<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  При разрешении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду законодатель использует сочетание двух критериев. Первым и основным из них является характер спорного правоотношения.
  Арбитражным судам подведомственны только дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
  Это могут быть:
  1) экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских правоотношений;
  2) экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе:
  * об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  * об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  * об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  * о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  * другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
  5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
  6) другие дела, прямо предусмотренные арбитражным процессуальным законом. К их числу, согласно ст. 33 АПК РФ, относятся, в частности, дела:
  * о несостоятельности (банкротстве);
  * по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  * по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  * по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  * о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  * другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  Очевидно, что почти все такие дела также непременно связаны с осуществлением (или попыткой осуществления) предпринимательской и иной экономической деятельности. В качестве исключения возможно было бы рассмотреть лишь споры о создании, реорганизации, ликвидации, а также об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, поскольку такие споры могут возникать, в принципе, и в отношении некоммерческих организаций. Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 09.12.2002 г. № 11 дал ограничительное толкование данной норме закона. В соответствии с п. 5 этого Постановления: "Арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
  Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами".
  Вторым критерием, определяющим, подведомственно ли дело арбитражному суду, является субъектный состав участников спора. По общему правилу арбитражный суд рассматривает спор лишь в тех случаях, если его участниками являются:
  1) юридические лица;
  2) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели).
  Кроме того, участниками спора в арбитражном суде могут быть в случаях, прямо указанных в законе, и иные субъекты, в частности: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
  Например, при рассмотрении спора в арбитражном суде в качестве ответчиков могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы по искам о признании недействительными ненормативных актов этих органов, если они не соответствуют законам и иным нормативным актам и нарушают права и законные интересы организаций или граждан-предпринимателей.
  Статья 33 АПК РФ, о которой уже шла речь выше, содержит перечень дел специальной подведомственности арбитражным судам. Это означает, что перечисленные в ней дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Поэтому с исковым заявлением в арбитражный суд могут обратиться субъекты, еще не зарегистрированные в качестве коммерческих организаций, или граждане, еще не имеющие статуса предпринимателя, в случае отказа в их государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок. Истцом в арбитражном суде может оказаться и гражданин, являющийся кредитором юридического лица, обратившийся в суд с иском о признании юридического лица несостоятельным (банкротом).
  В других случаях (если иное прямо не указано в законе), если в качестве одной из сторон в споре выступает гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, или организация, не имеющая статуса юридического лица, такой спор должен рассматриваться судом общей юрис-
 дикции.
  В то же время, если даже участники спора имеют статус юридического лица или гражданина-предпринимателя, но возникший спор не имеет экономического характера либо не связан с их предпринимательской деятельностью, то такой спор также подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Например, суды общей юрисдикции будут рассматривать споры, возникающие из семейных отношений между двумя гражданами-предпринимателями, споры, связанные с ликвидацией общественной или религиозной организации, в случае систематического осуществления этой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и т. д.
  При определении подведомственности дел арбитражному суду следует исходить из приоритета общесудебной подведомственности. Это означает, что:
  1) арбитражный суд вправе рассматривать дело только в случае соблюдения перечисленных выше условий, которые позволяют отнести это дело к специальной подведомственности арбитражного суда. Все дела, не подведомственные арбитражным судам (и не относящиеся к компетенции Конституционного Суда РФ) подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции;
  2) при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны арбитражному суду, а другие - суду общей юрисдикции, все требования должны быть рассмотрены судом общей юрисдикции.
  В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено этим арбитражным судом по существу и в том случае, если в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.
 2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций
 в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев
  Система судебных инстанций в арбитражных судах существенно отличается от той системы судебных инстанций, которая свойственна системе судов общей юрисдикции и которая сделалась привычной в нашей стране за годы, прошедшие после Октябрьской революции 1917 г. В 1917 г. апелляционная инстанция в России была отменена как черта буржуазного судопроизводства. В настоящий момент апелляционный порядок пересмотра дел частично возвращен в систему судебных инстанций РФ. Однако в апелляционном порядке в РФ в настоящее время могут рассматриваться, кроме решений арбитражных судов, лишь приговоры, решения, постановления и определения мировых судей. Причем согласно порядку, установленному в ГПК РФ, постановление апелляционной инстанции, принятое в результате рассмотрения жалобы, представления на решение или определение мирового судьи, не может быть пересмотрено в кассационном порядке. Таким образом, в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции дело может быть пересмотрено либо только в апелляционном порядке, либо только в порядке кассации.
  В отличие от этого, в арбитражном процессе РФ апелляционная и кассационная инстанция представляют собой как бы два этапа, две ступени процесса проверки законности и обоснованности решения суда, принятого в результате рассмотрения дела по первой инстанции. В связи с указанными особенностями в арбитражном процессе более четко сформулированы и проведены различия между этими инстанциями.
  Все это в совокупности с последовательной реализацией принципа, согласно которому пересматривать дело не должен тот же самый суд, который вынес подлежащее пересмотру решение, приводит к существенным отличиям в построении системы арбитражных судов РФ (по сравнению с системой судов общей юрисдикции). Отличающим признаком является и построение взаимоотношений между звеньями судебной системы арбитражных судов РФ и системой судебных инстанций в арбитражных судах.
  Система арбитражных судов состоит в настоящее время из четырех звеньев (хотя второе звено системы арбитражных судов - апелляционные суды - созданы и действуют в настоящее время еще не во всех судебных округах).
  Самым нижестоящим звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
  В соответствии со ст. 34 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" такое соотношение, когда на один субъект РФ приходится один арбитражный суд нижнего звена, не должно соблюдаться безоговорочно, во всех случаях. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
  Районных судов в системе арбитражных судов нет.
  В то же время в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.
  В соответствии со ст. 43.1 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.
  Арбитражный суд субъекта РФ вправе рассматривать в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Ранее арбитражный суд субъекта РФ также рассматривал в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции. Сейчас эти полномочия передаются создаваемым Арбитражным апелляционным судам. В соответствии со ст. 2 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" арбитражные суды субъектов Российской Федерации будут рассматривать в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этих судах в первой инстанции, впредь до начала деятельности арбитражных апелляционных судов, которые будут осуществлять проверку судебных актов, принятых соответствующими арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
  В Российской Федерации действует 10 судебных округов, состав которых определен ст. 24 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ". В частности, в состав Западно-Сибирского округа входят: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Такое построение судебной системы ориентировано на то, чтобы исключить местные воздействия, влияния на суд, осуществляющий проверку решений и постановлений нижнего звена системы арбитражных судов и в то же время освободить Высший Арбитражный Суд РФ от непосильной нагрузки по пересмотру судебных актов судов субъектов РФ.
  В каждом судебном округе создается два арбитражных апелляционных суда. Так, в Западно-Сибирском судебном округе будут созданы:
  - Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;
  - Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.
  Таким образом, арбитражный апелляционный суд будет являться арбитражным судом, вышестоящим по отношению к арбитражному суду субъекта Российской Федерации.
  Как следует из самого названия, арбитражный апелляционный суд будет проверять в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции. В то же время этот суд не может рассматривать дела по первой инстанции или проверять решения нижестоящего суда в кассационном порядке.
  Единственным звеном судебной системы арбитражных судов, уполномоченным на осуществление проверки в кассационной инстанции законности (а сейчас, частично, и обоснованности) решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и решений апелляционной инстанции, является федеральный арбитражный суд округа.
  Всего в РФ создано и действует 10 таких судов - по одному на каждый федеральный судебный округ. Эти суды не рассматривают дел по первой инстанции и в апелляционном порядке.
  Наконец, возглавляет систему арбитражных судов РФ Высший Арбитражный Суд РФ.
  Высший Арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции:
  * дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
  * дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  * экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
  Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.
  Таким образом, практически каждое из звеньев системы арбитражных судов РФ связано с осуществлением деятельности в рамках только одной судебной инстанции (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ, который вправе осуществлять деятельность как по первой инстанции, так и в порядке надзора).
  Как уже было отмечено выше, и содержание соответствующих видов судебной деятельности в арбитражных судах существенно отличается от системы судебных инстанций, свойственной системе судов общей юрисдикции. Некоторые из этих отличий уже отмечены в разделе, описывающем виды судебных инстанций в РФ. Здесь мы рассмотрим соответствующие отличия подробнее.
 1. Апелляционная инстанция в арбитражном процессе
  В апелляционном порядке в арбитражных судах пересматриваются лишь решения арбитражных судов субъектов РФ, вынесенные ими в результате рассмотрения дела по первой инстанции. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ не подлежат апелляционному пересмотру.
  В апелляционном порядке обжалуется решение, не вступившее в законную силу. Апелляционную жалобу на решение арбитражного суда вправе подать лица, участвующие в деле, в течение месяца со дня принятия арбитражным судом решения. Возможность принесения протеста не предусмотрена, поэтому прокурор, если он участвовал в деле, также приносит апелляционную жалобу.
  В соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с некоторыми особенностями. К их числу можно отнести следующее:
  1) к рассмотрению дела в порядке апелляционного производства не привлекаются арбитражные заседатели;
  2) в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
  3) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными;
  4) обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст. 70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции;
  5) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При этом вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
 2. Кассационная инстанция в арбитражном процессе
  Отличается от общепринятого и кассационный порядок пересмотра дел, действующий в арбитражных судах.
  В частности, в кассационном порядке в арбитражных судах пересматриваются решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, уже вступившие в законную силу.
  Решения Высшего Арбитражного Суда РФ кассационному пересмотру не подлежат. Таким образом, решения Высшего Арбитражного Суда РФ могут пересматриваться только в порядке надзора.
  Предметом рассмотрения в кассационной инстанции может быть как решение суда первой инстанции, так и определение апелляционной инстанции (а также и то, и другое). В уголовном процессе пересматривается в кассационном порядке только постановление апелляционной инстанции, соответственно приговор, не обжалованный в апелляционном порядке, не может стать предметом рассмотрения в кассационной инстанции. В гражданском процессе, напротив, решение апелляционной инстанции ни при каких условиях не может стать предметом кассационного пересмотра, поскольку такое решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в кассационном порядке не подлежит.
  Лица, участвующие в деле (истец, ответчик, третьи лица, прокурор), вправе подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции в течение двух месяцев с момента вступления этих актов в законную силу.
  Представление дополнительных доказательств в кассационную инстанцию не допускается.
  В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции, как правило, не выходит за пределы жалобы и проверяет только правильность применения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
  При этом независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  В то же время нельзя больше сказать, что арбитражный суд кассационной инстанции не обращает никакого внимания на ссылки на необоснованность предыдущих судебных актов, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции должен проверить, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (то есть проверить обоснованность решения).
 3. Надзорная инстанция в арбитражном процессе
  Вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных судов РФ могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по представлению прокурора.
  Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (то есть, если дело уже не может быть пересмотрено по инициативе заинтересованных лиц в апелляционном или кассационном порядке).
  Надзорное производство осуществляется в несколько этапов.
  1) Оно возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.
  2) Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  3) Заявление или представление после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора (либо может направить дело в федеральный арбитражный суд округа для пересмотра его в кассационном порядке - если нет оснований для пересмотра дела в порядке надзора, но имеются нарушения закона, а дело раньше не рассматривалось в кассационном порядке).
  4) Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации непосредственно пересматривает судебные акты в порядке надзора.
  В соответствии со ст. 304 АПК РФ надзорная инстанция может отменить или изменить судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:
  1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2) препятствует принятию законного решения по другому делу;
  3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
 3. Полномочия и структура арбитражных судов РФ
  Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  Высший Арбитражный Суд РФ:
  1) рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные законом к его компетенции;
  2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  4) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  10) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, федеральными законами.
  Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
  Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации урегулирована ст.ст. 11-23 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ".
  В Высшем Арбитражном Суде РФ действуют:
  - Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;
  - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
  В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов, а также оказывает научное содействие суду Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде РФ. В рамках деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляет свою работу редакция журнала "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ".
  Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.
  Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в РФ. В частности, он:
  1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
  3) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
  4) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
  5) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  6) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;
  7) утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
  8) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;
  9) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
  10) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ судей арбитражного суда субъекта РФ, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта РФ;
  11) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;
  12) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов;
  13) решает вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
  По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного
 Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в РФ.
  Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.
  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.
  Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ.
  В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
  Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ:
  - рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  - рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в РФ.
  Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
  В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Составы Судебных коллегий утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют председатели, в качестве которых выступают заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают в первой инстанции дела, подсудные Высшему Арбитражному Суду РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
  В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебные составы осуществляют коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции.
  Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ (так же, как его заместители и председатели и заместители других арбитражных судов РФ) является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Кроме того, ст. 20 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" определяет, что Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ:
  1) организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
  2) созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;
  3) осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;
  4) распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
  5) формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;
  6) выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные настоящим федеральным конституционным законом к его ведению;
  7) представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
  Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
  Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в РФ. В случае отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя - один из заместителей Председателя.
  При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов в Российской Федерации. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
  Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
  Федеральный арбитражный суд округа:
  1) проверяет в кассационной инстанции законность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов;
  2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
  4) изучает и обобщает судебную практику;
  5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  6) анализирует судебную статистику.
  Структура федерального арбитражного суда округа предусмотрена ст.ст. 25, 27-33 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ".
  В структуру федерального арбитражного суда округа входят:
  - президиум федерального арбитражного суда округа;
  - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  - судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
  По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
  Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Состав Президиума утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя федерального арбитражного суда округа.
  Президиум федерального арбитражного суда округа:
  - утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  - рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  - рассматривает вопросы судебной практики.
  В федеральном арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда, из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют их председатели - заместители председателя суда. Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
  В судебных коллегиях федерального арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.
  Председатель федерального арбитражного суда округа:
  1) организует деятельность федерального арбитражного суда округа;
  2) распределяет обязанности между заместителями председателя федерального арбитражного суда округа;
  3) формирует из числа судей федерального арбитражного суда округа судебные составы;
  4) созывает президиум федерального арбитражного суда округа и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума;
  5) осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
  6) представляет федеральный арбитражный суд округа в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  7) осуществляет другие полномочия, установленные законом.
  Арбитражный апелляционный суд:
  1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  4) изучает и обобщает судебную практику;
  5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  6) анализирует судебную статистику.
  Структура арбитражного апелляционного суда регламентирована в ст.ст. 33.2, 33.4-33.11 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ".
 
  Арбитражный апелляционный суд действует в составе:
  - президиума арбитражного апелляционного суда;
  - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
  В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
  Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
  Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апелляционного суда.
  Президиум арбитражного апелляционного суда:
  - утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  - рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  - рассматривает вопросы судебной практики.
  В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
  Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
  В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда.
  Председатель арбитражного апелляционного суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
  Председатель арбитражного апелляционного суда:
  1) организует деятельность арбитражного апелляционного суда;
  2) распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда;
  3) формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы;
  4) созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума;
  5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
  6) представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  7) осуществляет другие полномочия, установленные Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в РФ".
  По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.
  Арбитражный суд субъекта РФ:
  1) рассматривает в первой инстанции подведомственные ему дела;
  2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  4) изучает и обобщает судебную практику;
  5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов;
  6) анализирует судебную статистику.
  В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
  По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
  Президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Состав президиума утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ.
  Президиум арбитражного суда субъекта РФ:
  - утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  - рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  - рассматривает вопросы судебной практики.
  В арбитражном суде субъекта РФ могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя суда. Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
  В арбитражном суде субъекта РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда.
  Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта РФ. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
  Председатель арбитражного суда субъекта РФ:
  1) организует деятельность арбитражного суда субъекта РФ;
  2) распределяет обязанности между своими заместителями;
  3) формирует судебные составы;
  4) созывает президиум арбитражного суда субъекта РФ и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума;
  5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
  6) представляет арбитражный суд субъекта РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  7) осуществляет другие полномочия, установленные законом.
  По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.
 
 
 Тема 9. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1. Назначение и компетенция Конституционного Суда РФ.
  2. Состав и структура Конституционного Суда РФ.
 1. Назначение и компетенция Конституционного Суда РФ
  Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" является судебным органом конституционного контроля в РФ, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного производства.
  Компетенция Конституционного Суда определяется ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".
  В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:
  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
  а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;
  б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:
  а) между федеральными органами государственной власти;
  б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  4. Дает толкование Конституции РФ.
  5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 2 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
  Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
  Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
  Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
  Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
  В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
 2. Состав и структура Конституционного Суда РФ
  Состав суда - это должностной и численный перечень работников согласно штатному расписанию Конституционного Суда РФ.
  Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
  В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя, судья-секретарь, судьи Конституционного Суда РФ, работники аппарата, секретариата и иных подразделений Конституционного Суда РФ.
  Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации избираются из числа судей Конституционного Суда РФ сроком на три года в пленарном заседании Конституционного Суда РФ тайным голосованием большинством от общего числа.
  Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
  Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:
  1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
  3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и штатное расписание аппарата;
  5) осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
  Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.
  Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом Российской Федерации.
  Судья-секретарь Конституционного Суда РФ:
  1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда Российской Федерации;
  2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда Российской Федерации;
  3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Российской Федерации, и информирует Конституционный Суд Российской Федерации об их исполнении;
  4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Российской Федерации;
  5) осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
  Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда РФ. При открытии вакансий в палатах жеребьевка не обязательна: порядок замещения вакансий определяется в каждом случае специальным решением пленарного заседания КС (§ 7 Регламента). Председатель и заместитель председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более трех лет.
  Палаты являются полностью равноправными.
  Большинство дел рассматривается на заседаниях палат. В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний (т.е. кроме вопросов о конституционности основных законов регионов; о толковании Конституции РФ; о заключении по поводу отрешения Президента от должности; о принятии посланий; о выступлении с законодательной инициативой). Само собой, в заседаниях палат не могут решаться вопросы, не относящиеся к рассмотрению дел (избрание руководителей КС, деление на палаты, принятие Регламента, приостановление и прекращение полномочий судей). Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимаются пленарным заседанием.
  Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению.
  Если большинство палаты склоняется к решению, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании.
  Конституционный Суд РФ предусмотрел в Регламенте существование рабочих комиссий судей, Научно-консультативного совета и Пресс-службы.
  Созданы следующие комиссии:

<< Пред.           стр. 6 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу