<< Пред.           стр. 5 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  И, наконец, третьим звеном системы органов Судебного департамента являются администраторы судов, действующие в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономных областей, судах автономных округов и в районных судах. Администраторы федеральных судов субъектов РФ и администраторы районных судов могут быть объединены в одно звено системы органов Судебного департамента в связи с тем, что они обладают одинаковыми полномочиями. Однако при этом они подчиняются различным органам. Администраторы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области или судов автономных округов осуществляют свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда действует под контролем управления (отдела) Судебного департамента.
  Администратор любого суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.
 4. Порядок назначения работников Судебного департамента
 и их правовое положение
  Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими и на них распространяется действие нормативных актов о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Порядок присвоения классных чинов определяется Инструкцией о порядке присвоения классных чинов работникам системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от
 29 декабря 1998 г. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.
  Генеральный директор Судебного департамента назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.
  Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.
  Начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ, Советом судей субъекта РФ, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
  Заместители начальника управления (отдела) Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению начальника соответствующего управления (отдела).
  Администратор Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.
 
 
 Тема 7.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУД
 ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ СУБЪЕКТА РФ
 (ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ, КРАЕВОЙ,
 ОБЛАСТНОЙ СУД, СУД ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО
 ЗНАЧЕНИЯ, СУД АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ,
 СУД АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
  1. Место Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ (Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа) в судебной системе РФ и его роль.
  2. Президиумы и судебные коллегии областных и равных им судов, их состав.
  3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители и председатели судебных коллегий.
  4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ.
 1. Место Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ (Верховного суда республики, краевого, областного суда,
 суда города федерального значения, суда автономной области,
 суда автономного округа) в судебной системе РФ и его роль
  Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (Верховный суд республики, краевой, областной, городской (Москва, Санкт-Петербург) суд, суд автономной области и автономного округа - далее областной и равные ему суды) характеризуется двумя основными признаками.
  1) Он относится к федеральным судам РФ, действующим на территории субъектов РФ, от имени РФ и финансируемых из федерального бюджета, в отличие от судов субъектов РФ - конституционных (уставных) судов и мировых судей. На территории субъекта РФ действует один такой федеральный суд. Исключение может быть на территории сложных субъектов РФ - краев, где имеются национальные образования - автономные округа или автономная область.
  2) Областной и равные ему суды включен в систему судов общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные, гражданские, административные и иные дела. Как федеральный суд общей юрисдикции он занимает определенное место среди военных, гражданских и специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Он относится к подсистеме гражданских судов и представляет среднее звено в подсистеме федеральных гражданских судов общей юрисдикции.
  К судам этого же звена - федеральным судам общей юрисдикции субъекта РФ - относятся и суды республик, входящих в состав РФ. Они могут иметь иное название, например Верховный суд республики, но независимо от названия суды республик в составе РФ наделены теми же полномочиями, что и другие суды этого звена.
  Такое положение Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ определяет его двойное назначение. С одной стороны, он является вышестоящим по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории субъекта РФ, с другой стороны, нижестоящим по отношению к Верховному Суду РФ. Промежуточное положение в звеньевой системе гражданских судов общей юрисдикции определяет его роль в реализации судебной власти на территории РФ через выполняемые им функции. Он осуществляет функцию судебного надзора за деятельностью районных (городских) судов в кассационной и надзорной инстанции; своим составом судей рассматривает по существу (по первой инстанции) уголовные и гражданские дела, установленные в законе или по его решению; его деятельность связана и в судебном порядке поднадзорна Верховному Суду РФ.
 2. Президиумы и судебные коллегии областных
 и равных им судов, их состав
  Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ по своему организационному устройству и штатному составу несколько отличается от Верховного Суда РФ в сторону уменьшения по своей численности и сложности. Структуру областного и равного ему судов составляют подразделения, создаваемые в этих судах, к которым относятся:
  1) президиум суда;
  2) судебная коллегия по гражданским делам;
  3) судебная коллегия по уголовным делам;
  4) аппарат суда.
  Правовой основой формирования структуры федеральных судов общей юрисдикции субъекта РФ служат ст. 20 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст.ст. 30 и 78 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 02.07.2003).
  Численный и штатно-должностной состав структурных подразделений определяется по-разному.
  Численность и состав президиума Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при условии наличия положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. В зависимости от объема работы суда число членов Президиума, как правило, устанавливается 5-9 человек, среди которых по должности председатель соответствующего суда и его заместители, а также наиболее опытные и авторитетные члены суда.
  Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда27.
  Как правило, при федеральных судах общей юрисдикции субъекта РФ осуществляют свою деятельность формируемые квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Пункты 4 и 6 ст. 11 Федерального закона РФ "Об органах судейского сообщества в РФ" определяют численный состав и порядок формирования квалификационных коллегий судей субъекта РФ. Формируется коллегия из числа судей названных судов, судей арбитражного суда, гарнизонных военных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ и мировых судей, а также представителей общественности и Президента РФ. Нормы представительства от различных судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном Законе.
  Организационно-техническая и хозяйственная работа в суде ведется сотрудниками аппарата суда и администратором суда. В аппарате областного и равных ему судов работают помощники судей, секретари судебных заседаний, секретарь президиума, секретари судебных коллегий, заведующий канцелярией, консультанты, секретарь приемной, кодификатор, делопроизводители, машинистки, архивариус и другие технические работники. В суде может работать обслуживающий персонал из числа наемных работников - уборщицы помещений, водители и другие. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
 3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители
 и председатели судебных коллегий
  Возглавляет работу Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ Председатель областного или иного соответствующего суда, на которого возлагаются определенные обязанности по организации работы суда и предоставляются права для решения стоящих перед ним задач.
  Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
  Порядок назначения и полномочия председателя определены в ч. 6 ст. 6.1 и ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 02.07.2003).
  Полномочия председателя Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ состоят из двух частей: 1) он осуществляет полномочия судьи областного и соответствующего ему суда и процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами; 2) выполняет организационные функции по руководству судом, судьями и сотрудниками аппарата соответствующего суда.
  Процессуальные полномочия судьи и председателя суда предусматриваются в УПК РФ, ГПК РФ и других нормативных актах.
  К их числу относятся:
  1) председательствовать и рассматривать в судебных заседаниях дела по первой и кассационной инстанции;
  2) председательствовать на заседании президиума суда при рассмотрении дел в порядке надзорного производства;
  3) в случаях и в порядке, установленном законом, вправе решать и другие процессуальные вопросы по уголовным, гражданским, административным и иным делам.
  Организационные функции председателя закреплены в ч. 1 ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Он организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; распределяет обязанности между заместителями и между судьями; организует работу по повышению квалификации судей; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
  В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.
  Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, суда республики в составе РФ также осуществляют полномочия судьи соответствующего суда и процессуальные полномочия, установленные федеральными законами для заместителя председателя, и реализует полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем суда. Полномочия заместителя председателя также определяются УПК РФ, ГПК РФ и другими нормативными актами, а также закреплены в ч. 2-4 ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 38 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
  Председатели судебных коллегий Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ также имею процессуальные и организационные полномочия, которые устанавливаются процессуальными актами и закрепляются в ст. 39 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР":
  - председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;
  - осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
  - образуют судебные составы для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
  - представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;
  - вправе истребовать из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
  - осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
 4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции
 субъекта РФ
  Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) как судебный орган среднего звена подсистемы гражданских судов общей юрисдикции имеет определенную законом компетенцию. Правовое положение, обязанности и права, предоставленные законом этому суду, по реализации функций судебной власти формируют компетенцию органа в целом или его структурных подразделений.
  Законодательное закрепление общих положений о компетенции областного и соответствующих ему судов имеется в организующих судебную систему нормативных актах: ст. 20 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст.ст. 31, 33, 36 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Однако основное содержание деятельности суда - это процессуальная деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских и иных дел по первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти вопросы регулируются УПК РФ, ГПК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими законами, где определяется подсудность конкретных категорий и видов дел областному (и соответствующему ему) суду.
  Компетенция областного суда может определяться в целом для суда - это все, что обязан и правомочен делать областной суд, и детализироваться или распадаться на компетенцию тех структурных подразделений, которые действуют в рамках суда - компетенцию президиума и компетенцию судебных коллегий.
  Областной и соответствующие ему суды рассматривают уголовные, гражданские и иные дела по первой инстанции или по существу.
  Конкретные категории уголовных дел, которые относятся к подсудности областного (и соответствующего ему) суда, перечислены в ч. 3 ст. 31 УПК РФ. К ним относятся дела о наиболее тяжких преступлениях, например, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, или уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Могут рассматриваться по первой инстанции и иные уголовные дела при решении вопросов изменения подсудности дела (ст.ст. 34, 35 УПК РФ) или в случаях прямо указанных в федеральном законе.
  Для областного (и соответствующего ему) суда определена конкретная подсудность и по гражданским делам. Они рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной; дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций; дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений; дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъекта РФ и другие дела, перечисленные в ст. 26 ГПК РФ или прямо указанные в иных федеральных законах.
  Областной (и соответствующий ему) суд осуществляет и кассационную инстанцию. Он рассматривает уголовные, гражданские и иные дела в порядке кассационного производства по жалобам или представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Например, отдельные вопросы кассационного производства по уголовным делам урегулированы ст.ст. 354, 355, 360, 373, 375 и другими УПК РФ, а по гражданским делам - ст.ст. 336, 337 и последующими. В кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры и постановления, вынесенные судом
 по уголовным делам в апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 354, ч. 3 ст.ст. 355, 378 УПК РФ).
  Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ наделен правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, вступивших в законную силу в порядке надзора, осуществляя надзорную инстанцию. Он рассматривает и проверяет дела в надзорном производстве по представлениям прокурора и жалобам участников на приговоры, решения, определения и постановления районных судов, вступившие в законную силу; на кассационные определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам федеральных судов общей юрисдикции субъектов РФ; а также на вступившие в законную силу приговоры и решения мировых судей и приговоры, решения, постановления апелляционной инстанции районных судов. Вопросы надзорного производства урегулированы УПК РФ (например, ст.ст. 402-408), ГПК РФ (например, ст.ст. 376, 377 и другие), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1, 30.2, ч. 3 ст. 30.11). Уголовные и гражданские дела в надзорной инстанции рассматриваются в президиуме Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ или председателем (заместителем) этого суда дела об административных правонарушениях.
  Областной (и соответствующий ему) суд возобновляет производство и рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по делу. Порядок производства в суде по вновь открывшимся обстоятельствам также определен в названных нормативных актах.
  В числе организационных функций, осуществляемых Федеральным судом общей юрисдикции субъекта РФ, следует назвать изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, а также осуществление других полномочий, предоставленных законодатель-
 ством.
  Президиум областного (и соответствующего ему) суда как структурное подразделение этого суда реализует часть компетенции, предоставленной суду в целом. Так, президиум в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Статьи 32-34, 36 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" закрепляют его полномочия и порядок работы. Так, заседания президиума Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ проводятся не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством его членов, участвующих в голосовании.
 
 
 Тема 7.4. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД
  1. Районный (городской) суд, его место и роль в судебной системе РФ.
  2. Состав районного суда.
  3. Председатель районного суда.
  4. Аппарат районного суда.
  5. Компетенция районного суда.
 1. Районный (городской) суд, его место
 и роль в судебной системе РФ
  Районный (городской) суд относится к федеральным судам общей юрисдикции и является низовым звеном системы федеральных судов общей юрисдикции. Создание районных судов предусмотрено ст. 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. Федерального закона от 02.07.2003). Они создаются в судебном районе на основе Федерального закона РФ (ч. 2 ст. 17 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ"). Территория судебного района может совпадать с территорией района, города или иной административно-территориальной единицы субъекта РФ или не совпадать, и охватывать имеющиеся общие границы территорий нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.
  Решения районного суда проверяются в кассационном порядке вышестоящим по отношению к нему Федеральным судом общей юрисдикции субъекта РФ или областным и приравненными к нему судами. Создание в Российской Федерации судов субъектов РФ, основными из которых в регионах стали мировые судьи, расширило функции районных судов. На них возложена проверка решений в апелляционной инстанции, вынесенных мировыми судьями субъектов РФ. Разнородная двойная связь районного суда усложняет понимание его места в судебной системе. Как низшее звено системы федеральных судов общей юрисдикции он является нижестоящим по отношению к областному суду (федеральному суду субъекта РФ). Вместе с тем на него возложена функция судебного контроля в апелляционной инстанции решений мировых судей - судов субъектов РФ. Взаимосвязь районного суда и мировых судей не создает нового звена в системе федеральных судов общей юрисдикции, а устанавливает связь между самостоятельными видами судебных подсистем в РФ, между системой федеральных судов общей юрисдикции и судами субъектов РФ, в частности мировыми судьями. Приведенная ниже схема дает визуальное представление о месте районного суда и его связях внутри федеральных судов общей юрисдикции и с мировыми судьями.
 
 Схема системы федеральных судов общей юрисдикции и судов
 общей юрисдикции субъектов РФ (мировых судей) и их взаимосвязи
 
  Функциональная связь судебного
  контроля между федеральными
  судами (кассационная, надзорная
  инстанции и по вновь открыв-
  шимся обстоятельствам).
 
  Верховный Суд РФ
  Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ
  ОС (областной и др.)
  Районный (городской) суд
 
 
  РС Система судов субъектов РФ
  МС
  Конституционные (уставные)
  суды субъектов РФ
  Мировые судьи (суды общей юрисдикции
  судов субъектов РФ)
  Функциональная связь судебного
  контроля между федеральными судами
  (районный суд) и судами субъектов РФ
  (мировыми судьями).
  Апелляционная инстанция
  (ст. 21 ФКЗ "О судебной системе РФ",
  ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 355 УПК РФ,
  ст. 320 ГПК РФ)
 
  Таким образом, определяя место районных (городских) судов в системе федеральных судов общей юрисдикции как низшее звено, следует подчеркнуть его функцию судебного надзора вышестоящего суда, осуществляющего апелляционную инстанцию по отношению к решениям мировых судей - как одного из видов судов субъектов РФ.
  Районный (городской) суд является основным рабочим звеном системы федеральных судов общей юрисдикции. На всей территории России с ее административно-территориальным и муниципальным делением располагаются эти суды. В городах, районах и населенных пунктах районные суды осуществляют правосудие по уголовным, гражданским и административным делам. Большая часть таких дел рассматривается по первой инстанции именно в этих судах. С введением института мировых судей в субъектах Российской Федерации часть споров и дел, рассматриваемых районными судами, была передана в подсудность мировым судьям. Теперь несложные гражданские и уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях, подсудные им, рассматривают мировые судьи, а районный суд выступает вышестоящей инстанцией, проверяющей приговоры и решения мировых судей в апелляционной инстанции.
 2. Состав районного суда
  Состав районного (городского) суда определяется теми лицами, которые осуществляют правосудие или работают в суде. С учетом того, что районный (городской) суд - низовое звено, штатно-должностной состав, как правило, небольшой. Однако в районах крупных городов, где численность судей более 10 человек, численный состав суда расширяется. В схему основных штатных должностей и работников районного суда включаются председатель суда, его заместитель (в небольших судах может отсутствовать), судьи, работники аппарата - секретарь суда, секретарь судебного заседания (в крупных судах могут быть работники канцелярии, обслуживающие и технические работники), администратор. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска и т.д.) председателя районного (городского) суда полномочия председателя этого суда по его поручению осуществляет заместитель председателя суда либо один из судей данного суда. В случае временного отсутствия судьи районного (городского) суда, где действует один судья, исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного (городского) суда решением председателя вышестоящего суда.
 3. Председатель районного суда
  Возглавляет районный (городской) суд и организует его работу председатель. На него возлагается несколько функций: осуществлять правосудие, координировать работу судей и осуществлять организационное руководство работой аппарата суда.
  Часть 8 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливает порядок назначения на должность председателей и заместителей председателя районных судов. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ Президент РФ назначает на должность председателя или заместителя председателя районного суда сроком на 6 лет.
  Общие полномочия председателя районного (городского) суда определены в ст. 6.2 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ст. 26 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. на 02.07.2003).
  Председатель районного (городского) суда председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел по первой инстанции или при производстве в апелляционной инстанции. При этом он руководствуется нормами процессуального законодательства для соответствующего вида судопроизводства. Он также назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет судебную нагрузку и другие обязанности между судьями районного суда.
  Председатель ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений, предложений и жалоб; руководит работой аппарата суда и администратора суда; организует работу по повышению квалификации работников суда и судей; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики.
  Председатель может осуществлять и иные полномочия, предоставленные ему законодательством по организации работы суда.
  Председатель должен регулярно информировать судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда.
  Одним из основных у председателя в организации работы районного суда является вопрос распределения между судьями районного суда гражданских, уголовных и иных дел для их рассмотрения по существу и проведения апелляционного производства по обжалованным решениям мировых судей.
  В зависимости от размера районного суда и объема работы может выделяться несколько видов распределения нагрузки между судьями председателем. "Текущий", когда председатель распределяет между судьями дела по мере их поступления в суд. "Предметный" (функциональный), когда каждый судья специализируется на рассмотрении определенной категории дел, апелляционной инстанции или решении других вопросов. "Территориальный" (зональный), когда каждый судья предварительно закреплен за определенной территорией района и разрешает все правовые споры, возникающие на этой территории. При большом объеме работы районного суда возможно сочетание "предметно-зонального" распределения нагрузки между судьями.
  Прекращаются полномочия председателя районного суда по истечении срока, на который он назначался или в другом установленном законом порядке (ч. 11 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ").
  В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ его заместитель, а при отсутствии у председателя суда заместителя - по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.
 4. Аппарат районного суда
  Штатная численность аппарата районного суда зависит от объема работы по осуществлению правосудия. В аппарате районного суда могут быть предусмотрены штатные должности государственных служащих и вольнонаемных работников. В число работников аппарата могут входить:
  - помощники судей;
  - секретари судебных заседаний;
  - консультанты суда;
  - заведующий канцелярией;
  - секретарь по уголовным делам;
  - секретарь по гражданским делам;
  - делопроизводители-машинистки, архивариус, другие технические работники.
  Указанные выше работники принимаются на работу и увольняются председателем районного суда. В небольших районных судах, где правосудие осуществляют 2-3 судьи, может быть 2-4 работника аппарата суда, обязанности между ними распределяет председатель районного суда.
  По представлению председателя районного суда начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ назначается на должность администратор районного суда. Администратор в своей деятельности подчиняется председателю суда и действует под контролем и во взаимодействии с начальником управления (отдела) Судебного департамента (ст.ст. 17, 18 ФЗ РФ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ").
 5. Компетенция районного суда
  Компетенция районного (городского) суда, как перечень его функций, обязанностей и прав для выполнения возложенных на него задач, определяется действующим организующим судебную систему и процессуальным законодательством.
  Общие вопросы компетенции районного (городского) суда закрепляются в ст. 21 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и ст. 25 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
  Компетенция районного суда включает в себя осуществление правосудия, принятие решений по ограничению прав граждан и ведению учета этих результатов. Процессуальную деятельность районного суда можно условно разделить на три части:
  1) разрешение вопросов досудебного и после судебного разбирательства и рассмотрение жалоб на действия и акты должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
  2) рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел по 1-й инстанции (или "по существу");
  3) пересмотр обжалованных решений мировых судей в апелляционной инстанции.
  Первая часть деятельности расписана в нормах УПК РФ (ч. 2 и 3 ст. 29 и др.), ГПК РФ, которые более подробно будут изучаться в дальнейшем в учебных курсах "Уголовный процесс" и "Гражданский процесс". На ч. 2 и 3 деятельности районного суда указывает ст. 21 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ", что районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции.
  Как суд первой инстанции - районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.
  Пределы компетенции районного суда по рассмотрению каждой из названных категорий дел устанавливаются процессуальными нормативными актами - кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.
  Распределение дел между имеющимися судами общей юрисдикции и относимость конкретных дел к ведению конкретного суда в рамках установленного законом вида судопроизводства определяется понятиями "подведомственность" и "подсудность".
  Для районного суда подведомственность рассматривается только применительно к гражданско-правовым спорам для разграничения их между районными (судами общей юрисдикции) и арбитражными судами. Поэтому подведомственность определяется как относимость по определенной совокупности установленных в законе признаков гражданско-правовых споров к ведению арбитражных судов или судов общей юрисдикции.
  Подсудность дел в системе судов общей юрисдикции раскрывает распределение уголовных, гражданских и административных дел между всеми судами общей юрисдикции для рассмотрения их по первой инстанции: между военными и гражданскими, между гражданскими судами по звеньям, между военными судами по звеньям. Таким образом, подсудность (в системе судов общей юрисдикции) - это относимость по определенной совокупности признаков установленных в законе уголовных, гражданских и административных дел к разбирательству по первой инстанции в конкретном суде общей юрисдикции. Это понятие распространяется и на суды общей юрисдикции субъектов РФ - мировых судей.
  Признаки подсудности дел закрепляются отдельно для уголовного судопроизводства в УПК РФ, для гражданского судопроизводства в ГПК РФ, для рассмотрения дел об административных правонарушениях - в Кодексе об административных правонарушениях. Поэтому и правила подсудности дел по первой инстанции в каждом из названных видов судопроизводств имеют свою специфику.
  Подсудность уголовных дел судам общей юрисдикции закрепляется в ст. 31 УПК РФ.
  В уголовном судопроизводстве, чтобы исключить споры о подсудности дел или их относимости к конкретному суду, сформулировано следующее правило. Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, военным судам, а также дел, подсудных мировому судье. В случае отсутствия в районе мировых судей районный суд рассматривает все уголовные и гражданские дела, отнесенные к компетенции мировых судей. Часть 2 ст. 31 УПК РФ, закрепляя подсудность уголовных дел районному суду, предполагает установление и знание конкретной подсудности уголовных дел мировым судьям, федеральным судам общей юрисдикции субъектов РФ (областным и другим), Верховному Суду РФ, Гарнизонному военному суду и Окружному (флотскому) военному суду28.
  Районный суд решает установленный в УПК РФ ряд вопросов, связанных с изменением характера наказания, заменой наказания, досрочным освобождением от наказания, и другие вопросы при исполнении назначенного судом уголовного наказания. В районном суде рассматриваются также дела по жалобам граждан на неправомерные действия и акты должностных лиц и органов следствия, дознания и прокуратуры в случае нарушения ими прав и законных интересов граждан.
  Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции регулируются ст.ст. 22-33 гл. 3 "Подведомственность и подсудность" ГПК РФ.
  Подсудность гражданских дел районному суду определяется в ст. 24 ГПК РФ. Установленное в законе правило предусматривает, что районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных ст.ст. 23, 25, 26, 27 ГПК РФ.
  То есть, чтобы определить, какие гражданские дела рассматривает (районный, городской) суд, необходимо выделить подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела, названные в ст. 22 ГПК РФ. Затем исключить гражданские дела, подсудные мировому судье (ст. 23 ГПК РФ), Федеральному суду общей юрисдикции субъекта РФ (областного и др.) (ст.26 ГПК РФ), Верховному Cуду РФ (ст. 27 ГПК РФ), а также военным и иным специализированным судам (ст. 25 ГПК РФ и ФКЗ). Остаточная подсудность исключает возможность оставить гражданский спор без судебной защиты.
  К ведению районных судов относятся дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ), и дела, отнесенные к числу дел особого производства (установление фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим и т.д. - подразд. 4 ГПК РФ). Вопросы исполнительного производства по гражданским делам и оспаривание решений третейских судов решаются в ходе гражданского судопроизводства.
  Иной подход в определении подсудности районного суда установлен в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 23.1). Здесь установлен четко определенный перечень административных правонарушений, дела о которых рассматриваются судьей - ч.1 и 2 ст. 23.1. Этим предписанием определяется подведомственность дел об административных правонарушениях судам в отношении к другим органам исполнительной власти, которым предоставлено право рассматривать административные дела.
  Подсудность дел об административных правонарушениях судам определяется в разграничении рассмотрения их между судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов, судьями арбитражных судов и мировыми судьями.
  Судьи районных судов рассматривают материалы об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции судей и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации (ч. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
  Районный суд в пределах своей компетенции проверяет и пересматривает дела в апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 355 УПК РФ, ст. 320 ГПК РФ).
  Обжалованные решения и приговоры мировых судей - судов субъектов РФ - могут быть проверены и рассмотрены в районных (городских) судах - федеральных судах общей юрисдикции, районными судьями в апелляционной инстанции. Порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции определяется правилами производства в суде 1-й инстанции. Таким образом, районный суд в лице федеральных районных судей выступает вышестоящей проверочной инстанцией по отношению к решениям мировых судей и, учитывая порядок апелляционного производства, как бы по существу повторно рассматривает спорное дело.
  Наряду с осуществлением правосудия и разрешением правовых споров, в районном суде ведется учет рассмотренных дел, статистика деятельности суда, изучается и обобщается судебная практика по определенным категориям дел, периодам времени и т.д.
 
 
 Тема 7.5. ВОЕННЫЕ СУДЫ
  1. Военные суды в судебной системе РФ.
  2. Система, структура и состав военных судов.
  3. Подсудность дел военным судам.
 1. Военные суды в судебной системе РФ
  Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции РФ, входят в единую судебную систему РФ и действуют в Вооруженных Силах. Приговоры и решения военных судов провозглашаются именем Российской Федерации.
  Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются ФКЗ "О военных судах РФ".
  Наличие военных судов объясняется спецификой деятельности Вооруженных Сил. Вооруженные Силы дислоцируются вне зависимости от административно-территориального деления страны и призваны обеспечивать безопасность РФ. Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
  - нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  - нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  - нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
  Военные суды организованы и действуют на основе единых принципов правосудия; при рассмотрении судебных дел, как и все другие суды, они руководствуются законами РФ, деятельность их поднадзорна Верховному Суду РФ.
  Финансирование военных судов и Военной коллегии осуществляется за счет средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ на основании Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и Федерального конституционного закона "О военных судах в РФ".
  Обеспечение военных судов, Военной коллегии и соответствующего подразделения Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживание, эксплуатация и охрана, а также хранение архивов осуществляются соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов соответственно Судебным департаментом и Верховным Судом РФ.
  Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов - Судебным департаментом.
  Порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов в военное время и при введении чрезвычайного положения определяется соответствующими федеральными конституционными законами.
  Личный состав военных судов, Главного управления военных судов Судебного департамента и Военной коллегии Верховного Суда РФ входит в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивается всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны РФ.
  Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты и старшины военных судов, Главного управления военных судов Судебного департамента и Военной коллегии Верховного Суда РФ состоят на действительной военной службе, и на них распространяются Положения о порядке прохождения военной службы, воинские уставы и приказы Министерства обороны РФ, определяющие порядок прохождения службы. Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что при рассмотрении судебных дел судьи военных судов независимы и подчиняются только закону.
  Военное командование не вправе вмешиваться в деятельность военных судов по осуществлению правосудия.
 2. Система, структура и состав военных судов
  Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
  Система военных судов состоит из трех звеньев. Вышестоящим звеном является Военная коллегия Верховного Суда РФ.
  Военная коллегия действует в структуре Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.
  В Военной коллегии образуются судебные составы.
  Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.
  В соответствии со ст. 11 ФКЗ "О военных судах РФ" председатель Военной коллегии:
  1) приносит протесты в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в силу;
  2) приносит протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;
  3) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях;
  4) организует деятельность Военной коллегии;
  5) решает в случае необходимости вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой судебный состав;
  6) контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии;
  7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ.
  Заместитель председателя Военной коллегии:
  1) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях;
  2) осуществляет полномочия председателя Военной коллегии во время его отсутствия, за исключением полномочий по принесению протестов;
  3) исполняет иные обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ и председателем Военной коллегии.
  Следующим звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоци-
 руются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, дру-
 гих войск, воинских формирований и органов (ст. 13 ФКЗ "О военных судах РФ").
  Окружной (флотский) военный суд действует в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.
  Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и (или) судебных составов.
  Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Заседание президиума окружного (флотского) военного суда правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Постановления президиума окружного (флотского) военного суда принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на его заседании.
  Председатель окружного (флотского) военного суда (ст. 19 ФКЗ "О военных судах РФ"):
  1) приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу;
  2) вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  3) организует деятельность суда;
  4) созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
  5) распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
  6) решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
  7) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
  8) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.
  Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда:
  1) вправе участвовать в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегией или судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
  2) организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
  3) контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
  4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным
 законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.
  Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, за исключением полномочий по принесению протестов, и исполняет по его поручению иные обязанности.
  Нижестоящим звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителя и других судей.
  Председатель гарнизонного военного суда:
  1) вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  2) организует деятельность суда;
  3) распределяет обязанности между судьями;
  4) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждает положение об аппарате суда;
  5) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.
  Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.
 3. Подсудность дел военным судам
  К ведению военных судов относятся дела со специальным субъектом правоотношения - военнослужащий или приравненные к нему по временному статусу, а также определенные категории правонарушений и преступлений. Так, ст. 7 ФКЗ "О военных судах РФ" определяет основные положения подсудности дел военным судам:
  1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
  3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
  Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
  Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
  Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
  Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам. Более точно подсудность военным судам уголовных дел определяется в ст. 31 УПК РФ.
  Военные суды рассматривают установленные законом вопросы предварительного расследования, применения заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. Военные суды рассматривают жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
  Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
  Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
  В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела.
  Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.
  Кроме того, законодательство разграничивает полномочия по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции между военными судами разных звеньев.
  Так, военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
  1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
  Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
  Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.
  Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
  Окружной (флотский) военный суд:
  1) рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, подсудных областному и равному ему суду в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы;
  2) рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;
  3) рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;
  4) рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.
  Гарнизонный военный суд:
  1) рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда;
  2) рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу;
  3) принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;
  4) рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.
 
 
 Тема 8. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РФ
  1. Значение и задачи арбитражных судов. Подведомственность дел арбитражным судам.
  2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев.
  3. Полномочия и структура арбитражных судов.
 1. Значение и задачи арбитражных судов.
 Подведомственность дел арбитражным судам
  Система арбитражных судов начала создаваться в Российской Федерации после принятия Закона РСФСР "Об арбитражном суде", введенного в действие с 1 октября 1991 г. Первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации был введен в действие с 5 марта 1992 г. Система арбитражных судов в РФ претерпела существенные изменения в связи с принятием Федерального конституционного закона РФ "Об арбитражных судах в РФ" и Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступивших в законную силу с 1 июля 1995 г. Сейчас Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" применяется в редакции Федерального конституционного закона от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 г. № 2-ФКЗ. Действуют арбитражные суды в настоящее время в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. (№ 95 ФЗ). Таким образом, это уже третий Арбитражный процессуальный кодекс, принятый и введенный в действие с 1991 г.
  Прототипом арбитражных судов в Российской империи были торговые суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. После Октябрьской революции 1917 г. существовавшая ранее судебная система была сломана. Основным собственником средств производства стало государство, и при рассмотрении споров, возникавших между различными предприятиями, принадлежавшими одному собственнику (государству), судебный порядок был сочтен ненужным. Поэтому в первые годы после революции судебные споры между казенными учреждениями вообще не допускались. Возникавшие разногласия разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления. В дальнейшем, с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специализированного органа, который бы разрешал споры между государственными учреждениями и предприятиями. В качестве таких органов сначала создаются арбитражные комиссии (1922 г.), а затем (в 1931 г.) был создан государственный арбитраж и ведомственные арбитражи. Законодательство о государственном арбитраже неоднократно изменялось, но неизменным при этом оставалось его положение - он создавался при исполнительных органах и подчинялся им.
  Однако с развитием товарно-денежных отношений, появлением иных форм собственности на средства производства (кроме государственной) разрешение споров между равными субъектами предпринимательской деятельности прежними методами стало невозможным, а подведомственность таких споров исполнительной власти - недопустимой. Поэтому органы государственного арбитража были преобразованы в судебные органы. В настоящее время арбитражные суды представляют собой федеральные судебные органы, обладающие специализированной юрисдикцией. Они предназначены для того, чтобы осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятель-
 ности.
  В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" основными задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:
  - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве задач судопроизводства в арбитражных судах рассматривает также:
  1) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
  3) формирование уважительного отношения к закону и суду;
  4) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
  Эти задачи осуществляются арбитражными судами путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
  Вопросам определения подведомственности дел арбитражному суду посвящены ст.ст. 27-33 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК) РФ. Эти нормы разъясняются и конкретизируются в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 г. № 11.

<< Пред.           стр. 5 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу