<< Пред.           стр. 7 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Комиссия по бюджету, финансам и управлению.
  - Комиссия по совершенствованию структуры аппарата Конституционного Суда и кадрам.
  - Аналитическая комиссия по Регламенту и вопросам применения Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
  - Комиссия по координации с органами судебного конституционного контроля субъектов Российской Федерации и государств-участни-
 ков СНГ.
  - Комиссия по международным связям.
 
 
 Тема 10. СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ. МИРОВЫЕ СУДЬИ В РФ
  1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
  2. История института мировых судей в России.
  3. Место мировых судей в судебной системе РФ.
  4. Компетенция мировых судей.
 1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
  Возможность создания в субъектах Российской Федерации собственных конституционных (уставных) судов предусмотрена ст.ст. 4, 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" № 1-ФКЗ.
  В соответствии с ч. 1 ст. 27 упомянутого ФКЗ, Конституционный (Уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования Конституции (Устава) субъекта РФ.
  В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в единую судебную систему Российской Федерации и относятся (так же как и мировые судьи) к судам субъектов Российской Федерации.
  В то же время правовое положение конституционных (уставных) судов субъектов РФ и правовой статус их судей далеко не идентичны правовому положению и правовому статусу мировых судей.
  Главное отличие между положением конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей заключается в большей степени самостоятельности субъекта Российской Федерации в определении статуса, правовых основ и компетенции своего Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ, по сравнению с его возможностями в правовом регулировании положения и деятельности мировых судей. В последнем случае самостоятельность субъекта РФ существенно ограничена положениями ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Местные нормативные акты о мировых судьях не должны противоречить этому закону и положениям процессуальных кодексов (УПК РФ, ГПК РФ) и Кодекса об административных правонарушениях РФ, в которых достаточно подробно и четко закреплена компетенция мировых судей.
  Рассмотрим, каковы же возможности субъекта Российской Федерации в определении правовых основ создания и деятельности своего Конституционного (Уставного) суда, а также в закреплении статуса его судей.
  I. Как уже было указано, субъект РФ на основании ч. 1 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" может (но не обязан) создавать Конституционный (Уставный) суд. При этом конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ (в соответствии с ч. 2 ст. 17 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Для сравнения напомним, что субъекты РФ, например, не полностью самостоятельны в определении количества мировых судей, действующих на их территории, поскольку общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом.
  В связи с наличием ряда факторов как объективного (затруднительность определения компетенции Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ, недостаток финансовых средств), так и субъективного характера (возможно, незаинтересованность законодательной и исполнительной ветви власти в субъектах РФ в создании "противовеса" в лице судебного органа власти), в настоящее время конституционные (уставные) суды созданы и действуют далеко не во всех субъектах РФ. Так, к 1999 г. законы о конституционных судах были приняты в 11 республиках, входящих в состав Российской Федерации, т.е. в каждой второй, тогда как в других субъектах РФ аналогичные законы об уставных судах имелись лишь в 4 субъектах РФ (Свердловской области, Красноярском крае, Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе)29. В последующий период законы об уставных судах были приняты еще в некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Томской области, городах Санкт-Петербурге и Москве). Однако далеко не во всех регионах, даже из числа тех, где были приняты законы об уставных судах, уставные суды действительно действуют. Так, не сформированы и не действуют на сегодняшний день уставные суды в Томской области, Красноярском крае, городе Москве. Всего, по сведениям, приведенным вице-губернатором города Санкт-Петербурга А. Марковой, к апрелю 2003 г. конституционные (уставные) суды действовали лишь в 13 из 89 субъектов Российской Федерации30.
  II. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ в общем определена в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии с той же ч. 1 ст. 27 данного Закона в компетенцию Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ может входить рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, а также вопросов толкования Конституции (Устава) субъекта РФ. Однако этот перечень вопросов не является исчерпывающим. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 г. "По запросам Государственного собрания республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности ч. 1 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"", дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционным (уставным) судам субъектов РФ неподведомственны. В то же время, по мнению Конституционного Суда РФ, предоставление им полномочий вне указанных пределов не противоречит Конституции РФ, если эти полномочия соответствуют юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля и касаются вопросов, отнесенных ст. 73 Конституции РФ к ведению субъектов РФ.
  Соответственно субъекты Российской Федерации вправе относить к ведению конституционных (уставных) судов субъектов РФ, кроме вопросов, указанных в ч. 1 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", также и другие вопросы, если они отвечают требованиям, сформулированным Конституционным Судом РФ, а именно:
  1) не отнесены федеральным законодательством к ведению других судов, входящих в судебную систему РФ;
  2) не касаются вопросов, входящих в пределы ведения Российской Федерации;
  3) соответствуют юридической природе и предназначению данных судов.
  Следует отметить, что в ряде субъектов РФ предприняты меры к тому, чтобы исключить возникновение конкуренции в полномочиях между их конституционными (уставными) судами и другими судами, входящими в судебную систему Российской Федерации. Так, Уставы Алтайского и Красноярского края, Московской, Томской и Воронежской областей не предусматривают включения в компетенцию уставных судов иных вопросов, помимо перечисленных в ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе соответствующего субъекта РФ полномочия уставного суда могут быть сформулированы более широко, но, в то же время, не содержат указания на такие вопросы, которые не могут быть отнесены к предмету ведения конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
  Так, в соответствии со ст. 3 Закона "Об уставном суде г. Москвы", Уставный суд г. Москвы:
  1. Разрешает дела о соответствии Уставу:
  а) законов города Москвы;
  б) нормативных правовых актов Московской городской думы, мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы;
  в) уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  г) отдельных положений нормативных правовых актов, указанных в пунктах "а", "б", "в" ч. 1 настоящей статьи.
  2. Дает официальное толкование Устава.
  3. Реализует законодательную инициативу.
  4. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом
 "О судебной системе Российской Федерации", Уставом и настоящим Законом.
  В некоторых субъектах РФ конституционные суды выполняют и другие полномочия, вполне соответствующие их положению и предназначению.
  Например, в Республике Марий Эл Конституционный суд Республики осуществляет контроль за проведением выборов Президента Республики и решением Республиканского парламента о назначении референдума. Конституционный суд Республики Бурятия по запросу Народного Хурала Республики Бурятия даёт заключение о наличии оснований для отрешения Президента Республики Бурятия от должности.
  В ряде субъектов РФ в соответствующих нормативных актах прямо указывается на недопустимость конкуренции между полномочиями их конституционных (уставных) судов и других судов, входящих в судебную систему Российской Федерации. Так, ст. 3 Закона "Об Уставном суде Ханты-Мансийского округа" содержит правило, согласно которому: "Уставный суд принимает решения по другим делам, переданным ему Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, окружными законами и договорами, заключаемыми Ханты-Мансийским автономным округом в соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, если это не противоречит его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа уставного контроля". Согласно ст. 5 Закона "Об Уставном суде Свердловской области":
  1) Уставный суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в решение политических вопросов.
  2) Уставный суд не вправе нарушать компетенцию федеральных судов, юрисдикция которых распространяется на территорию Свердловской области либо на соответствующую категорию дел.
  Уставный суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
  В то же время законодательство некоторых субъектов Российской Федерации отнесло к ведению своих конституционных (уставных) судов ряд вопросов, не относящихся к ведению субъекта РФ либо допускающих возникновение конкуренции в определении компетенции между своим конституционным (уставным) судом и другими судами, входящими в судебную систему РФ.
  Например, Конституционный суд Республики Башкортостан вправе решать вопросы о конституционности деятельности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске, тогда как вопросы, связанные с запрещением, ограничением деятельности некоммерческих организаций отнесены федеральным законодательством к ведению судов общей юрисдикции. Конституционный суд Республики Бурятия по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Бурятия, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Аналогичными полномочиями наделены Конституционный суд Республики Карелия, Конституционный суд Республики Саха (Якутия). Между тем в силу ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное полномочие принадлежит к числу отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ.
  Следует также отметить, что и конституционным (уставным) судам тех субъектов Российской Федерации, которые более ограниченно рассматривают их компетенцию, не всегда удается осуществлять свои полномочия, не выходя за ее пределы. Так, Уставным судом Свердловской области было рассмотрено дело о легитимности ряда нормативных положений "Временного порядка расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособий по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости", утвержденного постановлением Правительства области. Между тем ряд положений, из числа признанных нелегитимными данным судом, противоречил не Уставу области, а Федеральному закону "О занятости населения в Российской Федерации" (то есть такие вопросы должны были рассматриваться судом общей юрисдикции). В другой ситуации тот же суд признал не соответствующими Уставу области отдельные положения решения Екатеринбургской городской думы "О бюджете города Екатеринбурга на 2000 год". Суд установил, что применение их носило дискриминационный характер по сравнению с общероссийскими общественными объединениями инвалидов, а льготы и преимущества по налогу на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы дифференцировались в зависимости от территориальной сферы деятельности общественных объединений инвалидов. Между тем указанными положениями нарушался конституционный принцип равенства прав и свобод человека, и, стало быть, эти вопросы относились, скорее, к ведению Конституционного Суда РФ31.
  III. Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы о составе и количестве судей, входящих в конституционный (уставный) суд, о предъявляемых к ним требованиях, о статусе судей таких судов, наличии у них возможности заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме осуществления конституционного (уставного) судебного контроля. Таким образом, на этих судей не распространяется статус, единый для судей всех других судов, входящих в судебную систему РФ.
  При этом требования, предъявляемые к кандидатам в такие судьи, как правило, достаточно высокие. Так, судьей Уставного суда Ханты-Мансийского автономного округа может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню избрания тридцатилетнего возраста, обладающий избирательным правом, безупречной репутацией, качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Уставного суда, пользующийся всеобщим доверием, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
  Судьёй Конституционного суда Республики Бурятия может быть гражданин Республики Бурятия, обладающий избирательным правом, познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для выполнения обязанностей судьи, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
  В то же время судьей Уставного суда Свердловской области, например, может быть любой гражданин, удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи федеральным законом (то есть тем же требованиям, что и кандидат в судьи районного суда). Такие требования представляются явно заниженными, поскольку для судьи такого суда требуются все же более высокая квалификация и больший жизненный опыт32.
  Различным образом в разных субъектах РФ устанавливается и срок полномочий судей конституционных (уставных) судов.
  Часто законодательством субъекта РФ устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением другой оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политической партии или движению. Вместе с тем в Республике Адыгея, где члены Конституционной Палаты работают на непостоянной основе, если иное решение в форме закона не будет принято парламентом республики, не содержится запрета для судьи быть депутатом, заниматься или сохранять за собой другие должности. Закон Ханты-Мансийского автономного округа позволяет судье Уставного суда выполнять свои обязанности либо на возмездных началах и постоянной профессиональной основе, либо по совмести-
 тельству.
  Различным образом формулируются в ряде случаев и гарантии независимости и неприкосновенности для судей соответствующих судов в различных субъектах РФ.
  Кроме того, субъекты РФ по своему усмотрению устанавливают порядок наделения судей полномочиями. Например, для избрания судей Конституционного суда Республики Тыва ее Президент, Председатель Верховного Хурала, сообщество судей представляют Верховному Хуралу до трех кандидатур каждый. Все кандидатуры включаются в бюллетень для тайного голосования. В Республике Татарстан половину персонального состава Конституционного суда представляет парламенту - Государственному Совету его Председатель, а другую половину - Президент.
  IV. Финансирование Конституционного (Уставного) суда субъекта РФ производится только за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
  V. Порядок рассмотрения всех вопросов Конституционным (Уставным) судом субъекта РФ регулируется законодательством соответствующего субъекта РФ (законом или регламентом Конституционного или Уставного суда).
  При этом, как правило, региональные законодатели воспроизводят в таких документах общие принципы осуществления правосудия: независимости, коллегиальности, гласности, устности, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, использования русского языка - государственного языка Российской Федерации с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком, иногда также - непосредственности и непрерывности судебного разбирательства (см., например, законы о Конституционном или Уставном суде Ханты-Мансийского АО, Свердловской области, Республики Башкортостан и т. д.)
  VI. Наконец, еще одна особенность деятельности конституционных (уставных) судов предусмотрена ч. 4 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии с ней решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Это правило, по аналогии с тем, что установлено для Конституционного Суда РФ, толкуется региональным законодателем также как обязательность решений, принятых конституционными (уставными) судами субъектов РФ, невозможность их обжалования, отсутствие порядка пересмотра таких решений.
  Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время самостоятельность законодателя субъекта РФ в сфере определения начал организации и деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ, его полномочий, статуса его судей чрезмерно велика, что может вызывать (и вызывает) недопустимые колебания в статусе (и соответственно уровне независимости) его судей, приводит к случаям выхода таких судов за пределы своей юрисдикции, приводит к осуществлению конституционного (уставного) правосудия на различных началах в разных регионах РФ. Поэтому вполне оправданными представляются предложения о появлении некоего "модельного" закона о Конституционном (Уставном) суде субъекта РФ, либо (по аналогии с мировыми судами) федерального закона, содержащего минимальные требования к статусу, порядку назначения и деятельности, полномочиям судей таких судов.
 2. История института мировых судей в России
  Мировой суд в России впервые был сформирован в результате судебной реформы 1864 г. и представлял собой систему местных судов, отграниченную от общих судов и основанную на иных принципах. Мировой суд задумывался тогда как суд всесословный, максимально свободный от формальностей и обрядов (с соблюдением, однако, необходимых процессуальных гарантий), максимально приближенный к населению. Мировыми судьями должны были становиться местные жители, хорошо знакомые с местными условиями, пользующиеся уважением и авторитетом у населения и обладающие определенным минимумом юридических знаний. Кроме того, перед местным судом были поставлены и особые задачи (по сравнению с прочими - "коронными" судами). По мысли составителей судебных уставов, ими должны были стать: достижение примирения, а также охранение общественного порядка и спокойствия "посредством разбора дел о маловажных преступлениях и проступках, которые... требуют скорого решения на этих именно местах, где они возникают".
  С учетом всех этих особенностей, характерных для мирового суда, сами принципы его организации и деятельности существенно отличались от принципов организации и деятельности общих судебных мест.
  Нижним звеном мировой юстиции стал единоличный мировой судья. В его полномочия входило:
  1) разрешение дел об уголовных проступках, за которые возможно назначить следующие наказания: а) выговор, замечание или внушение; б) денежное взыскание не свыше 300 руб.; в) арест на срок не свыше 3 месяцев; г) содержание в тюрьме не свыше 1 года;
  2) разрешение гражданских дел, если сумма иска не превышала 500 руб.;
  3) кроме судебных полномочий мировые судьи имели и некоторые обязанности административного и охранительного порядка, в частности, они открывали избирательные сельские съезды для избрания гласных, исполняли на своем участке нотариальные обязанности, если на нем не было нотариуса; несли определенные обязанности по устройству помещений для арестованных по приговорам мировых судей и по надзору за ними, а также выполняли другие обязанности.
  Второй инстанцией для мировых судей служил мировой съезд соответствующего округа. Он мог пересматривать неокончательные приговоры в апелляционном порядке, а окончательные - в кассационном. Высшей кассационной инстанцией служили кассационные департаменты Правительствующего сената. Окружной суд судебного надзора за мировыми судьями не осуществлял. Это аргументировалось необходимостью обеспечения независимости этих учреждений, а также тем, что надзор за ними лишь со стороны высшего органа судебной власти будет способствовать повышению уважения к мировым судьям со стороны населения. Немаловажным было и другое: мировой суд по своему предназначению должен решать дела не только и, может быть, не столько руководствуясь законом, но и сообразуясь с наглядным знанием судьей местных отношений и обстоятельств, с тем чтобы обеспечить достижение "естественной справедливости". Окружному же суду, суду профессиональных юристов чужд такой взгляд на дело, он руководствуется не собственным знанием местных обстоятельств, а исключительно представленными доказательствами, которые оценивает в строгом соответствии с законом. И потому подчинить мировую юстицию судам общей юрисдикции, по мнению авторов судебной реформы 1864 г., значило бы упразднить ее как таковую. Поэтому, хотя в дореволюционной России и обсуждался неоднократно вопрос об изменении порядка обжалования приговоров и решений мировых судей, приняты эти предложения не были, так как интересы охраны независимости и самостоятельности мировых судей пользовались несомненным приоритетом перед интересами унификации судебной системы.
  Следующим серьезным отличием мировых судов стала выборность судей. В отличие от судей общих судебных учреждений, назначавшихся на должность правительством, мировые судьи (в центральных губерниях России) избирались местным населением.
  При этом преследовалась чисто утилитарная цель: на местах было проще найти достаточное количество уважаемых людей на эту службу, которые к тому же соответствовали бы всем установленным цензам.
  Цензы, необходимые для судей мировых судов, также отличались от общих. Так, образовательный ценз для мировых судей был ниже, чем для коронных. Достаточно было окончить курс в среднем учебном заведении либо прослужить не менее 3 лет в должностях, на которых он мог приобрести практический опыт в производстве судебных дел. Диктовалась эта особенность как тем, что в то время было практически невозможно найти необходимое количество людей с высшим образованием для отправления этой службы, так и предпочтением со стороны законодателя других качеств, в частности уважения населения и житейского опыта. Кроме того, мировые судьи должны были обладать и особыми качествами: они должны были быть жителями данной местности и обладать определенным имущественным цензом.
  Мировые судьи пользовались громадным авторитетом среди населения. За десять лет существования данного института количество дел, находящихся в производстве мировых судей, выросло почти в десять раз. Институт мировых судей существенно повлиял на рост уважения к суду со стороны населения, увеличил его правовую защищенность.
 3. Место мировых судей в судебной системе РФ
  Основные начала организации и деятельности мировых судей, место данного института в судебной системе РФ зафиксированы в нормах Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (ст.ст. 3, 4, 6, 10, 13, 17, 21, 28, 33), а также в нормах Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
  Согласно ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
  Проявляется это в том, что субъект РФ вправе (и обязан):
  1. Собственным законом разрешать вопрос о порядке избрания или назначения мировых судей на должность. Если все федеральные судьи назначаются на эту должность, то мировые судьи могут получать свои полномочия как в результате назначения, так и в результате избрания их на должность. При этом ст. 6 Закона "О мировых судьях в РФ" предусматривает три возможных порядка назначения (избрания) мировых судей:
  - назначение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  - избрание на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  - избрание на должность населением соответствующего судебного участка.
  Как правило, мировые судьи в РФ не избираются, а назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
  2. Определять в установленных федеральным законом пределах количество и границы судебных участков, в пределах которых будут осуществлять свою деятельность мировые судьи. При этом общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом (это - ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ" и Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в данный федеральный закон) по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или, наоборот, по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.
  3. В пределах, установленных федеральным законом, конкретизировать срок полномочий мирового судьи в случае его первого и повторного избрания (назначения) на эту должность. Полномочия мирового судьи ограничиваются определенным сроком. При этом впервые он назначается (избирается) на должность не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) не менее чем на пять лет. В различных субъектах РФ конкретные сроки, на которые назначаются мировые судьи (впервые и повторно) немного различаются. Так, достаточно распространенным, по нашим сведениям, является назначение мировых судей впервые - на три года и повторно - на пять лет. Такие сроки полномочий предусмотрены, например, для мировых судей городов Москвы, Санкт-Петербур-
 га, Кемеровской, Нижегородской и Новосибирской областей. В то же время в Иркутской области мировые судьи впервые назначаются на должность на срок 5 лет. В Томской области при повторном назначении срок полномочий мирового судьи составляет 7 лет, в Чувашской Республике - 8 лет, в Камчатской и Смоленской областях - 10 лет.
  4. Устанавливать порядок осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ.
  5. Предусматривать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Такие дополнительные гарантии предоставляются мировым судьям очень редко. Стоит, однако, отметить, например, Закон "О мировых судьях в Кемеровской области", ч.5 ст.4 которого предусматривает для мирового судьи дополнительные гарантии на случай упразднения судебного участка или должности мирового судьи. В соответствии с данной нормой в подобной ситуации мировой судья должен быть, с его согласия, переведен на другой судебный участок, а при отсутствии возможности такого перевода упразднение судебного участка или должности судьи может произойти только по истечении срока полномочий соответствующего судьи.
  6. Создавать надлежащие условия для работы мировых судей, организовывать материально-техническое обеспечение их деятельности, повышение их квалификации. За счет бюджета РФ производится лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты Российской Федерации должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ финансируется оплата содержания работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя, секретаря судебного заседания и/или помощника судьи), расходы по аренде помещений, занимаемых мировыми судьями, расходы на ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений, почтовые расходы, оплату услуг телефонной связи, покупку мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д.
  Правительство Мурманской области и Законодательное собрание Челябинской области оспаривали конституционность норм, согласно которым работники аппарата мирового судьи отнесены к государственным служащим субъекта РФ (ст. 9 ФЗ "О мировых судьях в РФ") и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции или органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 10 того же ФЗ). Однако Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что данные положения ФЗ "О мировых судьях в РФ" соответствуют положениям Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", проверку положений которого Конституционный Суд РФ осуществлять не вправе, в связи с чем отказал в принятии соответствующих запросов к рассмотрению (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 г. № 182 - О).
  В остальном правовой статус и порядок деятельности мировых судей определяются законодательством РФ.
  Мировые судьи являются нижестоящим звеном судов общей юрисдикции. Они могут рассматривать уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях только по первой инстанции. Вышестоящим судом для мировых судей, пересматривающим их решения, приговоры, определения и постановления в апелляционном порядке, является районный суд.
  Мировой суд в тех местностях, где он создан, должен стать судом, наиболее приближенным к населению. Однако это далеко не всегда реализуется на практике. Так, например, все мировые судьи судебных участков, расположенных на территории города Томска, размещаются и осуществляют правосудие в одном здании, расположенном на окраине города. В результате для населения ряда судебных участков территориально более близким является районный суд, а не мировой судья соответствующего участка.
  За счет бюджета РФ будет производиться лишь выплата заработной платы непосредственно мировым судьям. Субъекты Российской Федерации должны за свой счет финансировать ряд очень существенных расходов, связанных с организацией и деятельностью мирового суда. В частности, из средств субъектов РФ будут финансироваться оплата содержания работников аппарата мирового судьи (делопроизводителя и секретаря судебного заседания), оплачиваться расходы по аренде помещений, расходы на ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений, почтовые расходы, оплату услуг телефонной связи, покупку мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей и т.д. С учетом этого, независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем для судей федеральных судов.
 4. Компетенция мировых судей
  Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
  1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, перечень которых дан в ч.1 ст. 31 УПК РФ;
  2) дела о выдаче судебного приказа;
  3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
  5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент подачи заявления;
  7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
  8) дела об определении порядка имуществом;
  9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) или законами субъектов РФ (в отношении административных правонарушений, предусмотренных законами этих субъектов РФ);
  10) другие дела, отнесенные к подсудности мировых судей федеральными законами.
  Мировой судья также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в законную силу.
  Решения мировых судей, не вступившие в законную силу, пересматриваются соответствующим районным судом.
 
 
 Тема 11. ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ И ПРИНЦИПЫ
 ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
  1. Понятие правосудия и его отличительные признаки.
  2. Виды судопроизводств и формы осуществления правосудия.
  3. Понятие принципов правосудия. Система принципов право-
 судия.
  3.1. Обеспечение доступа к правосудию.
  3.2. Равенство граждан перед законом и судом.
  3.3. Законность построения судебной системы и осуществления правосудия.
  3.4. Независимость судей и подчинение их только закону.
  3.5. Гласность судебного разбирательства.
  3.6. Национальный язык судопроизводства.
  3.7. Процессуальное равноправие сторон и состязательность.
  3.8. Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.
  3.9. Участие в судопроизводстве представителей общества.
 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки
  Правосудие в РФ представляет собой один из основных видов деятельности государства, в ходе которого осуществляется защита нарушенных прав граждан, юридических лиц или государства. Оно составляет основу деятельности судов на территории России и при осуществлении правосудия обеспечивается определенная стабилизация и даже сдерживание незаконных действий представителей органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем в учебном курсе "Правоохранительные органы в РФ" основной упор делается на организационную сторону осуществления правосудия, а именно - судоустройство в России. Поэтому правосудие в данной дисциплине рассматривается "сквозь призму" организации и функционирования судебной системы, как одна из основных функций, осуществляемых судами и судьями, учитывая, что подробнее в дальнейшем виды судопроизводств будут изучаться в самостоятельных учебных дисциплинах: "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Арбитражное судопроизводство", "Кон-
 ституционное судопроизводство".
  Правосудие - это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.
 Признаки правосудия
  1. Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства. Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие. Осуществление правосудия является реализацией судебной власти, которая, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Выделение судебной власти в качестве самостоятельной обеспечивает независимость судов при осуществлении правосудия от всех других органов государства, в том числе и от органов исполнительной власти. Последние могут лишь обращаться в суд для разрешения правового спора, возникшего между одним органом исполнительной власти и другим, а также между органом исполнительной власти и негосударственными образованиями и гражданами.
  2. Правосудием является только деятельность суда. Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие. Вот почему в ст. 49 Конституции РФ установлена презумпция невиновности граждан и предусмотрено правило, что лицо считается виновным только после установления этого вступившим в законную силу приговора суда.
  3. К судам, как к органам, имеющим право осуществлять правосудие, относятся только те, которые перечислены в Конституции РФ (ст.ст. 118-128) и Федеральном конституционном законе "О судебной системе в РФ" (ст. 4). Другие органы хотя и могут иметь в названии слово "судебная" (например, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ), на самом деле судами не являются и правосудия не осуществляют. Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается (ст. 118 Конституции РФ).
  4. Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности. Он осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда, контролирует их работу, поощряет и наказывает их в дисциплинарном порядке. Председатель суда распределяет поступившие в суд дела между судьями. В рамках судейского сообщества действуют его органы, выполняя организационные и представительские функции. Пленум Верховного Суда РФ дает в своих постановлениях руководящие разъяснения судам общей юрисдикции. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.
  5. Правосудие осуществляется в определенной процессуальной форме. Процессуальная форма (процедура, порядок) деятельности суда зависит от характера правового спора и может быть предусмотрена Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" и другими федеральными законами. Степень сложности процессуальной формы зависит от категории рассматриваемого дела. Чем более серьезные последствия могут наступить в результате разрешения дела, тем более сложными являются процедура, порядок рассмотрения такого дела. Наиболее сложная процессуальная форма предусмотрена для рассмотрения уголовных дел. Она закрепляется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Значение процессуальной формы заключается в том, что она дисциплинирует суд и других участников процесса, обеспечивает режим законности в процессе, повышает авторитет суда, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, в зависимости от рассматриваемых споров и дел определяется как тот или иной вид судопроизводства. В рамках отдельных видов судопроизводств правосудие может проходить несколько этапов (стадий): рассмотрение дела по существу и проверки вынесенных судом решений в проверочных инстанциях судов.
  6. При осуществлении правосудия могут применяться достаточно серьезные виды принуждения, некоторые из которых не свойственны другим видам государственной деятельности. Так, в случае неявки по вызову суда свидетель может быть доставлен в суд в принудительном порядке. Принудительный привод по поручению суда осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. За нарушение порядка в судебном заседании любой гражданин может быть в том же судебном заседании оштрафован. Такой штраф может составить: в случае нарушения порядка при рассмотрении уголовного дела - до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, в случае нарушения порядка, определяемого ГПК РФ - до десяти минимальных размеров оплаты труда. По делам, рассматриваемым арбитражными судами, размер возможного взыскания зависит от того, был ли нарушен порядок судебного заседания гражданином (до
 25 МРОТ), должностным лицом (до 50 МРОТ) или организацией. В последнем случае штраф может достигнуть 1000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, неуважение к суду и воспрепятствование осуществлению правосудия могут рассматриваться как уголовные преступления (ст.ст. 294 и 297 УК РФ). В ряде случаев до принятия судом решения им могут быть применены обеспечительные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе: может быть наложен арест на имущество ответчика, ответчику может быть запрещено совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (например, продавать, отдавать в залог и пр.), на ответчика может быть возложена обязанность совершения определенных действий в целях предотвращения порчи спорного имущества, спорное имущество может быть передано на хранение истцу или иным лицам и т.д.
  Некоторые решения принудительного характера могут быть приняты только судом и никаким другим органом. Так, только суд может принять решение о заключении человека под стражу в качестве меры пресечения, о конфискации имущества.
  В случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления суд назначает ему наказание, предусмотренное уголовным законом с учетом тяжести совершенного преступления и опасности лица, его совершившего. Так, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления может быть назначено наказание в виде лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.
 2. Виды судопроизводств и формы осуществления правосудия
  Понятие "вид правосудия" тесно связано с понятием "форма (вид) судопроизводства". Это объясняется тем, что правосудие как вид государственной деятельности реализуется в конкретных, предусмотренных законом процессуальных формах или видах судопроизводств. Перечень таких видов определяется в ст. 118 Конституции РФ и воспроизводится в ч.3 ст.1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ": "судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства".
  Эта законодательная формула позволяет выделить виды правосудия или формы судопроизводств: конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное.
  Из прямого указания конституционного положения выпадает арбитражное судопроизводство. Однако следует сказать, что за последние годы и в связи с принятием новой редакции АПК РФ можно утверждать, что правосудие в арбитражных судах как самостоятельная форма (вид) сформировалось.
  Каждое из названных видов правосудия осуществляется в своей процессуальной форме судопроизводства, предусмотренной специальным нормативным актом - кодексом: арбитражное - АПК, гражданское - ГПК, уголовное - УПК, административное - КоАП или Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" - конституционное. Для осуществления видов правосудия могут создаваться специальные суды или их виды. Так, конституционное правосудие осуществляет Конституционный Суд РФ или конституционные суды республик в составе РФ, арбитражное правосудие - арбитражные суды. Вместе с тем суды общей юрисдикции рассматривают дела и разрешают правовые споры при осуществлении административного, гражданского и уголовного судопроизводства.
  Анализ действующего законодательства приводит к выводу, что предметом деятельности судов являются правовые конфликты и споры. К их числу можно отнести: 1) гражданские споры и дела; 2) уголовные дела и вопросы уголовного наказания; 3) дела об административных правонарушениях; 4) экономические споры, возникающие в сфере предпринимательской деятельности; 5) споры, возникающие из административно-правовых отношений; 6) споры, возникающие из государственно-правовых отношений, и другие. Перечень правовых споров и вопросов, разрешаемых судом при осуществлении правосудия, достаточно широк. Поэтому для разграничения их между имеющимися судами для определения рамок вида правосудия используются в законодательстве категории подведомственности и подсудности правовых споров и дел конкретным видам судов или судебных органов. Внутри порядка осуществления правосудия (судопроизводства) может быть предусмотрена или нет определенная последовательность рассмотрения правовых споров и дел и проверка вынесенных решений. Эти вопросы связаны с понятием инстанций и их взаимосвязями внутри судопроизводств, например, арбитражного - рассмотрение дела по существу, апелляционная инстанция, кассационное и надзорное судопроизводство. В установленных законом случаях, решения суда в зависимости от выполняемых инстанции при осуществлении правосудия может изменяться, отменяться или выносится новое решение по правовому спору.
  Поэтому можно утверждать, что всякая деятельность суда (судьи) по разрешению любого правового спора в установленных рамках судопроизводства и предусмотренных инстанциях является правосудием.
 3. Понятие принципов правосудия. Система принципов правосудия
  В основе организации судебной системы и осуществления правосудия лежат определенные сложившиеся веками постулаты. Не использовать или обойти их в построении судебной системы или организации правосудия, значит, не учитывать объективные закономерности развития общества или волюнтаристски интерпретировать их в деятельности конкретного государственного механизма. Познанные в обществе и воспринятые законодателем в государстве постулаты становятся правовыми принципами организации, в частности, судебной власти и реализующих ее органов. Это положение относится и к принципам правосудия, которые выводятся из таких постулатов, формулируются в определенное правило и закрепляются в законе.
  Поэтому принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах РФ основополагающие начала построения и функционирования судебной системы России и каждого ее суда.
  Принцип правосудия - это, прежде всего, правовое положение, закрепленное в законе. Принцип имеет свою формулу и раскрывающее ее в правовой норме содержание. Значение принципов правосудия подчеркивается тем, что все они изначально закреплены в Конституции РФ или вытекают из ее положений.
  Любой принцип правосудия конкретизируется, находит свое проявление во многих других правовых нормах. Так, принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 123 Конституции РФ. Содержание этого принципа раскрывается также в ст. 9 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", ст. 17 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 9 Гражданско-процессуаль-
 ного кодекса РСФСР, ст. 24.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  Поэтому изучение принципов или принципа правосудия предполагает использование целой совокупности нормативных актов, в которых закрепляются процессуальные формы видов судопроизводств.
  Следует отметить, что нужно различать принципы правосудия и принципы отдельных видов судопроизводств. Если первые характерны для правосудия в целом и проявляются во всех видах правосудия, то вторые могут распространять свое действие только на отдельные виды судопроизводств. Так "принцип национального языка судопроизводства" определяет осуществление правосудия всех видов, в то время как "принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту" применяется только при осуществлении правосудия по уголовным
 делам.
  Все принципы правосудия взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. В своей совокупности они представляют определенную взаимообусловленную и взаимосвязанную систему. Невозможно, например, в полной мере обеспечить принцип равенства граждан перед судом и законом, если будет нарушаться принцип национального языка судопроизводства.
  Система принципов, то есть все принципы в их совокупности и взаимосвязи, характеризует не только само правосудие как судебную деятельность, но и саму судебную систему конкретного государства. В литературе можно встретить деление всех принципов на судоустройственные (характеризующие организацию судебной системы) и судопроизводственные (предусматривающие характерные черты деятельности суда при осуществлении правосудия). Однако деление это весьма условно, поскольку каждый из принципов отражает как устройство судебной системы, так и деятельность судов по разрешению правовых споров. О перечне принципов, входящих в систему принципов правосудия, нет единства мнений в литературе. В данной работе излагается мнение авторов о перечне, последовательности и взаимосвязи основных положений правосудия, сформулированных в действующем законодательстве.
  В систему принципов правосудия можно включить следующий перечень взаимосвязанных принципов:
  - доступность правосудия;
  - равенство граждан перед законом и судом;
  - законность построения судебной системы и осуществления правосудия;
  - независимость судей и подчинение их только закону;
  - гласность осуществления правосудия;
  - национальный язык судопроизводства;
  - процессуальное равноправие сторон и состязательность;
  - обеспечение гражданам возможности использовать квалифицированную юридическую помощью при обращении к правосудию;
  - участие в судопроизводстве представителей общества.
  Основным требованием к системе принципов правосудия остается преломление их во всех видах судопроизводств и закрепление их в действующих процессуальных нормативных актах, определяющих виды судопроизводств.
 
 3.1. Обеспечение доступа к правосудию
  Этот принцип правосудия имеет исключительное значение, поскольку все остальные принципы правосудия лишаются смысла в том случае, если не будет обеспечено право граждан на доступ к правосудию и реализована возможность обратиться в суд в случае возникновения любого правового спора. Содержание этого принципа заключается в том, что государство таким образом организует реализацию судебной власти, судебную систему и расположение судов на территории РФ, чтобы любой гражданин имел возможность обратиться в судебные органы или к судье за защитой своих нарушенных прав.
  Этот принцип непосредственно закрепляется или интерпретируется применительно к различным видам правосудия, конкретизируясь и развиваясь.
  Так, споры гражданско-правового характера могут решаться, в зависимости от усмотрения их участников, либо судом, либо в несудебном порядке (третейский суд, арбитражные комиссии и т.п.). В гражданском процессе лицо, которое считает, что его права и законные интересы нарушены, имеет право обратиться в суд за их защитой (ст. 3 ГПК РФ). Реализация принципа обеспечения доступа к правосудию здесь происходит путем надлежащей организации судебной системы, приближения суда к населению, оптимизации размеров государственной пошлины, взимаемой при обращении в суд, обязанностью суда принять любое исковое заявление, соответствующее определенным законом требованиям, и т.д.
  Дела об административных правонарушениях могут разрешаться как судом, так и органами исполнительной власти в административном порядке (милиция, органы пожарного надзора и т.д., см. гл. 23 КоАП РФ). Выбор способа разрешения дела зависит от существа правонарушения и вида возможного наказания за его совершения. Однако гражданин, не согласный с решением несудебного органа, имеет возможность обратиться в суд с жалобой на такое решение.
  Таким образом, реализация рассматриваемого принципа в производстве по делам об административных правонарушениях обеспечивается путем гарантирования лицу, обвиняемому в совершении административного проступка, возможности обращения за судебной защитой в тех случаях, когда он не согласен с решением административного органа. Кроме того, применения некоторых административных наказаний невозможно иначе, как на основе судебного рассмотрения и разрешения дела (ст. 3.9 КоАП РФ).
  Специфическое значение приобретает рассматриваемый принцип в уголовном процессе.
  Каждый потерпевший от преступления имеет право как сам непосредственно обратиться в суд, в установленных законом случаях, так и требовать от органов государства защиты своих прав в судебном порядке (ст.ст. 45, 46, 52 Конституции РФ). Статьи 6 и 20 УПК РФ устанавливают правовую обязанность должностных лиц и органов государства в порядке, установленном законом, защищать права лиц, потерпевших от преступления, и осуществлять уголовное преследование граждан, подозреваемых или обвиняемых в преступлении.
  Кроме того, другая сторона принципа может включать, что разрешение уголовных дел, признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему уголовного наказания производится исключительно только судом.
  "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда", - предусмотрено в ст. 49 Конституции РФ.
  Таким образом, право разрешать уголовно-правовые споры, признавать виновным в совершении преступления, назначать уголовное наказание доверено только суду. Это объясняется тем, что:
  1) именно при разрешении уголовных дел возможно наиболее серьезное государственное принуждение, в случае необоснованного осуждения наступают наиболее значительные негативные последствия, цена ошибки в данном случае несравненно больше, чем цена возможной ошибки при разрешении какого бы то ни было иного правового спора;
  2) суд является таким органом, который в наибольшей степени застрахован от возможных ошибок (в силу своей организации, независимости, принципов деятельности).
  К сказанному следует добавить, что и ст. 4 АПК РФ непосредственно закрепляет право заинтересованных лиц на обращение в арбитражный суд.
 
 3.2. Равенство граждан перед законом и судом
  Этот принцип закреплен ст. 19 Конституции РФ, а его содержание раскрывается в ст. 7 ФКЗ "О судебной системе РФ", ст. 7 АПК РФ, ст. 6 ГПК РФ, частично (как принцип равенства перед законом) в ст. 1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В УПК РФ данный принцип не нашел своего обособленного отражения в отдельной статье. Тем не менее принцип равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия по уголовным делам, по делам об административных правонарушениях, так же как и по гражданским делам и делам об экономических спорах. Сущность этого принципа заключается в том, что ни пол, ни расовая и национальная принадлежность, ни происхождение, ни социальное и имущественное положение, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни род и характер занятий, ни место жительства, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, участвующему в деле, и не влияют на ход и исход дела.
  Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц.
  Так, например, предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Конституция РФ и законы РФ (в том числе УПК РФ и КоАП РФ) предусматривают особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокуроров и некоторых других категорий лиц. Это служит гарантией их неприкосновенности, без которой они не смогли бы надлежащим образом выполнять свои обязанности.
  Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства:
  1) все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе;
  2) каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами;
  3) лишь в этих случаях и ни в каких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан.
 
 3.3. Законность построения судебной системы и осуществления правосудия
  Принцип законности лежит в основе построения судебной системы и осуществления правосудия. В России действуют только те суды, которые предусмотрены федеральным конституционным законом. Правосудие может осуществляться судами только в процессуальных формах, предусмотренных законом, и решения судами принимаются лишь в тех рамках, которые устанавливает закон. В основе принципа законности лежат положения ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".
  Если рассматривать принцип законности применительно к судебной системе, то она устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" (ст. 2). Положения их конкретизируются в федеральных конституционных закона об отдельных видах судов: ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", ФКЗ "О военных судах в РФ", а также в Федеральном законе "О мировых судьях в РФ" и Законе РСФСР "О судоустройстве в РСФСР". Названные правовые акты создают законодательную основу организации и деятельности судов РФ.
  Процессуальная деятельность судов регламентируется более конкретно применительно к отдельным видам судопроизводств. Так, принцип законности в гражданском судопроизводстве закрепляется и уточняется в ст.ст. 1 и 11 ГПК РФ, в отношении арбитражного судопроизводства в ст.ст. 3, 6, 13 АПК РФ, применительно к уголовному судопроизводству в ст.ст. 1 и 7 УПК РФ. Положения ст.ст. 1.1 и 1.6 КоАП раскрывают преломление принципа законности, в частности, и к административному судопроизводству, а из ст. 1 и ч. 1 ст. 29 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" выводятся правовые основы законности конституционного судопроизводства.
  Понятие принципа законности раскрывается в науке теории государства и права, и там по этим вопросам нет единства мнений. Применительно к осуществлению правосудия нас интересует содержательное преломление принципа законности к деятельности судов. Поэтому можно выделить в содержание этого принципа следующее: 1) Построение судебной системы в России и организация отдельных судов регулируется федеральными конституционными и федеральными законами.
 2) Процессуальная деятельность судов и судей осуществляется на основе процессуальных законов и определенной в них законодательной базе. 3) Решения, выносимые судами при осуществлении правосудия, должны находиться в рамках предписаний материального закона и в случаях, установленных в законе, выноситься с соблюдением процедуры.
 
 3.4. Независимость судей и подчинение их только закону
  Только реально независимые судьи могут осуществлять справедливое правосудие. Поэтому обеспечению независимости судей и судебной системы в целом уделяется в государстве большое внимание. Вместе с тем порядочность судьи не должна вызывать сомнения.
  "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону", - гласит ст. 120 Конституции РФ.
  В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Это записано в ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ".
  В содержание принципа независимости включаются следующие элементы:
  1) судья - единственный государственный служащий, который никому не подчиняется и ни перед кем не отчитывается в своей работе;
  2) все решения судья принимает самостоятельно, никто не вправе воздействовать на судей при принятии ими решений;
  3) всякое вмешательство в деятельность суда, от кого бы оно ни исходило, преследуется по закону, в том числе и в уголовном порядке;
  4) при рассмотрении дела в коллегиальном составе все судьи, входящие в коллегию, равны, никто из них не имеет преимуществ;
  5) любое решение судья принимает, руководствуясь своим правосознанием, совестью и законом. Таким образом, судья независим только в рамках закона. Закон служит гарантией от судебного произвола.
  Независимость судей обеспечивается гарантированными социальными условиями жизни судей, их политической обособленностью и гарантированностью надлежащей организации профессиональной деятельности судей.
  Гарантии независимости судей можно разделить на три группы: политические, экономические (материальные) и правовые.
  1. Политические гарантии независимости. К их числу относится реальное осуществление принципа разделения властей, демократическое государственное и общественное устройство, отсутствие монопартийности, свободные средства массовой информации. Политическими гарантиями независимости судей являются также установленные законом запреты для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься политической деятельностью.
  2. Экономические (материальные) гарантии независимости судей. Материальные гарантии независимости относятся как к судебной системе в целом, так и к каждому конкретному судье. Экономические гарантии независимости судебной системы выражаются, в частности, в том, что деятельность по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, ресурсному и организационному обеспечению осуществляется не исполнительной властью, а органами, включенными в судебную систему РФ (аппараты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы). Кроме того, к числу гарантий независимости судебной системы можно отнести и установленный законом порядок финансирования судов. В соответствии со ст. 33 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" финансирование судов РФ должно осуществляться на основе нормативов, утвержденных федеральным законом. В разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов принимают участие председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Совет судей РФ.
  Законодательство устанавливает материальные гарантии независимости и применительно к каждому конкретному судье. В соответствии с Законом "О статусе судей в РФ", в частности, ст.ст. 19 и 20:
  а) Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее 50% их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80% должностного оклада председателя соответствующего суда; заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50% доплаты за особые условия труда. Эти доплаты к должностному окладу не могут быть уменьшены.
  б) Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно. Предусмотрены также дополнительные оплачиваемые отпуска в зависимости от стажа работы в должности судьи - до 15 рабочих дней. Ежегодные оплачиваемые отпуска судей, работающих в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, - 45 рабочих дней.
  в) Судьям оплачивается стоимость проезда к месту отдыха и обратно.
  г) Местная администрация обязана не позднее 6 месяцев после наделения судьи полномочиями предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты. По истечении 10 лет работы в должности судьи жилая площадь передается в его собственность бесплатно. С согласия судьи ему вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается за счет средств местного бюджета.
  д) Во внеочередном порядке решаются вопросы установки домашнего телефона, предоставления мест в детских дошкольных учреждениях с оплатой за счет местного бюджета.
  е) Судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное жительство в другую местность, обеспечивается во внеочередном порядке местной администрацией благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома за счет федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительного кооператива, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.
  ж) Судья и члены его семьи имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет федерального бюджета; на санаторно-курортное лечение, которое оплачивается за счет федерального бюджета. Такое право сохраняется за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание судьи и членов его семьи проводится в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
  з) В случае смерти судьи или признания его умершим его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год его работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.
  и) Судья пользуется бесплатно на территории РФ всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сооб-
 щения.
  к) Судья пользуется правом бронирования и получения вне очереди места в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
  л) Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием.
  м) Жизнь и здоровье судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Страховые суммы выплачиваются в случаях: гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, - его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи; причинение судье в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере 3-летней заработной платы судьи; причинение судье в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи. Кроме того, в указанных выше случаях судье или членам его семьи выплачивается компенсация в виде разницы между заработной платой и назначенной пенсией без зачета выплат, полученных по государственному страхованию. В случае гибели (смерти) судьи по иным причинам нетрудоспособным членам его семьи, находящимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, причитающейся на самого судью.
  н) Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.
  о) Время работы судьи в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы в полуторном размере.
  3. Правовые гарантии независимости судей.
  К числу правовых гарантий независимости судей могут быть отнесены:
  а) Установление предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия.
  б) Наличие предусмотренного законом запрета под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия.
  в) Наличие установленного порядка прекращения и приостановления полномочий судьи.
  г) Несменяемость судей, которая означает, что лицо, будучи однажды назначено (избрано) на должность судьи, не может быть смещено с нее по усмотрению какого-либо органа или должностного лица. Так, хотя судьи районных судов или федеральных судов субъектов Российской Федерации (краевых, областных судов и пр.) назначаются на должность Президентом РФ, в дальнейшем ни одно должностное лицо и ни один орган, кроме квалификационной коллегии судей (являющейся органом судейского сообщества) не вправе снять судью с должности или прекратить его полномочия. Кроме того, судья не может быть переведен на другую должность или на работу в другой суд без его со-
 гласия.
  д) Право судьи на отставку.
  е) Установление неприкосновенности судьи. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
  Конкретные проявления начала неприкосновенности судьи, исключения в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях и дисциплинарного производства в отношении судьи закрепляются ст. ст. 12.1, 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ст.ст. 447 - 452 УПК РФ. В соответствии с ними, в частности, решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть принято только квалификационной коллегией судей (т.е. органом судейского сообщества).
  Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
  - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;
  - в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.
  Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей33, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (а для судьи Конституционного Суда РФ - при наличии согласия Конституционного Суда РФ). Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого. Если в отношении судьи не было возбуждено уголовное дело и он не привлечен в качестве обвиняемого, то производство в отношении него следственных и иных процессуальных действий (о производстве выемки в жилище, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, о наложении ареста на имущество, о контроле и записи телефонных и иных переговоров и пр.) возможно только на основании судебного решения, принятого вышеуказанным судом. Такое же судебное решение необходимо и для проведения в отношении такого судьи оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Судебной коллегией такого же состава принимается решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу.
  Составы судебных коллегий, уполномоченных на принятие таких решений, ежегодно утверждаются при этом соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей субъекта РФ.
  Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ - только с согласия Конституционного Суда РФ.
  Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.
  Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, немедленно после установления его личности должен быть освобожден.
  Личный досмотр судьи не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях безопасности других людей.
  ж) Особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
  з) Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
  и) Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
  к) Независимость судьи обеспечивается и органами судейского сообщества.
  л) В законе закреплены также политические и экономические гарантии независимости судей.
  м) Обязательность требований и распоряжений судей при осуществлении ими правосудия для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц.
  н) Судья имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия.
  В законодательных актах предусмотрены и иные правовые гарантии независимости судей, установлены различные виды ответственности должностных лиц и граждан (включая уголовную) за проявление неуважения к суду.
  Вместе с тем принцип независимости судей и подчинение их только закону имеет и другую сторону, выражающуюся в подчинении судей закону. Это положение означает, что как государственные должностные лица судьи обязаны принимать свои решения по делам и правовым вопросам в рамках, установленных законом. Кроме того, при принятии решения судьи обязаны соблюдать установленную процедуру и обеспечивать процессуальные права участников. Они должны обосновывать законом и мотивировать доказательствами выносимые ими решения, соблюдать установленные для них законом сроки принятия решения. В служебной и неслужебной деятельности судьи обязаны соблюдать правила поведения, установленные для судей, например Кодексом чести судьи.
  В случае нарушения указанных положений решение судьи может быть обжаловано участниками в установленном законом порядке и вышестоящий суд может отменить или изменить принятое решения суда (судьи) в апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. При нарушении правил поведения и действующего законодательства судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности или его полномочия могут быть прекращены квалификационной коллегией - органом судейского сообщества.
  Поэтому принцип независимости судей и подчинение их закону необходимо рассматривать в единстве и связи названных положений, обеспечивающих справедливое и законное правосудие, а также действия судей в рамках, установленных законодательством.
 
 3.5. Гласность судебного разбирательства
  В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытых заседаниях допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  Содержание принципа гласности закрепляется также в ст. 9 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и преломляется к видам судопроизводств в ст. 17 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 9 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст. 24.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  Содержание принципа гласности:
  1) доступ в залы судебных заседаний при рассмотрении любого дела в любом суде свободен для любого гражданина, достигшего 16 лет;
  2) сведения о судебных процессах могут публиковаться в газетах, журналах, передаваться по радио и телевидению. Средства массовой информации при этом не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до вступления приговора или решения в законную силу.
  Исключения из принципа гласности:
  1) Уголовные и гражданские дела и дела об экономических спорах рассматриваются в закрытом судебном заседании в случаях, когда рассмотрение дела в открытом судебном заседании противоречит интересам охраны государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны (например, тайны усыновления (удочерения) ребенка).
  2) Кроме того, закрытое судебное разбирательство по уголовным делам допускается
  - по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста;
  - по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
  - в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц.
  3) Закрытое судебное разбирательство по гражданским делам допускается при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
  4) В арбитражных судах закрытое судебное разбирательство допускается при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
  Решая вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (в случаях, когда это предусмотрено законом), судья руководствуется интересами каждого из участников судебного разбирательства, а также интересами правосудия в целом.
  В ст. 241 УПК РФ также предусмотрено, что в целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае личные переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются также при исследовании материалов фотографирования, аудио и видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.
  Приговоры и решения суда, как правило, провозглашаются публично. При этом законодателем (ч. 7 ст. 241 УПК РФ и ч. 8 ст. 10 ГПК РФ) установлены следующие изъятия из этого правила:
  - в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут провозглашаться только вводная и резолютивная часть приговора;
  - решения судов по гражданским делам объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (в первую очередь, здесь вновь имеется в виду необходимость соблюдения тайны усыновления (удочерения)).
  Значение принципа гласности:
  1) слушание дела в открытом судебном заседании, в присутствии граждан позволяет более эффективно оказывать воспитательное воздействие на подсудимого и других лиц, вызванных в судебное заседание;
  2) в условиях осуществления принципа гласности в большей мере реализуются воспитательные функции суда;
  3) реализация принципа гласности имеет значение как одна из форм контроля общественности за деятельностью суда.
  С реализацией принципа гласности связаны организационные вопросы осуществления правосудия. Наличие в судах залов заседаний, где могут находиться и располагаться участники, слушатели и средства массовой информации, ограничивает или предоставляет возможность гражданам наблюдать за ходом судебных заседаний.
  На реализацию на практике этого принципа может влиять и деятельность судебных приставов или иных лиц, обеспечивающих безопасность судей и поддержание порядка в суде. Своими законными и незаконными действиями они могут ограничить доступ лиц в здание суда, что является в определенных случаях законным и обоснованным, например, для предотвращения беспорядков в суде. А в других случаях ограничивать доступ граждан в здание суда, а значит, и ограничить возможность получить доступ к правосудию.
 
 3.6. Национальный язык судопроизводства
  Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык - закрепляет ст. 68 Конституции РФ. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации. В ст.ст. 65 и 66 Конституции РФ перечисляются республики в составе РФ и устанавливается их статус.
  Положения о государственном языке РФ являются исходными и для определения языка, на котором ведется судопроизводство в различных судах. Общие положения закреплены в ст. 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ".
  Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
  Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
  Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке и пользоваться услугами переводчика.
  Общие положения о языке судопроизводства конкретизируются и уточняются в ст. 12 АПК РФ, ст. 9 ГПК РФ, ст. 18 УПК РФ, ст. 33 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ".
  Так, в соответствии со ст.ст. 18, 132 УПК РФ, ст. 97 ГПК РФ и ст. 109 АПК РФ помощь переводчика оплачивается исключительно за счет средств федерального бюджета.
  Следственные и судебные документы вручаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет (ст. 18 УПК РФ).
  Значение принципа национального языка судопроизводства:
  1) это - одно из средств обеспечения суверенитета наций в осуществлении судебной власти;
  2) через реализацию этого принципа обеспечивается равенство всех граждан перед судом, независимо от их национальной принадлежности;
  3) в условиях, когда местное население понимает язык, на котором ведется судопроизводство, с одной стороны, обеспечивается реальный общественный контроль за деятельностью суда и, с другой стороны, у суда имеется возможность оказывать наибольшее воспитательное воздействие на участников процесса и публику, присутствующую в зале;
  4) это - одна из гарантий обеспечения обвиняемому права на защиту.

<< Пред.           стр. 7 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу