<< Пред. стр. 4 (из 20) След. >>
для населенияТерриториальная организация судебной системы делает ее понятной и доступной для населения. По любому спорному вопросу гражданин может обратиться в суд, который всегда расположен в районе его жительства. При этом затраты на судебные издержки не слишком значительны и, как правило, не препятствуют обращению в суд за защитой своих прав. Кроме того, в ряде случаев гражданин может быть при принятии заявления судьей освобожден от уплаты государственной пошлины. Не облагаются государственной пошлиной заявления о взыскании алиментов, о защите чести и достоинства, требования, вытекающие из трудовых правоотношений, иски, связанные с нарушением прав потребителей, и некоторые другие. Введение института мировых судей призвано сделать правосудие еще более доступным для населения, поскольку это подразумевает, что гражданин может получать судебную защиту еще ближе к месту своего жительства.
3. Единство статуса судей в судах
Единство статуса судей в судах судебной системы обеспечивает единый подход к разрешению возникающих правовых вопросов, споров и уголовных дел в судах.
Единый для судей статус всех судов судебной системы базируется на положениях Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ.
Деятельность судей в судах, предусмотренных ФКЗ "О судебной системе РФ", строится на соблюдении всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами единых правил судопроизводства. Принятые на их основе судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации или территории субъектов РФ всеми субъектами, кому они адресованы.
Материальное и социальное обеспечение судей и их деятельности осуществляется, как правило, из федерального бюджета или в установленных в законе случаях из бюджета субъекта РФ.
Таким образом, законодательное закрепление единства статуса судей, единые процессуальные формы судопроизводства, централизованное финансирование деятельности судов, материального и социального обеспечения судей создают единые условия и правила организации судов судебной системы и деятельности судей.
4. Характерной чертой судебной системы РФ является и то, что судебное дело разрешается по существу в суде первой инстанции. Подсудность дел по первой инстанции присуща почти всем судам судебной системы, в которых и разрешается дело по существу (кроме арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов).
Исключением из этого правила является апелляционная инстанция. При пересмотре не вступивших в законную силу приговоров, решений и постановлений мирового судьи и пересмотре не вступивших в законную силу решений арбитражного суда субъекта РФ в апелляционной инстанции дело рассматривается с самого начала, по правилам первой инстанции с определенными изъятиями. По результатам апелляционного производства может быть принято решение, отличающееся от решения суда первой инстанции.
2. Звено судебной системы. Компетенция суда
Суды, входящие в судебную систему, подразделяются на виды, но находятся в организационной и функциональной взаимосвязи между собой. Отдельные виды судов образуют самостоятельные подсистемы судов, в рамках которых устанавливается их жесткое взаимоотношение. В зависимости от территориальной привязанности и значимости, выполняемых судебных функций и объема компетенции в рамках судебной подсистемы суды подразделяются на звенья. Звеньевое устройство судебной системы основано на функциональной взаимосвязи судов: 1) как вышестоящих и нижестоящих по выполняемым инстанциям; 2) как судов, отражающих интересы определенной территории. Вертикальная взаимосвязь судов в судебной системе имеет несколько условное обозначение, так как в подсистеме судов общей юрисдикции все суды рассматривают дела по первой инстанции. Звеньевое соподчинение судов в судебной системе характеризует организационное единство и функциональные взаимосвязи федеральных судов.
Таким образом, звено судебной системы - это организационное объединение совокупности судов (или отдельный суд), обладающих одинаковой компетенцией и находящихся в установленной законом взаимосвязи с другими судами определенной судебной подсистемы.
Для федеральных судов общей юрисдикции характерна трехзвенная система для подсистемы гражданских и военных судов. Так, первое звено у гражданских судов составляют районные суды, а у военных - гарнизонные военные суды.
Второе звено в системе судов общей юрисдикции образуют у гражданских - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, а у военных судов - окружные (флотские) военные суды.
Высшим звеном для судов общей юрисдикции как гражданских, так и военных является Верховный Суд РФ. (Однако в структуре Верховного Суда РФ имеется Военная коллегия, которая представляет высшее звено в подсистеме военных судов.)
Для арбитражных судов в настоящее время законодательством предусмотрена четырехзвенная подсистема.
К первому или низшему звену арбитражных судов относятся арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).
Второе звено составляют арбитражные апелляционные суды (находящиеся в стадии формирования).
Третье звено - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). И высшим звеном в подсистеме арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.
Следует отметить, что федеральный Конституционный Суд РФ действует самостоятельно и в единственном числе, и звеньев не имеет.
Одним из важных признаков, определяющих звеньевое устройство судебной системы и характеризующих деятельность суда или его структурных подразделений, является компетенция суда.
Понятие "компетенция суда" раскрывает функции суда и характеризует его деятельность, в которой реализуется правовой статус суда. С компетенцией связано понятие "полномочия", употребляемое в законах и учебниках. Эти понятия близки по своему смысловому содержанию. Однако для того, чтобы разграничить функции государственных органов и должностных лиц при изучении правоохранительных органов, более правильно использование понятие компетенции применительно к государственным органам - компетенция суда, а полномочия - применительно к должностным лицам - полномочия председателя суда.
Понятие "компетенции суда" основывается на правовом статусе суда и раскрывает его функциональную деятельность по реализации судебной власти на уровне определенного звена судебной системы.
Таким образом, компетенция суда - это предусмотренная законами совокупность прав и обязанностей суда судебной системы при осуществлении правосудия в установленных видах судопроизводств по закрепленным в законе инстанциям и выполнению других функций, предоставленных судебной власти.
Так, каждый районный суд обладает компетенцией, равной (идентичной) компетенции всех других районных судов. Это служит основанием для отнесения всех районных судов к одному звену судебной системы. Точно так же все федеральные суды общей юрисдикции субъекта РФ (Верховные суды республик, областные, краевые суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов) наделены равными правами и обязанностями по разрешению уголовных, гражданских и иных дел и также объединяются в единое среднее звено подсистемы судов общей юрисдикции. По объему и содержанию компетенции они являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
3. Судебные инстанции
Основной функцией суда является осуществление правосудия. Однако все предусмотренные законом виды судопроизводств (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 ФКЗ "О судебной системе РФ") осуществляются по-разному, в соответствии с процессуальными кодексами или определенными законами. Поэтому в компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов предусмотрены различные виды процессуальной деятельности, которые используются при осуществлении правосудия по отдельным категориям дел. Одни суды разрешают дела и споры по существу, другие могут пересматривать или проверять вынесенные решения этих судов для исключения судебной ошибки. Различные виды судебной деятельности объединяются понятием судебная инстанция.
Судебная инстанция - это определенный вид судебной деятельности, выполняемый установленным законом судом или подразделением суда при осуществлении правосудия.
Не следует понимать под судебной инстанцией определенный суд или совокупность судов, так как одну и ту же судебную инстанцию вправе осуществлять суды, относящиеся к различным звеньям судебной системы. Например, рассматривать дела по первой инстанции вправе в судах общей юрисдикции суды всех звеньев - мировые судьи, районные суды, федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ и Верховный Суд РФ. С другой стороны, суды, входящие в одно звено судебной системы, вправе осуществлять несколько судебных инстанций. Так, например, краевые, областные и равные им суды вправе рассматривать гражданские и уголовные дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора. Районные суды вправе рассматривать гражданские и уголовные дела по первой инстанции и пересматривать в апелляционном порядке решения мировых судей, не вступившие в законную силу. Однако в судебной системе есть суды, которые могут рассматривать дела лишь одной инстанции. Так, мировые судьи вправе рассматривать гражданские и уголовные дела, отнесенные к их компетенции лишь по первой инстанции. Федеральные арбитражные суды округов осуществляют, в соответствии с действующим законодательством, кассационную инстанцию в отношении нижестоящих арбитражных судов. Такое положение означает, что в некоторых случаях выполнение судебной инстанции возлагается законом на суд определенного звена, наряду с выполнением им других инстанций. Или, наоборот, суды определенного звена судебной системы создаются и выполняют только один вид судебной деятельности.
Сказанное предполагает правильное понимание и разграничение понятий "звено судебной системы" и "судебной инстанции".
Виды судебных инстанций в РФ
Процессуальное законодательство, определяющее деятельность судов по осуществлению правосудия, закрепляет несколько видов судебной деятельности, определяемых как инстанции. К числу судебных инстанций относятся: рассмотрение дела по существу (первая инстанция), апелляционная инстанция и кассационная инстанция (которые в законе могут объединяться во вторую инстанцию или могут быть рассмотрены самостоятельно), надзорная инстанция и пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение дела по существу (по первой инстанции) - это вид судебной деятельности по осуществлению правосудия в установленной форме судопроизводства, в ходе которого разрешается по существу поставленный перед судом правовой вопрос, принимается решение по рассматриваемому делу или выносится по уголовному делу приговор. В зависимости от вида судопроизводства порядок рассмотрения дела в суде по первой инстанции может более или менее детально урегулирован в законе. Например, наиболее жесткая регламентация установлена для рассмотрения уголовных дел в уголовном судопроизводстве (разд. 9 УПК РФ), а менее детализирован порядок разрешения дел об административных правонарушениях судьями по первой инстанции (ст.ст. 29.7-29.12 КоАП).
Дела по первой инстанции рассматривают в пределах своей компетенции все суды судебной системы, кроме федеральных арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов. Приговоры, решения, постановления и определения суда первой инстанции могут быть пересмотрены в апелляционном, кассационном порядке, в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционная инстанция имеется в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции. Порядок рассмотрения дел в апелляционной инстанции определяется в соответствующих процессуальных кодексах: гл. 34 АПК РФ, гл. 39 ГПК РФ, гл. 43 и 44 УПК РФ. В уголовном процессе в апелляционном порядке пересматриваются приговоры и постановления мировых судей, в гражданском процессе - решения и определения мировых судей, в арбитражном процессе - решения и определения арбитражного суда субъекта РФ, не вступившие в законную силу. Гражданские и арбитражные дела в апелляционной инстанции рассматриваются по правилам суда первой инстанции. Арбитражный суд в апелляционной инстанции повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ). Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции в апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 2 ст. 327 ГПК РФ). В апелляционной инстанции проводится судебное следствие с исследованием доказательства и выносится решение суда в форме постановления или опреде-
ления.
В апелляционной инстанции уголовного судопроизводства проверяется законность, обоснованность и справедливость приговора или постановления мирового судьи. Поэтому судопроизводства по уголовным делам осуществляется в порядке производства в суде первой инстанции, но с изъятиями, установленными для апелляционного производства. По результатам рассмотрения уголовного дела в апелляционной инстанции суд выносит приговор или постановление (ст. 367 УПК РФ).
По решениям мировых судей апелляционную инстанцию осуществляет районный суд. Дела, рассмотренные по первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ, будут пересматриваться арбитражными апелляционными судами (пока не образованы арбитражные апелляционные суды, дела пересматриваются в апелляционном порядке в арбитражных судах субъектов РФ судьями, не принимавшими участия в рассмотрении дела по первой инстанции).
Судебные решения мировых судей, решения арбитражных судов субъектов РФ, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Прокурор может принести апелляционное представление на решение мирового судьи, не вступившее в законную силу.
Вторая или кассационная инстанция в федеральных судах общей юрисдикции предполагает проверку решений и приговоров, не вступившие в законную силу, или апелляционных решений суда (ст. 354 УПК РФ). В арбитражных судах в кассационной инстанции, наряду с апелляционными решениями судов, проверяется законность решений, постановлений и определений суда первой инстанции, уже вступившие в законную силу (ст. 273 АПК РФ).
В кассационной инстанции проверяется законность и обоснованность вынесенного по делу решения, правильность применения норм материального и процессуального права по имеющимся в деле материалам. Непосредственному исследованию могут подвергаться лишь доказательства, не исследованные ранее (если представление новых доказательств в данную инстанцию допускается законом - этот вопрос решается по-разному в уголовном, гражданском и арбитражном процессе). Ограничено и право кассационной инстанции на вынесение нового решения или приговора. Если для принятия решения в кассационной инстанции необходимо исследование доказательств (в гражданском и арбитражном судопроизводстве) либо суд приходит к выводу о необходимости применения закона о более тяжком преступлении или усилении наказания в уголовном судопроизводстве, то решение или приговор отменяется, а дело направляется на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Право обжалования судебного решения в уголовном процессе принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю. В гражданском и арбитражном процессе такое право имеют стороны и другие лица, участвующие в деле.
На приговор, не вступивший в законную силу, кассационная жалоба и представление могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, находящимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
Решение суда первой инстанции по гражданскому делу может быть обжаловано в течение десяти суток со дня принятия решения судом в окончательной форме (ст.ст. 336, 338 ГПК РФ).
Решение арбитражного суда первой инстанции (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ) или постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Законом не предусмотрена проверка в кассационной инстанции решений мировых судей и постановлений апелляционной инстанции по гражданским делам, а также приговоров, постановлений мировых судей по уголовным делам.
Приговоры и постановления по уголовным делам, вынесенные судом в апелляционной инстанции, проверяются в кассационной инстанции краевыми (областными) и равными им судами.
Для районных судов кассационную инстанцию осуществляет Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (областной и равные ему суды). Гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции в районном суде, пересматриваются в судебных коллегиях по гражданским делам, уголовные - в судебных коллегиях по уголовным делам. Для федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ кассационную инстанцию выполняет Верховный Суд РФ (судебные коллегии по уголовным и гражданским делам). Приговоры, решения, определения, вынесенные Верховным Судом РФ, не вступившие в законную силу, проверяются в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.
Проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ, осуществляется в судебных коллегиях Федерального арбитражного суда округа (судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений).
Надзорная инстанция в деятельности судов
Приговоры, решения, определения суда первой инстанции, не обжалованные в установленные сроки, а также оставленные в силе после рассмотрения кассационной инстанцией, могут быть проверены только в порядке судебного надзора. Таким образом, в надзорной инстанции проверяются приговоры, решения, определения, постановления судов, уже вступившие в законную силу.
В судах общей юрисдикции надзорную инстанцию выполняет президиум Верховного суда республики, входящей в состав РФ, президиум областного, краевого и равных им судов, президиум окружного (флотского) военного суда, коллегии Верховного Суда РФ (кроме Кассационной коллегии) и Президиум Верховного Суда РФ (ст. 403 УПК РФ, ст. 377 ГПК РФ). В арбитражных судах дела в надзорной инстанции рассматриваются только в Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 292 АПК РФ).
В уголовном процессе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда вправе подозреваемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор.
Изменение вступивших в законную силу приговоров суда допускается лишь в сторону улучшения положения осужденного.
В гражданском процессе вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то право на обращение в любой суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений имеют Генеральный прокурор РФ и его заместитель. Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) вправе обращаться с надзорным представлением соответственно в президиум Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ или окружного (флотского) военного суда. Судебные решения могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут быть проверены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по представлению прокурора, если он участвовал в деле. Заявление или представление в надзорную инстанцию о проверке судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке указан-
ного акта.
Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам - разновидность правосудия, в процессе которого осуществляется проверка законности (обоснованности) вступивших в законную силу приговоров, решений соответствующих судов ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны суду в момент рассмотрения дела и имеют существенное значение для правильного его разрешения.
Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам, как вид судебной деятельности, в пределах своей компетенции осуществляют:
а) в федеральных судах общей юрисдикции: районный суд; гарнизонный военный суд; судебные коллегии областного и равных ему судов; президиум областного и равных ему судов; окружной (флотский) военный суд; судебные коллегии Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ;
б) в арбитражных судах: арбитражный суд субъекта РФ; арбитражный апелляционный суд; федеральный арбитражный суд округа; Высший Арбитражный Суд РФ.
в) в судах субъектов РФ - мировые судьи.
4. Непосредственное рассмотрение дел в судах во всех видах судопроизводств и во всех инстанциях осуществляют судьи. Количественный и организационный состав судей при осуществлении правосудия может быть разный, но он обязательно определяется законом.
4. Судебный состав, осуществляющий правосудие
Понятие судебный состав, осуществляющий пра-
восудие, дает ответ на вопрос, кто осуществляет правосудие. Судебный состав, осуществляющий правосудие - это предусмотренное законом количество судей и представителей народа, которые управомочены осуществлять правосудие при рассмотрении конкретного судебного дела в определенной судебной инстанции.
Судебный состав зависит от вида судопроизводства, в рамках которого слушается конкретное дело (конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное), а также от судебной инстанции, в которой оно рассматривается (первая, апелляционная, кассационная, надзорная).
Мировые судьи единолично рассматривают все дела, отнесенные законом к их компетенции (уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях).
В федеральных судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично судьей.
Статья 30 УПК РФ предусматривает также два вида коллегиального состава при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции:
а) 3 профессиональных судьи; б) 1 судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей.
Так, в составе трех профессиональных судей рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого.
Уголовные дела, подсудные областному и равным ему судам, при наличии ходатайства обвиняемого, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.
Гражданские дела по первой инстанции в федеральных судах общей юрисдикции рассматриваются судьей единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ст.14 ГПК РФ).
Судья единолично рассматривает и некоторые категории дел, возникающих из административных правоотношений, дела об административных проступках, разрешает вопросы, возникающие в ходе исполнения уголовного наказания, отнесенные к компетенции суда.
В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако есть и исключения из этого правила. Законом предусмотрено два коллегиальных судебных состава: а) три профессиональных судьи и б) судья и два арбитражных заседателя, а также случаи, когда дела рассматриваются коллегиально.
Так, в составе трех судей-профессионалов рассматриваются: дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; дела об оспаривании нормативно-правовых актов; дела о несостоятельности (банкротстве); дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (ст. 17 АПК РФ).
Второй коллегиальный судебный состав - судья и два арбитражных заседателя - рассматривает дела в том случае, если какая-либо из сторон заявит ходатайство об этом.
Конституционный Суд РФ вправе рассматривать дела, отнесенные к его компетенции только коллегиально. Он принимает решения в тех случаях, когда в заседаниях палаты участвовало не менее трех четвертей ее состава от 9 или 10 судей, а в пленарных заседаниях - при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ (ст. 30 ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ").
Рассмотрение дел в апелляционной и кассационной инстанции осуществляется, как правило, в составе трех членов суда. Лишь рассмотрение дел по апелляционным жалобам и представлениям на решения и приговоры мировых судей осуществляется единолично судьей районного суда.
В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе не менее трех членов суда. Президиум соответствующего суда рассматривает дела в порядке надзора при наличии большинства членов президиума. Присяжные и арбитражные заседатели в рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции не участвуют.
Тема 7. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Тема 7.1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе РФ, его компетенция.
2. Состав и структура Верховного Суда РФ.
3. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция.
4. Президиум Верховного Суда РФ.
5. Коллегии Верховного Суда РФ.
6. Аппарат Верховного Суда РФ.
7. Председатель Верховного Суда РФ. Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ.
1. Место Верховного Суда Российской Федерации
в судебной системе РФ, его компетенция
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом среди судов общей юрисдикции РФ и осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов РФ, кроме Конституционного Суда РФ, арбитражных судов РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Положение Верховного Суда РФ как высшего судебного органа среди судов общей юрисдикции характеризуется следующим:
1) судьи Верховного Суда назначаются на должность высшим органом законодательной (представительной) власти - Федеральным Собранием РФ (его верхней палатой - Советом Федерации Федерального Собрания РФ) по представлению Президента РФ;
2) Верховный Суд РФ обладает юрисдикцией на всей территории России;
3) Верховный Суд РФ вправе пересмотреть в порядке надзора решение, приговор, определение и постановление любого суда (кроме Конституционного Суда и арбитражных судов) и по любому делу;
4) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
5) Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, т.е. имеет право входить в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ с предложениями, требующими разрешения в законодательном порядке или по вопросам толкования законов РФ. Такие предложения при этом подлежат обязательному рассмотрению.
В компетенцию Верховного Суда РФ входит:
1) рассмотрение по первой инстанции уголовных дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 31 УПК РФ, ст. 16 Закона "О статусе судей в РФ").
2) рассмотрение по первой инстанции гражданских дел (ст. 27 ГПК РФ). Верховный Суд вправе с согласия сторон изъять любое дело из любого суда РФ и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции;
3) рассмотрение в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления краевых, областных судов, судов автономных областей и автономных округов, судов республик в составе РФ;
4) рассмотрение дел в порядке надзора;
5) рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
6) изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому они даны;
7) осуществление контроля за выполнением судами РФ разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
8) осуществление права законодательной инициативы;
9) разрешение в пределах своих полномочий вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.
2. Состав и структура Верховного Суда РФ
Должностной состав Верховного Суда РФ: Председатель Верховного Суда РФ; 1-й заместитель Председателя Верховного Суда РФ; Заместители Председателя Верховного Суда РФ; Председатели судебных коллегий (из числа заместителей Председателя Верховного Суда РФ); Секретарь Пленума Верховного Суда РФ; Судьи Верховного Суда РФ; работники аппарата; Генеральный директор и работники Судебного департамента при Верховном Суде.
В структуру Верховного Суда РФ входят:
1) Пленум;
2) Президиум;
3) Кассационная коллегия;
4) Военная коллегия;
5) Судебная коллегия по уголовным делам;
6) Судебная коллегия по гражданским делам.
При Верховном Суде РФ создан и действует Научно-консультативный совет. Верховный Суд издает журнал "Бюллетень Верховного Суда РФ", поддерживая информационное обеспечение судейского сообщества. Хозяйственные, организационные, методические вопросы судов общей юрисдикции решаются через Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы.
3. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и компетенция
Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и членов Верховного Суда.
В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, Председатель Конституционного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. По приглашению Председателя Верховного Суда РФ в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.
Компетенция Пленума Верховного Суда РФ определяется Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в ст. 58 в том объеме, в котором ее положения не противоречат действующему законодательству РФ и установленным названиям органов.
Пленум Верховного Суда РФ:
1) рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
2) рассматривает представления Генерального прокурора РФ и Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда законодательству;
3) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание и Государственную Думу в порядке осуществления законодательной инициативы и о толковании законов РФ;
4) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума, Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;
5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;
6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
4. Президиум Верховного Суда РФ
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалифи-
кационной коллегии судей Верховного Суда РФ. В его состав входят: Председатель Верховного Суда, его заместители и судьи Верховного
Суда РФ.
Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Участие Генерального прокурора РФ в заседаниях Президиума при рассмотрении судебных дел обязательно. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.
Президиум Верховного Суда РФ:
1) рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства;
5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
5. Коллегии Верховного Суда РФ
Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ по представлению его Председателя.
Председателей судебных коллегий утверждает Совет Федерации. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в другой коллегии. Судебные коллегии по гражданским и по уголовным делам Верховного Суда РФ:
1) рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела исключительной важности;
2) рассматривают в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов республик в составе РФ, областных, краевых судов, судов автономных областей и автономных округов;
3) рассматривают в порядке надзора дела по протестам Председателя Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и их заместителей на решения, приговоры, определения и постановления судов РФ, вступившие в законную силу;
4) рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
5) решают вопросы о возможности применения судами процессуального законодательства другого государства при выполнении в соответствии с международными договорами РФ поручений иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из ее председателя и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ. Ее состав утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется в составе трех судей.
Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями могут участвовать в рассмотрении дел по первой инстанции и в порядке надзора.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ:
1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК РФ и УПК РФ.
Военная коллегия Верховного Суда РФ:
1) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела исключительной важности, подсудные военным судам, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше, и им равные;
2) рассматривает кассационные, частные жалобы и протесты на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов;
3) рассматривает в порядке надзора жалобы и представления на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов;
4) рассматривает заключения Генерального прокурора РФ или Главного военного прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах по делам, вынесенным Военной коллегией или военными судами.
Кроме того, все судебные коллегии Верховного Суда РФ в необходимых случаях частным определением обращают внимание руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций и других должностных лиц на установленные по делу нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.
6. Аппарат Верховного Суда РФ
В структуру аппарата Верховного Суда РФ входят: отдел обобщения судебной практики, отдел работы с законодательством, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел контроля и исполнения решений, отдел кадров, отдел приема граждан, управление делами, объединенный отдел правовой информатизации, общий отдел, отдел хранения судебных документов, первый отдел, планово-финансовое управление, хозяйственное управление.
Начальники отделов, других структурных подразделений и их заместители, входящие в аппарат Верховного Суда РФ, являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ имеет также помощников по участкам работы. В судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РФ работают главные и старшие консультанты, главные и старшие инспектора, консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал.
7. Председатель Верховного Суда РФ. Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ
Председатель Верховного Суда РФ:
1) вносит в Президиум Верховного Суда протесты на решения, приговоры, определения, постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ, на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления судов республик в составе РФ, областных, краевых судов, судов автономных областей и автономных округов, на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, на постановления судей этих судов;
2) вносит в окружные (флотские) военные суды протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения гарнизонных военных судов на постановления судей этих военных судов;
3) вносит в президиумы Верховных судов республик в составе РФ, областных и соответствующих им судов протесты на вступившие в законную силу судебные акты районных (городских) судов;
4) вправе приостанавливать в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов РФ, на которые в соответствии с законом он может принести протест;
5) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;
6) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;
7) вносит представления в Федеральное Собрание по вопросам, требующим толкования законов РФ;
8) вносит в Пленум Верховного Суда РФ представления о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ действующему законодательству;
9) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;
10) руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;
11) назначает на должность и освобождает от нее Генерального директора Судебного департамента и его заместителей;
12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Заместители Председателя Верховного Суда РФ:
1) вносят протесты в порядке надзора в судебные коллегии Верховного Суда РФ;
2) вносят протесты в порядке надзора в Военную коллегию Верховного Суда РФ и в окружные (флотские) военные суды;
3) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;
4) вправе приостанавливать в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов РФ, на которые они могут принести протест;
5) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда РФ.
Председатели Кассационной коллегии и Судебных коллегий Верховного Суда РФ:
1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
2) образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
4) представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;
5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
7) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, кроме того:
1) приносит протесты в Президиум Верховного Суда Российской Федерации на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в силу;
2) приносит протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;
3) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях;
4) организует деятельность Военной коллегии;
5) решает в случае необходимости вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой судебный состав;
6) контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда Российской Федерации (далее - аппарат Военной коллегии), назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
Тема 7.2. СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Необходимость создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
2. Статус и полномочия Судебного департамента.
3. Система органов Судебного департамента и структура его центрального аппарата.
4. Порядок назначения работников Судебного департамента и их правовое положение.
1. Необходимость создания Судебного департамента
при Верховном Суде РФ
История административного управления в сфере правосудия по-своему отражает сложность проведения судебной реформы в современной России. На протяжении длительного периода, со времен СССР и до 1998 года, вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции относились к ведению Министерства юстиции и его органов на местах и, в силу широкого круга решаемых им задач, оставались на периферии интересов данного ведомства. Такая ситуация противоречила принципам теории разделения властей и приводила к тому, что суды находились в зависимом положении от органа исполнительной власти и фактически никак не могли контролировать своего "куратора", в первую очередь в финансово-экономических вопросах.
Согласно действовавшему в тот период законодательству, для обозначения деятельности Министерства юстиции в отношении судов использовался термин "организационное руководство судами" (ст. 19 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"). И хотя положениями этого закона Министерству юстиции предписывалось "всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону", в то же время органам юстиции предоставлялось право проверки организации работы судов и руководства работой с кадрами судов. Кроме того, министр юстиции обладал правом внесения в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР.
С началом крупных социально-экономических преобразований в стране эта проблема начала приобретать принципиальный характер. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. провозгласила принцип разделения властей и соответственно независимости судебной власти. В Конституции РФ закреплялись и гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы, так как ст. 124 Конституции РФ прямо указывала, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом имели декларативный характер, поскольку обеспечением деятельности судебной власти по-прежнему занимались органы исполнительной власти.
Таким образом, все очевиднее становилось, что для реализации судебно-правовой реформы, концепция которой была принята в 1991 г., необходимо создание принципиально новой системы организационного обеспечения деятельности судов.
Именно поэтому на III внеочередном съезде, прошедшем в марте 1994 г., судейское сообщество Российской Федерации выступило за кардинальное изменение подхода к организационному обеспечению работы судов и поставило вопрос об образовании судебного департамента. В дальнейшем эта идея получила свое законодательное воплощение в ст. 31 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации".
Такое понятие, как "Судебный департамент" с этого момента приобрело легитимный характер. Главное предназначение создаваемого федерального государственного органа представлялось в том, чтобы он взял на себя решение всех проблем организационного обеспечения деятельности судов, избавил систему федеральных судов от несвойственных им функций и забот, отвлекающих их от высокого предназначения, вывел суд на подобающее место в государстве и обществе.
Именно в этих целях, а также в соответствии с конституционным принципом разделения властей в январе 1998 г. по законодательной инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Согласно этому закону, функции организационного обеспечения судебной деятельности были переданы из системы органов исполнительной власти (Министерство юстиции) федеральному государственному органу, действующему при судебной системе.
Таким образом, впервые в истории современной России сама судебная власть взяла под контроль обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, что стало одним из наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы.
2. Статус и полномочия Судебного департамента
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) - федеральный государственный орган специальной компетенции, действующий в системе органов судебной власти и обеспечивающий осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера. Его деятельность направлена на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия федеральными судами общей юрисдикции, а также осуществление организационного обеспечения деятельности органов судейского сообщества и финансирование мировых судей (ч. 2 ст. 30 ФКЗ "О судебной системе РФ", ст. 1 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").
Организация и деятельность этого государственного органа регулируется ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Учреждение и фактическое создание Судебного департамента в современной литературе оценивается как "одна из действенных мер по укреплению судебной власти"24.
Роль Судебного департамента определяется в ч. 1 ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
В настоящий момент деятельность Судебного департамента осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителями. Обеспечением деятельности всех иных судов общей юрисдикции занимается Судебный департамент.
Деятельность Судебного департамента тесным образом связана с обеспечением независимости судебной власти в целом и ее носителей (судей), поскольку принцип адекватного ресурсного обеспечения судебной власти выступает одной из составляющих принципа независимости судебной власти.
Судебный департамент, входя в структуру Верховного Суда РФ, тем не менее, как и его управления (отделы) в субъектах РФ, является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственные печати и счета в банках. При этом четко определено, что Судебный департамент, его органы и учреждения, призванные способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"). Некоторые сомнения может вызывать правовой статус этого органа, но, как справедливо отмечает ряд авторов25, данный орган, несомненно, является частью судебной системы Российской Федерации, хотя и не обладает полномочиями по осуществлению правосудия.
Правовой основой деятельности Судебного департамента, его органов и учреждений выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Председателя Верховного Суда РФ, а также решения органов судейского сообщества, принятые в пределах их полномочий (ст. 3 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").
Судебный департамент имеет официальный сайт в Интернете.
Судебный департамент для обеспечения исполнения стоящих перед ним задач осуществляет целый ряд полномочий, закрепленных в законе.
Основным и центральным полномочием Судебного департамента выступает организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества (ч. 1 ст. 6 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").
Для осуществления данного полномочия впервые в практике судебных органов реализована задача по введению института администратора судов - совершенно новой фигуры управленца, совмещающей в себе функции как "хозяйственник", так и менеджера. Администратор суда призван непосредственно обеспечивать деятельность соответствующего суда. К компетенции администратора суда относится осуществление целого ряда мер, предусмотренных ст. 19 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" (например, меры по организации охраны зданий, помещений и иного имущества суда, бесперебойной работы транспорта, средств связи, хозяйственной службы; меры по осуществлению информационно-правового обеспечения деятельности суда; организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива, для чего приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде.
К важнейшим полномочиям Судебного департамента относится взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов, а также представление интересов судебной системы в Правительстве России, федеральных органах исполнительной и законодательной власти при решении вопросов, относящихся к компетенции этого федерального государственного органа. В рамках данного полномочия Судебный департамент:
- разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также вправе участвовать (в лице Генерального директора Судебного департамента) в обсуждении Правительством РФ проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента также вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента;
- разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей (ежегодно Генеральный директор представляет такие предложения в Правительство РФ на очередной финансовый год);
- вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов.
Кроме того, Судебный департамент устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента.
Одним из существенных полномочий и направлением деятельности Судебного департамента стала работа по реализации ФЗ от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" и дальнейшему обеспечению финансирования мировых судей. Несмотря на целый ряд сложностей организационно-правового характера, уже с января 2000 г. институт мировой юстиции России начал функционировать. К концу 2002 г. из 6470 мировых судей, численность которых установлена законом, к работе приступило более 5 тысяч человек. Таким образом, во многом была решена проблема большей доступности правосудия для граждан России.
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" возложил бремя финансирования мировых судей на федеральный бюджет, а материально-технического обеспечения их деятельности - на бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации.
Вполне объяснимо, почему по отношению к судьям субъектов РФ - мировым судьям - Судебный департамент выполняет только функцию финансирования. Должное и полное финансирование судей, то есть финансирование, которое обеспечивает возможность независимого правосудия, может рассматриваться как один из составных элементов более общего понятия - должного ресурсного (организационного, материально-технического, научно-аналитического, информационного, кадрового) обеспечения судов с целью успешной реализации последними идеи справедливого правосудия.
Исходя из того, что ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст.ст. 4, 28) учредил этот вид судов как суды субъектов РФ, субъект федерации самостоятельно решает ряд вопросов, касающихся порядка назначения (избрания) мировых судей, полномочий и порядка их деятельности. С учетом местных особенностей в различных субъектах РФ могут различаться нормы нагрузки мировых судей, порядок отбора кандидатов на эту должность, наиболее рациональные формы ведения делопроизводства и т.д. Поэтому и ресурсное обеспечение деятельности этих судей должно осуществляться самостоятельно соответствующим субъектом РФ с учетом местных условий.
С другой стороны, в соответствии со ст. 124 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ "О судебной системе РФ" финансирование как федеральных судов, так и мировых судей производится только из федерального бюджета, что позволяет также исключить возможность материальной зависимости мировых судей от местных органов власти. Именно поэтому российский законодатель разделил собственно финансирование и иное ресурсное обеспечение.
С введением мировой юстиции (почти 7 тыс. судей) численность судейского корпуса Российской Федерации увеличивается почти в 1,5 раза. В этих условиях распределение бремени его содержания между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации представляется вполне оправданным. Необходимо, однако, отметить, что по данному вопросу в научной литературе нет единого мнения26.
В самостоятельном ведении Судебного департамента находится также ведение судебной статистики, ее сбор и обработка, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета. При осуществлении данных полномочий органы Судебного департамента руководствуются временной инструкцией по ведению статистической отчетности о судимости и о деятельности федеральных судов общей юрисдикции, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 октября 1999 г.
Значительное место в деятельности Судебного департамента занимают вопросы обеспечения кадровой политики судебной деятельности, для чего Судебный департамент:
- определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
- разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов. Так, Конференцией трудового коллек-
тива Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 февраля 2001 г. утверждены Правила внутреннего трудового распорядка Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
- перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
- ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов.
Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляют, кроме того, подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", а также организуют и обеспечивают работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Приоритетной задачей Судебного департамента на всем протяжении его деятельности является обеспечение социально-правовой защиты судей и членов их семей, что, в первую очередь, связано с организацией материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, страхования жизни и здоровья, имущества судей. Также Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.
Необходимость постоянного совершенствования материальной базы судебной системы обусловливает активную работу Судебного департамента на этом направлении. На V Всероссийском съезде судей было отмечено, что средства, выделяемые из федерального бюджета, позволяют обеспечить оснащение судов основными материально-техничес-
кими средствами в целом не более чем на 40 процентов. Осуществляя полномочия в этом направлении, Судебный департамент организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента. Правовую основу этой деятельности составляет Положение о капитальном ремонте зданий и сооружений судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которое утверждено приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20 января 2000 г., и Руководство по техническому обслуживанию, текущему ремонту зданий и сооружений судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденное приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22 марта 1999 г.
Кроме того, Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства. Для реализации этих задач была принята Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренная Советом судей Российской Федерации 29.10.99 г.
Немаловажным аспектом деятельности Судебного департамента является обеспечение финансирования судебной деятельности. Принципиальную роль в этом сыграло принятие в январе 1999 г. по законодательной инициативе Верховного Суда РФ Федерального закона "О финансировании судебной системы". Он закрепил важнейшие позиции, защищающие финансирование судов из федерального бюджета, определил его четкий механизм, вплоть до без акцептного списания соответствующих средств в случае их неперечисления в установленный срок.
Большая работа проводится Судебным департаментом по обеспечению реализации новых функций судов, связанных с введением Уголовно-процессуального кодекса РФ. В настоящее время органы Судебного департамента прилагают серьезные усилия по созданию условий для организации работы судов присяжных.
Судебный департамент управляет органами и учреждениями Судебного департамента; обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; ведет статистический и персональный учет работников органов и учреждений Судебного департамента; принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента.
Объем полномочий Судебного департамента, определенный в законе, не является исчерпывающим, он может осуществлять также и иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
Для осуществления полномочий законодатель предоставил Судебному департаменту ряд прав и контрольных функций (ч. 2 ст. 6 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").
При осуществлении своей деятельности Судебный департамент рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции, для чего разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (от 23 декабря 1998 г.).
Главный вывод, связанный с деятельностью Судебного департамента, которая осуществляется под непосредственным руководством и контролем судебной власти, можно свести к хорошо известному тезису: настоящее правосудие дешевым не бывает. Другими словами, государство, ратующее за действительно независимый суд, должно вкладывать в обеспечение его деятельности такие средства, которые необходимы, какими бы большими они ни выглядели со стороны.
3. Система органов Судебного департамента и структура
его центрального аппарата
Такой объем компетенции предопределил систему органов Судебного департамента, которая состоит из центрального аппарата и управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации. Центральный аппарат или собственно департамент осуществляет организационное обеспечение областных и приравненных к ним судов, военных и специализированных судов, управления (отделы) - соответственно районных судов и финансирование мировых судей. Кроме того, центральный аппарат обеспечивает деятельность органов и учреждений, им создаваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня, а его управления (отделы) - деятельность органов судейского сообщества соответствующего субъекта Российской Федерации. Для реализации названных полномочий в составе департамента имеются главные управления, управления и отделы.
Систему органов Судебного департамента возглавляет собственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ, которым руководит его Генеральный директор.
Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. Коллегия Судебного департамента действует на основании Положения о Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ руководит деятельностью органов, входящих в систему Судебного департамента, представляет суды в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента, представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях.
В структуре Судебного департамента при Верховном Суде РФ созданы отдельные подразделения, занимающиеся вопросами реализации его полномочий. Регламентация деятельности всех подразделений, входящих в структуру Судебного департамента, определяется приказами Генерального директора Судебного департамента.
1. Главное финансово-экономическое управление является структурным подразделением Судебного департамента, на которое возлагается финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, мировых, а также органов системы Судебного департамента.
Деятельность Главного финансово-экономического управления регламентируется Положением о Главном финансово-экономическом управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 июня 2002 г.
К основным задачам Главного финансово-экономического управления относятся:
1) Осуществление в пределах своей компетенции финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов и системы Судебного департамента.
2) Организация и ведение бухгалтерского учета и отчетности, анализ бухгалтерской отчетности судов и системы Судебного департамента, составление сводных бухгалтерских отчетов по судам и системе Судебного департамента.
3) Разработка и представление в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и другие заинтересованные ведомства предложений о финансировании судов и системы Судебного департамента.
4) Организация текущего контроля исполнения федерального бюджета в судах и системе Судебного департамента.
5) Осуществление аналитической и методологической работы.
6) Оперативное обеспечение Генерального директора Судебного департамента, других должностных лиц информацией, подготовленной на основе анализа исполнения федерального бюджета в части финансирования судов и системы Судебного департамента.
7) Участие в разработке проектов законодательных, правительственных и ведомственных актов, относящихся к компетенции Главного управления.
2. Контрольно-ревизионное управление является структурным подразделением Судебного департамента, действующим на основании Положения о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 июня 2002 г.
3. Управление делами является структурным подразделением Судебного департамента и обеспечивает документационную деятельность руководства и центрального аппарата Судебного департамента, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях Судебного департамента.
Действует на основании Положения об Управлении делами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от
28 июня 2002 г.
4. Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений является структурным подразделением Судебного департамента, на которое возлагаются функции управления капитальным строительством, эксплуатацией зданий и сооружений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных судов, военных судов (далее - суды), управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента).
Действует на основании Положения об Управлении капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 июня 2002 г.
Основными задачами Управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений являются:
1) Организация работы по эффективному использованию инвестиций и ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на строительство, приобретение, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, эксплуатацию зданий, сооружений судов и органов Судебного департамента, строительство и приобретение жилья для судей, работников аппаратов судов, органов Судебного департамента и аппарата Судебного департамента.
2) Обеспечение выполнения заданий по строительству, реконструкции, ремонту, эксплуатации зданий, сооружений судов и органов Судебного департамента, строительству и приобретению жилья для судей, работников аппаратов судов, органов Судебного департамента и аппарата Судебного департамента.
3) Осуществление контроля за соблюдением норм действующего законодательства и иных норм при планировании, проектировании, строительстве, ремонте зданий, сооружений судов и органов Судебного департамента.
4) Осуществление контроля за наличием и оформлением правоустанавливающих документов на здания, сооружения судов и органов Судебного департамента.
5) Обеспечение материально-техническими средствами аппарата Судебного департамента.
6) Организация проведения в зданиях, сооружениях аппарата Судебного департамента строительных и ремонтных работ.
Кроме того, в рамках Судебного департамента действуют: Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; Главное управление обеспечения деятельности военных судов; Управление государственной службы и кадрового обеспечения; Отдел учебных и образовательных учреждений; Отдел международно-правового сотрудничества.
Часть названных в центральном аппарате подразделений может отсутствовать в управлениях (отделах) департамента в субъектах Российской Федерации (например, отделы учебных и образовательных учреждений и международно-правового сотрудничества).
По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.
Второе звено в системе органов Судебного департамента формируется на уровне субъектов Российской Федерации. Здесь образуются управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ. Эти управления (отделы) подчиняются Генеральному директору Судебного департамента, а, кроме того, подотчетны советам судей соответствующих субъектов РФ. Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который имеет заместителей.
Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.
Управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции осуществляет реализацию полномочий, входящих в компетенцию органов Судебного департамента в соответствующем субъекте РФ.