<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  - избрание судей законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
  - назначение судей законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
  Практика свидетельствует, что, как правило, избирается вариант, в соответствии с которым происходит назначение мировых судей законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
 7. Принесение присяги
  Судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.
 3. Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов
  Статья 11 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" и ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливают, что лица, прошедшие вышеназванную процедуру отбора и назначения на должность, приобретают статус судьи и наделяются правом осуществлять правосудие. Еще одним важным признаком судьи является исполнение им своих обязанностей на профессиональной основе, так как кроме судей в осуществлении правосудия могут участвовать и представители народа - присяжные и арбитражные заседатели. Поэтому судьи за свою профессиональную работу получают заработную плату, и они несут ответственность за ее организацию и выполнение. В ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ" формулируются основные обязанности лица, занимающего должность судьи.
  1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.
  2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.
  3. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
  Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
  В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом "О статусе судей в РФ". Членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
 4. Особенности правового статуса судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов, мировых судей
 Судьи Конституционного Суда РФ
  Правовой статус судей данного суда имеет существенные особенности по сравнению с другими судьями РФ.
  1. Отличаются требования к кандидатам в судьи.
  Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ").
  2. Отличается от общего порядок отбора кандидатов и назначения судей.
  Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
  Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ.
  Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
  3. Более жесткие требования установлены и по отношению к действующим судьям Конституционного Суда РФ.
  В соответствии со ст. 11 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ" судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.
  Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
  Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
  Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.
  4. Отличается и перечень оснований к прекращению или приостановлению полномочий судей Конституционного Суда РФ.
  Так, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" содержит основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, неизвестные (неприменимые) к другим судьям. К их числу можно отнести возможность прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ:
  - в связи с нарушением порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;
  - в случае неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.
 Судьи военных судов РФ
  К кандидатам в судьи военных судов РФ предъявляются дополнительные требования: наличие офицерского звания и заключение соответствующим лицом контракта о прохождении военной службы.
  Закон РФ "О статусе судей в РФ" предусматривает основание для прекращения полномочий судей, применимое только к судьям военных судов: увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
  Федеральным конституционным законом "О военных судах РФ" предусмотрены в то же время гарантии от необоснованного прекращения полномочий для судей военных судов по основанию увольнения их с военной службы. В соответствии со ст. 26 указанного Закона судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
  По общему правилу, судья может быть переведен в другой суд только с его согласия. Для судей военных судов предусмотрено исключение из этой нормы. Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории РФ или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.
 Мировые судьи РФ
  Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, в целом соответствуют общим требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи. Так, ст. 5 Федерального закона РФ "О мировых судьях в РФ" предусматривает, что мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
  В то же время Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" несколько снижает требования к кандидатам в мировые судьи, предусматривая, что от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
  Данное положение закона не вполне обоснованно. Следование ему может привести к ситуации, когда от необходимости получения рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ будет освобождено лицо, уже показавшее свою неспособность к осуществлению судейских полномочий.
  В то же время в Федеральном законе "О мировых судьях в РФ" содержится положение, позволяющее субъекту РФ устанавливать дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.
  Отличается своеобразием порядок наделения мировых судей полномочиями. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:
  - назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
  - избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  - избрание на должность населением соответствующего судебного участка.
  Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет.
  Деятельность мировых судей не полностью финансируется из средств федерального бюджета. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты РФ должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется содержание работников аппарата мирового судьи (делопроизводитель и секретарь судебного заседания), оплачивается аренда помещений, их ремонт, коммунальные услуги, охрана и уборка помещений, почтовые расходы, услуги телефонной связи, из этих средств производится покупка мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем судей федеральных
 судов.
  Поскольку судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законом субъекта РФ и, кроме того, субъект РФ самостоятельно может изменять границы судебных участков, то не исключен вариант, когда субъект РФ может лишить полномочий мирового судью, "неудобного" для законодательной или исполнительной власти путем упразднения соответствующего судебного участка и должности судьи, изменения границ других участков. Никаких гарантий от такого развития событий федеральное законодательство не предусматривает.
 5. Срок полномочий судьи. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
 Срок полномочий судей
  Общее правило для срока полномочий судей устанавливает ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в РФ" (в ред. 15.12.2001), где предусматривается, что полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.
  Вместе с тем все судьи федеральных судов в первый раз назначаются на должность сроком на три года. Исключение из этого положения сделано для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. По истечении трех лет федеральные судьи могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи.
  Судьи судов субъектов РФ также впервые назначаются (избираются) на определенный срок, который определяется законом соответствующего субъекта.
  В ст. 12 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ" установлен срок полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда назначается на срок 15 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается.
  В ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" также установлен срок пребывания в должности председателей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов всех звеньев. Они назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
  Мировой судья впервые назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
  При повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья получает статус на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.
 Приостановление полномочий судьи
  Полномочия судьи в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в РФ" могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
  1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
  4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
  Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращения выплаты судье заработной платы или уменьшения ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом "О статусе судей в РФ".
  Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
 Прекращение полномочий судьи
  Перечень оснований, по которым полномочия судьи могут быть прекращены, содержится в ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в РФ". Для отдельных категорий судей, например военных судов, Конституционного Суда РФ, могут быть предусмотрены специальные основания прекращения.
  Все основания прекращения полномочий можно условно подразделить на две группы:
  1. Основания, при наличии которых полномочия прекращаются, однако своего звания судья не лишается, а считается ушедшим или удаленным в отставку. К числу таких оснований относятся:
  а) письменное заявление судьи об отставке;
  б) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  в) истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;
  г) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  д) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  е) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
  ж) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
  Очевидно, что в указанных выше случаях судья не совершал каких-либо поступков, порочащих его звание, однако имеются объективные причины, по которым он далее не может выполнять свои обязанности действующего судьи. Поэтому он считается судьей в отставке.
  2. Основания, при наличии которых не только прекращаются полномочия судьи, но и судья одновременно лишается этого звания: он уже не может считаться и называться судьей. К числу таких оснований относятся:
  а) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  б) прекращение гражданства РФ;
  в) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  г) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  д) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
  В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося в отношении судьи обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
 Отставка судьи
  Отставкой судьи, по смыслу ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в РФ", признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, соответствующее материальное обеспечение и иные привилегии, установленные законодательством РФ. Судья, находящийся в отставке, должен соблюдать требования, предъявляемые к судьям. В противном случае квалификационная коллегия по месту прежней работы или постоянного места жительства пребывающего в отставке судьи может прекратить отставку судьи.
  Отставка судьи прекращается также в случае повторного его назначения на должность судьи.
 6. Органы судейского сообщества
  В Российской Федерации судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации. Организационное руководство и выражение воли судей осуществляется через органы судейского сообщества. Статья 3 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" определяет следующие органы судейского сообщества:
  1) Всероссийский съезд судей;
  2) Совет судей РФ;
  3) конференции судей субъектов РФ;
  4) советы судей субъектов РФ;
  5) общие собрания судей судов;
  6) Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
  7) квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
  Основными задачами органов судейского сообщества являются:
  - содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  - защита прав и законных интересов судей;
  - участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  - утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
  Полномочия и порядок формирования органов судейского сооб-
 щества:
  1. Всероссийский съезд судей РФ.
  Всероссийский съезд судей РФ является высшим органом сообщества судей и обладает общими и исключительными полномочиями. К числу последних можно отнести:
  - принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции квалификационных коллегий судей;
  - утверждение кодекса судейской этики и актов, регулирующих деятельность судейского сообщества;
  - формирование Высшей квалификационной коллегии судей, Совет судей РФ.
  Порядок подготовки и созыва Всероссийского съезда определен в ст. 6 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".
  Делегаты на съезд избираются от судов всех уровней по нормам в названном Федеральном законе20 на общих собраниях судей либо на конференциях судей субъектов, в зависимости от уровня суда, от которого выдвигается делегат. Так, на общих собраниях избираются делегаты на съезд от судей высших судов (Конституционного, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ), арбитражных судов среднего звена и военных судов среднего звена. Делегаты от судей иных судов избираются на конференциях судей субъектов РФ.
  Всероссийский съезд судей созывается один раз в 4 года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ.
  2. Совет судей РФ.
  Совет судей РФ является выборным органом судейского сообщества. Формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов РФ. Совет судей РФ избирается сроком на 4 года.
  Так же как и для Всероссийского съезда судей, в законе установлены нормы представительства от различных судов21.
  Члены Совета судей РФ избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов.
  Совет судей избирает из своего состава председателя Совета и его заместителей, а также Президиум, который является рабочим органом Совета судей РФ и создается для оперативного, коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей.
  Совет судей РФ созывается по мере необходимости, но не реже
 2-х раз в год, председателем.
  Полномочия Совета Судей РФ:
  1) созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  2) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ, вместо выбывших, в период между съездами;
  3) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности.
  4) Осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению ФЗ.
  3. Конференции судей субъектов РФ.
  Конференции судей субъектов РФ представляют судей федеральных судов общей юрисдикции среднего звена и низшего звена, арбитражных судов низшего звена (арбитражных судов субъектов), военных судов низшего звена, а также судей судов субъектов РФ.
  Конференции судей принимают решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах.
  Конференции судей созываются Советом судей соответствующего субъекта по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
  Порядок избрания делегатов на конференцию и нормы их представительства от соответствующих судов утверждается Советом судей соответствующего субъекта.
  4. Советы судей субъектов РФ.
  Избираются Советы судей конференциями судей сроком на два года.
  Совет судей субъекта РФ избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей и его заместителя.
  Полномочия Советов судей субъектов РФ:
  1) рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов;
  2) созывают конференции судей;
  3) избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.
  К органам судейского сообщества относятся также Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
 7. Квалификационные коллегии судей: их полномочия,
 порядок формирования и состав
  Полномочия квалификационных коллегий судей:
  1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;
  2) утверждают состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;
  3) объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, их заместителей, а также судей соответствующих федеральных судов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;
  4) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов;
  5) осуществляют квалификационную аттестацию судей и присваивают судьям квалификационные классы;
  6) рассматривают вопросы, связанные с неприкосновенностью судей (дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, с согласия квалификационной коллегии судей исполняется решение об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу);
  7) осуществляют иные полномочия22.
 Порядок формирования квалификационных коллегий судей
  Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ.
  В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов определены в ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества".
  Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей.
  Десять представителей общественности в состав Высшей квалификационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президентом РФ.
  Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.
  Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъ-
 ектов РФ.
  Нормы представительства судей от федеральных судов и судов субъектов определяются в ч. 4 ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества". Судьи в состав квалификационной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей.
  В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели и заместители председателей судов. Судья не может быть избран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
  В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят также семь представителей общественности, которые назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и представитель Президента, который назначается Президентом.
  Представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не занимающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвокатами и нотариусами.
  Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих поступков.
  Представитель общественности, представитель Президента в квалификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.
  Если они совершили порочащий поступок или же систематически не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органами, которыми они назначены.
  Экзаменационные комиссии. При соответствующих квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные комиссии из числа наиболее опытных судей. В состав могут также входить ученые правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам.
  Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Также соответствующей квалификационной коллегией судей утверждается персональный состав экзаменационной комиссии.
  В состав экзаменационной комиссии входят: председатель, его заместитель (заместители), секретарь, члены экзаменационной комиссии.
 8. Присяжные и арбитражные заседатели
  Граждане РФ участвуют в осуществлении правосудия, выступая в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
  Различия между институтами присяжных заседателей и арбитражных заседателей:
  1. Если присяжные заседатели вовлекаются в процесс осуществления правосудия прежде всего для того, чтобы обеспечить его "народный" характер, увеличить доверие населения к суду общей юрисдикции, то арбитражные заседатели представляют собой нечто вроде экспертов. Это лица, являющиеся специалистами в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Они привлекаются к участию в рассмотрении дел в тех случаях, когда разрешение дел представляет значительную сложность для судьи, для того, чтобы увеличить сумму знаний суда и обеспечить квалифицированное рассмотрение обстоятельств дела и вынесение решения.
  2. Присяжные заседатели составляют отдельную коллегию, в которую не могут включаться профессиональные судьи. Присяжные заседатели выносят свой вердикт самостоятельно, без участия и вмешательства профессиональных судей. Они выносят лишь вердикт о виновности или невиновности. Наказание определяет профессиональный судья. В отличие от присяжных заседателей, арбитражные заседатели составляют единую коллегию с профессиональным судьей, решение такой коллегией принимается совместно. Голос арбитражного заседателя равен голосу профессионального судьи.
  3. Присяжных заседателей отбирают для рассмотрения дел из числа граждан, проживающих в данной местности и удовлетворяющих установленным требованиям. Списки присяжных заседателей составляются краевой, областной, районной и городской администрацией. Списки же арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
 8.1. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
  Присяжным заседателем считается лицо: а) включенное в списки присяжных заседателей и б) призванное к участию в рассмотрении конкретного дела. Статья 80 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" устанавливает определенные ограничения для граждан, привлекаемых в качестве присяжных заседателей.
  В списки присяжных заседателей не включаются лица:
  1) не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
  2) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;
  3) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  4) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.
  Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
  Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:
  1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;
  2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;
  3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;
  4) лица, достигшие возраста 70 лет;
  5) руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти;
  6) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;
  7) военнослужащие;
  8) священнослужители.
 8.2. Составление списков присяжных заседателей
  Общие и запасные списки присяжных заседателей составляются ежегодно в соответствии с требованиями ст.ст. 81 и 82 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Председатель областного суда сообщает главе администрации области о необходимом количестве присяжных заседателей. На основании этого сообщения областная администрация сообщает районным, городским администрациям о числе граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседателей. При этом число граждан, включаемых в списки присяжных заседателей, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района, города. Указанное число присяжных может быть превышено местной администрацией, но не более чем на 10%. Общие списки составляются в каждом районе, городе путем случайной выборки из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города и включенных в списки лиц, имеющих право голосовать на последних выборах (референдуме). О составлении этих списков администрация сообщает населению и в течение двух недель после этого допускает всех желающих к ознакомлению с ними, рассматривает поступившие заявления. Затем уточненные общие списки подписываются главой администрации и направляются главе областной администрации. На основании поступивших списков областная администрация составляет единый общий список присяжных заседателей, который подписывается главой областной администрации и скрепляется печатью.
  Одновременно с составлением общих списков присяжных областная администрация составляет запасной список присяжных, в который включаются только граждане, которые проживают в постоянном месте нахождения областного суда. Число граждан, включаемых в запасной список, определяется главой администрации в количестве не более 1/4 присяжных, включенных в общий список. Запасной список также подписывается главой областной администрации и скрепляется печатью.
  Общий и запасной списки публикуются в местной печати. Затем списки присяжных направляются председателю областного суда.
  Граждане, представители предприятий, учреждений и организаций имеют право обращаться к краевой, областной администрации с заявлениями о незаконном включении или невключении конкретных лиц в список, либо исключении их из списка, других ошибках в списке. Краевая, областная администрация в пятидневный срок рассматривает поступившие заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд. Все изменения, внесенные в списки присяжных заседателей, должны направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд. По представлению председателя краевого, областного суда краевая, областная администрация обязана в целях обеспечения нормальной деятельности краевого, областного суда представить новые либо дополнительные списки присяжных заседателей. В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом краевой, областной администрации.
  Городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости изменять списки присяжных заседателей, исключая лиц, утративших право быть присяжными заседателями, и включая тех, кто был отобран по представлению председателя краевого, областного суда дополнительно.
 8.3. Подбор жюри присяжных для рассмотрения конкретного дела
  Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела (ст. 85 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР").
  Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.
  При решении вопроса о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее двадцати.
  После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. При составлении предварительного списка присяжных заседателей проводится проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела (ст. 326 УПК РФ).
  Предварительный список составляется с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов кандидатов в присяжные заседатели, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, составившим данный список. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка.
  Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.
  Если в судебное заседание явилось менее двадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд присяжных заседателей.
  Списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, без указания их домашнего адреса вручаются сторонам.
  Наряду с другими правами суд разъясняет сторонам право заявить мотивированный отвод присяжному заседателю. Потерпевшему, подсудимому или его защитнику, государственному обвинителю, кроме того, разъясняется право заявить присяжному заседателю немотивированный отвод. Каждым из перечисленных участников немотивированный отвод может быть заявлен дважды.
  Непосредственно формирование коллегии присяжных заседателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 328 УПК РФ. Явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания, и председательствующий произносит перед ними краткое вступительное слово, в котором он:
  1) представляется им;
  2) представляет стороны;
  3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;
  4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;
  5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела.
  Затем председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания. После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод. Для этого председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела.
  После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.
  Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.
  Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось восемнадцать или более кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы. Если их осталось менее восемнадцати, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели.
  Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются подсудимым или его защитником, государственным обвинителем путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.
  Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
  Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия - путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, то председательствующий может предоставить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов.
  После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.
  Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.
  После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.
  Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше четырнадцати, то необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются аналогичным образом.
  Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. При этом первые двенадцать образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.
  По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает двенадцати присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места.
  Если в ходе судебного разбирательства, но до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в судебном заседании, то он заменяется запасным присяжным заседателем в последовательности, указанной в списке при формировании коллегии присяжных заседателей по уголовному делу.
  Если количество выбывших присяжных заседателей превышает количество запасных, то состоявшееся судебное разбирательство признается недействительным. В этом случае председательствующий приступает к отбору присяжных заседателей, в котором могут принимать участие и присяжные заседатели, освободившиеся в связи с роспуском коллегии.
  Если невозможность участия в судебном заседании кого-либо из присяжных заседателей выявится во время вынесения вердикта, то присяжные заседатели должны выйти в зал судебного заседания, произвести доукомплектование коллегии из числа запасных присяжных заседателей и удалиться для дальнейшего обсуждения вердикта.
  Уже после подбора коллегии присяжных, но до приведения присяжных заседателей к присяге государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый и его защитник вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт.
  Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания мнения сторон, о чем в совещательной комнате им выносится мотивированное постановление. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
  После образования коллегии присяжных заседателей из состава комплектных присяжных с соблюдением тайны совещательной комнаты открытым голосованием избирается большинством голосов старшина.
  Старшина присяжных заседателей руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, оглашает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглашает его в судебном заседании.
  После избрания старшины присяжных заседателей председательствующий или секретарь судебного заседания предлагает всем присутствующим в зале судебного заседания встать. Затем председательствующий обращается к присяжным заседателям с предложением принять присягу и зачитывает следующий ее текст: "Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку". Затем председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: "Я клянусь".
  Присягу принимают также запасные присяжные заседатели. О принятии присяги делается отметка в протоколе судебного заседания.
  Вопросы формирования жюри присяжных и порядок производства по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, определяется гл. 42 УПК РФ.
 8.4. Гарантии независимости и неприкосновенности
 присяжных заседателей
  Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.
  Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
  На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
  Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
  За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников данных предприятий, учреждений или организаций.
 8.5. Права и обязанности присяжных заседателей
  Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:
  1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
  2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
  3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
  Присяжные заседатели не вправе:
  1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
  2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
  3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;
  4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
  5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
  Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения указанных требований присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.
  За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.
 8.6. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
  Вопросы определения арбитражных заседателей и порядок их привлечения к участию в правосудии регулируются Федеральным законом от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ ред. от 30.06.2003) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ" и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
  Статья 2 ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ" устанавливает требования и ограничения для лиц, рекомендуемых в арбитражные заседатели.
  В число арбитражных заседателей могут быть рекомендованы граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
  Арбитражными заседателями не могут быть:
  1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;
  2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
  3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
  4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
  5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
 8.7. Формирование и утверждение списков
 арбитражных заседателей
  Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
  Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в официальных изданиях - в "Вестнике Высшего арбитражного суда РФ" и в иных средствах массовой информации.
  Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
  Срок полномочий арбитражных заседателей, включенных в список, два года. По истечении двух лет арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей, в том же порядке, как и первоначально. Если срок полномочий арбитражного заседателя истек в процессе рассмотрения дела с его участием, председатель соответствующего арбитражного суда может продлить его до окончания рассмотрения дела по существу.
 
 
 Тема 6. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1. Понятие и характерные черты судебной системы РФ.
  2. Звено судебной системы. Компетенция суда.
  3. Судебные инстанции.
  4. Судебный состав, осуществляющий правосудие.
 
  Представление о судебной системе РФ и ее понимание основывается на ряде основных признаков, выделяющих суды из системы других государственных органов. Судебную систему составляют не все виды судов, а только те, которые действуют от имени государства или субъекта РФ и являются государственными органами. Создаются такие суды на основе установленных предписаний федеральных конституционных и федеральных законов.
  Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Перечень судов, указанных в ФКЗ "О судебной системе РФ", является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается.
  В судебную систему входят только те суды, которые относятся к федеральным судам или судам субъектов РФ, названным в законе. Финансирование этих судов осуществляется либо из государственного бюджета РФ, либо бюджетов субъектов РФ. Располагаются эти суды на всей территории РФ в соответствии с ее административно-территори-
 альным делением и территориальным делением субъектов РФ, на которые распространяется их юрисдикция согласно судебным районам или судебным участкам. Включаемые в судебную систему РФ суды реализуют судебную власть на соответствующей территории и осуществляют правосудие в установленной законом процессуальной форме. Виды судопроизводств предусматриваются Конституцией РФ и закрепляются, как правило, в процессуальных кодексах: Арбитражном процессуальном, Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном.
  Таким образом, судебная система РФ - это совокупность всех предусмотренных федеральными конституционными и федеральными законами федеральных судов и судов субъектов РФ, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с ее административно-территориальным делением и осуществляющих правосудие в установленных процессуальных формах судопроизводств.
 1. Понятие и характерные черты судебной системы РФ
  К характеризующим судебную систему РФ чертам можно отнести: 1) ее двойственность устройства - федеральные суды и суды субъектов РФ; 2) простоту и доступность правосудия в судах для населения;
 3) единство статуса судей в судах и 4) разрешение любого дела по существу в суде первой инстанции.
  1. В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ" судебная система РФ состоит из двух видов судов - федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности. Такая двойственность организационного построения судебной системы РФ делает ее сложной в понимании.
  К федеральным судам закон относит:
  - Конституционный Суд РФ;
  - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды23, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  - Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  К судам субъектов РФ относятся:
  - конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  - мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
  Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ.
  Отнесение мировых судей и уставных судов к числу судов субъектов РФ означает, что законодательное регулирование организации и деятельности таких судов производится субъектом РФ самостоятельно, но в рамках, определенных федеральными законами, и не должно им противоречить.
  В частности, субъект РФ вправе самостоятельно создавать и упразднять конституционные (уставные) суды субъектов РФ, определять порядок назначения (избрания) судей этих судов, устанавливать определенные отличия в правовом положении судей этих судов, определять их компетенцию и порядок рассмотрения ими дел. Такие суды финансируются из бюджета субъекта РФ. В отношении мировых судей субъект РФ обладает гораздо более узкими полномочиями. Так, полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", Федеральным законом "О мировых судьях в РФ", иными федеральными законами и законами субъектов РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ определяются также Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".
  Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия.
  Отнесение мировых судей и конституционных (уставных) судов к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ.
 2. Простота и доступность правосудия в судах

<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу