осуществляет общее руководство деятельностью министерства и его органов на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение задач, возлагаемых на министерство, а также имеет целый ряд других полномочий, предусмотренных законодательством РФ.
  Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Министерство юстиции РФ имеет в своем ведении Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную регистрационную службу, Федеральную службу судебных приставов.
  В структуре центрального аппарата Министерства юстиции РФ могут выделяться департаменты, управления и отделы. В ведении непосредственно министра юстиции РФ находятся Департамент управления и Центр общественных связей; Управление собственной безопасности; Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
  К ведению двух первых заместителей министра юстиции РФ относятся Департамент регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами и Управление конституционного законодательства; Департамент экономического законодательства и Департамент по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц; Департамент делопроизводства и Организационно-контрольное управление.
  В ведении статс-секретаря первого заместителя министра юстиции РФ находится Департамент законопроектной деятельности.
  К ведению заместителей министра юстиции РФ относятся:
  1. Финансово-экономический департамент и Департамент материально-технического обеспечения; Контрольно-ревизионное управление и Департамент государственной службы и кадров.
  2. Департамент международного сотрудничества и Управление законодательства субъектов РФ и федерального регистра, а также Департамент правовой информатизации и научно-технического обеспечения.
  3. Главное управление исполнения наказаний и Управление экспертных учреждений, а также Отдел мобилизационной подготовки.
  4. Департамент законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности и Департамент по делам общественных и религиозных объединений.
  5. Департамент социального и гражданского законодательства и Департамент по вопросам правовой помощи.
  В ведении заместителя министра юстиции - Главного судебного пристава РФ - находится Департамент судебных приставов.
  Кроме того, при Министерстве юстиции РФ действуют:
  * Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
  * Международный юридический институт;
  * Российская правовая академия;
  * Российский институт государственных регистраторов;
  * Государственная регистрационная палата;
  * Научный центр правовой информации;
  * Российский федеральный центр судебной экспертизы.
  При Министерстве юстиции также создана и действует апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью.
  На местах функции Министерства юстиции осуществляют министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы юстиции краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга, автономной области и автономных округов.
  Органы юстиции субъектов федерации и приравненные к ним управления (отделы) являются территориальными органами Министерства юстиции РФ. Руководители территориальных органов юстиции назначаются на должность министром юстиции по согласованию с главами исполнительной власти субъектов РФ.
  В настоящее время в соответствии с приказами Минюста РФ образованы федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам. Федеральные управления возглавляют начальники, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министром юстиции Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.
  Основными задачами федерального управления являются:
  1) организация контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе;
  2) организация взаимодействия территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции с полномочным представителем Президента Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в Сибирском федеральном округе;
  3) обеспечение реализации Министерством юстиции Российской Федерации в Сибирском федеральном округе государственной политики и осуществление управления в сфере юстиции;
  4) организация контроля в Сибирском федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, иные органы и учреждения юстиции;
  5) координация деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ.
  Кроме того, ряд своих функций Министерство юстиции осуществляет через учреждения и организации, входящие в его систему. К ним следует отнести систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции, службу судебных приставов и учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  В систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции входят Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ и центральные лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
 
 
 Тема 18. СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РФ
  1. Роль и функции службы судебных приставов в РФ.
  2. Система службы судебных приставов РФ.
  3. Порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов. Требования к лицам, назначаемым на должность судебного пристава.
  4. Гарантии правовой и социальной защиты судебных при-
 ставов.
 1. Роль и функции службы судебных приставов в РФ
  Служба судебных приставов в Российской Федерации предназначена для выполнения двух групп функций. К первой из них относится обеспечение установленного порядка деятельности судов. Ко второй - исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве.
  Первая из этих задач является достаточно новой для нашей правовой системы. Правда, в дореволюционной России на судебных приставов, кроме обязанностей по исполнению судебных актов, возлагались также функции по вручению повесток, исполнению поручений судей и пр. Однако после революции 1917 г. институт судебных приставов исчез. В обязанности же судебных исполнителей входило лишь исполнение судебных актов. Для выполнения ряда обеспечительных функций суд вынужден был обращаться за помощью к органам исполнительной власти (для доставки повесток - к органам почтовой связи, для исполнения постановлений о принудительном приводе и для обеспечения порядка в здании суда - к органам милиции), что ставило суд в зависимое положение. За помощью к милиции должны были обращаться и судебные исполнители, в случаях, когда ими выполнялись действия, имеющие принудительный характер (наложение ареста на имущество, выселение и т.д.). В последние годы возникла проблема, связанная с обеспечением безопасности судей и участников судебного разбирательства в здании суда. Такая защита никем не осуществлялась, между тем попытки оказания давления на суд, свидетелей, участников процесса под угрозой применения насилия стали повторяться все чаще. Поэтому со всей остротой проявилась необходимость в создании специализированного органа, который поддерживал бы порядок в здании суда, обеспечивал бы безопасность судей и участников судебного разбирательства, применял бы по постановлению судьи меры принудительного характера, оказывал содействие в исполнении решений суда.
  С другой стороны, положение, которое занимали судебные исполнители, было небезупречным. Несмотря на то, что назначались на должность и освобождались от нее судебные исполнители начальником отдела (управления) юстиции, свои непосредственные обязанности они исполняли под контролем судей районного суда, подчинялись им. Судьи обязаны были также регулярно проверять деятельность судебных исполнителей. Таким образом, нарушался принцип разделения властей, судьи исполняли не свойственные им обязанности. Кроме того, действующее законодательство и Инструкция об исполнительном производстве от 15.11.1985 г. не предоставляли судебным исполнителям достаточных возможностей для эффективного исполнения судебных решений. Между тем в современных условиях исполнение решений судов (особенно предусматривающих взыскание денежных средств с коммерческих организаций) стало чрезвычайно затруднительным, превратилось в одно из самых "узких мест" судебной деятельности.
  Для преодоления данных недостатков были приняты Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". В соответствии с этими Законами в РФ создана служба судебных приставов. Причем в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав-исполнитель).
  Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обладает значительным объемом обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 11 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах". Для выполнения своих полномочий судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:
  * обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;
  * применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
  Обязанности судебного пристава-исполнителя, а также права, необходимые судебному приставу-исполнителю для обеспечения своих полномочий, установлены ч. 1 ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах".
 2. Система службы судебных приставов РФ
  Суды РФ не осуществляют руководства службой судебных приставов. Эта служба входит в систему органов Министерства юстиции РФ, образуя Федеральную службу судебных приставов. Судьи же имеют возможность сосредоточиться на своей единственной и чрезвычайно важной функции - осуществлении правосудия.
  Второй положительный момент передачи системы судебных приставов под контроль Министерства юстиции состоит в том, что судьи, рассматривая жалобы на действия судебных приставов, могут действовать действительно объективно и беспристрастно, поскольку они более не руководят деятельностью лиц, исполняющих судебные акты, и не несут ответственности за эту деятельность. С другой стороны, Министерство юстиции и его органы также не имеют возможности осуществлять повседневный контроль и непосредственное руководство деятельностью судебных приставов, поскольку служба судебных приставов, хотя и включена в систему Министерства юстиции РФ и поставлена под контроль органов юстиции, все же представляет собой относительно самостоятельную подсистему, построенную по иерархическому принципу. Судебные приставы не подчиняются по службе органу юстиции, а только вышестоящим должностным лицам службы судебных приставов (а судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняет также распоряжения судьи, связанные с соблюдением порядка в суде). Министерство юстиции РФ осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов только через главного судебного пристава РФ, а органы юстиции субъектов РФ - через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.
  Возглавляет службу судебных приставов главный судебный пристав РФ. Эту должность занимает один из заместителей министра юсти-
 ции РФ.
  Ему подчиняется Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ, и служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, которая возглавляется заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом.
  Следующим звеном системы службы судебных приставов являются службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ (области, края, автономной области, автономного округа, республики в составе РФ), возглавляемые главными судебными приставами субъектов РФ. Эти должности занимают заместители начальников органов юстиции субъектов РФ.
  И, наконец, третье звено системы службы судебных приставов представляют собой районные, межрайонные или соответствующие им подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Эти подразделения состоят из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Эти судебные приставы и исполняют непосредственно обязанности по обеспечению установленного порядка судебной деятельности и по исполнению судебных актов и актов других органов.
  Судебные приставы-исполнители исполняют, в частности:
  1) выдаваемые судами исполнительные листы;
  2) судебные приказы;
  3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
  4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
  5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
  6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  7) постановления судебного пристава-исполнителя;
  8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  В соответствии с совместным решением Высшего Арбитражного Суда РФ и Министерства юстиции РФ, учитывая сложность исполнения судебных актов арбитражных судов, и в целях специализации судебных приставов-исполнителей в каждой службе и подразделении судебных приставов должны быть выделены конкретные судебные приставы-исполнители по исполнению исполнительных листов, выдаваемых арбитражными судами. Причем персональный состав и количество выделенных специалистов должно определяться с учетом их подготовленности в вопросах арбитражного процессуального законодательства и соответствующей нагрузки.
 3. Порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов. Требования к лицам, назначаемым на должность судебного пристава
  Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах"). На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
  Старшим судебным приставом может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование.
  Судебными приставами Управления военных судов могут быть только лица офицерского состава и прапорщики, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ.
  Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
  Главный судебный пристав РФ назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра юстиции РФ.
  Заместитель главного судебного пристава РФ и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции РФ.
  Главные судебные приставы субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом РФ по представлению министра юстиции соответствующего субъекта РФ или начальника соответствующего органа юстиции.
  Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ.
  Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.
  Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".
  Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
  Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.
 4. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов
  Заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством РФ.
  Судебные приставы-исполнители на всей территории РФ бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.
  Судебным приставам-исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством РФ.
  Судебный пристав, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.
  Судебным приставам военных судов выплата месячных должностных окладов, окладов по воинским званиям, производство всех годовых, ежемесячных и единовременных дополнительных денежных выплат, выдача всех видов натурального и другого довольствия и обеспечения осуществляются по основаниям и в размерах, которые установлены законодательством РФ для военнослужащих.
  Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
  Страховые суммы выплачиваются в случаях:
  - гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;
  - причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;
  - причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
  В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
  В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
  Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством РФ.
  Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты судебных приставов.
 
 
 Тема 19. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
  1. Понятие и задачи предварительного расследования.
  2. Формы предварительного расследования. Подследственность уголовных дел.
  3. Органы, осуществляющие предварительное следствие. Задачи, компетенция и система следственных аппаратов Прокуратуры, МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок назначения и освобождения от должности следователей.
  4. Органы, осуществляющие дознания. Компетенция органов дознания.
 1. Понятие и задачи предварительного расследования
  Общественно опасные деяния, называемые преступлениями и запрещенные государством, наносят большой вред обществу и отдельным гражданам. Это террористические акты, убийства, изнасилования, кражи и другие уголовно-наказуемые деяния, совершаемые на территории государства. В редких случаях преступления совершаются открыто и лицо, его совершившее, известно. Как правило, приходится сталкиваться уже с результатами преступления, а иногда нужно устанавливать лиц и пострадавших от преступления, и совершивших его. Для того чтобы привлечь виновных к ответственности и суд вынес им или ему справедливый приговор, необходимо провести значительную подготовительную работу. Установить факт преступления, собрать доказательства, подтверждающие участие и виновность конкретного лица, обеспечить участие в суде имевших отношение к преступлению лиц: свидетелей, потерпевших, обвиняемых - эту работу призваны делать органы предварительного расследования. Деятельность специальных государственных органов, направленная на обнаружение и расследование преступлений, и называется предварительным расследованием. Понятие и признаки его глубоко изучаются в учебном курсе "Уголовный процесс", который является основной профилирующей дисциплиной в подготовке юристов. Основная нормативная база, предусматривающая и регулирующая предварительное расследование, сформулирована и закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ82. Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" знакомит с содержанием понятия "предварительное расследование", организацией и построением тех органов государства, которым поручается вести предварительное расследование. Здесь предварительное расследование рассматривается и определяется лишь как одна из функций, осуществляемая государством через свои специально уполномоченные органы.
  Предварительное расследование является процессуальной деятельностью, которая связана с подготовкой к реализации норм уголовного права и является специфической. Эта деятельность может осуществляться отдельными существующими органами государства, которые выполняют другие основные функции, отличные от предварительного расследования. Поэтому специальных, выделенных отдельно для выполнения только функции предварительного расследования органов в Российской Федерации нет. На ведение этой процессуальной деятельности органы специально уполномочиваются законом - УПК РФ, круг этих органов достаточно широк, особенно для проведения дознания.
  Предварительное расследование - это специфическая деятельность по дознанию и предварительному следствию специально уполномоченных законом органов государства, направленная на обнаружение преступлений, установление обстоятельств события преступления и лиц, их совершивших, собирание доказательств и доказывание вины обвиняемого, а также подготовку уголовных дел для рассмотрения
 в суде.
  В предложенном определении делается упор на организационно-функциональный аспект предварительного расследования, необходимый для изучения в данном учебном курсе. Знание органов государства, которые осуществляют функцию предварительного расследования, их устройства, подследственности и выделенного следственного аппарата или подразделений дознания составляет основу этой темы83.
  Предварительное расследование является целенаправленной и организованной деятельностью органов государства и их должностных лиц. Поэтому оно связано с назначением уголовного судопроизводства в целом и тоже направлено на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Перед органами предварительного расследования стоит задача уголовного преследования лиц, совершивших преступление, и обеспечение назначения виновным справедливого наказания. Содержание уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в ходе дознания или предварительного следствия раскрывается процессуальной деятельностью по уголовному делу дознавателя, следователя или прокурора. Вынесение процессуальных решений, проведение следственных действий и составление процессуальных документов, избрание и применение мер пресечения составляют содержание процессуальной деятельности следователя или дознавателя.
  Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст.ст. 1, 5 и гл. 2 закрепляет основные общие положения, касающиеся, в том числе, предварительного следствия: законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства, основные понятия, используемые в УПК РФ, принципы российского уголовного процесса.
  Тема "Органы, осуществляющие предварительное расследование" является сложной для изучения, так как требует анализа и сопоставления различных нормативных актов, а также организационных и функциональных понятий (предварительное расследование и система органов МВД, структура РОВД). Для выполнения этого требуются знания устройства органов, выделяемых подразделений следствия и дознания, и понимание функции предварительного расследования.
 2. Формы предварительного расследования.
 Подследственность уголовных дел
  Предварительное расследование, как процессуальная деятельность, имеет определенный порядок, правила, условия, которые на практике соблюдаются и реализуются дознавателями и следователями. Последовательность действий и порядок принимаемых решений в ходе предварительного расследования позволяют выделить две формы, которые определены в законе (ст. 150 УПК РФ), - предварительное следствие и дознание.
  Основной в предварительном расследовании является форма предварительного следствия, что закрепляется в ч. 2 ст. 150 УПК РФ, а именно "производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением...", установленным законом. Предварительное расследование в форме дознания производится лишь в оговоренных законом случаях и по специально указанным видам преступлений (ч. 3 ст. 150 УПК РФ).
  Предварительное следствие и дознание, являясь частью предварительного расследования, имеют общие объединяющие их черты. Это связано с тем, что они предусмотрены УПК РФ, осуществляются в связи и по фактам совершенных уголовных преступлений и ряд выполняемых процессуальных действий и принимаемых решений одинаково им предписаны законом. Часть 1 ст. 223 УПК РФ устанавливает, что предварительное расследование в форме дознания проводится в таком же порядке, как предварительное следствие (исключение гл. 23), за изъятиями, установленными гл. 32 УПК РФ.
  Предварительное следствие и дознание имеют специфические, отличающие их друг от друга признаки и элементы.
  Осуществляются они разными органами или разными подразделениями одного органа, например, органы прокуратуры и органы службы судебных приставов Министерства юстиции РФ или следователи органов федеральной службы безопасности и дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности.
  Кроме того, отличается объем, сроки, оформление окончания процессуальной деятельности, осуществляемой этими органами. Так, по окончании предварительного следствия, как правило, составляется обвинительное заключение (ст. 220 УПК РФ), а по окончании дознания - обвинительный акт (ст. 225 УПК РФ). Для производства предварительного следствия устанавливается 2-месячный срок и предусматривается неоднократное его продление (ст. 162 УПК РФ). Для производства дознания этот срок составляет 20 дней и возможность продления его на срок не более 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).
  При определенных условиях органы дознания могут возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия и при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ). По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания направляет дело прокурору. Дальнейшее расследование по этому делу производится в форме предварительного следствия.
  После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
  При проведении предварительного расследования возникает вопрос, какой конкретно орган или должностное лицо должны проводить предварительное следствие или дознание? Ответ на этот вопрос дает понятие подследственности уголовных дел (ст. 151 УПК РФ).
  Подследственность характеризуется с двух сторон. Она раскрывает свойство возбужденного уголовного дела и определяет относимость дела к ведению конкретного органа следствия или дознания. Перечень статей УК РФ, данный в различных частях ст. 151 УПК РФ, закрепляет дела по конкретным преступлениям за следователями и дознавателями называемых органов. Поэтому подследственность может рассматриваться и как правомочие (обязанность) органов следствия и дознания проводить следствие или дознание при наличии признаков определенного преступления, закрепленного за ними.
  Подследственность - это относимость уголовных дел к ведению следователей или дознавателей конкретного органа, осуществляющего предварительное следствие или дознание, порождающая их обязанность проводить по нему все процессуальные действия.
  В научной и учебной литературе выделяются следующие виды подследственности: предметная, территориальная, по связи уголовного дела, субъектная и другие, которые более глубоко изучаются в учебном курсе "Уголовный процесс".
  При определенных условиях подследственность между дознанием и следствием может изменяться прокурором. При возникновении вопросов о подследственности они также разрешаются прокурором.
 3. Органы, осуществляющие предварительное следствие.
 Задачи, компетенция и система следственных аппаратов Прокуратуры, МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю
 за оборотом наркотиков. Порядок назначения и освобождения от должности следователей
  Проведение предварительного следствия возлагается на названные в ст. 151 УПК РФ государственные органы, в звеньях системы которых созданы и действуют следственные подразделения или в которых работают специальные должностные лица - следователи. Непосредственно предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи органов прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или следственные подразделения, созданные в рамках системы этих органов. Чтобы правильно сориентироваться и определить следственный аппарат и следователей, где они работают, нужно внимательно разобраться с системой органов прокуратуры, системой органов федеральной службы безопасности, системой органов внутренних дел, системой органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и структурами их звеньев.
  Задачи названных органов в целом и задачи следственных подразделений или следователей отличаются и совпадают лишь частично. Следователи и следственные подразделения призваны, в каждом случае обнаружения признаков преступления, принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Поэтому они выполняют лишь одну функцию предварительного расследования из возлагаемых на названные органы и решают частично те задачи, которые стоят перед этими органами в целом.
  Следователь, начальник следственного отдела, следственное подразделение - ключевые понятия этой темы. Учитывая, что они имеют важное практическое значение, понятия "следователь" и "начальник следственного отдела" нашли свое закрепление в ст. 5 УПК РФ соответственно в п. 41 и п. 18.
  "Следователь" как должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные законом, характеризуется по своему правовому статусу с двух сторон. Как лицо, являющееся сотрудником определенного органа, например прокуратуры, он имеет должность, звание, место работы и зарплату работника прокуратуры, на которого распространяются правила работы в органах прокуратуры84. С другой стороны, следователь выполняет свою специализированную работу по расследованию уголовных дел и наделен определенным кругом процессуальных полномочий, закрепленных в УПК РФ. Осуществление предварительного следствия для следователя является и обязанностью как работника органа и правом наделенного властью лица для движения уголовного процесса в отношениях с другими лицами. Основной круг правомочий следователя определен в ст. 38 УПК РФ. Но значительная часть действий следователя регламентируется еще ч. 1 "Общие положения" и ч. 2 "Досудебное производство" УПК РФ.
  С предварительным следствием связан и начальник следственного отдела, который, в отличие от следователя, обладает еще рядом организующих предварительное следствие правомочий и полномочиями контрольного характера по отношению к следователям своего отдела (ст. 39 УПК РФ). Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им следственного подразде-
 ления.
  С начальником следственного отдела, как должностным лицом, возглавляющим соответствующее следственное подразделение, связано понятие "следственное подразделение".
  Органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, органы МВД, органы ФС по контролю за оборотом наркотиков имеют свою систему и построение в зависимости от территориальной привязанности, специализации или выполняемых функций. Система органов может быть связана со звеньевым построением органов по уровню территориальной привязанности, например, Российская Федерация, Федеральный округ, субъект РФ, территориальное деление субъекта РФ. Каждое звено системы органов имеет свою структуру, то есть те подразделения, которые образуют соответствующий территориальный или специализированный орган: Прокуратура Томской области, Следственное управление Следственного комитета при МВД по Западно-Сибирскому федеральному округу, Управление ФС по контролю за оборотом наркотиков имеют структурные подразделения, такие, как управления, отделы, отделения, группы и другие. В число таких подразделений включаются и следственные подразделения: Следственный комитет при МВД РФ, Следственное управление (отдел) прокуратуры субъекта РФ. В низовых звеньях органов, которым поручено ведение следствия, следственные подразделения могут отсутствовать. Там работают отдельные следователи без организационных объединений. Следователь Управления ФСБ по Томской области, следователь Прокуратуры Верхнекетского района Томской области.
  Система следственных аппаратов органов, которым поручено ведение предварительного расследования, определяется по-разному. Наиболее четко определена система следственных подразделений в рамках органов МВД РФ. Специальный Указ Президента РФ определил систему следственных подразделений при органах МВД85. Пункт 4 Положения об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденного этим Указом Президента РФ, определяет перечень следственных подразделений. К ним относятся: Следственный комитет при МВД РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Следственный аппарат строится параллельно системе органов МВД на территории России и его подразделения имеют приставку "при" органах внутренних дел, что подчеркивает их определенную самостоятельность и значение, о чем уже частично говорилось при рассмотрении системы органов МВД.
  Следственный аппарат органов прокуратуры включен в качестве структурных подразделений звеньев в систему органов прокуратуры, как территориальных, так и специализированных. В низших звеньях органов прокуратуры могут не создаваться следственные подразделения, а функцию предварительного следствия осуществляют непосредственно следователи. Чтобы в целом представить следственный аппарат прокуратуры, необходимо нарисовать всю систему органов прокуратуры, выделив в получившихся звеньях соответственно следственные: главные управления, управления, отделы, отделения, группы или следователей территориальных и специализированных прокуратур.
  Следственный аппарат Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков также непосредственно связан с системой органов каждой из этих служб86.
  Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности87, в структуре которого и нижестоящих органов имеются следственные подразделения или должности следователей в составе должностных лиц конкретного низового органа.
  Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков создана недавно на базе Федеральной службы налоговой полиции и подразделений органов МВД, также имеет следственные подразделения в рамках органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, например, Главное следственное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков88.
  На следователей и следственные подразделения органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, МВД, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков возлагается государственная обязанность принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение, меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 21 УПК РФ).
  Правовой статус следователя как должностного лица определяется его принадлежностью к определенному государственному органу, сотрудником или работником которого он является. Кто может быть следователем и как им стать - это вопросы работы с кадрами в тех ведомствах, которым предписано осуществлять предварительное следствие. Поэтому порядок назначения и освобождения от должности следователей определяется в каждом из называемых ранее органов отдельно и самостоятельно. Требования к лицам, претендующим на должность следователя, порядок их назначения на должность, порядок прохождения ими службы, присвоение классных чинов и специальных званий, применение мер поощрения и взыскания, увольнение с должности - все эти положения требуют изучения применительно и к следователям прокуратуры, и к следователям Федеральной службы безопасности, и к следователям МВД, и к следователям Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Упрощает изучение этого вопроса некоторое имеющееся сходство тех положений, которые подлежат изучению.
  Для примера. Основные признаки прокурорских работников закрепляются в ст. 54 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ", и в ст. 40 определяется, что исполняют они обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Закона. Статья 40.1 и последующие статьи разд. 5 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" устанавливают требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так, следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
  Такая же схема в отношении следователей закреплена в Федеральном законе РФ от 3.04.1995 г. (в ред. на 30.06.2003) № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" в гл. 4 "Силы и средства органов Федеральной службы безопасности", в частности ст. 16 "Сотрудники органов Федеральной службы безопасности". "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" (в ред. на 25.07.2002 г. № 116-ФЗ) формулирует подробно предписания, применимые к следователям органов внутренних дел, а "Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, закрепляет организационный правовой статус следователей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков89.
 4. Органы, осуществляющие дознания.
 Компетенция органов дознания
  Дознание как форма предварительного расследования реализуется в деятельности государственных органов, которым предписано ведение дознания, специально уполномоченными лицами - дознавателем и начальником органа дознания. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. 5 формулирует содержание используемых в законе терминов - "дознание" (п. 8), "дознаватель" (п. 7), "начальник органа дознания" (п. 17), "органы дознания" (п. 24), "неотложные следственные действия" (п. 19). Названные понятия необходимо правильно понимать и отграничивать друг от друга.
  В ст. 40 "Орган дознания" и ст.41 "Дознаватель" УПК РФ конкретизируются предписания об органах дознания и полномочиях дознавателя.
  Перечень государственных органов, которые могут и должны проводить дознание, является ограниченным. То есть только названные в законе органы и их должностные лица уполномочены проводить дознание по уголовным делам или выполнять неотложные следственные действия.
  Основываясь на ст. 40 УПК РФ, можно выделить три категории органов дознания:
 1) непосредственно названные в ст. 40 и уполномоченные проводить дознание и неотложные следственные действия;
 2) непосредственно не названные в указанной ст. 40 и уполномоченные проводить дознание и неотложные следственные дей-
 ствия;
 3) названные в ст. 40 и уполномоченные возбуждать уголовное дело и проводить неотложные следственные действия.
  К первой группе государственных органов и должностных лиц, которые могут производить дознание, относятся:
  1) органы внутренних дел Российской Федерации;
  2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-
 рации;
  3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  4) органы Государственной противопожарной службы.
  Чтобы назвать государственные органы, относящиеся ко второй группе, необходимо обратиться к п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ и Федеральному закону РФ "Об оперативно-розыскной деятельности".
  К органам дознания относятся органы исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Перечень таких органов дан в ст. 13 Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. (в ред. на 30.06.2003) № 144-ФЗ.
  Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
  1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Органов Федеральной службы безопасности.
  3. Федеральных органов государственной охраны.
  4. Таможенных органов Российской Федерации.
  5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
  6. Федеральной службы исполнения наказания.
  7. Органов по контролю за оборотом наркотиков.
  8. При определенных в законе условиях оперативно-розыскные мероприятия проводят оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.
  То есть к этой группе относятся органы исполнительной власти, названные в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" и обладающие полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
  В третью группу должностных лиц и государственных органов, наделенных правом возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия, включаются
  1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения других органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
  Правовой статус органов дознания, начальников органа дознания, дознавателей определяется должностными полномочиями сотрудников соответствующих органов исполнительной власти, в которых они работают. Процессуальные полномочия названных субъектов при производстве дознания или неотложных следственных действий закрепляются в ст.ст. 41, 46, 151, 157, 223-225 и других статьях УПК РФ.
  При производстве предварительного расследования подследственных им дел следователи и дознаватели органов дознания осуществляют взаимодействие в рамках своих административных или процессуальных полномочий, предусмотренных УПК РФ. Взаимодействие осуществляется для более оптимального решения задач предварительного расследования и защиты прав граждан. Порядок и условия взаимодействия могут регулироваться совместными внутриведомственными правовыми актами.
 
 
 Раздел 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
 ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
 Тема 20. НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1. Нотариат. Задачи, функции и правовые основы нотари-
 ата в РФ.
  2. Нотариальная контора. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата. Взаимодействие нотариусов и нотариальных палат с органами Министерства юстиции РФ.
  3. Нотариус: государственный нотариус и нотариус, занимающийся частной практикой. Требования, предъявляемые к лицам, желающим стать нотариусами. Порядок наделения лиц полномочиями нотариуса. Увольнение нотариуса и (или) лишение его права заниматься нотариальной деятельностью. Права и обязанности нотариуса. Оплата труда нотариусов. Контроль за деятельностью нотариуса и ответственность нотариуса.
  4. Нотариальный округ. Нотариальное делопроизводство. Нотариальные действия.
 
  Знания о нотариате в системе учебного курса "Правоохранительные органы в РФ" основаны на изучении осуществляемой в государстве особой деятельностью нотариусов. В процессе такой деятельности или ее результатами обеспечивается защита бесспорных прав граждан и юридических лиц, фиксируется наличие юридически значимых для них фактов и обстоятельств. Учитывая, что деятельность нотариусов не только направлена на защиту прав и выполнение обязанностей гражданами и юридическими лицами в государстве, но и создает для этого условия, поэтому в определенных рамках эта деятельность рассматривается как правоохранительная, выполняемая выделенными профессиональными юристами90. Тема "Нотариат" как элемент системы названного учебного курса предполагает изучение организации нотариальной деятельности, устройство органов самоуправления нотариусов, построение нотариата в России.
 1. Нотариат. Задачи, функции и правовые основы нотариата в РФ
  Нотариат - это система государственных учреждений и специальных должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени России нотариальные действия в установленных нотариальных округах на территории Российской Федерации или за границей для обеспечения прав граждан и юридических лиц, а также некоммерческих профессиональных организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой, и представляющих их интересы91.
  Общее представление о нотариате связано в первую очередь с нотариусами и нотариальными действиями, к наиболее распространенным из которых относится оформление доверенностей, свидетельствование копий документов, выдача документов о наследстве. Перед данным учебным курсом стоит задача дать общее представление о тех государственных учреждениях и специальных должностных лицах, имеющихся в государстве, которые организуют работу нотариальных контор, нотариальных палат и осуществляют нотариальные действия.
  Основными терминами, через которые раскрывается содержание темы и вопросы построения и деятельности нотариата, являются:
  Нотариат, Нотариус, Нотариальная контора, Нотариальная палата, Нотариальный округ, Нотариальные действия, Нотариальное делопроизводство.
  Более глубокое изучение деятельности нотариата и специальной терминологии проходит на старших курсах обучения в рамках специального курса "Нотариат"92.
  Задачи, стоящие перед нотариатом в Российской Федерации, сформулированы в ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (в дальнейшем по тексту - Основы).
  Основная задача нотариата определена в законе так: "призван обеспечивать... защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц". Решение этой задачи достигается путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
  Нотариальные действия в РФ совершают четыре категории специальных должностных лиц, которые также названы в ст. 1 Основ:
  1) нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
  2) нотариусы, занимающиеся частной практикой,
  специальный реестровый учет работающих государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ;
  3) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса;
  4) должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение нотариальных действий от имени РФ на территории других государств93.
  Нотариальная деятельность, осуществляемая названными нотариусами и должностными лицами, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
  Основным направлением деятельности нотариусов является совершение предусмотренных Основами нотариальных действий в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к ним. Кроме того, нотариусы могут составлять проекты сделок, заявлений и других документов; изготовлять копии документов и выписки из них; давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.
  Совокупность выполняемых нотариусами названных действий создает специфический документооборот нотариальных контор, который определяется как нотариальное делопроизводство.
  Правовую основу нотариата и деятельности нотариусов составляют те нормативные акты, которые определяют организацию нотариальных контор, нотариальных палат и их деятельность, наделение нотариусов полномочиями и выполнение ими своих функций, а также порядок совершения нотариальных действий. К таким нормативным актам относятся Основы законодательства РФ о нотариате94 и другие законодательные акты РФ. Вопросы организации работы нотариусов и порядка совершения нотариальных действий регулируются внутриведомственными актами Министерства юстиции Российской Федерации. Примером могут служить Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти или Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, а также Положения и Порядки, утверждаемые Министерством юстиции РФ или им совместно с Федеральной нотариальной палатой (см. в списке нормативных актов).
  В своей деятельности нотариусы руководствуются также Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе РФ, правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами РФ95.
 
 2. Нотариальная контора. Нотариальная палата.
 Федеральная нотариальная палата. Взаимодействие нотариусов
 и нотариальных палат с органами Министерства юстиции РФ
  Нотариальная контора - это специализированное учреждение в нотариальном округе населенного пункта, где выполняются нотариальные действия работающими государственными нотариусами или нотариусами, занимающимися частной практикой в интересах граждан и юридических лиц.
  Нотариальные конторы могут быть двух видов - государственные нотариальные конторы и конторы нотариусов, занимающихся частной практикой.
  Государственная нотариальная контора - это специализированное государственное учреждение, созданное для выполнения нотариальных действий работающими там нотариусами в интересах граждан и юридических лиц.
  Государственные нотариальные конторы в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 7 Основ).
  Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ (ст. 8 Основ).
  Контора нотариуса, занимающегося частной практикой (частная нотариальная контора) - это самостоятельное специализированное учреждение, открываемое нотариусом или группой нотариусов, занимающихся частной практикой, для выполнения нотариальных действий в интересах граждан и юридических лиц.
  Нотариусы, занимающиеся частной практикой, для представления и защиты своих интересов объединяются в нотариальные палаты, систему которых на территории России возглавляет Федеральная нотариальная палата.
  Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
  Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.
  Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, например, Нотариальная палата Томской области.
  Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ и своим уставом.
  Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
  Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.
  Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений (ст. 24 Основ "Нотариальная палата").
  Полномочия нотариальной палаты определяются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а также ее уставом.
  К ним относятся:
  - представление и защита интересов нотариусов;
  - оказание им помощи и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

<< Пред.           стр. 10 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу