<< Пред.           стр. 2 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 2. Соотношение курса "Правоохранительные органы РФ"
 с другими юридическими дисциплинами.
  Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку студентов-юристов.
  Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся: "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Прокурорский надзор", где изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В специальных курсах "Арбитражное судопроизводство", "Конституционное судопроизводство", "Нотариат", "Адвокатура" и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов или Конституционного Суда РФ, порядок осуществления нотариальных действий или адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса "Правоохранительные органы РФ".
  Более глубоко при этом изучается порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов.
  Исходной базовой теоретической юридической дисциплиной является "Теория государства и права", где разрабатываются общие для многих отраслей права юридические понятия, которые используются и при изучении курса "Правоохранительные органы РФ". Например, такие понятия, как "законодательство", "закон", "государственные органы", "правоохранительная деятельность" и другие, составляют содержательную основу и учебного курса "Правоохранительные органы РФ".
  Учебные курсы "Административное право" и "Конституционное право" также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательной и исполнительной государственной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация, и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.
 3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России
  В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия "правоохранительные органы", нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах оно используется5.
  В юридической литературе понятие "правоохранительные органы" является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или системы правоохранительных органов. Большинство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие "правоохранительные органы" через категорию "правоохранительная деятельность". Такой подход представляется вполне обоснованным. То есть органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, являются правоохранительными. Однако в таком случае понятие "правоохранительная деятельность" требует дополнительного раскрытия.
  Основные черты правоохранительной деятельности:
  1) Назначение правоохранительной деятельности заключается в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.
  2) Для начала правоохранительной деятельности, как правило, должен быть в наличии повод, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необходимости его предупреждения.
  3) Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (то есть определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательством), а в некоторых случаях - исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий.
  4) Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого специальными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.
  5) В ряде случаев правоохранительная деятельность связана с применением законных мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.
  6) Законные и обоснованные решения, принятые субъектами правоохранительной деятельности, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.
  Таким образом, правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер государственного принуждения.
  В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности:
  - конституционный контроль;
  - осуществление правосудия;
  - прокурорский надзор;
  - оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности;
  - расследование преступлений;
  - исполнение судебных решений;
  - охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений;
  - оказание квалифицированной юридической помощи.
  Правоохранительные органы могут выполнять один или несколько видов деятельности. Так, судебные органы осуществляют правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами государственной безопасности и некоторыми другими органами. Органы внутренних дел одновременно выполняют расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, предупреждение правонарушений.
  Правоохранительную деятельность могут выполнять различные органы государства. Однако не все они являются правоохранительными. Для того чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме его работы и не была побочной, эпизодической. Другой момент - некоторые правоохранительные органы выполняют не только правоохранительную деятельность, но и другие виды государственной деятельности (правоисполнительную). Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деятельность у них является основной или имеет специальный закрепленный в законе процессуальный характер.
  Таким образом, можно сформулировать следующее определение: правоохранительные органы - это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.
  В учебной и научной литературе нет единства мнений относительно круга или системы правоохранительных органов. Большинство же авторов учебников и учебных пособий к правоохранительным органам относят следующие государственные органы: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции.
  Спорным в литературе является вопрос об отнесении нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к правоохранительным органам.
  Что касается нотариата, то нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается там, где происходит изменение прав и обязанностей лиц, возникает необходимость восстановления и подтверждения имевшихся прав, осуществляется реализация волеизъявления отсутствующих или умерших лиц. То есть тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав.
  В этом случае регистрационно-оформительская деятельность нотариата приобретает характер правоохранительной, и к тому же она имеет общегосударственную значимость. Поэтому вполне обосновано включение нотариата в систему правоохранительных органов. Что касается деятельности частных нотариусов, необходимо отметить, что наделяет их полномочиями государство через Министерство юстиции РФ. Их деятельность является государственно-значимой и влечет юридические последствия, как и действия государственных нотариусов. Поэтому отнесение частных нотариусов и их контор к правоохранительным органам строится на тех же условиях, что и государственных нотариальных контор и нотариусов6.
  Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно. К тому же, в ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительных органов.
  Изучение в данном курсе этих негосударственных организаций может быть обосновано, но при определенных условиях. Их основной задачей, как и всех других правоохранительных органов, является защита прав и интересов граждан и юридических лиц. В связи с этим они выполняют такие виды правоохранительной деятельности, как оказание квалифицированной юридической помощи и охранная деятельность, и соответственно их можно отнести к правоохранительным органам в широком смысле слова.
  Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение правовых споров, прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования - расследование преступлений. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства.
 Тема 2. ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В УЧЕБНОМ КУРСЕ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ"
  1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.
  2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ".
 1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов
  Действующее законодательство представляет один из элементов предмета изучения учебного курса "Правоохранительные органы РФ". Одной из основных задач данного курса является задача научить ориентироваться среди имеющихся в России нормативных актов, выработать навык нахождения, изучения и усвоения положений действующих нормативных актов.
  Рассмотренная система правоохранительных органов указывает на относительно большое количество государственных органов, вопросы организации и построения которых подлежат изучению в данном курсе7. Список даже самых основных законодательных источников переваливает за не один десяток. К ним добавляются иные правовые акты, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.
  Определить точно объем изучаемого нормативного материала в данном учебном курсе сложно. Это связано с изменениями и дополнениями действующего законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, касающихся отдельных правоохранительных органов. В нормативных актах в ходе изучения данного курса могут использоваться лишь отдельные статьи или главы, закрепляющие вопросы организации, построения и основных функций правоохранительного органа. В некоторых случаях эти вопросы находят отражение в нескольких нормативных актах: например, определяются в законе, уточняются в указах Президента РФ и конкретизируются в постановлениях Правительства РФ или внутриведомственных нормативных актах.
  Что же такое законодательные и иные правовые акты, изучаемые в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ" и регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов? Как их определить и какими признаками они характеризуются?
  Законодательные и иные правовые акты (источники учебного курса "Правоохранительные органы в РФ") - это действующие нормативные акты высших законодательных, исполнительных и судебных органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие порядок создания, организации, построения и деятельности правоохранительных органов.
  Предметный признак, характеризующий нормативные акты, изучаемые в этом учебном курсе, - это закрепление в нем положений, определяющих построение правоохранительных органов и организацию их деятельности. Это относится и к каждому правоохранительному органу в отдельности.
  Нормативный акт должен иметь не ограниченное во времени действие и распространяться на неограниченное количество фактов применения. Он должен действовать в период времени изучения. Источником учебного курса может быть нормативный акт государственного органа, представляющего одну из ветвей государственной власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отдельных правоохранительных органов.
  Из сказанного следует, что правовых актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ", может быть достаточно много, поэтому для более точного определения их круга необходима научно и практически обоснованная классификация.
  По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или субъектов Российской Федерации нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты (акты федеральных органов власти) и нормативные акты органов субъектов Российской Федерации.
  В зависимости от принимающего нормативный акт субъекта можно выделить: акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти и акты органов судебной власти.
  По кругу регулируемых вопросов нормативные акты могут быть универсальные, регулирующие организацию и деятельность отдельного правоохранительного органа или определяющие отдельные вопросы организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.
  В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные нормативные акты.
  Нормативные акты об организации и деятельности правоохранительных органов в России могут быть классифицированы в зависимости от видов правоохранительных органов и направлений их деятельности. По этому основанию их можно подразделить на следующие группы: общего действия; об организации и деятельности судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре8.
  Остановимся подробнее на вопросах классификации нормативных актов.
  Определенную практическую значимость в изучении учебного курса "Правоохранительные органы РФ" представляет классификация нормативных актов в зависимости от принявшего его субъекта. Основу этой классификации представляет закрепленное в Конституции РФ положение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта конституционная установка предполагает соответственно наличие государственных органов, представляющих эти ветви власти, их взаимообусловленность и самостоятельность. Высшие органы, представляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, наделены необходимым правом принимать обязательные для исполнения нормативные акты нижестоящими органами. Конституцией РФ и законами РФ установлена юридическая сила нормативных актов названных государственных органов и их взаимозависимость. Не случайно в числе основных названа классификация нормативных актов по их юридической силе.
  Итак, по названному критерию выделяются: 1) нормативные акты органов законодательной власти; 2) нормативные акты органов исполнительной власти и 3) нормативные акты органов судебной власти.
  Нормативные акты органов законодательной власти принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, например Государственной думой Томской области. На территории Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты и тех законодательных органов, которые существовали в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России.
  К числу нормативных актов органов законодательной власти относятся действующие в настоящее время на территории Российской Федерации: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации; Основы законодательства РФ; кодексы РФ; законы РСФСР; иные нормативные акты существовавших ранее высших законодательных органов власти, не отмененные или частично действующие на территории РФ; конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ; законы субъектов РФ.
  Конституция РФ является определяющей основой нормативных актов законодательных органов, исходной базой принципов построения и деятельности правоохранительных органов, поэтому изучение конституционных положений практически всех ее глав необходимо для понимания построения и назначения правоохранительных органов в Российской Федерации. Конституция РФ в дальнейшем будет предметом более подробного изучения в учебном курсе "Конституционное право".
  Законы Российской Федерации составляют ключевой материал в изучении правоохранительных органов России, особенно судебной системы РФ. Конституция РФ предусмотрела принятие федеральных конституционных законов по вопросам организации судебной власти и построения судебной системы. Основные определяющие положения о судоустройстве и судебной системе в России закрепляются в Федеральном конституционном законе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "О судебной системе РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 15.12.2001) "О Конституционном Суде РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "Об арбитражных судах в РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"9.
  Не менее важные вопросы правоохранительных органов решаются в федеральных законах РФ, таких, как Федеральный закон РФ от 17.12.98 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ";
  Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.10.2003 г. № 133-ФЗ) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ";
  Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 г. № 135-ФЗ) "О судебных приставах";
  Федеральный закон РФ 17 января 1992 г. № 2202-1 "О Прокура-
 туре РФ" (в ред. на 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, с изм., внесенными Поста-
 новлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. № 3-П, от 11.04.2000 г. № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П);
  Федеральный закон РФ от 03.04.95 г. № 40-ФЗ (в ред. на 30.06.2003) "О Федеральной службе безопасности".
  Более внимательного отношения к себе требует ряд нормативных актов, которые имеют специфические названия или ограничены в действии другими нормативными актами, или определяют положения переходного состояния, или акты универсального характера.
  Это, например, "Основы законодательства РФ о нотариате"; Федеральный закон от 31.05.02 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ; Закон РСФСР от 18.04.91 г. № 1026-1 "О милиции" (с изменениями); Закон РСФСР от 08.07.81 г. № 976 "О судоустройстве РСФСР" (с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными законами и федеральными законами РФ); Закон РФ от 26.06.92 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. законов и федеральных законов РФ и Указа Президента РФ). Каждый из этих законодательных актов будет более подробно изучаться в соответствующих темах, но о сложности их изучения и противоречивости содержания их некоторых положений нужно помнить.
  Для работы с нормативными актами важно знать, где их найти. Акты органов законодательной власти подлежат официальному опубликованию в специальных изданиях в газетном или журнальном варианте. "Российская газета" и "Парламентская газета" являются официальными газетными изданиями, где публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ, а также другие нормативные акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Официальным журнальным изданием актов законодательных органов служит "Собрание законодательства Российской Федерации"10. Периодические или систематизированные подборки нормативных актов могут содержаться в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации" или "Сборнике федеральных конституционных законов и федеральных законов". Нормативные акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации публикуются в установленных республиканских или региональных (городских) газетах. Например, в Томской области - в газете "Томский вестник".
  Для поиска нормативных актов необходимо знать, что в определенный период прошедшего времени, например в Советской России - РСФСР или СССР, были свои официальные издания высших органов власти - газета "Известия", журнал "Ведомости Верховного Совета СССР" или журнал "Ведомости Верховного Совета РСФСР" и т.д.
  Завершая обзор основных вопросов о нормативных актах органов законодательной власти, следует сказать несколько слов о кодексах РФ, действующих в настоящее время. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) содержат ряд положений, которые необходимы для изучения в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ". Нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов в различных инстанциях, входят в предмет изучения курса. В УПК РФ для освоения дисциплины необходимы также статьи, определяющие органы предварительного следствия и дознания и их компетенцию.
  Нормативные акты органов исполнительной власти носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст.ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило.
  К числу нормативных актов органов исполнительной власти можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) совместные акты министерств и ведомств; 4) ведомственные нормативные акты. Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и некоторые нормативные акты Совета Министров РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.
  В литературе неоднозначно определяется правовой статус указов Президента РФ. Применительно к изучению учебного курса "Правоохранительные органы РФ" этот вопрос решается, исходя из принципа подзаконности актов Президента РФ, сформулированного в ст. 90 Конституции РФ. Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов.
  Ряд указов Президента РФ направлен на решение организационных вопросов судебной системы: Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2289 "О замещении вакантных должностей федеральных судей" (в ред. Указа Президента РФ от 10.02.96 г. № 174); Указ Президента РФ от 7.02.2000 г. № 306 (в ред. Указа Президента РФ от 24.06.2002 г. № 648) "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" и Указ Президента РФ от 14.09.95 г. № 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ".
  Указами Президента РФ утвержден ряд положений, определяющих организацию работы Прокуратуры и порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам11. Президент РФ в рамках своих полномочий решает вопросы организации органов милиции и следственных органов "силовых ведомств". Он также утверждает нормативные акты, определяющие построение и организацию отдельных министерств и служб, в частности тех, которые изучаются в этом учебном курсе12.
  Правительство РФ, осуществляя руководство подчиненными органами исполнительной власти, принимает соответствующие постановления, которыми утверждаются положения об отдельных министерствах или решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов, которые изучаются в учебном курсе "Правоохранительные органы в РФ"13.
  Отдельную группу нормативных актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются руководителями министерств, служб, Генеральным прокурором РФ. Эти акты могут приниматься в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений и так далее. Однако эти акты в основном направлены на решение внутриведомственных вопросов. Если же они касаются прав и интересов граждан, то для них установлен особый порядок введения в действие. Они приобретают силу только после регистрации их в Министерстве юстиции РФ и открытого опубликования14.
  Официальным изданием нормативных актов органов исполнительной власти является журнал "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Эти нормативные акты публикуются также в журнале "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств" или ведомственных журналах, например: "Российская законность" - Генеральной прокуратуры РФ, "Российская юстиция" - Министерства юстиции РФ и Верховного Суда РФ и других. Официальные издания органов исполнительной власти меняли свои названия, некоторые в настоящее время не существуют, например "Собрание актов Президента и Правительства РФ", газета "Российские вести" и другие.
  Нормативные акты органов судебной власти не представляют собой значительного объема, так как связаны с применением закона, его разъяснением и толкованием. Вместе с тем, являясь нормативными, они регулируют отношения, связанные с реализацией судебной власти, которые касаются прав и интересов граждан и деятельности правоохранительных органов и осуществления правосудия. Как правило, акты органов судебной власти - это акты индивидуального характера, результат конкретного применения закона. Однако решения высших судебных органов могут иметь и общее значение для нижестоящих судов и других органов. Так, решением Конституционного Суда РФ положения закона или закон могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению на территории РФ.
  К видам таких нормативных актов органов судебной власти могут быть отнесены постановления, заключения, определения Конституционного Суда РФ; постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ15. Тексты нормативных актов судебных органов могут быть напечатаны в журналах, выпускаемых высшими судебными органами: "Вестнике Конституционного Суда РФ", "Бюллетене Верховного Суда РФ" или "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ", "Российской юстиции".
  Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные РФ, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Эти конституционные положения заставляют отслеживать заключаемые Россией международные договоры, для публикации которых в настоящее время имеется "Бюллетень международных договоров".
 2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ"
  Из приведенных ранее оснований классификаций нормативных актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ", наибольший интерес представляет распределение нормативных актов, в основе которого лежит предмет и система учебного курса. То есть основу классификации составляют органы, которые изучаются в этом курсе, и их направления деятельности. Другие классификации носят более общий характер и могут быть учтены в рассмотрении вопросов этой классификации16. Подробное изучение ряда нормативных актов в последующих темах учебного курса позволяет ограничиться лишь названием или краткой характеристикой наиболее важных для изучения нормативных актов.
  Нормативные акты общего действия закрепляют положения, определяющие основу построения и деятельности правоохранительных органов, или регулируют общие вопросы, касающиеся нескольких правоохранительных органов. К ним можно отнести Конституцию РФ, Декларацию прав и свобод человека и гражданина и другие. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит ряд предписаний, применимых к организации и деятельности судов общей юрисдикции, прокуратуры, органов предварительного расследования, деятельности адвокатуры.
  Самую значительную группу в изучаемом учебном курсе составляют нормативные акты о суде, судьях и правосудии. По этим вопросам изучаются федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ, например, Федеральный закон РФ от 17.12.98 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ" и Закон Томской области от 10 марта 2000 г. № 7-ОЗ "О мировых судьях в Томской области" (в ред. на 10.04.2001)17.
  Если посмотреть на нормативные акты в этом разделе по юридической силе, то диапазон их использования достаточно широк и включает: законодательные акты - Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ; акты органов исполнительной власти: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; акты органов судебной власти - постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (см. список нормативных актов).
  Вопросы организации и осуществления правосудия определяются кодексами РФ (АПК, ГПК, УПК, КоАП), которые уже назывались, и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".
  Основным нормативным актом по вопросам прокуратуры и прокурорского надзора является Федеральный закон РФ "О Прокуратуре РФ".
  Большой объем нормативных актов включает в себя раздел об органах Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и таможни. Однако наличие схожих моментов в организации и деятельности этих органов позволяет выделить общие положения, например, о системе органов, назначении и функциях, порядке прохождения службы и другие, и изучать их в сравнении.
  В вопросах организации и деятельности органов юстиции, нотариата и адвокатуры используются нормативные акты, существенно расходящиеся во времени, ФЗ от 31.05.02 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.10.2003 г. № 134-ФЗ) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г., Положение о Министерстве юстиции РФ 1999 г. уже с изменениями. В решении значительного количества организационных вопросов Министерства юстиции РФ и нотариата используются внутриведомственные нормативные акты министра юстиции или его и Федеральной нотариальной палаты.
  Не следует забывать, что отдельные недействующие нормативные акты СССР, РСФСР, Российской империи служат историческим материалом в изучении вопросов истории отдельных правоохранительных органов.
  Не одинаковы правовые акты о правоохранительных органах по своей юридической силе. Так, высшую иерархическую ступень занимает Конституция РФ, за ней следуют федеральные законы, часть из которых имеют статус конституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией. Следующую за законами ступень занимают Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Так, например, указами Президента РФ утверждены положения о Совете Безопасности, о милиции общественной безопасности, положение о Министерстве юстиции и другие. Затем идут акты Правительства РФ. В соответствии со всеми названными актами принимаются внутриведомственные нормативные акты.
 
 
 Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ
 "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ"
  1. Основные понятия и их определения в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ".
 1. Основные понятия и их определения в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ"
  Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является вводной юридической дисциплиной. Наряду с учебной дисциплиной "Теория государства и права" в этом учебном курсе начинает углубленно изучаться специальная юридическая терминология. Усвоение содержания юридических терминов и знание определений понятий курса представляет собой одну из задач обучения.
  Юридические термины позволяют юристам говорить и писать, понимая друг друга. Единообразное понимание и толкование юридических понятий позволяет профессиональным юристам точно и понятно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике.
  Основные понятия учебного курса "Правоохранительные органы РФ" составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за период обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшем обучении, как буквы алфавита для усвоения навыков чтения.
  Содержание предмета и системы учебного курса предопределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в учебном курсе нормативных актов предполагает, что усвоение их содержания потребует использования большого числа юридических терминов. Однако часть их останется для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена, осмыслена и запомнена в предлагаемых для усвоения формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и составляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать.
  Перечень таких основных понятий в учебной литературе четко не определен. Вместе с тем понятия - это ключевые теоретические конструкции, которые составляют понятийный аппарат учебного курса.
  Назовем ориентирующий список основных понятий, на которые следует обратить внимание при изучении учебного курса "Правоохранительные органы РФ":
  - Задачи, Предмет, Система учебного курса "Правоохранительные органы РФ";
  - Методы изучения курса "Правоохранительные органы РФ";
  - Законодательные и иные правовые источники учебного курса "Правоохранительные органы РФ";
  - Правоохранительная деятельность, Правоохранительные органы, Система правоохранительных органов в России;
  - Судебная власть, Суд, Судоустройство, Судебная система, Звено судебной системы, Структура суда, Состав суда, Компетенция суда, Полномочия Председателя суда (заместителя), Аппарат суда, Работники аппарата суда;
  - Судья, Статус судьи, Квалификационные классы судей, Народные, присяжные, арбитражные заседатели, Судейское сообщество, Орган судейского сообщества;
  - Правосудие, Принципы правосудия, Судопроизводство, Судебная инстанция, Подведомственность, Подсудность, Судебный состав, осуществляющий правосудие;
  - Прокуратура, Система органов прокуратуры, Направления деятельности прокуратуры, Структура Генеральной и нижестоящих прокуратур, Прокурорский надзор, Прокурорские работники, Классные чины и воинские звания прокурорских работников, Полномочия прокурора;
  - Предварительное расследование, Органы, осуществляющие предварительное следствие, Подследственность, Органы, осуществляющие дознание;
  - Функции Министерства юстиции РФ;
  - Адвокатура, Адвокатская деятельность, Адвокатская палата, Адвокатское образование, Адвокат, Юридическая консультация, Юридические услуги;
  - Нотариат, Нотариус, Нотариальная контора, Нотариальная палата, Нотариальный округ, Нотариальные действия, Нотариальное делопроизводство18.
  Предложенный список может послужить ориентиром в подборе учебного материала и выделении ключевых моментов в познании отдельных тем.
  Рассмотренная ранее система учебного курса "Правоохранительные органы РФ" позволяет предметно и конкретно подходить к выделению основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы. Вот почему в данной теме учебного курса происходит лишь общее знакомство с используемой специальной юридической терминологией и понятиями. Дальнейшее углубленное изучение их будет в отдельных темах курса или других учебных дисциплинах.
  Учитывая, что основное содержание учебного курса составляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятельно и более глубоко изучить материал. Построение и организация деятельности в каждом отдельно взятом правоохранительном органе имеет специфику. Но есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы.
  При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в схему основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие:
  Понятие правоохранительного органа - Задачи - Функции (направления деятельности) - Система органов - Звено в системе правоохранительного органа - Структура звена правоохранительного органа - Состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа - Компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа - Полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа - Аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, персонал и так далее) - Кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц.
  Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.
  Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.
  Например, рассматривая соотношение таких понятий, как "учебный курс "Правоохранительные органы в РФ"" - "правоохранительные органы России" - "организация правоохранительных органов" - "деятельность правоохранительных органов", можно увидеть не только общие термины в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. "Учебный курс "Правоохранительные органы РФ"" - это совокупность знаний, изучаемых студентами, о чем уже говорилось. "Правоохранительные органы России" - это реально существующие и действующие учреждения государства, их определение приводилось. Понятие "организация правоохранительных органов" указывает на организационное устройство органов, их систему в РФ. "Деятельность правоохранительных органов" раскрывает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом "правоохранительные органы".
  Собрать и дать определения всех или даже основных понятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. Для этого необходимо сформировать целый толковый словарь терминов, что в учебной литературе уже делается. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохранительным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основных ключевых понятий, знание которых даст возможность представить основные положения учебного курса и осмысленно подходить к изучению тем о конкретных правоохранительных органах.
  Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики. Отдельные дефиниции взяты из учебной литературы с указанием источника, чтобы с ними и учебным материалом можно было ознакомиться дополнительно.
  Итак, остановимся на определении следующих понятий: Судоустройство, суд, правосудие; Прокуратура, прокурорский надзор, предварительное расследование; Адвокатура, адвокат; Нотариат, нотариус.
  Судоустройство - это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.
  Суд - специальный государственный орган, предназначенный для осуществления правосудия и реализации судебной власти.
  Правосудие - это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, или наказания правонарушителей.
  Прокуратура - это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступностью.
  Прокурорский надзор - это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.
  Предварительное расследование - предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом РФ деятельность специально уполномоченных органов государства по сбору и оформлению доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рассмотрения их в суде общей юрисдикции.
  Адвокатура - это профессиональное некоммерческое объединение юристов-адвокатов, организованное по государственно-территориаль-
 ному принципу на основе самофинансирования и самоуправления, призванное на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь и юридические услуги в избранных и оформленных адвокатских образованиях.
  Адвокат - это лицо, обладающее специальным правовым статусом, подтвержденным внесением в Реестр адвокатской палаты субъекта РФ и выдачей органом Министерства юстиции удостоверения адвоката, и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность.
  Нотариат - это система государственных органов, учреждений и должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени Российской Федерации нотариальные действия в установленном нотариальном округе на территории РФ или за границей для обеспечения прав граждан и юридических лиц, а также система некоммерческих организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой и представляющих их профессиональные интересы.
  Нотариус - лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или занимающееся частной нотариальной практикой.
 
 
 Раздел 2. СУДОУСТРОЙСТВО
 
 Тема 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
  1. Понятие судебной власти.
  2. Признаки судебной власти.
  3. Функции органов судебной власти.
 1. Понятие судебной власти
  1. Судебная власть в раскрытии своего содержания опирается на более общие явления общества и отражающие их понятия: государственная власть, социальная власть. Формирование понятия судебной власти связано с разработкой теоретической концепции разделения государственной власти в обществе между имеющимися или формируемыми органами государства. "Теория разделения властей" уходит своими корнями в историю развития научной мысли о государстве и праве. Ш. Монтескье, Д. Локк и другие зарубежные исследователи внесли свой вклад в разработку этой теории. Российские ученые А.И. Елис-
 тратов, М.М. Ковалевский, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин и другие занимались изучением вопросов государственной власти. В научных исследованиях развития общества разрабатывалась и теория единства государственной власти, которая находила поддержку и реальное воплощение в ряде государств Европы и Азии. Концепцию единства государственной власти разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс, преломляли к реальным условиям отдельных государств В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер и другие. Основу этой теории составляли идеи единства народа, ведущей роли превосходящей расы или выдающейся личности в истории.
  Понятие судебной власти в современном отечественном правоведении стало утверждаться в начале 90-х годов XX столетия. Законодательное закрепление это понятие нашло в Конституции РФ 1993 г., ст. 10 и гл. 7 которой выделили судебную власть как самостоятельное явление в российском государстве. Дальнейшее использование в законодательстве понятия судебной власти получило при внесении изменений в Закон РФ "О статусе судей в РФ" (1995 г.) в ст. 1 и при принятии в 1996 г. Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" (ст. 1), которые послужили толчком к разработке теоретических положений судебной власти и ее реализации.
  Наличие термина "судебная власть" в ст. 10 Конституции РФ подчеркивает ее как составную часть государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Признаки государственной власти и ее назначение в обществе являются общими и характеризующими для всех трех разновидностей власти. Судебная власть реализуется через специальные государственные органы, которые самостоятельны при ее реализации. Понятия "судебная власть", "судебные органы", "судья", "судопроизводство" и другие раскрывают разные аспекты существования и реализации одной из ветвей государственной власти - судебной.
  В правовых источниках не раскрывается понятие "судебная власть" - это задача теории. В современной юридической литературе также нет общепризнанного, устоявшегося определения судебной власти. В некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, "судебная власть" рассматривается как полномочия, предоставленные государством судам, по разрешению отнесенных к их компетенции споров, или как система судебных органов, или как конкретный суд.
  Однако при определении судебной власти необходимо отталкиваться от общего понимания государственной власти, разрабатываемого в теории государства и права.
  Определение государственной власти формируется в юридической литературе в различных аспектах. Один из вариантов понятия "государственная власть" раскрывает ее как предусмотренную законом возможность государства в лице его органов и должностных лиц оказывать определяющее воздействие на деятельность или поведение людей в целом, на происходящие процессы в обществе с помощью убеждения или специального принуждения. Таким образом, государственная власть проявляется как средство, созданное людьми в государстве для поддержания порядка и обеспечения прогрессивного развития общества с помощью государственного механизма.
  Судебная власть является составляющей государственной власти, поэтому определение судебной власти должно содержать ее основные признаки. Вместе с тем "судебная власть" - это более конкретное и содержательное понятие. Оно носит собирательно-обобщающий характер применительно к различным категориям, раскрывающим судебную власть, и проявлениям ее в жизнедеятельности государства.
  Судебная власть, с одной стороны, - это возможность и способность государства в установленном законом порядке воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц через суды и судей с соблюдением процессуальных процедур. С другой стороны, судебная власть проявляется в реально существующей, организованной системе судов, деятельности судей, складывающихся отношениях при осуществлении предусмотренных судопроизводств. Соответственно понятия "судья", "суд", "судопроизводство" (правосудие), "судебная система", "органы судейского сообщества", "судебное право" и некоторые другие являются необходимыми составляющими, призванными раскрыть содержание судебной власти.
  Формулой, раскрывающей судебную власть, может быть следующее определение - это предусмотренная законом разновидность государственной власти, предполагающая возможность и способность судей и судов воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц при разрешении правовых вопросов, осуществлении правосудия в установленном порядке судопроизводства, толковании действующего законодательства, при решении внутренних вопросов судейского сообщества его органами для обеспечения законности и справедливости в государстве и прогрессивного развития общества.
  Таким образом, категория судебной власти и отражаемое ею социальное явление представляет собой сложный объект научного познания и предполагает значительный объем знаний, требующих изучения.
  Вопросы судебной власти находятся в поле зрения современных ученых юристов, которые изучают ее с различных позиций. Так, например, вопросам судебной власти и уголовного судопроизводства посвящены работы В.М. Бозрова, В.А. Лазаревой, Л.М. Володиной и других авторов. Исследуется судебная власть и в системе государственной
 власти.
 2. Признаки судебной власти
  Признаки, характеризующие судебную власть, связаны с определением ее места в системе государственной власти, ее назначением и содержанием, а также реализацией судебной власти в общественных отношениях.
  Основным, наиболее часто встречающимся признаком является разновидность государственной власти (ветвь), предусмотренная законом.
  Другая группа признаков связана с организационной обособленностью и реализацией судебной власти. Она реализуется судьями и судами. Суды создаются и действуют в рамках установленной законом судебной системы. Судьи обеспечивают представительство своих интересов через органы судейского сообщества. Финансовое, организационное, техническое и прочее обеспечение судов и судей осуществляется во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти.
  Судебная власть реализуется судьями и судами в предусмотренных законом процедурах, именуемых видами судопроизводств. Осуществление судопроизводства происходит путем гласного, коллегиального, состязательного, устного и непрерывного разбирательства правового спора или конфликта.
  Судьи и суды для воздействия на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц наделены специальными полномочиями по осуществлению правосудия и решению других правовых вопросов.
  Судебная власть в лице судей и судов призвана обеспечивать в обществе соблюдение законов, справедливое разрешение возникающих конфликтов и поступательное прогрессивное развитие.
  Сказанное позволяет сформулировать признаки судебной власти.
  1. Содержательным признаком власти является возможность и способность государства через свои властные органы и должностных лиц воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц.
  2. Воздействие это от имени государства осуществляют судьи и суды.
  3. Суды в РФ организационно оформлены в судебную систему и обособлены от других государственных органов.
  4. Организационное управление, техническое, материальное и иное обеспечение судов и судей осуществляется судебными органами или через специально созданные учреждения судебной системы во взаимодействии с органами исполнительной власти.
  5. Судьи реализуют судебную власть, действуя в рамках предусмотренной законом судебной системы. Судьи образуют судейское сообщество, которое управляется органами судейского сообщества.
  6. Суды, в лице судей, наделены специальными правомочиями применять положения закона к конкретным жизненным обстоятельствам и принимать оценочные правовые решения по конфликтным фактическим ситуациям. Они вправе проверять соответствие законов и других нормативных актов Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
  7. Судьи осуществляют свою деятельность в установленном законом порядке судопроизводства.
  8. Решения судей по конкретным делам могут проверить только судьи вышестоящих судов и в установленной законом судебной инстанции. Решения Конституционного Суда РФ проверке не подлежат.
  9. Решение суда по конкретному делу обязательно для всех лиц и органов кому оно адресовано или с кем связано. Исполнение судебного решения обеспечивается в каждом конкретном случае специальным механизмом государственного принуждения.
  10. Судебные органы имеют право разъяснять, толковать положения законов или Конституции РФ.
  11. Судебные органы обладают правом внесения предложений и законопроектов в законодательные органы.
  12. Судьи и суды призваны обеспечивать законность общественных взаимоотношений, справедливость разрешения правовых вопросов, споров, конфликтов, прогрессивное развитие общества.
  Признаки, характеризующие судебную власть, связаны с условиями и порядком ее реализации судами и судьями.
  Судебные органы самостоятельны при решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Суды имеют исключительные полномочия при осуществлении правосудия и принимают окончательные решения в пределах системы судебных органов.
  Самостоятельность судебных органов исключает их подчиненность какому-либо внешнему руководству или представителям органов законодательной и исполнительной власти. Суд не делит функции по осуществлению правосудия с иными государственными органами. Внутренние вопросы организации судебной системы и реализации судебной власти, в частности касающиеся финансирования, материально-техни-
 ческого и организационного обеспечения, решаются судебными органами или с их участием. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ "О судебной системе РФ" обеспечение деятельности судов возложено на аппараты высших судов и Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
  Самостоятельность судебных органов предполагает их взаимосвязи и взаимодействие с органами других ветвей власти. Взаимодействие может выражаться в следующем:
  1. Органы законодательной власти на основе Конституции РФ определяет судебную систему страны, структуру судов и организацию
 их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотре-
 ния дел.
  2. Органом законодательной власти (Советом Федерации Федерального Собрания РФ) по представлению Президента РФ назначаются судьи высших судов, другие судьи назначаются Президентом РФ19.
  3. Организация подготовку кадров для судебных органов осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти РФ.
  4. С другой стороны, суды наделены правом, в установленном законом порядке, проверять соответствие законам нормативных и ненормативных актов, издаваемых органами исполнительной государственной власти, разрешать споры между государственными органами, рассматривать жалобы граждан на решения и действия государственных органов и должностных лиц. Конституционный Суд РФ имеет право признать не соответствующими Конституции РФ законы, принятые органами законодательной власти.
  5. Высшим судебным органам предоставлено право давать разъяснения и толкование законов по вопросам практического их применения. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
  Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения, и они могут входить со своими предложениями и законопроектами в органы законодательной власти.
  Исключительность полномочий судей заключается в том, что только им в нашей стране предоставлено право осуществлять правосудие и никакому другому органу или должностному лицу. Объем компетенции судов и ее содержание позволяют однозначно и окончательно суду принять решение по конкретному делу или вопросу.
  Исключительность компетенции судов связана с организацией и осуществлением правосудия в государстве.
  Только суды, входящие в судебную систему РФ, могут рассматривать возникающие правовые споры и дела по существу (1-я инстанция), проверять их в апелляционной или кассационной инстанции (2-я инстанция), в определенных законом случаях проверять в надзорной инстанции.
  В связи с рассмотрением конкретного дела суд вправе давать администрациям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам обязательные для них поручения о выполнении необходимых действий, требовать от любых организаций и граждан предоставления документов или предметов, которые могут быть доказательствами по делу, вызывать любое лицо для допроса в качестве свидетеля. Указанные требования обязательны для всех лиц, к которым они обращены.
  Принятые и вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления суда приобретают по конкретному делу силу закона, то есть:
  1) становятся общеобязательными для всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан - для всех, кого они касаются;
  2) в случае необходимости приводятся в исполнение принудительно, приговоры судов исполняются специально созданными государственными учреждениями и органами;
  3) вступление в законную силу решения, приговора суда исключает возможность вторичного рассмотрения данного дела в суде первой инстанции;
  4) факты, установленные вступившим в законную силу решением, приговором суда, имеют преюдициальное значение, что устраняет необходимость устанавливать и доказывать их при рассмотрении и разрешении в судах других дел.
  Судебные акты могут быть отменены или изменены в порядке, предусмотренном процессуальным или иным законодательством в рамках органов судебной системы, при этом какого-либо согласования или утверждения со стороны иных государственных органов не требуется.
 3. Функции органов судебной власти
  Выделение судебной власти в самостоятельную разновидность государственной власти предполагает определение выполняемых судебными органами функций при реализации судебной власти. Анализ развития законодательства позволяет сказать, что в настоящее время функции судебных органов расширяются и конкретизируются.
  Судебная власть в России реализуется органами судейского сообщества, судами всех видов, структурными подразделениями судов и судьями.
  Более разнообразной стала основная функция судов - осуществление правосудия. Часть 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" закрепляют виды судопроизводств, в которых осуществляется правосудие, - это уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Сформировалось уже арбитражное судопроизводство.
  Деятельность Конституционного Суда РФ по проверке соответствия Конституции РФ законов и других нормативно-правовых актов, в том числе Конституций республик, входящих в состав РФ, оформилась в самостоятельную функцию этого суда - конституционный контроль.
  Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют функцию рассмотрения и разрешения жалоб граждан и юридических лиц на решения и действия (бездействия) должностных лиц государственных органов и учреждений.
  Суды общей юрисдикции при осуществлении уголовного судопроизводства выполняют функцию санкционирования или контроля проведения следственных действий или принимаемых следователем (прокурором) решений в ходе досудебного производства, связанных с ограничением прав граждан.
  Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, как высшие органы судебной власти, выполняют функцию толкования действующего законодательства и Конституции РФ, раскрывая содержание отдельных норм. Эти суды могут давать разъяснения по вопросам судебной практики, применения положений закона к конкретным обстоятельствам рассматриваемых в судах дел.
  Органы судейского сообщества занимаются решением внутренних вопросов судейского сообщества и взаимодействия с органами других разновидностей государственной власти. Они представляют и отстаивают интересы судей, решают вопросы кадров и обеспечения качественного профессионального уровня судей.
  Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Конституционному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы, которое реализуется через функцию этих судов по представлению в законодательные органы законопроектов по вопросам, относящимся к их ведению.
  В ходе судебной реформы произошли некоторые изменения компетенции судебных органов.
  Рассмотрение хозяйственных споров юридических лиц и предпринимателей было отнесено к компетенции судов - с этой целью арбитраж преобразован в арбитражные суды. Учрежден Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля в России. В некоторых субъектах федерации образованы конституционные (уставные) суды. В большинстве регионов РФ созданы и работают мировые суды на определенных участках. Расширяется использование суда присяжных по уголовным делам. Формируются в системе арбитражных судов апелляционные суды, а в системе судов общей юрисдикции предполагается образовать федеральные административные суды.
 
 Тема 5. СУДЬЯ, СТАТУС СУДЕЙ,
 АРБИТРАЖНЫЕ И ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
  1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  2. Порядок наделения судей полномочиями.
  3. Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов.
  4. Особенности правового статуса судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов, мировых судей.
  5. Срок полномочий судьи. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи.
  6. Органы судейского сообщества.
  7. Квалификационные коллегии судей.
  8. Присяжные и арбитражные заседатели.
  8.1. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям.
  8.2. Составление списков присяжных заседателей.
  8.3. Подбор жюри присяжных для рассмотрения конкретного
  дела.
  8.4. Гарантии независимости и неприкосновенности присяж-
  ных заседателей.
  8.5. Права и обязанности присяжных заседателей.
  8.6. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям.
  8.7. Формирование и утверждение списков арбитражных засе-
  дателей.
 1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
  В соответствии с положениями ст. 1 Законом РФ "О статусе судей в РФ" судьи в Российской Федерации - это лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Соответственно, чтобы претендовать на эту предусмотренную Конституцией РФ (ст. 119) должность, лицо должно отвечать определенным в законе требованиям и пройти специальную процедуру отбора и назначения на должность.
  Кандидат, претендующий на должность судьи, должен соответствовать установленным в законе требованиям. Так, в ст. 119 Конституции РФ, ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в РФ", ст. 8 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ", ст. 27 Федерального конституционного закона РФ "О военных судах РФ" и ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ" предусмотрены
 общие и специальные требования (цензы) к кандидатам на должность
 судьи.
  1. Претендовать на должность судьи может только лицо, имеющее гражданство РФ.
  2. Предусмотрен образовательный ценз - наличие высшего юридического образования и квалификационный ценз - претендент на должность судьи должен сдать специальный квалификационный экзамен. Для судей Конституционного Суда РФ квалификационный ценз формулируется более жестко - наличие "признанной высокой квалификации в области права".
  Еще два не менее важных дифференцированных ценза подчеркивают необходимость наличия у претендента жизненного и профессионального опыта.
  3. Возрастной ценз кандидата:
  - в судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также в мировые судьи - 25 лет;
  - в судьи верховного суда республики, краевого, областного суда и равного им судам, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа - 30 лет;
  - в судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет.
  4. Наличие опыта и стажа работы по юридической профессии у кандидата:
  - в судьи арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, районных судов, гарнизонных военных судов, а также в мировые судьи - не менее 5 лет;
  - в судьи верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов округов - не менее 7 лет;
  - в судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет;
  - в судьи Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет.
  5. Для кандидатов в судьи, например, военного суда или в мировые судьи предусмотрен нравственный ценз - не допустить порочащих его проступков, а в судьи Конституционного Суда РФ - лицо должно обладать "безупречной репутацией". Несмотря на изъятие этого положения из закона "О статусе судей в РФ", оно, думается, должно распространяться на все категории судей.
  6. Кроме того, у кандидата в судьи не должно быть заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, и он должен пройти медицинское освидетельствование.
  Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
  Статья 4 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливает, что федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные требования к кандидатам в судьи. Так, для кандидатов в судьи военных судов установлены дополнительные требования - ими могут быть лишь лица, имеющие офицерское звание и заключившие контракт о прохождении военной службы.
  Лицо, отвечающее указанным выше требованиям, считается кандидатом на соответствующую судейскую должность при получении рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей.
 2. Порядок наделения судей полномочиями
  Для всех судей РФ, кроме судей Конституционного Суда РФ, действует специальный порядок наделения их полномочиями, состоящий из следующих этапов:
 1. Объявление об открытии вакансии в средствах массовой информации
  Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
  Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
 2. Подача заявления лицом, желающим занять должность судьи
  Любой гражданин, достигший установленного Законом "О статусе судей" возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы или их копии, удостоверяющие личность претендента как гражданина РФ, подтверждающие юридическое образование, трудовую деятельность претендента, а также представляется документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
 3. Сдача квалификационного экзамена
  Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.
  Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей РФ.
  Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
  Лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в том случае, если они желают занять должности мировых судей (ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ").
 4. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей
  После сдачи квалификационного экзамена гражданин, претендент на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
  Лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, освобождаются от получения рекомендации квалификационной коллегии судей в том случае, если они желают занять должности мировых судей.
  Помимо заявления в квалификационную коллегию судей представляются те же документы, что и в экзаменационную комиссию, а также сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
  Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в них. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы.
  По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Если установлена недостоверность документов, то гражданин не может быть рекомендован на должность судьи.
  В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым Законом "О статусе судей в РФ", квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.
  Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом "О статусе судей в РФ" порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
 5. Согласование кандидатуры с председателем
 соответствующего суда и оформление
 представления
  При отборе кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ заключение Высшей квалификационной коллегии судей направляется непосредственно Президенту РФ, по представлению которого и происходит назначение на соответствующие судейские должности.
  Для всех остальных кандидатов в судьи необходимо предварительное получение согласия председателя соответствующего суда.
  Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
  В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
  Кроме того, для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ необходимо также согласование кандидатуры с Президентом РФ, который вправе либо представить кандидата для назначения, либо отклонить представленную кандидатуру, сообщив об этом председателю соответствующего суда.
  Что же касается мировых судей, то для них вопрос о том, с председателем какого суда должна согласовываться кандидатура на эту должность, решается субъектом РФ. Как правило, предусматривается согласование кандидатуры на должность мирового судьи с председателем областного (краевого) и равного им суда, а в ряде случаев и, дополнительно, учет мнения председателя суда соответствующего района (города).
 6. Назначение федеральных судей, назначение,
 избрание мировых судей
  На данном этапе происходит принятие решения о наделении того или иного лица полномочиями судьи.
  Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместители, а также судьи Верховного Суда РФ
 и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Сове-
 том Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Прези-
 дента РФ.
  Председатели, заместители председателей, а также судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ.
  Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается законом субъекта РФ. Это означает, что субъект РФ вправе самостоятельно выбрать для наделения полномочиями мировых судей одну из следующих форм:
  - избрание мировых судей населением соответствующего участка;

<< Пред.           стр. 2 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу